Ту-4
Ту-4
Самолёт Ту-4 был создан в КБ А.Н. Туполева на базе американского дальнего бомбардировщика В-29 «Суперфортресс» и первоначально имел обозначение Б-4.
Поскольку В-29 уже «проявил себя в деле» над Японией, Сталин в конце 1945 г. приказал Туполеву сделать копию. Созданию бомбардировщика придавалось государственное значение. Самолёт готовился к сроку окончания работ над первой советской атомной бомбой. К весне 1947-го первую опытную машину построили в Казани на заводе № 22.
3 июля того же года экипаж Н.С. Рыбко приступил к её испытаниям. По мере того, как из цехов завода выходили новые самолёты, их также подключали к испытаниям. В общей сложности в них приняли участие 20 машин первой серии. Для ускорения испытаний, помимо лётчиков-испытателей туполевской фирмы, привлекались и заводские лётчики-испытатели, и наиболее опытные лётчики из полков ДА.
На самолёте Ту-4 № 6 полную программу промышленных и государственных испытаний провёл экипаж В.В. Пономаренко из 203-го Гв. тбап, имевший опыт полётов на Пе-8, В-17 и В-24. Сталин лично подписал Акт об окончании испытаний.
Осенью 1946-го для быстрейшего освоения Ту-4 строевыми лётчиками там же, в Казани, на базе 890-го тбап 45-й тбад был организован 890-й Брянский отдельный учебно-тренировочный авиаполк (оутап) с непосредственным подчинением штабу ДА.
Серийно самолёт производился на казанском заводе № 22 с 1948-го по1952 г. Построено 847 самолётов.
Ту-4 имел несколько модификаций:
Ту-4 — дальний бомбардировщик;
Ту-4А – бомбардировщик – носитель атомного оружия;
Ту-4 – самолёт-заправщик.
18 августа1947 г. 3 новых бомбардировщика были продемонстрированы на воздушном параде в Тушино.
В1949 г. первым боевым полком, освоившим Ту-4, стал 203-й тбап 45-й тбад в Барановичах. Постепенно бомбардировщиками вооружили и другие полки Дальней Авиации. Поспешность его внедрения сказалась на количестве отказов, особенно в первое время с начала эксплуатации. Однако были у него и достоинства (унаследованные от американского «прародителя»): туалеты и места отдыха во время длительных перелётов.
18 октября1951 г. на полигоне Семипалатинск провели первый сброс атомной бомбы с самолёта. В испытаниях был задействован Ту-4А экипажа К.И. Уржунцева. Позже применение ядерного оружие освоили многие экипажи ДА. 14 сентября1954 г. самолёты Ту-4 участвовали в учении с реальным применением атомной бомбы, которое проводилось на полигоне Тоцкое.
Создание поршневого бомбардировщика Ту-4 – носителя атомного оружия — стало экстренной мерой, призванной обеспечить баланс в очень непростых в то время международных отношениях. Очень скоро на смену ему пришли более совершенные реактивные машины. Так или иначе, но роль он свою выполнил, на несколько лет став фактором сдерживания.
По мере поступления в авиачасти Дальней Авиации самолётов Ту-16, Ту-4 постепенно снимался с вооружения. К 1960 году старых бомбардировщиков в полках практически не осталось.
Лётно-технические характеристики:
Длина самолёта, м 30,18
Размах крыла, м 43,05
Двигатели АШ-73ТК
Мощность, л. с. 4 х 2400
Взлётный вес, кг
Нормальный 45200
Максимальный 55000
Скорость, км/час
Максимальная 520
крейсерская
Практический потолок, м 11200
Дальность полёта, км 5100
Оборонительное вооружение: 5 спаренных пулемётов УБТ (12,7 мм) или пушек Б-20Е (20 мм), или НС-23 (23 мм)
Бомбовая нагрузка, кг до 8000
МиГ-29, «Тайфуны» или F-16? Какие самолеты для Украины могут передать страны НАТО и как это скажется на военной операции
С начала боевых действий на Украине Киев просил у западных союзников поставок все большего количества современных вооружений. Сначала государства-участники НАТО опасались передавать вооружения из-за возможной реакции Москвы, однако в конце концов направили Украине танки и БМП. Теперь в Киеве призывают Запад обеспечить ВСУ современными истребителями. RTVI рассказывает о том, какие самолеты уже были обещаны Киеву и какое место авиация занимает в украинском конфликте.
У Украины уже есть пять бригад истребителей, в том числе благодаря передаче самолетов другими странами, заявлял советник командования воздушных сил ВСУ Юрий Игнат . «Это исторический шаг — передача Украине таких видов вооружения. Мы имеем три бригады таких самолетов сегодня. Имеем пять бригад истребителей, две [бригады] Су-27 и три бригады МиГ-29. Это старые советские истребители 4-го поколения, которые морально и физически устарели», — сообщил Игнат. Согласно отчету World Air Forces 2022, до начала боевых действий на Украине у ВВС ВСУ на вооружении стояло 98 боевых самолетов.
В интервью украинским СМИ Игнат заявлял, что Украина нуждается в дополнительных 4-5 бригадах, что составляет примерно 200 самолетов. Он также признал, что по численности российская авиация в несколько раз превосходит украинскую.
«Бригада» — это термин, используемый для обозначения формирований в вооруженных силах. В 1920-1970-е годы бригады существовали в структурах военно-воздушных сил, но сейчас такая формулировка в ВВС не используется. Из-за этого сложно определить, что украинская сторона подразумевает под пятью бригадами. В ВВС обычно есть звенья (3-4 самолета), из которых формируются эскадрильи (около 20 самолетов), а затем крылья (60-70 самолетов). В сухопутных войсках бригады существуют и обозначают наименьшее из соединений, что можно приравнять к «крылу» в ВВС. Получается, Киев заявляет о наличии порядка 300-350 самолетов. Это неправдоподобно высокий показатель, учитывая уничтожение большинства авиации Украины в течение 2022 года и скромный размер поставок от стран НАТО.
На просьбу Украины об усилении воздушных сил уже откликнулись страны Восточной и Центральной Европы, имеющие самолеты советского производства — в частности, Польша и Словакия. 5 апреля президент Польши Анджей Дуда сообщил о планах передать Киеву 14 многоцелевых истребителей МиГ-29, четыре из которых уже были официально направлены Украине. Переданные истребители находятся в полной боевой готовности, а остальные будут поступать по мере завершения работ по ремонту и обслуживания, заявил Дуда.
В конце марта премьер-министр страны Эдуард Хегер сказал, что Словакия намерена отдать Киеву 13 МиГ-29, выведенных из состава национальных ВВС в августе 2022 года. И Польша, и Словакия ожидают восполнение «потерь» — Варшава планирует заменить переданные Украине МиГи на американские многофункциональные истребители-бомбардировщики F-35 и южнокорейские легкие боевые самолеты FA-50, а Братислава ожидает поставки военной техники от Вашингтона на $700 млн и дополнительную компенсацию из фонда ЕС объемом $200 млн.
Болгария ведет переговоры о передаче Украине своих МиГ-29, но готова сделать это только после получения более современных самолетов, передает испанское агентство EFE со ссылкой на болгарское оборонное ведомство.
Сейчас у Болгарии 16 истребителей МиГ-29, но только шесть из них в рабочем состоянии, пишет агентство EFE. Согласно докладу The Military Balance, по состоянию на 2018 год на вооружении Польши было 26 МиГ-29А и 6 МиГ-29УБ, а у Словакии — 10 МиГ-29А и 6 МиГ-29УБ.
Несмотря на ожидаемые пополнения парка авиации Украины, Киев требует от Запада более современных самолетов, чем МиГ-29. Министр обороны Украины Алексей Резников в интервью эстонской телерадиокомпании ERB заявил, что для украинских войск нужны современные истребители наподобие Falcon или Gripen, объяснив эту необходимость невысокой дальностью видимости радиолокационных систем (РЛС) МиГ-29. «У МиГ-29 дальность видимости со своими радио-локационными системами — всего 60 километров, дальность стрельбы — всего 30 километров. Например, современные российские самолеты, такие истребители, как Су-35, имеют дальность радиолокационного обзора более 200 километров и дальность стрельбы более 100 километров», — заявил Резников. По его словам, более высокая дальность работы РЛС позволит интегрировать новые самолеты в систему противовоздушной обороны Украины. Президент Украины Владимир Зеленский призывал Великобританию передать «мощные английские самолеты», имея в виду истребители Typhoon.
На прошедшей в марте 2023 года десятой встрече контактной группы по оказанию военной помощи Украине министр обороны США Ллойд Остин сообщил, что США пока не будут поставлять Украине истребители F-16. По мнению Вашингтона, любые поставки западных современных самолетов неактуальны на нынешней стадии конфликта и обернутся его дальнейшей эскалацией.
Схожей с США позиции придерживаются Великобритания и Германия. 24 февраля министр обороны Бен Уоллес заявил, что стоящие на вооружении британских ВВС истребители Typhoon слишком сложны в эксплуатации. Вместо этого Лондон предложил обеспечить воздушное прикрытие восточноевропейским странам НАТО, если они будут поставлять Украине свои самолеты советского производства. В январе 2023 года возможность поставок боевых самолетов на Украину исключил канцлер ФРГ Олаф Шольц, сославшись на необходимость предотвращения дальнейшей эскалации.
Впрочем, среди стран НАТО пока не сложилось абсолютного единства по вопросу пользы поставок западных истребителей для Украины. Например, возможность передачи самолетов рассматривают власти Финляндии и Нидерландов. 19 января глава МИД Нидерландов Вопке Хукстра анонсировал трансфер Украине американских F-16, однако позднее министр обороны страны Кайса Оллонгрен уточнила, что сначала это необходимо обсудить с США и другими союзниками по НАТО. В марте 2023 года на тот момент премьер-министр Финляндии Санна Марин допустила передачу Украине палубных истребителей-бомбардировщиков McDonnell Douglas F/A-18 Hornet. 11 апреля к дискуссии подключилась и Дания — министр обороны страны Троелс Лунд Поульсен допустил, что Запад может принять коллективное решение до конца лета 2023 года, сообщило издание Le Figaro. В любом случае, ни одна страна не вправе передавать Украине истребители без санкции Вашингтона из-за особенностей американского законодательства в сфере контроля реэкспорта американских военных технологий.
Швеция, в которой производятся истребители Gripen, также не готова передать Украине истребители, по крайней мере на данный момент. «Когда речь идет о Gripen, сейчас мы стоим перед ограничениями в связи с тем, что эти самолеты очень важны для поддержания нашей территориальной целостности и суверенитета», — заявил министр обороны скандинавской страны Пол Йонсон.
Хотя вопрос с поставками западных самолетов еще не разрешен, на Украине предложили заблаговременно начать обучение пилотов. «Мы сохраняем оптимизм [по поводу поставок Украине истребителей] и пытаемся говорить с нашими партнерами о том, что обучение пилотов должно начаться сейчас, потому что это требует времени. Точно так же время было потрачено на артиллерийские системы и реактивные системы залпового огня, танки и системы ПВО типа NASAMS, Patriot и другие», — сказал глава минобороны Украины Алексей Резников.
Обучать украинских пилотов согласилась Великобритания. В начале февраля 2023 года от Лондона поступило предложение обучить украинских пилотов управлять натовскими истребителями Eurofighter Typhoon и F-35 на территории Соединенного Королевства. Тренировки будут проводиться, чтобы «в будущем пилоты могли летать на современных истребителях стандарта НАТО». Обучение украинцев проводится для повышения их навыков для пользования техникой стандартов НАТО в будущем, уже после окончания конфликта с Россией, считают в Лондоне.
Схожие тренировки проводятся и на территории США. Согласно источникам CNN, в американском штате Аризона проходят обучение два украинских пилота. Их не допускают до западных истребителей, тренировки проходят только с использованием авиасимуляторов.
Почему Запад не торопится передавать Украине истребителиF-16
Airman 1st Class Christopher Maldonado / U.S. Air Force
Судя по заявлениям западных политиков и аргументации натовских военных, страны альянса пока не спешат направлять Киеву помощь в виде собственной современной авиации. Эту позицию объясняют тремя причинами:
1. Сложность в эксплуатации
Для эксплуатации любой техники нужны специалисты и мощная материально-техническая база, которая предполагает регулярные поставки запасных частей для поддержания боеспособности техники и обеспечения самолетов боеприпасами. Помимо прочего, западным истребителям требуются длинные взлетно-посадочные полосы с качественным покрытием.
На украинских аэропортах есть инфраструктура и персонал для обслуживания советской авиационной техники, но этого может оказаться недостаточным для эксплуатации западной авиации, отметил в беседе с RTVI научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ермаков. «Авиабазы нуждаются в западном оборудовании, разработанном специально для обслуживания западной техники, а также в обученных работе с натовской авиацией специалистах», — отметил эксперт, добавив, что переобучение технического персонала займет месяцы.
Переданные Польшей и Словакией советские истребители, скорее всего, смогут базироваться в основном на аэродромах в западной части Украины и частично в центральной части страны, считает Ермаков. Авиацию украинская сторона может сохранять за счет использования построенных еще при СССР укрытий и за счет мероприятий по маскировке и постоянного передвижения техники с одной авиабазы на другую, сказал аналитик.
Американские истребители F-15 и F-16 требуют длинных взлетно-посадочных полос высокого качества, которых у Украины нет, отмечает издание Politico. Потенциальное ведение строительных работ таких объектов привело бы к обнаружению и нанесению ударов со стороны российских вооруженных сил, считают опрошенные Politico эксперты. Другие боевые самолеты — например, французские Rafales — могут потребовать значительного числа западных гражданских лиц на земле для ремонта самолетов и подготовки их к полетам, отмечает издание.
2. Опасность эскалации
В теории западная авиация могла бы осуществлять полеты при использовании инфраструктуры, расположенной на территории пограничных с Украиной стран НАТО. Однако в таком случае аэродромы НАТО будут считаться легитимными целями для ударов российских вооруженных сил, отмечал в интервью RTVI научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.
Поставки авиации с использованием существующих аэродромов также будет означать дальнейшую эскалацию конфликта. Теоретические использование западной авиатехники украинской стороной делает прямое вовлечение США и НАТО в конфликт на еще один шаг ближе, считает Александр Ермаков. При этом поддерживающие Украину страны стараются всеми силами избежать прямого участия в конфликте, отметил эксперт.
3. Из-за развитого ПВО использование авиации остается ограниченным
Преимущество использования авиации было продемонстрировано в ходе двух военных кампаний, в которых участвовали американские ВВС — это война в Персидском заливе (1990-1991) и вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. В ходе операции «Буря в пустыне» в 1990-м году американской авиацией было осуществлено 4700 боевых вылетов, удары наносились по войскам, коммуникациям, пусковым установкам ракет, складам и военно-промышленным объектам. 24 марта 1999 года НАТО провели операцию «Союзная сила» по бомбардировке Югославии.
Впрочем, обе операции проводились при значительном превосходстве авиации НАТО в воздухе и при отсутствии у Ирака и Югославии развитых систем ПВО, которые могли бы оказать сопротивление авиатехнике. Это сильно отличается от боевых действий на Украине, когда обе стороны — Россия за счет собственных сил, а Киев благодаря военным поставкам западных ПЗРК и систем ПВО — выстроили эшелонированную систему ПВО, позволяющую сбивать самолеты и на низкой, и на большой высоте.
«В силу наличия у обеих сторон развитой ПВО, а также из-за их нежелания нести крупные потери, роль авиации в украинском конфликте меньше, чем в локальных войнах, которые велись США», — сказал в беседе с RTVI научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ермаков. Сложившаяся ситуация с ограничением применимости авиации и повышением значимости ПВО вызывает интерес на Западе — эффективность использования интегрированной ПВО в ходе конфликта стимулирует в США дискуссию о необходимости создания собственных наработок, отметил он. Несмотря на тенденцию развития ПВО, большинство в США продолжает считать, что это не станет помехой для них, сказал Ермаков. «В целом они считают, что их авиация в случае чего справится. Мощное ПВО воспринимается как еще один повод не расслабляться и продолжать развивать тактическую авиацию, которая является одной из «опор» американских вооруженных сил», — считает эксперт.
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтикиПерейти к основному содержанию
Пожертвовать сейчас
Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Для посещения музея в округе Колумбия требуются бесплатные временные входные билеты. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Запланируйте групповое посещение В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу.
Национальный музей авиации и космонавтики
6-я улица и проспект Независимости SW
Вашингтон, округ Колумбия 20560
202-633-2214
10:00 — 17:30
Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи
14390 Музей авиации и космонавтики Parkway
Шантильи, Вирджиния 20151
703-572-4118
10:00 — 17:30
Самолет по типу
Пропеллеры
Учебно-разведывательные самолеты 1928-1946Convair 340 1953-1970Convair 440 1956-1970Curtiss C-46 1957-1966Douglas C-47 1946-1957Douglas DC-2 1940-1941Douglas DC-3 1940-1960Douglas DC-4 198566 1968Douglas DC-7 1954-1968Lockheed 10 Electra 1936-1942Lockheed 5C Vega 1935-1937Lockheed Constellation 1953-1958Lockheed 8A Sirius 1935Stinson A 1935-1938Стинсон Т 1934-1937Трэвел Эйр S-6000-B 1929-1930Марка и модель самолета:
Дуглас DC-4
взлетно-посадочная полоса:
73000 фунтов
Диапазон:
2000 миль
Скорость:
215 миль в час
Сиденья:
44 пассажира
Длина:
94 фута.
118 футов.
Высота:
28 футов.
Двигатели:
4 Pratt & Whitney Twin Wasp R-2000
HP или тяга:
1450 л.с.
Количество рейсов DL:
8 бывших военных самолетов C-54B, модифицированных Дугласом
Маршруты:
Форт-Уэрт, штат Техас, в Чарльстон, Южная Каролина или Саванна, штат Джорджия Чикаго, Иллинойс, в Майами, Флорида
Преимущества:
Недостатки:
Первая доставка:
12 февраля 1946 г.
Первая запланированная служба:
6 марта 1946 г.
Причина приобретения:
Вдвое больше пассажировместимости и в 4 раза больше дальности полета, чем у Douglas DC-3.
Последний выход на пенсию:
15 июня 1953 г.
Причина ликвидации:
Заменен на более крупный, быстрый и герметичный Douglas DC-6.
Повествование: Дуглас DC-4 1946-1953 гг.
Технические достижения
«Впервые в нашей авиакомпании появился самолет, на котором нам не нужно было беспокоиться о топливе. У нас всегда было достаточно топлива на этом DC-4, чтобы пролететь 2000 миль, и где-то в Соединенных Штатах погода была удовлетворительной для подведения в пределах 2000 миль. Так что с топливом проблем не было… DC-4 был очень надежным самолетом, имел очень надежные двигатели, имел достаточную защиту от обледенения». Фриц Швэммле, нанятый пилотом Дельты в 1934 году.
DC-4 имел простую систему автопилота, которая обеспечивала высоту и удержание направления.
Первый самолет Дельты, который не был «хвостовым тягачом». Поскольку кабина была ровной, когда DC-4 находился на земле, посадка и выход из него были проще, чем в более ранних самолетах Delta.
Кухня, разработанная Delta
Главный инженер Дж. Ф. Никам спроектировал кухню для самолетов Delta DC-4, которые были преобразованы из военных самолетов C-54B Skymasters. Компания Douglas Aircraft Company сделала камбуз Delta стандартом для всех самолетов DC-4, вышедших из ее линейки модификаций после Второй мировой войны.