Як-25 (1947) | это… Что такое Як-25 (1947)?
Як-25 (первый с таким обозначением) — Опытный реактивный истребитель ОКБ Яковлева с прямым крылом. Был изготовлен в двух экземплярах и испытан в конце сороковых годов.
Содержание
|
История создания
Разработка
В 1947 году под закупленные в Англии двигатели Дервент V ОКБ Яковлева спроектировало два истребителя: Як-23, реданной схемы, и Як-25, разрабатывавшийся на базе истребителя Як-19. Ведущим конструктором был создавший Як-19 Л. Л. Селяков. Новый самолёт был сконструирован по той же схеме что и его предшественник: он имел полумонококовый фюзеляж с размещением двигателя позади кабины пилота.
Фюзеляж Як-25 состоял из двух секций, носовой и хвостовой, с располагавшимся за крылом эксплуатационным разъёмом для снятия двигателя. Крыло прямое, двухлонжеронное со щелевым закрылком ЦАГИ. На законцовках крыла могли подвешиваться топливные баки. Оперение истребителя стреловидное, крестообразной схемы, стабилизатор и киль оперения двухлонжеронные. Под горизонтальным оперением тормозные щитки, автоматически открывающиеся при достижении предельной скорости. Спереди кабина пилота была защищена бронестеклом толщиной 57 мм и бронеплитой толщиной 6 мм. Катапультное кресло, которым были оснащены оба Як-25, имело бронеспинку толщиной 8 мм. Гермокабиной оснащался только Як-25-2.
Як-25 планировали оснастить двумя пушками Ш-3-23 с общим боекомплектом в 150 патронов, однако те не прошли госиспытаний и их заменили тремя НР-23 с боезапасом 75 патронов на ствол. Пушки располагались под кабиной пилота.
Оборудование самолёта включало радио РСИ-6, радиополукомпас РПКО-10М, ответчик «свой-чужой» СЧ-3, генератор ГСК-1200, аккумулятор 12-А-10, фотокинопулемёт С-13 и кислородный аппарат КП-14 с двухлитровым кислородным баллоном.
Испытания
1 февраля 1947 года был утвержден эскизный проект истребителя.Заводские испытания опытного Як-25-1 начались 31 октября. 2 ноября лётчик-испытатель Сергей Анохин впервые поднял машину в воздух. Самолёт продемонстрировал высокие маневренные характеристики и высокую скороподъёмность. При испытании на максимальную скорость началась сильнейшая тряска, причиной которой оказался несимметричный срыв потока с нижней и верхней поверхностей стабилизатора. Проблема была решена применением интерцепторов на стабилизаторе, после чего на испытаниях, доработанный истребитель показал максимальную скорость на 60 км/ч превышавшую скорость Як-23.
С учетом опыта полученного при испытаниях первого Як-25, был построен оснащенный гермокабиной Як-25-2. Из-за доработок, по сравнению с первым прототипом, масса самолёта увеличилась на 335 кг. Самолёт был передан на госиспытния, которые закончились в сентябре 1948 года. Несмотря на высокие маневренные характеристики и эффектный показ на авиапараде в Тушино, Як-25 остался опытным самолётом. От него отказались в пользу более перспективного МиГ-15 со стреловидным крылом.
Аэросцепка
Во время освоения первых типов реактивных истребителей, разработчики и военные столкнулись с проблемой дальности полёта, которая не позволяла создать эффективный эскортный истребитель. Все попытки увеличения дальности путем оснащения самолётов подвесными топливными баками, и создание «авиаматок» несущих на себе свою защиту, не увенчались успехом. Разработка систем дозаправки топливом в полёте, начатая после войны, находилась в зачаточном состоянии, в то время как хорошо была освоена и широко применялась буксировка планеров за самолётом.
Конструкторы ОКБ Яковлева предложили буксировать истребитель за бомбардировщиком. Единственным отличием от буксировки планера было то, что истребитель взлетал самостоятельно, после чего пристыковывался к тросу, спущенному с бомбардировщика. Для проверки этой идеи использовали второй опытный истребитель Як-25.
Над воздухозаборником установили телескопическую штангу, которая при сближении с конусом на конце буксировочного троса выстреливалась и фиксировалась в нём замком. Для осуществления сцепки ночью, на истребитель установили специальную фару. В качестве буксировщика на испытаниях использовали ленд-лизовский бомбардировщик Б-25 Митчел.
Лётные испытания системы буксировки начались 1 июня 1949 года и закончились в сентябре 1950 года. За это время было выполнено 11 полётов, из них две сцепки были произведены в ночное время. Летчиком истребителя был С. Н. Анохин, а бомбардировщик пилотировали лётчики ЛИИ, сначала Л. Торощенко, а затем В. Ф. Хапов. Ведущие инженеры Ч. Г. Гадзаов, И. И. Мартынов и Е. Г. Каск.
Эксперимент прошёл удачно, в отчетах испытатели оценивали систему положительно, и в дальнейшем система перекочевала на аэросцепку Ту-4 — МиГ-15, созданную в ОКБ-115.
Як-27
Проект истребителя сопровождения, аналогичный по конструкции Як-25, но с двигателем РД-45. Рассматривалось два варианта истребителя — с лобовым, или двумя боковыми воздухозаборниками. Спустя два года этот проект переработали под более мощный двигатель ВК-1, но и он остался только на бумаге.
Тактико-технические характеристики
Приведены данные протипа Як-25 серийный №115001.
Источник данных: Gordon, 2005, p. 178; Шавров, 1988.
Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 8,66 м
- Размах крыла: 8,88 м
- Высота:
- Площадь крыла: 14,0 м²
- Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 2°45′
- Коэффициент удлинения крыла: 5,64
- Коэффициент сужения крыла: 2,5
- Профиль крыла: ЦАГИ С-9С-9 — корень крыла, КВ-4-9 — законцовки
- Масса пустого: 2285 кг
- Нормальная взлётная масса: 3185 кг
- Максимальная взлётная масса: 3535 кг (с ПТБ на законцовках)
- Масса топлива во внутренних баках: 700 кг
- Силовая установка: 1 × ТРД РД-500
- Тяга: 1 × 15,6 кН (1590 кгс)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 982 км/ч
- на высоте: 953 км/ч на 3000 м
- Посадочная скорость: 172 км/ч
- Практическая дальность: 1100 км
- с ПТБ: 1600 км
- Продолжительность полёта: 2,6 ч (без ПТБ)
- Практический потолок: 14 000 м
- Скороподъёмность: 37,0 м/с (у земли)
- Время набора высоты:
- 5000 м за 2,5 мин
- 10000 м за 6,3 мин
- Нагрузка на крыло: 228 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,5
- Длина разбега: 510 м
- Длина пробега: 825 м
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 3 × 23 мм пушки НР-23 с 75 патр.
на ствол
- Подвесные топливне баки: 2 × 380 л на законцовках
Литература
- Багратинов, Валерий Крылья России. — М.: «Эксмо», 2005. — С. 669-670. — ISBN 5-699-13732-7
- Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0
- Якубович, Николай Истребители Яковлева. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2008. — С. 329-336. — 448 с. — (Война и мы. Советская авиация). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-31559-8
- Gordon, Yefim Early Soviet Jet Fighters. The 1940s and Early 1950s. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2002. — P. 97-100. — 143 p. — (Red Star. Vol. 4). — ISBN 1-85780-139-3
- Gordon, Yefim and others OKB Yakovlev. A History of the Design Bureau and its Aircraft. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2005. — P. 174-179. — 384 p. — ISBN 1-85780-203-9
Ссылки
- Як-25 на сайте «Уголок неба».
Опытные истребители Як-25, Як-27, Як-30, Як-50 (1947-49гг.

Як-25
Як-30
Як-50
Годы (разработка-испытания (первый полет) /производство) | 1947(47)-40/- |
Длина х размах крыла х высота (м.)/площадь крыла(м2) | 8,66х8,83хн.д../14,0 |
Вес пустой/ взлетный (кг.) | 2285/3300 |
Двигатель (тяга(кгс.) | 1хРД-500 (1590) |
Скорость макс.(на высоте) (км/ч) |
982(0)-953 (5000) |
Скороподъемность (м/сек.![]() |
10000 за 6,3 мин |
Потолок практический (м) | 140800 |
Дальность (км) |
1100/1600 (с ПТБ) |
Экипаж (чел.) | 1 |
Вооружение: пушечное, пулеметное калибр,индекс (боезапас) | 3х23 НР-23 (3х75) |
Разработка |
ОКБ -115 (Яковлев) |
Производители | з-д № 115(Москва) |
Выпуск (шт.) |
2 |
Примечания: |
Очередным, лишь «малым шагом» вперед, стал и созданный в 1947 г. Во время освоения первых типов реактивных истребителей, разработчики и военные столкнулись с проблемой дальности полёта, которая не позволяла создать эффективный эскортный истребитель. Конструкторы ОКБ Яковлева предложили буксировать истребитель за бомбардировщиком. Единственным отличием от буксировки планера было то, что истребитель взлетал самостоятельно, после чего пристыковывался к тросу, спущенному с бомбардировщика. Для проверки этой идеи использовали второй опытный истребитель Як-25. Лётные испытания системы буксировки начались 1 июня 1949 года и закончились в сентябре 1950 года. За это время было выполнено 11 полётов, из них две сцепки были произведены в ночное время. Летчиком истребителя был С. Н. Анохин, |
Модификации: |
Як-27(1948г.)-проект истребителя сопровождения, аналогичный по конструкции Як-25, но с двигателем РД-45.![]() Як-30 (1948г.)-дальнейшее развитие Як-25 сновым стреловидным (350)крылом. (2 прототипа) Як-50 (1949г.)-опытный легкий истребитель-перехватчик, непосредственное развитие Як-30, но с углом стреловидности крыла в 45°, с велосипедным шасси и более мощным двигателем ВК-1 |
Источники: |
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950гг. М.: Машиностроение, 1978 http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak25_1.html http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak30.html http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak50_1.html
|
Яковлев Як-25(И) — истребитель
Яковлев Як-25(И) — истребитель1947 |
FIGHTER | Virtual Aircraft Museum / USSR / Russia / Yakovlev |
Разрабатываемый параллельно с Як-23, Як-25 с аналогичным двигателем был концептуально более совершенным и производным от Як-19.
| Компания Профиль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Як-25 А.С.Яковлева
Технические данные | |
---|---|
Тип | Як-25 |
Функция | Истребитель |
Год | 1947 |
Экипаж | 1 |
Двигатели | 1*1590 кг РД-500 |
Длина | 8,66 м |
Размах крыла | 8,88 м |
Площадь крыла | 14,0 м 2 |
Пустой вес | 2285 кг |
Масса груза | 3185 кг 3535 кг |
Нагрузка на крыло ( кг/м 2 ) | 227,5 кг/м 2 252,5 |
Тяга до Вес | 2,0/2,2 |
Скорость на высоте 0 м | 982 км/ч |
Скорость на высоте | 953 км/ч |
Посадочная скорость | 175 км/ч |
Посадочный пробег | 825 м сек |
Разбег | 510 м сек |
Время поворота | ? сек |
Диапазон | 1100 км 1600 км |
Потолок | 14000 м |
Набор высоты | |
на высоте 0 м | 37 м/с |
5000 м | 2,5 мин |
10000 м | 6,3 мин |
Полезная нагрузка | |
Топливо+Масло | 700/1025+12 кг |
Вооружение | |
Орудия | 3*23 мм НР-23 75 выстр/орудие |
44к ч/б «История авиастроения в СССР», т. 2 с.326
Одноместный реактивный истребитель, производная от Як-19 . У него также было прямое ламинарное крыло, но аэродинамический профиль был разные, толщиной 9% вместо 12%. Хвостовое оперение было стреловидно назад (всего 49°).
Гермокабина с пуленепробиваемым 57 мм лобовым стеклом . Откидное сиденье с броней спинки 8 мм .
Автоматические аэродинамические тормоза (под хвостовым оперением) срабатывают автоматически на критической скорости.
Як-25 начал летные испытания 31 октября, 1947 г. и продолжалась до 3 июля. 1948 год. Летчик-испытатель — С.Н.Анохин. Истребитель обладал приятной управляемостью и хорошей маневренностью. Отказались в пользу в/ч МиГ-15 , который имел более совершенную компоновку и более мощный двигатель.
Два были построены, обозначение позже использовалось для Як-25 «Фонарик» ;
Предшественники | Модификации |
---|---|
Як-19 | Як-30 |
Ссылки | Ссылки |
---|---|
![]() 2019 © Все права защищены. Карта сайта |