+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Шахурин нарком авиапромышленности: Алексей Иванович Шахурин | Государственное управление в России в портретах

0

ШАХУРИН Алексей Иванович — Яркипедия

Авторы:А.Р. ХАИРОВС.Ю. ИЕРУСАЛИМСКАЯ.

ШАХУРИН Алексей Иванович (12 (25) февраля 1904, с. Михайловское, Московская губерния — 3 июля 1975, Москва) — первый секретарь Ярославского обкома и горкома ВКП (б) с мая 1938 по январь 1939 г.

5 фото

Смотреть фотогалерею 5 фото

Алексей Иванович Шахурин

из

Родился А. И. Шахурин в крестьянской семье. С 1917 г. был учеником электрика, в 1919 -1921 гг. работал электромонтёром Подольского городского отдела комму­нального хозяйства, с 1921 г. — фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве.

В 1925 г. вступил в коммунистическую партию. В 1925—1927 гг. был заведующим политико-просветительского отдела, секретарём Бауманского райкома ВЛКСМ г.

 Москвы. С 1927 г. — представитель ЦК ВЛКСМ и заместитель председателя Всероссийского комитета содействия промышленно-экономическому образованию при наркомате внешней и внутренней торговли СССР. Одновременно в 1927—1932 гг. был студентом Московского инженерно-экономического института. По его окончании стал работать начальником отдела организации производства авиационного завода № 82 в Москве, с 1933 г. был стар­шим инженером, затем — начальником научно-исследовательского отдела Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. С 1937 г. — парторг ЦК ВКП (б) завода № 1 имени Авиахима в Москве.

С мая 1938 г. — первый секретарь (два первых месяца — исполняющий обязанности) Ярославского обкома и горкома ВКП (б). С января 1939 по январь 1940 — первый секретарь Горьковского обкома ВКП (б). Депутат Верховного Совета СССР 1 созыва (1938). Член ЦК ВКП (б) в 1939 — 1946 гг. С января 1940 по январь 1946 гг. был народным комиссаром авиационной промышленности СССР. Наладил производство самолётов, обес­печил внедрение новых образцов военной техники, внёс значительный вклад в достижение победы в Отечественной войне.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

В 1944 Шахурину было присвоено звание генерал-полковник инженерно-авиационной службы.

В феврале 1946 назначен заместителем председателя СНК СССР.

В апреле 1946 г. арестован по сфабрикованному обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». В приговоре А. И. Шахурин обвинялся в том, что якобы «на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…».

11 мая 1946 г. осуждён к 7 годам ИТЛ.

Реабили­тирован и освобождён 29 мая 1953 г. 2 июня 1953 возвращены все награды и звания. С августа 1953 г. — заместитель министра авиационной промышленности СССР. В 1954—1956 гг. — первый заместитель министра авиационной промышленности СССР. В мае-июле 1957 г. — заместитель начальника Главного управления по делам экономических связей со странами народной демократии. С июля 1957 г. — заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям. С 1959 г. — персональный пенсионер союзного значения.

Скончался 3 июля 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды: Герой Социалистического Труда (1941), два ордена Ленина, орден Красной Звезды, ор­ден Красного Знамени, орден Суворова I степени, орден Кутузова I степени, орден Трудового Красного Знамени, медали.

***

Сын А. И. Шахурина — Владимир (родился в Москве в 1928 году) учился в элитной 175-й школе, где учились дети высокопоставленных советских чиновников и партфункционеров. Ближайшими друзьями Владимира стали Серго и Вано Микоян (сыновья члена Политбюро Анастаса Микояна), Леонид Реденс (сын расстрелянного комиссара госбезопасности 1-го ранга Станислава Реденса, свояка Иосифа Сталина), Артём Хмельницкий (сын генерала Рафаила Хмельницкого), Пётр Бакулев (сын знаменитого хирурга Александра Бакулева), Феликс Кирпичников (сын заместителя председателя Госплана СССР Петра Кирпичникова).

Эта высокопоставленная ребятня придумала в годы войны (!) организацию под названием… «Четвёртый рейх». Члены организации создали «теневое правительство» СССР, «главой» которого стал Володя Шахурин. Друг друга члены «правительства» именовали рейхсфюрерами и группенфюрерами.

Взрослые узнали о «Четвёртом рейхе» благодаря трагическому происшествию. 3 июня 1943 года на лестнице Большого Каменного моста Владимир Шахурин выстрелом из пистолета «Вальтер» застрелил дочь дипломата Константина Уманского Нину, свою одноклассницу, по некоторым данным, также входившую в организацию «Четвёртый рейх». Есть версия, что Владимир был влюблён в Нину и не хотел, чтобы она вместе с родителями уезжала в Мексику. Затем Шахурин из того же пистолета застрелился. Владимира и Нину похоронили на Новодевичьем кладбище. Их могилы находятся недалеко друг от друга.

Следователи установили, что пистолет «Вальтер», из которого стрелял Шахурин, принадлежал сыну Анастаса Микояна — Вано. Он и его младший брат Серго были арестованы, признались в создании «антисоветской» организации и назвали всех её членов. Те были также арестованы.

Все члены «Четвёртого рейха» заявляли, что «организация» была лишь детской игрой. Тем не менее, 23 июля 1943 года восьмерых членов организации поместили во внутреннюю тюрьму НКГБ. Следователем по их делу был Лев Влодзимирский. 18 декабря 1943 года братьев Микоянов, Леонида Барабанова, Арманда Хаммера, Петра Бакулева, Леонида Реденса, Артёма Хмельницкого и Феликса Кирпичникова без всякого суда приговорили к высылке в разные города Урала, Сибири и Средней Азии сроком на один год. Приговор был подписан наркомом государственной безопасности Всеволодом Меркуловым и генеральным прокурором СССР Константином Горшениным.

Письмо наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина, наркома судостроительной промышленности СССР И.И. Носенко, наркома боеприпасов СССР И.П. Сергеева и наркома вооружения СССР Б.Л. Ванникова председателю СНК СССР В.М. Молотову о прекраще…

Письмо наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина, наркома судостроительной промышленности СССР И.И. Носенко, наркома боеприпасов СССР И.П. Сергеева и наркома вооружения СССР Б.Л. Ванникова председателю СНК СССР В.М. Молотову о прекраще…

167 / 209

Главная История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России… История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России… Письмо наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина, нарко…

Описание

Библиографическое описание Письмо наркома авиационной промышленности СССР А. И. Шахурина, наркома судостроительной промышленности СССР И.И. Носенко, наркома боеприпасов СССР И.П. Сергеева и наркома вооружения СССР Б.Л. Ванникова председателю СНК СССР В.М. Молотову о прекращении практики изъятия паспортов у рабочих и служащих оборонных предприятий в связи с введением трудовых книжек. 4 декабря 1940 г. // РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 567. Л. 106. Подлинник.
Тип материала исторический документ (288406)
Автор документа Ванников, Б.Л. (Нарком вооружения СССР) (5)
Носенко, И.И. (Нарком судостроительной промышленности СССР) (8)
Сергеев, И.П. (Нарком боеприпасов СССР) (3)
Шахурин, А.И. (Нарком авиационной промышленности СССР) (14)
Название документа Письмо наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина, наркома судостроительной промышленности СССР И.И. Носенко, наркома боеприпасов СССР И.П. Сергеева и наркома вооружения СССР Б.Л. Ванникова председателю СНК СССР В.М. Молотову о прекращении практики изъятия паспортов у рабочих и служащих оборонных предприятий в связи с введением трудовых книжек. 4 декабря 1940 г. (1)
Дата документа 1940 (5057)
Шифр РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 567. Л. 106. Подлинник. (1)
Архив Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) (15923)
Имена Ванников, Б.Л. (24)
Молотов, В.М. (4458)
Носенко, И.И. (18)
Сергеев, И.П. (6)
Шахурин, А.И. (38)
Даты 1940 (5143)
Организации Наркомат авиационной промышленности СССР (107)
Наркомат боеприпасов СССР (44)
Наркомат вооружения СССР (31)
Наркомат судостроительной промышленности СССР (36)
СНК СССР (4702)
Социум Рабочие оборонных заводов (2)
Служащие оборонных заводов (1)
Статус Народный комиссар (6033)
Председатель совета (1259)
Тематика Военная промышленность СССР накануне Великой Отечественной войны (210)
Виды документов Письмо (26849)
Источник документа История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963: Док. и материалы. Т. 4. Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной войны (1938-июнь 1941). — М.: Книжный Клуб Книговек, 2015. (209)
Составитель записи 2021-10-06 / Бобров Вадим (209)

Алексей Иванович Шахурин

Алексей Иванович Шахурин (1904-1975) — генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). В годы Великой Отечественной войны Алексея Шахурина называли великим наркомом. Он стоял во главе авиационной промышленности с довоенного 1940 года. Какое значение придавалось тогда авиации и почему, объяснять не стоит. Имена знаменитых конструкторов Туполева и Микояна, Яковлева и Ильюшина, Лавочкина и Мясищева мы с гордостью произносим сегодня. Не забыты подвиги летчиков, громивших врага на созданных ими машинах. Исход этих великих сражений во многом решил наше преимущество в воздухе. Но для того, чтобы это произошло, нужны были не только талантливые конструкторы и авиаторы, но и одаренные организаторы.

Алексей Шахурин родом из села Михайловское, недалеко от станции Битца. В начале 20 века он располагался в 20 километрах от столицы. Крестьяне не могли прокормиться землей, мужчины тянулись на московские предприятия. На завод Гакенталь, как в то время назывался завод «Манометр», приехали работать жестянщиками Иван Матвеевич Алексей Шахуриных и отец Алексей Шахуриных с односельчанами. Он в совершенстве владел своим делом, за что пользовался большим уважением на заводе, где проработал 40 лет. Его мать, Татьяна Михайловна, была наделена большими душевными силами, даром внутреннего такта. Дети старались все делать сами, росли самостоятельно, а когда отец ушел на фронт Великой войны, мать советовалась с 10-летним Алешей, а он был старшим сыном, уже взрослым.

Трудовой университет у Алексея начался в 13 лет: он поступил на электротехнический факультет еще студентом. А через полгода грянула революция. И тогда жизнь Алексея Шахурина, как и всей страны, понеслась, набрав невиданную скорость. В 16 лет он работал электриком, через два года по рекомендации отца пришел на завод «Манометр».

В комсомол вступил в 1925 г., активно работал с молодежью. Вскоре его пригласили в райком комсомола. По призыву Ленина в 1924 года он вступил в Коммунистическую партию. Становится членом ЦК ВЛКСМ. В 1927 году сдал экзамены в Инженерно-экономический институт имени С.Орджоникидзе. Именно тогда в жизни Алексея Шахурина впервые появилось авиастроение. Боевым лозунгом молодежи 1920-х годов был призыв: Трудящиеся, стройте Воздушный флот. В стране создано Общество друзей воздушного флота. А в обществе техников-марксистов известные ученые и практики читают лекции и доклады на авиационную тематику. Шахурин был назначен начальником отдела организации производства на одном из заводов ГВФ. Фабрика вскоре была перепрофилирована, и с 19С 33 по 1938 год Алексей Иванович работал инженером в Военно-воздушной академии имени Жуковского, которая на тот момент была единственным высшим военно-авиационным учебным заведением, готовившим инженеров и конструкторов.

В феврале — апреле 1938 года Алексей Иванович — парторг на заводе № 1 «Авиахим». Затем возглавляет Ярославский обком партии, менее чем через год занимает тот же пост в Горьком. С марта 1939 года — член ЦК партии. Конечно, у него была, как бы сейчас сказали, успешная карьера. Но за его успехом, прежде всего, стояла напряженная работа, организаторский талант, умение вдохновлять людей и умело расставлять их по местам,

В 36 лет он был назначен наркомом авиационной промышленности. Назначение наркомом авиационной промышленности стало для Алексея Ивановича полной неожиданностью. В первых числах января 1940 года Шахурина срочно вызвали в Москву из Горького (ныне Нижний Новгород), где он возглавлял обком ВКП(б). Его ждали в Кремле. Алексей Иванович Шахурин позже вспоминал: в кабинете находились Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены Политбюро. Все, кроме Сталина, ходившего по комнате, сели. Сталин молча продолжал идти еще некоторое время. Потом он остановился возле меня и сказал: Мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Ищем свежих людей, хороших организаторов и знающих так же авиационный бизнес. Как ты на это смотришь?»

«Вскоре пригласили конструктора А. С. Яковлева. Сталин указал на меня: «Это новый нарком авиационной промышленности товарищ Шахурин». Я понял, что вопрос о моем назначении решен. Сталин спросил меня: «Сколько вам лет?» Тридцать пять, я сказал. Ну, вот видите, он бросил Яковлеву, какой у вас молодой комиссар. Это хорошо. Я заметил, что с приходом Яковлева у Сталина был шутливый тон. До этого, мне казалось, в его голосе слышались нотки сомнения и беспокойства. Вернувшись ко мне, Сталин сказал: «Товарищ Яковлев будет вашим заместителем по опытному самолетостроению. О других депутатах поговорим позже».»

Алексей Иванович отличался редкой прямотой и удивительной личной скромностью. Он пользовался большим авторитетом и уважением среди коллег. Он был наркомом, которому помогали все: И.Ф. Тевосян, Д.Ф. Устинов, М.Г. Первухин и др. Как-то Паршин, нарком общего машиностроения, по-дружески пошутил: «Алексей Иванович, а если бы вы попросили 100 штук белых медведей, то, наверное, не отказались бы».

19 февраля39 в ЦК партии состоялось совещание с участием членов Политбюро, руководителей ВВС и авиационной промышленности, авиаконструкторов, летчиков, наметивших конкретную программу развития советской авиации и оснащение современными технологиями. Основное внимание уделялось разработке новых типов самолетов, прежде всего истребителей. Одно за другим последовал ряд важных решений ЦК партии и СНК СССР по развитию авиационной промышленности и созданию новой боевой авиационной техники. Среди этих мер были изменения в руководстве Наркомата авиационной промышленности. Перед новым наркомом стояли непростые задачи, и он с честью их выполнил.

В 1939-1941 годах были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство новые образцы боевых самолетов. По сравнению с 1937 г. количество заводов в промышленности выросло в 1,7 раза; к лету 1941 года мощности промышленности значительно превышали возможности Германии по производству самолетов. В 1939-1940 годах в СССР было произведено больше самолетов, чем в Германии. Однако Германия выпускала только новые типы самолетов, а СССР выпускал частично старые типы самолетов.

Возникла новая большая задача — построить 9новый авиационный и 6 новых авиамоторных заводов. В 1941 году авиазаводы выпустили 2000 истребителей Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, 458 бомбардировщиков Пе-2, 249 штурмовиков Ил-2.

Алексей Иванович, когда нужно, твердо отстаивал свое мнение от Верховного. Так, Сталин запретил серийное производство пикирующих бомбардировщиков ТУ-2, отдав предпочтение истребителям. Шахурин утверждал, что этого делать нельзя. Однако убедить Сталина не удалось. И только отчет об окончательных испытаниях ТУ-2, представленный в Наркомат в бою, решил спор в пользу Шахурина. Под актом стояла подпись известного летчика, генерал-майора авиации М.М. Громов. В тот же день Сталин вызвал Шахурина к себе. На его столе лежал тот самый акт, где хвалили машину фронтовые летчики. Сталин задавался вопросом, знал ли об этом Шахурин? Шахурин резко ответил, что не только знает, но и доложил вопрос на некоторое время, за что получил неприятный выговор. Тогда Сталин, поняв, что был не прав, пошутил…

В начальный период войны около 85 процентов предприятий всей авиационной промышленности, установивших хозяйственные связи с заводами-смежниками, должны были покинуть свои обжитые места в западных районах страны вместе со всей страной, авиапром прошел проверку на живучесть.

Сто авиазаводов, около миллиона единиц машинного парка промышленности, более 500 тысяч рабочих, не считая членов семей, подлежали походу в Заволжье, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. И все это нужно было сделать без снижения уровня производства боевых самолетов в кратчайшие сроки, в течение 10 дней. Для решения этих задач необходимо было резко повысить продуктивность тех заводов, которые не подлежали эвакуации или снимались в более поздние сроки. Так, авиазаводы Москвы и другие предприятия центра были эвакуированы с середины октября 1941, но к тому времени эвакуированные из западных областей предприятия авиационной промышленности должны были производить столь необходимую для действующей армии продукцию.

20 декабря 1941 г. эвакуация московских заводов была завершена, и Шахурин доложил об этом Сталину. Верховный приказал вместе с Молотовым вылететь на самолете в Куйбышев. В Куйбышеве был развернут завод по производству штурмовиков Ил-2. Руководил работой Э. Э. Кофман, хороший организатор и хозяйственник. Сам Шахурин пробыл на фабричных площадках до полуночи, а затем вернулся в Куйбышев, где наркомату было отведено всего две комнаты, и связался по телефону с директорами фабрик и их оставшимися работниками в Москве. Устроившись на работу в Куйбышеве, Алексей Иванович направился на Урал, где дела шли не ладно, да еще и в суровых условиях уральской зимы.

В 1941 году с началом войны, несмотря на тяжелые военные условия, произошло увеличение производства самолетов. Если к концу июня авиапромышленность выпускала около 50 самолетов в день (1500 в месяц), то в июле их было выпущено 1807, в сентябре 329 самолетов. К концу сентября ежедневный отчет в ГКО по самолетостроению составлял 100 самолетов в сутки. Всего за период Великой Отечественной войны авиационная промышленность освоила и поставила на серийное производство 25 типов новых и модернизированных типов самолетов и 23 типа авиадвигателей. К 9 мая, 1945 г., в боевом порядке советской авиации состояло 47,3 тыс. боевых машин.

После окончания войны Сталин, как известно, позаботился о том, чтобы очистить Олимп, на котором он сидел, от тех, с кем ему предстояло разделить славу Победы. В конце войны не без участия ответственного за авиационную промышленность в ГКО и ЦК Г.М. Маленкова возбудили дело против Шахурина. В марте 1946 г. А.И. Шахурин был арестован неожиданно и, как это делалось в таких случаях, без санкции прокурора.

Вместе с А.И. Шахурин оказался в тюрьме как главнокомандующий ВВС А.А. Новиков, главный инженер ВВС А.К. Репин, член Военного совета ВВС Н.С. Шиманов, начальник Главного управления заказов ВВС Н.П. Селезнев, начальники авиационных отделов ЦК ВКП(б) А.В. Будников и Г.М. Григорян. Всех их обвиняли в «антигосударственной» практике, в «затягивании» в годы войны и в послевоенное время на вооружение самолетов и двигателей с большим браком или серьезными конструкторскими и производственными недостатками, в «сокрытии»

Этот абсурд был сочинен несмотря на то, что Шахурин за свой труд перед войной был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден многими государственными наградами. Дело Шахурина и тех, кто находился с ним под стражей, было непосредственно сфабриковано министром госбезопасности СССР Абакумовым. Шахурин был осужден 10-11 мая 1946 г. Военной коллегией Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха на 7 лет по обвинению в «превышении полномочий» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». Примечательно, что из всего многочисленного корпуса руководителей авиационной промышленности — от заместителя наркома до директора самого маленького авиазавода — не судили ни одного. Шахурин никого за собой не тянул.

Судьбы арестованных по делу авиапрома сложились по-разному: кого-то расстреляли, кого-то вроде Шахурина и Новикова реабилитировали после смерти Сталина. 29 мая 1953 г. реабилитирован и освобожден, а 2 июня 1953 г. возвращены все награды и звания.

С августа 1953 года — заместитель министра авиационной промышленности СССР. В 1954-1956 годах он стал первым заместителем министра авиационной промышленности СССР. С июля 1957 года — заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям. С 1959 — пенсионер. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова I степени, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Шахурин — автор мемуаров «Крылья Победы» (Москва, 1990).

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Шахурин Нарком большой Грузинский 36. Наркомы и министры авиационной промышленности СССР

Шахурин Алексей Иванович (12 февраля 1904 г. (19040212) 3 июля 1975 г. Нарком авиации1944 ), Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-авиационной службы.БиографияВ 1938 1939 годах был первым секретарем… … Википедия

Шахурин Алексей Иванович Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович — Шахурин А. И. Шахурин Алексей Иванович (1904-1975) — советский государственный деятель, генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). ). После окончания Московского инженерно-экономического… … Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович — Шахурин А.И. Шахурин Алексей Иванович (1904-1975) — советский государственный деятель, генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно-экономического… … Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович — А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (1904-1975) — советский государственный деятель, генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944). , Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно-экономического… … Энциклопедия «Авиация»

ШАХУРИН Алексей Иванович — (1904 75) политик, Герой Социалистического Труда (1941), генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944). С 1938 года 1-й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 г. 46 нарком, в 1953 г. 59 заместитель министра… … Большой энциклопедический словарь

Шахурин Алексей Иванович — (25.2.1904, село Михайловское, ныне Московской области, ‒ 3.7.1975, г. Москва), советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал-полковник (1944). Член КПСС с 19 лет.25. Родился в крестьянской семье. С 1921 рабочий. … … Большая советская энциклопедия

Шахурин Алексей Иванович — (1904 1975) советский государственный деятель, генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно-экономического института (1932) работал в авиационной промышленности… Энциклопедия техники

Шахурин Алексей Иванович — (1904 1975), политический и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944). С 1938 года 1-й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 г. 46 Нарком, в 1953 г. 59… … Энциклопедический словарь

Шахурин Алексей Иванович — (25.02.1904 1975) советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда, генерал-полковник авиационного машиностроения Услуга. В 1940-1946 годах нарком авиационной промышленности СССР. В марте 1946 года вместе с А. А. Новиковым нелегально… … Большая биографическая энциклопедия

Аннотация издателя: Шахурин Алексей Иванович — нарком авиационной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны. Его воспоминания как о своей деятельности на этом посту, так и о работе авиационной промышленности страны в целом могут внести ясность в некоторые вопросы воздушной войны на восточном фронте.

Неожиданное назначение

Что было до

До войны — полтора года

Сделать все, чтобы успеть

Настал час испытаний

На Восток

Самолеты идут на фронт

Больше и лучше

Жизнь авиастроителей

Боевые испытания

Примечания

Неожиданное назначение

Неожиданное назначение

Назначение народным комиссаром авиации начать свои воспоминания, было для меня полной неожиданностью. В начале января 1940 года Горькому, где я работал секретарем обкома партии, позвонили из ЦК. Мне задали один вопрос:

Товарищ Шахурин, вы можете сегодня выехать в Москву?

Я ответил, что идет сессия областного Совета депутатов трудящихся, я председательствую на ней, и она продлится весь сегодняшний день, а может быть, и завтрашний день.

Тогда, товарищ Шахурин, сказали мне, объясните своим товарищам, что вас срочно вызывают в ЦК.

Есть ли способ уйти немедленно?

Поезд отправляется через два часа.

Тогда уходите.

По своему опыту работы секретарем обкома в Ярославле и Горьком я знал, что если они не говорят, зачем их вызвали, то и выяснять нечего. Однако, ни о чем не спрашивая звонившего, я подумал: «Как мне объяснить этот совершенно неожиданный вызов? К чему мне готовиться?» Я стал перебирать в уме, какие вопросы могут вызвать недовольство, какие могут представлять особый интерес для ЦК, и не нашел ответа. В целом дела шли хорошо; на мой взгляд, проблем, требующих срочного обсуждения или решения, не было.

Позвонил домой и сказал, что срочно еду в Москву. Потом стал подбирать материалы, которые могут понадобиться для разного рода справок.

Очень хорошо, сказали мне, оставайся здесь. Если в отделах

Крылья победы у вас есть какие-либо дела, займитесь ими, но так, чтобы мы знали, где вы находитесь, и в любой момент могли вас найти.

Ничего не ясно. Это значит, что вопрос, по которому меня вызвали, будет решаться не здесь и не здесь, а только в другое время. Почему же тогда звонок был таким срочным? Я ходил то в одно отделение, то в другое, разговаривал с товарищами о разных делах, но мысль о том, зачем их призвали, не давала мне покоя. Так продолжалось почти весь день. Наконец, около пяти часов мне сказали, что я должен ехать в Кремль к товарищу Сталину.

Путь от Старой площади до Кремля, где работал Сталин, короток, но нетрудно представить, сколько мыслей пронеслось в моей голове за эти короткие минуты.

Машина нырнула в ворота Спасской башни, и мы подъехали к нужному нам зданию. Мы поднялись на второй этаж и вошли в приемную. Нас уже ждали и без промедления провели в офис. Это была длинная комната, в которой стоял большой стол, покрытый синей скатертью, с пододвинутыми стульями, а чуть подальше письменный стол и стол с телефонными аппаратами. В кабинете находились Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены Политбюро. Все, кроме Сталина, который ходил по комнате, сидели.

Сталин пригласил нас сесть и некоторое время шел молча. Потом он остановился рядом со мной и сказал:

Мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Нужны свежие люди, хорошие организаторы и те, кто тоже разбирается в авиационном деле. Как вы на это смотрите?

Предложение было неожиданным. Я не знал, что сказать. Ответил: Я с трудом справлюсь с этим делом. К тому же я новичок в Горьком, там интересно работать, много планов на будущее, которые хотелось бы реализовать.

Посмотрите, какой областью вы руководите, и здесь вы справитесь, — добродушно заметил Ворошилов.

Молотов попросил меня уточнить, где я работал раньше, особенно его интересовала работа в Военно-воздушной академии. Были заданы дополнительные вопросы. В это время к Сталину подошел его секретарь Поскребышев и что-то доложил. Сталин сказал:

Пусть придет!

Поскребышев ушел и вернулся с молодым человеком в военной форме. Обращаясь ко мне, Сталин спросил:

вы знакомы?

Нет, ответил я.

Тогда знакомьтесь. Это конструктор Яковлев. И указал на меня:

А это новый нарком авиационной промышленности товарищ Шахурин.

Я понял, что вопрос о моем назначении решен. Сталин спросил меня:

Сколько тебе лет?

Тридцать пять, ответил я.

Ну вот, — бросил Яковлев. — Какой у вас молодой нарком. Это хорошо.

Я заметил, что с появлением Яковлева у Сталина был шутливый тон. До этого, как мне показалось, в его голосе были нотки сомнения и беспокойства.

Снова подойдя ко мне, Сталин сказал:

Товарищ Яковлев будет вашим заместителем по опытному самолетостроению. О других депутатах поговорим позже, а теперь скажите, кого бы вы порекомендовали секретарем обкома в Горьком вместо себя?

Назвал председателя облисполкома Михаила Ивановича Родионова, который ранее работал третьим секретарем обкома и занимался сельским хозяйством в области.

Я хорошо его знаю.

И Михаила Ивановича описал. Родной Горький. Учитель по образованию. Долгое время работал секретарем райкома, хорошо знает людей. Он пользуется их доверием и авторитетом. Словом, по всем параметрам человек для этой работы самый подходящий.

И я не ошибся. Всю войну Михаил Иванович был секретарем обкома, причем хорошим секретарем, а после войны возглавил Совет Министров РСФСР(1).

Разговор подошёл к концу. Я попросил разрешения поехать в Горький для передачи дел. Сталин немного помедлил, а потом сказал, что это вряд ли будет сделано:

Дела нужно передать в Москву. Работа, которая вас ждет, срочная. Приглашаем сюда всех, кого нужно. А мы пошлем в Горький представителя ЦК, который доложит обкому о принятом решении. Вам не нужно терять ни день, ни час.


Родился 12 февраля 19 г.04 в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 г. работал электриком в Подольске, с 1921 г. фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году был переведен на комсомольскую работу — секретарем Бауманского райкома ВЛКСМ города Москвы, затем работал в Наркомторге РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

1937Шахурин Алексей Иванович

В 1938-1939 годах был первым секретарем Ярославского обкома ВКП(б). Он нормализовал общественно-политическую обстановку в крае, наладил партийную работу после массовых репрессий.

В 1939-1940 годах был первым секретарем Горьковского обкома ВКП(б).

В 1940-1946 годах нарком авиационной промышленности. Лето

1941 Шахурин Алексей Иванович

7 ноября 1941 г. Калинин, Ворошилов, Андреев, новый командующий войсками округа генерал А. Калинин и многие другие, в т.ч. и А.И. Шахурин, присутствовали на параде войск в Куйбышеве. Наземным парадом командовал М.М. Попов — командующий 61-й армией, которая вскоре была переброшена в Москву. Также состоялся воздушный парад, в котором участвовало 600 самолетов. Ими командовал полковник В.А. Судец (будущий маршал авиации, главнокомандующий Войсками ПВО).

Речь Сталина вечером 6 ноября и трансляция парада из Москвы воодушевили людей, и, несмотря на нечеловеческие условия труда и полуголодное существование в прямом смысле под открытым небом Урала и Сибири, к январю 1942 г. началось серийное производство самолетов.

7 января 1942 года Шахурину позвонили из Сибири и прозвучали громкие слова: «Прими, Родина, первый запорожский паровоз на сибирской земле!» Услышав эти слова, Алексей Иванович, далеко не сентиментальный человек, почувствовал судорогу в горле.


Работники оборонки в редакции газеты «Правда». Сидят (слева направо): И.И. Иванов, Б.Л. Ванников, Н.Н. Поликарпов, Д.Ф. Устинов, С.В. Ильюшин, Б.Г. Спираль. А.И. стоит четвертый справа. Шахурин. Октябрь 1942 г.

ШАХУРИН Алексей Иванович (12 (25) февраля 1904 г., , с. Михайловское, Московская губерния — 3 июля 1975, Москва) — первый секретарь Ярославского обкома и горкома ВКП(б) с 19 июня.с 38 по январь 1939 г.

А.И. Шахурин родился в крестьянской семье. С 1917 г. — ученик электрика, в 1919-1921 гг. работал электриком в Подольском горотделе коммунального хозяйства, с 1921 года — фрезеровщиком на заводе Манометр в Москве.

В 1925 году вступил в коммунистическую партию. В 1925-1927 гг. был заведующим политотделом, секретарем Бауманского райкома ВЛКСМ в Москве. С 1927 — представитель ЦК ВЛКСМ и заместитель председателя Всероссийского комитета содействия промышленному и экономическому образованию при Наркомате внешней и внутренней торговли СССР. В то же время в 1927-1932 гг. был студентом Московского инженерно-экономического института. По окончании учебы начал работать начальником отдела организации производства авиационного завода № 82 в Москве, с 1933 года он был старшим инженером, затем — начальником научно-исследовательского отдела Военно-воздушной академии. Н. Е. Жуковский. С 1937 г. — парторг ЦК ВКП(б) завода № 1 имени Авиахима в Москве.

С июня 1938 г. — первый секретарь (первые два месяца — исполняющий обязанности) Ярославского обкома и горкома ВКП(б). С января 1939 года по январь 1940 года — первый секретарь Горьковского обкома ВКП(б). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1938). Член ЦК ВКП(б) в 1939 — 1946 гг. С января 1940 г. по январь 1946 г. — нарком авиационной промышленности СССР. Он наладил производство самолетов, обеспечил внедрение новых видов боевой техники, внес весомый вклад в достижение победы в Отечественной войне.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства боевых самолетов новых типов Шахурин Алексей Иванович удостоен звания Героя Отечественной войны. Социалистического Труда орденом Ленина и Золотой медалью «Серп и Молот».

В 1944 году Шахурину было присвоено звание генерал-полковника инженерно-авиационной службы.

В феврале 1946 года назначен заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

В апреле 1946 года арестован по сфабрикованному обвинению в «злоупотреблении властью» и «изготовлении нестандартной, некачественной и некомплектной продукции». В приговоре А. И. Шахурин обвинялся в том, что якобы «в течение длительного времени производил самолеты и двигатели с крупными конструктивными и производственными дефектами и по сговору с командованием ВВС решил поставить их на вооружение ВВС, как результате чего произошло большое количество аварий и катастроф, погибли летчики, и накопилось много неисправных самолетов, которые не могли быть использованы в боях с немцами…». 11 мая 1946, он был приговорен к 7 годам исправительно-трудовых лагерей.

Реабилитирован и освобожден 29 мая 1953 года. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания. С августа 1953 года — заместитель министра авиационной промышленности СССР. В 1954-1956 гг. — первый заместитель министра авиационной промышленности СССР. В мае-июле 1957 г. — заместитель начальника Главного управления экономических связей со странами народной демократии. С июля 1957 г. — заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям. С 1959 — личный пенсионер союзного значения.

Награды: Герой Социалистического Труда (1941), два ордена Ленина, орден Красной Звезды, орден Красного Знамени, орден Суворова I степени, орден Кутузова I степени, орден Красного Знамя Труда, медали.

Сын А.И. Шахурина — Владимир (родился в Москве в 1928 г.) учился в элитарной школе № 175, где учились дети высокопоставленных советских чиновников и партийных функционеров. Ближайшими друзьями Владимира были Серго и Вано Микояны (сыновья члена Политбюро Анастаса Микояна), Леонид Реденс (сын расстрелянного уполномоченного госбезопасности 1 ранга Станислава Реденса, шурин Иосифа Сталина), Артем Хмельницкий (сын генерала Рафаил Хмельницкий), Петр Бакулев (сын известного хирурга Александра Бакулева), Феликс Кирпичников (сын заместителя председателя Госплана СССР Петра Кирпичникова).

В годы войны (!) этот высокопоставленный пацан придумал организацию под названием… «Четвертый рейх». Члены организации создали «теневое правительство» СССР, «главой» которого стал Володя Шахурин. Члены «правительства» называли друг друга рейхсфюрерами и группенфюрерами.

Взрослые узнали о «Четвертом рейхе» благодаря трагическому происшествию. 3 июня 1943 года на лестнице Большого Каменного моста Владимир Шахурин выстрелом из «Вальтера» расстрелял дочь дипломата Константина Уманского Нину, его однокурсницу, по некоторым данным, тоже члена организации «Четвертый рейх». пистолет. Есть версия, что Владимир был влюблен в Нину и не хотел, чтобы она уезжала в Мексику с родителями. Тогда Шахурин застрелился из того же пистолета. Владимира и Нину похоронили на Новодевичьем кладбище. Их могилы находятся недалеко друг от друга.

Следователи установили, что пистолет «Вальтер», из которого стрелял Шахурин, принадлежал сыну Анастаса Микояна — Вано. Он и его младший брат Серго были арестованы, сознались в создании «антисоветской» организации и назвали имена всех ее членов. Их тоже арестовали.

Все члены Четвертого рейха утверждали, что «организация» была просто детской игрой. Тем не менее, 23 июля 1943 года восемь членов организации были помещены во внутреннюю тюрьму НКГБ. Следователем по их делу был Лев Влодзимирский. 18 декабря, 1943 года братья Микояновы Леонид Барабанов, Арманд Гаммер, Петр Бакулев, Леонид Реденс, Артем Хмельницкий и Феликс Кирпичников приговорены без суда и следствия к ссылке в различные города Урала, Сибири и Средней Азии сроком на один год. Приговор подписали нарком госбезопасности Всеволод Меркулов и генеральный прокурор СССР Константин Горшенин.

Шахурин Алексей Иванович (12 (25) февраля 1904, село Михайловское Подольского района Московской области, — 3, 19 июля75, Москва) — нарком авиационной промышленности (1940—46), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда (1941).

Биография

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 г. работал электриком в Подольске, с 1921 г. фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 19 лет.25. В 1925 году переведен на комсомольскую работу — секретарем Бауманского райкома ВЛКСМ города Москвы, затем работал в Наркомторге РСФСР.

В 1932 г. окончил Московский инженерно-экономический институт. С 1933 г. на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

В 1938-1939 годах был первым секретарем Ярославского обкома ВКП(б). Он нормализовал общественно-политическую обстановку в крае, наладил партийную работу после массовых репрессий. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1938 г.

В 1939-1940 годах был первым секретарем Горьковского обкома ВКП(б).

В 1940-1946 годах нарком авиационной промышленности. Когда в 1943 был создан Совет по радиолокации при ГКО, он был назначен его членом. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину вместе с наступающими войсками осмотреть все, что можно, на немецком ракетном полигоне, который должен был быть захвачен Красной Армией в Польше.

В 1946 году Шахурин был репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 г. Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «злоупотреблении должностными полномочиями» и «изготовлении нестандартной, некачественной и некомплектной продукции». .»

В приговоре А.И. Шахурина обвинили в следующем: «он длительное время производил самолеты и двигатели с большими конструктивными и производственными дефектами и по сговору с командованием ВВС решил поставить их на вооружение ВВС, в результате которой произошло большое количество аварий и катастроф, погибли летчики, и накопилось много неисправных самолетов, которые не могли быть использованы в боях с немцами…».

29 мая 1953 г. реабилитирован и освобожден. 2 июня 1953, все награды и звания были возвращены.

В 1953-1957 годах заместитель министра авиационной промышленности СССР, первый заместитель министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 г. — август 1959 г. — заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Жена — Софья Мироновна Лурье (1909-1977), дочь лесопромышленника Мирона Ионовича Лурье (1874-1966), сестра инженера и ученого в области турбиностроения И. М. Лурье (1905-1967). Сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил Нину, дочь посла Константина Уманского, а затем застрелился сам.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 г. за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства боевых самолетов новых типов Шахурин Алексей Иванович награжден присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта