+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Авиационная энциклопедия – —

0

Уголок неба — Авиационная энциклопедия

 

Большая онлайн авиационная энциклопедия «Уголок неба» представляет собой уникальный в своём роде Интернет-ресурс, на котором можно отыскать не только все интересующие вас особенности авиационного дела, но и замечательные статьи, описания самолётов с их историей создания, а также массу полезных тематических материалов.

 

 

Здесь, абсолютно каждый желающий сможет узнать практически всё об авиации, причём создатели онлайн энциклопедии затронули не только современное состояние авиации, но и углубились в её историю, что позволяет в большой мере судить о том, как развивалось авиационное дело  десятки лет назад. Кроме того, пользователи онлайн портала «Уголок неба» могут узнать возможные тенденции развития авиации в будущем, заглянуть, так сказать, на несколько десятилетий вперёд и узнать, какими будут самолёты через несколько лет.

На страницах онлайн энциклопедии об авиации можно встретить массу интересных статей, несущих как обычный интерес для пользователей, так и раскрывающих основные особенности тех или иных воздушных машин. При необходимости, любой желающий может ознакомиться с чертежами самолётов и вертолётов, причём это относится как к историческим воздушным моделям, так и к современным авиалайнерам, которые только-только начинают свои первые полёты. Кроме того, здесь также можно отыскать различные трёхмерные модели самолётов, что позволяет наглядно и со всех сторон рассмотреть то или иное воздушное судно, причём это можно сделать под различными ракурсами, что позволяет в свою очередь сравнить модели самолётов как одной эпохи, так и разных временных промежутков, что само по себе весьма интересно.

Сайт уголок неба http://www.airwar.ru/

Стоит подчеркнуть, что информация на сайте «Уголок неба» выложена в таком виде, чтобы она легко была понята даже неосведомлённым пользователем. При необходимости вы можете не только почерпнуть дополнительные знания в авиации, но и успешно закрепить их рядом прекрасных примеров, на что авторы авиационной энциклопедии «Уголок неба» явно не поскупились. Здесь, на страницах сайта «Уголок неба» можно ознакомиться с практически всеми моделями воздушного транспорта, в частности это относится к планерам, беспилотным летательным аппаратам, вертолётам, самолётам военной и гражданской авиации и т.д. Тем не менее, информация является исключительно сканированной из книг и прочих печатных периодических изданий, что не всегда позволяет удобно ориентироваться в представленных данных. В большинстве случаев это удовлетворяет, однако не всегда позволяет отыскать то, что действительно необходимо.

Avia.pro

 

avia.pro

Уголок неба — авиационная энциклопедия — airwar.ru — О самолётах и авиастроении

Громадная онлайн авиационная энциклопедия «Уголок неба» является неповторимый в собственном роде Интернет-ресурс, на котором возможно найти не только все интересующие вас особенности авиационного дела, но и превосходные статьи, описания самолётов с их историей создания, и массу нужных тематических материалов.

Тут, полностью любой желающий сможет определить фактически всё об авиации, причём создатели онлайн энциклопедии затронули не только современное состояние авиации, но и углубились в её историю, что разрешает в большой мере делать выводы о том, как развивалось авиационное дело  десятки лет назад. Помимо этого, пользователи онлайн портала «Уголок неба» смогут определить вероятные тенденции авиации в будущем, посмотреть, так сообщить, на пара десятилетий вперёд и определить, какими будут самолёты через пара лет.

На страницах онлайн энциклопедии об авиации возможно встретить массу занимательных статей, несущих как простой интерес для пользователей, так и раскрывающих главные изюминки тех либо иных воздушных автомобилей. При необходимости, кто угодно может ознакомиться с чертежами вертолётов и самолётов, причём это относится как к историческим воздушным моделям, так и к современным самолётам, каковые только-только начинают собственные первые полёты. Помимо этого, тут кроме этого возможно найти разные трёхмерные модели самолётов, что разрешает наглядно и со всех сторон разглядеть то либо иное воздушное судно, причём это возможно сделать под разными ракурсами, что разрешает со своей стороны сравнить модели самолётов как одной эры, так и различных временных промежутков, что само по себе интересно.

Сайт уголок неба http://www.airwar.ru/

Стоит выделить, что информация на сайте «Уголок неба» выложена в таком виде, дабы она легко была осознана кроме того неосведомлённым пользователем. При необходимости вы имеете возможность не только почерпнуть дополнительные знания в авиации, но и удачно закрепить их рядом красивых примеров, на что авторы авиационной энциклопедии «Уголок неба» очевидно не поскупились.

Тут, на страницах сайта «Уголок неба» возможно ознакомиться с фактически всеми моделями воздушного транспорта, в частности это относится к планерам, беспилотным летательным аппаратам, вертолётам, самолётам военной и гражданской авиации и т.д. Однако, информация есть только сканированной из книг и других печатных изданий, что не всегда позволяет комфортно ориентироваться в представленных данных. Как правило это удовлетворяет, но не всегда позволяет найти то, что вправду нужно.

Мировая авиация Полная энциклопедия Журнал

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Авиационная энциклопедия: ту-95мс

    Носитель крылатых ракет Ту-95МС создан на базе дальнего противолодочного самолёта Ту-142. Кроме нового оружия на Ту-95МС полностью обновили бортовое…

  • Советский период — высший этап в развитии отечественной авиационной мысли

    В русской науке с давних времен уделялось важное внимание к вопросам покорения и исследования воздушного океана. в течении XVIII и XIX вв. русские ученые…

  • Злоключения авиационной промышленности в отдельно взятой стране

    Многие знают, а кое-какие кроме того не забывают, что было время, в то время, когда авиации, авиационной индустрии у нас уделялось самое внимание….

  • Япония – не авиационная держава!

    Увлекательная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует сотрудников. То, что японские ВВС разрушают беспомощные китайские города, вовсе не…

  • Airventure oshkosh — главное событие года для всех любителей неба

    EAA AirVenture Oshkosh — это самый большой ежегодный слёт энтузиастов авиации, проходящий каждое лето в городе Ошкош, Висконсин, США (Oshkosh,…

  • В гармонии с природой: чистые самолеты завоевывают небо

    Экологически чистые самолеты на электромоторах без препятствий вытеснят простые модели легкой авиатехники не позднее 2020 года, полагают английские…

stroimsamolet.ru

Энциклопедия авиации | Авиация гражданская и военная

Энциклопедия Авиации представляет собой многоплановое научно-справочное издание, в котором систематизированы сведения по обширному кругу вопросов, относящихся к авиации и воздухоплаванию. В энциклопедии более 2 тысяч статей.

Энциклопедия содержит материалы по фундаментальным научным основам авиации, от законов Архимеда до принципов реактивного движения, открытие которых позволило преодолеть могущественные силы земного притяжения.
Большое место в энциклопедии, естественно, отведено летательным аппаратам — самолётам, планёрам, винтокрылым и аэрокосмическим летательным аппаратам и т. д. Представлены статьи, в которых содержатся сведения об их классификации, конструктивном исполнении, определены их основные характеристики. Поскольку авиация и воздухоплавание тесно связаны между собой, в энциклопедии рассмотрены и летательные аппараты легче воздуха (аэростаты, стратостаты, дирижабли), а также основные положения аэростатики. Описаны самолёты как гражданского назначения (пассажирские, грузовые, спортивные, сельскохозяйственные и др.), так и военного (истребители, штурмовики, бомбардировщики и т.д.), включены статьи о вертолётах, планёрах, летающих платформах, экранопланах и других видах летательных аппаратов.

Аналогичные данные (классификация, устройство и принципы действия, характеристики) приводятся в цикле статей об авиационных двигателях. В статьях энциклопедии содержатся материалы о современных авиационных топливах и о тех источниках энергии, которые могут прийти им на смену.

Статьи обзорного характера посвящены различным видам авиационного спорта (авиамодельному, парашютному, планёрному и дельтапланёрному, вертолётному и самолётному). Приводятся краткие сведения об основных фигурах пилотажа.

Важной составной частью энциклопедии являются биографические статьи. Их насчитывается около 600. Даны краткие биографии пионеров авиации, видных конструкторов, учёных в области авиационной науки, лётчиков и воздухоплавателей, испытателей авиационной техники, руководителей авиационной промышленности и гражданской авиации СССР, советских авиационных военачальников.

Следует отметить большую группу статей, которые можно условно отнести к общему разделу. Это обзорные статьи по авиации (в том числе по отдельным её видам) и авиационной промышленности; статьи о ведущих отечественных авиастроительных предприятиях (заводах и конструкторских бюро) и о семействах самолётов, вертолётов и авиационных двигателей, созданных под руководством известных советских конструкторов; о зарубежных авиастроительных фирмах и их продукции, а также об авиатранспортных компаниях мира; о научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях авиационного профиля; о знаменательных перелётах и авиационных рекордах и т. д. Кроме того, в энциклопедию включены материалы смежной тематики — по воздушному праву, авиационной медицине и авиационной метеорологии, авиационным выставкам и многим другим вопросам.

При работе над энциклопедией большое внимание обращалось на освещение истории авиации и воздухоплавания. Многие статьи включают историческую справку по рассматриваемому вопросу. Истории посвящены также два приложения — хронологическое, включающее даты памятных событий и фактов из истории воздухоплавания и авиации, относящихся к периоду от появления первых проектов летательных аппаратов до наших дней.

www.aircaft.ru

Справочник Авиации | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Год разработки Тип / Наименование
1911Истребитель С-6 (Сикорский-6)
1913Бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»
1914Истребитель С-16
1914
Гидросамолет М-5
1923Истребитель И-1
1924Истребитель И-2
1927Истребитель И-4 (АНТ-5)
1927Истребитель И-2бис
1928Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
1928Учебный самолет ПО-2 (У-2)
1928Разведывательный самолет Р-5
1929Многоцелевой самолет Р-6 (АНТ-7)
1930Истребитель И-5
1932Гидросамолет МБР-2
1933Истребитель И-16
1934Бомбардировщик «СБ» (АНТ-40)
1934Гидросамолет КОР-1
1935Истребитель ДИ-6
1936Дальний бомбардировщик ДБ-3
1937Истребитель И-15 бис (И-152)
1937Транспортный гидросамолет ГСТ
1937Ближний бомбардировщик Су-2
1938Истребитель И-153 «Чайка»
1938Воздушный истребитель танков ВИТ-2
1938Истребитель И-180
1939Истребитель И-28
1939Военно-транспортный самолет Ли-2
1939Дальний бомбардировщик Ил-4
1939Гидросамолет МБР-7
1939Пикирующий бомбардировщик Пе-2
1940Гидросамолет КОР-2 (Бе-4)
1940Штурмовик Ил-2
 1940Истребитель Як-1
1940Истребитель МиГ-3
1940Истребитель ЛаГГ-3
1941Истребитель Як-7
1941Десантный планер А-7
1941Десантный планер Г-11 (Гр-29)
1942Истребитель Ла-5
 1942Истребитель Як-9
1942Бомбардировщик НБ(Т)
1942Ракетный перехватчик БИ-1
1943Штурмовик Су-8
 1943Истребитель Як-3
1943Штурмовик Су-6
1943Штурмовик Ил-10
1943Фронтовой истребитель И-110
1944Истребитель Ла-7
1945Истребитель И-250 (МиГ-13)
 1946Истребитель МиГ-9
1947Истребитель МиГ-15
1947Экспериментальный истребитель «М» КБ Антонова (Э-153)
1949Многоцелевой вертолет Ми-1 (СССР)
1951Истребитель МиГ-17
1952Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС
1952Десантно-транспортный самолет типа «Р» КБ Антонова
1954Истребитель МиГ-19
1955Транспортно-десантный самолет «Ю» КБ Антонова
1957Военно-транспортный самолет Ан-12
1957Транспортный вертолет Ми-6
1957Военно-транспортный самолет Ан-8
1958Истребитель МиГ-21
1958Десантно-транспортный самолет Ан-20
1958Фронтовой бомбардировщик Як-28
1960Транспортный вертолет Ми-10
1961Многоцелевой вертолет Ми-2
1961Истребитель-перехватчик Як-28П
1961Многоцелевой вертолет Ми-8
1962Истребитель-перехватчик Су-15
1963Противолодочный самолёт Бе-12 «Чайка»
1964Самолет с вертикальным взлетом Як-36
1965Военно-транспортный самолет Ан-40
1967Транспортный вертолет Ми-12 (В-12)
1967Фронтовой истребитель МиГ-23
1967Разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК)
1967Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14
 1969Противолодочный самолет Ил-38
1969Боевой вертолет Ми-24 (Ми-25, Ми-35)
1973Многоцелевой вертолет Ка-27
1975Многоцелевой вертолет Ми-17
1976Транспортно-боевой вертолет Ка-29
1979Вертолет Ми-18
 1980Транспортный вертолет Ми-26
1981Штурмовик Су-25 «Грач»
1981Фронтовой истребитель Су-27
1982Боевой вертолет Ми-28
1982Штурмовик Ил-102
1984Вертолет Ка-50 «Черная акула»
1986Перехватчик с вертикальным взлетом Як-141
1987Вертолет корабельного базирования Ka-31
1990Многоцелевой истребитель Су-35
1991Истребитель корабельного базирования Су-33
1993Фронтовой бомбардировщик Су-34
1996Многоцелевой истребитель Су-37
1997Вертолет Ка-52 «Аллигатор»
1998Вертолет Ка-60
1999Беспилотный вертолет Ка-137

armedman.ru

Авиация — «Энциклопедия»

АВИАЦИЯ (французский aviation, от латинского avis птица), широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиация включает в себя технические средства и личный состав, функционирует в рамках сложившихся организационных структур и опирается на специальные отрасли знаний. К техническим средствам наряду с ЛА (летательные аппараты, в основном самолёты и вертолёты) относятся также наземные технические средства, обеспечивающие подготовку ЛА к полёту и выполнение полётного задания. Создание авиационной техники возложено на авиационную промышленность, а также на отрасли индустрии соответствующего профиля (изготовляющие авиационные материалы, топливо, радио и светотехническое оборудование и др.). Личный состав авиации объединяет лётный состав и специалистов, связанных с техническим обслуживанием авиационной техники. Эксплуатацию ЛА обеспечивают сети аэропортов (аэродромов), центров и пунктов управления воздушным движением и другие службы. Авиационная наука базируется на достижениях аэродинамики, газовой динамики, механики полёта, аэронавигации, теории автоматического регулирования, строительной механики, материаловедения, акустики, эргономики и других наук.

Реклама

В соответствии с назначением различают гражданскую, государственную и экспериментальную авиации. Гражданскую авиацию подразделяют на коммерческую, которая выполняет перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и другие авиационные работы за плату, и авиацию общего назначения. В ряде государств к авиации общего назначения относят административные, личные, спортивные, сельскохозяйственные и другие самолёты и вертолёты. Основу парка ЛА гражданской авиации составляют магистральные и региональные пассажирские и грузовые самолёты. Государственная авиация решает задачи военной, милицейской, таможенной и других государственных служб. Военная авиация — составная часть вооруженных сил государств. Её назначение — наносить удары по наземным целям, вести борьбу с воздушным и морским противником, осуществлять воздушные переброски войск, вооружений и военный техники, проводить воздушную разведку и др. Военная авиация крупных государств, как правило, включает в себя военно-воздушные силы, а также армейскую и морскую авиацию. Экспериментальная авиация используется для проведения научно-исследовательских работ, испытаний авиационной и другой техники.

Начальный период развития авиации. Первые попытки человека летать самому с помощью искусственных крыльев основывались на подражании полёту птиц. В рукописях Леонардо да Винчи (1475) приведены рисунки двух летательных машин с мускульным приводом, одна из которых как бы «ввинчивается» в воздух с помощью архимедова винта (отдалённый прообраз вертолёта), а другая использует для полёта машущие крылья. Идею вертолёта разработал и экспериментально обосновал М. В. Ломоносов, который в 1754 году продемонстрировал модель «аэродромической машины», два несущих лопастных винта которой имели пружинный привод. В 1799 году Дж. Кейли выдвинул концепцию аэроплана (самолёта) — ЛА, который «опирается» в воздухе на неподвижную несущую поверхность (крыло), а для передвижения использует отдельный движитель. В 1853 году он построил планёр (безмоторный ЛА самолётной схемы). В 1891-96 годах О. Лилиенталь спроектировал и облетал несколько планёров (дальность полётов достигала 300 м). В 1843 году У. Хенсон (Великобритания) получил патент на проект самолёта с паровой машиной и двумя воздушными винтами в качестве движителей. В 1864 году проект самолёта с паровой машиной и толкающим воздушным винтом запатентовал во Франции и Великобритании Н.А. Телешов.

Значительный вклад в развитие научных основ авиации внесли русские учёные. М. А. Рыкачёв разработал экспериментальные методы исследования несущих винтов ЛА вертолётной схемы (1871). В 1880 году опубликован классический труд Д. И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании». С. К. Джевецкий в 1892 году предложил метод расчёта гребного винта, положенный в основу открытой им теории воздушного винта. К. Э. Циолковский в 1897 году построил в Калуге аэродинамическую трубу («воздуходувку») для исследования обтекания воздухом тел различный формы. В 1883 году А. Ф. Можайский завершил постройку натурного самолёта с двумя паровыми машинами и тремя воздушными винтами. В 1885 году при попытке взлёта самолёт накренился и поломал крыло. В дальнейшем самолёты с паровыми двигателями испытывали Х. С. Максим, француз К. Адер, однако их попытки совершить полёт оказались неудачными.

Полёты на самолётах стали возможными только после установки на них поршневых двигателей внутреннего сгорания, которые были легче паровых машин. 17.12.1903 братья О. и У. Райт (США) на самолёте «Флайер I» с бензиновым двигателем внутреннего сгорания выполнили четыре полёта (в последнем полёте самолёт пролетел 260 метров за 59 секунд). В последующие годы авиация начинает быстро развиваться в европейских странах, где пионерами самолётостроения стали А. Сантос-Дюмон, Г. Вуазен, Л. Блерио, Р. Эно-Пельтри, А. Фарман, Э. Ньюпор (все Франция), А. Ро, Дж. Де Хэвилленд, Ф. Хэндли Пейдж (Великобритания), А. Фоккер (Нидерланды), Г. Юнкерс (Германия), Дж. Капрони (Италия) и др. Вёлся поиск наилучших аэродинамических и конструктивных схем самолётов, которые строили в виде монопланов и бипланов, с открытым (в виде фермы) или с закрытым обшивкой фюзеляжем, с толкающими или тянущими воздушными винтами, с колёсным шасси или с поплавками для взлёта с воды и посадки на неё. Силовую конструкцию (каркас) самолётов выполняли из дерева, крылья обтягивали материей. Авиация стремительно вошла в жизнь: скорость, высота и дальность полётов постоянно возрастали, рекордные достижения стали регистрироваться Международной авиационной федерацией (ФАИ), основанной в 1905 году. Освоение вертолётов шло с заметным отставанием от самолётов, хотя первые вертолёты, поднимавшиеся на небольшую высоту, были продемонстрированы во Франции ещё в 1907 году (один из вертолётов построили Ш. Рише и братья Л. и Ж. Бреге, другой — П. Корню).

Интерес к авиации охватил и Россию. В 1908 году основан Всероссийский аэроклуб. В 1910 году состоялись первые полёты отечественных самолётов конструкции А. С. Кудашева, И. И. Сикорского, Я. М. Гаккеля. В 1911 году Б. Н. Юрьев опубликовал ставшую классической схему одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта. В 1913 году под руководством Сикорского построены первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Большой вклад в популяризацию авиации внесли М. Н. Ефимов, Н. Е. Попов, С. И. Уточкин, А. А. Васильев, Г. В. Алехнович и другие российские лётчики. С 1909 года в ряде высших учебных заведений ввели лекции по авиации. В 1910 году началась подготовка российских военный лётчиков во Франции, а также в отечественных лётных школах. В 1909-11 годах в России производство самолётов начали осваивать заводы «Дукс» (Москва), «Первое Российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и компания» и Русско-Балтийский вагонный завод (С.-Петербург).

Винтомоторная авиация. В начале 20 века постоянно возрастающие запросы развивающейся авиации привели к созданию новой науки — аэродинамики, фундаментом которой стали основополагающие труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина (Россия), Л. Прандтля и Т. Кармана (Германия) и других учёных. Под руководством Жуковского организованы аэродинамические лаборатории в Московском университете (1902) и Московском Императорском техническом училище (1910), в Кучино (под Москвой) в 1904 году основан Аэродинамический институт, одна из первых в мире научно-исследовательских организаций такого профиля.

Существенный толчок развитию авиации дала 1-я мировая война. В 1914 году воюющие стороны имели в общей сложности около 800 самолётов (Россия — 206), за время войны их было выпущено свыше 200 тысяч. Значительно улучшились лётно-технические характеристики самолётов: скорость возросла до 200-220 км/ч, потолок высоты — до 6000-7000 м, мощность двигателя — до 300 кВт, грузоподъёмность — до 2-3,5 т.

1920-е годы прошли под знаком становления воздушного транспорта. Практически во всех экономически развитых странах мира появились авиатранспортные компании для перевозки пассажиров, почты, грузов, для чего создавались специальные пассажирские самолёты, а также переоборудовались военные. На европейских линиях широко применялись построенные в Германии пассажирские самолёты Юнкерса и Фоккера. В 1919 году фирма «Боинг» (США), ставшая впоследствии крупнейшим производителем воздушных судов, выпустила свой первый самолёт — летающую лодку В-1. В 1923 году Х. Сиерва (Испания) построил успешно летавший автожир С-4.

Россия уже в ходе Гражданской войны (1918-22) приступила к восстановлению и укреплению своей авиации. В 1918 году началась национализация авиационной промышленности. Тогда же был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), призванный обеспечить развитие авиационной науки и техники. В 1920 году открыто первое в стране высшее авиационное учебное заведение — Институт инженеров Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). В 1922 году начались полёты на международной авиалинии Москва — Кёнигсберг, в 1923 году открылась первая в СССР регулярная линия Москва — Нижний Новгород.

Первым отечественным пассажирским самолётом стал АК-1, рассчитанный на перевозку 2-3 пассажиров, созданный в ЦАГИ (1924) под руководством В. Л. Александрова и В. В. Калинина. В 1920-х годах организуются конструкторские бюро (КБ) Н. Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, Д. П. Григоровича, К. А. Калинина. Первый отечественный серийный самолёт-разведчик Р-1 Поликарпова (1923). Его учебный самолёт У-2 (По-2), благодаря отличным лётным качествам и уникальным масштабам производства (в 1928-59 годах построено свыше 40 тысяч машин), стал одним из выдающихся ЛА в истории авиации. На У-2 установлен первый крупносерийный отечественный авиадвигатель воздушного охлаждения М-11 мощностью 73,5 кВт конструкции А. Д. Швецова, нашедший затем широкое применение в легкомоторной авиации. В КБ А. Н. Туполева, входившем в 1922-36 годах в состав ЦАГИ, впервые в стране начали разрабатывать цельнометалличесские самолёты. Созданные в КБ тяжёлые бомбардировщики — двухмоторный ТБ-1 (АНТ-4) и четырёхмоторный ТБ-3 (АНТ-6) — первые в мире тяжёлые самолёты, выполненные по схеме свободнонесущего (без наружных элементов крепления крыла) моноплана. Самолёт И-2бис Григоровича — первый отечественный истребитель, принятый на вооружение, что позволило в 1925 году исключить из парка военной авиации иностранный самолёты. В 20-х годах началась деятельность А. С. Яковлева как авиаконструктора. На его спортивном самолёте АИР-1 достигнуты в СССР в 1927 году первые (неофициальные) мировые рекорды (лётчик Ю. И. Пионтковский). В 1929 Н.И. Камовым и Н. К. Скржинским построен первый в стране автожир КАСКР-1.

Основная тенденция развития мировой авиации в 1930-х годах связана с увеличением скорости полёта, главным образом в результате снижения аэродинамического сопротивления ЛА. Самолёты стали строить преимущественно по монопланной схеме с убирающимся в полёте шасси, обтекаемыми капотами двигателей, закрытыми кабинами, гладкой (вместо гофрированной) металлической обшивкой. Разрабатывались более мощные авиационные двигатели, нагнетатели воздуха для наддува двигателя (с целью поддержания его мощности на высоте), воздушные винты с изменяемым в полёте шагом (для более эффективного использования мощности двигателя на различных режимах полёта), радиотехнические системы навигации, автопилоты, противообледенительные системы и др. Созданы первые цельнометаллические пассажирские самолёты монопланной схемы (Боинг 247 и DC-З, США). Боинг 307 стал первым самолётом с наддувом кабины для пассажиров, что позволило пассажирским самолётам летать на большой высоте. Лётно-пригодные образцы вертолётов продемонстрированы в Германии (FA 61 Г. Фокке) и США (VS-300 И. И. Сикорского).

В 1930-е годы в СССР активно расширялась сеть аэроклубов, сыгравших большую роль в подготовке лётных кадров, организовывались новые учебные заведения, КБ и научно-исследовательские организации авиационного профиля. Вводились в строй новые самолётостроительные и авиамоторные заводы, строились экспериментальные и опытные ЛА, на которых проверялись новые научно-технические идеи и конструкции. В этот период под руководством А. Н. Туполева были созданы гигантские для того времени самолёты АНТ-14 «Правда» и АНТ-20 «Максим Горький». Оригинальными техническими решениями отличались самолёты, построенные по проектам Г. И. Бакшеева, Р. Л. Бартини, В. Н. Беляева, П. Д. Грушина, К. А. Калинина, А. С. Москалёва, И. В. Четверикова, Б. И. Черановского, В. А. Чижевского и др. В ЦАГИ начались работы по автожирам и вертолётам. В создании этих ЛА принимали участие И.П. Братухин, Б. Н. Юрьев, Н.И. Камов, М. Л. Миль, В. А. Кузнецов, Н.К. Скржинский, А. М. Черёмухин и др. В СССР первый экспериментальный вертолёт (ЦАГИ 1-ЭА) построен в 1930 году. В 1932 году Черёмухин достиг на нём высоты 605 метров, значительно превысив официальный мировой рекорд, равный тогда 18 метрам. Для укрепления обороноспособности страны в СССР началось крупносерийное производство истребителей И-15, И-16, И-153 (Поликарпова), бомбардировщиков ТБ-3 и СБ (А.Н. Туполева), гидросамолётов МБР-2 (Г. М. Бериева) и других самолётов. Парк пассажирских самолётов промышленность постоянно пополняла новыми машинами: АНТ-9 и АНТ-35 А. Н. Туполева, К-5 Калинина, «Сталь-2» и «Сталь-3» А. И. Путилова, ХАИ-1 И. Г. Немана, Ли-2 (лицензионный DC-З) и др. В конце 30-х годов началось серийное производство созданных новых боевых самолётов: бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) и Пе-2 В. М. Петлякова, бомбардировщика ДБ-ЗФ (Ил-4), истребителей ЛаГГ-3 С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова, МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Микояна и М. И. Гуревича, Як-1 А. С. Яковлева, многоцелевого самолёта Су-2 П. О. Сухого, бомбардировщиков Ар-2 А. А. Архангельского и Ер-2 В. Г. Ермолаева, штурмовика Ил-2 С. В. Ильюшина. В КБ В. Я. Климова, А. А. Микулина, А. С. Назарова, А. Д. Швецова создавались авиадвигатели повышенной мощности и надёжности.

За годы 2-й мировой войны общее производство самолётов в мире составило более 750 тысяч. Основными боевыми самолётами Германии были истребители Me 109 («Мессершмитт») и FW 190 («Фокке-Вульф»), бомбардировщики Не-111 («Хейнкель»), Ju87 и Ju88 («Юнкерс»). Союзники СССР использовали бомбардировщики «Галифакс», «Ланкастер» и «Москито» (Великобритания), а также В-17, В-24 и В-29 (США). Истребительная авиация союзников состояла из самолётов «Харрикейн», «Спитфайр» (Великобритания), Р-38, Р-39, Р-40, Р-47, Р-51 (США) и др. США, Великобритания, Япония использовали также и палубную авиацию.

В СССР за годы войны вошли в строй новые образцы боевых самолётов: истребители Як-7Б, Як-9, Як-3 (Яковлева), Ла-5 и Ла-7 (Лавочкина), штурмовик Ил-10 (Ильюшина), бомбардировщик Ту-2 (А. Н. Туполева). Под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева создан опытный истребитель-перехватчик БИ-1 с ЖРД (1-й полёт в 1942 году, лётчик Г. Я. Бахчиванджи). В период Великой Отечественной войны авиационная промышленность СССР выпустила свыше 125 600 самолётов. К концу войны скорость серийных истребителей приблизилась к 700 км/ч и возможности дальнейшего её повышения на самолётах с поршневыми двигателями и воздушными винтами практически исчерпались.

Эпоха реактивной авиации. В середине 1940-х годов началось становление реактивной авиации, основным типом авиационного двигателя стал газотурбинный двигатель (ГТД). В конце войны появились первые реактивные истребители: германские Me 163В с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) и Me 162 с турбореактивным двигателем (ТРД), а также английский «Метеор» с ТРД. Устанавливаемые на самолётах турбореактивные двигатели (разновидность ГТД) в сочетании со стреловидными и треугольными крыльями самолёта, обеспечивающими меньшее аэродинамическое сопротивление, позволили сначала освоить околозвуковые скорости полёта, а затем преодолеть звуковой барьер и достигнуть скоростей 2000 км/ч и более. В СССР первыми серийными реактивными истребителями были МиГ-9 и Як-15 (1946). Первые сверхзвуковые истребители — F-100 (США, 1953) и МиГ-19 (СССР, 1954), в числе самолётов, преодолевших рубеж скорости 2000 км/ч, истребители F-104 (США), Су-7 и МиГ-21 (СССР). Наряду с реактивными истребителями началось строительство и реактивных (дальних и стратегических) бомбардировщиков, например, в США — В-47, В-52; в Великобритании — «Вэлиент», «Вулкан», «Виктор»; в СССР — Ту-16 (КБ А.Н. Туполева), М-4, ЗМ (КБ В. М. Мясищева).

В 1950-е годы активно развивалась и гражданская авиация. У турбовинтовых пассажирских самолётов скорость полёта превысила 600 км/ч, у реактивных — 800 км/ч. Первые реактивные пассажирские самолёты — «Комета» (Великобритания, 1949), Боинг 707 (США, 1954), Ту-104 (СССР, 1955), «Каравелла» (Франция, 1955). К первым турбовинтовым пассажирским самолётам относят «Вайкаунт» (Великобритания, 1948), Фоккер F.27 (Нидерланды, 1955), Ил-18, Ту-114, Ан-12 (СССР, 1957-58). В разработку газотурбинных (турбореактивных и турбовинтовых) двигателей первых поколений в СССР большой вклад внесли КБ А. М. Люльки, В. Я. Климова, А. А. Микулина (и его преемника С. К. Туманского), В. А. Добрынина, А. Г. Ивченко, Н.Д. Кузнецова, П. А. Соловьёва.

Успехи авиации в 1950-60-х годах во многом обусловлены фундаментальными исследованиями советских учёных в области аэродинамики, устойчивости и управляемости ЛА, газодинамики воздушно-реактивных двигателей, новых конструкционных материалов, прочности авиационных конструкций (работы М. В. Келдыша, С. А. Христиановича, А. А. Дородницина, В. В. Струминского, Г. П. Свищёва, Г. С. Бюшгенса, Б. С. Стечкина, Г. И. Петрова, А. И. Макаревского, С. Т. Кишкина, А. Ф. Белова и многих других).

В 1950-х годах началось серийное производство вертолётов, нашедших широкое применение в гражданской и военной авиации. В 1946 году получил сертификат лётной годности вертолёт Белл 47 (США). В СССР первыми серийными вертолётами стали Ми-1, Ми-4, Ми-6 (КБ М. Л. Миля), Ка-15 и Ка-18 (КБ Н.И. Камова).

В 1960-70-х годах авиация развивалась в направлении улучшения лётно-технических характеристик самолётов и вертолётов, а также разработки ЛА новых типов. Первым серийным боевым самолётом, скорость которого достигла 3000 км/ч, стал МиГ-25 (СССР, 1964). Некоторые сверхзвуковые боевые самолёты строили с изменяемой в полёте стреловидностью крыла для получения оптимальных аэродинамических характеристик в широком диапазоне изменения скорости полёта. Первыми серийными самолётами такого типа стали истребитель-бомбардировщик F-111 (США, 1964) и истребитель МиГ-23 (1967). Стремление расширить возможности базирования боевой авиации предопределило создание самолётов вертикального взлёта и посадки «Харриер» (Великобритания, 1966) и Як-38 (1970). Турбореактивные двигатели обеспечили истребителям тяговооружённость (отношение тяги двигателей к взлётному весу ЛА) более 1, повысив их манёвренные характеристики. Такая концепция впервые была реализована при создании самолётов F-14 и F-15 (США), а также Су-27 и МиГ-29.

Родоначальником самолётов большой грузоподъёмности стал широкофюзеляжный (с диаметром фюзеляжа 6 метров) Ан-22 «Антей» (О.К. Антонова), рассчитанный на перевозку 60 т груза (в рекордном полёте поднял свыше 100 т). Первое поколение широкофюзеляжных самолётов — Боинг 747, DC-10, L-1011 (США), А300 (западноевропейского консорциума «Эрбас индастри»), Ил-86. Значительная вместимость широкофюзеляжных самолётов (до 400 человек и более) позволяет снизить перегруженность крупных аэропортов и повысить рентабельность авиаперевозок. Для высокоскоростного обслуживания отдельных маршрутов Великобританией и Францией совместно создан сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд», эксплуатировавшийся в 1976-2003 годах. Разрабатывавшийся в СССР с некоторым опережением сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 находился в опытной эксплуатации в 1977-1978 годах. Скорость этих самолётов превысила 2000 км/ч. Первым в СССР транспортным самолётом укороченного взлёта и посадки стал Ан-72 (1977).

Продолжалось совершенствование винтокрылых машин. Не имел себе равных по грузоподъёмности опытный вертолёт Ми-12 (расчётная нагрузка 25 т, рекордная — более 40 т), совершивший первый полёт в 1967 году. Среди серийных вертолётов по грузоподъёмности лучшим был Ми-26 (20 т). На экспериментальном винтокрыле Ка-22 установлено 8 мировых рекордов. Были созданы специализированные боевые вертолёты АН-1 (США),

К-25 (СССР). В СССР новые руководители ведущих конструкторских коллективов успешно продолжили творческие традиции отечественной школы авиастроения (Г. В. Новожилов, Р. А. Беляков, А. А. Туполев, а в последующие 1980-е годы М. П. Симонов, М.Н. Тищенко, С. В. Михеев, С. П. Изотов, В. А. Лотарев, М. А. Погосян, В. М. Чепкин и другие конструкторы).

С 1980-х годов в СССР продолжились работы по созданию и доводке новых ЛА и усовершенствованию модификаций существующих самолётов и вертолётов, в том числе пассажирских самолётов Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-214, Ту-334, грузового самолёта Ил-96Т, многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200 (КБ имени Г. М. Бериева), транспортного вертолёта Ка-60, всепогодных боевых вертолётов Ка-52 и Ми-28Н, истребителей Су-30, Су-32, Су-35, МиГ-29 СМТ, учебно-боевых самолётов Як-130 и МиГ-АТ. С 1993 года в г. Жуковский регулярно (по нечётным годам) стал проводиться Международный аэрокосмический салон (МАКС), где демонстрируются новейшие достижения в области авиационной науки и техники.

1981-2003 годы — период дальнейшего развития авиации. Практически во всех классах ЛА создавались усовершенствованные образцы нового поколения. Радикально повысилась грузоподъёмность транспортных ЛА, в КБ Антонова были созданы самолёты Ан-124 «Руслан» (с грузоподъёмностью 150 т) и Ан-225 «Мрия» (250 т). В США разработан транспортный самолёт V-22 конвертируемой (преобразуемой) схемы — с поворотными в полёте воздушными винтами (со взлётом и посадкой «по-вертолётному»). В 1989-90 годах на самолёте Ту-155 проведены первые в мировой практике эксперименты по применению криогенного топлива (жидких водорода и метана). В 1986 году первый беспосадочный кругосветный перелёт без дозаправки топливом в полёте совершили на экспериментальном самолёте «Вояджер» Д. Рутан и Дж. Йигер (США). Для преодоления систем противовоздушной обороны некоторые образцы боевых самолётов начали изготавливать с использованием техники «Стелс», делая их малозаметными для наземных радиолокационных станций. Первыми такими самолётами стали истребитель F-117 и стратегический бомбардировщик В-2 (США). Для изучения атмосферы и других научных исследований в США применяли беспилотные ЛА, силовые установки которых использовали солнечную энергию (электроэнергия, вырабатываемая солнечными батареями, служила для привода воздушных винтов). В 1997 году в России в ОКБ П. О. Сухого создан самолёт с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут» — прототип истребителя пятого поколения, способного сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки 90° и более, вести всеракурсный обстрел в ближнем воздушном бою, а также многоканальную ракетную стрельбу на большой дальности.

В начале 21 века авиация способна решать широкий круг транспортных, хозяйственных и военных задач. Воздушный транспорт охватывает своими маршрутами практически все регионы земного шара. Ежегодно авиатранспортные компании стран-участниц Международной организации гражданской авиации перевозят свыше 1600 миллион пассажиров, мировой парк насчитывает более 23500 магистральных и региональных самолётов. В военной авиации наряду с её традиционными видами (родами) истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной, разведывательной всё большее развитие получает специальная авиация, в задачи которой входят дальнее радиолокационное обнаружение воздушных и наземных целей, управление боевыми действиями, радиоэлектронная борьба и тому подобное. Достижения авиационной техники во многом способствовали становлению космонавтики. Сочетание достоинств авиационной и космической техники находит воплощение в пилотируемых транспортных космических кораблях многоразового использования, первыми представителями которых были в 1980-х годах «Спейс шаттл» (США) и «Буран» (СССР).

Лит.: Авиация: Энциклопедия/Гл. редактор Г. П. Свищев. М., 1994.   

В. П. Шенкин.

knowledge.su

Авиапедия

Авиапедия Авиакомпании Автоматизация Агенства Атмосфера Аэродором Боевая техника ВУЗ Вертолетостроение Военная техника Воздушное пространство Двигатель Динамика Документация Защита Знаменательная дата Измерения Исследования Карьера Катастрофы Классы летательных аппаратов Компьютерная техника Конструирование Контроль Летательные аппараты Летчики Марки самолетов Материалы Модели НИИ Навигация Награды Нагрузки Нарушения Наука Оборудование Организации Оружие Перевозки Полет Предприятия Приборы Проектирование Производство Процессы Самолётостроение Собрания Спорт Станции Температура Теплоизоляция Термины Технологии Топливо Травмы Тренировка Управление Установки Ученый Физика Фирмы Экипаж Экспедиции


    А



    «Авиа»
    «Авиаэкспорт»
    «Авко лайкоминг»
    «Авро»
    «Агуста» (Construzione Aeronautiche Giovanni Agusta SpA)
    «Алисарда» и «Алиталия»
    «Аллисон»
    «Алоха Эрлайнс» и «Альбатрос»
    «Америка Уэст» и «Американ Эрлайнс»
    «Анатра»
    «Ансетт»
    «Антуанетт»
    «Арадо»
    «Аэриталия»
    «Аэрмакки»
    «Аэро»
    «Аэролинеас архентинас»
    «Аэроперу»
    «Аэропроект»
    «Аэроспасьяль»
    Абляция
    Аварийная ситуация
    Аварийно-спасательное оборудование бортовое
    Аварийный барьер
    Авиагоризонт
    Авиагруз
    Авиалиния, воздушная линия
    Авиамодельный спорт
    Авианесущий корабль
    Авиапассажир
    Авиахим
    Авиационная бомба
    Авиационная промышленность
    Авиационная ядерная силовая установка
    Авиационно-техническая база (АТБ)
    Авиационно-химические работы
    Авиационное происшествие
    Авиационные материалы
    Авиационный боевой комплекс
    Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева
    Авиационный спорт
    Авиация
    Авиация ПВО
    Авиетка
    Автожир
    Автомат перекоса
    Автоматизация конструирования летательного аппарата
    Автоматизация посадки
    Автоматизация проектирования летательного аппарата
    Автоматизированная система весового контроля (АСВК)
    Автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП)
    Автоматизированное рабочее место (АРМ)
    Автоматическое регулирование (синтез систем)
    Автоматическое управление летательным аппаратом
    Автомодельное течение
    Автопилот
    Авторотация
    АГАРД
    Агентство воздушных сообщений
    Адаптация
    Адаптивное крыло
    Административный самолет
    АИ
    АИР
    АК-1
    Академия гражданской авиации
    Активные системы управления
    Активный участок
    Акустика авиационная
    Акустическая нагрузка
    Акустическая усталость
    Ал
    Алюминиевые сплавы
    Американский институт авиации и космонавтики
    Амортизация шасси
    Амфибия
    Ан
    Ан (продолжение)
    Ангар
    Антенна
    Антидемпфирование аэродинамическое
    Антисимметричное крыло
    Антициклон
    Аппарат на воздушной подушке
    Аппарат с несущим корпусом
    Аренда воздушного судна
    Арести кубок
    Арктическая воздушная экспедиция 1937
    Арретир
    Арсеньевское авиационное производственное объединение имени Н. И. Сазыкина
    Ассоциация авиации и космонавтики Франции
    Астронавигационные системы
    Астронавигация летательных аппаратов
    Атака цели
    Атмосферная турбулентность
    Атмосферная циркуляция
    Атмосферное возмущение в динамике полёта
    Атмосферное давление
    Атмосферное электричество
    Атмосферные явления
    Аш
    Аэробус
    Аэровокзал
    Аэродинамика (начало)
    Аэродинамика (окончание)
    Аэродинамика (продолжение)
    Аэродинамическая компенсация
    Аэродинамическая схема самолёта
    Аэродинамическая труба
    Аэродинамические силы и моменты летательного аппарата
    Аэродинамические характеристики
    Аэродинамический институт
    Аэродинамический эксперимент
    Аэродинамическое качество
    Аэродром
    Аэродромное покрытие
    Аэродромный узел
    Аэроклуб
    Аэрологическое зондирование
    Аэромеханика, механика полёта
    Аэронавигационный запас топлива (АНЗ)
    Аэронавтика и Аэроотит
    Аэропорт
    Аэросани
    Аэросинусит
    Аэростат (окончание)
    Аэростат(начало)
    Аэростатика
    Аэротермодинамика
    Аэрофинишер
    Аэрофотоаппарат
    Аэрофотосъёмка

    Б

    «Балкан»
    «Белл»
    «Бич», «Бичкрафт»
    «Блом унд Фосс»
    «Блэкберн»
    «Боинг вертол»
    «Боинг»
    «Бранифф»
    «Бреге»
    «Бритиш Аэроспейс»
    «Бритиш Мидленд»
    «Бритиш Эруйс»
    «Бротенс Сафе»
    «Буран»
    Б-20
    Багаж
    Базовый двигатель
    Балансировка
    Балласт
    Баллистика
    Баллистическая траектория
    Баллистическая установка аэродинамическая
    Баллистический коэффициент
    Баллонет
    Барани кресло
    Барокамера
    Бафтинг
    Бе
    Безвихревое течение
    Безопасное превышение
    Безопасность полётов
    Бериллиевые сплавы
    Бернулли уравнение
    Беспилотный летательный аппарат
    Би
    Бимс
    Биотелеметрия
    Биплан
    Блистер
    Боевая живучесть
    Боевая часть
    Боевая эффективность
    Боевой вертолёт
    Боевой самолёт
    Боекомплект
    Боеприпасы авиационные
    Бок
    Болезнь движения
    Болтанка
    Бомбардировщик
    Бомбометание
    Боросодержащее топливо
    Бортовая вычислительная система
    Бортовая радиолокационная станция
    Бортовая цифровая вычислительная машина
    Бортовое оборудование
    Бортовой журнал
    Бортовой накопитель
    Броня авиационная

    В

    «Вариг»
    «Виккерс»
    «Воут»
    «Вояджер»
    Вакуумная аэродинамическая труба
    Валёжка летательного аппарата
    Вариометр
    Варшавская конвенция
    ВД
    Вентилятор
    Вентури трубка
    Вертикальное оперение
    Вертикальный разрез атмосферы
    Вертолет
    Вертолёт-кран
    Вертолетный спорт
    Весовая компенсация
    Весовая отдача летательного аппарата
    Весовой контроль
    Весовой расчёт летательного аппарата
    Весовые характеристики летательного аппарата
    Вестибулярная тренировка
    Весы аэродинамические
    Взлет
    Взлётно-посадочная полоса
    Взрыватель
    Вибрации двигателя
    Виброизмерения
    Видимость
    Визир, визирное устройство
    Визуализация течений
    Винтовой самолёт
    Винтокрыл
    Винтокрылый летательный аппарат
    Вираж
    Вихревая дорожка, Кармана дорожка
    Вихревая пелена
    Вихрей генераторы
    ВК
    Влажность воздуха
    Внестапельная сборка
    Внешнетраекторные измерения
    Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского
    Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина
    Военно-воздушные силы (ВВС)
    Военно-транспортный летательный аппарат
    Воздействие на окружающую среду летательных аппаратов
    Воздухозаборник
    Воздухоплавание
    Воздушно-космический самолет
    Воздушно-реактивный двигатель
    Воздушное пространство
    Воздушное судно
    Воздушное судно-нарушитель
    Воздушный бой
    Воздушный винт
    Воздушный коридор
    Воздушный транспорт
    Волновое сопротивление в аэродинамике
    Волнолёт
    Вооружение авиационное
    Воронежское авиационное производственное объединение
    Восьмёрка
    Врачебно-лётная экспертиза
    Вредное сопротивление
    Всемирная система зональных прогнозов
    Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материало
    Вспомогательная силовая установка
    Вылет первый
    Высота полета
    Выставки авиационные международные
    Высшие военные авиационные учебные заведения

    Г

    «Гаккель-III» (Г-III)
    «Галф Эр»
    «Гарретт Тербин Энджин»
    «Гаруда Индонезия»
    «Глостер»
    «Гольфстрим Аэроспейс»
    «Грумман»
    Гаагская конвенция
    Газодинамическое управление летательным аппаратом
    Газообразное топливо
    Газотурбинный двигатель (ГТД)
    Гатчинская военная авиационная школа
    Геометрические характеристики летательного аппарата
    Герметизация
    Гермокабина
    Гибридный летательный аппарат
    Гидравлическое оборудование летательного аппарата
    Гидроаэродром
    Гидросамолёт
    Гиперзвуковое течение
    Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД)
    Гиперзвуковой самолет
    Гировертикаль
    Гирокомпас
    Гироскоп
    Гиростабилизация
    Глиссирование гидросамолёта
    Головка самонаведения (ГСН)
    Горьковское авиационное производственное объединение имени С. Орджоникидзе
    Горючее
    Горючесть
    Государственные испытания летательного аппарата
    Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).
    Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА)
    Гражданство членов экипажа
    Гранатомёт авиационный
    Гребень аэродинамический
    Григоровича самолёты
    Грузовой летательный аппарат
    Грузопассажирский самолёт

    Д

    «Де Хэвилленд»
    «Дженерал Электрик»
    Дальность полета летательного аппарата
    Дассо
    Двигатель авиационный
    Двухбалочный самолет
    Де Хэвилленд оф Канада
    Дельтаплан
    Дельтапланёрный спорт
    День авиации и космонавтики
    Держатели бомбардировочного вооружения (ДБВ)
    Десантно-транспортное оборудование летательного аппарата
    Джал
    Дженерал Дайнемикс
    Директорное управление самолётом
    Дирижабль
    Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА)
    Дозвуковой самолёт

    Е

    Ер-2 (ДБ-240)

    Ж

    Жёсткий дирижабль
    Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД)
    Жизненный цикл летательного аппарата

    З

    Заводские испытания
    Закрылок
    Запас топлива
    Заправка летательного аппарата
    Заправка топливом в полете
    Запуск двигателя газотурбинного
    Звено самолётов (вертолётов)
    Звуковой барьер
    Звуковой удар
    Земной резонанс вертолёта
    Зенитная управляемая ракета (ЗУР)
    Знаки опознавательные
    Зона испытательных полётов

    И

    И
    ИАв «Бакэу», ИАв «Бухарест», ИАв «Крайова»
    Иджептер
    ИКА
    Ил (часть 1)
    Ил (часть 2)
    Ил (часть 3)
    Илья Муромец
    Инглиш электрик
    Индиан эрлайнс (Indian Airlines)
    Индикатор кругового обзора (ИКО)
    Инерционное вращение
    Интерференция аэродинамическая
    Иркутское авиационное производственное объединение
    Испытания авиационной техники
    Истерн Эр Лайнс (Eastern Air Lines)
    Истребитель
    Истребитель-бомбардировщик
    Истребитель-перехватчик

    К

    Ка
    Кабина летательного аппарата
    Кавасаки (Kawasaki Jukogyo Kabushiki Kaisha, Kawasaki Heavy Industries Ltd — KHI)
    Казанский авиационный институт (КАИ) имени А. Н. Туполева
    Калинина самолёты
    Канадэр (Canadair Ltd)
    Канейдиан Эрлайнс (Canadian Airlines International)
    Кантес (Qantes Airways Ltd)
    Капрони (Societ Italiana Caproni)
    КАСА (CASA, Construcciones Aeronautiсаs SA)
    Катапультирование
    Катапультное кресло
    Кёртисс (Curtiss Aeroplane and Motor Co.)
    Колеса шасси
    Кольцеплан
    Конвэр (Convair — Consolidated Vultee Aircraft Corp.)
    Континентал Эрлайнс (Continental Airlines)
    Корабельный летательный аппарат
    Королевский авиационный научно-исследовательский институт (Royal Aircraft Establishment, RAE)
    Космические скорости
    Крылатая ракета
    Кудашев-1

    Л

    Ла
    Лайнep
    Лан-Чили (LAN-Chile, Linea Aerea Nacional de Chile)
    Ларингофонно-микрофонно-телефонные гарнитуры, авиагарнитуры
    Латекоэр
    Лебедь
    Ледюк (Leduc)
    Летательный аппарат (ЛА)
    Лётно-испытательнельная станция (ЛИС)
    Лётчик
    Летчик-испытатель
    Летчик-космонавт СССР
    Ли-2
    Линг-Темко-Воут, ЛТВ (Lmg-Temco-Vought; LTV Aerospace and Defense Company)
    Локхид (Lockheed Corporation)
    Лот (LOT, Polskie Linie Lotnicze)

    М

    М
    Магистральный самолет
    Макдоннелл (McDonnell Aircraft Corporation)
    Макдоннелл-Дуглас (McDonnell Douglas Corporation)
    Мартин (Glenn L. Martin Co.)
    Махолет, орнитоптер
    Медицина авиационная
    Международная авиационная федерация, ФАИ
    Международная организация гражданской авиации, ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO)
    Мессершмитт (Messerschmitt AG)
    Метеорологическое обеспечение гражданской авиации
    Ми
    Ми (окончание)
    МиГ
    Мицубиси (Mitsubishi Jukogyo Kabushiki Kaisha; Mitsubishi Heavy Industries Ltd — MHI)
    Многоцелевой летательный аппарат
    Модель
    Моран-Сольнье (Morane-Saulnier)
    Морская авиация
    Музеи авиационные

    Н

    Н-37
    Награды ФАИ
    Наземные испытания летательного аппарата
    Накадзима (Nakajima Hikoki Kabushlki Kaisha; Nakajima Aircraft Co)
    Научно-исследовательские институты и центры авиационные
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА (National Aeronautics and Space Administration, NASA)
    Нестерова петля, мёртвая петля, петля
    НК
    Норд Авиасьон (Nord-Aviation Societe Nationale de Constructions Aeronautiques)
    Норт Американ (North American Aviation)
    Нортроп (Northrop Corporation)
    Ньюпор (Societe Anonyme des Etablissements Nieuport)

    О

    Обнаружение цели
    Обозначения летательных аппаратов
    Олимпик Эруэйс (Olympic Airways)
    Олл Ниппон Эруэйс (ANA, All Nippon Airways)
    Оперение
    Опытный летательный аппарат

    П

    Пайпер (Piper Aircraft Corp.)
    Пан Ам (Pan-Am, Pan American World Airways)
    Парашют
    Пассажирский самолет
    Пе
    Планер
    Полиплан , многоплан, мультиплан
    Полярная авиация
    Пратт энд Уитни (United Technologies Pratt and Whitney)
    Пьяджо (Industrie Aeronautiche e Meccamche Rinaldo Piaggio, SpA)

    Р

    Радиосвязное оборудование
    Разведывательный летательный аппарат
    Райан» (Ryan Aircraft Corporation)
    Ракетно-турбинный двигатель (РТД)
    Ракетный самолет
    Рд
    Реактивный самолёт
    РК
    Рокуэлл (Rockwell International Corporation)
    Роллс-Ройс (Rolls-Royce Limited)
    РП-318-1
    Русский витязь

    С

    Cамолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП)
    Cверхзвуковой самолет
    Cвятогор
    Cистема жизнеобеспечения (СЖО)
    Cолнечный самолет
    Cпейс шаттл (Space Shuttle)
    Cпортивный вертолет
    Cтелс
    Сааб-скания (SAAB-Scania AB)
    Сабена (SABENA, Societe Anonyme Beige d’Explpitation de la Navigation)
    САС (SAS, Scandinavian Airlines System)
    Син Мейва, Шин мейва (Shin Meiwa Industry Co., Ltd)
    Снекма (SNECMA)
    Сондерс-Ро, Саундерс-Ро (Saunders-Roe)
    Спортивный самолет
    Сталь
    Стеглау
    Су (часть 1)
    Су (часть 2)
    Су (часть 3)

    Т

    ТАРОМ (TAROM, Transporturile Aeriene Romane)
    Тёркиш Эрлайнс (THY Turkish Airlines)
    Тормоза самолёта
    Трап
    Ту (часть 1)
    Ту (часть 2)
    Ту (часть 3)
    Турбовальный двигатель
    Турболёт

    У

    Ударный самолёт
    Управление летательным аппаратом
    Уфимский авиационный институт (УАИ) имени Серго Орджоникидзе
    Учебно-боевой самолёт

    Ф

    Фарман (Avions H. et M. Farman)
    Фау
    Фейри (Fairey Aviation Co., Ltd)
    ФИАТ (Societ per Azioni Fabbrica Italiana di Automobili Torino, FIAT)
    Финнэр (Finnair)
    Фэрчайлд индастрис (Fairchild Industries Inc.)

    Х

    ХАИ
    Хеншель (Henschel Flugzeugwerke AG)
    Хиллер (Hiller Aircraft Company)
    Хокер Сидли (Hawker Siddeley Group)

    Ц

    ЦАГИ 1 ЭА
    Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ)
    ЦКБ, Центральное конструкторское бюро

    Ч

    Че 2 (МДР 6)
    Челюскинская эпопея

    Ш

    Ш 2
    Широкофюзеляжный самолёт
    Штурмовик

    Щ

    Щитки

    Э

    Экипаж воздушного судна
    Экспериментальные летательные аппараты
    Эл Ал (El Al Israel Airlines)
    Эмбраэр (Empresa Brasileira de Aeronautica S. A. — Embraer)
    Энергия

    Ю

    Юнайтед Экспресс (United Express) и Юнайтед Эрлайнс (United Airlines)

    Я

    Як

По алфавиту

Наши спонсоры

aviapediya.ru

Авиация: энциклопедия

Язык: русский
ISBN: 585270086X
Автор: Гл. ред. Г. П. Свищёв; Ред. коллегия: А. Ф. Белов, Р. А. Беляков, П. Н. Белянин, А. Г. Братухин, Г. С. Бюшгенс, К. К. Васильченко, В. В. Горелов, П. С. Дейнекин, В. А. Дубровский (зам. гл. ред.), А. Н. Ефимов, Г. И. Загайнов, С. Т. Кишкин, Н. Д. Кузнецов, Г. В. Новожилов, И. Ф. Образцов, Д. А. Огородников, Р. В. Сакач, А. Ф. Селихов, В. В. Сычёв, Е. А. Федосов, В. П. Шенкин, Л. М. Шкадов (зам. гл. ред.), С. М. Шляхтенко, И. К. Шувалов (отв. секретарь)
Издательство: Большая Российская энциклопедия
Год издания: 1994
Прочие приложения: есть
Кол-во статей всего: 2638
Кол-во биографических статей: 600
Иллюстрации: есть
Кол-во иллюстраций всего: 2000
Кол-во страниц: 736
Переплёт: твёрдый
Формат: 84х108/16 (205х260 мм)
Бумага: офсетная №1
Гарнитура: Литературная
Печать: офсетная
Тираж: 25000
Авторы/редакторы: Свищёв Георгий Петрович

Энциклопедия «Авиация» представляет собой многоплановое научно-справочное издание, в котором систематизированы сведения по обширному кругу вопросов, относящихся к авиации и воздухоплаванию. В энциклопедии 2638 статей, более 2000 иллюстраций.

Издание содержит материалы по фундаментальным научным основам авиации, от законов Архимеда до принципов реактивного движения, открытие которых позволило преодолеть могущественные силы земного притяжения.

Большое место в энциклопедии, естественно, отведено летательным аппаратам  самолётам, планёрам, винтокрылым и аэрокосмическим летательным аппаратам и т. д. Представлены статьи, в которых содержатся сведения об их классификации, конструктивном исполнении, определены их основные характеристики. Поскольку авиация и воздухоплавание тесно связаны между собой, в энциклопедии рассмотрены и летательные аппараты легче воздуха (аэростаты, стратостаты, дирижабли), а также основные положения аэростатики. Описаны самолёты как гражданского назначения (пассажирские, грузовые, спортивные, сельскохозяйственные и др.), так и военного (истребители, штурмовики, бомбардировщики и т.д.), включены статьи о вертолётах, планёрах, летающих платформах, экранопланах и других видах летательных аппаратов.

Аналогичные данные (классификация, устройство и принципы действия, характеристики) приводятся в цикле статей об авиационных двигателях. В статьях энциклопедии содержатся материалы о современных авиационных топливах и о тех источниках энергии, которые могут прийти им на смену.

Статьи обзорного характера посвящены различным видам авиационного спорта (авиамодельному, парашютному, планёрному и дельтапланёрному, вертолётному и самолётному). Приводятся краткие сведения об основных фигурах пилотажа.

Важной составной частью энциклопедии являются биографические статьи. Их насчитывается около 600. Даны краткие биографии пионеров авиации, видных конструкторов, учёных в области авиационной науки, лётчиков и воздухоплавателей, испытателей авиационной техники, руководителей авиационной промышленности и гражданской авиации СССР, советских авиационных военачальников.

Следует отметить большую группу статей, которые можно условно отнести к общему разделу. Это обзорные статьи по авиации (в том числе по отдельным её видам) и авиационной промышленности; статьи о ведущих отечественных авиастроительных предприятиях (заводах и конструкторских бюро) и о семействах самолётов, вертолётов и авиационных двигателей, созданных под руководством известных советских конструкторов; о зарубежных авиастроительных фирмах и их продукции, а также об авиатранспортных компаниях мира; о научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях авиационного профиля; о знаменательных перелётах и авиационных рекордах и т. д. Кроме того, в энциклопедию включены материалы смежной тематики — по воздушному праву, авиационной медицине и авиационной метеорологии, авиационным выставкам и многим другим вопросам. Коллекционеров порадуют богато иллюстрированные статьи по авиационной филателии и фалеристике.

При работе над энциклопедией большое внимание обращалось на освещение истории авиации и воздухоплавания. Многие статьи включают историческую справку по рассматриваемому вопросу. Истории посвящены также два приложения — хронологическое, включающее даты памятных событий и фактов из истории воздухоплавания и авиации, относящихся к периоду от появления первых проектов летательных аппаратов до наших дней, и иллюстративное, воспроизводящее облик летательных аппаратов, оставивших заметный след в истории развития авиационной техники. Изображения многих летательных аппаратов помещены непосредственно в тексте статей, в которых они упоминаются.

В подготовке энциклопедии «Авиация» принял участие большой коллектив авторов во главе с ведущими учёными и конструкторами в области авиационной науки и техники. Книга выпущена научным издательством «Большая Российская энциклопедия» совместно с Центральным аэродинамическим институтом им. профессора Н. Е. Жуковского. Она рассчитана как на специалистов, непосредственно связанных с авиацией и воздухоплаванием, так и на широкий круг читателей.



Назад в раздел

www.encyclopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта