+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Ак 1 самолет: Сайт авиационной истории — Реестр АК-1

0

Первым делом — самолеты: Исполняется 100 лет гражданской авиации России

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Экономика

09.02.2023 00:00

Поделиться

Наталия Славина

Что такое век для авиации? Это путь от фанеры и ткани до композитов и уникального «черного крыла». От небесных «тихоходов» до сверхзвуковых скоростей. Пилоты говорят: у каждого самолета — свой характер, свое «лицо». Рожденные в разных КБ, они отличались даже внешне. Но что их, безусловно, объединяло — красота. Как говорил авиаконструктор Андрей Туполев: «Хорошо летать могут только красивые самолеты». И они не просто летали; удивляли мир своей уникальностью.

Инфографика «РГ»/Александр Чистов/Алена Шадрина

Ту-104 — самый первый советский реактивный самолет. Когда он впервые прилетел в Лондон, это произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. Первый двухпалубный Ту-114, на момент своего создания стал крупнейшим пассажирским в мире. Известная история: когда летом 1959 года он прибыл в Соединенные Штаты, там даже не могли найти подходящий по высоте трап.

Ан-22 «Антей» — самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Ту-144 вошел в историю как первый сверхзвуковой. Самым огромным и тяжелым самолетом стал Ан-225 «Мрия». Ему проиграли и Boeing-747, и Airbus А380. А Ил-96 входит в десятку самых безопасных лайнеров в мире…

Сегодня наши авиаконструкторы работают над новыми амбициозными проектами и супермашинами. И еще деталь. Специальными правительственными самолетами летают руководители всех государств мира. Но большинство вынуждено пользоваться «иномарками». Так что нам есть чем гордиться: высшие должностные лица России летали и продолжают летать на отечественной авиатехнике.

Прямая речь

Владимир Гутенев, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России:

— Отечественная гражданская авиация за 100 лет прошла большой путь — от деревянных самолетов до комфортабельных пассажирских лайнеров благодаря инженерному подвигу легендарных конструкторов Андрея Туполева, Сергея Илюшина, Александра Яковлева, Олега Антонова и их конструкторских бюро.

Российские воздушные суда были не только известны во всем мире, но и били рекорды. Например, Ту-104 стал первым в мире пассажирским реактивным лайнером, а на первом советском вертолете, сконструированном в 1949 году Михаилом Милем, было установлено 23 мировых рекорда.

В начале 2000-х годов мы возлагали большие надежды на международные кооперации, которые позволили бы нам выходить на внешние, в том числе западные рынки. Sukhoi Superjet 100 разрабатывался в глубокой связке отечественного авиапрома с иностранными компаниями. Предполагалось, что благодаря данной кооперации сможем в сжатые сроки выйти на рынки с высокой степенью конкуренции. Но поставки необходимых компонентов были сорваны и заблокированы еще до введения антироссийских санкций по причине неблагонадежности наших «партнеров».

Наш Ту-104 стал первым в мире пассажирским реактивным лайнером

Эта ситуация вынудила в сжатые сроки разработать и изготовить отечественные комплектующие для Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Созданный Объединенной двигателестроительной корпорацией двигатель ПД-8 будет использоваться на новой модификации российского регионального самолета Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем — SSJ-New (RRJ-95New-100), а также на самолете-амфибии Бе-200ЧС.

Еще одна разработка — двигатель ПД-14, превосходящий иностранные аналоги, — будет использоваться для оснащения пассажирского самолета МС-21. На основе газогенератора ПД-14 появляется целое семейство двигателей тягой от 9 до 18 тонн — как для самолетов, так и для вертолетов. Форсированная модификация ПД-14М помимо моторизации «тяжелого» пассажирского МС-21-400 подойдет для транспортного Ил-76МД и перспективного Ил-276.

В соответствии с принятой прошлым летом программой развития авиатранспортной отрасли до 2030 года для нужд гражданской авиации предполагается поставить 1036 самолетов, из которых 412 — SSJ-NEW и МС-21.

В рамках создания полностью российского пассажирского лайнера МС-21 идет работа по замещению на отечественные восьмидесяти систем. В конце 2024 года предполагается поставить первые шесть самолетов для авиакомпании «Россия». Дальше в планах выпускать 72 единицы в год.

Кроме того, стоит задача быстрого развертывания производства и модернизации Ту-214, на который поступило уже 44 заявки от российских авиакомпаний. Предполагается выйти на строительство сначала десяти, а в последующем двадцати единиц в год.

Сегодня повышается роль и вертолетной техники. Она будет поставлена в количестве 764 единиц, основную часть которых составят вертолеты «Ансат» и Ми-8 в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми8АМТ.

Внешние вызовы в отношении России — возможность укрепить технологический суверенитет страны, в том числе в авиационной отрасли. У нас есть все ресурсы и компетенции для успешной реализации поставленных нашим президентом задач. Убежден, что авиастроители с поставленными задачами справятся.

Поздравляю со 100-летием гражданской авиации всех сотрудников авиатранспортного комплекса. От ваших усилий и отношения к делу сегодня зависит не только эффективное развитие отрасли и благосостояние российской экономики, но и жизни сотен тысяч пассажиров. Желаю успехов в покорении новых высот, крепкого здоровья и благополучия!

Российская газета — Столичный выпуск: №29(8974)

Поделиться

АвиатранспортРГ-Фото

100 лет исполнилось российской гражданской авиации. Вспоминаем наши главные самолеты

Источник: газета «Российская газета»

Автор: Наталия Ячменникова
Опубликовано: 09.02.2023, 08:52

Советский авиапром выпускал все, что могло летать, — от гигантских транспортников и широкофюзеляжных лайнеров до автожиров и беспилотников. И машины ведущих авиационных КБ отличались даже внешне. Как тонко подметил кто-то, «Туполев» — это строгость во всем, включая эргономику и дизайн. «Ильюшин» — мягкость, грациозность. «Яковлев» — стремительность, а «Антонов» — основательность и практичность.

Они были первые

Уже в начале 20-30-х годов советские авиаконструкторы делали все, чтобы подвинуть в небе иномарки — «Юнкерсы» и «Фоккеры». Первый советский пассажирский четырехместный АК-1 был сконструирован в ЦАГИ в конце 1923 года. Он развивал скорость до 146 км/ч и имел потолок 2200 м. Правда, на 1000 метров забирался… 16 минут.

АНТ-2 — первый наш цельнометаллический самолет. Планер и гофрированная обшивка были сделаны из кольчугалюминия — первого отечественного сплава для авиастроения. Прежде был только дорогой немецкий дюраль. Импортозамещение в действии! С 1925 года страна стала постепенно отказываться от иностранных машин.

Первый самолет-невидимка

По-2, впервые взлетевший 7 января 1928 года, стал самым массовым в мире бипланом. Всего построили около 40 тысяч машин.

Это легендарный самолет Великой Отечественной. Но По-2 успел повоевать и в Корее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Американские летчики называли его неуловимым. Он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров.

Трагедия «Максима Горького»

АНТ-20 «Максим Горький» стал самым большим в мире самолетом с сухопутным шасси. Показательный факт: его принимала комиссия в составе 200 (!) человек. В июне 1934 года машину впервые поднял в воздух легендарный летчик Михаил Громов. Его слова: «Изумительный самолет».

Крылатая махина брала восемь членов экипажа и 72 пассажира. Но особенность в том, что это был агитсамолет. На борту электростанция, кинопроектор, библиотека, типография… В салоне ковры на полу, спальные каюты. Буфет.

Трагедия случилась 18 мая 1935 года. Во время полета, организованного для семей авиастроителей, по просьбе киношников истребитель И-5 попытался сделать мертвую петлю вокруг «Максима Горького». Но врезался в мотор АНТ-20. Катастрофа унесла десятки жизней и уничтожила уникальный самолет.

Влетел в книгу рекордов

Ан-2 — самый большой одномоторный биплан в мире. Первый полет совершил 31 августа 1947 года. В Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолет в мире, который выпускают уже более 70 лет.

Его производство продолжается в Китае.

— В Ханты-Мансийске в 70-е годы я пять лет работал на Ан-2, налетал на нем по северам 3 тыс. часов, — рассказал «РГ» экс-пилот «Боинга-777» Виктор Трошин. — Самолет настоящий солдат — летит куда угодно. На лыжах, на колесах, на поплавках. Командир мог сам сверху присмотреть площадку, сесть и взлететь.

Сравнили с НЛО

В 1956 году первый советский реактивный пассажирский Ту-104 приземлился в Лондоне. Запад был шокирован не только тем, что Советский Союз смог построить такой сложный самолет, но и уровнем его интерьера. Британская пресса сравнила произведенный эффект с приземлением НЛО. Когда на следующий день прилетел второй Ту-104, с другим номером, она написала: русские «перекрашивают номера на своей опытной машине». И тогда Андрей Туполев приказал прислать в Лондон сразу три Ту-104!

В декоре салона использовали полированную латунь и красное дерево. Американский пианист Ван Клиберн вспоминал Ту-104 как одно из чудес, поразивших его в СССР. Наряду с Красной площадью и московским метро.

Хрущев на Ту-114

Первый советский двухпалубный Ту-114 взлетел в ноябре 1957 года. Тогда это был крупнейший пассажирский самолет в мире. Когда летом 1959 года Ту-114 впервые прибыл в Соединенные Штаты, там 40 минут не могли найти подходящий трап. Пришлось подогнать самый высокий из имеющихся и на него поставить стремянку. А в сентябре того же года, тем же бортом, в США прилетел Никита Хрущев.

На тот момент Ту-114 еще не завершил эксплуатационные испытания. Это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.

«Толстого» не бояться!

Ан-22 «Антей» — самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Первый полет — в феврале 1965 года. Мог поднимать 60 т груза при максимальной взлетной массе 225 т. При своих огромных размерах «Антей» мог эксплуатироваться даже с грунтовых аэродромов. «Созданием этого самолета, — подчеркивал конструктор Олег Антонов, — был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень «толстого» фюзеляжа».

Быстрее звука

Первый в истории сверхзвуковой пассажирский Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года. На два месяца раньше конкурента — англо-французского «Конкорда». Советский лайнер летал выше «европейца»: 20 км против 18 км у «Конкорда». Быстрее: 2500 км/ч против 2300 км/ч. Был мощнее: поднимал 16 т против 13.

Но движки Ту-144 оказались слишком прожорливыми. Так, долететь до Хабаровска или Владивостока, как задумывалось, суперлайнер не смог. Он прописался только на маршруте из Москвы в Алма-Ату. Билет стоил 83 рубля 70 копеек. Обычный тариф был 62 рубля.

С «Бураном» на спине

Ан-225 «Мрия» стал самым огромным и тяжелым самолетом в мире. Размах крыла с футбольное поле, шесть мощных турбореактивных двигателей. Максимальная взлетная масса — 640 т. Для сравнения: у Boeing-747 — 442 т, у Airbus-380 — 560 т.

Советский гигант родился в рамках космического проекта «Энергия-Буран». В мае 1989 года Ан-225 доставил космический корабль «Буран» на авиасалон в Париже и произвел там настоящий фурор. На счету самолета 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза (253 т), самого тяжелого монолитного груза (188 т) и самого длинного груза.

Для местных линий

Як-40 — первый в мире трехдвигательный турбореактивный пассажирский самолет для местных авиалиний. Разработан в 1960-е годы. В 1970 году за его создание ОКБ Яковлева была присуждена Ленинская премия. На середину 1972 года самолеты Як-40 налетали уже более 150 млн километров и перевезли около 7 млн пассажиров.

Борт N 1

Ил-96-300 — первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Смотришь на него, и создается ощущение мощи. Лайнер входит в десятку самых безопасных в мире. Специальный вариант разработан для перевозки президента России.

А первым советским реактивным межконтинентальным пассажирским самолетом стал Ил-62. В нем была реализована масса смелых конструкторских решений. Самолет мог безопасно завершить взлет при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку — даже при отказе двух. Ил-62 служил «бортом N 1» для первых лиц от Брежнева до Ельцина. В 1995 году ему на смену пришел Ил-96.

Кстати

Первый в мире пассажирский самолет был спроектирован именно в России. В 1913 году в небо поднялся биплан «Илья Муромец». Инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского заложили в его конструкцию новинки: впервые разделили салон и кабину пилота. На борту появились туалет и ванная, спальные комнаты. А на фото — Сикорский с императором Николаем II на борту «Русского витязя», четырехмоторного самолета, давшего начало тяжелой авиации.

Чем кормили в самолетах

В 1936 году начальство ГВФ распорядилось повысить качество обслуживания авиапассажиров. В самолетах появились буфеты. Первой стюардессой в 1939 году стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.

Ее называли буфетчицей. А в штатном расписании она значилась кладовщицей.

Полноценный сервис, c горячими обедами, появился в 1956 году на Ту-104. Бортовое меню включало отварное мясо, гарнир, свежие овощи, сыр, колбасу, икру, масло, фрукты.

В 1960-х, с приходом новых самолетов, визитной карточкой советского бортового рациона стала черная икра.

Известный сценарист и драматург Эмиль Брагинский, летевший на Ил-62 в Индию, в своих путевых заметках писал: «Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании «Аэрофлот» на высоту 8 или 9 тыс. метров. Вам подадут».

В конце 90-х меню первого класса сравнивали с ресторанным: черная икра, копченые мидии, осетрина, форель и семга, пармская ветчина с дыней, разнообразные сыры. На горячее — запеченная рыба, телятина, утка. На некоторых линиях пассажиров угощали шампанским «Мадам Клико».

Как все начиналось

Борис Елисеев, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор:

— Почему 9 февраля 1923 года считается днем рождения нашей гражданской авиации? Именно в этот день было принято постановление Совета труда и обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Была установлена обязательная госрегистрация и приписка к одному из аэродромов для воздушных судов и пилотов. Были определены порядок и условия полетов, а также многое другое.

Мало кто знает, что первые регулярные перевозки в советской России были организованы с помощью немецкой авиакомпании. Общество «Дерулюфт» было создано в ноябре 1921 года на основе концессионного соглашения. Весной 1922 года авиапредприятие запустило первую регулярную авиалинию Москва — Смоленск — Ковно — Кенигсберг, по которой перевозились почта и пассажиры. Уже через три года партнеры торжественно отметили налет первого миллиона километров.

По регулярности и безопасности полетов, культуре обслуживания линия считалась одной из лучших в Европе. По ней летали поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский. В 1935 году рейс Берлин — Москва продолжался 10 часов. Билет стоил 160 марок или 74 рубля.

В 1923 году было создано акционерное общество «Добролет». Первые акционеры были очень интересными людьми. Старые большевики, хорошо образованные, отличные управленцы. Некоторые с опытом дипломатической работы в Китае и Финляндии. Авиаторов среди них не было совсем! Зато были юристы. По учебнику одного из них училось мое поколение.

Следует отметить, что одновременно с «Добролетом» создаются две компании — «Укрвоздухпуть» и «Закавиа» со штаб-квартирами в Харькове и Баку. В 1925 году «Укрвоздухпуть» поглощает «Закавиа». В 1930 году «Укрвоздухпуть» вливается в «Добролет». Это понятно. Начинается отход от «новой экономической политики»: дело идет к централизованному управлению отраслью.

В 1932 году было создано Главное управление ГВФ при СНК СССР, получившее чуть позже наименование «Аэрофлот». А в апреле того же года был утвержден первый Воздушный кодекс Союза ССР. Один из первых в мире сводных законов по авиации.

К 1935 году полеты осуществлялись уже только на отечественных воздушных судах.

Дайджест прессы за 9 февраля 2023 года | Дайджест публикаций за 9 февраля 2023 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

AK-1

Технические характеристики
Тип АК-1
Функция Экспериментальный
Пассажирский
Год 1924
Экипаж 2
Двигатели 1*170 л.с. Salmson
Длина 11,0 м
Размах крыла 14,9 м
Площадь крыла 37,0 м 2
Масса пустого 1145 кг
Вес груза 1685 кг
Нагрузка на крыло ( кг/м 2 ) 45,5
Силовая нагрузка ( кг/л. с. ) 9,9
Максимальная скорость (0 м ) 147 км/ч
Набор высоты 1000 м 16 мин
Набор высоты 2000 м 29 мин
Потолок 2200 км
Полезная нагрузка
Пассажирские сиденья 2
(+1 на дополнительное место в кабине)
Груз 540 кг

18к ч/б АК-1 из «Истории авиастроения в СССР», т.1 стр.348

первый советский пассажирский самолет, созданный в рамках исследовательской программы по заказу военных.

ЦАГИ получил задание изучить конструкцию самолета с толстым крылом (деревянная конструкция) и проверить техника расчетов, использовавшаяся в то время. Большую часть работы выполнили В.Л.Александров, В.В.Калинин и А.М.Черемухин выполнил часть расчетов.

Высокоплан с подкосами. Смешанная конструкция, но в основном деревянная.

Проект представлен ВВС и ГлавВоздухофлот (предшественник Аэрофлота) в Февраль 1922 года.

Самолет построен в апреле-ноябре 1923 г. Завод ГАЗ-5, параллельно с Р-1. Летные испытания (летчик Томашевский) начались 1 (8?) февраля (8 марта?), 1924 г. и продолжалась до 15 июня. 1924. Средства для финансирования проекта были собраны «Латвийскими стрелками», и АК-1 был под названием «Латышский стрелок».

Самолет передан «Добролету»;

Выполнено несколько рейсов по линии Москва-Казань (всего 11000 км ). В 1925 году АК-1 участвовал в пропагандистском полете Москва-Пекин, преодолев 7000 км за 38 дней. Также выполнялись рейсы из Пекина в другие города Китая.


Источники

  • [6], т. 1 с.346-347;
  • Дополнительные ссылки

  • АК-1
  • АК-1 на Виртуальный музей самолетов
  • Главная страница — Самолеты — AST

    Отделение самолетов DPS расположено в аэропорту Лейк-Худ (LHD/PALH) в Анкоридже, Аляска. Этот объект служит основным центром обслуживания и логистики для всей полетной деятельности Департамента по всему штату.

    Секция самолетов обслуживает 44 принадлежащих департаменту самолета и вертолета, которые используются как войсками штата Аляска, так и отрядами охраны дикой природы Аляски. Для поддержки военнослужащих секция обслуживает самолеты Департамента, выполняя плановое техническое обслуживание и проверки, а также аварийный ремонт. Мы также выполняем полный капитальный ремонт авиационных двигателей и корпусов самолетов, а также восстанавливаем их, что необходимо для поддержания эксплуатации старинных самолетов.

    Секция самолетов ежегодно проводит обучение и проверку квалификации для всех пилотов отдела в соответствии с требованиями федеральных правил.

    Расстояния на Аляске — это обширные участки дикой природы на последней границе, которые отделяют 82% наших сообществ от системы дорог, что создает проблему, совершенно уникальную для нашего штата. Во многих областях единственным практическим средством выполнения задач по поддержанию правопорядка является использование самолетов. Подразделение должно обеспечить соблюдение правил рыболовства и дичи на всей территории Аляски площадью 586 000 квадратных миль, а также на ее береговой линии протяженностью 36 000 миль. На большей части Аляски нет дорог. Многие офицеры в отдаленных местах должны быть опытными пилотами, чтобы патрулировать их обширную территорию. Секция самолетов предоставляет Департаменту безопасные и надежные самолеты для поддержки охраны дикой природы, поисково-спасательных операций и множества других миссий, связанных с правоохранительными органами.

    Вы когда-нибудь думали о том, чтобы стать военнослужащим штата Аляска?

    AST Навигация

    • AST Home
    • Отряд А
    • Б Отделение
    • С Отделение
    • D Отделение
    • Самолет
    • Диспетчерские службы
    • Служба общественной информации
    • Поисково-спасательная служба
    • Отдел по борьбе с наркотиками штата
    • Офицеры общественной безопасности деревни
    • Бюро расследований Аляски
    • Вербовка
    • Свяжитесь с нами

    Узнайте больше о том, как стать военнослужащим штата Аляска.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2019 © Все права защищены. Карта сайта