+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

К 12 самолет: Экспериментальный бомбардировщик К-12 «Жар-птица»

0

Экспериментальный бомбардировщик К-12 «Жар-птица»

Экспериментальный бомбардировщик К-12 «Жар-птица»

(К-12, “Жар-птица”) — экспериментальный бесхвостый самолет-бомбардировщик с двумя двигателями М-22, приближавшийся по схеме к “летающему крылу”, над которым К. А. Калинин настойчиво работал, отыскивая пути к сверхскоростному высотному ракетному самолету — летающему крылу. Экипаж — три человека, вооружение — передняя и задняя экранированные турели и бомбовый отсек в фюзеляже на 500 кг бомб. Крыло самолета К-12 — профиля P-II, трапециевидные в плане, без стреловидности, со значительным сужением к концам, на которых было установлено вертикальное оперение в виде “шайб”.

18 августа 1937 года в небе над Тушино пролетел необычный самолет, привлекший пристальное внимание всех гостей парада и вызвавший возгласы восхищения у зрителей. Самолет не имел хвоста и был похож на мифическую «Жар-птицу». Это был К-12 талантливого конструктора Константина Алексеевича Калинина.

Однако история этого самолета началась гораздо раньше. В начале 30-х годов самый массовый многоцелевой самолет Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не отвечал предъявляемым к нему требованиям и к февралю 1931 года командование НИИ ВВС разработало требования для нового самолет, получившего название — «войскового».

4 июля 1932 года создание этого самолета было поручено коллективу Харьковского Авиационного завода опытного и серийного самолетостроения (ХАЗОСС), под руководством директора и главного конструктора К.А.Калинина. В апреле 1933 года экспертам НИИ ВВС были предоставлены эскизные проекты будущего самолета, причем в трех вариантах. Один — традиционной схемы, второй — двухбалочный рамный самолет, и третий — схемы летающее крыло. Последний вариант казался наиболее интересным. Калинин убедил начальника НИИ ВВС В.К.Лаврова остановиться именно на последней схеме. По его мнению такой самолет имел бы большую маневренность и большую защищенность благодаря уменьшению мертвых зон обстрела, работа началась с продувки макетов в аэродинамической трубе ХАИ и с учетом полученных данных в сентябре 1933 года был предоставлен второй эскизный проект.

Бомбардировщик К-12 «Калинин» («Жар-птица») в стандартном окрасе вид спереди

Краткая биография Калинина Константина Алексеевича

Калинин Константин Алексеевич (1889-1938) — советский авиаконструктор. Окончил Одесское военное училище (1912), Гатчинскую военную авиационную школу (1916), Киевский политехнический институт (1925). В годы Первой мировой войны командир авиаотряда. Участвовал в Гражданской войне как лётчик Красной Армии. Строить самолёты начал в 1923 на заводе в Киеве. В 1926 возглавил КБ в Харькове. Под его руководством создано свыше 20 типов самолётов, в том числе пассажирские самолёты К-4 и К-5, санитарный К-3, и К-12 «Жар-птица», а также ряд опытных самолётов. Характерной особенностью самолётов К. являлась эллиптическая форма крыла и горизонтального оперения в плане. Калинин Константин Алексеевич — один из организаторов и первых преподавателей Харьковского авиационного института.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.


Краткая биография Калинина Константина Алексеевича

Бомбардировщик К-12 «Калинин» («Жар-птица») в стандартном окрасе вид сверху

Проектом предусматривалась так же гражданская модификация самолета на 11 пассажиров с багажом. Чтобы окончательно проверить теоретические расчеты был построен пилотируемый фанерный планер — копия в масштабе 1:2. Летчик П.О.Борисов совершил на нем больше ста успешных полетов. Такая методика в наши дни получила широкое применение. В 1935 году КБ Калинина перевели на новое место — в Воронеж. Вследствие этого постройка опытного самолета задержалась почти на год. В июле 1936 года К-12 выкатили на летное поле. Пилотировал первый полет летчик испытатель Борисов.

Бомбардировщик К-12 «Калинин» («Жар-птица») в стандартном окрасе вид сбоку

Было проведено 46 испытательных полетов, и в начале октября 1936 года его перегнали на подмосковный аэродром НИИ ВВС, где начались уже государственные испытания. Управление самолетом, ввиду его необычной схемы, оказалось непривычным для многих пилотов, что в конечном итоге сыграло плхую роль в судьбе самолета. В конце 1937 года Калинину, для дальнейшей доводки самолета был предоставлен один из авиационных заводов. В течение двух месяцев на машину установили более мощные двигатели М — 25 с винтами изменяемого в полете шага, убирающееся шасси с электроприводом и несколько измененное вооружение. В таком виде самолет К-12 был уже рекомендован для серийного производства.

Бомбардировщик К-12 «Калинин» («Жар-птица») в одноименном-эффектном окрасе вид сверху

После коротких, но напряженных испытаний весной 1938 года бомбардировщик К-12 одобрила государственная комиссия и был подписан акт о развертывании серийного производства самолета. 1 апреля 1938 года Калинина арестовали по ложному обвинению. Вскоре после ареста, не выдержав лишений, он умер в воронежской тюрьме.

Бомбардировщик К-12 «Калинин» («Жар-птица») в одноименном-эффектном окрасе вид сбоку

К-12 еще некоторое время строился малой серией из десятка самолетов, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены, самолеты разобрали и отправили на склад, где и были уничтожены во время бомбардировок в период Второй мировой войны.

Дальнейшая тема развития самолетов бесхвосток в СССР так и не получила.

Модель

К-12 «Калинин»

Экипаж, человек

3

Длина, метров

10,3

Размах крыла, метров

20,9

Высота, метров

нет данных

Площадь крыла,м

2

72,7

Масса пустого, кг

3210

Нормальная взлётная масса, кг

4200

Силовая установка

2хПДМ-22

Мощность, л. с.

2х480

Крейсерская скорость, км/ч

189

Максимальная скорость км/ч

228

Практическая дальность, км

110

Практический потолок, м

7170

Вооружение, пулеметы, мм

2х7,62

Бомбовая нагрузка, кг

500

Источники:

  • Бумажный Генерал — (Бумажное моделирование).
  • Моделист-Конструктор. В.Савин. «Жар-птица» Константина Калинина.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Вперед >

Калинин К-12

  • Luftwaffe
  • Japan
  • RAF
  • USAAF
  • Прочие
  • Фото
  • С С С Р
  • Ленд-лиз
  • Факты
  • Люди
  • Пе-8 в ВОВ

 

К-12


Бомбардировщик
ОКБ Калинина

К-12 (ВС- 2) — экспериментальный, бесхвостый войсковой самолет – ближний бомбардировщик, разведчик и корректировщик артстрельбы. Приближавшийся по схеме к «летающему крылу», самолет представлял интерес для создания в перспективе скоростного высотного ракетного самолета.

Самолет был начат проектированием в 1934 году, первый полет осенью 1936 г., летал П.М. Стефановский. Испытания показали невысокую эффективность вертикального оперения на малых скоростях, недостаточную устойчивость и управляемость. Самолет в день авиации 18 августа 1937 г., оформленный в ярко красный сказочный образ «Жар-птицы», был показан на Тушинском параде.

Впечатление о машине у специалистов-испытателей было таким: «При создании этого самолета-«бесхвостки» удачно разрешен ряд проблем. Но недостаточная устойчивость пути, неустойчивость самолета при брошенных рулях и отсутствие масляно-пневматической амортизации шасси делают полеты на ВС-12К в недоведенном виде опасными. При синхронной работе моторов машина устойчиво и надежно сохраняет все режимы и легко управляется в полете. Габариты всего самолета слишком завышены. Особенно велик фюзеляж, который к тому же имеет плохую аэродинамику. Это сводит на «нет» все преимущества схемы «бесхвостка» в получении больших скоростей. Производственное оформление — удовлетворительное».

Общий вывод: самолет ВС-2 даже при условии установки современных моторов и убирающегося шасси не будет лучше серийного самолета СБ.

Решение: все работы по самолету ВС-2 немедленно прекратить как неперспективные, а высвободившиеся ресурсы направить на выпуск самолетов, необходимых ВВС РККА и имеющих перспективу.

Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 20,9
Площадь крыла, м² 72,7
Длина самолета, м 10,3
Силовая установка
2 × радиальных ПД М-22, мощностью л.с. 2 × 480
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 3070
Нормальная взлетная, кг 4200
Летные данные
Максимальная V на высоте, км/час 218
Потолок, м 7170
Дальность полета, км 700
Вооружение
Два 7,62-мм пулемета ШКАС, бомб, кг 500

Осенью 1936 г. , в связи с началом войны в Испании и обострением международной обстановки, принято решение прекратить на заводе № 18 все опытные работы и срочно запустить в серию новый дальний бомбардировщик Ильюшина ДБ-3. Однако Калинин, пользуясь своим положением главного конструктора, пытался продолжить работы по своим забракованным самолетам и построить малую серию ВС-2. Из-за этого план выпуска ДБ-3 был сорван, а находившиеся в подчинении Калинина инженерные службы завода № 18 оказались дезорганизованы. На основании собранных доказательств и с учетом тяжести вины К.А. Калинин был арестован, приговорен и расстрелян в Воронеже 22 октября 1938 г.

Схема К-12 Калинина

  • Бомбардировщик
  • Первый полет: 1936
  • Калинин

В 1933 г. КБ ХАЗОСС получает задание на проектирование еще одной боевой машины — бомбардировщика К-13. Советские ВВС нуждались в ударном самолете большой дальности, способном нести до 1 т бомбовой нагрузки на расстояние до 5000 км на высоте 4000 м со скоростью 350 км/ч. Выполнение проекта было поручено конструкторской бригаде под руководством П, В. Дыбского. В этот же период над аналогичными заданиями работали ОКБ А. Н. Туполева — АНТ-37 (ДБ-2) и С. В. Ильюшина-ЦКБ-26 (ДБ-3).

Для нового самолета была выбрана схема моноплана со средне-расположенным свободнонесущим крылом. Цельнометаллическое, трапециевидное в плане, крыло имело два лонжерона. Вертикальное оперение двухкилевое. Горизонтальное отсутствует. По сути, К-13 — дальнейшее развитие идей, заложенных в К-12.

Самолет имел два двигателя жидкостного охлаждения, заключенных в капоты типа NACA, В эти же капоты после взлета убирались шасси. Питание двигателей производилось из четырех баков, расположенных в крыле.

Винты металлические с шагом, изменяемым в полете. Для уменьшения посадочной скорости самолет снабдили закрылками типа «Шренка» с электроуправлением. Предполагалось, что экипаж самолета будет состоять из трех человек — пилота, штурмана-стрелка и заднего стрелка. Оборонительное вооружение: три пулемета ШКАС — два в передней части бомбардировщика и один в кормовой стрелковой башне.

Согласно расчетам, максимальная скорость К-13 должна была составить 407 км/ч на высоте 4000 м. Посадочная скорость — 90 км/ч, это позволяло использовать ВПП сравнительно небольшой длины, что весьма важно во фронтовой обстановке.

Параллельно с боевым вариантом разрабатывался и пассажирский — К-14. Экипаж из двух человек. Число посадочных мест — 12. На короткие рейсы предусматривалась установка дополнительных кресел, Согласно расчетам машина должна была развивать до 429 км/ч, при этом посадочная скорость составляла всего 84,5 км/ч. В декабре 1934 г. проект был представлен в Центральное жюри всесоюзного конкурса на скоростной пассажирский самолет.

Опытный экземпляр К-13 был построен в 1936 г. в Воронеже. При первых же испытаниях показал, что значительно уступает по своим летным качествам самолету ДБ-3 (отчасти из-за менее пригодных двигателей), а так же он оказался перетяжеленным. Интерес к машине быстро угас.

Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 23,00
Площадь крыла, м² 78,70
Длина самолета, м 13,40
Силовая установка
2 × радиальных ПД М-34, мощностью л.с. 2 × 750
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг
Нормальная взлетная, кг 7500
Летные данные
Максимальная скорость, км/час 407
Крейсерская скорость, км/час 369
Практическая дальность, км 1500
Вооружение
Три 7.62-мм пулемета ШКАС, бомб, кг 1000

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Самолеты страны Советов. 1917-1970 /Симаков Б.Л./

605. Локхид А-12 | Intrepid Tours

на этой странице:

  1. Уровень
  2. Fast Facts
  3. Фотографии и видео
  4. Приложение Описание
  5. Дополнительная информация
  6. Статистика

Уровень: полета

Дирекции чтения к Lockheed A-12

1

19. Быстрые факты

  • А-12 был продуктом секретной военной программы по разработке высокоскоростного высотного разведывательного самолета.
  • Первый полет в 19 г.62, А-12 был способен выполнять деликатные миссии по сбору разведывательных данных, летая на скорости, более чем в три раза превышающей скорость звука.
  • А-12 пилотировали гражданские пилоты Центрального разведывательного управления.
Lockheed A-12 — самый быстрый и высоко летающий самолет в коллекции Музея. Фактически, A-12 (наряду с YF-12A и SR-71 Blackbird аналогичной конструкции) до сих пор удерживает рекорды скорости и высоты почти через шесть десятилетий после первого полета прототипа.

Фото и видео

Описание видео: куратор авиационного отдела Эрик Бём проводит обзорную экскурсию по А-12 в кабине экипажа Intrepid , указывая на технические особенности замечательного А-12. Исторические видео и изображения используются повсюду, чтобы дополнительно проиллюстрировать важные детали и важную миссию, выполненную самолетом.

Перейти к стенограмме

Массивные турбореактивные двигатели Pratt and Whitney J58 очень быстро использовали бортовой запас топлива, что делало дозаправку в полете неотъемлемой частью операций А-12. Для этого заправщик КС-135, показанный здесь, должен был лететь на максимальной скорости, в то время как А-12 приближался к скорости сваливания, минимальной скорости, необходимой для поддержания полета. Фото предоставлено ВВС США/Roadrunners Internationale. Острые части в передней части воздухозаборника каждого реактивного двигателя называются ударными конусами. Без ударных конусов воздух, попадающий в воздухозаборники двигателей, гасил бы реактивные двигатели при полете на сверхзвуковой скорости. Ударные конусы создают ударную волну, которая замедляет поступающий воздух, чтобы двигатель мог эффективно его использовать. Фото предоставлено Центром визуальной информации ВВС США 9.0002 Описание экспоната

Lockheed A-12 — самый большой реактивный самолет в кабине экипажа, его длина составляет 101 фут (30,8 м). А-12 были построены для выполнения секретных разведывательных задач, летая со скоростью, более чем в три раза превышающей скорость звука. Он мог летать на высоте сто тысяч футов.

Lockheed начала производство самолетов A-12 в 1962 году для Центрального разведывательного управления. Даже сегодня он остается одним из самых быстрых самолетов, которые когда-либо видел мир. Это было на световые годы раньше своего времени. Lockheed построила 13, а осталось только 11, поэтому музею Intrepid очень повезло, что он есть здесь.

А-12 не похож ни на один другой самолет в кабине экипажа. Во-первых, он окрашен в тусклый матовый черный цвет. У него чрезвычайно длинный и тонкий фюзеляж или корпус. И у него есть два коротких треугольных крыла далеко в последней трети самолета. Крылья большинства реактивных самолетов стартуют близко к передней части самолета. Чтобы получить представление о его форме, представьте себе тело в виде длинного карандаша с остро заточенным кончиком. Крылья прикреплены более чем наполовину к ластику карандаша.

На каждом крыле установлен круглый цилиндр или трубка. Это мощные двигатели. Каждая трубка имеет торчащий прямо из нее заостренный конус, называемый ударным конусом. Для запуска двигателей членам экипажа понадобилось что-то, что припарковано здесь, под крылом самолета. Он выглядит как ярко-желтая коробка на черных шинах размером с гольф-кар. Это называется стартовой тележкой, и внутри находятся два двигателя гоночного автомобиля Buick V8, мощность которых помогла запустить двигатели A-12. Операция была оглушительной.

Невидимая часть А-12 делает его таким особенным. Мощные камеры, снимающие из маленького иллюминатора в нижней части самолета, могли выявить мельчайшие детали даже с высоты 80 000 футов (24 384 м), например, автомобили и даже отдельных людей.

A-12 был продуктом проекта Oxcart, секретной военной программы по разработке высокоскоростного высотного разведывательного самолета. Первый полет в 1962 году, A-12 был построен в офисе Lockheed Advanced Development Projects, теперь известном как Skunk Works. А-12 был способен выполнять секретные задачи по сбору разведывательных данных, летая на скорости более 3 Маха, что в три раза превышало скорость звука. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) использовало А-12 для миссий по наблюдению до 1968. Более поздние версии, известные как SR-71 Blackbird, использовались в разведывательных и испытательных миссиях ВВС США и НАСА в 1990-е годы.

Управляемый пилотами ЦРУ, А-12 использовался для стратегической разведки над Северным Вьетнамом в период с мая 1967 по март 1968 года. Его основной задачей был поиск предполагаемых мест расположения ракет класса «земля-земля» (SSM). Доказательства наличия объектов SSM так и не были обнаружены, но A-12 действительно определил местоположение многих объектов зенитно-ракетных комплексов (SAM) и других стратегически важных целей. В общей сложности А-12 совершили 24 вылета над Ханоем и портовым городом Хайфон. Дважды по А-12 стреляли из ЗРК. Если не считать незначительных осколочных повреждений одного самолета, А-12 остались невредимыми.

Демонстрируемый А-12 под кодовым названием «Статья 122» в начале 1962 года служил образцом для испытаний радара на уединенном испытательном полигоне, известном как Зона 51, недалеко от Грум-Лейк, штат Невада. Специальная краска, снижающая радиолокационную заметность, покрывала корпус планера, в основном из титана, который также включал радиопоглощающие материалы. Самолет приводили в движение массивные турбореактивные двигатели Pratt and Whitney J58. Эти двигатели использовались только на А-12 и SR-71 Blackbird.

Соседняя тележка желтого цвета использовала соединительный приводной вал для вращения двигателей со скоростью до 3200 оборотов в минуту и ​​начала цикла зажигания турбореактивных двигателей. В тележке используются два автомобильных двигателя Buick 401 «Wildcat» V-8 мощностью 350 лошадиных сил, аналогичные тем, что использовались в американских «мускулах» и гоночных автомобилях той эпохи.

Этот самолет и его стартовая тележка предоставлены Национальным музеем ВВС США.

9007 18 -й дюйм 3 дюймов 3 дюйма 3 дюймов 3 дюйма 3.
Длина: 102 фута (31 м)
Взветки: 55 футов 7 дюймов (16,9 м)
HEISH: Вес пустого: 54 600 фунтов (24 766 кг)
Максимальный вес: 120 000 фунтов (54 431 кг)
Top Speed: 2,269 miles per hour (3,651 kph)
Ceiling: 95,000 feet (28,956 m)
Crew: One
Armament: 2,500 pounds ( 1133 кг) датчиков изображения

Недолгая служба Карьера Lockheed A-12

Самолет-разведчик Lockheed A-12 был разработан для Центрального разведывательного управления (ЦРУ) для службы в рамках проекта Oxcart. Хотя у него был потенциал для долгой карьеры, его ниша, но жизненно важная служба привела к досрочному выходу на пенсию всего через 10 месяцев после отправки в Азию. За это время самолет обеспечил ценную фоторазведку в ряде миссий — и при этом выглядел круто.

Самолет для Джеймса Бонда

Внешний вид сверхзвукового Lockheed A-12 прямо из шпионского фильма. Этот разведывательный самолет был гладким и современным, а матово-черная отделка знойного цвета выглядела подходящей для таких, как Джеймс Бонд.

Lockheed A-12, выставленный на борту Intrepid Музея моря, авиации и космонавтики. (Фото: Ad Meskens / Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0)

Его длина составляла 101 фут, а фюзеляж был чрезвычайно длинным и тонким, что придавало самолету-шпиону гладкий футуристический вид. По сравнению с корветом в небе на The National Interest , А-12 не только выглядел красиво, но и был функциональным.

Lockheed A-12 заказан ЦРУ

Lockheed A-12 впервые обсуждался в начале 1950-х годов и предназначался для замены U-2 в качестве разведывательного самолета против Советского Союза. Конкурируя с разработками Convair Kingfish и FISH, Lockheed выиграла контракт в 1959 году на производство A-12. Вскоре после этого компания начала производство самолета.

До 19 января60, ЦРУ заказало 12.

Lockheed A-12. (Фото предоставлено Робом Кимом / FilmMagic / Getty Images)

Планы полета А-12 над Советским Союзом вскоре были отменены. В мае 1960 года пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс был сбит и взят в плен во время полета над СССР на U-2. После этого инцидента США и Советский Союз подписали соглашение о прекращении полетов пилотируемых транспортных средств над Советским Союзом.

Полет над советской территорией был признан слишком опасным, и А-12 был остановлен.

Операция «Черный щит»

Еще в 1965 году США рассматривали возможность использования А-12 для слежки за военной деятельностью Китая. После двух лет раздумий ЦРУ решило отправить самолет на авиабазу Кадена на Окинаве, Япония. Президент Линдон Б. Джонсон, услышав слухи о том, что северные вьетнамцы получили ракеты класса «земля-воздух» (ЗРК), одобрил официальное предложение о развертывании А-12, и началась операция «Черный щит».

Первый А-12, развернутый на авиабазе Кадена, совершил беспосадочный перелет из США в Японию, общая продолжительность полета составила шесть часов и шесть минут. Второму удалось совершить полет еще быстрее, за пять часов 55 минут. 29 маяВ 1967 году А-12 совершил свой первый боевой полет, выполнив одну линию полета над Северным Вьетнамом, а другую над демилитаризованной зоной между Северным и Южным Вьетнамом.

Lockheed A-12 на выставке в павильоне Medal of Honor Aircraft в Мемориальном парке линкоров в Мобиле, Алабама. (Фото предоставлено GreaterPonce665/Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0)

Во время этого полета А-12 не был обнаружен северовьетнамскими и китайскими радарами и сделал фотографии, на которых были идентифицированы 70 из 190 известных мест расположения ЗРК. Ободренное ЦРУ совершило еще много оперативных полетов над этим районом и в конце концов пришло к выводу, что в Северном Вьетнаме не было ЗРК.

Lockheed A-12 обнаружен

В октябре 1967 года пилот Деннис Салливан был обнаружен радаром наведения Fan Song, в результате чего северовьетнамцы выпустили по самолету не менее шести ракет. Сверхзвуковые возможности А-12 позволяли ему летать со скоростью 3,2 Маха, но ракеты, выпущенные по Салливану, могли лететь со скоростью 3,5 Маха. Глядя в перископ заднего обзора, он увидел инверсионные следы четырех ракет, летящих ему в хвост.

Локхид А-12. (Фото: Роб Ким / FilmMagic / Getty Images) 900:20 К счастью, Салливан избежал ракет и посадил А-12 на авиабазе Кадена. Позже было обнаружено, что два металлических фрагмента носового обтекателя ракеты застряли под его низким левым крылом, недалеко от топливного бака самолета. Если бы осколки попали в танк, это могло бы оказаться фатальным для Салливана.

Во время речи, посвященной проекту Oxcart, пилот сказал: «Они оказывались прямо позади меня, очень близко, и внезапно возникал большой красный огненный шар — большое белое облако дыма — и вы немедленно отстранился бы от него».

Досрочный вывод из эксплуатации Lockheed A-12

Вывод из эксплуатации Lockheed A-12 был вызван рядом факторов, но основная причина заключалась в разработке SR-71 Blackbird.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта