Zero (самолет) | это… Что такое Zero (самолет)?
Mitsubishi A6M Zero | |||
---|---|---|---|
Назначение: | истребитель | ||
Первый полёт: | 1 апреля 1939 | ||
Принят на вооружение: | Июль 1940 | ||
Производитель: | Всего построено: | 11 000 | |
Характеристики | |||
Экипаж: | 1 чел | ||
Макс. скорость: | на 4550 м — 533 км/ч | ||
Дальность полёта: | 3105 км | ||
10 000 м | |||
Скороподъёмность: | 942 м/мин | ||
Размеры | |||
Длина: | 9,06 м | ||
Высота: | 3,05 м | ||
Размах крыла: | 12,0 м | ||
Площадь крыла: | 22,44 м² | ||
Масса | |||
Пустой: | 1680 кг | ||
Снаряжённый: | 2410 кг | ||
Силовая установка | |||
Двигатели: | 1 × | ||
Вооружение | |||
Стрелково-пушечное вооружение: | 2×7,7 мм пулемёта Тип 97 на двигателе 2×20 мм пушки Тип 99 в крыльях | ||
2×30 кг бомбы под крыльями и 1×60 кг бомба под фюзеляжем |
Mitsubishi A6M Zero («A» — истребитель; «6» — модель; «M» — Mitsubishi) — японский лёгкий палубный истребитель времён Второй мировой войны. Выпускался с 1940 по 1945 год, всего построено 11 000 единиц. A6M имел техническое превосходство над самолётами союзников до конца 1942 года, когда американские соединения начали вооружаться «Лайтнингами», которые могли диктовать условия схватки, используя свое преимущество в лётных характеристиках на больших высотах.[1]. В 1943 году союзные истребители превзошли A6M по огневой мощи, бронированию и скорости, а также сократили отставание по манёвренности. В 1944 году A6M окончательно устарел, но продолжал производиться. В последние месяцы войны использовался для атак камикадзе.
Название «Морской палубный истребитель Тип 00 Модель 11» (Rei shiki Kanjo sentoki, 零式艦上戦闘機) A6M получил от последних чисел года выпуска — 2600 год по японскому летоисчислению (1940 г). В Японии его неофициально называли «Рейзен», кодовое имя данное союзниками — «Зике» (Zeke). Пилоты же называли A6M просто «Зеро» (англ. «Ноль»).
Содержание
|
Разработка
Истребитель Mitsubishi A5M только поступил на вооружение частей в начале 1937 года, как японский флот начал искать ему возможную замену. Спецификация на новый палубный истребитель была отправлена в Mitsubishi в мае. Обе фирмы начали предварительные работы по разработке в ожидании окончательных спецификаций.
В октябре, основываясь на опыте, полученном во время применения A5M в Китае, флот выдвинул следующие требования: скорость 500 км/ч на высоте 4000 метров, и набор высоты 3000 метров за 3,5 минуты. Продолжительность полёта с подвесными баками должна составлять от двух часов в нормальном режиме до 6-8 часов в экономичном. Вооружение должно состоять из двух 20-мм пушек, двух 7,7-мм пулемётов и двух 30 или 60 килограммовых бомб. На все самолёты должен устанавливаться полный набор радиооборудования, включая радиопеленгатор. Маневренность должна остаться хотя бы на том же уровне, что и у A5M, при размахе крыльев меньше 12 метров, чтобы помещаться на авианосце.
Инженеры Nakajima нашли воплощение этих характеристик невозможным и в январе следующего года вышли из конкурса. Дзиро Хорикоси, главный инженер Mitsubishi, для выполнения требований использовал все доступные технологии снижения веса, в том числе широкое использование дюралюминия. Низкорасположенное, свободнонесущее крыло, убираемые шасси с широкой колеёй, закрытый каплевидный фонарь кабины пилота с хорошим обзором делали «Зеро» самым технически оснащенным самолётом в мире[2].
Захваченый A6M2 c американскими опознавательными знаками в NASA
В сравнении с западными самолётами «Зеро» не имел бронированной спинки кресла пилота и протектированных топливных баков, что снижало его устойчивость к боевым повреждениям.
Большинство самолётов строились из алюминия марки T-7178, который был легче и прочнее, но и более хрупок. Очень низкая нагрузка на крыло давала скорость сваливания около 110 км/ч — способность к крутым разворотам, недоступным союзным самолётам того времени. За счет отклонения триммеров элеронов в противоположную сторону уменьшались усилия на ручке управления, но это снижало скорость вращения на больших скоростях — на 260 км/ч она составляла 56 градусов в секунду. На скоростях около 500 км/ч скорость вращения падала до ноля из-за гибкости крыльев.Американские военные получили возможность детально изучить «Зеро» после восстановления почти неповреждённого самолёта приземлившегося на Аляске. Японский пилот слишком далеко улетел от базы и, надеясь совершить экстренную посадку на территории США, перевернулся и сломал себе шею[3].
На службе
«Зеро» взлетает с палубы авианосца «Акаги» для атаки Пёрл-Харбора
Дебют «Зеро» состоялся в августе 1940 года в Китае.
Во время нападения на Пёрл-Харбор в строю находилось 420 «Зеро». Американцы часто обнаруживали их гораздо дальше от авианосцев чем предполагали, из-за невероятной дальности полета — 2600 км. Также «Зеро» превосходили союзные истребители по многим другим параметрам и быстро завоевали хорошую репутацию. Однако специальная тактика и новые истребители разработанные союзниками не позволила «Зеро» добиться полного превосходства в воздухе.
Японский ас Сабуро Сакаи вспоминал:
Я был в полной уверенности в своей способности уничтожить «Грумман» и решил сбить вражестий истребитель использую только 7,7-мм пулеметы. Я повернул выключатель 20-мм пушек в положение «выкл» и приблизился. По какой-то непонятной причине, даже после того как я выпустил пятьсот или шестьсот пуль прямо в «Грумман», самолёт не падал и продолжал полёт. Я подумал что это очень странно — такого никогда не случалось ранее. Я стал сокращать расстояние между самолётами до тех пор пока, казалось, мог протянуть руку и потрогать «Грумман». К моему удивлению, руль направления и хвост превратились в лоскуты и выглядели как старый дырявый кусок тряпки. Не удивительно что с самолетом в таком состоянии пилот не мог продолжать бой. «Зеро» получивший так много пуль превратился бы в огненный шар. |
Схема «узора Тача»
Отсутствие протектированных топливных баков и какого-либо бронирования в сочетании с нежеланием пилотов, вопреки приказу, надевать парашюты[4] приводило к большим потерям опытных кадров. Еще сильнее усугублял ситуацию более продолжительный период обучения японского лётчика по сравнению с союзниками.
Так как ввязываться в маневренный бой с «Зеро» — было смертельно опасно, то для борьбы с ним американцы использовали тактику «ударил-убежал» и «узор Тача» названную в честь изобретателя — Джона «Джимми» Тача. Эта тактика требует минимум два самолёта — ведущего и ведомого летящих на расстоянии около 60 метров. Когда «Зеро» садится на хвост одному из истребителей, то они начинают поворачивать навстречу друг к другу. Если «Зеро» продолжает преследовать свою цель, то попадает в прицел другому истребителю. Использование этой тактики дало значительный результат в сражении в Коралловом море и при Мидуэе, так же помогло поправить положение американских пилотов до поступления на вооружение новых типов самолётов.
Когда Grumman F6F Hellcat, Vought F4U Corsair и Lockheed P-38 Lightning появились в небе над тихим океаном «Зеро» со своим маломощным двигателем потерял конкурентоспособность. Соотношение потерь с 1:1 подпрыгнуло до более чем десяти сбитых японских самолётов на один американский. Такому успеху способствовало все большее количество неопытных японских лётчиков. Однако в опытных руках «Зеро» все ещё был смертельно опасен.
Модификации
A6M1
Первый прототип A6M1 был закончен в марте 1939 года. От оснащался двигателем Mitsubishi Zuisei 13 мощностью 780 л.с. (580 кВт) и двухлопастным воздушным винтом с изменяемым в полете шагом. Впервые поднялся в воздух 1 апреля 1939 года и удивительно быстро прошёл все тесты. В сентябре он был передан флоту для тестирования под обозначением «Палубный истребитель A6M1 тип 0» лишь с одним значительным замечанием — заменить воздушный винт на трехлопастной, чтобы избавится от излишней вибрации.
A6M2 модель 11
Во время тестирования флотом первых двух прототипов поступило предложение оснастить третий прототип двигателем Nakajima Sakae 12 мощностью 940 л.с. (700 кВт). Mitsubishi имела свой собственный двигатель этого класса — Kinsei, поэтому с неохотой пошла на это. В январе 1940 года первый A6M2 с двигателем Sakae 12 поднялся в воздух. Дополнительная мощность двигателя сильно улучшила характеристики самолёта по сравнению с первоначальными спецификациями.
Новая модель была столь многообещающая, что флот имел 15 построенных и переправленных в Китай самолётов прежде чем закончился полный набор тестов. В первые A6M2 начали совершать боевые вылеты в августе 1940 года над провинцией Чунцин. Советские истребители И-16 и И-153, которые были серьезной проблемой для A5M, для «Зеро» не представляли угрозы. Так, в одной схватке, 13 «Зеро» внезапно атаковав большую группу китайских И-15 и И-16, за полчаса, уничтожили 27 из них, без потерь для себя[5]. После таких сообщений флот приказал запустить самолёт в серийное производство.
Отчеты о характеристиках «Зеро», поступавшие в США, не воспринимались всерьёз военным командованием, которое не верило в способность Японии построить такой самолёт[6].
Nakajima A6M2-N «Rufe»
Основная статья: Nakajima A6M2-N
В начале 1941 года началась разработка поплавкового самолёта на основе модели 11. Инженеры Nakajima убрали стойки шасси, установили большой подфюзеляжный поплавок с топливным баком внутри, на лонжероне закрепили два поддерживающих поплавка, увеличили площадь руля и добавили небольшой киль под фюзеляжем. 8 декабря 1941 года прототип совершил первый полёт. Принят на вооружение в июле 1942 года под обозначением «морской поплавковый истребитель тип 2 модель 11».
A6M2 «Зеро» модель 21 на палубе авианосца «Сёкаку» готовятся к нападению на Пёрл-Харбор
A6M2 модель 21
В ноябре 1940 года была представлена модификация со складывающимися на 500 мм законцовками крыла, что позволяло размещаться на авианосцах. Ранее это было невозможно, так как палубные подъемники авианосцев японского флота не были приспособлены для самолётов с длинной крыла более 11 метров. 740 самолётов этой модификации были построены Mitsubishi и 800 Nakajima.
Так же эта модель послужила основой для двухместного тренировочного самолёта A6M2-K, 508 единиц которого построили Hitachi и 21-й арсенал морской авиации в Сасебо.
A6M3 модель 32
В конце 1941 года Nakajima представила двигатель Sakae 21 мощностью 1130 л.с. (840 кВт) оснащенный двухступенчатым нагнетателем увеличивающим производительность на больших высотах. Из-за нагнетателя новый двигатель был несколько тяжелее и длиннее, что привело к смещению центра тяжести слишком далеко вперед. Было принято решение укоротить на 200 мм крепления двигателя к мотораме сдвигая его, таким образом, к кокпиту. Это повлекло уменьшение ёмкости главного топливного бака, расположенного прямо за двигателем, с 518 до 470 литров.
Другим важным изменением было удаление складывающихся законцовок крыла. Это дало гораздо больший эффект чем ожидалось изначально. Меньшая площадь крыла увеличила скорость вращения, а уменьшившееся лобовое сопротивление позволяло пикировать на скорости до 670 км/ч. С другой стороны уменьшились маневренность и дальность полета, что очень не нравилось пилотам и Штабу морской авиации. Меньший радиус действия внес серьёзные ограничения во время кампании у Соломоновых островов в 1942 году.
Так же были увеличены магазины крыльевых 20-мм пушек, теперь они могли вмещать до 100 снарядов (ранее 60). Магазины выполненные в виде барабанов стали выступать за габариты крыла и были закрыты обтекателями.
Модель 32 начала производиться в апреле 1942 года. Всего построено 343 самолёта. В первое время военные США зарезервировали кодовое имя «Hamp» для этой модели прежде чем осознали что это всего лишь модификация «Зеро».
A6M3 модель 22
Из-за потери части авианосцев при острове Мидуэй самолётам приходилось действовать с сухопутных баз, летая на большие расстояния. Чтобы компенсировать уменьшившийся радиус действия модели 32 вновь стали использоваться складывающиеся законцовки крыла. Так же стали устанавливаться два дополнительных крыльевых топливных бака по 45 литров. Таким образом удалось достичь самой большой дальности полёта среди всех моделей «Зеро».
На некоторые самолёты (обозначались «модель 22а») ставились усовершенствованные пушки Тип 99 модель 2 модификация 3 с удлиненным стволом, и увеличенной скорострельностью. Ещё несколько прототипов, обозначавшихся «модель 22б», вооружались 30-мм пушкой Тип 5, но в серию не пошли из-за слабости конструкции крыла не выдерживающей отдачу столь мощных пушек.
Всего, с декабря 1942 года было произведено 560 самолётов этой модели.
A6M4
Два A6M2, оснащенные экспериментальной моделью двигателя Sakae с газотурбинным нагнетателем для использования на больших высотах, получили обозначение A6M4. В 1943 году за разработку модификации и тестирование этих двух прототипов взялся 1-й технический арсенал морской авиации в Йокосуке. Недостаток необходимых сплавов используемых в производстве газотурбинного нагнетателя сильно сказался на разработке и она была свёрнута. Данные, полученные при разработке A6M4, в дальнейшем использовались при производстве более технологичного A6M5, и позволили ускорить его разработку ведущуюся в то время Mitsubishi.
A6M5 модель 52
A6M5 модель 52
A6M5 — модификация A6M3 на который стали устанавливать крыло меньшего размаха — 11 метров (площадь 21,3 м²) с усиленной обшивкой, благодаря чему увеличилась скорость вращения и достигалась скорость 657 км/ч в пикировании. Так же была переработана система выхлопа — каждая пара цилиндров получила по выхлопному патрубку, вместо общего коллектора выхлопных газов — это дало несколько дополнительных км/ч к скорости. Чтобы раскалённые выхлопные газы не прожигали обшивку в районе патрубков её усилили стальным листом. Скорость самолёта возросла до 565 км/ч на 6000 метрах, став, таким образом, самой быстрой модификацией «Зеро». Всего было построен 1701 самолёт.
Варианты
- A6M5a «Kou» — устанавливались пушки Тип 99-II Мк 4 с ленточным питанием по 125 снарядов.
- A6M5b «Otsu» — первая модель получившая 50-мм лобовое бронестекло. Фюзеляжные баки оснащались системой пожаротушения. Один 7,7-мм пулемёт заменили на 13,2-мм пулемёт Тип 3.
- A6M5c «Hei» — оставшийся 7,7-мм пулемёт демонтировали. В крыле, рядом с 20-мм пушками, смонтировали два дополнительных 13,2 пулемёта. Пилот получил защиту в виде бронеспинки и бронезаголовника. За кабиной пилота смонтировали дополнительный протектированный бензобак на 140 литров.
- A6M5d-S — ночной истребитель вооруженный одной 20-мм пушкой.
A6M6c
A6M6 в морском музее в Куре (музей Yamato)
Идентичен A6M5c, но оснащался двигателем Nakajima Sakae 31a с системой впрыска водно-метаноловой смеси и протектированными крыльевыми баками.
A6M7
Идентичен A6M6. Двигатель Nakajima Sakae 31b, с двухступенчатым нагнетателем и без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Использовался для атак камикадзе.
A6M8
Идентичен A6M6. Оснащался двигателями Mitsubishi Kinsei 62. Построено два прототипа.
См. также
- Mitsubishi A5M
- Nakajima A6M2-N Rufe
- Curtiss P-40 Warhawk
- Grumman F4F Wildcat
- Lockheed P-38 Lightning
- Зеро (рулетка)
Примечания
- ↑ Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне), стр. 232
- ↑ http://www.chuckhawks.com/best_fighter_planes.htm
- ↑ http://base13. glasnet.ru/aoj/mi/a6m.htm
- ↑ Сакаи Сабуро «Самурай!»
- ↑ Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне), стр. 40
- ↑ Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне), стр. 68, 69
Ссылки
- Mitsubishi A6M Zero на airwar.ru
- Тринадцатая база: Мицубиси A6M Рейзен
- Mitsubishi A6M2 Zero-Sen Rene J. Francillon — Aircraft profile 129, 1969 год Перевод А. Плахова, редакция В. Моисеева
- Японские палубные истребители
- Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне)
Морской палубный истребитель A6M Reisen Zero
Морской палубный истребитель A6M Reisen Zero |
Легендарный Японский палубный истребитель Второй мировой войны Mitsubishi A6M Reisen Zero.В июле 1940 года квалификационные испытания на борту авианосца Kara были успешно завершены, и 31 июля новый самолет был принят на вооружение под официальным обозначением Палубный истребитель флота Тип 0 Модель 11 (А6М2 Модель 11). Позднее истребитель получил большую известность под краткими обозначениями: японским Рейсен (сокращение от Rei Sentoki — истребитель 0) и англоязычным Зеро.
Несмотря на достаточно высокие характеристики палубного истребителя Мицубиси А5М и большие успехи, достигнутые им в ходе боевых действий во время второго японско-китайского конфликта, этот самолет постепенно устаревал. Кайгун Коку Хомбу, принимая во внимание быстрые темпы развития авиации во всем мире, посчитал необходимым разработать новый самолет, который смог бы сопровождать бомбардировщики во время налетов на цели, расположенные в глубине территории противника, и сформулировал в 1937 году требования к новому палубному истребителю 12-Си.
19 мая 1937 года они были отравлены фирмам «Мицубиси» и «Накадзима», а 17 января следующего года в 1-ом авиационном арсенале флота в Йокосуке состоялась встреча представителей заказчика со специалистами авиастроительных компаний, на которой были обсуждены содержавшиеся в спецификации требования. Они были чрезвычайно высоки.
Восстановленный в наши дни Японский самолет Mitsubishi A6M Reisen Zero
Новая машина, отличавшаяся мощным вооружением (две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемета), должна была на высоте 4000 м развивать максимальную скорость не ниже 500 км/ч, а продолжительность полета с дополнительным топливным баком должна была составлять 6-8 ч. При этом по своей маневренности она не должна была уступать истребителю А5М.
Такие требования на «Накадзиме» сочли невыполнимыми, и от участия в конкурсе эта фирма отказалась. Специалисты концерна «Мицубиси» были в то время заняты разработкой бомбардировщика по спецификации 11-Си и также особого энтузиазма по отношению к новому проекту не проявили — шансы выполнить поставленные условия казались минимальными. Тем не менее руководство «Мицубиси» решило рискнуть, и для создания нового истребителя был организован конструкторский коллектив из лучших специалистов во главе с Дзиро Хорикоси.
Современная копия Японского истребителя Mitsubishi A6M Reisen Zero
В конце апреля 1938 года эскизный проект был одобрен представителями заказчика, и на заводе «Мицубиси» в Нагое начали готовиться к постройке прототипов. При их изготовлении впервые был использован новый сплав «экстра супер дюралюминий», который был разработан компанией «Сумитомо» и обладал на 40% большей, чем американские аналоги, прочностью на растяжение.
Вид изнутри кабины Японского истребителя Mitsubishi A6M Reisen Zero
Для снижения веса машины была применена интегральная конструкция фюзеляжа и крыльев. Бронирования кабины пилота не предусматривалось, а вместо использовавшихся на европейских и американских самолетах протестированных топливных баков были применены легкие и простые баки из фанеры. Фюзеляж представлял собой цельнометаллический полумонокок с работающей обшивкой, конструктивно состоящий из двух секций. Низкорасположенное крыло А6М имело цельнометаллическую двухлонжеронную конструкцию.
Первый прототип, которому было присвоено обозначение А6М1, был готов к февралю 1939 года, и 1 апреля летчик-испытатель компании «Мицубиси» Кацузо Сима поднял его в воздух с аэродрома в Кагамигахара. 25 апреля была достигнута максимальная скорость полета — 491 км/ч, что несколько уступало требованиям. В связи с этим Кайгун Коку Хомбу потребовал на третьем прототипе вместо двигателя Мицубиси Cуйсей 13 мощностью 780 л.с., установить 940-сильный мотор Накадзима Сакае 12. В июле к летным испытаниям прототипа приступили военные летчики. Они не выявили каких-либо существенных недостатков, а проявлявшуюся в полете вибрацию удалось устранить путем замены двухлопастного воздушного винта новым — трехлопастным. Испытания были в самом разгаре, когда 11 марта 1940 года второй прототип во время полета неожиданно развалился в воздухе, а его пилот погиб. Продувка в аэродинамической трубе выявить причину катастрофы не позволила, но это обстоятельство не привело к задержке программы, поскольку в это время уже шли испытания третьего прототипа, получившего обозначение А6М2, который впервые поднялся в воздух 28 декабря 1939 года. Благодаря более-мощному двигателю, он продемонстрировал характеристики, которые превзошли все ожидания.
В июле 1940 года квалификационные испытания на борту авианосца «Kara» были успешно завершены, и 31 июля новый самолет был принят на вооружение под официальным обозначением «Палубный истребитель флота Тип 0 Модель 11» (А6М2 Модель 11). Позднее истребитель получил большую известность под краткими обозначениями: японским «Рейсен» (сокращение от Rei Sentoki — истребитель 0) и англоязычным «Зеро». Первый боевой вылет воевавшие в составе 12-го смешанного кокутай истребители совершили 19 августа 1940 года, а первые победы были одержаны 13 сентября, когда 13 А6М2 столкнулись с крупным соединением китайских истребителей. В скоротечном бою японцы сбили 27 военных самолетов второй мировой войны И-152 и И-16 советского производства. Всего до вступления Японии во Вторую мировую войну «Рейсены» одержали 99 воздушных побед. При этом собственные потери составили всего две машины, которые были сбиты огнем зенитной артиллерии. В небе Китая «Рейсенам» равных просто не было.
Модификации самолета А6М
Самолет А6М стал самым массовым истребителем, производившимся в Японии в годы Второй мировой войны. Как и почти все машины, выпускавшиеся на протяжении сравнительно долгого времени, самолеты этого типа постоянно совершенствовались. что привело к появлению большого числа модификаций. Остановимся на них подробнее.
- А6М2 Модель 11 — первая серийная модификация «Рейсeна». До конца ноября 1940 года было изготовлено 64 самолета (включая 15 машин опытной партии). Начиная с 22 экземпляра, на А6М2 Модель 11 устанавливался усиленный главный лонжерон крыла.
- А6М2 Модель 21 — первая по-настоящему массовая модификация «Рейсена», запущенная в производство в конце ноября 1940 года. За два года было построено 740 самолетов на заводах компании «Мицубиси» и около 800 — на заводе фирмы «Накадзима». Они отличались от предшественников конструкцией законцовок крыла, которые были выполнены складываемыми (вручную) для более удобного размещения на палубах авианосцев. Начиная с 127 машины, элероны стали оснащаться триммерами.
- A6M2-N — поплавковый вариант истребителя.
- А6М2-К — двухместный учебный вариант. До 1945 года было изготовлено 515 самолетов. С целью уменьшения массы вооружение с них было снято.
Японский истребитель А6М3 Модель 32 вид сбоку
- А6М3 Модель 32 — модернизированный вариант с двигателем Накадзима Сакае 21 мощностью 1130 л.с. и трехлопастным воздушным винтом изменяемого в полете шага.
Начиная с 4 экземпляра, боекомплект 20-мм пушек был увеличен с 60 до 100 выстрелов на ствол. За счет отказа от складываемых законцовок размах крыла уменьшился с 12 до 11 м, а само крыло приобрело трапециевидную форму. Производство машин этого варианта, характеристики которых изменились совсем незначительно, было начато в июле 1941 года. Всего было построено 343 истребителя А6М3 Модель 32.
Японский истребитель А6М3 Модель 22 вид сбоку
- А6М3 Модель 22 — следующий вариант «Рeйсeна», к изготовлению которого приступили сразу после прекращения выпуска истребителей А6МЗ Модель 32. главным недостатком которых была уменьшившаяся за счет установки более мощного двигателя, отличавшегося большим расходом топлива, дальность полета. В Японии всегда уделялось чрезвычайно большое значение дальности полета, особенно после того, как в сражении у атолла Мидуэй японцы потеряли четыре крупных авианосца и теперь истребителям приходилось действовать в основном с удаленных наземных аэродромов.
В связи с этим самолеты модификации А6М3 Модель 22 стали оснащать крыльями от варианта А6М 2 со складываемыми законцовками, в которых были размещены два дополнительных топливных бака емкостью по 45 л. Благодаря этому дальность полета истребителей этой модификации была большей, чем у всех остальных выпускавшихся серийно «Рейсенов».
Японский истребитель А6М3 Модель 22 с дополнительным топливным баком вид сбоку
Три экземпляра в порядке эксперимента были вооружены 30-мм пушками Тип 97, но оказалось, что конструкция крыла не выдерживает возросшие нагрузки, и от затеи пришлось отказаться. Всего было изготовлено 560 самолетов. Первые из них поступили в войска в конце 1942 года.
- А6М4 Модель 32 — это обозначение было зарезервировано для варианта, оснащенного экспериментальным двигателем Накадзима Сакае с турбокомпрессором. Ни одной машины построено не было.
- А6М5 Модель 52 — очередная модификация, разработанная с целью повышения характеристик в пикировании. Это было еще одно слабое место «Рейсeнов», ставшее особенно ощутимым при ведении воздушного боя с новыми американскими истребителями Грумман F6F «Хеллкэт» и F4U «Корсар».
Японский истребитель А6М5 Модель 52 вид сбоку
Поэтому в новых самолетах крыло было существенно переработано: его конструкция была усилена, элероны стали длиннее, а обшивка — более толстой.
Японский истребитель А6М5 Модель 52 с выпущенными шасси вид сбоку
Законцовки вновь были выполнены овальными, но без механизма складывания. Двигатель остался прежним, но была усовершенствована система отвода отработанных газов. В результате модернизации максимальная скорость в горизонтальном полете возросла до 565 км/ч, а в пикировании — до 660 км/ч. Начиная с августа 1943 года было изготовлено 747 истребителей этого варианта.
Японский истребитель А6М5а Модель 52А с дополнительным топливным баком вид сбоку
- А6М5а Модель 52А — самолеты этой модификации отличались от предшественников еще большей толщиной обшивки крыла, благодаря чему скорость пикирования возросла до 740 км/ч. , и новым пушечным вооружением — двумя 20-мм пушками Тип 99 Модель 2 с боекомплектом 125 выстрелов на ствол.
Японский истребитель А6М5а Модель 52А вид сбоку
- А6М5b Модель 52В — при разработке этого варианта основное внимание было уделено увеличению уровня защищенности. Топливные баки были оборудованы системами автоматического пожаротушения на основе использования углекислого газа, а переднее стекло фонаря кабины было заменено пуленепробиваемым стеклоблоком толщиной 50 мм. Для увеличения силы огня один из двух установленных в фюзеляже пулеметов калибра 7,7 мм был заменен 13,2-мм пулеметом Тип 3. Производство было начато в апреле 1944 года. Всего было выпущено 470 самолетов.
Японский истребитель А6М5b Модель 52В вид сбоку
- А6М5с Модель 52С — усовершенствованный вариант с усиленным вооружением, которое состояло из двух 20-мм пушек и трех 13,2-мм пулеметов (один в фюзеляже и два в крыле), дополнительным протестированным топливным баком емкостью 140 л и бронезащитой кабины пилота. Осенью 1944 года было построено 93 истребителя.
Японский истребитель А6М5с Модель 52С вид сбоку
- А6М5-К — проект учебного самолета на базе А6М5. В начале 1945 года было изготовлено 7 опытных машин. Серийно данная машина не производилась, поскольку все силы и средства были направлены на выпуск боевых самолетов.
- А6М6с Модель 53С — вариант с протежированными топливными баками и двигателем Накадзима Сакае 31 А, оборудованным системой впрыска в цилиндры водно-метаноловой смеси (мощность 1210 л.c.). На практике система впрыска оказалась очень ненадежной. Был построен всего один прототип.
- А6М7 Модель 63 — вариант, предназначенный да использования в качестве пикирующего бомбардировщика, способного действовать с малых авианосцев. Стрелковое вооружение осталось таким же. как на самолетах модификации А6М5с Модель 52С, а вместо дополнительного подфюзеляжного бака устанавливался механизм подвески бомбы массой 250 кг. Под крыльями подвешивались два бака емкостью по 350 л. Было выпущено небольшое количество самолетов этого варианта (точное число неизвестно).
Японский истребитель А6М7 Модель 63 вид сбоку
- А6М8с Модель 64С — модификация с двигателем Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1560 л.с, благодаря которому максимальная скорость выросла до 573 км/ч на высоте 6000 м. Стрелковое оружие сократилось: в крыле устанавливались два 13,2-мм пулемета и две 20-мм пушки. Из-за проблем с двигателями испытания двух прототипов, построенных в апреле и мае 1945 года, затянулись, поэтому до окончания войны ни одного из 6300 заказанных военными самолетов изготовлено не было.
Японский истребитель А6М8с Модель 64С вид сбоку
Всего за период с 1940 по 1945 год было построено 10449 боевых истребителей А6М «Рейсен» различных модификаций (3879 на заводах «Мицубиси» и 6570 — «Накадзима»). К этому числу следует добавить 327 поплавковых истребителей A6M2-N и 515 учебно-тренировочных машин А6М2-К и А6М5-К.
Как уже отмечалось, боевой дебют «Рейсенов» оказался очень удачным. И в Китае, и на первом этапе боевых действий на Тихом океане равных соперников у А6М просто не было. Ни американцы, ни англичане не ожидали встретить настолько грозного соперника, ведь до вступления Японии во вторую мировую войну считалось, что японцы не способны проектировать и строить современные образцы боевых самолетов.
Высокие характеристики «Рейсенов», в первую очередь их высокая огневая мощь и отличная маневренность, вместе с высоким уровнем подготовки пилотов, многие из которых успели приобрести немалый опыт в боях во время японско-китайского конфликта, позволили японским летчикам добиться множества блестящих побед. Сложился даже миф о непобедимости «Рейсенов», или, как их называли американцы, «Зики» (сокращение от кодового обозначения «Изикель»). Но вскоре союзники выявили уязвимые места этих самолетов. Захватив на одном из Алеутских островов практически неповрежденную машину, которая совершила здесь вынужденную посадку, американцы перевезли ее в США и детально изучили.
По окончанию второй мировой войны этот самолет уже являлся легкой добычей. Хотя в руках умелого и опытного пилота А6М и в последние месяцы боев представлял собой достаточно грозное оружие. Большинству же уцелевших «Рейсенов» пришлось разделить участь многих других японских машин — стать самолетами-камикадзе.
Модель |
Mitsubishi A6M5 Zero |
Экипаж, человек |
1 |
Длина, метров |
9,12 |
Размах крыла, метров |
11,00 |
Высота, метров |
3,27 |
Площадь крыла, метров квадратных |
22,44 |
Масса пустого, кг |
1680 |
Нормальная взлётная масса, кг |
2410 |
Максимальная взлётная масса, кг |
нет данных |
Двигатель |
Nakajima Sakae |
Мощность двигателя, л. с. |
1 х 1130 |
Максимальная скорость, км/ч |
565 |
Крейсерская скорость, км/ч |
нет данных |
Практическая дальность, км |
1580 |
Практический потолок, метров |
11140 |
Вооружение, пушки, мм |
2 х 20 Тип 99 |
Вооружение, пулеметы, мм |
2 х 7,7 Тип 97 |
Вооружение, бомбы, кг |
120 |
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Андрей Харук. «Зеро» — лучший палубный истребитель
- Сергей Колов. «Зеро» Мицубиси
- Aircraft Profile 129. Rene J. Francillon. Mitsubishi A6M2 Zero-Sen.
- Виктор Бакурский. «Зеро», «Зеро-сен», «Зек».
< Назад | Вперед > |
---|
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтикиПерейти к основному содержанию
Пожертвовать сейчас
Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Для посещения музея в округе Колумбия требуются бесплатные временные входные билеты. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Запланируйте групповое посещение В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу. Исследовать Истории Темы Коллекции По требованию Для исследователей Для учителей и родителей Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились. Учиться Программы Образовательные ресурсы Запланируйте экскурсию Профессиональное развитие педагога Образовательная ежемесячная тема Будь искрой Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению. Давать Становиться участником Стена чести Способы дать Провести мероприятиеНациональный музей авиации и космонавтики
6-я улица и проспект Независимости SW
Вашингтон, округ Колумбия 20560
202-633-2214
10:00 — 17:30
Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи
14390 Музей авиации и космонавтики Parkway
Шантильи, Вирджиния 20151
703-572-4118
10:00 — 17:30
Mitsubishi A6M Zero был самым массовым японским самолетом Второй мировой войны. | ||
Легендарный статус Mitsubishi A6M Zero-Sen отражал судьбу восходящего солнца, в котором четыре года солнце наконец садилось. Для японцев и их бывших противников A6M был символом японской авиации и ознаменовал начало новой эпохи в морской авиации. Обладая малым радиусом поворота, он был чрезвычайно смертоносным оружием в воздушном бою и был известен своей способностью перехитрить, Брюстер F2A Буффало, Кертисс Р-40 и Грумман F4F Уайлдкэт. Это был первый корабельный истребитель, способный превзойти самолеты наземного базирования. 1 Еще в 1937 году Клэр Шенно, автор книги «Роль оборонительного преследования», , предупредила ВВС США об опасностях японской авиации. Очевидно, его предупреждения были проигнорированы, поскольку превосходство A6M стало полной неожиданностью для американских войск. 2 Как лидер Летающих Тигров, Шенно постоянно подчеркивал своим пилотам: «Никогда не пытайтесь развернуться с Зеро. Всегда поднимайтесь над врагом и старайтесь поразить его с первого прохода». 3 Из-за исключительной дальности полета и характеристик A6M ему приходилось нести на себе основную тяжесть почти всех боевых действий в Тихом океане до конца войны. 4 19 мая 1937 года Императорский флот Японии представил спецификации на новый военно-морской истребитель, который заменит Mitsubishi A5M, военно-морской авианосный истребитель Тип 96, который только что вступил в строй. Требовались следующие требования: • Максимальная скорость 270 узлов на высоте 4000 м. ВМС заказали два прототипа, и планы были представлены Накадзимой и Мицубиси. Накадзима решил отказаться от своего предложения по дизайну истребителя, и Mitsubishi представила свой проект во главе с дизайнером Дзиро Хорикоши. Прототип Mitsubishi A6M1 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси и мощностью 780 л.с. (580 кВт). Двигатель Мицубиси Зуисей 13. В ходе летных испытаний двухлопастной винт изменяемого шага был заменен на трехлопастной винт изменяемого шага. Кроме максимальной скорости, все требования были выполнены или даже превышены. 5 ВМС санкционировали производство первой партии A6M2, и военные испытания прошли быстро. Во время летных испытаний A6M1 новая силовая установка прошла приемочные испытания ВМФ, и на третьем прототипе A6M2 был установлен двигатель Nakajima NK1C Sakae 12 мощностью 925 л.с. (690 кВт), который был немного больше, чем у Zuisei. Первоначальные испытания были завершены в июле 1940 года, и военно-морской флот направил пятнадцать A6M2 для боевых испытаний в Китае. В Китае А6М2, усиленные рядом серийных самолетов, уничтожили 99 китайских самолетов при потере всего двух своих. Самолет был принят в производство в июле 1940 г. как палубный истребитель ВМС США Type 0 Model 11, а в сентябре 1941 г. был подготовлен к предстоящей войне с союзниками. Во время производства были внесены модификации, задний лонжерон A6M2 был усилен, а законцовки крыла складывались вручную, чтобы обеспечить зазор на палубных лифтах авианосца. Модифицированный самолет получил обозначение Navy Type 0 Carrier Fighter Model 21. Версия A6M2 Model 21 использовалась в Перл-Харборе и по всему Тихому океану на ранних этапах войны. За полгода до нападения на Перл-Харбор новая версия Reisen, A63M, была оснащена двигателем мощностью 1130 л.с. Nakajima Sakae 21 четырнадцатицилиндровый звездообразный двигатель с двухскоростным нагнетателем вместо односкоростного агрегата, использовавшегося на Sakae 12. Новый двигатель потребовал перемещения противопожарной перегородки двигателя на 18 дюймов в корму и уменьшения объема фюзеляжного топливного бака с 98 л. литров до 60 литров. У Sakae 21 расход топлива был выше, чем у Sakae 12, а в каждом крыле за пределами пушечного отсека устанавливались 45-литровые топливные баки. Установка крыльевых топливных баков восстановила дальность полета «Зеро» до исходного уровня. Другие модификации включали увеличение боезапаса 20-мм пушки с 60 до 100 выстрелов на выстрел и удаление складывающихся законцовок крыла, что привело к увеличению горизонтальной скорости. Квадратные законцовки крыла вызвали некоторое замешательство у союзников, которые ошибочно подумали, что это совершенно новый истребитель, и он был обозначен как HAMP. После того, как это было обнаружено, это был тот же самый самолет, обозначение HAMP было снято. A6M3 получил обозначение Navy Type 0 Carrier Fighter Model 32. Триста сорок три самолета этого варианта были построены Mitsubishi, а неуказанное количество было построено Nakajima. Обладая максимальной скоростью 331 миль в час (532 км/ч) и способностью подниматься на высоту 6000 м за 7 минут 27 секунд, он превосходил любой другой тип истребителя в Тихом океане. Когда началась война, в японском флоте было 328 A6M2 в частях первой линии. 7 декабря 1941 года Императорский флот Японии запустил 353 самолета с шести авианосцев в ходе внезапной атаки на военные объекты США в Перл-Харборе на острове Оаху, Гавайи. В налете участвовали самолеты A6M2, Nakajima B5N и Aichi D3A. У А6М было много недостатков, которые выявились только через полгода, когда был получен практически неповрежденный экземпляр. 3 июня 1942 года старшина Тадаёси Кога покинул кабину авианосца «Рюдзё» на своем истребителе Mitsubishi A6M2 Model 21 в составе оперативной группы, которой было поручено атаковать Датч-Харбор на Алеутских островах. Его A6M2, построенный в феврале, выполнял свой первый боевой вылет. На обратном пути на «Рюдзё» Кога обнаружил, что две пули пробили его топливный бак, и сообщил командиру звена, что намеревается приземлиться на острове Акутан, обозначенном как аварийная посадочная площадка. Кога не успел на посадочную площадку, а вместо этого совершил вынужденную посадку в болото, где самолет перевернулся, в результате чего он сломал себе шею и погиб. Пять недель спустя PBY Catalina ВМС США, совершая обычное патрулирование, обнаружил в болоте перевернутый японский истребитель. Этот единственный истребитель был, вероятно, одним из величайших призов войны на Тихом океане. Практически не поврежденный, он был отправлен обратно в США, где прошел всесторонние испытания. У «Зеро» также не было бронезащиты пилота и самоуплотняющихся топливных баков, и в некоторых аспектах он был переоценен, в том числе за его легендарную маневренность. 6 Модифицированные Zero, приписанные к авиагруппе 201 на Филиппинах, были первыми японскими самолетами, использованными в запланированных смертоносных миссиях против американских надводных кораблей. Авиагруппа 201, которой помогали пилоты-добровольцы из авиагруппы 601 и других подразделений ВМС в этом районе, стала первой эскадрильей смертников Kamikaze (Divine Wind) в ВВС Японии. Выдающиеся успехи, достигнутые этой формой атаки, привели к формированию других подразделений камикадзе, а бомбардировщики «Зеро» стали основными смертниками ВМФ. Было произведено больше Zero-Sens, чем любого другого японского самолета военного времени. Только Mitsubishi произвела 3879 самолетов этого типа, а Nakajima построила 6215 самолетов. Всего с учетом 844 вариантов учебно-тренировочных и гидросамолетов, произведенных Sasebo, Hitachi и Nakajima, производство самолетов серии A6M составило 10 938 самолетов. Zero-Sen обладал полным господством в воздухе над Тихим океаном до битвы за Мидуэй 19 июня. 42, ставшего фактически переломным моментом войны на Тихом океане, хотя мало кто знал об этом в то время. Ценность Zero неуклонно снижалась, и ее самая низкая точка была достигнута, когда он был выбран, чтобы возглавить ВВС ВМС в массовых атаках смертников. Установка двигателя Kinsei приблизила Zero-Sen к стандартам союзников, достигнутым на том этапе войны, но подавляющие промышленные мощности Соединенных Штатов сделали очевидным, что победа союзников стала предрешенной. Самолет, развязавший войну на Тихом океане, больше не был в состоянии вести ее, равно как и нация, которая ее задумала. | ||
Технические характеристики: | ||
---|---|---|
A6M2 — Модель 21 | A6M5 — Модель 52 | |
Размеры: | ||
Размах крыла: | 39 футов 4 7/16 дюйма (12 м) | 46 футов 1 1/16 дюйма (11 м) |
Длина: | 29 футов 8 11/16 дюймов (9,06 м) | 29 футов 11 3/32 дюйма (9. 2019 © Все права защищены. Карта сайта |