+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Технические характеристики ту 16: Самолет Ту-16: фото бомбардировщика

0

Самолет Ту-16: фото бомбардировщика

Самолет ТУ-16 — первый советский дальний бомбардировщик, открыл новую эпоху в советском авиастроении. Это тяжёлый многоцелевой двухмоторный реактивный самолёт, который выпускался в разных модификациях. Был на вооружении СССР, России, стран СНГ, Египта, Сирии, Ирака, Индонезии. Самолет выпускался на трех авиазаводах, за время производство было изготовлено 1500 аппаратов.

Содержание

  • История ТУ-16
  • Технические характеристики самолета
  • Конструкция самолета

История ТУ-16

Разработка ТУ-16 началась в ОКБ Туполева в 1948 году. Существовавший на тот момент дальний бомбардировщик ТУ- 4 был копией американского Boeing B-29 Superfortress, но в то время уже было ясно что будущее за самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.

Конструкторскому бюро Туполева были выданы технические задания на разработку самолета с такими характеристиками:

  • дальность полета — 3000 км;
  • крейсерская скорость — околозвуковая;
  • бомбовая нагрузка — 3–7 тонн.

Однако, на то время не было подходящего двигателя. КБ Туполева уже имело наработки, которые были прототипами ТУ-16. Например, «82» с двумя реактивными двигателями — первый фронтовой бомбардировщик. Эта машина не была принят на вооружение из-за того, что была конкуренция с конструкторским бюро Ильюшина и приняли другой самолет — ИЛ-28. Разработка ТУ-16 начатая в 1948 году, была выполнена на основе модели «86», и закончилась к середине 1949 года.

В нише передней пушки стояла аппаратура системы Рица

Его характеристики:

  • Дальность полета – 4000 км;
  • Скорость на высоте 6 км — 980 км/4.

В то время СССР проводил ядерные испытания и к разрабатываемым бомбардировщикам предъявлялись новые требования. Они должны быть в состоянии доставить ядерный боеприпас к своей цели, с учетом его веса, превышающего пять тонн. Самолет должен летать на такие же расстояния, как и ТУ-4, летать в два раза быстрее и иметь в своей конструкции защиту от воздействия ядерного оружия как экипажа, так и всей конструкции.

Конструкторское бюро Туполева провело исследования и выяснило, что такой лайнер может быть разработан на основе проекта «86» путем увеличения массы изделия и тяги двигателей в полтора-два раза. Нужные для создания полноценного скоростного реактивного носителя были перенесены на проект «88», который впоследствии стал бомбардировщиком Ту-16, а его эскиз был окончательно утвержден в 1951 году.

Одним из преимуществ по сравнению с аналогичными американскими моделями того времени, B-47 и B-52, бала конструкция крыла, которая выполнялась более жесткой и тяжелой, мало деформировалась, обеспечивала его выносливость в условиях эксплуатации.

После утверждения эскизного проекта было проведено несколько доработок для улучшения защиты самолета от ядерного воздействия и для облегчения его конструкции. В мае 1953 года машина была принята на вооружение, и начался ее серийный выпуск.

Серийное производство бомбардировщика происходило в течение 10 лет на трех авиазаводах:

  • Казанском;
  • Куйбышевском авиазаводе №1;
  • Воронежском.

За это время конструкция самолета неоднократно дорабатывалась, было построено более 50 модификаций самолета.

ТУ-16 стал первым серийным дальним носителем ядерного оружия, эксплуатировался вплоть до 1994 года. На его основе были созданы последующие тяжелые и скоростные боевые машины. Одна из моделей ТУ-16 и сейчас эксплуатируется в Китае.

Технические характеристики самолета

Технические характеристики Ту-16:

 

Фото Ту-16 представлено ниже. Для тех, кто интересуется темой, в конце этой статье представлено видео о бомбардировщике.

Конструкция самолета

Самолет Ту-16 — это моноплан с двумя двигателями АМ-3(разработчик Микулин) и стреловидным крылом. Тяга двигателей составляла 8750 кг. После 1068 года на бомбардировщик устанавливались двигатели РД-3М-500, с тягой 9520 кг.

Двигатели встроены в гандолах по бокам флюзеляжа. Конструкция имеет 6 технологических отсеков:

  • Передняя прозрачная часть кабины пилотов, называемая фонарь;
  • Гермокабина;
  • Центроплан;
  • Грузовой отсек;
  • Технический отсек;
  • Гермокабина кормовая.

Для предотвращения перегревания корпуса установлены силовые рамы недалеко от двигателей, развернуты соплами в стороны на 4 градуса. Для изготовления самолета использовались алюминиевые и магниевые сплавы, стеклотекстолит, нержавеющая сталь.

Экипаж бомбардировщика состоит из 6 человек:

  • Командир;
  • Помощник командира;
  • 2 штурман;
  • Стрелок-радист;
  • Командир огневых установок;
  • Опнратор.

Кабина Ту-16 подвешивается в верхней части грузового отсека и имеет бочкообразную форму. Экипаж попадает сюда через входные люки с лесницами, которые откидываются вниз. Катапультирование членов экипажа происходит вниз, за исключением двух человек, кресла которых выбрасывались вверх, предварительно откатываясь назад. Также в самолете имеются надувные лодки ЛАС-5 в случае необходимости спасения членов экипажа на море.

Топливная система состоит из 27 баков, вмещающих более 43 000 литров топлива. Используется автоматика для контроля расхода, а заправка происходит с помощью раздаточного пистолета через специальные горловины баков.

Система управления — классическая, с механической проводкой. Закрылки — с электроприводом, однощелевые.

Шасси имеет три опоры и носовую стойку с двумя колесами. Есть еще пята — хвостовая опора, которая служит для защиты передней части самолета при быстрой посадке, в полете она убирается. Выпуском и убиранием опор и торможением колес управляет гидросистема. В районе хвостовой опоры располагаются парашюты, который служит для уменьшения пробега самолета во время торможения. Оригинально выполнены купола этих парашютов, внешне напоминают авоську, сшиты из узких капроновых лент. Парашюты спрятаны в специальные контейнеры. Управление парашютами производится с помощью пиропатронов.

На самолете установлено две гидросистемы, основная и дублирующая, которые управляют приводами створок бомболюка и стеклоочистителей, шасси и тормозами. Источниками постоянного тока в системе электрооборудования самолета служат по два генератора на каждом двигателе и две аккумуляторные батареи, в свою очередь каждая из них состоит из двух аккумуляторов.

На самолете используется электрическая сеть 115 вольт, 400 Гц от преобразователей ПО-4500. На разных модификациях машины состав электрооборудования был разным.

На самолете установлена противообледенительная система, состоящая из электрических нагревателей и теплого воздуха, подаваемого от двигателей. Освещение кабины самолета — обычное, с помощью ламп накаливания, а приборные доски освещались с помощью ультрафиолетовых светильников и люминицентных ламп.

Вооружение самолета состоит из трех башенных и одной пушечной установки. Всего бомбардировшик имеет семь 23-мм пушек АМ-23. Во внутренний грузоотсек можно поместить 3 тыс. кг бомб, а в режиме перегрузки можно загрузить и до 9 тыс. кг, например, фугасную бомбу ФАБ-9000М-54 с 4 тыс 297 кг тротила.

В различных модификациях на летательный аппарат подвешиваются торпеды, морские мины, крылатые ракеты. Модель Ту-16К-10-26 разработана так, что можно было подвесить сразу три ракеты, эта же модель использовалась для подвески бомб. Для облегчения подвески таких серьезных грузов было разработано подъёмно-такелажное оборудование.

Самолет имел самое передовое на тот момент оборудование:

  • астрономические компасы;
  • дистанционный экваториальный астрономический компас;
  • навигационное устройство;
  • гирокомпас;
  • аэрогоризонты;
  • радионавигационное оборудование;
  • систему дальней навигации.

Для метания бомб по видимым целям использовался бомбовый прицел ОПБ-11Р, при метании по невидимым целям применяли радиоприцел РБП-4. В гермокабине самолета была нормальная для человека температура и давление, то только до высоты самолета 7250 метров. Если аппарат взлетал выше, то экипаж использовал кислородные маски и приборы.

Бомбардировщик Ту-16 🔥 конструкция, технические характеристики, боевое применение

Многоцелевой бомбардировщик Ту-16 является первым советским массовым самолетом, который может нести ядерное оружие на большое расстояние. Самолет был на производстве более десяти лет, а простоял на вооружении все сорок лет. Также были разработаны и построены различные модификации самолета.

Самолет Ту-16 эксплуатировался не только в СССР, машина активно поставлялась на экспорт в арабские и азиатские государства. Китайская копия Xian H-6K прошла последнюю модернизацию в 2011 году. Самолет оснащается турбореактивными двигателями Д-30КП-2.

Содержание

  1. История создания
  2. Конструкция Ту-16
  3. Летно-технические характеристики Ту-16
  4. Боевое применение Ту-16
  5. Модификации Ту-16
  6. Инциденты
  7. След в истории и сохранившиеся экземпляры

История создания

После Великой Отечественной войны в СССР развернулись работы над созданием собственного стратегического бомбардировщика. В качестве образца использовались несколько экземпляров американского Боинг Б-29, которые оказались на территории нашей страны.

Советский вариант получил обозначение Ту-4 и успешно эксплуатировался вплоть до середины 60-х годов. Но советское армейское командование прекрасно понимало, что эпоха поршневых самолетов заканчивается, поэтому уже в 1948 году на свет появилось техническое задание на разработку реактивного бомбардировщика, обладающего большой дальностью полета.

Согласно условиям, новая машина должна была иметь дальность полета не менее 6000 км, нести бомбовую нагрузку в пределах 3000…7000 кг и развивать скорость не ниже 900 км/час.

Машина предполагалась для доставки к цели бомб с обычным и ядерным боевым зарядом.

КБ А.Н. Туполева приступило к разработке новой машины, несмотря на отсутствие подходящих реактивных двигателей. При создании будущего Ту-16 пригодился опыт разработки не пошедшего в серию бомбардировщика модели «82». К концу 40-х годов был построен еще один опытный самолет уже проекта «86».

Именно на основе этой машины и была создана модель «88», которая впоследствии пошла в производство под индексом Ту-16. Доработка машины и обеспечение защиты экипажа от воздействия атомного взрыва заняла несколько лет. Первые серийные машины были готовы в начале 1953 года, а принятие на вооружение состоялось в мае этого же года.

Конструкция Ту-16

По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.

Крыло самолета кессонного типа, двухлонжеронное, в районе моторов размещены силовые расы.

В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.

В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.

На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.

На самолете применена трехопорная конструкция шасси, имеющая носовую стойку и пару колес. Убирание передней стойки осуществляется в нишу передней ноги, основных стоек – в гондолы шасси.

Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.

В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.

Летно-технические характеристики Ту-16

Модификация  Ту-16
Размах крыльев, м  33. 0
Длина, м  34.8
Высота, м  10.4
Площадь крыла, м2  164.65
Масса, кг
  пустого самолета  37200
  нормальная взлетная  72000
  максимальная взлетная  79000
Топливо, кг  36000
Тип двигателя  2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс  2 х 9500
Скорость, км/ч
  максимальная  1050
  крейсерская  850
Перегоночная дальность, км  7200
Дальность полета, км  5925
Боевой радиус действия, км  3150
Практический потолок, м  12300
Экипаж, чел  6
Вооружение: семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
 Боевая нагрузка — 9000 кг в отсеке оружия
 Бомбы до ФАБ-9000

Боевое применение Ту-16

Первые машины стали поступать на вооружение в конце зимы 1954 года. С момента своего появления бомбардировщик Ту-16 стал основной машиной в составе сил стратегического сдерживания. Самолет применялся для испытаний новых видов вооружений. Машины Ту-16А использовались для доставки ядерных боевых зарядов к точкам сброса на Семипалатинском полигоне.

СССР использовал самолеты Ту-16 в ходе боевых действий в Афганистане.

Для бомбардировки применялись бомбы типа ФАБ-500, а также тяжелые авиабомбы весом до 9000 кг. Самые крупные ФАБ-9000 активно использовались на заключительном этапе войны. К этому времени дальний бомбардировщик Ту-16 оставался единственной машиной, способной доставлять подобное оружие к цели.

Бомбы применялись для разрушений дорог, пещер и формирования завалов. Бомбардировщики Ту-16 ВВС Египта принимали участие в арабо-израильских войнах 60-х и 70-х годов. В ходе Шестидневной войны один из египетских самолетов совершил огненный таран израильской военной базы.

Поставленные Ираку Ту-16 активно использовались в ходе Ирано-Иракской войны для атак танкеров, вывозивших из Ирана нефтепродукты. К 1991 году вылетавшие ресурс бомбардировщики Ту-16 стояли на аэродромах. Часть из них была уничтожена атаками союзной авиации, часть позднее разобрана на металл.

Модификации Ту-16

На основе Ту-16 было создано несколько десятков модификаций машин, которые использовались в качестве бомбардировщиков, разведчиков или учебных самолетов.

Некоторые наиболее массовые версии самолета:

  • Ту-16, первый серийный вариант;
  • Ту-16А, вариант с термоизолированным бомболюком, предназначенным для размещения ядерного оружия;
  • Ту-16В, носитель сверхмощной атомной «Царь-бомбы»;
  • Ту-16Ю или Ту-163, представляет собой модификацию заправщика;
  • Ту-16К-10, предназначенный для доставки к месту пуска управляемых ракет К-10С;
  • Ту-16К-22, вооруженный ракетами Х-22.

Кроме этого существовала масса самолетов, выпущенных мелкими партиями или в единичных экземплярах. На базе бомбардировщика был создан первый советский реактивный лайнер Ту-104, который активно эксплуатировался вплоть до начала 70-х годов.

Инциденты

Из 1511 построенных реактивных бомбардировщиков Ту-16  в авариях потеряно 145 машин, т.е. почти 10%. В результате катастроф погибло 709 человек. Основная масса катастроф пришлась на 50-е годы, когда шло освоение машины и новых методов полетов.

Последняя авария с участием Ту-16 датируется осенью 1990 года.  При перегоне машины на утилизацию произошло разрушение приводов элерона, что привело к падению самолета на взлете. Члены экипажа, располагавшиеся в носовой кабине, погибли, находившиеся в хвостовой части остались живы.

В 1958 году один Ту-16 совершил посадку на дрейфующие льдины.

Летное поле применялось для снабжения арктической станции, поэтому на нем имелся пассажирский самолет Ил-14. При попытке взлета машины столкнулись и получили повреждения, исправить которые на месте оказалось невозможно.

Поврежденный Ту-16 дрейфовал вместе со льдами почти год, прежде чем его обнаружил разведывательный самолет ВВС Канады. После этого машину разукомплектовали и сожгли.

След в истории и сохранившиеся экземпляры

На сегодняшний день сохранилось не менее 19 машин на базе Ту-16, которые находятся в различных музеях России, Украины и Беларуси.

Бомбардировщик Ту-16 продержался на вооружении до второй половины 80-х годов, в то время как английские и американские конкуренты были быстро списаны. Более того, на 2012 год в ВВС Китая числилось не менее 160 экземпляров лицензионной копии под обозначением Н-6.

Создание бомбардировщика Ту-16 ускорило развитие советской военной и гражданской авиации. На машине были опробованы новые технологии литья, штамповки, а также прошли испытание конструкционные материалы повышенной прочности.

Концепция стреловидного крыла получила дальнейшее развитие в разработках КБ Туполева, созданных в 50-е и 60-е годы.

Машины Ту-16 стали учебной партой для отработки систем дозаправки в воздухе, без которых немыслима современная военная авиация.

Большое количество Ту-16 различных модификаций можно увидеть в киноленте «Случай в квадрате 36-80», снятой в 1982 году. Бомбардировщики Ту-16 эпизодически показаны в фильме «Особенности национальной охоты», снятом в 1995 году. Эпизоды фильма снимались на армейском аэродроме «Веретье» (район города Остров), который использовался в качестве базы хранения списанных машин.

Ту-16 – многоликий «Барсук» — Книга войны

Многоцелевой бомбардировщик Ту-16, созданный в инициативном порядке, стал первым массовым советским самолетом, способным нести ядерное оружие на большое расстояние. Машина продержалась в производстве 10 лет и простояла на вооружении практически 40 лет. За годы выпуска были разработаны и построены более полусотни модификаций самолета. Машина получила кодовое обозначение НАТО Badger – Барсук.

Самолет Ту-16 эксплуатировался не только в СССР, машина активно поставлялась на экспорт в арабские и азиатские государства. Китайская копия Xian H-6K прошла последнюю модернизацию в 2011 году. Самолет оснащается турбореактивными двигателями Д-30КП-2.

Содержание

  1. История создания
  2. Конструкция
  3. Боевое применение
  4. Модификации
  5. Тактико-технические характеристики
  6. Инциденты
  7. След в истории и сохранившиеся экземпляры
  8. Видео

История создания

После Великой Отечественной войны в СССР развернулись работы над созданием собственного стратегического бомбардировщика. В качестве образца использовались несколько экземпляров американского Боинг Б-29, которые оказались на территории нашей страны.

Советский вариант получил обозначение Ту-4 и успешно эксплуатировался вплоть до середины 60-х годов. Но советское армейское командование прекрасно понимало, что эпоха поршневых самолетов заканчивается, поэтому уже в 1948 году на свет появилось техническое задание на разработку реактивного бомбардировщика, обладающего большой дальностью полета.

Согласно условиям, новая машина должна была иметь дальность полета не менее 6000 км, нести бомбовую нагрузку в пределах 3000…7000 кг и развивать скорость не ниже 900 км/час.

Машина предполагалась для доставки к цели бомб с обычным и ядерным боевым зарядом.

КБ А.Н. Туполева приступило к разработке новой машины, несмотря на отсутствие подходящих реактивных двигателей. При создании будущего Ту-16 пригодился опыт разработки не пошедшего в серию бомбардировщика модели «82». К концу 40-х годов был построен еще один опытный самолет уже проекта «86».

Именно на основе этой машины и была создана модель «88», которая впоследствии пошла в производство под индексом Ту-16. Доработка машины и обеспечение защиты экипажа от воздействия атомного взрыва заняла несколько лет. Первые серийные машины были готовы в начале 1953 года, а принятие на вооружение состоялось в мае этого же года.

Конструкция

Бомбардировщик Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан с крылом стреловидной формы. Крыло установлено по средней части фюзеляжа. Хвостовое оперение также имеет стреловидную форму. Фюзеляж машины имеет круглое сечение, которое имеет поджатие в ряде мест.

Силовой набор состоит из шпангоутов и стрингеров, выполненных методами штамповки и гибки. В местах ослабления силовой схемы введены дополнительные балки, укрепляющие конструкцию. Внешняя обшивка закреплена потайными заклепками, работающая.

Внутри фюзеляж разделен на пять отсеков. При сборке отсеки изготовлялись по отдельности, а затем собирались в единую конструкцию. Носовая часть фюзеляжа содержит два герметизированных отсека, предназначенных для размещения экипажа.

Для остекления кабин применялся плексиглас и силикатное стекло. За фонарем кабины пилота имеется круглый блистер, применявшийся штурманом при прицеливании. Доступ в кабины выполнялся снизу, через отдельный откидной люк.

Следующая негерметичная секция оснащена верхней стрелковой точкой. Внутри расположены передняя стойка шасси, два бака и спасательная лодка.  Установленный далее хвостовой отсек разделен на две секции. В отсеке расположена боевая нагрузка и топливный бак.

К задней части отсека крепится кормовая герметичная кабина, оснащенная стрелковой установкой.

Крыло бомбардировщика Ту-16 собрано из центроплана и отъемных секций (по две на каждую сторону). Центроплан крыла использован для установки 12 мягких топливных баков. На тыльной кромке крыла размещены плоскости закрылков и элеронов. На элеронах смонтированы триммеры. В конструкции крыла используется несколько профилей, которые меняются по размаху.

В состав шасси входит передняя управляемая стойка, две основные стойки и хвостовая предохранительная опора. Управление уборкой и выпуском стоек, а также поворотом – гидравлическое. В конструкции опор применены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.

Носовая стойка оснащена парой колес размерности 900*275 мм. Главные стойки идентичны по конструкции, оборудованы двумя спаренными колесами размерности 1100*330 мм.Стойки имеет специальный механизм, управляющий створками ниши. В убранном состоянии стойки фиксируются замками, предотвращающими случайный выпуск.

Предохранительная опора защищает хвост самолета при посадках с большим углом атаки. Опора выдвигается из фюзеляжа гидравликой. В хвосте бомбардировщика Ту-16 установлен контейнер, предназначенный для хранения двух тормозных парашютов. Управление парашютами электрическое, после остановки самолета купола парашютов отстегиваются летчиком из кабины.

Гидравлика бомбардировщика Ту-16 состоит из основной и тормозной систем.

Основная система используется для управления стойками шасси и опускания створок отсека для бомбовой нагрузки. Тормозная система используется для затормаживания колес шасси и закрытия створок бомболюка. Тормозная система может служить в качестве аварийной и применяется для выпуска стоек шасси. Источниками давления служат помпы, расположенные на распределительных коробках двигателей.

В качестве силовой установки на бомбардировщике Ту-16 использованы два турбореактивных двигателя АМ-3, которые позднее переименовали в РД-3. Поздние самолеты оснащены форсированными двигателями РД-3М. Тяга двигателей составляет на взлетном режиме 8750 и 9500 кг соответственно.

К концу эксплуатации на всех Ту-16 стояли модернизированные двигатели модели РД-3М-500. Турбины расположены вдоль фюзеляжа в гондолах. Фронтальная часть гондолы, содержащая в себе воздухозаборник, вынесена за пределы передней кромки крыла. В задней части гондолы имеется направляющий аппарат, защищающий поверхность фюзеляжа от воздействия горячих выхлопных газов.

На двигателях установлены компрессоры для пневматической системы. Пневматика применяется для наддува баков при аварийном сливе топлива, для работы систем перезарядки пушек, поддержания давления в гермокабинах и для функционирования антиобледенительной системы.

На каждом двигателе установлены по два генератора постоянного тока.

На борту бомбардировщика размещены два преобразователя напряжения, формирующие переменный ток. Для резервного питания используются аккумуляторные батареи.

Каждый двигатель оснащен индивидуальной системой подачи топлива. Системы могут объединяться в единое целое при помощи отдельной магистрали. Всего на борту Ту-16 имелось 27 баков мягкого типа, объединенных в 10 групп.

Соответственно на каждый двигатель приходилось по 5 групп. Каждая группа баков соединена между собой магистралями и представляет собой по сути отдельный бак. Объем топлива зависит от сорта заправленного керосина – при заправке топливом Т-1 объем составляет 41400 л, ТС-1 – 43750 л.

Часть баков протектированы резиной, расходные группы не имеют протектора. Баки оборудованы системой наддува инертным газом. Заправка Ту-16 выполняется на земле, каждая группа заправляется отдельно.

Централизованная система заливки топлива на бомбардировщике не применялась.

Позднее самолеты оборудовали приемником топлива в полете, расположенным в конце левого крыла. От приемника проложены магистрали ко всем группам баков.

Пушечное вооружение бомбардировщиков Ту-16 ранних серий состояло из семи пушек АМ-23 калибра 23 мм. Пушки стояли попарно в трех установках с дистанционным управлением. Еще одна пушка размещалась неподвижно в носовой части фюзеляжа. На поздних версиях Ту-16К эту пушку убрали.

Бомбовый отсек позволял разместить до 8900 кг бомб, в том числе и сверхмощную фугасную авиабомбу ФАБ-9000. При установке ракетного вооружения оно размещалось под крыльями (по одной КСР-5 под каждым крылом) или в бомболюке (ракета К-10С с частичным размещением в потоке).

Боевое применение

Первые машины стали поступать на вооружение в конце зимы 1954 года. С момента своего появления бомбардировщик Ту-16 стал основной машиной в составе сил стратегического сдерживания. Самолет применялся для испытаний новых видов вооружений. Машины Ту-16А использовались для доставки ядерных боевых зарядов к точкам сброса на Семипалатинском полигоне.

СССР использовал самолеты Ту-16 в ходе боевых действий в Афганистане.

Для бомбардировки применялись бомбы типа ФАБ-500, а также тяжелые авиабомбы весом до 9000 кг. Самые крупные ФАБ-9000 активно использовались на заключительном этапе войны. К этому времени дальний бомбардировщик Ту-16 оставался единственной машиной, способной доставлять подобное оружие к цели.

Бомбы применялись для разрушений дорог, пещер и формирования завалов. Бомбардировщики Ту-16 ВВС Египта принимали участие в арабо-израильских войнах 60-х и 70-х годов. В ходе Шестидневной войны один из египетских самолетов совершил огненный таран израильской военной базы.

Поставленные Ираку Ту-16 активно использовались в ходе Ирано-Иракской войны для атак танкеров, вывозивших из Ирана нефтепродукты. К 1991 году вылетавшие ресурс бомбардировщики Ту-16 стояли на аэродромах. Часть из них была уничтожена атаками союзной авиации, часть позднее разобрана на металл.

Модификации

На основе Ту-16 было создано несколько десятков модификаций машин, которые использовались в качестве бомбардировщиков, разведчиков или учебных самолетов.

Некоторые наиболее массовые версии самолета:

  • Ту-16, первый серийный вариант;
  • Ту-16А, вариант с термоизолированным бомболюком, предназначенным для размещения ядерного оружия;
  • Ту-16В, носитель сверхмощной атомной «Царь-бомбы»;
  • Ту-16Ю или Ту-163, представляет собой модификацию заправщика;
  • Ту-16К-10, предназначенный для доставки к месту пуска управляемых ракет К-10С;
  • Ту-16К-22, вооруженный ракетами Х-22.

Кроме этого существовала масса самолетов, выпущенных мелкими партиями или в единичных экземплярах. На базе бомбардировщика был создан первый советский реактивный лайнер Ту-104, который активно эксплуатировался вплоть до начала 70-х годов.

Тактико-технические характеристики

В 50-е годы прошлого столетия появился ряд бомбардировщиков со сходной с Ту-16 концепцией. Поэтому имеет смысл провести сравнение технических и летных характеристик машин.

ПараметрТу-16В-47АВиккерс Вэлиент
СтранаСССРСШАВеликобритания
Тяга двигателей на взлете, кг213001959618160
Взлетный вес, кг7900010432679380
Максимальная скорость полета, км/час1050978910
Дальность полета, км592537977240
Потолок, м128001234416460

Кардинальным отличием Ту-16 от американских или английских машин является пушечное вооружение, обеспечивающее надежную защиту от атак с хвостовой части. На Б-47А применялась единственная установка, размещенная в хвостовой части. Английские бомбардировщики стрелкового вооружения не несли.

Инциденты

Из 1511 построенных реактивных бомбардировщиков Ту-16  в авариях потеряно 145 машин, т.е. почти 10%. В результате катастроф погибло 709 человек. Основная масса катастроф пришлась на 50-е годы, когда шло освоение машины и новых методов полетов.

Последняя авария с участием Ту-16 датируется осенью 1990 года.  При перегоне машины на утилизацию произошло разрушение приводов элерона, что привело к падению самолета на взлете. Члены экипажа, располагавшиеся в носовой кабине, погибли, находившиеся в хвостовой части остались живы.

В 1958 году один Ту-16 совершил посадку на дрейфующие льдины.

Летное поле применялось для снабжения арктической станции, поэтому на нем имелся пассажирский самолет Ил-14. При попытке взлета машины столкнулись и получили повреждения, исправить которые на месте оказалось невозможно.

Поврежденный Ту-16 дрейфовал вместе со льдами почти год, прежде чем его обнаружил разведывательный самолет ВВС Канады. После этого машину разукомплектовали и сожгли.

След в истории и сохранившиеся экземпляры

На сегодняшний день сохранилось не менее 19 машин на базе Ту-16, которые находятся в различных музеях России, Украины и Беларуси.

Бомбардировщик Ту-16 продержался на вооружении до второй половины 80-х годов, в то время как английские и американские конкуренты были быстро списаны. Более того, на 2012 год в ВВС Китая числилось не менее 160 экземпляров лицензионной копии под обозначением Н-6.

Создание бомбардировщика Ту-16 ускорило развитие советской военной и гражданской авиации. На машине были опробованы новые технологии литья, штамповки, а также прошли испытание конструкционные материалы повышенной прочности.

Концепция стреловидного крыла получила дальнейшее развитие в разработках КБ Туполева, созданных в 50-е и 60-е годы.

Машины Ту-16 стали учебной партой для отработки систем дозаправки в воздухе, без которых немыслима современная военная авиация.

Большое количество Ту-16 различных модификаций можно увидеть в киноленте «Случай в квадрате 36-80», снятой в 1982 году. Бомбардировщики Ту-16 эпизодически показаны в фильме «Особенности национальной охоты», снятом в 1995 году. Эпизоды фильма снимались на армейском аэродроме «Веретье» (район города Остров), который использовался в качестве базы хранения списанных машин.

Видео

Ту-16 БАДЖЕР (ТУПОЛЕВ) — Ядерные силы России и СССР

Ту-16 разрабатывался как скоростной реактивный бомбардировщик для действий на театрах военных действий, близких к Советскому Союзу. Предназначенный для замены винтового Ту-4, самой большой проблемой при разработке было удвоение скорости для повышения живучести перед лицом истребителей противника.

ОКБ А.Н. Туполев начал работу над проектом нового реактивного бомбардировщика вскоре после завершения разработки Ту-4. Получившаяся конструкция «82» представляла собой самолет со стреловидным крылом с ТРД РД-45Ф или ВК-1. Бомбардировщик должен был развивать скорость 0,9 Маха.-0,95 при дальности и грузоподъемности были сравнимы с Ту-4.

После согласования с военными эксплуатационных характеристик бомбардировщика в 1948 году правительство официально одобрило разработку самолета «82». Опытный образец, ставший первым советским самолетом со стреловидным крылом, совершил первый полет 24 марта 2949 года. Он развивал скорость 934 км/ч, что на 20 процентов быстрее, чем у Ту-14, у которого также были двигатели БК-1. Первоначально проект «82» должен был стать основой для бомбардировщика «83», но с началом серийного производства Ил-28 проект был свернут.

На основе результатов самолета «82» в 1950 году ОКБ Туполева приступило к разработке тяжелого дальнего бомбардировщика «492», имевшего лучшие характеристики, чем Ту-4 и Ил-28. Проект предусматривал бомбовую нагрузку 6000 кг, дальность полета 7500 км, скорость 1000 км/ч и потолок 12000-13000 м. Максимальная бомбовая нагрузка могла быть увеличена до 12000 кг. Самолет мог быть оснащен тремя различными типами двигателей: двумя двигателями АМ-3 тягой по 8750 кгс, четырьмя двигателями ТР-3А (5000 кгс) или четырьмя двухконтурными двигателями ТР-5 (5000 кгс). Поскольку двигатели ТР-5 в то время были самыми надежными, Туполеву была поручена разработка опытного дальнего бомбардировщика (проект «88»), оснащенного двумя двигателями ТР-5. Однако работы по двигателям АМ-3 продолжались и были завершены 19 августа.51.

Крылья барсука расположены посередине, загнуты назад и сужены с тупыми концами. На верхней части крыльев есть ограждения, а его шасси выходят за задние кромки крыльев. Двигатель (двигатели) Badger представляет собой два турбореактивных двигателя, установленных в корнях крыла, которые выходят за пределы передней и задней кромок корня крыла. Двигатели также имеют круглые воздухозаборники. Его фюзеляж длинный, тонкий и выпуклый в местах установки двигателей и сужается к хвосту. У него круглый застекленный нос и ступенчатая кабина. Хвост загнут назад, плавник заостренный и плоский с тупыми кончиками. Badger также имеет хвостовое отделение стрелка. Все модели Badger оборудованы для дозаправки в воздухе.

Первый прототип самолета «88» получил обозначение Ту-16 и совершил первый полет 27 апреля 1952 года. В ходе летных испытаний самолет превысил расчетную скорость, но отстал по дальности полета из-за недостаточной работы двигателя. В результате второй прототип имел меньший вес, но меньшую скорость на малых и средних высотах. В апреле 1953 г. он фактически превысил ожидаемый диапазон.

В декабре 1952 года началось серийное производство. В 1953 г. началось серийное производство Ту-16 на заводе №1. 22 в Казани и в 1954, а также на заводе №1 в Куйбышеве и на заводе №1. 64 в Воронеже. В процессе производства самолеты оснащались модифицированным двигателем АМ-3 — ПД-3МТ. Пока бомбардировщики уже были в эксплуатации, двигатели АМ-3 и ПД-3М были заменены на двигатели ПД-3М-500 с улучшенными характеристиками. Когда производство Ту-16 окончательно прекратилось в 1963 году, всего было построено 1509 самолетов.

Развертывание первых бомбардировщиков Ту-16 началось в 1954 году. Они заменили Ту-4, действовавшие на театрах военных действий, близких к советской территории.

  • Badger-A — Ту-16 — Первоначальная серийная версия была легче первого прототипа и в основном соответствовала первоначальным требованиям к характеристикам.
  • Badger-A — Ту-16А — Первоначально использовавшийся как средний бомбардировщик, Ту-16А нес ядерные бомбы — суффикс А означал атомную. Он имел реконфигурируемый бомбоотсек с подогревом и термостатическим управлением, совместимый с ядерным оружием, и специальную обшивку для защиты от ядерного теплового воздействия. Внешне похожий на базовый Ту-16, он отличался более мощными двигателями РД-3М-200 и усовершенствованной системой управления огнем самообороны. Это была основная серийная версия, было построено более 700 экземпляров, многие из которых впоследствии были преобразованы в другие версии.
  • Badger-A — Ту-16Е — Для увеличения дальности Ту-16 впоследствии получил систему дозаправки в воздухе. Некоторые Ту-16 были переоборудованы в самолеты-заправщики, которые впервые прошли испытания в 1955 году и получили обозначение ТУ-16Е [некоторые западные источники предполагают, что это обозначение было Ту-16З]. Однако их все еще можно было использовать в качестве бомбардировщиков. В этой первоначальной версии танкера-заправщика в полете использовался новый метод «концовка крыла к законцовке крыла», когда шланг тянулся от правой законцовки крыла и цеплялся за крюк, за которым тянулся ресивер, а затем лебедкой вставлялся в законцовку крыла приемника по левому борту. Предусматривалась также дополнительная перекачка топлива в съемных баках в бомбоотсеке.
  • Барсук-А — Ту-16М — Морской ударный вариант Ту-16М АВ-МФ был аналогичен Ту-16А с небольшими отличиями.
  • Badger-A — Ту-16Н — Второстепенная миссия для Badger A — танкер. С 1963 года Ту-16 переоборудовали в самолет-заправщик Ту-16Н. Эта версия заправщика отличалась системой «зонд и тормоз» с построенным Яковлевым заправочным агрегатом на центральной линии в бомбоотсеке и маяком АРК-5. В основном он использовался для поддержки бомбардировочных полков Ту-22 и Ту-22М «Блиндер», оснащенных зондами.
  • Барсук-А — Ту-16Т — В середине 1950-х началось серийное производство Ту-16Т. Он был оснащен противокорабельной ракетой класса «воздух-поверхность» с возможностью установки мин, глубинных бомб или четырех торпед РАТ-52 или ТАН-53. Этот вариант торпедоносца был построен в ограниченном количестве, а после 1965 года все самолеты Ту-16Т были переоборудованы в Ту-16С.
  • Badger-A — Ту-16С — Поисково-спасательная модель Ту-16С, переделанная в 1965 году из всех самолетов Ту-16Т, отличалась дополнительным топливом и дополнительными радиостанциями, а также радиоуправляемой спасательной шлюпкой в ​​бомбоотсеке. .
  • Барсук-А — Ту-16Е — В середине 1950-х годов для радиоэлектронной борьбы были созданы Ту-16Н и TY-16Е. Система ECM Yolka включала в себя ряд из трех управляемых антенн под бомбовым отсеком и объемный измельчитель / дозатор соломы. Этот самолет получил обозначение Badger-K, если он оснащен двумя обтекателями, а не тремя. Несколько Ту-16А были перестроены в платформы Элинт/РЭБ, хотя большая часть Ту-16Е была произведена путем переоборудования резервных ракетоносцев Ту-16К-10 «Бэджер-Д».
  • Badger-B — Ту-16КС — Badger B оснащен двумя ракетами класса «воздух-поверхность» Kennel, подвешенными под крыльями. Ту-16КС начал первые испытания в августе 1954 года. Он нес две ракеты класса «воздух-поверхность» КС-1 «Комета» с дальностью полета 90 км и имел дальность действия 1800 км. Был установлен передатчик наведения «Кобальт-Н», но остекленная «бомбардировочная» носовая часть была сохранена. Впоследствии самолет служил в Военно-морских силах СССР [АВ-МФ].
  • Барсук-С — Ту-16К-10 — В 1955 году начались работы по использованию Ту-16 в качестве носителя крылатой ракеты К-10С (АС-2 «Киппер») для ВВС ВМФ СССР для использования в качестве противокорабельного корабля. Система наведения ракеты была добавлена ​​как бортовая, при этом ракета устанавливалась в полупогруженном состоянии под фюзеляжем по средней линии в районе бомбоотсека. Застекленная носовая часть была заменена широким плоским обтекателем с корпусом антенны РЛС ЕН. В бомбоотсеке размещался доливной топливный бак ракеты, а также небольшая герметичная кабина для оператора РЛС ЕН. Опытный образец Ту-16К-10 был закончен в 1919 г.58, а серийное производство началось в 1959 году. Поступление в ВВС СССР началось в октябре 1961 года. Всего было построено около 220 самолетов, многие из которых впоследствии были переоборудованы в платформы Elint/EW.
  • Badger-C (Mod) — Ту-16К-10-26 — Позднее небольшое количество Ту-16К-10 было модифицировано для установки под крылом ракет КСР-2, КСР-5С и более поздних моделей К-26.
  • Badger-D — Ту-16Е — Badger D — это модифицированный Badger C, переоборудованный для выполнения разведывательной миссии ELINT. Эта переделка РЭБ Ту-16К-10 и К-10-26 в целом аналогична переделке РЭБ на базе Ту-16А и Ту-16КС (Ту-16Е «Барсук-А» и «Барсук-Б»), хотя и сохраняет характерный широкий плоский носовой обтекатель.
  • Барсук-Э — Ту-16Р — Разведыватель Ту-16Р представлял собой очередную модификацию Ту-16 Барсук, проходившую испытания с 1955 года. Badger E — это модифицированный Badger A, переоборудованный для проведения фоторазведки, с камерой в бывшем бомбоотсеке и пушкой пилота, стреляющей вперед, обычно удаляемой.
  • Барсук-Э — Ту-16РМ — Ту-16РМ является аналогичной морской разведывательной версией для ВВС ВМФ СССР [АВ-МФ].
  • Барсук-Э — Ту-16КРМ — Небольшое количество Ту-16РМ было модифицировано подкрыльевыми пусковыми направляющими для ракетных дронов-мишеней.
  • Badger-F — Ту-16РМ-2 — Badger F — фоторазведывательный вариант Ту-16Р и РМ Badger E с добавлением контейнеров РТР под крыльями или фюзеляжем.
  • Badger-G — Ту-16К-11-16 — Badger G может одновременно нести две ракеты класса «воздух-поверхность» Kelt AS-5 (125 морских миль) или две AS-6 (300 морских миль). подвешивается под крыльями и сбрасывает бомбы из внутреннего бомбоотсека. В 1919 году был разработан новый ракетный комплекс К-11-16 с ракетами КСР-2 (АС-5Б) и КСР-11 (АС-5Б) и радиолокационным комплексом «Рубин-1».62 на базе модификации оборудования МиГ-15. Система вооружения Badger G/Kelt была разработана как противотанковое оружие для LRA и как противокорабельная роль для SNAF. Вероятно, он также играет антирадиационную роль. У AS-6 будут аналогичные роли. Он оборудован для дозаправки в воздухе. Ряд Ту-16А и Ту-16КС был переоборудован под носовой РЛС «Рубин» и с возможностью установки ракет К-11 или К-16. Самолеты Ту-16К-11-16, переоборудованные из самолетов Ту-16, Ту-16А и Ту-16КС, могли нести под крыльями две ракеты КСР-2 или КСР-11. Они служили в ВВС СССР.
  • Badger-G (Mod) Ту-16К-26 — Разработка ракетного комплекса К-26 началась в 1962 году с использованием противокорабельных ракет КСР-5 (АС-6) класса «воздух-поверхность». Их разместили на самолетах Ту-16К-26, поступивших на вооружение во второй половине 1960-х годов. Самолет Ту-16К-26 был доработан для пуска ракет К-26 с пусковым угломером на носовом остеклении. Характеристики комплексов вооружения К-11-16 и К-26 позволили самолету сохранить исходные бомбардировочные возможности.
  • Badger-G (Mod) Ту-16К-10-26 — При разработке Ту-16К-26 система вооружения К-10 была модернизирована и заменена системой К-10С с двумя КРС- 5 или КСР-2. Модернизированный самолет получил обозначение Ту-16К-10-26. После вывода из эксплуатации ракет системы К-10С эти самолеты несли только ракеты КСР-5.
  • Badger-H — Ту-16ПП или Ту-16П Элька — Badger H считается самолетом поддержки РЭБ, основной задачей которого является засеивание коридоров соломы для защиты следующих за ними самолетов-носителей оружия. Он также имеет ограниченные возможности для обеспечения активной радиоэлектронной борьбы против радаров поиска и обнаружения. Эта версия выносного глушителя была произведена путем переоборудования Ту-16А или Ту-16КС с подфюзеляжными обтекателями на каждом конце бомбоотсека и с новым объемным отсекателем / распределителем соломы, обслуживающим три желоба в бывших дверях бомбового отсека.
  • Badger-J — Ту-16П «Букет» — Предполагается, что платформа активных помех Badger J будет нести многоканальный глушитель щелчков для выполнения как дистанцированных, так и активных РЭБ сопровождения. Он имеет подфюзеляжный обтекатель каноэ и плоские антенны, образующие удлинения законцовок крыла.
  • Badger-K — Ту-16Е — Badger K, вероятно, дополняет Badger F и, вероятно, представляет собой автоматическую систему, предназначенную для точного сбора данных ELINT в условиях высокой плотности сигналов. Эта конверсия Ту-16КС для РЭБ в целом аналогична Ту-16Е Badger-B, но с двумя, а не тремя подфюзеляжными обтекателями, установленными в районе бывшего бомбоотсека [а не с каждой стороны, как у Badger-F].
  • Badger-L — Ту-16П и Ту-16ПП — Badger-L является усовершенствованной платформой ELINT с активным генератором помех самозащиты и связанным носовым обтекателем с наперстком, а также характерным удлиненным хвостовым обтекателем РЭБ.

Ту-16 оставались на вооружении СССР, а затем и России до 1993 года. Они использовались во время войны в Афганистане. Badger используется Египтом, Ираком, Китайской Народной Республикой (H-6) и Украиной. В 1958 году начались поставки бомбардировщиков ТУ-16 в Китай, где серийное производство получило обозначение Н-6. Летом 1961, двадцать Ту-16КС были проданы в Индонезию. В 1960-е годы бомбардировщики Ту-16 были поставлены в Египет, который также получил самолеты Ту-16КС в 1967 году и Ту-16К-11-16 в 1973 году. Ирак также получил бомбардировщики Ту-16К-11-16 в 1960-х годах.

КБ ОКБ-156 Туполева
Производитель Завод №22 Казань № завода 1 Куйнышевы № завода 64 Воронеж
Электростанция 2 ТРД АМ-3А 2 ТРД ПД-3М 2 ТРД ПД-3М-500
Тяга 8 750 кг каждый 9 500 кг каждый 9 500 кг каждый
Длина 34,8
Высота 10. 36
Размах крыла 33м
Поверхность крыла 164,65 кв.м.
Скорость
  • ТУ-16 — 900-950км/ч (крейсерская) / 1050км/ч (максимальная)
  • ТУ-16К — 750-850км/ч
  • Потолок 12 800 м
    Вес (пустой) 37 200 кг
    Масса топлива 36 000 кг
    Максимальный взлетный вес 79 000 кг
    Нормальная нагрузка 3000 кг
    Максимальная нагрузка 9000 кг
    Рабочий диапазон 5 800 км (с нагрузкой 3 000 кг) 4850 км (с 2 ракетами под крыльями)
    Диапазон 7200 км
    Модель самолета Эксплуатационная масса
    Empty (lbs)
    Fuel
    Capacity
    (gal)
    Unrefueled
    Combat
    Radius
    Payload (lb) Altitude Over
    Target (ft)
    Speed ​​Cruise/
    Combat (kn)
    Remarks
    Барсук А 83 500 11 200 1 450 10-30 000 40,400 445/500 bomber
    Badger B 90,300 9,300 1,000 12,000 15,000 445/480 Kennel ASM
    Badger C 86,600 10,300 1,350 9,100 39,400 445/480 Kipper ASM
    Badger D 88,840 11,370 н. д. н.д. н.д. н.д. ELINT Recce
    Badger E 85 000 11 570 н.д. н.д. н.д. н.д. Photo Recce
    Badger F 87 000 11 570 н.д. н.д. н.д. н.д. Фото/ELINT
    Badger G 86 0009,460 1,100 17,620 38,100 445/495 ASM
    Badger H 83,500 11,200 n.a. н.д. н.д. н.д. ECM/Chaff
    Badger J 83 500 11 200 н.д. н.д. н.д. н.д. ECM/глушитель
    Badger K 83 500 11 200 н.д. н.д. н.д. н.д. ЭЛИНТ
    26
    Estimated start of flight testing 1953
    First discovery
    Badger A 1953
    Badger B July 1961
    Badger C July 1961
    Badger D September 1964
    Badger E January 1963
    Badger F 1959
    Badger G July 14, 1966
    Badger H March 1965
    Badger J Март 1965
    Badger K Сентябрь 1968
    Предполагаемое начало серийного производства 911180229 Публичная демонстрация в значительных количествах 1 мая 1954 г.
    Начальная эксплуатационная готовность 1954
    Значительная эксплуатационная готовность 19558

    • Стратегическое ядерное оружие России, под ред. Павла Подвига, ИздАТ, Москва, 1998, 492 с. Авторы: Олег Бухарин, Тимур Кадышев, Евгений Мясников, Павел Подвиг, Игорь Сутягин, Максим Тарасенко, Борис Желесов
    • Туполев Ту-16 «Барсук» @ Энциклопедия мировой военной авиации
    • Туполев Ту-16 «Барсук»
    • Ту-16К «Барсук»
    • «История соревнований по стратегическим вооружениям 1945–1972» (U), том 3, Справочник по избранным советским оружейным и космическим системам , ВВС США, июнь 1976 г., стр. 26–33.

    Туполев Ту-16 — Цена, характеристики, фото, история

    Туполев Ту-16 был разработан Туполевым как советский тяжелый стратегический бомбардировщик с двумя турбореактивными двигателями. Свой первый полет он совершил 19 апреля.52 и был принят на вооружение в 1954 году. Самолет эксплуатировался различными военно-воздушными силами, включая ВВС СССР, ВВС Египта, ВВС Ирака и ВВС Индонезии. Он проработал более шестидесяти лет и был списан в 1993 году. Всего было построено 1509 самолетов.

    Содержание
    • Технические характеристики
    • Фотогалерея
    • Описание
    Производитель:
    Туполев
    Страна:
    Россия
    Изготовлено:
    1953 по: 1962
    ИКАО:
    ТУ16
    Цена:
    • Производительность
    • Веса
    • Габаритные размеры
    Авионика:
    Двигатель:
    2x Микулин АМ-3 М-500
    Самолет
    Мощность:
    21 000 фунтов силы
    Максимальная крейсерская скорость:
    570 узлов
    1056 км/ч
    Скорость приближения (Vref):
    Диапазон путешествий:
    3900 морских миль
    7223 км
    Экономия топлива:
    Максимальный уровень обслуживания:
    42 000 футов 90 575
    Скороподъемность:
    2500 футов/мин
    12,70 м/с
    Расстояние взлета:
    Посадочная дистанция:
    Максимальный взлетный вес:
    79 000 кг
    174 163 фунта
    Максимальный посадочный вес:
    76 000 кг
    167 550 фунтов
    Максимальная полезная нагрузка:
    9 000 кг
    19 841 фунт
    Емкость топливного бака:
    11 200 галлонов
    42 396 литров
    Объем багажа:
    Места — Эконом / Общие:
    7 мест
    места — бизнес-класс:
    места — Первый класс:
    Высота кабины:
    Ширина салона:
    Длина салона:
    Внешняя длина:
    34,8 метра — 114,17 футов
    Высота хвоста:
    10,36 метра — 33,99 фута
    Диаметр фюзеляжа:
    2,5 метра — 8,20 футов
    Размах крыла / Диаметр несущего винта:
    33 метра — 108,27 футов
    Законцовки крыла:
    Нет винглетов

    нажмите / коснитесь, чтобы открыть полноэкранную галерею

    Туполев Ту-16

    кредит: Maarten

    Туполев Ту-16

    кредит: Maarten

    Ту-16 ВВС Египта Сазерленд

    1 / 10

    В 1950 году ОКБ Туполева приступило к разработке прототипа Ту-88. 27 апреля 1952 г. он совершил свой первый полет и в декабре 1952 г. был допущен к серийному производству. В 1954 году самолет поступил на вооружение и получил обозначение Ту-16.

    Туполев Ту-16 имеет внешнюю длину 34,8 метра, внешнюю высоту 4,4 метра и диаметр фюзеляжа 2,5 метра. В полете он может перевозить от шести до семи членов экипажа. Он имеет высоту хвоста 10,36 метра и колесную базу 11 метров. Размах крыла составляет 33 метра, а площадь крыла – 165 квадратных метров. Самолет имеет массу пустого 37 200 кг, полную массу 76 000 кг и максимальную взлетную массу 79 т.,000 кг. Он имеет максимальную полезную нагрузку 9000 кг и емкость топливного бака 11 200 галлонов США.

    Стратегический бомбардировщик оснащен двумя ТРД Микулин АМ-3 М-500 номинальной тягой 21 000 фунтов силы каждый. Он развивает максимальную скорость 570 узлов и дальность хода 3900 морских миль. Самолет может летать на высоту до 42 000 футов и может подниматься со скоростью 2500 футов в минуту.

    Ту-16 может быть снаряжен несколькими боеприпасами, в том числе от шести до семи 23-мм автоматических пушек Афанасьева-Макарова — по две в надфюзеляжных и подфюзеляжных выносных турелях и в пилотируемых хвостовых турелях, с опциональным добавлением одного фиксированного в носовой части, двух подкрыльевых узлов подвески для ракет и бомбоотсек для ракет или бомб. Он также вооружен различными ракетами в зависимости от версии, такими как «Бэджер-Б» с двумя ракетами класса «воздух-поверхность» «Радуга КС-1 Комета» (Питомник АС-1), размещенными на подкрыльевых узлах подвески, «Бэджер-С» с одной «Радуга К». -10С (АС-2 Киппер) полуутопленная в бомбоотсеке сверхзвуковая ПКР, Badger-C/G с двумя крылатыми ракетами Радуга КСР-2 (АС-5 Кельт) или Радуга КСР-5 (АС-6 Kingfish ) противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности, расположенная на подкрыльевых узлах подвески, и версии Badger-A + Export с 9,000 кг оружия свободного падения.

    • Туполев Ту-104
    • |
    • Туполев Ту-114
    • |
    • Туполев Ту-124
    • |
    • Туполев Ту-134
    • |
    • Туполев Ту-144
    • |
    • Туполев Ту-154
    • |
    • Туполев Ту-16
    • |
    • Туполев Ту-160 Блэкджек
    • |
    • Туполев Ту-204
    • |
    • Туполев Ту-28
    • |
    • Туполев Ту-334
    • |
    • Туполев Ту-95
    • |

    Ту-16 Барсук — Academic Kids

    From Academic Kids

    В Википедии нет статьи с таким точным названием.

    • Начать статью про Ту-16 ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Tu-16_badger&action=edit ) .
    • Искать Ту-16 барсук в других статьях.
    • Найдите барсук Ту-16 в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
    • Найдите барсук Ту-16 в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

    • Если вы создали эту страницу за последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Tu-16_badger&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
    • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
    Навигация

    Академическое детское меню

    • Искусство и культура
      • Искусство ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
      • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
      • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
      • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
      • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
    • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
    • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
    • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
      • стран мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
      • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
      • Флаги ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Flags )
      • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
    • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
      • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
      • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
      • Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
      • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
      • Возрождение ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
      • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
      • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
      • Войны ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
      • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
    • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
    • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
    • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
    • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
      • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
      • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
      • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
      • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
      • Изобретения ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Inventions )
      • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
      • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
      • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
    • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
      • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
      • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
      • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
      • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
      • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
    • Космос и астрономия