Российский истребитель Су-15 вошел в историю, но весьма трагическим образом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Назвать советский истребитель-перехватчик Су-15 «убийцей Боингов» — это комплимент. Такое название вызывает в воображении живое представление о том, как маленький самолет вступает в схватку с гигантским американским бомбардировщиком В-52. Но на самом деле, название «убийца Боингов» связано с весьма сомнительным боевым достижением Су-15.
Майкл Пек
Назвать советский истребитель-перехватчик Су-15 «убийцей Боингов» — это комплимент. Такое название вызывает в воображении живое представление о том, как маленький самолет вступает в схватку с гигантским американским бомбардировщиком В-52.
Но на самом деле, название «убийца Боингов» связано с весьма сомнительным боевым достижением Су-15, который сбил два гражданских авиалайнера компании Boeing, в том числе в 1983 году самолет Южнокорейских авиалиний, летевший рейсом 007.
Су-15 появился в начале 1960-х годов, когда конструкторское бюро Сухого было в беде. Двигатели его одномоторных истребителей-перехватчиков Су-9 и Су-11 оказались ненадежными. Командование советских войск ПВО хотело получить двухмоторные перехватчики, такие как Як-28 и Ту-128, считая их более надежными. В то же время, Соединенные Штаты принимали на вооружение сверхдальние бомбардировщики В-52 и разрабатывали высотные машины В-70 «Валькирия», способные развивать скорость М=3.
КБ Сухого предложило двухмоторный перехватчик, оснащенный более совершенной РЛС и двумя управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». Он мог развивать максимальную скорость 2 230 километров в час. Как и многие его советские предшественники, Су-15 был чем-то вроде пилотируемой ракеты. Наземные службы должны были подводить этот самолет достаточно близко к цели, чтобы он мог использовать бортовой радар и ракеты.
Советы боялись, что им придется одновременно столкнуться с медленными высотными бомбардировщиками, которые перехватчики могли атаковать сзади, и с быстрыми бомбардировщиками, обладающими скоростью М=2 (типа американского B-58 Hustler), о чем пишет в своей книге Гордон. «Без значительного превосходства в скорости у перехватчика не было ни единого шанса поразить такие цели на догонном курсе, в связи с чем высокоскоростные цели предполагалось перехватывать на встречном курсе. А против менее скоростных самолетов можно было применять как первый, так и второй тактический прием». Чтобы поражать высотные цели, летящие выше потолка Су-15, составляющего 18,5 километра, самолет должен был резко набрать высоту, а затем осуществить пуск ракет снизу.
«Военные были не очень довольны характеристиками запущенного в производство Су-15», — отмечает Гордон. У самолета были проблемы с органами управления полетом и с двигателями. Еще один очень существенный недостаток заключался в том, что его РЛС не могла вести поиск в нижней полусфере и обнаруживать низколетящие бомбардировщики нового поколения. Тем не менее, в период с 1965 по 1979 годы было построено примерно 1 290 самолетов Су-15, и они стали основным перехватчиком советской ПВО. Эти машины дополняли более скоростные МиГ-25, которые применялись при перехвате бомбардировщиков, обладавших более высокими скоростями. Су-15 сняли с вооружения российских ПВО в 1993 году, но несколько машин оставались в составе украинских ВВС до 1996 года.
Су-15 никогда не участвовал в боевых действиях, как и его собрат американский F-106. А вот предшественник F-106 перехватчик F-102 повоевал во Вьетнаме. Но будучи основным истребителем-перехватчиком во времена холодной войны, Су-15 много раз участвовал в перехвате самолетов, нарушавших советское воздушное пространство. 18 июля 1981 года канадский транспортный самолет CL-44 с аргентинским экипажем пересек иранскую границу и залетел на советскую территорию. Он вез израильское оружие в Иран, который в то время воевал с Ираком. Перехват CL-44 осуществил Су-15, подавший нарушителю сигнал идти на посадку.
А откуда взялась кличка «убийца Боингов»? 20 апреля 1978 года самолет Южнокорейских авиалиний Boeing-707, летевший рейсом из Парижа в Сеул, попал в советское воздушное пространство недалеко от Мурманска. Перехват лайнера осуществил Су-15. Советы утверждали, что В-707 совершал разведывательный полет и проигнорировал команду совершить посадку. Южнокорейцы утверждали, что самолет попал в советское воздушное пространство случайно, а Советы с радостью нажали на курок. Каковы бы ни были причины, пилот Су-15 выпустил две ракеты Р-60, и одна из них поразила цель. Южнокорейский летчик сумел посадить машину на замерзшее озеро, однако два человека погибли.
Следующий инцидент стал самым знаменитым в истории Су-15 и советской ПВО. 1 сентября 1983 года рейс 007 Южнокорейских авиалиний, летевший из Сеула в Токио, нарушил советское воздушное пространство над островом Сахалин неподалеку от Японии. На перехват лайнера вылетели Су-15, которые сделали несколько предупредительных выстрелов, но корейские летчики их не заметили, потому что снаряды не были трассирующими. До выхода В-747 из советского воздушного пространства летчики С-15 получили приказ уничтожить его. Сбитый двумя ракетами авиалайнер упал, и все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли (включая одного воинственного американского конгрессмена, возглавлявшего Общество Джона Берча). Советы заявили, что рейс KAL 707 выполнял разведывательное задание и проигнорировал приказ идти на посадку, однако президент Рональд Рейган осудил данный инцидент, назвав его советским варварским актом.
Пишущий об истории советской авиации Илья Гринберг сомневается в том, что «убийцей Боингов» Су-15 прозвали Советы. «У советских самолетов не было таких прозвищ, — заявил он National Interest. — Свои машины Су русские называли ласково: „Сушка» или „Сухарик»».
С сожалению для незадачливого Су-15, он стал знаменит по другой причине. Именно эта машина столкнулась в 1968 году с МиГ-15, на котором летел космонавт Юрий Гагарин. В результате столкновения погиб первый человек, побывавший в космосе.
Тем не менее, называть Су-15 убийцей авиалайнеров кажется несправедливым. Гражданских людей убивали и другие самолеты, принадлежащие другим странам. Но мы никогда не называем «убийцами детей» В-17, А-10 и беспилотники Predator.
Виновны не самолеты, а люди.
Реактивный таран: как Су-15 сбил самолет-нарушитель с военным грузом
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
18.07.2019 11:43
Поделиться
Николай Грищенко
18 июля 1981 года советский истребитель Су-15 под управлением капитана Валентина Куляпина таранил и сбил над Арменией самолет Canadair CL-44, который тайно перевозил оружие из Израиля в Иран. Три пилота и коммерсант из Великобритании погибли, а советский летчик катапультировался и был награжден орденом Красного знамени.
wikipedia.org
Началась эта история в разгар ирано-иракской войны. Как сообщает журнал «Мир авиации», в конце июня 1981 года некий шотландский коммерсант Стюарт МакКафферти зафрахтовал для перевозки иранского оружия самолет Canadair. Командир воздушного судна Эктор Кордеро и еще двое членов экипажа согласились перевезти опасный груз в воюющий Иран. За день до трагедии, 17 июля, экипаж транспортника решил сократить маршрут и нарушил границу СССР. Пролетев некоторое время в воздушном пространстве над Арменией CL-44 ушел на иранскую территорию. Хотя советские радары обнаружили нарушителя, но истребители даже не были подняты в воздух. По мнению историков, дежурный офицер на КП Бакинского военного округа ПВО просто проигнорировал случившееся.
Это привело к тому, что на следующий день CL-44, возвращаясь из Ирана в Турцию, опять воспользовался «коротким путем», но ему на встречу вылетели две пары перехватчиков Су-15ТМ.
«Однако нерешительность и, во многом, неквалифицированные действия офицеров, дежуривших в этот день на КП 34-й воздушной армии, привели к тому, что перехватчики израсходовали горючее и вынуждены были вернуться на аэродром», — пишут историки.
После чего в небо был поднят самолет капитана Валентина Куляпина. Перехватчик Су-15ТМ нес ракеты дальнего радиуса действия Р-98М и не был готов к ближнему бою. Тем не менее ему была поставлена задача посадить нарушитель на советской территории. Обнаружив транспортник на высоте 11 тысяч метров, перехватчик сблизился с ним и пошел параллельным курсом.
О дальнейших событиях лучше всего говорится в очерке Людмилы Жуковой «Выбираю таран», тем более, что написан он был по «горячим следам» — через четыре года: «Это был четырехмоторный самолет с неизвестными опознавательными знаками, без иллюминаторов, — значит, не пассажирский! — негромко рассказывает Валентин. — Hа запросы «земли» он не отвечал, на сигналы — тоже. Мне очень мешал избыток скорости — самолет-нарушитель шел на скорости 400 километров в час. Пришлось и мне перейти на эту мизерную скорость, хотя на сверхзвуковом с его небольшими по площади крыльями полет на малой скорости рисковая — самолет становится плохо управляемым и может свалиться в штопор. Хорошо понимали это летчики нарушители, знали, что для атаки мне нужно удалиться от них на большую дистанцию. За это время им можно улизнуть за рубеж».
С пункта наведения поступила команда сбить самолет-нарушитель, и тогда истребитель пошел на таран. Со второго раза советскому летчику удалось килем и фюзеляжем снизу ударить по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, a CL-44 упал в трех километрах от границы.
Кстати
В 60-70-е годы из-за несовершенства навигационного оборудования в Закавказье самолеты часто отклонялись от курса и нарушали границу СССР. К примеру, пассажирский самолет Caravelle бельгийской авиакомпании Sahena 8 января 1962 года был посажен в аэропорту Еревана. Позже подобный случай произошел с кувейтским Boeing 727, который так же посадили в столице Армении.
Поделиться
#самолеты
#ВКС России
Главное сегодня
Мишустин рассказал о льготах для участников свободной экономической зоны в новых регионах
МО РФ: В Одесской области уничтожен ангар с беспилотниками ВСУ, в ДНР — склад боеприпасов наемников «Иностранного легиона»
МИД КНР: Пекину пока нечего сообщить о возможной беседе Си Цзиньпина и Зеленского
Райффайзенбанк заявил, что изучает варианты будущего своей «дочки» в РФ после требования ЕЦБ
Красноярский губернатор Усс прокомментировал исчезновение сына из-под ареста в Италии
Журналист Херш: Байден мог взорвать «Северные потоки», чтобы наказать Шольца
Почему Америка боялась российского футуристического перехватчика Су-15 Больше всего
В разгар холодной войны Советский Союз нуждался в новом быстром реактивном перехватчике военных самолета . Америка успешно разработала новые и более быстрые бомбардировщики, а современные советские перехватчики были несколько ограничены в своих возможностях. Су-9 и Су-11 хорошо послужили советским ВВС, но возникла необходимость в борьбе с угрозой самолетов Боинг В-52. Что-то эти самолеты не смогли сделать так эффективно, как хотелось бы.
Компания «Сухой» с радостью приняла вызов и разработала новый, передовой дизайн. Перед этим новым самолетом сначала была поставлена задача противостоять более новым и более боеспособным бомбардировщикам, созданным в составе ВВС НАТО. Этим самолетом был Су-15, получивший в НАТО кодовое название Flagon. Это был гладкий самолет в форме ракеты, который выглядел намного более продвинутым, чем самолет, который он заменит. И оставался фронтовым самолетом советских войск вплоть до его расформирования в 1990-е годы. Он оказался одним из самых мощных перехватчиков в Советском Союзе и одним из самых ярких на вид.
СВЯЗАННЫЕ: Хэндли Пейдж Виктор: самый инновационный из V-бомбардировщиков
Как Су-15 превратился в сверхзвуковой перехватчик
с помощью Hush-Kit их радар и общая производительность.
Один из самых футуристично выглядящих советских самолетов
via Dod Media Су-15 действительно имеет много общего со своими предшественниками, но самолет значительно улучшен по сравнению с Су-9 и Су-11. Его турбореактивные двигатели Туманский Р-11Ф2С-300 были мощнее, чем на более ранних самолетах. Кроме того, двухмоторная компоновка сзади с боковыми воздухозаборниками означала, что в носовой части теперь было место для более мощного радара. Это как изначально система РП-22 Орел-Д. Чтобы получить большую подъемную силу, Сухой добавил небольшое ограждение крыла над каждым внешним пилоном. Также были добавлены выдувные закрылки, чтобы улучшить посадочные характеристики самолета.
По своим характеристикам Су-15 был невероятно впечатляющим. Его максимальная скорость составляла 2,5 Маха, или примерно 1390 миль в час. Это сделало его одним из самых быстрых самолетов, использовавшихся в то время в Советском Союзе. Он показал очень точную и отзывчивую управляемость. Однако Су-15 не прощал пилоту ошибок и был очень суров в этом отношении. Его высокие взлетная и посадочная скорости в 245 миль в час и 230 миль в час, конечно, не помогли делу. Но вскоре Су-15 выдвинули на передний край советской ПВО. Его задача заключалась в том, чтобы отразить удары самых современных бомбардировщиков, использовавшихся на Западе в то время.
Су-15 верно служит Советскому Союзу на протяжении десятилетий
на авиалайнерахПосле поступления на вооружение Су-15 станет важной частью советской ПВО. В первую очередь ему было поручено перехватывать такие самолеты, как американский B-52 Stratofortress и самолет-разведчик U-2. Британские бомбардировщики V-бомбардировщики Valiant, Victor и Vulcan также попадут под его действие. Более быстрые бомбардировщики, такие как XB-70 Valkyrie и B-58 Hustler, были бы тогда перехвачены МиГ-25. Однако один Су-15 участвовал в трагическом сбитии рейса 007 Korean Air Lines9.0005
СВЯЗАННЫЙ: Как отмена Vickers V-1000 убила британскую авиапромышленность
Все еще служит после распада Советского Союза
через Hush-Kit новые ВВС России, прежде чем они были выведены из эксплуатации в 1993 году. Тем не менее, самолет продолжал служить в ВВС Украины до 1996 года.
Источники: Боинг, Военный завод
Сухой Су-15ТМ | Этот день в авиации
Boeing 707-321B HL7429 Korean Air Lines на замерзшем озере. (www.autoreview.ru)20 апреля 1978 г.: истребитель-перехватчик Су-15ТМ советских ВВС атаковал рейс 902 Korean Air Lines, авиалайнер Boeing 707, который пролетел над советской территорией. Из-за серьезной навигационной ошибки летного экипажа рейс 902 отклонился примерно на 150 ° вправо от запланированного маршрута из Парижа, Франция, в Анкоридж, Аляска.
Приблизительный маршрут рейса 902 авиакомпании Korean Air Lines, 20 апреля 1978 г. (Исторический фонд Pan Am/New York Times) истребительный авиаполк) советских войск ПВО, базирующихся в Африканде Мурманской области России, были отправлены на перехват нарушителя.
У авиалайнера оторвало левое крыло за двигателем номер 1. Осколки проникли в пассажирский салон, что привело к взрывной декомпрессии. Из 109 человек на борту двое погибли.
Спускающаяся секция крыла была обнаружена советским радаром ПВО, а ответ был интерпретирован как крылатая ракета, и для ее атаки был отправлен еще один перехватчик.
Экипаж в составе капитана Ким Чан Гю Ли, старшего помощника Чин Сина и штурмана Ли Кун Шика совершил аварийную посадку Боинг-707 на замерзшее озеро в Карельской АССР, недалеко от советско-финляндской границы.
Примерно через два часа на место крушения прибыли советские солдаты. Выживших вертолетом доставили в город Кемь. 22 апреля они были доставлены в Мурманск, где авиалайнером Pan American они были доставлены из Советского Союза в Финляндию. Капитан Ким и штурман Ли оставались под арестом в Ленинграде за нарушение советского воздушного пространства. Освобождены 29 апреля 1978 г.
Причина навигационной ошибки не установлена. Советские власти отказались сотрудничать в расследовании, и информация бортового диктофона и регистратора полетных данных никогда не публиковалась. Позже капитан Ким сказал, что, по его мнению, навигационное оборудование вышло из строя. В публичных заявлениях летный экипаж давал неполную, непоследовательную и противоречивую информацию.
(Капитан Ким был летчиком-истребителем во время войны в Корее, летал на МиГ-15 Микояна-Гуревича для ВВС Кореи. )
Рейс 902 представлял собой Boeing 707-321B 1967 года выпуска, серийный номер 19363. Он впервые поднялся в воздух 9 сентября 1967 года и был доставлен Pan American World Airways. 21 сентября 1967 года. Авиалайнер был зарегистрирован N428PA и назван Clipper Star of Hope . Регистрация в США была отменена 12 мая 1977 года, когда 19363 были экспортированы в Республику Корея. Он был перерегистрирован HL7429.
Boeing 707-321B HL7429 Korean Air Lines, сфотографировано в международном аэропорту Осаки, 1 августа 1977 года. ) и общей высотой 42 фута 1 дюйм (12,827 метра) при рабочем весе пустого.
Все самолеты 707-й серии оснащены четырьмя реактивными двигателями, установленными в гондолах ниже и впереди крыльев на пилонах. -321B был оснащен двигателями Pratt & Whitney Turbofan JT3D-3B. JT3D представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с осевым потоком. Он имеет 2-ступенчатую вентиляторную секцию, 13-ступенчатую компрессорную секцию (6 ступеней низкого и 7 ступеней высокого давления) и 4-ступенчатую турбину (1 ступени высокого и 3 ступени низкого давления). JT3D-3B имеет номинальную максимальную непрерывную мощность 16 400 фунтов тяги (72,95 килоньютонов) на уровне моря и 18 000 фунтов (80,07 килоньютонов) на уровне моря для взлета. Его максимальные обороты ограничения: N1 — 6 850 об/мин, N2 — 10 250 об/мин. Диаметр вентилятора двигателя составляет 4 фута 5,1 дюйма (1,349 метра). Это 12 футов 1,5 дюйма (3,696 метра) в длину и 4 фута 5,0 дюйма (1,346 метра) в диаметре. -3B весит 4340 фунтов (1969 кг).
Boeing 707-321B имел максимальную эксплуатационную скорость (V MO ) 454 мили в час (731 километр в час) Приборная воздушная скорость (IAS) на высоте 23 000 футов (7 010 метров). На высоте более 23 000 футов V МО было 0,887 Маха.
Компания Boeing построила 1010 самолетов модели 707 в период с 1957 по 1979 год. производства Конструкторского бюро Сухого (ОКБ-51), Подмосковье, Россия. Конфигурация самолета описывается как хвостовая треугольник. Опытный образец совершил первый полет 30 мая 1962 года. Су-15ТМ — окончательный серийный вариант. Он начал действовать в 1971 и был списан в 1993 году.
Су-15ТМ имел длину 22,03 метра (72 фута, 3,3 дюйма), размах крыла 9,34 метра (30 футов, 7,7 дюйма) и общую высоту 4,843 метра (15 футов, 10,7 дюйма). . Составное треугольное крыло имеет стреловидность 55 ° на хорде 25% вдоль внутреннего крыла и уменьшение до 45 ° для внешнего крыла. Площадь крыла составляет 36,6 квадратных метра (393,96 квадратных футов). Перехватчик имеет вес пустого 10 874 кг (23 973 фунта) и максимальную взлетную массу (MTOW) 17 900 кг (39463 фунта).
Су-15ТМ оснащался двумя двигателями Туманский Р-13-300. Это двухконтурные осевые турбореактивные двигатели с форсажной камерой. В них используется 8-ступенчатая компрессорная секция (3 ступени низкого и 5 ступеней высокого давления) и 2-ступенчатая турбина (1 ступень высокого и 1 ступень низкого давления). Каждый двигатель рассчитан на 40,2 килоньютона (9 037 фунтов тяги) и 64,7 килоньютона (14 545 фунтов) с форсажной камерой. Р-13-300 имеет диаметр 1,095 метра (3 фута, 7,1 дюйма), длину 4,605 метра (15 футов, 1,3 дюйма) и весит 1205 кг (2657 фунтов).
Сухой Су 15 «Флагон-Э» имел крейсерскую скорость 1400 километров в час (870 миль в час) и максимальную скорость 2230 километров в час (1386 миль в час) на высоте 12 000 метров (39 370 футов) — 2,10 Маха. . Его практический потолок составлял 18 500 метров (60 696 футов), а максимальная дальность полета — 1700 километров (1056 миль).
Су-15ТМ нормально эксплуатировался с наземной системой перехвата. Самолет управлялся с включенным автопилотом и управлялся с земли по каналу передачи данных. Когда он был в пределах досягаемости оружия, пилот брал на себя запуск ракет. 900:05 Су-15ТМ, 21 Желтый, вооружен ракетами класса «воздух-воздух» Р-60 и Р98.
Основным оружием Су-15 была ракета «Вымпел» Р-60 (НАТО AA-8 Aphid) малой дальности с инфракрасным самонаведением класса «воздух-воздух» или Калининградская Р-98 (НАТО AA-3 Анаб), которая был доступен в вариантах с инфракрасным или радиолокационным самонаведением.
Ракета Р-60 представляла собой ракету со скоростью 2,7 Маха и боеголовкой массой 3 кг (6,6 фунта). Он имеет длину 2,090 метра (6 футов 10,3 дюйма), диаметр 0,120 метра (0 футов 4,72 дюйма) и весит 43,5 килограмма (95,9 фунта). Его максимальный размах плавников составляет 0,390 метра (1 фут 3,4 дюйма). Максимальная дальность полета составляла 8 километров (5 миль). Это была ракета, использованная против рейса 902 Korean Air Lines.