+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Ту 95 серия: Ту-95: первый полет легендарного стратега-долгожителя

0

Ту-95: первый полет легендарного стратега-долгожителя

70 лет назад, 12 ноября 1952 года, впервые поднялся в небо стратегический бомбардировщик Ту-95 — один из символов ядерного паритета эпохи холодной войны, самый быстрый в мире турбовинтовой самолет, положивший начало целому семейству модификаций самолетов этого класса. Его модернизированные версии и сегодня несут боевое дежурство, составляя основу самолетного парка Дальней авиации России. Тройка знаменитых туполевских ракетоносцев Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22МЗ стала одним из символов авиасалона МАКС, демонстрирующих выдающиеся достижения и преемственность разработок отечественного авиапрома.

В конце 1940-х годов США обладали стратегическими бомбардировщиками В-29 и B-36, дежурившими на военных базах по периметру СССР и способными доставлять атомные бомбы практически до всех критически важных государственных объектов. Противопоставить им было нечего — самый мощный советский бомбардировщик Ту-4 не имел необходимых дальности и скорости полета для симметричного ответа.

Эпоха поршневых стратегических самолетов заканчивалась, начиналось проектирование самолетов-носителей ядерного оружия с газотурбинными двигателями. Для разработки нового стратегического самолета в СССР были параллельно развернуты сразу две крупнейшие программы по созданию межконтинентальных бомбардировщиков: Ту-95 (ОКБ-156 Андрея Николаевича Туполева) и М-4 (ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева). В итоге конкуренция оказалась исключительно плодотворной — оба самолета пошли в серию, обеспечив настоящий прорыв в технологиях авиастроения.

Работы по созданию самолета-носителя ядерного оружия (ЯО) начались в туполевском ОКБ весной 1950 года. Главной дилеммой, стоящей перед проектировщиками, стал выбор двигателей, которые могли обеспечить требуемые характеристики новым «стратегам». Многочисленные расчеты и результаты исследований убедили А. Туполева выбрать турбовинтовые двигатели, имеющие на то время самый высокий КПД. Впервые в практике мирового авиадвигателестроения для самолетов такого класса под руководством Николая Кузнецова был спроектирован самый мощный в мире турбовинтовой авиационный двигатель НК-12 с соосными многолопастными винтами конструкции Константина Жданова.

Ту-95 предназначался для нанесения ударов по стратегическим целям и военным объектам, расположенным в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главным оружием бомбардировщика являлись бомбы, в том числе ядерные. Кроме того, Ту-95 предполагалось использовать на удаленных морских театрах военных действий для постановки мин, торпедных и бомбовых ударов по кораблям. Проектируемый самолет должен был обладать практической дальностью полета 15 000 км, крейсерской скоростью 750-820 км/ч, максимальной скоростью 920-950 км/ч, иметь практический потолок 13 000-14 000 м.

В декабре 1951 года макет самолета был утвержден и на авиационном заводе № 156 в Москве началось строительство двух прототипов будущего Ту-95. 12 ноября 1952 года экипаж под командованием выдающегося летчика-испытателя Алексея Перелета впервые поднял первую опытную машину «95-1» в небо. Полет продлился 50 минут и проходил на высоте 1150 м. Однако создателей самолета ждала трагедия: 17-й испытательный полет закончился катастрофой из-за разрушения редуктора двигателя по причине недостаточной усталостной прочности.

16 февраля 1955 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Михаилом Нюхтиковым поднял в небо вторую опытную машину «95-2» с новыми двигателями ТВ-12 (в серии получили обозначение НК-12). В ходе госиспытаний на этой машине при взлетной массе 167 200 кг была достигнута рекордная для винтовых самолетов скорость 882 км/ч и практическая дальность 15 040 км.

Серийное производство Ту-95 началось в 1955 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне — завод «Авиакор» в Самаре), а уже в сентябре 1957 года самолет был принят на вооружение. Параллельно с началом серийного производства шла разработка новых версий Ту-95 с более совершенным оборудованием и вооружением. В 1960-х годах на основе Ту-95 созданы океанский разведчик Ту-95РЦ и дальний противолодочный самолет Ту-142. В 1961 году для испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы массой 27 тонн был сконструирован специальный самолет Ту-95В. В 1964-м создан стратегический разведывательный самолет Ту-95РА с аппаратурой для радиотехнической и фоторазведки.

На основе Ту-95 созданы носители орбитального самолета «Спираль» и сверхзвуковой крылатой ракеты Х-20, летающая лаборатория по программе атомного самолета и другие машины. Всего на основе Ту-95 за всю историю программы было создано около 50 модификаций, включая дальнемагистральные пассажирские Ту-114 и самолеты ДРЛО Ту-126. Общее количество выпущенных машин различных модификаций составило около 500 единиц.

На протяжении десятилетий Ту-95 несли боевое дежурство, выполняя патрулирование вдоль границ стран НАТО и контролируя в интересах флотов надводную обстановку на огромных акваториях Мирового океана. Помимо СССР, Ту-95 базировались на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Полки Ту-95РЦ принимали участие в космической программе СССР, отслеживая спускаемые аппараты.

В 1980-х годах стартовали работы по созданию стратегического ракетоносца нового поколения для замены Ту-95. Однако распад СССР, экономический кризис и резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации РФ на новые образцы авиационной техники. На первое место выдвинулись задачи модернизации существующего парка «стратегов».

В 1981 году на основе Ту-142М запущен в серию самолет Ту-95МС — носитель стратегических крылатых ракет большой дальности. Его модификации Ту-95МС6, Ту-95МС16 и Ту-95МСМ, отличающиеся различными вариантами вооружений, и сегодня составляют костяк Дальней авиации РФ и способны нести крылатые ракеты Х-55, Х-101 и Х-102. Самолеты Ту-95МСМ с модернизированными двигателями НК-12МПМ, новым радиоэлектронным оборудованием и новым прицельно-навигационным комплексом обладают увеличенными боевыми возможностями и, предположительно, прослужат до 2040 года.

Впервые ракетоносец Ту-95 демонстрировался широкой публике на выставке «Мосаэрошоу-92». Сегодня, спустя 30 лет, трудно себе представить статическую экспозицию Воздушно-космических сил России на МАКС без впечатляющего воображение турбовинтового гиганта — модернизированного Ту-95МС. Возможность увидеть этот самолет вместе с двумя другими сверхзвуковыми ракетоносцами Ту-160 и Ту-22М3 привлекает на МАКС тысячи ценителей и знатоков авиации.

Демонстрация этой уникальной тройки туполевских самолетов, определяющих облик современной стратегической авиации России, является гордостью авиасалона в Жуковском и его впечатляющим «фирменным знаком».

Ждем модернизированные версии ракетоносцев-стратегов на МАКС-2023!

Дайджест прессы за 14 ноября 2022 года | Дайджест публикаций за 14 ноября 2022 года

Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО «Авиасалон»». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 — РИА Новости, 02.03.2020

Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

Предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий с применением ядерного ракетного оружия.

Работы по созданию межконтинентального самолета — носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр «95» (самолет «В»), начались весной 1950 года в Опытном конструкторском бюро, руководимом Андреем Туполевым.

Первый полет опытного образца бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 года. В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 годах, на этой машине при взлетной массе 167 200 килограмм была достигнута максимальная скорость 882 километра в час (рекордная для винтовых самолетов) и практическая дальность 15 040 километров.

В 1955 году началось серийное производство Ту-95 на авиазаводе в Куйбышеве (ныне Самара). Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолет был предъявлен на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на самолете были установлены более мощные двигатели НК-12М, и под обозначением Ту-95М самолет был принят на вооружение Советской Армии.

Особенностями новой машины явились применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установка турбовинтовых двигателей (ТВД). Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Николая Кузнецова.

Турбовинтовые двигатели были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны.

Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных.

Ту-95 послужил основой для множества модификаций, как опытных, так и выпускавшихся серийно. В серии находились бомбардировщики Ту-95, Ту-95М — 50 машин, включая четыре машины в варианте дальнего стратегического разведчика Ту-95МР; дальний самолет разведки и целеуказания Ту-95РЦ — 53 машины; стратегические самолеты ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, носители ракет Х-20М — 71 машина.

Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х годов, пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. На базе серийных Ту-95КМ в 1970-1980-е годы были созданы ракетоносцы Ту-95К-22 — носители ракет Х-22Н. Путем глубокой модернизации Ту-95РЦ в конце 1960-х годов создан дальний противолодочный самолет Ту-142, в дальнейшем на основе его модификации Ту-142М был создан стратегический самолет-ракетоносец

Ту-95МС — носитель крылатых ракет большой дальности. Он был принят на вооружение в 1981 году. В отличие от Ту-95, модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, который может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые электронные вычислительные машины.

Самолет Ту-95МС представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенном стреловидным крылом и однокилевым оперением. Такая аэродинамическая компоновка обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полета.

Улучшение летно-технических характеристик также достигается за счет большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла его стреловидности, и набором профилей вдоль его размаха. Силовая установка Ту-95МС состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12MП с соосными четырехлопастными винтами АВ-60К. Топливо на самолете размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трех мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

Летно-технические характеристики Ту-95МС:

Размах крыла — 50,05 м;

Длина без штанги топливоприемника — 47,7 м;

Высота — 13,3 м;

Масса максимальная взлетная — 185000 кг;

Масса максимальная посадочная- 135000 кг;

Масса боевой нагрузки

— нормальная — 9000 кг;

— максимальная — 20000 кг;

Максимальная скорость на высоте/у земли — 830/550 км/ч;

Дальность полета

— с нормальной боевой нагрузкой — 10500 км;

— с максимальной боевой нагрузкой — 6500 км;

Практический потолок — 12000 м;

Экипаж — 7 человек;

Необходимая длина бетонной взлетно-посадочной полосы — 3500 м.

Вооружение Ту-95МС состоит из ударного и оборонительного.

Ударное вооружение самолета включает шесть крылатых ракет Х-15, расположенных в бомбоотсеке в барабанной пусковой установке, с дальность стрельбы 2500 километров, а также морские мины.

Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из двух спаренных 23-миллиметровых двухствольных пушек ГШ-23, размещенных в кормовой оборонительной установке.

В настоящее время Ту-95МС составляют один из существенных элементов российских авиационных стратегических сил. Авиационно-ракетный комплекс Ту-95МС имеет значительный модернизационный потенциал в части оснащения новым более эффективным ракетным оружием и новым оборудованием.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Российский Ту-95 «Медведь» — «бомбардировщик-ракетоносец»

Вот что вам нужно знать : Этот атомный бомбардировщик некоторое время находился на вооружении.

Несмотря на то, что Ту-95 «Медведь» является одним из старейших проектов, находящихся на вооружении ВВС России, как и американский B-52 Stratofortress, в ближайшее время он не собирается уходить на пенсию.

На этой неделе стратегические ядерные силы России получили последнюю версию глубоко модернизированных бомбардировщиков.

«Воздушные стратегические ядерные силы получили пять модернизированных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС «Медведь», — заявил министр обороны Сергей Шойгу на коллегии министерства в понедельник, сообщает ТАСС.

В прошлом месяце пара бомбардировщиков Ту-95МС выполнила плановый полет над нейтральными водами Японского моря и северо-западной частью Тихого океана. Этот конкретный полет длился более восьми часов и продемонстрировал способность бомбардировщиков начала холодной войны преодолевать огромные расстояния. В ходе ноябрьского полета бомбардировщики-ракетоносцы также сопровождали истребители Су-35С ВКС России.

Четырехмоторный винтовой самолет был разработан в 1950-х годах после того, как советские планировщики запросили четырехмоторный бомбардировщик , который мог бы пролететь пять тысяч миль и поражать цели в Соединенных Штатах. Выбор винтовых двигателей был сделан из-за того, что реактивные двигатели того времени слишком быстро сжигали топливо.

Помимо того, что «Медведь» является старейшей разработкой российской армии, он также является единственным в мире винтовым бомбардировщиком, находящимся на вооружении.

Ту-9Модернизация 5МСМ добавила Ту-95 значительные возможности, в том числе далеко выходящие за рамки его первоначальной роли по сбрасыванию неуправляемых бомб. Основная цель варианта Ту-95МС состояла в том, чтобы интегрировать новые ракеты класса «воздух-поверхность», что не является совершенно новой концепцией. Фактически Советский Союз экспериментировал с ракетами класса «воздух-поверхность» на Ту-95, начиная с 1950-х годов, с Ту-95К. Так продолжалось на протяжении всей холодной войны, кульминацией которой стала серия Ту-95МС в 1981 году. Серия Ту-95МС представляла собой глубокую модернизацию более ранних версий Ту-9.5, заменив множество оборудования: от оборонительных орудий до радаров.

В отличие от B-52 ВВС США, многие из Ту-95 на самом деле не такие старые. Это было связано с тем, что старые планеры Ту-95 не подходили для модернизации, и в результате производственные линии Ту-95 были фактически перезапущены в 1980-х годах для выпуска новых вариантов Ту-95МС. Многие из летающих в настоящее время «медведей» относительно молоды по сравнению с некоторыми самолетами Организации Североатлантического договора.

С момента своего создания Ту-95 был ключевым элементом воздушного компонента ядерной триады России, а модернизированные версии были модернизированы, чтобы нести новейшие крылатые ракеты Х-101. Эти ракеты могут быть перенацелены, когда бомбардировщики уже находятся в воздухе.

Основным вооружением модернизированного Ту-95МС является дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) Х-55 с дальностью полета около 2500 км. Обычный Ту-95МС был разработан для перевозки этих шести из них внутри поворотной пусковой установки КМУ-6-5.

Российские военные продолжают обновлять и модернизировать Ту-95, и прошлым летом на аэродроме Таганрогского авиационного завода имени Бериева совершил дебютный полет бомбардировщик Ту-95МСМ. По данным российских СМИ, системы и оборудование сработали так, как ожидалось, и весь испытательный полет прошел без сучка и задоринки.

Питер Сучиу — писатель из Мичигана, сотрудничавший с более чем четырьмя десятками журналов, газет и веб-сайтов. Он регулярно пишет о военном стрелковом оружии и является автором нескольких книг о военных головных уборах, в том числе Галерея военных головных уборов , которая доступна на Amazon.com .

Эта статья впервые была опубликована в декабре 2020 года.

Изображение: Дмитрий Пичугин / Wikimedia Commons Ракетоносец Ту-95МСМ совершил очередной полет в рамках программы испытаний после модернизации. В ходе этого полета авиаконструкторы проверили работу всех систем и оборудования, установленных на борту, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Работы по модернизации Ту-9Бомбардировщик 5 ведется в ПАО «Туполев» и ПАО «ТАНТК им. Бериева» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), сообщили в пресс-службе ОАК.

Следите за новостями Air Recognition в Google News по этой ссылке


Ту-95 был, есть и в обозримом будущем будет основным стратегическим бомбардировщиком ВВС России. Эти самолеты используются в войне против Украины (Источник фото: globalsecurity.org)


В ОАК уточнили, что модернизированный Ту-95МСМ — новая модификация самого быстрого в мире турбовинтового самолета. Эти самолеты участвуют в войне против Украины. Они используются для запуска крылатых ракет большой дальности. Ту-95 был, есть и в обозримом будущем будет основным стратегическим бомбардировщиком ВВС России. По состоянию на 2020 год в России на вооружении находилось 60 единиц Ту-95 различных модификаций. Их можно успешно использовать до 2040-х годов.

На бомбардировщике установлена ​​более современная навигационная компьютерная система, сообщает globalsecurity.org, а также комплексная система управления. Ракетоносец также получил новые возможности в части оптической и радиотехнической разведки. Ту-9Бомбардировщики 5МСМ были модифицированы для использования малозаметных ракет Х-101 и Х-102. Ракеты Х-101 имеют дальность полета 5500 км. Для адаптации самолета под них расширили отсек вооружения, а под крыльями появились четыре универсальных пилона, каждый из которых предназначен для подвески любых двух ракет из арсенала Ту-95 и Ту-160. Кроме того, в процессе модернизации были обновлены двигатели и воздушные винты, системы управления вооружением, бортовые вычислительные комплексы и другая электроника.

Ту-95 был создан в разгар холодной войны как ответ на создание в США бомбардировщика Convair B-36. Самолет создавался с турбовинтовыми двигателями (нужны были два соосных винта встречного вращения, поскольку при использовании одного винта его диаметр был бы 7 метров), поскольку в то время только они позволяли достичь дальности полета в 12 000 километров. А именно такая дальность была необходима для того, чтобы «доставить» заряды в США в случае войны. В наши дни дальность ракет может превышать несколько тысяч километров, что позволяет действовать самолетам, не входя в зону действия ПВО противника.

В рамках модернизации Ту-95МСМ (Ту-95МС Модернизированный) существующие планеры получили новую РЛС, новую систему отображения информации, модернизированный комплекс обороны, модернизированные турбовинтовые двигатели НК-12МПМ с установкой новых АВ- пропеллеры 60т. В 2016 году специалисты Центра анализа стратегий и технологий отмечали, что в рамках полной модернизации Ту-95М?М РЛС «Обзор-МС» следует заменить на новую РЛС «Новелла-НВ1.021». Также планировалось установить новую систему отображения информации СОИ-021, модернизированный бортовой комплекс обороны «Метеор-НМ2», а кроме того, машина должна была получить модернизированные турбовинтовые двигатели «Кузнецов» НК-12МПМ с установкой новых винтов АВ-60Т, GolbalSecurity. сообщает .org.

Петр Бутовский в статье «Российские бомбардировщики будут вооружены новой крылатой ракетой театра военных действий Х-50» в журнале «Jane’s Missiles & Rockets» обратил внимание на ракету средней дальности Х-50. По мнению эксперта, стратегический бомбардировщик Ту-95МСМ сможет нести до четырнадцати таких ракет, в том числе шесть на внутренней подвеске — то есть даже больше, чем Ту-160, который, как следует из текста статьи , сможет перевозить во внутренних отсеках до двенадцати таких изделий. Согласно данным, крылатая ракета Х-50 сможет поражать цели на дальности до 1,5 тысячи километров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта