Код авиакомпании ИАТА — это… Что такое Код авиакомпании ИАТА?
Код авиакомпании ИАТА — 2- или 3-символьный индивидуальный идентификатор, присвоенный авиакомпании Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Этот код выделяется согласно резолюции ИАТА № 762 штаб-квартирой ассоциации в Монреале. Коды авиакомпаний используются авиакомпаниями, агентствами по продаже билетов, системами бронирования билетов и иными предприятиями для передачи информации, связанной с коммерческой деятельностью в области пассажирских авиационных перевозок. Список кодов публикуется ИАТА дважды в год и доступен на официальном сайте ИАТА.
В бывшем СССР параллельно с кодами авиакомпаний ИАТА применяется внутренняя система кодирования авиакомпаний-перевозчиков. Эта система построена аналогично системе кодов ИАТА, но является самостоятельной системой.
Коды ИАТА
Код авиакомпании ИАТА может состоять из 2 или из 3 символов. Первоначально коды состояли только из двух букв латинского алфавита. Однако со временем это привело к проблеме нехватки кодов для всех действующих перевозчиков (см. ниже). Из-за этого были введены в употребление коды вида «1 цифра и 1 буква» и коды вида «1 буква и 1 цифра». Состоять из двух цифр код авиакомпании не может.
ИАТА предусматривает введение в действие кодов авиакомпаний из 3 латинских букв, однако такие коды ещё никому не присвоены. В первую очередь это связано с тем, что основные мировые компьютерные системы бронирования билетов были разработаны тогда, когда проблема нехватки кодов ещё не была актуальной, и не могут обеспечить ввод кода авиакомпании из 3 знаков.
Проблема нехватки кодов
Сочетание двух латинских букв в качестве кода может дать 576 возможных вариантов кодов, из которых не все являются допустимыми. Первоначально, когда авиационные перевозки в каждой стране осуществляли 1-2 авиакомпании, этого было достаточно. Однако рост мирового объёма авиационных перевозок и количества авиакомпаний-перевозчиков привели к тому, что этих кодов стало не хватать на всех желающих. Применение цифр в составе кода увеличивает общее число возможных кодов примерно до 1000. Однако и этого не хватает.
Против этой проблемы ИАТА применяет два основных метода:
- 1. Код, по каким-либо причинам вышедший из употребления, становится доступным для повторного использования уже через 6 месяцев после прекращения использования.
- 2. Применяется политика «контролируемых повторений» (англ. «Controlled duplicates»), когда один и тот же код назначается двум небольшим авиакомпаниям, география полетов которых не пересекается в момент назначения кода и не имеет перспективы такого пересечения в обозримом будущем.
Внутренняя система кодирования в бывшем СССР
Историческая справка
В СССР до 1990-х годов не было какой-либо системы кодирования авиакомпаний. Это было связано с тем, что не было самих авиакомпаний. Гражданская авиация страны считалась единым предприятием, управляемым из Министерства Гражданской Авиации. Все внутренние и международные перевозки выполнялись под единой торговой маркой «Аэрофлот». При этом на рынке международных перевозок «Аэрофлот» считался национальной авиакомпанией и имел код ИАТА SU. Внутренние перевозки выполняли региональные авиапредприятия (авиаотряды), однако информация о том, какой авиаотряд выполняет тот или иной рейс, в широкой печати не публиковалась. Пассажиры узнавали эту информацию из объявления стюардессы в начале полета.
В 1990-е годы параллельно с развалом СССР начался процесс обособления авиаотрядов друг от друга и от управляющего центра. Со временем все авиаотряды были преобразованы в самостоятельные авиакомпании. Этот факт потребовал ввода в обращение системы кодирования информации об авиакомпаниях. Такая система была создана на основе системы кодов ИАТА и с учетом специфики пост-советского пространства.
Система кодирования
Внутренний код авиакомпании состоит из 2 знаков. Допустимые сочетания — 2 русских буквы, 1 русская буква и 1 цифра, 1 цифра и 1 русская буква. Состоять из двух цифр код не может. Предусматривается ввод в действие кодов из 3 русских букв. Однако по факту такие коды ещё не используются.
При образовании авиакомпаний из авиаотрядов коды по мере возможности назначались так, чтобы образовать аббревиатуру от названия компании или сокращение от названия основного аэропорта базирования авиакомпании. Например, Пулковские авиалинии имеют внутренний код ПЛ.
Авиакомпании, выполняющие только внутренние перевозки по территории России, как правило имеют только внутренний код. Авиакомпании, выполняющие полеты из России за её пределы, имеют одновременно два кода — ИАТА и внутренний. Получение кода ИАТА безусловно обязательно для авиакомпании, выполняющей международные перевозки. Как правило, если внутренняя авиакомпания выходит на международный рынок, то её внутренний код меняется с таким расчётом, чтобы соответствовать коду ИАТА. Например, авиакомпания «Сибирь» (впоследствии переименованная в «S7 Airlines») получила в свое время код ИАТА S7, после чего её внутренний код был заменён на С7. В то же время, некоторые авиакомпании рассматривают внутренний код как своего рода «торговую марку» и при выходе на международный рынок сохраняют внутренний код без изменения. (Например, Пулковские авиалинии сохранили внутренний код ПЛ, хотя получили код ИАТА FV)
Список кодов
Примечание. Приводимый ниже список является неполным. Кроме того, для него неизвестна дата актуализации.
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) определила следующие коды для авиакомпаний:
- BA (125) — British Airways
- BB — Seaborne Airlines
- BC — Skymark Airlines
- BD (236) — British Midland airways / BMI
- BE (267) — Flybe Limited
- BG (997) — Biman Bangladesh
- BH (993) — Hawkair Aviation
- BI (672) — Royal Brunei Airlines
- BJ (796) — Nouvelair Tunisie
- BK (522) — Potomac Air
- BL (550) — Pacific Airlines
- BM — Bayu Indonesia Air
- BN — Horizon Airlines
- BO (666) — Bouraq Indonesia Air
- BP (636) — Air Botswana
- BQ (586) — Aeromar
- BR (695) — Eva Airways
- BT (657) — Air Baltic
- BU — Scandinavian airlines Norway
- BV (004) — Blue Panorama Airlines
- BW (106) — Caribbean Airlines
- BX (970) — Coast Air
- BY (754) — Thomsonfly
- B1 (248) — Brewster bus
- B2 (628) — Belavia
- B3 (208) — Bellview Airlines
- B4 (698) — Zanair
- B5 (305) — East African Safari Air
- B6 (279) — Jetblue Airways
- B7 (525) — Uni Airways
- B8 (637) — Eritrean Airlines
- B9 (491) — Iran air tours
- B0 — Eastern Australia Airlines
- DA — Air Georgia
- DB (750) — Brit Air
DC — Golden Air- DD — NOK Air
- DE (881) — Condor flugdienst
- DF (059) — Aerolineas de Baleares
- DG — South East Asian Air
- DH (480) — Independence Air
- DI (944) — DBA (Deutsche BA)
- DJ (856) — Virgin blue Airlines
- DK (630) — Eastland Air
- DL (006) — Delta Air Lines
- DM (349) — Sterling blue
- DN — Air Deccan
- DO (965) — Air Vallee
- DP (091) — First choice Airways
- DQ (457) — Coastal Air transport
- DR — Air Link
- DS — Easyjet Switzerland
- DT (118) — TAAG Angola Airlines
- DU (748) — Nemus Air
- DV — Scat aircompany
- DW (187) — Aero-charter
- DX (243) — Danish Air transport
- DY (328) — Norwegian Air
- DZ — Transcaraibes Air
- D2 (103) — Severstal joint stock
- D3 (991) — Daallo Airlines
- D5 — NEPC Airlines
- D6 (625) — Interair South Africa
- D7 — Airasia
- D8 — Djibouti Airlines
- D9 (733) — Aeroflot Don
- D0 — Southern Australia Airlines
Ссылки
dic.academic.ru
Код аэропорта ИАТА Википедия
Код аэропорта ИАТА — трёхбуквенный уникальный идентификатор, присваиваемый аэропортам мира Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Этот код выделяется согласно резолюции ИАТА 763 штаб-квартирой этой организации в Монреале. Коды аэропортов ИАТА используются авиакомпаниями, агентствами по продаже авиабилетов, компьютерными системами бронирования билетов, другими заинтересованными организациями для передачи информации, связанной с организацией коммерческой деятельности в области пассажирских авиаперевозок и со взаимодействием разных предприятий в рамках этой коммерческой деятельности. Список используемых кодов публикуется ИАТА дважды в год и доступен на официальном сайте ИАТА.
На территории бывшего СССР параллельно с кодами аэропортов ИАТА действует внутренняя система кодирования аэропортов, в которой код аэропорта состоит из 3 букв русского алфавита.[1] Эта система построена аналогично системе кодов ИАТА, но является самостоятельной системой.
Коды ИАТА
Код аэропорта ИАТА состоит из 3 букв латинского алфавита. В отличие от кода аэропорта ИКАО, код аэропорта ИАТА не имеет внутренней структуры. Сочетание из трех букв рассматривается как единое целое. Например, код DME обозначает аэропорт Домодедово, EGO — аэропорт Белгород.
В любой момент времени все используемые в этот момент коды являются уникальными. Однако код, по каким-либо причинам вышедший из употребления, через некоторое время может быть назначен другому аэропорту.
Код ИАТА также присваивается некоторым другим важным транспортным узлам, таким как железнодорожные вокзалы, морские и речные порты, автобусные станции. Например, Ленинградский вокзал в Москве имеет код ZKD.
Города, имеющие больше двух больших аэропортов, имеют собственный код ИАТА. Например Москва имеет код MOW.
Как правило, крупным городам код ИАТА присваивается так, чтобы между названием города и его кодом наблюдалось что-то общее. В случае переименования города или аэропорта возможно изменение присвоенного этому городу кода. Однако эта процедура является сложной и затратной, поэтому применяется редко. Из-за этого города бывшего СССР, которым в 1990-е годы были возвращены исторические названия, сохраняют коды ИАТА неизменными: Санкт-Петербург — LED, Нижний Новгород — GOJ, Самара — KUF, Владикавказ — OGZ, Бишкек — FRU и т. д.
В некоторых случаях один и тот же код может использоваться и для обозначения крупного города, и для обозначения одного из аэропортов в этом городе (обычно это самый крупный аэропорт или аэропорт, появившийся раньше других). Например, город Санкт-Петербург и аэропорт Пулково имеют код LED. Находящийся недалеко от Санкт-Петербурга аэропорт Ржевка имеет код RVH.
В континентальной части США и в Канаде коды аэропортов ИАТА — это коды ИКАО, у которых удалена первая буква. В других частях мира это не так.
По состоянию на апрель 2009 года в использовании находятся примерно 11 тысяч кодовых 3-буквенных комбинаций (из общего количества 17 576 возможных комбинаций).
Внутренняя система кодирования бывшего СССР
Внутренняя система кодирования городов и аэропортов в бывшем СССР построена аналогично кодовой системе ИАТА. Иногда эту систему кодов называют «сиреновской» (от системы бронирования авиабилетов «Сирена»), но это название исторически некорректно — эта система кодирования применялась ещё до появления «Сирены».
Код аэропорта во внутренней системе кодирования состоит из 3 букв русского алфавита. Аналогично кодам ИАТА, кодовая комбинация из 3 букв мыслится как единое целое и не имеет внутренней структуры. Так же, как и в кодах ИАТА, все используемые коды являются уникальными.
Аналогично кодам ИАТА, коды городов по внутренней системе присваивались так, чтобы иметь либо что-то общее с названием города, либо что-то общее с его кодом ИАТА (например, Чита — код ИАТА HTA, внутренний код СХТ). В отличие от кодов ИАТА, при переименовании городов бывшего СССР в 1990-е годы одновременно были изменены их коды во внутренней системе: Санкт-Петербург (Ленинград) — был ЛЕД, стал СПТ, Самара (Куйбышев) — был КУФ, стал СМШ, Екатеринбург (Свердловск) — был СВХ, стал ЕКБ, и т. д.
Многие небольшие города и аэропорты в бывшем СССР не имеют кода ИАТА и имеют только внутренний код.
В конце 1990-х годов в связи с расширением географии полетов крупнейших российских авиаперевозчиков во внутреннюю систему кодов были введены коды для зарубежных городов (например, Барселона — БЦН).
По состоянию на апрель 2009 года в использовании находятся примерно 3 тысячи кодовых комбинаций внутреннего кода.
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Код ИАТА — это… Что такое Код ИАТА?
Коды ИАТА — индивидуальные идентификаторы объектов, имеющих значение для индустрии пассажирских авиаперевозок и присваиваемые Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).
Код аэропорта ИАТА
Код аэропорта ИАТА — код из 3 букв латинского алфавита, который может быть присвоен аэропорту, городу, железнодорожному вокзалу, морскому или речному порту, иному крупному транспортному узлу.
В странах бывшего СССР параллельно действует внутренняя система кодов городов и аэропортов, в которой коды состоят из 3 букв русского алфавита. [1]
Код авиакомпании ИАТА
Код авиакомпании ИАТА — код из 2 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается авиакомпании.
В странах бывшего СССР параллельно действует внутренняя система кодов авиакомпаний, в которой коды состоят из 2 знаков — букв русского алфавита и цифр.
Код типа самолета ИАТА
Основная статья: Код типа самолета ИАТА
Код типа самолета ИАТА — код из 3 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается типам самолетов.
В странах бывшего СССР параллельно действует внутренняя система кодов типов самолетов, в которой коды состоят из 3 знаков — букв русского алфавита и цифр.
Код страны
Код страны — код из 2 букв латинского алфавита, который присваивается стране. Используются 2-буквенные коды стран согласно списку ISO 3166-1 alpha-2. Дополнительно используются код XU для обозначения части территории Российской Федерации к востоку от Уральских гор (не включая территорию самого горного массива) и код AQ для обозначения Антарктиды
Код валюты
Код валюты — код из 3 букв латинского алфавита, который присваивается валюте. Используются 3-буквенные коды валют согласно списку ISO 4217
Код часовой зоны ИАТА
Код часовой зоны ИАТА — код из 2-4 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается стране или части территории внутри страны, на которой исчисление местного времени идет единообразным способом.
Для всех зон первые 2 знака кода — это код страны, в которой эта зона находится. Для последующих знаков возможны следующие варианты:
- Для стран, у которых нет деления территории на часовые пояса, никакие дополнительные символы не добавляются. Код часовой зоны совпадает с кодом страны.
- Для Российской Федерации к коду страны RU добавляются 2 цифры — номер часового пояса в стране, так что образуются коды RU01 (соответствует Калининградской области), RU02 (Московское время) и так далее до RU11 (Камчатка).
- Для других стран, имеющих деление территории на часовые пояса, к коду страны добавляется 1 цифра — номер часового пояса в стране.
- Если на территории страны в пределах одного часового пояса есть территории, на которых по-разному осуществляется переход на летнее время, то может быть добавлен 4-й символ (буква латинского алфавита), чтобы обеспечить уникальность кодов.
Например, в Австралии штаты Новый Южный Уэльс и Виктория, в которых местное время отличается от гринвичского на 10 часов, а переход на летнее время происходит в конце октября, имеют код часовой зоны AU2. На острове Тасмания местное время отличается от гринвичского на 10 часов, но переход на летнее время происходит в конце сентября или в начале октября. Из-за этого у острова Тасмания код часовой зоны AU2A. В штате Квинсленд местное время отличается от гринвичского на 10 часов, но перехода на летнее время нет вообще. Из-за этого у штата код часовой зоны AU2B.
Код региона ИАТА
Код региона ИАТА — код из 3 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается крупным территориям, на которых расположены несколько стран.
Используются следующие коды:
- SCH — страны Шенгенского соглашения
- AFR — Африка
- CAR — страны бассейна Карибского моря
- CEM — Центральная Америка
- EUR — Европа
- JAK — Япония и Корея
- MDE — Ближний восток
- NOA — Северная Америка
- SAS — Южная Азия
- SEA — Юго-восточная Азия
- SOA — Южная Америка
- SWP — Юго-Западная часть Тихоокеанского региона
- TC1 — Американская конференция по воздушному движению (англ IATA Traffic Conference) (включает в себя регионы CAR, CEM, NOA и SOA)
- TC2 — Европейско-Африканская конференция (включает регионы AFR, EUR, MDE)
- TC3 — Азиатская конференция (включает регионы JAK, SAS, SEA, SWP)
В контексте определения принадлежности территории региону код страны RU используется для обозначения европейской части территории Российской Федерации (к западу от Уральских гор и сами горы), код страны XU используется для обозначения азиатской части территории страны (к востоку от Уральских гор). Во всех остальных контекстах для обозначения Российской Федерации используется код страны RU.
Код страны AQ используется для обозначения Антарктиды. Территория Антарктиды не относится ни к одному из перечисленных выше регионов.
Коды типов питания ИАТА
- AVML – Bегетарианское хинду /Азиатское вегетарианское.
- BBML – Питание для младенцев до двух лет.
- BLML – Щадящее (диетическое) меню.
- CHML – Набор еды для детей от 2 до 12 лет.
- DBML – Диабетическое питание.
- GFML – Питание без содержания клейковины.
- HFML – Еда с высоким содержанием клетчатки.
- HNML – Индуистское меню (Хинду).
- INVG – Меню в индийском стиле с карри и молочными продуктами.
- JNML – Питание для последователей джайнизма.
- JPML – Японские блюда.
- KSML – Кошерное меню.
- LCML – Низкокалорийное меню.
- LFML – Питание с низким содержанием жира и холестерина.
- LPML – Питание с пониженным содержание белков.
- LSML – Питание с низким содержанием соли.
- MOML – Халяльное (мусульманское) меню.
- NFML – Блюда без рыбы и рыбных продуктов.
- NLML – Питание с низким содержанием молочного белка (без лактозы).
- NSML – Бессолевая диетическая еда.
- ORML – Восточное меню.
- PFML – Без арахиса.
- PRML – Питание с низким содержанием пурина.
- RVML – Продукты без кулинарной обработки: сырые овощи и фрукты.
- SFML – Морепродукты.
- VGML – Строгое вегетарианское меню.
- VLML – Вегетарианское, с использованием молока и яиц.
Коды классов бронирования ИАТА
Коды классов бронирования ИАТА были созданы для того, помочь авиакомпаниям стандартизировать условия путешествия пассажиров.
См. также описание условий Аэрофлота[2].
Категория первого класса
- Р — Первый класс, люкс
- F — Первый класс, полный тариф
- А — Первый класс, льготный тариф
Категория бизнес класса
- J — Бизнес-класс, люкс
- С — Бизнес-класс, полный тариф.
- D — Бизнес-класс, льготный тариф
- I — Бизнес-класс, льготный тариф
- Z — Бизнес-класс, льготный тариф
Основные категории экономического (туристского) класса
- W — Экономический класс, люкс
- S — Экономический класс, полный тариф
- Y — Экономический класс, полный тариф
- В — Экономический класс, льготный тариф
- Н — Экономический класс, льготный тариф
- К — Экономический класс, льготный тариф
- L — Экономический класс, льготный тариф
- М — Экономический класс, льготный тариф
- N — Экономический класс, льготный тариф
- Q — Экономический класс, льготный тариф
- Т — Экономический класс, льготный тариф
- V — Экономический класс, льготный тариф
- Х — Экономический класс, льготный тариф
Источники
См. также
dic.academic.ru
Коды аэропортов ИКАО: расшифровка, шифр ИАТА
Как известно, у аэропортов есть так называемые коды аэропортов по ИКАО. Помимо этого есть еще коды аэропортов ИАТА. То есть у любого аэропорта мира есть два таких индекса. Но зачем они нужны? И какую роль играют? ИКАО — это Международная организация гражданской авиации. ИАТА — Международная ассоциация воздушного транспорта.
Обе регулируют вопросы, напрямую касающиеся безопасности перелетов и разработки международных стандартов в области коммерческих перелетов.
Расшифровка кодов аэропортов ИКАО
Коды ИКАО аэропортов мира и ИАТА — это индексы, используемые авиалиниями и прочими организациями.
ИКАО состоит из четырех букв, он используется для передачи метеорологической и аэронавигационной информации по аэропортом, а также для идентификации аэропортов на радионавигационных картах.
Первые две из них — это регион, в котором расположен аэродром. Самая первая — это континент или его часть. Так, например, Е — это Северная Европа, L — это Центр и Юг Европы.
Еще это может быть первая буква названия страны, если она очень большая в территориальном плане. Для США — это К, Австралия — Y, а С — это Канада.

Первые буквы кодов ИКАО некоторых стран.
Есть, конечно, буквы, которые вы никогда не встретите вначале индекса — I, J, Q и X.
Вторая — это название страны аэродрома. Германия обозначается ЕD, а Россия — U.
Последние две или три буквы (это для больших стран) и являются обозначениями собственно аэродрома. Например, код ИКАО аэропорта Шереметьево — это UUEE.
Если у аэропорта нет своего индекса по ИКАО, то используют следующий — ZZZZ.
Индексы по ИКАО в России
У СССР была своя буква вначале индекса — U, как для большой страны. Теперь она и используется, но для стран, вышедших из СССР, как для Эстонии и Латвии первые буквы кода поменялись на EE и EV.
В России до сих пор в ходу обозначения аэропортов, которые состоят из 4 букв кириллицы.
В нескольких случаях индексы ИКАО изменены на русские, по соглашению между двумя организациями. Несмотря на их наличие, внутренние кода все еще ходят в обращении.
Значение кодов по ИТАО
Код по ИТАО имеет трехбуквенное обозначение. Он в использовании у агентств, торгующими авиабилетами, системами по их бронированию и прочими организациями, которые занимаются координацией коммерческих авиаперевозок.
Этот индекс не имеет своей собственной структуры и рассматривается, как один целый. Например, у Шереметьево — это SVO.

Внутри аэропорта «Шереметьево».
Если код перестает использоваться, то его назначают другому аэродрому.
Кстати, индексы ИАТА имеют не только аэродромы, но и вокзалы, и порты. Так, у Ленинградского вокзала — это ZKD.
Если у города есть более двух аэропортов, то у него есть свой индекс тоже. Например, у Москвы — MOW. Однако, в России есть города, которые по своему буквенному обозначению не совпадают с кодом. В чем причина?
Дело в том, что после изменения названия города, изменить сам индекс ИТАО — очень дорогое и длительное мероприятие.
После распада СССР у Санкт-Петербурга так и остался код — LED, у Самары — KUF.

Аэропорт Самары.
Есть случаи, когда как для города, так и для аэропорта используется тот же самый индекс. Это происходит в случае, когда в городе один крупный аэропорт. Так случилось с аэропортом “Пулково”, у которого он совпадает с кодом города.
У таких стран, как Америка или Канада индекс ИТАО был сформирован из ИКАО — просто убрали первую букву.
Внутренние коды России
В СССР была своя система кодирования, которую называли еще “сиреновской” (по названию соответствующей системы бронирования).
Это трехзначный индекс из букв кириллицы, построенный по тем же принципам, что и для ИТАО.
В остальном, система также полностью совпадала с ИТАО, но с одним отличием. После распада СССР названия городов изменились, а с ними изменились и внутренние коды. Так, у Санкт-Петербурга он теперь — СПТ.

Аэропорт «Пулково».
В 90х годах, когда перелеты стали осуществляться во многие страны мира, то и иностранным городам были присвоены внутренние коды. Так, у Барселоны — это БЦН.
Несколько интересных фактов
У аэропорта Уфы его внутренний индекс и индекс по ИКАО полностью совпадают. Единственный случай за всю историю гражданской авиации.
Киргизский город Ош имеет внутренний код — ОШШ, то есть он длиннее, чем название самого города.
У городов Саранск и Копенгаген коды по ИАТА совпадают — CPH. По этой причине иногда происходит путаница.
nasamoletah.ru
Код ИАТА — это… Что такое Код ИАТА?
Коды ИАТА — индивидуальные идентификаторы объектов, имеющих значение для индустрии пассажирских авиаперевозок и присваиваемые Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).
Код аэропорта ИАТА
Код аэропорта ИАТА — код из 3 букв латинского алфавита, который может быть присвоен аэропорту, городу, железнодорожному вокзалу, морскому или речному порту, иному крупному транспортному узлу.
В странах бывшего СССР параллельно действует внутренняя система кодов городов и аэропортов, в которой коды состоят из 3 букв русского алфавита. [1]
Код авиакомпании ИАТА
Код авиакомпании ИАТА — код из 2 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается авиакомпании.
В странах бывшего СССР параллельно действует внутренняя система кодов авиакомпаний, в которой коды состоят из 2 знаков — букв русского алфавита и цифр.
Код типа самолета ИАТА
Основная статья: Код типа самолета ИАТА
Код типа самолета ИАТА — код из 3 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается типам самолетов.
В странах бывшего СССР параллельно действует внутренняя система кодов типов самолетов, в которой коды состоят из 3 знаков — букв русского алфавита и цифр.
Код страны
Код страны — код из 2 букв латинского алфавита, который присваивается стране. Используются 2-буквенные коды стран согласно списку ISO 3166-1 alpha-2. Дополнительно используются код XU для обозначения части территории Российской Федерации к востоку от Уральских гор (не включая территорию самого горного массива) и код AQ для обозначения Антарктиды
Код валюты
Код валюты — код из 3 букв латинского алфавита, который присваивается валюте. Используются 3-буквенные коды валют согласно списку ISO 4217
Код часовой зоны ИАТА
Код часовой зоны ИАТА — код из 2-4 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается стране или части территории внутри страны, на которой исчисление местного времени идет единообразным способом.
Для всех зон первые 2 знака кода — это код страны, в которой эта зона находится. Для последующих знаков возможны следующие варианты:
- Для стран, у которых нет деления территории на часовые пояса, никакие дополнительные символы не добавляются. Код часовой зоны совпадает с кодом страны.
- Для Российской Федерации к коду страны RU добавляются 2 цифры — номер часового пояса в стране, так что образуются коды RU01 (соответствует Калининградской области), RU02 (Московское время) и так далее до RU11 (Камчатка).
- Для других стран, имеющих деление территории на часовые пояса, к коду страны добавляется 1 цифра — номер часового пояса в стране.
- Если на территории страны в пределах одного часового пояса есть территории, на которых по-разному осуществляется переход на летнее время, то может быть добавлен 4-й символ (буква латинского алфавита), чтобы обеспечить уникальность кодов.
Например, в Австралии штаты Новый Южный Уэльс и Виктория, в которых местное время отличается от гринвичского на 10 часов, а переход на летнее время происходит в конце октября, имеют код часовой зоны AU2. На острове Тасмания местное время отличается от гринвичского на 10 часов, но переход на летнее время происходит в конце сентября или в начале октября. Из-за этого у острова Тасмания код часовой зоны AU2A. В штате Квинсленд местное время отличается от гринвичского на 10 часов, но перехода на летнее время нет вообще. Из-за этого у штата код часовой зоны AU2B.
Код региона ИАТА
Код региона ИАТА — код из 3 знаков (букв латинского алфавита и цифр), который присваивается крупным территориям, на которых расположены несколько стран.
Используются следующие коды:
- SCH — страны Шенгенского соглашения
- AFR — Африка
- CAR — страны бассейна Карибского моря
- CEM — Центральная Америка
- EUR — Европа
- JAK — Япония и Корея
- MDE — Ближний восток
- NOA — Северная Америка
- SAS — Южная Азия
- SEA — Юго-восточная Азия
- SOA — Южная Америка
- SWP — Юго-Западная часть Тихоокеанского региона
- TC1 — Американская конференция по воздушному движению (англ IATA Traffic Conference) (включает в себя регионы CAR, CEM, NOA и SOA)
- TC2 — Европейско-Африканская конференция (включает регионы AFR, EUR, MDE)
- TC3 — Азиатская конференция (включает регионы JAK, SAS, SEA, SWP)
В контексте определения принадлежности территории региону код страны RU используется для обозначения европейской части территории Российской Федерации (к западу от Уральских гор и сами горы), код страны XU используется для обозначения азиатской части территории страны (к востоку от Уральских гор). Во всех остальных контекстах для обозначения Российской Федерации используется код страны RU.
Код страны AQ используется для обозначения Антарктиды. Территория Антарктиды не относится ни к одному из перечисленных выше регионов.
Коды типов питания ИАТА
- AVML – Bегетарианское хинду /Азиатское вегетарианское.
- BBML – Питание для младенцев до двух лет.
- BLML – Щадящее (диетическое) меню.
- CHML – Набор еды для детей от 2 до 12 лет.
- DBML – Диабетическое питание.
- GFML – Питание без содержания клейковины.
- HFML – Еда с высоким содержанием клетчатки.
- HNML – Индуистское меню (Хинду).
- INVG – Меню в индийском стиле с карри и молочными продуктами.
- JNML – Питание для последователей джайнизма.
- JPML – Японские блюда.
- KSML – Кошерное меню.
- LCML – Низкокалорийное меню.
- LFML – Питание с низким содержанием жира и холестерина.
- LPML – Питание с пониженным содержание белков.
- LSML – Питание с низким содержанием соли.
- MOML – Халяльное (мусульманское) меню.
- NFML – Блюда без рыбы и рыбных продуктов.
- NLML – Питание с низким содержанием молочного белка (без лактозы).
- NSML – Бессолевая диетическая еда.
- ORML – Восточное меню.
- PFML – Без арахиса.
- PRML – Питание с низким содержанием пурина.
- RVML – Продукты без кулинарной обработки: сырые овощи и фрукты.
- SFML – Морепродукты.
- VGML – Строгое вегетарианское меню.
- VLML – Вегетарианское, с использованием молока и яиц.
Коды классов бронирования ИАТА
Коды классов бронирования ИАТА были созданы для того, помочь авиакомпаниям стандартизировать условия путешествия пассажиров.
См. также описание условий Аэрофлота[2].
Категория первого класса
- Р — Первый класс, люкс
- F — Первый класс, полный тариф
- А — Первый класс, льготный тариф
Категория бизнес класса
- J — Бизнес-класс, люкс
- С — Бизнес-класс, полный тариф.
- D — Бизнес-класс, льготный тариф
- I — Бизнес-класс, льготный тариф
- Z — Бизнес-класс, льготный тариф
Основные категории экономического (туристского) класса
- W — Экономический класс, люкс
- S — Экономический класс, полный тариф
- Y — Экономический класс, полный тариф
- В — Экономический класс, льготный тариф
- Н — Экономический класс, льготный тариф
- К — Экономический класс, льготный тариф
- L — Экономический класс, льготный тариф
- М — Экономический класс, льготный тариф
- N — Экономический класс, льготный тариф
- Q — Экономический класс, льготный тариф
- Т — Экономический класс, льготный тариф
- V — Экономический класс, льготный тариф
- Х — Экономический класс, льготный тариф
Источники
См. также
dis.academic.ru
Код аэропорта ИАТА — Википедия
Код аэропорта ИАТА — трёхбуквенный уникальный идентификатор, присваиваемый аэропортам мира Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Этот код выделяется согласно резолюции ИАТА 763 штаб-квартирой этой организации в Монреале. Коды аэропортов ИАТА используются авиакомпаниями, агентствами по продаже авиабилетов, компьютерными системами бронирования билетов, другими заинтересованными организациями для передачи информации, связанной с организацией коммерческой деятельности в области пассажирских авиаперевозок и со взаимодействием разных предприятий в рамках этой коммерческой деятельности. Список используемых кодов публикуется ИАТА дважды в год и доступен на официальном сайте ИАТА.
На территории бывшего СССР параллельно с кодами аэропортов ИАТА действует внутренняя система кодирования аэропортов, в которой код аэропорта состоит из 3 букв русского алфавита.[1] Эта система построена аналогично системе кодов ИАТА, но является самостоятельной системой.
Код аэропорта ИАТА состоит из 3 букв латинского алфавита. В отличие от кода аэропорта ИКАО, код аэропорта ИАТА не имеет внутренней структуры. Сочетание из трех букв рассматривается как единое целое. Например, код DME обозначает аэропорт Домодедово, EGO — аэропорт Белгород.
В любой момент времени все используемые в этот момент коды являются уникальными. Однако код, по каким-либо причинам вышедший из употребления, через некоторое время может быть назначен другому аэропорту.
Код ИАТА также присваивается некоторым другим важным транспортным узлам, таким как железнодорожные вокзалы, морские и речные порты, автобусные станции. Например, Ленинградский вокзал в Москве имеет код ZKD.
Города, имеющие больше двух больших аэропортов, имеют собственный код ИАТА. Например Москва имеет код MOW.
Как правило, крупным городам код ИАТА присваивается так, чтобы между названием города и его кодом наблюдалось что-то общее. В случае переименования города или аэропорта возможно изменение присвоенного этому городу кода. Однако эта процедура является сложной и затратной, поэтому применяется редко. Из-за этого города бывшего СССР, которым в 1990-е годы были возвращены исторические названия, сохраняют коды ИАТА неизменными: Санкт-Петербург — LED, Самара — KUF, Владикавказ — OGZ, Бишкек — FRU и т. д.
В некоторых случаях один и тот же код может использоваться и для обозначения крупного города, и для обозначения одного из аэропортов в этом городе (обычно это самый крупный аэропорт или аэропорт, появившийся раньше других). Например, город Санкт-Петербург и аэропорт Пулково имеют код LED. Находящийся недалеко от Санкт-Петербурга аэропорт Ржевка имеет код RVH.
В континентальной части США и в Канаде коды аэропортов ИАТА — это коды ИКАО, у которых удалена первая буква. В других частях мира это не так.
По состоянию на апрель 2009 года в использовании находятся примерно 11 тысяч кодовых 3-буквенных комбинаций (из общего количества 17 576 возможных комбинаций).
Внутренняя система кодирования бывшего СССР[править]
Внутренняя система кодирования городов и аэропортов в бывшем СССР построена аналогично кодовой системе ИАТА. Иногда эту систему кодов называют «сиреновской» (от системы бронирования авиабилетов «Сирена»), но это название исторически некорректно — эта система кодирования применялась ещё до появления «Сирены».
Код аэропорта во внутренней системе кодирования состоит из 3 букв русского алфавита. Аналогично кодам ИАТА, кодовая комбинация из 3 букв мыслится как единое целое и не имеет внутренней структуры. Так же, как и в кодах ИАТА, все используемые коды являются уникальными.
Аналогично кодам ИАТА, коды городов по внутренней системе присваивались так, чтобы иметь либо что-то общее с названием города, либо что-то общее с его кодом ИАТА (например, Чита — код ИАТА HTA, внутренний код СХТ). В отличие от кодов ИАТА, при переименовании городов бывшего СССР в 1990-е годы одновременно были изменены их коды во внутренней системе: Санкт-Петербург (Ленинград) — был ЛЕД, стал СПТ, Самара (Куйбышев) — был КУФ, стал СМШ, Екатеринбург (Свердловск) — был СВХ, стал ЕКБ, и т. д.
Многие небольшие города и аэропорты в бывшем СССР не имеют кода ИАТА и имеют только внутренний код.
В конце 1990-х годов в связи с расширением географии полетов крупнейших российских авиаперевозчиков во внутреннюю систему кодов были введены коды для зарубежных городов (например, Барселона — БЦН).
По состоянию на апрель 2009 года в использовании находятся примерно 3 тысячи кодовых комбинаций внутреннего кода.
Интересные факты[править]
- Город Уфа имеет внутренний код УФА и код ИАТА UFA. Единственный случай, когда в обеих системах код города совпадает с его названием.
- Город Ош имеет внутренний код ОШШ. Единственный случай, когда код города длиннее, чем его название.
- Город Копенгаген имеет код ИАТА CPH. Город Саранск имеет внутренний код СРН. Коды совпадают по начертанию, что иногда приводит к путанице.
www.wikiznanie.ru
Код аэропорта ИАТА — Википедия. Что такое Код аэропорта ИАТА
Код аэропорта ИАТА — трёхбуквенный уникальный идентификатор, присваиваемый аэропортам мира Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Этот код выделяется согласно резолюции ИАТА 763 штаб-квартирой этой организации в Монреале. Коды аэропортов ИАТА используются авиакомпаниями, агентствами по продаже авиабилетов, компьютерными системами бронирования билетов, другими заинтересованными организациями для передачи информации, связанной с организацией коммерческой деятельности в области пассажирских авиаперевозок и со взаимодействием разных предприятий в рамках этой коммерческой деятельности. Список используемых кодов публикуется ИАТА дважды в год и доступен на официальном сайте ИАТА.
На территории бывшего СССР параллельно с кодами аэропортов ИАТА действует внутренняя система кодирования аэропортов, в которой код аэропорта состоит из 3 букв русского алфавита.[1] Эта система построена аналогично системе кодов ИАТА, но является самостоятельной системой.
Коды ИАТА
Код аэропорта ИАТА состоит из 3 букв латинского алфавита. В отличие от кода аэропорта ИКАО, код аэропорта ИАТА не имеет внутренней структуры. Сочетание из трех букв рассматривается как единое целое. Например, код DME обозначает аэропорт Домодедово, EGO — аэропорт Белгород.
В любой момент времени все используемые в этот момент коды являются уникальными. Однако код, по каким-либо причинам вышедший из употребления, через некоторое время может быть назначен другому аэропорту.
Код ИАТА также присваивается некоторым другим важным транспортным узлам, таким как железнодорожные вокзалы, морские и речные порты, автобусные станции. Например, Ленинградский вокзал в Москве имеет код ZKD.
Города, имеющие больше двух больших аэропортов, имеют собственный код ИАТА. Например Москва имеет код MOW.
Как правило, крупным городам код ИАТА присваивается так, чтобы между названием города и его кодом наблюдалось что-то общее. В случае переименования города или аэропорта возможно изменение присвоенного этому городу кода. Однако эта процедура является сложной и затратной, поэтому применяется редко. Из-за этого города бывшего СССР, которым в 1990-е годы были возвращены исторические названия, сохраняют коды ИАТА неизменными: Санкт-Петербург — LED, Нижний Новгород — GOJ, Самара — KUF, Владикавказ — OGZ, Бишкек — FRU и т. д.
В некоторых случаях один и тот же код может использоваться и для обозначения крупного города, и для обозначения одного из аэропортов в этом городе (обычно это самый крупный аэропорт или аэропорт, появившийся раньше других). Например, город Санкт-Петербург и аэропорт Пулково имеют код LED. Находящийся недалеко от Санкт-Петербурга аэропорт Ржевка имеет код RVH.
В континентальной части США и в Канаде коды аэропортов ИАТА — это коды ИКАО, у которых удалена первая буква. В других частях мира это не так.
По состоянию на апрель 2009 года в использовании находятся примерно 11 тысяч кодовых 3-буквенных комбинаций (из общего количества 17 576 возможных комбинаций).
Внутренняя система кодирования бывшего СССР
Внутренняя система кодирования городов и аэропортов в бывшем СССР построена аналогично кодовой системе ИАТА. Иногда эту систему кодов называют «сиреновской» (от системы бронирования авиабилетов «Сирена»), но это название исторически некорректно — эта система кодирования применялась ещё до появления «Сирены».
Код аэропорта во внутренней системе кодирования состоит из 3 букв русского алфавита. Аналогично кодам ИАТА, кодовая комбинация из 3 букв мыслится как единое целое и не имеет внутренней структуры. Так же, как и в кодах ИАТА, все используемые коды являются уникальными.
Аналогично кодам ИАТА, коды городов по внутренней системе присваивались так, чтобы иметь либо что-то общее с названием города, либо что-то общее с его кодом ИАТА (например, Чита — код ИАТА HTA, внутренний код СХТ). В отличие от кодов ИАТА, при переименовании городов бывшего СССР в 1990-е годы одновременно были изменены их коды во внутренней системе: Санкт-Петербург (Ленинград) — был ЛЕД, стал СПТ, Самара (Куйбышев) — был КУФ, стал СМШ, Екатеринбург (Свердловск) — был СВХ, стал ЕКБ, и т. д.
Многие небольшие города и аэропорты в бывшем СССР не имеют кода ИАТА и имеют только внутренний код.
В конце 1990-х годов в связи с расширением географии полетов крупнейших российских авиаперевозчиков во внутреннюю систему кодов были введены коды для зарубежных городов (например, Барселона — БЦН).
По состоянию на апрель 2009 года в использовании находятся примерно 3 тысячи кодовых комбинаций внутреннего кода.
См. также
Примечания
Ссылки
wiki.sc