+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

России истребитель 5 поколения: Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире?

0

Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире?

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, — заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.
В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?

По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может. Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным. Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.

А если говорить о физических кондициях пилотов — нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?

Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1−1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени — например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.

5-е поколение — это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?

Да, нагрузка на пилота как оператора вырастает значительно. Номенклатура вооружения самолета 4-го поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием (несколько видов ракет) и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Т-50 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения. Оружие с телевизионным наведением, радиолокационное прицеливание по морским и наземным целям… Каждый вид оружия имеет свое информационное обеспечение, свои индикаторы. И это еще не все — летчик еще может управлять целой группой самолетов. Ведя свой бой, он должен распределять задачи для подчиненных экипажей.

Пришлось разработать такие алгоритмы выдачи информации, чтобы летчик безошибочно считывал ее и принимал грамотные решения. Только работа ученых из Института космической медицины совместно с конструкторами, летчиками-испытателями, военными летчиками привела к тому, что алгоритмы были оптимизированы, управляющее поле стало неконфликтующим. Но все равно нагрузка на летчика ложится колоссальная. Поэтому на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна. Выполняя прицеливание, летчик может отвлекаться от пилотирования, бросать ручку управления даже с отключенным автопилотом. Автоматика самолета «знает», что машиной не управляют, и, если истребитель находится, например, в режиме крена и снижения, самолет сам убирает крен и переходит в горизонтальный полет. Главное — управление оружием.

Правда ли, что боевые самолеты будущих поколений будут беспилотными?

Пилот существует не для того, чтобы геройствовать и получать награды. Его главная функция — выполнение боевой задачи. Если та или иная боевая задача может выполняться без участия человека, значит, пилота заменит автоматика, тем более что пилотируемый самолет по определению дороже беспилотника, а рисковать жизнью высококвалифицированного летчика без особой нужды нельзя. Другое дело, что переход на беспилотную боевую авиацию не произойдет одномоментно. БПЛА постепенно будут передаваться те или иные функции (разведка, доразведка, нанесение ударов). Поначалу в небе будут сражаться смешанные группы. Летчик в пилотируемом летательном аппарате станет управлять группой БПЛА, ставить им задачи. Вспомним, что поначалу люди охотились без посторонней помощи, загоняли зверя самостоятельно, но потом приручили собак, и собакам были отданы функции, связанные с наибольшим риском. Так будет происходить и в боевой авиации, пока искусственный интеллект окончательно не вытеснит человека, а пилот не превратится в наземного оператора.

Небо. Человек. Истребитель

Эксплуатация многофункциональных истребителей (МФИ) 5-го поколения ставит человека в условия запредельного уровня перегрузок — физических, психологических, информационных. Не зря говорят, что МФИ будет последним пилотируемым самолетом подобного класса. Далее последуют еще более крутые ЛА, находиться в которых человеку будет небезопасно, да и просто противопоказано.

МФИ 5-го поколения задуман и реализуется как «сетевой солдат» системы C4I (Computers, Command, Control, Communications, Intelligence). По существу, C4I — это глобальная система скоординированных групповых действий, но в ней, несмотря на интеллектуальные компьютерные технологии, главным решающим звеном остается человек: ему разбираться в ситуации, принимать решения и ему же самому их исполнять.

И это в условиях не только запредельных информационных, но и физических, и психологических нагрузок тоже. Перегрузка под 10 g становится обычным режимом маневрирования. Самолет порой принимает необычные пространственные положения: он способен даже неподвижно зависать в небе. Сюда же можно отнести боковые перегрузки во время боковых плоских маневров, с чем прежде не сталкивались. Все эти новые явления стали наблюдаться в авиации после того, как самолет получил систему всеракурсного управления вектором тяги двигателя — УВТ, от чего и приобрел новое качество сверхманевренного «верткого», по английской терминологии (agility), самолета. И на agility-самолетах могут летать только «верткие» agility-пилоты.

Решением является эффективный интерактивный антропоцентричный интерфейс. Он должен обеспечить пилоту возможность справиться с окружающим экстримом, когда пребывание в состоянии психологического стресса и работа с запредельными объемами информации при дефиците времени становятся обычным делом для человека, сидящего в кабине.

Кабина истребителя поколения 5 — это «стеклянная кабина», похожая на кабины многих современных самолетов. Но ее информационно-управляющее поле (ИУП) относится к новому типу. В нем вместо набора многофункциональных индикаторов используется единый сенсорный интерактивный экран, занимающий всю переднюю приборную панель кабины.

Вся необходимая информация от бортовой авионики, а также видеоинформация от бортовых сенсоров, дополненная прицельно-пилотажной символикой, выводится на информационные окна этого экрана. Работа с экраном облегчает представление информации в цветных «картинных» форматах, понятных и наглядных для человека и однозначно быстро воспринимаемых. Большой размер экрана, а это 500 х 200 мм у F-35 и 610 х 230 мм у Су-35С и Т-50, на стандартном расстоянии наблюдения 500−700 мм легко охватывается взглядом. Поддержка бинокулярности и высокая четкость картинки способствуют созданию известного по бытовому HD-телевидению эффекта присутствия внутри события.

Последнее очень важно для пилота как руководителя выполнения сетевого задания, а не просто как оператора при бортовых датчиках. Именно поэтому вся информация выводится на экран в заранее обработанном виде и появляется только в нужные моменты, что удобно для человека и существенно увеличивает своевременную ситуационную осведомленность. Особое место в составе ИУП кабины занимает нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ), которая также помещает пилота внутрь события.

Вся необходимая информация в удобных для работы бинокулярных формах выводится на смотровой щиток шлема и всегда, несмотря на повороты головы, находится перед глазами пилота, для чего постоянно отслеживается положение его головы. Шлем обладает функцией дополненной реальности, поэтому пилот может как бы видеть сквозь кабину и быть более информированным о том, что происходит вокруг самолета.

Такие шлемы уже есть на головах пилотов F-35 — это HMDS Gen II «Божий глаз» американской компании VSI. А в скором времени они будут и у европейских пилотов: шлем Striker II производит британская компания BAE Systems. Аналогичные разработки ведутся и для наших Су-35С и Т-50.

Особенности воздействия на организм пилота МФИ 5-го поколения

Скольжение и резкие разгоны и торможения на больших углах атаки вызывают новые, ранее неизвестные иллюзии, приводящие к дезориентации, дискомфорту и тошноте.

Маневрирование с перегрузкой 10 g приводит к потере пространственной ориентации и возникновению зрительно-вестибулярных иллюзий при восприятии закабинного пространства: перегрузки нестандартно воздействуют на вестибулярный аппарат, а он в ответ формирует ощущения кажущейся вертикали. Врожденный механизм пространственной ориентации перестает работать.

Полет с высокими перегрузками усугубляется сопутствующими проблемами: ухудшением зрительных функций, травмами мышц спины, связок и позвонков, физическим дискомфортом и болями.

Дефицит времени в скоростных боях с мгновенными переходами из одного пространственного состояния в другое вызывает, как говорят пилоты, ощущение, когда «скорее чувствуешь, чем понимаешь происходящее», что также является новым психологическим феноменом.

Скоротечность воздушного боя может вызвать ощущения когнитивного диссонанса при работе с высокодинамичными форматами кабинных дисплеев вплоть до потери с ними информационного контакта.

Ведение боя в сжатых границах воздушного пространства с резкими изменениями угловых скоростей линии визирования цели требует интенсивных поворотов головы в шлеме с системой прицеливания, от чего возникают добавочные иллюзии пикирования, кабрирования и крена в зависимости от движений головы.

Добавленная реальность на щитке шлема, позволяющая видеть «сквозь кабину», вызывает иллюзию самостоятельного полета вне самолета, что затрудняет работу с кабинными органами управления.

Про истребители пятого поколения. Наши и не наши


Самолёт хоть и сильно разрекламированный, но в серию так и не запущенный. Не прошёл по критерию стоимость-эффективность. К тому же требует требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов.
Короче американский ВПК устроил попил бабла американских налогоплательщиков и отчитался F-22. Отсюда и реклама этому чудо-изделию. Чтобы пипл схавал. Пипл то может и схавал, а вот Пентагон – нет. Самолёт забраковали.
Сейчас вместо F-22 хотят впарить Пентагону его упрощенную модификацию — F-35. Тот же F-22, но с одним двигателем вместо двух.

В РФ тоже показали самолёт пятого поколения. В связи с чем автор статьи подробно разобрал F-35 и за одно весь подход амер. ВПК к проектированию и изготовлению истребителей.

Мне показалось интересно и познавательно.

«Совершенно необязательно, чтобы самолёт пятого поколения оказался лучше и эффективнее в бою самолёта 4-го поколения. Само исчисление поколений в каком-то смысле рекламное, «манипуляционное». Что вообще кроется за термином пятого поколения? Некие новые свойства? Какие? Обычно считается малозаметность и многофункциональность. То есть малозаметный истребитель-бомбардировщик? Обычно все универсальные вещи получаются хуже специальных, оптимизировать устройство приходится по большему числу параметров. Универсальность — всегда компромисс между противоречивыми требованиями. Например между бомбовой нагрузкой и максимальной скоростью. Поэтому истребитель-бомбардировщик всегда имеет меньше бомб, чем бомбардировщик и меньшую скорость, чем обычный истребитель. То есть все специфические боевые задачи он выполняет хуже. Тогда зачем он вообще нужен? Правильный ответ: экономия средств. Разные боевые задачи редко необходимо выполнять одновременно. Поэтому один и тот же самолёт может выполнить задачу как перехвата, так и бомбардировки, то есть вместо двух самолётов нужен один. Один универсальный самолёт эквивалентен двум специализированным на фронте и при этом его очевидно будут заказывать производителю больше чем, бомбардировщиков и истребителей. А это и удешевление производства, там тираж изделия очень сильно влияет на издержки. При нынешних ценах на боевую технику это очень важный аргумент. Но при одном важном условии- универсальный самолёт не должен стоить в два раза дороже специализированных,иначе эффекта экономии средств не будет. Перспективный американский F-35 как раз не слишком удовлетворяет этому требованию. И американцы это заметили сами,правда уже после того, как F-35 поступил на испытания:

Американская корпорация Lockheed Martin продолжит выпуск самолетов серии F-16даже после начала серийного производства истребителей пятого поколения F-35,которые изначально позиционировались в качестве замены F-16. Новые модификации могут быть востребованы на рынках многих стран из-за невысокой по сравнению сF-35 стоимости, сообщает DefPro со ссылкой на данные исследования, опубликованного американским аналитическим центром Forecast International. В частности, как отмечает издание, последние модификации F-16 50/52 и 60/E/F не только доступнее по цене по сравнению с новыми истребителями, но и отвечают самым современным требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса. Кроме этого, F-16 до сих пор востребованы потребителями… По мнению экспертовForecastInternational, производство F-16 будет продолжено минимум до 2016года, хотя, не исключено, что и по истечении этого срока Lockheed Martin будет получать заказы на истребители.

Как видим, дело с «многофункциональностью» практически прогорело. Он конечно может и «многофункциональный», но эффекта от этого никакого.Не компенсирует оно увеличение стоимости, значительно дешевле покупать обычные истребители. Хотя конкретную стоимость F-35 Lockheed Martin пока не называет.Зависит от контрактов. Так стоимость первого опытного истребителя F-35 «Лайтнинг-2″ для ВВС Нидерландов составит 114 млн евро. В то время,как поставка в Марокко 24 истребителей F-16 Fighting Falcon обойдётся этой небольшой стране в 841,9 миллиона долларов, то есть примерно в 35 млн долларов за самолёт. Нидерландам вместо одного F-35 можно было бы купить три F-16! И это при том, что F-35 считается недорогой альтернативой F-22 Raptor! Если же говорить про F-22, то только его себестоимость оценивается в 137,5 млн долларов, а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн. Это в буквальном смысле самолёт «на вес золота» — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в 2006году составляла те же 350 млн долларов! F-35 лишь в три раза дешевле — примерно эквивалентно 6,5 тонн золота. Есть о чём спорить в парламенте, Нидерланды до сих пор не могут этот вопрос утрясти. Израиль, которому удалось сторговаться значительно дешевле — «всего» по цене 80 млн за штуку, так же сомневается.

Но может F-35 сильно лучше по боевым качествам? Если судить по «многофункциональности»? Последние модификации F-16 тоже сделали того»ударным», то есть «многофункциональным», хотя модификации коснулись только систем вооружений. И на истребитель можно навесить бомбы, было бы желание. Может F-35 сильно удачнее в этом плане? F-35 — это облегчённый F-22, его удешевили очень просто — убрав один двигатель. Но что будет, если у нормального самолёта убрать один двигатель? В самих США есть здравые голоса,которые утверждают, что проект F-35 Joint Strike Fighter — крупный просчёт министерства обороны США. Известный конструктор боевых самолётов Пьер Спрей(Pierre Sprey)* и директор проекта Straus Military Reform Уинслоу Уиллер(Winslow Wheeler) отмечают следующие недостатки у F-35:

— Избыточный и некомпенсированный тягой вес: при взлётной массе в варианте»воздух-воздух» 49500 фунтов (22450 кг), тяга двигателя составляет42000 фунтов (19050 кг), и это станет для нового истребителя значительным шагом назад в тяговооружённости.

— При этом весе и площади крыла всего лишь 460 квадратных футов (43 кв.м) в вариантах для военно-воздушных сил и морской пехоты, удельная нагрузка на крыло составит 108 фунтов на квадратный фут (>520 кг/кв.м). Истребителю необходимо иметь крылья большой площади по отношению к весу самолёта, чтобы он могли маневрировать и выживать. F-35 на самом деле менее маневренный, чем крайне уязвимый F-105 Lead Sled, который в большом количестве сбивался над Северным Вьетнамом в период войны в Индокитае.

— С нагрузкой всего лишь в две 2000-фунтовые (907 кг) бомбы во внутреннем отсеке — гораздо меньше, чем у любого американского истребителя периода войны во Вьетнаме — F-35 является практически первым в классе лёгким бомбардировщиком. Если же взять больше бомб и повесить их под крыльями, F-35моментально перестаёт быть «незаметным», и МО не планирует серьёзно испытывать его в такой конфигурации в течение многих лет.

— В качестве самолёта непосредственной авиационной поддержки (НАП), помогающего американским войска, участвующим в боях, F-35 является неприемлемым. Он слишком быстрый, чтобы успеть обнаружить и обстрелять тактические цели; он слишком «деликатный» и легко воспламеняющийся, чтобы выдержать огонь с земли,ему не хватает полезной нагрузки и особенно возможности устойчиво»висеть» над силами США, пока те маневрируют на земле.Специализированные для выполнения подобных задач и имеющиеся у военно-воздушных сил штурмовики A-10 намного превосходят F-35 в этой роли.
Но попробуем сравнить по основным параметрам наши современные отечественные самолёты с американскими самолётами пятого поколения, чьи характеристики уже давно рекламируются. По мнению Шурыгина они не могут конкурировать. Так уж получилось, что у F-35 будет два отечественных противника с похожими названиями- Миг-35 и Су-35 (Су-37 ныне и есть Су-35). Вот что получилось при сравнении:

Здесь указаны и примерные цены на самолёты. 80 млн долларов для F-35 — это та цена, по которой его собирался закупать сам Пентагон. Ещё в 2001 году Министерство обороны (МО) прогнозировало закупку 2866 единиц за $226 млрд, то есть $79 млн за каждый самолёт.

Однако последняя официальная оценка даёт меньшее число самолётов (2456 единиц) при большей стоимости ($299 млрд.). Это означает54-процентное увеличение затрат на один самолёт – до $122 млн, а поставки будут идти с двухлетним опозданием. Цены на российские самолёты указаны оценочные — в результате средних цен по контрактам на экспорт Миг-29 и Су-27. При официальном коммерческом экспорте МиГ-29 — разброс цен составлял от 11 до 32 млн. долл,Су-27 от 28 до 36 млн. долл.

Конечно, точные характеристики F-35 пока не известны, сегодня их производитель уже называет несколько иные цифры: 1900 км/ч для максимальной скорости (ранее называлось 1600 км/ч) и более высокая максимальная взлётная масса — до 32700 кг(вместо 22680 кг). Как это удалось добиться при том же единственном двигателе -не совсем понятно, видимо надежды разработчиков связаны с модернизацией двигателя — GE F136 вместо P&W F135, который, в свою очередь, является модернизацией Pratt & Whitney F119, используемый на F-22. Тяга F119 на форсаже составляла 15,875 тонн (35000 lbf) , F135 даёт уже 19,504 тонны (43000 lbf), но F136 даёт меньше F135 — 18,143 тонны.

Тяговооружённость (отношение тяги двигателя к максимальной взлётной массе) F-35 (0,55) значительно хуже, чем у F-22 (0,83) и уступает Миг-35 и Су-35 (0,74 — 0,75). Тут интересно заметить,что версия F-35 для морской пехоты F-35B, (short-takeoff andvertical-landing-STOVL) разрабатывалась с участием КБ Яковлева и использует технологии, разработанные российскими конструкторами для российского самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Як-141. Ввиду очевидных недостатков этот самолёт не был принят на вооружение. Основным из них являлся большой расход топлива при вертикальном взлёте — до 30% всего запаса. В результате радиус действия истребителя сокращается всего до 300 км. «Столь низкий показатель означает, что Як-141 не может защищать корабль, на котором он базируется,поскольку дальность действия крылатых ракет «воздух-корабль»превышала 300 км ещё в начале 60-х годов прошлого века».

Тяга двигателя при вертикальном взлёте должна превышать взлётный вес и потому тяговооружённость Як-141 — 1,52 и это не выливается в скоростные показатели истребителя — 1800 км/ч. Что это значит для палубных вариантов F-35? Для самолёта, у которого тяга и так мала? Требование уровнять тягу двигателя с весом самолёта приводит к снижению как боевой нагрузки, так и запаса топлива -до 50%. У Як-141 тяга двигателей была 24 тонны в сравнении с 18 тоннами F-35.Значит и взлётный вес F-35B не будет превышать этих 18 тонн. Пустой F-35B весит15,8 тонн и это значит, что для топлива и вооружений остаётся только 2 тонны!Як-141 имел для этого 4 тонны, 3 тонны для топлива и одна — для вооружений.Радиус действия F-35B не будет превышать радиуса Як-141, у которого были лучше тяговые характеристики, то есть не более 300 км. По сути F-35B должен заходить на посадку сразу после взлёта, никакой защиты кораблю от него не будет.

МиГ — это наш «лёгкий», тактический истребитель, и уже его лётные характеристики значительно лучше F-35. Тяжёлый Су-35 существенно мощнее и виртуальные поединки американских F-35 и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах, показали очевидным образом преимущества российского самолёта.

Результаты тестов стали известны через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. По словам австралийского военного аналитика Денниса Дженсена, самолёты F-35 были «биты как пингвины». После этого Австралия засомневалась в целесообразности закупок F-35 и США стоило больших усилий убедить австралийцев всё же не отказываться от них.

Реальную конкуренцию нашим «устаревшим» Су может составить только»золотой» F-22 с максимальной скоростью в 2.3 Маха (2750 км/ч) и максимальной боевой нагрузкой более 8 тонн. Но и этот супер-истребитель имеет существенный недостаток — радиус действия у F-22 всего 750 км. Видимо именно за счёт запаса топлива повышена боевая нагрузка и тяговооружённость. Поэтому можно предположить, что Су-35 с полупустыми баками догонит F-22. По этой же причине F-22 плохо приспособлен для патрулирования, он не может долго находится в воздухе. Боевую эффективность самолёта из-за его сверхвысокой стоимости производителю приходится сильно завышать — раз уж он дороже старых F-16 в десять раз, то должен быть в тридцать раз эффективнее. Именно поэтому»относительные потери «Рапторов» в воздушном бою с истребителями семейств Су-27 или МиГ-29 – при условии соразмерного уровня подготовки пилотов– оцениваются аналитиками Lockheed Martin и ВВС США как 1 к 30.» Тут трудно ожидать чего-то иного: хочешь продать — убеди покупателя в выгодности покупки.Даже если приходится при этом запредельно врать преувеличивая значение тех»новшеств», которые имеют новые изделия.

Важнейшим новшеством нового поколения боевых самолётов является их малозаметность. Сейчас это качество новых самолётов звучит более скромно,нежели «невидимость», которой обладал известный предшественник этому поколению — F-117. Однако после потерь нескольких F-117, сбитых ракетами ПВО ещё старых советских систем, этот термин потускнел и приобрёл более реалистичное звучание. По поводу «невидимости» F-35 и сами американцы сомневаются.

А что можно сказать по поводу аргументов защитников программы F-35 о его двух наиболее ценных характеристиках: stealth и передовая авионика? Почему ВВС не говорит, что самолёт stealth вполне поддаётся обнаружению при помощи радиолокатора, это просто вопрос типа РЛС и ракурса, с которого наблюдается самолёт? Спросите об этом пилотов двух «невидимых» F-117, которых сербы успешно атаковали с помощью наводимых по радиолокатору ракет в 1999 году,в период воздушной войны в Косово. Что касается весьма сложной электроники для атаки воздушных целей, то F-35, как и F-22 до него, надеется на успех за счёт гипотетической возможности обнаруживать противника на сверх-большой дальности. Однако в реальной воздушной войне количество дальних ракетных боев намного ниже. Электроника, обеспечивающая действия F-35 в режиме»воздух-земля», обещает чуть больше, чем упрощение управления использованием имеющихся боеприпасов.

В связи с упоминанием «невидимок» F-117 стоит припомнить историю появления этой технологии у американцев. Дело в том, что эта технология»невидимости» была разработана советским учёным П.Я. Уфимцевым ещё в70-х годах. Тогда, американцы делали первые опыты по созданию малозаметных самолётов, так, в 1964 г. совершил первый полет Lockheed SR-71 — их первый опыт в этом направлении. И основной идеей их первых попыток было использование радиопоглощающих покрытий. Однако это позволяло снизить интенсивность отражённого сигнала на проценты, но не в разы. В 1972 году на глаза инженеров Lockheed Martin попал английский перевод книжки П.Я. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Она указала принципиально новый путь понижения заметности — за счёт изменения формы самолёта. Поскольку в большинстве радарных систем приёмником и передатчиком служит одна и та же антенна (или антенная решётка), то уменьшить видимость самолёта можно, снизив отражение в направлении локатора. Для этого нужно: — убрать плоские в направлении на радар элементы; — убрать перпендикулярные в направлении на радар кромки; — убрать прямые углы, поскольку прямой угол – идеальный отражатель.

Однако честное решение задачи дифракции этим не исчерпывается, и Уфимцев разработал специальную теорию «краевых волн» позволяющую рассчитывать дифракцию радиоволн на сложных объектах. Именно этот инструмент позволил сотрудникам фирмы Lockheed создать истребитель F-117, первый полет которого состоялся в 1981 году.

Однако метод Уфимцева создания «невидимости» нарушал всякую аэродинамику. F-117, который имел максимальную скорость как у пассажирских авиалайнеров- около 990 км/ч, трудно было назвать истребителем. Никакой воздушный бой он бы не выдержал. Его основной задачей стали скрытные рейды в тыл противника с нанесением точечных ударов по «ценным» наземным целям. В Ираке, где средства ПВО были уничтожены обычной авиацией и крылатыми ракетами, он показался полезным. Хотя, по данным МО РФ, во время войны в Персидском заливе один F-117A был сбит иракским ЗРК “Игла”. Самолёт упал в пустыне, в Саудовской Аравии, откуда, по данным еженедельника “Аргументы и факты”, некоторые образцы его оборудования и материалов были вынесены на своих плечах офицерами одной из групп спецназа ГРУ Генерального штаба МО РФ. Однако только после Югославии стало известно, что «невидимость» F-117 весьма относительна. Отражение луча радара хоть и меньше в разы, но даже старые советские радары имеют возможность его заметить. После этого открытия стало очевидным, что F-117 совершенно бесполезен и он был немедленно снят с вооружения. «Министерство обороны США официально признало, что общая стоимость самолётов F-117A с учётом всей программы (64 машины на 1990 год –Г.В.) составила $6,56 млрд., что включает $2 млрд. на разработку, $4,27 млрд.на закупку и $295,4 млн. на оборудование мест базирования и проч. Стоимость одного самолёта по программе составляет $111,2 млн.» И эта программа стоимостью в $6,56 млрд долларов оказалась тем самым «попилом бабла»,что либеральная оппозиция обычно приписывает нашим государственным проектам.

У метода Уфимцева есть и вполне серьёзный принципиальный изъян — излучение радара всё же не поглощается, а переизлучается в различных направлениях. Поэтому стоит разнести источник радиолокационного сигнала и приёмник отражённого импульса (т.е. использовать бистатическую схему локации) — и»невидимка» становится видимой. Об этом рассказал сам Уфимцев своим американским ученикам в 1990 году, после того, как его пригласили работать в Калифорнийский университет. Наши военные специалисты никогда не считали этот метод достаточно перспективным и потому не секретили работы Уфимцева. Даже позволили тому выехать из страны ещё в советское время. Нынешнее пятое поколение «невидимок» — это продолжение опыта F-117, но с учётом уже аэродинамики, которой не стали жертвовать в угоду невидимости. Да, формы зализаны, оружие упрятано в корпус, нанесено радиопоглощающее покрытие. Это не эффективно на 100%, но уменьшает ЭРП в несколько раз. Что позволяет сократить дистанцию обнаружения, но не более того. Проекты F-22 и F-35 развивались в виде компромисса между требованием метода Уфимцева и требованиями по аэродинамике самолёта и потому они более видимы, чем F-117 и обладают худшей аэродинамикой,чем обычный F-16.

Нет сомнений, что в России также ведутся подобные разработки, однако в силу их большой секретности конкретные сведения о них практически отсутствуют.

12 января 1999 г. Авиационный научно-промышленный комплекс (АНПК) “МиГ”продемонстрировал на аэродроме в Жуковском самолет под индексом 1.44 -экспериментальный самолёт, созданный в ходе разработки отечественного перспективного многофункционального фронтового истребителя (МФИ) — “проект1.42”. Показанному на аэродроме самолёту приписывалось широкое использование технологии “стелс” и достижение значения ЭПР в передней полусфере 0,1 кв.м.Пока на все лады обсуждалось явное отсутствие в самолёте “1.44” признаков каких-либо целенаправленных работ по снижению заметности, в том числе отсутствие РПМ и специальных покрытий, директор Исследовательского центра имени М.В. Келдыша академик РАН Анатолий Коротеев сделал сенсационное заявление. Суть его заключается в том, что российские учёные разработали новые технологии обеспечения малозаметности летательных аппаратов (ЛА), основанные на иных(нежели у американцев) физических принципах. Вокруг ЛА создаётся специальное плазменное образование, которое, с одной стороны, поглощает энергию электромагнитных волн облучающей РЛС противника, а с другой стороны, заставляет электромагнитные волны огибать облако плазмы. Таким образом происходит резкое снижение уровня отражённого сигнала РЛС, работающих как в непрерывном, так и в импульсном режимах.

Вчера с аэродрома Комсомольского-на-Амуре состоялся первый полёт российского самолёта пятого поколения ПАК ФА. Это большой праздник для российской авиации. Есть все основания считать, что его характеристики будут несколько получше характеристик американских самолётов. И принят он будет на вооружение не сильно позже F-35, чьи недостатки видны уже невооружённым взглядом. Можно будет только позлорадствовать, если у конкурентов на мировой арене будет именно такой «аргумент».»

Споры и предположения относительно истребителя 5-го поколения МиГ ЛМФС


В зарубежной прессе вспомнили о том, что у России существовали как минимум две программы по созданию истребителей 5-го поколения.

Основную «информационную долю» занимает Су-57, который планируют поставить на вооружение ВКС России в текущем (2020) году. Но есть и проект от «МиГа», который обозначен как ЛМФС (Лёгкий многоцелевой фронтовой самолёт). Этот самолёт должен был прийти на замену МиГ-29, а также МиГ-35. Правда, нужно признать, что и с распространённостью 35-х МиГов у нас пока проблемы.

МиГ ЛМФС обозначается как самолёт с технологией стелс. Именно такие планы первоначально озвучивались при упоминании проекта этой боевой машины. Данные о его плановых ТТХ остаются крайне противоречивыми.

Изначально сообщалось, что ЛМФС будет оснащаться парой двигателей с тягой по 10 тонн каждый (упоминались «климовские» ВК-10М). Потом стали появляться заявления относительно возможной «революционной» конфигурации, когда самолёт будет оснащаться плоским соплом. При этом двигателями могли бы оказаться те, которые сегодня разрабатываются в качестве двигателей второго этапа для Су-57. Объявленный радиус боевого применения – 1100-1200 км.

Во французских СМИ ранее выходила статья, где было заявлено, что перспективный МиГ «имеет схему «утка». При этом добавлялось, что для маневренности истребитель якобы собираются оснащать «брюшным плавником».

Китайский портал Sohu вышел с материалом, где говорится, что если конструкция МиГ ЛМФС будет реализована, то он «превзойдёт по многим параметрам другой российский истребитель пятого поколения – Су-57». Тот же автор добавляет, что схему представители компании МиГ «позаимствовали у китайского J-20». Другие зарубежные авторы, вступая в заочный спор, заявляют, что проект российского МиГа ЛМФС, возможно, появился раньше, чем проект китайского истребителя J-20.

Однако все эти споры и противоречивые заявления с предположениями вряд ли много стоят. Нет официальных данных о том, что проект ЛМФС собираются реализовывать. Нет никаких данных и о том, что военное ведомство финансирует работы в этом направлении сразу для двух российских авиастроительных компаний. Поэтому пока МиГ ЛМФС продолжает оставаться в виде авторской графики или макетов.

При этом важно отметить, что если такие наработки имеются, то значит, что в случае необходимости реализация «миговской» программы истребителя 5-го поколения может быть начата (возобновлена). Если есть технологии, то держать их в дальнем ящике стола долгое время вряд ли стоит, но не стоит и распылять усилия при ограниченных ресурсах сразу на несколько проектов.

История истребителей пятого поколения в России.


Т-50-1 и Т-50-2 (с) Дмитрий Костюков/AFP

В 80-х годах советские конструкторы, пожалуй, впервые после войны обеспечили столь явное преимущество отечественных истребителей над американскими, запустив в серию МиГ-29 и Су-27 как ответ на F-16 и F-15. Не говоря уж о сверхманевренности удалось, наконец-то, выйти на примерно мировой или даже превышающий в чём-то уровень в двигателестроении…

Удалось добиться превосходных параметров и в радиолокации, что позволило видеть цели в сложных условиях (на фоне земли, в горах, в условиях помех, а также малозаметных целей) лучше, чем это могут американские бортовые РЛС. Ведь общепризнанное отставание в элементной базе, а попросту говоря, в радиодеталях, вовсе не означало отставания в радиоэлектронике, особенно там, где кроме собственно электроники нужна была и серьёзная наука, например, вопросы обработки радиолокационных сигналов, выделение целей в условиях помех и т.п. Тут мы всегда были впереди.

Удалось внедрить в серию нашлемную систему прицеливания и высокоманёвренные ракеты в комплекте с ней, которые обладали поворотным соплом и могли развернуться на цель буквально на пятачке. Именно из-за отсутствия таких ракет американцы отказались от внедрения подобной системы на F-16 и F-15, сочтя её неэффективной. Удалось увеличить и дальность полёта. Перегоночная дальность истребителя без подвесных баков в 4000 километров – это впечатляет.


Вот что рассказывает об этом начальник Липецкого авиацентра генерал Харчевский, тогда ещё полковник (да, да, тот самый Харчевский, который возил Путина в Чечню на Су-27):

Разумеется, не всё удалось сразу внедрить на серийных машинах, но работа продолжалась. Останавливаться и почивать на лаврах было нельзя, ведь американцы – не тот народ, чтобы смириться с превосходством потенциального противника в воздухе. И уступать позиции на оружейном рынке – тем более.

Предварительные работы по созданию многофункционального фронтового истребителя пятого поколения (МФИ) начались ещё в 1979 году. Называлось тогда это И-90 – истребитель 90-х годов. То есть, работа шла параллельно с американцами. Предусмотрен был и конкурс – в КБ Сухого разрабатывали свою версию.

МиГ МФИ

С учётом необходимости защиты огромных территорий С

Первый самолет пятого поколения Су-57 передан военным — Российская газета

Первый серийный многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 поступил на вооружение одного из авиаполков Южного военного округа. Об этом стало известно в пятницу. По словам источника ТАСС в военно-промышленном комплексе, в 2021 году Воздушно-космические силы (ВКС) РФ получат еще четыре новейших самолета.

На днях министр обороны РФ Сергей Шойгу на коллегии рассказал, что к концу 2024 года в войска должны поступить 22 истребителя Су-57. До 2028 года же контрактом предусмотрена поставка в общей сложности 76 самолетов Су-57. Причем после 2022 года начнется поставка Су-57 с двигателем второго этапа.

Кстати, контракт на производство большой партии подписали по личному распоряжению президента РФ Владимира Путина в ходе форума «Армия-2018». До того планировалось, что к 2027 году Воздушно-космические силы получат только 16 истребителей. Увеличение заказа позволило договориться с промышленностью о снижении стоимости каждой машины на 20 процентов.

В пятницу фотографы сфотографировали истребитель Су-57. Новейший самолет приземлился в новосибирском аэропорту Толмачево. Самолет сделал там промежуточную посадку на пути из Комсомольска-на-Амуре, где его собрали, в европейскую часть России.

В настоящее время первый серийный Су-57 находится в Государственном летно-испытательном центре им. Чкалова в Ахтубинске (Астраханская область). Там истребитель будут использовать для испытаний новейших «авиационных гиперзвуковых средств поражения».

Согласно данным на сайте Объединенной авиастроительной корпорации, на летных испытаниях у Су-57 сейчас отрабатываются боевые режимы работы систем, стыковка с вооружением и его применение.

Су-57 — самый современный российский военный самолет, который построен на совершенно новой платформе. Он предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника.

«Странные эти русские: Су-35 — истребитель 5-го поколения, а они соглашаются на 4++, теряя миллиарды»

Загадочный американский военный журнал Military Watch Magazine в который раз задается вопросом: «Зачем китайцам российский Су-35 Flanker-Е+, если у них есть J20 „Черный орел“ пятого поколения?». Ответить на эту загадку пробовали практически все зарубежные и российские издания, которые специализируются на военной тематике.

В СМИ Поднебесной поясняют, что Су-35 оптимален по соотношению цены и боевых возможностей, а также заполняет нишу в ВВС КНР, как перехватчик дальнего патрулирования.

Однако на Западе, да и у нас тоже, довольно популярна точка зрения, что инженерам из КНР нужен не столько истребитель, сколько движок АЛ-41Ф1 (изделие 117), который устанавливается на Су-35. Дескать, китайцы мастаки обратного инжиниринга — разберут его на винтики и сделают лучше, или, по крайней мере, такой же.

Еще много пишут о том, что Пекин поддерживает Москву в ее стремлении совершенствовать линейку Су — может, русские что-нибудь такое придумают, что очень понравится Шэньянской авиастроительной корпорации, разработчику самолетов Поднебесной. Вот и заказывает Су-35 по доброте душевной.

Правдивы ли эти утверждения, судить сложно, хотя бы потому, что нет достоверных сведений из самой КНР, если не считать уже озвученной официальной позиции. Справедливости ради, «Черный орел» и впрямь оснащается силовыми установками разработки НПО «Сатурн», как, впрочем, и своими движками.

По скупой информации из КНР также известно, что китайцы сосредоточились на движках Xian WS-15 для J-20 и Avic WS-13 для J-31. Насколько успешны эти проекты, тоже кроме самих китайцев никто не знает, а те умеют держать язык за зубами.

Точки зрения же западных экспертов в основном негативные. Так, гуру американской авиационной аналитики Билл Свитман, редактор Aviation Week и автор более 50 книг о военной авиации, скептически относится к прогрессу разработок WS-15 и WS-13. По его мнению, Пекину не удастся избавиться от «реактивной» зависимости от Москвы. Особенно это наглядно прояснится с вводом в эксплуатацию в России «изделия 30» для Су-57 — двухконтурного турбореактивного двигателя с рекордной тягой.

Правда, Свитману на глаза попадался отчет из китайского блога Sina, в котором говорилось о положительных результатах испытания WS-15. Даже если это так, то движок для F-22 с идентичными характеристиками, прошел огромный путь исправлений технических ошибок. Значит, русские опять будут впереди, когда китайцы доведут свою установку до полной кондиции. Повторимся, так считает редактор Aviation Week.

Вопрос не стоит в том, взлетит или нет J20 на WS-15 в демонстрационном полете и не в том, что сможет ли такой «Черный орел» выполнять ограниченное патрулирование. Главная проблема заключается в устойчивом сверхзвуковом полете тяжелых машин с полной нагрузкой и в условиях опасного маневрирования. Из американских программ только два самолета достигли этого — F-15 и F-22, что стоило разработчикам титанических инженерных усилий.

В этом плане Су-35 считается отличным истребителем: он способен нести просто фантастическую нагрузку — 8 тонн ракет и бомб. Весь мир на авиасалоне Ле-Бурже-2013 стал свидетелем его «блинов» — фигур высшего пилотажа, при котором самолет разворачивается на 360 градусов без потери скорости и высоты.

На русском «тридцать пятом» есть многое, что с учетом фантастического маневрирования и устойчивого полета на сверхзвуке делает его смертельно опасным для F-22 и F-35 — это РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис», коллиматорный индикатор на лобовом стекле, полная цифровизация управления, электроприводы вместо гидроприводов, позволяющие осуществлять так называемое параллельное управление.

«Из всех производимых самолетов, которые войдут в вглубь 21-го века и даже далее, американские F-35 Lightning II, китайские J-20 и российские Су-57 (тогда Т-50) находятся на вершине Олимпа, — писал еще в 2013 году Роберт Джонсон, главный редактор военно-оборонного отдела Business Insider. — Однако есть проблемы со всеми тремя самолетами пятого поколения. Россия же стремится заполнить этот пробел известным и надежным реактивным самолетом Су-35, к которому она добавила передовую авионику».

Джонсон особо отметил, что Су-35 это истребитель 4++, только потому, что у него нет малозаметности. Что интересно: в США любая статья о Lightning II имеет упоминание о его принадлежности к пятому поколению. На форумах американских журналистов можно найти любопытную информацию: Lockheed Martin через своих представителей платит от 5 до 10 баксов только за фразу об этом. Более крутые авторы получают намного больше. Это известный прием долговременных пиар-кампаний.

«F-35 — истребитель 5 поколения, хоть и видим на сверхзвуке».

«F-35 — истребитель 5 поколения, даже если ломается через полет».

«F-35 — истребитель 5 поколения, но его пушка все время бьет мимо».

«Можете, как угодно критиковать F-35, но обязательно напишите, что он „пятого поколения“, — сообщил некий юзер с ником truthful. — Это оправдывает все проблемы. Ведь „новому“ все прощают, как юной девице, которая беспомощна в любви в отличие от зрелой женщине. „Пятое поколение“ — это индульгенция».

И в самом деле, Роберт Джонсон, сравнивая нашу «сушку» с F-35, неожиданно признал, что «трудно сказать, какой самолет лучше, но у первого нет проблем с полетом, от которых F-35, похоже, не может отделаться».

С тех пор прошло много времени для нашего динамичного века. 7 лет — срок, достаточный, чтобы подвести кое-какие итоги. Прежде всего, новые технологии обнаружения стелс-самолетов практически обесценили былую незаметность F-22 и F-35. Это признают даже американцы. «Пентагону придется смириться с ограничениями на сверхзвуковые полеты F-35», констатирует Объединенное управление программами F-35 Lightning II («F-35 Joint Program Office»).

«Потенциальный ущерб от устойчивых высоких скоростей влияет не только на планер F-35 и стелс-покрытие, но и на антенны, расположенные в задней части самолета, которые в настоящее время уязвимы для повреждения», говорится в последнем «Отчете о недостатках».

Здесь самое время вернуться к публикации Military Watch Magazine, в которой говорится, что статус «пятого поколения» должен означать обязательное превосходство над «четвертым», точно так, как «четвертое» было лучше «третьего». Эти термины, собственно, вводились для того, что закрепить бесспорный факт. Сравните хотя бы F-15 (4-е поколение) и F-4Es (3-е поколение). Исход боя одного с другим был настолько очевидным, что не нуждался в туманных пояснениях.

Словом, с «пятым поколением» воевать должны только «пятые поколения». Но для Су-35 эта простая и понятная схема классификации истребителей не работает, признает MWM.

Прошедшие годы только подтвердили, что Су-35 и его легкий аналог МиГ-35, которому экспертное сообщество не отдало должное, имеют очевидные преимущества над разрекламированными соперниками.

Ярким примером, сравнения Су-35 с американским F-22 и китайским J-20, является то, что Flanker-Е+ выигрывает за счет более высокой полезной нагрузки, двигателей трехмерной векторизации тяги, обеспечивающих «сверх маневренность», и инфракрасной системы поиска и отслеживания — возможностей, которых не хватает J-20 и F-22. Кроме того, системы радиоэлектронной борьбы Су-35 также считаются превосходящими, хотя это может не относиться к вариантам для экспорта в Китай.

Все это указывает только на то, что Су-35 относится к пятому поколению, пусть и с одним знаком «минус» — минус стелс, но никак не 4++. Следовательно, Су-57 — это чистая «пятерка». Эту ошибку нужно начинать исправлять хотя бы в России, что, бесспорно, усилит экспортный потенциал нашего самолета. Так что китайцы точно знают, какой хороший товар покупают.


Военное обозрение: МиГ-35 зашел в хвост «Рафалю», который дороже русского самолета в четыре раза

Постсоветское пространство: На что способен Лукашенко, если загнать его в угол

Российский Т-50 ПАК ФА — это еще не истребитель пятого поколения

Премьер-министр Путин похвалил новый российский истребитель пятого поколения, когда 17 июня посетил Центральный аэрогидродинамический институт в Московской области. Однако Путин поспешил в своих замечаниях. Истребитель Т-50, выполнивший для Путина 16 испытательных полетов -го , нельзя отнести к самолету пятого поколения. Эксперты утверждают, что для получения титула самолет необходимо переоборудовать.

Российский Т-50 ПАК ФА — это еще не истребитель пятого поколения

Пока что самолет ПАК ФА удовлетворяет лишь некоторым требованиям к самолетам этого класса, отмечает газета Московский комсомолец .

По оценкам экспертов, если самолет не соответствует двум-трем требованиям из перечня технических качеств, он не может считаться самолетом пятого поколения. Вот почему американские F-35 и российские МиГ-35 являются лишь бюджетной заменой настоящих истребителей пятого поколения F-22 и Т-50.

Самолет, который был продемонстрирован Путину в городе Жуковский, частично соответствовал техническим требованиям. Это многоцелевой самолет, который может использоваться как для решения задач ПВО, так и для поражения наземных целей.

Россия сегодня: российский истребитель пятого поколения: большие надежды

Т-50 развивает ультразвуковую скорость в штатном режиме работы. Самолеты четвертого поколения должны были использовать для этой цели форсаж. Двигатель Т-50 состоит из цифровой системы управления и системы плазменного зажигания. Двигатель и усовершенствованная конструкция планера придают самолету сверхвысокие маневренные способности. Российские специалисты работают над следующим поколением двигателей, которые, как говорят, улучшат летные характеристики Т-50.

Технология малозаметности — обязательное требование для истребителя пятого поколения — для Т-50 еще не полностью разработана. Примечательно, что Т-50 — самый малозаметный самолет среди всех российских боевых самолетов. Однако американские специалисты пожертвовали дополнительной маневренностью, чтобы сделать F-22 более малозаметным. Эксперты говорят, что российские инженеры, скорее всего, выберут маневренность между двумя качествами.

На ПАК ФА установлено самое современное радиолокационное оборудование с активной фазированной антенной решеткой.Устройство российского производства позволяет вести всестороннее и многоканальное обслуживание целей, что также является одним из требований к истребителям пятого поколения.

На Т-50 отсутствует необходимое электронное оборудование. Самолет этого класса должен нести самую современную авионику: круговую систему передачи данных, автоматизированный контроль помех и другие системы. Ранее сообщалось, что индийская компания Hindustan Aeronautics Limited займется разработкой навигационной системы и компьютера полета для Т-50.

Владимир Путин заявил в Жуковском, что истребитель пятого поколения Т-50 будет в 2,5, а то и в 3 раза дешевле зарубежных аналогов. По маневренности, вооружению и дальности российский самолет превзойдет американский F-22.

Россия потратила 30 миллиардов рублей на первый этап разработки самолета и потребует дополнительно 30 миллиардов рублей на второй этап. Затем последует модернизация двигателя и вооружения реактивного самолета.

ПАК ФА Ограничение скорости — 2600 км / ч, максимальная скорость без форсажа — 2100 км / ч.Практическая дальность — 4300 км. Для сравнения: предельная скорость F-22 Raptor составляет 2410 км / ч, максимальная скорость без форсажа — 1963 км / ч, а практическая дальность — 3219 км.

Московский Комсомолец

Как эволюционировал российский истребитель 5-го поколения ПАК ФА (ФОТО, ВИДЕО)

Россия

Получить короткий URL

Российский истребитель пятого поколения, ранее известный как Перспективный бортовой комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), или Сухой Т-50, получил официальное название Су-57.Автор РИА Новости Андрей Коц рассматривает эволюцию ведущего российского истребителя.

Эксперты считают, что последний Т-50-11 или более ранние варианты Т-50-10 оригинального Т-50 унаследуют бортовое оборудование Т-50-9, совершивший свой первый полет 24 апреля 2017 года.

Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарев ранее сообщил, что первая партия из 12 таких самолетов будет поставлена ​​ВКС в 2019 году.

Начальные испытания

Представленная президенту Владимиру Путину в 2014 году уменьшенная в масштабе модель Т-50 представляла собой комбинацию новейших технологических ноу-хау для Су-47 и МиГ-1.44 перспективных истребителя, созданных еще в советское время.

© Sputnik / Алексей Дружинин

Премьер-министр Владимир Путин на испытании истребителя Т-50 пятого поколения

Когда в 1997 году в США началось производство многоцелевого истребителя F-22 Raptor пятого поколения, который стал законодателем моды в области истребителей нового поколения, стало ясно, что России нужна замена Су-27. с самолетом, не уступающим своим западным аналогам.

Андрей Коц написал, что с момента своего первого полета в начале 2010-х годов Т-50 получил обширную серию обновлений авионики, малозаметности и вооружения.

Прототип Т-50-1 поднялся в небо 29 января 2010 года, а Т-50-2 последовал его примеру 3 марта 2011 года. После 40 успешных летных испытаний

Т-50-2 приняли участие в авиасалоне МАКС-2011. Однако перед взлетом один из его двигателей загорелся, что вынудило пилота прервать полет. Инженеры устранили неисправный двигатель, и летные испытания Т-50-2 возобновились.

Т-50-3 совершил полет 24 июля 2012 года. В отличие от своих предшественников, новый прототип имел бортовую РЛС с активной фазированной решеткой. В декабре 2012 года Т-50-4 поднялся в небо с такой же РЛС на борту. Оба прототипа оказались быстрыми и высокоманевренными, а их современные радиолокационные системы работали отлично.

© Фото: Минобороны РФ

ПАК ФА

Вторая ступень

Т-50-6, Т-50-8 и Т-50-9 (первые полеты в апреле 2015 г., ноябре 2016 г. и апреле 2017 г. соответственно) были прототипами второй ступени, что позволило использовать модернизированные двигатели АЛ-41Ф1. аналогично тем, что установлены на истребителях Су-35.

Двигатель второй ступени, получивший название «Item 30», будет иметь новый вентилятор и механизм управления; он будет более экономичным и более выносливым.

Пилотная версия ПАК ФА второй ступени с новым двигателем должна начать полет в конце этого года.

Т-50-6, Т-50-8 и Т-50-9 также имеют более прочный планер, больший размах крыльев и более широкое использование композитных материалов.

«Летные испытания идут полным ходом. Все идет хорошо.Мы уже тестируем запуски ракет в полете, самолет работает отлично », — сообщил в кулуарах авиасалона МАКС-2015 командующий Воздушно-космическими войсками Виктор Бондарев.

Все для массового производства

В июле Виктор Бондарев сообщил, что в ближайшее время планируется начать строительство высоко оцененных девятого, 10-го и 11-го прототипов Су-57.

«Я не вижу никаких физиологических ограничений для пилотов ПАК ФА. Конструкторы работают над тем, чтобы большая часть работы пилотов выполнялась самим самолетом», — добавил Бондарев.

Шесть Су-57 должны быть поставлены ВКС к следующему году, а серийное производство начнется вскоре после этого, заключил Андрей Коц.

© Спутник

ПАК ФА (Advanced Tactical Air Sistem) Т-50

Российский истребитель пятого поколения приступил к испытаниям ракет — командир — Россия

ЖУКОВСКИЙ (Московская область), 26 августа. / ТАСС /. Российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) начал испытательные полеты с учениями по запуску ракет, в которых он продемонстрировал «отличные результаты», заявил в среду журналистам главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

По его словам, истребитель подтвердил заявленные характеристики.

«Испытания идут полным ходом. Все идет достаточно гладко, самолет начал полеты на отработку боевых пусков ракет. Истребитель показывает отличные результаты», — сказал Бондарев на открывшемся в Москве Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015. Подмосковный Жуковский во вторник.

Бондарев сообщил, что во время показательных полетов, выполненных в Жуковском во вторник, истребитель ПАК ФА продемонстрировал высокие летные характеристики.Согласно сообщению ТАСС с авиасалона, истребитель выполнил пилотажные маневры «Кобра Пугачева», горизонтальное вращение, скольжение хвостом и «Чакра Фролова» (Кульбит).

Авиасалон МАКС-2015 проходит в подмосковном Жуковском с 25 по 30 августа. По предыдущим данным, в нем принимают участие более 600 российских организаций и более 150 иностранных компаний.

Российские военные закупят первые серийные истребители ПАК ФА в 2016 году

По словам командующего, российские военные планируют закупить первые серийные истребители пятого поколения ПАК ФА в 2016 году.

«Мы планируем закупить первые серийные самолеты в следующем году», — сказал он на открывшемся во вторник Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 в подмосковном городе Жуковский.

Бондарев ранее заявлял, что истребители ПАК ФА поступят на вооружение в 2016 году, а серийные поставки истребителей начнутся в 2017 году.

Объединенная авиастроительная корпорация России (ОАК) сообщила, что к 2020 году военные должны получить 55 истребителей пятого поколения. Однако заместитель министра обороны Юрий Борисов позже заявил, что министерство может скорректировать заказ на истребители ПАК ФА.Он объяснил это новой экономической ситуацией и высокими характеристиками истребителей Су-35.

Сухой ПАК ФА (Перспективный бортовой комплекс фронтовой авиации) — истребитель пятого поколения ВВС России. Т-50 — это прототип самолета, созданного Сухим для программы ПАК ФА. Самолет представляет собой малозаметный одноместный двухмоторный реактивный истребитель, и он станет первым находящимся на вооружении России самолетом, в котором будут использоваться технологии малозаметности. Это многоцелевой истребитель, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе и нападения.Планируется, что истребитель будет обладать суперкрейсерским режимом, малозаметностью, сверхманевренностью и усовершенствованной авионикой для преодоления истребителей предыдущего поколения, а также наземной и морской защиты.

ПАК ФА призван стать преемником МиГ-29 и Су-27 в ВВС России и послужить основой для истребителя пятого поколения, совместно разрабатываемого компаниями Сухой и Hindustan Aeronautics Limited (HAL) для ВВС Индии. Истребитель ПАК ФА впервые поднялся в воздух в 2010 году.

Пять поколений самолетов | fighterworld

Понятие поколений самолетов, термин, который применяется только к реактивным, а не винтовым истребителям, появилось в 1990-х годах и попыталось объяснить скачкообразное улучшение характеристик реактивных истребителей, вызванное значительными достижениями в конструкция самолетов, авионика и системы вооружения.Хотя доводы в пользу смены поколений спорны, смена поколений в реактивных истребителях происходит, когда технологические инновации не могут быть внедрены в существующие самолеты посредством модернизации и ретроспективного оснащения.

Дозвуковые реактивные истребители первого поколения (середина 1940-х — середина 1950-х годов)

Реактивные истребители первого поколения, такие как F-86, МиГ-15 и МиГ-17, имели базовые бортовые системы без радаров и средств самозащиты. были вооружены пулеметами или пушками, а также неуправляемыми бомбами и ракетами.Общей чертой истребителей этого поколения было то, что у реактивных двигателей не было форсажных камер, и самолет работал в дозвуковом режиме.

Реактивные истребители второго поколения (середина 1950-х — начало 1960-х годов)

На истребителях второго поколения были внедрены радары класса «воздух-воздух», инфракрасные и полуактивные управляемые ракеты, а также приемники радиолокационных предупреждений на таких самолетах, как F-104, F-5, МиГ-19 и МиГ-21. Истребители этого поколения также включали в себя достижения в конструкции двигателей и аэродинамике, которые позволили им достигать и поддерживать сверхзвуковые скорости в горизонтальном полете.В этот период, хотя бой воздух-воздух все еще находился в пределах видимости, ракеты с радиолокационным наведением начали увеличивать дальность поражения.

Реактивные истребители третьего поколения (начало 1960-х — 1970 гг.)

В этом поколении улучшена маневренность, а также значительно усовершенствованы комплекты авионики и системы вооружения. Они также были первым составом многоцелевых истребителей, таких как МиГ-23, F-4 и Mirage III. Доплеровский радар поддерживал способность «смотреть вниз / сбивать», а с помощью наведения на цель и полуактивных управляемых радиочастотных ракет, таких как AIM-7 Sparrow и AA-7 Apex, воздушные столкновения выходили за пределы видимости.Основное изменение, вызванное самолетами этого поколения, заключалось в том, что больше не было необходимости визуально обнаруживать противников, чтобы нейтрализовать их и получить контроль над воздухом.

Реактивные истребители четвертого поколения (с 1970-х до конца 1980-х)

В 1970-х и 80-х годах тенденция к совершенствованию авионики, такой как лобовые дисплеи и оптимизированная аэродинамическая конструкция, продолжалась с разработкой истребителей, управляемых по проводам, таких как МиГ. -29, Су-27, F / A-18, F-15, F-16 и Mirage-2000. Большинство истребителей этого поколения имели возможность переключаться между ролями воздух-воздух и воздух-земля, в отличие от предыдущих самолетов, предназначенных для определенных ролей.Это, в свою очередь, стерло различие между управлением в воздухе и ударными миссиями.

Реактивные истребители четырех с половиной поколений (конец 80-х — начало 90-х годов)

Концепция увеличения на половину поколения возникла из-за вынужденного сокращения военных расходов, что привело к ограничению разработки самолетов. Добавление «невидимости», радиопоглощающих материалов, двигателей с управляемым вектором тяги, большей грузоподъемности вооружения и расширения диапазона истребителей четвертого поколения, таких как Hornet, Eagle и Flanker, стало более рентабельным, чем проектирование новых самолетов.F / A-18E / F Super Hornet является примером истребителя поколения 4.5, созданного на основе самолета четвертого поколения. Добавление радара с активным электронным сканированием (AESA) было достаточно значительной боевой возможностью, изменившей правила игры, чтобы эти переработанные истребители считались их собственным поколением, отсюда и рейтинг поколения 4.5. Некоторые производители разработали новые платформы, такие как Eurofighter Typhoon, Saab JAS 39 Gripen и Dassault Rafale, которые включают в себя многие из передовых характеристик поколения 4.5.Развитие компьютерных технологий и каналов передачи данных также позволило интегрировать истребители поколения 4.5 в сетецентрическое боевое пространство, где истребители имеют гораздо больший простор для выполнения многоцелевых миссий. Например, радар AESA позволяет истребителям выполнять ограниченную функцию раннего предупреждения и контроля с воздуха.

Реактивные истребители пятого поколения (с 2005 года по настоящее время)

F-22 Raptor, представленный в 2005 году, считается истребителем следующего поколения. Вскоре появятся такие проекты самолетов, как F35-Joint Strike Fighter, Sukhoi PAK FA (и планируемый совместный российско-индийский вариант), а также китайский Chengdu J-20, который, как полагают, отражает особенности истребителя этого поколения.Количественное улучшение летальности и живучести бойца было квалификационным требованием для достижения смены поколений, и бойцы пятого поколения олицетворяют эти черты. Достижения по сравнению с истребителями более ранних поколений включают в себя технологии малозаметности или малозаметности «нос к хвосту» как часть конструкции самолета, что делает практически невозможным их обнаружение даже истребителями пятого поколения; улучшенная ситуационная осведомленность за счет наличия многоспектральных датчиков, расположенных по всем аспектам планера, что позволяет пилоту « смотреть » через планер самолета без необходимости маневрировать истребителем для получения изображения на 360 градусов, что, в свою очередь, увеличивает возможности самолета использовать свой набор оружия, чтобы поразить и нейтрализовать противника, даже не подозревая об угрозе.Эти самолеты также «рождены» в сети, что позволяет им получать, обмениваться и хранить информацию, улучшая картину боевого пространства. Возможности истребителей пятого поколения во многом определяются их программным обеспечением, и именно постоянная разработка их программного обеспечения будет гарантировать, что они сохранят свое преимущество перед развивающимися угрозами. F-35 имеет больше программного обеспечения, чем любой другой самолет воздушного боя, с 7 миллионами строк кода в самолете и еще 7 миллионов строк кода в вспомогательных наземных системах.Примером сложности и изощренности программного обеспечения F-35 является то, что для определения потенциальной угрозы оно использует примерно в 100 раз больше параметров, чем истребитель четвертого поколения. В конечном итоге самолет пятого поколения позволяет пилоту сохранять превосходство в принятии решений над противником. Это дает больше шансов на выживаемость, что в сочетании с эффективной летальностью обеспечивает доминирование в боевом пространстве.

Российский истребитель пятого поколения. Т-50. Стр. 1

11 фото

Тяжелый многофункциональный истребитель пятого поколения разработки ОКБ.ПО. Сухой. Создан в рамках «Сухого ПАК ФА» — ПАК ФА, так часто называл себя самолетом. Внешний вид и технические характеристики истребителя теперь являются военной тайной.


2. На основании опубликованных материалов по программе ПАКФА можно предположить, что в основу аэродинамической схемы Т-50 легла одна из схем, рассмотренных при разработке Т-10 (Су-27).


3. Ракеты «воздух-воздух»

«Проведена очень большая проработка аэродинамики самолета, его вооружение будет внутри фюзеляжа», — сообщил главком ВВС России генерал армии. Владимир Михайлов.
Он создает практически новые ракеты малой дальности, ближнего воздушного боя и высокоманевренной противоракетной обороны, получившие обозначение K-MD (Vol. 300). Планируется как оружие с характеристиками, превосходящими тактико-технические характеристики, такие как зарубежные прототипы ASRAAM и Sidewinder-9X. Ракета оснащена матрицей ТГС с возможностью распознавания образов и увеличенной в два раза дальностью захвата. Двигатель с двухрежимным временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления (К-74 — четырехканальным).Завершение ожидается к 2013 году.


4. В области дальнобойного вооружения «Вымпел» ведет работы по модернизации Р-37. В рамках пилотного проекта на конкурсной основе по авт. 610М разработана новая изд. 810. Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках. Дальность увеличена в 1,5 раза, высота цели 40 км. Единица часов — 360 секунд. В строю с 2013 года.


5. Двигатель
(вырезка из журнала «Rise» № 12/2005.)

Отвечая на вопрос о «взлете», Виктор Чепкин предположил, что аналогичными двигателями (изд.117С), вероятно, будут оснащены и первые опытные образцы перспективного истребителя Т-50, разрабатываемые в настоящее время компанией «Сухой» в рамках перспективного авиационного комплекса тактической авиации (ПАК ФА). А для будущего производства истребителя пятого поколения «Сатурн» разрабатывает принципиально новый двигатель поколения «5+», который будет отличаться еще более высокими характеристиками, в частности, имеет меньший удельный вес.
На «Сатурне» усилены работы по «Демону» над двигателем »изд. P7S — дальнейшее развитие АЛ-31Ф на базе Су-27. Новый двигатель т.н. первой ступени оснащен соплом с управлением вектором тяги на тот же самолет и тягой 14 000-14 500 кг. Сейчас они оснащены Су-35. Двигатель второй ступени должен быть готов к серийному производству ПАК ФА в 2015 г., его тяга достигнет 15 300-15 500 кг. кг, помимо прочего, он будет оснащен новым компрессором и плоским соплом с реверсорами тяги.


6. (МиГ-29)
Разработка истребителя пятого поколения для ВВС России и его перспективы на несколько лет — одна из самых обсуждаемых военных тем.
Новый самолет, разрабатываемый по программе ПАК ФА (Сухой ПАК ФА), должен заменить истребители ВВС четвертого поколения — Су-27 и МиГ-29 …

7. (F-22A Raptor )
«Пятое поколение» — это не только сам по себе истребитель, это набор средств, обеспечивающий новый уровень боевых возможностей ВВС.Сюда входят вооружение, авионика, наземные и воздушные системы для обеспечения и контроля действий ВВС. В этих областях также ведутся разработки, но с разной степенью успеха и с разной скоростью. Но они имеют решающее значение для успеха программы. Без всего этого новый истребитель будет просто очень дорогой игрушкой, не способной поднять боевые возможности ВВС.
Т-50 — тяжелый двухмоторный истребитель с максимальной взлетной массой около 32-35 тонн.Он имеет треугольное крыло переменной стреловидности и большую площадь. Загрузка крыла меньше, чем у зарубежных конкурентов F-22A Raptor. Это вкупе с другими аэродинамическими свойствами позволяет ему по маневренности превосходить «Раптор».

8. Новый истребитель сможет выполнять боевые задачи в любое время и в любую погоду. Другое важное качество — маневренность и незаметность для радаров противника.
Истребитель пятого поколения уже прошел первые испытания. Обкатка самолетов в декабре 2009 года прошла успешно.Истребитель пятого поколения сможет взлетать и садиться с полосой 300-400 метров.
Самолет Т-50 сможет совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях с многократной дозаправкой в ​​воздухе. Среди его боевых качеств — способность одновременно атаковать несколько воздушных и наземных целей высокоточным оружием. Новый истребитель будет оснащен мощной системой воздушно-десантной защиты, которая обеспечит высокую безопасность полета.

9. (YF-23)
Самолет направляется на Гагаринский авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.Это моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя сильно отклоненными наружу от продольной оси килями. Внешний вид планера разработан с использованием стелс-технологии геометрической «стелс». Внешний вид самолета наводит на мысль о вероятном наличии отсека вооружения между двигателями. По мнению российских экспертов, проекция нового низкопрофильного самолета напоминает истребитель YF-23, отвергнутый ВВС США в пользу F-22. Ожидается, что испытания продлятся 5-6 лет и серия. машины не будет раньше 2015 года.

10. Электронный глаз
Ключевой элемент в авионике (авионике) ПАК ФА — РЛС, оснащенный антенной с активной фазированной решеткой [AESA]. На выставке MAX 2009 разработчик системы НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова представил прототип этой антенны.
В прошлом году первая пробная станция передана в комплексный испытательный комплекс, завершено строительство второй установки. К середине 2010 года он должен быть готов к третьему образцу летных испытаний на борту летающей лаборатории.По неподтвержденным данным, антенна состоит из 1526 приемно-передающих модулей общей мощностью более 18 кВт. Дальность обнаружения целей с высокой эффективной площадью рассеивания, тип авиадесантной, не менее 400 км. Ожидается, что станцию ​​будут сопровождать 60 и одновременно обстреливать до 16 целей. Кроме того, на борту нового перехватчика будут установлены антенны тяги крыла и, возможно, заднего вида станции. Для самообороны будет использоваться оптическая система кругового обзора, которая по дальности обратного пуска ракеты легко позволяет превращать воздушные атаки из «котов» в «мышку».

11. (Источник www.vesti.ru от 28 января 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта