+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Вооружение як 3: Самолет-истребитель Як-3. СССР

0

Як-3 Фото. Видео. Скорость. Вооружение. ТТХ

Разработка самолета под обозначением Як-1М началась в августе 1942 г. Машина задумывалась как глубокая модификация Як-16, оптимизированная для завоевания господства в воздухе. По сравнению с исходной моделью, на 11,5 % сократили запас топлива, существенно уменьшили площадь крыла и горизонтального оперения. Крыло оставили деревянным, как на Як-16, но лонжероны и четыре силовые нервюры выполнили дюралевыми. Вооружение осталось как на Як-16 — 20-мм пушка LUBAK, стреляющая через вал винта (боекомплект 120 снарядов), и синхронный 12,7мм пулемет УБ (200 патронов). В результате принятых мер по облегчению машины её взлетная масса уменьшилась на 280 кг.

Истребителя Як-3 — видео

Предполагалось установить новый двигатель М-106, но ввиду его неготовности на первом опытном образце, вышедшем на испытания 28 февраля 1943 г. , установили М-105ПФ. Второй прототип, испытывавшийся в апреле 1943 г., получил мотор М-107, но этот двигатель был ещё «сырой», недоведенный. Третий летный образец Як-1М, вышедший на испытания 20 сентября 1943 г., имел мотор М-105ПФ-2 и усиленное вооружение: облегченную 20-мм пушку LUA-20M (110 снарядов) и 2 пулемета УБ (по 150 патронов). Испытания показали, что Як-1М не уступает по своим летно-тактическим качествам самолетам противника, и в декабре 1943 г. машину приняли на вооружение под новым обозначением Як-3. В серии ставилась не ША-20М, а обычная, более тяжелая, пушка ШВАК, поэтому первые серии самолета комплектовались только одним синхронным пулеметом. В марте 1944 г. первые серийные Як-3 выпустил саратовский завод Nq 292, вскоре к производству подключился и завод № 31 в Тбилиси.

 

Боевое применение Як-3

Первой частью, вооруженной Як-3 в июне 1944 г., стал 91-й ИАП. В его составе самолет прошел войсковые испытания в ходе Львовско-Сандомирской операции. Но в заметном количестве эти самолеты появились на фронте в Прибалтике в августе-сентябре 1944 г. На этом участке Як-3 получили 18-й, 31-й, 66-й ГИ-АП, 4-й ИАП. На южном фланге такими самолетами в первую очередь вооружили 32-й и 427-й ИАП, на центральном участке — 402-й ИАП. Потери за 1944 г. составили 90 Як-3, из них 56 — потеряно в бою.

В морской авиации Як-3 распространения не получил ввиду малой дальности. Тем не менее, самолеты этого типа (наряду с Як-9У) эксплуатировал 6-й ГИАП ВВС Черноморского флота. В первую очередь Як-3 получали полки, ранее летавшие на истребителях А.С. Яковлева других типов, но случались и исключения: в 1945 г. ими вооружили 112-й ГИАП, ранее летавший на Ла-7. Некоторые полки сохраняли смешанный состав до конца войны — так, в 812-м ИАП до конца войны на Як-3 летала одна эскадрилья. Последние боевые вылеты в советско-германской войне над Берлином и Прагой выполнили Як-3 1-го и 115-го ГИАП. В войне с Японией участие Як-3 было минимальным -например, 13-й ИАП из состава Хабаровской 5-й авиагруппы ПВО выполнил всего 13 боевых вылетов.

Опыт боевого применения показал, что по удобству и простоте управления Як-3 не имел себе равных. В воздушных боях на высотах до 5 км Як-3 превосходил основные типы немецких истребителей конца войны (Bf 109G-10 и Fw 190A-8) по вертикальным скоростям, что давало заметное преимущество в воздушном бою. В то же время, большой проблемой Як-3 была недостаточная дальность полета. Это не позволяло вести длительную свободную охоту и сопровождать бомбардировщики на полную дальность. В отличие от всех истребителей как Германии, так и союзников, Як-3 не мог нести подвесные баки. Приборное оборудование не позволяло применять Як-3 ночью и в сложных метеоусловиях.
В первые послевоенные годы Як-3 продолжал занимать заметное место в ВВС СССР. По состоянию на 1 сентября 1946 г. истребительная авиация насчитывала 2069 самолетов этого типа — 17,4 % её состава. Последней строевой частью, эксплуатировавшей Як-3 до 1953 г., был 152й ИАП ПВО (Туркмения).

В сентябре 1944 г. Як-3 начал получать 1-й Французский ИАП «Нормандия-Неман», воевавший на советско-германском фронте. По окончанию войны 40 Як-3 были переданы французам и в июне 1945 г. перелетели во Францию, где эксплуатировались некоторое время. В декабре 1944 г. около 20 Як-3 передали Польше, где они служили в 1 -м, 9-м, 10-м и 11 -м ИАП. В конце 1946 г. их передали в летную школу. В январе1945 г. Як-3 вооружили 114-й Югославский ИАП, действовавший на южном участке советско-германского фронта. По окончании войны Як-3 были переданы СФРЮ, где эксплуатировались до конца 1946 г. Бывшие югославские самолеты получила Албания.

Модификации Як-3

Як-3 с вооружением из 1 20-мм пушки и 1 12,7-мм пулемета — первые 197 серийных машин.

Як-3 с вооружением из 1 20-мм пушки и 2 12,7-мм пулеметов (начиная с 13-й серии) — основная модификация.

Як-ЗП — вооружен тремя 20-мм пушками Б-20 (двумя синхронными и стреляющей через вал винта). Выпускался с апреля 1945 г. заводом № 292, с лета 1945 г. -заводом № 31. Всего построено 596 экземпляров.

Як-3 ВК-107А — с мотором ВК-107А и вооружением как у Як-ЗП. В 1945-1946 гг. завод № 31 построил всего 48 машин, поскольку для нового двигателя более подходящим был признан планер Як-9.

В серию не внедрялись Як-ЗТ, вооруженный 1 37мм пушкой Н-37 (25 снарядов) и 2 Б-20С (по 100 снарядов), высотный истребитель Як-ЗПД с мотором М-105ПД, Як-ЗРД с дополнительным жидкостным ракетным двигателем тягой 270 кгс, Як-3 с мотором ВК-108А, Як-3 с мотором М-82А.

Общий объем серийного выпуска Як-3 составил 5038 единиц. Из них 3840 выпустил завод № 292 (в 1944 г. — 1682 машины, 1945-м — 1918, 1946-м — 240), а 1198 — завод № 31 (498 в 1944 г, 462 в 1945-м и 238 в 1946 г.). До окончания Великой Отечественной войны было изготовлено 4111 самолетов.

Тактико-технические характеристики Як-3

— Главный конструктор: А. С. Яковлев
— Первый полёт: 28 февраля 1943 года
— Годы производства: март 1944—1946 год
— Единиц произведено: 4 848 (из них 4111 в ходе войны)

Экипаж Як-3

— 1 пилот

Размеры Як-3

— Длина: 8,49 м
— Размах крыла: 9,20 м
— Высота: 2,38 м
— Площадь крыла: 14,83 м²

Вес Як-3

— Масса пустого: 2105 кг
— Масса снаряжённого: 2650 кг

Двигатель Як-3

— Силовая установка: 1 × ВК-105ПФ2
— Мощность двигателей: 1 × 1240 л. с.

Скорость Як-3

— Максимальная скорость: 645 км/ч
— Крейсерская скорость: 600 км/ч

Дальность полета Як-3

— 648 км

Практический потолок Як-3

— 10 700 м

Скорость взлета Як-3

— 1 111 м/мин

Вооружение Як-3

— Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм пушка ШВАК, 2 × 12,7-мм пулемёта УБС

 

Фото Як-3

МиГ-35 и МиГ-35Д Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-57 (ПАК ФА Т-50) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-160 Белый лебедь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-25 Грач Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-35С Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-47 Беркут Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-34 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

У-2 (По-2) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-37 Терминатор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Мессершмитт Bf 109 (Ме-109) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-22М3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-124 Руслан Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-95МС Медведь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель F-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бомбардировщик Б-52 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-24М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-141 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-142 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-16 Ишак Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-26 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-12 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-31 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Экраноплан Лунь проекта 903 Каспийский монстр

Ил-76 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-22 Антей Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-21 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-18Т Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Фокке-Вульф Fw 190 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

C-130 Геркулес Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид U-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

F-22A Раптор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет-гигант К-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Гидросамолет М-5

Як-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

B-1 Лансер Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

F-35 Lightning II Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-4 Фантом 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-225 Мрия Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-130 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ли-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-72 Чебурашка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-19 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-4 (ДБ-3Ф) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F/A-18 Хорнет Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Нортроп B-2 Спирит Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Еврофайтер Тайфун Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-12 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-33 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

С-22 Илья Муромец Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Т-4 Сотка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ер-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-128 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-32 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-200 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид F-117 Найт Хок Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет АНТ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-14 Томкэт Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет-амфибия ВВА-14 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-180 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Сааб JAS 39 Грипен Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-70 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ВМ-Т Атлант Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ЛаГГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

М-55 Геофизика Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ил-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бомбардировщик 3М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Брошенные самолеты

Конвертоплан V-22 Osprey Размеры. Двигатель. Вес. История. Практический потолок

И-153 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

A-10 Тандерболт 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет ТБ-3 (АНТ-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Су-12 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

А-40 Альбатрос Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Р-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Дассо Рафаль Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид SR-71 Блэкберд Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-102 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

СБ-2 (АНТ-40) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-214Р Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

И-15 бис Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

М-17 Стратосфера Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бе-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ар-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет УТ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-14 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ОКА-38 Аист Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

С-21 Русский витязь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Мессершмитт Ме 163 Комета Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-29К — палубный истребитель

Як-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-АТ Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Де Хэвилленд Москито Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет МБР-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель И-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ТБ-1 (АНТ-4) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Р-10 (ХАИ-5) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Ш-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-126 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Р-6 (АНТ-7) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Штурмовик ССС (Р-5ССС)

Бе-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Че-2 (МДР-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ще-2 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Р-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет УТ-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ДБ-2 (АНТ-37) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет И-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Гидросамолет М-9

И-14 (АНТ-31) — истребитель Сухого

У-1 — учебно-тренировочный самолет

БИ-1 — ракетный истребитель

Истребитель ДИ-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Бе-2 (КОР-1) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

И-7 — советский истребитель-полутораплан

М-1 — первый гидросамолет Григоровича

С-7 — самолет-разведчик Сикорского

Як-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ТШ-2 — самолет-штурмовик

ИП-1 (ДГ-52) — пушечный истребитель

Самолет триплан Безобразова

С-16 — самолет-разведчик Сикорского

Анаде (Анатра-Д) — самолет-разведчик

Лебедь-12 — самолет-разведчик

Истребитель И-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Истребитель И-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Л-1 «Птенец»

М-11 — морской истребитель Григоровича

Бе-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-Z (И-ЗЕТ) — пушечный истребитель Григоровича

АНТ-3 (Р-3) Пролетарий Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Дельфин — самолет Дыбовского

Самолет «Гаккель-9»

Бе-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель И-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

УТБ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

П-2 — переходной самолет

МДР-4 (АНТ-27) морской разведчик бомбардировщик

С-20 — истребитель Сикорского

Биплан «Докучаев-2» — опытный самолет

Би-Кок — самолет-разведчик Пороховщикова

С-12 — учебно-тренировочный самолет Сикорского

М-24 — самолет-амфибия

Истребитель «МБ бис» (Моска-Б)

Моноплан Кованько

Четырехплан Савельева — опытный самолет-разведчик

С-10 — самолет-разведчик Сикорского

Самолет «Стеглау-2»

Моноплан Терещенко и Зембинского — опытный самолет

МУ-1 — учебно-тренировочный самолет

П-IV — учебно-тренировочный самолет Пороховщикова

С-9 Круглый — опытный самолет Сикорского

Самолет «Касяненко-3»

Моноплан Хиони — опытный самолет

С-8 Малютка — учебно-тренировочный самолет Сикорского

2У-БЗ — учебно-тренировочный самолет

С-11 «Полукруглый» — самолет-разведчик

Касяненко-4 — опытный самолет

Добавить комментарий

Истребитель Як-3 🔥 конструкция, технические характеристики, боевое применение

Истребитель Як-3 стал в истории советской авиации самым скоростным серийным поршневым самолетом. Данный самолет был создан в критических условиях, но это не помешало ему стать пригодным к серийному производству, а также получить всеобщее признание, как одному из лучших истребителей Великой Отечественной войны.

Популярность истребителя была настолько большой, что в начале 90-х годов прошлого века КБ Яковлева решило выпустить партию реплик знаменитого истребителя.

Реплика получила обозначение Як-3М. Она обладает полностью металлической конструкцией и силовым агрегатом Allison 2L. Самолеты предназначались для коллекционеров.

Содержание

  1. История создания
  2. Описание конструкции Як-3
  3. Вооружение
  4. Тактико-технические характеристики Як-3
  5. Боевое применение Як-3
  6. Модификации Як-3
  7. След в истории

История создания

Нельзя сказать о том, что советский истребитель Як-3 появился из ничего, на пустом месте. У этой машины есть талантливый родитель и старшие братья, давшие ей путевку в жизнь. Благодаря своим предшественникам, истребителям Як-1 и Як-7, следующий самолет стал настоящим «лебедем – красавцем», элегантным, грациозным и мощным.

Этому способствовала высокая инженерно-конструкторская культура, характерная для всех моделей, вышедших из стен КБ А.С. Яковлева. Все созданные в этом коллективе машины обладали прекрасной аэродинамикой, имели превосходную маневренность. По степени легкости управления и простоте обслуживания, советским Якам времен Второй Мировой войны не было равных. Советские летчики любили эти машины. Понравились машины с логотипом «Як» и французским асам, воевавшим на советско-германском фронте в составе французского истребительного полка «Нормандия-Неман».

Однако прежде чем достичь такой славы, советским Якам пришлось пройти через все сложности первого периода войны. Истребители Як-1, участвуя в тяжелейших схватках с немецкими асами, ковали историю легендарного самолета. До конца 1942 года, когда на фронте стали появляться немецкие «Мессершмитт Bf 109F» (Фридрих), яковлевские машины были достойными противниками немецким ВВС.

Яки считались лучшими истребителями того времени, которые стояли на вооружении ВВС РККА. В тяжелейших условиях советская авиационная промышленность сумела наладить выпуск конкурентоспособной боевой машины с достаточно высокими тактико-техническими характеристиками. Однако военная обстановка на фронте требовала совершенствования истребителя, который так и не избавился от «болезней роста».

Яковлев понимал, что его машина Як-1, срочно нуждалась в модернизации. Появившиеся на фронте Як-7 можно было назвать временной мерой, которая стала результатом поиска путей развития советского истребителя. Требовался самолет, который бы смог не только на равных конкурировать с последними модификациями «мессера», но и обеспечить летчикам, пилотировавших машину, больший запас энерговооруженности и огневой мощи. Другими словами надо было сделать легкий и юркий самолет, способный беспощадно жалить врага во время воздушной схватки.

Времени на создание кардинально новой машины у советских конструкторов не было, поэтому за основу был взят объезженный Як-1Б. Новая машина получила обозначение Як-1М. Литера «М» обозначала «москит» и передавала основную концепцию, заложенную в новую модель. Разработка велась на базе форсированного мотора М-105. К тому времени в КБ Яковлева активно шла работа над совершенствованием аэродинамики машины, предпринимались меры по уменьшению боевого веса машины. Параллельно с этим конструкторы работали над модернизацией вооружения истребителя и повышения его живучести. Результаты не оставили долго ждать. Готовый прототип получился на 200 кг легче своего предшественника.

Прогресс в создании нового истребителя наметился в 1943 году, когда в авиастроении сложились определенные условия. В стране наконец-то в 1943 году был преодолен кризис в авиационном моторостроении. Появившийся новый двигатель М-105ПФ обеспечил созданной машине необходимые летные характеристики, дал старт запуска машины в серийное производство.

Описание конструкции Як-3

Як-3 – это одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан. Конструкцию данного самолета можно назвать смешанной: некоторые ее элементы были выполнены из дерева и полотна, другие были изготовлены из металла. Самолет имел низкорасположенное свободнонесущее крыло и трехопорное убирающееся шасси с хвостовой стойкой. В целом следует отметить, что конструкция Як-3 отличается максимальной простотой и рациональностью.

Силовая конструкция фюзеляжа была выполнена из хромансилевых труб, к которым в передней части приваривалась моторама. Обшивка передней части фюзеляжа была образована металлическими капотами двигателя, хвостовая часть машины была обшита фанерой.

Кабина пилота располагалась в центральной части фюзеляжа, она была закрыта фонарем, состоящим из трех секций, средняя из которых была сдвижная. Сзади пилот был защищен бронеспинкой, которая имела толщину 8,5 мм, а в задней секции фонаря было установлено бронестекло, левую руку летчика был прикрыт бронеподлокотником. Средняя секция фонаря кабины была оборудована системой аварийного сброса, которой летчик мог воспользоваться при экстренном покидании самолета.

Крыло Як-3 было выполнено из дерева, фанеры, полотна и дюраля. Оно имело двухлонжеронную конструкцию, набор деревянных нервюр и работающую фанерную обшивку. Лонжероны были изготовлены из дюраля. Снаружи крыло истребителя было обклеено полотном. Механизация состояла из элеронов и посадочных щитков. После войны был выпущен Як-3 с дюралевой обшивкой крыла, но в серию этот самолет так и не был запущен.

Як-3 имел свободнонесущее хвостовое оперение, состоящее из цельнодеревянных киля и стабилизатора. Рули высоты и направления были выполнены из металла, покрытого полотняной обшивкой.

Истребитель имел убирающееся трехопорное шасси, состоящее из двух основных стоек и одной хвостовой. Основные стойки имели воздушно-масляную амортизацию, уборка и выпуск шасси производился за счет пневматической системы. Хвостовая стойка шасси убиралась за счет тросового привода.

Также с помощью пневматической системы производилось управление тормозами шасси и посадочными щитками. Пневматическая система в отличие от гидравлической, которая использовалась на истребителях Лавочкина, была гораздо менее надежной и доставляла массу хлопот, но она была гораздо дешевле и, что самое главное, легче. Экономия составляла десятки килограмм.

Силовая система истребителя состояла из V-образного двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2, который имел номинальную мощность 1240 л. с., и воздушного винта изменяемого шага. Так же, как и на других истребителях, построенных в ОКБ Яковлева, бензобаки самолета были размещены в крыльях, их общий объем составлял 370 литров. Два бака находились в консолях крыла и еще один в центроплане. Баки были защищены протектором и заполнены нейтральным газом.

Одной из основных особенностей истребителя Як-3 было то, что для улучшения аэродинамических характеристик самолета радиатор для охлаждения воды был «утоплен» внутрь фюзеляжа. Канал подвода воздуха к нему был значительно расширен. Аналогичный принцип был использован и для маслорадиаторов, которые были расположены в центроплане. Воздух для их охлаждения подавался через два воздухозаборника в носке крыла.

Управление заслонкой водяного радиатора происходило в автоматическом режиме: с помощью автомата регулировки температуры воды. В зимний период в масло добавляли бензин, а в воду – антифриз.

На Як-3 был установлен минимальный набор бортового оборудования, который позволял пилоту вести воздушный бой днем в простых метеорологических условиях. Причиной этому было желание максимально облегчить машину. Однако все истребители Як-3 были оснащены радиостанциями приема «Малютка» и передачи «Орел» (устанавливались на каждый второй самолет).

Вооружение

Вооружение стандартного истребителя Як-3 расположено около силовой установки. Основным оружием является 20 мм пушка МП-20 (вариантное исполнение ШВАК), установленная между блоков цилиндров.

Ствол пушки выведен через полый вал редуктора воздушного винта. Боекомплект состоит из 120 снарядов. Система перезарядки пушки работает от пневматической системы. Управление огнем электрифицированное. Дополнительно установлены два 12,7 мм пулемета БС. Пулеметы расположены вне двигателя и ведут огонь через воздушный винт.

Боекомплект пулеметов состоит из 150 патронов на ствол, расположен в отдельных коробках. На некоторых модификациях самолета устанавливались три 20-мм пушки Б-20. Одна пушка вела огонь через вал пропеллера, остальные – синхронизированные.

Выпускался мелкосерийный вариант самолета с 45-мм пушкой НС-45 и двумя БС.

Существовала опытная версия, вооруженная 37-мм моторной пушкой Н-37 и двумя синхронными Б-20.

Тактико-технические характеристики Як-3

  • размах крыла, м – 9,2;
  • длина, м – 8,5;
  • высота, м – 2,42
  • площадь крыла, кв. м. – 14,85;
  • масса нормальная взлетная, кг – 2830
  • двигатель – ВК-105ПФ2;
  • мощность, л. с. – 1800 л.с.
  • макс. скорость, км/ч – 645;
  • практическая дальность, км – 1060;
  • макс. скороподъемность, м/мин. – 1111;
  • потолок, м – 10700;
  • экипаж – 1 чел.

Боевое применение Як-3

Истребители Як-3 стали поступать в строевые части с лета 1944 года. Первой боевой операцией с участием новых машин стала Львовско-Сандомирская операция. Массовые поставки Як-3 начались к концу лета. За 1944 год потеряно 90 машин, за 1945 год — ориентировочно 25 (официальных данных не найдено).

Опыт применения самолета Як-3 показал превосходство нового истребителя над немецкими машинами в вертикальных маневрах на высоте до 5000 м. Проблемой истребителя Яковлева стала низкая дальность полета.

Увеличить радиус путем установки подвесных баков было невозможно, поскольку облегченная конструкция крыла не была предназначена для установки подвесов. Упрощенное приборное оснащение делало невозможным ночные полеты.

Несмотря на недостатки, машины Як-3 применялись до конца войны.

На сентябрь 1946 года в строю находилось более 2 тыс. единиц Як-3, которые постепенно списывались и заменялись на реактивные самолеты. Последние строевые истребители списали только в 1953 году.

Модификации Як-3

На базе истребителя Як-3 производилось несколько серийных и опытных машин. Самолеты отличались моделями двигателя и вооружением.

Стоит упомянуть следующие модификации:

  • упомянутая выше версия Як-3П, вооруженная тремя пушками Б-20;
  • опытные машины с форсированными моторами ВК-107А/108;
  • вариант с пушкой НС-45 имел обозначение Як-3К;
  • версия с пушкой Н-37 и парой Б-20 называлась Як-3Т;
  • небольшой партией был построен Як-3ПД, оснащенный мотором ВК-105ПД/ПВ с увеличенной высотностью;
  • для обучения пилотов производился учебно-тренировочный самолет Як-3У, оснащенный радиальным мотором АШ-82ФН;
  • модернизированная учебная машина с двигателем АШ-21 выпускалась до 1954 года под обозначением Як-11.

На базе Як-3 было создано мало модификаций. Это было связано с поздним появлением самолета, а также наметившимися тенденциями перехода к реактивной авиации.

След в истории

Самолет Як-3 стал венцом развития советских поршневых истребителей. Попытки установки новых двигателей ВК-107 и 108, обладавших увеличенной мощностью и высотностью, не привели к желаемому результату.

Несмотря на то, что машина с мотором ВК-108 смогла разогнаться в горизонтальном полете до скорости 745 км/час, стало очевидно, что дальнейший рост летных характеристик возможен только при помощи реактивных силовых установок.

3 — War Thunder Wiki

Эта страница о советском истребителе Як-3 . Другие версии см. Як-3 (Семейство).

Содержимое

  • 1 Описание
  • 2 Общая информация
    • 2.1 Летные характеристики
      • 2.1.1 Детали
    • 2.2 Живучесть и броня
    • 2.3 Модификации и экономичность
  • 3 Вооружения
    • 3. 1 Наступательное вооружение
  • 4 Использование в боях
    • 4.1 Ручное управление двигателем
    • 4.2 Плюсы и минусы
  • 5 История
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Каталожные номера

Описание

Як-3 — советский истребитель III ранга. с боевым рейтингом 4,0 (АБ), 4,3 (РБ) и 4,7 (СБ). Он был в игре с начала открытого бета-тестирования до обновления 1.27.

Один из лучших советских истребителей Второй мировой войны, Як-3 является модификацией Як-1 с измененным планером. Масляный радиатор, ранее располагавшийся под носовой частью, был разделен на один воздухозаборник на корневую часть крыла, чтобы уменьшить сопротивление, а планер в целом имеет меньшие размеры. Хотя на нем используется тот же двигатель ВК-105ПФ, что и на Як-1Б, меньший вес Як-3 дает ему превосходную удельную мощность и прекрасную управляемость. При весе всего 2,7 тонны он на самом деле легче, чем более поздние модели A6M Zero.

Как и предыдущие Яки, Як-3 быстр на малых высотах, может опережать большинство своих противников и быстро разгоняться. Летать на нем очень весело, и он сослужит хорошую службу советским пилотам в борьбе с истребителями. Те, кому нравится Як-3, могут попробовать сложенный Як-3П с тремя пушками и следующий за ним Як-9.U, который меняет маневренность на повышенную скорость и характеристики на средних высотах.

Общая информация

Летно-технические характеристики

Как упоминалось ранее, Як-3 сохраняет типичные для Яковлева черты большой скорости и скороподъемности на малой высоте, хорошей маневренности и плохих высотных характеристик. Скорость на уровне моря составляет около 550 км/ч и не уступает Ла-5ФН. Немногие вражеские истребители могут сравниться с ним на высоте ниже 2000 м, даже те, у которых максимальная скорость значительно выше. Способность поворачиваться превосходна и довольно близка к Spitfire Mk Vb. Скорость крена хорошая на низких и средних скоростях.

Вертикальное, горизонтальное и маневренное удержание энергии — все от хорошего до очень хорошего. Высокая удельная мощность помогает при выполнении подъемов по спирали или вертикальных петель. В целом, Як-3 любит генерировать и сохранять энергию, а это означает, что ему легко выдерживать непрерывные развороты и вертикальные петли, и он может уйти от боя, удерживая скорость пикирования, если это необходимо.

Як-3 лучше всего летает по скорости и набору высоты на высоте менее 3000 м и приемлемо на высоте около 4000 м, но высота выше этой не рекомендуется. Скоростные характеристики по-прежнему плохи: крылья имеют малую скорость отрыва около 685 км/ч, а выше 600 км/ч самолет испытывает сильное сжатие в крене и руле высоты. В частности, компрессия по крену становится заметной при скорости выше ~500 км/ч по прибору измерения скорости. Избегайте крутых или затяжных погружений и не вступайте в воздушный бой на высоких скоростях. Для наилучших маневренных характеристик старайтесь поддерживать скорость около 400 км/ч по прибору.

Характеристики Макс. скорость
(км/ч на 4100 м)
Максимальная высота
(метров)
Время поворота
(секунды)
Скороподъемность
(м/с)
Разбег
(метры)
АВ РБ АВ РБ АВ РБ
На складе 633 616 10400 18,3 18,9 17,9 17,9 348
Модернизированный 674 654 17,2 17,4 24,3 21,3
Детали
Характеристики
Боевые закрылки Взлетные закрылки Посадочные щитки Пневматические тормоза Разрядник
Х х х Х
Пределы
Крылья (км/ч) Передача (км/ч) Закрылки (км/ч) Макс. статическая G
Боевой Взлет Посадка +
685 320 Н/Д Н/Д 320 ~12 ~9
Оптимальные скорости (км/ч)
Элероны Руль направления Лифты Радиатор
< 380 < 420 < 490 > 340

Живучесть и броня

  • Сталь 8,5 мм в кресле пилота
  • Бронестекло 64 мм за головой пилота
  • Сталь 10 мм над головой пилота

В отличие от Як-1Б или Як-9Т, Як-3 не имеет бронестекла на лобовом стекле. Полученное в результате цельное лобовое стекло обеспечивает хороший и четкий обзор. Избегайте лобовых столкновений с врагами; даже если пилот выживет, рядный двигатель не выдержит большого наказания.

Общая прочность самолета низкая, чего и следовало ожидать от такого легкого самолета. Большие топливные баки расположены в центроплане крыльев и легко воспламеняются от любых летящих пуль. Сам планер легко разрывается крупнокалиберными пулеметами и пушками. Используйте маневренность и скорость Як-3, чтобы не попасть под удар.

Modifications and economy

Armaments

Offensive armament

Main articles : ShVAK (20 mm) , Berezin UB (12.7 mm)

The Yak-3 is вооружившись:

  • 1 х 20 мм пушка ШВАК носовая (120 выстрелов)
  • 2 x 12,7-мм пулемета Березина УБ, носовые (150 выстрелов = 300 всего)

На Як-3 сохранена стандартная 120-зарядная винтовая пушка ШВАК, используемая на большинстве истребителей Як. Само по себе это довольно слабое оружие из-за низкого содержания взрывчатых веществ в его снарядах, и оно плохо покажет себя против более тяжелобронированных противников, таких как Fw 19.0 серия. Его главные преимущества – высокая скорострельность и точность. Лучшими ремнями для использования являются Armored Targets или Default, так как снаряды AP-I наносят более постоянный урон, несмотря на отсутствие наполнителя HE. Снаряды FI-T наносят взрывной урон и полезны против очень хрупких самолетов, таких как большинство японских истребителей. Следует избегать ремней, содержащих снаряды HEF, поскольку они содержат меньше взрывчатого вещества, чем патроны FI-T, и часто искрятся, не причиняя ущерба.

На Як-3 установлены два крупнокалиберных пулемета Березина УБ калибра 12,7 мм. Большинство предыдущих Яков похожи на Як-9Обошелся одним, но иметь два, как у Як-7Б, очень помогает. При снаряжении лентой для воздушных мишеней они стреляют лучше, чем почти любой другой пулемет в игре. Пояс наземных целей тоже хорош, так как его снаряды с металлокерамическим сердечником могут пробить вражеский самолет, выбивая двигатели и пилотов. Следите за боезапасом, так как в каждом пулемете всего 150 патронов вместо 200 патронов, предусмотренных для стандартного одиночного пулемета.

У них закончится боезапас примерно в то же время, что и у ШВАКа, если стрелять вместе.

Ружья лучше всего использовать на ближних дистанциях, где концентрированная очередь может поджечь вашу цель. Если это произойдет, прервитесь и наслаждайтесь шоу. Як-3 не обладает достаточной взрывной массой или взрывной силой, чтобы разобрать цели, как это могут сделать американские или немецкие истребители, так что не тратьте боеприпасы. По этой причине будьте осторожны, атакуя двухмоторные истребители или особенно бомбардировщики. Идите за двигателями (или топливными баками, если знаете, где они находятся) и быстро обламывайтесь.

Схождение орудий на самом деле не проблема, так как все это оружие плотно сгруппировано в носу. Установите его на относительно большое расстояние, например 600 м, или полностью выключите его.

Использование в боях

Приборная панель Як-3.

Воздух РБ

Типичные стратегии Яковлева могут быть применены к Як-3. В начале матча поднимитесь и попытайтесь набрать высоту, возможно, хотя бы до 3000-4000 метров. Некоторые игроки могут оставаться на уровне верхушек деревьев, но высота дает больше места и энергии для маневра и побега. Если вы используете MEC, увеличьте шаг винта примерно до 80-90% и слегка приоткройте радиаторы; это даст максимальную тягу гребного винта, сохраняя при этом двигатель красивым и холодным. Если вы не используете MEC, оставьте дроссельную заслонку на отметке 9.0%. У Як-3 нет WEP в Реалистичных боях.

Когда вы приблизитесь к линии фронта, изучите, что делает вражеская команда. Если на большой высоте маячат такие враги, как Bf 109, избегайте приближаться к ним напрямую. В идеале, они сначала бросятся на товарищей по команде. Если они станут жадными и начнут воздушные бои, вы можете наброситься на них и убить. Если они начнут нырять на вас, повернитесь к товарищам по команде и нырните неглубоко. Если их энергетическое состояние ненамного выше вашего, им может не хватить скорости пикирования, чтобы догнать вас, и маловысотная скорость Як-3 может быть использована с пользой для выкачивания их энергии. Если они продолжают тщетно преследовать вас после того, как их энергия истекла, вы можете поднять нос и немного подняться, прежде чем кружить и начинать воздушный бой.

Когда вы атакуете противников под собой, подойдите к ним в неглубоком нырке и попытайтесь сделать быстрый пас. Не позволяйте своей скорости стать достаточно быстрой, чтобы разорвать ваши крылья или сильно сжать их, но постарайтесь внести немного дополнительной энергии. Если они увернутся и атака промахнется, вытяните и/или увеличьте масштаб. Если цель менее подвижна, а другие враги не находятся достаточно близко, чтобы прыгнуть в нее, вы можете зациклиться и начать с ними воздушный бой. С энергетическим преимуществом и отличной маневренностью единственное, о чем вам нужно беспокоиться, это ваша цель и запас боеприпасов. Если поблизости есть несколько противников или цель более маневренна, чем вы, подумайте о том, чтобы выйти из боя и придерживаться этих легких атак «бум-и-прицел».

Важно практиковаться в форсировании перелетов, так как Як-3 часто не может начать бой на своих условиях. Врагу, который преследует неглубокое пикирование, но имеет достаточную скорость, чтобы поймать вас, можно противостоять, осторожно перекатываясь из стороны в сторону, когда он приближается, чтобы убаюкать его, а затем делая резкий поворот, как только они входят в зону обстрела. Скорее всего, они не смогут последовать за вами и будут стрелять мимо; сделайте несколько выстрелов в их направлении и посмотрите, не побудит ли это их к маневрам уклонения, которые истощают их энергию, или к воздушному бою, который, вероятно, закончится в вашу пользу. Если они убегают, отключайтесь и восстанавливайте свою энергию, ожидая следующей возможности. Работа с товарищами по команде действительно помогает, так как вражеский зум, убегающий от неудачной атаки, может быть отбит товарищами, рыщущими на больших высотах.

Катящиеся ножницы можно использовать против противников с низкой скоростью кувырка, что может привести к промаху и реверсу при правильном выполнении. Попробуйте воспользоваться лифтом, если это необходимо; некоторым самолетам, таким как Bf 109, трудно одновременно катиться и подниматься. P-63 и Fw 190 могут сравниться с вами в ножницах, но у этих противников плохая управляемость на низкой скорости, и с ними легко справиться в поворотах.

Если вы пытаетесь обогнать противника на малой скорости Як-3, самый простой способ увернуться от огня, сохраняя скорость, — плавные движения вверх и вниз. Имейте в виду, что хотя Як-3 намного быстрее, чем сопоставимые Спитфайры и Зеро, они все же могут догнать вас, если вы будете совершать дикие маневры. Держитесь на расстоянии, поддерживайте некоторую высоту, чтобы преобразовать ее в скорость на случай, если они бросятся на вас, и мудро выбирайте свои бои.

Не преследуйте бомбардировщиков и нападающих, если только вам больше нечего делать или они представляют собой очень легкую цель. У Як-3 очень слабая защита, поэтому оборонительное вооружение может его разрушить или сильно повредить, а крепкие самолеты могут израсходовать много боеприпасов. Попробуйте подойти с безопасных углов, вывести из строя стрелков, а затем хирургическим путем поджечь их.

В целом, Як-3 можно назвать «мастером на все руки, мастером на все руки». Он с готовностью выполнит любую роль истребителя, в которую его поставит пилот, однако ни в чем не преуспеет — американские и немецкие самолеты по-прежнему будут лучше в энергетическом бою и выполнении тактики Boom & Zoom, в то время как британские и японские самолеты все равно будет преимущество в маневренности. Тем не менее, Як-3 — это очень мощная машина, которая с опытным пилотом за штурвалом является противником, которого нельзя недооценивать.

Земля РБ

Истребители Як, как правило, не славятся возможностями штурмовика, за исключением Як-9Т, а Як-3 мало что может сделать с наземной техникой. Он не может нести никакие внешние боеприпасы, даже небольшие бомбы. УБ ШВАК и Березин могут бороться с легкими целями, такими как бронеавтомобили, и могут пробивать броню крыши танка при подходе под почти вертикальными углами, но ограниченный боезапас препятствует такому использованию. Вместо этого используйте Як-3, чтобы отбивать вражеские истребители и штурмовиков с неба. Он чувствует себя как дома в суете наземных сражений на малых высотах, где его превосходная маневренность используется с пользой, а преимущества соперников на большой высоте не имеют значения.

Выводить Як-3, если истребители противника в воздухе или скоро будут. Поднимитесь немного после появления и осмотрите небо на наличие врагов. Штурмовики и истребители, занятые поражением наземных целей, — самая легкая добыча для Як-3. Избегайте лобовых столкновений и оборонительных стрелков, следите за боеприпасами и наслаждайтесь своей превосходной производительностью. Если вокруг никого нет, отойдите в сторону и следите за вражеским воздушным спавном. Хороший пилот Як-3 может навести ужас на вражеский CAS.

Ручное управление двигателем

Элементы MEC
Смеситель Шаг Радиатор Нагнетатель Турбокомпрессор
Масло Вода Тип
Управляемый Управляемый
Без автоматического управления
Управляемый
Доступно автоматическое управление
Управляемый
Доступно автоматическое управление
Отдельный Управляемый
2 передачи
Неуправляемый

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Очень маневренный
  • Отличная скорость прокатки
  • Высокое ускорение и хорошая максимальная скорость, особенно на малых высотах
  • Превосходное удержание энергии, подходит для энергетического боя
  • Сдвоенные пулеметы Березина УБ с модернизированными лентами способны наносить хороший урон
  • Гораздо быстрее предыдущих Яков

Минусы:

  • Вооружение имеет малую взрывную массу
  • Плохая высотная производительность
  • Двигатель по-прежнему страдает от перегрева, если MEC не используется
  • Низкая скорость разрыва крыла
  • Легко воспламеняется, трудно тушить пожар
  • Страдает от сжатия на большой скорости

История

Идея создания нового истребителя для ВВС Красной Армии возникла еще в 1941 году. Именно тогда ОКБ Яковлева представило опытный образец И-30, предназначенный для альтернатива более ранней конструкции Як-1. Однако вторжение Германии в СССР, а также нехватка алюминия привели к тому, что проект пришлось приостановить. Яковлев возобновил разработку в 1943 при работе над модернизированной версией истребителя Як-1. На этот раз было принято решение о выпуске нового самолета для полной замены моделей Як-1 и Як-7. Новая машина получила название Як-3 и поступила на вооружение ВВС Красной Армии в 1944 году.

Новый истребитель быстро стал очень популярен у советских летчиков. Они высоко оценили его мощное вооружение из двух 12,7-мм пулеметов УБС Березина и одной 20-мм пушки ШВАК, а также простоту пилотирования и отличные летные качества. Марсель Альбер, лучший французский ас Второй мировой войны, назвал Як-3 одним из лучших истребителей войны, наряду с P-51 Mustang и Supermarine Spitfire. После войны Як-3 также использовался ВВС социалистической Югославии и Польши. [1]

Як-3П выпускался с апреля 1945 г. до середины 1946 г., вооружен 3 × 20-мм пушками Березина Б-20 с боезапасом 120 снарядов для средней пушки и 130 выстрелов для бортового вооружения. Трехпушечное вооружение с полным боекомплектом было фактически на 11 кг (24 фунта) легче, чем у стандартного Як-3, а масса односекундной очереди 3,52 кг (7,74 фунта) была больше, чем у большинства современных истребителей. Начиная с августа 1945 года все Як-3 выпускались в конфигурации Як-3П в количестве 59 штук.6 построено.

Архив внутриигрового описания

Як-3 — советский одномоторный истребитель периода Великой Отечественной войны. Это был первый боевой самолет, спроектированный конструкторским бюро Александра Яковлева. Як-3 был дальнейшей модификацией Як-1, выпускался в 1944 и 1945 годах, всего было построено 4848 самолетов и считался одним из лучших истребителей войны. В феврале 1943 года был достроен новый вариант Як-1М. Являлся дальнейшим развитием Як-1, отличаясь от него в основном меньшей массой и меньшим размахом крыла.

К сентябрю 1943 года был готов еще один усовершенствованный вариант, получивший обозначение Як-1М Дублер, на котором брезентовая обшивка хвостовой части была заменена на фанеру толщиной 2 мм, а также были усовершенствованы масляный и водяной радиаторы. «Дублер» также имел новую безмачтовую антенну, кольцевой прицел вместо рефлектора, улучшенную броню и новый гребной винт. Летчики-испытатели были впечатлены новым прототипом. В их отчете, в частности, говорилось: «Як-1М обладал отличной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью. Максимальная скорость значительно улучшилась по сравнению с более ранними серийными Яками. Несмотря на улучшенные характеристики, самолет остается легким в управлении и не требует обширной подготовки пилотов. «. Поэтому новая модификация пошла в серию, получив новое обозначение Як-3.

Один из самых запоминающихся воздушных боев Як-3 произошел 16 июля 1944 года, когда самолет показал, что может уверенно вести бой с превосходящими силами противника. В тот день 10 Як-3 встретили 8 Bf 109 и 4 Fw 190, в результате чего в бою приняли участие 18 советских и 24 немецких самолета. В итоге было сбито 15 немецких самолетов, при потере одного Як-3.


Медиа

Скины
  • Скины и камуфляжи для Як-3 от live.warthunder.com.
Videos

Yak-3 — Russian Eagle Aether_Tartarus

See also

Aircraft of comparable role, configuration and era
  • Yak-9 (Family)

Внешние ссылки

  • [Профиль самолета] Як-3
  • Официальный техпаспорт – более подробная информация о производительности
  • [Новости] Крылья Победы: Як-3
  • [Википедия] Яковлев Як-3
  • [Air Vectors] Як Поршневые истребители — Як-3

Ссылки

  1. ↑ [Профиль самолета] Як-3
А. С. Яковлева КБ ( Яковлев Опытное конструкторское бюро )
Истребители
Як-1 Як-1 · Як-1Б
Як-3 Як-3 · Як-3 (ВК-107) · Як-3П · Як-3Т · Як-3У
Як-7 Як-7Б
Як-9 Як-9 · Як-9Б · Як-9К · Як-9М Головачева · Як-9П · Як-9Т · Як-9У · Як-9УТ
Двухмоторные истребители И-29
Реактивные истребители
Як-15 Як-15П · Як-15
Як-17 Як-17
Як-23 Як-23
Як-30 Як-30Д
Ударный самолет
Як-2 Як-2 КАББ
Як-38 Як-38 · Як-38М
Бомбардировщики Як-4
Реактивные бомбардировщики Як-28Б
Зарубежное использование ▄Як-3 · ▄Як-9Т Шалле
Захвачен ▀Як-1Б

Истребители СССР
И-15 И-15 ВР · И-15 М-22 · И-15 М-25 · И-15бис
И-153 И-153 М-62 · И-153-М62 Жуковского · И-153П
И-16 И-16 тип 5 · И-16 тип 10 · И-16 тип 18 · И-16 тип 24 · И-16 тип 27 · И-16 тип 28 · И-180С
И-29 И-29
И-185 И-185 (М-71) · И-185 (М-82)
И-225 И-225
ИТП ИТП (М-1)
МиГ-3 МиГ-3-15 · МиГ-3-15 (БК) · МиГ-3-34
ЛаГГ И-301 · ЛаГГ-3-4 · ЛаГГ-3-8 · ЛаГГ-3-11 · ЛаГГ-3-23 · ЛаГГ-3-34 · ЛаГГ-3-35 · ЛаГГ-3-66
Ла Ла-5 · Ла-5Ф · Ла-5ФН · Ла-7 · Ла-7 Долгушина · Ла-7Б-20 · Ла-9 · Ла-11
Як-1/7 Як-1 · Як-1Б · Як-7Б
Як-3 Як-3 · Як-3П · Як-3Т · Як-3У · Як-3 (ВК-107)
Як-9 Як-9 · Як-9Б · Як-9М Головачева · Як-9Т · Як-9К · Як-9У · Як-9УТ · Як-9П
Другие страны ▂P-40E-1 · ▂P-47D-27 · ▂Hurricane Mk IIB · ▂Fw 190 D-9 · ▂Спитфайр Mk IXc
П-39 ▂П-39К-1 · ▂П-39Н-0 Покрышкина · ▂П-39Q-15
П-63 ▂P-63A-5 · ▂P-63A-10 · ▂P-63C-5

3 — War Thunder Wiki

Эта страница о советском истребителе Як-3 . Другие версии см. Як-3 (Семейство).

Содержимое

  • 1 Описание
  • 2 Общая информация
    • 2.1 Летные характеристики
      • 2.1.1 Детали
    • 2.2 Живучесть и броня
    • 2.3 Модификации и экономичность
  • 3 Вооружения
    • 3.1 Наступательное вооружение
  • 4 Использование в боях
    • 4.1 Ручное управление двигателем
    • 4.2 Плюсы и минусы
  • 5 История
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Каталожные номера

Описание

Як-3 — советский истребитель III ранга. с боевым рейтингом 4,0 (АБ), 4,3 (РБ) и 4,7 (СБ). Он был в игре с начала открытого бета-тестирования до обновления 1.27.

Один из лучших советских истребителей Второй мировой войны Як-3 является модификацией Як-1 с модернизированным планером. Масляный радиатор, ранее располагавшийся под носовой частью, был разделен на один воздухозаборник на корневую часть крыла, чтобы уменьшить сопротивление, а планер в целом имеет меньшие размеры. Хотя на нем используется тот же двигатель ВК-105ПФ, что и на Як-1Б, меньший вес Як-3 дает ему превосходную удельную мощность и прекрасную управляемость. При весе всего 2,7 тонны он на самом деле легче, чем более поздние модели A6M Zero. Как и предыдущие Яки, Як-3 быстр на малых высотах, может опережать большинство своих противников и быстро разгоняться. Летать на нем очень весело, и он сослужит хорошую службу советским пилотам в борьбе с истребителями. Те, кому нравится Як-3, могут попробовать сложенный Як-3П с тремя пушками и следующий за ним Як-9.U, который меняет маневренность на повышенную скорость и характеристики на средних высотах.

Общая информация

Летно-технические характеристики

Как упоминалось ранее, Як-3 сохраняет типичные для Яковлева черты большой скорости и скороподъемности на малой высоте, хорошей маневренности и плохих высотных характеристик. Скорость на уровне моря составляет около 550 км/ч и не уступает Ла-5ФН. Немногие вражеские истребители могут сравниться с ним на высоте ниже 2000 м, даже те, у которых максимальная скорость значительно выше. Способность поворачиваться превосходна и довольно близка к Spitfire Mk Vb. Скорость крена хорошая на низких и средних скоростях. Вертикальное, горизонтальное и маневренное удержание энергии — все от хорошего до очень хорошего. Высокая удельная мощность помогает при выполнении подъемов по спирали или вертикальных петель. В целом, Як-3 любит генерировать и сохранять энергию, а это означает, что ему легко выдерживать непрерывные развороты и вертикальные петли, и он может уйти от боя, удерживая скорость пикирования, если это необходимо.

Як-3 лучше всего летает по скорости и набору высоты на высоте менее 3000 м и приемлемо на высоте около 4000 м, но высота выше этой не рекомендуется. Скоростные характеристики по-прежнему плохи: крылья имеют малую скорость отрыва около 685 км/ч, а выше 600 км/ч самолет испытывает сильное сжатие в крене и руле высоты. В частности, компрессия по крену становится заметной при скорости выше ~500 км/ч по прибору измерения скорости. Избегайте крутых или затяжных погружений и не вступайте в воздушный бой на высоких скоростях. Для наилучших маневренных характеристик старайтесь поддерживать скорость около 400 км/ч по прибору.

Характеристики Макс. скорость
(км/ч на 4100 м)
Максимальная высота
(метров)
Время поворота
(секунды)
Скороподъемность
(м/с)
Разбег
(метры)
АВ РБ АВ РБ АВ РБ
На складе 633 616 10400 18,3 18,9 17,9 17,9 348
Модернизированный 674 654 17,2 17,4 24,3 21,3
Детали
Характеристики
Боевые закрылки Взлетные закрылки Посадочные щитки Пневматические тормоза Разрядник
Х х х Х
Пределы
Крылья (км/ч) Передача (км/ч) Закрылки (км/ч) Макс. статическая G
Боевой Взлет Посадка +
685 320 Н/Д Н/Д 320 ~12 ~9
Оптимальные скорости (км/ч)
Элероны Руль направления Лифты Радиатор
< 380 < 420 < 490 > 340

Живучесть и броня

  • Сталь 8,5 мм в кресле пилота
  • Бронестекло 64 мм за головой пилота
  • Сталь 10 мм над головой пилота

В отличие от Як-1Б или Як-9Т, Як-3 не имеет бронестекла на лобовом стекле. Полученное в результате цельное лобовое стекло обеспечивает хороший и четкий обзор. Избегайте лобовых столкновений с врагами; даже если пилот выживет, рядный двигатель не выдержит большого наказания.

Общая прочность самолета низкая, чего и следовало ожидать от такого легкого самолета. Большие топливные баки расположены в центроплане крыльев и легко воспламеняются от любых летящих пуль. Сам планер легко разрывается крупнокалиберными пулеметами и пушками. Используйте маневренность и скорость Як-3, чтобы не попасть под удар.

Modifications and economy

Armaments

Offensive armament

Main articles : ShVAK (20 mm) , Berezin UB (12.7 mm)

The Yak-3 is вооружившись:

  • 1 х 20 мм пушка ШВАК носовая (120 выстрелов)
  • 2 x 12,7-мм пулемета Березина УБ, носовые (150 выстрелов = 300 всего)

На Як-3 сохранена стандартная 120-зарядная винтовая пушка ШВАК, используемая на большинстве истребителей Як. Само по себе это довольно слабое оружие из-за низкого содержания взрывчатых веществ в его снарядах, и оно плохо покажет себя против более тяжелобронированных противников, таких как Fw 19.0 серия. Его главные преимущества – высокая скорострельность и точность. Лучшими ремнями для использования являются Armored Targets или Default, так как снаряды AP-I наносят более постоянный урон, несмотря на отсутствие наполнителя HE. Снаряды FI-T наносят взрывной урон и полезны против очень хрупких самолетов, таких как большинство японских истребителей. Следует избегать ремней, содержащих снаряды HEF, поскольку они содержат меньше взрывчатого вещества, чем патроны FI-T, и часто искрятся, не причиняя ущерба.

На Як-3 установлены два крупнокалиберных пулемета Березина УБ калибра 12,7 мм. Большинство предыдущих Яков похожи на Як-9Обошелся одним, но иметь два, как у Як-7Б, очень помогает. При снаряжении лентой для воздушных мишеней они стреляют лучше, чем почти любой другой пулемет в игре. Пояс наземных целей тоже хорош, так как его снаряды с металлокерамическим сердечником могут пробить вражеский самолет, выбивая двигатели и пилотов. Следите за боезапасом, так как в каждом пулемете всего 150 патронов вместо 200 патронов, предусмотренных для стандартного одиночного пулемета. У них закончится боезапас примерно в то же время, что и у ШВАКа, если стрелять вместе.

Ружья лучше всего использовать на ближних дистанциях, где концентрированная очередь может поджечь вашу цель. Если это произойдет, прервитесь и наслаждайтесь шоу. Як-3 не обладает достаточной взрывной массой или взрывной силой, чтобы разобрать цели, как это могут сделать американские или немецкие истребители, так что не тратьте боеприпасы. По этой причине будьте осторожны, атакуя двухмоторные истребители или особенно бомбардировщики. Идите за двигателями (или топливными баками, если знаете, где они находятся) и быстро обламывайтесь.

Схождение орудий на самом деле не проблема, так как все это оружие плотно сгруппировано в носу. Установите его на относительно большое расстояние, например 600 м, или полностью выключите его.

Использование в боях

Приборная панель Як-3.

Воздух РБ

Типичные стратегии Яковлева могут быть применены к Як-3. В начале матча поднимитесь и попытайтесь набрать высоту, возможно, хотя бы до 3000-4000 метров. Некоторые игроки могут оставаться на уровне верхушек деревьев, но высота дает больше места и энергии для маневра и побега. Если вы используете MEC, увеличьте шаг винта примерно до 80-90% и слегка приоткройте радиаторы; это даст максимальную тягу гребного винта, сохраняя при этом двигатель красивым и холодным. Если вы не используете MEC, оставьте дроссельную заслонку на отметке 9.0%. У Як-3 нет WEP в Реалистичных боях.

Когда вы приблизитесь к линии фронта, изучите, что делает вражеская команда. Если на большой высоте маячат такие враги, как Bf 109, избегайте приближаться к ним напрямую. В идеале, они сначала бросятся на товарищей по команде. Если они станут жадными и начнут воздушные бои, вы можете наброситься на них и убить. Если они начнут нырять на вас, повернитесь к товарищам по команде и нырните неглубоко. Если их энергетическое состояние ненамного выше вашего, им может не хватить скорости пикирования, чтобы догнать вас, и маловысотная скорость Як-3 может быть использована с пользой для выкачивания их энергии. Если они продолжают тщетно преследовать вас после того, как их энергия истекла, вы можете поднять нос и немного подняться, прежде чем кружить и начинать воздушный бой.

Когда вы атакуете противников под собой, подойдите к ним в неглубоком нырке и попытайтесь сделать быстрый пас. Не позволяйте своей скорости стать достаточно быстрой, чтобы разорвать ваши крылья или сильно сжать их, но постарайтесь внести немного дополнительной энергии. Если они увернутся и атака промахнется, вытяните и/или увеличьте масштаб. Если цель менее подвижна, а другие враги не находятся достаточно близко, чтобы прыгнуть в нее, вы можете зациклиться и начать с ними воздушный бой. С энергетическим преимуществом и отличной маневренностью единственное, о чем вам нужно беспокоиться, это ваша цель и запас боеприпасов. Если поблизости есть несколько противников или цель более маневренна, чем вы, подумайте о том, чтобы выйти из боя и придерживаться этих легких атак «бум-и-прицел».

Важно практиковаться в форсировании перелетов, так как Як-3 часто не может начать бой на своих условиях. Врагу, который преследует неглубокое пикирование, но имеет достаточную скорость, чтобы поймать вас, можно противостоять, осторожно перекатываясь из стороны в сторону, когда он приближается, чтобы убаюкать его, а затем делая резкий поворот, как только они входят в зону обстрела. Скорее всего, они не смогут последовать за вами и будут стрелять мимо; сделайте несколько выстрелов в их направлении и посмотрите, не побудит ли это их к маневрам уклонения, которые истощают их энергию, или к воздушному бою, который, вероятно, закончится в вашу пользу. Если они убегают, отключайтесь и восстанавливайте свою энергию, ожидая следующей возможности. Работа с товарищами по команде действительно помогает, так как вражеский зум, убегающий от неудачной атаки, может быть отбит товарищами, рыщущими на больших высотах.

Катящиеся ножницы можно использовать против противников с низкой скоростью кувырка, что может привести к промаху и реверсу при правильном выполнении. Попробуйте воспользоваться лифтом, если это необходимо; некоторым самолетам, таким как Bf 109, трудно одновременно катиться и подниматься. P-63 и Fw 190 могут сравниться с вами в ножницах, но у этих противников плохая управляемость на низкой скорости, и с ними легко справиться в поворотах.

Если вы пытаетесь обогнать противника на малой скорости Як-3, самый простой способ увернуться от огня, сохраняя скорость, — плавные движения вверх и вниз. Имейте в виду, что хотя Як-3 намного быстрее, чем сопоставимые Спитфайры и Зеро, они все же могут догнать вас, если вы будете совершать дикие маневры. Держитесь на расстоянии, поддерживайте некоторую высоту, чтобы преобразовать ее в скорость на случай, если они бросятся на вас, и мудро выбирайте свои бои.

Не преследуйте бомбардировщиков и нападающих, если только вам больше нечего делать или они представляют собой очень легкую цель. У Як-3 очень слабая защита, поэтому оборонительное вооружение может его разрушить или сильно повредить, а крепкие самолеты могут израсходовать много боеприпасов. Попробуйте подойти с безопасных углов, вывести из строя стрелков, а затем хирургическим путем поджечь их.

В целом, Як-3 можно назвать «мастером на все руки, мастером на все руки». Он с готовностью выполнит любую роль истребителя, в которую его поставит пилот, однако ни в чем не преуспеет — американские и немецкие самолеты по-прежнему будут лучше в энергетическом бою и выполнении тактики Boom & Zoom, в то время как британские и японские самолеты все равно будет преимущество в маневренности. Тем не менее, Як-3 — это очень мощная машина, которая с опытным пилотом за штурвалом является противником, которого нельзя недооценивать.

Земля РБ

Истребители Як, как правило, не славятся возможностями штурмовика, за исключением Як-9Т, а Як-3 мало что может сделать с наземной техникой. Он не может нести никакие внешние боеприпасы, даже небольшие бомбы. УБ ШВАК и Березин могут бороться с легкими целями, такими как бронеавтомобили, и могут пробивать броню крыши танка при подходе под почти вертикальными углами, но ограниченный боезапас препятствует такому использованию. Вместо этого используйте Як-3, чтобы отбивать вражеские истребители и штурмовиков с неба. Он чувствует себя как дома в суете наземных сражений на малых высотах, где его превосходная маневренность используется с пользой, а преимущества соперников на большой высоте не имеют значения.

Выводить Як-3, если истребители противника в воздухе или скоро будут. Поднимитесь немного после появления и осмотрите небо на наличие врагов. Штурмовики и истребители, занятые поражением наземных целей, — самая легкая добыча для Як-3. Избегайте лобовых столкновений и оборонительных стрелков, следите за боеприпасами и наслаждайтесь своей превосходной производительностью. Если вокруг никого нет, отойдите в сторону и следите за вражеским воздушным спавном. Хороший пилот Як-3 может навести ужас на вражеский CAS.

Ручное управление двигателем

Элементы MEC
Смеситель Шаг Радиатор Нагнетатель Турбокомпрессор
Масло Вода Тип
Управляемый Управляемый
Без автоматического управления
Управляемый
Доступно автоматическое управление
Управляемый
Доступно автоматическое управление
Отдельный Управляемый
2 передачи
Неуправляемый

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Очень маневренный
  • Отличная скорость прокатки
  • Высокое ускорение и хорошая максимальная скорость, особенно на малых высотах
  • Превосходное удержание энергии, подходит для энергетического боя
  • Сдвоенные пулеметы Березина УБ с модернизированными лентами способны наносить хороший урон
  • Гораздо быстрее предыдущих Яков

Минусы:

  • Вооружение имеет малую взрывную массу
  • Плохая высотная производительность
  • Двигатель по-прежнему страдает от перегрева, если MEC не используется
  • Низкая скорость разрыва крыла
  • Легко воспламеняется, трудно тушить пожар
  • Страдает от сжатия на большой скорости

История

Идея создания нового истребителя для ВВС Красной Армии возникла еще в 1941 году. Именно тогда ОКБ Яковлева представило опытный образец И-30, предназначенный для альтернатива более ранней конструкции Як-1. Однако вторжение Германии в СССР, а также нехватка алюминия привели к тому, что проект пришлось приостановить. Яковлев возобновил разработку в 1943 при работе над модернизированной версией истребителя Як-1. На этот раз было принято решение о выпуске нового самолета для полной замены моделей Як-1 и Як-7. Новая машина получила название Як-3 и поступила на вооружение ВВС Красной Армии в 1944 году.

Новый истребитель быстро стал очень популярен у советских летчиков. Они высоко оценили его мощное вооружение из двух 12,7-мм пулеметов УБС Березина и одной 20-мм пушки ШВАК, а также простоту пилотирования и отличные летные качества. Марсель Альбер, лучший французский ас Второй мировой войны, назвал Як-3 одним из лучших истребителей войны, наряду с P-51 Mustang и Supermarine Spitfire. После войны Як-3 также использовался ВВС социалистической Югославии и Польши. [1]

Як-3П выпускался с апреля 1945 г. до середины 1946 г., вооружен 3 × 20-мм пушками Березина Б-20 с боезапасом 120 снарядов для средней пушки и 130 выстрелов для бортового вооружения. Трехпушечное вооружение с полным боекомплектом было фактически на 11 кг (24 фунта) легче, чем у стандартного Як-3, а масса односекундной очереди 3,52 кг (7,74 фунта) была больше, чем у большинства современных истребителей. Начиная с августа 1945 года все Як-3 выпускались в конфигурации Як-3П в количестве 59 штук.6 построено.

Архив внутриигрового описания

Як-3 — советский одномоторный истребитель периода Великой Отечественной войны. Это был первый боевой самолет, спроектированный конструкторским бюро Александра Яковлева. Як-3 был дальнейшей модификацией Як-1, выпускался в 1944 и 1945 годах, всего было построено 4848 самолетов и считался одним из лучших истребителей войны. В феврале 1943 года был достроен новый вариант Як-1М. Являлся дальнейшим развитием Як-1, отличаясь от него в основном меньшей массой и меньшим размахом крыла.

К сентябрю 1943 года был готов еще один усовершенствованный вариант, получивший обозначение Як-1М Дублер, на котором брезентовая обшивка хвостовой части была заменена на фанеру толщиной 2 мм, а также были усовершенствованы масляный и водяной радиаторы. «Дублер» также имел новую безмачтовую антенну, кольцевой прицел вместо рефлектора, улучшенную броню и новый гребной винт. Летчики-испытатели были впечатлены новым прототипом. В их отчете, в частности, говорилось: «Як-1М обладал отличной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью. Максимальная скорость значительно улучшилась по сравнению с более ранними серийными Яками. Несмотря на улучшенные характеристики, самолет остается легким в управлении и не требует обширной подготовки пилотов. «. Поэтому новая модификация пошла в серию, получив новое обозначение Як-3.

Один из самых запоминающихся воздушных боев Як-3 произошел 16 июля 1944 года, когда самолет показал, что может уверенно вести бой с превосходящими силами противника. В тот день 10 Як-3 встретили 8 Bf 109 и 4 Fw 190, в результате чего в бою приняли участие 18 советских и 24 немецких самолета. В итоге было сбито 15 немецких самолетов, при потере одного Як-3.


Медиа

Скины
  • Скины и камуфляжи для Як-3 от live.warthunder.com.
Videos

Yak-3 — Russian Eagle Aether_Tartarus

See also

Aircraft of comparable role, configuration and era
  • Yak-9 (Family)

Внешние ссылки

  • [Профиль самолета] Як-3
  • Официальный техпаспорт – более подробная информация о производительности
  • [Новости] Крылья Победы: Як-3
  • [Википедия] Яковлев Як-3
  • [Air Vectors] Як Поршневые истребители — Як-3

Ссылки

  1. ↑ [Профиль самолета] Як-3
А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта