Виккерс VC-10 является британским четырехъядерными реактивным пассажирским самолетом с 1960 — х лет . VC-10 впервые совершил полет на29 июня 1962 г..
Резюме
1 Особенности
2 История
3 Несчастные случаи и происшествия со смертельным исходом
4 варианта
5 В популярной культуре
6 Примечания и ссылки
Характеристики
Пассажирский салон самолета British Overseas Airways Corporation VC-10 в музее.
Кабина самолета British Overseas Airways Corporation VC-10 в музее.
Самолет размером с Boeing 707 , вмещает до 150 пассажиров и может похвастаться максимальной взлетной массой 140 тонн. В то время VC-10 был комфортным и тихим, с его реакторами Rolls-Royce Conway , первым турбовентиляторным реактором , принятым на регулярную эксплуатацию.
Исторический
Vickers VC-10 C1K на переднем плане со вторым VC-10, заправляющим группу Tornado и SEPECAT Jaguar в 2000 году.
RAF Vickers VC-10 заправляет Panavia Tornado в 2005 году.
Несмотря на свои качества, самолет имел небольшой коммерческий успех: с 1962 по 1970 год было выпущено всего 54 единицы, которые практически не ушли с британского и африканского рынков.
Одна из возможных причин — слишком ограниченная дальность действия (5’080 миль = 9’410 км), которая не позволяет установить прямую безопасную связь между Европой и западным побережьем Соединенных Штатов. Это отбило охоту у всех американских компаний покупать этот самолет.
Их гражданская карьера закончилась в 1980 году, большинство уцелевших самолетов были переданы ВВС Великобритании, которые приняли этот самолет на вооружение в 1966 году.
Первый самолет захвачен RAF был доставлен в № 10 эскадрильи RAF (в) на воздушной базе из RAF Brize Norton в Оксфордшире в Июль 1966 г. . VC-10 служил в 10-й эскадрилье для транспортной версии C.1 и в 101-й эскадрилье RAF (in) для дозаправки K-версии .
VC-10K эксплуатировались параллельно с танкерами Handley Page Victor, которые они в конечном итоге заменили после вывода последнего в 1993 году. Несколько транспортных VC-10 C.1 были впоследствии модифицированы для использования в качестве танкера в полете.
Поскольку флот VC-10 сокращался с годами, две эскадрильи объединились в Октябрь 2006 г. ; Эскадрилья 101 использует последние C.1K, K.3 и K.4, которые до сих пор остаются на вооружении ВВС Великобритании в качестве заправщиков , то есть 13 самолетов виюнь 2010
и 8 в Июль 2012 г.(четыре K3, три C.1K и один K4). Их последний оперативный полет состоится20 сентября 2013 г. . Их заменяют Airbus A330 MRTT Voyager .
Несчастные случаи и происшествия со смертельным исходом
Датировано
Место расположения
Тип
Серийный номер
Регистрация
Оператор
Причины
Количество жертв
20 ноября 1969 г.
в сторону Лагоса
ВК-10-1101
804 (5N-ABD)
Nigeria Airways
Слишком быстрый спуск при заходе на посадку.
87/87
18 апреля 1972 г.
Аддис-Абеба
ВК-10-1154
881 (5X-UVA)
East African Airways Corp.
Самолет катится над обломками. Экипаж принимает решение отменить взлет. Самолет не смог остановиться до конца взлетно-посадочной полосы из-за неправильной сборки тормозов после их технического обслуживания.
43/107
22 ноября 1974 г.
Тунис
ВК-10-1151
867 (G-ASGR)
British Airways
Взятие заложника
1/47
Варианты
Super VC10 — это расширенная версия VC10, она была произведена в количестве 22 единиц и совершила свой первый полет на 7 мая 1964 г..
Фюзеляж этого самолета был удлинен на 3,96 м, а максимальная взлетная масса увеличена с 141 521 кг до 151 953 кг. Количество кресел эконом-класса увеличено со 135 до 174, двигатели заменены на Conway RCo.43 с тягой 100,1 кН. В штольню поместили бак на 6540 литров (что стало обычным явлением, но в то время было довольно редко).
Военный вариант VC10 был выпущен в количестве 14 экземпляров.
Этот самолет имел двигатели Conway RCo.43 с тягой 100,1 кН и мог перевозить до 150 солдат (в этой версии сиденья были повернуты назад для повышения безопасности) или 78 лежачих раненых.
В популярной культуре
Примечания и ссылки
(fr) Эта статья частично или полностью взята из английской статьи в Википедии под названием « Vickers VC10 » ( см. список авторов ) .
↑ б с д е е г ч я J и K Рене Жаке-Франсильон От Comet к A380: история реактивных самолетов , Клиши, Larivière,Апрель 2005 г., 445 с. ( ISBN 2-84890-047-4 ) , стр. 154–157
↑ « Специальное украшение для 40 лет службы ВК-10 в ВВС Великобритании », Le Фана де l’Aviation , п о 447,февраль 2007 г., стр. 9 ( ISSN 0757-4169 )
↑
(in) Крейг Хойл, « RAF VC10 совершат последний рабочий полет » на Flight Global ,20 сентября 2013 г. (по состоянию на 20 сентября 2013 г. )
Vickers VC10 — британский дальнемагистральный авиалайнер. Разработан и производился компанией Vickers-Armstrongs (Aircraft) Ltd. Самолет разрабатывался для эксплуатации на дальних маршрутах, включая африканское и азиатское направление, где эксплуатация предыдущих типов была затруднена высокими температурами воздуха (Сингапур, Карачи), зачастую — большой высотой аэропортов над уровнем моря и недостаточной длиной взлетно-посадочных полос (Кано, Найроби). Первый полёт состоялся 29 июня 1962 года. Выпуск продолжался до 1970 г, построено 54 самолёта. Самолёт выведен из гражданской эксплуатации к 1981 г. На 2010 г. 13 самолётов, переоборудованных в топливозаправщики, используются Королевскими ВВС Великобритании.
Содержание
1 Эксплуатация
2 Лётно-технические характеристики
3 Основные эксплуатанты
3. 1 Гражданские эксплуатанты
4 Потери самолетов
5 Галерея
6 Основные эксплуатанты
7 Примечания
8 См. также
9 Ссылки
Эксплуатация
Самолет VC10 вышел на маршруты авиаперевозок в 1964-65, а в 1965 г. была выпущена его улучшенная модель Super VC10. Пассажиры находили полеты на VC10 весьма приятными по причине малого уровня шума в кабине и высокого уровня комфорта. Крупнейшим эксплуатантом самолета была авиакомпания BOAC (позже British Airways). Три самолета приобрела компания Ghana Airways. Некоторое число самолетов было приобретено другими компаниями (East African Airways, Air Ceylon и пр.). Авиакомпания British Airways, наследник BOAC, начала вывод VC10 с эксплуатации на трансатлантических маршрутах с 1974 года (среди прочего, по причине нефтяного кризиса 1973 года, когда возросшие цены на авиатопливо резко снизило рентабельность малоэкономичных типов самолетов). Возросшие требования к снижению шума в зоне аэропортов также сыграли свою роль в прекращении эксплуатации достаточно шумного VC10. Вывод самолетов из гражданской эксплуатации в Великобритании был завершен к 1981 году.
Лётно-технические характеристики
Проекции VC10
Приведённые характеристики соответствуют модификации VC10 Mk 1.
Vickers VC10 (G-ARTA) взлетает в Вейбридже 29-06-1962
Последним из построенных Vickers Armstrong самолетов был Type 1101 VC10, первый из которых (G-ARTA) совершил полет на впервые из Вейбриджа 29 июня 1962 года. К этому времени, несмотря на то, что компания называлась Vickers VC10, сама компания Vickers-Armstrong уже объединилась и стала частью сектора коммерческих самолетов Британской авиастроительной корпорации (ВАС).
Vickers VC10 был строго ограничен своей спецификацией BOAC, которая требовала эксплуатации с коротких аэродромов в Африке как на больших высотах, так и при температурах (жарких и высоких). Это устраивало ряд африканских и ближневосточных операторов, но ограничивало его привлекательность во всем мире. Высокие характеристики Vickers VC10 были таковы, что он установил дозвуковой рекорд трансатлантического перехода всего за 5 часов 1 минуту, и этот рекорд он удерживает и сегодня.
Vickers VC10 отличался парящим Т-образным оперением и четырьмя расположенными сзади двигателями Conway, которые обеспечивали тихий пассажирский салон и использовались в современной рекламе BOAC под слоганом 9.0015 ‘Попробуй немного нежности VC’ .
Несмотря на постоянную популярность среди пассажиров, VC10 эксплуатировался BOAC только с апреля 1964 по 1975 год, всего 12 экземпляров были завершены. Другие операторы включали British United Airways (впоследствии British Caledonian), East African Airways, Ghana Airways, Air Malawi и Royal Air Force.
Nigerian Airways планировала заказать пару самолетов VC10, но в итоге отменила заказ из-за финансовых трудностей.
Vickers Super VC10 BOAC (G-ASGR) совершает посадку в Уисли
Самолет Type 1151/Super VC10 был разработан для снижения затрат на пассажиро-милю при трансатлантических рейсах и отличался увеличенной длиной фюзеляжа, взлетная масса и пассажировместимость в сочетании с двигателями Conway повышенной тяги.
7 мая 1964 года первый самолет Vickers Super VC10 (G-ASGA) впервые поднялся в воздух и поступил в авиакомпанию BOAC в апреле следующего года.
Vickers VC10 (BUA) с большой грузовой дверью
BUA заказал Vickers VC10 с большой передней грузовой дверью, что привело к дополнительным продажам Ghana Airways, East African Airways и, что немаловажно, 14 самолетам для RAF для используется Транспортным командованием как Vickers VC10 C. 1 (позже обозначенный как Vickers C.1K).
Позднее самолеты RAF были дополнены дополнительными экземплярами (как Vickers VC10, так и Vickers Super VC10), приобретенными у гражданских эксплуатантов, причем этот тип был переоборудован для поддержки операций по дозаправке в воздухе как VC10 K.2. и К.3. Танкеры Vickers VC10 продолжали обслуживать Королевские ВВС, работая из Брайз-Нортона, до последнего официального полета Королевских ВВС Vickers 9.0015 VC10 K.3 ( ZA147) 101-я эскадрилья, приземлившаяся в Брантингторпе 20 сентября 2013 г.
конец 51 года службы VC10.
Vickers VC10 K Mk2 RAF Tanker (ZA141)
Варианты
Виккерс VC10 Тип 1100 2 Построен
Прототип; один построен / один переоборудован в Тип 1109
BAC VC10 Тип 1101 12 Построен
Спецификация BOAC «Стандартный» вариант
BAC VC10 Тип 1102 3 Построен
Спецификация пассажирских грузов Ghana Airways
BAC VC10 Тип 1103 2 Построен
БУА пассажирско-грузовая спецификация
BAC VC10 Тип 1109
Преобразован из Type 1100 для сдачи в аренду Laker Airways
BAC Super VC10 Тип 1151 17 Построен
БОАС
BAC Super VC10 Тип 1154 5 Построен
Пассажирский груз авиакомпании East African Airways
VC10 C1: RAF VC10 Тип 1106 14 построено
13 преобразован в VC10 C1K
VC10 C1K: RAF VC10 Тип 1180
Транспортный самолет-заправщик, переделанный из VC10 C1, двухточечный, без баков на главной палубе
VC10 K2: RAF VC10 Тип 1112 5 преобразований
Самолеты-заправщики, переделанные из Типа 1101
VC10 K3: RAF VC10 Тип 1164 4 преобразования
Топливозаправщики в полете, переделанные из танков типа 1154, трехточечных и основной палубы
VC10 K4: RAF VC10 Тип 1170 5 преобразований
танкеры-заправщики в полете, переделанные из Типа 1151, с 3 точками, но без баков на основной палубе
Спецификация
Почему Vickers VC10 оказался таким успешным у военных операторов?
Vickers VC-10 — британский дальнемагистральный квадроцикл, представленный в 1960-х годах. Vickers построила всего 54 самолета, и они служили авиакомпаниям и военным — в основном в Великобритании, но и в других странах. За долгую службу (она оставалась в Королевских ВВС до 2013 года) военные, в частности Королевские ВВС Великобритании, стали основным оператором. Это было связано как с его характеристиками в суровых условиях, так и с возможностью его последующего переоборудования для использования в танкерах. Это свидетельствует о его производительности, дизайне и долговечности.
Разработка VC-10
Vickers-Armstrongs производила самолеты с 1927 года, первоначально с сильной военной направленностью. После
Вторая мировая война, она начала строить специальные пассажирские самолеты, в том числе VC1, Vickers Viscount и Vickers Vanguard. Кульминацией этого стал VC-10 — самый большой и последний изготовленный пассажирский самолет.
Vickers уже добился успеха в пассажирских самолетах Viscount. Фото: Getty Images
Его популярность среди военных началась еще до того, как он поступил на вооружение. Первоначально он был разработан в 1951 году в сотрудничестве с Королевскими ВВС, при этом Vickers 1000 задумывался как военно-транспортный самолет. Однако Королевские ВВС потеряли интерес в 1955 году, и именно коммерческое использование привело к разработке VC-10.
Британской авиакомпании BOAC требовался самолет, который лучше подходил бы для ее африканских, ближневосточных и азиатских маршрутов, чем Comet или Boeing 707. VC-10 был разработан для работы в этих суровых жарких и высоких условиях эксплуатации. Он отличался мощными двигателями, которые были установлены на фюзеляже. Это сделало хороший выбор для суровых или пыльных условий взлетно-посадочной полосы. Такая конструкция есть только у ВК-10 и Ильюшина Ил-62.
Первоначальное использование авиакомпанией
Существовало два основных варианта VC-10. Vickers также разработала Super VC10. При этом использовались более мощные двигатели и удлинялся фюзеляж чуть более чем на восемь метров (вместимость увеличилась примерно до 210 человек).
BOAC был первым и, безусловно, крупнейшим авиаперевозчиком VC-10. Он начал работу в апреле 1964 года и продолжал эксплуатировать более 30 самолетов (с большим количеством Super VC-10, чем стандартных VC-10).
BOAC был, безусловно, крупнейшим авиаперевозчиком VC-10. Фото: Getty Images
В Великобритании British United Airways также заказала VC-10 с тремя самолетами в своем парке. Он также был популярен среди африканских авиакомпаний, таких как Air Ceylon, Air Malawi, East African Airways, Ghana Airways, Middle East Airlines, Nigeria Airways и Gulf Air.
Большинство авиакомпаний отказались от этого типа относительно рано. Несмотря на высокие характеристики, эксплуатационные расходы с четырьмя мощными двигателями были высокими. Высокий уровень шума от земли также был проблемой. British Airways, взявшая на вооружение самолеты BOAC, начала списывать их во время нефтяного кризиса начала 19 века.70-е годы. Super VC-10 просуществовали дольше: последний самолет поступил в Королевские ВВС в 1981 году.
VC-10 был отличным самолетом, но требовательным к топливу и шумным Фото: Getty Images
Популярен у военных с самого начала
Хотя Королевские ВВС потеряли интерес к разработке VC-10, вскоре он вернулся. Королевские ВВС и некоторые другие военно-воздушные силы осознали преимущества VC-10. Его стабильная работа в жарких и сухих условиях и мощные двигатели идеально подходили для военных операций. Возможно, даже в большей степени, чем с коммерческими авиалиниями, где более высокие эксплуатационные расходы вскоре стали проблемой.
Он также ориентирован на работу в ближнем поле, обеспечивая большую гибкость, которая хорошо подходит для военных. В нем использовалось высокое Т-образное хвостовое оперение, которое улучшало характеристики коротких взлетно-посадочных полос, имело широкие закрылки и полноразмерные предкрылки передней кромки.
Королевские ВВС Великобритании получили свой первый самолет всего через два года после ввода в эксплуатацию VC-10, в декабре 1966 года. В итоге в течение следующих двух лет они получили 13 самолетов. Они служили в составе 10-й эскадрильи на различных транспортных и грузовых операциях, в том числе на регулярных рейсах на Дальний Восток. Они также начали выполнять VIP-рейсы для правительства и королевской семьи (сегодня эту роль выполняют их заменяющие Airbus A330).
Некоторые другие правительства или военно-воздушные силы увидели те же преимущества и воспользовались досрочной поставкой этого типа в качестве транспортного варианта.
Один из первых самолетов VC10 RAF, 1977 г. Фото:
РутАС через Викимедиа
Преобразование привело к дальнейшему использованию в военных целях
После ухода из большинства авиалиний VC-10 снова поднялся на военную службу. Ключом к этому стал успешный проект по переоборудованию этого типа для дозаправки в воздухе. Это не было первоначальной целью VC-10, но стало привлекательным после его успешного первоначального использования в военных целях и увеличения доступности на рынке подержанных самолетов.
Королевские ВВС заключили контракт с British Aerospace на первоначальное переоборудование пяти бывших самолетов BOAC и четырех бывших самолетов East African Airways VC-10 и Super VC-10 в воздушные заправщики в 1977 году. Это произошло на площадке в Филтоне. Конверсия прошла успешно, с дополнительными топливными баками и блоками под крыльями. Однако это было непросто, поскольку требовалось усиление пола и удаление больших секций фюзеляжа для доступа к негрузовым моделям.
VC-10 прослужил долгую вторую службу в качестве танкера. Фото: Getty Images
В течение 1980-х годов были переоборудованы другие самолеты. Некоторые из них прошли аналогичную полную переделку, в то время как в другие не были добавлены дополнительные внутренние баки. VC-10 поддерживали различные операции в 1980-х, 1990-х и 2000-х годах, включая войну за Фолклендские острова и конфликты на Ближнем Востоке. VC-10 и Super VC-10 в качестве стандартных и танкеров просуществовали до 2000-х годов. Выход на пенсию увеличился в начале 2000-х, но в 2010 году в Королевских ВВС все еще эксплуатировалось 14 самолетов.