+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Как взлетают и садятся пассажирские самолеты: Может ли реактивный истребитель взлететь с места

0

Может ли реактивный истребитель взлететь с места

Проверочная работа

Увидеть в действии эти уникальные системы нам не удалось. После успешных запусков королевской баллистической ракеты Р-7 с дальностью полета 12 000 км, которая к тому же была неуязвима для систем ПВО той эпохи, все работы по сверхзвуковым стратегическим бомбардировщикам свернули. Но в технической осуществимости подобного проекта сомневаться не приходится. В 1980 году идею на практике проверили американцы.

Плюсы: взлет с места стоянки, любое рассредоточение мест старта, возможность хорошей маскировки, малый объем строительных работ при небольшом расходе бетона, возможность одновременного вылета большого числа самолетов, уменьшение веса взлетно-посадочных устройств. Минусы: необходимость газовых органов управления и стабилизации.

Для освобождения заложников в захваченном американском посольстве в Тегеране был придуман фантастический план с посадкой на футбольном поле в центре города 70-тонного транспортного самолета C-130. Поле, надо сказать, к тому же было огорожено 9-метровой бетонной стеной. Так что садиться и взлетать C-130 должен был практически вертикально. Для этого транспортный самолет, получивший обозначение YMC-130H, был буквально напичкан мощными ракетными двигателями: восемь двигателей от противолодочных ракет RUR-5 АSROС в носовой части для торможения, восемь от противорадиолокационных ракет AGM-45 Shrike в нижней части для подъема, восемь в хвостовой части от ракет средней дальности морского базирования RIM-66 Standard MR для ускорения взлета, еще две от АSROС для предотвращения удара хвоста о землю при резком взлете и еще четыре таких же двигателя на пилонах крыла для устранения поперечного рыскания! Были проведены испытательные полеты, которые сильно напоминали китайский фестиваль фейерверков, но самолет взлетал и садился почти с места.

Правда, в ставшем последним испытательном полете произошло рассогласование включения носовых тормозных и вертикальных подъемных двигателей, самолет остановился слишком высоко над полосой, потерял устойчивость и рухнул.

Однако несколько взлетов-посадок прошли успешно. Впрочем, в дальнейшем работы по YMC-130H, как и по точечно взлетающим М-50, были свернуты. Тем не менее они остаются великолепным памятником дерзким, почти сумасшедшим идеям авиаконструкторов XX века.

Кто и как встречает самолеты на земле — Российская газета

Каждый из нас, как бы высоко он ни летал, рано или поздно оказывается в московском аэропорту. Всю его суету и романтику мы ощущаем, когда смотрим на перрон через панорамные окна в «чистой» зоне. Корреспонденты «РГ» заглянули немного дальше и узнали, что скрывается в служебных помещениях Домодедово, и кто первым встречает и провожает самолеты.

Все, что происходит на перроне Домодедово, особенно в летний сезон, напоминает суету муравейника. Тягачи, машины с багажом, автобусы, сами лайнеры — все это перемещается бесконечно, но в то же время упорядоченно. За этим процессом каждый из нас может наблюдать через панорамное стекло в зале ожидания. А вот как все эти процессы управляются? Вот об этом мы узнаем, заглянув в служебную зону аэропорта.

Кстати, вход туда находится неподалеку от стоек регистрации. Естественно, нужен специальный пропуск на перрон.

На входе в контролируемую зону аэропорта для персонала — алкорамки. Придется в прямом смысле дыхнуть. Правда, не в трубочку, а в квадратик. Датчики чувствительны к парам спирта в выдыхаемом воздухе. И только если сотрудник трезв, загорается зеленый свет, и ворота открываются. Дальше идет такой же контроль, как и при входе в пассажирскую «чистую» зону.

Мозговой центр аэропорта находится на четвертом этаже. Подгруппа оперативного управления — так называется подразделение, которое ведает почти всеми процессами, которые мы наблюдаем из зала ожидания или с трапа самолета. Руководитель этого подразделения Сергей Барраев знает о гражданской авиации многое. До переезда в Москву он работал в аэропорту Санкт-Петербурга. Теперь отвечает за обслуживание пассажирских лайнеров в Домодедове. У каждого сотрудника — свой фронт работы. Кто-то координирует перронные автобусы, кто-то — доставку бортового питания, кто-то — буксиры, толкающие лайнеры на рулежную дорожку. Кстати, получается, самолет не может ехать задним ходом? «Почему, вполне может, — говорит Сергей. — Просто для этого нужно соблюсти множество условий. Но в условиях аэродрома этого не нужно. Командир ведь не видит, что происходит сзади, под колесами. А буксировщики контролируют весь процесс».

На всех рабочих местах — рации. Но в них почти полная тишина, лишь изредка сотрудники обмениваются парой фраз. «Действительно, переговоры у нас сведены к минимуму, — подтверждает Барраев. — Все потому, что за процессами помогает следить компьютерная программа». На дисплеях каждый рейс обозначается полосой своего цвета. По тому, как она заполняется, можно судить, как справляются работники на стоянке (их называют агентами перронного обслуживания).

«Обслуживание должно идти максимально быстро, — объясняет Барраев. — Ведь есть самолеты, которые отправляются в новый рейс через 40 минут после прибытия». За это время нужно зафиксировать воздушное судно на колодках, высадить пассажиров, выгрузить багаж, убраться.

.. У всех сотрудников, обслуживающих самолеты, есть персональные гаджеты: там можно отмечать выполненные задания, это тут же отображается на компьютерах в группе оперативного управления. Процессов на перроне происходит множество! Нам довелось лично увидеть большинство из них прямо на летном поле….

Так получилось, что «наш» рейс прибыл раньше запланированного времени. Это обычно происходит, если лайнер попадает под попутный ветер. На спецмашине мы спешно выдвигаемся: Airbus A320, прибывающий из Антальи, вот-вот совершит посадку, ему уже определен номер стоянки. Места у телескопических трапов заняты, поэтому командиру придется зарулить на стоянку в поле.

Место под «парковку» очерчено красными линиями. Первым его осматривает агент перронного обслуживания: на дороге лайнера не должно быть ничего постороннего. Свои места на белых «островках» занимает спецтехника: автотрап, машина для багажа, автобусы. За тем, как командир заруливает, следит агент перронного обслуживания. Флажками он дает летчикам вполне понятные знаки: правее, левее, стоп.

И Airbus «паркуется» в точности по расчерченной на поле разметке.

Как только пассажиры спустились, а багаж выгрузили, начинается уборка салона. Кроме того, пардон, нужно очистить уборную и залить на борт свежую воду. А вот и машина с подъемным фургоном. «Это — бортовое питание, — объясняет Максим Прилипко, начальник группы агентов перронного обслуживания. — Заметили, что еду загружают и спереди, и сзади? Это необходимо, чтобы бортпроводники могли развозить пищу с обоих концов салона и встретились как раз посередине».

Тем временем, багаж везут в терминал. Одновременно могут разгружаться несколько самолетов. Даже удивительно, как это грузчики не путаются в множестве сумок, рюкзаков и чемоданов? «На каждый из них при регистрации клеют бирку с кодом, — говорит ассистент начальника смены автоматизированной системы сортировки багажа Станислав Мазурин. — Инфракрасные считыватели автоматически разделяют сумки по нужным транспортерам». Если вдруг путаница и возникает, то только с негабаритным багажом.

Например, лыжами или детскими колясками. Такую поклажу надо регистрировать на специальных стойках. «Помню, с таким багажом как-то к нам приехал один знаменитый актер, — вспоминает Станислав. — В зале у стоек регистрации мы встретились с ним глазами. Он спросил, можно ли оформить такой багаж на обычной стойке регистрации, но я отправил его к другой. И мужчина довольно спокойно отреагировал».

По тем же дорожкам и на тех же машинах багаж вылетающих пассажиров доставляется на борт самолета. Лайнеру пора в новый путь. Последний, кто его провожает, — агент перронного обслуживания. Именно он следит за буксировкой самолета на рулежную дорожку. Примечательно, что в этот момент командир фактически не управляет своим кораблем. В стойку шасси вставлен специальный блокировщик — пин. Он нужен, чтобы стойка случайно не сложилась в процессе буксировки или, например, дозаправки. И вот буксир выполнил свою задачу, уезжает. Агент ждет команды от диспетчеров. Наконец, он узнает: вылет разрешен. Тогда агент подходит к стойке и вынимает пин.

Может, замечали, что перед отправлением самолета ему сигнализирует человек с поднятыми руками? Этот жест агента означает: «Пин у меня, все в порядке!». Счастливого пути!

при какой скорости взлетают и как летают

Многие люди испытывают сильный дискомфорт и настоящий страх перед воздушными путешествиями. Для того чтобы справиться со своими чувствами, рекомендуется узнать все детали перелета. Необходимо изучить не только нюансы, связанные с самим путешествием, но и базовые принципы авиации. Устранение пробелов в знаниях позволяет перебороть свою неуверенность и победить чувство страха. Многие психологи рекомендуют людям, страдающим от аэрофобии узнать о том, как именно воздушные лайнеры поднимаются в небо. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть вопрос, при какой скорости взлетает самолет и что заставляет его удерживаться в небе.

При движении воздушного судна вырабатывается разница давлений на нижнюю и верхнюю стороны крыла, благодаря чему получается подъемная сила, удерживающая воздушное судно в воздухе

Благодаря чему лайнер поднимается в небо

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно изучить конструкцию воздушного транспорта.

Начать изучение этого вопроса следует с рассмотрения крыльев лайнера. Верхняя часть крыла воздушного транспорта имеет выпуклую форму, а нижняя часть поверхности представляет собой гладкий лист специального железа. Во время набора высоты изменяется сила давления воздуха на эту часть воздушного судна. В нижней части крыла скорость воздушного потока значительно ниже, чем в верхней части, что приводит к изменению силы давления на само крыло. В авиации используется термин «подъемная сила крыла», который обозначает соотношения между давлением на верхнюю и нижнюю часть крыла.

После того как самолет достигнет определенной скорости, разница давления выталкивает судно в небесную высь.

Принцип аэродинамики был открыт в начале девятнадцатого века ученым по имени Николай Жуковский. Спустя всего десять лет были проведены первые испытания воздушных полетов. Для того чтобы поднять в воздух многотонный лайнер, необходимо тщательно продумать его конструкцию

. Компании, которые занимаются строительством самолетов, составляют точные расчеты, проектируя форму и площадь крыла. На основе этого параметра рассчитывается скорость, которую должен набрать лайнер для того, чтобы подняться в небо. Большинство из современных пассажирских самолетов летают на скорости около двухсот километров час.

Многим людям тяжело поверить, что лайнер, который весит несколько тонн, может не только с легкостью подняться в воздух, но и осуществить перелет на несколько тысяч километров. Передвижение в воздухе зависит от многих факторов, которые оказывают воздействие на конфигурацию полета. Здесь нужно учитывать как особенности конструкции, так и важные динамические свойства.

Первым этапом полета является запуск двигателя воздушного судна. В небольших транспортных самолетах устанавливаются поршневые двигатели, которые заставляют вращаться специальные винты. Вращение этих винтов позволяет создать воздушную тягу, необходимую для подъема в небесную высь. Пассажирские авиалайнеры используют реактивные двигатели. Работа подобных двигателей сопровождается мощным выбросом воздуха, что способствует передвижению воздушного судна. Дальнейший полет осуществляется благодаря особой конструкции крыльев, которую мы описывали выше.

Для того чтобы оторваться от земли, лайнеру необходимо набрать определенную скорость. Именно поэтому в каждом аэропорте обустраиваются длинные взлетные полосы, предназначенные для «разбега» воздушного судна. После того как лайнер достигнет нужной скорости, движущийся навстречу воздух создаст определенное давление на крылья, что заставит самолет подняться в воздух.

Высокое давление воздуха снизу толкает крыло вверх, при этом низкое давление сверху затягивает крыло на себя

Понятие идеальной высоты

Особого внимания заслуживает вопрос о том, на какой высоте летает самолет. Этот параметр зависит от особенностей воздушного судна. Небольшим пассажирским самолетам предоставляется воздушный коридор на высоте от пяти до двенадцати километров над земной поверхностью. Большинство коммерческих рейсов летает на высоте более девяти километров, а частные воздушные рейсы поднимают на эшелон не более восьми тысяч метров.

Оптимальная высота для перемещения воздушного корабля рассчитывается на основе десятка различных параметров. Достижение «идеальной» отметки позволяет снизить силу сопротивления воздуха в несколько раз. Важно отметить, что на этой высоте достаточно воздуха для того, чтобы двигатели работали в штатном режиме. Минусовая температура за бортом позволяет запустить естественный процесс охлаждения транспорта, что препятствует возгоранию топливной смеси. Подъем на более высокую точку может стать тем, что разрежение воздуха будет противодействовать подъемной силе, и лайнер начнет «проваливаться». Помимо этого, необходимо отметить, что достижение оптимальной точки высоты позволяет значительно экономить топливо. Лайнер, летящий в десяти километрах над землей, тратит на восемьдесят процентов меньше топлива в сравнении с самолетом, летящим на высоте в один километр.

Как происходит взлет

Рассматривая вопрос о том, как летает самолет, необходимо уделить отдельное внимание процессу взлета. Верхняя и нижняя часть крыла самолета отличаются по своей форме. Во время движения появляется разница в силе давления, которое оказывается на разные части воздушного судна. Высокое давление в нижней части крыльев как бы подталкивает самолет вверх. Низкая сила давления на верхнюю часть крыла приводит к тому, что воздух затягивает лайнер и поднимает его в небо. Данный эффект получил название «подъемная сила». Для того чтобы он сработал, самолет должен набрать определенную скорость. Эта скорость должна превышать предельное значение, установленное для взлетного режима.

Во время рассматриваемого процесса пилот постепенно увеличивает угол наклона транспорта при помощи штурвала. После того как носовая часть воздушного судна приподнимается вверх, воздушный поток затягивает лайнер в воздух. На этом этапе пилот убирает шасси. Постепенная уборка механизации позволяет снизить подъемную силу крыла. После того как транспорт поднимется на определенный эшелон, командир экипажа постепенно снижает давление и мощность работы двигателя.

Взлет пассажирского лайнера всегда осуществляется под определенным уровнем наклона. Данный факт имеет одно логическое объяснение. Руль высоты, является подвижной частью конструкции, что используется для управления отклонения судна по «тангажу». Этот элемент конструкции используется для того, чтобы регулировать темп потери или набора высоты. Для того чтобы получить возможность управлять этим показателем, пилоту нужно изменить силу подъема и угол «атаки».

Увеличение скорости вращения поршней приводит к тому, что пропеллер, установленный на крыле, начинает вращаться в ускоренном темпе. Этот процесс способствует подъему судна в небесную высь. Во время снижения пилот направляет руль высоты вниз, что приводит к изменению угла носовой части корабля. Во время этого процесса необходимо постепенно снижать скорость оборотов двигателя. Руль направления, как и тормозная система, установлен в хвостовой части лайнера.

Для взлета авиалайнера, ему необходим достаточный разбег

Рассматривая вопрос о том, почему летает самолет, необходимо затронуть тему, посвященную скорости полета. После того как лайнер достигнет определенной скоростной отметки, осуществляется отрыв от земли. По словам специалистов, в этот момент управлять воздушным судном практически невозможно. В каждом аэропорте устанавливаются длинные взлетные полосы для того, чтобы лайнер мог набрать определенную скорость. Скорость, необходимая для взлета, зависит от особенности конструкции воздушного транспорта, массы и конфигурации крыльев. Ниже мы предлагаем рассмотреть список лайнеров, которые используют крупные авиаперевозчики и скорость, что нужно развить конкретному самолету для того, чтобы оторваться от земли:

  1. «Боинг 747» — двести семьдесят километров в час.
  2. «Аэробус А 380» — двести шестьдесят семь километров в час.
  3. «Ил-96» — двести пятьдесят пять километров в час.
  4. «Боинг 737» — двести двадцать километров в час.
  5. «Ту-154» — двести пятнадцать километров в час.
  6. «Як-40» — сто восемьдесят километров в час.

Ответить на вопрос какая скорость при взлете самолета однозначно, довольно сложно. Следует понимать, что данный показатель не имеет фиксированного значения. Для того чтобы подняться в небо, пассажирскому лайнеру необходимо набрать скорость более двухсот километров в час. Важно отметить, что выбор скорости основывается на множестве различных факторов. Необходимо учитывать длину взлетной полосы, метеорологические условия, массу лайнера и скорость ветра. Помимо всего вышеперечисленного, необходимо учитывать массу и длину крыльев, от которых зависит подъемная сила.

Для того чтобы лайнер поднялся в небо, скорость встречного воздушного потока должна превышать массу самого воздушного лайнера. При соблюдении этого принципа создастся необходимый уровень давления на крылья, который позволит самолету подняться в воздух. При этом нужно учитывать направление ветра, уровень давления в атмосфере, наличие осадков и даже уровень влажности воздуха. На основе этих показателей выбирается длина разбега и максимальная взлетная скорость.

Большинству крупных пассажирских лайнеров требуется длинная взлетная полоса. Длина дистанции, необходимой для взлета, рассчитывается на основе массы воздушного судна. Для каждого из самолетов установлены индивидуальные скоростные рамки. Это означает, что грузовым суднам может потребоваться более длинная полоса, чем пассажирскому лайнеру. Небольшим спортивным самолетам не нужна высокая скорость для того, чтобы подняться в небо.

Подъемная сила крыльев увеличивается в процессе набора скорости

Процесс посадки

Для того чтобы приземлить воздушный транспорт, пилоту также необходимо набрать определенную скорость. Величина этого показателя зависит от следующих факторов:

  1. Особенности конструкции и площади крыла.
  2. Силы встречного воздушного потока.
  3. Массы лайнера.

Помимо этого, нужно учитывать иные показатели, о которых знают только опытные пилоты. Средняя скорость посадки варьируется от двухсот двадцати до двухсот пятидесяти километров в час. Следует обратить внимание на тот факт, что при перемещении в воздухе учитывается скорость не относительно земной поверхности, а относительно самого воздуха. Именно поэтому системы «ГЛОНАСС» и «GPS» часто показывают неправильное значение. Вышеуказанные приборы могут показать скорость в районе ста восьмидесяти километров в час, однако реальная скорость составит более двухсот километров.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, как взлетает самолет. На сегодняшний день воздушные лайнеры считаются одним из самых безопасных видов пассажирского транспорта. Изучение рассматриваемого вопроса позволяет понять базовые принципы авиации и устранить чувство страха перед воздушными путешествиями.

Эксперт рассказал, под силу ли пассажиру посадить современный лайнер на землю в экстренной ситуации

Самолет — это очень сложная машина, но с руководством с земли и небольшим количеством удачи неквалифицированный человек может приземлиться и спасти других пассажиров. На самом деле это случалось часто.

Как, когда и каковы ваши шансы на успех?

Мы все видели фильмы, где что-то ужасное случается с пилотами и герой, например Сэмюэл Л. Джексон, садится за руль и с небольшой помощью стюардессы и наземного контроля успешно приземляется на самолете. Но это только фильмы, а какова реальность? Какой шанс у пассажира сесть за штурвал без надлежащей подготовки?

Прежде чем мы углубимся в то, что влияет на такую причудливую чрезвычайную ситуацию, давайте начнем со следующего: да, пассажиры могут садиться за штурвал, и есть несколько задокументированных случаев. Пилоты — только люди, и бывает, что они теряют сознание по той или иной причине.

Пассажир за рулем

В 2000 году Крис Пирс, пилот Piper Cherokee 6, который направлялся с Багамских островов во Флориду, потерял сознание относительно близко к аэропорту, где он должен был приземлиться. Один из пяти пассажиров, Генри Анхальт, сел за руль.

Анхальт позвал на помощь по радиосвязи, в то время как его жена Бекки кричала ему, чтобы он наклонил самолет и был осторожным, чтобы не наклониться слишком сильно, когда он направлялся к аэропорту. И помощь пришла: через несколько минут ему помогали другие пилоты, и ему дали точные инструкции по посадке воздушного судна. Самолет совершил жесткую посадку и получил повреждения, но пассажиры самолета остались целыми и невредимыми.

В 2001 году комик Роуэн Аткинсон вылетел из Момбасы в Кении на двухдвигательном самолете Cessna со своей семьей. Его пилот внезапно потерял сознание, и самолет начал двигаться из стороны в сторону. Пассажир поймал руль, связался с наземным управлением и получил указания. Он начал движение в направлении ближайшего аэропорта, чтобы совершить посадку. К счастью, пилот восстановился и взял на себя управление, Аткинсон остался рядом с ним и помогал ему в полете до посадки.

В 2009 году пассажир приземлился, когда пилот самолета Beachcraft King потерял сознание. В 2012 году 80-летний пассажир посадил самолет Cessna 814, а в 2013 году 77-летний пассажир посадил самолет Cessna 172, при этом летел более часа и благополучно приземлился.

Кто им помогал?

Во всех этих случаях наземные и пассажирские инструкции спасли ситуацию. Находчивый человек схватил рацию и позвал на помощь, и его вызов был услышан наземным управлением или перенаправлен на других пилотов. Свободные инструкторы полета быстро подключились на помощь, объясняя пассажирам, где находится каждый индикатор, который им нужен, и как добраться до ближайшего аэропорта.

Инспекционная вышка предоставила инструктору информацию о модели самолета и его состоянии (например, время взлета и пункт назначения полета указывают на уровень топлива), и каждая из них могла объяснить пассажиру, как выполнять каждый этап полета до посадки. К счастью, во всех случаях квалифицированный инструктор поможет посадить самолет. Без него ни один пассажир не сможет завершить посадку сам.

Но вернемся к сценарию, с которого мы начали: Сэмюэла Л. Джексона за рулем большого пассажирского самолета — 200-тонной машины с 300 напуганными пассажирами. Здесь это совсем другой случай, на мой взгляд: никогда не было задокументировано случая, когда пассажиры садятся за руль, спокойно сажают воздушное судно и гордятся тем, что они сумели это сделать без помощи других.

Можно ли самостоятельно управлять самолетом?

Ну, посадка большого пассажирского самолета без обучения — это как езда на велосипеде. То есть, если вы никогда не видели велосипед и вы на самом деле в этом ничего не понимаете. В системах управления полетом такого самолета нет ничего интуитивно понятного, и большинство операций полета — это точные команды, подаваемые на компьютер. В общем, если на радиосвязи есть кто-то, кто может сказать вам, где находится каждая кнопка и когда ее нажать, все в порядке, не так ли?

Нет. Любая попытка направить вас начнется с попытки успокоить вас, что необязательно приведет к успеху. Даже самый опытный пилот знает, что критический сбой в самолете — это потенциальная опасность, а ошибка означает верную смерть. Он обретет самообладание из-за контроля над ситуацией. Когда вы знаете, что нужно нажимать, мозг переключается на аварийную ситуацию и человек действует автоматически. Спросите любого солдата, который находится в боевой ситуации, он подтвердит вам это.

Но разум обычного путешественника работает по-другому. У него в голове нет четких инструкций. На что ему ориентироваться? На сцены из фильмов? Компьютерные игры? Вещи, которые могут казаться ему естественными, могут только усложнить ситуацию. В некоторых ситуациях, когда оператор управляет рулем, автопилот просто отключается.

Психическое состояние человека

Влияние психического состояния здесь не следует недооценивать. Любому пассажиру, которому нужно лететь на пассажирском самолете, будет намного сложнее расслабиться и делать то, что нужно, и в любом аварийном сценарии в воздухе время является критическим элементом. И даже если вы неторопливый мастер дзен, вы не уверены, что поймете руководящие принципы с нуля. Есть ручки, которые нужно поднимать, а затем нажимать, кнопки, которые нужно плавно поворачивать. Пассажирский самолет — это инструмент, созданный для опытного пользователя.

Стюардесса справится?

Капитан Джо Дейбоулдер, коммерческий пилот и авиационный блогер, провел эксперимент: он дал своей стюардессе Кэролайн попытку посадить Airbus A320 на профессиональном тренажере. Кэролайн узнала, где находится автопилот и бортовой компьютер, компоненты дроссельной заслонки, и ввела все правильные значения для самолета, что позволило совершить виртуальную посадку. Это заняло около получаса неторопливых тренировок, и Кэролайн все еще свидетельствовала, что вся история была чрезвычайно сложной и напряженной. На самом деле, по ее словам, вы не сможете добиться успеха без специальной подготовки.

Экипаж в первую очередь

Таким образом, мы поняли, что если летный экипаж не в состоянии справиться со своими функциями, пассажир с умной головой не является решением проблемы. Предположим, что летный экипаж по какой-то причине потерял сознание и полет необходим. Есть те, кто возьмет на себя управление и спасет ваши жизни, — стюарды и стюардессы. Бортпроводники хорошо знают самолет и обучены многим аварийным ситуациям, поэтому даже на большой высоте, при высоком атмосферном давлении их психическое состояние будет лучше подходить для выполнения задачи, чем у любого пассажира.

Помощь пассажиров

Редко когда летному экипажу понадобится другая пара рук, и тогда бортпроводники спросят, есть ли среди пассажиров квалифицированный пилот. Если у вас, по крайней мере, нет лицензии частного пилота, не работайте добровольно. Последнее, что вам нужно в чрезвычайной ситуации, — это кто-то, не имеющий соответствующих знаний, но с чрезмерной уверенностью в себе.

Суть в том, что большой пассажирский самолет — это машина, которая может выполнять очень сложные операции самостоятельно, но только если вы точно знаете, как ее проинструктировать. Самолеты становятся все более автономными, и производители самолетов пытаются разработать системы, которые будут самостоятельно выявлять и решать различные аварийные ситуации — с пилотом или без него. А пока доверяют пилотам и бортпроводникам, а не Голливуду и Сэмюэлу Л. Джексону.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

✈ Чем опасен сильный ветер при посадке самолёта

Ветренная погода характерна для большей части нашей страны. Порывы ветра свыше 20 метров в секунду для россиян сродни стихийному бедствию. Сильный ветер является причиной ограничения или полного запрета полётов. Это делается для безопасности пассажиров и экипажа.

Устали или лень читать, слушайте подкаст.

В каких случаях рейс отменят или задержат при плохой погоде
Большинство самолётов, выполняющих воздушные перевозки пассажиров, не совершают взлёты и посадки при боковом и попутном ветре, имеющем силу соответственно 17-18 и 5 м/с. Такие порывы воздушных масс могут вызвать опасный крен самолёта. На взлёте летательный аппарат ветром может развернуть или снести с ВПП.

Существует 3 вида ограничений на полёты в ветряную погоду:

  • Производителя. У каждого вида летательных аппаратов существует свой запас прочности. Ограничения по эксплуатации самолётов указываются в их технической документации.
  • Аэродрома. В каждой воздушной гавани существуют ограничения для ВПП. Они зависят от различных факторов, в число которых входит сила порывов ветра.
  • Квалификационный. Существуют нормы допуска пилотов к полётам в определённых метеоусловиях.
Диспетчеры полётов в аэропортах руководствуются при разрешении полёта рекомендациями производителей самолётов. Они не требуют от экипажей корректировать эксплуатационные характеристики в сторону увеличения.

Максимальная сила бокового ветра, при которой разрешено лететь:

  • АН-24 — 12 м/с;
  • Ту-154 — 17 м/с;
  • Ту-134 — 20 м/с;
  • Sukhoi Superjet 100 — 18 м/с;
  • Boeing 737 — 18 м/с;
  • Airbus 320 — 6 м/с.
В основном же, самолёты перестают взлетать и совершать посадку уже при 17 м/с. Ограничения установлены для того, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и членов экипажа. Так что, если ваш рейс отменили или переносят, лучше не жаловаться на «плохую» авиакомпанию, а заглянуть на сайт с прогнозом погоды. Возможно, перевозчик перестраховывается, а рейс будет выполнен в более безопасную погоду.
Чем опасен сильный ветер
Различают боковую и продольную скорости. Посадку и взлёт самолеты выполняют против ветра. В редких случаях их сопровождает небольшой попутный ветер. Посадка против ветра позволяет значительно снизить скорость самолёта и сократить его тормозной путь. При взлёте ветер затрудняет набор летательным аппаратом высоты.

Опасность сильного бокового ветра заключается в том, что он способен развернуть самолёт. Такая особенность получила название угла сноса. Наиболее остро воздействие бокового ветра на летательный аппарат ощущается при его соприкосновении с ВПП. Именно в этот момент существует огромный риск резкого изменения направления движения самолёта. Максимальную опасность представляют порывы ураганного ветра.

Очень редко пилоты при посадке сталкиваются с ветром, дующим перпендикулярно ВПП. Такие порывы воздушных масс могут возникать при прохождении в местности мощных циклонов. Минимальную опасность для воздушных судов представляет попутный ветер. В большинстве аэропортов страны эта проблема решается сменой рабочего порога ВПП. Но есть воздушные гавани, в которых проблему попутного ветра таким образом нельзя решить. К ним относятся аэропорты Сочи и Геленджика.

Окруженные горами ВПП ограничивают направления взлётов и посадок. Опасная ситуация при взлётах и посадках в аэропортах Сочи и Геленджика возникает тогда, когда ветер со стороны моря при посадке и со стороны гор при взлёте.

Лететь или не лететь
Многие путешественники сталкивались с ситуацией, как в аэропорту при сильном ветре одни самолёты взлетали и садились, а другие задерживали свои рейсы в связи с нелётной погодой. У большинства людей это вызывало недоумение. Решение о взлёте принимается командиром экипажа самолёта. Летательные аппараты имеют различные технические характеристики. Например, максимально допустимая сила бокового ветра для самолётов составляет:
  • АН-24 — 12 м/с;
  • Ту-154 — 17 м/с;
  • Ту-134 — 20 м/с.
Подобные показатели актуальны для сухой ВПП.

Для того, чтобы снизить вероятность застрять в аэропорту из-за сильного ураганного ветра, необходимо выбирать для путешествия летательные аппараты с повышенным запасом прочности. Планируя перелёт всегда полезно обращать внимание на прогноз погоды.

Пилот самолёта честно ответил на 19 вопросов, которые волнуют пассажиров

Дмитрий, автор канала «Пилот самолета» на «Яндекс. Дзен», работает в гражданской авиации. На своей странице он рассказывает про случаи, произошедшие с ним во время полетов, делится фактами о работе и отвечает на вопросы, которые наверняка волновали каждого пассажира воздушного судна.

1. Как пилот ходит в туалет, если нужно рулить самолетом?

На протяжении почти всего полета (кроме взлета и посадки) управление самолетом проходит в автоматическом режиме, и пилот может отлучиться в туалет. Правда, для помощи необходимо позвать стюардессу. Она должна зайти в кабину и составить компанию второму пилоту. По правилам безопасности, там нельзя оставлять одного человека, рядом с ним всегда должен кто-то находиться.

2. Можно ли меняться местами в самолете?

Да, но только тогда, когда это не ставит под угрозу безопасность полета: хрупкой девушке нельзя садиться у окна около аварийного выхода, так как в чрезвычайной ситуации она вряд ли сможет его открыть;
кислородные маски для детей есть не над каждым креслом.
Есть также теория о том, что страховая компания может отказать вам в выплате, если вы получите травму, сидя не на своем месте. Но это неправда.

3. Почему опасна встреча самолета и птицы? 


При встрече с 3-килограммовой птицей на скорости 300 км/ч самолет испытывает удар, равный падению 100-килограммовой штанги с 20-метровой высоты. Такая сила способна пробить иллюминаторы и фюзеляж. Двигатель самолета, как большой пылесос, затягивает все, что находится перед ним. Если птица попадает в его зону действия, ее засасывает, дополнительно ускоряя. Повреждаются лопасти, и двигатель выходит из строя.
За прошлый год только в России зафиксировано более 7000 столкновений самолетов с птицами. Обычно повреждается только один двигатель, но в случае с Airbus A321 из строя вышли оба, поэтому командир судна принял решение выполнить экстренную посадку на кукурузное поле.

4. Почему при взлете и посадке подлокотники должны быть опущены?

Взлет и посадка — самые сложные фазы полета, и их необходимо максимально обезопасить. Подлокотник является хорошей точкой опоры, и, если он опущен, при аварийной ситуации пассажир быстрее покинет свое место. Но не во всех авиакомпаниях это требование является обязательным.
Также при резком торможении или при сильной турбулентности подлокотник может упасть и травмировать пассажира.

5. Почему томатный сок в самолете вкуснее, чем на земле?


Из-за постоянного шума в самолете у нас притупляются рецепторы. А томатный сок содержит большое количество глутаминовой кислоты, вкус которой выражен сильнее по сравнению с другими (сладким, горьким и кислым). Именно из-за этого на высоте 10 км томатный сок такой вкусный, точнее, он такой же, как и прежде, но другие напитки не вызывают у нас такого удовлетворения. По тем же причинам нам не нравится и еда в самолете.
Примечательный факт: томатный сок лидирует только у русскоязычного населения. У европейских и американских граждан он только на 3-м месте после яблочного и апельсинового.

6. Почему пассажиры входят в самолет только с левой стороны?

Вход с правой стороны используется для служб аэропорта — погрузки багажа и еды. А через левую сторону происходит высадка и прием пассажиров. Такие правила действуют почти во всех аэропортах мира, чтобы по одному алгоритму можно было обслуживать разные типы самолетов.
Изначально такого стандарта не было, но после 1940 года было принято, что для пассажиров будет использоваться только вход с левой стороны.

7. Почему раньше все пилоты носили шелковые шарфы?


Во времена развития авиации не было радаров, и пилот для обнаружения и слежения за противником активно крутил головой. Из-за этого жесткий ворот кожаной куртки сильно натирал кожу, часто до крови. Шарф решал эту проблему, но также он должен был противостоять мощному потоку ветра, быть мягким и легким, а такими свойствами обладал только один материал — шелк. Белым шарф стал, потому что изначально летчики вырезали их из авиационных парашютов этого цвета, и позднее при производстве традиции не стали нарушать (но это только теория, правды не знает никто).

8. Почему раньше можно было курить в самолете, а сейчас нельзя?

Раньше можно было курить прямо в кресле самолета, но в 1986 году в СССР это запретили делать на рейсах длительностью менее 3 часов. Хотя люди все равно курили в туалете, а при дальних перелетах — и на своих местах. С каждым годом стало появляться все больше жалоб, особенно от пассажиров с маленькими детьми, поэтому в 2002 году «Аэрофлот» ввел запрет на курение на всех рейсах. За ним последовали и другие авиакомпании.
В США аналогичное правило ввели в 1988 го

Секреты полетов: Вот почему самолеты должны выключать освещение салона во время взлета | Новости путешествий | Путешествие

Пассажиры, путешествующие ночными рейсами, могут заметить, что свет в салоне тускнеет при взлете и посадке, однако снова включается, когда самолет находится в крейсерском режиме. Хотя многие путешественники могут даже не сомневаться в принятом решении или, возможно, пришли к выводу о своих собственных теориях, оказывается, что это действие чрезвычайно важно для безопасности.

Некоторые теории утверждают, что это должно уменьшить световое загрязнение неба, однако это не так.

Пилот и автор «Конфиденциальной информации из кабины», Патрик Смит, сообщил, что на самом деле это мера предосторожности на случай чрезвычайной ситуации.

«Приглушение света позволяет вашим глазам заранее приспособиться к темноте, чтобы вы не ослепли, если что-то случится, и электричество отключится, и вы броситесь к дверям в темноте или в дыму», — объясняет он.

«Аварийное освещение дорожек и знаки также будут более заметными. И это помогает лучше видеть снаружи, что помогает вам сохранять хотя бы базовое чувство ориентации — i.е. какой путь вверх. »

ПРОЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: Пилот показывает, что на самом деле происходит, если все двигатели самолета выходят из строя [ИНСАЙДЕР]

Хотя перелеты на самолетах широко упоминаются как один из самых безопасных способов путешествия, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2016 году на каждые 2,86 миллиона рейсов приходилось в среднем одно происшествие.

Тем не менее, наибольшему риску опасностей подвержены взлет и посадка, поэтому вводится так много мер безопасности.

Вызывается правилом плюс три минус восемь, статистически это самое опасное время, по словам Бена Шервуда, автора книги «Клуб выживших — секреты и наука, которые могут спасти вашу жизнь».

Людям рекомендуется следовать правило: не делать ничего, что может помешать их побегу, например, слушать музыку, снимать обувь или засыпать.

После этого вероятность авиакатастрофы намного ниже, и люди могут расслабиться и расслабиться.

Другое принятые меры безопасности включают переключение вашего мобильного телефона в режим полета во время путешествия.

Хотя включение телефона вряд ли приведет к падению самолета, это может иметь неприятные последствия для пилотов.

Пилоты получают важные сообщения в течение всего полета от диспетчеров управления воздушным движением.

Мобильный телефон может мешать работе оборудования кабины, даже если пассажир не использует его.

Согласно Управлению гражданской авиации (CAA): «Современные пассажирские самолеты в значительной степени зависят от электронных систем связи и навигации, которые работают на основе передачи электромагнитной энергии, и поэтому они могут быть восприимчивы к электромагнитным помехам.

Мобильные телефоны и многие электронные устройства будут передавать электромагнитные сигналы, когда они не находятся в режиме полета, когда они пытаются подключиться к сети связи.

CAA заявило: «Совокупный эффект одновременного использования большого количества мобильных телефонов или передающих электронных устройств, когда они не находятся в режиме полета, особенно на критических этапах полета, таких как взлет и посадка, остается серьезной проблемой. . »

Хотя, находясь на высоте, большинство телефонов не может принимать сигналы с телефонных вышек, они все равно могут создавать шум для пилотов.

Кабинетный экипаж разъяснит, какие устройства можно и нельзя использовать в начале полета.

Представитель CAA сообщил express.co.uk: «Все пассажиры должны подчиняться инструкциям кабинного экипажа и летному экипажу, включая информацию, полученную во время инструктажа в полете.

«Любой, кто этого не сделает, может совершить правонарушение и может быть привлечен к ответственности».

Российский пассажирский самолет совершил вынужденную посадку на кукурузном поле

Абу-Даби

ОАЭ

вторник

В: 21 °

Д: 19 °

21 °
Среда

В: 22 °

Д: 19 °

22 °
Четверг

В: 21 °

л: 16 °

21 °
Пятница

В: 24 °

л: 16 °

24 °
Суббота

В: 23 °

л: 17 °

23 °
Воскресенье

В: 20 °

Д: 19 °

20 °