+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Стратегический бомбардировщик белый лебедь: максимальная скорость самолета стратегического назначения Белый лебедь, технические характеристики, модернизация

0

Сирийский дебют «Белого лебедя» — Армия и ОПК

Ровно год назад, 17 ноября 2015-го, стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М Воздушно-космических сил РФ (ВКС РФ) впервые участвовал в боевых действиях. Удары по террористам в Сирии нанесли самолеты самой совершенной версии, оснащенные новейшими стратегическими крылатыми ракетами Х-101.

Мощь «стратегов» поразила Запад, потому что долгое время считалось, что российская авиация не способна воевать вдали от своих границ.

Применяя сверхзвуковой «стратег» Ту-160 в войне с террористами, мы демонстрируем миру мощь и эффективность современного вооружения и военной техники, боевое мастерство летчиков. И это опровергает те западные СМИ, которые называют нашу армию колоссом на гнилых ногах

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Именно благодаря успехам ВКС РФ в военной операции в Сирии в 2015 году было принято решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2 и перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

История «лебедя»

Ту-160 (Blackjack — по классификации НАТО) является самым большим в мире военным самолетом в своем классе — его вес около 300 тонн. За белоснежную окраску и грациозный полет «стратег» получил неофициальное название «Белый лебедь». Первый полет машина совершила 18 декабря 1981 года, на вооружение поступила спустя шесть лет. Сейчас в составе дальней авиации ВКС России около 16 машин.

Максимальная скорость — 2230 км/ч, практическая дальность — 14 600 км, практический потолок — 16 000 м. Экипаж — четыре человека. Вооружение — до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Ракетоносец оснащается четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой (ТРДДФ) НК-32. Машина имеет изменяемую геометрию крыла, построена по схеме «интегральный низкоплан». Продолжительность полета — до 15 ч (без дозаправки).

Продолжение

В 2014 году первый полет совершил модернизированный бомбардировщик, спустя год российская военная авиация получила первую такую машину. В отличие от своих предшественников Ту-160М могут применять не только ядерное, но и обычное высокоточное вооружение повышенной мощности. До 2020 года ожидается поступление десяти таких машин.

Серийный выпуск новых Ту-160М2, согласно заявлению Минобороны РФ, должен начаться в 2023 году. Первый полет модернизированного «стратега» может состояться уже в конце 2018 года.

По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, фюзеляж и летно-технические характеристики Ту-160 сохранятся, но начинка и система вооружения кардинально изменятся. Также будет увеличена дальность полета на 1000 км благодаря обновленной версии двигателя.

По составу бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения боевая эффективность самолета возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним.

Боевое крещение

Ту-160, которые изначально предназначались для нанесения ядерных ударов, сегодня стали универсальным оружием, способным применяться в различных локальных войнах. Для этого у них есть все необходимое.

Это различные свободнопадающие бомбы (он может брать их на борт до 40 тонн), кассетные боеприпасы, морские мины, а также крылатые ракеты нового поколения Х-555 и Х-101, способные поражать на больших дальностях (свыше 2000 км для Х-555 и 4500–5500 км для Х-101) как стратегические, так и тактические цели на земле и на море

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

В ходе первого боевого вылета два стратегических бомбардировщика Ту-160 выпустили в сумме 16 новейших крылатых ракет Х-101. Все они успешно поразили указанные цели, а самолеты благополучно вернулись на авиабазу Энгельс.

‘Минобороны России’

Ракеты Х-101 класса «воздух—поверхность» обладают исключительными характеристиками, являясь самыми совершенными в линейке российских крылатых ракет. С помощью Х-101 бомбардировщики могут поражать ключевые объекты противника, не входя в его воздушное пространство.

Разработчикам ракет удалось совместить два важнейших технических параметра: точность и дальность поражения. Х-101 способна уничтожить цель с точностью до нескольких метров, а дальность ее полета составляет около 4500 км. Причем на такую дальность они могут доставить осколочно-фугасные, кассетные или объемно-детонирующие боевые части.

Ракета может летать на предельно малых высотах — от 30 м — с огибанием ландшафта местности, что делает ее незаметной для РЛС противника. Стартовая масса ракеты оценивается в 2400 кг. Крейсерская скорость — до 1000 км/ч.

Каждый из Ту-160 способен нести до 12 таких ракет.

После эффективного применения в Сирии Х-101 появится и на других самолетах. На военном параде 9 Мая в Москве впервые были продемонстрированы технически обновленные дальние бомбардировщики Ту-95МС (по кодификации НАТО — «Медведь»). Как писали «Известия», они прошли модернизацию и способны также нести крылатые ракеты большой дальности Х-101.

Сложная судьба Ту-160 (часть 1)


Ту-160 — один из немногих, если не единственный боевой самолет СССР, информация о котором просочилась в прессу за несколько лет до его постройки. Еще в 70-х годах в ходе переговоров ОСВ-2 Л.И.Брежнев упомянул о том, что в Советском Союзе в противовес американскому В-1 проектируется новый тяжелый бомбардировщик. Других подробностей, кроме того, что производить его станет специально реконструируемый для этой цели авиазавод в Казани, не сообщалось.

Минуло несколько лет. 25 ноября 1981г. самолет готовился к испытаниям на аэродроме ЛИИ в подмосковном г. Жуковском (Раменское). Машина стояла на газовочной площадке рядом с двумя Ту-144. В таком окружении она и была запечатлена на первом опубликованном на Западе фото. Пресса спекулировала на том, что самолет преднамеренно, в пропагандистских целях был выставлен под объективы американских разведывательных спутников (предполагалось, что снимок получен из космоса). Действительность же оказалась куда более прозаичной: снимок сделал один из пассажиров самолета, садившегося на расположенный рядом аэродром Быково. С момента публикации бомбардировщик получил кодовое название Ram-P (Ram — от названия Раменское) и код НАТО — Blakjack. Под этими именами миру был представлен самый тяжелый бомбардировщик всех времен.

Создание

История Ту-160 берет свое начало в 1967 г. В ходе конкурса на стратегический бомбардировщик, который курировал главком Дальней Авиации (ДА) генерал-полковник В. В. Решетников, первыми появились проекты ОКБ П.О.Сухого (Т-4МС) и В.М.Мясищева (М-20). Однако ОКБ Сухого, не без давления со стороны главкома ВВС П.С.Кутахова, вскоре сконцентрировало усилия на своей традиционной продукции — истребителях и тактических ударных самолетах. На втором этапе к конкурсу подключилось ОКБ А.Н.Туполева с проектом Ту-160. «Фирма» Мясищева выступила с новой разработкой — М-18, но в очередной раз возрожденный коллектив не имел реальных сил реализовать столь масштабную программу. Поэтому, несмотря на симпатию к М-18 со стороны В.В.Решетникова, победителем конкурса стала команда Туполева.

Валентин Близнюк — главный конструктор Ту-160

Ту-160 «Валентин Близнюк»

Ее успех был в значительной мере предопределен предыдущими наработками туполевцев в тяжелобомбардировочной авиации и наличием подходящей производственной базы, которой не располагали соперники, поэтому сам конкурс проектов носил в значительной степени условный характер.

Впрочем, решение было вполне обоснованным: при всей смелости проекты Мясищева не были достаточно проработаны, а сама «фирма» располагала весьма ограниченными возможностями. Экспериментальный машиностроительный завод был образован на основе летно-доводочной базы в Жуковском, занимавшейся до этого только сопровождением испытаний, и позже даже проверку прочности грузового «Атланта» пришлось вести в Новосибирске. Решением МАП материалы по проектам М-18/20 передали ОКБ Туполева для использования в работе над Ту-160 (к слову, Ту-160 в окончательном варианте и М-18 на первый взгляд отличаются разве что количеством основных стоек шасси — у М-18 их было три).

В начале 1975 г. ОКБ, возглавляемое Алексеем Андреевичем Туполевым, приступило к разработке эскизного проекта самолета. На этой фазе бомбардировщику присвоили шифр «изделие 70» и внутрифирменное обозначение «К». Первый вариант Ту-160 имел аэродинамическую схему «бесхвостка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа и представлял собой попытку «дешево и сердито» приспособить под новые задачи задел предыдущих проектов: бомбардировщика Ту-135 (нереализованного) и пассажирского Ту-144.

Но такой подход вел к созданию однорежимного самолета, то есть оптимизированного под конкретные значения скорости и высоты полета. Это не отвечало требованиям ВВС, оговаривавшим широкий диапазон возможностей будущей машины — от скоростного полета у земли при прорыве к цели до продолжительного крейсерского на высоте. Поэтому начались работы над вариантом Ту-160М (позже букву М убрали) с крылом изменяемой геометрии. На этом этапе огромную роль сыграл ЦАГИ, с которым туполевцы имели традиционно тесные связи, и в первую очередь Г.С. Бюшгенс и Г.П. Свищев (в 1975 г. за работы по этой теме они были удостоены Государственной премии СССР). Однако крыло изменяемой геометрии для столь тяжелого самолета весьма сложно в реализации. Его применение на Ту-160 требовало качественных изменений технологии производства. Для этой цели была сформирована специальная Государственная программа новых технологий в металлургии, непосредственно координируемая тогдашним министром авиапромышленности П.В.Дементьевым.

Модель бомбардировщика М-18

Общую схему и параметры крыло «семидесятки» унаследовало от Ту-22М. Но его конструктивно-технологическое решение для втрое более тяжелой машины, естественно, существенно отличалось: пятилонжеронные консоли Ту-160, собранные из семи монолитных панелей (четырех снизу и трех сверху), подкрепленных только шестью нервюрами, навешивались на шарнирные узлы мощнейшей центропланной балки — цельносварного титанового «хребта», вокруг которого строился весь самолет. В буквальном смысле слова «узким местом» стал узел навески хвостового оперения: в условиях небольшой строительной высоты требовалось разместить шарниры крепления цельноповоротной части киля и стабилизатора, а также мощнейшие гидроприводы (по расчетам, управление многометровыми плоскостями оперения требовало семитонных усилий).

Несмотря на отказ от прямого развития схемы Ту-144, некоторые использованные на нем конструктивно-технологические достижения нашли применение и на Ту-160. К их числу относятся элементы интегральной аэродинамической компоновки, объединившей фюзеляж и наплывную часть крыла в единый агрегат. Такая компоновка решила триединую задачу -обеспечила высокое весовое совершенство, улучшила несущие свойства и позволила, благодаря большим внутренним объемам, разместить значительную массу груза и топлива. В итоге при близких к Ту-95 габаритах Ту-160 на 50% тяжелее.

Предельное «обжатие» форм Ту-160 достигнуто также благодаря рациональной конструктивной компоновке (для уменьшения миделя фюзеляжа отсек передней стойки шасси размещен за кабиной экипажа, а не под ней, как на В-1, основные стойки при уборке укорачиваются). Снижению аэродинамического сопротивления способствуют большое удлинение фюзеляжа и плавные обводы его носовой части с сильно скошенными лобовыми стеклами (вначале прорабатывалась установка отклоняемого носового обтекателя по типу Ту-144). Эти меры облегчили достижение заданных скорости и дальности полета и… сделали самолет очень изящным.

Ту-160 стал первым отечественным серийным тяжелым самолетом, на котором применена электродистанционная система управления (известная на Западе как «fly by wire» — полет по проводам), позволившая реализовать «электронную устойчивость» с полетной центровкой, близкой к нейтральной. В результате возросла дальность полета, улучшилась управляемость, снизились нагрузки на экипаж в сложных ситуациях. Другим элементом новизны при проектировании планера и силовой установки Ту-160 стало значительное внимание, уделявшееся снижению радиолокационной и инфракрасной заметности самолета (т.н. технология «стелс»).

Сборка модели-прочностного аналога Ту-160 в масштабе 1:3 на ММЗ «Опыт», 1976-1977 г.г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.) http://militaryrussia.ru

Кабина экипажа изнутри в процессе постройки первого экземпляра Ту-160 — самолет 70-01, 1977 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.) http://militaryrussia.ru






Сборка фюзеляжа первого экземпляра Ту-160 — самолета 70-01 в цехе ММЗ «Опыт» (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.) http://militaryrussia.ru

В 1977 г. находящемуся в Куйбышеве* ОКБ Н.Д.Кузнецова специально для Ту-160 были заказаны двигатели («изделие Р», позднее НК-32). При их проектировании «фирма» использовала опыт создания НК-144, НК-22, НК-25, уделив особое внимание снижению ИК-излучения и расхода топлива. В 1980 г. начались испытания НК-32 на летающей лаборатории Ту-142М (двигатели размещались в обтекаемой гондоле под «брюхом» носителя). Серийное производство НК-32 началось одновременно с Ту-160 — в 1986 г.

Компонуя двигатели на Ту-160, конструкторы начали со схемы, принятой на Ту-144 (четыре двигателя в едином пакете под задней частью центроплана, что позволяло использовать возникающие под крылом косые скачки уплотнения для увеличения аэродинамического качества сверхзвукового полета). Однако такая схема приводила к чрезмерным потерям полного давления в длинных воздушных каналах, а индивидуальное регулирование воздухозаборников в некоторых случаях вызывало их негативное взаимовлияние. Невысокой оказалась и надежность «плотной связки» двигателей — авария или пожар одного из них могли вывести из строя остальные. Главной же причиной разноса их по бокам в две двухдвигательные гондолы стала необходимость освобождения места для бомбоотсека, по праву занявшего положение вблизи центра масс. Интересно, что гондолы рассматривались как с горизонтальным, так и с вертикальным (один над другим) расположением двигателей. Был даже построен натурный макет воздухозаборника с двумя каналами, огибавшими балку центроплана сверху и снизу. Такое решение обеспечивало достижение лучших аэродинамических параметров и наибольшее снижение заметности, но технологические трудности и сомнения в уровне боевой живучести вертикальной «связки» двигателей не позволили реализовать этот вариант. Всего в аэродинамических трубах ЦАГИ прошли продувки 14 вариантов компоновки силовой установки.

Один из прототипов Ту-160 в ЛИИ

На начальном этапе работ по самолету тему курировал А.А.Туполев, а с 1975 г. главным конструктором бомбардировщика назначили В.И.Близнюка, который активно участвовал в создании Ту-22 и Ту-144. Его заместителями стали Л.Н.Базенков и А.Л.Пухов. Большую работу по тематике Ту-160 провели: начальник летно-испытательной базы В.Т.Климов (ныне — генеральный директор АНТК им.А.Н.Туполева), инженер по проведению испытаний А. К.Ящуков, главный инженер опытного завода ОКБ в Москве А.Можейков, директор авиазавода в Казани В.Копылов. Огромный вклад в создание изделия «70» внесли ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ, объединения «Труд», «Радуга», «Электроавтоматика», МИЭА и другие отраслевые институты и предприятия (всего более 800 организаций).

Защита эскизного проекта состоялась в середине 1976 г., после чего началась постройка макета бомбардировщика. На этом этапе заявлялись следующие характеристики:

— дальность без дозаправки с нагрузкой 9 т — 14000-16000 км;

— максимальная высота полета — 18000-20000 м;

— максимальная бомбовая нагрузка — 40000 кг;

— максимальная масса топлива — 162200 кг.

В качестве основного ракетного вооружения Ту-160 предполагались две ракеты большой дальности Х-45 (по одной в каждом грузоотсеке) либо 24 ракеты малой дальности Х-15 (по 6 на каждой из четырех револьверных установок МКУ-6-1). Эти варианты вооружения и определили габариты грузоотсеков, причем главную роль сыграли большие размеры Х-45 (длина — 10,8 м, высота в сложенной конфигурации — 1,92 м, стартовая масса — 4500 кг, дальность — 1000 км, скорость — 9000 км/ч). Объем каждого из грузоотсеков (43 куб.м) получился в точности равен объему грузоотсека Ту-95.

По иронии судьбы от применения Х-45 отказались уже на этапе макета, отдав вслед за США предпочтение новому оружию — крылатым ракетам. Такая ракета Х-55 имела большую, чем Х-15, длину, что потребовало создания новой револьверной установки МКУ-6-5У.

В конце 1977 г. был утвержден макет Ту-160, и в Москве при широкой кооперации с Казанью началась постройка трех прототипов. Первый из них, обозначенный «70-01», предназначался для летных испытаний, но не оснащался бортовым оборудованием в полном объеме. Самолет «70-02» служил для статиспытаний, а «70-03» стал практически полным аналогом серийной машины.



Первый экземпляр Ту-160 — самолет 70-01 на базе ЛИИ в Жуковском в период начала испытаний (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.) http://militaryrussia.ru

Второй лётный экземпляр

Третий серийный самолёт, на хранении в ЛИИ

Испытания

Во второй половине ноября 1981 г. машина «70-01» начала пробные рулежки на аэродроме в Жуковском (при опробовании двигателей перед второй пробежкой она и была сфотографирована). Летчиками-испытателями были Б.И.Веремей, С.Т.Агапов, В.Н.Матвеев, Е.С.Павлов и М.М.Козел. Первый полет Веремей выполнил в пятницу 18 декабря 1981 г. в преддверии 75-летнего юбилея Л.И.Брежнева. Сегодня конструкторы отрицают прямую связь с этой датой, утверждая, что взлет ко дню рождения «вождя» случаен. Это похоже на правду т.к. в истории советской авиации многие самолеты совершили первый вылет именно в декабре, что связано с закрытием годовых планов предприятий. Еще более прозаичной причиной «урожайности» декабря на первые полеты является ясная зимняя погода, приходящая на смену осенним дождям и туманам (уместно напомнить, что и Ту-144 впервые поднялся в воздух в последний день года — 31 декабря 1968 г). Зная дату юбилея, руководство вполне могло лишь подкорректировать день первого вылета. Как бы то ни было, в задании на 18 декабря значилась лишь скоростная пробежка (уже после посадки летчик докладывал, что «машина сама попросилась в воздух»). Полет по кругу прошел успешно, а виновник торжества Веремей вскоре получил Звезду Героя.

Ту-160 в полете, стреловидность крыла 20°, механизация выпущена

Самолет «70-01» испытывался несколько лет, служил для доводки аэродинамики машины и снятия летных характеристик. На нем в феврале 1985 г. впервые был преодолен звуковой барьер. Внешне от серийных машин он отличался незначительно, а внутренним оборудованием — куда больше. С туполевским «здоровым консерватизмом» на нем установили уже отработанное серийное приборное и радиооборудование, отложив неизбежные проблемы с доводкой сложной электроники на последующие этапы испытаний. Помимо отсутствия части бортовых комплексов, некоторые элементы конструкции были сделаны из материалов-заменителей. Именно трудности с получением новых конструкционных материалов и проблемы с технологией их обработки стали главной причиной задержки постройки второго летного экземпляра «70-03», который впервые поднялся в воздух только 6 октября 1984 г. От первой «семидесятки» машина отличалась и внешне: на ней «вылизали» аэродинамику, в особенности обводы носовой части (С. М.Егер говорил: «Самолет обтекается с носа!»). В октябре взлетел и третий Ту-160 — первая машина казанской сборки.

Всего на испытания вывели 8 самолетов двух опытных серий. Первый этап заводских и госиспытаний проводился на летно-доводочной базе ОКБ в ЛИИ, по мере расширения программы подключился НИИ ВВС и его полигон в Ахтубинске (Владимировка), место которого было в свое время выбрано благодаря все тем же подходящим погодным условиям (число ясных «летных» дней на Нижней Волге достигает 320 в году). Испытательной бригадой военных летчиков Ту-160 руководил Л.И.Агурин, а ряд полетов провел будущий начальник НИИ ВВС Л.В.Козлов, «вылетавшийся» в испытатели из «дальников».

Бескрайние заволжские степи как нельзя лучше подходили для отработки основного ударного вооружения Ту-160 -автономных крылатых ракет Х-55 с дальностью полета до 3000 км. При их пусках бомбардировщик сопровождал спецсамолет Ил-76 — командно-измерительный пункт, принимавший телеметрическую информацию с борта Ту-160 и самой ракеты, а также следивший за ее полетом. Несколько раз при отказах и сбоях в системе управления Х-55, когда она становилась «чересчур самостоятельной» и сходила с маршрута, опасно приближалась к границам полигона, приходилось подавать команду на ее подрыв. При пусках на большую дальность Х-55 продолжала идти к цели уже после посадки самого самолета. Точность ее попадания (круговое вероятное отклонение от цели) удалось довести до 18-26 м.

Большого внимания потребовала доводка радиоэлектронных систем самолета — прицельно-навигационного комплекса (ПрНК) «Обзор-К» и, особенно, бортового комплекса обороны (БКО) «Байкал», пришедшего на смену стрелковым установкам — непременному атрибуту прежних бомбардировщиков. «Байкал» позволяет обнаружить средства ПВО противника, засечь их положение, заглушить помехами или поставить за самолетом завесу из ложных целей. Элементы БКО испытывались на радиотехнических полигонах под Оренбургом и в Средней Азии. В целом на госиспытаниях к середине 1989 г. Ту-160 совершил 150 полетов, из 1 них 4 с пусками Х-55СМ, причем один — с одновременным сбросом ракет из обоих грузоотсеков.

Производство

Как уже упоминалось, серийные самолеты собирались в Казани. Формально они имели обозначение Ту-160С (серийный), но в практике — Ту-160. Казанский завод образовался в 1941 г. на базе эвакуированного московского авиазавода № 22 и местного завода №124. Его основной продукцией после войны были тяжелые самолеты, созданные в ОКБ А.Н.Туполева: Ту-4, Ту-22 и Ту-22М. В настоящее время Казанское авиационное производственное объединение им. СП. Горбунова выпускает пассажирские самолеты Ту-204.

Производство Ту-160 потребовало постройки новых специализированных цехов, ориентированных на технологию новой машины. На заводе появилось уникальное оборудование для изготовления композитных и сотовых панелей, штамповки и фрезеровки крупногабаритных деталей, в том числе 20-метровых монолитных плит переменной толщины из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов, что позволило уменьшить число стыков в конструкции самолета, снизить массу и повысить ресурс. Колоссальная центропланная балка крыла длиной 12,4 м и шириной 2,1 м фрезеровалась из двух титановых половин, верхней и нижней, затем сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами («ноу-хау» казанского завода ). Эти операции приходилось проводить ночью — иначе работа мощнейшего оборудования оставляла без электроэнергии полгорода.

В строю

Первые серийные Ту-160 начали службу в мае 1987 г. Они поступили на вооружение 184-го гвардейского Полтавско-Берлинского Краснознаменного тяжелобомбардировочного авиаполка, базирующегося в Прилуках Черниговской области. В годы Великой Отечественной войны среди других частей полк выделялся боевыми успехами, а после ее окончания оставался элитным подразделением ВВС СССР. Он первым освоил стратегический бомбардировщик Ту-4, затем имел на вооружении различные модификации Ту-16, а в 1984 г. в полку появились Ту-22МЗ. Для Ту-160 аэродром в Прилуках был реконструирован, полоса упрочнена и удлинена до 3000 м.

Осваивать Ту-160 строевым летчикам предстояло, не дожидаясь завершения госиспытаний, которые грозили затянуться из-за большого объема работ и числа зачетных полетов. Решение об опытной эксплуатации этого самолета (по существу, войсковых испытаниях) давало возможность вести опережающее использование его, выявляя в повседневной работе дефекты и нарабатывая опыт для других полков, которые вслед за лидером получали бы новые бомбардировщики. Разумеется, опытная эксплуатация предъявила повышенные требования к профессионализму летчиков и техников. Обычно переучивание личного состава проводится в Рязанском учебном центре ДА, на этот раз пришлось изучать самолет непосредственно в цехах Казанского авиазавода.

В полдень 25 апреля 1987 г. в Прилуках приземлилась первая группа из двух Ту-160, которую привел Козлов. Один из самолетов принадлежал к опытной второй серии, второй был головным в войсковой серии. Перегон к месту базирования прошел без проблем, а на аэродроме, помимо традиционной хлеб-соли, летчиков ожидало несметное количество «секретчиков» и особистов, брошенных на охрану новой техники.

Через две недели, 12 мая 1987 г., Козлов «обкатал» новый самолет с Прилукского аэродрома, а 1 июня состоялся вылет строевого экипажа командира полка В.Гребенникова. Вслед за ним Ту-160 в воздух поднимали Н.Студитский, В.Лежаев и А.С.Медведев, известный в полку как «ас Медведев» — он и принял командование первым отрядом этих машин.

Для ускорения освоения самолета (и сбережения ресурса) в полку оборудовали тренажерный зал. Чтобы с максимальной отдачей использовать имеющуюся пару машин и подготовить достаточное число летчиков, через кабину выходившего на полеты Ту-160 «пропускались» несколько сменявших друг друга экипажей, ожидавших своей очереди у края ВПП.

Самолет понравился летчикам. Белоснежная машина оказалась очень «летучей», легкой в управлении, обладала отличными разгонными качествами и скороподъемностью («сама шла вверх»), устойчиво держалась на малых скоростях, что упрощало посадку (минимальная скорость равнялась 260 км/ч и была даже ниже, чем у Ту-22МЗ). Однажды стотонной тяги двигателей даже хватило для взлета с выпущенными по невниманию интерцепторами. Самолет вяло, но шел вверх, зато после их уборки рванул так, что летчики «едва не продавили кресла». При выходе на опасные режимы срабатывали система предупреждения и автомат ограничений, не допускавшие грубых ошибок летчиков.

Отношение к Ту-160, окрещенному «гордостью нации» (бытовало и «камбала» — за своеобразный «анфас» с пучеглазой кабиной), было очень уважительным, а его полеты обставлялись с должным вниманием: чтобы избежать засасывания в воздухозаборники мусора с земли, самолетам в первые месяцы не разрешалось рулить на старт самостоятельно. Запустив сначала на тщательно выметенной площадке двигатели и выведя их на режим малого газа, самолеты буксировали тягачом, впереди которого двигалась шеренга солдат, собиравших камешки и ветки, а саму ВПП перед полетами едва не мыли.

На стоянке Ту-160 обнаружил своеобразную особенность: при сложенных консолях крыла (положение 65°) он легко мог сесть на «пятую точку», и вернуть его в нормальное положение было затруднительно. Пришлось на земле оставлять крыло в положении минимальной стреловидности 20°, хотя при этом Ту-160 увеличивался в размахе и занимал больше места.

На взлете Ту-160, 184-й Гвардейский ТБАП, Прилуки, октябрь 1991 г.

Внутренняя часть закрылка при увеличении стреловидности крыла складывается, образуя аэродинамический гребень

Более серьезных мер потребовало обнаружение весной 1988 г. неподалеку от Прилук замаскированного под пень контейнера с аппаратурой, прослушивавшей радиопереговоры и фиксировавшей работу радиотехнических систем самолетов. Его владельцы пожелали остаться неизвестными, а Ту-160 получили своего рода «намордники» — чехлы из металлизированной ткани, закрывавшие на земле носовой обтекатель РЛС и не пропускавшие наружу излучение (они же защищали технический экипаж от высокочастотного облучения во время опробования самолетного оборудования).

К концу 1987 г. полк имел укомплектованный отряд из десяти Ту-160, но для сохранения боеготовности на время переучивания сохранял в своем составе ударные Ту-22М3 и постановщики помех Ту-16П. По мере поступления Ту-160 старые самолеты передавали в другие полки, а часть Ту-16 демонтировалась и уничтожалась на месте (чтобы общее количество боевых самолетов оставалось в рамках Договора о сокращении обычных вооружений). Для контроля за самими Ту-160, проходившими по другой «статье» (их число оговаривалось Договором о стратегических наступательных вооружениях) в Прилуки должны были прибыть американские инспекторы, для которых рядом со стоянками и ВПП выстроили коттедж. Последний Ту-22М3 покинул Прилуки в марте 1991 г.

С нарастанием перестроечных трудностей в экономике производство Ту-160 и темпы их развертывания несколько снизились: к концу 1991 г. полк насчитывал 21 машину в двух эскадрильях. Третья эскадрилья получила с начала того же года Ту-134УБЛ (учебно-боевой для летчиков), обладающие сходными с тяжелыми бомбардировщиками управляемостью и поведением в воздухе. Они использовались для ввода в строй экипажей и поддержания летных навыков, позволяя сохранять ресурс боевых машин и избегать многочисленных отказов, которые поначалу сопутствовали Ту-160 (к тому же, использование «тушек» обходилось почти вчетверо дешевле).

По мере освоения Ту-160 расширялась и тематика полетных заданий. Дальние полеты проходили от Прилук до озера Байкал и обратно либо на Север, где самолеты долетали до острова Греэм-Бем в Баренцевом море. Случалось достигать и Северного полюса, забираясь даже «севернее», а самый длительный полет, совершенный экипажем В.Горголя (с 1989 г.командир полка), продолжался 12 ч 50 мин. В некоторых полетах Ту-160 сопровождали Су-27 10-й Армии ПВО с аэродромов под Мурманском и на Новой Земле.

В полеты над морем бомбардировщики уходили парой, и отнюдь не по требованиям Наставления по производству полетов. Присутствие напарника придавало летчикам уверенности над ледяными просторами, а в случае аварии с него могли бы вызвать помощь (к счастью, этого не случилось — ведь экипажи имели лишь спасательные пояса АСП-74, а спецводонепроницаемые комбинезоны ВМСК получали только летчики флота: в нашем плановом хозяйстве снабжение ДА шло по другому ведомству).

Уже через два месяца после первого полета 184-й ТБАП выполнил первый пуск крылатой ракеты Х-55, произведенный экипажем командира полка. Освоение ракетного комплекса шло очень быстро, и в немалой мере благодаря высокой автоматизации бортового ПРНК, упрощавшей работу штурмана — главного «действующего лица» при пуске. Целеуказание Х-55 производится заранее введенной программой, поэтому задача штурмана сводится к точному выводу самолета в точку стрельбы, контролю за системами ракеты и пуску. С подвески в грузоотсеке ракета выстреливается вниз пневматическим толкателем, а отойдя на безопасное расстояние, раскрывает крыло и оперение (сложенные для компактного размещения), запускает двигатель и уходит к цели, в то время как барабан катапультного устройства проворачивается, подавая в стартовое положение следующую ракету.


Ту-160 выруливает на старт. Крыло — в положении минимальной стреловидности


Ту-160 в полете. Крыло — в положении максимальной стреловидности

Цельноповоротные горизонтальное и вертикальное оперения

Все практические пуски Х-55 проводились на полигоне НИИ ВВС и сопровождались самолетами КИП. Стрельбы Х-55 велись куда интенсивнее, чем даже отработанными ракетами Х-22Н с Ту-22М3. Так, с одного из Ту-160, прозванного «Ковбоем», отстреляли 14 ракет. Одним из самых результативных «пускачей» стал майор И.Н.Анисин — начальник разведки 184-го ТБАП, «заведовавший» его потенциальными целями.

С освоением ракетного вооружения Ту-160 в полной мере стало возможным характеризовать как глобальный ударный комплекс. Если вспомнить, что практическая дальность самолета составляет 12300 км, то при старте крылатых ракет с половины этой дистанции радиус удара будет равен 9150 км. И эта величина может резко возрасти при использовании дозаправки в воздухе.

Работу гвардейцев инспектировали командующий ДА П.С.Дейнекин, Главком ВВС Е.И.Шапошников, бывал в лидерном полку и Министр обороны СССР Д.Т.Язов.

чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160 – WARHEAD.SU

Думаете над приобретением стратегического бомбардировщика? Ваша держава серьёзно разрослась, а в бюджете появилось достаточно лишних денег? Вот лишь несколько причин положить глаз на российский Ту-160, во многом «самый-самый» самолёт из современных аналогов.

В четверг, 25 января 2017 года, на Казанском авиационном заводе состоялся демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика–ракетоносца Ту–160 «Пётр Дейнекин» по программе лётных испытаний. Согласно полётному заданию, полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Редакция Warhead.su собрала основные причины присмотреться к лучшему предложению на рынке стратегических бомбардировщиков — российскому «Белому лебедю» Ту‑160.

Скорость

2230 километров в час с использованием форсажа и на высоте. Больше, чем два числа Маха. Даже для современных истребителей это более чем солидный результат, а здесь мы говорим об огромном, несущем едва ли не полста тонн «подарков» бомбардировщике.

В своё время предполагалось на сверхзвуковой скорости преодолевать оборону противника. И в самом деле, если вы пилот F-16 и немного опаздываете, то я вам не позавидую: догонять Ту-160 с вашей максималкой в 2120 километров час — пустая затея.

Тут кто-то говорит о B-1A Lancer с его 2300 километрами в час (и то — проектными)? Помилуйте, где тот B-1A, он даже в серию не пошёл. Его же младший брат B-1B разгоняется всего до 1340 километров в час. Ни о чём.

Крыло изменяемой стреловидности

Во-первых, это просто красиво. Во-вторых, явно можно сэкономить на ангарном хранении. Если при минимальной стреловидности размах крыла составляет 57,7 метров, то при максимальной — всего 35,6 метров. Удобно и практично. Понятно, что задумывалась изменяемая стреловидность для достижения сверхзвуковой скорости, иначе с таким размахом крыла никаких двигателей не хватит.

ВНИМАНИЕ: Не изменяйте стреловидность крыла на земле без специальных удерживающих устройств. У самолёта нарушается центровка, и он падает на хвост. Проверено советскими техниками.

Дальность полета

Ту-160 хотите, а приобретать самолёт-заправщик душит жаба? Тогда готовьте линейку. Практическая дальность полёта Ту-160 без дозаправки составляет 12300 километров. Много это или мало? С одной стороны, радиус у нас примерно в 5,5 тысяч километров (дальность делим на два и отнимаем немного на резерв). С другой — Ту-160 вооружён крылатыми ракетами, которые сами по себе имеют дальность полёта около 5 тысяч километров. С учётом особенностей российской географии это означает, что дотянуться «подарочком» можно практически докуда угодно.

Экипаж

Всего четыре человека управляют такой махиной. Два пилота, штурман и оператор располагаются в двух кабинах. Кстати, в отличие от других самолётов-тяжеловесов, на Ту-160 не привычные штурвалы, а ручки управления, как на истребителе.

Белый лебедь с ядерной дубинкой: история бомбардировщика Ту-160 | История | Общество

a[style] {position:fixed !important;} ]]]]]]]]]]>]]]]]]]]>]]]]]]>]]]]>]]>

aif.ru

Федеральный АиФ

aif. ru

Федеральный АиФ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • Адыгея
  • Архангельск
  • Барнаул
  • Беларусь
  • Белгород
  • Брянск
  • Бурятия
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Дагестан
  • Иваново
  • Иркутск
  • Казань
  • Казахстан
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Карелия
  • Киров
  • Кострома
  • Коми
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Кузбасс
  • Кыргызстан
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Саратов
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Удмуртия
  • Украина
  • Ульяновск
  • Урал
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черноземье
  • Чита
  • Югра
  • Якутия
  • Ямал
  • Ярославль
  • Спецпроекты
  • Все о коронавирусе
  • Мой район
    • Академический
    • Внуково
    • Гагаринский
    • Дорогомилово
    • Зюзино
    • Коньково
    • Котловка
    • Крылатское
    • Кунцево
    • Куркино
    • Ломоносовский
    • Митино
    • Можайский
    • Ново-Переделкино
    • Обручевский
    • Очаково-Матвеевское
    • Покровское-Стрешнево
    • Проспект Вернадского
    • Раменки
    • Северное Бутово
    • Северное Тушино
    • Солнцево
    • Строгино
    • Теплый стан
    • Тропарево-Никулино
    • Филевский парк
    • Фили-Давыдково
    • Хорошёво-Мнёвники
    • Черемушки
    • Щукино
    • Южное Бутово
    • Южное Тушино
    • Ясенево
  • Изменения в Конституцию
  • Антивирус
  • Казахстан сегодня
  • Общество
    • 75 лет Победе
    • Просто о сложном
    • Сеть
    • Наука
    • Здравоохранение
    • Армия
    • Безопасность
    • Образование
    • Право
    • Конкурс «Регионы России»

Что представляет собой бомбардировщик Ту-160? | Справка | Вопрос-Ответ

На Казанском авиазаводе им. Горбунова возобновится производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160. Такую задачу поставил в среду, 29 апреля, министр обороны РФ Сергей Шойгу. Глава оборонного ведомства отметил, что Ту-160 — это уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в неё конструктивные возможности. «В сверхзвуковом классе лучшего самолёта никто ещё не придумал», — заявил Шойгу.

На вооружении ВВС России сейчас находятся примерно 15 таких бомбардировщиков. Они проходят модернизацию, о которой было объявлено в 2012 году.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 разработан в ОКБ Туполева в 1970–1980-х годах, встал на вооружение Дальней авиации СССР в 1987 году. Это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжёлый боевой самолёт в мире, имеющий наибольшую в своём классе максимальную взлётную массу.

К 2016 году Ту-160 получит модернизированные турбореактивные двигатели, что позволит развивать скорость свыше 2400 км/ч.

Технические характеристики

Взлётная масса — до 275 т

Максимальная скорость — свыше 2200 км/ч

Дальность полёта — 12 300 км

Размах крыла — 56 м

Длина — 54 м

Высота — 31,1 м

Боевая нагрузка на борту — 45 т

Боевой радиус — 6000 км

Продолжительность полёта — 25 ч

Экипаж — 4 человека

Вооружение:

  • авиабомбы разных калибров (в том числе ядерные),
  • стратегические крылатые ракеты Х-55 или аэробаллистические ракеты Х-15.

ТУ-160. Фото: flickr.com/ Vitaly V. Kuzmin

Превосходит ли Ту-160 американские аналоги?

Да, превосходит. «Модернизированный российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 (по кодификации НАТО Blackjack), который и до усовершенствования считался самым быстрым ракетоносцем XXI века, с новыми электронными системами получил ещё большее превосходство в небе над американским бомбардировщиком Rockwell B1B Lancer», — написало авторитетное американское издание Inquisitr.

Боевой радиус Ту-160 на 500 км шире, чем у Rockwell B1 Lancer. Кроме этого, благодаря навигационно-радиолокационной системе самолёт может более точно поражать цели в любых погодных условиях.

Почему Ту-160 называют «Белым лебедем»?

За характерные очертания Ту-160 среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Крыло бомбардировщика имеет изменяемую стреловидность: большую часть своего полёта он проходит на дозвуковой скорости (около 900 км/ч) с почти прямыми крыльями, а преодолевает её на сверхзвуке, «сложив» их. Почему конструкторы применили такое решение, читайте >> 

«Белый лебедь». 10 фактов о самом мощном бомбардировщике России

Ту-160 — самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжёлый боевой самолёт в мире. © flickr.com / Rob Schleiffert Российские летчики прозвали Ту-160 «Белым лебедем», а по кодификации НАТО он называется Blackjack («дубинка»). © flickr.com / cryogenic666 Максимальная скорость полета Ту-160 — 2 220 км/ч, а дальность полета без дозаправки — 12 300 км. Ту-160 является обладателем 44 мировых рекордов. © flickr.com / Vitaly V. Kuzmin Первым американцем, побывавшем на борту Ту-160, стал министр обороны США Фрэнк Карлуччи, посетивший авиабазу в Кубинке в 1988 году. Пытаясь попасть в кабину самолета, он ударился головой о электрощиток. Впоследствии летчики стали называть его «щитком Карлуччи». © flickr.com / Andrey Belenko Ту-160 оснащен ракетами Х-55СМ с ядерной боеголовкой. Дальность полета каждой ракеты – около 2500 км. Стоимость Ту-160 по состоянию на 1993 год составляет 250 миллионов долларов США. © РИА Новости В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160. © flickr.com / Dmitry Terekhov Каждый из состоящих на вооружении самолетов носит имя крупного авиаконструктора или знаменитого летчика: Игоря Сикорского, Андрея Туполева, Павла Тарана, Виталия Копытова и многих других. До 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту-160М.

«Белый лебедь». 10 фактов о самом мощном бомбардировщике России

Ту-160 — самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжёлый боевой самолёт в мире. © flickr.com / Rob Schleiffert Российские летчики прозвали Ту-160 «Белым лебедем», а по кодификации НАТО он называется Blackjack («дубинка»). © flickr.com / cryogenic666 Максимальная скорость полета Ту-160 — 2 220 км/ч, а дальность полета без дозаправки — 12 300 км. Ту-160 является обладателем 44 мировых рекордов. © flickr.com / Vitaly V. Kuzmin Первым американцем, побывавшем на борту Ту-160, стал министр обороны США Фрэнк Карлуччи, посетивший авиабазу в Кубинке в 1988 году. Пытаясь попасть в кабину самолета, он ударился головой о электрощиток. Впоследствии летчики стали называть его «щитком Карлуччи». © flickr.com / Andrey Belenko Ту-160 оснащен ракетами Х-55СМ с ядерной боеголовкой. Дальность полета каждой ракеты – около 2500 км. Стоимость Ту-160 по состоянию на 1993 год составляет 250 миллионов долларов США. © РИА Новости В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160. © flickr.com / Dmitry Terekhov Каждый из состоящих на вооружении самолетов носит имя крупного авиаконструктора или знаменитого летчика: Игоря Сикорского, Андрея Туполева, Павла Тарана, Виталия Копытова и многих других. До 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту-160М.

«Суперлебедь». Бомбардировщик Ту-160М, который укрепит «ядерную триаду»

В ноябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин докладывал Владимиру Путину о выкатке из цеха Ту-160М2 и о том, что на начало 2018-го запланированы его испытательные полёты.

«Первый полёт самолёта Ту-160М2, который сегодня вышел из цеха, мы планируем провести в феврале следующего года», — доложил Рогозин президенту.

Фото © РИА Новости/Сергей Мамонтов

«Отлично! Поздравляю авиастроителей и думаю, что порадуем Министерство обороны. Ведь именно Минобороны настаивало на возобновлении этой версии Ту-160 — на новой базе — оправдавшего себя сверхзвукового самолёта», — сказал тогда Путин.

Рогозин обещание, данное президенту, выполнил даже с опережением срока. Сегодня во время посещения президентом России Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова Владимир Путин увидел демонстрационный полёт модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М. Бомбардировщик с заводским номером 0804, за полётом которого наблюдал глава государства, получил имя первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что работа по модернизации самолёта Ту-160 укрепит российскую «ядерную триаду» в воздухе.

«Это серьёзный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны. Потому что это один из элементов нашей ядерной триады в воздухе. Это очень знаковая вещь», — сказал лидер страны в ходе общения с рабочими Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова.

Фото © РИА Новости/Алексей Никольский

Кто построил?

Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев». Это предприятие входит в состав Объединённой авиастроительной корпорации и является единственным авиазаводом на территории бывшего СССР, выпускающим стратегические бомбардировщики.

История

Ту-160 — стратегический ракетоносец, называемый «Белым лебедем», или Blackjack («Дубинка» — по натовской терминологии), уникальный самолёт.

Бомбардировщик Ту-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолёт») США, в рамках которой был создан B-1 Lancer. Ракетоносец Ту-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer. Скорость Ту-160 выше в полтора раза, максимальная дальность полёта и боевой радиус во столько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально всё, включая дистанцию, стабильность полёта и грузоподъёмность.

Фото © РИА Новости/Евгений Одиноков

Каждый ракетоносец Ту-160 — это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента создания было построено только 36 таких самолётов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Каждый из построенных самолётов имеет своё имя — их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, лётчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).

После распада СССР на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова осталось несколько заделов Ту-160 в разной степени готовности, однако из-за экономических проблем работы над ними были заморожены. В результате один самолёт был достроен лишь к 2000 году, второй — к 2008-му.

В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. В 2015 году стало известно о решении возобновить производство Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2.

Инновации «Лебедя»

Главные изменения новой версии «Лебедя» — внутри самолёта. Более 60 процентов систем и оборудования бомбардировщика — новые. В их числе «стеклянная» кабина экипажа, в которой вместо аналоговых приборов будут стоять жидкокристаллические панели. На них будет выводиться вся нужная информация. Также появятся новые вычислительные комплексы повышенной производительности и система радиоэлектронного подавления.

Фото © РИА Новости/Искандер Асабаев

Самолёт получит новый двигатель НК-32 серии 02 производства самарского ПАО «Кузнецов». На базе модифицированных двигателей НК-32 второй серии будет создаваться и двигатель ПАК ДА. НК-32 — самый мощный в мире, он позволяет летать самолёту как в атмосфере, так и в стратосфере. Максимальная высота полёта Ту-160 с НК-32 — 18 000 метров. Эту возможность бомбардировщик может использовать для прорыва противовоздушной обороны противника. Ту-160 поднимается к границам космоса и на скоростях, близких к двум тысячам километров в час, легко отрывается от истребителей. Экипаж перед такими полётами надевает специальные скафандры, очень похожие на те, что носят космонавты.

Модифицированный НК-32 получит новый газогенератор и цифровую систему управления FADEC. Это обеспечит не только оптимальные режимы его работы, но и существенную экономию топлива. Так что уже сейчас можно предположить, что новый двигатель Ту-160М2 позволит ему не только выполнять сверхдальние перелёты, но и иметь большую, чем у предшественника — Ту-160, скорость.

Боевая мощь

На Ту-160 установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые (с обычными боеголовками) Х-555, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару.

Фото © РИА Новости/Искандер Асабаев

С бомбардировщика уже сейчас возможен запуск самых современных стратегических крылатых ракет Х-101 в неядерном оснащении. Дальность их полёта — четыре тысячи километров. Ту-160М также будет иметь такую возможность, так что будет использоваться не только в рамках системы ядерного сдерживания, но и для решения текущих задач в интересах безопасности государства.

В Минобороны РФ сообщали, что серийный выпуск Ту-160М2 должен начаться в 2023 году. Воздушно-космические силы России планируют приобрести не менее 50 таких машин. В состав ВКС они войдут с маркировкой «Ту-160М».

Российский бомбардировщик Ту-160 White Swan обогнал американские B-1 Lancer и B-2 Spirit

Российский самолет Туполев Ту-160, также известный как Белый лебедь, поистине является культовым произведением авиационной техники. Этот величественный и красивый самолет, созданный в СССР, представляет собой сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с поворотным крылом. Это самый большой и мощный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации.

Источник: мил.ru

Не так давно в Венесуэлу прилетели два российских бомбардировщика Ту-160. Этот рейс вызвал настоящий переполох в Вашингтоне. США даже пригрозили вторгнуться в Венесуэлу, если Россия собирается открыть свою авиабазу в этой латиноамериканской стране. Почему такая реакция?

По сей день стратегические бомбардировщики остаются важнейшим элементом ядерной триады. Россия и США по-прежнему остаются мировыми лидерами в области производства военной авиатехники.

Главный стратегический бомбардировщик США — сверхзвуковой B-1 Lancer, а также тяжелый и малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit.Однако, несмотря на то, что B-2 долгое время считался лучшим стратегическим бомбардировщиком в мире, прежде всего из-за его технологии малозаметности, факты говорят сами за себя.

Б-2 может летать со скоростью 0,95 Маха, а его максимальный боевой радиус составляет 5 000 км. «Белый лебедь» может летать со скоростью 1,84 Маха, а его максимальный боевой радиус составляет 7300 км.

Американский самолет уступает «Белому лебедю» и по боевой нагрузке: 23 тонны для Б-2 и 45 тонн для Ту-160.

В «Белом лебеде» нет технологии стелс. Однако на борту российского стратегического бомбардировщика есть крылатые ракеты. В первую очередь, это крылатые ракеты Х-101. Это стратегическая ракета, способная поражать цели на расстоянии до 5 500 км. Ракета имеет технологию уменьшения радиолокационной заметности. Есть еще ядерный вариант этой ракеты — Х-102. В довершение всего Ту-160 может преодолеть расстояние в 13000 км без дозаправки. Можно сделать вывод, что самолет White Swan может преодолеть любую систему ПВО.

Сообщалось, что Госкорпорация Ростех разрабатывает уникальный композитный материал, который будет применяться для изготовления окон кабины самолета Ту-160. Технология значительно снизит радиолокационную заметность самолета.

Белых лебедей всегда напоминают Западу о военной мощи России

В конце декабря Дальняя авиация России отметила профессиональный праздник. Некоторые могут подумать, что стратегическая авиация мало что значит по сравнению с баллистическими ракетами или атомными подводными лодками.Тем не менее, российские стратегические бомбардировщики играют важную роль. Они постоянно напоминают «заклятым друзьям» России о том, что часто забывают: в случае агрессии против России она ответит.

Подразделения стратегической авиации появились в России в 1999 году. Однако первая эскадрилья тяжелых бомбардировщиков была создана в 1914 году. В дальнейшем бомбардировщики применялись как в Великой Отечественной войне, так и в холодной войне, особенно в то время, когда советские Армия уже имела ядерное оружие, но не имела технологий, кроме самолетов, для доставки ядерного оружия к целям.Спустя некоторое время в СССР были созданы полноценные стратегические ракеты.

Интересно, что ни Россия, ни США не отказались от дальней стратегической авиации. Российские стратегические бомбардировщики Туполев были созданы несколько десятилетий назад, но до сих пор остаются в хорошем состоянии. Только Россия и США имеют в своих ядерных силах авиационную часть. Эта единица делает последнюю ядерной триадой.

Другие ядерные державы предпочитают ядерные ракеты наземного и морского базирования.И все же ядерные арсеналы Великобритании, Франции и других ядерных держав довольно скудны по сравнению с ядерными арсеналами двух сверхдержав. Поэтому создание частей стратегической авиации малых ядерных держав нерационально.

Действительно, любое оружие ценно не только своим поражающим действием во время войны, но и своей способностью предотвратить войну. Древние китайские стратеги говорили: «Лучшая битва — это битва, которая еще не началась».

По большому счету, ядерное оружие существует для сдерживания потенциальных врагов.В случае военного конфликта между ядерными державами ядерное оружие по умолчанию обеспечивает взаимное уничтожение.

Вашингтонские политики и их европейские союзники, особенно те, кто верит во «всемогущество» «зонтика НАТО», мечтают о победе над Россией.

Места размещения ядерного оружия строго засекречены, так как они могут быть уничтожены даже с применением обычного оружия в случае военного конфликта.

Как только российские стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь» пролетят над Атлантикой, пресса «старой доброй Англии» вместе со СМИ многих других стран НАТО начинает трубить о пресловутой «российской угрозе». «При этом российская стратегическая авиация играет не только демонстративную роль. Бомбардировщик Ту-160 — очень грозное оружие. Эти дальние самолеты могут преодолевать расстояния более 14 тысяч километров. Ту-160 при заправке топливом, может летать в Венесуэлу. Запас мощности истребителей НАТО в четыре раза меньше.

Российский самолет оснащен новейшими автоматизированными системами защиты и ракетно-артиллерийским вооружением. В довершение всего, российские системы радиоэлектронной борьбы на сегодняшний день являются самыми передовыми в мире.

Дальность полета крылатой ракеты Х-101 (Х-102, ядерный вариант), которую несут российские дальние бомбардировщики, составляет 5,5 тысяч километров. Одна бомба Ту-160 «Белый лебедь» несет 12 таких ракет. Старый Ту-95 несет восемь ракет. Каждая из этих ракет может нести боеголовку мощностью 250 килотонн. Для сравнения: Хиросима была полностью разрушена бомбой «всего» 20 килотонн.

А теперь посчитаем: 16 «Белых лебедей» с 12 Х-102 плюс всего около 50 Ту-95 с восемью Х-102, а всего у нас почти 600 авианосцев. Для сравнения: в Ракетных войсках стратегического назначения в настоящее время имеется около 400 ракет с 950 боеголовками. Как видим, авиационная составляющая российской «ядерной триады» — далеко не просто «устаревший символ» военной мощи.

Юрий Носовский
Правда.Ру

Читать статью в русскоязычной версии «Правды.Ру»

Невидимый бомбардировщик на замену White Swan

В 1999 году Россия объявила о работах по созданию нового стратегического бомбардировщика на замену бомбардировщикам Ту-95МС и Ту-160 (Белый лебедь, по классификации НАТО Black Jack).Новый самолет должен был быть готов к 2010 году, но планы не были реализованы из-за недостатков в разработке двигателей.

Позже говорилось, что Россия сможет позволить себе с 1992 по 2027 год пять стратегических бомбардировщиков Ту-160 стоимостью 100 миллионов долларов каждый. Стоимость разработки такого самолета оценивалась в 35 миллиардов долларов. Максимальный взлетный вес нового стратегического бомбардировщика, получившего название ПАК ДА, был заявлен не более 125 тонн. Ожидается, что самолет выйдет в свой первый полет в период с 2015 по 2021 год.Для выполнения программы сборки 100 бомбардировщиков до 2027 года предполагалось производить один бомбардировщик в месяц.

Позднее в 2009 году командование Дальней авиации ВВС России заявило, что бомбардировщик ПАК ДА заменит дальние стратегические бомбардировщики и ракетоносцы, такие как Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Также было заявлено, что новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025-2030 годах. Говорилось, что ПАК ДА заменит Ту-22М3, что говорит о том, что новый бомбардировщик будет универсальным сверхзвуковым стратегическим самолетом — чем-то средним между Ту-22М3 и Ту-160.

В ноябре 2013 г. российские СМИ сообщили, что согласование проекта с Минобороны завершилось в сентябре 2013 г. Работы по полномасштабному строительству самолета ПАК ДА должны были начаться в 2014 г.

Новый самолет продолжит идеологию Ту-160 и не будет похож на американский бомбардировщик-невидимку B-2. ПАК ДА сможет взлетать с разных типов аэродромов, даже с наземных и более коротких взлетно-посадочных полос. Самолет будет нести обычное и специальное высокоточное управляемое вооружение (ракеты и бомбы), преодолевать любые системы ПВО и действовать на любом театре военных действий, в любых погодных и климатических условиях.

Стелс-технология также будет использоваться при производстве нового самолета для уменьшения эффективной отражающей поверхности. Самолет будет иметь форму летающего крыла с двумя мощными двигателями, встроенными в корпус, чтобы уменьшить инфракрасную сигнатуру выбросов двигателя.

В 2014 году было заявлено, что бомбардировщики ПАК ДА будут нести неядерные крылатые ракеты Х-101, а также их ядерный вариант Х-102. Одна ракета Х-101 весит 2200–2400 кг, ее боеголовка — 400 кг.Ракета имеет дальность действия 5 000-5 500 км, переменный высотный профиль от 30-70 м до 6 000 м, крейсерскую скорость 190-200 м / с и максимальную скорость 250-270 м / с. Ракета оснащена оптико-электронной системой коррекции траектории полета и специальной системой наведения, обеспечивающей точность цели 12-20 метров.

По мнению британских экспертов, российский бомбардировщик дальней авиации также будет оснащен новой версией управляемой бомбы КАБ-1500 массой 1500 кг. Арсенал вооружения будет размещен до пяти бомбоотсеков.

Командующий ВВС России заявил, что новые самолеты будут служить более 50 лет, так как боевые возможности нового самолета были резко увеличены в результате работ по модернизации.

Вячеслав Сфхпаковский

Правда.Ру

Читать статью на русском

Российский стратегический бомбардировщик Blackjack получит увеличение дальности на 1000 км и «специальные покрытия» — RT World News

Все российские стратегические бомбардировщики Ту-160 должны пройти «глубокую модернизацию», заявляют в Минобороны.В рамках модернизации будут установлены новые двигатели, которые значительно увеличат дальность полета.

Ожидается, что новые двигатели будут на 10 процентов более энергоэффективными. Это в конечном итоге позволит бомбардировщикам пролететь на 1000 километров дальше, заявил журналистам заместитель министра обороны России Юрий Борисов во время посещения завода по производству двигателей, расположенного в Самаре, Россия.

Подробнее

Сегодня дальнемагистральный самолет уже может преодолевать расстояние более 12000 километров без дозаправки.Его рекордное расстояние без дозаправки достигло 18 000 километров.

Ожидается, что первые бомбардировщики будут оснащены новыми двигателями в 2021 году, сообщил замминистра обороны. Однако модернизация самолетов Ту-160 не ограничивается двигателями.

«Мы собираемся… провести глубокую модернизацию самолетов [которые в настоящее время] находятся в эксплуатации, когда останется только фюзеляж, а все бортовое оборудование и двигатели будут заменены», — сказал Борисов.Он добавил, что российский парк стратегических бомбардировщиков должен быть полностью обновлен к 2030 году.

Модернизированный Ту-160 будет более малозаметным благодаря «специальным покрытиям». Он также должен включать новое оружие, которое превзойдет своих предшественников.

«Нельзя даже сравнивать самолет Ту-160, оснащенный ракетами Х-55, Х-555 и Х-101, и самолет, который мы надеемся получить к 2030 году, оснащенный новыми авиационными боеприпасами, которые полностью различное эффективное расстояние », — сказал Борисов, комментируя планы ведомства.Ожидается, что общая эффективность стратегических бомбардировщиков за счет модернизации повысится на 60 процентов, сообщают российские СМИ со ссылкой на военных.

ПОДРОБНЕЕ: Повышение ядерной триады: Путин приветствует модернизированный российский стратегический бомбардировщик

Ту-160, который в России прозвали «Белый лебедь» и обозначенный НАТО как «Блэкджек» , является крупнейшим боевой самолет в мире с максимальной взлетной массой около 275 тонн. Российские военные объявили о решении возобновить производство бомбардировщиков еще в 2015 году после того, как оно простояло более десяти лет.

Первый модернизированный вариант Ту-160 с новым двигателем и цифровым бортовым оборудованием был выкатан из ангара в ноябре прошлого года. В январе 2018 года он прошел первые летные испытания, свидетелем которых стал президент России Владимир Путин. В настоящее время в России имеется парк из 11 обычных Ту-160 и пяти модернизированных Ту-160. Ожидается, что бомбардировщики появятся на конвейере в начале 2020-х годов. Минобороны планирует закупить не менее 50 таких бомбардировщиков.

RAF борются с тайфунами для перехвата российских бомбардировщиков Blackjack с ядерными боеголовками

RAF борется с тайфунами из Лоссимаута для перехвата российских бомбардировщиков Blackjack с ядерными боеголовками возле воздушного пространства Великобритании

  • RAF тайфуны борются с российскими самолетами у берегов Шетландских островов
  • Это последний из серии подобных инцидентов с участием Ту-160 Blackjacks
  • Бомбардировщики могут нести до 16 ядерных ракет

Крис Саммерс для Mailonline

Опубликовано: | Обновлено:

Два самолета ВВС Великобритании «Тайфун» были подняты в воздух, чтобы перехватить российские бомбардировщики Ту-160 Blackjack недалеко от побережья Шотландии.

Российские бомбардировщики, способные нести 16 ядерных ракет, пришли с востока и прошли чуть западнее Шетландских островов.

Министерство обороны заявило: «Мы можем подтвердить, что самолет быстрого реагирования — тайфун из Королевских ВВС в Лоссимауте перехватил два российских бомбардировщика« Блэкджек »и сопровождал их, пока они находились в зоне интересов Великобритании. Ни разу самолет не входил в территориальное воздушное пространство Великобритании ».

Самолеты «Тайфун» были запущены во время сегодняшнего инцидента из Королевских ВВС в Лоссимауте на севере Шотландии.

Это изображение одного из российских бомбардировщиков было опубликовано сегодня в Твиттере министерством обороны

Самолет ВВС Великобритании «Тайфун», похожий на два, которые были подняты на перехват российских самолетов (изображение из файла)

Инцидент с участием российских бомбардировщиков «Блэкджек» (один из которых на фото, у берегов Шетландских островов) — последний пример балансирования на грани войны президента Путина (справа)

Еще одна пара «Тайфунов» с британских ВВС Конингсби в Линкольншире также взлетела, но в них не было необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта