+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Сотрудничество белоруссии и россии: Торгово-экономическое сотрудничество

0

Торгово-экономическое сотрудничество

Республика Беларусь является важнейшим торговым партнером Российской Федерации, занимая четвертое место по объему товарооборота России со странами мира, первое – среди стран СНГ.   

В свою очередь, Российская Федерация остается главным торгово-экономическим партнером Беларуси, ее доля в товарообороте республики стабильно составляет порядка 50%.

Правовая основа экономического взаимодействия России и Беларуси определяется Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года и рядом других нормативно-правовых актов, в которых были поставлены задачи по формированию единого экономического и таможенного пространства, гармонизации национального законодательства в экономической сфере, переходу на использование единой денежной единицы, созданию объединенных энергетических и транспортных систем. 

Российско-белорусское сотрудничество в рамках Союзного государства является наиболее продвинутой формой интеграции на пространстве СНГ.

Подписание 29 мая 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), членами которого являются и Российская Федерация и Республика Беларусь, стало очередным важным этапом на пути евразийской интеграции.

В настоящее время усилия участников ЕАЭС направлены на снятие оставшихся барьеров и ограничений во взаимной торговле, а также на принятие общих технологических регламентов для продукции различных видов.

Развитие интеграционных процессов в различных форматах привели к кратному увеличению объемов взаимной торговли, показатели которой
 за последние 20 лет возросли более чем в 3 раза. 

Товарооборот России с Республикой Беларусь за 2019 год по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат) составил 35,6 млрд. долл. (-0,2%), из которых экспорт России – 21,9 млрд.долл. (-2,8%), импорт из Республики Беларусь – 13,6 млрд. долл. (+4,5%).

В российском экспорте преобладают топливно-энергетические товары, машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности.

В белорусском импорте – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины и оборудование, продукция химической промышленности, текстильные изделия и обувь, металлы и изделия из них. 

Значительная доля расчетов во взаимной торговле двух стран производится в национальных денежных единицах, способствуя снижению зависимости наших стран от иностранных валют.

Российская Федерация продолжает оставаться основным инвестором в экономику Республики Беларусь. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России по итогам 2019 г. составил около 4,5 млрд.долл. (45% всех ПИИ). 

В настоящее время в Республике Беларусь работает более 2,4 тыс. компаний с российским участием, реализуется более 60 инвестиционных проектов в различных сферах, в том числе – Белорусская атомная станция, завод по производству технического углерода «Омск Карбон Могилев», завод по переработке масличных культур (инвестор ГК «Содружество») в

 г. Сморгонь Гродненской области, Нежинский ГОК (инвестор промышленно-финансовая группа «Сафмар»).

Политические отношения

Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены 25 июня 1992 года.

8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Его подписанию предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Беларуси, а в апреле 1997 г. — Союза Беларуси и России.

Руководящие органы Союзного государства – Высший Государственный Совет (ВГС), в который входят главы государств, парламентов и правительств (председатель — А.Г.Лукашенко) и Совет Министров, состоящий из глав правительств, министров иностранных дел, экономики и финансов государств-участников (председатель — Д.А.Медведев). Действуют Парламентское Собрание (председатель – В.В.Володин), а также рабочий орган Союзного государства – Постоянный Комитет под руководством Государственного секретаря Г.А.Рапоты.

Регулярно осуществляются двусторонние контакты на высшем и высоком уровне, а также на уровне глав российских субъектов федерации и белорусских регионов. В 2019 году состоялись визиты в Минск Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володина.

Прямым результатом интеграционных процессов в рамках союзного строительства стал выход на самый высокий в СНГ уровень взаимодействия. Правовую базу двусторонних отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

В социальной сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. Эта работа существенно активизировалась после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения.  

Многое сделано в вопросах обеспечения равных прав белорусов и россиян в сфере образования. Этим правом в настоящее время пользуются порядка 15 тыс. белорусских студентов, обучающихся в России, и около 2 тыс. россиян, которые учатся в белорусских вузах. 

Для работающих белорусов и россиян при переезде в соседнее государство обеспечивается право на получение медицинской помощи. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования.

Сегодня Россия и Белоруссия находятся по сути в едином миграционном пространстве, обеспечиваются условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля.

Взаимодействие на международной арене отличается насыщенным характером.  Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и других международных организаций.

Начиная с 1999 г. регулярно проводятся совместные заседания коллегий министерств иностранных дел России и Белоруссии.

Успешно реализуется Программа согласованных действий в области внешней политики на 2018-2019 гг. Регулярно проходят встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности в том числе в рамках Военной доктрины Союзного государства, Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве, Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.

Посольство Беларуси в России – Беларусь — Россия – Региональное сотрудничество

Сотрудничество Республики Беларусь с субъектами Российской Федерации осуществляется в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (78 соглашений с 71 российским регионом).

Кроме того, в рамках межрегионального сотрудничества заключено около 400 договоров между областями Республики Беларусь, г.Минском и субъектами Российской Федерации, а также между белорусскими районами, городами и российскими муниципальными образованиями.

В «десятку» лидеров, импортирующих товары из Беларуси, по итогам 2019 года вошли: Московская область, г.Москва, Смоленская область, г.Санкт-Петербург, Брянская область, Республика Татарстан, Кемеровская, Калининградская, Ленинградская и Свердловская области. На их долю приходилось 70,8 процента белорусского экспорта в Российскую Федерацию.

В «десятку» лидеров, поставляющих товары в Беларусь, вошли: Тюменская, Смоленская и Московская области, г.Москва, Республика Татарстан, г.Санкт-Петербург, Пермский край, Калужская область, Республика Башкортостан и Новосибирская область. На их долю приходилось 73,4 процента российского импорта в Республику Беларусь.

Положительная динамика экспорта обеспечена в торговле с 49 субъектами Российской Федерации.

С целью наращивания белорусского экспорта на российский рынок принимаются меры по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества.

В 2019 году организовано 108 визитов белорусских делегаций в российские регионы и 28 визитов/встреч Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации с руководителями субъектов федерации. Беларусь посетила 71 делегация российских регионов, в том числе 7 — во главе с губернаторами. Состоялось 263 визита делегаций белорусских деловых кругов и 126 визитов представителей российского бизнеса в Беларусь.

Проведено 29 заседаний двусторонних рабочих групп (советов делового сотрудничества) с субъектами федерации. Подписано 162 межрегиональных документа о сотрудничестве с 47 регионами России.

Белорусские организации приняли участие в 220 ярмарках в российских городах по продаже белорусской продукции, а также в 269 выставках, форумах, презентациях в российских регионах.

 

Президенты России и Белоруссии на встрече в Сочи обсудили сотрудничество двух стран

К Владимиру Путину в Сочи приехал Александр Лукашенко. Лишь накануне исполнилось 26 лет с подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Белоруссией — первого интеграционного документа после распада Советского Союза. Дата из истории подчеркивает количество и объем планов в нынешней повестке. Ну а атмосферу для разговора создал сам выбор места.

Владимир Путин встречает гостя на улице. Теплое приветствие и сразу приглашение в дом, в горах сейчас прохладно. Переговоры проходят в небольшом коттедже на территории отеля в Красной поляне на высоте почти 1,5 километра над уровнем моря. Лидеры общаются без галстуков, как давние друзья.

В. Путин: Очень рад нашей новой личной встрече, это в современных условиях уже большая редкость и значительная ценность.

А. Лукашенко: Даже вот внешне, и одежда, и прочее говорит о том, что это серьезные переговоры, что мы просто близкие люди, у нас очень близкие народы и очень близкие страны.

Действительно, трудно себе представить другую страну, с которой могут быть такие тесные связи. Белоруссия стала первым государством, принявшим участие в клинических испытаниях вакцины «Спутника V». В ближайших планах совместное производство вакцины на территории республики.

В. Путин: Мы первую партию поставили в прошлом году. В этом году в феврале и в марте будут следующие поставки, но самое главное, на мой взгляд, это то, что мы на вашем предприятии.

А. Лукашенко: По вашим технологиям мы производство в марте начинаем.

В. Путин: Совершенно верно. И что очень важно — технологии переданы. Это мы пока ни с кем так плотно…

А. Лукашенко: Серьезная поддержка, если бы этого не было, то нам бы трудно было с вакцинацией. Самая эффективная вакцина — российская, это признано во всем мире.

В. Путин: Это объективные данные, которые говорят о том, что нам нужно объединять усилия, в том числе и с европейскими коллегами. Мы стараемся это делать, мы, в общем, открыты для совместной работы. С AstraZeneca у нас договор есть, у Центра Гамалеи. Мне приятно отметить, что мы и с европейскими партнерами сейчас будем усилия объединять, будем вместе работать.

Что же касается экономики, с 2009 года Россия ежегодно поддерживает Белоруссию в среднем на 20 миллиардов долларов. Для сравнения, это четыре годовых фонда оплаты труда бюджетников республики. Хотя товарооборот из-за пандемии сократился примерно на 15% и ближайшая задача его восстановить и увеличить, Россия остается крупнейшим инвестором. При этом наша страна покупает почти половину всего, что белорусы продают. В основном это машины, оборудование и сельхозпродукция.

В. Путин: Приятно констатировать, что тот уровень взаимодействия, стратегического партнерства, союзничества, он подтверждается, и Россия остается самым крупным торгово-экономическим партнером Белоруссии. Мы работаем и на наших традиционных рынках, я имею в виду сельское хозяйство. В России большой популярностью пользуются продукты из Белоруссии, они всегда качественные и, как правило, свежие, доступные по цене.

А. Лукашенко: Я, конечно, очень благодарен вам за ту поддержку, которую вы оказываете экономике Белоруссии. Мы вкладываем в конечное производство, закупая в России огромное количество сырья и комплектующих. И этот объем нарастает. Все время нарастает.

Ну и, конечно, рабочие места для белорусов. Сейчас в России около миллиона граждан союзной страны. Среди них 10 тысяч студентов, которые поступили в наши вузы по общему конкурсу. Уже идут переговоры об открытии в республике пунктов сдачи ЕГЭ.

А крупнейший совместный проект последних лет на 10 миллиардов долларов — это БелАЭС. Первый энергоблок уже вывели на полную мощность. Атомная станция обеспечит энергетическую безопасность Белоруссии.

В. Путин: Мы реализуем крупные проекты в сфере энергетики, достаточно сказать только вот о Белорусской атомной электростанции, работа на которой идет успешно, как мы знаем. Я хочу обратить внимание на то, что президент Белоруссии лично уделяет внимание этому крупнейшему проекту.

А. Лукашенко: Несмотря на то, что мы атомную станцию введем в строй, это примерно минус пять миллиардов закупок природного газа, минус пять. Но мы планируем построить Гродненский азотный комбинат второй, а это природный газ. Поэтому мы все равно будем потреблять природный газ во все возрастающих объемах.

Кстати, газ и нефть поставляются союзной стране на льготных условиях. За последние 10 лет Минск сэкономил на этом огромную сумму — около 70 миллиардов долларов. Российское сырье Белоруссия перерабатывает, а полученные бензин, дизель и мазут продает на Запад. Раньше этот поток шел через порты стран Балтии. И вот буквально несколько дней назад подписано Соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов в наших портах.

Дальше лидеры общались уже без камер. А потом сделали перерыв в работе и поехали на снегоходах на горнолыжную трассу. Оба президента любят этот зимний вид спорта. Курорт при этом никто не закрывал, и лидеры поприветствовали отдыхающих. С погодой сегодня повезло — трассы раскатаны после сильного снегопада, который здесь продолжался несколько дней. Лукашенко взял с собой на склон сына Николая.

Трасса Д1 считается средней сложности. Российский президент сразу вырвался вперед, ему пришлось остановиться, чтобы подождать Лукашенко. Вернулись в отель уже на подъемнике, а затем продолжили обсуждать рабочие вопросы за обедом.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заранее предупредил, что встреча в Сочи будет «весьма продолжительной». Так и получилось. И, в общем, к этому все привыкли. Еще ни разу переговоры с лидером союзной страны не заканчивались быстро.

Сотрудничество Беларуси и России в сфере образования развивается системно и динамично

Игорь Петришенко

15 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сотрудничество Беларуси и России в сфере образования развивается системно и динамично. Об этом заявил заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко во время встречи с министром науки и высшего образования России Валерием Фальковым и первым заместителем министра просвещения России Дмитрием Глушко, передает корреспондент БЕЛТА.

«Отношения в сфере образования между нашими странами развиваются системно, динамично и эффективно. Важнейшая форма работы — это прямые контакты между регионами. В каждом соглашении с регионами России, которое подписывает белорусское правительство, в обязательном порядке есть образовательная составляющая. Действует ряд межправительственных и межведомственных соглашений, программ, которые позволяют нам развивать сотрудничество. Между нашими вузами есть договоры прямого плана. Наши студенты приезжают к вам, ваши — к нам», — сказал Игорь Петришенко.

По словам вице-премьера, у Беларуси и России совместные подходы к формированию образовательных программ.

«Это важнейший элемент, так как совместная работа помогает нам отстаивать свои конкурентные преимущества, — подчеркнул он. — Хочу поблагодарить вас за содействие в развитии сотрудничества и в сфере науки и технологий, и в сфере формирования общего образовательного пространства».

Валерий Фальков обратил внимание на необходимость расширять взаимодействие между белорусскими и российскими вузами, реализовывать совместные молодежные проекты. Он также отметил, что в Беларуси созданы благоприятные условия для работы филиалов вузов РФ: Российского государственного социального университета и Российского экономического университета им.Плеханова. «Мы их сориентировали на работу в тесном взаимодействии с Министерством образования Беларуси, поскольку подготовка кадров должна проводиться с учетом перспективных потребностей страны», — добавил он.

Сегодня в Минске пройдет совместное заседание коллегий Министерства образования и Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси, Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения России. Запланировано обсуждение вопросов взаимодействия в сферах образования, науки и молодежной политики, реализации программ Союзного государства, а также подписание двусторонних документов о сотрудничестве.-0-

Беларусь и Россия заинтересованы в едином образовательном пространстве — Карпенко

Фото Андрея Покумейко

Российско-Белорусский Cовет по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области РФ с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Беларусь

Российско-Белорусский Cовет по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области РФ с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Беларусь

Создан в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о долгосрочном сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Белоруссия от 14 октября 1999 г.

 Традиционно с российской стороны Совет возглавляет Губернатор Калининградской области, с белорусской — Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о РБС, утвержденным Исполнительным комитетом Союза России и Белоруссии, его заседания с 2000 г. проводятся ежегодно и поочередно на территории каждой стороны.

Для проведения практической работы по  реализации двусторонних договоренностей в составе Совета по взаимному согласованию сопредседателями российской и белорусской частей Совета созданы комиссии. На седьмом заседании Совета было принято решение о реструктуризации Совета.  Подписан двусторонний акт об образовании в структуре Совета семи следующих комиссий:

по агропромышленному и рыбопромышленному комплексам;

по промышленности, энергетике, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

по культуре, образованию,  информационному обмену и молодежной политике;

по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

по транзиту, таможенным вопросам и транспорту; 

по экономике, торговле, правовой взаимопомощи, выставочной деятельности и взаимодействию со структурами Союзного государства;

по здравоохранению, спорту и туризму.

     

Шестнадцатое заседание Совета состоялось 25 ноября 2019 года в Минске.

По итогам заседания были подписаны «Протокол шестнадцатого заседания Российско-Белорусского Совета по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами и органами государственного управления Республики Беларусь» и План мероприятий по сотрудничеству Республики Беларусь и Калининградской области Российской Федерации на 2020-2021 годы.


Экономическое сотрудничество Белоруссии и России – каким ему быть дальше?

Прошедшие 9 августа в Белоруссии президентские выборы обозначили очередной этап не только во внутриполитической жизни республики, но и в сфере отношений Минска с его международными партнерами. Особое место в данном случае занимают белорусско-российские отношения, которые накануне голосования выглядели, мягко говоря, не самым лучшим образом.

Москва, получая в свой адрес всяческие обвинения со стороны Александра Лукашенко в попытках вмешательства во внутренние дела республики, долгое время демонстративно не высказывала свою позицию. Дело ограничилось лишь заявлением пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, что «РФ никогда не вмешивалась, не вмешивается и не собирается вмешиваться в чьи бы то ни было электоральные процессы, тем более в электоральные процессы, которые проходят у нашего союзника – Белоруссии».

Тем не менее, как показали последние события, ни результаты подсчёта голосов, ни вспыхнувшие по всей Белоруссии акции протеста, ни даже инцидент с задержанием 33 российских граждан не заставили Москву отвернуться от существующего в республике политического режима. Подтверждением этому стало поздравление Владимира Путина в адрес Александра Лукашенко, которое пришло в Минск одним из первых. При этом, что крайне важно, красной линией в послании российского лидера проходит утверждение необходимости дальнейшего укрепления двухсторонних связей и развития интеграции, что, «несомненно, отвечает коренным интересам братских народов России и Белоруссии».

Учитывая тот факт, что сегодня о полноценном политическом объединении двух стран ни в Минске, ни в Москве речи не ведется, самым важным для обеих сторон становится торгово-экономическое и военное сотрудничество. Причем, если в последнем случае сегодня между странами нет особых противоречий, то в сфере экономики нашим странам все еще не удалось решить множество проблем, не способствующих процессу дальнейшей интеграции. Среди вопросов, которые будут и дальше определять двухстороннее сотрудничество, особое место занимают нефтегазовые отношения, взаимоотношения в сфере торговли и промышленной кооперации, а также проблема сближения налогового и иного законодательства двух стран.

Вопрос нефтегазового сотрудничества России и Белоруссии, пожалуй, является одними из основополагающих в их отношениях. При этом данная проблема сложна для решения в том числе и потому, что затрагивает глубинные интересы обеих стран.

С одной стороны, известно, что Белоруссия полностью зависит от поставок в республику газа и немногим меньше – нефти. При этом черное золото из РФ долгие годы являлось главным подспорьем всей белорусской экономики. Минск десятилетиями покупал российскую нефть с большими скидками или без экспортных пошлин, затем перерабатывал ее на двух своих НПЗ в Новополоцке и Мозыре и зарабатывал на продаже нефтепродуктов. Поэтому неудивительно, что на химическую промышленность и минеральные продукты приходится больше 40% белорусского экспорта.

Однако, как известно, в последние годы ситуация стала кардинально меняться, и в Москве пришли к выводу о значительных потерях своего бюджета при существующей схеме работы с Белоруссией. Более того, для Минска катастрофическим оказался проводимый в РФ налоговый манёвр в нефтяной отрасли, который к 2024 году может привести к недополучению республикой доходов на сумму более чем в $10 млрд. Поэтому неудивительно, что Белоруссия уже продолжительное время требует от Москвы пересмотра всех нефтяных соглашений последнего времени, что вылилось в затяжной нефтяной конфликт начала 2020 года.

Сегодня, несмотря на временное соглашение о поставках, конфликт лишь ушел в стадию затишья, но так и не был решен окончательно. Белорусские власти по-прежнему считают, что цены и условия поставок должны быть такими же, как и в России, вплоть до компенсации потерь от налогового манёвра. В Москве отвечают на это, что подобное возможно только после решения проблемы дальнейшей интеграции.

Приблизительно такая же ситуация наблюдается и с поставками в Белоруссию газа. В данном случае Минск и вовсе не может отказаться от закупаемого в объеме более 20 млрд кубометров в год российского топлива. Возможный запуск реверса из Польши, Литвы и даже Украины выглядят сегодня фантастическим, так как белорусская газотранспортная система принадлежит «Газпрому», а газа у соседей, кроме России, для Белоруссии нет. Те же Польша и Литва по оптимистичным подсчетам могут набрать для Минска около 10 млрд кубометров альтернативного газа, а остальной объем напрямую или косвенно придется все равно закупать в РФ. Таким образом, Белоруссия попросту не может отказаться от сотрудничества в энергетической сфере с Россией.

С другой стороны, сегодня нельзя говорить о том, что только Белоруссия зависит от решения вопросов в нефтегазовом сотрудничестве с Россией. Для Москвы вопрос поставок углеводородов своим белорусским партнерам также крайне важен. В первую очередь речь идет о продаже газа, снизить цену на который уже долгое время требуют в Минске. Если сторонам не удастся согласовать все спорные вопросы, то перед «Газпромом» встанет серьёзная проблема поиска покупателей даже части того объема газа, который ранее продавался Белоруссии. При этом то, что белорусские власти могут пойти на ряд политически мотивированных, но экономически необоснованных действий, в Кремле уже могли убедиться не раз. Поэтому в складывающихся обстоятельствах и Минску, и Москве просто необходимо искать компромиссы, чтобы не довести ситуацию до кризиса.

Правда, как считают аналитики, Россия в нефтегазовом вопросе скорее всего будет настаивать на выполнении соглашений в рамках Евразийского экономического союза, где запланировано создание единого энергетического рынка к 2025 году. Одновременно Минску могут быть предложены особые условия сотрудничества, но лишь при решении вопросов о дальнейшей интеграции двух стран. При этом, по мнению ряда экспертов, с учетом нового президентского срока А. Лукашенко это вряд ли позволит Минску и Москве прийти к консенсусу в краткосрочной перспективе, однако вынудит стороны более решительно искать пути решения проблем для будущего поступательного развития двусторонних отношений.

Вторым немаловажным вопросом экономического сотрудничества Белоруссии и России является проблема торговли и промышленной кооперации. Этот вопрос в прошлые годы неоднократно становился одним из камней преткновения на пути двухсторонней интеграции. При этом сегодня позиция России в переговорном процессе по данной тематике оказалась более выигрышной, чем у Белоруссии.

Известно, что белорусская продукция как сельскохозяйственного, так и промышленного комплекса в массе своей экспортируется именно на российский рынок. Продовольствие, тракторы, сельхозмашины, автомобили, автобусы и много другое из Белоруссии продается в России, что позволяет предприятиям республики существовать. Однако за последние годы все попытки российской стороны выйти на более серьёзный уровень совместной кооперации неизменно наталкивались на позицию официального Минска. Формально Белоруссия никогда не отказывалась от создания совместных предприятий, однако каждый раз ставила неприемлемые для России условия. В итоге, как известно, знаменитые пять интеграционных проектов (объединение МАЗа и КамАЗа, интеграция белорусских «Интеграла» и Минского завода колесных тягачей со структурами госкорпорации «Ростех» и т.д.) так и остались на бумаге. Обе страны продолжили развивать собственные предприятия практически отдельно друг от друга, превращаясь из возможных партнёров в конкурентов. И ситуация в последнее время лучше не стала.

Например, недавно «Ростсельмаш», который уже стал серьезным конкурентом для производителей белорусских зерноуборочных комбайнов, объявил о начале с марта 2021 года строительства нового тракторного завода в Ростове-на-Дону. Это только обострит конкуренцию на российском рынке, где 30−35% пока занимают белорусские трактора. Параллельно оказалось, что Минск планирует провести техническое перевооружение Минского тракторного завода. По словам премьер-министра республики Романа Головченко, «стоит задача, чтобы фактически полностью сделать новый завод», однако самостоятельно и без прямого участия России. Таким образом, можно говорить о том, что Минск и Москва, похоже, окончательно встали на путь конкуренции в рамках Евразийского экономического союза. И без политической воли руководства двух стран эту проблему решить будет невозможно. Тем более Белоруссии, для которой усиление конкуренции с Россией может привести к серьезному экономическому кризису.

Если же говорить о еще одной проблеме нынешних и, по всей видимости, будущих отношений Минска и Москвы – сближении налогового и иного законодательства, то здесь ситуация выглядит еще более удручающей. Еще начиная создавать Союзное государство, стороны договорились прийти к общему законодательному полю. Однако за последние годы ощутимых результатов достигнуто не было. Более того, начавшийся в конце 2018 года процесс переговоров по дальнейшей интеграции двух стран через год забуксовал, в том числе и из-за уже упомянутого вопроса сближения законодательства.

Минск и Москва уже давно ведут речь о едином бюджете и регуляторе объединенной финансовой системы, унификации валютного регулирования, сближении акцизной политики и налогового законодательства. При этом на практике реализовать все это остается крайне сложно. В отличие от России, в белорусском законодательстве сохраняется большое количество ограничений, направленных на искусственное создание доминирования государственного сектора, который является опорой власти А. Лукашенко. Кроме того, налоговые системы двух стран, объединить которые предлагают в Москве, при общих чертах имеют существенные отличия. Например, в России бюджет формируется из налогов, собранных на трех уровнях, а в Белоруссии – на двух. К тому же в РФ уже обсуждается вопрос о возврате к прогрессивной шкале подоходного налога, в то время как в Минске об этом нет даже и речи. Дополнительно к этому и в России, и в Белоруссии все еще нет общего понимания относительно особых режимов налогообложения в так называемых свободных экономических зонах.

Подобный список можно продолжать долго, и за последние годы он серьёзным образом не уменьшился. Более того, вопросы экономического характера стали все более приобретать политическую окраску, особенно после того, как Москва стала увязывать вопросы нефтегазового сотрудничества с объединением налоговых систем двух стран. В ответ в Минске заявили, что «отказываться от налогового суверенитета страна не будет», а все нынешние предложения российской стороны, в том числе перевод белорусских информационных систем в сфере фискального контроля на цифровые платформы РФ, несут угрозу независимости финансовой и иных сфер республики. И, по всей видимости, все эти вопросы решить будет крайне сложно. В Минске пока не видят для себя никаких выгод от предложений со стороны Москвы, а в Кремле все еще не планируют предлагать белорусским партнерам что-то особенное.

В конечном счете сложившаяся за последнее время ситуация в белорусско-российских отношениях стала напоминать тупик, выйти из которого прежними методами сторонам вряд ли удастся. В Минске и Москве сохраняются разные подходы к процессу дальнейшей интеграции, которая все больше становится вопросом не экономического, а политического толка. При этом в обеих столицах пока не готовы идти на компромиссы друг другу, стремясь защищать национальные, корпоративные или личные интересы в ущерб общим. В то же время можно не сомневаться, что обстановка, сложившаяся вокруг нынешних выборов президента РБ, привнесет в белорусско-российские отношения совершенно иные черты. Окажут ли это положительное влияние на развитие Союзного государства – покажет время.

Российские и белорусские официальные лица договорились о новом уровне сотрудничества в области безопасности границ

Власти России и Белоруссии в прошлом месяце подписали новое соглашение о сотрудничестве, которое позволяет проводить операции полиции и службы безопасности в Беларуси войсками Национальной гвардии России (Росгвардии), которая контролируется непосредственно Кремлем, согласно только что опубликованной копии соглашения .

Официальный белорусский правовой портал 18 декабря опубликовал четырехстраничное соглашение между МВД Беларуси и Федеральной службой Росгвардии.

Но оно датировано 19 ноября и гласит, что оно вступило в силу немедленно.

В нем говорится, что каждая сторона может проводить широкий спектр операций правоохранительного типа на территории другой, если «такая помощь представляет интерес для другой стороны».

Соглашение заключено в связи с тем, что белорусские силы безопасности, лояльные давнему правителю Александру Лукашенко, продолжают подавлять несколько месяцев антиправительственных протестов после президентских выборов в начале августа, которые, по утверждению оппозиции, были украдены.

Десятки тысяч белорусов продолжают маршировать еженедельно, требуя отставки Лукашенко, несмотря на массовые аресты и избиения, задержания и изгнания лидеров оппозиции, в том числе изгнанного претендента на пост президента Светлану Цихановскую, а также ужесточение контроля над СМИ в бывшей советской республике.

Лукашенко, который управляет страной с 1994 года, сопротивлялся призывам Запада провести новые выборы и поговорить с оппозицией.

Он также обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой о помощи в подавлении движения, но с неоднозначными результатами, поскольку Москва продолжает попытки подтолкнуть Минск к выполнению многолетнего соглашения о совместной государственности.

Путин учредил Росгвардию в 2016 году во главе с бывшим главой службы безопасности Кремля и постоянно расширяет сферу ее ответственности и политические аспекты.

В новом российско-белорусском соглашении определены широкие области возможного сотрудничества, включая поддержание общественного порядка и безопасности, борьбу с экстремизмом и терроризмом, а также обеспечение топливно-энергетической инфраструктуры.

Он предусматривает, что любая сторона откажется от помощи, если сторона, запрашивающая помощь, опасается, что это может угрожать суверенитету, безопасности или национальным интересам или противоречит правовым или международным обязательствам.

17 декабря Европейский Союз ввел третий раунд экономических санкций в отношении десятков белорусских физических и юридических лиц в связи с их подозрением в причастности к подавлению продолжающихся демократических протестов.

Лидер оппозиции в изгнании Светлана Цихановская, которая вступила в президентскую гонку против Лукашенко после того, как власти заключили в тюрьму ее мужа-кандидата, на этой неделе предсказала, что это всего лишь «вопрос времени», когда Лукашенко, который руководит страной с 1994 года, отойдет в сторону.

В конце августа Путин заявил, что Россия сформировала резерв сотрудников правоохранительных органов для оказания помощи Беларуси по запросу Лукашенко.

Он сказал, что обе стороны согласились, что такая помощь «не будет использована, если ситуация не выйдет из-под контроля».

Сообщается, что 14 сентября в Сочи Путин и Лукашенко договорились, что резерв российских сил безопасности, созданный недалеко от границы, будет удален и отправлен в места постоянной дислокации.

В октябре премьер-министр России Михаил Мишустин поручил властям проработать детали соглашения.

Пандемия усиливает потребность в восстановлении отношений Беларуси и России

Среди множества своих жертв пандемия коронавируса вот-вот потребует еще одну: неписаное понимание, которое на протяжении последней четверти века помогло Беларуси и ее гораздо более крупному и могущественному соседу России наладить свои отношения. Формально ближайшие союзники Беларусь и Россия являются двумя членами союзного государства, созданного в 1999 году для смягчения последствий распада Советского Союза.

Тем не менее, обе страны годами пытались сбалансировать амбиции России по сохранению своей привилегированной сферы влияния и контролировать внешнюю политику своих соседей с желанием Беларуси сохранить как свою независимость, так и свои привилегированные связи с российской экономикой. В последние годы Минск отклонил ряд предложений Москвы о более тесной интеграции, включая единую валюту, общие законодательные инициативы и различные наднациональные органы управления.

Евгений Прейхерман

Евгений Прейхерман — основатель и директор Минского диалогового совета по международным отношениям.

Пандемия нанесла серьезный удар по этой неопределенной схеме. Его старые правила — геополитическая лояльность в обмен на привилегированные экономические отношения — больше не действуют. Что еще хуже, так это то, что нынешние трения возникают на фоне чрезвычайной глобальной напряженности.

Турбулентные связи

На протяжении двух десятилетий своего правления президент России Владимир Путин предъявлял повышенные требования к бывшим советским республикам. Он ожидает большей политической и геополитической лояльности, даже верности, от соседей России в обмен на экономическую помощь.Например, еще в 2002 году Путин предложил Беларуси либо стать частью России, либо подготовиться к сокращению экономических выгод.

С тех пор белорусско-российские отношения потерпели множество неудач, включая серию энергетических и торговых споров. В периоды эскалации Москва блокирует импорт некоторых белорусских товаров или сокращает поставки нефти и газа своему соседу, что особенно пагубно, учитывая энергетическую зависимость Беларуси от России, неэффективную экономическую систему, унаследованную от Советского Союза, и ключевую роль нефти. переработка играет в ее экономику.Белорусское правительство обычно отвечает, сигнализируя о том, что его геополитическую лояльность не следует воспринимать как должное и что оно полностью способно прийти к соглашению с Западом. Это продолжается какое-то время, пока Минск не заключает взаимоприемлемую сделку с Москвой и не прекращает разговоры о лучших отношениях с Брюсселем и Вашингтоном.

Эта динамика изменилась после 2014 года, когда события в Крыму и на Донбассе вызвали серьезную конфронтацию между Россией и Западом. По мере роста геополитической напряженности Минск оставался нейтральным, сопротивляясь давлению Москвы с целью однозначно встать на сторону Кремля.В то время как Россия склонна рассматривать любую политику Беларуси без полной поддержки ее позиции как отказ от нее, Минск опасается, что действия Москвы могут втянуть Беларусь — зажатую между Россией и НАТО — в конфликт безопасности, противоречащий ее собственным интересам.

Новая сделка?

Старая крупная сделка между Россией и Беларусью теперь потеряла свою ценность для обеих сторон. Москва не может добиться той степени геополитической лояльности, которую она хочет, а Минску нечего предложить Москве для поддержания экономических отношений, от которых он так много выиграл. Это не означает, что Беларусь ждет та же участь, что и Украина, но теперь Москве и Минску придется пересмотреть смысл своего союза.

Пандемия коронавируса уже нанесла дополнительный урон отношениям между двумя союзниками. Их граница закрыта впервые почти за три десятилетия. Их несогласованная реакция на вспышку привела к возникновению новой напряженности, и их основные телеканалы начали словесную войну, обвиняя друг друга в неспособности справиться с пандемией и распространяя дезинформацию.Экономические последствия пандемии обязательно ухудшат положение всех. Москва будет ожидать большего от Минска в обмен на экономическую помощь, а Европа и США будут отвлекаться на собственные проблемы.

Однако ни Россия, ни Беларусь не стремятся полностью порвать старые отношения. Для Минска риск того, что его будут рассматривать как еще одну Украину, будет иметь катастрофические последствия. Интересы Москвы также не будут удовлетворены ухудшением отношений с соседом на и без того напряженном восточном фланге НАТО.

Лучшей альтернативой может быть заключение новой сделки — не обязательно грандиозной — посредством серии более мелких сделок, полагаясь на мудрость лидеров двух стран, которые имеют более чем пятидесятилетний опыт управления двусторонними отношениями. . Многим на Западе это покажется крайне неудовлетворительным, но есть ли у кого-нибудь лучшее?

Евгений Прейхерман — основатель и директор Минского диалогового совета по международным отношениям.

Налаживание отношений с Россией в Беларуси: инвестиции помимо Лукашенко?

С 9 августа в Беларуси почти непрерывно проходят массовые протесты, спровоцированные победой президента Александра Лукашенко на президентских выборах, которые были широко осуждены как на международном, так и на национальном уровне как сфальсифицированные. Сотрудники правоохранительных органов неоднократно собирались и насильственно разгоняли большие толпы, а утверждения о пытках после задержаний в Минске широко освещались в Интернете.

Спекуляции о роли России в этих разворачивающихся событиях были связаны с опасениями, что Россия может предпринять попытку территориального вторжения в соответствии с ее действиями на востоке Украины в 2014 году, но это маловероятный сценарий. Вместо этого у России есть другие, зачастую более эффективные, средства влияния. Например, недавние изменения в Белорусской православной церкви (БПЦ) и растущие трения в отношениях с ее русским православным коллегой многое говорят о вероятной реакции России на ситуацию в Беларуси.

Отставка митрополита Павла

Митрополит Павел возглавлял БПЦ — крупнейшую религиозную группу в Беларуси и часть Русской православной церкви (РПЦ) — с 2013 года. Но 25 августа, в разгар протестов, он внезапно подал в отставку. Митрополит был влиятельной фигурой, но его поведение с момента начала протестов серьезно осложнило и без того непростые отношения между Москвой и Минском.

Сначала митрополит, казалось, поздравлял Лукашенко с результатами выборов, но ходили слухи о том, что митрополит Павел впоследствии отозвал свои поздравления, которые Минская епархия посчитала обязанной официально опровергнуть, чтобы избежать кризиса в отношениях между церквями. .Пока сотрудники милиции избивали и задерживали протестующих, митрополит призвал положить конец насилию со стороны полиции, обращаясь напрямую к Лукашенко, явно подразумевая, что он несет ответственность. Он также — при поддержке других религиозных лидеров — официально осудил насилие со стороны полиции, что не понравилось Лукашенко. Затем, 17 августа, митрополит Павел посетил нескольких демонстрантов, которые были госпитализированы ОМОНом, и был сфотографирован при этом. Последствия были быстрыми, и, хотя факты, связанные с его увольнением, неясны, похоже, что Москва требовала его отстранения, и он был переведен руководить епархией на Кубани на юге России.

Профиль назначенного Москвой заместителя епископа Вениамина показывает намерения России в отношении Беларуси. Епископ Вениамин из Беларуси — первый этнический белорус, возглавивший БПЦ, — решительно поддерживает Лукашенко. Назначение этнического белоруса может показаться намеком на потенциальную независимость БПЦ от КР. Но совершенно ясно заявлено, что епископ Вениамин категорически против этого, подтверждая свою лояльность, присягнув патриарху Кириллу — главе РПЦ в Москве — сразу после вступления в должность. Епископ также кажется строго аполитичным и редко вмешивается в дела, которые не касаются религиозных вопросов, что является полезной чертой характера в нынешних обстоятельствах.

Сглаживание взаимосвязей

Это говорит о двух вещах. Во-первых, Москва стремится наладить отношения с Беларусью в это непростое время. Устраняя вызывающие беспокойство фигуры, выступавшие против Лукашенко, даже из их собственной церкви, Россия демонстрирует умеренную поддержку власти Лукашенко.Во-вторых, что, возможно, более важно, Москва подчеркивает свою приверженность обеспечению того, чтобы БПЦ не пыталась добиваться автономии от РПЦ, как это сделала Украинская православная церковь в 2018 году, к большому огорчению РПЦ. Поддержание очень тесных отношений между Китайской республикой и БПЦ — это способ обеспечить прочную связь с могущественными структурами в Беларуси, даже если произойдет смена окончательного государственного руководства Беларуси. Этот шаг был гораздо более позитивным, чем любое из заявлений российских официальных лиц за последние несколько недель.

Отношения между Китайской Народной Республикой и BOC в последнее время были сложными, в основном из-за того, что BOC справился с пандемией коронавируса. Путин предоставил РПЦ автономию для введения мер изоляции на церковной территории, если это необходимо в России, и после нескольких недель уклончивых попыток РПЦ в конечном итоге ввела меры социального дистанцирования и критиковала епархии, которые отказались заблокировать. В Беларуси митрополит Павел согласился с этой критикой, но также позволил церквям открываться во время Пасхи с некоторыми ограничениями, что спровоцировало рост числа случаев заражения вирусом там.Коронавирус обнажил трения между Китайской республикой и БПЦ: некоторые церкви в Беларуси не смогли изолировать и отрицать существование вируса.

Несмотря на эту напряженность, Россия послала четкие сигналы о том, что БПЦ и Китайская Республика должны оставаться на одном уровне. Это отражает общий подход России к разворачивающимся событиям в Беларуси, который сосредоточен на том, чтобы приложить минимальные усилия, но при этом выстроить отношения с важными ведомствами.

Дела, а не слова

Хотя Россия созвала свой Совет Безопасности в конце августа для обсуждения ситуации в Беларуси, сам Путин хранил молчание по этому вопросу до 27 августа, позволив своему официальному представителю Дмитрию Пескову и министру иностранных дел Сергею Лаврову дать пустые комментарии в прессе.Путин нарушил свое молчание, чтобы дать телеинтервью, во время которого он, похоже, повторил рассказы, которые Лукашенко использовал (без особого успеха), например, возложив вину за гражданские беспорядки на Запад.

Но Путин совершенно ясно дал понять, что считает разворачивающиеся события внутренним белорусским вопросом. Путину здесь удобна позиция. Дискуссии последних двух лет об углублении отношений России с Беларусью в рамках Союзного государства — свободного рамочного соглашения, заключенного в 1990-х годах, которое Россия стремится ратифицировать, — подняли вопросы о попытках России посягнуть на «суверенитет» Беларуси.Высокопоставленные российские чиновники, назначенные возглавить эту интеграцию, заявили, что считают Беларусь не более чем российской захолустной территорией — озвучивавший это посол России впоследствии был отстранен.

Но здесь Путин показал, что для России мало политической или экономической выгоды втягиваться в беспорядочные внутренние дела Беларуси. Хотя Путин настороженно относится к политическим изменениям, происходящим в стране, в военном отношении с Россией, эти протесты не приобрели антироссийский уклон, и Россия рискует вызвать гнев демонстрантов, если она вмешается.Много говорилось о телефонном разговоре между Путиным и Лукашенко, в ходе которого Путин согласился создать группу сотрудников правоохранительных органов по запросу Лукашенко, если ситуация перерастет в грабежи с применением насилия. Но это было слабое обязательство, даже если Лукашенко позже раздул его, чтобы подразумевать, что Россия ни перед чем не остановится, чтобы помочь Беларуси.

Но здесь важнее сосредоточиться на действиях России, чем на ее заявлениях. Хотя кажется, что Россия сделала свой выбор в пользу Лукашенко, смещение митрополита Павла было актом благотворительности на низком уровне, и оно показало гораздо больше о желании России поддерживать отношения с такими важными структурами, как БПЦ, чем о реальной важности того, что Россия соглашается Лукашенко с.

За кулисами проходят и другие важные обсуждения. В конце августа Лукашенко заявил, что Путин согласился рефинансировать ссуду в 1 миллиард долларов — вероятно, это попытка умиротворить демонстрантов, которые возмущены реакцией белорусских властей на коронавирус и тяжелой экономикой. Это могло бы помочь стабилизировать экономику и укрепить мнение о России как о стабильном инвестиционном партнере. Но это также означает постоянную готовность России инвестировать в Беларусь в долгосрочной перспективе, даже если она может инвестировать не в самого Лукашенко.

Все действия России на данный момент говорят о том, что она стремится к налаживанию и поддержанию важных отношений с политическими, экономическими и религиозными группами, но пока ничто осязаемое не говорит о том, что Россия полностью поддержала Лукашенко. Возможно, Россия еще не определилась, но обязательства по финансированию и поддержке конкретного персонала говорят гораздо больше, чем слова.

Взгляды, выраженные в этом комментарии, принадлежат автору и не отражают точку зрения RUSI или какой-либо другой организации.

ФОТО БАННЕРА: Встреча Лукашенко и Путина. Предоставлено PPIO / CC-BY-2.0

Белорусско-российское сотрудничество в области безопасности рассматривается как последовательное и эффективное

Фото предоставлено Парламентским собранием Союзного государства Беларуси и России

МОСКВА, 26 октября / БЕЛТА /. Сотрудничество Беларуси и России в сфере безопасности было последовательным и эффективным.Об этом стало известно во время видеоконференции комиссии по безопасности, обороне и противодействию преступности Парламентского собрания Союзного государства Беларуси и России, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ПА.

Депутаты Союзного государства продолжают следить за ходом реализации приоритетных направлений и первоочередных задач перспективного развития Союзного государства Беларуси и России на 2018-2022 годы. Члены комиссии по безопасности, обороне и противодействию преступности были проинформированы о ходе реализации разделов документа, которые предусматривают согласованные действия соответствующих министерств и ведомств Беларуси и России в миграционной политике, военном сотрудничестве, взаимодействии в сфере защиты. информационные ресурсы и общественная безопасность.

«Депутаты отметили, что министерства и ведомства Беларуси и России работают последовательно и эффективно и разработали: проект плана совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Беларуси и России по 2021; проект концепции программы Союзного государства «Обеспечение общественной безопасности на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, осуществляющих транспортное сообщение между Россией и Беларусью»; проект концепции программы Союзного государства «Совершенствование инфраструктуры пенитенциарных учреждений Беларуси и России, обеспечение социального и медицинского обеспечения осужденных, в том числе улучшение условий содержания несовершеннолетних правонарушителей», — сообщили в пресс-службе.

Депутаты рекомендовали исполнителям приоритетных направлений и первоочередных задач перспективного развития Союзного государства Беларуси и России на 2018-2022 годы продолжить совместную работу, опираясь на достигнутые результаты, и внести предложения по проектам приоритетов развития. следующий период.

Участники встречи обсудили вопросы, связанные с Программой Союзного государства в этом году для курсантов суворовских военных (Нахимовский военно-морской) и кадетских училищ Беларуси и России.Депутаты отметили, что в этом году программа была отменена по соображениям безопасности. Средства, выделенные на программу в этом году, будут возвращены в бюджет Союзного государства. Подготовка к программе 2021 года будет вестись по плану.

В видеоконференции приняли участие представители Постоянного комитета Союзного государства, министерств обороны, иностранных дел, внутренних дел, пограничных служб Беларуси и России, Комитета государственной безопасности Беларуси, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы. по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации и Оперативно-аналитический центр при Президенте Беларуси.

Активы и обязательства России в Беларуси

Хотя политическое влияние России в Минске более ограничено, чем кажется на первый взгляд, Кремль все еще может влиять на подготовку к потенциальной смене режима в Беларуси. Его абсолютным приоритетом является стабильность — президент России Владимир Путин несколько раз говорил об этом после спорных президентских выборов.В этом смысле Москва выступает за стабильность, но не обязательно за Лукашенко.

Стратегическая перспектива России, похоже, основана на следующих шагах.

Во-первых, хотя бы на время, удержать Лукашенко на месте. В этом заключалась суть встречи Путина и Лукашенко в Сочи 14 сентября. Россия обещала экономическую помощь и поддержала конституционную реформу — «нейтральную» повестку дня, которую может поддержать даже оппозиция. Таким образом, Россия сигнализировала о поддержке Беларуси, но не напрямую ее президента.Слишком открытая поддержка Лукашенко чревата угрозой противодействия оппозиции и, таким образом, разжигания антироссийских настроений. Любые бумажные соглашения между Путиным и Лукашенко будут считаться нелегитимными — вот почему официальный представитель Кремля Дмитрий Песков настаивал на том, что никаких совместных документов во время встречи в Сочи подписывать не будет.

Во-вторых, вымогать уступки у ослабленного Лукашенко. Хотя дальнейшая интеграция Союзного государства может оказаться невозможной, Россия по-прежнему может работать в тени и получать политические, экономические дивиденды и дивиденды в области безопасности.

Наконец, установить условия для постлукашенковской эпохи и контролируемой передачи власти. Это произойдет, когда де-факто президент исчерпает свою полезность, начнет более жесткие репрессии или если оппозиция пригрозит свергнуть его. России необходимо обеспечить стабильный переход к новому руководству, которое будет в равной мере, если не больше, внимательным к Москве и учитывающим интересы России. Новая команда в Минске не обязательно должна быть явно прокремлевской, просто достаточно сочувствующей (и не прозападной).

Хотя Кремль не может надеяться поставить марионетку у власти, он может надеяться на слабого смотрителя. Российское руководство может предпочесть конкурирующие элитные группы ключевым фигурам оппозиции — из ссыльной Светланы Цихановской, заключенного в тюрьму Виктора Бабарыка или Валерия Цепкало, — которые имеют контакты с Западом.

Примет ли Россия смену руководства через конституционную реформу и новые раунды выборов — еще один важный вопрос, особенно потому, что работа с Координационным советом, основанным Цихановской, повлечет за собой легитимацию оппозиционного протестного движения. Кроме того, нельзя рассматривать российское руководство как открыто поддерживающее членов Координационного совета, которых в российских СМИ изображают как «агентов Запада».

Семь причин, по которым Беларусь не объединится с Россией

Хотя остается маловероятным, что Беларусь станет частью России в ближайшее время, Москва продолжит свои усилия по утверждению влияния на Минск.

Продолжавшаяся год сага переговоров между Беларусью и Россией о более тесной интеграции в рамках так называемого Договора о Союзном государстве 1999 г. была приостановлена ​​в декабре после того, как Москве не удалось убедить Минск принять новый и более глубокий формат двустороннего сотрудничества: , союзное государство двух стран с единой политической и экономической системой.

За последние несколько недель двусторонние отношения снова оказались напряженными, поскольку Россия — скорее всего по политическим причинам — прекратила поставки нефти в Беларусь. В ответ белорусское правительство, которое могло обеспечить поставку российской нефти только на январь, объявило, что уменьшит свою энергетическую зависимость от своего восточного соседа и заменит российскую нефть сырой из Норвегии, Польши, Украины, Ближнего Востока и даже Соединенных Штатов. демонстрируя свое желание держаться на безопасном расстоянии от России.

Прекращение поставок нефти было расценено как последняя попытка России оказать давление на белорусское правительство с целью сохранения влияния Кремля в стране, в то время как ответ Беларуси указывает на то, что этот вопрос носит не только политический характер, но и касается энергетической безопасности страны.

Президент Беларуси Александр Лукашенко собирается вновь встретиться со своим российским коллегой Владимиром Путиным в середине февраля, незадолго до его встречи с госсекретарем США Майком Помпео.

«Для меня большая честь быть первым президентом Беларуси, но я не хочу быть последним», — сказал Лукашенко, обвинив Кремль в оказании давления на Беларусь с целью слияния и использовании зависимости страны от российского топлива.

Между тем, г-н Путин объявил о ряде конституционных изменений будущей структуры российской политической системы, которые, скорее всего, приведут к смене главы российского государства с 2024 г. под руководством г-на Путина в качестве потенциального главы Государственного совета Российской Федерации. Россия, пока что незначительное учреждение, которое он теперь планирует укрепить.

«Многие эксперты размышляют о том, снижает ли этот план передачи власти сценарий объединения Беларуси и России в рамках Союзного государства для Кремля», — Арсений Сивицкий, директор Минского Центра стратегической и внешней политики. Исследования говорят о развивающейся Европе. Он считает, что краткий ответ — «и да, и нет».

«С помощью более глубокой интеграции в рамках Союзного государства Кремль пытается решить стратегическую задачу удержания Беларуси на российской геополитической орбите», — продолжает он, отмечая, что первые попытки сделать это относятся к 2015 году, когда Россия подтолкнула для более глубоких военных связей с Беларусью, размещения российских военных баз в Беларуси и создания совместной военной организации в рамках Союзного государства, среди прочего.

Лукашенко отклонил эти требования.

Г-н Сивицкий считает, что российский ультиматум Беларуси, имеющий «явную геополитическую мотивацию», направленную на подрыв независимости Беларуси, мотивирован «стратегической фобией», отраженной в оценках российского разведывательного сообщества и политического руководства. Эти оценки предсказывают, что Россия может потерять свое влияние на Беларусь в ближайшие 5-10 лет в результате усилий Беларуси по нормализации отношений с западными странами и Китаем.

«Кроме того, Беларусь может столкнуться с процессом передачи власти в ближайшие годы, новое поколение лидеров может проявить меньше пророссийских настроений, чем предыдущие, особенно на фоне растущего давления со стороны России», — добавляет он.

«Хотя с 2014 года политическая и экономическая напряженность в отношениях между Москвой и Минском действительно растет, маловероятно, что Москва действительно будет добиваться полной интеграции России и Беларуси», — говорит Андраш Рац, старший научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям. (DGAP), указывая на семь политических, экономических и социальных аспектов белорусско-российских отношений.

«Во-первых, такой шаг действительно встретил бы отчаянное сопротивление со стороны белорусских элит, поскольку это означало бы, что они потеряли бы большую часть своих полномочий и влияния. Во-вторых, возможно, белорусский народ не захочет быть аннексированным Российской Федерацией, хотя массовое сопротивление также маловероятно », — сказал он Emerging Europe , имея в виду ряд беспрецедентных демонстраций в Минске, которые призывали к защите суверенитета Беларуси.

По словам г-на Рача, который утверждает, что проект Союзного государства «никогда не был о полной интеграции России и Беларуси, а только об очень тесном межправительственном сотрудничестве» между двумя сторонами, российское население также не приветствовало бы «возвращение Беларуси». то, как он приветствовал аннексию Крыма в 2014 году у Украины, региона, который занимает особое место в истории России и, следовательно, вряд ли приведет к всплеску популярности президента России.

Обсуждая свой четвертый аргумент, Рац говорит, что с военной точки зрения «аннексия Беларуси будет означать, что прямая граница России и НАТО будет удлинена примерно на 1200 километров. Поскольку большинство российских лиц, принимающих решения, воспринимают НАТО как ключевую проблему безопасности, трудно понять, какую выгоду получит Кремль от повышения собственной предполагаемой уязвимости перед Североатлантическим союзом ».

«В-пятых, стабильный, но ориентированный на жесткую экономию российский бюджет вряд ли нуждается в кормлении 9.5 миллионов белорусов и взятие на себя решения растущих проблем страны, по большей части не реформированной бывшей советской экономики », — говорит он, прежде чем добавить шестую причину:« следующая аннексия наверняка повлечет за собой серьезные и болезненные международные последствия, включая новые санкции и другие карательные меры »от ЕС и США.

«И последнее, но не менее важное, хотя многие предполагают, что после окончания своего нынешнего президентского срока в 2024 году Путин может планировать остаться у власти, управляя так называемым Союзным государством, на самом деле это гораздо более простое решение российская конституция, чем справиться со всеми трудностями, связанными с потенциальной аннексией Беларуси », — считает г-н Рац, имея в виду недавно предложенные российские конституционные изменения.

Вопреки тому, что большинство западных наблюдателей думают о сути всего процесса, г-н Сивицкий утверждает, что потенциальное объединение никогда не служило основной целью удержания российского президента у власти после истечения его последнего, разрешенного конституцией президентского срока в 2024 году ». Это может быть один из сопутствующих эффектов, но не главный », — говорит он.

Давление со стороны России никуда не денется

Хотя г-н Сивицкий считает, что президент России не упомянул Союзное государство в рамках предложенных им изменений конституционной власти, это не означает, что интеграция с Беларусью потеряла свою актуальность.

«Судя по последним событиям в отношениях между Минском и Москвой, Кремль не собирается отзывать свой интеграционный ультиматум. Напротив, он будет продолжать оказывать давление на Минск, требуя стратегических уступок, которые подрывают национальный суверенитет и независимость Беларуси », — подчеркивает он, добавляя, что Беларусь останется приоритетом в среднесрочной повестке дня Кремля.

Однако, по его словам, нельзя полностью исключить, что Союзное государство позже будет добавлено в качестве варианта передачи власти в российском руководстве, поскольку «ни Беларусь не пойдет на стратегические уступки, ни Кремль не собирается ослаблять свое давление на Минск. », Поэтому двусторонняя напряженность усилится и может привести к« серьезному кризису.”

Г-н Рац согласен с тем, что Россия, скорее всего, продолжит сужать свободу маневра Минска политическими и экономическими средствами для усиления своего влияния, несмотря на то, что полная интеграция остается маловероятной.

Предлагая продолжить проект Союзного государства, который он рассматривает скорее как инструментарий, а не как саму цель, вероятное намерение России «состоит не в создании полноценного союза, а в том, чтобы добиться от Минска дальнейших политических и экономических уступок. обмен, чтобы не принуждать к дальнейшей интеграции.Следовательно, наиболее вероятным исходом нынешней ситуации является то, что Москва продолжит оказывать давление на Минск, но без формального оспаривания суверенитета Беларуси ».

Меняю Беларусь? Границы управления ЕС в Восточной Европе и перспективы партнерства в JSTOR

После окончания холодной войны усилия Европейского Союза (ЕС) по преобразованию Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) были чрезвычайно успешными. Расширение 2004 г. широко рассматривается как самая эффективная внешнеполитическая стратегия в истории Союза, а недавняя Европейская политика соседства (ЕПС) была разработана, чтобы повторить этот успех в странах, расположенных на новых восточных границах ЕС.Хотя ЕПС была предметом предметных дискуссий в европейских академических кругах, Беларусь является единственной страной в Восточной Европе, которая в значительной степени ускользнула от внимания ученых. В этой статье анализируются последние события в отношениях между ЕС и Беларусью и делается попытка объяснить очень ограниченное влияние ЕС на страну. Сначала мы исследуем отношения ЕС с Беларусью через теоретическую призму внешнего управления. Однако, принимая как должное способность ЕС передавать свои нормы и ценности, перспектива управления не учитывает весьма ограниченный успех ЕС в изменении Беларуси. Поэтому мы возвращаемся к понятию Майкла Смита о «границах порядка», чтобы подчеркнуть влияние правовых / институциональных, транзакционных, культурных и геополитических факторов на отношения между ЕС и Беларусью. В частности, мы утверждаем, что существование и построение границ между Союзом и соседними с ним государствами являются, по сути, взаимно конституирующими процессами. Помимо смещения собственных границ (и, таким образом, распространения своих правил на посторонних), ЕС сам подчиняется границам, установленным соседними государствами.В своем заключении мы сопоставляем понятие внешнего управления как «передачи правил» с «партнерством» как более подходящим способом взаимодействия между ЕС и Беларусью.

Издается более 50 лет, «Сотрудничество и конфликт» — это рецензируемый журнал, посвященный публикации высококачественных статей, в которых исследуется широкий круг исследовательских вопросов. Он верит в академический плюрализм и поэтому не представляет какой-либо конкретной методологии, подхода, традиции или школы. Миссия журнала — публиковать теоретически обоснованные, эмпирически богатые и методологически строгие работы, которые продвигают современное состояние дисциплины за счет теоретических, концептуальных и методологических инноваций. «Сотрудничество и конфликты» традиционно издается на тему «Северные и европейские вопросы». Журнал строго придерживается политики двойного слепого рецензирования.

Сара Миллер МакКьюн основала издательство SAGE Publishing в 1965 году для поддержки распространения полезных знаний и просвещения мирового сообщества.SAGE — ведущий международный поставщик инновационного высококачественного контента, ежегодно публикующий более 900 журналов и более 800 новых книг по широкому кругу предметных областей. Растущий выбор библиотечных продуктов включает архивы, данные, тематические исследования и видео. Контрольный пакет акций SAGE по-прежнему принадлежит нашему основателю, и после ее жизни она перейдет в собственность благотворительного фонда, который обеспечит непрерывную независимость компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта