+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Советские истребители второй мировой войны: Истребители СССР второй мировой войны

0

«Крылья Победы»: советские военные самолеты времен Великой Отечественной

https://ria.ru/20171219/1511287749.html

«Крылья Победы»: советские военные самолеты времен Великой Отечественной

«Крылья Победы»: советские военные самолеты времен Великой Отечественной — РИА Новости, 03.03.2020

«Крылья Победы»: советские военные самолеты времен Великой Отечественной

Перед началом Второй мировой военное и политическое руководство стран Оси и будущих государств Антигитлеровской коалиции, что одной из главных составляющих… РИА Новости, 19.12.2017

2017-12-19T19:42

2017-12-19T19:42

2020-03-03T08:54

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/148613/75/1486137547_0:190:2965:1858_1920x0_80_0_0_3e2c8ec1d3443cf562d7b691d5ae417e.jpg

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/148613/75/1486137547_118:0:2849:2048_1920x0_80_0_0_f1b2d6b00d5a2b5ac746fddb260da0c8.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, россия

Безопасность, Россия

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости. Перед началом Второй мировой военное и политическое руководство стран Оси и будущих государств Антигитлеровской коалиции, что одной из главных составляющих грядущей войны станет противостояние в небе. В этой статье мы собрали самые знаменитые советские самолеты времен Великой Отечественной войны.

Истребители

© РИА Новости / Перейти в медиабанкСоветский истребитель И-16

И-16

В конфликтах, которые разворачивались в тридцатые годы XX века, основными боевыми самолетами в СССР были разработанные в КБ Поликарпова И-15. В 1934 в эксплуатацию поступила новая модель – И-16, прозванная советскими летчиками «ишачок». В испытаниях истребителя участвовал Валерий Чкалов.

Самолет стал одним из самых распространенных в годы войны – всего было выпущено более десяти тысяч И-16. С эксплуатации его сняли только в 1944 году. Самолет считался сложным в управлении из-за задней центровки и малых размеров, но демонстрировал исключительные для того времени скоростные качества. Тем не менее, к моменту начала войны «ишачок» уступал более современным немецким моделям.

CC BY-SA 3.0 / Mike1979 Russia / Ла-7 Одномоторный одноместный истребитель-моноплан Ла-7

CC BY-SA 3.0 / Mike1979 Russia / Ла-7

Ла-7

Ла-7 поступил на фронт только в 1944 году, полностью вытеснив более раннюю модель Ла-5. При этом самолеты, разработанные под руководством Семена Лавочкина, активно использовались советской авиацией в годы войны.

ЛаГГ-3, который поступил на вооружение переде началом Великой Отечественной имел ряд недостатков. Двигатель был недостаточно мощным, а применение плохо изученной дельта-древесины значительно утяжеляло самолет. При этом модель обладала хорошей выживаемостью. Замена мотора, которую произвели на Ла-5, который поступил на вооружение вместо ЛаГГ-3 в 1942 году, позволила устранить имеющиеся недостатки.

Однако наиболее удачной моделью, произведенной под руководством Лавочкина во время войны, считается Ла-7. Это один из лучших истребителей своего времени. Он сумел сохранить маневренность и живучесть предыдущих моделей, но улучшенная аэродинамика позволяла ему развивать большую скорость. Всего до конца Второй мировой было выпущено более 5700 таких истребителей. На Ла-7 летали легендарные советские пилоты Иван Кожедуб и Алексей Маресьев.

© РИА Новости / Михаил Воскресенский / Перейти в медиабанкСоветский одномоторный самолет истребитель-бомбардировщик Як-9 на постоянной экспозиции

Як-9

Самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны стал Як-9. Его производство началось в 1942 году и до 1948 года было произведено около 17 тысяч таких машин. На вооружении он состоял до 1950 года. Истребитель считался очень удобным в управлении, что и вызвало такую его популярность.

При этом самолет мог дать достойный отпор машинам люфтваффе. Его главным противником считался Мессершмит Bf-109. Одним из главных достоинств советского истребителя была способность модифицироваться для выполнения поставленных боевых задач.

Штурмовики

© РИА Новости / Перейти в медиабанкШтурмовик-бомбардировщик «Ил-2»

Ил-2

«Летающий танк», «бетонный самолет», «черная смерть» — все это прозвища Ил-2, самого массового боевого самолета в истории. За годы войны было произведено 36183 самолета.

Изначально модель планировалось сделать двухместной, но в таком варианте бронированный самолет был очень тяжелым и медленным. В условиях конкуренции с другими КБ Ильюшин принял решение создать одноместную модификацию, которая позволяла сэкономить на броне для второго стрелка, и за счет этого приобретала в скорости. Позднее была выпущена двухместная модель с местом для бортового стрелка, однако оно было плохо защищено броней. Устранить этот недостаток удалось только в более поздней модели – Ил-10.

При этом потери Ил-2 были достаточно высокими: одноместные модели было плохо защищены от атак истребителей противника. Но даже размещение бортового стрелка не проблемы выживаемости штурмовиков. Поскольку они активно использовались для поражения наземных целей, им приходилось долгое время проводить под огнем зенитной артиллерии вермахта.

Бомбардировщики

CC BY-SA 2.0 / Alan Wilson / У-2Бомбардировщик У-2

CC BY-SA 2.0 / Alan Wilson / У-2

У-2

У-2 был одни из самых старых самолетов, использовавшихся во время Второй мировой. Изначально он создавался как учебный самолет, но в годы войны его активно использовали для решения боевых задач. В 1943 году на фронте действовало около 70 авиаполков, оснащенных У-2. За все время производства было выпущено около 33 тысяч самолетов.

Самолет использовался преимущественно для ночных бомбардировок. Это было обусловлено тем, что летать У-2 мог достаточно низко, а при приближении к цели приглушал мотор и становился почти незаметным. Днем же такой самолет мог стать легкой добычей для истребителей противника и зенитчиков.

Именно У-2 стоял на вооружении у 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, полностью состоявшего из женщин. За этими летчицами закрепилось данное немцами прозвище «ночные ведьмы».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкСамолеты Пе-2 на бомбометании

Пе-2

Разработка самого массового пикирующего бомбардировщика СССР началась перед войной. Всего было выпущено более 11 тысяч таких самолетов. Модель применялась до окончания Второй мировой.

Помимо непосредственных задач бомбардировщика, самолет также применялся для разведки. При этом наличие хорошего оборонительного вооружения делало его трудной целью для вражеских истребителей, хотя сам самолет особой живучестью не отличался.

 

История советского самолётостроения. Часть 2

  • История советского самолётостроения. Часть 1.

Усиление вооружения (тяжёлые пулемёты и лёгкие пушки) на самолётах стало следствием роста скоростей, при которых время для обстрела вражеского самолёта резко сократилось, а также появления более прочных металлических конструкций самолётов, бронезащиты пилота и протектированных топливных баков. Протектирование баков, а также практика их заполнения инертными газами стали одними из средств повышения живучести самолёта. В состав баков входил резиновый слой, который расширялся при пробитии бака и препятствовал вытеканию горючего и его возгоранию. Кроме того, советская военная доктрина отдавала предпочтение авиационным пушкам как эффективному средству борьбы с бомбардировщиками и наземными целями противника. Первый случай применения советских 20-мм пушек ШВАК был зафиксирован в конфликте на реке Халхин-Гол летом 1939 года.

Долгое время в Советском Союзе делалась ставка на нанесение мощного удара по территории агрессора при помощи бомбардировочной авиации. В 1937 году бомбардировщик был самым распространённым типом самолёта в ВВС РККА. Из 8139 находившихся на вооружении самолётов истребители составляли всего 2225, бомбардировщики — 2443. Однако с началом Второй мировой войны советское руководство бросило все силы на усиление истребительной авиации. К сожалению, советские самолётостроители по прежнему отставали от Англии, Германии и США в разработке и производстве авиадвигателей. Качественное моторостроение требует специальной стали и сплавов, а также высокоточных металлообрабатывающих станков и культуры производства, которыми промышленность СССР на тот момент в полной мере ещё не располагала. Проблема создания нового истребителя стояла так остро, что в разработке новых образцов истребителей приняло участие 12 конструкторских коллективов.

В 1940 году на вооружение советских военно-воздушных сил поступили три новых истребителя: Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Все они представляли собой одноместные скоростные монопланы с двигателями водяного охлаждения. Як-1 Александра Яковлева был самым лёгким и имел смешанную конструкцию. Фюзеляж состоял из сварных хромансилевых труб с дюралюминиевой (а за кабиной — с полотняной) обшивкой. Для экономии крыло сделали неразъёмным, что создавало проблемы при транспортировке. ЛаГГ-3 Лавочкина, Горбунова и Гудкова, достаточно живучий и в первых сериях мощно вооружённый, получился перетяжелённым из-за использования в конструкции дельта-древесины вместо дефицитного дюралюминия, что негативно сказывалось на скороподъёмности и маневренности истребителя. На нём, как и на Як-1, стоял двигатель М-105П (глубокая модернизация двигателя М-100 или лицензионного французского двигателя Hispano-Suiza 12Y). Более мощных моторов с водяным охлаждением на тот момент в СССР не существовало.

Третьим и самым массовым типом нового советского истребителя стал МиГ-3. Самолёт проектировался как высотный истребитель-перехватчик, на котором устанавливался двигатель АМ-35, снабжённый нагнетателем. В предвоенные годы существовала теория о том, что воздушные бои будут вестись на больших высотах. Реальность оказалась несколько иной, и основные воздушные схватки Великой Отечественной войны проходили на высотах до 4500 метров. По этой причине МиГ-3, демонстрировавший рекордную скорость в 640 км/ч на высоте более 7000 метров, оказывался весьма посредственной машиной у земли.

Основными типами вооружения советских истребителей во Второй мировой войне стали 7,62-мм пулемёты ШКАС и дополнявшие или заменявшие их 20-мм пушки ШВАК и 12,7-мм пулемёты УБС, реже 23-мм пушки ВЯ, 37-мм НС и даже 45-мм НС.

Практически всегда вооружение советских истребителей было синхронным, то есть стреляло через вращающийся винт или устанавливалось в развале цилиндров двигателя и стреляло через полый вал винта.

Начиная с 1942 года на смену советским истребителям, принятым на вооружение в 1940 году, начинают приходить их улучшенные модификации, с которыми советские пилоты позже сумеют завоевать превосходство в воздухе и выиграть войну. ЛаГГ-3 породил семейство Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, основным отличием которых от первоначальной модели стали более мощные двухрядные двигатели воздушного охлаждения М-82, М-82Ф и М-82ФН. Все они вели свою родословную от лицензионного американского двигателя Wright R-1820-F3. За Як-1 последовали более совершенные Як-7, Як-3 и Як-9. Модификация Як-3 с двигателем ВК-108 (один опытный образец) стала самым быстрым советским поршневым истребителем, показав на испытаниях скорость 745 км/ч.

Максимальная мощность истребителей во всех странах за годы войны возросла в среднем почти в два раза. В первую очередь это было достигнуто за счёт двух факторов: увеличения мощности двигателей и усовершенствования аэродинамики. Второй фактор являлся более важным, так как повышение мощности вызывало увеличение веса и расхода топлива. Улучшение формы несло куда большую выгоду. Проблема заключалась в том, что к началу Второй мировой войны внешняя форма летательных аппаратов, рассчитанных на скорость 500—600 км/ч, приближалась к совершенству. Поэтому большое значение приобрели мелкие аэродинамические усовершенствования, заключавшиеся в устранении или улучшении формы небольших выступающих в поток деталей, улучшенной внутренней герметизации планера и т. д. Сами по себе отдельные доработки приводили к минимальному эффекту, однако в сумме они приносили серьёзное улучшение аэродинамики и, как следствие, улучшение лётных характеристик.

Тщательное усовершенствование серийного самолёта нередко давало больший результат, чем разработка новой машины. Доработки, произведённые в 1942 году на истребителе Лa-5, имели следующий эффект: за счёт улучшения внутренней герметизации (капот, противопожарная перегородка и др. ) скорость машины возросла на 12,1 км/ч, внешней герметизации (швы капота, створки и т. д.) — на 11,7 км/ч, закрытия ниш шасси — на 6,2 км/ч, усовершенствования формы фонаря кабины — на 2,7 км/ч, уменьшения щелей на органах управления — на 2,3 км/ч; итого удалось добиться увеличения скорости на 35 км/ч.

В 1941 году советская бомбардировочная авиация считалось одной из самых многочисленных в мире. Основными типами самолётов были двухмоторные СБ (4607 единиц) и ДБ-3Ф (1622 единицы). В ходе войны самым массовым бомбардировщиком стал фронтовой пикировщик Пе-2 Владимира Петлякова. Изначально он проектировался как двухмоторный высотный истребитель «100» с герметизированной кабиной и турбокомпрессорами двигателей, но после знакомства советских специалистов с немецкой авиатехникой накануне войны выяснилось, что на вооружении люфтваффе отсутствуют дальние высотные бомбардировщики. Гермокабину и турбокомпресоры сняли, в фюзеляже оборудовали бомбоотсек и усилили оборонительное вооружение. Для увеличения боевой живучести гидравлические системы на Пе-2 были заменены разнообразным электрооборудованием.

Пе-2 имел автоматически отклоняемые решётки для облегчения вывода машины из пикирования. К сожалению, автомат вывода из пикирования на серийных машинах не ставился, ввиду сложности его производства. Небольшие размеры и хорошая аэродинамика позволяли бомбардировщику развивать скорость до 540 км/ч. Среди недостатков, полученных Пе-2 в наследство от его «истребительного» прототипа, стоит отметить узкий фюзеляж, из-за чего в бомбоотсек не помещались бомбы весом более 100 кг — их приходилось размещать на внешней подвеске. Нормальная бомбовая нагрузка составляла всего 600 кг, а дальность полета не превышала 1300 километров.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2, принятый на вооружение в 1942 году, изначально создавался в качестве бомбардировщика и имел более совершенную конструкцию. По схеме и максимальной скорости он был близок к Пе-2, однако его дальность полёта и бомбовая нагрузка были вдвое больше. Ту-2 мог нести в фюзеляже крупнокалиберные бомбы, имел более мощное стрелковое вооружение.

Хотя до 1950 года всего была построено 2331 единица Ту-2, до конца войны на фронт поступило всего 764 самолёта. Бомбардировщик прекрасно проявил себя в боевых условиях. Но основными классами самолётов в советских ВВС стали истребители и штурмовики. Первые завоёвывали превосходство в воздухе, вторые осуществляли поддержку войск на земле, где решался исход войны. В 1930-е годы в Советском Союзе предусматривалось использование двух типов штурмовиков: лёгкого — для уничтожения колонн, штабов и артиллерийских батарей — и тяжёлого двухмоторного — для борьбы с танками противника. В реальности единственным советским массовым специализированным самолётом-штурмовиком в 1941–1945 годах стал Ил-2 — самый многочисленный боевой самолёт в истории. Промышленность СССР выпустила более 36 тысяч этих машин. Разработка самолёта началась ещё до войны по личной инициативе авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Одна из трудностей создания штурмовика заключалась в том, что в СССР отсутствовали двигатели воздушного охлаждения, мощность которых дала бы ударному самолёту приемлемые лётные характеристики. Поэтому Ильюшин был вынужден проектировать штурмовик под мотор водяного охлаждения АМ-35 — самый мощный из производимых советской авиапромышленностью.

Но уязвимый для пуль и осколков двигатель требовал дополнительной защиты.

Чтобы минимизировать вес конструкции, Ильюшин решил отказаться от навесной брони самолёта, которую использовали его предшественники. Бронекоробка, защищавшая экипаж и важные агрегаты, параллельно воспринимала нагрузки от двигателя и подъёмной силы крыла. В результате бронированная передняя часть фюзеляжа длиной около 5,5 метров заменила собой обычную конструкцию. Штампованные бронелисты двойной кривизны толщиной от 4 до 8 мм, придавали фюзеляжу обтекаемую форму, что, во-первых, улучшало аэродинамику, а во-вторых, вызывало рикошетирование попадавших в него пуль и осколков снарядов, что повышало защиту самолёта. Общий вес брони составлял около 700 килограмм.

После замены высотного АМ-35 на АМ-38, имевшего большую мощность у земли, самолёт приняли к серийному производству. Он имел максимальную скорость 416 км/ч. Одноместный летал быстрее (450 км/ч), но без борт-стрелка, защищавшего хвост от атак истребителей, нёс большие потери.

Стандартный набор вооружения двухместного варианта включал две 20-мм пушки ШВАК или 23-мм ВЯ (иногда — 37-мм НС), два 7,62-мм пулемёта ШКАС на крыльях, один 12,7-мм пулемёт УБТ в задней кабине, 400 килограммов бомб во внутренних отсеках в центроплане и 4–8 неуправляемых ракетных снарядов калибра 82 или 132 мм под крыльями.

В 1941-1945 годах в СССР было произведено 96 520 самолётов всех типов, из них: 50 687 истребителей, 33 930 штурмовиков, 11 903 бомбардировщиков, а также 11 918 самолётов ПО-2. От американских и немецких машин советские самолёты отличала простота конструкции и технологии изготовления. На протяжении всей Второй мировой войны в советских самолётах широко использовалась древесина. Однако в условиях большой войны, эвакуации советской промышленности на восток и острой нехватки алюминия, приборов и целого ряда других материалов, моторов и оборудования, это оказалось важным преимуществом и облегчило массовое производство авиационной техники. К тому же советские самолёты зачастую строились в тылу руками малоквалифицированных рабочих: женщин и подростков — и при этом были вполне доступны для молодых летчиков, прошедших ускоренную подготовку. Советские авиаконструкторы сумели разработать модели авиатехники, которая не уступала иностранным образцам, а советская промышленность смогла наладить их выпуск в необходимом количестве. Но с 1945 года массовое военное производство уступает место созданию опытных самолётов. Начинается эра реактивной авиации.

Обсудить материал можно здесь.

Перейти к третьей части материала.

Справочник вооружения Рабоче-крестьянской Красной армии

Авиация

Як-1

Як-1 — советский одномоторный истребитель Второй мировой войны. Первый боевой самолёт, разработанный заводом №115 под управлением А.С. Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.

Бортовое вооружение — одна 20-мм пушка ШВАК для стрельбы через ось редуктора двигателя и два крупнокалиберных пулемёта Березина. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 569 км/ч (на высоте 4860 м). Высоту в 5000 м набирал за 5,7 мин.


ЛаГГ-3

ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Второй Мировой войны. Использовался в качестве истребителя, перехватчика, бомбардировщика, разведчика, производился в 1941-1944 гг. Один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед вторжением Германии на территорию СССР.

Руководителем проекта и начальником ОКБ-301 по созданию ЛаГГ-3 был В.П. Горбунов, oднако, самолёт назван по фамилиям не только руководителя проекта Горбунова В.П., но и его ближайших сотрудников: Лавочкина С.А. и Гудкова М.И.

Положительные качества: мощное вооружение на первых сериях, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов.

Недостатки: слабый двигатель и вследствие этого плохая тяговооружённость, недоработки конструкции из-за рекордно коротких сроков разработки, чрезмерный вес вследствие применения слабоизученного материала.


МиГ-3

МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны, основной ночной истребитель ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Прототип И-200, несмотря на принятие его к серийной постройке, не удовлетворял всем предъявляемым к нему требованиям. Прежде всего, нужно было значительно увеличить дальность полёта. Кроме того, был ещё ряд недостатков, главный из которых — штопор при больших углах атаки. Этот недостаток удалось устранить введением предкрылков. В ходе испытаний самолёта стал разрабатываться модифицированный тип, проходивший испытания в конце 1940 года.

Несмотря на значительный взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6000м он был по манёвренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолёт.


И-16

И-16 (в просторечии — «Ишак») — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в ОКБ советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку.

Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года.

Конструкторы намеренно сделали самолёт аэродинамически неустойчивым, исходя из популярной тогда гипотезы, что неустойчивая аэродинамика планера позитивно скажется на манёвренности истребителя в бою.


И-153

И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 1930-х — 1940-х годов.

Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием самолёта И-15. Основное отличие — убираемые шасси. Кроме того, многое в конструкции было пересмотрено. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы.

Во второй половине 1940 года началось переоборудование ранее выпущенных истребителей И-153 в штурмовики (с установкой направляющих для запуска РС-82).

К началу Великой Отечественной войны окончательно устарел и не мог, ввиду низкой скорости, догнать даже некоторые модификации бомбардировщиков, не говоря уже про истребители. Однако в начале войны применялся в качестве истребителя, в том числе в ПВО при обороне Москвы, а также в качестве лёгкого штурмовика.


Як-9

Як-9 — советский одномоторный истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением А.С. Яковлева. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.

Як-9 являлся продолжением истребителей Як-1 и Як-7. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 был во всех отношениях более совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолёта был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-1. Использование металла позволило, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолёта более мощным вооружением.

Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. Выпуск Як-9 на заводе №153 достигал 20 самолётов в день.

Самолет принимал участие во всех операциях, начиная со Сталинградской битвы. Все модификации истребителя обладали отличными лётно-техническими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям.


Ла-7

Ла-7 — советский одномоторный одноместный истребитель-моноплан. Является дальнейшим развитием самолёта Ла-5ФН. Разработан ОКБ-21 (г. Горький) под руководством С. А. Лавочкина.

В декабре 1943 года был построен первый прототип Ла-7. В воздух же он смог подняться только в конце января следующего года, 16 февраля поступил на государственные испытания, и 15 марта уже был принят на вооружение. Весной 1944 года новый истребитель под именем Ла-7 появился на фронте и к ноябрю полностью вытеснил с конвейера Ла-5ФН.

Ла-7 — один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками: высокая манёвренность и сильное вооружение. Считается, что он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Всего до конца Второй мировой войны было выпущено 5753 самолёта Ла-7.


Пе-2

Пе-2 (прозвище «Пешка») — советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Самый массовый бомбардировщик советского производства, всего выпущено 11500 единиц.

Разработка начата силами конструкторов и инженеров во главе с В.М. Петляковым в специальном КБ-29 в середине 1938 года.

Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя ВИ-100, Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском под управлением лётчиком-испытателем Стефановским П. М., по завершении испытаний начал выпускаться серийно в конце 1940 года.


Ил-4

Ил-4 (ДБ-3Ф) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина.

Является дальнейшим развитием ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси.

Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны.

По итогам первых двух лет эксплуатации самолёта в декабре 1938 была проведена конференция по обмену опытом, где представители ВВС отмечали, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87.


Ил-2

Ил-2 — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук.

Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «черной смертью».

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство.

Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе №18. Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах №1 и №30. Из общего количества Ил-2 (36 183 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве (завод №18) — 26 888 шт. Некоторое время в течение 1941-1942 годов самолёт выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.


9 Советские истребители времен Второй мировой войны

Когда мы говорим о советских боевых машинах времен Второй мировой войны, в основном речь идет о производстве танков. Но хотя именно здесь Советы добились наибольшего успеха, они также произвели широкий спектр истребителей для защиты Родины.

Лавочкин ЛаГГ-3

Построенный почти полностью из дерева, ЛаГГ-3 был временным самолетом, разработанным и введенным в действие, пока Лавочкин работал над более совершенными моделями.

Он плохо сравнивался с истребителями Оси, с которыми он сталкивался, уступая Messerschmitt Bf109.s, Focke-Wulf 190 и Macchi C.202, но он стал основой для гораздо более эффективного самолета.

ЛаГГ-3 серии А 66 перед взлетом

Лавочкин Ла-5

Ла-5 взял принципиальный планер ЛаГГ-3 и переделал его в нечто лучшее. Рядный двигатель В-12 был заменен 14-цилиндровым звездообразным двигателем Швестова М-82.

С нагнетателем и максимальной скоростью 403 миль в час (более 648 км/ч) это был огромный шаг вперед по сравнению с тем, что было раньше. Маневренный, быстрый и отзывчивый, он превзошел все, что было у Советов, а также большую часть оппозиции.

Подготовка Лавочкина Ла-5 ФН к взлету на аэродроме Брезно, сейчас в Словакии

Ла-5 сохранил деревянный корпус своего предшественника, чтобы сэкономить дефицитные материалы, необходимые для другого вооружения и техники. После полета в 1942 году его продолжали совершенствовать, поскольку инженеры использовали аэродинамику и снижение веса для улучшения характеристик самолета.

Лавочкин Ла-5, возможно в Курске. Фото: Неизвестно CC BY-SA 3.0

Несущий 20-мм пушки Ла-5 обладал огневой мощью, способной пробить броню противника и самогерметизирующиеся топливные баки. Деревянная рама могла быть уязвима, но так же были уязвимы и враги, столкнувшиеся с ее орудиями.

Лавочкин Ла-5 Советский истребитель «Красный 66» 21-го истребительного авиационного полка. Фото: Советская пропаганда – Русский мемориал, Ла-5, серия «Война в воздухе» №69 С.В. Иванов CC BY-SA 3.0

Микоян-Гуревич МиГ-3

Третий в серии истребителей, разработанных Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем, МиГ-3 оказал наибольшее влияние на Вторую мировую войну.

МиГ-3(65) Кабина. Фото: Александр Маркин CC BY-SA 2.0

Созданный на основе своего предшественника, малоэффективного МиГ-1, МиГ-3 получил улучшенные крылья, воздушный винт, броню и вооружение. У него была лучшая дальность полета, лучшая огневая мощь и лучшая защита пилота.

Советский самолет МиГ-3

У МиГ-3 еще были серьезные недостатки. Было трудно летать, и он относительно плохо работал на высоте ниже 5000 футов (1524 метра). Но на больших высотах он проявлял себя, и его высокая скорость представляла собой настоящий вызов самолетам Люфтваффе.

МиГ-3 в ангаре. Фото: Александр Маркин CC BY-SA 2.0

МиГи были выведены из боевых действий зимой 1942-43 гг., поскольку их сильно били улучшенные немецкие самолеты. Они были оставлены для непосредственной поддержки и разведки.

Операция «Барбаросса» — Уничтоженный российский самолет Микояна-Гуревича МиГ-3

Петляков Пе-3

Разработанный на основе пикирующего бомбардировщика, который сам был адаптирован из перехватчика, Пе-3 проектировался как многоцелевой истребитель. До немецкого вторжения было произведено всего 23 самолета, после чего производство пикирующих бомбардировщиков Пе-2 было изменено, и половина из них стала Пе-3.

Пе-3 нес две пушки в бывшем бомбоотсеке, одну в надфюзеляжной башне и либо еще две пушки, либо два пулемета в носовой части. Ощетинившийся вооружением, он стал важной частью советского инвентаря в начале войны, и около 300 из них поднялись в небо.

В отличие от большинства истребителей Второй мировой войны, Пе-3 имел спаренные двигатели, установленные в крыльях, а не один в фюзеляже.

Поликарпов И-15

Поднявшийся в воздух в 1933 году биплан Поликарпов И-15 был одним из лучших советских самолетов межвоенного периода. Во время гражданской войны в Испании он был экспортирован на сторону республиканцев и производился по лицензии на испанских заводах. Там он показал себя крепким истребителем, хорошо себя зарекомендовавшим против вражеских самолетов.

Построены тысячи И-15. Они использовались Советами против японцев и финнов, а также были отправлены в Китай для использования против Японии.

И-15бис РА-0281Г. Фото: Александр Маркин CC BY-SA 2.0

1000 все еще использовались, когда немцы вторглись в 1941 году. К настоящему времени они регулярно уступали вражеским монопланам, поэтому в основном использовались в штурмовых операциях. Все они были отозваны с передовой к концу 1942 года.

Самолет в ремонте на московском заводе во время Великой Отечественной войны. Фото: архив РИА Новости, снимок #59544 / Устинов / CC-BY-SA 3.0

Поликарпов И-16

Современник И-15, И-16 поднялся в воздух всего через несколько месяцев после своего собрата. Крошечный моноплан с деревянным фюзеляжем, это был один из самых инновационных истребителей начала 19-го века.30-х годов, хотя большая часть мира не видела этого до гражданской войны в Испании.

С максимальной скоростью, которая была на 70 миль в час (112 км/ч) выше, чем у его сверстников, высокой маневренностью и оснащением четырьмя пулеметами, это был отличный истребитель.

И-16 с китайскими опознавательными знаками, пилотируемый китайскими пилотами и советскими добровольцами

И-16 имел ту же карьеру, что и И-15. Он зарекомендовал себя в Испании, где его пилотировали как испанские, так и советские пилоты, прежде чем он выступил против японцев и финнов. Он все еще использовался в 1941 году, но к тому времени устарел и понес тяжелые потери в боях с немецкими самолетами.

Иногда во время вторжения отчаявшиеся советские пилоты использовали эти самолеты, чтобы таранить своих противников, а не сдаваться.

В 1943 году И-16 наконец-то был отозван с передовой, намного позже, чем это должно было быть.

Халхин-Гол, Советский И-16

Яковлев Як-1

Первоначально обозначенный как И-26, Як-1 был переименован в процессе производства. К моменту вторжения немцев было изготовлено всего несколько экземпляров, но он был спроектирован так, чтобы его строили как можно проще, и теперь началось массовое производство, и в конечном итоге было построено более 8700 экземпляров.

Прототип И-26 Як-1

Относительно быстрый и маневренный Як-1 иногда мог противостоять Мессершмитту Bf109. Это помогло русским догнать возможности Люфтваффе.

Яковлев Як-1 — советский истребитель времен Второй мировой войны. Выпускавшийся с начала 1940-х годов, это был одноместный моноплан композитной конструкции с деревянным крылом.

Яковлев Як-3

Разработанный на основе Як-1, Як-3 был быстрее, маневреннее и имел отличную скороподъемность. До линии фронта дошла 19 июля.44 и вскоре вступил в бой. В том же месяце звено из 18 Як-3 разгромило отряд из 30 немецких истребителей, убив 15 только за одну потерю.

Яколев, Як-3 в полете

Оснащенный пушками и пулеметами, Як-3 был смертоносным истребителем, который постоянно улучшался благодаря более совершенным двигателям.

Яковлев Як-9

Разработанный параллельно с Як-3, Як-9 был запущен в производство в октябре 1942 г. и тем самым опередил Як-3 в действии. Это был еще один успех этой линейки истребителей, эффективных в бою и обладающих все более впечатляющей дальностью полета.

Сохраняя свою форму, конструкция корпуса со временем менялась: в нем использовалось больше алюминия, чтобы сделать его легче и прочнее.

Прочтите еще одну историю от нас: Великие истребители Второй мировой войны — Як-3 и Як-9 в фотографиях

Русский Яковлев Як-9. Фото: ddindy CC BY-NC-ND 2.0 Бесплатные польские эскадрильи, а также советские летчики. Он продолжал использоваться до 1950-х годов, когда он был использован в Корейской войне.

Истребители, которые защитили — и выжили — СССР

При любом упоминании советских или российских истребителей сразу вспоминается одно название: «МиГ». На самом деле, для большинства людей это слово является синонимом российского истребителя, так как название «Зеро» когда-то было для японского истребителя. Конечно, не все российские истребители — МиГи, как и не все японские истребители — «Зеро», но эти названия стали настолько распространенными, что стали почти синонимами истребителей своих стран.

«МиГ» на самом деле не является названием компании или даже физического лица. Это была аббревиатура имен двух советских авиаконструкторов: Артема Микояна и Михаила Гуревича, и их партнерство в итоге изменило облик военной авиации — в Холодную войну и после нее.

В Советской России самолеты строят вас

В Советском Союзе авиационная промышленность работала по-другому. Самолеты не были продукцией компаний. Вместо этого они были разработаны инженерами, работающими в государственных опытно-конструкторских бюро или ОКБ. После того, как проект самолета был выбран для производства, он был передан государственному заводу для серийного производства. Конструкторы не работали на заводе и не имели никакого отношения к его руководству.

В течение 19В 30-е годы Микоян и Гуревич были авиационными инженерами, работавшими в ОКБ Николая Поликарпова, создавшем некоторые из наиболее важных советских самолетов 1930-х годов, в том числе учебно-тренировочный По-2, а также И-5, И-15 и И-15. -16 истребителей. Однако Поликарпов впал в немилость в 1939 году из-за отказа его прототипа истребителя И-180, а также из-за недавней командировки в Германию, в которую он был направлен в попытке приобрести немецкую авиационную технику. Пока Поликарпов был в Германии, Гуревич представил аванпроект высотного истребителя под названием И-200. Он создал собственное конструкторское бюро в партнерстве с Микояном, чей старший брат был высокопоставленным чиновником в политуправлении Иосифа Сталина. Они взяли с собой многих сотрудников Поликарпова. Первоначально известное как ОКБ-155, новое конструкторское бюро впоследствии было переименовано в МиГ по инициалам двух ведущих инженеров.

ПОЛУЧИТЕ ВЕЛИКИЕ СКАЗКИ ИСТОРИИ — ПРЯМО В СВОЙ ВХОДЯЩИЙ ЯЩИК

Подпишитесь на нашу Historynet сейчас! информационный бюллетень о лучшем из прошлого, доставляемый каждую среду.

Перед Второй мировой войной: большие надежды

Когда в 1939 году на горизонте маячила война, И-200 МиГа стал приоритетным проектом. Это должен был быть высотный истребитель со скоростью 417 миль в час, потолком 39 370 футов и дальностью полета 621 миля. Впервые совершив полет в апреле 1940 года, новый самолет разогнался до 400 миль в час на высоте более 22 000 футов и оказался самым быстрым советским истребителем из когда-либо созданных.

К сожалению, у него также были проблемы с маневренностью и устойчивостью. В результате, после того как было построено всего около 100 экземпляров первоначальной версии МиГ-1, она была заменена улучшенной версией, известной как МиГ-3.

Частный МиГ-3 на авиашоу в 2020 году. (Фото: Анна Зверева)

Вторая мировая война: оружие военного времени Истребители МиГ-3 во время вторжения Германии в Советский Союз 19 июня.41. МиГ-3 был самым быстрым из трех и обладал лучшими высотными характеристиками, но поскольку воздушная война над Россией быстро переросла в основном в тактический конфликт на малых и средних высотах, МиГ-3 редко имел возможность работать с максимальной выгодой. МиГ-3 также был сложнее в управлении, чем его аналоги, и требовал опытных пилотов, которых в то время не хватало.

Однако самым важным фактором, повлиявшим на производство МиГ-3, был его двигатель Микулина, который был востребован для использования в бронированном штурмовике Ильюшина Ил-2 «Штурмовик».

«Красной Армии Ил-2 нужен как воздух или хлеб», — заявил сам Сталин. «Я требую большего!»

В результате производство МиГ-3 было прекращено в 1942 г. после постройки 3422 машин.

Тем не менее, МиГ-3 сыграли большую роль в обороне Москвы во время воздушных боев над этим городом в 1941 и 1942 годах. Почти половину советских истребителей, участвовавших в обороне Москвы, составляли МиГ-3. Многие из них были потеряны из-за того, что их часто использовали во время ночных перехватов, для которых МиГ-3 не был ни спроектирован, ни оборудован, а летающие на них пилоты не были подготовлены для этой роли.

Присоединение к реактивному обществу после Второй мировой войны

Хотя МиГ создал несколько новых моделей во время Второй мировой войны, ни один из них не продвинулся дальше стадии прототипа. Лишь к концу войны конструкторское бюро окончательно раскрепостилось, создав нечто совершенно новое.

Советскому Союзу было ясно, что Красные ВВС отстали в технологиях реактивных самолетов, поскольку немцы, британцы и американцы уже имели действующие реактивные истребители. Сталин потребовал от своих конструкторских бюро как можно быстрее создать реактивные истребители. Конкурирующие конструкторские бюро придумывали разные способы удовлетворения этой потребности. С одной стороны, Александр Яковлев, который был заместителем министра авиации, помимо того, что возглавлял собственное авиаконструкторское бюро, просто прикрепил немецкий реактивный двигатель Junkers Jumo 004 на свой существующий поршневой истребитель Як-3, чтобы создать реактивный истребитель Як-15. .

МиГ, с другой стороны, начал с чистого листа бумаги, чтобы спроектировать совершенно новый реактивный истребитель. Получившийся МиГ-9, оснащенный двумя турбореактивными двигателями BMW 003, стал замечательным достижением для реактивного истребителя первого поколения, созданного за очень короткое время инженерами, впервые применившими совершенно новую технологию.

МиГ-9 в 1946 году. (Фото: Умейо)

Як против МиГа

И Як-15, и МиГ-9 были готовы к летным испытаниям 24 апреля 1946 года. Порядок первых полетов был определен подбрасывание монеты, в результате чего МиГ-9стал первым советским реактивным истребителем, совершившим полет. С самого начала было ясно, что МиГ-9 лучше. Оба истребителя были заказаны в производство, но этот подбрасывание монеты стало предзнаменованием, поскольку с этого дня МиГ затмил Як в качестве главного производителя советских истребителей.

Тем не менее, у МиГ-9 было несколько проблем. Во-первых, стрельба из вооружения из двух 23-мм пушек и одной 37-мм пушки, дула которых выступали перед воздухозаборником, могла вызвать возгорание двигателей. Тем не менее, эти неисправности были в конечном итоге устранены, и в общей сложности 59Было построено 8 МиГ-9.

Рекомендуется для вас

Холодная война: победа над Западом

Следующий реактивный истребитель МиГ привлек внимание всего мира. Эта история началась в 1946 году, когда британское правительство предоставило Советскому Союзу разрешение на производство новейшего реактивного двигателя Rolls-Royce Nene. Сообщается, что даже Сталин был удивлен этой оплошностью. Хотя соглашение предусматривало, что двигатель не будет использоваться в военных целях, начало холодной войны быстро аннулировало это соглашение.

Итак, МиГ получил указание начать разработку нового реактивного истребителя с двигателем Климов РД-45, советской версией Нене. Впервые совершивший полет 30 декабря 1947 года, новый МиГ также отличался стреловидным крылом, приобретенным в Германии. Легко превзойдя своего прямокрылого конкурента Як-19, новый истребитель был заказан в серию как МиГ-15. Когда в 1950 году разразилась война в Корее, МиГ-15 вызвал такой же сильный шок у западных авиаторов, как и японский «Зеро» десятилетием ранее. Вооруженный двумя 23-мм пушками и одной 37-мм пушкой, МиГ-15 имел максимальную скорость 669 км/ч.миль в час и мог превосходить большинство западных истребителей по набору высоты и маневренности, и только F-86 Sabre мог противостоять ему на равных.

Пилот управляет старинным самолетом МиГ-17 российского производства во время воздушной демонстрации авиашоу 2010 Airpower Over The Midwest Airshow на базе ВВС Скотт, штат Иллинойс. (Фото: старший сержант Скотт Стуркол, Командование воздушной мобильности по связям с общественностью)

В 1950 году МиГ представил усовершенствованную версию МиГ-15, МиГ-17, которая заменила его на производственной линии. Хотя для Корейской войны было слишком поздно, МиГ-17 стали широко использоваться Советским Союзом, а также союзниками, такими как Китай и Северный Вьетнам. Предположительно, некоторые МиГ-17 до сих пор находятся на вооружении ВВС Северной Кореи. В общей сложности около 28 000 МиГ-15 и МиГ-17 были построены и использовались военно-воздушными силами не менее чем 36 различных стран.

Холодная война: переход на сверхзвук

Очередная попытка МиГа, МиГ-19, впервые поднялась в воздух в 1952 году и была принята на вооружение в 1955 году. Это был первый советский сверхзвуковой реактивный истребитель. Оснащенный парой турбореактивных двигателей Туманский РД-9Б с тягой 7100 фунтов, МиГ-19 развивал максимальную скорость 1,35 Маха и мог сравниться с последними «истребителями века» ВВС США середины 1950-х годов. Хотя МиГ-19 якобы трудно летать, всего было построено 2172 МиГ-19, не считая около 4500 экземпляров, произведенных по лицензии в Китае. Их использовали многие спутниковые воздушные силы, в том числе Северного Вьетнама.

МиГ-19С в Чешской Республике в 2007 г. (Фото: Джерри Ганнер)

В 1950-е годы летно-технические характеристики самолетов были беспрецедентно улучшены. Замена МиГ-19 была бы необходима, если бы советские военно-воздушные силы должны были поддерживать паритет с новым поколением истребителей Mach 2, таких как Phantom II, F-8 Crusader, Mirage, English Electric Lightning, F-104 Starfighter и F -5 Борец за свободу.

16 июня 1955 года МиГ поднял в воздух первый прототип нового реактивного истребителя, который почти во всех отношениях мог сравниться с западными противниками — МиГ-21. Сочетая в себе небольшие треугольные крылья, расположенные посередине, и обычное хвостовое оперение, МиГ-21 не был похож ни на один другой реактивный истребитель в мире и в конечном итоге стал почти таким же вездесущим, как автомат АК-47. Оснащенный одним реактивным двигателем Туманского с тягой от 7000 до 14000 фунтов, МиГ-21 развивал максимальную скорость 2,05 Маха и был вооружен одной 23-мм пушкой и четырьмя К-13 или четырьмя К-13. восемь ракет класса «воздух-воздух» Р-60. Всего 13,896, было построено больше МиГ-21, чем любого другого истребителя Mach 2, и он использовался военно-воздушными силами не менее 44 различных стран. Не в последнюю очередь среди них был Северный Вьетнам, где МиГ-21 стал настоящим бедствием для американских летчиков, летающих над их воздушным пространством.

Двухместный учебно-тренировочный вариант румынского МиГ-21 выруливает со взлетно-посадочной полосы после тренировочного вылета в Кампиа-Турзий, Румыния, 2015 г. (фото ВВС США/штаб-сержант Армандо А. Швир-Моралес)

Холодная война: 3 Маха Истребители

В начале 1960-х одним самолетом, который МиГ-21 явно не мог перехватить, был North American B-70, стратегический бомбардировщик со скоростью 3 Маха, разрабатываемый для ВВС США. Хотя программа B-70 в конечном итоге была отменена после того, как было запущено всего два прототипа, Советы отнеслись к угрозе достаточно серьезно, чтобы приказать МиГу разработать перехватчик специально для противодействия ей. Результатом стал МиГ-25, поистине гигантский одноместный истребитель, который при весе почти 81 000 фунтов и высоте более 82 футов был больше, чем многие стратегические бомбардировщики времен Второй мировой войны.

Оснащенный парой Туманских реактивных двигателей Р-15Б с тягой 22 500 фунтов каждый, МиГ-25 развивал скорость 2,85 Маха и потолок более 67 000 футов, который он мог достичь за девять минут. Некоторые МиГ-25 также достраивались как скоростные разведчики.

Несмотря на списание B-70, МиГ-25 воспринимался как серьезная угроза стратегическому разведывательному самолету ЦРУ Lockheed SR-71. Всего было выпущено 1186 МиГ-25, не считая дополнительных 519.улучшенной версии под названием МиГ-31, представленной в 1980-х годах. Говорят, что МиГ-25 был последним проектом, над которым работал Михаил Гуревич перед уходом на пенсию.

Индийский МиГ-25 в полете. (Фото: ВВС Индии)

Холодная война: гибкие истребители 1960-х и 1970-х годов

МиГ-21 доказал свою эффективность, но у него были ограничения. К началу 1960-х годов Советскому Союзу требовался более универсальный самолет, который можно было бы использовать как истребитель класса «воздух-воздух» или истребитель-бомбардировщик. Новому истребителю требовалось усиленное вооружение, электронное оборудование и топливо для большей дальности полета. Поскольку носовой воздухозаборник МиГ-21 ограничивал размеры устанавливаемых радиолокационных датчиков, на новом самолете требовались боковые воздухозаборники. Новейший МиГ также получил еще одно новшество для МиГа: поворотное крыло с изменяемой геометрией для оптимизации характеристик в различных режимах полета. 900:03 Советский самолет МиГ-23 «Флоггер», вид справа. Точная дата выстрела неизвестна. (Фото: Министерство обороны)

МиГ-23, совершивший первый полет в 1967 году, поступил на вооружение в 1970 году. Он выпускался в различных модификациях, включая бронированный штурмовик МиГ-27. Всего было изготовлено 6122 МиГ-23 и МиГ-27, которые использовались не менее чем в 37 различных военно-воздушных силах. Артем Микоян умер в 1969 году, так что МиГ-23, вероятно, был последней разработкой МиГа, в разработке которой он участвовал.

Несмотря на отсутствие двух своих основателей, КБ МиГ продолжало разрабатывать новые современные истребители. Их следующий новый продукт, МиГ-29, впервые поднялся в воздух в 1977 году, явно предназначался для противодействия последнему поколению американских истребителей, главным образом F-15 Eagle, F-16 Falcon и F-18 Hornet. Поступив на вооружение в 1982 году, несмотря на некоторые конструктивные проблемы, было изготовлено более 1600 МиГ-29. Их используют более 30 стран.

МиГ-29 ВВС Германии взлетает с канадской базы ВВС Колд-Лейк в 2001 году. (Фото: Национальная гвардия ВВС США, технический сержант Винсент де Гроот, 185-й истребительный авиаполк)

МиГи После СССР

В 1978 году МиГ стал рестайлинговым «Микоян». После распада Советского Союза ОКБ было преобразовано в корпорацию и вошло в состав Московского авиационного производственного объединения. В 1990-е годы они разработали новый реактивный истребитель пятого поколения, первоначально известный как МиГ-1.42, а затем МиГ-1.44.

Однако фирма, похоже, плохо приспособилась к новым капиталистическим методам, поскольку после десятилетия работы, в результате которой был создан только один летный прототип, разработка МиГ-1.44, по-видимому, была прекращена. В настоящее время единственная программа, которой, по-видимому, занимается Микоян, — это разработка улучшенного МиГ-29.известный как МиГ-35.

В последние годы место МиГа как ведущего разработчика российских истребителей, похоже, узурпировал конкурирующий Сухой. Тем не менее, наследие МиГов и их место в истории авиации надежно закреплено за более чем полувековым пребыванием на вершине одной из самых конкурентных иерархий в авиации: производителей высокопроизводительных реактивных истребителей.

МиГ-35. (Фото: Правительство России)

журналы historynet

Наши 9 самых продаваемых исторических изданий содержат подробное повествование и знаковые образы, чтобы привлечь внимание и рассказать о людях, войнах и событиях, которые сформировали Америку и мир.

подпишитесь сегодня

Все, что вы всегда хотели знать о советских боевых самолетах времен Второй мировой войны (но боялись спросить) с автором Эдвардом Уордом , написал книгу о советской военной авиации Второй мировой войны. Мы нашли время, чтобы расспросить Эда о советских боевых самолетах и ​​прочих извращениях.

Какой самый большой миф или заблуждение о советской авиации во Второй мировой войне?

«Есть несколько распространенных на Западе в основном из-за скудости информации, доступной во время Холодной войны, времени, когда разгром советской техники вообще, даже исторически, был политически целесообразным. В то же время точно по той же причине советские власти преуменьшали подвиги западных самолетов на вооружении СССР. Впоследствии правда отфильтровывается, но старые мифы упорствуют. Хорошим примером является P-39 Airacobra, самолет, отвергнутый Королевскими ВВС и нелюбимый ВВС США. Подсунутые впоследствии СССР, в большинстве справочников годами указывалось, что Р-39добился определенного успеха на Восточном фронте в роли штурмовика благодаря своему тяжелому вооружению. Теперь мы знаем, что «Аэрокобра» никогда не использовалась в штурмовых подразделениях и использовалась только для завоевания превосходства в воздухе, в чем она преуспела. На самом деле он был настолько хорош, что заменил Spitfire на вооружении несколькими единицами, что ошеломило бы британских и американских пилотов. Причина несоответствия в опыте заключалась в том, что P-39 оказался, в значительной степени случайно, идеально подходящим для боевых условий, в которых он был задействован. Р-39Основным недостатком было то, что его высотные характеристики были плохими, на Востоке это не имело значения, так как большая часть боя происходила на средних и малых высотах, а на этих высотах «Аэрокобра» была быстрой и очень хорошо управлялась — это не совпадение, что P- 39 выиграл первый послевоенный приз Томпсона против гораздо более популярных Мустангов, Тандерболтов и Лайтнингов. Он был очень надежным и прочным, легким в управлении, а его трехопорное шасси хорошо подходило для суровых полей, на которых ему приходилось действовать, и советские пилоты оценили его как эквивалентный или превосходящий современные модели Bf 109.и Fw 190 в воздушном бою. Григорий Речкалов совершил 48 из своих 54 подтвержденных «сбитий» на P-39, что является наивысшим результатом среди всех пилотов, летающих на самолетах американского производства во время Второй мировой войны, и его уменьшительное прозвище Кобрушка «Маленькая кобра» дает некоторое представление привязанности, которую он породил. Ничто из этого не было широко известно до недавнего времени».

Какие три советских типа были самыми важными и почему?

«Трудно сказать однозначно, но я бы выбрал истребители Як, Ильюшин Ил-2 Штурмовик и Поликарпов У-2/По-2. Яки были самым важным типом истребителя Восточного фронта, который постоянно совершенствовался на протяжении всей своей жизни и производился в безумном количестве (около 40 000). Ил-2 стал символом советской авиации в той мере, в какой он дал название (очень хорошему) авиасимулятору в 21 веке, а также служит идеальной демонстрацией советской фиксации на авиации как на тактическом расширении его сухопутные войска. У-2/По-2 является самым производимым бипланом всех времен и, кроме того, что он является отличным учебно-тренировочным и универсальным самолетом по образцу «Тигрового мотылька», что еще важнее, он служил особенно советским «легким бомбардировщиком-вредителем». Сводящий с ума атакующий, нанесший небольшой материальный ущерб, но постоянно действовавший над немецкими позициями ночью, был практически неуловим и его невозможно было обнаружить (заходы на посадку обычно производились с выключенным двигателем и, следовательно, в виртуальной тишине). Немецким солдатам редко удавалось хорошо выспаться, и его психологический эффект невозможно переоценить. Для шовинистической немецкой армии тот факт, что многие из этих ужасающих атак были совершены женщины были почти невероятными и привели к их прозвищу Nachthexen — Ночные ведьмы. Немцы также скопировали советскую тактику, создав собственные учебные бипланы. Позже этот же самолет стал печально известен как «Чарли в постели» времен Корейской войны, на этот раз нарушивший сон американцев».

Ты знаешь, что хочешь этого! Оформите предзаказ на Hush-Kit Book of Warplanes Volume 2 сегодня

Насколько важным был Ил-2?

«Одновременно невероятно важно, но не так важно, как все думали в то время, если это не заходит слишком далеко на территорию когнитивного диссонанса. Атака Ил-2 была ужасающим и деморализующим опытом, но, как и в случае с Тайфуном на Западе, его фактический разрушительный эффект был переоценен, особенно при атаке ракетами. Но ведь все неуправляемые ракеты военного времени были ужасающе неточны. Но у Ил-2 была второстепенная роль в качестве своего рода иконы — подобно «Спитфайру» в Великобритании, он стал символом специфически советской борьбы с захватчиками и, как вы, вероятно, знаете, был построен в большем количестве, чем любой другой боевой самолет в Великобритании. истории (вроде как — истребители Як все более или менее одинаковы, но считаются отдельными типами, если их всех считать одним и тем же самолетом, то они являются самыми производимыми боевыми самолетами всех времен)».

Эдвард также создал этот превосходный дизайн советского Спитфайра специально для Hush-Kit

Каков стереотип о советских самолетах времен Второй мировой войны и насколько он верен?

«Западный стереотип, я полагаю, состоит в том, что плохо построенный, примитивный, вероятно, устаревший самолет, который может добиться успеха против намного превосходящих немецких машин только за счет большого количества. Это неправда, хотя, как и в большинстве стереотипов, в его основе есть крупица правды, которая сильно преувеличена. Дело в том, что советским самолетам, особенно в начале войны, не хватало многих усовершенствований, присущих сопоставимым современным самолетам. Например, на ранних МиГ-3 не было даже указателя уровня топлива. При описании одних и тех же технологий, используемых русскими, а не западными союзниками, также наблюдалась отчетливая предвзятость времен холодной войны. Использование композитной деревянной конструкции, например, на de Havilland Mosquito, например, обычно представляется совершенно охренительным, но использование композитной деревянной конструкции (по тем же причинам) особенно в советских истребителях обычно служит доказательством их примитивности. Бойцы Лавочкина, например, использовали «дельта древесину» — композиционный деревянный материал, состоящий из слоев березовой полосы, скрепленных бакелитовой пленкой, причем этот материал был и заметно прочнее любого необработанного дерева, и огнестойким. И крыло, и фюзеляж были покрыты напряженной обшивкой из бакелитовой фанеры, что свело к минимуму использование стали и алюминия в планере. Особенно в СССР в начале войны была огромная нехватка стали».

Какой был лучший советский истребитель войны и чем он отличался от своих немецких/британских/американских аналогов?

«Это жребий между поздними Яками и Лавочкиным Ла-7, учитывая, что один из них — легкий истребитель с рядным двигателем, а другой — несколько более тяжелая радиальная машина, это отражает ситуацию в Германии с Bf 109 и Fw 190, а также американские Р-51 и Р-47. Существует общая корреляция с изящным Spitfire и тяжеловесным Typhoon/Tempest. Со статистической точки зрения все советские истребители были заметно меньше и намного легче своих современников, особенно Яки. Оба типа были очень высоко оценены за управляемость как советскими летчиками, так и летчиками-испытателями из других стран, даже у немцев были хорошие отзывы о них в этом отношении. С точки зрения производительности, скажем, в середине 1944, и Ла-7, и Як-3 начинают появляться массово и весьма выгодно отличаются от лучших мировых. Ла-7 развивает скорость 423 мили в час на максимальной высоте, а Як — 447 миль в час. Для сравнения, Tempest V развивает скорость 427 миль в час, Spitfire XIV — 448 миль в час, P-47D — 428 миль в час, а P-51D — 437 миль в час. С другой стороны, 109G-10 способен развивать скорость 428 миль в час, а Fw 190D-9 — 440 миль в час, так что все они находятся в одном и том же диапазоне скорости, хотя все они достигают этого на разных высотах. Tempest, вероятно, был лучшим истребителем западных союзников на малых и средних высотах, поэтому его можно сравнивать напрямую. Советские истребители не могут сравниться с другими по высотным характеристикам, но это не имеет значения для условий их эксплуатации. В вооружении, наверное, самая большая разница, Ла-7 имеет две 20-мм пушки ШВАК, а Як-3 только одну, подкрепленную двумя 12,7-мм пулеметами БС. Советские истребители всегда имели вооружение, которое другие страны считали неадекватным. По дальности оба советских типа отстают от своих союзников, хотя специальный дальний Як-9DD был разработан для сопровождения с дальностью действия 1300 миль, так что это не полный переход, поскольку это то же самое, что и дальность действия P-51D (с подвесными баками), истребителя, известного своими длинными ногами».

Эдвард Уорд разработал эту футболку специально для Hush-Kit.

Каковы были самые сильные и слабые стороны советских самолетов?

«Как и большинство стран, Советы построили ряд самолетов, которые обладали различными сильными и слабыми сторонами, но одна область, в которой они несколько отставали, была в технологии двигателей. Например, Климов М-105, устанавливаемый на все истребители Як, был, по сути, потомком Hispano-Suiza 12Y, и его выходная мощность была сравнительно скромной по сравнению с Merlin, хотя оба они начинались примерно в одном классе мощности к 19 годам.45 самые совершенные Климовы выдавали около 1300 л.с., а Мерлин предлагал 2000 л.с. и более. Советские рядные двигатели никогда не могли сравниться по надежности с западными двигателями также из-за более низкого качества сборки. Радиальные были лучше, но поскольку все они были разработаны на основе американских разработок 1930-х годов (например, Shvetsov Ash-82 происходит от циклона Райта), нельзя не думать, что они немного жульничали. Напротив, советская аэродинамическая наука, возможно, была лучше, чем на Западе. В СССР так и не нашли особого применения P-47, которые им прислали по ленд-лизу, считая его аэродинамически примитивным, но они были поражены его качеством сборки, а конструкция силовой установки интенсивно изучалась. Советы были совершенно счастливы копировать лучшие части самолетов других стран — они купили Ju 88 и Dornier 215 в Германии до вторжения Гитлера, и Ju 88, в частности, значительно повлиял на конструкцию Ту-2».

Повлиял ли дизайн советских самолетов на дизайн самолетов других стран?

«Честно говоря, немного. Или, по крайней мере, не напрямую. Можно утверждать, что впечатляющий полет Поликарпова И-16 над Испанией стимулировал быструю и очень успешную разработку Мессершмитта 109, но тот факт, что это был первый в мире свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси, по-видимому, остался практически незамеченным, когда он появился в начале 30-х гг. Справедливости ради, советская авиация особо не вылезала. Позже Як-3 имел достаточно впечатляющие боевые характеристики, чтобы спровоцировать генеральную директиву Люфтваффе «избегать» боя с ним ниже 5000 метров (что более или менее исключало все боевые действия на Восточном фронте), но немцы никогда не пытались подражать русский самолет, пусть и неохотно впечатленный им. Япония приобрела ЛаГГ-3, но не придавала ему большого значения, что было вполне разумно, поскольку ЛаГГ был довольно ужасным самолетом».

Почему так много боев на низком уровне на Восточном фронте?

«Ответ прост: ни одна из сторон не была особенно заинтересована в стратегических бомбардировках (хотя обе немного занимались ими), а в воздушной войне на Востоке столкнулись две величайшие тактические воздушные силы, которые когда-либо видел мир. Напротив, основным направлением действий авиации союзников на западе от битвы за Британию до дня «Д» были стратегические бомбардировки, эффективная противовоздушная оборона вынуждала бомбардировщики действовать все выше и выше, чтобы выжить, и поэтому она стала относительно высотной. театр. Но если вы посмотрите на то, что 9th AF и 2 TAF действовали на западе, начиная с дня «Д», вы видите, что возникает аналогичная ситуация, что и на востоке, много малых тактических ударов малой дальности с помощью истребителей-бомбардировщиков и интенсивное использование средних бомбардировщиков. Неслучайно самым массовым бомбардировщиком, поставляемым в Советский Союз по ленд-лизу, был Douglas A-20. Это было не то, чего ожидали планировщики в СССР, о чем свидетельствует крупносерийное производство МиГ-3, специализированного высотного перехватчика. Бедный старый МиГ затем приобрел себе довольно плохую репутацию, поскольку использовался почти исключительно в бою на высоте, для которой он не был предназначен, что кажется довольно несправедливым».

Насколько важна была советская авиация для поражения Германии?

«Короткий ответ — очень. Было ли это так же важно, как авиация Запада? Трудно сказать. Обычно считается, что Восточный фронт поглотил примерно 80% военных усилий Германии в целом, но это неравномерно распределено между боевыми силами. Если вы посмотрите на статистику потерь немецких самолетов, то увидите, что в зависимости от того, что происходит в любой момент времени, есть пики и спады, общее правило состоит в том, что потери распределяются (очень) примерно пополам между востоком и западом. Советские военно-воздушные силы вначале воевали в численном и качественном отставании, но отечественные самолетостроительные мощности были огромны (немецкая разведка катастрофически недооценила их), огромное количество западных самолетов поставлялось в СССР фактически бесплатно, а подготовка летных экипажей значительно улучшилась из-за темноты. дни 1941 на следующие четыре года. К 1945 году Красная Армия была, возможно, самой эффективной общевойсковой боевой силой в мире, и нельзя отрицать разрушительный эффект, который авиация сыграла в ее окончательной победе».

Так Россия бомбила Берлин? Что это за история?

«Как и все в межвоенный период, СССР был одновременно сильно взволнован и ужасно обеспокоен потенциалом дальних бомбардировок. Советы разработали впечатляющий Туполев ТБ-3 в начале тридцатых годов, стратегический бомбардировщик, опередивший свое время, но затем, казалось, в значительной степени забыли о стратегических бомбардировках. ТБ-3 еще стоял на вооружении в 1941, но выглядел явно запоздалым в зубах и берлинской миссии, хотя в пределах дальности полета ТБ-3, вероятно, оказался бы самоубийственным для неуклюжего Туполева с фиксированным шасси. Тем не менее было решено, что в первые месяцы Великой Отечественной войны Берлин необходимо подвергнуть бомбардировке в качестве меры для поднятия морального духа и для того, чтобы доказать немцам, что Советы могут нанести ответный удар в ответ на бомбардировку Москвы люфтваффе. Как ни странно, первыми самолетами, сделавшими это, были морские бомбардировщики-торпедоносцы Ильюшина ДБ-3Т Краснознаменного флота, поскольку командующий советской морской авиацией С.Ф. Жаворонков предложил нанести бомбовый удар по Берлину и сформулировал план в течение 19 июля.41. Адмирал Кузнецов одобрил план, и 7 августа 1941 г. пятнадцать ДБ-3Т вылетели с балтийского острова Эзель у берегов Эстонии. Пять самолетов бомбили Берлин, остальные атаковали второстепенные цели. Немецкое радио сообщило, что налет был совершен британской авиацией, и заявило, что пять самолетов были сбиты. На самом деле никто не был потерян (один самолет разбился при посадке). Дальнейшие налеты были совершены в течение следующих недель, и в течение августа экипажи двух морских эскадрилий совершили 86 самолето-вылетов, 33 раза бомбили Берлин, сбросив 311 бомб общим весом 36 050 кг. Берлин впервые посетил четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 10 августа 19 г.41, и Советы регулярно бомбили столицу Германии, а также другие города на протяжении всей войны. Уровень потерь был ошеломляюще низким по современным меркам — в 1942 году на каждые 106 вылетов терялся один Пе-8 (позже ситуация стала еще хуже), но количество задействованных самолетов было жалким, никогда не было более 30 действующих Пе-8. любое время и усилия советских бомбардировщиков были практически неизвестны остальным до сравнительно недавнего времени. Тот факт, что у меня есть книга под названием «Бомбардировочная война союзников 1939-45’ (опубликовано в 1992 г.), и в нем не упоминается ни одна советская миссия или самолет ни на одной из его 207 страниц, что весьма показательно».

Какой ваш любимый советский самолет и почему?

«Он меняется почти ежедневно. Однако у меня всегда была склонность к боевикам Поликарпова. Мне нравятся округлые самолеты, а И-16, И-15 и И-153 уж точно не гладкие. Пока скажу И-153 Чайка. Мне нравится, что это истребитель-биплан, но он заменил истребитель-моноплан на фронте, и с эстетической точки зрения он уникален, биплан с убирающимся шасси и крылом чайки, который во многих ракурсах напоминает бочку».

Расскажите нам о своей книге

«Это простой учебник по советским самолетам времен Второй мировой войны, часть серии технических руководств, опубликованных Amber Books. Выпускник Hush Kit Томас Ньюдик написал немецкие статьи в этой серии. Мне нравится думать о нем как о современном эквиваленте тех превосходных маленьких путеводителей по Саламандрам 1980-х годов. Несмотря на то, что он относительно компактный, я надеюсь, что у меня там есть несколько забавных самородков, надеюсь, есть самолеты, о которых вы никогда не слышали (кто-нибудь, Ще-2?) и некоторые сюрпризы: возможно, первый в мире винтокрыл, участвовавший в боевых действиях? Я также старался подходить к каждому типу непредвзято, обращаться к русским источникам, а не просто повторять штампы, выдумки и недомолвки, которые я снова и снова читал в (западных) книгах моего детства. Да, и хотя он называется «Русский самолет Второй мировой войны», на самом деле это советский самолет, но издатель сообщил мне, что слово «советский» заставляет людей автоматически думать о холодной войне, и кто я такой, чтобы спорить?»

Что я должен был у тебя спросить?

«Сколько советских самолетов сконструировали заключенные? — ответ много. Моя следующая книга посвящена немецким самолетам времен Первой мировой войны, и это на удивление приятно, что мне не приходится иметь дело с конструкторами, брошенными в ГУЛАГ или расстрелянными из-за того, что их самолет не сразу стал идеальным».

ПРОДОЛЖАЙТЕ ЭТОТ САЙТ, ПОДДЕРЖИВАЯ НАС НА PATREON 

В Hush-Kit Book of Warplanes будут представлены лучшие фрагменты с этого сайта, а также эксклюзивные новые статьи, взрывные фотографии и великолепные сделанные на заказ иллюстрации. Оформите предзаказ The Hush-Kit Book of Warplanes здесь 9.0094 . Спасибо.  Наш спорный магазин товаров находится здесь и наш аккаунт в Твиттере здесь @Hush_Kit. Подпишитесь на нашу рассылку здесь. Hush-Kit Book of Warplanes будет включать в себя лучшие нарезки с этого сайта, а также эксклюзивные новые статьи, взрывные фотографии и великолепные сделанные на заказ иллюстрации. Оформите предзаказ The Hush-Kit Book of Warplanes здесь.

Какой самолет вам больше всего нравится и почему?

ФОТО: BAE SYSTEMS

«Блэкбернский поморник: британский поморник, немного интересный в своем роде и обладавший большим потенциалом в первые дни своего существования, но в конечном итоге несовершенный, устаревший и медлительный».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта