+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Какие самолеты оставляют белый след в небе: Почему за самолетом иногда бывает след, а иногда нет

0

Расчертили небо: что за полосы появляются в небе над Самарой, что скрывают загадочные следы от самолетов, что так пугают местных жителей — 9 сентября 2022

Все новости

Плампер-шлампер-бампер — это что вообще такое? Очень сложный тест на знание косметики и женских штучек

Любят понежиться: 5 удивительных секретов японских долгожителей — женщины там часто доживают до 110 лет

«Времени хватает!» Мама тройняшек почти сразу после родов вышла на работу. Как она всё успевает?

А нас не сдует? В областном МЧС предупредили об опасной погоде в Самарской области

Покупают даже старые книги. Как я заработала 60 тысяч за месяц на продаже своих вещей и частично погасила кредиты

Карьеристка с ребенком: в Самарастате составили портрет типичной жительницы региона

Не платят налоги, кредиты и коммуналку: пять российских знаменитостей, оказавшихся с долгами

Кто ты, воин? В Самаре неизвестные залезли на американские горки

Витамин D надо пить всем? А омега-3? Эндокринолог рассказала, полезны ли БАДы на самом деле

В Самаре под охрану взяли дом Бабердина

От нового Пушкина до старых панков: 7 новых российских сериалов, за которые не стыдно

Травмы слишком тяжелые: число жертв в ДТП с маршруткой в Нефтегорском районе выросло

Обустраивает квартиру в Монако: как выглядит девушка самого дорогого российского футболиста

В Роспотребнадзоре рассказали, какие вирусы разбушевались в Самарской области

Врачи рассказали, кому противопоказан кефир и почему он не помогает похудеть

Здание чапаевского мясокомбината отказались защищать от сноса

Миллионные бараки: в Самаре выставили на продажу гаражный массив в центре города

Это мэр или министр? Насколько хорошо вы знаете влиятельных женщин Самарской области

За блогерку ответишь! Мы собрали 10 феминитивов — угадайте, существуют они или нет

После стольких лет: реконструкция стадиона «Заря» вышла на новый этап

«Запер в кабинете и сказал: «Раздевайся!»»: девушки из Самары рассказали, как к ним приставали мужчины

Из дома — ни ногой! В областном МЧС предупредили об опасной погоде 8 марта

«Застонала. Связь оборвалась». Сирота просит наказать виновных в смерти ее сестры

Буксировочный трос, лампочка, голова свиньи: девушки рассказали о самых диких подарках на 8 Марта

В областном Минтрансе рассказали, почему водителям маршруток запретили принимать оплату безналом

Штурмуют парламент и сносят баррикады: в Грузии тысячи людей вышли на митинг против закона об иноагентах

«Яблоко» предложило амнистировать осужденных за фейки о ВС РФ — в Госдуме предложили закрыть «Яблоко»

«Пали смертью храбрых»: в Самарской области простились с погибшими в СВО бойцами

Грустные и отчаянные: перед 8 Марта самарские мужчины атаковали магазины парфюмерии

В Самарской области примут новый закон: он ограничит рост аренды земли для бизнеса

«Правую ногу пришлось отнять»: боец из Тольятти попал под танковый обстрел в зоне СВО

Город из Самарской области попал в топ самых загрязненных в России

Еще кусочек? 2 простые привычки, из-за которых вы едите больше, чем хотите на самом деле

0,3 парковочных места на квартиру: что самарцы сказали насчет высотки на Белорусской

Пост депутата с лапшой на ушах проверит экспертиза

На торги выставлен сериал Сергея Жигунова. Знаменитый актер и продюсер задолжал банкирам 30 миллионов. Что говорит он сам?

В Куйбышевском районе загорелась многоэтажка

В состав российской сборной по футболу включили игроков «Крыльев Советов»

Без обмана: где выучиться на айтишника, чтобы точно найти работу

Все новости

Вот такие полосы часто появляются в небе над Самарой

Поделиться

В редакцию 63.RU обратились сразу несколько обеспокоенных горожан, которые сняли на фото странные белые полосы в небе. Люди опасаются, что это могут быть какие-либо вредные для здоровья выбросы. Так ли это на самом деле? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы поговорили с со специалистом, который рассказал нам об этих полосах.

— Такое явление называют просто — конденсационный след, от слова конденсат, чем он, по сути, и является. Часто обыватели сравнивают такое явление с выхлопными газами от самолета, по аналогии с автомобильными, но это не так. Конечно, газы у самолетов имеются, но они как минимум бесцветные, — рассказывает авиаконструктор, руководитель стартапа в сфере малогабаритных двигателей Никита Удалов.

Появление конденсационного следа от самолета можно объяснить даже в рамках знаний школьной программы.

Все же прекрасно помнят тему о трех агрегатных состояниях воды? Так вот. Влага присутствует в нашей атмосфере постоянно и здесь, на земле, и там, несколькими километрами выше.

— Вода, которая является главным веществом, способствующим образованию конденсационного следа, находится как в нашей атмосфере, так и образуется в процессе сжигания топлива самолетом. Когда воздушное судно летит, во время химического процесса при сжигании топлива выделяется водород, иногда — кислород, в зависимости от соединений в составе исходного вещества, и вода. Представьте, самолет в небе, двигатель работает, топливо сжигается, температура высокая, вода вокруг нагревается и переходит в жидкое состояние, дальше воздушное судно удаляется и все эти капли, за счет низкой температуры воздуха, превращаются в маленькие кристаллики, — говорит специалист.

Таким образом, в небе мы видим шлейф из кристаллов льда, который тянется за самолетом.

Интенсивность такого следа зависит сразу от нескольких факторов. Во-первых — это ветер, при сильных порывах кристаллики быстро рассеиваются, и белая полоса исчезает и второе — высота. Для образования конденсационного следа температура вокруг должна быть достаточно низкой для мгновенного замерзания влаги. Поэтому шлейф можно увидеть, когда самолет пролетает на высоте примерно в 9 тысяч метров. Так что на взлете и посадке воздушного судна такой след появиться не сможет.

Поделиться

— В зависимости от температуры воздуха кристаллики могут находиться в небе достаточно продолжительное время. Если ветра нет, то конденсационный след исчезает сам по себе. Кристаллики просто опускаются ниже, пока не растают, и уже в жидком состоянии растворяются в атмосфере, — заключает Никита Удалов.

Еще, по словам эксперта, ширина и яркость следов в небе зависит от мощности двигателя и ширины сопла самолета:

— Образовывать конденсационный след способны все двигатели, даже те, что работают на водороде. От вида топлива этот процесс также не зависит, ведь вода будет выделяться в любом случае.

Кстати, часто пилотажные группы с помощью конденсационных следов вырисовывают в небе различные фигуры. Такое шоу показали в Самаре в День ВВС.

Прошлым летом самарцы пытались разгадать тайну еще одного загадочного явления в небе над городом. Тогда оказалось, что это был запуск космического аппарата «Глонасс-М», и на снимках видно именно его.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.

По теме

  • 14 января 2023, 17:08

    «Над Самарой самолеты летают кругами, всё небо в разводах»: горожане сняли видео
  • 28 октября 2022, 12:10

    В Самарской области обнаружили загадочную огромную надпись в лесу
  • 24 ноября 2021, 09:55

    Это метеорит? Самарец снял загадочный объект в ночном небе
  • 30 октября 2021, 13:00

    Сторонников теории заговора тревожат следы самолетов в небе — они верят в отраву с воздуха и пытаются прорваться в ФСБ
  • 05 сентября 2021, 10:38

    Появилось видео шоу дронов в парке Гагарина
  • 08 июня 2019, 22:19

    «Это был НЛО?!»: в небе над Самарой сняли странный светящийся шар
  • 25 мая 2019, 09:43

    НЛО или комета? Самарцы сняли загадочный объект в ночном небе

Валерия Гудалина

журналист

Следы от самолетовСамолеты

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ23
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ11
  • ПЕЧАЛЬ1

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ136

Читать все комментарии

Гость

Войти

Новости СМИ2

Новости СМИ2

реактивный, спутный, конденсационный и инверсионный

Автор Игорь Ласьков На чтение 8 мин Просмотров 40. 2к. Опубликовано

Наблюдая за небом, можно увидеть две белые линии, тянущиеся за самолетом. Это может показаться необычным, если раньше человек никогда не обращал внимания на пролетающую над ним авиацию. Чаще удивление возникает еще в детстве, вызывая массу вопросов, но со взрослением все они пропадают, а явление становится обыденностью. Причины, почему за самолетом обычно остается белая полоса, намного проще, чем может показаться.

Содержание

  1. Разбираемся в основах физики
  2. Домашний эксперимент с бутылкой
  3. Как образуется след и после каких самолетов
  4. Как правильно называется след от самолета
  5. Влияют ли следы самолета на климат

Разбираемся в основах физики

Настоящую причину появления на небе полос за самолетом знают даже не все взрослые, из-за чего интересующийся таким явлением ребенок порой не может получить никаких ответов. Но достаточно вспомнить простые опыты со школьных уроков физики, чтобы понять механизмы возникновения такого эффекта на небе и легко разъяснить их своему ребенку. Хорошим примером для этого может послужить природа выпадения осадков.

Явление напрямую касается круговорота воды, а его основой можно назвать переход жидкости из ледяного твердого состояния в жидкообразное под действием повышенных температур воздуха. Если уровень тепла между объектами заметно различается, то уже растопленный лед начинает трансформироваться в пар, становясь газообразным. После перехода в это состояние вода вновь может стать жидкой.

Это и называется конденсацией, которую можно наблюдать при оседании пара на крышку, закрывающую кипящую жидкость внутри кастрюли, или запотевании зеркал и стекол в ванной после использования горячего душа. От таких частиц, которые попадают на другие объекты в виде конденсата, формируются видимые очертания пара.

Когда газообразная вода, испаряясь из горячей жидкости, попадает в атмосферу, она начинает постепенно смешиваться с ближайшими частицами воздуха, а ее температура медленно сравнивается с окружающей. Именно такое физическое явление объясняет причины, почему после самолета могут образовываться белые полосы – они представляют собой обычный пар.

Знаете ли Вы, что след самолета называется «конденсационным»?

ДаНет

Домашний эксперимент с бутылкой

Разобраться в явлении подробнее можно с помощью простого домашнего эксперимента. Для его проведения потребуется доступ к чистой воде, пустая пластмассовая бутылка любого объема и свободная морозильная камера. На это нужно не более получаса.

Проводится эксперимент следующим образом:

  1. Взять подходящую бутылку, которая потом поместится внутри морозильной камеры. Цвет не имеет значения.
  2. Наполнить выбранную емкость водой, чья температура не превышает комнатную, закрыть и поместить на 20 минут внутрь морозильной камеры.
  3. Достать бутылку из морозилки, поставить на видное место и наблюдать в течение нескольких минут.

На поверхности замороженной бутылки начнут медленно появляться капельки воды, из-за чего вскоре она станет сырой. Образованный конденсат возникает вследствие контакта теплого воздуха с ледяным пластиком, что стимулирует выделение влаги.

Аналогичным явлением считается роса на растениях. Взаимодействие холодного утреннего воздуха с теплой поверхностью приводит к появлению конденсата, группирующегося в маленькие капли. Также к популярным примерам можно отнести образование пара, когда человек выдыхает на улице зимой.

Как образуется след и после каких самолетов

С помощью белых следов дети следят за тем, какую траекторию в небе оставляют реактивные самолеты, и удивляются тому, что иногда никаких признаков привычных полос нет. Дело в том, что авиация, пролетающая на высоте ниже восьми километров, не оставляет после себя линий. Причина отсутствия следов кроется в разнице температур между нижними и высокими слоями атмосферы. С увеличением высоты воздух становится намного холоднее. На уровне, где летает большинство самолетов, температура опускается до –40°C.

Причина, почему воздушные судна оставляют за собой белые линии, заключается в работе мотора. Когда основное топливо в виде керосина попадает в двигатель и сгорает, оттуда выплескиваются горячие струи, состоящие из газа и пара. Эта жидкость при контакте с холодным воздухом атмосферы мгновенно трансформируется в туманные скопления.

Вместе с ней из двигателей выбрасываются элементы сажи, которые провоцируют дальнейшее смешивание холодного и горячего потоков воздуха. Чаще всего пар распределяется равномерно по всей области, куда попала жидкость из двигателей. Поэтому линия практически всегда ровная и соответствует направлению движения самолета.

Если уровень влажности в атмосфере слишком низкий, то оставленные следы быстро растворяются в небе. Заметить их удается с трудом. При высокой влажности, наоборот, линии выглядят четкими, насыщенными и держат свою форму намного дольше, при этом постепенно становясь шире.

Белые следы остаются в небе практически от любых самолетов. Их может вызвать как гражданский, так и военный авиалайнер, вне зависимости от размеров и характеристик. Линии остаются даже после винтовой авиации, но тогда они возникают в насыщенной воздушной зоне в результате разряжения воздуха после прохождения лопасти пропеллера и его смешивания с холодной атмосферой.

Иногда можно заметить, как пролетают два самолета, но за одним белый след остается, а за другим – нет. Такое явление можно наблюдать только в трех случаях:

  1. Самолеты находятся на разной высоте – как уже было упомянуто, следы остаются только низкой температуре воздуха, которая отмечается на уровне не менее 8 км.
  2. Большое расстояние между самолетами – влажность в воздушном пространстве может быть разной, из-за чего у одного авиалайнера есть линии, а у второго – нет.
  3. На самолетах установлены двигатели разного типа – некоторые виды не оставляют после себя следов даже при высокой влажности и низкой температуре воздуха.

Также можно заметить такие ситуации, когда после самолета оставалась белая полоса, но потом резко прервалась. Это происходит при изменении влажности воздуха или перепадах температур, хотя чаще ее испарение плавное.

Как правильно называется след от самолета

Многие взрослые не знают, как называются следы от самолета в небе, и ошибочно дают им неправильные имена. Причем некоторые вообще не имеют ни малейшего отношения к авиации или природным явлениям.

Инверсионный след, которым зачастую называют линии после самолета, происходит от слова «инверсия», характеризующего переворот в метеорологии. В случае с полетами авиации предполагается температурный ее вариант, связанный с ростом температуры воздуха при подъеме вверх.

Второе название этого явления – реактивный след. Оно связано с тем, что чаще эффект наблюдается после пролета авиации с одноименными двигателями. Оба варианта ошибочны, хотя ранее считались приемлемыми.

Правильно называть след конденсационным. Именно конденсация становится основной причиной появления белых полос. Если явление не может возникнуть из-за одинаковых температур и низкой влажности воздуха, то и следов от самолета не останется. В то же время инверсии вообще может не быть, как и могут не применяться реактивные двигатели, когда белые линии возникают.

Ошибочно конденсационный след также носит название реверсивный, конверсионный или торсионный. Подобные названия не имеют никакого отношения к этому явлению. Поэтому применять их не рекомендуется.

Иногда после самолета может появиться вихревой жгут. Он возникает при использовании ложных тепловых целей на военной авиации, когда пилот выпускает специальные средства, чтобы отвести от машины ракету с инфракрасной головкой самонаведения. Так как выбрасываемые ЛТЦ попадают в атмосферу, они смешиваются не только с основным потоком воздуха, но и с прогретой двигателями областью. Их температура намного выше, а отстреливаются они в большом количестве одновременно.

Результатом применения ложных тепловых целей становится визуализация различных жгутов, из которых могут сформироваться красивые картины. Например, «Дымный ангел», получившийся при выстреле ЛТЦ из Boeing C-17.

Иногда жгуты образуются без применения специальных средств, а при смешивании с обычным белым следом тоже выдают необычные образы, которые сохраняются на одном месте частью прямой линии, что вызывает еще большее удивление.

Влияют ли следы самолета на климат

Оказывает ли вредное влияние след от самолета на климат, сказать точно нельзя. Ученые спорят об этом несколько десятилетий. Одни уверены, что остающиеся авиационные линии исключают доступ вредного солнечного излучения к поверхности Земли, что снижает вероятность возникновения глобального потепления. Другие уверены, что эти полосы приводят к усилению парникового эффекта и дестабилизируют атмосферу, не давая воздуху охлаждаться естественным путем.

Отдельные группы исследователей призывают пилотов отказаться от прямых маршрутов и строить свой полет с учетом влажности. По их замыслу, самолеты должны двигаться, избегая отдельных участков в воздушном пространстве. Но такое решение неизбежно приведет к повышению расхода топлива и усиленному выбросу вредных веществ от его переработки в воздух.

Некоторые люди научились использовать след в небе с пользой. С его помощью удается определить прогноз погоды на ближайшее время. Так, если полосы яркие и четкие, то влажность высокая – может начаться дождь. А при отсутствии следов стоит ожидать ясную солнечную погоду, т.к. вероятность осадков минимальна.

По траектории движения самолетов остаются конденсационные следы. Происходит это при условии, что влажность воздуха высокая, а температура низкая. Увидеть их чаще можно после авиации, пролетающей на высоте не менее 8000 м. В других случаях подобные белые полосы считаются редкостью.

Почему самолеты оставляют в небе инверсионные следы?

Загрузка

Задать глупый вопрос | Самолет

(Изображение предоставлено Getty Images)

Джоселин Тимперли

24 августа 2022 года

Эти тонкие рукотворные облака очаровывали людей на протяжении столетия, но что они собой представляют на самом деле?

I

В 1915 году, примерно через 12 лет после первого в мире управляемого полета с двигателем, австрийский физик Роберт Эттенрайх наблюдал за самолетом, летящим по небу в Южном Тироле, когда он что-то заметил — длинное тонкое облако, тянущееся за ним.

Эттенрайх описал то, что он видел в статье 1919 года, как «конденсацию полосы кучевых облаков из выхлопных газов самолета», отметив, что она была видна в течение «долгого» времени.

Самолет начал достигать высот, способствующих образованию инверсионных следов. Другие также начали замечать облака, тянущиеся за самолетами. Поэтически настроенный капитан Медицинского корпуса армии США описал их в 1918 году как «несколько странных и поразительных облаков — длинных, изящных, извивающихся белых лент». «Никогда раньше я не видел самолета, пишущего белым цветом на голубом небе», — добавил он.

По мере того, как эта молодая авиационная отрасль развивалась и бурно развивалась в нашем небе, инверсионные следы становились все более распространенным явлением. Их привлекающее внимание присутствие привлекло внимание многих, в том числе из-за удивительно распространенной веры в теорию заговора химтрейлов (подробнее об этом позже). Однако на самом деле ученых беспокоит их влияние на климат.

Так что же они такое на самом деле и должны ли мы уделять им больше внимания?

Инверсионные следы впервые стали рассматриваться как проблема во время Второй мировой войны, потому что они делали самолеты видимыми (Фото: Alamy)

После первоначальных наблюдений в начале 20-го века точная причина появления этих плоских облаков оставалась предметом споров в течение нескольких десятилетий, говорит Ульрих Шуман, профессор физики атмосферы в Немецком аэрокосмическом центре (DLR). Ранние теории предполагали, что это были вибрации двигателя самолета или воздействие электрических разрядов. Некоторые считали, что они произошли из-за перенасыщенного водяного пара, но это было отклонено, поскольку считалось, что выделяется слишком мало водяного пара.

Выяснение причин появления инверсионных следов не вызывало особого беспокойства до Второй мировой войны, когда инверсионные следы впервые стали рассматриваться как проблема. «Они делают самолет видимым, вы можете увидеть след летящего самолета», — говорит Шуман. «Поэтому во время Второй мировой войны военные пытались избежать инверсионных следов, потому что они хотели избежать видимости своих самолетов».

Первые правильные объяснения того, как они образовались, были получены в начале 1940-х и 50-х годов, однако, с тем, что сейчас известно как критерий Шмидта-Эпплмана, показывающий, что пороговые условия зависят от давления окружающей среды, влажности и соотношения воды и тепла, выделяемых самолет.

Вам также могут понравиться:

  • Начинка для пиццы, разделяющая мир
  • Какой высоты может вырасти Эверест?
  • Почему мы умираем?

В двух словах, инверсионные следы — сокращение от «конденсационных следов» — представляют собой линейчатые облака ледяных частиц, образующиеся в следе от самолетов. Они могут иметь длину от 100 м (330 футов) до нескольких километров.

Для их образования необходимы три вещи: водяной пар, холодный воздух и частицы, на которых водяной пар может конденсироваться. Водяной пар вырабатывается самолетами, когда водород в их топливе вступает в реакцию с кислородом воздуха. В холодных условиях (обычно ниже -40°C (-40F)) он может конденсироваться, как правило, на частицах сажи, также выбрасываемых авиационными двигателями, в туман из капель, которые затем замерзают, образуя частицы льда. По словам Шумана, этот процесс в целом напоминает замерзшее дыхание в холодный зимний день.

Не все самолеты оставляют инверсионные следы — по оценкам, они возникают примерно в 18% полетов. Воздух должен быть достаточно прохладным, чтобы вода замерзла, поэтому они обычно появляются только на определенных высотах — обычно на высоте 20 000 футов (6 км).

Еще меньшее количество полетов оставляет самые стойкие инверсионные следы. В чистом безоблачном воздухе инверсионные следы быстро исчезают, так как сухой окружающий воздух заставляет частицы льда сублимировать (переходить из твердого состояния в газообразное). Но если атмосфера влажная, частицы льда не могут сублимироваться, а инверсионные следы могут сохраняться гораздо дольше.

«Инверсионные следы могут существовать всего несколько минут, если окружающий воздух сухой, но когда он влажный, они могут сохраняться и распространяться, увеличивая перистую облачность», — говорит Тим ​​Джонсон, директор Федерации авиационной среды (AEF), Великобритания. некоммерческая организация.

Это важно, потому что инверсионные следы и повышенная облачность задерживают тепло, излучаемое Землей, что приводит к чистому эффекту потепления на нашей планете, добавляет он. Это потепление является дополнением к другому серьезному воздействию авиации на климат — CO2 в огромных количествах выбрасывается из ее выхлопной трубы, что составляет около 2,5% глобальных выбросов CO29.0003

Но воздействие инверсионных следов на климат гораздо сложнее, чем воздействие этих выбросов CO2.

Исследования показывают, что относительно небольшая корректировка высоты полета самолетов может значительно снизить эффект нагрева инверсионных следов. (Фото: Getty Images) говорит Шуман. Это происходит потому, что белизна индуцированной облачности инверсионными следами отражает солнечный свет от поверхности Земли в дневное время, подобно естественным перистым облакам, которые также состоят из кристаллов льда.

Однако вскоре ученые поняли, что инверсионные следы могут также оказывать согревающее воздействие на Землю за счет «парникового» эффекта, улавливающего инфракрасный свет. «Они улавливают тепло, которое излучается с поверхности Земли, и отдают часть его обратно на поверхность», — говорит Шуман. Это похоже на то, как облачное небо делает ночи более теплыми — облака наверху поглощают часть исходящего тепла, хотя инверсионные следы недостаточно велики, чтобы вызывать изменения погоды на земле.

В зависимости от точных условий тот или иной из этих противоположных эффектов может победить. Например, инверсионные следы, которые образуются над заснеженным ландшафтом, не приводят к дополнительному охлаждению из-за отражения солнечного света, потому что поверхность уже белая и отражающая. Инверсионные следы также больше нагреваются ночью, потому что солнечный свет не отражается от них, поэтому действует только эффект нагревания.

Наряду с трудностью понимания точных атмосферных условий, в которых образуются инверсионные следы, и сложностью их дифференциации от естественных перистых облаков, когда они распространяются по небу, все это затрудняет установление четких цифр воздействия инверсионных следов на климат.

Однако в настоящее время известно, что «в среднем по всем странам мира в течение года инверсионные следы нагреваются», говорит Шуман. В последнем крупном документе о воздействии инверсионных следов на климат, опубликованном в 2020 году, подсчитано, что воздействие авиации, не связанное с CO2, в котором преобладают инверсионные следы, приводит к утроению «радиационного воздействия» одних только выбросов CO2.

В каком-то смысле это сложное сравнение, потому что эффект нагрева инверсионных следов и CO2 проявляется в очень разные временные рамки. «Инверсионные следы обладают очень сильным вынуждающим эффектом, гораздо более сильным, чем CO2. Но инверсионные следы недолговечны, они исчезают через час или около того. В то время как CO2 живет очень долго, он может жить 100 лет», — говорит Шуман.

Тем не менее, ученые предупреждают, что если не принять никаких мер, к 2050 году эффект улавливания тепла инверсионными облаками может утроиться.

Хорошей новостью является то, что это может быть довольно простой задачей. Исследователи показали, что только 2,2% полетов вносят 80% этого воздействия, и что относительно небольшая корректировка высоты этих полетов — при небольших затратах на топливо — может значительно уменьшить эффект нагрева инверсионных следов. Исследования показали, что образование инверсионных следов также можно уменьшить, уменьшив количество частиц сажи, выбрасываемых при полетах, поскольку они обеспечивают ядра для образования кристаллов льда.

Избегание полетов через очень влажный воздух, где могут образовываться стойкие инверсионные следы, является наиболее важной мерой здесь, говорит Шуман, пролетая над, под или вокруг этих областей. Однако, по его словам, для облегчения этого необходимы более точные прогнозы погоды. «Прогнозы погоды, которые у нас есть сегодня, недостаточно точны для этой цели».

В одном письме в журнал Nature в прошлом году два исследователя утверждали, что изменение высоты полета для минимизации образования инверсионных следов может быть одной из самых экономически эффективных климатических мер. Они подсчитали, что предотвращение наиболее разрушительных инверсионных следов будет стоить 1 миллиард долларов (850 000 фунтов стерлингов) в год, а выгода более чем в 1000 раз превышает эту сумму. «Мы не знаем ни о каких сопоставимых климатических инвестициях с такой же высокой вероятностью успеха», — написали они.

Тем не менее, хотя правительства признают климатические проблемы, создаваемые инверсионными следами, до настоящего времени практически не предпринималось политических действий, говорит Джонсон. «Климатические цели, установленные для сектора промышленностью, странами и ООН, касаются только выбросов CO2. Споры вокруг научной неопределенности и соответствующих показателей часто упоминаются как причина для того, чтобы сосредоточиться на большем количестве исследований, а не на действиях».

В Великобритании советники правительства по изменению климата заявили, что последствиям, не связанным с выбросами CO2, таким как инверсионные следы, необходимо уделять более пристальное внимание. По словам Джонсона, важно учитывать эти эффекты сейчас, особенно при рассмотрении того, как будущие технологии, такие как водород, могут сократить выбросы в этом секторе.

Не все самолеты оставляют инверсионные следы — по оценкам, они возникают примерно в 18% полетов (Фото: Alamy)

Несмотря на сложности, тепловое и охлаждающее воздействие инверсионных следов хорошо изучено наукой. Однако эти тонкие линии, парящие над нами в небе, также породили теорию, которая практически не подкреплена наукой: это следы токсичных химикатов, коварно распыляемых в атмосферу десятками тысяч коммерческих самолетов.

«Люди, которые верят в заговор с химическими следами, считают, что инверсионные следы преднамеренно распыляются в злых целях», — говорит Эми Брукман, исследователь социальных вычислений в Технологическом институте Джорджии, которая в прошлом году стала соавтором статьи о том, как сторонники заговор химтрейлов пришел к вере. «У них разные мнения о том, что это за цели. Некоторые люди считают, что это контроль над населением или контроль над разумом. […] Некоторые люди считают, что их проблемы со здоровьем вызваны спреем».

Заговор с химтрейлами — удивительно широко распространенное убеждение. Опрос 2016 года показал, что 10% американцев считают заговор с химическими трассами «полностью правдой», а еще 20–30% считают его «отчасти» правдой. Эта вера не разделялась по партийным линиям, и, в отличие от некоторых других теорий заговора, в химические следы в равной степени верят как мужчины, так и женщины, говорит Брукман.

Химтрейлы несколько раз появлялись в социальных сетях этим летом в Великобритании, где сайт проверки фактов Full Fact регулярно разоблачал фотографии и другие заявления о предполагаемых химтрейлах.

Мнение часто связано с беспокойством о том, что правительства или компании проводят тайные крупномасштабные изменения погоды. Около 61% сообщений в социальных сетях на английском языке о геоинженерии в период с 2008 по 2017 год были связаны с заговором с химическими трассами. Сторонники солнечной геоинженерии жаловались, что заговор о химических следах настолько велик, что мешает реальному общественному обсуждению солнечной геоинженерии.

Теория заговора о химтрейлах началась в 1990-х, но обрел широкое распространение в начале 2000-х, когда распространился по Интернету. «Внезапно в 2001 году многие люди заговорили о химтрейлах, это было внезапное появление», — говорит Шуман. Он отмечает, что заговор с химическими трассами «совершенно нелогичен» — его институт измеряет выбросы за самолетами и не обнаружил искусственных химических веществ. «Это все вещи, которые вы могли бы легко понять из сжигания керосина. Нет никаких доказательств того, что существуют химические следы».

Однако сторонники теории заговора регулярно отвергают это свидетельство. Один коллега Шумана, который процитировал свою работу стороннику химтрейлов, сразу же получил ответ, что Шуман был «выдуманным ученым», которого не существует, говорит он.

Нетрудно понять, почему вот уже более века люди размышляют над эффектом этих тонких рукотворных линий в небе. Однако реальная необходимость сейчас заключается в том, чтобы сосредоточиться на лучшем понимании их воздействия на климат и принятии мер по их устранению.

Джоселин Тимперли — старший журналист BBC Future. Найдите ее в Твиттере @jloistf

Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив лайк нам на Facebook или следите за нами в Twitter или Instagram .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень bbc.com под названием «Основной список» — подборку историй от BBC Будущее , Культура , Трудовая жизнь , Travel и Reel доставляются на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

;

Почему самолеты оставляют в воздухе белые следы

Фумияма Акира

В солнечный день, когда небо голубое и чистое, обычно можно заметить белые следы, оставленные в воздухе пролетающими самолетами. Но почему одни самолеты оставляют белые следы, а другие нет?

Белые следы от самолетов часто называют следами конденсации или инверсионными следами, но их также можно назвать облаками. Основная причина их появления — разница температур между горячим влажным воздухом вокруг двигателя самолета и низкими температурами снаружи самолета. Будут ли образовываться следы конденсата, в основном зависит от высоты и состава окружающей атмосферы. Атмосфера на большой высоте имеет гораздо более низкое давление паров и температуру, чем выхлопные газы работающего двигателя самолета. Помимо водяного пара, выхлоп также содержит углекислый газ, оксиды серы и азота, несгоревшее топливо, металлические частицы и сажу, что обеспечивает места конденсации водяного пара.

Так как при полете на большой высоте температура около минус 40 градусов, пар конденсируется, превращаясь в туман или мелкие кристаллы льда.

Кристаллы испаряются медленнее, чем обычная вода. По этой причине следы белых самолетов остаются в небе очень долго. При этом, чем выше влажность климата и холоднее на улице, тем длиннее, толще и ярче белые полосы.

Механизм образования инверсионных следов в основном тот же, что и при оставлении холодной бутылки в жарком помещении. Если разница температур достаточно велика, пластик запотевает и на бутылке образуются капли воды. То же самое произойдет, если пройтись по морозу в очках, а потом войти в теплое помещение.

Изображение Liz West

Будут ли появляться белые следы в воздухе, зависит от влажности. Если самолет пролетает над регионом с сухим воздухом, в воздухе нет мелких частиц воды и снаружи нечему замерзать. Следов конденсата от самолета в таких местах либо не будет вовсе, либо они будут очень бледными и быстро исчезнут. Кроме того, после самолетов и вертолетов, летающих на малых высотах, не образуются белые следы. Температура воздуха недостаточно низкая и частицы воды просто не успевают превратиться в кристаллы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта