как устроен новый отечественный истребитель
Несколько лет назад, наряду с заслуженными ветеранами – Су-24 и Су-25 – в небе Сирии проходил боевое крещение новейший российский бомбардировщик Су-34. Но история самолета оказалась достаточно долгой.
Олег Макаров
Наш новый ударный самолет предназначается для поражения точечных сильнозащищенных целей днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения, классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия. Су-34 называют непосредственным преемником Су-24, но схожесть индексов и отчасти назначения не должны вводить в заблуждение — между этими боевыми машинами конструкционной преемственности не существует. Су-24 разрабатывался в 1960-е годы как советский ответ на революционное семейство F-111, созданное в стенах американской корпорации General Dynamics.
F-111 Aardvark в разных модификациях выполнял целый диапазон задач: от тактического бомбардировщика до разведывательного самолета и бомбардировщика стратегического (FB-111FA) и воплощал в себе несколько революционных технологий, как то: применение двухконтурных ТРД с форсажной камерой, РЛС слежения за рельефом местности и изменяемая геометрия крыла.
Размах крыльев, м: 14,7. Длина фюзеляжа, м: 23,3.
Высота, м: 6,0. Площадь крыла, кв.м: 62,0.
Тип двигателя: 2 х ТРД АЛ-31ФМ1. Тяга двигателя нефорсированная, кгс: 2 х 14 000.
Масса взлетная нормальная, кг: 39 000. Масса взлетная максимальная, кг: 44 360.
Максимальная боевая нагрузка, кг: 8000. Максимальная скорость (км/ч) на высоте 11000 м: 1900; на уровне моря: 1400.
Максимальная скорость, М: 1,8. Практический потолок, м: 17 000.
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 7. Экипаж, чел.: 2.
Другая родословная
О Су-34 тоже пишут как о фронтовом бомбардировщике, и в этой роли он вполне может использоваться, однако стоит вспомнить, что его прототип на этапе разработки назывался Су-27ИБ. ИБ — значит «истребитель-бомбардировщик». Таким образом, наш ударный флагман — это конструктивное развитие истребителя Су-27, а тот был создан в 1970-е годы в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas F-15 Eagle. Кстати, на базе F-15 построили истребитель-бомбардировщик, или, как называют его в США, многоцелевой ударный самолет F-15E Strike Eagle («Ударный орел»), который, очевидно, и стоит считать ближайшим американским аналогом нашего Су-34.
Strike Eagle отправился в первый полет в 1986 году, а в 1988-м уже был принят на вооружение. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделия Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Казалось бы, разница по времени между первыми полетами конкурентов была не так уж велика, однако Су-34 приняли на вооружение армии России не два, а 24 года спустя после того, как тот впервые «встал на крыло». Объяснять, по каким причинам наша оборонка сделала такую паузу, представляется излишним.
Тем не менее работа сделана, и этому можно только порадоваться. «Трубкозуб» F-111, вдохновивший когда-то создателей Су-24, давно стоит в музеях, а наш героический «бомбер» все еще летает, хотя давно морально устарел. К факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком тихоходен и низкоманеврен, для того чтобы иметь какие-то шансы в воздушном бою против современного истребителя. После того как Су-24 был сбит истребителем F-16 турецких ВВС, российское командование приняло решение вести всю ударную работу только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Удел Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или надводным целям, причем для обеспечения относительной точности ударов самолету приходится (из-за устаревших систем прицеливания) работать с высот, которые досягаемы для легких зенитных средств типа ПЗРК, а они с гораздо большей вероятностью могут оказаться в руках тех же исламистских боевых группировок в Сирии.
Шестикрылый серафим
Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа.
Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.
Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом.
По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.
Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей.
Крылатая электроника
Впрочем, эффективность нанесения ударов зависит в наши дни не только от качества и номенклатуры боеприпасов, но также от систем прицеливания и в целом от «продвинутости» бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме РЛС с дальностью обзора по наземным целям 120 км и с возможностью одновременного обстрела четырех целей, БРЭО включает в себя систему радиоэлектронной борьбы «Хибины-10В» (радиотехническая разведка, постановка активных помех), а также тепловизионные и телевизионные системы прицеливания.
Стоит отметить, что именно электроника, в отличие от планера или двигателей, является в каком-то смысле ахиллесовой пятой нашей авиационной, да и в целом оборонной промышленности. Известно, например, что на экспортных версиях российских боевых самолетов, продаваемых в такие страны, как Индия или Малайзия, ставят БРЭО иностранных конструкций. Несмотря на то что Су-34 был официально принят на вооружение лишь в 2014 году, первые партии перспективного ударного самолета стали поступать в войска уже в нулевые годы нынешнего века. В первые годы эксплуатации Су-34 выявились разнообразные «детские болезни» машины, и касались они, в частности, нестабильной работы РЛС и прицельного комплекса, что становилось серьезным препятствием для нанесения высокоточных ударов.
В начале нынешнего десятилетия по итогам первых лет применения, в том числе (неофициально) в ходе российско-грузинского конфликта 2008 года, самолет претерпел модернизацию, получив, в частности, новые высокотемпературные двигатели АЛ-31Ф-М1, обновленную станцию предупреждения об облучении и газотурбинную вспомогательную силовую установку. Сообщают также, что в рамках модернизации были обновлены навигационные и прицельные системы, и их возможности сейчас как раз и тестируются в ходе нанесения воздушных ударов по целям на территории Сирии. Вместе с тем известно, что в КБ «Сухой» разрабатывается новая, модернизированная версия ударного самолета — Су-34М, в которой, в частности, предусмотрена установка более совершенных систем БРЭО. Новая модификация должна быть готова к 2016−2017 годам, а к ее производству приступит тот же Новосибирский авиационный завод, который строит и базовую версию. Впоследствии до уровня Су-34 предполагается модернизировать весь наличный парк Су-34.
Как бы то ни было, до тех пор, пока в серийное производство не запущен Т-50 (Су-50), Су-34 остается наиболее совершенным боевым самолетом, находящимся на вооружении российских ВКС. Обладая множеством серьезных преимуществ перед аналогичными самолетами предыдущего поколения и во многом не уступая иностранным конкурентам (а в чем-то их превосходя), Су-34 несомненно сыграет заметную роль в укреплении обороноспособности страны. А устранение недостатков и недоработок конструкции — это вопрос роста технологической компетенции нашего оборонпрома.
Фронтовой бомбардировщик Су 24 — Авиация России
Самый массовый боевой самолёт ВВС России считают аналогом американского F-111, но кроме ударных задач с применением обычного или ядерного вооружения Су-24М был прекрасно приспособлен для прорыва системы ПВО противника, для чего самолёт нёс противорадиолокационные ракеты различных типов.
С крылом изменяемой стреловидности и сверхзвуковой скоростью он до сих пор остаётся в строю на защите воздушных рубежей Родины.
История создания
В 1960-х годах у вероятного противника появились на вооружении зенитные ракеты с активными ГСН, поражающие самолёты на любой высоте. Возникла необходимость создания самолёта способного на сверхзвуковых скоростях и предельно малых высотах уничтожать цели вне пределов видимости РЛС.
Су-24
В ОКБ Сухого работы над новым проектом начались в 1963 году, но с изменением задач по взлётно-посадочным характеристикам взяли в разработку новую модель Т6. Новый самолёт построили с крылом треугольной формы и тонким профилем, а для уменьшения длины разбега установили специальные двигатели, расположенные в фюзеляже.
Но и от этой схемы пришлось отказаться, второй прототип Т6-2И получил крыло изменяемой стреловидности и не нуждался в дополнительных двигателях, при этом сохранил требования к взлётно-посадочным характеристикам. Теперь он классифицировался как фронтовой бомбардировщик и в городе Новосибирске на авиационном заводе построили опытный образец. Лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые опробовал машину в воздухе в 1970 году 17 января.
Самолёт поучил обозначение Су-24 и поступил для лётных испытаний, которые продолжались с 1970 по 1976 год. В ходе программы заменили двигатели, установили более мощные АЛ-21Ф-3А. В последний день уходящего 1971 года лётчик-испытатель В. Волынов поднял в воздух головной серийный образец этого самолёта. Таким образом, на смену Як-28 пришёл современный штурмовик Су-24 – машина нового поколения с надёжным, но более сложным техническим и радионавигационным оборудованием и мощным вооружением.
Конструкция самолёта
Аэродинамическая компоновка Су-24 традиционна – это планер с крылом верхнего расположения и хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением. Крыло изменяемой стреловидности отличается высокой механизацией, на каждой консоли установлены выдвижные двухщелевые трёхсекционные закрылки с дефлекторами, предкрылки из четырёх секций и двухсекционные интерцепторы.
Су-24
Силовая установка машины включает два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3 с мощностью на форсажном режиме по 11200 кгс каждый. Отличительной чертой Су-24 стал внешний вид воздухозаборников и коробчаты-кругловатые пропорции самолёта, за что он и получил прозвища «Сундук» или «Чемодан».
На самолёте установлено трёхопорное шасси, основные стойки оборудованы тормозами, передняя стойка бестормозная с управлением для руления по аэродрому.
Су-24М компоновочная схема
Кабина экипажа с расположеним пилота и штурмана бок о бок, что позволяет им обмениваться жестами, но ухудшает обзор. Приборная доска выполнена в сине-зелёном цвете, подсветка приборов и оборудования кабины в ночных полётах сделана заливающим красным светом. Особенностью Су-24 стало наличие электрических рычагов управления двигателями механически не связанных с силовыми установками.
Катапультные кресла пилотов К-36ДМ разрешают покидать машину на скорости не менее 70 км/ч, но случай происшедший на стоянке внёс коррективы в перспективы катапультирования.
Когда запустили двигатели, ручка управления, задев за фиксатор катапульты, рывком заняла нейтральное положение и штурман катапультировался. Все системы отработали в установленном порядке и пилот благополучно приземлился. После этого эпизода стали фиксировать управление фалом, а штурман стал единственным человеком испытавшим катапультирование с земли на нулевой скорости с самолёта Су-24.
Су-24
Тактико-технические характеристики Су-24 (максимальная скорость)
- Количество членов экипажа – 2
- Длина – 25, 59 м
- Высота – 6,19 м
- Стреловидность в зависимости от режима полёта – 160, 350, 450, 690
- Поперечное V крыла – 4,50
- Вес пустого самолёта – 22300 кг
- Максимальный взлётный вес – 39700 кг
- Максимальный посадочный вес – 28000 кг
- Запас топлива в баках – 11 860 л
- Двигатели – 2 Х АЛ-21Ф-3
- Максимальная скорость у земли – 1320 км/ч
- Максимальная скорость на высоте – 1600 км/ч
- Взлётная дистанция – 1150 м
- Расстояние от точки касания ВПП до полной остановки самолёта – 950 м
- Потолок – 11500 м
- Радиус боевых действий – 560 км
- Дальность для перегонки – 2850 км с ПТБ
- Наибольшая перегрузка при эксплуатации – 6,5 G
Особо надо сказать о вооружении Су-24, если изначально предполагалось, что самолёт нёс лишь ядерные УР Х-23 или Х-23М и противолокационную УР Х-78, то в дальнейшем расширили номенклатуру вооружения и включили ракеты Х-25 МР/МЛ и УР «Воздух – РЛС» Х-58 с аппаратурой наведения на цели «Фантасмагория», а также УР «воздух – поверхность» Х-29 и Х-59.
Кроме этого для самообороны у штурмовика устанавливалась шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М скорострельностью до 10 тыс. выстрелов в минуту и запасом в 500 снарядов.
Су-24 взлёт
Недостатки и отличия Су-24 от Су-25
Основным и самым главным недостатком Су-24 является высокий уровень аварийности сопутствующий этому самолёту. Машина весьма сложная в пилотировании, только во время лётных испытаний потеряно 14 самолётов, эксплуатация в строевых частях приносила по 5-6 катастроф и аварий ежегодно.
Су-25 отличается от предшественника тем, что имеет большую степень защиты, недаром его прозвали «летающим танком». Кабина нового штурмовика представляет бронекапсулу, защищённую на всех направлениях, все менее важные агрегаты являются своеобразной защитой более значимых. Большое количество титановых сплавов уменьшило массу машины и повысило его маневренность.
У Су-24 меньшая прицельная дальность и не такой большой арсенал вооружения, он имеет длину разбега и пробега в два раза большую, чем Су-25. У «Грача» создана феноменальная живучесть конструкции, машины приходили и садились на аэродром вылета буквально изрешечённые снарядами и пулями насквозь.
Су-24
Интересные факты о самолёте Су 24
- Интересно, что среди Су-24 во время афганской войны потерь не было, потому что они действовали с аэродромов расположенных в азиатской части СССР и избежали боевых потерь.
- Иран присвоил иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе, которые были перегнаны туда с территории Ирака.
- Сирийский Су-24 в сентябре 2014 года залетевший на 800 м в израильское воздушное пространство, был сбит ракетой Пэтриот.
- 12 апреля 2014 года Су-24, принадлежавший ВКС России и не имеющий на борту вооружения прошёл 12 раз над эсминцем ВМС США «Дональд Кук», имитируя атаку с воздуха. Этот корабль предназначен для борьбы с кораблями, самолётами, ракетами и подводными лодками противника и обязан осуществлять оборону и охрану своих судов при переходе морем.
Су-24 взлёт, вид из кабины
В данном случае эсминец не мог противодействовать атаке, так как у него всё ПВО вышло из строя – это было следствие включения на самолёте новейшего средства радиоэлектронной борьбы «Хибины». Проделав несколько заходов, Су-24 скрылся за горизонтом и только тогда заработала система ПВО эсминца. Видя своё бессилие перед обычным бомбардировщиком, 27 моряков написали рапорт об уходе. Это было хорошим уроком для зарвавшихся американцев.
После того как распался СССР, служившие на Украине лётчики мечтали возвратиться в Россию. Когда девять Су-24 поднялись в воздух, шесть экипажей решили вернуться на Родину и они перелетели на аэродром Шаталово, куда позже было возвращено знамя этого полка бомбардировщиков.
Су-24
Первоклассный фронтовой бомбардировщик Су-24 быстро занял подобающее ему место в ВВС СССР. Сейчас на вооружении России состоят более 300 самолётов, в 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация машин до уровня Су-24 СВП-24.
Видео: пролёта русского Су-24 над ракетным эсминцем «Дональд Кук»
https://www.youtube.com/watch?v=lu45wEhP5_w
Су-24 FENCER (SUKHOI)
Су-24 участвовал в боевых действиях в Афганистане, двух чеченских конфликтах и в Южной Осетии в 2008 г. Но во всех случаях он действовал в неблагоприятных условиях, с пониженной эффективностью против малых силы противника, перемещающиеся в горах и деревнях, а не большие скопления целей противника (НАТО) на равнинной местности, как предполагалось изначально. По неподтвержденным данным, два самолета были потеряны в Южной Осетии.
Первым боевым испытанием для Су-24 стало небо Афганистана. Весной лета 1984, в ходе Панджшерской операции в бой было брошено два полка на Су-24 и Су-24М (143 БАП и 149 БАП). Самолеты обстреливали позиции моджахедов бомбами ФАБ-500, ФАБ-250 с высоты 5000 м (на машине подвешивались либо четыре ФАБ-500, либо 12 ФАБ-250). Бомбардировка носила «ковровый» характер. Мощные бомбовые удары наносились по оборонительным рубежам в районах Обдарака, Тавака, Гувата и др. , а также по горным перевалам, пещерам и средневековым крепостям — по тем объектам, где могли укрыться партизаны, или располагались их склады.
В ходе боевых действий по противнику наносились удары с пикирования, что изначально не предусматривалось при боевом применении Су-24 (Данный ударный комплекс создавался для европейского ТВД, с его более-менее ровным рельефом, а в В Афганистане экипажам сушек пришлось столкнуться с гористой многопрофильной местностью, где многие штатные системы комплекса теряли свою эффективность).
Летом 1984 года полки Су-24 вернулись на свои базы на родине и несколько лет не участвовали в боевых действиях в Афганистане. Во второй раз части фронтовой авиации на Су-24 были отправлены в Афганистан осенью 1988 г., когда начался вывод советских войск с территории этого южного соседа СССР. К этому времени у моджахедов появились ПЗРК и в бою приходилось это учитывать. На бомбометание летали на больших высотах (менее 4500 м опускаться над целью не рекомендовалось, высота захода поднималась до 7000-8000 м), удары наносились большими группами, иногда в составе полка (20- 24 автомобиля).
Бомбовая нагрузка состояла из бомб калибра 250, 500 и 1500 кг, в дело «Шара» шли бомбы. Именно последние обрабатывали окрестности Джелалабада и Кабула, откуда велись постоянные обстрелы этих городов. Каждая шаровая бомба РБК-500 накрыла смертоносным дождем 5-6-мм шариками площадь 400 на 600 м, превратив все, что там было, в решето. В день на головы басурманцев с неба сыпалось до 250 тонн различных видов боеприпасов. Боевая работа фронтовой авиации, в том числе на Су-24, позволила вывести советские сухопутные части из Афганистана более-менее в «комфортных» условиях с минимальными потерями, сохранив жизни многих солдат и офицеров Группы советских войск.
В начале 1990-х Су-24, которые достались странам, образовавшимся на руинах советской империи, не раз применялись в боевых действиях, на таджикско-афганской границе, в Карабахе. В первую иракскую войну, поставленные в Ирак Су-24МК, участия в боях не принимали. Иракское руководство, желая сохранить эти машины, передало их в соседний Иран, где они и остались навсегда.
В начале конфликта между Чечней и Россией в 1994 года у президента Чечни Дудаева было почти 265 самолетов. Согласно российским источникам, самолеты-разведчики Су-24МР наблюдали за активной подготовкой самолетов Дудаева к предстоящему бою в ноябре 1994 г. Это заставило Россию упредить чеченские приготовления ударами по аэродромам утром 01 декабря 1994 г. Сначала русские собрали свои силы. на аэродромах Северо-Кавказского военного округа, причем большая часть самолетов предоставлена 4-й воздушной армией. Применялись самолеты фронтовой (высокоэффективной), армейской и внутренней авиации. У каждого был, образно говоря, свой воздушный коридор и свои задачи. В состав авиации входило 140 боевых самолетов (Су-25, Су-22М, Су-24).
Су-24, кажется, был наиболее часто используемым истребителем-бомбардировщиком. Еще до ввода федеральных сухопутных войск в Чечню по этой горной республике начали работать разведчики Су-24МР. Затем в боевые действия включились и бомбардировщики Су-24М, работавшие в сложных метеоусловиях. Использовались как обычные, так и корректируемые бомбы. В последней декаде декабря 1994 г. Су-24М бомбили позиции противника в районе Грозного, а в начале января 1995 г., применяя высокоточное оружие по высокоточным целям, Су-24М применяли для изоляции района боевых действий, нанося удары по коммуникациям, ведущим к городу, уничтожая чеченский транспорт и военную технику. 21 мая 1995, с помощью КАБ-500КР с телевизионной системой наведения, Су-24М уничтожил здание с боевиками в районе Дачу-Борзой, 24 мая склад боеприпасов в пещере под Зонами, затем были нанесены удары выход на Веденское, Веденское и Аргунское ущелья. В дальнейшем, после оккупации мятежной республики российскими войсками, Су-24М привлекались для точечных ударов по отдельным важным объектам боевиков.
К декабрю 1995 г. российские летчики совершили более девяти тысяч самолето-вылетов, из них более пятидесяти трехсот — на нанесение бомбово-штурмовых ударов и 672 — на воздушную разведку (почти 8%). Основное вооружение включало реактивные снаряды С-5, С-8, С-24Б и осколочно-фугасные бомбы ФАБ-250 и ФАБ-5000. Когда позволяла погода, русские использовали управляемые ракеты Х-25МЛ, умные бомбы КАБ-500Л и КАБ-500КР, а также бомбы КАБ-1500Л. Основное вооружение, применявшееся фронтовой штурмовой авиацией против боевиков в Первой Чеченской (1994-1996) были НУРС (С-5, С-8 и С-24Б) осколочно-фугасные бомбы калибра 250 и 500 кг, осколочные и осколочно-фугасные авиабомбы, бетонобойные бомбы Бетаб-500. Применение высокоточного оружия было ограничено плохими погодными условиями, поэтому его применение ограничивалось лишь 3 процентами от общего расхода авиационных средств поражения.
Российские ВВС не могли летать в плохую погоду. Как писал в своей оценке действий российской авиации в Чечне российский военный эксперт Павел Баев, «в среднем в течение декабря-февраля в Чечне находится до 95 процентов дней сильной облачности и тумана». Самым боеспособным самолетом над полем чеченского боя был Су-24, которому, несмотря на это, мешали те же обстоятельства готовности. Баев указывает, что эти летчики держали в среднем всего 20-40 летных часов в течение предыдущего года, несомненно, из-за значительного сокращения финансирования. Денег было мало, но не хватало и снабжения; Баев утверждает, что только около половины необходимых горюче-смазочных материалов и запасных частей были предоставлены российским наземным экипажам. — пишет он, — чтобы поддерживать даже этот минимальный уровень снабжения оперативной группы примерно в 140 боевых самолетов, командованию ВВС пришлось лишить резервы многих частей в других военных округах».0003
Активы, которые ASV использовала в Дагестанской операции, включали, в частности, боевой вертолет Ми-24 Hind и транспортный вертолет Ми-8 Hip. ASV также использовала тяжелый вертолет Ми-26 Halo. В состав ВВС входили истребители-бомбардировщики Су-25 Frogfoot, истребители Су-27 Flanker, истребители-бомбардировщики-разведчики Су-24М/МР Fencer D/E. Из Моздока действовало как минимум по отряду Фехтовальщиков и Лягушек.
ВВС России провели учения, которые назвали «Восход-9».3, чтобы подтвердить свою новую стратегию проецирования силы. В нем приняли участие восемь истребителей-бомбардировщиков Су-24, а также несколько бомбардировщиков Ту-95 с поддержкой заправщиков. Генерал Дейнекин два дня находился на воздушном командном пункте, и они передавали эту посылку от западной части России до озера Байкал. Также было шесть или восемь фланкеров сопровождения. Все они вышли, доставили имитацию оружия на расстоянии и вернулись.
Самый массовый истребитель-бомбардировщик на вооружении ВВС России — сверхзвуковой Су-24 «Фехтовальщик» — широко использовался во Второй чеченской войне, начавшейся в 1999. Модернизированный Су-24М «Фехтовальщик-Д», развернутый для операций в Чечне, представлял собой второе поколение этого универсального ударного самолета. Новая система навигации и атаки в сочетании с лазерным целеуказателем позволила Fencer-D поставить самое современное высокоточное оружие. Способность летать в любых погодных условиях и доставлять высокоточное оружие сделали Fencer-D естественным выбором для операций в Чечне.
Во время Второй чеченской войны экипажи Fencer использовали передовые реактивные ударные системы для доставки самых разных боеприпасов. Основное оружие, используемое «Фехтовальщиком» в Чечне, включало свободнопадающие бомбы, кассетные бомбы и мины, доставляемые по воздуху. Экипажи Fencer реже применяли высокоточные боеприпасы, в том числе бомбы с лазерным наведением, управляемые ракеты и бомбы с наведением по каналу передачи данных. Превосходный ударный самолет, Fencer плохо подходит для непосредственной авиационной поддержки. Заходы на посадку на высоких скоростях и плохая видимость из кабины затрудняют визуальную идентификацию целей и атаку экипажам фехтовальщиков.
Экипажи фронтовой авиации наносили удары по скоплениям боевиков, их базам и позициям в Ачхой-Мартане, Бамуте, Радужном, Ведено и др. В Дагестане после того, как в пещерах сел Кадар и Дургели была обнаружена банда боевиков численностью 200 человек, фронт- линейная авиация выполнила около 100 самолето-вылетов по целям. Только за 31 октября было заминировано более 100 сепаратистов, 2 моста, 3 узла связи, 8 опорных пунктов, 2 склада ГСМ, 3 склада с оружием и боеприпасами, до 20 автомобилей, 25 км дорог и создано 5 завалов. И так почти каждый день во время активной фазы операции. 16 ноября, чтобы не допустить проникновения в Чечню наемников с соседних территорий Су-24, они с помощью бомбовых ударов создали блокпосты в южных горных районах республики. 24 ноября авиация вылетела 99 раз. В результате ударов уничтожено 6 опорных пунктов, узел связи, штаб, зенитная установка, 10 грузовиков, повреждено 2 моста, в Грозном выведен из строя завод, занимавшийся ремонтом бронетехники.
В этих атаках, как и во многих других, принимали участие Су-24М. В ходе активной фазы операции зафиксирована потеря двух Су-24: одного бомбардировщика и одного разведчика. В результате ударов уничтожено 6 опорных пунктов, узел связи, штаб, зенитная установка, 10 грузовиков, повреждено 2 моста, в Грозном выведен из строя завод, занимавшийся ремонтом бронетехники. В этих атаках, как и во многих других, принимали участие Су-24М. В ходе активной фазы операции зафиксирована потеря двух Су-24: одного бомбардировщика и одного разведчика. В результате ударов уничтожено 6 опорных пунктов, узел связи, штаб, зенитная установка, 10 грузовиков, повреждено 2 моста, в Грозном выведен из строя завод, занимавшийся ремонтом бронетехники. В этих атаках, как и во многих других, принимали участие Су-24М. В ходе активной фазы операции зафиксирована потеря двух Су-24: одного бомбардировщика и одного разведчика.
Все Су-24 приземлились после крушения в лесу Курганской области во время планового полета 13 февраля 2012 года. Оба пилота благополучно катапультировались. Катастрофа стала третьей для Су-24 в России за последние четыре месяца. Два предыдущих крушения произошли в октябре и декабре 2011 года. Он стоит на вооружении ВВС России с середины 1970-х годов. Однако в последние годы Россия постепенно выводит из эксплуатации самолеты, у которых были неоднородные показатели безопасности.
Сирия погрязла в гражданской войне с 2011 года, когда правительственные силы, верные президенту Башару Асаду, сражались с рядом оппозиционных группировок и экстремистских групп. К концу лета 2012 года сирийские ВВС, вероятно, имели не более 200 боеспособных самолетов, примерно 150 самолетов и 50 вертолетов из 600 в своем общем количестве до гражданской войны, и даже они имели разную степень боеспособности. Кроме того, в свете исторических недостатков технического обслуживания в сочетании с темпами операций режим Асада, вероятно, может использовать не более 30–50 процентов своих самолетов. ВВС, возможно, зарезервировали свои более совершенные МиГ-25, -29.s и Су-24 при подготовке к внешнему вмешательству, но, возможно, он также не смог использовать эти конструкции класса «воздух-воздух» в качестве «воздух-земля».
Россия начала авиаудары в Сирии 31 сентября 2016 года по просьбе президента Сирии Башара Асада. За первые 100 дней операции советская авиация совершила 5600 боевых вылетов, в среднем 50-60 в день. За тот же период ВВС США совершили около 3500 самолето-вылетов. Российская оперативная группа была переброшена на авиабазу Хмеймим за пределами Латакии, недалеко от театра военных действий. На базе дислоцировано около 4000 военнослужащих и более 70 самолетов, в том числе истребители четвертого поколения Су-30 и Су-35, тактические бомбардировщики Су-24 и Су-34, а также штурмовики Су-25. Большинство российских авиаударов в Сирии нанесли бомбардировщики Су-24 и Су-34. Эскадрилья тактических бомбардировщиков Су-24, в том числе 9-12, оставленный на боевом дежурстве в Сирии. На основном этапе кампании эти самолеты нанесли основную часть авиаударов.
24 ноября 2015 года российский штурмовик Су-24 был сбит ракетой класса «воздух-воздух», выпущенной турецким F-16 во время нанесения ударов по террористам на севере Сирии. Генштаб России и командование ПВО Сирии подтвердили, что Су-24 никогда не пересекали воздушное пространство Турции, согласно точным данным объективного контроля. По данным российского генштаба, радары на сирийской авиабазе Хмеймим, наоборот, зафиксировали нарушение воздушного пространства Сирии турецким истребителем, атаковавшим российский самолет. Президент России Владимир Путин назвал турецкую атаку ударом в спину, нанесенным пособниками террористов.
Спасательная операция российского штурмана Су-24 успешно завершена, летчик вернулся на авиабазу Хмеймим в целости и сохранности. Другой пилот был убит огнем с земли после катапультирования из самолета, а во время спасательной операции погиб российский военнослужащий морской пехоты. Владимир Путин сообщил, что погибший в Сирии командир будет награжден Звездой Героя Российской Федерации посмертно. Спасенный летчик был удостоен государственных наград.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция действовала в соответствии со своим суверенным правом реагировать на угрозы, заявив, что российский самолет нарушил воздушное пространство Турции.
В письме в Совет Безопасности ООН посол Турции изложил мнение своего правительства об инциденте. «Сегодня утром (24 ноября) 2 самолета Су-24, национальность которых неизвестна, приблизились к национальному воздушному пространству Турции в районе Яйладаги/Хатай. Эти самолеты были предупреждены 10 раз в течение 5 минут по каналу «Экстренная ситуация». и попросили немедленно изменить курс на юг», — говорится в письме. «Не принимая во внимание эти предупреждения, оба самолета на высоте 19000 футов, нарушил национальное воздушное пространство Турции на глубину 1,36 мили и 1,15 мили в длину за 17 секунд с 24.09.05 по местному времени.»
В июле 2016 года ВВС Сирии получили первые два модернизированных всепогодных штурмовика Су-24М2 из арсеналов России. Ожидается, что они повысят боевые возможности сирийской авиации в борьбе с террористами. Сирия рассчитывает получить еще восемь самолетов в ближайшее время. Сообщается, что самолеты были оснащены новым оборудованием «для расширения их возможностей и повышения их боевой эффективности», включая улучшенную авионику с GPS и ГЛОНАСС, а также новый проекционный дисплей. Утверждается, что поставки являются частью оборонного заказа, подписанного еще в 2009 году..
Россия готовилась к выводу дополнительного звена штурмовиков Су-24 «Фехтовальщик» и личного состава медицинской бригады специального назначения с авиабазы Хмеймим в Сирии после успешного завершения боевого дежурства, сообщил командующий ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов. контингента в Сирии, сообщило 17 января 2017 года. Оперативное соединение ВМФ России во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и шесть самолетов Су-24 уже покинули зону конфликта в Сирии.
23 мая 2017 года над Сирией был сбит российский истребитель Су-24 с двумя людьми на борту. По данным Минобороны, самолет, скорее всего, был сбит наземной ракетой. По предварительной информации министерства, оба пилота смогли катапультироваться из самолета.
10 октября 2017 года ударный самолет Су-24 ВКС России разбился при взлете на авиабазе Хмеймим в Сирии. Экипаж самолета не успел вовремя катапультироваться и погиб. В Минобороны России заявили, что причиной крушения могла быть техническая проблема.
В конце 2017 года было объявлено о победе над террористами в Сирии.
18 марта 2018 года повстанцы «Джейш Тахрир аш-Шам» сбили военный самолет режима над горами Восточного Каламуна после начала новой волны атаки, сообщила Свободная сирийская армия. Момент падения Су-24 засняли и выложили в Twitter. Разбившийся самолет начал резко падать, оставляя за собой след черного дыма, когда упал на землю. Как сообщает Al-Masdar News, самолет упал на территорию, контролируемую сирийскими правительственными войсками.
После операции в Сирии решили модернизировать разгрузочные жилеты летчиков боевой авиации на случай их катапультирования, сообщил РИА Новости 13 августа 2019 года генеральный директор НПП «Звезда» Сергей Поздняков. «В связи с сирийскими событиями, опять как во времена Афганистана встал вопрос модернизации разгрузочного жилета для летчиков боевой авиации, размещения сигнальных ракетниц, медикаментов, еды и воды, гранат, пистолета и тд.В вертолетах такие жилеты есть но их нет не приспособлен для катапультирования с самолета на больших скоростях», — сказал Поздняков.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Сухой Су-24М Фехтовальщик | Ангар 47
Масштаб 1/72
Комплект № 7267
Декали: Две версии – обе ВВС России
Комментарии : Гравированные линии панели; опциональное положение навеса; рабочие крылья изменяемой стреловидности; Боеприпасы включают в себя десантные баки, зенитные ракеты AA-6 Aphid (2), зенитные ракеты R-60 (2), противокорабельные ракеты AS-11 Kitter (2) и множество других ракет класса «воздух-воздух». и оружие класса «воздух-земля», а также артиллерийские установки.
История
Сухой Су-24 — тактический бомбардировщик и ударный самолет, разработанный для замены средних бомбардировщиков Ил-28 и Як-28. Быстрый с большой дальностью и способностью доставлять боеприпасы с высокой точностью, как и американский F-111, его авионика оснащена интегрированной навигацией, бомбовым прицелом и управлением оружием, связанными с центральным компьютером. Поступление на службу в 1975 и базирующийся на ряде передовых авиабаз в странах Варшавского договора, он вскоре стал источником беспокойства для НАТО, как только была реализована его способность глубокого проникновения на малой высоте — с баз в Польше или Восточной Германии он мог угрожать базам на большом расстоянии. запад как Великобритания; с баз на юго-западе России он может нанести удар по Италии, Греции или Турции. Начиная с 1979 года, он также доказал свою способность к высотному бомбометанию во время советской интервенции в Афганистане, где Су-24 впервые принял участие в боевых действиях, нанеся удары по целям в Панджшерской долине с баз в СССР.
Первый полет прототипа состоялся 2 июля 1967 г., но изначально он имел совершенно другую конструкцию: треугольное крыло со вспомогательными реактивными двигателями РД-36-35 для улучшения взлетных характеристик. Вскоре от этой конфигурации отказались в пользу использования крыльев переменной стреловидности для достижения желаемых характеристик. Прототип крыла с изменяемой геометрией совершил первый полет 17 января 1970 г., а первый серийный вариант покинул завод в декабре 1971 г. Су-24 поступил на вооружение советской фронтовой авиации 19 февраля.75. Из первых трех модификаций Fencer-A использовался только для ходовых испытаний; Fencer-B стал первым серийным самолетом с переработанной хвостовой частью фюзеляжа; Fencer-C был похож, отличаясь только улучшенной авионикой.
Предмет этого комплекта и основная серийная версия ударного бомбардировщика Су-24М совершили свой первый полет 24 июня 1977 г. и поступили на вооружение в июне 1980 г. Он стал известен как российская версия самолета General Dynamics F. -111 (хотя примерно на 12% меньше и легче, чем его американский аналог) из-за его крыльев изменяемой стреловидности, тандемных сидений и того факта, что он был разработан, чтобы иметь идентичные возможности, в основном радар слежения за местностью, что позволяет ему летать на малой высоте. , авиаудары глубокого проникновения.
Как и F-111, Су-24 в качестве авионики оснащен системой навигации/атаки. У него также есть выдвижной зонд для дозаправки в полете, слегка удлиненная носовая часть для авионики, включая систему наведения лазерного / телевизионного оружия Kaira, и ограждения корней крыла. Начиная с 1988 года экспортный вариант Су-24К производился и продавался в Алжир, Иран, Ливию и Сирию. В 1990-х годах, после распада Советского Союза, Fencer использовался для поражения целей на территории бывшего СССР, в частности для разрушения мостов в Чечне с помощью бомб с лазерным наведением.
Другая версия, Су-24 МР Fencer-E, разработанная специально для разведки, оснащена РЛС бокового обзора в укороченной носовой части, инфракрасным и телевизионным датчиками с панорамной камерой в носовой части и наклонной камерой в нижней части фюзеляжа. Он также может нести блоки разведки и электронной разведки (ELINT) и, как сообщается, чаще всего использовался в этой роли против Китайской Народной Республики.
Окончательным вариантом стал Су-24МП «Фехтовальщик-Ф» в варианте РЭБ с возможностью постановки помех и радиотехнической разведки. Производство Су-24М закончилось в 19 г.92.
Комплект
Обновленная версия комплекта Dragon/DML, первоначально выпущенного в 1992 году, Су-24М компании «Звезда» изготовлена методом литья под давлением в сером цвете и состоит из 180 деталей, в том числе 10 прозрачных деталей фонаря кабины и ходовых огней. . Кабина не очень детализирована — катапультные кресла довольно мягкие и не имеют ничего общего с уважаемыми катапультными креслами K36, которые можно найти в оригинале — за исключением основной приборной панели, которая имеет четкие приподнятые детали и что-то, что выглядит отдельно. установленный радиолокационный прицел, который соответствовал бы радару слежения за местностью Су-24. Отдельные рычаги управления дополняют этот узел.
Набор имеет четко выгравированные линии панелей, но его конструкция не очень сложна — согласно инструкции, сам планер довольно быстро собирается из верхней и нижней половин фюзеляжа, носового обтекателя, состоящего из двух частей (рекомендуемый вес 9 грамм). , и крылья изменяемой стреловидности, которые состоят из двух частей каждое и должны быть установлены на фюзеляж с осторожностью на шаге 3. Далее идут выхлопы двигателей, воздухозаборники, вертикальное оперение и рули высоты, которые в оригинале образуют цельноповоротное оперение.
Шасси довольно детализировано, а переднее шасси точно представляет собой брызговик позади колеса, чтобы воздухозаборники не засасывали снег во время русской зимы. На шаге 5, наряду с основными стойками шасси, находится ряд датчиков, обвязок и других дополнительных элементов, которые необходимо приклеить к нижней поверхности Су-24.
Хотя в набор входят различные боеприпасы, ни один из них не указан в инструкциях. Я смог идентифицировать около половины боеприпасов с помощью справочников и интернет-исследований, но до сих пор не знаю, что это за часть. Например, есть две 500-фунтовые железные бомбы, которые могут быть произведены FAB, но я не уверен. Двумя примечательными предметами являются 23-мм и 30-мм артиллерийские блоки, дополняющие зенитные ракеты AA-6 Aphid и Р-60.
Комплект может быть собран с открытым или закрытым фонарем, и на заключительных этапах сборки есть ряд воздухозаборников и антенн, которые необходимо приклеить к верхним поверхностям самолета, а также ограждения крыльев поверх корней крыльев (на самом деле перчаточный ящик для крыльев изменяемой стреловидности).
Маркировка
Все маркировки комплекта выглядят как минимум слегка пожелтевшими, поэтому, если вы столкнулись с этим, следует подумать о замене на вторичном рынке. В то время как набор предлагает две версии декалей, в инструкциях нет никакой информации относительно первой версии, Blue 9.1. Второй, Red 42, — машина, по инструкции принадлежащая «Липецкому высшему училищу ВВС России», что может быть неверным переводом.