Взрыв двигателя a380: Взрыв в воздухе В Сингапуре экстренно сел аэробус A380 с отказавшим двигателем: Мир: Lenta.ru
Взрыв в воздухе В Сингапуре экстренно сел аэробус A380 с отказавшим двигателем: Мир: Lenta.ru
4 ноября индонезийское телевидение объявило об авиакатастрофе, которая могла бы стать одной из крупнейших в истории. В эфире прозвучало сообщение о крушении аэробуса A380 — самого вместительного пассажирского авиалайнера в мире. К счастью, информация оказалась ошибочной. Самолет благополучно совершил экстренную посадку в Сингапуре.
На борту лайнера-гиганта A380 австралийской авиакомпании Qantas, выполнявшего рейс из Лондона в Сидней, находились 433 пассажира и 26 членов экипажа. Вскоре после вылета A380 из Сингапура, где самолет делает остановку для дозаправки, примерно в 9 утра по местному времени (в полночь по московскому времени) жители индонезийского острова Батам услышали в небе взрыв и увидели падающие обломки самолета. Сам лайнер, еще не успевший набрать значительную высоту, дымился. Сообщение о катастрофе, сопровождавшееся комментариями очевидцев, моментально распространилось по всему миру.
Однако довольно скоро стало известно, что самолет по-прежнему находится в воздухе. У него отказал один из четырех двигателей, в связи с чем экипаж принял решение об экстренной посадке в сингапурском аэропорту. Примерно на протяжении часа лайнер кружил над окрестностями, вырабатывая топливо, а затем приземлился. К месту посадки были стянуты спасатели и пожарные. По предварительным данным, взрыв, который слышали жители острова, произошел в задней части отказавшего двигателя. На это, по мнению журналистов, указывают закоптившиеся от дыма и оплавленные края деталей.
Предполагаемые обломки A380, посеявшие панику среди жителей Батама, собирают специалисты. Пострадавших на земле не оказалось, однако строениям острова был нанесен некоторый ущерб. В частности, довольно крупный фрагмент обшивки с красным рисунком, напоминающим символику Qantas, проломил крышу школы. А 55-летняя индонезийская домохозяйка Янес Три намерена потребовать от Qantas компенсацию за упавший на крышу ее дома обломок, который, по ее словам, только чудом никого не убил.
Несмотря на то, что пассажиры были напуганы, происшествие обошлось без паники на борту. Большинство из них даже не оценили масштабов произошедшего, пока не увидели самолет снаружи. Не исключено, что это связано с репутацией Qantas: за 90 лет работы авиакомпании не было зафиксировано ни одной авиакатастрофы с человеческими жертвами. То же самое можно сказать об аэробусах A380 — за три года эксплуатации этого воздушного судна это далеко не первый инцидент, связанный с техническими неполадками, однако к гибели людей ни одна из этих ситуаций еще не приводила.
Аэробусы A380 входят в парк авиакомпаний Qantas, Lufthansa, Air France и других крупных перевозчиков. Qantas, в частности, использует их для полетов в Великобританию и США: из Сиднея в Лондон можно попасть почти за 30 часов, а перелет из Мельбурна в Лос-Анджелес занимает примерно 14,5 часа.
В начале 2008 года авиакомпания Singapore Airlines трижды откладывала или отменяла рейсы лайнера-гиганта. В январе самолет выкатился из ангара и выехал на газон, отцепившись от буксировщика, а в феврале и марте при заправке были обнаружены неисправности топливных насосов. В 2009 году самолет той же авиакомпании, летевший в Сингапур из Парижа, пережил более серьезное происшествие: вскоре после вылета у A380 отказал двигатель, и экипаж решил вернуться в аэропорт. Наконец, в марте 2010 года произошел еще один инцидент, выпавший на долю одного из шести лайнеров, принадлежащих Qantas: при посадке в Сиднее была повреждена стойка шасси, и пассажиров пришлось высаживать прямо на взлетно-посадочное поле.
На этот раз Qantas решила тщательно расследовать происшествие. Исполнительный директор авиакомпании Алан Джойс объявил о том, что все рейсы A380 будут приостановлены, пока эксперты не убедятся, что аэробусы-гиганты безопасны для эксплуатации и соответствуют всем требованиям Qantas. В расследовании примут участие сотрудники Airbus и представители компании Rolls Royce, которая создала двигатели для самолета. Сколько времени займет экспертиза, пока неясно.
Другие авиакомпании пока не выразили намерения последовать примеру Qantas и приостановить полеты. Представители Singapore Airlines заявили, что дождутся результатов расследования, и тогда уже будут принимать соответствующие решения, а руководство авиакомпании Emirates Airline сочло, что инцидент вообще их не касается, поскольку лайнеры, принадлежащие этому перевозчику, не оборудованы двигателями производства Rolls Royce.
Некий пилот авиакомпании Qantas, не позволивший журналистам публиковать его имя, заявил, что у совершающих продолжительные перелеты лайнеров регулярно отказывают двигатели, но если в этот раз происшествие сопровождалось взрывом и дымом, то ситуация серьезнее обычного. А вообще, по его словам, самолет с четырьмя двигателями может долететь до места назначения и на трех. Тем не менее, если бы он об этом не рассказывал, было бы спокойнее.
В 2017 году у лайнера Air France во время полета развалился двигатель. В Гренландии почти два года искали его обломки, чтобы узнать причины аварии И нашли — под четырьмя метрами снега
Airbus A380 компании Air France, у которого отказал двигатель во время рейса из Парижа в Лос-Анджелес
Laurent Errera / Wikimedia Commons (CC BY-SA 2.0)
В сентябре 2017 года у самолета Air France, летевшего из Парижа в Лос-Анджелес, отказал один из четырех двигателей. Самолет совершил экстренную посадку в Канаде, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Для выяснения причин аварии нужно было найти фрагменты двигателя, который развалился над Гренландией. Чтобы отыскать их, потребовался 21 месяц. Как искали обломки и как их доставали из-под четырехметрового слоя снега, рассказали журналисты CNN Business со ссылкой на отчет авиационных властей Франции, выпущенный в сентябре.
Рейс Air France из Парижа в Лос-Анджелес выполнял самолет Airbus A380 — крупнейший пассажирский авиалайнер в мире. На его борту находились 496 пассажиров и 24 члена экипажа. Спустя четыре часа полета один из четырех двигателей самолета вышел из строя. Пассажиры говорили, что услышали взрыв и увидели, как двигатель лишился корпуса. Пилоты не знали о масштабе проблемы, пока кто-то из бортпроводников не пришел к ним и не показал фото сломанного двигателя. Лайнер еще около часа летел на трех двигателях и совершил экстренную посадку на канадской военной авиабазе Гус-Бэй. Никто не пострадал. На следующий день за пассажирами прислали два других самолета.
На заднем плане — сломавшийся двигатель самолета Air France
Сотрудники французского Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA) вместе с представителями компаний Airbus и Engine Alliance (производитель двигателя) осмотрели лайнер после аварии. Быстро стало понятно, что для расследования причин аварии нужно найти утерянные фрагменты двигателя. Анализ данных с «черных ящиков» помог выяснить, что обломки упали в районе поселения Нарсарсуак на юге Гренландии. Вертолеты нашли там части двигателя, но ключевую из них — вентилятор — так и не обнаружили. Из-за плохой погоды поиски приостановили на полгода, до весны 2018 года.
Весной вентилятор стали искать с помощью радиолокаторов — авиационных (позволяют создавать 3D-карты земной поверхности) и наземных (позволяют находить объекты под землей). Но радиолокаторы не помогли — вентилятор находился слишком глубоко под снегом. Он упал с высоты более 11 километров, и за зиму его еще больше замело.
Геологическая служба Дании и Гренландии отправила к предполагаемому району падения вентилятора четыре экспедиции, которые продлились в общей сложности 13 недель. Их участникам удалось найти вентилятор весной 2019 года. В этом помог робот FrostyBoy, который разработали аспиранты Дартмутского колледжа в США Остин Лайнс и Джошуа Эллиотт. Робот должен был искать щели в ледяном покрове Гренландии — и участники экспедиции увидели в его данных повторяющуюся аномалию. Исследовав место, где она проявлялась, они поняли, что там и находится вентилятор — примерно под четырьмя метрами снега.
Робот FrostyBoy, который помог найти вентилятор двигателя
Теперь вентилятор нужно было достать на поверхность. Все осложнялось тем, что в шести метрах от места падения проходила щель в ледяном покрове, ширина которой достигала четырех метров, а глубина могла составлять десятки и сотни метров. Раскопки прошли в июне 2019 года и заняли три дня. Ими занималась команда из пяти человек, среди которых был разработчик робота Остин Лайнс, представитель Геологической службы Дании и Гренландии и трое горных гидов из Исландии. Они работали при температуре в -35 градусов Цельсия, жили в ветронепроницаемой палатке и на ночь клали рядом с собой ружья — на случай нападения белых медведей.
Учитывая щель в ледяном покрове, при раскопках члены команды измеряли толщину снега под ногами и привязывали себя к стоящему неподалеку грузу (на случай провала). Работали сначала лопатами, затем стали использовать бензопилу, так как снег был слишком плотным. На третий день показались лопасти вентилятора. Члены команды использовали промышленный обогреватель, чтобы растопить снег вокруг него. Они нашли не целый вентилятор, а его часть весом около 150 килограммов. Ее вытащили с помощью электрического подъемника — и отправили на исследование.
Раскопки вентилятора двигателя Airbus в Гренландии
Найденный обломок оказался очень важным. Он показал, что проблема была не в техобслуживании двигателя, как считалось изначально, а в усталости металла. Из-за нее в вентиляторе возникла трещина, и он в конце концов отломался. После аварии производитель Engine Alliance проверил около 60 уже выпущенных двигателей, несколько из них сняли с использования. Кроме того, конструкцию новых двигателей изменили, чтобы облегчить их техническое обслуживание. Французский регулятор BEA призвал авиационные власти Европы и США обратить большее внимание на разработку, производство и сертификацию авиационных двигателей.
К моменту обнаружения потерянного в Гренландии вентилятора двигатели Engine Alliance работали на 152 из 237 самолетов Airbus A380, эксплуатируемых по всему миру. Журнал Forbes задавался вопросом, оправданы ли многомесячные усилия по поиску поврежденной детали для самолета, выпущенного в количестве менее 300 штук. И отвечал: «Если коротко, да. Миллионы людей летают на самолетах A380 каждый год. Да, большая часть пассажиров не вспомнит отказ двигателя в 2017 году и не узнает, на что следствие пошло, чтобы найти утерянные детали. Но такие усилия имеют решающее значение для защиты пассажиров и для сохранения уверенности в безопасности воздушных перевозок».
Ольга Корелина
Когда у самолета Qantas A380 произошел неконтролируемый отказ двигателя
Сегодня, 12 лет назад, у самолета Qantas Airbus A380 произошел неконтролируемый отказ двигателя после вылета из сингапурского аэропорта Чанги. Несмотря ни на что, пилотам удалось посадить самолет, и все пассажиры и члены экипажа благополучно высадились. Сейчас VH-OQA ждет в Калифорнии, надеясь вернуться в строй в будущем. К сожалению, этого нельзя сказать о пилоте-герое, который спас полет и всех на борту.
Первый суперджамбо австралийского авиаперевозчика
VH-OQA был первым Airbus A380 Qantas и был назван в честь Нэнси-Берд Уолтон, женщины-пилота-первопроходца. Также известная как «Ангел глубинки», она была самой молодой австралийкой, получившей лицензию пилота. Всего через год после ее смерти у ее одноименного самолета произошел неконтролируемый отказ двигателя.
Возможно, она была ангелом, наблюдавшим за этим рейсом, потому что, несмотря ни на что, все пассажиры и члены экипажа ушли невредимыми.
Фото: Getty Images
Неконтролируемый отказ двигателя
QF32 выполнял регулярный рейс из Лондона в Сидней через Сингапур. 4 ноября 2010 года VH-OQA вылетел, как и планировалось, из сингапурского аэропорта Чанги в Сидней. По данным Aviation Safety Network, суперджамбо был хорошо загружен, на борту находились в общей сложности 440 пассажиров и 29 членов экипажа.
На четвертой минуте полета у A380 произошел неконтролируемый отказ двигателя. Осколки двигателя № 2 пробили часть крыла, повредив топливную систему и вызвав течь. Эти утечки привели к возгоранию топливного бака.
Если этого было недостаточно, то повреждение гидравлической системы и антиблокировочной системы тормозов привело к тому, что два других двигателя перешли в «деградированный» режим. Это, в сочетании с повреждением посадочных щитков и органов управления двигателем номер 1, сделало самолет практически неуправляемым. Летный экипаж вошел в режим ожидания, чтобы оценить ситуацию.
Фото: Getty Images
Сложные обстоятельства
Им предстояло приземлиться на самом большом коммерческом пассажирском самолете в мире, на 50 тонн превышающем максимальный посадочный вес, с меньшим количеством органов управления, чем они привыкли. После почти двухчасовой задержки экипаж предпринял попытку приземлиться, и Нэнси-Берд Уолтон сильно и быстро ударилась о взлетно-посадочную полосу. Резкое торможение привело к тому, что четыре шины лопнули, но самолет остановился, и взлетно-посадочная полоса осталась.
Хотя возвращение на землю стало облегчением для пассажиров и экипажа, драма на этом не закончилась. Топливо капало на горячие тормоза, и двигатель номер 1 нельзя было заглушить. Пожарной бригаде пришлось потушить двигатель на земле, пока не погасло пламя. Риск возгорания был высок, и бортпроводники были готовы эвакуировать пассажиров через аварийный трап.
Фото: Getty Images
«У нас возникла ситуация, когда есть топливо, горячие тормоза и двигатель, который мы не можем заглушить. И действительно, самое безопасное место было на борту самолета до тех пор, пока все не изменилось. Поэтому у нас был бортпроводник. с фазой тревоги все время через готовый к эвакуации, открывайте двери, надувайте горки в любой момент.Со временем эта опасность уменьшилась, и, к счастью, нам посчастливилось очень спокойно и очень методично вывести всех через один набор лестницы».
На земле в результате отказа неконтролируемого двигателя обломки домов и автомобилей на индонезийском острове Батам. К счастью, никто не пострадал.
Фото: Getty Images
Возвращение в эксплуатацию
При осмотре было обнаружено, что диск турбины в двигателе разрушился из-за неправильно изготовленного патрубка маслопровода. Qantas и Singapore Airlines приостановили свои A380 до тех пор, пока не будут проверены все двигатели.
Некоторые двигатели были заменены, в то время как другие были отремонтированы, чтобы предотвратить повторное появление неисправности. VH-OQA был отремонтирован и возвращен в эксплуатацию в апреле 2012 года. Фактически, этот самолет был первым самолетом Qantas A380, вернувшимся с отремонтированным салоном и новым первоклассным продуктом на борту, причем это произошло в конце 2019 года. .
Фото: Getty Images
В последние несколько лет самолет отдыхал под калифорнийским солнцем на фоне беспрецедентного спада спроса на поездки. Тем не менее, в последние месяцы австралийский флагманский авиаперевозчик начал повторно вводить свои A380.
Пилот, спасший QF32, больше не летает
Пилотом за штурвалом Nancy-Bird Walton был капитан Qantas Ричард Шампион де Крепни. Его хвалят за то, что он сыграл важную роль в успешной посадке самолета после событий QF32 и за спасение пассажиров на борту. Однако, похоже, его карьера подошла к концу безвременно.Действительно, всего за несколько дней до 10-й годовщины катастрофы, еще в конце 2020 года, де Крепни объявил, что больше не будет работать в Qantas. Это оказалось прямым следствием нынешнего спада в международных поездках. Говоря об этом с австралийским изданием Traveler, он заявил, что:
«COVID-19 положил конец моей 45-летней профессиональной летной карьере. В настоящее время я уволился и нахожусь в подвешенном состоянии, не летал с марта, и уйду на пенсию досрочно с 30 ноября [2020 года]».
Фото: Getty Images
Хотя летные дни де Крепни подошли к концу, его достижения не остались без награды. Его книга, документирующая события того рокового дня, «QF32», стала бестселлером в 2012 году. Последующая книга «Лети! «Уроки жизни из кабины экипажа QF32» был выпущен в 2018 году. В обычных обстоятельствах он путешествует по миру, выступая на темы устойчивости перед различными правительствами и компаниями.
Пристальный взгляд на самолет
В то время как VH-OQA в последние годы в основном находился в пустыне Викторвиль, данные FlightRadar24.com показывают, что он поднялся в небо в сентябре 2022 года. Его 40-минутный полет в международный аэропорт Лос-Анджелеса (LAX) был его первым полетом. действует более двух лет, совершив перелет из Сиднея в Викторвилль в мае 2020 года. Сейчас 14.79лет, первый полет он совершил в январе 2008 года. С тех пор по состоянию на август 2022 года он наработал 45 271 час в 4118 полетных циклах, в среднем чуть менее 11 часов на сектор.
Вы помните неконтролируемый отказ двигателя Qantas рейса 32? Вы когда-нибудь переживали такую ситуацию? Дайте нам знать ваши мысли и опыт в комментариях.
Источники: Сеть авиационной безопасности, ch-aviation.com, FlightRadar24.com, Королевское авиационное общество, Traveler
Что вызвало неконтролируемый отказ двигателя Air France A380?
30 сентября 2017 г. рейс 66 авиакомпании Air France следовал из парижского аэропорта имени Шарля де Голля в международный аэропорт Лос-Анджелеса. Однако у Airbus A380 произошел неконтролируемый отказ двигателя. Поэтому он совершил аварийную посадку в канадском аэропорту Гус-Бей. В отчете, распространенном сегодня Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA), сделан вывод о том, что эта неудача была вызвана отсутствием научного понимания сплава, используемого для деталей двигателя самолета.
Кризис стал катализатором вывода из эксплуатации нескольких широкофюзеляжных самолетов. Фото: Getty ImagesПод пристальным вниманием
Примерно в это же время три года назад регистрационный F-HPJE перевозил 497 пассажиров и 24 члена экипажа Air France, когда произошел инцидент. Затем двигатель номер четыре самолета вышел из строя в результате взрыва после пяти часов полета. Это произошло в 150 км к юго-востоку от Паамиута, Гренландия. Погибших во время мероприятия не было.
AeroTime сообщает, что эксперты заметили, что первый узел вращающегося вентилятора в передней части двигателя и воздухозаборник вместе с корпусом вентилятора отделились в полете. Это вызвало незначительные структурные повреждения суперджамбо. В общей сложности следователям понадобился 21 месяц, чтобы собрать воедино всю информацию.
В отличие от Эмирейтс, другие перевозчики, такие как Air France и Lufthansa, быстро попрощались с A380. Фото: Getty ImagesОсобенности
Engine Alliance произвел двигатель GP7200. Эта фирма является совместным предприятием General Electric и Pratt & Whitney. В снаряжении использован титановый сплав Ти-6-4. Однако в то время научное сообщество не было знакомо с восприимчивостью сплава к усталости в холодном состоянии. Прежде всего, исследователи утверждают, что Airbus никоим образом не виноват в этом инциденте.
AeroTime подчеркивает, что часто ожидается, что сплавы металлов для двигателей самолетов будут работать при температурах выше 300°C (572°F). Хотя может возникнуть «холодная» усталость, если двигатель работает при более низкой температуре, чем эта, что значительно снижает ожидаемое количество циклов двигателя до отказа.
Во время этого инцидента в 2017 году двигатель самолета Air France вышел из строя после 3544 полетных циклов. Тем не менее расчетный минимальный срок службы титановой детали составлял 15 000 циклов.
Ранее в этом году Air France вывела из эксплуатации парк A380 на два года раньше запланированного срока из-за пандемии коронавируса. Фото: Getty ImagesВпереди
В целом сплав Ti-6-4 не считался чувствительным к усталости в холодном состоянии до выхода из строя ступицы вентилятора двигателя номер 4 этого A380.