+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Скорость ту 22м3: Ту-22: характеристики бомбардировщика | Факты ICTV

0

Фоторепортаж о Ту-22М3 в Новосибирске

?
Фоторепортаж о Ту-22М3 в Новосибирске
bmpd
March 28th, 2016

Оригинал взят у коллеги ivan_stalich в Работа ракетоносцев Ту-22М3.

В марте этого года повезло наблюдать взлеты дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Они приземлялись в Толмачево по пути на Российско-Таджикистанские учения, и обратно.


Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.

02
Экипажи Ту-22М3 наносили удары 500-кг авиабомбами по условным базовым лагерям незаконных вооруженных формирований на полигонах в предгорьях Восточного Памира.

03
Ту-22М3 — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, с изменяемой стреловидностью крыла от 20° до 65°

Начало эксплуатации — 1983 год, принят на вооружение в марте 1989 г.
Произведено 268 Ту-22М3

04
В Толмачево самолеты прилетели с авиабазы «Шайковка», в Калужской области

05
Ту-22М3, (по кодификации НАТО “Backfire-С”)

06
По габаритам сопоставим с самой длиной версией Boeing-737-900, при этом, имея максимальный взлетный вес на 52 тонны больше!

07
Чуть крупнее. Сразу видно – серьезный аппарат.

08
Самолёт может нести три противокорабельные крылатые ракеты Х-22 с дальностью пуска до 500 км.

09
Максимальная скорость: 2300 км/ч
Дальность полета – до семи тысяч километров, боевой радиус: 2410 км.

10
Дальность полета, мощное вооружение, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединениями вероятных противников на морских и океанских просторах.

11
Особенно, если сравнить стоимость корабельных комплексов со стоимостью авиационных комплексов, которые за один вылет смогут уничтожить кораблей на миллиарды долларов, при собственной стоимости на порядок ниже.

12
Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, получил почётное звание «убийцы авианосцев».

13
Экипаж самолета 4 человека. Каждый член экипажа снабжен катапультным креслом КТ-1М с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле.

14
Двигатели НК-25, Тяга одного двигателя на бесфорсажном режиме составляет 14300 кгс, на форсажном режиме — 25000 кгс. Это самые мощные двигатели, применяемые в отечественных самолетах.

15
В качестве альтернативы ракетам, самолет может нести свободнопадающие бомбы, или морские мины разного калибра (до 69 шт.), общей массой до 24 000 кг.г.

16
На самолёте имеется 9 групп баков с максимальной заправочной ёмкостью до 67 700 литров! (это больше стандартнрой железнодорожной цистерны!)

17
Когда он взлетает на форсажном режиме – под ногами дрожит земля! Грудная клетка вибрирует! Дух захватывает!

18
Нечасто можно встретить одновременно две легенды – Ту-22М3 и Ан-124 «Руслан», а в Толмачево – пожалуйста!

19
Приказ – на Запад! Взревели двигатели! Сердце мое горит!
Я – бомбардировщик! Я – бомбардировщик! Ту –22 М3!
Который там главный? Молись напоследок! Настал твой судный час!
Дано мне право! Мне имя – «Бэкфайер»! Труб иерихонских глас!
      Отрывок из стихотворения Виолетты Баша о Ту-22М3

20
Первые версии Ту-22, за свой длинный и острый нос получили прозвище «Шило»

21
За взлетом «Туполей» наблюдали пассажиры Толмачево. Не заметить их вылет было просто невозможно!

22
Работая на форсаже, пара НК-25 издает такой грохот, что все просто трясется. Вот это мощь!

23
Еще один самолет (RF-94142 / 42) выруливает на исполнительный.

24
Какой-же он все-таки красивый. На фото видно – насколько большие у него двигатели.

25
Тепловые потоки от работающего двигателя создают позади самолета приличное марево.

26
А тут в мареве еще один борт. На корме — дистанционно управляемая пушечная установка с 23-мм пушкой ГШ-23М, с повышенным темпом стрельбы (до 4000 выст./мин.). А стрелка сзади, как в Ту-95, нет.

27
Глядя на влетающую машину становится понятно, почему НАТОвцы тали ему такое имя – «Обратный огонь». Наблюдая ночные взлеты Ту-22М3, на военных аэродромах, я видел, как из сопел вырываются языки пламени длиной метров по семь!

28
У меня к Ту-22 давняя любовь. Я родился и юность провел в 10 – 15 км. от авиабазы «Белая», где и тогда и сейчас базируется дальняя авиация.

29
Не смотря на светлое время суток, вырывающееся пламя хорошо заметно.

30
Быстрый разгон!

31
И стремительный взлет!

Как минимум один их этих самолетов (RF-94144) участвовал в операции против ИГИЛ в Сирии, что можно заметить по номеру самолета на официальном видео.

Как и обещал – немного переговоров пилотов Ту-22М3 с авиадиспетчерами на посадке и взлете (большое спасибо ресурсу LiveATC):

И для тех, у кого Flash Player не воспроизводится:

В гостях побывали борта RF-94142 / 42    RF-94138 / 43    RF-94144 / 16

Желаю летчикам удачных полетов и чистого неба! И прилетайте еще!

Tags: Россия, Таджикистан, Ту-22М, авиация, учения

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик ТУ-22М3 (Россия). Фото и описание

Назначение Ту-22М3 — многорежимный дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, качественная модернизация легендарного советского самолета Ту22М. По совокупности своих характеристик относится к бомбардировщикам среднего класса. По классификации НАТО самолету присвоено наименование BACKFIRE-C.

Бомбардировщик Ту-22М3 — один из самых эффективных в мире летающих ракетоносцев

Ту-22М3 предназначен для поражения бомбами и ракетами важных стратегических целей на территории противника, как на сухопутных, так и на морских театрах военных действий, вне зависимости от времени суток или погодных условий. В свете геополитики Российской Федерации Ту-22М3 рассматривается как стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия.

Особенности

Хотя бомбардировщик Ту-22М3 заявлен в качестве модификации советского самолета Ту-22М, по большинству характеристик он значительно превосходит своих предшественников, что позволяет рассматривать его как качественно новый самолет. Так, в сравнении с Ту-22М2 бомбардировщик Ту-22М3 обладает лучшей скоростью (2300 км/ч против 1800 км/ч), боевым радиусом действия (2400 км против 2200 км при нагрузке 12 000 кг) и т. д.

Кроме этого, новое БРЭО позволяет Ту-22М3 использовать современные образцы вооружений. Модернизованные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25 более надежны и экономичны, нежели двигатели НК-23. То же можно сказать и про новую систему электроснабжения самолета. В целом боевая эффективность Ту22М3, по сравнению с Ту-22М2, выросла более чем в два раза, что позволит данному бомбардировщику еще долгое время оставаться на службе Российской Федерации.

Конструкция

Самолет Ту-22М3 выполнен по нормальной (классической) аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, боковыми воздухозаборниками, однокилевым вертикальным оперением и трехопорным шасси. Крыло технологически состоит из неподвижной части и двух поворотных консолей. Что же касается материалов, то в конструкции самолета широкое применение нашли алюминиевые сплавы, сталь и магний.

Основа силовой установки Ту-22М3 представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой НК-25. Тяга одного двигателя на максимальном бесфорсажном режиме составляет 14 300 кгс, на максимальном форсажном режиме — 25 000 кгс, что делает НК-25 одним из самых мощных авиационных двигателей современности.

Новое бортовое оборудование Ту22М3 обеспечивает высокую точность авиационных систем поражения и навигации, точный заход самолета на посадку, в том числе и в условиях плохой видимости, возможность полета на малых и сверхмалых высотах с привязкой к рельефу местности. Отдельного упоминания заслуживает автоматическая бортовая система управления самолетом, без которой управление такой большой и сложной боевой машиной, становится невозможным, в связи с чем отключение питания данной системы в полете строго запрещено.

Экипаж самолета состоит из четырех человек. Рабочие места пилотов расположены в передней части кабины. За ними размещаются штурман-оператор систем бортового вооружения и штурман-навигатор. Система аварийного покидания и спасения представлена катапультным креслом КТ-1М с парашютной системой ПС-Т. Немаловажную роль в процессе эвакуации, в особенности на больших высотах, играют защитные костюм BMCК-2М и шлем ЗШ-3. Катапультирование возможно на высотах от 0 до 13 000 м на скоростях от 130 до 2400 км/ч. В случае катапультирования члены экипажа покидают самолет по очереди, начиная с оператора и заканчивая командиром.

Тройка бомбардировщиков Ту-22М3 российских ВВС во время авиашоу на воздушном празднике. Всего было построено 268 таких самолетов

В настоящее время летные испытания проходит новая модификация этого самолета — Ту-22М3М, оснащенная модернизированным БРЭО, которое помимо улучшения интерфейса взаимодействия с экипажем дает возможность применения современного высокоточного оружия класса «воздух — поверхность».

Вооружение

На вооружении бомбардировщика Ту-22М3 состоит широкая номенклатура вооружения для выполнения разнообразных задач. Среди наиболее интересных видов боеприпасов можно отметить гиперзвуковые крылатые противокорабельные ракеты большого радиуса действия Х-65СЭ. Ту-22М3 может осуществить пуск ракеты Х-65СЭ с высоты от 100 м до 12 км со скоростью 540–1050 км/ч на дальности до 2000 км. При этом запуск может быть произведен без наличия точных координат цели. В таком случае ракета Х-65СЭ летит к пункту назначения на малой высоте, что усложняет ее обнаружение, а войдя в заданный район, набирает высоту и, включив бортовую активную радиолокационную головку самонаведения, начинает поиск цели. Попадание такой ракеты, обеспечивающей диаметр поражения до 25 м и глубину поражения до 12 м, гарантированно выведет из строя любое современное судно.

Военные НАТО присвоили ракетоносцу Ту-22М3 обозначение Backfire — «встречный огонь»

Предусмотрено на Ту-22М3 и оборонительное вооружение в виде двухствольной 23-мм авиационной пушки с радиолокационным и телевизионным управлением ГШ-23.

Технические характеристики

Длина/размах крыла/высота, м42,46/34,28 (максимальный)/11,05

Площадь крыла, м245,7

Максимальная взлетная масса, кг126 000

Максимальная тяга двигателей/максимальная тяга двигателя на форсаже, кгс2 × 14 500/2 × 25 000

Максимальная скорость на высоте 11 000 м/крейсерская скорость, км/ч2400/930

Максимальный боевой радиус, км2400

Практический потолок, м13 300

Экипаж, чел4

Поделиться ссылкой

ТУ-22М3 | lemur59.

ru

                     Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 (СССР/Россия)

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 (по кодификации НАТО “Backfire-С”) с изменяемой геометрией крыла является последней, наиболее совершенной моделью серии Ту-22М. Самолеты Ту-22М является глубокой модификацией бомбарди­ровщика Ту-22, который, в свою очередь, создавался как замена для устаревшего сверхзвукового тяжелого бомбардировщика Ту-16, составлявшего основу самолетного парка Дальней авиации СССР в 1950-х – 1960-х гг.

                                            ТУ-16 барражирует над авианосцем ВМС  США

Самолеты Ту-22М несут мощное вооружение, но не обладают дальностью полета, необходимой для выполнения стратегических задач, и по этой причине клас­сифицируются как средние бомбардировщики.

Для Советского Союза, в силу его геополитического положения, развитие самолетов дальней авиации среднего класса всегда являлось одной из приоритетных оборонных задач.  

                                                          НАЗНАЧЕНИЕ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ

Дальний многорежимный ракетоно­сец-бомбардировщик Ту-22М3 пред­назначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам управляемыми ракетами и авиационными бомбами, как одиночно, так и в составе груп­пы самолётов, в любое время года и суток, в простых и сложных метео­условиях, при противодействии современных средств ПВО и при­менении радиоэлектронных помех. Он обеспечивает поражение оптически видимых и радиолокационно-контрастных, одиночных и площадных целей, в широком диапазоне скоростей и высот полёта.

Ту-22М3 может решать следующие основные задачи:

  • уничтожение (поражение) военно-промышленных объектов в глубоком оперативном тылу театра военных дейст­вий;
  •  уничтожение (поражение) объектов и целей противостоящей оперативно-стра­тегической группировки войск, авиации и ПВО;
  • изоляция района боевых действий и ударных сил противника от подходящих оперативно-стратегических резервов;
  • уничтожение (поражение) корабель­ных группировок противника на морских театрах военных действий;

  • участие в операциях фронтов, фло­тов, ВВС и войск ПВО;
  • ведение воздушной разведки с ис­пользованием штатных бортовых радио­электронных средств и аэрофотоаппа­ратуры;
  • постановка активных и пассивных помех атакующим самолётам, средствам управления и наведения истребителей-перехватчиков, а также комплексам ЗУР.

                                    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТУ-22М3 И ОТЛИЧИЯ ОТ ТУ-22М2

Создание таких самолетов, как Ту-22М было связано с освоением сложнейших и весьма дорогостоящих технологий. При проектировании данных бомбардировщиков были выработаны совершенно новые подходы к проблеме создания перспективного дальнего ударного самолёта. Ту-22М3 на испытаниях в ГК НИИ ВВС Прежде всего, отказались от концепции однорежимной сверхзвуковой машины. Изучив особенности боевого применения Дальней авиации, состо­яние и перспективы развития систем вооружения, радиоэлектронных комп­лексов навигации и управления, а также с учётом тенденций совершенствования техники ПВО, конструкторы КБ Туполева совместно с ВВС принимают концепцию многорежим­ного самолёта-носителя. Он должен был быть приспособлен одновременно для сверхзвуковых высотных полётов, даль­них – на дозвуковых, и низковысотных – на трансзвуковых скоростях. При этом машина должна была иметь лучшие, чем её предшественники, взлётно-посадоч­ные характеристики.

Лучше всего эта совокупность весьма противоречивых требований в одной конструкции увя­зывалась в самолёте с изменяемой в полёте геометрией крыла. Данная концепция была реализована в серии сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М. Она включает модели Ту-22М0, Ту-22М1, Ту-22М2 и, наконец, модель Ту-22М3, которой и посвящена данная статья.

 

                                                                            ТУ-22М2

Создание Ту-22М3 началось с решения ВПК при Совете Ми­нистров СССР о доработке Ту-22М2 под двигатель НК-25, которое было принято в январе 1974 г. Специалисты ОКБ предложили не ограничиваться только заменой двигателей, а одновременно внести улучшения в конструкцию и аэродинамику самолёта. В результате 26 июня того же года вы­шло постановление Совета Министров, в котором ставилась задача завершения в 1976 г. совместных государственных ис­пытаний Ту-22М в варианте с

двигателя­ми НК-25, с улучшенной аэродинамикой планёра, со сниженной массой и улуч­шенными тактическими и эксплуатаци­онными характеристиками.

Новая моди­фикация получила официальное обозна­чение Ту-22М3 («изделие 45-03»). В июне 1975 г. совместным решением МАП и ВВС утверждается спектр мероприятий не только по созданию Ту-22М3, но и по его дальнейшему развитию, предусмат­ривавших вооружение новыми типами ракет и бомб различного назначения, а также модернизация прицельно-на­вигационного комплекса. Окончатель­ные изменения конструкции самолёта и комплекса приводили в перспективе к созданию фактически новой ударной авиационно-ракетной системы, поэтому в ВВС Ту-22М3 некоторое время имел и второе обозначение – Ту-32, не получив­шее в дальнейшем распространения. В результате, помимо применения НК-25, ОКБ значительно изменило и сам самолёт. Воздухозаборники с вертикаль­ным клином заменили на устройства с горизонтальным клином.

Увеличили мак­симальный угол отклонения поворотной части крыла до 65°, убрали в контур об­текателя гидравлические агрегаты уз­ла поворота. Ввели новую удлинённую носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки (как уже упо­миналось, в дальнейшем в рамках меж­дународных соглашений со всех Ту-22М демонтировали агрегаты системы дозаправки топливом в полёте). В кормовой установке оставили только одну пушку и улучшили её аэродинамические формы. Облагородили съёмные узлы, уплотнили щели, заменили обтекатели и т.д. Конструкторы облегчили основные опоры шасси (перешли на другой тип колёс, отказались от раздвижки средней их пары), ввели облегчённый стабилиза­тор и укороченный руль направления, среднюю часть крыла сделали неразъ­ёмной, перешли на титан в конструк­ции противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, выбрали новые теплоизоляцию и герметики, ниппель­ные стыки труб заменили на паяные, применили более лёгкие гидронасосы и генераторы, отказались от тяжёлых и громоздких однофазных электрома­шинных преобразователей, перешли на более теплостойкие электропровода, об­легчили агрегаты СКВ, изготовлявшиеся штамповкой и литьём элементы стали делать с минусовыми допусками. Всё это, даже с учётом увеличившейся мас­сы новых двигателей, должно было обес­печить общее снижение массы пустого самолёта на 2300-2700 кг. Важным отличием Ту-22МЗ от пре­дыдущих модификаций стало исполь­зование в системе элетроснабжения бесконтактных генераторов постоянного тока и интегральных гидромеханичес­ких приводов-генераторов переменного тока стабильной частоты, применение которых, помимо снижения массы агре­гатов, позволило поднять надёжность системы. Кроме того, внесли измене­ния в составные части навигационного комплекса. Конструкторы рассматрива­ли вопросы по расширению вариантов ударного вооружения и модернизации аппаратуры РЭП. Масштабность работ по новой моди­фикации Ту-22М повлекла за собой про­верку некоторых новых конструктивных решений в реальных условиях полёта на летающих лабораториях и опытных самолётах, Помимо уже упоминавших­ся Ту-22М2-Е и Ту-142ЛЛ, в программе отработки элементов будущего Ту-22М3 использовались модифицированный Ту-22М1 и летающая лаборатория Ту-104ЛЛ. На первом выпущенном Ту-22М1 для проверки эффективности аэродинамических мероприятий устано­вили новую удлинённую носовую часть, увеличили максимальный угол откло­нения поворотной части крыла до 65° и изменили воздухозаборники. Результат превзошёл все ожидания: с двигателями НК-22 машина развила максимальную скорость 2050 км/ч и показала дозву­ковую дальность 5500 км. На Ту-104ЛЛ отрабатывали модернизированный на­вигационный комплекс для Ту-22М3. Слаженная работа всех подразделе­ний ОКБ и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести глубокую модернизацию самолёта и подготовить к лётным испытаниям первый опытный образец Ту-22М3, который поднялся в воздух 20 июня 1977 г. (командир эки­пажа – Анатолий Дмитриевич Бессонов, второй лётчик – А.В. Махалин, штурман-навигатор – А.В. Ерёменко, штурман-оператор – Б.И. Кутаков).

       

После выполнения про­граммы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 г. был запущен в серий­ное производство. До 1983 г. он строил­ся параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 г. в серии остался только Ту-22М3. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО) построили около 270 машин этого типа. Испытания первых Ту-22М3 показали, что по своим лётно-тактическим характеристикам самолёты новой модифика­ции значительно превосходят Ту-22М2: максимальная скорость возросла с 1700 до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы действия – на 14-45% в зависимости от режима полёта. Суммарная боевая эффективность Ту-22М3 увеличилась по сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Сов­местные государственные испытания Ту-22М3 завершились в 1981 г. Самолёт был рекомендован к принятию на воору­жение, и в 1983 г. после дополнительных испытаний и доработок его действитель­но приняли. С 1981 по 1984 г. он проходил до­полнительную программу испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями. Новые системы воору­жения потребовали время на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22М3 официально приняли на вооружение в марте 1989 г. Общий объём производства Ту-22М всех модификаций оценивается прибли­зительно в 500 экземпляров. Серийное производство Ту-22М3 было прекращено в первой половине 1990-х гг. Таким образом, в результате двад­цатилетней напряжённой работы отечественному авиапрому удалось довести до требуемой кондиции один из уникальнейших боевых комплексов отечественной авиации.

                                                                        ВАРИАНТЫ ТУ-22М3

Помимо основных вариантов даль­него ракетоносца-бомбардировщика, вооружённого бомбами и ракетами Х-22, ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся составом во­оружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппарату­ры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Ещё в 1970-е гг. применительно к Ту-22М2 начались ра­боты по оснащению его ракетами малой дальности Х-15. В 1980-е гг. они увенча­лись успехом – Ту-22М3 получил вариант вооружения с Х-15 на фюзеляжной мно­гопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках. Но в дальнейшем из-за изменения так­тических взглядов на применение комплекса и его составных элементов от их использования отказались. В декабре 1985 г. начались лётные ис­пытания дальнего разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. Он предназначался для замены в стро­евых частях самолётов Ту-22Р. Новый разведчик был оснащён современным комплексом фото- и радиотехнической разведки, который в сочетании с высо­кими лётными качествами обеспечивал значительное увеличение эффектив­ности воздушной разведки. В 1989 г. его под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство. Для замены постановщиков помех Ту-22ПД в 1970-е гг. предприняли по­пытку создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переобору­довали серийный Ту-22М2, получивший обозначение Ту-22МП. Он проходил ис­пытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведённости комплекса РЭП. Как отмечалось выше, на Ту-22М3 предполагалось устанавливать двига­тели типа НК-32, тем самым улучшая его характеристики и унифицируя с Ту-160. Для испытаний новой силовой установ­ки переоборудовали серийный Ту-22М3 № 4504, но до монтажа новых двига­телей дело не дошло. В дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и во­оружения. В 1992 г. ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначен­ную для проведения натурных лётных аэродинамических исследований. Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М, в ОКБ прорабатыва­лось несколько модификаций, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 г. для авиации ВМФ подготовили техническое предло­жение по кардинальной модернизации Ту-22М, получившее обозначение «45М». Самолёт должен был оснащаться двумя двигателями НК-25, и по своей аэродина­мической компоновке в какой-то степе­ни напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение включало две ракеты Х-45. Дальше технического предложения работы по «45М» не пош­ли, так как проект предполагал не модер­низацию, а фактически создание и освоение в серии нового сложного самолёта, против чего категорически возражало руководство предприятия, осуществляв­шего серийный выпуск. Имелись проекты создания дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способ­ного бороться не только с ударными самолётами на больших удалениях от за­щищаемых объектов, но и с самолётами ДРЛО, соединениями транспортных ма­шин, а также самому выполнять ударные функции. В нём фактически предлагали вернуться к идеям, заложенным в проект дальнего тяжёлого истребителя-перехватчика Ту-148 с крылом изменяемой стреловидности. Известны и другие проекты развития Ту-22М на основе применения модерни­зированных двигателей и новых систем оборудования и вооружения, например, прорабатывались модификации Ту-22М4 и Ту-22М5. В начале 2000-х гг. ОКБ вы­шло с предложением по созданию на базе Ту-22М3 авиационно-космической системы «Скиф».

                                                                 Проект «Скиф»
Орбитальная платформа под кодовым наименованием «Скиф» должна была разить супостатов с небес раскаленным лазерным лучом. Кроме того, этот супер-звездолет предполагалось оснастить специальным вооружением для уничтожения ядерных боеголовок. Если бы проект увидел свет, то мог бы стать завершающим этапом в космической гонке двух стран-гигантов. Целых семнадцать лет потратили советские инженеры на производство и шлифовку «Скифа». 15 мая 1987 года (то есть, уже тогда, когда не только кончилась холодная война, но и подходило к концу существование самой страны), с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Энергия». Она стала тягловой лошадкой для боевой станции. К сожалению, на этом история «Скифа» завершается: из-за программной ошибки, аппарат включил двигатели в неправильном направлении и устремился, вместо орбиты, к родной Земле. Мимо земли он, впрочем, тоже промахнулся и бесславно затонул на просторах Тихого океана.  

В настоящее время ОАО «Туполев» в тесном сотрудничестве с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК продолжает работать над дальнейшей модернизацией Ту-22М3. Новый вариант Ту-22М3 получил обозначение Ту-22М3М. Самолёт должен получить новое воору­жение и обновлённое радиоэлектронное оборудование, позволяющее значитель­но поднять ударный потенциал машины и всего комплекса в целом. После этого самолет получит возможность применять высокоточное оружие класса «воздух-поверхность», в частности, УР Х-32. До 2020 г. в вариант Ту-22М3М планируется переделать 30 бомбардировщиков Ту-22М3 ВВС России.  

Описание

Конструкция

ОКБ им. А.Н.Туполева

Обозначение

Ту-22М3 («45-03»)

Тип

Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик

Первый полет

20 июня 1977

Принятие на вооружение

1983

Объем выпуска

268

Экипаж, чел

4

Геометрические и массовые характеристики

Длина самолета, м

42,46

Высота самолета, м

11,05

Размах крыла, м

x = 20 град

34,28

x = 65 град

23,3

Площадь крыла, м2

x = 20 град

183,57

x = 65 град

175,8

Взлетная масса, кг

максимальная

124000

со стартовыми ускорителями

126000

нормальная

112000

Посадочная масса, кг

максимальная

88000

нормальная

78000

Масса топлива, кг

53550

Силовая установка

Число двигателей

2

Двигатель

ДТРДФ НК-25

Тяга двигателя, кгс

максимальная

14500

форсажная

25000

Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час

0,76

Летные данные (расчетные)

Скорость, км/ч (М=)

максимальная

2000-2300

макс. у земли

1050

крейсерская

930

взлетная

370

посадочная

285

Практический потолок, м

13300

Дозвуковая дальность полета, км

7000

Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, км

на сверхзвуковой скорости

1500-1850

на дозвуковой скорости у земли

1500-1650

на дозвуковой скорости по смешанному профилю

2410

Длина разбега, м

2000-2100 (370)

Длина пробега, м

1200-1300

Вооружение

Крылатые ракеты

1-3 Х-22М

Аэробаллистические ракеты

10 Х-15

Бомбовая нагрузка, т

нормальная

12

максимальная

24

Оборонительное

пушка ГШ-23 23 мм

 

По своей компоновке и конструкции Ту-22М3 представляет собой свободнонесущий цельнометаллический мо­ноплан со среднерасположенным кры­лом с изменяемой стреловидностью, однокилевым хвостовым оперением и трёхопорным, убирающимся в полёте, шасси.

Экипаж состоит из четырёх чело­век, размещённых попарно: в передней кабине – два пилота (командир кораб­ля и помощник командира), в задней – штурман-навигатор и штурман-оператор систем вооружения. Фюзеляж – цельнометаллический, полумонококовой конструкции, его каркас усилен мощными продольными балка­ми (бимсами) в районе грузоотсека. Конструктивно-технологически фю­зеляж состоит из носовой, передней, средней и хвостовой частей. В носовой размещена герметичная кабина экипа­жа. Внутри остальных отсеков находят­ся контейнеры с топливными баками, грузовой отсек, двигатели и различное оборудование. Компоновочная схема Ту-22М3 Крыло – двухлонжеронное, кессонной конструкции, состоит из центроплана, двух средних (СЧК) и двух поворотных частей. Центроплан и СЧК соединены между собой неразъёмно и образуют центральную часть крыла (ЦЧК). Кессон, образованный лонжеронами и панеля­ми обшивки, является основной силовой частью крыла. Кессоны используются в качестве топливных баков. Поворотные части крыла (ПЧК) крепятся к фиксиро­ванной части через шарнирные узлы поворота. В механизацию крыла входят трёхсекционные предкрылки и двухщелевые закрылки на консолях, а также поворот­ный закрылок на центроплане. Крыло оснащено интерцепторами: внешними трёхсекционными на ПЧК — для управ­ления по крену и внутренними на СЧК, используемыми только как аэродинами­ческие тормоза. Элероны на самолёте отсутствуют. На СЧК расположены об­текатели   поворотных частей крыла и закреплены главные опоры шасси. По­ворот консолей крыла осуществляется с помощью электрогидравлической систе­мы. Гидроприводы с шариковинтовыми преобразователями связаны между со­бой синхронизирующим валом. Вертикальное оперение включает киль и руль направления. Киль двухлонжеронный, с панельной обшивкой. Стабилизатор состоит из двух половин, закреплённых в хвостовой части фю­зеляжа. Конструкция планёра выполнена из алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, высокопрочных и жаропроч­ных сталей, а также неметаллических материалов. Шасси — трёхопорное. Носовая опора – двухколёсная, складывается назад по полёту. Основные опоры — трёхосные шестиколёсные, убираются в крыло и частично в надстройки под воздухоза­борниками.

Колёса основных опор име­ют размер 1030 х 350 мм, оснащены гидравлическими дисковыми тормозами и устройствами антиюзовой автоматики. Колёса передней опоры — размером 1000 х 280 мм. Предусмотрен тормозной парашют, размещённый в задней части фюзеляжа. Самолёт оснащён двумя ТРДДФ НК-25 с взлётной максимальной форсажной тягой 25000 кгс и максимальной бесфор­сажной — 14500 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском дозвуковом ре­жиме полёта – 0,76 кг/кгс.ч и на сверхзву­ковом режиме — 2,08 кг/кгс.ч. ВСУ типа ТА-6А обеспечивает запуск двигателя, питание бортовой сети электроэнергией и сжатым воздухом на земле и в аварий­ных случаях в полёте. Топливо размещено в фюзеляжных и крыльевых (в центроплане и консолях) баках, оснащённых системой заполне­ния нейтральным газом. Топливные баки объединены в девять групп с общей за­правляемой ёмкостью 67700 л. Воздухозаборники двигателей – боко­вые, имеющие сечение на входе, близкое к прямоугольному, плавно переходящее в средней части к окружности. Они много­режимные, регулируемые по проходному сечению от системы автоматического и ручного управления, выполнены по схе­ме с горизонтальным клином. В средней части находятся девять «плавающих» створок подпитки. Воздухозаборники так­же оборудованы противопомпажными створками перепуска. Схема Ту-22М3 Основными органами управления самолётом относительно его попереч­ной, продольной и вертикальной осей являются стабилизатор, внешние интерцепторы и руль направления соответст­венно. Кроме них, имеются внутренние интерцепторы, поворотные части кры­ла, закрылки и предкрылки. Выполняя функции руля высоты в продольном управлении (симметричное отклонение), стабилизатор одновременно может быть использован в качестве аварийного орга­на в поперечном управлении при асим­метричном отклонении. Управление самолётом – бустерное. Управление стреловидностью крыла представляет собой гидромеханичес­кую систему с электродистанционным управлением. Система поворота кры­ла обеспечивает фиксированные углы установки ПЧК на 20°, 30°, 40°, 60° и 65°. Она может установить консоли и в любое другое положение, в котором они удерживаются силой трения. К основным элементам бортового ра­диоэлектронного и пилотажно-навигационного оборудования относятся на­вигационный комплекс НК-45, обзорно-прицельная радиолокационная станция ПНА, оптико-телевизионный бомбарди­ровочный прицел ОПБ-015Т, автомати­ческая бортовая система управления АБСУ-145М и система управления ракетным оружием. В совокупности они обеспечивают автоматизированное ре­шение навигационных, прицельных и пи­лотажных задач при полёте по заранее запрограммированной или оперативно введённой программе, а также бомбо­метание и пуск ракет. На борту самолёта установлены средства дальней и ближ­ней радионавигации типа А-711 (РСДН) и РСБН-ПКВ, автоматический радиоком­пас АРК-15М, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7. Прицель­но-навигационная РЛС ПНА сопряжена с ОПБ-015Т и системой наведения ракет. Машина оснащена системой слепой по­садки «Ось-1», радиовысотомером боль­ших высот РВ-18 и малых высот — РВ-5М. Радиосвязь с наземными пунктами и межсамолётная связь осуществляет­ся с помощью станций УКВ диапазона Р-832М, KB диапазона Р-876Т, приёмо­передающей и связной станции Р-847Т.

                                                     Рабочие места пилотов и штурманов

Ту-22М3 Для внутрисамолётной связи служит переговорное устройство СПУ-7. Ту-22МЗ может нести управляемые ракеты «воздух — поверхность» типа Х-22 с различными вариантами систем наведения и снаряжения боевых частей. Они размещаются на балочных дер­жателях внутри грузоотсека и на двух точках внешней подвески под крылом.

Основные характеристики

 

Тип ракеты 

Х-22Н

Х-22НА

Количество ступеней 

1

1

Максимальная дальность стрельбы, км

до 400

до 600

Максимальная стартовая масса, т

5,9 

6,0

Боевая часть
Тип
Масса боевой части, кг

Фугас
930

Т-Яд
1000

Габариты, м: 
длина 
диаметр
размах
высота (со сложенным килем)

11,0
0,92
3,2
1,81

11,67
0,9
3,2

Режимы полета
высота полета, м 
высота применения, м
скорость полета, км/ч 

до 25
12
4000

до 25
1-13

Возможна комплектация ракетного во­оружения в варианте до десяти ракет Х-15 на внутрифюзеляжной многопози­ционной катапультной установке МКУ-6-1 и на че­тырёх внешних крыльевых катапультных установках.

На балочных и кассетных держателях, размещённых внутри гру­зоотсека и на внешних узлах подвески, могут подвешиваться бомбы калибром 100, 250, 500, 1500 и 3000 кг и авиаци­онные мины в габаритах бомб калибра 500 – 1500 кг. Максимальная бомбовая нагрузка – 24 т.

 

      

 

 

Для защиты задней полусферы от атак истребителей самолёт оснащён пушечным вооружением, установленным в кор­мовой части фюзеляжа и состоящим из пушки ГШ-23, радиолокационного стрел­кового прицела ПРС-4КМ, телевизионно­го прицела ТП-1КМ и вычислительного блока ВБ-157А-5.

Боевая живучесть и безопасность полётов Ту-22М3 связана со сравни­тельно небольшой для данного класса машин радиоэлектронной и инфракрас­ной сигнатурами заметности. Её обеспе­чивают компоновка планёра, двигатели с большой двухконтурностью, оптими­зация режимов работы антенно-фидерных систем навигационного, связ­ного и прицельного оборудования. На самолёте установлены комплекс радио­электронного противодействия «Урал-М» (на машинах ранних выпусков стояла аппаратура из комплекта «Сирень») и автомат пассивных помех АПП-22МС. В боекомплект пушки возможно включе­ние патронов с ИК и радиолокационны­ми ловушками. Живучесть самолёта также обеспечи­вается наличием системы заполнения нейтральным газом пространства в топ­ливных баках, системы пожаротушения в отсеках, вспомогательной силовой ус­тановки, резервированием многих ос­новных систем и оборудования. Предусмотрено аварийное покидание Ту-22МЗ экипажем от нулевой высоты до практического потолка с помощью катапультных кресел КТ-1М.  

                                                     СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В апреле 1974 г. первые четыре Ту-22М2 поступили в Рязань, в том же го­ду их начали получать строевые полки. Первым из строевых частей Дальней авиации Ту-22М получил 185-й гв. тбап в Полтаве (командир полка Пётр Степанович Дейнекин, в будущем главком российских ВВС).

В сентябре 1974 г. в Полтаву пришли две машины, а в сентябре – ещё три. Личный состав полка переучивался на Ту-22М2 с Ту-16, что было типично. Полки, укомп­лектованные Ту-22, не перевооружались, а ещё долго продолжали летать на своих «аннушках». 185-й полк достаточно быс­тро освоил новые машины и комплекс, начались первые пуски ракет Х-22М. В целом освоение Ту-22М проходи­ло более спокойно, чем его предшест­венника Ту-22. Сказались большие доведённость и надёжность конструк­ции. Общая оценка нового самолёта со стороны лётного и технического состава была положительная. Современное пилотажно-навигационное оборудование с широкими функциональными возмож­ностями, а также введение второго пи­лота и более продуманная эргономика рабочих мест экипажа позволили более качественно решать задачи пилотирова­ния, навигации и управления ударным и оборонительным вооружением, под­нять уровень безопасности, уменьшить утомляемость экипажа при выполнении длительных полётов. Безусловно поло­жительно оценили систему аварийного покидания с катапультированием кресел вверх, снявшую ограничения по мини­мальной высоте, присущие Ту-22. Пара Ту-22М3 в полете В 1976 г. группа под командованием Дейнекина впервые в Дальней авиации выполнила полёт на малых высотах (50-60 м), наглядно продемонстрировав уни­кальные возможности нового самолёта и мастерство экипажей. За достигнутые успехи в деле освоения новой техники главком ВВС П.С. Кутахов вручил в но­ябре 1977 г. 185-му гв. тбап вымпел «За мужество и воинскую доблесть». Этот же полк первым из строевых частей в 1983 г. получил Ту-22М3, которые он также освоил в сжатые сроки. Ярким примером это­го стали показательные полёты 1985 г., когда машины полка в плотных боевых порядках прошли на максимальной ско­рости у земли, продемонстрировав возможности преодоления ПВО на малых высотах. В 1974 г. Ту-22М2 начали поступать в части морской авиации. Первым осенью того же года новые самолёты получил 943-й морской ракетоносный авиацион­ный полк (мрап), личный состав которого также быстро освоил новый комплекс. Уже в апреле 1975 г. один из экипажей Ту-22М2 на аэродроме удачно провёл пуск ракеты Х-22М. В те­чение 1970-х и 1980-х гг. ещё несколько частей Дальней авиации и авиации ВМФ перешли на Ту-22М2 и Ту-22М3. Самолётам модификаций М2 и М3 пришлось поучаствовать в боевых дейс­твиях во время войны в Афганистане. Впервые в 1984 г. в боях там приняли участие Ту-22М2 1225-го тбап, постоян­но дислоцировавшегося на аэродроме Белая. Базируясь на аэродроме Мары-2, они наносили мощные бомбовые уда­ры по позициям и базам моджахедов в ходе Пандшерской операции 40-й ар­мии.

Второй раз Ту-22М привлекались к боевым вылетам осенью 1988 г., когда начался вывод частей 40-й армии из Аф­ганистана. В операциях по локализации противника и обеспечению безопасного прохода наземных частей на сей раз был задействован 185-й гв. тбап. За­тем его сменил 402-й тбап из Орши, и, наконец, 840-й тбап из Сольцов. Все они летали на Ту-22М3. В полетах на бомбометание от пакистанской ПВО их прикрывали постановщики помех Ту-22ПД из состава 341-го тбап. Бла­годаря массированному применению бомбардировщиков Дальней авиации (Ту-16 и Ту-22М3), наносивших удары бомбами калибром до 9000 кг (Ту-22МЗ – до 3000 кг), удалось обеспечить срав­нительно «комфортный» вывод частей 40-й армии.

В начале 1989 г. последние Ту-22М3 покинули аэродром Мары-2 и вернулись на места своей постоянной дислокации. За успешные боевые действия в Афга­нистане многие лётчики, участвовавшие в боевых вылетах, получили высокие правительственные награды. Согласно официальным данным, на 1990 г. в Европейской части СССР бази­ровалось 257 Ту-22М2 и Ту-22М3, кото­рые состояли на вооружении 12 полков Дальней авиации и авиации ВМФ (че­тыре полка были размещены в России, пять — на Украине, два — в Белоруссии и один — в Эстонии). Ещё около 60 машин эксплуатировалось в полках, находив­шихся в Азиатской части страны (полк Дальней авиации в Белой и два полка в составе ВВС Тихоокеанского флота). После развала Советского Союза само­лёты Ту-22М остались только в составе ВВС России и Украины, из Белоруссии технику вывели на территорию Россий­ской Федерации. Так же, как и стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-22М3 оказались не нужны Украине, и в 2002-2006 г. все они были выведены из состава украинских ВВС и при содействии США утилизированы. Ту-22М3 в полете. В ходе первой Чеченской войны Ту-22М3 из состава Дальней авиации России в период с конца ноября 1994 г. по январь 1996 г. выполнили более 100 самолёто­вылетов, из них основную часть — на подсветку района боёв с помощью ос­ветительных авиабомб. В боевых дейст­виях участвовали экипажи трёх полков Дальней авиации. Вылеты на освещение местности по заявкам наземных войск носили систематический характер на протяжении всей кампании. Бомбоме­тание же по расположению бандформи­рований осуществлялось эпизодически. В декабре 1994 г. были нанесены удары по складам вооружения и боеприпасов, скоплениям войск и техники в районах их сосредоточения восточнее и южнее Грозного. В марте 1995 г. бомбардиров­ке подверглись резервы противника на участках дорог восточнее Грозного, Ар­гуна, Гудермеса и Шали. В мае – июне 1995 г. с целью изоляции района боевых действий в южных районах Чечни было проведено минирование горных дорог, а также разрушение перевалов авиабом­бами. Во второй Чеченской войне части на Ту-22М3 к боевым операциям не при­влекались, воздушная поддержка огра­ничивалась использованием самолётов и вертолётов фронтовой и армейской авиации. Также Ту-22М3 пришлось по­участвовать в скоротечной операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г. В этой операции грузинской ПВО был сбит один Ту-22М3, что стало, пожалуй, наиболее болезненной потерей ВС РФ в данном конфликте. В целом, можно констатировать, что за все время своей службы бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 ни разу не применялись в масштабной войне, для которой были созданы. Локальные конфликты – явно не их уровень. В то же время в войне против Грузии, обладавшей более-менее приличной системой ПВО, «стратеги» тут же понесли потери, не соизмеримые с пользой от их применения. Тем не менее, долгое время именно Ту-22М3 были одним из ключевых элементов обеспечения военной безопасности СССР и России. В частности, при подходе к нашим берегам авианосных ударных групп ВМС США и НАТО именно бомбардировщикам-ракетоносцам отводилась ключевая роль в нанесении ударов по кораблям противника.

 

В 2011 г. Ту-22М3  были выведены из состава Морской ракетоносной авиации ВМФ России и переданы  на вооружение Дальней авиации. Ту-22М никогда не поставлялись за границу, но согласно сведениям, неод­нократно встречавшимся в открытой печати, к Ту-22М3 проявляли интерес Индия и Китай.  

                                                                        ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Самолёт Ту-22М относится к классу дальних бомбардировщиков-ракетонос­цев. Данный класс в его «первозданном» виде в настоящее время сохранился только в составе ВВС России (Ту-22М3) и Китая (Н-6-лицензионное воспроиз­ведение Ту-16, вооружённое китайскими ракетами). На Западе этот класс машин, считавшихся средними стратегическими бомбардировщиками, прекратил своё существование ещё лет двадцать назад с окончательным уходом со сцены аме­риканского самолёта FB-111A. На нём закончилась линия, в исторической пер­спективе включавшая последовательно американские В-29, В-50, В-47, затем британские бомбардировщики серии «V» («Виктор», «Вулкан» и «Вэлиэнт»), потом опять американские В-58 и, на­конец, FB-111A.

В настоящее время на Западе функции авиационных средств поражения важных целей на дальнос­тях в пределах 2000 км в значительной степени взяли на себя истребители-бом­бардировщики с системами дозаправки топливом в полёте и самолёты палуб­ной авиации, вооружённые ракетами различных типов и корректируемыми бомбами с высокоточными системами наведения. Для нашей страны самолёты подоб­ного класса (по отечественной класси­фикации — дальние бомбардировщики или бомбардировщики-ракетоносцы) являются существенным дополнением к средствам ядерного сдерживания на Европейском, Тихоокеанском и Азиатс­ком оперативно-стратегических направлениях. Кроме того, они всегда играли важную роль в уравновешивании пре­восходства западных надводных фло­тов над нашим ВМФ по количеству и качеству надводных кораблей, особенно по авианосцам.

Именно дальний около­звуковой, а затем и сверхзвуковой бом­бардировщик, вооружённый ракетами и ядерными бомбами, стал эффективным и относительно дешёвым средством со­ветского ответа на морскую угрозу, в том числе и со стороны авианосных ударных групп. Отсюда появление и развитие, начиная со второй половины 1940-х гг., в составе ВВС и авиации ВМФ СССР соединений дальних бомбардировщи­ков и ракетоносцев, укомплектованных последовательно самолётами Ту-4, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М. Дальность полета, мощное вооруже­ние, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединени­ями вероятных противников на морс­ких и океанских просторах. Особенно, если сравнить стоимость разработки, постройки и содержания боевых современных корабельных комплексов с ана­логичной стоимостью авиационных ком­плексов, которые за один вылет смогут уничтожить кораблей на миллиарды и миллиарды долларов, при собственной стоимости на порядок ниже. Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, по­лучил почётное звание «убийцы авиа­носцев». Их значение только выросло после распада СССР. Превосходство надвод­ных флотов западного блока над на­шим флотом стало ещё большим. Име­ет место реальная перспектива роста могущества флота КНР и появления в его составе авианосцев. Остаются актуальными задачи быстрой нейтра­лизации, в случае угрозы конфликта, ПВО и ПРО противника на оперативно-стратегических направлениях, а также нанесение эффективных ударов в условиях локальных конфликтов различной интенсивности. Лётно-тактические и эксплуатацион­ные особенности Ту-22МЗ с его широ­кими оперативно-стратегическими воз­можностями делают его незаменимым мобильным и относительно недорогим средством сдерживания и нейтрализа­ции широкого круга возможных угроз нашей стране. В случае осуществления необходимых мероприятий Ту-22МЗ бу­дет способен по своему долголетию и эффективности соревноваться с одним из своих предшественников — Ту-16.

                   Ту-22М3 нанесли групповой авиаудар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор

Дальние бомбардировщики Ту-22М3 ВКС России нанесли групповой авиаудар по объектам террористов «Исламского государства*» (ИГ*, организация запрещена в РФ) в Сирии, в районе города Абу-Кемаль провинции Дейр-эз-Зор. Об этом сообщили в субботу в Минобороны РФ.

4 ноября 2017 года дальние бомбардировщики Ту-22М3, взлетев с территории России и совершив перелет над территорией Ирака и Ирана, нанесли групповой авиационный удар по объектам террористов в районе города Абу-Кемаль провинции Дейр-эз- Зор сказали в ведомстве.
Как уточнили в Минобороны, целями для поражения стали склады вооружения и боеприпасов террористов, а также командные пункты бандформирований ИГ*.

Целями для поражения стали склады вооружения и боеприпасов террористов, а также командные пункты бандформирований ИГ*. Данными объективного контроля подтверждается поражение всех назначенных объектов  отметили в ведомстве.
Над территорией Сирии самолеты дальней авиации сопровождались экипажами истребителей Су-30СМ с аэродрома Хмеймим.

  

                                     СУ-30СМ перехватывает F-22 ВВС  США

После выполнения боевой задачи все российские самолеты вернулись на аэродромы базирования.

«Исламское государство*» (ИГ*) — террористическая организация, запрещенная в России. 

Туполев Ту-22М3М Бомбардировщик средней дальности | Military-Today.com

Страна происхождения Россия
Поступил на службу 2020 (?)
Экипаж 4
Размеры и вес
Длина 41,46 м
Размах крыла 34,28 м
Высота 11. 05 м
Вес (пустой) 78 т
Масса (максимальная взлетная) 126 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 ТРДД Кузнецов НК-32-02
Тяга (сухая/с форсажем) 2 х 245 кН
Максимальная скорость 2 300 км/ч
Крейсерская скорость 930 км/ч
Сервисный потолок 13 300 км
Диапазон не менее 3 700 км
Переправочная дальность 7 000 км
Боевой радиус 1 500 — 2 410 км
Вооружение
Ракеты 3 х Х-32 крылатые ракеты воздушного базирования или 4 баллистические ракеты воздушного базирования Х-47М2 «Кинжал» ракеты или 12 крылатых ракет Х-15

 

Ту-22М3М является крупным обновлением Ту-22М3. Первоначально Россия планировала списать парк Ту-22М3 и заменить его новым Т-60 Сухого бомбардировщик. Однако из-за задержек с разработкой Т-60 российская Минобороны не имело альтернатив и приняло решение о модернизации стоящих на вооружении бомбардировщиков Ту-22М3. находящихся на вооружении ВВС и ВМФ России в для продления срока их службы и улучшения совместимости с новые ракеты. Ту-22М3М имеет новые двигатели, новый радар, новые ракетные комплексы. Около 80% авионики будет обновлен. Это даст возможность автоматического слежения за местностью. Модернизированные бомбардировщики будут способны нести новые высокоточные ударные ракеты, такие как новые Х-32 дальнобойный крылатая ракета и Баллистические ракеты воздушного базирования Х-47М2 «Кинжал». Первый Ту-22М3М выкатили в 2018 году. и совершил свой первый полет в том же году. приказ МО РФ модернизация 30 самолетов Ту-22М3 до стандарта Ту-22М3М. При этом время российский парк бомбардировщиков Ту-22М3 находился в довольно бедственном государство. Первоначально в СССР было выпущено более 250 бомбардировщиков Ту-22М3 различных модификаций. Союз. В 1992 В России было около 150 таких бомбардировщиков. Только к 2019 году около 40 из этих бомбардировщиков были годны к полетам. Там не было смысла модернизировать оставшиеся 10 самолетов из-за их состояние и высокие затраты на модернизацию. В 2020 году изготовлен второй Ту-22М3М. его первый полет. Модернизация сокращающегося парка Ту-22М3 также является хорошим признаком что будущий бомбардировщик Сухого Т-60, или другой замены этому российскому бомбардировщику средней дальности, не будет будут доступны в ближайшие 10 лет.

Ту-22М3М использует некоторые компоненты, в том числе двигатели и авионику. от стратегических бомбардировщиков Ту-160М и Ту-160М2. Это было сделано в с целью снижения себестоимости компонентов. Это было бы чрезвычайно дорого разрабатывать и производить всего около 20 комплектов комплектующих специально для Ту-160М и Ту-160М2. Однако с добавление 30 комплектов для Ту-22М3М цена за единицу может быть снижена и производство может быть более осуществимым.

Ту-22М3 может нести 3 Х-32 воздушного базирования крылатых ракет, или 4 Баллистические ракеты воздушного базирования Х-47М2 «Кинжал» или 12 крылатых ракет Х-15.

Х-32 это более современная версия Х-22. Он может быть оснащен ядерным или 500-килограммовая обычная боевая часть. Он был разработан для атаки самолетов США. авианосцы и авианосные боевые группы с дистанции противостояния 600-1000 км. Эта ракета может применяться и против различных точечных целей, такие как мосты или локальные цели. Ракета Х-32 была принята на вооружение в 2016 году. заменить Х-22, которая сейчас устарела.

Х-47М2 «Кинжал» — новая российская баллистическая ракета воздушного базирования. Может нести ядерную или обычную боеголовку массой 1000 кг. Эта ракета была принят в 2018 году.

Х-15 это еще одна крылатая ракета. Он поступил на вооружение в 1980 году и производился как с ядерными, так и с обычными боеголовками. Он имеет диапазон 300 км и может применяться против боевых кораблей и надводных целей. Хотя по Статус ракет Х-15 на 2019 год был неясен. Некоторые источники сообщают, что эти стареющие ракеты были помещены на хранение.

Дистанционно управляемая хвостовая турель с двуствольная 23-мм пушка был удален.

Ту-22М3М использует те же двигатели Кузнецов НК-32-02, что и Ту-160М и Ту-160М2 стратегические бомбардировщики. Эти двигатели оснащены форсажной камерой. Ту-22М3М это быстрее своего предшественника и развивает максимальную скорость 2 300 км/ч.

Ту-22М3М был модернизирован системой дозаправки в воздухе. Отсюда это бомбардировщика можно легко узнать по горбинке на носу. Первоначально Бомбардировщики серии Ту-22М имели возможность дозаправки топливом в воздухе. Однако в 1991 Советский Союз подписал Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), что вынудило их удалить зонды дозаправки в воздухе на всех Ту-22М серийные бомбардировщики. В последнее время наблюдается тенденция, которую поддерживают русские. от своих международных соглашений, связанных с сокращением наступательных ядерные возможности. С однократной дозаправкой в ​​воздухе Ту-22М3М Бомбардировщик может иметь дальность около 7 000 км. Несмотря на такой диапазон недостаточно для стратегических миссий, например, для достижения Соединенные Штаты, возможность дозаправки в полете может продлить значительно варьируются.

Ту-22М BACKFIRE (ТУПОЛЕВ)

The Backfire C — Ту-22М3 («45-03») модификации Ту-22М + двигатели НК-25 с электронной системой управления ЕСУД-25 + изменена конструкция воздухозаборника + самолетное электропитание система изменена + бесколлекторные генераторы с электронным управлением + приводы постоянной скорости + два щелочных никеля — кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 + БКО Л-229 Урал бортовой комплекс обороны + теплопеленгатор Л-083 Мак, СПО ЛО06 Береза ​​+ станции помех СПС-151 -153 «Сирень» и СПС-5М «Фасоль» + машина сброса пассивных помех АПП-22МС (Автомат-3) + машины сброса отражателей АСО-2Б-126 (Автомат-2) + одна временная несущая и ракеты и бомбы + заменен топливный стержень + в конструкции широко использован титан + вес самолета снижен на 2700 кг. + ракеты Х-15. В ходе последующих модернизаций была удлинена носовая часть, изменены воздухозаборники и увеличен максимальный угол наклона стреловидных крыльев изменяемой геометрии до 65 градусов.

Самолет получил обозначение Ту-22М3 и провел свои первые летные испытания 20 июня 1977 года. В конце 1970-х годов Ту-22М3 начал эксплуатационные испытания, а в 1983 году он был принят на вооружение. Избавившись от некоторых недостатков своего предшественника, этот самолет вскоре зарекомендовал себя на вооружении частей дальней и морской авиации. Дальность полета бомбардировщика увеличили до 6800 км, максимальную скорость — до 2300 км/ч, а грузоподъемность — вдвое больше, чем у Ту-22М2. Бомбардировщик оснащен максимум тремя крылатыми ракетами Х-22 или до десяти ракет малой дальности Х-15 (АС-16). Он также может нести ядерные бомбы. В 1985 Ту-22М3 провел скоростные летные испытания на малой высоте, продемонстрировавшие возможности противодействия средствам ПВО.

Ту-22М3 часто называют «убийцей авианосцев», но это неверный эпитет. Правильнее было бы так назвать всю дивизию, а одиночный Backfire против авианосной группы бесполезен. У Х-22 было два преимущества. Во-первых, ракеты обменивались информацией друг с другом во время полета, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели. Второе — высокая живучесть перед средствами ПВО. По расчетам, одна Х-22 с конструктивной защитой выдержала очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланга», попадание одной ракеты AIM-7 Sparrow или двух-трех AIM-9Ракеты Сайдвиндер.

Ту-22М3 был узкоспециализированным самолетом, способным относительно эффективно уничтожать авианосцы противника, но неприменимым для решения других задач. Согласно новым требованиям военных 1989 года, модернизированный Ту-22М3 должен поражать даже малоразмерные наземные цели с помощью свободнопадающих бомб с высоты не менее восьми тысяч метров. Он должен нести модернизированные крылатые ракеты воздушного базирования, которые, в отличие от своих предшественников Х-22, способны преодолевать ПВО на дальности до тысячи километров. Подлежали замене бортовой прицельно-навигационный комплекс, система вооружения, а также планировалась установка нового, более мощного двигателя НК-32. Начал в 19В 90-х работам по модернизации под названием «Адаптация» помешал развал СССР.

ВВС и Морская авиация ВМФ вернулись к вопросу модернизации и переоснащения Ту-22М3 в начале 2000-х годов, когда срок хранения и эксплуатации большей части ракет Х-22 истек. Для переоснащения флота Backfire новыми Х-32 потребовалось модернизировать прицельный комплекс и систему вооружения. Но работа затянулась. В 2008 году во время войны в Закавказье Ту-22М3 атаковали грузинские аэродромы обычными свободнопадающими бомбами, а не крылатыми ракетами. В результате ВВС потеряли один бомбардировщик из состава 52-го гвардейского тяжелобомбардировочного полка. «Бэкфайру» пришлось снизиться с 12 до четырех тысяч метров и он попал в зону действия ПВО противника.

Ту-22М3 применялись для нанесения массированных бомбовых ударов по стационарным целям: Backfire несет в несколько раз больше бомб, чем фронтовой бомбардировщик Су-24 или штурмовик Су-25. Бомбардировщики вынуждены снижаться с безопасной высоты 10-12 тысяч метров до четырех тысяч, иначе из-за рассеивания свободнопадающих бомб они не могут достичь района цели. Но даже снижаясь до опасных высот, самолеты не могли выполнять поставленные перед ними задачи. Например, на аэродроме Копитнари взлетно-посадочная полоса была повреждена в трех местах, что не помешало бы грузинским Су-25 взлететь и приземлиться в случае необходимости.

В результате августовской войны 2008 года работы по модернизации парка Ту-22М3 были возобновлены. ОКБ Туполева, получившее хорошее финансирование, запланировало поэтапную модернизацию. На первом этапе (к концу 2011 г.) доработать Бэкфайр под применение модернизированной ракеты Х-32, вывести ее на госиспытания. Используя полученные результаты, на втором этапе создать глубоко модернизированный бомбардировщик под индексом Ту-22М3М и поставить в ВВС к 2020 г. 30 новых самолетов этого типа9.0134

На первом этапе ОКБ «Радуга», разработавшее ракеты Х-32, должно было провести летные, летно-конструкторские и государственные испытания своего изделия. Но только в июне 2010 года Туполев смог подготовить документацию на модернизированный бомбардировщик для утверждения в Минобороны, хотя уже осенью того же года модернизированный самолет должен был летать и запускать ракеты. Задержка с согласованием сорвала и сроки готовности ракеты Х-32, они были сдвинуты на конец 2012 г. Не имея необходимой документации от ОКБ Туполева, «Радуга» с 1 января 2011 г. приостановила работы по своему изделию9.0134

Проект был возобновлен только в 2012 году, и Х-32 успешно прошел летные и государственные испытания, был рекомендован к принятию на вооружение модернизированного бомбардировщика Ту-22М3. Вот только сам носитель еще не поднялся в воздух. Возникла парадоксальная ситуация: ракета принята на вооружение, а самолета для нее нет. Хотя по контракту 2008 года весь боевой комплекс должен был пройти испытания в составе модернизированных Ту-22М3 и Х-32.

Возмущенное этой ситуацией Минобороны направило претензии в КБ Туполева. Руководство бюро, в свою очередь, потребовало взыскания с МКБ «Радуга». Сейчас все три стороны пытаются взыскать друг с друга многомиллионные штрафы за невыполнение условий контракта. 13 июня 2013 года 9-й Арбитражный суд Москвы отклонил иск военного ведомства к «Радуге» на 103 млн рублей.

После передачи в его состав морских ракетоносных полков ВВС остались единственными владельцами парка Ту-22М. Столкнувшись с трудностями модернизации, командование ВВС обратилось к компании «Гефест и Т», известной успешным рестайлингом парка Су-24М. Компания расположена в подмосковном Жуковском. Еще в 2008 году в инициативном порядке на собственные средства была разработана специализированная вычислительная подсистема СВП-24-22, обеспечивающая одиночное автономное наведение самолета на цель с перенаведением в полете, а также групповую атаку цели самолетами с разных произвольных направлений. СВП-24-22 совместима с автоматизированной системой управления авиацией «Метроном», успешно испытанной на учениях «Кавказ-2012».

В 2012 году Минобороны заключило договор с «Гефест» и «Т» на дооснащение строевых Ту-22М3 системой СВП-24-22. Для летного состава такие машины получили прозвище «Огефеченные». В настоящее время модернизировано около десятка машин. СВП-24-22 позволяет с высокой точностью поражать наземные цели обычными свободнопадающими бомбами на дальности до 3040 километров. Получив точные координаты цели, комплекс с учетом параметров и координат самолета рассчитывает оптимальную траекторию сброса, выводит борт на курс и сбрасывает бомбу. знаком с ситуацией, рассказали в военно-промышленном комплексе. По его словам, СМИ часто путают Ту-22М3, оснащенный СВП-24-22, и Ту-22М3М.

Никакого отношения к работам КБ Туполева М3 с комплексом «Гефест» не имеет. Уже оборудованные СВП-24-22 Backfires также будут модифицированы для использования Х-32, но из-за продолжающихся судебных разбирательств передача документации затянулась.

По словам независимого военного эксперта, главного редактора информационного проекта «Военная Россия» Дмитрия Корнева, сейчас решаются две задачи — модернизация самолетов и систем вооружения. При правильном подходе это позволит значительно увеличить потенциал группы из нескольких десятков Ту-22М3 при очень малых затратах. Если будет решена и третья задача — установка новых ракетных комплексов на обновленные самолеты и возвращение системы дозаправки в воздухе, то мы получим кратное увеличение парка стратегической авиации, считает Корнев.

Максим Токарев, со своей стороны, утверждает, что модернизированные Ту-22М3 не решат задачу уничтожения авианосных групп: одиночный самолет или эскадрилья не прорвут ПВО ордера АУГ. Вопрос в количестве. Для выполнения задачи стоит нанести одновременный удар 60-70 сверхзвуковых крылатых ракет, то есть возродить полки и дивизии МРА.

Антон Лавров отметил, что Ту-22М3 с корректируемым авиационным вооружением типа американских бомб JDAM в одиночку может уничтожить такую ​​цель, как грузинский аэродром Копитнари. Американский сверхзвуковой бомбардировщик B-1B, оснащенный прицельным контейнером Sniper, стал предпочтительным оружием ВВС США для поддержки сухопутных войск. Лавров добавил, что способные поражать даже малоразмерные цели бомбами с телевизионным и лазерным наведением с высоты 10 тысяч метров, B-1B активно использовались в Афганистане, Ираке и Ливии.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Три человека погибли в результате «аномального» выброса из бомбардировщика Ту-22М3 на авиабазе России

Три члена экипажа погибли сегодня в результате авиакатастрофы с бомбардировщиком Ту-22М3 Backfire-C ВКС России на авиабазе Шайковка в Калужской области , запад России. Минобороны России подтвердило, что экипаж погиб из-за «аномальной работы» катапультных кресел.

Российское государственное СМИ РИА Новости сообщило, что инцидент произошел во время подготовки Ту-22М3 к учебно-тренировочному полету на Шайковке, а его коллега ТАСС

уточнил, что катапультирование было инициировано, когда два двигателя бомбардировщиков были запущены. началось на земле. Остается неясным, были ли сиденья активированы преднамеренно или последовательность катапультирования была непреднамеренной. Сообщается, что четвертый член экипажа выжил в аварии и был доставлен в медицинское учреждение, но неизвестно, катапультировались они или остались на борту самолета.

Ту-22М3 ВКС России возвращается в Шайковку в декабре 2017 года после участия в боевых действиях над Сирией., Минобороны России

Аккаунт ТВ Звезда , официальный телеканал Минобороны России, сказал, что три члена экипажа погибли из-за недостаточной высоты для безопасного раскрытия парашютов после катапультирования.

Экипаж Ту-22М3 состоит из четырех человек: два пилота сидят бок о бок впереди, штурман и офицер системы вооружения сидят позади них. Все члены экипажа обеспечены катапультными креслами КТ-1М, а командир воздушного судна также имеет возможность инициировать последовательность катапультирования остальных членов экипажа — согласно п. 9.0225 Интерфакс , так было и в сегодняшнем инциденте. Однако эти сиденья требуют минимальной скорости 80 миль в час для безопасного катапультирования на высоте ниже 200 футов. Ту-22М3 имеет типичную взлетную скорость 230 миль в час.

Это соответствует вышеупомянутым сообщениям о том, что выбросы произошли после запуска двигателей, но когда бомбардировщик был неподвижен. Даже если бы самолет рулил, он не двигался бы достаточно быстро, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию экипажа. Современные боевые самолеты обычно оснащены катапультируемыми креслами «ноль-ноль», которые не имеют критериев минимальной скорости или высоты для безопасного использования.

  • Российский бомбардировщик Ту-22М3 потерпел крушение недалеко от Арктики Через несколько дней после столкновения двух Су-34 дальше на восток

    Автор: Томас Ньюдик

    Опубликовано в Зона боевых действий0134

  • Российский бомбардировщик Ту-22М3 потерпел крушение недалеко от Арктики Через несколько дней после столкновения двух Су-34 дальше на восток

    Автор: Томас Ньюдик

    Опубликовано в Зона боевых действий

Среди погибших в этом происшествии был командир полка, который принимал участие в запланированной миссии в качестве инструктора, сообщил источник ТАСС . Никто на земле не пострадал. По неподтвержденным данным, командиром был полковник Вадим Белолюдцев, командир 52-го тяжелобомбардировочного авиационного полка, хорошо известный своими аэрофото- и видеоработами, примеры которых вы можете увидеть в твите ниже и на этом сайте авиационных фото.

Хотя Ту-22М3 является ядерным бомбардировщиком, российские СМИ сообщили, что на момент инцидента на борту самолета не было ядерных боеголовок. Имеются неподтвержденные данные о том, что повреждения бомбардировщика ограничены и что, возможно, его удастся вернуть в строй после ремонта.

ВКС России направили на аэродром следственно-оперативную группу для выяснения причин катастрофы, произошедшей после серии учений с участием эскадрилий Ту-22М3 в Калужской области в начале этой недели.

Ту-22М3 операции на Шайковке. Обратите внимание на крылатую ракету Х-22 под крылом ближайшего самолета., Алексей Бельтюков/Wikimedia Commons

Производство Ту-22М велось с 1969 по 1993 год, было выпущено более 500 экземпляров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта