+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Ту 95 воркута: Демонстрация Ту-95МС «Воркута» в честь 70-летия города

0
Демонстрация Ту-95МС «Воркута» в честь 70-летия города

В честь празднования 70-летия со дня основания города Воркута на аэродром «Советский» прибыл стратегический ракетоносец Ту-95МС, названный в честь города, а также Ту-95МС «Саратов». Проезд на аэродром «Советский» личного транспорта был свободный, а также были организованы маршруты автобусов.
02. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь»)

03. Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире.

04. Размеры самолеты действительно впечатляют — размах крыла более 49 метров!

05. Желающих попасть в кабину пилота было очень много.

06. Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км).

07.

08.

09. Желающих попасть на борт Ту-95МС «Саратов» было поменьше, поэтому было решено направиться к нему. Но и здесь простоять пришлось 40 минут, хорошо что на улице было около 0°C.

10. Передняя опора с двумя не тормозными колёсами убирается в нишу фюзеляжа.

11. Ту-95МС является одним из самых быстрых винтовых самолетов и развивает максимальную скорость 830 км/ч

12. Ту-95МС «Саратов». Помимо этих двух самолетов есть и другие названные в честь городов : «Иркутск», «Моздок», «Курган», «Смоленск», «Москва», «Калуга», «Великий Новгород», «Красноярск», «Дубна», «Самара», «Козельск», «Тамбов»,  «Благовещенск», «Клин», «Оренбург», «Псков», «Рязань», «Тверь» и еще Ту-142М3 «Ванино».

13. Кабина пилотов

14. Место командира экипажа

15. Ан-26 тоже вызывал интерес

16. Для заправки Ту-95МС в воздухе используется самолет-заправщик  Ил-78М (по кодификации НАТО: Midas)

17. Масса топлива во внутренних баках: 126 т.

18. Управление заправкой в воздухе на Ил-78М происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки.

19. Силовая установка Ил-78М: 4 × ТРДД Д-30КП-2 с тягой каждого по 12300 кгс

20. А вот на зиму то и не переобулись


Русские «медведи»: штурман Дальней авиации рассказал о рекордных полетах Ту-95МС

Сегодня в арсенале дальней авиации стратегические ракетоносцы, дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики. Они патрулируют территорию по периметру границ — над акваторией Черного, Каспийского, Балтийского, Баренцева морей, а также Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. У дальней авиации «длинная рука». Преодолевая большие расстояния, дозаправляясь, самолеты нередко «висят» в воздухе по десять и более часов.

Дальняя авиация повоевала с международным терроризмом в Сирии. Для ударов по его базам привлекались стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС. Высокоточное оружие применялось с максимальной дальности, ракеты после пуска пролетали несколько тысяч километров. Дальние бомбардировщики Ту-22М3, поднимаясь с оперативных аэродромов, наносили удары авиационными бомбами с больших высот непосредственно над территорией Сирии. Склады оружия и боеприпасов боевиков, а также защищенные командные пункты террористов были уничтожены прямыми попаданиями. Что было подтверждено видеозаписями беспилотников. Расчет маршрутов, точное прицеливание — за все это отвечает штурман. Сегодня ему помогает сложное прицельно-навигационное оборудование.

фото: Светлана Самоделова

—Но последнее слово за человеком, так ведь? — интересуемся у полковника Григория Павлюковца.

—Безусловно. Штурман рассчитывает маршрут, осуществляет навигацию, выполняет все расчеты, в том числе и по боевому применению. Ведь самолет к цели нужно привести в точно определенное время, определить точку сброса, учитывая скорость, направление ветра, снос машины и многое другое, чтобы каждая бомба или ракета попали точно в цель.

Когда я только начинал летать, в 1986 году, бортовое оборудование было аналоговое — громоздкое, тяжелое. Сейчас — цифровое. Навигационные комплексы и средства поражения совершенствуются вместе с продвижением науки. Но роль штурмана только возрастает. Его теперь можно назвать интеллектуальным оператором. Например, если раньше прицеливание осуществлялось с помощью глазомера, то сейчас мы все видим на мониторе.

После окончания Челябинского высшего военного училища штурманов Григорий Павлюковец попал служить на Дальний Восток, на авиабазу «Украинка» в Амурской области. Там базировались стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС.

—Это суровый край с суровыми, надежными людьми, — вспоминает Григорий Фролович. — Помню, после первого полета меня, как положено, взяли за руки за ноги и слегка ударили «пятой точкой» о переднее колесо самолета. Прошел таким образом посвящение. Хоть полк не относился к морской авиации, но 70% всех полетов проходило над водой — над акваторией Охотского моря, Тихого океана. Отходили от берега, ориентиров никаких, как и средств навигации — все радиоприводы, специальные маяки — на суше. Полагались чисто на расчет: курс, расстояние, время.

Довелось Григорию Павлюковцу много полетать на Ту-95МС и в северных широтах. Однажды в ходе учений поднялись со своего дальневосточного аэродрома, отработали задачу над побережьем Северного Ледовитого океана и сели на одном из чукотских аэродромов. Через два дня планировали возвращение домой. Но командование внесло изменение в план учений. С Чукотки экипаж прямиком отправился в Саратовскую область, в Энгельс. В Анадыре, несмотря на весну, трещал мороз, было минус 27 градусов, а на Волге уже цвела сирень, было +25. Вышли дальневосточники на летное поле в меховых куртках, в унтах… Планировали, что командировка продлится несколько дней, в результате задержались на три недели. С тех пор стали брать с собой как зимнюю, так и летнюю амуницию.

На Дальнем Востоке Григорий Фролович прослужил 10 лет. В Военно-воздушную академию имени Гагарина поступил уже штурманом полка. После трех лет учебы уехал служить в Энгельс.

—Встретил много знакомых, мир дальней авиации теснейший, — говорит, улыбаясь, полковник. — Сначала пришел с понижением, не было вакантных должностей. А через восемь месяцев стали формировать новый полк. Было принято политическое решение. Мы забрали с Украины восемь самолетов Ту-160 и три Ту-95МС. Они простояли там без движения и обслуживания по 8–10 лет. Часть самолетов к тому времени была утилизирована, порезана на металлолом. По одному из двух видов ракетоносцев они оставили у себя в музеях. Остальные мы перегнали в Энгельс. Предварительно на место выехали наши инженеры и техники, два месяца готовили самолеты к полету. В конце 1999 года наши экипажи их перегнали. Была очень трогательная картина. На местных авиабазах прошел митинг, подняли российский флаг. Было принято решение сформировать два полка. Я был назначен на должность старшего штурмана полка.

—Сложности были?

—Хватало. Документации ведь никакой, все формировали с нуля. Очень много было новых назначений, надо было сплотить коллектив. Много времени проводили в командировках в Заполярье. Мы тогда осваивали аэродром Воркуты. Метеоусловия там неустойчивые: снег, низкая облачность, дымка. Полоса не из простых, еще и технику нужно было готовить на морозе. При полетах приходилось учитывать недостаточное количество запасных аэродромов, повышенный остаток топлива на посадке и много других факторов.

Мэром Воркуты — «заполярной кочегарки» — тогда был неравнодушный человек Игорь Шпектор. Он предложил присвоить одному из наших тяжелых бомбардировщиков имя «Воркута». И в 2003 году военный совет командования Дальней авиации такое решение принял.

А Григория Павлюковца спустя три года забрали в Москву, в штаб Дальней авиации, где он служит уже 16 лет. Все расписано по минутам. В тот день, когда давал нам интервью, с утра прошла видеоконференция с подчиненными авиачастями. Потом выслушал отчет о командировке офицера, прилетевшего с Камчатки. Следом пошли проверки по элементам навигации и боевого применения… Много у старшего штурмана-инспектора и длительных командировок.

—Расскажите о 42-часовом перелете, который попал в Книгу рекордов наших Вооруженных сил.

—Идея совершить полет на рекордную дальность принадлежала командующему Дальней авиацией Анатолию Дмитриевичу Жихареву. Был разработан и утвержден план. Два Ту-95МС из гарнизона «Украинки» предварительно перелетели в Воркуту. А 28 июня 2010 года в три утра поднялись в воздух и пошли в сторону Канады. Я был в одном из экипажей, навигационная группа у нас состояла из штурмана и второго штурмана. Первая дозаправка в воздухе состоялась спустя два часа. От Ил-78 мы приняли 28 тонн топлива. Вышли в Баренцево, Норвежское море, потом в Атлантический океан, прошли южнее Гренландии, вышли к Канаде… Самолеты-заправщики располагались на четырех аэродромах: Оленегорск, Воркута, Анадырь и «Украинка». Всего осуществили четыре дозаправки в воздухе — три встречных и одну попутная.

Фото: ДИМК МО РФ

—Визуально видели друг друга?

—Шли один за другим в плотном порядке, ведущий — ведомый, на расстоянии один-два километра. Первые два часа радиообмен шел полным ходом. Через 12 часов интенсивность переговоров в радиоэфире снизилась. И при приближении к дому все разом «защебетали». Все, как описал авиационный психолог, доктор Борис Покровский, исследовавший поведение человека в длительных полетах.

После третьей дозаправки планировали идти в Японское море, но по маршруту стоял сильный грозовой фронт, было принято решение идти по запасному варианту — в район Тикси.

—Сменный экипаж был?

—Наш самолет позволяет иметь только один штатный экипаж. Каждый отдыхал на своем рабочем месте. С собой взяли обычные бортовые продпайки: колбасу, консервы, галеты, джем, чай. Готовить особо было негде, все свободное пространство занимала система жизнеобеспечения и средства спасения. Провели в воздухе 42 часа 17 минут. За это время преодолели 28 тысяч километров. И еще раз убедились, насколько надежный наш самолет «Медведь».

фото: Светлана Самоделова

—Как вас встречали?

—Приземлились мы на аэродроме «Украинка». Была торжественная встреча. У «дальников» есть традиция: после выполнения специального задания экипажу прямо на летном поле вручают запеченного поросенка, потом следует торжественный ужин. На Дальнем Востоке из-за специфики региона часто вместо поросенка преподносят запеченную рыбу — муксуна. В западных регионах вручают судака. Это как бы благодарность от командования и наземного состава.

—Какой еще из полетов запомнился?

— Пожалуй, перелет 7 декабря 2017 года в Индонезию. Из Амурской области стартовали два Ту-95МС и два самолета обеспечения Ил-76 оборудованием, техникой, персоналом, включая медиков, метеорологов. Была ночная дозаправка в воздухе над Тихим океаном. Каждая машина приняла по 20 тонн топлива. А это весьма непросто. Представьте, скорость 600 километров в час, между заправщиком и ракетоносцем 20 метров, и нужно попасть штангой дозаправки в конус диаметром 80 сантиметров. А потом еще продержаться в сцепленном состоянии почти полчаса.

Были сложные метеоусловия, высокие грозовые облака. Ракетоносцы попали в сильное воздушное течение — порядка 220 километров в час. Вместо запланированных 9,5 часа летели 11,5. Преодолели больше 6 тысяч километров и пересекли экватор. У Ил-76 была промежуточная посадка на Филиппинах. Приземлились в северной части Индонезии, на острове Биак. Причем в условиях ограниченного использования радиотехнических средств аэродрома.

Когда вылетали, на градуснике было -32, а прилетели в лето, температура +33. Командиры экипажей докладывали о прибытии, стоя в прорезиненных костюмах. С ребят пот катил градом. А им уже местные девушки вешали на шею гирлянды из цветов. Рядом мужчины в красочной раскраске исполняли приветственный ритуальный танец. Внимание к нашим летчикам и самолетам было колоссальное. Столь впечатляющую технику здесь видели впервые. Для наших экипажей подобный полет в южных широтах с обходом грозовых зон был, по сути, экзаменом, который они сдали на «отлично».

—Есть некий талисман, который берете с собой в полет?

—Я не расстаюсь со своими старыми, ветхими кожаными перчатками. Они постоянно лежат у меня во внутреннем нагрудном кармане.

***

Есть у «дальников» и свой гимн с такими строками:

«Штурвал послушен, влетан экипаж,

И так привычны кожаные куртки,

А в ПВО опять ажиотаж —

Прорвались «дальники» неведомым маршрутом».

«МК» желает «стратегам»: пусть число взлетов равняется числу посадок!

Демонстрация Ту-95МС «Воркута» в честь 70-летия города
В честь празднования 70-летия со дня основания города Воркута на аэродром «Советский» прибыл стратегический ракетоносец Ту-95МС, названный в честь города, а также Ту-95МС «Саратов». Проезд на аэродром «Советский» личного транспорта был свободный, а также были организованы маршруты автобусов.
02. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь»)

03. Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире.

04. Размеры самолеты действительно впечатляют — размах крыла более 49 метров!

05. Желающих попасть в кабину пилота было очень много.

06. Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км).

07.

08.

09. Желающих попасть на борт Ту-95МС «Саратов» было поменьше, поэтому было решено направиться к нему. Но и здесь простоять пришлось 40 минут, хорошо что на улице было около 0°C.

10. Передняя опора с двумя не тормозными колёсами убирается в нишу фюзеляжа.

11. Ту-95МС является одним из самых быстрых винтовых самолетов и развивает максимальную скорость 830 км/ч

12. Ту-95МС «Саратов». Помимо этих двух самолетов есть и другие названные в честь городов : «Иркутск», «Моздок», «Курган», «Смоленск», «Москва», «Калуга», «Великий Новгород», «Красноярск», «Дубна», «Самара», «Козельск», «Тамбов»,  «Благовещенск», «Клин», «Оренбург», «Псков», «Рязань», «Тверь» и еще Ту-142М3 «Ванино».

13. Кабина пилотов

14. Место командира экипажа

15. Ан-26 тоже вызывал интерес

16. Для заправки Ту-95МС в воздухе используется самолет-заправщик  Ил-78М (по кодификации НАТО: Midas)

17. Масса топлива во внутренних баках: 126 т.

18. Управление заправкой в воздухе на Ил-78М происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки.

19. Силовая установка Ил-78М: 4 × ТРДД Д-30КП-2 с тягой каждого по 12300 кгс

20. А вот на зиму то и не переобулись

Четыре Ту-95МС ВКС РФ совершили полет над нейтральными водами северных морей — Армия и ОПК

МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Четыре стратегических бомбардировщика Ту-95МС ВКС России выполнили плановый полет над нейтральными водами Чукотского, Берингова, Охотского морей и северной части Тихого океана. На отдельных участках маршрута их сопровождали истребители пятого поколения F-22 ВВС США, сообщили в среду в Минобороны РФ.

«Четыре стратегических ракетоносца Ту-95МС дальней авиации Воздушно-космических сил России выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Чукотского, Берингова и Охотского морей, а также северной части Тихого океана. Взлет осуществлялся с аэродромов на территории Чукотского автономного округа и Амурской области», — сказали в военном ведомстве.

По данным Минобороны РФ, на отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали истребители пятого поколения F-22 ВВС США.

Продолжительность планового полета российских самолетов составила около 11 часов, уточнили в военном ведомстве. «Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства», — отметили в Минобороны РФ.

Командующий дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенант Сергей Кобылаш уточнил, что выполнение поставленных задач на наиболее сложных этапах маршрута обеспечивали истребители Су-35 и МиГ-31. «Воздушными, наземными радиолокационными постами осуществлялся непрерывный контроль за выполнением поставленной задачи по всему маршруту. Системой пунктов управления обеспечено бесперебойное, устойчивое и непрерывное управление на всех этапах полета», — отметил он.

10 июня сообщалось, что четыре стратегических ракетоносца Ту-95МС провели воздушное патрулирование над нейтральными водами Чукотского, Берингова и Охотского морей и северной части Тихого океана. На отдельных этапах маршрута российские самолеты также сопровождали истребители F-22 ВВС США.

Самолеты Ту-95МС являются воздушным компонентом ядерной триады. Ту-95МС предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удаленных районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

В новость были внесены изменения (16:39 мск) — добавлены подробности.

Воркута | Впервые новый ракетоносец Ту-95МСМ «Воркута» нанес удар по террористам в Сирии

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камча
Крупнейшие катастрофы стратегических бомбардировщиков дальней авиации СССР

Дата Тип самолета Местокатастрофы Погибло (было на борту) (чел.) Характер катастрофы
1 22 августа М-4 Энгельс 8 (8) Сразу после взлета на высоте
1955 года 25-40 м самолет скользнул на
крыло и взорвался, ударившись
о землю
2 26 июня М-4 Энгельс 6 (6) Падение на землю сразу после
1956 года отрыва от ВПП
3 22 ноября 8 (8) Ошибка экипажа — взлет с
1957 года застопоренными рулями
4 8 марта Дальний 10 (16) Два самолета 3М при
1963 года Восток выполнении ночного полета в
паре столкнулись из-за
опасного сближения
5 4 мая Берег 8 (8) При полете над морем на
1965 года Охотского высоте 600 м самолет
моря уклонился от маршрута и
столкнулся с сопкой
6 25 января М-4 Воркута 7 (8) Сразу после взлета самолет
1971 года накренился, задел землю,
перевернулся и упал в 700 м
от ВПП
7 17 сентября М-4 Дальний 2 (8) После набора высоты 4500 м
1974 года Восток произошел взрыв и пожар в
хвосте самолета
8 13 мая Ждановка 6 (7) На высоте 5000 м началось
1975 года (Энгельс) задымление самолета, после
чего произошел взрыв
9 5 октября Ту-95 Алма-Ата 8 (8) Столкновение с верхушками
1976 года деревьев и ЛЭП при посадке на
запасном аэродроме
10 28 августа Ту-95 16 (16) При выполнении полета в паре
1977 года самолеты столкнулись при
развороте и потеряли
управляемость. Экипажи не
смогли надеть парашюты и
покинуть самолеты из-за
больших перегрузок
11 8 июня Дальний 2 (8) В ходе ночного полета возник
1978 года Восток пожар двигателя, борттехник и
стрелок-радист не смогли
покинуть самолет
12 8 августа Энгельс 5 (7) В режиме набора высоты
1984 года загорелся двигатель, самолет
потерял устойчивость и
столкнулся с землей
13 12 октября Ту-95К 6 (7) В полете экипажем были
1985 года ошибочно выключены два
двигателя, самолет опасно
снизился и при попытке
набрать высоту ударился о
землю
14 Весна Ту-160 0 (4) Отказ и пожар двигателя
1987 года
15 24 декабря Ту-95К 3 (8) В полете отказали т
Боевые самолеты Туполева. 78 мировых авиарекордов / Арсенал-Инфо.рф

Ту-95МС

Последней модификацией машины стал Ту-95МС, укомплектованный пилотажно-навигационным комплексом с РЛС «Обзор». Основным назначением Ту-95МС стала доставка в район пуска крылатых ракет большой дальности. Надо сказать, что на их роль претендовали изделия двух предприятий: сверхзвукового 3М25 «Метеорита-А», разработанного под руководством В. Н. Челомея, и Х-55 Дубненского машиностроительного завода. Заказчик остановил свой выбор на последней. Шесть таких изделий весом около 1500 кг каждая и дальностью пуска до 600 км разместили на вращающемся барабане в грузовом отсеке машины. Допускалось применение и обычных свободнопадающих авиабомб. Бомбовая нагрузка нормальная — 9000 кг, максимальная — 20 000 кг. Оборонительное вооружение — сначала две пушки АМ-23 в кормовой установке, замененные впоследствии двумя двухствольными ГШ-23Л.

Ту-95МС одной из первых серий

Ту-95МС одной из первых серий

На машине установлены двигатели НК-12МП (отличаются от НК-12МВ четвертой серии генератором переменного тока и новой коробкой его привода, закрепленного на корпусе компрессора и измененной прокладкой электрических жгутов и трубопроводов), созданные в конце 1970-х годов. Возглавлял эту работу главный конструктор Н. Кирсанов.

Отличием Ту-95МС от предшественников стало доработанное крыло с измененным профилем в его корневой части и кессон-баками (раньше применяли мягкие вкладные баки в межлонжеронном кессоне).

Облагораживание внешних форм машины привело к увеличению аэродинамического качества, максимальное значение которого превысило 18.

Кормовые артиллерийские установки первых Ту-95МС комплектовались пушками АМ-23

Кормовые артиллерийские установки первых Ту-95МС комплектовались пушками АМ-23

Крылатая ракета Х-55 в экспозиции музея Дальней авиации

Крылатая ракета Х-55 в экспозиции музея Дальней авиации

В системе управления самолетом ввели гидравлические усилители, но механизмы уборки шасси остались прежними — с электроприводами. Возросла площадь руля высоты. Оборонительное стрелковое вооружение сократили до пары двухствольных орудий, размещенных на кормовой установке. На первых машинах сохранялись пушки АМ-23, но затем их заменили двухствольными ГШ-23Л калибра 23 мм. Бомбовая нагрузка нормальная — 9000 кг, максимальная — 20 000 кг. В грузовом отсеке самолета установили одну роторную МКУ-6–5 для подвески шести крылатых ракет Х-55 (вес пустой установки 1550 кг), под крылом — узлы подвески ракет Х-55.

«МС» был прямым наследником Ту-95К-20, но построенный на базе противолодочного самолета Ту-142М. По сравнению с предшественником экипаж сократили до семи человек. Прототипом самолета «МС» стала летающая лаборатория Ту-95М-55, созданная на базе Ту-95М-5. На этом самолете отработали весь комплекс нового вооружения с ракетами Х-55.

Переоборудование серийного самолета Ту-95М в Ту-95МС началось в середине 1978-го, и в сентябре следующего года он совершил первый полет. В 1981 году самолет, получивший обозначение Ту-95МС, был запущен в серию на Таганрогском авиационном заводе, а спустя два года его производство перевели в Куйбышев (Самара). Строились две модификации ракетоносца: с ракетным вооружением, размещенным в грузовом отсеке (построен 31 самолет), и с дополнительными четырьмя крылатыми ракетами на крыльевых узлах подвески (выпущено 57 самолетов). В дальнейшем, в соответствии с условиями договора ОСВ-2, все подкрыльевые узлы демонтировали. Серийное производство Ту-95МС продолжалосъ до начала 1990-х.

Первый Ту-95МС потеряли 28 января 1982 г. В тот день при взлете с аэродрома ЛИИ потерпел первую катастрофу Ту-95МС, унесшую жизни десяти членов экипажа во главе с заслуженным летчиком-испытателем Н. Е. Кульчинским. Длительные расследования причин этой трагедии показали, что экипаж и техника здесь ни при чем. Виной всему стало халатное отношение к своим обязанностям наземного персонала.

С января 1985 года, в ответ на боевое патрулирование американских стратегических бомбардировщиков вдоль северных границ нашей страны, самолеты Дальней авиации начали барражировать в четырех зонах над нейтральными водами Арктики. Боевой патрулирование продолжалось по апрель 1987 года, при этом общий налет Ту-95МС достиг 1224 часов. Экипажи ракетоносцев находились в воздухе по 18 часов и более. Самолеты-заправщики налетали 755 часов.

В декабре 1985 года журнал «Авиэйшен уик» сообщил о перехвате истребителем F-15 21-го тактического крыла США около Аляски советского Ту-95МС. Видимо, это был один из первых перехватов нового ракетоносца с последовавшей его идентификацией. Почти десять лет спустя Ту-95МС приземлился на английской авиабазе в Файерфорде как участник традиционного авиашоу. Так окончательно был снят покров тайны с русского «Медведя».

В начале эксплуатации экипажи этих машин негативно отзывались о передней кабине, отмечая неудобное расположение приборов и плохую работу системы кондиционирования. Были случаи, когда после 12 часов полета члены экипажа покидали самолет грязные и запыленные как шахтеры. Отмечался высокий уровень вибраций в передней кабине. Но «детские болезни» с возрастом проходят.

После развала Советского Союза 25 машин из семейства Ту-95 осталось на Украине и 40 — в Казахстане. Последние Ту-95МС покинули аэродром под Семипалатинском в феврале 1993 года и вошли в состав Дальней авиации России. В Казахстане остались лишь машины ранних выпусков, не представлявших уже никакой и никому угрозы. Что касается Украины, то практически все Ту-95 были утилизированы. Сохранили лишь три Ту-95МС: один в музее авиации, а два переоборудовали в экологические лаборатории.

К лету 1999 года наша страна располагала 50 самолетами данного типа.

В декабре 1999 года в интервью тогдашний командующий 37-й ВА М. Опарин сказал: «Расчеты показывают, что эффект нанесения удара одним отрядом Ту-95 (очевидно, Ту-95МС. — Прим. авт.) эквивалентен бомбовому удару целого полка Ту-22М3».

Кормовая артиллерийская установка Ту-95МС последних выпусков с двухствольными орудиями ГШ-23

Кормовая артиллерийская установка Ту-95МС последних выпусков с двухствольными орудиями ГШ-23

Потепление политического климата на планете во второй половине 1980-х годов привело к резкому снижению активности стратегической авиации. На этом фоне любое перемещение российских и американских межконтинентальных ракетоносцев порой болезненно воспринималось противоположной стороной и сопровождалось не только политическими, но и военными демаршами. Так, в июне 1999 года, в ходе учений «Запад-99», пара Ту-95МС впервые после развала СССР совершила полет в Северную Атлантику. Миновав Норвегию, самолеты облетели Исландию и обстреляли ракетами Х-55 цели на полигоне. Самолеты находились в воздухе около 15 часов и выполнили две дозаправки (туда и обратно) от танкеров Ил-78. Не обошлось и без «эскорта». Ракетоносцы, шедшие без прикрытия, перехватили американские F-15С, взлетевшие с аэродрома в Кефлавике.

Спустя три месяца российские ракетоносцы вновь продемонстрировали свои возможности. 17 сентября одна пара Ту-95МС 326-й тбад, взлетев с аэродрома Анадырь (Чукотка), взяла курс в нейтральные воды Тихого океана. Другая направилась из Тикси через Северный полюс к берегам Канады. В этом вылете их прикрывал единственный истребитель Су-27. Истребитель, оснащенный устройством дозаправки топливом в полете, пилотировал летчик-испытатель А. Н. Квочур.

Действия обеих групп координировались с борта Ил-22 — воздушного командного пункта, барражировавшего в районе Камчатки. Подробности о задачах, поставленных перед экипажами Дальней авиации, не сообщались, но, судя по всему, они были успешно решены. Остается надеяться, что в последующих учениях самолеты стратегического назначения будут надежно прикрыты истребителями Су-30, пилотируемыми летчиками ВВС.

Летом 2000 года газета «Независимое военное обозрение» (№ 22) сообщила о планах модернизации Ту-95МС. В сообщении говорилось, что модернизация осуществляется на 360-м авиаремонтном заводе в Рязани. При этом машины оснащаются крылатыми ракетами Х-102 с обычной боевой частью и Х-102 — с ядерной.

Восемь ракет Х-101 весом по 2200–2400 кг (боевая часть — 400 кг) с дальностью 5000–5500 км размещаются на внешней подвеске. Высота полета Х-101 может изменяться от 30 до 6000 метров, а скорость — от 190 до 270 м/с. Ракету вполне можно отнести к малозаметным летательным аппаратам, поскольку ее эффективная поверхность рассеивания составляет около 0,01 м2. На начальном участке полета траектория ракеты корректируется оптоэлектронной системой, а на конечном используется телевизионное наведение, что обеспечивает попадание в цель с точностью до 20 метров.

В последней декаде января 2001 года, в соответствии с планами боевой подготовки, возобновились полеты Ту-95МС в район Крайнего Севера. Пара ракетоносцев и самолет-заправщик Ил-78 перелетели из Энгельса, где базируется 184-й тбап, входящий в 22-ю гвардейскую тяжелую бомбардировочную авиационную Донбасскую Краснознаменную дивизию, на аэродром Анадырь. И снова заволновались политики. Зачем? Но Министерство обороны их успокоило: на борту носителей нет наступательного вооружения.

Из публикаций в зарубежной печати следует, что США уделяют большое внимание применению высокоточного неядерного оружия. В частности, руководство Министерства обороны США считает, что им необходимо иметь в постоянной готовности к немедленному применению 52 стратегических бомбардировщика В-1В и 44 В-52. Это почти половина всего парка стратегической авиации. И снова задаешься вопросом: зачем?

Наши же возможности, увы, гораздо скромнее.

В феврале 2004 года три Ту-95МС 184-го тбап участвовали в учениях «Безопасность-2004» с пуском крылатых ракет, «решая» стратегические задачи в Баренцевом море.

В марте 2006 года в одном из северных районов страны прошли летно-тактические учения Дальней авиации под руководством командующего 37-й ВА генерал-лейтенанта Игоря Хворова. В них участвовали 15 экипажей бомбардировщиков Ту-95МС и 12 экипажей самолетов-заправщиков Ил-78, а также истребители Су-27.

Выполнялись дневные и ночные полеты в северных широтах, летчики произвели восемь пусков крылатых ракет. Общий налет составил более 200 часов.

Спустя месяц на Дальнем Востоке прошли командно-штабные учения Дальней авиации в авиагарнизонах Украинка в Амурской области (326-я тбад), Белая (Иркутская область), Воздвиженка в Приморском крае и Энгельс. В ходе учений были выполнены полеты самолетов Ту-160 (из Энгельса), Ту-95 МС (два из Энгельса и четыре из Украинки), Ту-22 М3 (Белая), Су-27, Су-31, Ил-22 и самолетов-заправщиков Ил-78, а также других. Всего было совершено 60 самолето-вылетов, четыре пуска крылатых ракет и десять бомбометаний. Также отрабатывалась дозаправка самолетов в воздухе.

Полеты происходили как днем, так и ночью в сложных метеоусловиях над акваторией Тихого и Ледовитого океанов (у берегов Аляски). Самолеты Ту-95 в Японском море в течение трех часов сопровождались самолетами ВВС Японии.

18 января 2006 года на встрече с журналистами командующий 37-й воздушной армией (Дальняя авиация) генерал-лейтенант Игорь Хворов сообщил, что стратегические ракетоносцы Ту-95 проходят модернизацию и прежде всего прицельно-навигационный комплекс для нового вооружения этих самолетов. Он также сообщил, что принятая на вооружение ВВС новая крылатая ракета в обычном снаряжении позволяет осуществлять пуск с любого носителя без пересечения Госграницы России, причем точность нанесения удара не зависит от дальности пуска.

Были предложения и по обновлению силовой установки с заменой двигателей НК-12МВ украинскими винто-вентиляторными Д-27. Предложение привлекательное, но оно опоздало, поскольку военные сегодня признают, что Ту-95МС пора менять, да и ставить обороноспособность РФ в зависимость от страны с нестабильным политическим курсом, прямо зависящим от амбиций президентов, нельзя.

И в заключение любопытный штрих. В подготовке к вылету Ту-95МС участвуют до 34 авиаспециалистов и до 15 специальных автомашин, в частности кислородные, топливозаправщики, АПА и другие. При этом для подготовки ракетоносца на один час полета затрачивается 57 человеко-часов. Многовато, но с этим приходится мириться. К тому же ресурс воздушных винтов двигателей НК-12МВ не превышает 1500 часов, что не идет ни в какое сравнение со сроком службы двигателей.

Для сравнения: в Соединенных Штатах развернуты 243 стратегических бомбардировщика: 81 самолет B-1, 20 — B-2 и 142 — B-52. У России на вооружении имеется 78 стратегических бомбардировщиков: 14 Ту-160 и 64 Ту-95.

С распадом Советского Союза большое распространение в стране получили именные самолеты. В частности, ракетоносцам Ту-95МС присвоили имена городов «Иркутск», «Москва», «Саратов», «Смоленск» и другие.

30 сентября 2005 года на военном аэродроме в Моздоке приземлился боевой самолет стратегической авиации ТУ-95МС 182-го Севастопольско-Берлинского гвардейского тяжелобомбардировочного авиаполка. Ракетоносец прибыл из г. Сарышево (аэродром Украинка) Амурской области с одной лишь целью: чтобы вернуться домой с надписью «Моздок». Этот полк с 1962 по 1997 год располагался в Моздоке. Ранее на вооружении 182-го тбап были самолеты Ту-4 и Ту-16.

17 июля 2007 года английские средства массовой информации подняли страшную шумиху: «Русские наступают!» В тот день с авиабазы ВВС Лиминг в Йоркшире были по тревоге подняты два истребителя «Торнадо» из состава сил быстрого реагирования для перехвата двух российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, якобы направлявшихся в британское воздушное пространство. Перехватчики подстраховали два норвежских истребителя F-16.

Ту-95МС «Моздок» на аэродроме в Моздоке

Ту-95МС «Моздок» на аэродроме в Моздоке

Как следует из зарубежных средств массовой информации, Ту-95МС вылетели с аэродрома около Мурманска (Кольский полуостров) и проследовали на юг. Российские военные самолеты часто летают недалеко от границ Норвегии, однако редко залетают к границе Шотландии.

Как заявил пресс-секретарь Королевских ВВС, комментируя сообщение прессы, «русские развернулись, не долетев до британского воздушного пространства».

В тот же день пресс-служба ВВС РФ разъяснила, что сообщения британских СМИ о нарушении двумя российскими стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС воздушного пространства Великобритании не соответствуют действительности. Самолеты Дальней авиации выполняли плановые полеты над международными водами.

По словам главкома ВВС РФ генерал-полковника А. Зелина, российская стратегическая авиация будет продолжать осваивать аэродромы передового базирования, т. е. в Заполярье. Это означает, что Ту-95МС и Ту-160 будут продолжать полеты над нейтральными водами Атлантики и просторами Северного Ледовитого океана.

Но на этом учения Дальней авиации не закончились. Ночью 20 июля два Ту-95МС взлетели с аэродрома Воркута и после 13-часового полета в районе Норвежского моря вернулись в Энгельс. В те дни самолеты Ту-95МС решали задачи и в небе Дальнего Востока.

В июле 2007 года, в ходе летно-тактических учений Дальней авиации, самолеты Ту-95МС совершили ряд длительных полетов над нейтральными водами, которые во время «холодной войны» считались обычными. В частности, 17 июля на перехват их с авиабазы британских ВВС «Лимин» в Йоркшире подняли пару истребителей «Торнадо». Как следует из сообщения газеты «Таймс», их сопровождали также два истребителя F-16 ВВС Норвегии. Российские военные самолеты нередко летали недалеко от границ Норвегии, однако так далеко они давно не залетали.

В итоге западная пресса запестрела сенсационными сообщениями о нарушении российскими самолетами территориальных вод Великобритании, чего на самом деле не было.

В ходе летно-тактических учений экипажи Дальней авиации (с авиабазы Энгельс, Саратовская область) за 48 часов на самолетах Ту-95МС, Ту-160 с дозаправками от танкеров Ил-78 выполнили 15 самолето-вылетов.

В сентябре 2007 года возобновились патрулирования на Ту-95МС акваторий Тихого. Так, 5 сентября в этой акции участвовало 14 самолетов. При этом продолжительность полетов достигала 17 часов.

Руководство Военно-воздушных сил России официально выразило удивление шумихой, поднятой в западных СМИ вокруг пролетов 9 февраля 2008 года российской стратегической авиации над американской авианосной ударной группой в акватории Тихого океана. В тот день четыре Ту-95 дальней авиации свыше десяти часов патрулировали над акваторией Тихого океана.

Согласно сообщению агентства Associated Press, ссылающегося на информированный источник в Минобороны США, один российский бомбардировщик сделал два прохода вблизи «Нимитца», а другой находился на удалении свыше 90 км. На перехват была поднята дежурная группа из четырех истребителей F/A-18. Агентство отмечает, что это первый с 2004 года случай, когда российские бомбардировщики Ту-95 столь близко подходили к американскому авианосцу.

В ходе полета Ту-95 их также сопровождали самолеты F-15 японских ВВС.

26 марта 2008 года пара истребителей ВВС США F-15 перехватила два Ту-95 примерно в 500 милях от побережья Аляски. Согласно сообщениям из-за рубежа, истребители были подняты с военно-воздушной базы Элмендорф и сопроводили российские самолеты безо всякого инцидента.

Патрульные полеты экипажей Ту-95 продолжаются и по сей день, причем не только над Атлантикой и Тихим океаном, но и над льдами Северного Ледовитого океана.

Таблица № 29

СЕРИЙНЫЙ ВЫПУСК САМОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА ТУ-95 ПО 1962 г.

Ту-95МС

Таблица № 30 ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА ТУ-95

Ту-95МС Примечания: 1. Без аппаратуры дозаправки 80,14–80,22 т, с оборудованием дозаправки — 80,84 т. 2. Без экспериментального оборудования — 79,212 т. 3. Со штангой топливоприемника. 4. После дозаправки топливом в воздухе — 187,7 т. 5. В продолжительных полетах — 12 человек. 6. Практическая. 7. При нормальном взлетном весе/при перегрузочном взлетном весе. 8. Крейсерская скорость полета — 750–720 км/ч. 9. С нормальной боевой нагрузкой — 10 500 км. 10. Боевая нагрузка — 9 т.

Примечания: 1. Без аппаратуры дозаправки 80,14–80,22 т, с оборудованием дозаправки — 80,84 т. 2. Без экспериментального оборудования — 79,212 т. 3. Со штангой топливоприемника. 4. После дозаправки топливом в воздухе — 187,7 т. 5. В продолжительных полетах — 12 человек. 6. Практическая. 7. При нормальном взлетном весе/при перегрузочном взлетном весе. 8. Крейсерская скорость полета — 750–720 км/ч. 9. С нормальной боевой нагрузкой — 10 500 км. 10. Боевая нагрузка — 9 т.

Ту-95МС Воркута | Форум обороны и военные фотографии
  • Домой
  • Военные Фотографии
  • Российские военные
  • Воздушные силы
  • Бомбардировщики
  • Ту-95 (Россия)

JavaScript отключен. Для лучшей работы, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.