F-22 Raptor, характеристики, бесполётная зона над Украиной последние новости
Последние новости спецоперации на Украине
27 июля газета Минобороны США Stars and Stripes опубликовала новость о переброске в Польшу партии истребителей пятого поколения F-22 Raptor. Шесть истребителей из 90-й экспедиционной истребительной эскадрильи на Аляске сначала прибыли на авиабазу Лейкенхит в Англии, затем отправились на 32-ю тактическую авиабазу в польском городе Ласк.
В планах НАТО разместить ещё столько же «Рапторов» на базе Суда-Бей на греческом острове Крит. По официальной версии, это нужно для сдерживания России на восточном фланге альянса. Изменят ли «Рапторы» баланс сил? Военный эксперт Алексей Леонков отметил, что шесть истребителей — незначительная сила по меркам боевых действий.
Шесть истребителей — это не та цифра, о которой можно говорить как о серьёзной угрозе. Вот если бы их прибыло штук, скажем, пятьдесят, тогда можно было бы задуматься
Алексей Леонков
Военный эксперт
Однако вдруг американцы пришлют ещё, тогда по крайней мере запад Украины в случае вторжения туда Польши станет бесполётной зоной?
Билеты в небо: Почему украинская разведка провалила операцию по угону самолётов из России
Карта боевых действий на Украине
Главная проблема в том, что у самих США мало самолётов F-22 Raptor. Их производство было прекращено в 2011 году, и сейчас они понемногу снимаются с вооружения. Несколько раз заходил разговор о повторном запуске производственной линии F-22, но это, судя по всему, нерентабельно. Ветеран Корпуса морской пехоты Соединённых Штатов Алекс Холлингс отметил, что возобновлять производство этой машины не так уж и выгодно.
Как бы просто это ни звучало, но правда заключается в том, что повторный запуск производственной линии F-22, вероятно, будет стоить столько же или даже дороже, чем разработка совершенно нового и потенциально лучшего истребителя
Алекс Холлингс
Ветеран Корпуса морской пехоты Соединённых Штатов
Всего, включая прототипы (YF-22 и YF-23), было произведено 195 «Рапторов» (изначально планировалось 750). Производство нужного количества F-22 сегодня обойдётся примерно в 50 млрд долларов, то есть стоимость одного истребителя — 216 млн долларов, почти в три раза больше, чем цена F-35. Согласно бюджетной заявке Пентагона на 2023 финансовый год, ВВС США спишут 33 истребителя F-22 Raptor в ближайшее время.
— F-22 будет заменён на истребитель Next Generation Air Dominance (NGAD), который будет летать вместе с F-35. В строю будут находиться F-15EX и F-16, — отмечал в мае прошлого года начальник штаба ВВС США Чарльз Браун. При этом из полутора сотен находящихся в распоряжении ВВС США F-22 примерно треть парка не имеет боевого кода, только 40 машин готовы к немедленному развёртыванию. В 2020 году во время тренировочного полёта на авиабазе ВВС США Эглин потерпел крушение новый F-22. Как сообщалось, из-за неправильного обслуживания. В 2021 году при техническом обслуживании на базе ВВС Неллис в Неваде F-22 Raptor перегрелся и загорелся, в общей сложности урон составил 2,7 миллиона долларов.
По словам военного эксперта Константина Сивкова, держать «Рапторы» в пригодном для использования виде Польше не по карману.
У них только половина «Рапторов» осталась в строю. Я вообще не могу себе представить, чтобы американцы передали полякам «Рапторы». Эта машина невероятно дорогостоящая в обслуживании и проблемная. США сейчас не могут наладить выпуск этих «Рапторов» и не могут держать их в исправном состоянии, поскольку не хватает комплектующих
Константин Сивков
Военный эксперт
Небо онлайн
По мнению экспертов, скорее всего, в Польше «Рапторы» пробудут недолго, не исключено, что затем они будут летать над Западной Украиной. Особенно это вероятно в случае военного вторжения поляков туда. Тогда есть вероятность создания бесполётной зоны. Правда, шести истребителей F-22 для этого маловато. Возможно, «Рапторы» будут использовать в разведывательных целях. При этом, если они подойдут близко к зоне интересов Вооружённых сил РФ, их могут попросту сбить наши системы ПВО. Как отмечал ранее Дейв Маджумдар из журнала The National Interest, «Рапторы» малозаметны, только если находятся на большом удалении от датчиков противника.
— На малых расстояниях Raptor появится на инфракрасных датчиках точно так же, как и любой другой самолёт, — предупреждал военный эксперт Дейв Маджумдар.
«Оникс» на стероидах: Для чего Россия создаёт гиперзвуковой комплекс «Змеевик» и где его применят в первую очередь
Билеты в жизнь для пятого поколения
Истребитель разрабатывался в 80-х, а его серийное производство начато лишь в 1997 году. В 2005-м машина поступила на вооружение ВВС США. На F-22 возлагались большие надежды, в него было вложено беспрецедентное количество средств (себестоимость одной машины — 146,2 млн долларов, а с учётом всех косвенных затрат— 350 млн долларов). Перекос впечатляет в свете того, что сначала планировали потратить не более 40 млн долларов на одну машину.
F-22 стал жертвой ряда технических компромиссов. Первый из них — сочетание малозаметности и эффективности боевой части. Хотелось всего и сразу, но пришлось выбирать. F-22 примерно на 50% состоит из полимерных композиционных материалов. В основу конструкции заложен принцип «первый обнаружил — первый поразил» (First look — first kill), для чего разработчиками использована технология Stealth. В 90-х это, несомненно, смотрелось как прорыв, но в XXI веке F-22 мало отличается от других машин, построенных с использованием таких технологий. Вопрос малозаметности — ахиллесова пята машины. Силовой набор крыла ради малозаметности также хотели сделать из композитных деталей на основе углепластиков, но потом выяснилось, что углепластиковые лонжероны менее практичны, чем титановые. Изменение материала деталей силового набора привело к тому, что пришлось спешно переделывать узлы и агрегаты, что усложнило конструкцию.
По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, отправка шести «Рапторов» в Польшу больше имеет имиджевый характер. Посылая свои самые дорогие и выстраданные самолёты, США как бы демонстрируют свою поддержку «демократических ценностей» в Польше и на Украине.
Если бы угроза была реальной, то США постарались бы провести переброску в тайне. А раз сказали об этом в открытую, значит, демонстрируют, что они не хотят прямого конфликта, просто восточные границы альянса защищают. А то, не дай бог, Россия подумает, что это акт прямой агрессии и ещё ударит чем-нибудь в ответ
Алексей Леонков
Военный эксперт
В принципе, провокаций со стороны той же Польши всё-таки стоит ожидать. Незаметно подлететь и нанести удар по гражданскому объекту на Украине, а потом обвинить в этом Россию — более чем реальная перспектива с учётом удара, который ВСУ наносили по СИЗО в Еленовке, где находятся пленные азовцы.
Западным оппонентам следует помнить, что у России есть целый комплекс средств противодействия «Раптору». Если в 2020 году более старые ЗРК С-300В4 позволили ПВО Венесуэлы перехватить американские «стелсы», то С-400 уж точно сможет это сделать быстрее и эффективнее. Также не стоит забывать про ЗРК «Бук-M3», специально предназначенный для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями. Стоящие на вооружении Армии России истребители Су-30 и Су-35 способны засекать такие истребители, как F-22, на расстоянии 250 километров. Су-35 более манёвренный, чем американский «Раптор», а также превосходит его по радиолокационной диаграмме направленности. Таким образом, подлететь незаметно не получится. А о бесполётной зоне Киеву пока остаётся только мечтать.
Ахиллесова пята: У истребителей F-22 Raptor нашли критический дефект, который могли «занести» инженеры из СССР
Истребитель F-22 Raptor — фото и характеристики самолета
Тип
многоцелевой истребитель
Максимальная скорость
2410 км/ч
Практический потолок
20000 м
Боевой радиус
760 км
История
Конструкция
Экономические показатели
ТТХ F-22
Raptor — хищная птица
Многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. А также он является самым дорогим истребителем в мире.
История
Начало работ над истребителем пятого поколения
В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.
В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов — YF-22 и YF-23. На создание самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов.
23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.
Программа ATF и F-22 Raptor
Первая предсерийная машина взлетела 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оборудовался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.
Серийный выпуск самолёта начался в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был собран в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.
В 2006 году планировалось приобрести 384 самолёта для вооружения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже собраны. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта и сделать упор на программу F-35.
21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300 по всему миру, как главном аргументе за продолжение производства истребителей F-22 Raptor.
В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.
6 апреля 2009 года, в рамках публикации проекта бюджета Пентагона на 2010 год, министр обороны США Роберт Гейтс сообщил о планах завершения производства истребителей F-22 в 2011 году на одобренном ранее Конгрессом США количестве в 187 машин. В июле того же года Конгресс отказался от увеличения закупок данного истребителя, начиная с 2010 года в пользу увеличения расходов по программе создания многоцелевого истребителя F-35.
13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем, переданным ВВС США.
Конструкция
В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко применены технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является расположение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но установка на них боекомплекта ухудшает малозаметность. Целью данного конструкторского решения было повышение универсальности самолёта.
Планер
В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 % (по другим данным 60 %), из них не менее 30 % приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы (РПМ). В частности, РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции собрана из ПКМ на основе бисмалеимидов — класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов по Цельсию. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости.
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло — ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы.
Создание самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему базу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.
Двигатели
F-22 оборудован двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без применения форсажа, что является важным тактическим преимуществом.
Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств использован радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолёта.
Бортовое оборудование
F-22 Raptor управляют две отказоустойчивые бортовые ЭВМ, называемые CIP — Common Integrated Processor. В каждом из них — 66 модулей, базой каждого модуля является 32-разрядный RISC-процессор i960.
Бортовая РЛС
F-22 оснащён РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Антенна такого типа состоит из примерно 2000 приёмно-излучающих элементов. Главным плюсом данной антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) — нет необходимости в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надёжность работы. Дальность обнаружения цели c ЭПР =1 м2 — 225 км (обычный режим) и 193 км (режим LPI), крылатая ракета (0,1 м2) — 125–110 км. Инструментальная дальность БРЛС — 525 км.
Способность радара работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (LPI) делает бесполезными обычные системы СПО/РТР. Радар AN/APG-77 может производить активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. В отличие от обычных радаров, которые излучают мощные импульсы энергии в узком диапазоне частот, AN/APG-77 излучает низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот, применяя технику, названную широкополосной передачей. Когда многократные эхо-сигналы возвращаются, процессор обработки сигналов РЛС объединяет эти сигналы. Количество энергии, отраженной назад от цели — на том же самом уровне, как и у обычного радара, но так как каждый импульс LPI имеет значительно меньшее количество энергии и различную структуру сигналов, цели будет трудно обнаружить F-22.
Каналы передачи данных
Самолёт оборудован интегрированной системой связи, навигации и идентификации, изначально созданной фирмой TRW. В её состав входит система радиолокационного опознавания — «свой-чужой», а также защищённые и помехоустойчивые каналы IFDL и Link-16 JTIDS. На самолете реализована схема как приёма, так и передачи данных по каналу IFDL между другими F-22, тогда как канал Link-16 JTIDS по соображениям улучшения радиолокационной малозаметности реализован только для приёма данных.
В рамках модернизации Increment 3.2, истребитель планировалось оснастить более современным каналом MADL, устанавливаемым на бомбардировщики B-2 Spirit и многоцелевые истребители F-35 Lightning II. Однако в 2010-м году ВВС США отказались от этой инициативы в пользу малозаметности.
Вооружение
F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядов, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder. А также корректируемыми бомбами JDAM.
F-22 совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39 и SDB-53/B, выполнялись тестовые сбросы, однако, на 2015 год планов по интеграции их с F-22 не заявлено. Истребитель может производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
Экономические показатели
Стоимость самолёта
На сегодняшний день самолёт F-22 является самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении. Себестоимость производства и выпуска одного самолёта оценивается в 146,2 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн.
Основным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта. В связи с распадом СССР из первоначально запланированных 750 единиц за всё время производства истребителя было приобретено всего 187 единиц.
Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота», что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов.
При этом F-22 не является самым дорогим самолётом в мире. Самый дорогой — малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов, а с учётом НИОКР — в 2,1 млрд долларов.
По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 (с учётом стоимости программы создания) достигла 411,7 млн долларов.
Эксплуатационные расходы
По заверению Пентагона, эксплуатационные расходы на единицу F-22 не сильно превышают аналогичные показатели других истребителей. Однако, данное утверждение было подвергнуто сомнению и критике в некоторых американских СМИ. По мнению газеты «The Washington Post», эксплуатационные расходы на данный истребитель намного превышают цифры, заявляенных Пентагоном. Статья в газете утверждала, что связано это было с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, ускоренный износ которого, по словам автора статьи, мог вызвать даже обычный дождь. Также, со ссылкой на неназванных американских военных, газета информировала, что себестоимость лётного часа F-22 составляет $44 000.
На слушаниях в Сенате США представители Пентагона назвали сообщения в «The Washington Post» необоснованным и в ответ сделали следующее заявление:
«— за 2008-й финансовый год, стоимость одного часа полёта F-22, включающая только переменные затраты, составила 19 750 долл. В то время, как для F-15 этот показатель был 17 465 долл. США; — за тот же 2008-й финансовый год, полная стоимость одного часа полёта F-22, включающая переменные, постоянные и прочие косвенные затраты, составила 44 259 долл. В то время, как для F-15 тот же показатель составил 30 818 долл. США; — дождь, другие атмосферные осадки, климатические и погодные условия никак не влияют на работоспособность радиопоглощающих покрытий F-22 Raptor; процент боеготовности F-22 Raptor с 2004 по июль 2009 года увеличился с 62 до 68 процентов. — Средний уровень боеготовности всего остального авиапарка составляет 64,5 %;
— трудоемкость межполётного обслуживания F-22 составляет 13 часов на 1 час полёта. По планам, на июль 2009 года трудоемкость должна была составлять 19 часов на 1 час полёта, а по окончании «взросления» должна быть доведена до 11 часов.»
О некоторых проблемах с антирадарным покрытием также информировалось в заметках журнала Air Force Magazine, опубликованных 13-20 июля 2009 года. Как пишет журнал, проблема заключалась в том, что данное покрытие держалось в два раза меньше, чем это было предусмотрено. Однако, далее говорится о решении данной проблемы и постоянном улучшении качества покрытия, что позволило увеличить боеготовность F-22 до 68 %.
Что касается трудоёмкости обслуживания, у F-22 она не является чрезмерно высокой и составляет 30 человеко-часов на 1 час полёта. Для сравнения, у истребителя третьего поколения F-4 «Фантом» II этот показатель составлял 35 чел.-ч/ч, а у F-104 «Старфайтер», считавшегося сложным в обслуживании — 50 чел.-ч/ч.
ТТХ F-22
Технические характеристики
-Размах крыла: 13,56 м -Длина самолёта: 18,90 м -Высота самолёта: 5,09 м -Площадь крыла: 78,04 м2 -Площадь В. О.: 16,54 м2 -Площадь Г. О.: 12,63 м2 -Экипаж: 1 человек -Масса: -БРЭО: 858 кг -Пустого: 19700 кг -Нормальная взлётная: 29200 кг (100 % топлива) -Максимальная: 38000 кг -Нагрузка: -Нормальная: 1116 кг (6+2 УР) -Максимальная: 10370 кг -Топливо: 8200 кг -С двумя ПТБ: 11900 кг -Нагрузка на крыло: -при максимальной взлётной массе: 487 кг/м2 -при нормальной взлётной массе: 374 кг/м2 -Процентный состав материалов в конструкции планера: -Алюминиевые сплавы: 16 % -титановые сплавы: 39 % -Композиты: 24 % -ЭПР: по данным различных источников, от 0,0001 до 0,3–0,4 м2
-Максимальная скорость: 2410 км/ч — максимальная (М=2,25) (в мирное время максимальная скорость ограничена М=2 т. е. 2124 км/ч) -Максимальная скорость без применения форсажа: 1826 км/ч (М=1,72) -Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8) -Максимальная скорость у земли: 1490 км/ч (М=1,22) -Дальность: -с двумя ПТБ: 2960 км -перегоночная: 3220 км -Боевой радиус: 760 км (из них 185,2 км на бесфорсажном сверхзвуковом крейсерском режиме) -Практический потолок: 20 000 м -Максимальная эксп. перегрузка: 9,5 G (в мирное время 8G) -Длина разбега: 250–450 м -Скорость крена: 3,49 рад/с (200 град./сек) -Расчётный ресурс самолёта: 6000 ч -Рабочее давление гидросистемы: 560 кг/см2 -Трудоёмкость технического обслуживания: 13 человеко-часов на час полёта (по другим данным 30)
Авионика
(англоязычный термин, обозначающий в разговорной речи совокупность всех электронных систем, разработанных для использования в авиации в качестве бортовой электроники. В отечественной нормативно-эксплуатационной документации этот термин не используется, также он не популярен у авиационных специалистов. )
-БРЛС: РЛС с АФАР APG-77 -Дальность обнаружения: 225 ?193 км по цели с ЭПР = 1 м2 -Масса: 553,7 кг -Максимальная средняя излучаемая мощность: 16533 Вт -Объём: 0,565 м3 -Расход охлаждающего воздуха: 4,38 кг/мин -Расход охлаждающей жидкости: 33,9 л/мин -Диаметр АФАР: 0,813 м -масса: 219,1 кг -Объём: 0,275 м3 -Рассеиваемая мощность: 8278 Вт -Расход охлаждающей жидкости: 11,3 л/мин
«AN/ALR-94»
Станция предупреждения об облучении, состоит из 30 датчиков, размещённых в крыльях и фюзеляже, что обеспечивает на всех диапазонах перекрытие в пределах 360 град..Система может обнаруживать, сопровождать и опознавать цель, на расстоянии 460 км и более. При сближении с целью на расстояние не менее 180 км обеспечивается целеуказание для APG-77 с применением формируемого системой ALR-94 файла сопровождения. В результате этого бортовая РЛС обнаруживает и сопровождает цель с помощью очень узкого луча. ALR-94 определяет направление, тип угрозы и расстояние до неё, а затем рассчитывает расстояние, на котором РЛС противника может обнаружить F-22. Все данные поступают на бортовые дисплеи, и летчику предоставляется своевременная графическая информация для проведения маневров по обороне самолета. На экране главного дисплея отметки РЛС управления огнем зенитных ракет и РЛС дальнего обнаружения заключены в окружности, которые показывают их расчетную эффективную дальность ведения огня.
Тип
многоцелевой истребитель
Максимальная скорость
2410 км/ч
Практический потолок
20000 м
Боевой радиус
760 км
Меньшее количество F-22 означает более сильную национальную оборону
Военно-воздушные силы проводят тотальную лоббистскую кампанию, чтобы спасти F-22 Raptor от нападений представителя Джерри Льюиса (R-CA) и других критиков в Конгрессе. По мнению ВВС, многим из этих людей просто нужно «лучшее образование» о возможностях F-22. Секретарь ВВС Ф. Уиттен Питерс, например, сказал, что прекращение программы было бы «неправильным для национальной безопасности» и «подвергло бы американских военнослужащих ненужному и неприемлемому риску». Министр обороны Уильям Коэн написал Конгрессу, что он настолько «встревожен» недавним решением Палаты представителей не предусматривать финансирование производства самолета в бюджете на 2000 год, что «не может принять» его. Угрозы вето уже витают в воздухе, если сентябрьская конференция по ассигнованиям на оборону Палаты представителей и Сената поддержит голосование Палаты представителей.
Однако поддержка Raptor со стороны Пентагона игнорирует основной бюджетный факт: несмотря на недавнюю риторику Белого дома и Конгресса в поддержку обороны, военные расходы вряд ли значительно увеличатся в предстоящие годы; следовательно, Пентагон не сможет позволить себе все, что захочет. Учитывая эти ограничения ресурсов, потребность в F-22 не настолько велика, чтобы оправдать скудные деньги, которые министерство обороны намеревается потратить на него. Значительно важнее такие приоритеты финансирования, как боеготовность войск и современные всепогодные боеприпасы.
Дело о F-22
У ВВС и министра Коэна есть некоторые аргументы на их стороне. Контроль над воздухом был предпосылкой военной победы в большинстве войн за последние шестьдесят лет, и F-22 может похвастаться скоростью, малозаметностью, компьютерными возможностями и авионикой, более совершенной, чем все, что мы имеем сегодня — и все остальное в мире. смогут построить в ближайшие пару десятков лет. Примечательно, что вражеским радарам было бы гораздо сложнее обнаружить F-22, чем современные истребители (см. рис. 1). Учитывая эти характеристики, высокая производственная цена Raptor — 125 миллионов долларов за самолет, согласно последней оценке Бюджетного управления Конгресса (CBO), — не является необоснованной.
Рисунок 1: Преимущества Stealth
Книги по теме
Защита американской родины
Майкл Э. О’Хэнлон, Питер Р. Орзаг, Иво Х. Даалдер, И. М. Дестлер, Дэвид Л. Гюнтер, Джеймс М. Линдсей, Роберт Э. Литан и Джеймс Б. Стейнберг
2003
Примечание: Грубо говоря, масштаб радарных сечений соответствует квадратным метрам для истребителей. Однако под определенными углами незаметные самолеты, такие как F-15, могут иметь площадь радиолокационного сечения от 5 до 10 квадратных метров.
Чиновники Пентагона также правы, говоря, что большая часть денег, необходимых для исследований и разработок F-22, уже потрачена. Отмена программы сейчас означала бы потерю инвестиций в размере 21 миллиарда долларов. Более того, с момента запуска программы в 1980-х годах ВВС сократили запланированное количество закупок F-22 более чем наполовину, с 750 до 339 самолетов.
Поскольку он оснащен рядом дорогих систем вооружения, таких как F-22, не говоря уже об истребителях Joint Strike Fighters, истребителях F/A-18 E/F, усовершенствованных армейских ударных вертолетах и новых подводных лодках ВМФ, бюджетный план Пентагона требует ежегодной обороны. расходы увеличатся не менее чем на 20 миллиардов долларов в реальном выражении в будущем. Но такой значительный рост военных расходов США маловероятен в период относительного мира. Это означает, что что-то должно дать. Если оборонительные системы, такие как F-22, закупаются в больших количествах, почти наверняка пострадают такие предметы первой необходимости, как военная готовность. Пентагону придется сделать некоторые или все из следующих трудных выборов: сократить военные выплаты или льготы, сократить обучение, позволить большему количеству оборудования простаивать в ожидании ремонта или экономить на исследованиях и разработках. Новые потребности в обороне, такие как противоракетные системы, другие виды защиты страны, а также средства химического и биологического оружия, также не будут удовлетворены.
После десятилетнего перерыва в закупках Пентагону действительно необходимо закупить новое оборудование для замены устаревших систем. Это бесспорно. Однако Пентагон планирует заменить свое нынешнее оружие гораздо более дорогим. В результате, чтобы удовлетворить список пожеланий Пентагона, ежегодные расходы на закупки должны увеличиться на колоссальные 30 миллиардов долларов в ближайшие годы, примерно с 50 до 80 миллиардов долларов, а затем оставаться на более высоком реальном уровне в течение неопределенного времени. (Действительно, Лейн Пьеро из CBO недавно подсчитал, что Пентагону, возможно, придется потратить до 9 долларов.0 миллиардов в год на закупки для выполнения текущих планов.) Между тем, дальнейшая экономия от закрытия баз, сокращения гражданской рабочей силы Пентагона и других экономий позволит высвободить максимум 10 миллиардов долларов в год, а это означает, что большая часть желаемого увеличения закупок должны были бы исходить из более высоких расходов на оборону.
Так почему нельзя увеличить расходы на оборону? В конце концов, впервые за три десятилетия страна получает профицит бюджета, и обе политические партии обещают направить часть этого профицита на нужды обороны. Фактически, последний бюджетный план президента Клинтона обеспечит адекватное финансирование к середине следующего десятилетия (см. рис. 2).
Рисунок 2: Расходы США на национальную оборону
Примечание: QDR Requirement — это оценка автора того, что необходимо для поддержания сил QDR и программы модернизации вооружений, изложенной Пентагоном в Quadr Defense Review за 1997 год. Цифры включают расходы Министерства энергетики США на ядерное оружие. Примечание: QDR Requirement — это оценка автора того, что необходимо для поддержания сил QDR и программы модернизации вооружений Пентагона 1997 Четырехлетний обзор обороны. Цифры включают расходы Министерства энергетики США на ядерное оружие. Источник: Администрация президента, Бюджет правительства США: исторические таблицы, 2000 финансовый год (февраль 1999 г.), стр. 118, 120; Конгресс США, Бюджетная резолюция Конгресса (апрель 1999 г.).
Однако Билл Клинтон больше не будет президентом, когда произойдет это усиление обороны, поэтому его бюджетные прогнозы на те годы не имеют большого политического веса. Между тем, в краткосрочной перспективе президент и Конгресс готовы утвердить оборонный бюджет на 2000 г., согласно которому реальные расходы несколько сократятся по сравнению с 1999 уровней, что на 20 миллиардов долларов меньше, чем когда республиканцы пришли к власти в Конгрессе в 1995 году. И Конгресс основывал свой план снижения налогов на предположении, что реальные расходы на оборону, после скромного роста в следующие несколько лет, значительно сократятся после 2004 года. Эти действия говорят громче, чем слова обеих сторон в защиту.
Практические последствия этого несоответствия между прогнозируемыми бюджетами и прогнозируемыми потребностями в ресурсах вызывают тревогу. Вместо разработки реалистичного плана, защищающего высшие приоритеты национальной безопасности, Пентагону придется затягивать пояса в ежегодном бюджетном процессе, выжимая из большинства, если не из всех счетов, независимо от их важности.
ВВС и министр Коэн склонны уклоняться от вопроса о доступности F-22, возражая, что покупка вместо них F-15 практически не сэкономит денег. Но F-15 стоят 50 миллионов долларов за штуку, что составляет менее половины расчетной стоимости F-22. Это правда, что оснащение F-15 более совершенными возможностями может сделать его более дорогим, но все же далеко не таким дорогостоящим, как F-22. Более того, в этом нет необходимости.
ВВС также утверждают, что F-22 будет стоить меньше в эксплуатации и обслуживании, чем F-15. Но это бросит вызов исторической тенденции к новым истребителям. В конкретном случае F-22 стелс-покрытия Raptor могут оказаться сложными и дорогими в обслуживании.
Наконец, ВВС утверждают, что, если программа F-22 будет отменена, истребитель Joint Strike Fighter (JSF) придется перепроектировать, предположительно улучшив его малозаметность, скорость, маневренность и другие боевые возможности, что приведет к увеличению его стоимости. существенно. Однако, по мнению ВМФ, боевая эффективность нынешних JSF должна значительно превышать возможности российского Су-35, многонационального истребителя Eurofighter EF-2000 и французского Rafale. И JSF будет помогать способный F-15.
Подавляющее господство Америки в воздухе
Если бы F-22 был крайне необходим, Пентагон был бы прав, борясь за него даже вопреки диктату финансовых ограничений. Но сегодня вооруженные силы США обладают огромным преимуществом в воздухе, и никакая другая страна не в состоянии догнать их.
Операция «Буря в пустыне» против Ирака в 1991 году наглядно продемонстрировала степень господства Америки в воздухе. Многонациональная коалиция во главе с США потеряла в общей сложности 38 самолетов в войне в Персидском заливе — чрезвычайно низкие потери по историческим меркам. Еще более впечатляющим и еще более актуальным для дебатов о F-22 является тот факт, что только один самолет коалиции был сбит в воздушном столкновении. Главный истребитель ВВС F-15C совершил 6000 вылетов без единой боевой потери.
«Буря в пустыне» не была случайностью, о чем недавно напомнила нам операция Allied Force против Сербии. НАТО потеряло всего два самолета в ходе более чем 35 000 боевых вылетов, что даже ниже, чем при учебных миссиях. Соединенные Штаты являются подавляющей авиакосмической державой мира и останутся таковыми, с F-22 или без него, еще много лет. На рис. 3 показана часть причин: вооруженные силы США имеют по крайней мере 50-кратное преимущество в современных истребителях над Ираном, Ираком, Северной Кореей и даже Китаем.
Рисунок 3: Количество передовых истребителей 1995 г. и прогноз ВМФ на 2005 г. Источник: Адаптировано из Управления военно-морской разведки, Мировые вызовы морской ударной войне (Управление военно-морской разведки: январь 1996 г.), с. 18. См. также Дэвид А. Фулгам, «Secret Upgrades Target Stealthy Cruise Missiles», стр. 9.0110 Aviation Week and Space Technology , 24 августа 1998 г., стр. 22-23; Lane Pierrot, A Look at Tomorrow’s Tactical Air Forces (Вашингтон, округ Колумбия: Бюджетное управление Конгресса, 1997), стр. 13; Заявление Кристофера Джена, помощника директора Бюджетного управления Конгресса, о модернизации тактических самолетов перед Подкомитетом Airland, Комитет Палаты представителей по вооруженным силам, Вашингтон, округ Колумбия, 10 марта 1999 г. , стр. 4, 7.
Тем не менее, ВВС предполагает, что каким бы ни было господство Америки в воздухе сегодня, оно может не продлиться долго. Сервис указывает на впечатляющие новые самолеты, такие как Rafale, Eurofighter EF-2000, Су-35 и шведский Gripen, которые конкурируют с нашими F-15 и F-16. Однако он упускает из виду, что эти иностранные истребители также очень дороги и что практически ни одна страна в мире, не входящая в систему западных альянсов, не имеет ресурсов для закупки очень многих из них. По прогнозам военно-морской разведки США, Иран, Ирак, Северная Корея и Китай вряд ли приобретут в ближайшие годы более нескольких десятков дополнительных современных истребителей. Более того, все эти страны сильно отстают от Соединенных Штатов в обучении пилотов, самолетах радиоэлектронного подавления, самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АВАКС) и различных других нематериальных средствах ведения воздушной войны.
ВВС выдвинули вводящий в заблуждение аргумент о том, что американские потери в будущей войне в таком месте, как Корея, могут быть уменьшены на 25 процентов — несколько тысяч жизней, — если F-22 будут доступны вместо F-15. Это неверно при любом разумном наборе предположений. Соединенные Штаты могут очень быстро установить господство в воздухе в таком конфликте, и они сохранят способность делать это в будущем с F-22 или без него. Америка также наверняка начнет использовать свои многоцелевые самолеты для нанесения ударов по наземным целям с первого дня боевых действий — опять же, с F-22 или без него. Математические модели, которые составляют прогноз ВВС, могут быть сложными, но это не делает их точными: помните, другие модели Пентагона предсказывают десятки тысяч смертей американцев во время «Бури в пустыне».
На самом деле, покупка F-22 может даже навредить Соединенным Штатам в будущей войне. Если оборонные бюджеты США в будущем существенно не увеличатся, трата больших сумм денег на Raptor может означать, что вооруженные силы будут тратить слишком мало на обучение, запасные части для танков и самолетов, средства химзащиты, противоминные суда или достаточное количество средств. склады современных боеприпасов. Такие оплошности, вероятно, обойдутся Соединенным Штатам гораздо большими потерями, чем F-22 может спасти.
Угроза ЗРК
Военно-воздушные силы ближе к цели в освещении угрозы для самолетов США со стороны усовершенствованных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), таких как российский SA-10 (также известный как S- 300). Эти системы имеют радары с фазированной антенной решеткой, способные отслеживать несколько целей одновременно, и более быстрые ракеты-перехватчики большей дальности, чем системы, которые они заменяют. Другие страны будут приобретать эти ЗРК, даже если они не могут позволить себе или умело эксплуатировать многие топовые истребители. Более того, против будущего врага Соединенные Штаты могут не позволить себе роскошь атаковать с высоты 15 000 футов в течение первых нескольких недель войны, как это было в ходе операции «Союзническая сила», а это означает, что угрозы ЗРК могут стать еще более опасными.
Однако F-22 мало что может сделать для смягчения этой угрозы. Он плохо оборудован для атаки батарей ЗРК; он будет нести бомбы с лазерным наведением, но не противорадиолокационные ракеты, которые наводятся на сигнал вражеского радара. Raptor также не предназначен для обнаружения вражеских ЗРК. Этой цели служат более крупные самолеты с чувствительными радарами, летающие на расстоянии от непосредственной зоны боевых действий, в сочетании с недорогими беспилотными летательными аппаратами, способными летать низко над территорией противника.
Усовершенствованные ЗРК спорят не столько за F-22, сколько за малозаметный штурмовик. Бомбардировщик B-2 и другие самолеты сегодня могут помочь в выполнении определенных задач; когда-нибудь беспилотные боевые летательные аппараты могут взять на себя большую часть этой задачи. Но в ближайшем будущем нужна относительно недорогая рабочая лошадка, чтобы преследовать тысячи отдельных мобильных целей, уклоняясь от наземной обороны противника.
Пентагон разрабатывает именно этот самолет: упомянутый ранее Joint Strike Fighter, производство которого должно начаться примерно в 2006 году. JSF должен быть малозаметным и обладать современной электроникой и авионикой. Но он будет лишен многих аэродинамических характеристик F-22, и в результате будет стоить вдвое меньше за самолет. Таким образом, JSF является более доступным и более важным для Соединенных Штатов, чем F-22.
Лучшее решение для ВВС
В течение следующих двух с половиной десятилетий ВВС планируют полностью заменить свои истребители на F-22 Raptors и JSF. Что должны сделать ВВС, так это закупить небольшое количество F-22 и JSF и пополнить структуру своих сил, производя больше F-15 и F-16.
Эти последние самолеты вряд ли устарели. Они оснащены лучшими двигателями, радарами, системами наведения и навигации, чем когда они были впервые разработаны в 1970-х годах. В будущем эти истребители также будут нести улучшенные боеприпасы, такие как «оружие с сенсорным взрывателем», которое несет множество боеприпасов меньшего размера, которые могут автоматически искать танки и другую бронетехнику. F-15 и F-16 также выиграют от все более мощных вспомогательных средств, таких как самолеты, оснащенные JSTARS, и беспилотные летательные аппараты для разведки.
Вместо 339 F-22 ВВС следует закупить около 125 самолетов, что достаточно для одной войны; именно такое количество истребителей завоевания превосходства в воздухе F-15C использовалось в операции «Буря в пустыне». Такое количество Raptor обеспечило бы защиту от стратегических и технологических неожиданностей, таких как быстро усиливающийся и враждебный Китай, при скромных затратах. Общая экономия составит около 10 миллиардов долларов (см. рис. 4).
Рисунок 4: Модернизация истребителя ВВС, 2000–2026 гг. (Затраты в миллиардах 2000 долларов)
Истребители завоевания превосходства в воздухе
Многоцелевой самолет
Общие затраты
Административный план: 339 самолетов F-22 и 1763 самолета JSF
47 $
127 $
174 $
Альтернатива: 125 F-22 и 215 F-15 для завоевания превосходства в воздухе, 500 JSF и 1263 F-16 для многоцелевых самолетов, плюс 5 миллиардов долларов на увеличение закупок JSTARS, БПЛА, высокоточных боеприпасов и радиоэлектронных помех самолет
37 $
81 $
123 $
Примечание: JSF=Joint Strike Fighter; JSTARS = Совместная радиолокационная система наблюдения за целями; БПЛА = беспилотный летательный аппарат. Оставшиеся затраты на исследования и разработки (НИОКР) оцениваются в 4 миллиарда долларов для F-22 (как в рамках Административного плана, так и в рамках Альтернативы) и 12 миллиардов долларов на долю ВВС в программе JSF (как для Административного плана, так и для Альтернатива). Согласно плану администрации Клинтона, стоимость единицы продукции F-22 оценивается в 125 миллионов долларов, а JSF — в 65 миллионов долларов, исходя из оценок Бюджетного управления Конгресса. В соответствии с Альтернативным планом себестоимость единицы продукции F-22 предполагается увеличить на 40 процентов, а JSF — на 15 процентов. Затраты на производство F-15 и F-16 составляют 50 и 25 миллионов долларов соответственно. Источник: Lane Pierrot, A Look at Tomorrow’s Tactical Air Forces (Вашингтон, округ Колумбия: Бюджетное управление Конгресса, 1997), стр. 35.; Заявление Кристофера Джена, помощника директора Бюджетного управления Конгресса, о модернизации тактических самолетов перед подкомитетом Airland Комитета Палаты представителей по вооруженным силам, стр. 4, 7.
В то время как ВВС проводят переоценку программы F-22, они также должны пересмотреть свои планы в отношении JSF; на самом деле, это реальный надвигающийся бюджетный вопрос для ВВС. Службе не нужны все 1763 самолета JSF, которые она намеревается купить по ожидаемой цене около 65 миллионов долларов за самолет. Как показано на рис. 4, у ВВС есть варианты сокращения бюджетных потребностей в многоцелевых самолетах, например закупка 500 самолетов JSF для атаки наиболее трудноуловимых и наиболее защищенных наземных целей. Оставшуюся потребность службы в будущих многоцелевых истребителях можно было бы удовлетворить за счет покупки современных F-16 с улучшенными боеприпасами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» по цене 25 миллионов долларов за самолет.
Лучшее решение для страны
Программы F-22 и JSF обещают отличные самолеты. Но то, что мы можем их производить и покупать, не означает, что мы должны это делать. Намерение ВВС заменить практически весь свой парк нынешних истребителей самолетами нового поколения, стоимость которых более чем в два раза выше, отражает привычки времен холодной войны. Учитывая маловероятность того, что другие страны приобретут такие передовые самолеты, а также тот факт, что значительный прогресс в возможностях может быть достигнут за счет улучшения боеприпасов и датчиков на существующих истребителях США, эти самолеты не нужны в предлагаемом сейчас количестве.
Прискорбно, что Пентагон не отказался от F-22 сразу десять лет назад: это позволило бы сэкономить более 40 миллиардов долларов. Увы, слишком поздно реализовывать эти сбережения. Только около 20 миллиардов долларов можно было бы сэкономить, отменив F-22 сейчас, вероятно, недостаточно, чтобы оправдать выбрасывание денег, которые уже были потрачены на исследования и разработки программы на сегодняшний день.
Пока слишком поздно применять лучшую политику в отношении F-22, еще не поздно учиться на наших ошибках. Урок дебатов по F-22 заключается в том, что откладывание трудного выбора влечет за собой высокую цену. Пентагону и Конгрессу необходимо признать бюджетную реальность: расходы на оборону почти наверняка не увеличатся так сильно, как они предполагают. В результате придется сделать гораздо более трудный выбор. В частности, планы Пентагона по закупке очень дорогих боевых самолетов, подводных лодок, эсминцев, артиллерийских и других систем необходимо существенно сократить — и как можно раньше в их циклах приобретения. Какими бы хорошими ни были эти отдельные системы, они не так важны, как надежная поддержка интеллектуальных боеприпасов, передовых систем разведки и связи, высокой боеготовности, исследований и разработок, а также защиты развернутых войск, а также американской родины от оружия дальнего действия. массовое уничтожение.
США достигли «большой вехи» с F-22 Raptor; Летчик-испытатель говорит, что это повысит боевые возможности ВВС США
24 августа группа ВВС США успешно протестировала стороннее программное обеспечение с существующим оборудованием F-22, возвещая «новую эру в развитии программного обеспечения Министерства обороны». ».
США одобряют военный самолет, меняющий правила игры, для IAF; Эксперты приветствуют это как большое приобретение после F-35 Stealth Fighters
Это был первый случай, когда истребитель пятого поколения использовал в полете стороннее программное обеспечение. Это также стало первым случаем, когда на истребителе использовалось программное обеспечение для управления контейнерами с открытым исходным кодом, говорится в пресс-релизе Air Combat Command.
Группа членов Федеральной лаборатории боевого авиационного командования, разработчики программного обеспечения из 309-й группы разработки программного обеспечения и летчики-испытатели с базы ВВС Эдвардс работали вместе для достижения этих целей.
Как правило, интеграция стороннего программного обеспечения с истребителями пятого поколения была невозможна. Тем не менее, команда ВВС создала и провела летные испытания своего нового анклава открытых систем (OSE), который сочетает в себе существующую бортовую аппаратную архитектуру с государственным программным обеспечением, чтобы решить эту проблему и снизить входные барьеры.
Этот новый анклав продемонстрировал, что он может быстро интегрировать новые технологии, от первой строки кода до запуска, менее чем за 60 дней.
Эта веха открывает возможности для более быстрого приобретения программного обеспечения, поскольку «приложения быстро разрабатываются, совершенствуются и доставляются бойцу одним нажатием кнопки».
Изображение файла: F-22 Raptor — ВВС США
«Этот прорыв коренным образом меняет то, как мы можем обеспечить боевые возможности истребителя», — сказал майор Аллен Блэк, летчик-испытатель F-22 и один из руководителей проекта.
«Мы доказали способность быстро оценивать и интегрировать технологии следующего поколения, разработанные экспертами в правительстве, промышленности и научных кругах, с меньшими затратами благодаря переносимости программного обеспечения между оборонными платформами», — сказал Блэк.
В заявлении добавлено, что команда исследует и интегрирует многочисленные возможные боевые возможности в качестве кросс-платформенных решений, начиная с F-22 Program Office в качестве одного из первых пользователей OSE.
Project FoX
Блэк уже давно интересуется концепцией истребителей пятого поколения, способных запускать портативное стороннее программное обеспечение. На ежегодном конкурсе Spark Tank ВВС в октябре 2021 года его «Проект FoX (Эксперимент по оптимизации истребителя)» был выбран финалистом.
Проект FoX предложил «Пентагонский магазин приложений», в котором разработчики могли бы создавать программное обеспечение, работающее на различных платформах, а операторы могли загружать и запускать эти программы на коммерческих готовых планшетах, данные которых были бы защищены от самолета.
Разделение разработки программного и аппаратного обеспечения истребителей позволяет быстро разрабатывать и развертывать новые программы, что уже давно является целью командиров Министерства обороны и разработчиков программного обеспечения.
По мнению экспертов, длительный процесс закупки Пентагоном означает, что программные системы обычно устаревают к тому времени, когда они полностью развернуты. Процесс должен быть более эффективным и прогрессивным, чтобы обеспечить регулярные обновления.
F-22 Raptor на авиашоу
27 августа F-22 ВВС США был замечен на Словацком международном авиафестивале (SIAF). ВВС США (USAF) направили два F-22 Raptor из 90-й истребительной эскадрильи 3-го крыла для динамических и статических презентаций.
Два самолета прибыли в полдень, и после нескольких пролетов над взлетно-посадочной полосой зрители авиашоу смогли убедиться в летных возможностях самолета. Затем оба самолета приземлились для статической выставки.
Самолеты стояли всего в 10 метрах от зрителей.
Один из аляскинских F-22 Raptor после приземления направляется к статической экспозиции
Местом проведения авиашоу SIAF стала авиабаза Кучья.
На относительно небольшой взлетно-посадочной полосе Кучья в настоящее время находится одна из основных авиабаз службы, потому что главная авиабаза Слиа находится на реконструкции в связи с ожидаемым прибытием новых самолетов F-16V.
Газета EurAsian Times ранее сообщала, что в рамках миссии НАТО по воздушной защите F-22 были переброшены с Объединенной базы Элмендорф-Ричардсон на Аляске на 32-ю тактическую авиабазу в Аске, Польша.
В середине августа истребитель F-22 также продемонстрировал впечатляющие маневры на авиашоу на Гавайях. Главной изюминкой этого авиашоу стала демонстрационная группа F-22 Raptor, демонстрационный истребитель, пилоту которого удалось максимально использовать возможности этого замечательного самолета.
Это последний день @kbayairshow, и наша демонстрация назначена на 1323 🙌 pic.twitter.com/ojNNczBs2J
— Демонстрационная группа F-22 (@F22DemoTeam) 14 августа 2022 г.
Этот самолет известен своей способностью выполнять особенно потрясающий маневр, известный как Power Loop, который он может выполнять благодаря своим управляемым соплам с вектором тяги. Демонстрационная группа F-22 Raptor также опубликовала видеозапись этого события.
Этот маневр включает в себя разворот в конце набора высоты, когда F-22 замедляется по мере набора высоты, практически «зависая» в воздухе.
Благодаря своим управляемым соплам истребитель может сделать крутой разворот, когда он находится над землей, что ни один другой самолет не может сделать в такой же степени. В шоу на Гавайях движение сопровождалось прочным следом от конденсата, который покрывал большую часть истребителя.
Свяжитесь с автором по адресу [email protected]
Следите за EurAsian Times в новостях Google
ВВС США хотят вывести из эксплуатации F-22 для финансирования истребителя NGAD
ВВС США хотят вывести из эксплуатации F-22 Raptor в течение десяти лет.
Служба хочет направить финансирование Raptor на новую программу истребителей Next Generation Air Dominance (NGAD).
Конгресс хочет, чтобы ВВС притормозили при выводе Raptor из эксплуатации, по крайней мере, до тех пор, пока NGAD не будет готов.
ВВС США и правительство, которое их финансирует, спорят о будущем F-22 Raptor. ВВС хотят списать эти самолеты, чтобы освободить место в бюджете для их замены, истребителя Next Generation Air Dominance (NGAD). Конгресс, однако, профинансировал самолеты, производство которых было значительно задержано, и опасается преждевременного вывода из эксплуатации первого в мире истребителя пятого поколения.
В настоящее время ВВС имеют 185 самолетов F-22 Raptor. Однако один из малоизвестных фактов о F-22 заключается в том, что всего 123 реактивных самолета находятся в инвентаре самолетов для основной миссии, что означает, что они действительно боеспособны. Остальные истребители F-22 являются учебными, опытными и резервными самолетами, которые физически не способны вести воздушный бой.
F-22 Raptor ВВС США выполняет воздушные маневры на авиасалоне в Атлантик-Сити 18 августа 2021 года в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.
Lisa Lake//Getty Images
Большинству F-22 не исполнилось 16 лет, но разработка самолета восходит к программе Advanced Tactical Fighter 19-го века.80-е годы. Это означает, что большая часть философии дизайна самолета привязана к эпохе холодной войны. F-22 предназначался для полетов с хорошо зарекомендовавших себя баз в Западной Европе и борьбы с советскими истребителями и истребителями Варшавского договора на средних дистанциях. Он был разработан, чтобы быть лучшим в том, что он делает, но он не был предназначен, например, для работы на очень больших расстояниях.
Сорок лет спустя операционная среда сильно изменилась. Соединенные Штаты, когда-то единственные располагавшие истребителями-невидимками пятого поколения, теперь должны конкурировать с российскими Су-57 «Фелон» и китайскими истребителями J-20 и FC-31. Планировщики авиации теперь должны думать, как действовать на просторах Азиатско-Тихоокеанского театра военных действий, где истребители, вероятно, преодолевают тысячу миль или даже больше только для того, чтобы вступить в бой с истребителями противника. Масштабы конкуренции вкупе с новыми географическими реалиями требуют нового самолета.
Истребитель Chengdu J-20 на авиасалоне в Чанчуне в 2022 году.
VCG//Getty Images
Новый самолет NGAD будет включать в себя новейшие технологии невидимости, а также, что не менее важно, способность летать на очень большие расстояния. Разработанный, построенный и совершивший полет всего за один год, в 2020 году самолет еще не раскрыт. Однако это будет чрезвычайно дорого, так как министр ВВС Фрэнк Кендалл предупредил ранее в этом году , что каждый истребитель будет стоить «несколько сотен миллионов долларов». (Для сравнения, истребитель F-35A Joint Strike стоит около 70 миллионов долларов каждый. )
Согласно Air Force Times , служба хочет вывести из эксплуатации 33 самых старых боеспособных самолета, известных как Block 20, в рамках своего запроса на оборонный бюджет на 2023 год. Их вывод из эксплуатации не только сэкономит деньги на эксплуатационных расходах, но и сэкономит по 50 миллионов долларов каждый, которые потребуются для их модернизации до современных стандартов. Затем ВВС направят сэкономленные средства на разработку NGAD.
Истребитель Су-57, первый российский истребитель пятого поколения, столкнулся со значительными техническими проблемами. Он также становится все более недоступным, учитывая недавние санкции, введенные против России.
SOPA Images//Getty Images
Хотя прототип истребителя NGAD уже поднялся в воздух, замена F-22 этим самолетом не планируется до 2030 года. ВВС могут отказаться от большей части своих F-22 до того, как NGAD сможет быть развернут. в полезном количестве, как раз тогда, когда парки истребителей пятого поколения России и Китая, вероятно, вырастут. (Российская экономика , образованная воронками, , прямой результат ее вторжения в Украину, может изменить это.) Конгресс опасается позволять ВВС досрочно списывать F-22, особенно после того, как F-35A опоздал на несколько лет и миллиарды долларов сверх бюджета. Конгресс опасается, что если NGAD столкнется с аналогичными препятствиями, может возникнуть пробел в возможностях, из-за которого у ВВС не будет надежной замены F-22.
Истребитель NGAD, и любые беспилотные истребители, которые летают рядом с ним , скорее всего, сохранят превосходство Америки в воздухе до 2050 года и далее. Проблема в том, что он может высосать весь кислород из комнаты до того, как прибудет, даже если прибудет вовремя. В ВВС, кажется, считают, что риск управляем, но Конгресс в этом не уверен. Возможно, если NGAD станет публичной, Конгресс с большей готовностью оправдает финансирование существующего парка Raptors и покупкой будущего истребителя стоимостью от 200 до 300 миллионов долларов.