TARGET&ЗВО
TARGET&ЗВОА.Б.Широкорад «История авиационного вооружения»
АМЕРИКАНСКАЯ ПРОТИВОРАДИОЛОКАЦИОННАЯ РАКЕТА «ШРАЙК»
HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Энциклопедия современной военной авиации 1945 – 2002 ч 2 Вертолеты / Библиотека / Главная / Арсенал-Инфо.
рфПРОТИВОРАДИОЛ0КАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ
Американская противорадиолокационная ракета «Шрайк»
Широкое распространение зенитных VP привело к необходимости создания средств борьбы с ними. Одним из таких эффективных средств стали ракеты с пассивной радиолокационной ГСН, наводящиеся на излучения РЛС зенитных комплексов
Первая такая ракета «Шрайк» AGM-45A поступила в 1964 г. на вооружение ВВС и ВМФ США Ракета была выполнена по аэродинамической схеме «поворотное крыло». Полная длина ракеты 3,05 м. Диаметр корпуса 203 мм Размах крыла 914 мм Стартовый вес ракеты 177 кг Максимальная скорость до 1000 м/с. Дальность стрельбы 50 км.
Пассивная радиолокационная ГСН моноимпульсная, В ней не предусмотрена перестройка частоты при нахождении ракеты на самолете-носителе в процессе полета, и поэтому ракета может применяться только против цели работающей в определенном диапазоне частот. Возможность атаки разнообразных целей обеспечивается установкой на ракете «Шрайк» ГСН с различным рабочим диапазоном. Для этой ракеты создано 13 вариантов ГСН, которые в совокупности способны перекрывать рабочие диапазоны частот современных РЛС, используемых в зенитной артиллерии и зенитных ракетных комплексах.
На ракете могут устанавливаться взаимозаменяемые боевые части трех типов (две осколочно-фугасные и одна сигнальная), имеющие одинаковые габариты и вес 66 кг. При подрыве осколочно-фугасных боевых частей образуется около 20 тыс осколков кубической формы» обеспечивающих угол разлета около 40°. Радиус поражения боевой части составляет около 15 м. Сигнальная боевая часть может снаряжаться белым фосфором. В момент ее срабатывания образуется белое облако, являющееся ориентиром для проведения бомбометания другими самолетами. Подрыв боевых частей производится неконтактным взрывателем над целью.
Опыт боевого применения ПРЛР «Шрайк» в локальных войнах показал их относительно низкую эффективность. Наиболее существенным недостатком считается использование предварительно настроенной ГСН, что не дает возможности применять ракету по незапланированной цели. Кроме того, недостатком ракеты «Шрайк» является невозможность ее наведения на РЛС, если она прекратила работу.
Тем не менее ПРЛР «Шрайк» нашла широкое применение в ВВС и ВМФ США, которым было поставлено свыше 24 тыс. ракет. Ракетами «Шрайк» оснащались самолеты почти всех типов.
Противорадиолокационная ракета «Стандарт-ARM» AGM-78
Противорадиолокационная ракета HARM AGM-88
С 1970 г. ракеты «Шрайк» поставлялись в Израиль, который активно их использовал в войне 1973 г. и последующих бомбардировках Ливана.
В настоящее время ракеты «Шрайк» складированы в ВВС США, но находятся на вооружении других стран
Содержание ВЕРТОЛЕТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Westland Lynx Уэстленд «Линкс»2 Westland Sea King Уэстленд «Си Кинг»2 Westland Wessex Уэстленд «Уэссекс»2 ГЕРМАНИЯ M esserschmitt-bolkow-blohm ВО-105 Мессершмитт-Бёльков-Блом ВО-1052 ИТАЛИЯ Agusta А109 Hirundo Агуста А109 «Хирундо»2 Agusta А129 Mangusta Агуста А129 «Мангуста»2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ EH industries EH 101 Merlin EH Индастриз EH 101 «Мерлин»2 Messerschmitt-Bolkow- Blohm/Aerospatiale PAH-2 Tiger Мессершмитт-Бельков- Блом/Аэроспасьяль PAH-2 «Тигр»2 Messerschmitt-Bolkow- Blohm/Kawasaki BK-117 Мессершмитт-Бельков- Блом/Кавасаки BK-1172 NH Industries NH-90 NH Индастриз NH-902 ПОЛЬША PZL Swidnik W-3 Sokol PZL Свидник W-3 «Сокол»2 РОССИЯ Ка -252 Ка 27/29/312 Ка-502 Ми-22 М и-62 М и-82 Ми-142 Ми-172 Ми-242 Ми-262 Ми-282 Ми-342 США Bell AH-1 Huey Cobra Белл AH-1 «Хью Кобра»2 Bell ОН-58 Kiowa Белл ОН-58 «Кайова»2 Bell 0H-58D Kiowa Warrior Белл OH-58D «Кайова Уорриор»2 Bell UH-1 Iroquois Белл UH-1 «Ирокез»2 Boeing Vertof CH-46A Sea Knight Боинг-Вертол CH-46A «Си Найт»2 Boeing Vertol СН-47 Chinook Боинг-Вертол СН-47 «Чинук»2 Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche Боинг/Сикорский RAH-66 «Команч»2 Kaman HH-43 Hasky Каман HH-43 «Хаски»2 Kaman SH-2 (K-20) Seasprite Каман SH-2 (K-20) «Сиспрайт»2 McDonnell Douglas AH-64A Apache Макдоннелл-Дуглас AH-64A «Апач»2 McDonnell Douglas 500 Defender Макдоннелл-Дуглас 500 «Дефендер»2 Sikorsky S-58 (SH-34) Seabat Сикорский S-58 (SH-34) «Сибэт»2 Sikorsky S-61 Sea King Сикорский S-61 «Си Кинг»2 Sikorsky S-62 (HH-52A) Sea Guard СикорскийS-62A (HH-52A) «Си Гард»2 Sikorsky S-64 (CH-54) Tarhe Сикорский S-64 (CH-54) «Тарх»1 Sikorsky S-65 (CH-53) Sea Stallion Сикорский S-65 (CH-53) «Си Стэллион»2 Sikorsky S-70 (UH-60) Black Hawk Сикорский S-70 (UH-60) «Блэк Хоук»2 Sikorsky S-76 (Н-76) Eagle Сикорский S-76 (Н-76) «Игл»2 Sikorsky S-92 Helibus Сикорский S-92 «Хелибас»2 ФРАНЦИЯ Aerospatiale SA 316/SA 319 Alouette III Аэроспасьяль SA 316/SA 319 «Алуэтт» III2 Aerospatiale SA 321 super frelon Аэроспасьяль SA 321 «Супер Фрелон»2 Aerospatiale SA 330 puma Аэроспасьяль SA 330 «Пума»2 Aerospatiale SA 341/342 gazelle Аэроспасьяль SA 341/342 «Газель»2 Aerospatiale SA 365 dauphin 2 Аэроспасьяль SA 365 «Дофин» 22 ЮАР Atlas CSH-2 Rooivalk Атлас CSH-2 «Роивалк»2 ПРИЛОЖЕНИЯ ПУЛЕМЕТНО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ОДНОСТВОЛЬНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ СОВЕТСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ПУШКИ 23-мм пушка AM-23 30-мм пушка НР-30 РЕВОЛЬВЕРНЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПУШКИ Устройство орудий револьверного типа РЕВОЛЬВЕРНЫЕ ПУШКИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ 20-мм американская пушка М39 30-мм английская пушка «Аден» 30-мм французская пушка Дефа-522 25-мм английская пушка «Аден 25» 27-мм германская пушка ВК27 30 -мм французская пушка М791В 20-мм американская двуствольная револьверная пушка МК11 30-мм американская пушка ХМ140 СОВЕТСКИЕ РЕВОЛЬВЕРНЫЕ ПУШКИ1 ДВУСТВОЛЬНЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПУШКИ 25-мм американская двуствольная пушка GE-225 Советские и российские двуствольные пушки1 АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ С ВРАЩАЮЩИМСЯ БЛОКОМ СТВОЛОВ ПУШКИ С ВРАЩАЮЩИМСЯ БЛОКОМ СТВОЛОВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ 20-мм шестиствольная американская пушка «Вулкан» М61А1 30-мм семиствольная американская пушка GAU-8A 30-мм четырехствольная американская пушка GAU-13A 20-мм американская трехствольная пушка М197 25-мм американская пятиствольная пушка GAU-12U 7,62-мм американский шестиствольный пулемет М134 «Миниган» «Линкоры» в небе Вьетнама (самолет «Ганшип») СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПУШКИ С ВРАЩАЮЩИМСЯ БЛОКОМ СТВОЛОВ Эффективность стрельбы советских и российских авиационных пушек1 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ 7,62-мм четырехствольный пулемет ГШГ-7,62 ПРОТИВОТАНКОВЫЕ СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ ОДНОСТВОЛЬНЫЕ ПУШКИ1 ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ САМОЛЕТОВ Оборонительные установки с пушкой АМ-23 на самолетах Ту-16, Ту-95 Оборонительное вооружение бомбардировщика Ту-22 АВИАЦИОННЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ГРАНАТОМЕТЫ 40-мм американские гранатометы 30-мм автоматический гранатомет «Пламя» ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННЫХ ПУШЕК В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА АВИАЦИОННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ СЕМЕЙСТВО РАКЕТ С-51 СЕМЕЙСТВО РАКЕТ С-8 РАКЕТЫ СЕМЕЙСТВА С-131 ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА С-24 (АРС-240) ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА С-25 (АРС-250) УПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ РАКЕТЫ « ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ » Ракеты семейства Х-15 Ракеты семейства Х-55 Противорадиолокационная ракета Х-58У Ракета Х-59 «Овод» Противокорабельная ракета «Москит» Ракета Х-23 Ракеты семейства Х-25 Ракеты типа Х-31 Ракета Х-35 Семейство ракет Х-29 РАКЕТЫ «ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ» ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ РАКЕТЫ «ВОЗДУХ – ЗЕМЛЯ» ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ Американская крылатая ракета AGM-86B Американская крылатая ракета AGM-129A ТАКТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ «ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ» Семейство ракет «Буллпап» Американские ракеты типа «Мейверик»1 Французская ракета типа «Норд» as-20 Англо-французская ракета «Мартель» ПРОТИВОРАДИОЛ0КАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ Американская противорадиолокационная ракета «Шрайк» Американская противорадиолокационная ракета «Стандарт- ARM» AGM-78 Американская противорадиолокационная ракета HARM AGM-88 Американская противорадиолокационная ракета «SIDE ARM» AGM-122 Работы по созданию перспективной американской противорадиолокационной ракеты Английская противорадиолокационная ракета «Аларм» Французская противорадиолокационная ракета «Армат» ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ Американская противокорабельная ракета «Гарпун» Французская противокорабельная ракета «Экзосет» Германская противокорабельная ракета «Корморан» Норвежская противокорабельная ракета «Пингвин» Английская противокорабельная ракета «Си Скьюа» СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» Семейство ракет Р-40 Ракета средней дальности РВВ-АЕ (Р-77) Ракета малой дальности Р-731 Ракеты семейства Р-272 Ракета большой дальности Р-331 Ракета «ближнего боя» Р-60 Ракета Р-23 Ракета Р-3 (Р-13) РАКЕТЫ «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ РАКЕТЫ США Воробьиное семейство1 Ракеты «Сайдуиндер»1 Ракета большой дальности «Феникс» Ракета AIM-120A РАКЕТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Ракета «Скайфлеш» РАКЕТЫ ФРАНЦИИ Ракеты типа Матра Ракеты типа «Мажик» РАКЕТЫ ИТАЛИИ Ракета «Аспид-1А» РАКЕТЫ КИТАЯ Ракеты PL-5A и PL-9 РАКЕТЫ ЮАР Ракета «Кукри» АМЕРИКАНСКАЯ ПРОТИВОСПУТНИКОВАЯ РАКЕТА ASAT БОМБОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ СОВЕТСКОЕ И РОССИЙСКОЕ БОМБОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ Фугасные авиабомбы2 Бетонобойные и бронебойные бомбы Кумулятивные противотанковые авиабомбы Противолодочная авиабомба ПЛАБ-100 Морские ориентирные авиабомбы Кассетные бомбы Советские и российские управляемые бомбы2 Зажигательные авиабомбы Специальные авиабомбы БОМБОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ Американская планирующая бомба «Уоллай» Авиационные кассеты и кассетные боеприпасы США и других стран НАТО Американские зажигательные бомбы1 Американские бомбы объемного взрыва Французские бетонобойные бомбы АВИАЦИЯ В СОСТАВЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СТРАН МИРА КОДОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ СТРАН СНГ В НАТО СИСТЕМА КОДИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ СТРАН СНГ МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ СТРАН СНГ МОДИФИКАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ СТРАН СНГ МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ СТРАН МИРА КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АВИАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ4
Похожие книги из библиотеки
Танковый меч страны Советов
Книга посвящена величайшей в истории танковой армаде — бронетанковым войскам СССР. Во всех странах мира, вместе взятых, танков было меньше, чем в Советской Армии. Эти полчища стальных чудовищ, предназначенных для победоносного рывка к Ла-Маншу, погибли вместе со страной, их создавшей. Впервые в отечественной и зарубежной литературе представлена реальная, а не парадная история развития и упадка советских танковых войск послевоенной эпохи.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Эскадренные миноносцы типа “Касатка»(1898-1925)
В книге освящена история проектирования, строительства и боевой службы построенных для Русского флота в Германии эскадренных миноносцев типа Касатка. Этим кораблям довелось участвовать в боевых действиях на Тихом океане, в Балтийском и Северном морях в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Для широкого круга читателей интересующихся военной историей.
«Чудо-оружие» Третьего рейха
Эта книга рассказывает о создании и боевом применении различных образцов германского «чудо-оружия» — от штурмовых винтовок и противотанковых гранатометов до реактивных самолетов и баллистических ракет. Поражает изобилие новейших образцов вооружения, созданных немцами. Еще более удивительно то, что в течение полувека после войны конструкторы всего мира шли по проложенным ими путям.
Книга иллюстрирована большим количеством чертежей и эскизов, выполненных автором, либо заимствованных им из различных зарубежных источников.
Танки III Рейха. Том I [Самая полная энциклопедия]
НОВАЯ КНИГА ведущего историка бронетехники, подводящая итог многолетней работы по изучению танков III Рейха и боевого применения Панцерваффе. Уникальная энциклопедия, не имеющая равных в отечественной литературе и опровергающая многие ложные представления и расхожие мифы. Например, до сих пор приходится слышать, что одной из главных причин поражения гитлеровской Германии стало недостаточное количество бронетехники. Действительно, немецкая промышленность произвела в десять раз меньше танков, чем СССР с Союзниками, однако, в отличие от Красной армии, Вермахт всегда воевал «по-суворовски» — не числом, а умением: непревзойденное качество немецких «панцеров», высочайший уровень подготовки танковых экипажей, великолепная организация взаимодействия родов войск позволяли обходиться гораздо меньшим количеством танков и наносить противнику колоссальные потери — не только на Восточном, но и на Западном фронте. Союзникам приходилось разменивать пять своих танков на один немецкий.
Дав полный обзор и подробный анализ как достоинств, так и недостатков всех типов «панцеров» — от легких Pz.I, Pz.II, Pz.35(t), Pz.38(t) и средних Pz.III Pz.IV до тяжелых Pz.V Panther, Pz.VI Tiger, Pz.VIB («Королевский Тигр») и сверхтяжелого Maus, — это исследование раскрывает секрет побед Панцерваффе, которые по праву считались лучшими танковыми войсками Второй Мировой и уступили первенство советским танкистам лишь в самом конце войны. Подарочное издание богато иллюстрировано эксклюзивными чертежами и фотографиями.
АГМ-45 Шрайк | Weaponsystems.net
Обзор
AGM-45 Shrike
AGM-45 Shrike на тележке перед погрузкой в самолет.
Источник: ВВС США (штаб-сержант Скотт Стюарт) — © общественное достояние
Происхождение
США
Тип
Противорадиолокационная ракета
Принят на вооружение
1965
Статус
0013
Разработка
1958–1963
Разработчик
США — Центр морского вооружения
Производство
1960-е — 1982
Производитель
США — Техасские инструменты
Стоимость единицы
7. 000 $ в 1970-х
Количество произведено
Около 18.500
Обозначения
ASM-N-10 (раннее обозначение) 70 США 3
Известные пользователи
Израиль
Описание
Введение
AGM-45 Shrike — противорадиоактивная ракета эпохи холодной войны американского производства. Он был разработан в начале 1960-х годов для противодействия советским ЗРК, таким как SA-2 Guideline. «Шрайк» — первая специализированная противорадиационная ракета, разработанная в США. Даже с введением на вооружение США AGM-78 Standard ARM, Shrike сохранился из-за его низкой удельной стоимости. В настоящее время считается устаревшим оружием из-за низкой эффективности.
Дизайн
«Шрайк» основан на ракете AIM-7 Sparrow, но оснащен другой секцией наведения, осколочно-фугасной боевой частью и хвостовым оперением меньшего размера. Компоновка также аналогична Sparrow: большая часть корпуса состоит из одноступенчатого твердотопливного ракетного двигателя сзади, боевой части посередине и секции наведения спереди. AGM-45A основана на ранней ракете AIM-7C, а более поздняя AGM-45B использует ракетный двигатель двойной тяги от AIM-7F.
Наведение
Шрайк использует пассивную радиолокационную секцию самонаведения. Секция наведения с ограниченными возможностями считается самой слабой частью конструкции Шрайка. Всего доступно 12 секций наведения, каждая из которых настроена на радары, работающие в различном спектре. Это означает, что когда самолет находится в воздухе, может быть задействован только определенный тип радиолокационной системы. ГСН также допускает отклонение от цели максимум на 3 градуса, что требует точного вектора атаки. Если радар цели выключен, Шрайк промахнется, так как не сможет вычислить последнее известное местоположение радара. Все эти факторы способствуют низкому уровню успеха Шрайка, который никогда не превышал 25 процентов.
Огневая мощь
Шрайк оснащен одной из шести доступных боеголовок. Все они осколочно-фугасного типа и весят около 66 кг. Большинство радиолокационных систем переводятся в рабочее состояние после прямого попадания, но удары по более крупным системам могут привести только к потере антенны. Из-за осколочного эффекта, оставляющего нетронутыми большую часть конструкций, визуально определить эффективность сложно, что приводит к неуверенности в успехе удара. При стрельбе с большой высоты AGM-45A может поражать радары на расстоянии до 16 км, что находится в пределах досягаемости большинства систем ЗРК. AGM-45B имеет значительно улучшенный ракетный двигатель, что обеспечивает дальность полета до 40 км.
Пусковые платформы
«Шрайк» можно запускать с различных самолетов США, включая A-4 Skyhawk, F-4 Phantom, F-16 Fighting Falcon, A-7 Corsair, A-6 Intruder и F-105 Thunderchief. Иностранными самолетами, способными использовать «Шрайк», были израильский истребитель «Кфир» и британский бомбардировщик «Вулкан В-2». Вариант наземного запуска был разработан в Израиле и известен как Kilshon, хотя иногда также используется название Kachlilit. В системе Kilshon используется безбашенный корпус M4 Sherman, на котором установлена одна пусковая установка для модифицированного Shrike с увеличенным ускорителем для обеспечения желаемой дальности.
Пользователи
Основными пользователями «Шрайка» были ВВС США и ВМС США. Shrike экспортировался в несколько стран, имеющих хорошие связи с США. Шрайк широко использовался во время войны во Вьетнаме и многих последующих конфликтах. Из-за своей низкой стоимости он оставался на вооружении США до 1992 года. «Шрайк» также с переменным успехом использовался во время Фолклендской войны и различных конфликтов на Ближнем Востоке.
Варианты
AGM-45 Shrike
AGM-45 Shrike, установленный на самолет ВВС США F-4G Wild Weasel.
Источник: ВВС США (Фред Джонс) — © общественное достояние
Варианты ракеты AGM-45 Shrike
AGM-45A
AGM-45 Shrike — противорадиоактивная ракета на базе корпуса ракеты AIM-7C Sparrow класса воздух-воздух. Оригинальный AGM-45A использует ракетный двигатель Mk 38, который использовался в ранних версиях ракеты Sparrow.
AGM-45B
AGM-45B — улучшенный вариант Шрайка. Он использует более мощный двигатель двойной тяги Mk 58 и имеет гораздо большую дальность полета. В AGM-45B также используются более поздние версии всех трех вариантов осколочно-фугасной боевой части.
Детали
Факты АГМ-45А АГМ-45Б
Общий
Происхождение
США
Тип
Противорадиолокационная ракета
Размеры
Длина
3,05 м
Диаметр
203 мм кузов
Wingspan
914 MM Wingspan
457 MM FINSPAN
Вес
177 KG
Вес
177 KG
.
Доступно 12 различных пассивных радиолокационных секций самонаведения
Зона запуска
Макс. отклонение от цели на 3 градуса
Боеголовка
Type
Blast fragmentation warhead
Warhead model
Mk 5 Mod 0, Mk 81 Mod 0 or WAU-8/B
Weight
66.6 to 67.5 kg
Engagement envelope
Propulsion
Single stage твердотопливный ракетный двигатель
Модель двигателя
Rocketdyne Mk 38
Скорость
Маха 2
Дальность
12 км
До 16 км с большой высоты
3
AGM-88 HARM
AGM-88 был разработан как более мощный и универсальный преемник AGM-45 Shrike.
Чтение подробнее о AGM-88 HARM
AIM-7 Sparrow
AGM-45A и -B основаны на ракетах воздух-воздух AIM-7C и -F соответственно.
Чтение подробнее о AIM-7 Sparrow
Wild Weasels и ракете AGM-45 Shrike Missile
Кристофер МискимонКапитан Джон Э. Донован, офицер радиоэлектронной борьбы, следил за оборудованием на своем истребителе F-100F Super Sabre. Это было 22 декабря 1965 года, и его самолет выполнял ударную миссию по поиску вражеских зенитных установок. Двумя днями ранее аналогичная миссия пошла неудачно, в результате чего был потерян самолет и его экипаж. Когда F-100F, на котором он летел, мчался по небу над Северным Вьетнамом, Донован обнаружил сигнал вражеского радара, известный как Fan Song. Он уведомил пилота, капитана Аллена Т. Лэмба, который начал маневрировать самолетом, чтобы помочь определить местонахождение радара. Лэмб снижал самолет, пока сигнал не исчез, а затем поднимался, пока они снова не поймали его, используя горы и долины, чтобы помочь им самим не стать целью. Двое мужчин летели над юго-западной частью долины Красной реки, расположенной к северо-западу от Ханоя.
Обогнув холм, Лэмб поднял F-100F на высоту 4500 футов и начал искать радар и сопутствующие ему зенитные ракеты SA-2 (ЗРК). Он увидел ЗРК, развернутый посреди чего-то похожего на деревню. Он заметил наконечники трех ракет, торчащие из-под соломенной хижины, что давало ракетной батарее хорошую маскировку. Не теряя времени, Лэмб связался с сопровождающими его истребителями-бомбардировщиками F-105D Thunderchief, чтобы те последовали его примеру. F-100 пикировал на позицию противника и выпустил ракеты, чтобы обозначить цель для бомбардировки. Ударом F-105 удалось вывести батарею из строя. Обломки с разрушенного объекта SAM взлетели на 400 футов в воздух среди столба дыма.
Американские авиаторы не успели насладиться своим триумфом. Донован обнаружил еще один радар Fan Song. Он мог сказать, что этот уже вошел в свой цикл атаки, обнаружив то, что было известно как высокая частота повторения импульсов. Это означало, что противнику оставалось всего около 30 секунд до запуска. В этот момент оператор удвоит частоту, чтобы обеспечить более четкое радиолокационное изображение. Весь полет повернул обратно к своей базе в Таиланде, снизившись до малой высоты, чтобы избежать фан-песни. Одной победы хватило на весь день. Команда успешно доказала новую концепцию ведения воздушной войны, разработанную специально для наведения на радары, которые были жизненно важны для современных управляемых ракет для отслеживания своих целей. Концепция, получившая кодовое название Wild Weasel, достигла совершеннолетия.
Капитаны Аллен Лэмб и Джек Донован перед своей исторической миссией в 1965 году.По мере развития боевых действий в воздухе во второй половине 20-го века самолетам приходилось беспокоиться не только о вражеских пушках и пулеметах. Достижения в области ракетостроения привели к созданию новых мощных зенитных ракет, а разработки в области электроники значительно увеличили возможности радаров и систем наведения. На зенитные ракеты времен Второй мировой войны едва ли можно было рассчитывать для поражения цели большой площади, но к 1960-е, гораздо меньшие версии могли отслеживать самолеты в небе. Темпы прогресса ускорялись, и военно-воздушные силы всего мира изо всех сил пытались противостоять каждому новому усовершенствованию.
В первые месяцы Второй Индокитайской войны, широко известной как война во Вьетнаме, американская авиация начала нести потери от северовьетнамских ЗРК, которые поставлялись Советским Союзом. ЗРК покрывали средние и большие высоты, до 60 000 футов в случае SA-2. Когда американские самолеты заходили на малой высоте, чтобы избежать ракет, они были уязвимы для традиционного зенитного огня. Чтобы противостоять этой угрозе, ВВС США инициировали программу под названием «Дикая ласка». Программа стала настолько успешной, что с тех пор это имя применялось ко всем самолетам ВВС США, разработанным для подобных миссий.
Задача самолета «Дикая ласка» состоит в том, чтобы обнаружить вражеский зенитный радар и либо уничтожить его, либо нацелить на него для атаки других самолетов, обычно сопровождающих штурмовики. Радиолокационные системы посылают волны энергии, которые отражаются от целей, таких как самолеты, и возвращаются к радиолокационному устройству, позволяя операторам радаров отслеживать и нацеливать самолет. Но эти волны сами по себе могут быть обнаружены и отслежены до их источника, раскрывая положение радара и позволяя жертвам стать охотниками. Для выполнения этой задачи требуется специальное оборудование и оружие, которых нет на обычных самолетах.
ВВС США начали программу «Дикая ласка» в октябре 1965 года, всего через несколько месяцев после того, как северовьетнамские ЗРК, укомплектованные в основном советскими советниками, начали уничтожать американские самолеты. К началу ноября основное оборудование было протестировано и начались полевые испытания. Офицеры радиоэлектронной борьбы (EWO) научились работать с электроникой и читать дисплеи, которые выведут их на радар противника. Эти радары должны были не только включаться, чтобы зафиксировать цель, но и оставаться включенными достаточно долго, чтобы отслеживать ее, а затем наводиться на нее. Испытательные полеты проводились против американских радиолокационных систем, похожих на Fan Song. EWO узнали, что их оборудование лучше всего работает на средних высотах, летящих прямо к точке происхождения луча радара. Результаты были плохими при полете на малой высоте или параллельно источнику.
«Дикая ласка» обнаружила способность обнаруживать сигналы радара «Фань песни» за пределами 17-мильного радиуса действия SA-2, но ему нужно было приблизиться, чтобы определить точное местоположение. Как только сигнал был обнаружен, устройство, называемое приемником панорамного сканирования, задавало начальное направление, в котором самолет мог следовать, чтобы сократить диапазон. По мере того, как расстояние сокращалось, сигнал усиливался. Затем набор векторов самонаведения и дальности меньшей дальности может начать обнаруживать его. EWO мог сравнивать показания, чтобы убедиться, что они соответствуют правильному курсу, и приблизительно измерять расстояние. Сделав это определение, экипаж мог визуально искать положение ЗРК. Полевые испытания завершились 18 ноября, и экипажи были отправлены в Юго-Восточную Азию для проведения эксплуатационных испытаний. Там у них будет три месяца, чтобы придумать, как лучше всего вести бой с ЗРК.
Новый самолет Wild Weasel F-100F прибыл в Корат, Таиланд, вместе с экипажами, механиками и вспомогательным персоналом 24 ноября. Вскоре они начали полеты над Северным Вьетнамом. К концу декабря Донован и Лэмб вывели из строя свою первую ЗРК, и эта программа должна была стать основным продуктом ВВС США во Вьетнаме. ВВС США окрестили первые миссии «Железной рукой». В миссии участвовали один F-100F и три или четыре истребителя-бомбардировщика F-105D Thunderchief, ласково называемые Thuds. Thuds были быстрее, чем старые F-100, и поэтому им приходилось лететь зигзагом, чтобы не обойти более медленный головной самолет.
F-100F, пилотируемый капитанами Алленом Лэмбом и Джеком Донованом во время первой успешной миссии программы «Дикая ласка» в Северном Вьетнаме 22 декабря 1965 года.Период оценки закончился в январе 1966 года. — известно, что F-100F слишком устарел для эффективной работы. Чтобы заменить его, ВВС испытали двухместный F-105F в качестве «Дикой ласки», и первые пять самолетов прибыли в Корат в мае 1966 года. Еще полдюжины самолетов прибыли через месяц.
В то время как ВВС постоянно совершенствовали свои самолеты, ВМС США разработали новое оружие, чтобы облегчить рискованную работу по уничтожению объектов ЗРК. AGM-45 Shrike была модификацией ракеты класса «воздух-воздух» Sparrow, разработанной специально для наведения на радары. Это была первая из серии противорадиолокационных ракет, которые позволяли «Диким ласкам» поражать ЗРК не только неуправляемыми ракетами. Он нес 149-фунтовую боеголовку, которая могла легко уничтожить радар, такой как Fan Song. Чтобы нацелиться на конкретный радар, пилот «Дикой ласки» должен был лететь прямо на него, пока не оказался достаточно близко, чтобы сработала система самонаведения. Первоначальные версии «Шрайка» не могли этого сделать, пока не оказались в пределах досягаемости SA-2.
Поскольку ракетный двигатель «Шрайка» сгорел через 10 секунд, это означало, что ракета продолжала полет без наведения. Тем не менее, пока ракета была наведена точно, она все равно взорвется в пределах 20 футов от радара. В качестве контрмеры операторы радаров отключали свою систему, что часто сбивало ракету с пути. Однако это не было полной потерей, поскольку выключенный радар был бесполезен для наведения SA-2.
Первое применение ВВС США ракеты «Шрайк» произошло 18 и 19 апреля.66, когда Wild Weasel использовал один из них для наведения на радар СОН-9, который использовался для наведения огня 57-мм и 100-мм зенитных орудий. Ракета исчезла в тумане, прежде чем поразить цель, но EWO отметил, что радар перестал работать, что указывает на его повреждение. Тем не менее, «Дикие ласки» оставались уязвимыми для артиллерийского огня и вражеских истребителей. К августу 1966 года только четыре из 11 F-105F в Таиланде все еще находились в рабочем состоянии. Другие истребительные авиакрыла, эксплуатирующие F-105F, потеряли пять самолетов, два других повреждены и не подлежат ремонту. В октябре прибыло полдюжины пополнений, которые были разделены между различными подразделениями, чтобы все они могли действовать. 900:13 Зенитная ракета взрывается рядом с F-4 Phantom. В последние годы войны во Вьетнаме у северных вьетнамцев было до 200 объектов SA-2 в Северном Вьетнаме.
По мере продолжения миссий экипажи отмечали ограничения Шрайка. Операторы радаров Северного Вьетнама поняли, что самолет «Дикая ласка» должен лететь прямо к цели, поэтому они отключали свои радары всякий раз, когда видели самолет, летящий прямо к ним. Они также признали, что группы охотников-убийц Wild Weasel действовали группами по четыре или пять самолетов. Поскольку это было меньше, чем обычные ударные миссии, они просто закрывались, пока американцы были поблизости. Кроме того, они начали использовать свои радары на более короткие периоды.
Авиаторы ВВС США заметили противодействие Северного Вьетнама и разработали собственную тактику. Они угрожающе летели в сторону вражеских зенитно-ракетных комплексов только для того, чтобы заставить их отключиться. Иногда они бомбили предполагаемые радиолокационные станции, просто чтобы вывести своих противников из равновесия, пока в этом районе выполнялись ударные миссии. Если команда радара была достаточно смелой, чтобы начать передачу, Дикие Ласки быстро и агрессивно атаковали ее. Они также будут летать близко к ударным миссиям, чтобы не выделяться, чтобы противник включал свои радары на достаточно долгое время, чтобы быть целью. Со временем простое подавление радаров стало более приоритетным, чем их фактическое уничтожение.
10 марта 1967 года против сталелитейного завода Thai Nguyen в 40 милях к северу от Ханоя произошла одна из самых известных военных миссий Wild Weasel. Этот заводской комплекс был защищен разветвленной зенитной сетью с радиолокационным управлением. Пилот F-105 капитан Мерлин Детлефсен взлетел с грузом бомб в дополнение к паре ракет «Шрайк». Молодой пилот задавался вопросом, какой ущерб Шрайк может нанести сам по себе, и надеялся, что, атакуя более тяжелым оружием, он сможет нанести существенный урон.
Детлефсен летел с другим F-105 Wild Weasel и парой бомбардировщиков F-105D. Вместе они составляли стандартный отряд Железной Руки. Они летели на 30-45 миль впереди основных ударных сил, что равнялось примерно пяти-семи минутам полета. Оказавшись над целью, самолет должен был оставаться в этом районе, иначе операторы вражеских радаров просто дождались бы, пока они не исчезнут, и снова включили бы свои приемники, когда прибудет ударная группа. Завод защищали как ЗРК, так и традиционные зенитные орудия.
Когда Детлефсен и другие летчики отряда Железной Руки приблизились к цели, они столкнулись с сильным огнем с земли. Было так плотно, что он вскоре потерял из виду другие самолеты своего полета; дым от разрывающихся снарядов был настолько густым, что заслонял их. «Небо было просто черным, — сказал Детлефсен. «Ты знаешь, что ты не пуленепробиваемый… когда взрывы раскачивают твои крылья и ты слышишь, как металл ударяется о металл». Капитан Кевин Гилрой, его EWO, вскоре обнаружил радар Fan Song, несмотря на поток стали, который они выдержали. Пилот быстро пустил по нему «Шрайк», но как только он это сделал, их сзади атаковала пара перехватчиков МиГ-21. Один МиГ-21 выпустил ракету с тепловым наведением по F-105, и Детлефсен нырнул, чтобы избежать ее, пролетев прямо сквозь зенитный огонь вражеских зенитных орудий.
Несмотря на опасность, Детлефсен оставался над головой, пока у него наконец не закончилось топливо. Гилрой обнаружил еще одну Fan Song, и Детлефсен использовал другую ракету, чтобы атаковать ее. Разрушенный или нет, он затих. Через несколько минут пилот увидел радиолокационную станцию, стоявшую среди другой ракетной площадки SA-2. Нырнув на него, он обстрелял фургон из своей 20-мм пушки и засыпал местность бомбами. Когда они вернулись на базу, они ожидали признания своих действий, но некоторые летчики-истребители сбили несколько МиГов, и все торжество было сосредоточено на них. Однако их умелое управление не осталось незамеченным. В начале 1968 Детлефсен был награжден Почетной медалью, а Гилрой получил Крест ВВС за свои достижения над Тай Нгуеном. Оба выполнили более 100 миссий над Вьетнамом.
Основываясь на опыте, например, в Тай Нгуен, ВВС США начали менять свою тактику. Это сжало летающие порядки; теперь ударная группа летела на одну минуту позади ведущего звена Железной Руки. Вторая группа «Железной Руки» следовала сразу за ударной группой или рядом с ней, чтобы разобраться с другим вражеским оружием с радиолокационным наведением. Два звена могли охватывать большую территорию и продолжать прикрывать ударную группу во время ее атаки и последующего вывода. Один полет также мог служить приманкой, обманывая экипаж радара, чтобы он включился после того, как прошел первый полет «Железной руки».
В марте 1968 года ВВС США также представили стандартную противорадиоактивную ракету AGM-78 с 219-фунтовой боеголовкой. У него также была улучшенная система наведения, которая позволяла ракете продолжать отслеживание, даже если радар был выключен после запуска. Стандартная противорадиационная ракета могла поворачиваться на 180 градусов после выстрела, так что стреляющему самолету не нужно было лететь прямо на радар, чтобы нацелиться на нее. Ракета имела дальность 75 миль, хотя самолеты Wild Weasel обычно летали слишком низко, чтобы стрелять ими на таком расстоянии, а обнаружение радара на таком расстоянии было в лучшем случае трудным. 900:13 F-4 Phantom доказал свою способность уничтожать объекты ЗРК во время операций Linebacker в 1972 году, когда северные вьетнамцы обладали сложной сетью противовоздушной обороны.
В августе 1967 года еще один полет «Дикой ласки» выполнял опасную миссию против хорошо защищенной цели. Подполковник Джеймс Макинерни и его капитан EWO Фред Шеннон летели против защиты моста Пола Думера. Это сооружение длиной в милю было ключевым элементом инфраструктуры северовьетнамской железнодорожной сети. Макинерни и Шеннон уничтожили две ракетные установки и подавили четыре других, позволив ударной группе поразить мост. Во время своих атак они уклонились от трех ракет SA-2 и сильного артиллерийского огня. Ударная группировка не понесла за время операции ни одной потери. Оба получили Крест ВВС за свой героизм.
В последние годы войны во Вьетнаме американские войска начали процесс вьетнамизации, в ходе которого боевые силы США были выведены, а южные вьетнамцы взяли на себя ответственность за защиту своей страны от вторжений Северного Вьетнама. Это относилось в первую очередь к сухопутным войскам США, хотя сюда же относились и ВВС США. Однако Пасхальное наступление армии Северного Вьетнама в 1972 году потребовало существенной помощи ВВС США, чтобы предотвратить крах Южного Вьетнама.
Чтобы помочь южновьетнамцам отразить наступление, ВВС США инициировали операцию «Полузащитник». Однако к этому моменту северные вьетнамцы построили крупную интегрированную систему ПВО на большей части своей страны, включая 200 ракетных комплексов SA-2. Некоторые из SA-2 могли даже прикрывать воздушное пространство над Южным Вьетнамом.
В ответ ВВС США развернули эскадрилью усовершенствованных F-105G Wild Weasel вместе с новыми F-4C. F-4C столкнулся с более длительным периодом разработки, но, наконец, вступил в свои права. В ходе операции Linebacker II F-4C совершили 460 боевых вылетов вокруг Ханоя без единой потери. Большинство пораженных целей находились в пределах 25 миль от Ханоя, а это означало, что они были окружены самой плотной сетью противовоздушной обороны в мире.