Истребитель рафаль – Французский многоцелевой истребитель Dassault Rafale » Военное обозрение
Самолет-истребитель Dassault Rafale Дассо Рафаль
11.05.2018
Франция всегда входила в число ведущих авиационных держав мира, так было с момента появления первых самолетов. Французская авиация была одной из сильнейших во время Первой мировой войны, правда, потом французы несколько утратили свои позиции, что стало одной из причин оккупации во Второй мировой войне. После ее окончания французы начали активно воссоздавать национальные ВВС.
За послевоенный период французские авиастроители сумели создать множество успешных образцов авиационной техники. Основным производителем самолетов в стране является компания «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation), которую основал талантливый авиаконструктор и бизнесмен Марсель Дассо. Последним блестящим произведением этого признанного мастера стал многоцелевой истребитель Dassault Rafale.
«Рафаль» относится к четвертому поколению истребителей, этот самолет является полностью французским проектом, в его разработке не принимали участие иностранные компании, в нем нет комплектующих, произведенных в других странах. В настоящее время этот истребитель считается одним из лучших в мире.
Специалисты уверены, что Dassault Rafale, скорее всего, будет последним боевым самолетом, созданным полностью в одной европейской стране.
История создания
Разработка машины началась еще в 1983 году. Военные хотели получить новый единый боевой самолет, который мог бы выполнять широкий спектр задач, бороться с наземными, воздушными и надводными целями. В тот момент ситуация была такова, что «Дассо Авиасьон» могла и не спешить с разработкой новой машины: Франция располагала большим количеством новых и современных самолетов.
За два года до этого французы вышли из программы создания европейского истребителя FEFA. Причина была очень проста: Франция хотела получить легкий самолет (до 9 тыс. кг), который можно было бы размещать на палубе авианосца, остальные участники программы хотели разработать тяжелый истребитель.
Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.
При создании истребителя Rafale конструкторы компании «Дассо Авиасьон» использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.
В 1986 году свой первый полет совершил Rafale а, который называют опытно-демонстрационной модификацией самолета. По сути, это был прототип самолета, на котором отрабатывали различные конструктивно-технологические решения будущего истребителя.
В 1991 году в воздух поднялась следующая модификация «Рафаля» — Rafale С. Это был прототип одноместного истребителя-перехватчика. В том же году взлетел и Rafale М – самолет, созданный для размещения на авианосцах. Этот «Рафаль» отличался увеличенной массой и усиленной конструкцией шасси.
Данные модификации были приняты на вооружение ВМС Франции в 2004 году, а ВВС – в 2006. В 2009 году французские военные заказали еще 60 истребителей Dassault Rafale.
В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года компания «Дассо Авиасьон» выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.
По одной информации сумма контракта, подписанного с «Дассо Авиасьон», составляла 10,4 млрд долларов, а согласно другим данным, французская сторона должна была получить более 15 млрд долларов, включая деньги за обучение пилотов и обслуживание самолетов.
Восемнадцать первых машин компания «Дассо Авиасьон» должна была передать индусам в 2018 году, а остальные – изготовить на месте. В прошлом году появилась информация, что контракт отменен. Причиной этого стало значительное увеличение стоимости истребителей, а также отказ производителя передавать заказчику технологии производства машин.
Также появилась информация, что сейчас Индия рассматривает российские самолеты Су-30 в качестве дешевой замены французским машинам.
Модификации самолета
Всего существует шесть модификаций Dassault Rafale:
- Rafale A: прототип машины, его еще называют опытно-демонстрационным образцом.
- Rafale В: еще одна опытная модификация «Рафаля». Это двухместная учебно-тренировочная машина, которая полностью сохранила функциональные возможности.
- Rafale С: одноместная машина наземного базирования.
- Rafale М: многоцелевой одноместный истребитель палубного базирования.
- Rafale N: двухместный самолет палубного базирования.
- Rafale BM: многоцелевой самолет, предназначенный для доставки ядерного оружия.
Стоимость одной машины составляет от 84 до 124 млн долларов.
Боевое применение
«Рафаль» участвовал в реальных боевых действиях. Впервые в боевых условиях его применили в ходе кампании в Афганистане, которую проводило НАТО в 2007 году, затем эти самолеты использовались во время конфликта в Ливии в 2011 году.
Во время ливийской кампании «Рафали» уничтожили несколько самолетов МиГ-23 и вертолетов Ми-35.
За все время эксплуатации самолета произошло четыре катастрофы, в результате которых было потеряно пять самолетов, несколько пилотов погибло. Причинами инцидентов были как технические неполадки, так и человеческий фактор.
Конструкция самолета
Многоцелевой истребитель Rafale выполнен по схеме «бесхвостка», с треугольным крылом значительной площади с большими наплывами. В передней части машины располагается дополнительное высокорасположенное горизонтальное оперение.
Крыло имеет двухсекционные предкрылки и односекционные элероны. Часть крыла изготовлена из титановых сплавов, часть – из углепластиков.
Силовая установка – двухдвигательная, расположена в задней части самолета. Rafale – однокилевая машина.
При создании машины активно использовались композитные материалы. Одним из заданий, которое стояло перед конструкторами «Дассо Авиасьона», являлось снижение радиолокационной заметности истребителя. На композитные материалы приходится 20% площади самолета и 25% его массы. Кроме снижения заметности Rafale, это позволило получить и выигрыш в массе.
Следует отметить, что хотя конструкторы «Дассо Авиасьона» и уделили большое внимание снижению радиолокационной заметности самолета, они не стали копировать американский опыт в этом направлении, а пошли своим путем. В результате этого были найдены более простые и, главное, дешевые решения. Особо проблемные с точки зрения радиолокационной заметности части истребителя (передние кромки крыла и оперения, створки шасси) получили характерные пилообразные кромки, что значительно уменьшило их заметность.
Модификация для военно-морского флота отличается усиленной конструкцией шасси, специальным тормозным гаком на задней части истребителя, а также специальной системой Telemir, которая синхронизирует работу навигационных систем самолета и корабля. В результате таких изменений «морской» Rafale тяжелее сухопутной модификации на пятьсот килограмм.
Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей SNECMA M88-2-Е4, которые построены с использованием самых последних технологий и материалов, применяющихся в этой области.
У них монокристаллические лопатки турбин, малодымная камера сгорания, диски изготовлены из порошковых сплавов.SNECMA M88-2-Е4 имеет прекрасные характеристики, высокую управляемость, отличное соотношение развиваемой тяги к массе двигателя. SNECMA M88-2-Е4 имеет модульную конструкцию, что значительно облегчает его обслуживание и ремонт.
Разработка двигателей для этого истребителя была весьма непростой задачей. Заказчик требовал изделие, которое надежно работало при выполнении самолетом самых разных задач (маневренный воздушный бой, скоростной прорыв системы ПВО). При этом двигатель должен был иметь большой ресурс, отличную тяговооруженность и низкий расход топлива. SNECMA M88-2-Е4, установленный на «Рафале» стал первым французским турбореактивным двигателем третьего поколения.
Все самолеты Rafale оснащены шасси, изготовленные компанией Messier-Dowty, их опоры убираются вперед. Шасси истребителей наземного и палубного базирования отличаются, у последних они усилены.
Кабины одноместных «Рафалей» укомплектовываются катапультными креслами Martin-Baker Mk.16, фонарь кабины открывается вправо. Место пилота отличается отличной эргономикой. Данные о работе систем самолета и пилотажно-навигационная информация выводится на жидкокристаллические мониторы.
Rafale может «похвастать» новейшей электронной начинкой. На самолет установлена весьма продвинутая система БРЭО, которая состоит из БРЛС нового поколения Thales RBE2 с двухкоординатным электронным сканированием, а также оптическая система с лазерным дальномером и нашлемная система целеуказания. Есть и бортовая система РЭБ: французы считают, что предпочтительней подавлять системы ПВО противника, чем прятаться от них.
Летно-технические характеристики
Экипаж, чел | 1-2 |
Масса пустого снаряженного, кг | 9060 |
Масса максимальная взлетная, кг | 24500 |
Размах крыла, м | 11,08 |
Длина, м | 15,27 |
Высота, м | 5,34 |
Площадь крыла, м2 | 45,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 1900 |
Практический потолок, м | 15 240 |
Ракеты «воздух—воздух»: | MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II |
Ракеты «воздух—поверхность»: | ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM.39, Storm Shadow, AASM |
Вооружение пушечное: | 1×30 мм Nexter DEFA 791B |
Видео о истребителе Dassault Rafale
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Дассо Рафаль Фото. Видео. Скорость. Вооружение. ТТХ
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
oruzhie.info
Истребитель Dassault Rafale: фото, видео, характеристики
Dassault Rafale является французским многоцелевым истребителем четвертого поколения, разработка принадлежит компании «Dassault Aviation».
Впервые поднялся в воздух в 1986 году. Взят на вооружение Военно-Морскими Силами Франции в 2004 году, а Военно-Воздушными Силами – два года спустя.
В 2009 году Минобороны этого государства сделало заказ на еще шестьдесят самолетов.
Dassault Rafale вошел в число приоритетных направлений развития французской аэрокосмической промышленности. Все составляющие самолета и его производство выполнены силами самой Франции, без привлечения иностранных партнеров.
В конце 2011 года было объявлено, что если иностранцы не будут заказывать Rafale, то его производство завершится. На следующий месяц Военно-Воздушные силы Индии подписали контракт на поставку 126 самолетов. Но с 2012 года цена истребителей возросла свыше, чем вдвое. Это может побудить Минобороны Индии приобрести вместо французской продукции российские Су-30МКИ, которые более эффективны и экономичны.
Содержание:
1. Фотографии
2. Видео
3. Конструкция
4. Варианты
5. Боевое применение
6. Тактико-технические характеристики
6.1 Технические характеристики
6.2 Лётные характеристики
6.3 Вооружение
6.4 Двигатель
1. Фотографии
2. Видео
3. Конструкция
Конструкция произведена по схеме «бесхвостка» с дополнительным передним высокорасположенным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвосте фюзеляжа и треугольным среднерасположенным крылом с корневыми наплывами.
Спереди крыла находится поворотное переднее горизонтальное оперение. Это сделано для большей маневренности. Силовая установка является двухдвигательной. Однокилевой. Можно использовать взлетно-посадочную полосу с длиной 0,4 км.
Самолет оборудован радиолокационной станцией RBE/RBE2 с фазированной антенной решеткой/активной фазированной антенной решеткой, ОПС и системой предупреждения SPECTRA. Последняя включает в себя: предупреждения о радиолокационном и лазерном облучениях и систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG, которая в свою очередь состоит из двух пассивных инфракрасных датчиков, расположенных на киле. DDM-NG в соответствующем диапазоне может давать сферическую картинку.
Каналы воздухозаборников произведены в форме буквы S и обеспечивают экранирование лопаток компрессора, создавая уменьшение эффективной площади рассеяния истребителя.
4. Варианты
- Rafale A — опытно-демонстрационный.
- Rafale B — наземное базирование, с двумя креслами.
- Rafale C, до 1990 года Rafale D — наземное базирование, с одним креслом.
- Rafale M — авианосное базирование, с одним креслом.
- Rafale N, первое название Rafale BM — авианосное базирование, с двумя креслами.
В настоящее время производитель продает такие истребители, как Rafale B, Rafale C и Rafale M.
5. Боевое применение
- Война в Афганистане, весной 2007 года.
- Война в Ливии в 2011 году.
6. Тактико-технические характеристики
6.1 Технические характеристики
- Экипаж, чел: 1 — 2
- Длина, см: 1530
- Размах крыла, см: 1090
- Высота, см: 530
- Площадь крыла, м²: 45,7
- Масса пустого, т: 10
- Нормальная взлетная масса, т: 14, 71
- Максимальная взлётная масса, т: 24,5
- Масса полезной нагрузки, т: 9,5
- Масса топлива во внутренних баках, т: 4,7
- Масса топлива в подвесных топливных баках, т: 6,7
- Двигатель: два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4, сухая масса двигателя, кг: 897, тяга на форсаже, кгс: 2×7500, максимальная тяга, кгс: 2×5100, температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K).
6.2 Лётные характеристики
- Максимальная скорость на большой высоте, км/ч: приблизительно 1900 (M=1,8)
- Боевой радиус, км: 1800
- Боевой радиус истребителя-перехватчика, км: 1093
- Практический потолок, км: 15,24
- Скороподъёмность, м/мин: 18 300
- Нагрузка на крыло, кг/м²: 326
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g
- Тяговооружённость: 1,03.
6.3 Вооружение
- Пушечное: одна Nexter DEFA 791B, калибр 30 мм, темп стрельбы, выстр/мин: 2500, боезапас — 125 патронов OPIT с донным взрывателем.
- Ракеты: «воздух—поверхность» — Апач, Storm Shadow, ASMP с ядерной боевой частью, AM.39, AASM; «воздух—воздух»: MBDA Meteor, «Мажик» II, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MICA.
6.4 Двигатель
Сначала истребители проходили испытания на базе двигателей F404. С 1996 года произошел выпуск в серию собственного двигателя производителя M88-2. Он является представителем пятого поколения. Состоит из таких ступеней, как: противовращение роторов, одноступенчатая турбина высокого давления, одноступенчатая турбина низкого давления, трехступенчатый КНД, пяти-шестиступенчатый компрессор высокого давления.
Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой. Состав — кольцевая камера сгорания с напылением из керамики, лопатки, изготовленные из титановых сплавов, газы перед турбиной разогреваются до +1580 °C, сопло и форсажная камера. Система управления FADEC. Диски и монокристаллические лопатки турбины изготовлены путем порошкового литья. Коробка агрегатов находится снизу.
- Форсированная тяга, кгс: 7440
- Удельный расход топлива, кгс в час: на форсаже — 1,75 кг, без форсажа — 0,875 кг
- Наружный диаметр, см: 78
- Длина, см: 350
- Масса, т: 0,88.
contract-army.ru
FIGHTER OF THE FRENCH AIR FORCE RAFALE 30.05.2018 15.06.2018 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 17.08.2018 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 15.11.2018 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 19.01.2019 31.01.2019 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ШТУРМОВИК И УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ JL-8/K-8 KARAKORUM (КИТАЙ) КАТАР ПОЛУЧИЛ ПЕРВЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ RAFALE К ВОПРОСУ О КАТАСТРОФЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ DASSAULT RAFALE EM ВВС ЕГИПТА
Разработка французского многоцелевого истребителя четвертого поколения была начата фирмой «Дассо-Бреге» в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000. Как и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам. МОДИФИКАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ Год принятия на вооружение – 2001 ВООРУЖЕНИЕ: 1 30-мм пушка GIAT M30/719B. Источники: army-news.ru, www.airwar.ru, izvestia.ru, ru.wikipedia.org, militaryarms.ru, Военный паритет и др. ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE. НОВОСТИ 2017 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВА ИСТРЕБИТЕЛЯ DASSAULT RAFALE |
bastion-karpenko.ru
Dassault Rafale — это… Что такое Dassault Rafale?
Дассо «Рафаль» (фр. Dassault Rafale, букв. «шквал») — французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией Dassault Aviation.[6]
Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно.[7]
В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей.[8]. Участвует в тендерах на поставку истребителей в ОАЭ и Бразилию.
Самолёт Rafale фирмы Dassault является одним из приоритетов развития аэрокосмической промышленности Франции. Это полностью французский проект — вооружение, двигатели, авионика и собственное производство. Rafale является последним на данный момент самолетом, созданным европейской страной без американской или любой другой иностранной помощи.
Первое боевое применение состоялось в марте 2007 года в ходе операции НАТО в Афганистане. Также эти самолёты использовались в операции военного блока НАТО против войск Каддафи в Ливии, начиная с марта 2011 года.
7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что производство «Рафаль» будет свернуто (после того как компания выполнит оплаченный заказ для ВВС Франции на 180 самолётов), если не появятся иностранные заказы на истребитель.[9] Однако, победа в январе 2012 года в тендере MRCA (англ.)русск. на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, обеспечила крупный экспортный заказ и спасла самолёт от снятия с производства.[10]
Конструкция
Rafale B. 2007 год Сопловые устройства двигателей М88-2. Расположенный в основании киля отсек обнаружительного приемника бортового комплекса обороны Thales SPECTRA снизу закрыт экраном-створкой из жаропрочного материала.Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка»[11] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплутационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м.[12]
На истребителе установлена ОПС
Воздухозаборники выполнены S-образно и экранируют лопатки турбины, что снижает ЭПР самолёта
Варианты
По состоянию на февраль 2012 года компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C, Rafale M и Rafale B.[13]
- Rafale A
- Опытно-демонстрационный.
- Rafale B
- Двухместный, наземного базирования.
- Rafale C
- Одноместный, наземного базирования.
- Rafale D
- Первоначальное название Rafale C (переименован в 1990 году).
- Rafale M
- Одноместный, авианосного базирования.
Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации – увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают – 13 узлов подвески вместо 14, и уменьшенная на 2000 кг максимальная взлетная масса (19500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.
С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2. Они, как и машины ВВС Франции применялись в ходе операции Enduring Freedom в Афганистане[14].
- Rafale N
- Двухместный, авианосного базирования.
- Rafale BM
- Первоначальное название Rafale N.
Тактико-технические характеристики
Dassault Rafale Материалы конструкции планера самолета Rafale. Сверху вниз: алюминий-литиевые сплавы; титановые сплавы; органопластики на основе «кевлара»; термопластичные углепластики.Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас — 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
- Ракеты:
Двигатель
Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года.
Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-х ступенчатого КНД, лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления 6-и ступенчатый, камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной 1580°C, турбина высокого давления одноступенчатая,одноступенчатая турбина низкого давления, форсажная камера. Система управления FADEC.
- Форсированная тяга 7440 кгс
- Удельный расход топлива
- Без форсажа 0,875 кг на кгс в час
- На форсаже 1,75 кг на кгс в час
- Наружный диаметр 0,78 м
- Длина 3,5 м
- Масса 880 кг
Происшествия
- 6 декабря 2007 истребитель модификации Рафаль B (сер. номер 316, истребительной эскадрильи 1/7 «Прованс» (фр. l’escadron de chasse 1/7 «Provence») ВВС Франции), [17] взлетевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, разбился в 18:30 по местному времени, вблизи населенного пункта Невик, в центральной части Франции. Самолёт выполнял тренировочный полёт. Причина — сбой в электродистанционной системе управления полётом. Пилот — капитан Эммануэль Морьюзе (фр. Le capitaine Emmanuel Moriuser) погиб.
- 24 сентября 2009 два истребителя модификации Рафаль M (сер. номера 22 и 25, 12-ой флотилии ВМС Франции), [18] упали в Средиземное море в 30 км от города Перпиньян, в результате столкновения. Катастрофа произошла в 18:10 по местному времени, при возвращении самолётов на авианосец «Шарль де Голль». Согласно информации из Бюро расследований происшествий при министерстве обороны (фр. Bureau enquetes accident de la Defense), причиной катастрофы явился человеческий фактор. Пилот одного из истребителей, капитан 3-го ранга Жан Бофиль (фр. Capitaine de corvette Yann Beaufils) катапультировался. Пилот второго истребителя, капитан 2-го ранга Франсуа Дюфло (фр. Capitaine de fregate François Duflot) погиб.
- 28 ноября 2010 истребитель модификации Рафаль M (сер. номер 18, 12-ой флотилии ВМС Франции) упал в Аравийское море, возвращаясь на авианосец «Шарль де Голль» после выполнения боевого задания по поддержке коалиционных сил в контртеррористической операции в Афганистане. Авария произошла в 100 км от побережья Пакистана. Причина — техническая неисправность. Пилот катапультировался и был подобран спасательным вертолетом.
- 2 июля 2012 Французский палубный истребитель Rafale разбился во время учений. Инцидент случился в Средиземном море с самолетом, базировавшимся на авианосце «Шарль де Голль».Пилот успел катапультироваться и остался в живых, спустя некоторое время его подобрал американский вертолет. В Средиземноморье проходили совместные учения авианосцев Франции и США.
Победа Dassault Rafale в международном тендере MMRCA
31 января 2012 года стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MRCA (англ.)русск. на поставку 126 многофункциональных истребителей.[19] По одним данным, с Dassault Aviation будет подписан контракт стоимостью около $10,4 млрд.[20] По другим данным, полная стоимость контракта, включая обучение и обслуживание, может достичь $15 млрд.[21] В соответствии с первоначальными требованиями тендера MRCA (англ.)русск., его победитель должен поставить 18 истребителей в готовом виде, а остальные 108 единиц будут изготовлены по лицензии на мощностях Hindustan Aeronautics после передачи соответствующих технологий. При этом тендер предусматривал опцион на покупку еще 64 самолетов. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50% от стоимости контракта.
Ожидается, что поставки истребителей начнутся в середине 2015 года, а самолётов, изготовленных по лицензии на предприятиях индийской компании Hindustan Aeronautics — в 2017-2018 годах.[22]
Название: | Dassault Rafale[23] | Eurofighter Typhoon[24][25] | F-16IN Super Viper[26][27] | F/A-18E/F Super Hornet[28][29][30][31] | JAS 39 NG(IN)[32][33][34] | МиГ-35[35][36][37][38][39] |
---|---|---|---|---|---|---|
Страна: | Франция | Германия Италия Испания Великобритания | США | США | Швеция | Россия |
Производитель: | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК „МиГ“ |
Длина: | 15,27 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,30 м |
Размах крыла: | 10,80 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
Площадь крыла: | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 38,0 м² |
Масса пустого: | 9 500 кг | 11 000 кг | 9 979 кг[40] | 14 552 кг[31] | 7 100 кг | 11 000 кг |
Масса полезной нагрузки: | 9 500 кг | 7 500 кг | 7 800 кг | 8 050 кг | 5 300 кг[41] | 6 500 кг |
Максимальная взлётная масса: | 24 500 кг | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[31] | 14 300 кг[42] | 29 000 кг |
Двигатель: | 2 × Snecma M88 (англ.)русск. | 2 × Eurojet EJ200 (англ.)русск. | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400 (англ.)русск. | 1 × GE F414G (англ.)русск. | 2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга: | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
Тяга на форсаже: | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
Масса топлива (внутренние баки) | 4 700 кг | 4 996 кг[43] | 3 265 кг | 6 780 кг | 3 360 кг[34] | 4 800 кг |
Точек подвески: | 14 | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
Максимальная скорость на высоте: | 1,8+ Маха[44] | 2,0 Маха[45] | 2,0 Маха | 1,8 Маха | 2,0 Маха[46] | 2,25 Маха |
Боевой радиус: | 1 800 км | 1 390 км[47] | 550 км | 722 км | 1 300 км | 1 000 км |
Практический потолок: | 17 000 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
Скороподъёмность: | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | н/д | 330 м/с |
Тяговооружённость: | 1,13 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
Управляемый вектор тяги: | нет | есть[48] | нет | нет | нет | есть |
БРЛС с АФАР: | есть | нет | есть | есть | н/д | есть |
Стоимость, 2011 год: | от $85 до $124 млн в зависимости от комплектации[5] | $120 млн[5] | $50,0 млн[49] | $55,0 млн[50] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
На вооружении
Франция — 111 Rafale B и Rafale C, по состоянию на 2011 год.[51] Всего к 2023 году планируется принять на вооружение 294 самолёта, из них 234 для ВВС и 60 для ВМС Франции.[7][52]
См. также
Примечания
- ↑ OrBat France — MilAvia Press.com: Military Aviation Publications
- ↑ Франция усовершенствует истребители Rafale для ВМС
- ↑ Франция усовершенствует истребители Rafale для ВМС
- ↑ «Дассо авиасьон» передала Минобороны Франции первый истребитель «Рафаль» с БРЛС RBE2
- ↑ 1 2 3 4 5 Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- ↑ Елисейский дворец приветствует победу «Рафалей» в индийском тендере
- ↑ 1 2 Контракт на поставку истребителей «Рафаль» ВВС ОАЭ может быть подписан в ноябре
- ↑ Французские вооруженные силы получат еще 60 истребителей Rafale. Lenta.ru (13 ноября 2009 года). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012. Проверено 12 августа 2010.
- ↑ Производство Rafale закроют из-за отсутствия заказов
- ↑ Французы победили в индийском тендере на истребители
- ↑ [1] Булат, Павел. На пути к пятому и шестому поколению. Часть VI
- ↑ Rafale page, Federation of American Scientists site, accessed February 14, 2010
- ↑ Optimized airframe
- ↑ Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
- ↑ 1 2 Specifications and performance data
- ↑ 1 2 3 4 Aircraft Characteristics
- ↑ В центральной части Франции разбился истребитель «Рафаль»
- ↑ ВМС Франции: разбившиеся над Средиземным морем истребители столкнулись
- ↑ Rafale selected to equip the Indian Air Force
- ↑ Французы победили в индийском тендере на истребители
- ↑ МО Индии приступает к переговорам с «Дассо» по условиям заключения контракта на поставку истребителей «Рафаль»
- ↑ Индийские СМИ узнали дату начала самостоятельной сборки Rafale
- ↑ «Official Rafale specifications», FR: Dassault, <http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
- ↑ «Official Typhoon Specifications», Eurofighter, <http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
- ↑ «Eurofighter Typhoon», DE: Luftwaffe, <http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
- ↑ F-16C/D Factsheet. US Air Force
- ↑ F-16 Specifications. Lockheed Martin
- ↑ F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
- ↑ Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
- ↑ Aircraft Museum – F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
- ↑ 1 2 3 «BP», Blogspot, <http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh2k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
- ↑ «Official Gripen IN Technical Specifications», SE: Saab, <http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
- ↑ «Pressbrief Gripen NG», NL, 8 Aug, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
- ↑ 1 2 «Saab NG presentation», JSF Nieuws, с. 5, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
- ↑ «MiG-35», RU: MiG Aravia, <http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
- ↑ MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
- ↑ «MiG-35», Deagel, <http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
- ↑ MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
- ↑ «Aero India 2007 Brochure», Bharat-Rakshak, <http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
- ↑ F-16 Versions – F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ «Gripen Dimensions». Saab
- ↑ http://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
- ↑ «Technische Daten Eurofighter Austria», AT: Air Power, <http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
- ↑ «Fox Three.» dassault-aviation.com.
- ↑ Austrian Airforce
- ↑ Gripen Supercruises
- ↑ EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ «Upgraded Eurofighter offered to Indian Air Force». Thaindian News, 4 January 2010.
- ↑ Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
- ↑ Capaccio, Tony. Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Проверено 12 сентября 2011.
- ↑ RAFALE deployment history
- ↑ The way ahead
Литература и источники
- Ю. Беляев. Французский экспериментальный истребитель «Рафаль» // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1987. стр.44-45
Ссылки
dic.academic.ru
Еще несколько десятилетий назад многие страны, в том числе и не располагающие развитой авиационной промышленностью (Аргентина, Египет, Польша, Швейцария и др.), вели работы по созданию собственных реактивных истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Их побуждала к этому не столько военно-политическая обстановка, сколько соображения национального престижа, а также стремление развивать наиболее наукоемкую отрасль машиностроения военное самолетостроение, способное стать «локомотивом» для других областей промышленности. Однако усложнение и удорожание истребителей (что стало особенно заметно при переходе от второго к третьему поколению реактивных боевых самолетов) привели к сходу с дистанции большинства претендентов на членство в «истребительном клубе». Сегодня к числу «полноценных» производителей истребителей, способных создавать боевые авиационные комплексы с опорой лишь на собственные силы, относятся только Россия, США и Франция. Последнее творение французской авиакосмической промышленности — многоцелевой истребитель Dassault Rafal — позволит создавшей его стране сохраниться в строю авиационных «сверхдержав», по меньшей мере, до середины 2010-х годов. Грациозный, своими очертаниями напоминающий устремленный в небо остроконечный готический храм, Rafal уже стал символом французского авиастроения, сменив в этой роли машины семейства Mirage. К началу 1980-х годов ВВС Франции располагали вполне современным истребителем четвертого поколения Dassault Mirage-2000, имеющим значительный модернизационный потенциал. Однако быстрый прогресс в области боевой авиации, разворачивание в СССР и США работ по принципиально новым истребителям пятого поколения, которые предполагалось принять на вооружение уже в середине 1990-х годов, потребовали адекватной реакции и от французской авиационной промышленности, стремящейся сохранить за собой титул «законодательницы мод» в области военной авиации. В мае 1993 года на авиасалоне в Париже была впервые представлена информация о проекте Dassault-Breguet АСХ (Avion de Combat Experimental — боевой экспериментальный самолет), разрабатывавшемся по заказу министерства обороны Франции. «Идеологически» проект объединял лучшие свойства самолетов Mirage-2000 (высокая маневренность на «сверхзвуке») и F/A-18 (хорошие характеристики на дозвуковой скорости, большие предельно допустимые углы атаки). В основу концепции нового истребителя было положено достижение высокой маневренности как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Самолет был выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с близкорасположенным к треугольному крылу ПГО, однокилевым вертикальным оперением и фонарем кабины, обеспечивающим улучшенный обзор. Нерегулируемые воздухозаборники «полутоннельного» типа обеспечивали устойчивую работу двигателей на больших углах атаки. Самолет имел статически неустойчивую конфигурацию, что обусловило применение цифровой ЭДСУ. В конструкции планера предусматривалось широкое применение композиционных материалов. Новинкой являлось и использование речевой системы управления и информирования EVA (Equipement Vocal pour Aeronef), снижающей нагрузку на летчика в воздушном бою. В частности, при помощи системы EVA должны были выбираться режимы работы БРАС и кабинных дисплеев, оружие, частоты связи и т. п., а также запрашиваться информация об остатке топлива, расстоянии до аэродрома и др.). Для информирования летчика предполагалось использование синтезатора голоса. Однако высокая стоимость НИОКР по созданию принципиально нового истребителя толкала французское правительство к поиску путей кооперации с другими европейскими странами. На этапе формирования облика самолета Франция вступила в качестве одного из партнеров в программу единого европейского («НАТОвского») истребителя EFA (ставшего впоследствии EF2000). Но в 1985 году, после выявившихся разногласий с другими участниками проекта — главным образом Великобританией, правительство Франции приняло смелое решение о выходе из программы EFA и создании собственного боевого самолета нового поколения, получившего название АСЕ (Avoin de Combat Europeen — Европейский боевой самолет). Попытка интернационализировать эту программу не удалась (единственный партнер — Бельгия — вскоре вышел из альянса), и в дальнейшем самолет из европейского превратился в чисто французский, получив имя Rafal («Шквал»). Предполагалось, что Rafal поступит на вооружение в 1996 году. Первоначально планировалось построить экспериментальный (опытно-демонстрационный) самолет Rafal-A, а затем на его базе создать полноценный истребитель Rafal-В, отвечающий требованиям к тактическому боевому самолету ВВС ACT и палубному истребителю АСМ для ВМС. 4 июля 1986 года в летно-испытательном центре Истр совершил первый полет самолет Rafal-А (F-ZJRE), оснащенный двумя американскими двигателями General Electric F404, на котором были отработаны аэродинамические и конструкционные решения, которые предполагалось применить на серийной машине. После проведения 460 испытательных полетов один из двигателей Rafal-А был заменен на перспективный французский ТРДДФ SNECMA M88. Первый полет летно-демонстрационного самолета с новым двигателем состоялся 27 февраля 1990 года. Всего Rafal-А совершил 865 полетов, последний раз поднявшись в воздух 24 января 1994 года. 21 апреля 1988 года было принято решение о постройке опытного самолета Rafal в «боевой» конфигурации. Вариант этого самолета, предназначенный для ВВС, получил обозначение Rafal-С. 19 мая 1991 года Rafal-С (C01/F-ZWVR) впервые поднялся в воздух. 12 декабря состоялся и первый полет прототипа палубного истребителя Rafal-М F-ZWVM. На этой машине был выполнен большой объем аэродинамических испытаний. В июле-августе 1992 г. Rafal-М испытывался в США, в центре ВВС Патуксент Ривер, где отрабатывался взлет с корабельной катапульты и посадка с использованием аэрофинишера (подобное наземное стендовое оборудование в настоящее время имеется лишь в США и на Украине в г. Саки). 19 апреля палубный Rafal впервые совершил посадку на палубу авианосца «Фош», крейсирующего у американских берегов (на акватории полигона ВМС США Лэйкхерст, штат Нью-Джерси), а на следующий день первый взлет с палубы с использованием катапульты. В ноябре-декабре эта машина в третий раз «командируется» в США для продолжения испытаний в американском центре морской авиации. Четвертый «американский круиз» (октябрь-декабрь 1995 года) позволил отработать на Rafal-М взлет с катапульты при максимальной взлетной массе 22 300 кг. 8 июня 1995 года эта машина впервые запустила ракету класса «воздух-воздух» MICA по реальной воздушной цели. 8 ноября 1993 года начались испытания второго самолета Rafal-М (М02), оснащенного полным комплектом морского навигационного оборудования. На нем же отрабатывалась электромагнитная совместимость БРЭО, а также производились пуски ракет класса «воздух-воздух» малой дальности Magic-2 по «реальным маневрирующим целям. Прототип двухместного УБС Rafal-В B01/F-ZWVS совершил первый полет 30 апреля 1993 года. Он стал первым самолетом, оснащенным опытным образцом БРЛС RBE2 (первый полет с установленным на борту «макетным» радаром состоялся 7 июля 1993 года), а также оборонительной подсистемой РЭБ .»Спектра». В ноябре 1995 года эта машина выполнила беспосадочный перелет из французского летно-испытательного центра Истр в Дубаи протяженностью 5600 км и продолжительностью 6,5 часов с тремя дозаправками в воздухе (в том числе одной «в целях предосторожности»). БРЛС RBE2, заказ на разработку которой был выдан консорциумом Топсон/CSF и Dassault Электронике в ноябре 1989 году, впервые поднялась в воздух на летающей лаборатории Phalcon-20 в июле 1992 года. 23 декабря 1992 года правительством Франции было принято официальное решение о закупках серийных самолетов Rafal, а 31 декабря того же года и о закупках ТРДДФ М88-2 для них. Первоначально двухместные самолеты RafalВ рассматривались лишь как обычные УБС с двойным управлением (масса самолета превышала массу одноместного истребителя на 350 кг, а стоимость на 3- 5 % превосходила стоимость одноместного самолета), однако в дальнейшем было принято решение использовать двухместный вариант как полноценный боевой самолет с оператором в задней кабине. Флот Франции, имеющий на вооружении устаревшие истребители и истребители-бомбардировщики второго поколения Super Etendard и F-8 «Крусейдер», в наибольшей степени заинтересован в новом истребителе. Французский атомный многоцелевой авианосец «Шарль де Голль», который должен войти в строй в 1999 году, в период 2000-2002 гг. предполагается оснастить 12 палубными истребителями Rafal-М первой серийной партии. Эти самолеты (стандарт БРЭО Block F1) будут способны действовать лишь по воздушным целям. Их ударный потенциал ограничивается обычными свободнопадающими бомбами и контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Rafal-М Block F1 достигнут первоначальной боевой готовности в 2001 году (тогда флот уже будет иметь шесть серийных истребителей). В 2002 году они заменят 11 палубных истребителей-перехватчиков американского производства Воут F-8P «Круседер» из состава эскадрильи 12F, поступившие на вооружение французского флота еще в начале 1960-х годов. Истребители Rafal-М Block F1 будут оснащены ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности MICA с активной радиолокационной системой самонаведения (максимальная дальность пуска до 80 км) и высокоманевренными ракетами ближнего воздушного боя Magic-2 с тепловой головкой самонаведения. В ходе дальнейшей доработки до стандарта Block F1.1, которую предполагается начать в 2002 году (практически сразу же после поступления на вооружение строевой эскадрильи), эти самолеты получат аппаратуру телекодовой связи Link 16, интегрирующую их в общенатовскую автоматизированную систему обмена информации (своеобразный «Интернет» с управляющими функциями) JTIDS, а также вариант ракеты MICA с ТГС, имеющий значительно более высокие характеристики, чем Magic-2. Это расширит возможности самолета при действиях по воздушным целям. В частности, станет возможной атака самолета противника в скрытном пассивном режиме, без использования БРЛС. В 2005-2012 гг. ВМС Франции пополнится 48 истребителями Rafal-М второй серийной партии (Block 2), способными действовать по наземным и надводным целям высокоточным оружием. Эти машины заменят 30 палубных истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard, имеющихся на вооружении двух эскадрилий. Полет первого самолета Rafal-М стандарта Block F2 должен состояться в 2004 году. Для поражения наземных целей самолет предполагается оснастить тактической крылатой ракетой Матра/ВАе Dynamics SCALP/EG с дальностью до 250 км, являющейся развитием КР Matra Apache, а также перспективным модульным высокоточным кассетным оружием AASM (Armament Air-Sol Modulaire). В 2007 году начнутся поставки и доработка ранее выпущенных истребителей до стандарта Block F3, позволяющего самолету Rafal-М нести ядерную крылатую ракету ASMP, а также перспективную сверхзвуковую противокорабельную ракету ASM (аналог российской Х-30), находящуюся в настоящее время в разработке. В дальнейшем, в начале 2010-х годов, все самолеты будут доведены до стандарта Block F4, полностью удовлетворяющего требованиям ВМС Франции. Три эскадрильи истребителей Rafal-М должны базироваться в Бретани, на севере Франции. Связанные аппаратурой Link 16 (JTIDS) с автоматизированной системой управления авианосца «Шарль де Голль» и общенатовской системой ПВО на европейском ТВД, они должны решать боевые задачи как с борта авианосца, так и летая с береговых аэродромов. На истребители этого типа предполагается возложить основные задачи ПВО флота, ведение борьбы за господство в воздухе, воздушное патрулирование, нанесение ядерных ударов, защиту своих войск от ударов авиации противника, а также задачи воздушной разведки. С самолетами Rafal-M должны взаимодействовать и палубные самолеты ДРЛО Е-2С Hawkeye (Group II). Контракт на закупку двух самолетов этого типа заключен с США в 1995 году. Поставки самолетов Rafal-С и Rafal-В ВВС Франции начнутся не ранее 2003 года, а первая эскадрилья ВВС будет полностью укомплектована этими истребителями (22 машины) лишь в 2005 году. Первоначальные, весьма оптимистические планы предусматривали закупку 250 самолетов Rafal (225 — в варианте С и 25 — в варианте В) для ВВС Франции и 86 Rafal-М для флота. Потенциальный объем истребителей этого типа на международном рынке оценивался в 500 единиц. Однако в 1996 году эти планы были подвергнуты ревизии, обусловленной новыми экономическими реалиями. ВВС уменьшили свои «аппетиты» до 234 самолетов (в том числе 139 в варианте Rafal-В), а ВМС до 60. Предполагается, что к 2015 году в составе «первой линии» французских ВВС будет насчитываться 140 истребителей Rafal. Поставки планируется завершить в 2019 г. Предполагается, что многоцелевые истребители семейства Rafal полностью заменят самолетам «Крусейдер» F-8P, Super Etendard, Mirage-F1СТ и Jaguar, а также, частично, Mirage-2000 раннего выпуска. Таким образом, к 2015 году в составе вооруженных сил Франции останется лишь два типа боевых самолетов (Rafal и Mirage-2000) по сравнению с шестью типами, имеющимися на вооружении сегодня. Существует мнение, что одной из косвенных причин задержки с закупками истребителей Rafal является наличие в составе французских ВВС относительно новых модернизированных самолетов четвертого поколения Mirage-2000-5 и Mirage-2000D. Как заявил один из видных деятелей французской «оборонки», «если исключить необходимость замены устаревших палубных самолетов «Крусейдер» и Super Etendard, они (т.е. вооруженные силы) особенно не торопятся приобретать новый истребитель». По мнению специалистов промышленности, замедление темпов реализации программы Rafal отрицательно повлияет на экспортный потенциал этого самолета (Rafal уже проиграл в 1998 году конкурс в Объединенных Арабских Эмиратах американскому истребителю Lockheed-Martin F-16С Block 60). Как считают французские авиационные специалисты из министерства обороны, «самолет Rafal обладает реальным превосходством над другими истребителями данного класса. Он способен нести боевую нагрузку до 8000 кг, что значительно больше, чем у самолета SAAB Gripen. Он более универсален, чем истребитель EF2000, имеет меньшую радиолокационную заметность и более совершенное радиоэлектронное оборудование, чем самолет F-16C Block 50/52. Возможности самолета F-16C Block 60 пока окончательно неизвестны, однако вряд ли они смогут сравниться с соответствующими возможностями полностью нового самолета, а истребитель F-22, если экспорт его будет разрешен, относится к другому классу самолетов и не является прямым конкурентом нового французского истребителя». Столь высокая оценка самолета Rafal вполне обоснована. Для этого следует более обстоятельно сравнить его с ближайшими конкурентами, находящимися в одной «весовой категории» с многоцелевыми истребителями наиболее массового «среднего» класса Eurofighter Typhoon EF2000, Boeing F/A-18E Super Hornet, МиГ-29М и МиГ-29К, созданными в 1990-х годах. Rafal и Eurofighter выполнены по схеме «бесхвостка», обеспечивающей, по сравнению с нормальной аэродинамической схемой (Super Hornet и МиГ-29М), некоторое преимущество в маневренности при ведении воздушного боя (в частности, более высокую скорость мгновенного разворота, позволяющую быстрее занять позицию для применения оружия). EF2000 имеет несколько меньшую, чем Rafal, удельную нагрузку на крыло (при взлетном весе в конфигурации самолетов завоевания господства в воздухе) и несколько большую тяговооруженность, что теоретически обеспечивает ему превосходство при ведении маневренного воздушного боя. Удельные характеристики самолета Rafal и МиГ-29М примерно равны. Однако французская машина значительно превосходит по тяговооруженности более тяжелый американский истребитель F/A-18E, в большей степени ориентированный на действия по наземным, нежели воздушным целям. По весовой отдаче (0,37) самолет Rafal значительно превосходит своих соперников EF2000, F/A-18 и МиГ-29М (0,31, 0,28 и 0,20). По скоростным и высотным характеристикам Rafal превосходит самолет F/A-18E, практически равен «Еврофайтеру» и уступает МиГу. Важным достоинством истребителя Rafal является большая боевая нагрузка, по величине которой он превосходит все истребители в своей «весовой категории», кроме Super Hornet. Rafal может нести до десяти ракет класса «воздух-воздух», тогда как «арсеналы» его соперников ограничены шестью — восемью УР. Общее число узлов внешней подвески у французской машины 14, у EF2000-13, у E/F-18E-11 и у МиГ-29М-9. В окончательном виде (Block F3) Rafal будет нести разнообразное как тактическое, так и «евростратегическое» высоточное ударное вооружение (КР с ядерной БЧ ASMP, тактические КР, ракеты класса «воздух-поверхность» малой дальности, ПКР, КАБ), по своей массе и номенклатуре примерно равное вооружению «Супер Хорнита», несколько превосходящее вооружение МиГ-29М и значительно превосходящее вооружение EF2000. Заслуженной гордостью французской промышленности является бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, относящаяся к более совершенному типу, чем радары других «средних» истребителей, имеющие антенны с электронным сканированием по углу места и механическим — азимуту. Наличие оптоэлектронной локационной системы обеспечивает «Рафалю» преимущества перед F/A-18Е, а также перед германской и испанской модификациями EF2000. Еще одним предметом гордости французов может служить кабинное приборное оборудование их истребителя. Rafal оснащен комплексом жидкокристаллических многофункциональных цветных индикаторов (в том числе крупноформатным восьмидюймовым дисплеем). Самолет EF2000 оборудован менее совершенными цветными индикаторами на ЭЛТ, подверженными прямой солнечной засветке, а в кабине F/A-18 установлены как индикатор ЖК (меньшего формата, чем у Rafal), так и дисплеи на ЭЛТ. Французская машина оборудована боковой малоходовой ручкой управления, облегчающей летчику пилотирование самолета при больших перегрузках (подобные РУС имеются в настоящее время лишь на самолетах F-16, F-22, F-2, «Цзин-Го» и Су-27М (Су-37). Rafal — единственный из сравниваемых истребителей, в компоновке которого учтены требования технологииStelth. Радиопоглощающие покрытия в той или иной степени применены на всех сравниваемых самолетах, отдельные конструкционные элементы технологии Stelth реализованы на Super Hornet, однако компоновка Rafal (плавное сопряжение крыла и фюзеляжа, полутоннельные воздухозаборники) в сочетании с «пилообразным» кроем некоторых листов обшивки и использованием РПМ могут сделать Rafal одним из наиболее — «скрытных» современных истребителей. К недостатку палубного самолета Rafal-М, которого лишены МиГ-29К и F/A-18E, следует отнести отсутствие системы складывания консолей крыла, уменьшающей габариты самолета на стоянке. В целом, следует признать, что истребитель Rafal является на сегодняшний день одним из самых «гармоничных» многоцелевых истребителей, в котором хорошо сочетаются возможности истребителя завоевания господства в воздухе и ударного самолета.КонструкцияСамолет Rafal выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с треугольным среднерасположенным крылом и близкорасположенным цельноповоротным ПГО, плавно сопрягающимися с фюзеляжем. Вертикальное оперение однокилевое. Конструкция палубного истребителя Rafal-М имеет повышенную коррозионную защиту. Самолеты Rafal-М и Rafal С идентичны на 80% по конструкции планера и на 95% по бортовым системам. В конструкции планера широко применены углепластики, составляющие 25 % по массе и 20 % по площади планера. Использование КМ обеспечило снижение массы планера (по сравнению с традиционной конструкцией, выполненной из алюминиевых сплавов) на 1000 кг. Значительная часть элементов планера изготовлена из алюминиево-литиевых сплавов. Многолонжеронное кессонное крыло имеет развитые корневые наплывы и крепится к фюзеляжу в трех точках. Крыльевая механизация, занимающая фактически всю переднюю и заднюю кромки крыла, включает двухсекционные автоматические предкрылки и двухсекционные элевоны. Закрылки отсутствуют, а увеличение подъемной силы на взлетно-посадочных режимах обеспечивается согласованным отклонением предкрылков и ПГО. Большая часть конструкции крыла, включая и элевоны, изготовлена из углепластика. Отклоняемые носки выполнены из титанового сплава. Зализы корневой части крыла и законцовки крыла кевларовые. Фюзеляж — типа полумонокок. Он выполнен по правилу площадей и имеет овальное сечение. Конструкция фюзеляжа на 50 % выполнена из углепластика. В конструкции боковых панелей применены алюминиево-литиевые сплавы. Переднее горизонтальное оперение цельноповоротное, выполненное в основном из терпопластичных КМ. При посадке оно автоматически поворачивается на угол 20 град., играя роль воздушного тормоза. Киль имеет кессонную конструкцию с четырьмя нервюрами. Он крепится к фюзеляжу в двух точках. На концевой части киля установлен контейнер с аппаратурой предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, а также антенны системы радионавигации VOR. Фонарь самолета трехсекционный, с крышкой, откидывающейся вправо. Разработчик и производитель фонаря фирма Салли. В кабине летчика установлено катапультное кресло SEMMB (Мартин-Бейкер) Мк.16, обеспечивающее аварийное покидание при нулевой скорости и высоте. Спинка кресла наклонена на угол 29 град. Шасси самолета поставляется фирмой Мессьер-Доути. Основные опоры, убирающиеся в фюзеляж поворотом вперед, одноколесные (пневматики 810х275-15 мм с давлением 16,3 кгс/см2). Носовая опора, также убирающаяся в фюзеляж поворотом вперед, — двухколесная (пневматики 550х200-10 мм). Все три опоры снабжены углеродными тормозами Мессье-Бугатти, управляемые электродистанционной системой по командам компьютера Tompson-CSF. Передняя опора шасси самолета Rafal-М имеет режим «прыжкового старта» — вздыбливание на заключительном этапе разбега по палубе, позволяющее уменьшить скорость отрыва на 16 км/ч или увеличить взлетную массу на 900 кг. Угол поворота передней опоры на истребителе Rafal-М составляет + /-70 град., а при перекатывании самолета по палубе — 360 град. Шасси Rafal-М рассчитано на посадку с вертикальной скоростью 6.5 м/с, а самолетов Rafal-С и Rafal-В — 3.0 м/с. Rafal-М имеет тормозной гак с гидравлическим приводом. «Сухопутные» Rafal-С и Rafal-В имеют аварийные тормозные гаки, выпускающиеся под действием собственного веса. При создании самолета значительное внимание уделялось снижению его радиолокационной заметности. Этому способствует интегральная форма планера с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, тоннельные воздухозаборники, широкое применение радиопоглощающих покрытий. Ряд стыков панелей обшивки имеет пилообразные кромки (как на самолете F-117 и F-22). Фонарь кабины имеет золочение, препятствующее отражению радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей. По оценкам, минимальная ЭПР истребителя в курсовой плоскости снижена до 1,5 м2.Силовая установкаИстребитель оснащен двумя ТРДДФ SNECMA М88-2 (2х7440 кгс). В дальнейшем предполагается установка более мощных двигателей М88-3 (2х8870 кгс). На летнодемонстрационном самолете Rafal-A устанавливались ТРДДФ General Electric F404-GE-400 (2х7800 кгс). Имеется ВСУ фирмы Microturbo TGA15. Система управления двигателем цифровая, без механического резервирования. Воздухозаборники самолета боковые нерегулируемые, полутоннельного типа. Их конфигурация обеспечивает сравнительно малую радиолокационную заметность. Емкость внутренних топливных баков 5325 л. На внутренних крыльевых и центральном подфюзеляжном узлах подвески могут устанавливаться три ПТБ фирмы Secan емкостью по 1250 или 2000 л. Заправка осуществляется централизованно, под давлением и занимает четыре минуты или семь минут с ПТБ. Все варианты истребителя могут комплектоваться съемной неубираемой Г-образной штангой дозаправки топливом в полете, расположенной перед кабиной летчика с правой стороны фюзеляжа.Общесамолетные системыУправление статически неустойчивым самолетом осуществляется посредством ЭДСУ с тремя цифровыми и одним резервным аналоговым каналом. Система контролирует работу всех поверхностей управления, а также тормозов шасси. Она интегрирована с цифровой системой управления двигателем, а также системой управления оружием. Предусмотрен режим автоматической защиты от выхода на недопустимо большие утлы атаки. Система может перестраиваться при отказе одного или нескольких датчиков или органов управления. Система кондиционирования воздуха в кабине производится консорциумом ABG-SEMCAT/Технофан, а система охлаждения БРЭО — фирмой Criotechnology. Двухканальная гидросистема с рабочим давлением 286 кгс/см2, обеспечивающая работу органов управления, крыльевой механизации, шасси и воздушных тормозов, имеет два основных и два вспомогательных гидронасоса. Электрическая система включает два генератора переменного тока мощностью по 30/40 кВ.А. Общая масса БРЭО, установленного на самолете Rafal, превышает 780 кг, Наиболее совершенными элементами оборудования истребителя, дающими ему преимущества перед соперниками, являются многофункциональная БРЛС Tompson-CSF/Dassault Электроник RBE2, оптоэлектронная система переднего обзора Томпсон/Сажем и оборонительная подсистема Tompson/Matra ВАе «Спектра». Основа информационного комплекса Rafal- БРЛС RBE2 — является первой западной авиационной радиолокационной станцией с электронным сканированием луча по углу места и азимуту. Единственным серийным самолетом, оснащенным подобной станцией, является российский истребитель МиГ-31. На Западе БРЛС с ФАР предполагается установить лишь на американском истребителе F-22 и, возможно, F-16C серии 60, а также на японском истребителе-бомбардировщике Мицубиси F-2. Создание нового радара обошлось французским налогоплательщикам в сумму два миллиарда франков, а стоимость одной серийной станции должна составить не менее 4,5 млн. долл., что сопоставимо со стоимостью истребителя «секонд хэнд» второго поколения. Главным достоинством новой БРЛС является оперативная гибкость ее применения — станция (в ее окончательной конфигурации) может работать по воздушным, наземным и надводным целям, обеспечивать полет в режиме следования рельефу местности, а также одновременного поиска целей в различных секторах. К примеру, радар способен в одно и то же время на одном участке воздушного пространства, находящегося в зоне обзора, следить за вертолетом, летящим на малой высоте, а в другом — за сверхзвуковым высотным самолетом. Переключение с режима действия по воздушным целям на режим работы по земле может осуществляться непосредственно во время полета. Станция способна решать одновременно две задачи (например, осуществлять ведение дальнего ракетного боя с воздушным противником и обеспечивать нанесение удара высокоточным оружием по наземным целям). БРЛС обладает относительно малыми демаскирующими признаками за счет совмещения режима ее работы с режимами работы системы предупреждения о радиолокационном облучении, а также пассивной оптоэлектронной системы. Радиолокационная станция обеспечивает радиокоррекцию ракет класса «воздух-воздух» с активным радиолокационным наведением MICA ЕМ. Режимследования рельефу местности при маловысотном полете может осуществляться и в боевых условиях, при одновременном использовании БРЛС в других режимах. Станция RBE2 способна обнаружить воздушную цель класса «истребитель» (с ЭПР порядка 3 м2) на дальности до 93 км в свободном пространстве и 55 км — на фоне земли. В режиме действия по воздушным целям БРЛС может сопровождать на проходе до 40 целей, выбирать из них восемь наиболее приоритетных (которые и отображаются на индикаторе тактической обстановки) и обеспечивать одновременное наведение ракет по четырем целям. Зона обзора + /-70 град. по углу места и +60/-60 град. по азимуту. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой в нижней полусфере — 0,1 м2. Для обнаружения воздушных целей на больших дальностях используется режим поиска по скорости, затем включается режим одновременного сопровождения нескольких целей с автоматическим выбором частоты повторения импульсов. Цели отображаются на индикаторе тактической обстановки в виде символов с цифровой информацией о дальности и скорости. При сопровождении осуществляется анализ тактической обстановки, включающий определение числа целей в группе, опознавание типа «свой-чужой», оценку приоритетности целей (с выделением восьми наиболее важных, при этом летчик может сам вносить коррективы в список приоритетов). Однако доведение БРЛС RBE2 не сразу приобретет свои расчетные характеристики. Доведение ее до «штатного» уровня будет осуществляться поэтапно. Первоначально программное обеспечение системы управления вооружением (стандарт Block F1) позволит использовать станцию лишь по воздушным целям (обеспечение применения УР MICA ЕМ, УР малой дальности Magic-2 и пушки, радиоопознавание «свой-чужой»). Поставки самолетов, соответствующих уровню Block F1, начнутся в середине 2000 года. Разработка БРЛС RBE2 в варианте Block F1 завершена, ее конструкция «заморожена» и в конце 1999 г. станция выйдет на летные испытания. В настоящее время заказано 27 комплектов RBE2 в варианте Block F1.Станция RBE2 в варианте Block F2 получит режим действия по наземным целям, а также расширит возможности по борьбе с воздушными целями. Она начнет поставляться в середине 2004 года. БРЛС этой серии позволит использовать УР MICA IR с ТГС (которая должна заменить ракету «Мажик»2), а также будет сопрягаться с многофункциональной информационно-управляющей системой MIDS (станция RBE2 Block PI, доработанная до уровня, обеспечивающего взаимодействие с системой MIDS, получит обозначение Block P1.1). БРЭО Block F2 позволит самолету Rafal применять высокоточное оружие класса «воздух-поверхность» — тактические крылатые ракеты SCALP/EG, модульные высокоточные боеприпасы ASM и противокорабельное вооружение. Дополнительные возможности БРЭО (Block F3) позволят самолету Rafal использоваться для ведения разведки, а также нанесения ядерных ударов. Однако оборудование этой серии начнет поставляться не ранее 2007 года. Конструктивно радиолокационная станция состоит из четырех основных блоков: антенны, выполненной в виде пассивной фазированной решетки, передатчика, приемника с широким динамическим диапазоном, включающего аналоговый преобразователь высокой производительности и усилителя мощности передатчика, выполненного на ЛБВ с жидкостным охлаждением. Приемник имеет высокую чувствительность, позволяющую обнаруживать цели с малой ЭПР. Основные технологические узлы приемника, а также процессоров обработки сигналов зарезервированы. Программное обеспечение хранится в блоке памяти с произвольным доступом. Процессоры типа 64VLS разработаны на базе технологии гибридных модулей толщиной около 1 мкмCMOS-структуры. Они имеют быстродействие 1 млрд. опер./с и являются программируемыми. Пассивная ФАР разработана фирмой Радант. Она состоит из трехпозиционного излучателя и двух групп линзовых фазовращателей. Каждая линза (электронная призма) связана со своей осью сканирования по азимуту и углу места. Такая схема обеспечивает высокую гибкость управления лучом, широкую зону обзора, малые потери мощности, низкий уровень боковых лепестков диаграммы направленности антенны и высокую помехозащищенность. Пожалуй, наиболее важным усовершенствованием в области информационных систем станет оснащение самолета Rafal оптоэлектронной системой переднего обзора OSF (Optronique Secteur Frontal), в состав которой входит широкоугольный теплопеленгационный датчик и тепловизор с длиннофокусной оптикой, скомплексированный с лазерным дальномером. Блоки оптоэлектронных датчиков расположены в передней части фюзеляжа, перед козырьком фонаря, не ухудшая летчику обзор вперед-вниз. Система OSF рассматривается как «второй радар». Она позволяет вести поиск и сопровождение воздушных целей в широком секторе днем и ночью, а также опознавать их на большой дальности. Система способна обнаруживать противника на дальности до 100-150 км, осуществлять опознавание на дальности до 50 — 70 км и определять дистанцию до цели на дальности 40 км. Обеспечивается одновременное сопровождение до 10-20 воздушных целей и одновременное определение восьми наиболее приоритетных из них. Станция OSF может использоваться одновременно с БРЛС RBE2 и с подсистемой РЭБ «Спектра». Например, воздушная цель обнаруживается при помощи радара и датчиков «Спектры», после чего осуществляется ее сопровождение посредством OSF, а РЛС включается непосредственно перед атакой. Система OSF оптимизирована для работы по воздушным целям, однако предполагается в дальнейшем придать ей возможность действовать также по наземным и надводным целям. Хотя летчик самолета Rafal может применять очки ночного видения (кабинное приборное оборудование истребителя адаптировано к использованию таких очков), а также возможна подвеска контейнера с тепловизионным навигационно-прицельным оборудованием, система OSF дополнит его возможности при осуществлении навигации во время ночного полета. Она расширит способность самолета по ведению воздушной разведки, обеспечив возможность наблюдения за наземными целями на большой дальности в узком секторе. Кроме того, она обеспечит ограниченные возможности по целеуказанию (хотя лазерный дальномер, входящий в состав системы OSF, и не может использоваться как целеуказатель). Разработка системы OSF еще не завершена. Стендовые испытания ее макета предполагалось начать в июне 1998 г., а летные испытания первых двух прототипов на летающих лабораториях Myster-20 и Mirage-2000ВОВ — в начале 1999 г. Два других прототипа будут испытаны на самолетах Rafal в 2000 г. Представители фирмы Tompson-CSF заявили, что серийное производство системы начнется в 2001 -02 гг. Поставки самолетов с системой OSF (а также с БРЛС RBE2 Block F2) должны начаться в 2004 г., однако такими истребителями будут оснащаться лишь французские вооруженные силы. Оборонительный комплекс РЭБ «Спектра» включает приемники радиолокационного и лазерного излучения, встроенный датчик обнаружения подлета ракет (в ИК-диапазоне), систему выброса тепловых, оптоэлектронных и радиолокационных ложных целей, а также полностью твердотельную систему постановки активных радиолокационных помех с цифровым управлением. Общая масса аппаратуры комплекса — 250 кг. Приемник радиолокационного излучения имеет в 5-10 раз большую точность пеленгации, чем ранее применявшаяся аппаратура. Это позволяет летчику лучше ориентироваться в боевой обстановке без использования БРЛС, демаскирующей самолет. Серийный экземпляр комплекса РЭБ «Спектра», установленный на самолете Rafal, начал летные испытания в мае 1998 г. Им будут оснащены истребители в конфигурации БРЭО Block F1. К настоящему времени уже заказано 10 комплектов комплекса. Навигационно-пилотажное оборудование включает инерциальную навигационную систему SAGEM «Сигма»КЬ90 на лазерных гироскопах (на самолете Rafal-М сопрягается с ИНС авианосца посредством интерфейса SAT «Телемир»), приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR фирмы Секстан Авионик, радионавигационный комплекс SOCRAT TLS-2000, объединяющий приемники систем ILS/MLS и VOR/DME, систему ближней навигации «Такан» Tompson-CSF NC-12E, радиовысотомер TOMPSON-CSP/CNI, а также систему регистрации SFIM/Dassault Electronic. Кабина летчика оснащена широкоугольным дифракционным ИЛС Секстан Авионик СТН3022 (20х20 град.). Цветной жидкокристаллический индикатор тактической обстановки Топсон-CSF/SFENA с размером экрана 203 х 202 мм, размещенный в центральной части приборной доски, непосредственно под ИЛС, служит для представления тактической и навигационной обстановки, проецируемой на фоне цифровой карты местности. По своим возможностям этот прибор приближается к возможностям индикатора тактической обстановки самолета F-22. Два цветных многофункциональных табло фирмы Секстан Авионик на жидких кристаллах (127х127 мм), расположенные по бокам индикатора тактической обстановки, имеют тактильное управление и служат для вывода информации о состоянии основных бортовых систем, запасе топлива, кислорода и т. п. При действиях по наземным целям радиолокационная «картинка» лежащей впереди самолета местности может выводиться на ИЛС, накладываясь на реальное изображение закабинного пространства. Летчик оснащен на-шлемным прицелом-индикатором Секстан/Интертекник OPSIS. Имеется речевая система управления и сигнализации Секстан Авионик с дешифратором слитной речи. Летчик подает голосом команды переключения диапазонов систем связи. Система, имеющая «словарь», насчитывающий около 100 слов, информирует об угрозе со стороны РЛС противника. Управление самолетом осуществляется посредством боковой ручки управления и малоходового РУД. Рычаги управления выполнены в соответствии с концепцией HOTAS (обеспечивается управление 21 функцией). Все элементы бортово |
www.airbase.ru
Истребитель «Рафаль» выполнил полет в максимальной боевой конфигурации

Выполнен первый испытательный полет истребителя Rafale в новом варианте максимальной боевой конфигурации с шестью УР Hammer класса «воздух-земля», четырьмя УР средней и большой дальности MICA и двумя УР Meteor сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух», а также тремя подвесными топливными баками емкостью по 2000 л, сообщает dassault-aviation.com 23 января.

Работы по этой теме ведутся компанией Dassault Aviation на собственные средства в сотрудничестве с Агентством по оборонным закупкам DGA (Direction Générale de l’Armement). Эти испытания станут основой для окончательного и полного оформления режимов полета истребителя.
Самолет оснащен 14 узлами подвески, в том числе восемью подкрыльевыми, что делает Rafale единственным в мире истребителем, способным нести полезную нагрузку в 1,5 раза больше собственного веса (масса неснаряженного самолета). Два самолета этого типа по своей боевой эффективности равны шести истребителям Mirage 2000.
Эта новая конфигурация, не имеющая аналогов по универсальности и огневой мощи, достигнута за счет открытой архитектуры бортового оборудования, позволяющей интегрировать самые разные виды вооружения. Недавно было объявлено о создании новой модификации Rafale F3-R.
«Рафали» состоят на вооружении ВМС Франции с 2004 года, ВВС с 2006 года. Компания получила заказ на производство 180 боевых машин, из них поставлено 126 единиц. Парк самолетов налетал в общей сложности почти 120 тыс часов, в том числе 16 тыс в боевых операциях. С середины 2013 года истребители оснащаются бортовой РЛС с активной ФАР RBE2 компании Thales.
За последние 60 лет компания Dassault Aviation произвела более 80 тыс военных и гражданских самолетов для 83 стран (включая Францию), с общим налетом примерно 28 млн часов. В настоящее время компания производит истребители Rafale, самолеты бизнес-класса Falcon и беспилотные летательные аппараты (БЛА). В 2012 году выручка компании составила 3,94 млрд евро, численность сотрудников около 11600 человек.
topwar.ru