+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Пулеметы авиационные: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии — РТ на русском

0

какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии — РТ на русском

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате появилось 12,7-мм орудие ШВАК для борьбы с истребителями противника. На основе этого пулемёта конструкторы создали одноимённую 20-мм пушку, которая в период войны устанавливалась на самолёты Яковлева, Лавочкина и штурмовики Ил-2. Артиллерийское орудие стало одним из самых массовых в мире в 1939—1945 годах в своём классе. По мнению экспертов, разработанные советскими инженерами авиационные средства поражения позволили ВВС Красной армии успешно противостоять люфтваффе и уничтожать наземную технику противника.

90 лет назад правительство СССР выпустило постановление о разработке пулемёта для авиационных частей Красной армии калибра 12,7 мм. 

Потребность в данном оружии была вызвана стремительным прогрессом в развитии ВВС. Воздушные сражения стали более интенсивными, в связи с этим экипажам самолётов требовалось скорострельное и достаточно мощное средство поражения вражеских летательных аппаратов.

28 мая 1932 года советские конструкторы Борис Шпитальный и Семён Владимиров изготовили опытный образец 12,7-мм орудия скорострельностью 700—800 выстрелов в минуту. В 1934 году он был принят на вооружение под наименованием ШВАК («Шпитальный/Владимиров, авиационный, крупнокалиберный»), а в 1935-м на Ковровском заводе (Владимирская область) развернулось его серийное производство.

Принцип работы автоматики ШВАК основывался на энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола. Ленточное питание производилось патронами от армейских пулемётов ДК и ДШК. В основном применялся патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32.

От пулемёта к пушке 

 

Как говорится на сайте тульского АО «Конструкторское бюро приборостроения», 12,7-мм ШВАК оказался весьма эффективным для своего времени образцом. Главным преимуществом пулемёта, помимо высокой скорострельности, было «превосходное» бронебойное и зажигательное действие пуль.

Однако проблемой ШВАК оставались недостаточные разрушительные способности разрывных боеприпасов. Чтобы нивелировать слабое фугасное действие, было принято решение разработать средство поражения более крупного калибра. Этим оружием стала 20-мм пушка ШВАК.

  • Пушка ШВАК в турельном исполнении
  • © Wikipedia Commons

Как пояснил в беседе с RT сотрудник Музея отечественной военной истории в подмосковном Падиково Юрий Пашолок, советское руководство приняло совершенно адекватное решение, поручив промышленности создать 20-мм пушку. По его словам, испытания изделия на истребителе И-16 под управлением Валерия Чкалова позволили сделать вывод о значительном увеличении огневой мощи носителя такого оружия. 

Также по теме

«Завоевал популярность благодаря надёжности»: 80 лет назад на вооружение Красной армии был принят ППШ-41

Легендарный пистолет-пулемёт Шпагина был принят на вооружение 21 декабря 1940 года. Серийное производство ППШ было развёрнуто за…

«Такая авиационная пушка не просто попадала в самолёт, она могла его разрушить благодаря более мощному патрону и высокому темпу стрельбы. Это орудие, конечно же, превосходило по поражающим способностям пулемётную версию. Кроме того, в результате довоенной доработки пушка ШВАК оказалась ещё и более надёжным оружием», — рассказал Пашолок.

Советская промышленность выпустила первую партию 20-мм пушек в 1936 году. Впоследствии данный тип оружия нашёл чрезвычайно широкое применение в боевой авиации Красной армии, полностью затмив по популярности 12,7-мм предшественника.

В период Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК были установлены на 37 тыс. истребителей Яковлева, 22 тыс. самолётов Лавочкина, 40 тыс. штурмовиков Ил-2, которые немцы прозвали, согласно воспоминаниям некоторых лётчиков, «бетонным самолётом», «мясорубкой» и даже «чёрной смертью». Также они монтировались на истребители МиГ-3, бомбардировщики Ту-2 и британские самолёты Hawker Hurricane, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу.  

Кроме того, ШВАК оснащались лёгкие танки ТНШ-20 или ТНШ-1 и Т-60, принявшие участие в битве за Москву в декабре 1941 года. Однако использование 20-мм пушек в Сухопутных войсках Красной армии не стало массовым из-за чувствительной к загрязнению и запылённости автоматики.

Максимальная скорострельность ШВАК достигала 850 выстрелов в минуту. Столь высокий темп стрельбы обеспечивался разработанным Шпитальным барабанным десятипозиционным механизмом поэтапного извлечения патрона из ленты.

  • Пробоины от попадания из советской пушки ШВАК
  • © Wikipedia Commons

Для стрельбы использовались снаряды калибра 20х99R. Первоначально в арсенал пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные боеприпасы. В дальнейшем номенклатуру патронов для ШВАК оружейники увеличили до десяти снарядов различного типа, включая более мощные зажигательно-осколочные.

Советские конструкторы разработали четыре модификации ШВАК: крыльевую (КП-20), турельную (ТП-20), синхронную (СП-20) и моторную (МП-20).

Бурный всплеск производства 20-мм пушек пришёлся на годы Великой Отечественной войны. В 1942 году на фронт были отправлены 34,6 тыс. единиц, в 1943-м — почти 26,5 тыс., в 1944-м — 25,6 тыс., в 1945-м — 13,4 тыс.

Также по теме

От «Кометы» до «Кинжала»: как совершенствовались отечественные противокорабельные ракеты

4 января 1951 года был испытан прототип первой отечественной противокорабельной авиационной ракеты КС-1 «Комета». Спустя два года…

После войны потребность в ШВАК отпала — промышленность выпустила только 754 пушки. Тем не менее с учётом темпов производства в период ВОВ советская авиационная пушка стала одной из самых массовых систем своего класса в мире.

Как отмечают эксперты, от дальнейшего выпуска 20-мм пушек военно-политическое руководство СССР отказалось из-за недостаточно мощного патрона 20х99R и появления более совершенных самолётов, которым требовались новые средства поражения.

«Эта пушка не была идеальной, но для своего времени её можно назвать технологичной. Это качество позволило очень быстро развернуть её массовое производство, обеспечив авиацию Красной армии крайне важным средством поражения. Объём производства, а это порядка 100 тыс. единиц, позволяет говорить, что она стала сверхпопулярной в тяжелейшие для нашей страны годы», — констатировал в разговоре с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Как рассказал эксперт, в боях с немцами пулемёты и пушки ШВАК применялись экипажами бомбардировщиков для обороны. Например, для этого использовался турельный вариант орудия, который мог направляться в разные стороны. 

«Эта модификация могла крутиться в разные стороны и отстреливаться от неприятеля, а особенность крыльевого варианта 20-мм пушки заключалась в том, что прицеливание осуществлялось всем корпусом самолёта. Можно смело утверждать, что опыт боевой эксплуатации ШВАК в годы войны позволил сформировать в СССР развитую школу проектирования подобных систем», — отметил Корнев.

 

Пушка Нудельмана

 

Наряду с ШВАК в военный период выпускалась более мощная авиационная пушка НС-37 конструкции инженеров Александра Нудельмана и Александра Суранова. Данный образец под калибр 37х198 мм также считается одним из самых удачных авиационных средств поражения Второй мировой войны.

«В сравнении с другими аналогичными орудиями НС-37 обладала лучшими показателями по надёжности, габаритам, весу, скорострельности, была более технологичной. Она имела короткий ход ствола, пружинно-гидравлический накатник, ленточное питание патронами. Механизм подачи работал от специальной пружины, взводившейся при откате ствола», — говорится в материалах корпорации «Ростех».

Пушка устанавливалась в развале блоков мотора на истребителях ЛаГГ-3 и Як-9Т и на крыльях советских штурмовиков, которые с дистанции в пределах 500 м могли уничтожать немецкие бронемашины, танки и артиллерийские системы. Орудие было неприхотливым и порой с одного выстрела разрушало самолёты люфтваффе.

  • Штурмовик Ил-2 с пушкой НС-37
  • © Wikimedia Commons

Концепция НС-37 оказалась настолько удачной, что советская промышленность продолжила выпускать пушку и после войны. В 1947 году было изготовлено 518 единиц, в 1948-м — 508, в 1949-м — 1314, в 1950-м — 3043, в 1951-м — 3885, в 1952-м — 4433, в 1953-м — 4600, в 1954-м — 1700.

В 1957 году в СССР развернулось производство усовершенствованного варианта под наименованием НН-37 конструкции Нудельмана—Неменова. Темп стрельбы этой пушки увеличился более чем в 1,5 раза, до 600—700 выстрелов в минуту. Данный образец устанавливался на опытный перехватчик Як-27.

Как полагает Дмитрий Корнев, в целом советские пушки периода Великой Отечественной войны не уступали артиллерийским системам Третьего рейха и западных государств, а по ряду показателей даже немного их превосходили.

«Например, пулемёты системы Браунинга снимались с ленд-лизовских Hawker Hurricane. Одна из причин — их слабая эффективность. В любом случае итог развития авиационных средств поражения СССР очевиден — поставки ШВАК и других образцов сковали силы люфтваффе и помогли Красной армии одержать уверенные успехи на земле», — подытожил Корнев.

Крупнокалиберные авиационные пулеметы

Крупнокалиберные авиационные пулеметы

Для повышения огневой мощи авиации на вооружение стали поступать, причем очень давно, крупнокалиберные пулеметы. Постепенно, с улучшением характеристик, это вооружение находило все больше сторонников. Но несмотря на это, перед Второй Мировой войной крупнокалиберные пулеметы не вытеснили за границей пулеметы нормального ружейного калибра.

Раздел I. Стрелково-пушечное вооружение
Глава I. Авиационные пулеметы.
Авиационные пулеметы нормального калибра.
«Вооружение самолета», 1941 год.

Введение на вооружение крупнокалиберных пулеметов явилось одним из средств повышения огневой мощи авиации, необходимость в которой была вызвана общим улучшением летных качеств современного самолета и, главным образом, повышением его живучести.

Первые образцы крупнокалиберных авиационных пулеметов появились давно. Первый такой пулемет был выпущен английской фирмой Виккерс под маркой С. Пулемет имел начальную скорость пули 777 м/сек, скорострельность около 300 выстрелов в минуту. Вес пули составлял 37 г.

12,7-мм пулемет Виккерс С (фиг. 37) по конструкции был идентичен пулемету Виккерс Е. В самой Англии пулемет не получил признания. Не был принят на вооружение и другой вариант этого пулемета, имевший начальную скорость пули 800 м/сек, темп 300 выстрелов в минуту и вес 23,6 кг. Оба эти пулемета были развитием 12,7-мм зенитного пулемета Виккерс, имевшего неплохие данные. При длине ствола в 90 калибров зенитный пулемет Виккерс сообщал пуле начальную скорость 914 м/сек. Темп стрельбы достигал 450 выстрелов в минуту. Пуля была тяжелая — 43 г, и дальнобойность пулемета по горизонту составляла 6400 м, а по высоте 5000 м. Пулемет весил 42 кг и для самолета был слишком тяжел. Авиационные 12,7-мм пулеметы Виккерс были закуплены в Италию и США, где к тяжелым пулеметам проявляли очень большой интерес.

Основной причиной малого распространения крупнокалиберных пулеметов было отсутствие специальных мощных пуль. При стрельбе же обыкновенными пулями крупнокалиберный пулемет давал слишком незначительные преимущества. Большая дальнобойность пулемета крупного калибра не имела никакого значения, так как дистанции воздушного боя были во много раз меньше дальности действительного огня пулеметов не только крупного, но и нормального калибра.

Наряду с этим пулеметы крупного калибра весили в два-четыре раза больше, чем пулеметы нормального калибра. Темп стрельбы их был вдвое ниже, гораздо меньше был и запас патронов. Так, например, при общем весе вооружения в 70 кг конструктор мог поставить на самолет два пулемета нормального калибра с боевым запасом по 400 патронов на каждый пулемет или один крупнокалиберный пулемет с 200 патронами. Все это тормозило развитие и внедрение крупнокалиберного пулемета. Повышение живучести самолета (бронирование, применение протекторов на баках, наполнение бензиновых баков нейтральным газом и т. д.) вызвало необходимость создания пули с большой разрушительной силой.

Незадолго перед войной в Испании итальянцам удалось создать мощную пулю для крупнокалиберного пулемета, снабженную высокочувствительным взрывателем и представлявшую собой миниатюрный снарядик. Пулеметы, стрелявшие этими пулями, применялись с большим успехом. В Италии и сейчас продолжается работа над крупнокалиберными пулеметами. Из иностранной печати нам известны четыре образца итальянских тяжелых пулеметов.

Фирма Фиат выпустила два таких пулемета, в основном предназначенных для зенитной стрельбы, но есть косвенные указания на то, что были попытки ставить пулеметы Фиат и на самолеты. 12-мм пулемет Фиат при длине ствола в 90 калибров и весе пули в 40 г сообщал ей начальную скорость 900 м/сек. Другой пулемет Фиат, 12,5-мм, сообщал начальную скорость пуле 940 м/сек. Его пуля также весила 40 г. Вес самого пулемета 52 кг.

Авиационные крупнокалиберные пулеметы выпускаются фирмой Бреда и Изотта-Фраскини. 12,7-мм пулемет Бреда САФАТ В-2 (фиг. 38) является универсальным пулеметом; с небольшими изменениями он может применяться для синхронных, крыльевых и турельных установок. Автоматика пулемета основана на использовании отдачи ствола. Питание — металлической звеньевой лентой. Начальная скорость пули 700 м/сек. Скорострельность 700 выстрелов в минуту. Вес пули 35 г. Вес патрона 140 г. Пулемет без установки весит 32 кг.

12,7-мм пулемет Изотта-Фраскини NS (фиг. 39) предназначается для подвижных и крыльевых (несинхронных) установок. Автоматика работает по принципу отвода пороховых газов. Запирание канала ствола — по системе Скотти. Питание — металлической звеньевой лентой. Этот пулемет имеет несколько лучшие данные, нежели пулемет Бреда. Начальная скорость пули 750 м/сек. Скорострельность 800 выстрелов в минуту. Вес пулемета составляет всего 20,5 кг. Питание — металлической звеньевой лентой.

Американский 12,7-мм пулемет Кольт-Браунинг MG-53 вместе с пулеметом нормального калибра той же системы является стандартным вооружением американских истребителей. Кроме США этот пулемет состоит на вооружении Японии и вместе с американскими самолетами, поставлявшимися в Англию и Францию, попал и в эти страны.

Система подачи и запирания этого пулемета та же, что и у 7,62-мм пулемета Кольт-Браунинг. Начальная скорость пули 785 м/сек. Скорострельность 600 выстрелов в минуту. Сам пулемет весит 24,8 кг. Пулемет MG-53 устанавливается и в крыльях, и для стрельбы через круг, ометаемый винтом.

Французский 13,2-мм пулемет Гочкис предназначается для неподвижных установок, но о том, что он принят на вооружение и ставится на боевые самолеты, никаких указаний в иностранной печати пока что не было. Этот пулемет является модификацией зенитного пулемета той же фирмы и отличается от него меньшим весом — 22 кг вместо 37,5 кг, несколько меньшим весом пули — 50 г вместо 52 г и заменой ленточного питания магазинным. Начальная скорость и темп стрельбы авиационного пулемета неизвестны. У зенитного же они соответственно составляют: 800 м/сек и 450 выстрелов в минуту.

Датский 11,35-мм пулемет Мадсен работает по принципу использования отдачи ствола. Питание — металлической звеньевой лентой. Полные данные этого пулемета неизвестны. На Брюссельской авиационной выставке, где впервые был показан этот пулемет, сообщалось, что он имеет начальную скорость пули 825 м/сек, и очень высокую скорострельность — 1000 выстрелов в минуту.

По своим данным наилучшим заграничным образцом крупнокалиберного пулемета является бельгийский 13,2-мм пулемет Браунинг FN, предназначенный для крыльевых установок. При пуле весом 50 г пулемет имеет скорострельность 1000 выстрелов в минуту и создает начальную скорость пули 900 м/сек. При этом вес пулемета сравнительно невелик — 24 кг. Работа автоматики основана на использовании отдачи ствола. Питание ленточное, лента металлическая звеньевая. Кроме Бельгии, этот пулемет состоит на вооружении авиации Голландии.

Крупнокалиберные пулеметы находят все большее и большее число сторонников. Однако нельзя сказать, что за границей они вытесняют пулеметы нормального ружейного калибра. В Англии и во Франции крупнокалиберные пулеметы еще не получили применения. Германия также относится к ним крайне осторожно и до сих пор не имеет своего образца тяжелого пулемета. Все же следует думать, что тяжелые пулеметы, хотя и не вытеснят пулеметы нормального калибра, которые долго еще будут применяться, но займут прочное место в системе вооружения всех стран. Этот вывод можно сделать ввиду быстрого усовершенствования крупнокалиберных пулеметов. Как видно из помещенных выше данных, лучшие образцы тяжелых пулеметов весом несколько больше, чем вдвое по сравнению с пулеметами нормального калибра, имеют пулю раза в четыре тяжелее, а следовательно, и могущественнее, чем пули нормального калибра. При равной, а иногда и большей начальной скорости это дает гораздо более пологую траекторию и, следовательно, лучшую меткость стрельбы. Наконец, и по скорострельности лучшие крупнокалиберные пулеметы не намного отстают от находящихся на вооружении зарубежных стран пулеметов нормального калибра.

Содержание

«Вооружение самолета», 1941 год.

Аргентина разрабатывает новую пулеметную установку для самолета

Контакт Логин

Когда результаты автозаполнения доступны, используйте стрелки вверх и вниз для просмотра и ввода для выбора.

Когда результаты автозаполнения доступны, используйте стрелки вверх и вниз для просмотра и ввода для выбора.

  1. Дом
  2. Новости
  3. Аргентина разрабатывает новую пулеметную установку для самолета

12 октября 2022 г.

Сантьяго Ривас

Во время испытаний Tordo был установлен на EMB-312 Tucano. Это пулеметная установка отечественной разработки для ВВС Аргентины и международного рынка. (ВВС Аргентины)

ВВС Аргентины (Fuerza Aérea Argentina: FAA) получили первую партию из девяти блоков пулеметов Tordo, разработанных внутри страны Главным управлением исследований и разработок (Dirección General de Investigación y Desarrollo: DGID).

Оснащенные пулеметами Browning M1919 калибра 7,62 мм, контейнеры будут использоваться для тренировок на различных типах самолетов FAA.

Поскольку разработка была завершена в 2021 году, позже в том же году были начаты летные испытания на борту турбовинтового учебно-тренировочного самолета Embraer EMB-312 Tucano, а ранее в октябре — реактивного учебно-тренировочного самолета IA-63 Pampa III Fábrica Argentina de Aviones (FAdeA).

План состоит в том, чтобы впервые в ноябре протестировать капсулы для реальных тренировок в воздухе и на земле с Tucanos Grupo 3 de Ataque и сертифицировать их на пампасах к концу. года.

Глава DGID, бригадный генерал Гильермо Шталь, сообщил Janes , что серийные образцы будут иметь некоторые незначительные модификации в соответствии с полученным опытом.

Капсула выполнена с дюралюминиевым корпусом, с разъемными передней и задней частями из композиционных материалов. Он имеет пневматическую систему перезарядки пулемета в полете и электрическую для стрельбы.

Боеприпасы размещаются под пулеметом. За исключением некоторых мелких деталей, все компоненты были изготовлены в мастерских Área de Material Río Cuarto, а окончательная стоимость капсулы составляет около 5000 долларов США за каждую (без пулемета).

https://www.janes.com/defence-news/news-detail/argentina-develops-new-machine-gun-pod-for-aircraft

ВВС Аргентины (Fuerza Aérea Argentina: FAA) получили первую партию из девяти мак…

Запросить консультацию

Запросить бесплатную консультацию, чтобы узнать, как Janes может предоставить вам надежные, взаимосвязанные аналитические данные из открытых источников.

Детали

Вооружение самолета | Энциклопедия.

com

шторм

просмотров обновлено

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ, вооружение, устанавливаемое на самолете для наступательных атак или для обороны от авиации и наземных целей противника. Ранние боевые самолеты, как правило, несли либо оружие малого калибра, способное наносить большое количество ударов в секунду, либо более крупное и медленно стреляющее оружие, способное к высокому проникновению и разрушению. По мере развития технологий самолеты часто стали оснащаться и тем, и другим.

Первые маломощные американские истребители времен Первой мировой войны несли одну пушку Льюиса с барабанным питанием, которую пилоту было трудно перезаряжать в одиночку. С разработкой более мощных авиационных двигателей и синхронизированных пушек самолеты стали оснащаться спаренными пулеметами с ленточным питанием, такими как британский Vickers .303 Mk 1. В период между мировыми войнами американские истребители несли либо два Браунинга . 30 с воздушным охлаждением. пулеметы калибра или один пулемет калибра .30 и один пулемет калибра .50. Хотя самолеты обеих сторон использовали воздушные пушки во время Первой мировой войны, первые модели, которые оказались практичными в бою, появились во время Второй мировой войны. Р-39Например, «Аэрокобра» несла 37-мм спаренную пушку. Наиболее широко применялся швейцарский 20-мм Oerlikon, установленный на P-38 Lightning. Некоторые бомбардировщики B-25, используемые в основном для атаки наземных целей, были оснащены гораздо более крупной 75-мм пушкой M4.

Гибкие орудия, установленные для защиты более тяжелых самолетов, должны были оставаться маленькими и легкими, пока инженеры не разработали новую установку, позволяющую наводчику преодолевать помехи от встречного потока. Во время и сразу после Первой мировой войны стандартное вооружение состояло из одной или двух пушек Льюиса, установленных на кольце Скарфа. Закрытые башни впервые появились в 1932 на бомбардировщике B-10, после чего американцы приняли на вооружение британскую силовую башню, на которую обычно устанавливались спаренные орудия калибра . 50. Дистанционно-управляемые башни появились в 1942 году и стали стандартом после Второй мировой войны, как и убирающиеся спаренные башни с 20-мм пушкой на B-36.

К 1940-м годам 20-мм пушка с радиолокационным наведением стала стандартным оборудованием бомбардировщиков, таких как B-52, а истребители несли ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационным наведением и управляемые компьютером. Самой ранней из них была авиационная ракета со складным плавником («Могучий мышонок»), установленная на модифицированном F-86 и активно использовавшаяся во время Второй мировой и Корейской войн. Ракеты обычно заменяли пушки в качестве основного оружия истребителей, хотя большинство истребителей продолжали нести по крайней мере одно орудие.

Разработки в области боеприпасов класса «воздух-воздух» в 1950-х годах включали ракету Sidewinder с инфракрасным самонаведением, ракету Falcon с тепловым наведением и MB-1 Genie, оснащенную ядерной боеголовкой, способной уничтожить любой самолет в пределах 1000 футов от взрыва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта