+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Части самолета и их названия: устройство и конструкция. Название деталей самолета.

0

Основные части самолета и их назначение

Самолет принято расчленять на основные части или агрегаты, законченные в конструктивном или технологическом отношении. К таким частям относят крыло, фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, шасси, силовую установку, систему управления и оборудование.

Крыло самолета (рис. 2.2) создает подъемную силу и обеспечивает поперечную устойчивость и управляемость. К крылу часто крепятся двигатели, шасси, топливные баки, вооружение. Внутренние объемы крыла используются для расположения топлива, противообледенительных устройств и другого оборудования. Крылья самолетов снабжаются средствами механизации для улучшения взлетно-посадочных характеристик.

Рис. 2.2. Общий вид и компоновочная схема самолета

Фюзеляж или корпус служит для размещения экипажа, пассажиров или грузов, двигателей, передних ног шасси и соединяет все части самолета в одно целое.

Горизонтальное оперение обеспечивает продольную устойчивость, управляемость и балансировку.

Оно состоит из неподвижной части – стабилизатора и подвижной – руля высоты.

Вертикальное оперение осуществляет путевую устойчивость, управляемость балансировку; состоит из неподвижной части – киля и подвижной – руля направления.

Шасси представляет систему опор, предназначенных для взлета, пробега после посадки, передвижения по аэродрому и стоянки. Конструкция шасси имеет упругие элементы, поглощающие кинетическую энергию самолета.

Силовая установка предназначена для создания силы тяги и включает комплекс двигателей с системами, обеспечивающими их работу, и воздушные винты (для самолетов с ТВД и ПД).

Система управления включает командные посты управления, проводку управления и органы управления (рули). Предназначена для управления самолетом по заданной траектории.

Оборудование самолетов представляет собой комплекс устройств, обеспечивающих безопасность полета самолета в сложных погодных условиях и на разных высотах.

Включает в себя электрическое, гидравлическое, радиотехническое, пилотажно-навигационное, высотное и другое оборудование самолета.

Компоновкой самолета называют процесс пространственной увязки частей самолета, размещение грузов, пассажиров, экипажа, топлива, оборудования. Общая компоновка самолета включает аэродинамическую, внутреннюю (или весовую) и конструктивно-силовую компоновку.

Аэродинамическая компоновка состоит в выборе схемы самолета, взаимного расположения частей и придания самолету аэродинамических форм. Поскольку аэродинамическая схема задана, то при выполнении лабораторной работы студенту необходимо выполнить внутреннюю компоновку, т.е. разместить экипаж, пассажиров, грузы, топливо и оборудование.

Кабина экипажа размещается в носовой части фюзеляжа и отделяется от остальных отсеков перегородкой. Размеры ее зависят от состава экипажа. На военных самолетах в зависимости от назначения может быть один или два члена экипажа, на пассажирских и транспортных в зависимости от веса и протяженности авиалиний в экипаж входит от двух до четырех человек: командира корабля, второго пилота, бортинженера, и штурмана.

Рис.2.3. Компоновка кабины экипажа

1,2 – кресла лётчиков; 3,4 – кресла для дополнительных членов экипажа.

Наиболее важным элементом компоновки кабины экипажа является размещение летчиков. При этом должен быть обеспечен хороший обзор летчику: вправо-влево 20-30º от линии визирования, вверх-вниз – 16-20º и оптимальное расстояние до приборной доски и командных постов управления.

Типовая компоновка кабины экипажа пассажирского самолета приведена на рис.2.3.

Размеры и компоновка пассажирских кабин зависит от количества пассажиров и класса пассажирского оборудования.

В настоящее время применяется три класса, отличающихся друг от друга комфортом и условиями обслуживания.

В первом, высшем классе обеспечивается наибольшее расстояние между рядами сидений, удельный объем кабины на одного пассажира до 1,8м3, возможность отдыха в креслах в полулежащем положении.

Второй, или туристский класс характеризуется более плотным размещением пассажиров, удельным объемом, равным 1,5м3, отклонением спинки сидения до 36º.

Третий, экономический класс имеет еще более плотное размещение пассажиров с удельным объемом 0,9-1,2м

3 отклонением спинки сидений до 25º.

Пассажирские сидения выполняются в виде блоков из двух или трех сидений. Размеры кресел зависят от класса пассажирской кабины. Основные размеры кресел приведены в таблице.

Пассажирские кабины по длине фюзеляжа обычно делятся на несколько салонов, разделяемых перегородками.

При компоновке пассажирских салонов следует избегать размещения пассажиров в плоскости вращения винтов и в зоне расположения двигателей. Эти объемы в фюзеляже используются для размещения кухонь, гардеробов или багажных помещений.

На больших самолетах для обслуживания пассажиров в состав экипажа включаются бортпроводники: на 30-50 пассажиров – один бортпроводник. Каждый бортпроводник обеспечивается откидным сидением в служебном помещении за кабиной экипажа или радом с входными дверями.

Таблица

Основные размеры пассажирских кресел

Класс

пассажир-

ских

сидений

Расстояние между

подлокотниками

Ширина подлокотника

Длина подушки сидения

Высота сидения над полом

Ширина спинки

Длина спинки от подушки сидения

Угол отклонения спинки от вертикали

Высота сидения

Ширина блока сидения

Расстояние между рядами сидений

Iй класс

2й(турист)

3й(эконом)

470 70 470 300 430 720 55 1100 1200 1420 960

440 50 450 320 430 700 36 1100 1030 1520 840

410 40 430 320 430 700 25 1100 970 1430 750

Пассажирские кабины по длине фюзеляжа обычно делятся на несколько салонов, разделяемых перегородками.

При компоновке пассажирских салонов следует избегать размещения пассажиров в плоскости вращения винтов и в зоне расположения двигателей. Эти объемы в фюзеляже используются для размещения кухонь, гардеробов или багажных помещений.

На больших самолетах для обслуживания пассажиров в состав экипажа включаются бортпроводники: на 30-50 пассажиров – один бортпроводник. Каждый бортпроводник обеспечивается откидным сидением в служебном помещении за кабиной экипажа или радом с входными дверями.

Багаж пассажиров располагается под полом пассажирских кабин или в специальных багажных отсеках в хвостовой части фюзеляжа из расчета 0,25м

3 на одного пассажира.

При полетах в зимнее время необходимо предусмотреть гардеробы. Площадь под гардеробы составляет 0,035-0,05м2 на одного пассажира. Рекомендуется гардеробы размещать вблизи входных дверей.

На самолетах с большой длительностью полета пассажиры обеспечиваются бесплатным питанием. Для размещения продуктов питания и соответствующего оборудования на самолете предусматривается буфет-кухня с объемом 0,1-0,2м3 на одного пассажира.

Количество туалетных помещений зависит от количества пассажиров и продолжительности полета. При продолжительности полета от 2 до 4 часов рекомендуется один туалет на 40 пассажиров. Площадь пола туалетных помещений должна быть не менее 1,5-1,6м2. Туалетные помещения следует располагать в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, вблизи входных дверей.

Оборудование самолетов принято объединять в блоки, комплексы и размещать в специальных технических отсеках. Сами технические отсеки располагаются в местах, к которым тяготеет определенная часть оборудования.

В качестве одного из вариантов можно привести следующую компоновку блоков оборудования.

В носовой части фюзеляжа перед герметической кабиной располагаются агрегаты радиолокационной станции (РЛС), аппаратура и антенны захода на посадку.

Подполом герметической кабины располагается гидравлическое оборудование и оборудование для систем управления самолетом.

В фюзеляже непосредственно за кабиной размещается кислородное, радиотехническое, электрооборудование и противопожарное оборудование;

в центроплане – оборудование, обслуживающее топливную систему, средства механизации, шасси; в хвостовой части фюзеляжа – оборудование для элементов управления самолетом и радиотехнические блоки.

части самолета и их названия, классификация по конструктивным признакам

по Екатерина Виноградова

Современные пассажирские лайнеры проектируют таким образом, что пассажиры могут быть полностью уверены в своей безопасности. Каждая деталь, каждая система — все проверяется и тестируется несколько раз. Запчасти для них производят в разных странах, а потом собирают на одном заводе.

Устройство пассажирского самолета представляет собой планер. Он состоит из фюзеляжа, крыла хвостового оперения. Последний оснащен двигателями и шасси. Все современные лайнеры дополнительно оборудуют авионикой. Так называют совокупность электронных систем, которые контролируют работу самолета.

Содержание

  • 1 Как устроен самолет
    • 1.1 Фюзеляж
    • 1.2 Крылья
    • 1.3 Хвостовое оперение
    • 1.4 Шасси
    • 1.5 Двигатели
    • 1.6 Авионика
  • 2 Классификация по конструктивным признакам

Как устроен самолет

Любой летательный аппарат (вертолет, пассажирский лайнер) по своей конструкции — это планер, который состоит из нескольких частей.

Вот как называются части самолета:

  • фюзеляж;
  • крылья;
  • хвостовое оперение;
  • шасси;
  • двигатели;
  • авионика.

Устройство самолета.

Это несущая часть воздушного судна. Его главное назначение — образование аэродинамических сил, а второстепенное — установочное. Он служит основой, на которую устанавливают все остальные части.

Фюзеляж

Если говорить о частях самолета и их названиях, то фюзеляж — одна из самых важных его составляющих. Само название происходит от французского слова “fuseau”, которое переводится, как “веретено”.

Планер можно назвать “скелетом” самолета, а фюзеляж — его “телом”. Именно он связывает крылья, хвост и шасси. Здесь размещается экипаж лайнера и все оборудование.

Он состоит из продольных и поперечных элементов и обшивки.

Крылья

Как устроено крыло самолета? Оно собирается из нескольких частей: левая или правая полуплоскости (консоли) и центроплан. Консоли включают наплыв крыла и законцовки. Последние могут быть разными у отдельных видов пассажирских лайнеров. Есть винглеты и шарклеты.

Крыло самолета.

Принцип его работы очень прост — консоль разделяет два потока воздуха. Сверху — находится область низкого давления, а снизу — высокого. За счет этой разницы крыло и позволяет лететь самолету.

На крыло устанавливают меньшие консоли для улучшения их работы. Это элероны, закрылки, предкрылки и т.д. Внутри крыльев расположены топливные баки.

На работу крыла влияет его геометрическая конструкция — площадь, размах, угол, направление стреловидности.

Хвостовое оперение

Оно располагается в хвостовой или носовой части фюзеляжа. Так называют целую совокупность аэродинамических поверхностей, которые помогают пассажирскому лайнеру надежно держаться в воздухе. Они разделяются на горизонтальные и вертикальные.

К вертикальным относят киль или два киля. Он обеспечивает путевую устойчивость воздушного судна, по оси движения. К горизонтальным — стабилизатор. Он отвечает за продольную устойчивость самолета.

Шасси

Это те самые устройства, которые помогают самолету взлетать или садиться, рулить по взлетно-посадочной полосе. Это несколько стоек, которые оборудованы колесами.

Вес пассажирского лайнера напрямую влияет на конфигурацию шасси. Чаще всего используется следующая: одна передняя стойка и две основных. У Аэробуса А320 именно так располагаются шасси. У воздушных судов семейства Боинг 747 — на две стойки больше.

В колесные тележки входит разное количество пар колес. Так у Аэробуса А320 — по одной паре, а у Ан-225 — по семь.

Во время полета шасси убираются в отсек. Когда самолет взлетает или садиться. Они поворачиваются за счет привода к передней стойке шасси или дифференциальной работы двигателей.

Двигатели

Говоря о том, как устроен самолет и как он летает, нельзя забывать о такой важной части самолета, как двигатели. Они работают по принципу реактивной тяги. Они могут быть турбореактивными или турбовинтовыми.

Их крепят к крылу самолета или его фюзеляжу. В последнем случае его помещают в специальную гондолу и используют для крепления пилон. Через него подходят к двигателям топливные трубку и приводы.

У самолета обычно по два двигателя.

Количество двигателей различается в зависимости от модели самолета. О двигателях более подробно написано в этой статье.

Авионика

Это все те системы, которые обеспечивают бесперебойную работу самолета в любых погодных условиях и при большинстве технических неисправностях.

Сюда относят автопилот, противообледенительная система, система бортового электроснабжения и т.д.

Классификация по конструктивным признакам

В зависимости от количества крыльев различают моноплан (одно крыло), биплан (два крыла) и полутораплан (одно крыло короче, чем другое).

В свою очередь монопланы делят на низкопланы, среднепланы и высокопланы. В основу этой классификации лежит расположение крыльев возле фюзеляжа.

Если говорить об оперении, то можно выделить классическую схему (оперение сзади крыльев), тип “утка” (оперение перед крылом) и “бесхвостка” (оперение — на крыле).

По типу шасси воздушные судна бывают сухопутными, гидросамолеты и амфибии (те гидросамолеты, на которые установили колесные шасси).

Есть разные виды самолетов и по видам фюзеляжа. Различают узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты. Последние — это, в основном, двухпалубные пассажирские лайнеры. Наверху находятся места пассажиров, а внизу — багажные отсеки.

Вот что из себя представляет классификация самолетов по конструктивным признакам.


Смотрите это видео на YouTube

Детали и функции самолетов — Исследовательский центр Гленна

NASA-Glenn-Airplane-Parts

На этой странице показаны части самолета и их функции. Самолеты — это транспортные средства, предназначенные для перевозки людей и грузов из одного места в другое. Самолеты бывают разных форм и размеров в зависимости от миссии самолета. Самолет, показанный на этом слайде, представляет собой авиалайнер с газотурбинным двигателем, который был выбран в качестве репрезентативного самолета.

Крылья

Чтобы любой самолет мог летать, нужно поднять вес самого самолета, топлива, пассажиров и груза. Крылья создают большую часть подъемной силы, чтобы удерживать самолет в воздухе. Чтобы создать подъемную силу, самолет нужно толкать по воздуху. Воздух сопротивляется движению в виде аэродинамического сопротивления. Современные авиалайнеры используют винглеты на концах крыльев, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. Турбинные двигатели, расположенные под крыльями, обеспечивают тягу для преодоления сопротивления и толкают самолет вперед по воздуху. В небольших низкоскоростных самолетах в качестве силовой установки используются пропеллеры, а не газотурбинные двигатели.

Вертикальный и горизонтальный стабилизатор

Для управления и маневрирования летательным аппаратом в хвостовой части самолета расположены крылья меньшего размера. Хвост обычно имеет фиксированную горизонтальную часть, называемую горизонтальным стабилизатором, и фиксированную вертикальную часть, называемую вертикальным стабилизатором. Работа стабилизаторов состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость самолета, чтобы он летел прямо. Вертикальный стабилизатор удерживает нос самолета от раскачивания из стороны в сторону, что называется рысканием. горизонтальный стабилизатор  предотвращает движение носовой части вверх и вниз, которое называется тангажом. (На первом самолете братьев Райт горизонтальный стабилизатор располагался перед крыльями. Такая конфигурация называется канард по французскому слову «утка»).

В задней части крыльев и стабилизаторов расположены небольшие подвижные секции, которые шарнирно крепятся к неподвижным секциям. На рисунке эти подвижные участки окрашены в коричневый цвет. Изменение задней части крыла изменит величину силы, создаваемой крылом. Способность изменять силы дает нам средства управления и маневрирования самолетом. Шарнирная часть вертикального стабилизатора называется рулем направления; он используется для отклонения хвоста влево и вправо, если смотреть спереди фюзеляжа. Шарнирная часть горизонтального стабилизатора называется рулем высоты; он используется для отклонения хвоста вверх и вниз. Внешняя шарнирная часть крыла называется элероном; он используется для перекатывания крыльев из стороны в сторону. Большинство авиалайнеров также можно перекатывать из стороны в сторону с помощью спойлеров. Спойлеры представляют собой небольшие пластины, которые используются для прерывания обтекания крыла и изменения силы за счет уменьшения подъемной силы при раскрытии спойлера.

Закрылки и спойлеры

Крылья имеют дополнительные откидные задние части рядом с корпусом, которые называются закрылками. Закрылки выпускаются вниз при взлете и посадке, чтобы увеличить силу, создаваемую крылом. На некоторых самолетах отклоняется и передняя часть крыла. Предкрылки используются при взлете и посадке для создания дополнительной силы. Спойлеры также используются во время посадки, чтобы замедлить самолет и противодействовать закрылкам, когда самолет находится на земле. В следующий раз, когда будете летать на самолете, обратите внимание, как меняется форма крыла при взлете и посадке.

Фюзеляж

Фюзеляж или корпус самолета скрепляет все части вместе. Пилоты сидят в кабине в передней части фюзеляжа. Пассажиры и груз размещаются в хвостовой части фюзеляжа. Некоторые самолеты перевозят топливо в фюзеляже; другие несут топливо в крыльях.

Как было сказано выше, конфигурация самолета на рисунке была выбрана только в качестве примера. Отдельный самолет может быть сконфигурирован совершенно иначе, чем этот авиалайнер. Братья Райт 1903 Flyer имел толкающие винты и рули высоты в передней части самолета. В истребителях реактивные двигатели часто располагаются внутри фюзеляжа, а не в отсеках, подвешенных под крыльями. Многие истребители также объединяют горизонтальный стабилизатор и руль высоты в единую поверхность стабилизатора. Существует много возможных конфигураций самолета, но любая конфигурация должна обеспечивать четыре силы, необходимые для полета.

Руководство по разблокировке частей самолета: названия, функции и схема

Самолет  – это самолет с неподвижным крылом, который приводится в движение за счет тяги реактивного двигателя, воздушного винта или ракетного двигателя. Мы все знаем, что это лучшее транспортное средство в настоящее время. С помощью самолетов мы можем сократить время в пути, добраться до любого места за меньшее время и очень быстро подключиться к миру. Различные части самолета изготавливаются точно и собираются с помощью болтов, сварки или заклепок. Безопасность пассажиров является первостепенной задачей, поэтому перед сборкой детали самолетов несколько раз проверяются. По типу применения самолеты выпускают разные фирмы, а их размеры, формы и конфигурации крыльев меняются. В этой статье мы увидим все эти части, имена и функции.

Table of Contents

Parts of an Airplane Diagram

Names of Airplane Parts

  • Fuselage
  • Cockpit
  • Wings
  • Tail
  • Engine
  • Propeller
  • Landing Gear

Airplane Parts

В этом видео рассказывается обо всех частях самолета, их названиях и функциях.

Фюзеляж

Фюзеляж является одной из важных частей самолета или летательного аппарата. Это длинная полая трубка, состоящая из различных материалов. Этот фюзеляж также называют корпусом самолета.

Атлас — Как разблокировать и использовать лук и…

Включите JavaScript

Атлас — Как разблокировать и использовать лук и стрелы

Форма фюзеляжа шире в передней части и становится более конусообразной в задней части самолета. Он создает аэродинамическую форму самолета. Фюзеляж содержит пилота спереди, а пассажира и членов экипажа сзади.

Конструкция фюзеляжа у разных самолетов разная. Материал фюзеляжа других самолетов также различается: от дерева до сварных труб (самолеты, использовавшиеся во время Второй мировой войны).

В настоящее время для уменьшения веса самолета и повышения его прочности и выносливости алюминиевые трубы являются основным материалом для изготовления фюзеляжа.

Ниже приведены несколько примеров различных типов конструкции фюзеляжа.

  1. Ферменная конструкция
  2. Монокок
  3. Полумонокок

Кабина пилота

Кабина пилота — это передняя часть фюзеляжа, откуда пилот управляет всем самолетом. Его также называют полетной палубой. В кабине расположены места для сидения летного экипажа, авионика, органы управления полетом, аудио- и радиосвязь.

Ниже приведены некоторые компоненты кабины.

Приборная панель

Приборная панель предоставляет информацию о двигателе, самолете и состоянии самолета, так же как приборная панель для пилота. В зависимости от авионики (авиационной электроники), установленной на самолете, эта информация может отображаться на интерактивном экране или с использованием стандартного «6 Pack» для важных фактов.

Органы управления полетом

Это ручки управления для подъема и посадки самолета. Это помогает стабилизировать самолет в одном направлении при посадке на взлетно-посадочную полосу.

Кресла для пилотов

В кабине есть два кресла, одно для второго пилота и одно для пилота.

Педали руля направления

Педали руля направления используются как для управления на земле во время руления, так и для управления рысканьем в полете.

Потолочная панель

Системы самолета, в том числе гидравлическая, электрическая, топливная и система кондиционирования воздуха, расположены на потолочной панели.

Боковые консоли

В зависимости от самолета боковые консоли предназначены для коммуникационного оборудования и документации.

Крылья

Создание подъемной силы в определенном направлении для самолета зависит от крыла. Речь идет не только о создании подъемной силы, мы также должны управлять ею различными частями крыла, что необходимо обсудить.

Элероны

Элероны расположены на задней кромке крыла и помогают управлять креном самолета. Это одна из трех основных поверхностей управления самолетом вместе с рулем высоты и рулем направления.

Пилот в кабине вращается влево, левый элерон поднимается и уменьшает подъемную силу с этой стороны, а правый элерон движется вниз, увеличивая подъемную силу с этой стороны, заставляя эту сторону подниматься. В результате самолет начинает крениться влево и поворачивать.

Закрылки

Закрылки находятся на задней кромке крыла. Закрылки создают большую подъемную силу и сопротивление, потому что они перемещаются симметрично с каждой стороны, в отличие от элеронов. Когда скорость самолета ниже, например, при взлете и посадке, закрылки часто увеличивают подъемную силу и снижают скорость сваливания.

Винглет

Законцовка крыла самолета изогнута вверх и называется винглетом. Винглеты были разработаны для уменьшения индуктивного сопротивления.

Планки

Предкрылки подобны закрылкам, но находятся только на передней кромке крыла, мгновенно изменяя форму крыла для увеличения подъемной силы.

Спойлеры

Спойлеры используются для облегчения снижения самолета и ограничения грузоподъемности аэродинамического профиля. В результате самолет может снижаться и терять высоту без увеличения скорости.

Хвост

Основная функция хвостового оперения самолета — обеспечение стабильности и подъемной силы в сочетании с крыльями. Он состоит из нескольких компонентов.

Горизонтальный стабилизатор и руль высоты

Горизонтальный стабилизатор предотвращает подъем и опускание носовой части самолета (тангаж). Руль высоты, один из основных органов управления полетом, является частью навесного горизонтального стабилизатора.

Рули высоты поднимаются, когда пилот в кабине отталкивает штурвал, увеличивая силу, давящую на хвост и поднимающую нос самолета. Подъемная сила увеличивается за счет изменения угла атаки крыльев за счет поднятия носовой части.

Руль направления и вертикальный стабилизатор

Флюгер самолета поворачивается против относительного ветра благодаря вертикальному стабилизатору. Это уменьшает вероятность того, что нос самолета будет двигаться из стороны в сторону (рыскание).

Пилот использует левую и правую педали в кабине для управления рулем направления, который является основным органом управления полетом на задней кромке вертикального стабилизатора.

Руль направления перемещается влево, когда пилот нажимает на левую педаль, направляя нос по рысканию влево, а хвост вправо. Самолет совершает скоординированные повороты, когда руль направления и элероны используются вместе.

Двигатель

Двигатель самолета называют источником энергии самолета, потому что он обеспечивает мощность для полета. В самолете есть два типа двигателей: поршневые и турбинные.

В поршневых двигателях воздух поступает в двигатель, сжимается и смешивается с топливом и электрической искрой для воспламенения, при этом выхлопные газы выходят из задней части двигателя через коллектор. Мощность двигателя раскручивает пропеллер, который создает тягу для движения самолета вперед.

Напротив, в газотурбинном двигателе сжатие воздуха, смешивание воздуха и топлива, воспламенение и выхлоп происходят одновременно. В этом случае мощность вырабатывается за счет выхлопа двигателя.

Гребной винт

Гребной винт находится в передней части двигателя и преобразует энергию вращения в тягу (силу прямого действия). Это заставляет самолет двигаться в прямом направлении.

Винт содержит 3 или более лопастей. Подобно подъемной силе, создаваемой аэродинамическим профилем, используемым в качестве несущей поверхности или крыла, в задней части аэродинамического профиля воздушного винта образуется область высокого давления, а в передней части воздушного винта создается область низкого давления.

Воздушный винт создает тягу в результате этой разницы давлений, перемещая самолет вперед.

Шасси

Шасси находятся в нижней части фюзеляжа. Его функция заключается в безопасном и эффективном взлете и посадке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта