Су-6, штурмовик
Штурмовик
ОКБ Сухого
Самолет Су-6 в одноместном варианте проектировался в 1940 г. и строился по правительственному заданию, выпущен весной 1941 г. и передан на испытания перед самой войной. Эвакуация и другие обстоятельства не дали возможности испытать самолет своевременно. Это было сделано лишь в 1942 г. Но к этому времени требовался уже двухместный вариант. Двухместный бронированный штурмовик Су-6 с мотором М-71Ф был спроектирован и построен в 1942 г. и c 20 июня по 30 августа 1943 года блестяще прошел государственные испытания (ведущим инженером был А.В. Синельников, ведущим летчиком — А.И. Кабанов, в облете самолета принимал участие П.М. Стефановский). Несмотря на довольно большую нагрузку на крыло — 212,85 кг/м², эта машина, благодаря исключительно удачному сочетанию форм, габаритов и тщательной компоновке показала прекрасные летные данные. По максимальным скоростям, скороподъемности, маневренности, потолку, дальности, вооружению и бронированию двухместный «сухой» значительно превосходил состоявший на вооружении ВВС двухместный Ил-2.
Самолет оборудовался мощной механизацией крыла (имел автоматические предкрылки и щитки Шренка), что позволяло устойчиво выполнять маневры на больших углах атаки. Последнее являлось весьма важным для самолета поля боя, предназначенного для действий на небольшой высоте. Летчику для выхода в атаку в ограниченном пространстве над целью необходимо было маневрировать преимущественно в вертикальной плоскости. Значительно улучшить данные Су-6 в сравнении с Ил-2 без ухудшения маневренности в вертикальной плоскости удалось за счет уменьшения нагрузки на мощность мотора. Так, серийный Ил-2 с АМ-38Ф при нагрузке на крыло 159 — 163 кг/м ² имел вертикальную скорость у земли около 7,2 м/с, а Су-6 при нагрузке 212,85 кг/м² — 9,3 м/с.
Бронирование Су-6 было значительно совершеннее, чем у Ил-2. Благодаря более рациональному распределению толщин листов общая масса брони составила всего 683 кг—18,3% от веса пустого самолета. Толщины брони в кабине стрелка и в области винтомоторной группы выбирались явно с учетом влияния элементов конструкции самолета (обшивка фюзеляжа, бомбоотсеки т.д.) на геометрию соударения снаряда с броней с наиболее вероятных направлений обстрела в реальном воздушном бою. Такой подход позволил серьезно уменьшить вес брони при значительно лучшей защищенности экипажа и жизненно важных элементов конструкции самолета, чем у Ил-2, у которого при суммарном весе брони 957 кг воздушный стрелок практически не имел защиты, а наиболее уязвимые от огня противника бронедетали оказались недостаточной толщины. Бронирование Су-6 тоже имело недостатки, но обеспечивало более эффективную защиту от пуль калибра 12,7 мм и осколков зенитных снарядов. Живучесть штурмовика повышалась также наддувом бензобака выхлопными газами и дублированием управления рулями высоты и направления.
Вооружение самолета включало две 37-мм пушки 11П-37 (боекомплект 90 снарядов), два пулемета ШКАС (1400 патронов), оборонительный пулемет УБТ (196 патронов в четырех магазинах) в блистерной установке БЛУБ, 200 кг бомб (в перегрузку) и шесть РС-132 или РС-82. На внешней подвеске дополнительно могли подвешиваться две бомбы ФАБ-100.
К этому времени специалисты ВВС уже обладали большим объемом статистических данных для анализа причин потерь самолетов различного назначения, в том числе и штурмовиков. В выводах отчета 2-го отдела Оперативного управления штаба ВВС по анализу потерь авиации (август 1943 г.) отмечалось, что из всех летно-технических характеристик именно маневренность оказывает решающее влияние на боевую живучесть при действиях по наземным целям. Аналогичные требования выдвигали и специалисты НИИ ВВС. Особое внимание они обращали на горизонтальную и вертикальную маневренность перспективного штурмовика, оснащение его мотором воздушного охлаждения, а также на повышение эффективности броневой защиты при одновременном снижении доли брони в полетном весе.
Судя по документам, руководство ВВС считало, что именно Су-6 является той машиной, которой и недостает советской авиации. По его мнению, возможности для постановки в серию мотора М-71Ф и самолета Су-6 у НКАП имелись.
При этом снижение производства моторов М-82Ф и М-82ФН и самолетов, оснащенных ими, а также штурмовиков Ил-2 не могло сильно сказаться на общей обстановке на фронте. В тылу (во внутренних округах, на Дальнем Востоке, в училищах, на базах хранения и т.д.) накопился значительный резерв боевых машин — примерно на 20% больше, чем в действующей армии, а на фронте образовалось почти трехкратное превосходство в силах над Люфтваффе.
С началом серийного производства М-71Ф можно было бы решить вопрос не только о запуске в серию штурмовика Су-6, но и о производстве перспективного истребителя И-185. В этом случае сложилась бы ситуация, когда и ударная, и истребительная авиация одновременно перевооружались на технику, превосходящую имеющуюся у противника по всем определяющим параметрам, что самым благоприятным образом отразилось бы на общем ходе войны. Между тем НКАП всячески сопротивлялся постановке в серию Су-6 и мотора М-71Ф, мотивируя свою позицию большим техническим риском при развертывании их серийного производства в условиях военного времени. Однако думается, что дело было не только в этом. Сделав ставку на количество, а не на качество, руководство наркомата панически боялось вносить любые мало-мальски серьезные изменения в уже отлаженную систему производства боевых самолетов. Кроме этого, согласившись с предложением военных, ему пришлось бы фактически признать ошибочность принятой технической политики НКАП, начиная с 1940 г.
Су-6 (С2А) — двухместный с двигателем М-71Ф в 2200 л.с. (взл). Летные качества опытного самолета были выдающиеся (как и в одноместном варианте). Скорость (одноместного и двухместного) у земли — 510 и 480 км/ч, на высоте—527 и 514 км/ч, на 100 км/ч превосходившая скорость штурмовика Ил-2. Маневренность оказалась отличной. Она была проверена в 1944 г. в пробных воздушных боях на высоте 6000 м с истребителем Як-3.
Здесь можно обратить внимание на то, что площадь крыла Су-6 была в полтора раза меньше, чем у Ил-2 (26 м² и 38,5 м²), масса значительно меньше, а мощность — немного больше. Аэродинамически он был совершеннее, шасси убиралось полностью. В этом и причина его гораздо лучших показателей.
Как штурмовик Су-6 (особенно двухместный с двигателем М-71Ф-тип С2А) обладал прекрасными характеристиками устойчивости и управляемости, был прост и приятен в пилотировании, но он появился слишком поздно, да и двигатель был не серийный. Поэтому Су-6 в серию пущен не был.
Вооружение в двухместном варианте: две пушки ОКБ-16 калибра 37 мм или же 11-П-37 длинноствольные противотанковые (90 снарядов), два пулемета ШКАС (1400 патронов) и один пулемет УБТ (196 патронов) у стрелка. Кроме того, под крылом могли подвешиваться 200 кг бомб.
Су-2 | Су-6 | Ил-2 | Ил-2 | Ил-10 | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Год выпуска | 1941 | 1943 | 1942 | 1943 | 1944 | |
Экипаж, чел | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Размеры | ||||||
Размах крыла, м | 14. 3 | 13.58 | 14.6 | 14.6 | 13.4 | |
Длина самолета, м | 10.25 | 9.24 | 11.6 | 11.6 | 11.12 | |
Площадь крыла, м² | 20.0 | 26.0 | 38.5 | 38.5 | 30.0 | |
Мотор | ||||||
Тип | М-88 | М-71Ф | АМ-38 | АМ-38Ф | АМ-42 | |
Мощность, л.с. | 1100 | 1900 | 1600 | 1750 | 2000 | |
Нормальная взлетная | 4345 | 5534 | 5670 | 6180 | 6300 | |
Максимальная взлетная | 4555 | — | 5870 | 6380 | 6500 | |
Летные данные | ||||||
Максимальная скорость у земли, км/ч | 375 | 480 | 391 | 403 | 507 | |
Максимальная скорость | км/ч | 467 | 514 | 514 | 414 | 551 |
на высоте, м | 6600 | 1000 | 2350 | 1000 | 2800 | |
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км | 1190 | 972 | 740 | 685 | 800 | |
Вооружение | ||||||
Бомбовая нагрузка кг | нормальная | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
максимальная | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | |
Вооружение, число | пулеметы | 5-6 | 2+1 | 2 | 3 | 3 |
пушки | — | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Реактивные снаряды | 8-10 | — | 8 | 4 | 4 | |
Авиационные гранаты | — | — | — | — | 10 |
Схемы модификаций Су-6 |
|
Схема Су-6 с двигателем М-71 |
|
Штурмовой самолет Су-6 М-71Ф на государственных испытаниях в ГНИИ ВВС КА. |
Штурмовик
В отличие от Су-6 М-71Ф консоли крыла Су-6 АМ-42 выполнялись металлическими с увеличенной до 28,6 м² площадью.
Кроме того, была увеличена компенсация рулей высоты и элеронов, поставлено хвостовое колесо 400×150 мм вместо 300×125 мм, установлены прицел ПБП-16 (вместо ВВ-1) и четы-рехлопастный винт АВ-9Л-172 диаметром 3,4 м.
Из-за необходимости бронирования мотора АМ-42 со всех сторон вес брони увеличился на 252 кг (толщина бронекапота 4 мм).
Вес пустого самолета составил 4370 кг, вес боевой нагрузки — 1375 кг.
Стрелково-пушечное вооружение штурмовика осталось прежним: две крыльевых пушки НС-37 (те же 11П-37 в серии) с боекомплектом 90 снарядов, два крыльевых пулемета ШКАС (1400 патронов) и один пулеметУБТ в блистере (196 патронов). Бомбовая нагрузка увеличена до 400 кг (в перегрузку).
В процессе отработки программы государственных летных испытаний был выявлен ряд серьезных конструктивных и производственных дефектов установленного на самолете экземпляра АМ-42 (возгорание смеси во всасывающих патрубках, повышенный в 4-5 раз расход масла), порожденных скоростным проектированием мотора в условиях военного времени.
В этой связи полностью снять летные характеристики Су-6 АМ-42 с пушками НС-37 не удалось.
Максимальная скорость штурмовика на высоте 1000 м составила 508 км/ч, на высоте 2000 м — 519 км/ч. На высоту 1000 м самолет забирался за две мин., а на 3000 м — за шесть мин.
В ходе испытаний крупнокалиберные пушки НС-37 были заменены на стандартные пушки штурмовой авиации Красной армии — ВЯ-23(240 снарядов). Предельный вес бомбовой нагрузки вырос до 600 кг. Вес пустого самолета стал — 4366 кг.
28 апреля 1944 г. Су-6 AM 42 с пушками ВЯ-23 поступил на государственные испытания, которые уже 15 мая были приостановлены вследствие совершенно ненормальной работы мотора.
К этому времени закончились госиспытания тяжелого штурмовика Ил-8 АМ-42 и решался вопрос о его запуске в серию.
В связи с этим 19 мая 1944 г. П. 0. Сухой направил письмо в адрес А. И. Шахурина, в котором просил учесть предварительные результаты испытаний самолета Су-6 АМ-42.
Он отмечал, что летчики ГК НИИ ВВС КА дали положительное заключение об устойчивости и управляемости самолета Су-6, а также о простоте посадки.
Сухой привел сравнение летных данных самолетов Ил-8 АМ-42 и Су-6 AM 42 по результатам испытаний.
«Самолет Су-6 уступая несколько в дальности, имеет при равном вооружении значительно большую скорость, чем самолет Ил-8», — писал Павел Осипович в письме.
Су-6 испытывался в варианте с двумя пушками ОКБ-16 калибра 37 мм, двумя пулеметами ШКАС и 400 кг бомб.
При замене пушек на ВЯ-23 бомбовая нагрузка составила 600 кг, также как и у Ил-8.
Максимальная скорость полёта Ил-8 у земли равнялась 428 км/ч, тогда как по данным ГК НИИ ВВС максимальная скорость полета у Су-6 при неудовлетворительно работающем моторе была 482 км/ч, а по данным заводских испытаний при более удовлетворительно работавшем моторе -490 км/ч.
Скорость на расчетной высоте 2500 м у Ил-8 — 472 км/ч, а у Су-6 на расчетной высоте 2800 м — 523 км/ч. Дальность полета на высоте 1000 м при скорости полета 308 км/ч у Ил-8 составляла 990 км, а у Су-6 при скорости полета 340 км/ч — 850 км.
Следует обратить внимание на то, что скорость полета у Су-6 при определении дальности была выше. Кроме того, мотор имел невыгодную регулировку с точки зрения расхода топлива, переобогащенную топливную смесь. Поэтому с нормальным мотором результаты по дальности по лета могли были быть практически одинаковыми.
Важно отметить, что при одинаковой боевой нагрузке взлетный вес Су-6 был на 1000 кг меньше, чем у Ил-8, то есть весовая отдача самолета Су-6 была существенно выше.
В то же время у Ил-8 было существенное преимущество при использовании его в качестве бронированного бомбардировщика.
Максимальная бомбовая нагрузка достигала 1000 кг при подвеске под крыльями двух бомб ФАБ-500. Кроме того, самолет Ил-8 оборудовался бомбардировочным прицелом.
В мае 1944 г. успешно завершил госиспытания штурмовик Ил-10 АМ-42, показавшего высокие летные данные.
Сравнение летно-боевых свойств суховского штурмовика с Ил-10 было не в пользу первого. Су-6 АМ-42 уступал ильюшинской машине по большинству определяющих характеристик. В итоге был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 АМ-42 в серийное производство.
Тем не менее, после установки на Су-6 нового экземпляра мотора АМ-42 госиспытания штурмовика были возобновлены и продолжались до июля 44-го.
Всего в период с 28 апреля по 2 июля 1944 г. на Су-6 АМ-42 с пушками ВЯ-23 было выполнено 24 полета с суммарным налетом 10 часов 25 мин.
При полетном весе 6200 кг (600 кг бомб, боекомплект к пушкам и пулеметам) скорость штурмовика у земли составила 492 км/ч, а на высоте I860 м — 521 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м равнялось двум мин., на высоту 5000 м — 11 мин. Максимальная дальность полета -790 км.
Схема Су-6 с двигателем АМ-42 |
|
Штурмовой самолет Су-6 с двигателем водяного охлаждения АМ-42. |
Источники
- «История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг.» /В.Б. Шавров/
- «Самолеты сталинских соколов» /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
- «Штурмовики Красной армии» /В.И. Перов, О.В. Растренин/
- «Су-2. Ближний бомбардировщик» /Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков/
- «Дети «Иванова»» /авиАМастер #5 2000. Вл. Перов, Александр Медведь/
Штурмовик Су-6 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /
«Краткая справка: штурмовой самолет Су-8 конструкции П.О. Сухого — несостоявшаяся замена для Ил-2. История создания, конструкция и боевой применение самолета.»
Штурмовик Су-6 с двигателем АМ-42
В 1940 году, после завершения работ над истребителем Су-1, коллектив ОКБ под руководством Павла Осиповича Сухого приступил к проектированию нового самолета, которым стал бронированный штурмовик Су-6.
Два первых самолета были построены в 1941 году и в начале 1942 года переданы на испытания. Оба прототипа были одноместными бронированными низкопланами смешанной конструкции с двигателем воздушного охлаждения М-71. Крыло, центроплан, оперение и каркас рулей и элеронов – металлические. Задняя часть фюзеляжа – деревянная с фанерной обшивкой. Кабина летчика и бензобаки защищались броней от осколков и пуль стрелкового оружия, в том числе крупнокалиберных пулеметов. Стенки бронекоробки являлись бортами и дном фюзеляжа. Звездообразный двигатель не бронировался.
Штурмовик Су-6 с двигателем М-71
Стрелково-пушечное вооружение штурмовика Су-6 состояло из четырех 7,62-мм пулеметов ШКАС, двух 23-мм пушек ВЯ и было размещено в консолях крыла вне плоскости винта. Бомбы общим весом до 400 кг самолет нес во внутренних отсеках. При этом бомбы небольшого веса укладывались в отсеках без прикрепления к бомбодержателям, что значительно ускоряло подготовку к вылету. На внешней подвеске, под крылом, самолет нес 10 реактивных снарядов РС-132.
В ходе летных испытаний с подвешенными РС-132 штурмовик Су-6 показал скорость 496 км/ч, без них – 510 км/ч. Большая скорость, чем у Ил-2, была достигнута в основном благодаря использованию мощного двигателя М-71, меньшим полетному весу и размерам.
Штурмовик Су-6 (М-71) с подвешенными реактивными снарядами
В 1942 году, на основе опыта использования одноместного штурмовика Ил-2 был разработан и построен двухместный вариант самолета с двигателем М-71Ф (на 2200 л.с.), получивший обозначение Су-6(2А). По схеме и конструкции он мало отличался от одноместного. Изменился состав вооружения ,а благодаря рациональному подбору толщины брони, ее вес был на 1/3 меньше, чем у Ил-2. При меньшем взлетном весе, по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности полета Су-6 с М-71Ф значительно превосходил штурмовик Ил-2.
Вдобавок, двухместный Су-6 обладал хорошей устойчивостью, был прост в управлении, отличался исключительными летными качествами — в ходе пробных воздушных боев на высоте 6000 м он вполне был способен справится с истребителем типа Як-3.
Страна: | СССР |
Тип: | Штурмовик |
Год выпуска: | 1943 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 1х М-71Ф, 2200 л.с. |
Максимальная скорость: | 514 км/ч |
Практический потолок: | 8100 м |
Дальность полета: | 971 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 5534 кг |
Размах крыльев: | 13,58 м |
Длина: | 9,24 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 2х 37-мм противотанковые пушки 11-П-37, 1х 12,7-мм пулемет УБТ, 2х 7,62-мм пулемета ШКАС — 2. До 600 кг бомбовой нагрузки. |
Характеристики приведены для исходного варианта штурмовика Су-6 с двигателем М-71
За создание штурмовика Су-6 П.О. Сухому в 1943 году была присуждена Государственная премия I степени, а самолет был рекомендован к производству. Однако наладить массовый выпуск двигателя М-71Ф не удалось, и в начале 1944 года один из опытных штурмовиков переоборудовали под двигатель водяного охлаждения АМ-42 (2000 л.с.) с четырехлопастным винтом изменяемого шага.
Мотор закрыли бронированным капотом, который вместе с кабинами летчика и стрелка образовал броневой корпус. Под двигателем был размещен подковообразный водовоздушный радиатор. В связи с увеличением веса (из-за установки более тяжелого мотора и его брони) крыло сделали цельнометаллическим, увеличенной площади. Пушки заменили на более легкие 23-мм ВЯ, а бомбовая нагрузка теперь составляла 600 кг.
Штурмовик Су-6 (АМ-42) здорово напоминает «конкурента» Ил-2
Однако к этому времени в производство уже был запущен новый штурмовик Ил-10, а перед ним Су-6 решительных преимуществ уже не имел.
ОКБ Сухого продолжило развитие самолета и перепроектировало его в тяжелый вариант: штурмовик Су-8, а также не бронированный истребитель-перехватчик Су-7 с вооружением из 3-х 20-мм пушек. Несмотря на бесспорно отличные летные качества этих машин (Су-7 был оснащен дополнительным жидкостно-реактивным двигателем, позволяющих разгоняться до 680 км/ч!), война уже близилась к концу, и в серию они так и не пошли.
Источник: компиляция по книге «Самолеты СССР Второй мировой войны», В.Е.Юденок.
Су-6, Штурмовик ВОВ
Штурмовик
В отличие от Су-6 М-71Ф, панели крыла Су-6 АМ-42 выполнены из металла с увеличенной до 28,6 м² площадью.
Кроме того, увеличена компенсация рулей высоты и элеронов, установлено хвостовое колесо 400х150 мм вместо 300х125 мм, прицел ПБП-16 (вместо ББ-1) и четырехлопастной воздушный винт АВ-9Л-172 с диаметром 3,4 м.
В связи с необходимостью бронирования двигателя АМ-42 со всех сторон вес брони увеличился на 252 кг (толщина бронекапота 4 мм).
Вес пустого самолета 4370 кг, вес полезной нагрузки 1375 кг.
Артиллерийское вооружение штурмовика осталось прежним: две крыльевые пушки НС-37 (в серии те же 11П-37) с боекомплектом 90 выстрелов, два крыльевых пулемета ШКАС (1400 патронов) и один пулемет УБТ в волдырь (196 раундов). Бомбовая нагрузка увеличена до 400 кг (перегрузка).
В процессе отработки программы государственных летных испытаний был выявлен ряд серьезных конструктивных и производственных дефектов установленного на самолет экземпляра АМ-42 (воспламенение смеси во всасывающих патрубках, увеличение расхода масла в 4-5 раз ), порожденная быстроходной конструкцией двигателя в условиях военного времени.
В связи с этим полностью снять летные характеристики Су-6 АМ-42 с пушками НС-37 не удалось.
Максимальная скорость штурмовика на высоте 1000 м составляла 508 км/ч, на высоте 2000 м — 519 км/ч. На высоту 1000 м самолет поднимался за две минуты, а на 3000 м — за шесть минут.
В ходе испытаний крупнокалиберные орудия НС-37 были заменены на штатные орудия штурмовиков Красной Армии — ВЯ-23 (240 снарядов). Максимальный вес бомбовой нагрузки увеличился до 600 кг. Вес пустого самолета стал — 4366 кг.
28 апреля 1944 года Су-6АМ 42 с пушками ВЯ-23 поступили на госиспытания, которые уже 15 мая были приостановлены из-за совершенно нештатной работы двигателя.
К этому времени закончились государственные испытания тяжелого штурмовика Ил-8 АМ-42 и решался вопрос о его запуске в серию.
В связи с этим 19 мая 1944 г. П. О. Сухой направил письмо А. И. Шахурину, в котором просил учесть предварительные результаты испытаний самолета Су-6 АМ-42.
Он отметил, что летчики ГК НИИ ВВС КА дали положительное заключение об устойчивости и управляемости самолета Су-6, а также о легкости посадки.
Сухой сравнил летные данные самолетов Ил-8 АМ-42 и Су-6 АМ 42 по результатам испытаний.
«Самолет Су-6, несколько уступая по дальности, имеет при равном вооружении значительно большую скорость, чем самолет Ил-8», — писал в письме Павел Осипович.
Испытывался Су-6 с двумя 37-мм пушками ОКБ-16, двумя пулеметами ШКАС и 400 кг бомб.
При замене пушек на ВЯ-23 бомбовая нагрузка составила 600 кг, как и на Ил-8.
Максимальная скорость полета Ил-8 у земли составляла 428 км/ч, в то время как по ГК НИИ ВВС максимальная скорость полета Су-6 с неудовлетворительным двигателем составляла 482 км/ч, и по заводским испытаниям с более удовлетворительно работающим двигателем -490 км/ч
Скорость на расчетной высоте 2500 м у Ил-8 составляет 472 км/ч, а у Су-6 на расчетной высоте 2800 м — 523 км/ч. Дальность полета на высоте 1000 м при скорости полета 308 км/ч для Ил-8 составляла 990 км, а для Су-6 при скорости полета 340 км/ч — 850 км.
Следует отметить, что скорость полета Су-6 была выше при определении дальности. Кроме того, двигатель имел неблагоприятную регулировку по расходу топлива, сверхобогащенную топливную смесь. Поэтому при нормальном двигателе результаты по дальности полета могли быть почти такими же.
Важно отметить, что при одинаковой боевой нагрузке взлетная масса Су-6 была на 1000 кг меньше, чем у Ил-8, то есть весовая отдача самолета Су-6 была значительно выше.
В то же время Ил-8 имел значительное преимущество при использовании в качестве бронированного бомбардировщика.
Максимальная бомбовая нагрузка достигала 1000 кг при подвешивании двух бомб ФАБ-500 под крыльями. Кроме того, самолет Ил-8 оснащался бомбардировочным прицелом.
В мае 1944 года штурмовик Ил-10 АМ-42 успешно прошел государственные испытания, показавшие высокие летные качества.
Сравнение летно-боевых качеств суховского штурмовика с Ил-10 было не в пользу первого. Су-6 АМ-42 уступал машине Ильюшина по большинству определяющих характеристик. В результате был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 АМ-42 в серийное производство.
Однако после установки на Су-6 нового экземпляра двигателя АМ-42 государственные испытания штурмовика возобновились и продолжались до июля 44-го.
Всего в период с 28 апреля по 2 июля 1944 года на Су-6 АМ-42 с пушками ВЯ-23 было выполнено 24 полета с общим налетом 10 часов 25 минут.
При полетной массе 6200 кг (600 кг бомб, боезапас к пушкам и пулеметам) скорость штурмовика у земли составляла 492 км/ч, а на высоте I860 м — 521 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — две минуты, на высоту 5000 м — 11 минут. Максимальная дальность полета 790 км.
Чертеж Су-6 с двигателем АМ-42 |
Библиография
- «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» /Вадим Шавров/
- «Штурмовики Красной Армии» /Владимир Перов Олег Растренин/
- «Штурмовики Су-2». /Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков/
Бронированный штурмовик, затмеваемый Ил-2. Су-6 был совершеннее штурмовика, его двигатель воздушного охлаждения не требовал бронирования и обеспечивал большую мощность. Но производство Ил-2 уже шло «полным ходом», и переход на принципиально новые машины мог нанести ущерб темпам производства. Важно отметить, что Су-6 унаследовал хроническую проблему Су-4 — он опирался на экспериментальные двигатели. Разработка началась в 1939 году. Второй вариант Су-6-2 (усовершенствованный) был построен в 1942 году, а последний (Су-6-3) с двигателем жидкостного охлаждения АМ-42 мощностью 2000 л.с. начал летные испытания в начале 1944 года.
|