+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Сравнение ф 35 и су 35 – Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning II

0

Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning II

На днях Италия закупила у США несколько новых истребителей Ф-35. Стоило ли им это делать, и какие более выгодные альтернативы есть у данного вида авиации? Для примера рассмотрим российские многоцелевые истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Большинство оружия во всём мире имеет альтернативу в том или ином виде. Разные страны часто подражают друг другу и пытаются сделать не хуже, чем у соседей. Россия сегодня старается изменить подобный подход к вооружению и создаёт уникальные военные модели. А та техника, у которой появляются аналоги за рубежом, зачастую превосходит их по большинству параметров. Для примера можно рассмотреть российские многоцелевые сверхманёвренные истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Сразу же стоит отметить, что обозначение «Поколение 4++» в моделях Су-35 является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. Более того, при сравнении определённых моделей можно увидеть, что класс 4++ по некоторым параметрам лучше своих «старших братьев».

О плюсах говорить можно много и долго, поэтому начнём сразу с минусов моделей и их сравнения. Су-35 уступает своему аналогу в комплексе способов снижения заметности. Стелс-технология данной модели российского истребителя приблизительно имеет коэффициент отражённой поверхности в пределах 12 квадратных метров. В то время как для Ф-35 была разработана специальная геометрия планера самолёта и целый набор поглощающих сигналы средств.

Также некоторые критики утверждают, что Су-35 имеет менее продуктивную технологию АФАР (Активная фазированная антенная решётка). Однако на этом фактические минусы, если их можно таковыми назвать, у многоцелевого истребителя Су-35 заканчиваются. Равно как и плюсы истребителя-бомбардировщика Ф-35.

 

Скептики могут сказать, что, наоборот, российская модель является прототипом, так как его разработка началась позже: выбор конструкции F-35 был сделан ещё в 2001 году, в то время как сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года. Хотя тут есть важный нюанс. Американское конструкторское бюро Lockheed Martin разрабатывало и проектировало будущий истребитель-бомбардировщик при поддержке ОКБ имени Яковлева.

Именно знания и опыт российских инженеров повлияли на будущее строение Ф-35. К тому же начало боевой эксплуатации Lockheed Martin F-35 Lightning II стартовало почти на год позже, чем Су-35. С 31 июля 2015 года и с 12 февраля 2014 года, соответственно.

Проект «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II» собирал отрицательные отзывы критиков с самого своего создания. Несмотря на то, что разрабатываемый истребитель был заявлен в пятом поколении, считаться таковым он смог только в Штатах. В американских самолётах делают упор на «обвесах» и количестве вооружения, задвигая скорость и манёвренность на второй или даже третий план.

Именно поэтому австралийский аналитический центр Air Power Australia неоднократно заявлял, что F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, ведь из-за своего веса у него нет невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. После некоторых учебных и боевых задач Ф-35 также была присвоена малая степень «живучести». Всё это при условии огромных денежных затрат на производство. 

Даже будущий президент США Дональд Трамп раскритиковал вторую молнию, заявив, что если модель не улучшат и не удешевят, он найдёт истребители получше. 108,1 миллионов долларов за модель, которая не имеет возможности увернуться от ракет и падает, не разогнавшись до сверхзвуковой – сомнительное вложение бюджета страны.

Итого: два минуса ввиду отсутствия модернизации против одного большого летающего минуса, пусть и невидимого для воздушных радаров. По-моему, выбор очевиден. Два американских Ф-35 могут идти против одного Су-35 и не выйти победителями.

https://cont.ws/post/463451

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning II » Военное обозрение

Большинство оружия во всём мире имеет альтернативу в том или ином виде. Разные страны часто подражают друг другу и пытаются сделать не хуже, чем у соседей. Россия сегодня старается изменить подобный подход к вооружению и создаёт уникальные военные модели. А та техника, у которой появляются аналоги за рубежом, зачастую превосходит их по большинству параметров. Для примера можно рассмотреть российские многоцелевые сверхманевренные истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Сразу же стоит отметить, что обозначение «Поколение 4++» в моделях Су-35 является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. Более того, при сравнении определённых моделей можно увидеть, что класс 4++ по некоторым параметрам лучше своих «старших братьев».

О плюсах говорить можно много и долго, поэтому начнём сразу с минусов моделей и их сравнения. Су-35 уступает своему аналогу в комплексе способов снижения заметности. Стелс-технология данной модели российского истребителя приблизительно имеет коэффициент отражённой поверхности в пределах 12 квадратных метров. В то время как для Ф-35 была разработана специальная геометрия планера самолёта и целый набор поглощающих сигналы средств.

Также некоторые критики утверждают, что Су-35 имеет менее продуктивную технологию АФАР (активной фазированной антенной решётки). Однако на этом фактические минусы, если их можно таковыми назвать, у многоцелевого истребителя Су-35 заканчиваются. Равно как и плюсы истребителя-бомбардировщика Ф-35.

Скептики могут сказать, что, наоборот, российская модель является прототипом, так как его разработка началась позже: выбор конструкции F-35 был сделан ещё в 2001 году, в то время как сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года. Хотя тут есть важный нюанс. Американское конструкторское бюро Lockheed Martin разрабатывало и проектировало будущий истребитель-бомбардировщик при поддержке ОКБ имени Яковлева.

Именно знания и опыт российских инженеров повлияли на будущее строение Ф-35. К тому же начало боевой эксплуатации Lockheed Martin F-35 Lightning II стартовало почти на год позже, чем Су-35. С 31 июля 2015 года и с 12 февраля 2014 года соответственно.

Проект «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II» собирал отрицательные отзывы критиков с самого своего создания. Несмотря на то, что разрабатываемый истребитель был заявлен в пятом поколении, считаться таковым он смог только в Штатах. В американских самолётах делают упор на «обвесах» и количестве вооружения, задвигая скорость и манёвренность на второй или даже третий план.

Именно поэтому австралийский аналитический центр Air Power Australia неоднократно заявлял, что F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, ведь из-за своего веса у него нет невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. После некоторых учебных и боевых задач Ф-35 также была присвоена малая степень «живучести». Всё это при условии огромных денежных затрат на производство.

Даже президент США Дональд Трамп раскритиковал вторую «Молнию», заявив, что, если модель не улучшат и не удешевят, он найдёт истребители получше. 108,1 миллиона долларов за модель, которая не имеет возможности увернуться от ракет и падает, не разогнавшись до сверхзвуковой, — сомнительное вложение бюджета страны.

Итого: два минуса ввиду отсутствия модернизации против одного большого летающего минуса, пусть и невидимого для воздушных радаров. По-моему, выбор очевиден. Два американских Ф-35 могут идти против одного Су-35 и не выйти победителями.

topwar.ru

Китайский авиаконструктор сравнил Су-57 и F-35. На чьей стороне преимущества?

Боевые возможности российского истребителя V поколения Су-57 и всего перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА остаются в центре внимания авиационной прессы и специалистов-профессионалов. 

 

Сайт «Военное обозрение» приводит мнение главного конструктора Шэньянского НИИ авиастроения Ван Юнцина, которое он высказал в интервью телевидению КНР.

Китайский истребитель V поколения Шеньян J-31
Фото: chinesemilitaryreview.blogspot.com

В пространной телепередаче, посвященной развитию истребителей V поколения в мире, Ван Юнцин, один из руководителей создания новейшего китайского самолета Шеньян J-31, сказал так: «обладая передовой аэродинамической конструкцией и способностью управлять вектором тяги, «Сухой» придает большое значение сверхзвуковым крейсерским возможностям и сверхманевренности. Концепция истребителя следующего поколения в США направлена на обеспечение атаки до обнаружения своего самолета противником, но пока американские ракеты будут лететь в направлении Су-57, у него есть немало времени, чтобы уйти от удара. Ему в этом поможет и новый радар, который способен отслеживать ракетные пуски с достаточно больших расстояний».

Самолеты Су-57 располагают мощным вооружением на внешней и внутренней подвеске
Фото: А. Зинчук // airforce.ru

Невозможно не согласиться с мнением профессионала, которое подтверждается и итогами боевого применения малозаметных самолетов и крылатых ракет. Начиная с 1999 г., наблюдается непрерывное изменение технологий «стелс» и уменьшение объема их применения в новых летательных аппаратах, ведь за них приходится платить ухудшением их летно-тактических данных и эксплуатационных свойств при катастрофическом росте стоимости.

 

 

Что касается самолетов американской тактической авиации, наиболее наглядно пересмотр того, чем и насколько можно пожертвовать ради «невидимости» виден в сравнении конструкций самолетов F-117, F-22 и F-35. У всех их конструкция сделана с учетом требований снижения заметности, но разными методами и в разной мере.

Первый серийный малозаметный ударный самолет ВВС США F-117A обладал низкой ЭПР, но за это пришлось заплатить снижением летных данных и ограничением числа точек подвески
Фото: warfare.be

Первый использовал технологии «стелс» наиболее широко и, по-видимому, имел самую маленькую радиолокационную и тепловую заметность. Но с другой стороны его изъянами были слабое вооружение, ограниченная дальность, дозвуковая скорость и что хуже всего – в случае обнаружения он был обречен, потому что не мог уклониться от атаки. Из-за этого F-117 был снят с вооружения, прослужив менее 25 лет и был построен очень маленькой серией.

 

 

В проекте F-22/ATF была поставлена задача достичь летных данных, значительно превышающих уровень самолетов F-15 и Су-27 (в частности, сверхманеврености), но сделать это удалось лишь в узком диапазоне чисел Маха и высот полета. В то же время сейчас отмечается смещение воздушных боев в зону больших скоростей и высот, что как раз и позволяет снижение радиолокационной заметности, с которой не нужно «жаться к земле», а большие высоты дают лучшие тактические возможности. Достичь удачного баланса «малозаметность – летные данные – ударное вооружение» в конструкции F-22A не удалось, а высокая стоимость препятствует закупкам самолета в масштабах, сравнимых с поставками F-15.

Серийный истребитель F-22A Raptor выполняет пуск ракеты AIM-9P «Садуиндер»
Фото: warfare.be

Самолет F-35/JSF должен заменить легкие тактические истребители F-16 и штурмовики А-10, а также палубные F-18. Обращает на себя внимание открытая установка сопла – скрывающая их на F-22 тяжелая и громоздкая конструкция снижает тягу, не давая заметного улучшения невидимости. Ее недостатком также является возможность отклонения вектора тяги только в вертикальной плоскости, тогда как на самолете Т-50 / ПАК ФА сопла отклоняются всеракурсно. Благодаря этому и более совершенной аэродинамике российский истребитель Су-57 уже сегодня заметно превосходит по летным данным и F-22, и F-35 и с двигателями второго этапа «изделие 30» это преимущество будет лишь расти.

Тактические истребители V и IV поколений Локхид-Мартин F-35A «Лайтнинг» II и F-16C «Файтинг Фалкон» из авиакрыла ВВС США, размещенного на авиабазе Люк
Фото: daisetsuzan.blogspot.fr

Большая проблема для американцев и ракетное вооружение, в котором неожиданно наметилось отставание. Сегодня в США предпринимаются энергичные меры по повышению дальности пуска ракет воздух-воздух AIM-9 и AIM-120, но работа еще не завершена и не ясно, удастся ли достичь заявленных действительно очень высоких и теоретически возможных показателей.

 

А вот в области создания гиперзвуковых ракет у Америки пока особых достижений нет, хотя она ведет такие работы с середины 1950-х гг. Причина – их непоследовательность. Каждый перерыв, каждое «шатание» в плане изменения концепций такого оружия отбрасывает разработчиков назад. Пожалуй, самыми близкими к завершению являются проекты ракет с гиперзвуковым ПВРД HABWC (Hypersonic Air-Breathing Weapon Conventional), и твердотопливной HCSW (Hypersonic Conventional Strike Weapon). Но это большие изделия, и носителем их будет модернизируемый стратегический бомбардировщик Боинг B-52J «Мегафортресс».

 

 

Лояльные США эксперты называют основным недостатком Су-57 радиолокационную заметность, определяемую эффективной площадью рассеивания импульса, излучаемого РЛС противника. Это утверждение многократно тиражировалось, а между тем достоверной информации об ЭПР современных самолетов нет – ни американских, ни российских, ни китайских. Мало того, ЭПР – это не число, измеряемое в квадратных метрах, а 3D-диаграмма, причем слоистая. Величина ЭПР зависит не только от ракурса облучения, но и от используемых частот. Публикуются разные данные, в т.ч. и диаграммы, построенные экспертами на основании компьютерного анализа отражения радиоволн от поверхности самолетов, для чего используются их цифровые модели, но кто поручится за то, что используемый этими экспертами математический аппарат с «непонятным сертификатом» дает правильный результат?

 

В состав оборудования ПАК ФА включена РЛС L-диапазона, способная обнаруживать малозаметные летательные аппараты – это одна из трех составляющих его радиолокационного комплекса. Так что надеяться на то, что F-22, и тем более F-35 сможет выиграть воздушный бой у обладающего лучшими летными данными и более дальнобойными ракетами ПАК ФА только за счет своей малозаметности, мягко говоря, легкомысленно, да и само это их преимущество спорно.

 

 

Статьи по теме:

 

Рекордная скороподъемность истребителя Т-50 

Планы серийного выпуска истребителя ПАК ФА

Страсти вокруг Су-57

Вектор тяги. К вопросу о двигателях для истребителей пятого поколения

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Сравнение Су 35 И F 22. Военные технологии. informatik-m.ru

сравнение су 35 и f 22

Как Су-35С с конкурентами сравнивали

4 апреля на официальном сайте компании «Сухой» появилась новость о том, что в ходе испытаний истребителя Су-35С был совершен пятисотый полет. Похвальная вещь. Однако вскоре начались ожесточенные споры. Дело в том, что пресс-служба «Сухого» упомянула в сообщении о способности Су-35С на равных бороться с рядом зарубежных машин. С одной стороны, это нормальная формулировка, если можно так сказать, маркетингового плана. Но с другой, в списке потенциальных конкурентов значатся одни из лучших зарубежных машин в своем классе. И если сравнение с американскими F-15. F-16 или F-18 выглядит вполне разумным, то смелые заявления насчет F-22 и F-35 просто не могли не вызвать бурное обсуждение. Хотя бы по причинам, касающихся поколений самолетов.

Не будем акцентировать внимание на признаках, которыми должны обладать самолеты того или иного поколения, ведь даже среди авиаконструкторов разных стран нет единого мнения. Так, например, по российским воззрениям истребитель пятого поколения должен обладать возможностью маневрирования на закритических углах атаки и режимах полета. Американцы, в свою очередь, давно отказались от сверхманевренности и требуют от пятого поколения повышенной дальнобойности ракетного вооружения. Похожим образом дело обстоит и с множеством других систем и параметров новых самолетов. Поэтому сравнивать в порядке мысленного эксперимента российский Т-50 и американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II дело неблагодарное. Обязательно найдется другой «экспериментатор», у которого вышли другие результаты. И, что характерно, он тоже будет частично прав. Само собой, сравнение самолетов, один из которых относится к поколению 4++ (Су-35С), а другие заявлены в качестве истребителей пятого поколения (F-22 и F-35) вызвало волну обсуждений и осуждений.

Попробуем лучше разобраться в причинах народных возмущений. Наверное, главной причиной споров является тот факт, что в пресс-релизе не указаны конкретные модификации зарубежных истребителей. В названных индексах истребителей после цифры, обозначающей номер модели, не идет никаких литер модификации. Само собой, Су-35С относительно легко разделается в бою с F-15 или F-16 самых первых версий, если, конечно, летчик будет хорошо подготовлен. А вот в случае с поздними версиями американских самолетов уже нельзя быть настолько уверенными в своих суждениях. Более того, в авиастроении США есть интересная практика: помимо буквенных литер после цифр в названии истребителя могут присутствовать обозначения вида «Block XX». Если говорить упрощенно, то это равноценно номеру серии. Однако «блоки» с разными цифрами могут иметь значительно отличающееся оборудование, порой увеличивающее возможности самолета на десятки процентов по сравнению с предыдущей серией. Естественно, практика «блоков» еще более усложняет оценку возможности самолетов и их сравнение с другими машинами.

F-16 Fighting Falcon

Вопрос конкретных модификаций зарубежных истребителей порождает следующую загадку: летные и боевые характеристики машин-оппонентов Су-35С. Опять же, если сравнение было со старыми модификациями, большая часть информации по которым уже есть в свободном доступе, то результат такого «конкурса» заведомо известен и он будет далеко не в пользу F-15 или F-16. В свою очередь, подробная информация о последних модификациях этих самолетов по большей части засекречена. Конечно, такие общие параметры, какими являются максимальная скорость, максимальная дальность и т.д. не засекречены. Однако куда более важные для оценки возможностей характеристики – потребления топлива на разных режимах или особенности аэродинамики истребителя с тем или иным вооружением на внешней подвеске – не разглашаются. Это вполне нормальная практика, но в нашем случае, когда сравнивается Су-35С и зарубежные самолеты, вопросов она ни капли не снимает, а даже наоборот, только усложняет ситуацию. Также стоит отметить тот факт, что Су-35С является тяжелым истребителем, а, к примеру, F-16 – легким. Это также накладывает свой отпечаток на возможный ход боя между ними.

F-22 Raptor

Наконец, в анализе пресс-релиза «Сухого» можно буквально прицепиться к словам. Так, журналиста Ленты.ру смутила формулировка «заложенные в самолете потенциальные характеристики». Он вопрошает: что значат эти самые потенциальные характеристики? Неужели Су-35С сейчас не так хорош, как он будет в будущем, когда потенциальные характеристики наконец раскроются во всей своей красе? Возможно, формулировка «потенциальные характеристики» относилась к самолетам F-22 и F-35. Если верить американским обещаниям, то в ближайшем будущем эти машины окончательно закрепят за собой титул наилучших истребителей в мире. Похоже, соответствующий отдел фирмы «Сухой» решил, что им тоже надо начать хвалить свою продукцию, в том числе и ее хорошие перспективы. Однако чужая душа, как говорится, потемки и это только предположение.

Другой повод для акта публичного буквоедства. В пресс-релизе говорится о том, что Су-35С превосходит «модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35». Пожалуй, далеко не один и не два любителя авиации при виде этой фразы из новости «Сухого» пришли в недоумение. С модификациями относительно старых американских самолетов мы уже разобрались выше, а вот F-35 еще ни разу не модернизировали. Более того, он пока даже не принят на вооружение, а перспективы ряда основных версий этого истребителя с каждым месяцем выглядят все интересней.

F-35 Lightning II

Однако нельзя сказать, что пресс-релиз компании «Сухой» от 4 апреля сего года является чистым бахвальством и что в нем ради красного словца не пожалели факты и справедливость. Су-35С хвалят не только отечественные авиастроители, но и зарубежные эксперты. К тому же расхваливание своей продукции не является уникальной практикой «Сухого». В 2010 году уже были большие споры, когда консорциум Eurofighter «с цифрами в руках» доказал превосходство своего Typhoon над американским F-35 и способность конкурировать с F-22. А ведь «Тайфун» относится только к поколению 4+. Такая вот интересная война рекламы и технических требований.

Вернемся к зарубежным оценкам Су-35С. В ноябре 2009 года на сайте аналитической организации Air Power Australia было опубликовано сравнение перспективных истребителей пятого поколения. Основными участниками «конкурса» были F-22, F-35 (оба из США), российский Т-50 и китайский J-12. Как бы вне конкурса в сравнении участвовал Су-35С. Сутью сравнения было выяснение того, насколько перечисленные самолеты, как это ясно из опубликованных данных, соответствуют ряду критериев, предъявляемых к пятому поколению истребителей. За полное соответствие критерию самолет получал один балл, за полное несоответствие – балл отнимался. Из сравнения по 14 параметрам выяснилось, что максимальную оценку – плюс пять баллов – получил российский Т-50. Худшим оказался хваленый F-35 с оценкой -8. Китайский J-12 завершил «гонку» с нулем, а F-22 и Су-35С получили по плюс два балла. Не правда ли, оригинальный результат? Вне зависимости от методик сравнения и их правильности, почетное второе место в рейтинге Air Power Australia «Раптору» пришлось делить с темной лошадкой поколения 4++. Примечательно, что описанное сравнение прошло как раз в то время, когда австралийские военные и политики с новой силой начали обсуждать целесообразность участия в программе F-35.

www.knaapo.ru)

Надо сказать, австралийцы склонны хвалить российскую технику и, похоже, эта похвала ею вполне заслужена. Так, в начале февраля этого года в Канберре состоялось заседание Объединенного комитета по иностранным делам, торговле и вооружениям (JSCFADT). На нем в очередной раз обсуждалась необходимость и целесообразность покупок истребителя F-35 (честное слово, при чтении новостей о F-35 из Австралии создается такое впечатление, что в этой стране действует какое-то антилайтнинговое лобби, которое, однако, не может окончательно продавить свою точку зрения). В заседании Комитета принимали участие представители агентства Air Power Australia и компании-разработчика авиационных тренажеров и подобных им оборудования и программного обеспечения RepSim. Особый интерес представляет доклад представителей RepSim. Как оказалось, аналитики и программисты этой фирмы, пользуясь имеющейся в открытом доступе информацией, провели симуляцию нескольких крупных сражений «2018 года у берегов Тайваня». Во всех смоделированных боях с обеих сторон участвовало по 240 истребителей различных моделей. Итог виртуальных сражений оказался таким:

— Су-35С против F/A-18E/F. При потерях около двух сотен самолетов российские истребители полностью уничтожили противника

— Су-35С против F-22. С поля боя улетели 139 «Рапторов» и 33 Су-35С

— Су-35С против F-35. «Сушки» уничтожены полностью, при этом уцелели только три десятка «Лайтнингов».

Как видно из результатов исследований RepSim, Су-35С из поколения 4++ все еще может явить собой значительную угрозу, в том числе и для хваленых истребителей пятого поколения. Стоимость самолетов, «участвовавших» в моделировании воздушного сражения только усиливает впечатление от успеха с виду малоперспективного самолета.

www.knaapo.ru)

Конечно, Су-35С не имеет таких же перспектив, как Т-50. Одно только поколение ко многому обязывает. Да и заказанных 48 самолетов точно не хватит на переоснащение всех российских военно-воздушных сил. Однако главный вопрос в этом плане звучит по-другому: стоит ли переводить все ВВС на Су-35С, целесообразно ли это? Министерство обороны, похоже, уже ответило на этот вопрос числом заказанных истребителей. Возможно, после окончания поставок этих 48 бортов будет еще один заказ, но это пока является одним из вариантов развития событий. Дело в том, что после пары десятилетий почти полного отсутствия поставок новой авиационной техники приходится действовать не в самых лучших условиях. Нужно одновременно выпускать новые самолеты в хорошем количестве, но это слишком дорого. Нужно создавать новые истребители нового поколения, но это слишком долго. Остается только разумно балансировать между выпуском машин поколения 4++ и созданием пятого. А в это время эксплуатировать уже имеющиеся машины и вовремя отправлять их на капитальный ремонт и продление ресурса. По возможности их стоит оснащать новой аппаратурой, но в разумных рамках. И, надо заметить, Су-35С вполне способен занять ту нишу, которая в течение почти тридцати лет была закреплена за его «старшими братьями» по семейству Су-27. Кроме того, Су-35С делался с упором на то, чтобы выполнять эти задачи в то время, пока в войсках не появится достаточное количество Т-50. Так что ему нужно быть по-настоящему современным и перспективным. А пресс-службе компании «Сухой», пожалуй, следовало бы применять в пресс-релизах менее провокационные формулировки, ведь они способны испортить впечатление от действительно хорошей новости.

Российский истребитель Су-35С и американский F-22 Raptor: кто кого?

Российский самолет Су-35С (фото:ausairpower.net)

Военные эксперты сравнили два самолета – американский F-22 Raptor и российский истребитель Су-35С.

Американский F-22 Raptor – единственный в мире принятый на вооружение стелс-истребитель пятого поколения. Ни один другой реактивный стелс-истребитель в мире не может сравниться с ним в авионике с точки зрения боевого потенциала и возможностей выживания. Это также единственный истребитель в мире, который может вести боевые миссии воздух-воздух и воздух-земля.

Российский Су-35С Flanker-E, со своей стороны, предназначен для запуска ракет на больших сверхзвуковых скоростях около 1,5 Маха (около 1800 км/час) на высоте более 14 тыс. м. Су-35С Flanker-E является самым мощным самолетом на вооружении ВВС России, пишет австралийский сайт International Business Times AU .

Су-35С является чрезвычайно опасным противником для любого истребителя США, за исключением F-22 Raptor , — считает эксперт американского издания National Interest Дэйв Мажумдар .

Тем не менее, есть и другие точки зрения, которые, в частности, озвучили некоторые офицеры американских ВВС на условиях анонимности.

F-22 Raptor имеет свои уязвимости

Судя по всему, F-22 Raptor имеет уязвимость — его ракеты воздух-воздух могут пропустить целевой самолет, если он оснащен системой, которая способна проводить электронные атаки, создавая радиопомехи. Благодаря этому обычные радары не могут обнаружить самолет. Электронные атаки также ослепляют радары ракет воздух-воздух американского производства, находящиеся на борту истребителя F-22. Если вражеский самолет проводит электронные атаки, F-22 Raptor должен выпустить не одну, а сразу несколько ракет, чтобы гарантированно попасть лишь в одну цель.

Министерство обороны США не прилагает никаких усилий, чтобы разработать методы борьбы с электронными атаками. Таким образом, поражение таких целей как Су-35С российского производства является непростой задачей , – сказал в эксклюзивном интервью The Daily Beast неназванный высокопоставленный офицер ВВС США .

Другие офицеры согласны с этим. Один пилот-ветеран F-22 сказал, что способность Су-35С находиться в воздухе в течение длительного времени и его возможность скрыватьмя от электронного сканирования дают истребителю большие преимущества перед западными истребителями . Другой пилот заявил, что мощный ИК-датчик Су-35С способен обнаруживать вражеские самолеты на дальних подступах, на что истребители Запада еще не способны. Один пилот ВМС отметил у Су-35С большую полезную нагрузку ракет воздух-воздух , как его главное преимущество перед западными самолетами.

Но решающее значение имеет тактика боя

Тем не менее, ветеран-летчик, летавший на F-22, сказал, что военная тактика и стратегия во время реальных боевых действий остается решающим фактором, который позволяет судить о том, действительно ли та или иная страна способна одержать победу.

Он сказал, что способность российских ВВС использовать возможности Су-35С для улучшения своей тактики во время боя еще предстоит выяснить . Сравнение самолетов самих по себе интересно, но это просто машины. Если рассматривать управление и контроль самолетами во время выполнения боевых заданий, то здесь у США остается большое преимущество перед Россией, подчеркнул представитель ВМС США.

Другой высокопоставленный военный чиновник выразил то же мнение. Он сказал, что хотя Су-35С, пожалуй, лучший самолет, который создала Россия, он все же не Raptor, который является стелс-истребителем нового поколения.

Другие материалы по теме:

Источники: http://topwar.ru/13780-kak-su-35s-s-konkurentami-sravnivali.html, http://www.facenews.ua/news//257461/

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

Какой истребитель лучше: Су-35 против F-35

Истребитель Су-35 является самым современным самолетом, выпускающимся российским оборонно-промышленным комплексом. Он условно относится к четвертому поколению, но обладает некоторыми признаками самолетов пятого поколения.

Американское руководство возлагает большие надежды на самолет F-35, который должен стать основой флота тактических истребителей ВВС США. Предлагаем сравнить два этих самолета.

Истребитель Су-35 является потомком знаменитого советского и российского Су-27, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Су-35 обладает усовершенствованной авиационной электроникой, двигателем и корпусом. Эта машина активно поступает на вооружение частей и соединений ВКС РФ. При этом недавно был подписан первый экспортный контракт на продажу этих истребителей.

Самолет F-35 еще не начал полноценную службу, — на данный момент завершается доводка нового истребителя. При этом на F-35 со всех сторон продолжает сыпаться критика. Основной проблемой является стоимость программы разработки и производства этой машиной. Один F-35 стоит более 100 миллионов долларов, хотя изначально истребитель должен был стоить около 30 миллионов. Отметим, что один экземпляр Су-35 обходится Минобороны РФ в 13 миллионов долларов. Что касается технических особенностей, то вопросы у специалистов вызывают силовые агрегаты, авионика и даже шлемы пилотов F-35.

Главным преимуществом Су-35 над F-35 является маневренность. Мощный двигатель Су-35 позволяет летчикам выполнять все виды сложнейших маневров, в то время как американские конструкторы понадеялись на стелс-технологии, явно позабыв, что «невидимость» самолетов зависит в первую очередь от сверхманевренности. Ряд экспертов отмечают, что высокая маневренность Су-35 может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника. Для гарантированного уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен к нему максимально приблизиться, тем самым подвергнув себя риску быть обнаруженным. При этом Су-35 не оставит ни единого шанса F-35 в ближнем бою.

Российская машина оснащена более совершенным оружием, — в частности, дальность некоторых ракет достигает 400 километров. Американская машина может брать на борт лишь небольшое число ракет, которые обладают намного меньшей дальностью.

Несколько лет назад было проведено моделирование воздушного боя Су-35 с американскими машинами пятого поколения F-35 и F-22. По словам австралийского парламентария Дениса Дженсена, который присутствовал во время моделирования, российский истребитель не оставил ни единого шанса американским машинам. Дело в том, что Австралия собирается приобрести партию американских самолетов пятого поколения, но по итогам множества испытаний делает ставку на F-22.

Австралийские эксперты, кстати, относят F-35 к четвертому, а не пятому поколению из-за большой заметности и других недостатков. Интересно, что отказались от покупки F-35 и канадцы. Вместе с тем ВВС США, конечно, уже не имеют права отказаться от машины, на разработку которой были потрачены огромные деньги, — точка невозврата давно пройдена. Таким образом, Военно-воздушные силы заокеанской державы будут оснащаться дорогим самолетом с кучей проблем.

Истребитель F-35, несмотря на высокую стоимость, не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются ВВС всех стран мира. В свою очередь, Су-35 лучше своего оппонента по ряду ключевых параметров. Из этого можно сделать вывод, что российский истребитель превосходит американский.

fishki.net

Как Су-35С с конкурентами сравнивали » Военное обозрение

4 апреля на официальном сайте компании «Сухой» появилась новость о том, что в ходе испытаний истребителя Су-35С был совершен пятисотый полет. Похвальная вещь. Однако вскоре начались ожесточенные споры. Дело в том, что пресс-служба «Сухого» упомянула в сообщении о способности Су-35С на равных бороться с рядом зарубежных машин. С одной стороны, это нормальная формулировка, если можно так сказать, маркетингового плана. Но с другой, в списке потенциальных конкурентов значатся одни из лучших зарубежных машин в своем классе. И если сравнение с американскими F-15. F-16 или F-18 выглядит вполне разумным, то смелые заявления насчет F-22 и F-35 просто не могли не вызвать бурное обсуждение. Хотя бы по причинам, касающихся поколений самолетов.

Су-35С (фото http://www.knaapo.ru)

Не будем акцентировать внимание на признаках, которыми должны обладать самолеты того или иного поколения, ведь даже среди авиаконструкторов разных стран нет единого мнения. Так, например, по российским воззрениям истребитель пятого поколения должен обладать возможностью маневрирования на закритических углах атаки и режимах полета. Американцы, в свою очередь, давно отказались от сверхманевренности и требуют от пятого поколения повышенной дальнобойности ракетного вооружения. Похожим образом дело обстоит и с множеством других систем и параметров новых самолетов. Поэтому сравнивать в порядке мысленного эксперимента российский Т-50 и американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II дело неблагодарное. Обязательно найдется другой «экспериментатор», у которого вышли другие результаты. И, что характерно, он тоже будет частично прав. Само собой, сравнение самолетов, один из которых относится к поколению 4++ (Су-35С), а другие заявлены в качестве истребителей пятого поколения (F-22 и F-35) вызвало волну обсуждений и осуждений.

Попробуем лучше разобраться в причинах народных возмущений. Наверное, главной причиной споров является тот факт, что в пресс-релизе не указаны конкретные модификации зарубежных истребителей. В названных индексах истребителей после цифры, обозначающей номер модели, не идет никаких литер модификации. Само собой, Су-35С относительно легко разделается в бою с F-15 или F-16 самых первых версий, если, конечно, летчик будет хорошо подготовлен. А вот в случае с поздними версиями американских самолетов уже нельзя быть настолько уверенными в своих суждениях. Более того, в авиастроении США есть интересная практика: помимо буквенных литер после цифр в названии истребителя могут присутствовать обозначения вида «Block XX». Если говорить упрощенно, то это равноценно номеру серии. Однако «блоки» с разными цифрами могут иметь значительно отличающееся оборудование, порой увеличивающее возможности самолета на десятки процентов по сравнению с предыдущей серией. Естественно, практика «блоков» еще более усложняет оценку возможности самолетов и их сравнение с другими машинами.

F-16 Fighting Falcon

Вопрос конкретных модификаций зарубежных истребителей порождает следующую загадку: летные и боевые характеристики машин-оппонентов Су-35С. Опять же, если сравнение было со старыми модификациями, большая часть информации по которым уже есть в свободном доступе, то результат такого «конкурса» заведомо известен и он будет далеко не в пользу F-15 или F-16. В свою очередь, подробная информация о последних модификациях этих самолетов по большей части засекречена. Конечно, такие общие параметры, какими являются максимальная скорость, максимальная дальность и т.д. не засекречены. Однако куда более важные для оценки возможностей характеристики – потребления топлива на разных режимах или особенности аэродинамики истребителя с тем или иным вооружением на внешней подвеске – не разглашаются. Это вполне нормальная практика, но в нашем случае, когда сравнивается Су-35С и зарубежные самолеты, вопросов она ни капли не снимает, а даже наоборот, только усложняет ситуацию. Также стоит отметить тот факт, что Су-35С является тяжелым истребителем, а, к примеру, F-16 – легким. Это также накладывает свой отпечаток на возможный ход боя между ними.

F-22 Raptor

Наконец, в анализе пресс-релиза «Сухого» можно буквально прицепиться к словам. Так, журналиста Ленты.ру смутила формулировка «заложенные в самолете потенциальные характеристики». Он вопрошает: что значат эти самые потенциальные характеристики? Неужели Су-35С сейчас не так хорош, как он будет в будущем, когда потенциальные характеристики наконец раскроются во всей своей красе? Возможно, формулировка «потенциальные характеристики» относилась к самолетам F-22 и F-35. Если верить американским обещаниям, то в ближайшем будущем эти машины окончательно закрепят за собой титул наилучших истребителей в мире. Похоже, соответствующий отдел фирмы «Сухой» решил, что им тоже надо начать хвалить свою продукцию, в том числе и ее хорошие перспективы. Однако чужая душа, как говорится, потемки и это только предположение.

Другой повод для акта публичного буквоедства. В пресс-релизе говорится о том, что Су-35С превосходит «модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35». Пожалуй, далеко не один и не два любителя авиации при виде этой фразы из новости «Сухого» пришли в недоумение. С модификациями относительно старых американских самолетов мы уже разобрались выше, а вот F-35 еще ни разу не модернизировали. Более того, он пока даже не принят на вооружение, а перспективы ряда основных версий этого истребителя с каждым месяцем выглядят все интересней.

F-35 Lightning II

Однако нельзя сказать, что пресс-релиз компании «Сухой» от 4 апреля сего года является чистым бахвальством и что в нем ради красного словца не пожалели факты и справедливость. Су-35С хвалят не только отечественные авиастроители, но и зарубежные эксперты. К тому же расхваливание своей продукции не является уникальной практикой «Сухого». В 2010 году уже были большие споры, когда консорциум Eurofighter «с цифрами в руках» доказал превосходство своего Typhoon над американским F-35 и способность конкурировать с F-22. А ведь «Тайфун» относится только к поколению 4+. Такая вот интересная война рекламы и технических требований.

Вернемся к зарубежным оценкам Су-35С. В ноябре 2009 года на сайте аналитической организации Air Power Australia было опубликовано сравнение перспективных истребителей пятого поколения. Основными участниками «конкурса» были F-22, F-35 (оба из США), российский Т-50 и китайский J-12. Как бы вне конкурса в сравнении участвовал Су-35С. Сутью сравнения было выяснение того, насколько перечисленные самолеты, как это ясно из опубликованных данных, соответствуют ряду критериев, предъявляемых к пятому поколению истребителей. За полное соответствие критерию самолет получал один балл, за полное несоответствие – балл отнимался. Из сравнения по 14 параметрам выяснилось, что максимальную оценку – плюс пять баллов – получил российский Т-50. Худшим оказался хваленый F-35 с оценкой -8. Китайский J-12 завершил «гонку» с нулем, а F-22 и Су-35С получили по плюс два балла. Не правда ли, оригинальный результат? Вне зависимости от методик сравнения и их правильности, почетное второе место в рейтинге Air Power Australia «Раптору» пришлось делить с темной лошадкой поколения 4++. Примечательно, что описанное сравнение прошло как раз в то время, когда австралийские военные и политики с новой силой начали обсуждать целесообразность участия в программе F-35.

Испытания первого серийного Су-35С (фото http://www.knaapo.ru)

Надо сказать, австралийцы склонны хвалить российскую технику и, похоже, эта похвала ею вполне заслужена. Так, в начале февраля этого года в Канберре состоялось заседание Объединенного комитета по иностранным делам, торговле и вооружениям (JSCFADT). На нем в очередной раз обсуждалась необходимость и целесообразность покупок истребителя F-35 (честное слово, при чтении новостей о F-35 из Австралии создается такое впечатление, что в этой стране действует какое-то антилайтнинговое лобби, которое, однако, не может окончательно продавить свою точку зрения). В заседании Комитета принимали участие представители агентства Air Power Australia и компании-разработчика авиационных тренажеров и подобных им оборудования и программного обеспечения RepSim. Особый интерес представляет доклад представителей RepSim. Как оказалось, аналитики и программисты этой фирмы, пользуясь имеющейся в открытом доступе информацией, провели симуляцию нескольких крупных сражений «2018 года у берегов Тайваня». Во всех смоделированных боях с обеих сторон участвовало по 240 истребителей различных моделей. Итог виртуальных сражений оказался таким:
— Су-35С против F/A-18E/F. При потерях около двух сотен самолетов российские истребители полностью уничтожили противника;


— Су-35С против F-22. С поля боя улетели 139 «Рапторов» и 33 Су-35С;
— Су-35С против F-35. «Сушки» уничтожены полностью, при этом уцелели только три десятка «Лайтнингов».

Как видно из результатов исследований RepSim, Су-35С из поколения 4++ все еще может явить собой значительную угрозу, в том числе и для хваленых истребителей пятого поколения. Стоимость самолетов, «участвовавших» в моделировании воздушного сражения только усиливает впечатление от успеха с виду малоперспективного самолета.

2-й серийный Су-35С (фото http://www.knaapo.ru)

Конечно, Су-35С не имеет таких же перспектив, как Т-50. Одно только поколение ко многому обязывает. Да и заказанных 48 самолетов точно не хватит на переоснащение всех российских военно-воздушных сил. Однако главный вопрос в этом плане звучит по-другому: стоит ли переводить все ВВС на Су-35С, целесообразно ли это? Министерство обороны, похоже, уже ответило на этот вопрос числом заказанных истребителей. Возможно, после окончания поставок этих 48 бортов будет еще один заказ, но это пока является одним из вариантов развития событий. Дело в том, что после пары десятилетий почти полного отсутствия поставок новой авиационной техники приходится действовать не в самых лучших условиях. Нужно одновременно выпускать новые самолеты в хорошем количестве, но это слишком дорого. Нужно создавать новые истребители нового поколения, но это слишком долго. Остается только разумно балансировать между выпуском машин поколения 4++ и созданием пятого. А в это время эксплуатировать уже имеющиеся машины и вовремя отправлять их на капитальный ремонт и продление ресурса. По возможности их стоит оснащать новой аппаратурой, но в разумных рамках. И, надо заметить, Су-35С вполне способен занять ту нишу, которая в течение почти тридцати лет была закреплена за его «старшими братьями» по семейству Су-27. Кроме того, Су-35С делался с упором на то, чтобы выполнять эти задачи в то время, пока в войсках не появится достаточное количество Т-50. Так что ему нужно быть по-настоящему современным и перспективным. А пресс-службе компании «Сухой», пожалуй, следовало бы применять в пресс-релизах менее провокационные формулировки, ведь они способны испортить впечатление от действительно хорошей новости.

По материалам сайтов:
http://www.lenta.ru/
http://www.sukhoi.org/
http://www.ausairpower.net/APA-NOTAM-081109-1.html

topwar.ru

Техническое сравнение Су-35С и F-15SE в свете «поверхностных» бредней Нама Тханга

Уникальной чертой бортовой РЛС Н035 «Ирбис-Э», установленной на сверхманевренном истребителе Су-35С, является возможность обнаружения и сопровождения гиперзвуковых воздушно-космических целей, летящих со скоростями до 1527 м/с (5,17М)

В своё время многочисленные блогеры и любители боевой авиации разместили на различных интернет-ресурсах массу обзоров-сравнений тактического истребителя-бомбардировщика Су-34 с американским аналогом F-15E «Srike Eagle». Были чётко разграничены все достоинства и недостатки обеих машин. Так, к примеру, единственными недостатками Су-34 можно считать меньшую тяговооружённость, из-за чего уменьшилась скорость установившегося разворота и скороподъёмность, и увеличенный мидель кабины, повлекший снижение скорости с 2500 до 1900 км/ч. По остальным параметрам российский тактический истребитель уверенно опережает американского конкурента. А что в плане сравнения многоцелевого истребителя поколения «4++» Су-35С с его заокеанским конкурентом F-15SE «Silent Eagle»? Этим вопросом нас недавно озадачил вьетнамский «спец и обозреватель» Нам Тханг. Либо в силу проамериканских взглядов, либо ещё по каким-то причинам Тханг в своей публикации на ресурсе kienthuc.net.vn провёл несколько сравнительных анализов российского Су-35С с американским F-15SE по различным ТТХ, по итогам которых определил «Сайлент Игл» бесспорным лидером для программы обновления ВВС Вьетнама.

Но самое интересное то, что господин Тханг аргументирует свои некомпетентные выводы технологической идентичностью с ВВС КНР, которая, по его мнению, ведёт к поражению. Так, Су-35С поступает на вооружение ВВС Китая, и, закупив аналогичные «Flanker-E+», Ханой не будет иметь преимуществ перед китайскими истребителями. Также он считает, что F-15SE имеет свои «изюминки», недоступные для нашего многоцелевика.

Приедаются регулярные «чистые» сравнительные обзоры лишь 2-х образцов военной техники, но к этому нас вынуждают многочисленные и не соответствующие здравому техническому смыслу публикации таких личностей, как Нам Тханг.

ВСЯ ПУБЛИКАЦИЯ ТХАНГА — БОЛЬШОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛЯП

Не глядя на то, что основную долю на рынке вооружения Вьетнама представляет российская боевая авиация, неатомные подлодки, современные зенитно-ракетные и противокорабельные комплексы, а также тактическое ракетное вооружение, Нам Тханг, окрылённый снятием оружейного эмбарго со стороны США, объявленным Бараком Обамой во время визита в Ханой, заявляет в начале своей статьи о необходимости смещения вектора оборонных закупок от Москвы к Вашингтону. В то же время высказываются огромные сомнения в том, что Вьетнам сможет позволить себе в 2 раза более дорогие контракты с американскими гигантами типа «Боинг» или «Локхид Мартин». Тханг начинает противоречить своим предпочтением начиная ещё с экономических «зачатков» всех контрактных моментов. Один Су-35С оценивается сегодня примерно в 65—70 млн. долларов, F-15SE — около 100 млн. долларов, и это не считая полного отсутствия опыта лётного состава вьетнамских ВВС полётов на F-15C «Eagle», а также необходимой базы для наземного обслуживания этих сложных машин, на что потребуются ещё десятки миллионов долларов. С «Сушками» всё куда проще: подготовка лётного состава изначально осуществлялась в Индии на многоцелевых истребителях Су-30МКИ; в ВВС Вьетнама для этих целей используется 5 двухместных учебно-боевых версий истребителя Су-27УБК, которые отлично подходят для обучения пилотов на Су-35С хотя бы по части лётно-технических вопросов. Обучение же боевому применению может легко проходить на месте оператора систем учебно-боевого самолёта Як-130, который легко имитирует большинство видов тактических истребителей не только отечественного, но и западного производства.

Информационное поле двух пилотов образовано вокруг 3-х МФИ размером 15х20 см на приборной панели лётчика и оператора систем. Як-130 оснащён цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) КСУ-130, которая способна имитировать управляемость практически любого современного тактического истребителя, бомбардировщика или военно-транспортного самолёта на скоростях до 1050 км/ч, конечно, в пределах допустимых перегрузки (8 ед.) и угла атаки (40 градусов). Способствуют этому отличные аэродинамические качества планера Як-130: большие аэродинамические наплывы у корневых частей крыла создают дополнительную подъёмную силу, увеличивающую максимальную угловую скорость разворота и предельный угол атаки.

Отдельным пунктом можно поставить унификацию огромной номенклатуры ракетно-бомбового вооружения российского и западного производства, которой может позавидовать любой современный штурмовик или УБС от «Скорпиона» до «Aermacchi» M-346 и A-10A. Могут применяться корректируемые авиабомбы КАБ-500-ОД/КР, тактические управляемые ракеты семейства AGM-65 «Maverick», противокорабельные ракеты «Marte Mk2», свободнопадающие бомбы Mk.82 и Mk.83 и другое вооружение после адаптации точек подвески и установки дополнительного ПО в компьютеризированную СУО.

Для формирования подобной логистической и учебно-боевой поддержки F-15SE, включая УБС с соответствующими программами имитации и наземные тренажёры, потребуются огромные вливания. А теперь о технических вопросах.

Як-130 является наиболее совершенным учебно-боевым самолётом в мире

Первое, и самое главное, что хочет донести Нам Тханг до читателей, — совершенство бортовой РЛС с АФАР AN/APG-63(V)3. Он утверждает, что эта РЛС значительно превосходит российскую РЛС с ПФАР Н035 «Ирбис-Э». Как нам известно, при всех достоинствах этой РЛС недостатков перед «Ирбисом» она также не лишена. Как и любая АФАР, AN/APG-63(V)3 не имеет механического привода для доворота полотна по азимуту и углу места, а сектор обзора (переброски электронного луча) составляет всего 60 градусов по азимуту. Для обнаружения, сопровождения и захвата воздушных целей в боковых полусферах необходим разворот всей машины. Пассивная ФАР Н035, напротив, имеет механический доворот антенны, за счёт чего зона обзора увеличивается до 240 градусов. Механический доворот позволяет избежать энергетических потерь лепестка излучения, поскольку ПФАР разворачивается к цели всей площадью (приводится к нормали по закону «sin/cos»). У АФАР дальность обнаружения с ростом угла относительно крена истребителя снижается, да и истребитель для «ведения» цели должен с ней сближаться. У Су-35С, в отличие от F-15SE, такой недостаток отсутствует.

Дальность обнаружения цели с ЭПР 1 м2 («Сайлент Игл» с 2-я AMRAAM на внешней подвеске) у «Ирбис-Э» составляет 300 км, у AN/APG-63(V)3 — 145 км; это при работе в пределах сектора +/–60 градусов. В больших углах американская БРЛС ничего не видит, а наша видит с той же дальностью, что и американская. При угле в +/–120 градусов относительно крена Су-35С, «Ирбис-Э» видит цель с ЭПР 1 м2 на дальности 135—145 км. Судите, чьё «детище» круче. Пропускная способность (канальность) «Ирбиса-Э» составляет: по сопровождению — 30 целей, по захвату — 8 целей. У AN/APG-63(V)3: по сопровождению — 20 целей, по захвату — 6 ВЦ. Не спасают даже БЦВМ от «Супер Хорнетов», оно и не удивительно, ведь «Ирбис» имеет 1772 ППМ, AN/APG-63(V)3 — 1500 ППМ. Су-35С, несущий на подвеске ракеты дальнего воздушного боя РВВ-БД и средней дальности РВВ-СД, имеет значительно большие рубежи перехвата, нежели F-15SE (180 против 300 км соответственно).

После оснащения перспективными ракетами-перехватчиками класса «воздух-воздух», использующими концепцию «hit-to-kill», Су-35С смогут эффективно перехватывать как гиперзвуковые аэродинамические, так и баллистические цели, включая такие ОТБР, как ATACMS, а также управляемые реактивные снаряды современных РСЗО.



Конечно, AN/APG-63(V)3 имеет и преимущества: наработка АФАР на отказ заметно выше, чем у ПФАР, каждый ППМ имеет свой передатчик и приёмник сигнала, что позволяет поддерживать работоспособность даже при выходе из строя части приёмо-передающих модулей, переброска электронного луча также быстрее, но на боевых качествах это сказывается незначительно. Режимы картографирования рельефа местности и сопровождения наземных целей реализуются с точностью 1 м.

Тханг напоминает о наличии в СУО F-15SE ОЭПС с инфракрасным каналом AN/AAS-42, но Су-35С тоже имеет ОЛПК ОЛС-35, включающий инфракрасный и телевизионный каналы, а также лазерный дальномер с функцией целеуказателя. Азимутальный сектор его обзора составляет 90 градусов, угломестный — 75 градусов. В переднюю и заднюю полусферы ОЛС-35 обнаруживает F-15SE на дальностях от 50 до 90 км соответственно: РЛС «Ирбис» может быть отключена и бортовые средства РЭП «Сайлента» потеряют какой-либо эффект.

Вьетнамский обозреватель утверждает, что F-15SE лучше показывает себя на больших высотах и скоростях, серьёзно не оценивая отклоняемый вектор тяги двигателей «Сушки». Но в чём он превосходит нашу машину, не совсем ясно. Практический потолок обеих машин составляет около 18500 м, скорость F-15SE выше всего на 150 км/ч, что в воздушных операциях почти не имеет значения. Зато отклоняемый вектор тяги двигателей АЛ-41Ф1С имеет решающее значение во время ближнего воздушного боя не только с «Сайлент Иглом», но и с такими высокоманевренными машинами, как «Рафаль» или F-22A.

Затем в качестве аргумента приводится боевая нагрузка Су-35С, которая на 25-30% меньше, чем у F-15SE (8 против 10,5 тонны). Но этот аргумент — настоящая «пыль», когда речь заходит о номенклатуре и характеристиках вооружения, а также о количестве точек его подвески. F-15SE «Silent Eagle» в первоначальном исполнении имеет 9 внешних узлов подвески и 4 внутренних узла (с возможностью расширения под разные калибры УР/бомб), встроенных в конформные топливные баки (КТБ). О вооружении для воздушного боя мы уже не раз говорили, а что на счёт ударного? «Сайлент Игл» может взять на борт тактические крылатые ракеты с малой ЭПР большой дальности AGM-158B «JASSM-ER», планирующие УАБ AGM-154 «JSOW», тактические ракеты семейства AGM-65 «Maverick», противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», ракеты AGM-84H «SLAM-ER» и другие виды высокоточного ракетного вооружения. Они отличаются малой радиолокационной заметностью, но все без исключения являются дозвуковыми СВН.

При наличии современных ЗРК это не даёт F-15SE никаких плюсов в сравнении с Су-35С. На 12 внешних точках подвески последнего практически всё тактическое ракетное вооружение обладает сверхзвуковой скоростью полёта: ПРЛР Х-58УШКЭ, Х-31П, ПКР Х-31А и 3М51 «Альфа». Также недавно появилась информация о том, что Индия готова поставлять ВВС Вьетнама сверхзвуковые противокорабельные ракеты «БраМос», которые могут как применяться с борта Су-30МК2, так и унифицироваться для применения на Су-35С. Все вышеперечисленные ракеты предназначены для уничтожения сложных и хорошо защищённых целей с прорывом мощнейших систем противоракетной обороны. Дозвуковые тактические ракеты, которыми может быть вооружён F-15SE, не обладают и половиной возможностей, которые доступны для арсенала Су-35С.

И наконец, Тханг утверждает, что бортовая радиоэлектронная элементная база Су-35С сильно уступает «начинке» F-15SE, что также не является верным. Истребитель, оснащённый БРЛС с ПФАР «Ирбис-Э», открытой архитектурой БЦВМ для установки специализированных контейнеров РТР и РЭБ «Хибины», а также мощной ОЛС-35, по определению не может оснащаться худшей, чем у «Сайлента», электроникой. Информационное поле пилота представлено приборной панелью с 2 крупноформатными 15-дюймовыми МФИ, специальным навигационно-информационным индикатором связи под ИЛС и вспомогательным дисплеем, который дублирует информацию авиагоризонта, альтиметра и других датчиков в то время, когда на основных МФИ отображается информация с РЛС и ОЛС.

С-108, система тактической связи Су-35С, относится к новому поколению. Она является аналогом бортового комплекса связи С-111-Н, которым оснащаются малозаметные истребители 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА. Благодаря С-108 Су-35С может поддерживать радиосвязь с другой тактической авиацией на удалении 500 км, с наземными КП — 350 (в зависимости от радиогоризонта при разных высотах полёта). Связь может осуществляться как в AM, так и FM-диапазоне на частотах от 30 до 399,975 МГц. Имеется режим псевдослучайной перестройки рабочей частоты, представляющий собой сложный алгоритм защиты от перехвата сигнала, имеется и программная возможность скрэмблирования канала связи. Режим ППРЧ может применяться на 2-х частотных диапазонах (от 100 до 150 МГц и от 220 до 400 МГц). Мощность FM-передатчика составляет 15 Вт, что в 2,5—3 раза превышает мощность стандартных переносных радиостанций.

Теперь непосредственно о комплексе передачи тактической информации. Перестройка рабочего канала обмена данными имеет частоту 78125 Гц, поэтому перехватить этот сигнал так же сложно, как сигнал тактической сети «Линк-16» (77800 Гц). Частотный диапазон модуля обмена тактической информацией находится в пределах 960—1215 МГц, что соответствует большинству аналогичных западных систем. Скорость обмена данными с другими юнитами — 25 Кбит/с, а мощность передатчика терминала — 200 Вт. В качестве защиты используется код Рида-Соломона, а помехозащищённость составляет 15,5 дБ/Вт. Система связи С-108 — основная сетецентрическая база Су-35С, благодаря которой истребитель почти «перешагнул» в 5-е поколение.

ВЫВОД ОДНОЗНАЧЕН

Нам Тханг в своей работе пытался довести лишь то, что ВВС Вьетнама в условиях преобладания в странах ИАТР российских Су-30/35 необходима машина исключительно западного производства, «не такая, как у всех». Он считает, что «Сайлент Игл» может добиться успеха лишь благодаря отличающейся элементной базе, но полностью пренебрегает сравнительной характеристикой этой базы с нашей, которая на порядок выше американской. А поэтому общая оценка F-15SE в статье Тханга откровенно нелепа и необъективна.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=156799#p156799
http://www.airwar.ru/enc/fighter/su35bm.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f15se.html
http://www.paralay.com/paralay_tab.xls
http://www.paralay.com/allocer_tab.xls

topwar.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта