+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Воронежский авиационный завод: Воронежскому авиационному заводу – 90 лет

0

Штурмовик Ил-2 | Детям о Воронежском крае

          Этот самолет конструкции С.В. Ильюшина признан в годы Второй мировой войны лучшим штурмовиком в мире. Были и до него в отечественных и зарубежных военно-воздушных силах штурмовики. Но таких соотношений между скоростью, маневренностью и вооруженностью, с одной стороны, и бронезащитностью – с другой, ни один штурмовик, кроме Ил-2, не имел. За эти качества самолет называли «летающим танком».
          Серийное производство штурмовиков Ил-2 началось в 1940 году в Воронеже, и до начала Великой Отечественной войны на Воронежском авиационном заводе их было изготовлено около полутора тысяч. В ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Куйбышев (сегодня Самара).
          Мощь воронежских штурмовиков гитлеровцы особенно почувствовали во время битвы под Москвой зимой 1941 года. Именно оттуда пошла громкая слава этого самолета, именно после Московской битвы фашисты стали называть Ил-2 «черной смертью».
В память о трудовом подвиге рабочих и инженеров Воронежского авиационного завода «летающий танк» Ил-2 в 1979 году встал на вечную стоянку на площади перед заводом. Ставший памятником самолет был поднят со дна озера в белгородском селе Ракитное членами спортивно-технического клуба «Риф» и восстановлен рабочими завода. На постаменте укрепили металлическую плитку с надписью:

«Самолет Ил-2
Установлен 9 мая 1979 года
В честь трудового подвига
воронежских самолетостроителей
в Великой Отечественной войне
1941 – 1945 годов».

          Воронежский авиационный завод сегодня – это ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) на ул. Циолковского, 27.

***

Литература:

          Аббасов А. М. Воронеж исторический / А. М. Аббасов. – Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352 с.
          Воронеж: экономико-географическое исследование / Г. Т. Гришин, М. В. Гончаров, И. С. Шевцов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 224 с.
          Воронежский фронт: история, люди, победы / под ред. А.М. Аббасова и В.Я. Евтушенко. – Воронеж: ОАО «Центр. -Чернозем. кн. изд-во», 2005. – 400 с.
          Елецких В.Л. Воронеж. Город воинской славы / В.Л. Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011. – 48 с.
          Кононов В. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.Кононов. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. – 352 с.
          Кононов В.И. Священная память. Памятники ратной славы Воронежа / В.И. Кононов. – Издание второе, исправленное и дополненное. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2005. – 128 с.
          Панова В.И. История Воронежского края: учебн. — методич. пособие / В.И. Панова. — 4-е изд., доп. – Воронеж: «Родная речь», 2004. – 287 с.
          Петропавловский В. Особо важное задание / В. Петропавловский // Берег. – 2010. – № 32. – С. 12-13.
          Рыбин Г. Б. Воронеж индустриальный / Г. Б. Рыбин. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 168 с.

Детям о Воронежском крае

Сделано в Ваниль

Авиапром — фронту.

Завод №18 (Воронеж

6 июня 1941 года группу работников Воронежского авиационного завода № 18 вызвали в Москву к И.В. Сталину для доклада о выпуске самолетов ДБ-3Ф, ЕР-2, ИЛ-2.

Поехали директор завода М.Б.Шенкман, парторг Н.И.Мосалов, главный инженер Н.Д.Востров и главный технолог В.И.Демин.
И.В. Сталин говорил с заводчанами о производстве бомбардировщиков ДБ-3Ф, ЕР-2 и о штурмовиках Ил-2, серийное производство которых было освоено в марте — по инициативе директора завода.
Говорили еще об оплате труда рабочих, о директорском фонде, который было обещано увеличить почти в три раза.

ДБ-3Ф (Ил-4)Ер-2Ил-2

Из Москвы воронежцы уезжали окрыленные. А через две недели началась война. А еще через месяц выяснилось, что штурмовики Ил-2 являются самым эффективным штурмовым средством в борьбе с хорошо вооруженными гитлеровцами и их выпуск надо немедленно наращивать. Завод перешел на работу в две смены, каждая из которых продолжалась по 12 часов.

В Воронеж прибывал лётный состав, формировались полки и с получением новой авиатехники убывали на фронт бить врага.

Будущий дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий, в качестве инструктора, ставил «на крыло» Ер-2 лётчиков 420-го авиационного полка.

А в 164-м резервном полку будущий Герой Советского Союза, командующий ДА В.В. Решетников, обучал лётчиков технике пилотирования на ДБ-3Ф (Ил-4).

23 августа 1941 года, за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов, завод № 18 был награжден орденом Ленина. 100 его работников были отмечены орденами и медалями, в том числе директору завода М.Б.Шенкману был вручен орден Ленина.

В июле начались бомбардировки завода, и стало ясно, что в Воронеже предприятие работать не сможет, надо переезжать в тыл. Вот тогда и проявился весь организаторский талант директора завода.
Первыми эшелонами в г. Куйбышев были отправлены не только семьи рабочих и станочное оборудование, но и готовые крупные узлы будущих штурмовиков. Трудно поверить, но первый  Ил-2 был  изготовлен через месяц после того, как завод прибыл в город. И это при том, что станки располагались буквально под открытым небом.

10 декабря 1941 г. лётчик-испытатель, начальник ЛИС завода К.К. Рыков (будущий Герой Советского Союза) поднял его в воздух. Он же давал путёвку в небо первым ДБ-3, Ер-2, Ил-2 и на воронежской земле.

23 декабря 1941 г. на завод пришла телеграмма: «Директору завода Шенкману и его коллективу. Вы подвели нашу Красную Армию. Вы выпускаете по одному Ил-2 в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Самолеты Ил-2 нужны для Красной Армии как воздух, как хлеб. Увеличивайте выпуск самолетов Ил-2 в два, в три, в пять раз… Сталин».

Грозная телеграмма Сталина (хранится в Музее завода) могла довести до инфаркта любого руководителя, но Матвей Борисович молча пережил несправедливый гнев вождя. А утром собрал руководящий состав завода и все вместе решали, как ускорить выпуск самолетов. Тогда же приняли программу наращивания выпуска продукции. Завод перешёл на 18 часовой рабочий день.

В Москву была отправлена телеграмма – «О мерах по ликвидации позорного отставания».

В январе завод стал выпускать по 7 штурмовиков в день, в марте в 12 раз больше, а в мае программа была и вовсе перевыполнена.

Жизнь М.Б. Шенкмана  трагически оборвалась в мае 1942 года, в авиационной катастрофе под Н.Тагилом.

Постановлением Правительства на заводе был поставлен памятник М.Б. Шенкману. Он же стал прототипом главного героя фильма «Особо важное задание», прогремевшего в своё время на всю страну.
До конца войны коллектив завода успешно продолжал выпуск легендарного самолёта, приближая нашу общую ПОБЕДУ!

Ил-2 («Чёрная смерть», «Летающий танк», «Горбатый», «Оружие Победы») являлся самым массовым советским самолётом периода Великой Отечественной войны.

Всего авиастроители завода № 18 выпустили:
— ДБ-3 (Ил-4) – 1907 штук (1937-10.1941г.г.) из общего числа выпущенных 6800,
— Ер-2 – 71 самолёт (05.1940-10.1941г.г.) из общего числа выпущенных 462,
— Ил-2 – 26888 штук (03.1941-05.1945г.г.) из общего числа выпущенных 36183.

В 1943 году, после освобождения Воронежа, авиационный завод стали восстанавливать. Но прежний номер завода, орден и основная часть коллектива остались на куйбышевской земле, где продолжался выпуск легендарных штурмовиков Ил-2.

В Воронеже и Самаре, на постаментах возле авиационных заводов «ВАСО» и «Авиакор», стоят боевые самолёты Ил-2, как символ трудового подвига самолётостроителей завода № 18 в годы Великой Отечественной войны, выпускавших необходимые фронту дальние бомбардировщики Ил-4, Ер-2 и штурмовики Ил-2.

НИЗКИЙ ПОКЛОН ВАМ И ОГРОМНОЕ «СПАСИБО» ЗА ВАШ РАТНЫЙ ТРУД!!!

 

Воронежский авиационный завод (ВАСО) Архив

AviationAéroport de Paris – Le Bourget, Авиакатастрофа, CCCP-77102, Кузнецов НК-144Ф, Парижский авиасалон, SST, Разрушение конструкции, Сверхзвуковой авиалайнер, ОКБ Туполева, Туполев Ту-144С, Воронежский авиационный завод ( ВАСО)Брайан Суоупс

Туполев Ту-144С CCCP-77102 на Парижском авиасалоне. © Aris Pappas

3 июня 1973 года. Во время маневрирования на малой высоте на Парижском авиасалоне первый серийный Ту-144С, CCCP-77102, новый сверхзвуковой авиалайнер Аэрофлота, разломился в воздухе и врезался в жилой район. Все шесть членов экипажа и восемь человек на земле погибли. Еще 25 получили ранения.

Ту-144 построен ОКБ Туполева на Воронежском авиационном заводе (ВАСО), аэропорт Придача, г. Воронеж. Это был большой самолет с треугольным крылом, «опущенной» носовой частью для улучшения обзора из кабины на малых скоростях и убирающимися утками, установленными высоко на фюзеляже за кабиной. Он управлялся экипажем из 3 человек и был рассчитан на перевозку до 140 пассажиров.

77106 имеет длину 65,50 метра (215 футов, 6,6 дюйма) и размах крыла 28,00 метра (91 фут, 10,4 дюйма). Кончик вертикального стабилизатора имел высоту 11,45 метра (37 футов 6,8 дюйма). Общая площадь крыла 144S составляет 503 квадратных метра (5414 квадратных футов). Вес пустого 91800 кг (202 384 фунта), а максимальная взлетная масса составляет 195 000 кг (429 901 фунт). (У ряда авиалайнеров Ту-144С были удлинены законцовки крыла, в результате чего размах крыла увеличился до 28,80 метра (94 фута, 5,9 дюйма), а площадь крыла — до 507 квадратных метров (5457 квадратных футов).

Сверхзвуковой транспортный самолет Ту-144С Аэрофлота, CCCP-77106 во время погрузки в Демодово перед третьим коммерческим рейсом, 1976 г. (© Валерий А. Владимиров)

Ту-144С был оснащен четырьмя двигателями Кузнецова НК-144А, двухконтурным осевым двигателем. ТРДД с форсажной камерой, в котором используется 2-ступенчатая вентиляторная секция, 14-ступенчатая компрессорная секция (11 ступеней высокого и 3 ступени низкого давления) и 3-ступенчатая турбина (1 ступени высокого и 2 ступени низкого давления). рассчитан на 147,0 кН (33 047 фунтов тяги) для сверхзвукового крейсерского полета и 178,0 кН (40 016 фунтов тяги) с форсажной камерой для взлета. 11,1 дюйма) в диаметре и весит 2827 кг (6233 фунта).0005

144S имеет крейсерскую скорость 2,07 Маха (2200 километров в час/1367 миль в час) с максимальной скоростью 2,35 Маха (2500 километров в час/1553 мили в час). Практический потолок составляет примерно 20 000 метров (65 617 футов). Его практическая дальность полета составляет 3080 километров (1914 миль).

В реальной коммерческой эксплуатации Ту-144 оказался крайне ненадежным. Он был выведен из эксплуатации после всего 102 коммерческих рейсов, в том числе 55 пассажирских.

900:02 Причина аварии неизвестна, кроме очевидного разрушения конструкции, но есть предположение, что Ту-144 пытался уклониться от другого самолета.

© 2016, Брайан Р. Суопс

Воронежскому авиационному заводу — 90 лет

ЦАМТО, 16 марта. 15 марта исполнилось 90 лет со дня основания Воронежского авиационного завода. Сегодня завод является филиалом ПАО «Ил-ВАСО» и входит в состав дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (входит в ГК «Ростех»).

История предприятия началась 15 марта 1932 года. Приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР в числе других первенцев отечественной авиационной промышленности строящийся завод № 18 в Воронеже был передан в авиастроительный трест.

За время своего существования предприятие выпустило десятки типов самолетов конструкции А.Н.Туполева, С.В.Ильюшина, О.К.Антонова, Г.В.Новожилова.

Филиал ПАО «Ил» — ВАСО специализируется на производстве и обслуживании широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров Ил-96. Надежные самолеты воронежского производства используются специальным летным отрядом «Россия», обеспечивающим полеты по России и за границу для руководства нашей страны. В кооперации с другими предприятиями ОАК завод участвует в производстве агрегатов для различной авиационной техники. Здесь ведутся работы по созданию легкого военно-транспортного Ил-112Б и развитию семейства пассажирских Ил-96. На производственной площадке авиазавода создан центр специализации ОАК «Гондолы и пилоны двигателей», выпускающий соответствующие агрегаты для современных авиадвигателей.

«Воронежский завод отстроил полный технологический цикл серийного производства и обслуживания пассажирских самолетов Ил-96. ВАСО загружено заказами по основным программам и кооперации с другими предприятиями ОАК», — сообщил первый заместитель генерального директора Сергей Ярков.

ПАО «ОАК», управляющий директор ПАО «Ил. – Учитывая растущий спрос на российскую авиационную продукцию, в наступающем году необходимо будет привлекать новых специалистов и рабочих. В целях повышения привлекательности предприятия как ответственного работодателя на уровне ОАК было принято решение о повышении заработной платы».

ВАСО — крупное промышленное предприятие Воронежской области, значимое для экономики региона. В 2021 году средняя заработная плата работников завода составила 41 855 рублей, что выше, чем в среднем по области. Численность сотрудников компании на сегодняшний день составляет более 5300 человек, 24% из которых моложе 35 лет. 58% сотрудников работают на предприятии от 10 до 20 лет и более, почти 40% авиастроителей имеют высшее образование.

«В рамках федеральных и отраслевых программ реконструкции и модернизации производства на нашем заводе за последние годы выполнены значительные объемы работ, введено в эксплуатацию современное высокопроизводительное оборудование», — сказал Фарит Шарафеев, директор филиала ПАО «Ил» – ВАСО. — Продолжаются мероприятия по совершенствованию системы производства, строительству производственных линий, что позволит снизить себестоимость и расходы за счет оптимальной организации процесса производства самолетов. В итоге все это будет способствовать эффективному выполнению поставленных перед нами государством задач, росту производства и качества самолетов и на этой основе росту благосостояния воронежских авиастроителей, которыми по праву гордятся истории своего завода и нацелены на то, чтобы вписать в нее новые страницы» 9 .0005

На протяжении всей своей истории ВАСО выпускал разнообразные самолеты, вошедшие в историю развития отечественной авиации. Важнейшей вехой стало производство самолета Победа – Ил-2. За годы войны более половины из более чем 36 тысяч самолетов марки «Ил» было собрано воронежскими авиастроителями. Многие производимые здесь самолеты стали важнейшими достижениями технического прогресса. Это и первые отечественные пассажирские самолеты с турбовинтовыми двигателями Ан-10, и боевые Ил-10, Ил-28, Ту-16, Ту-128, первые беспилотные разведчики Ту-123, грузовые Ан-12 и первые в мире сверхзвуковые Ту -144, первый отечественный широкофюзеляжный Ил-86, пассажирский Ан-148 и дальнемагистральный лайнер Ил-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта