+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Китайский 5 поколения самолет: Китайский истребитель 5 поколения

0

Китайский истребитель 5 поколения

«Надо поспешно делать то, что не так важно, чтобы делать не спеша то, что важно»
Китайская пословица/

Тревожные новости поступают из КНР, где в январе прошлого года совершил первый полет истребитель пятого поколения Chengdu J-20, разработанный Chengdu Aircraft Industry Corporation. По состоянию на февраль 2012 года имеются два летающих прототипа с одинаковыми бортовыми номерами (для секретности). Характерно, что полет истребителя нового поколения пришелся на второй день визита американского министра обороны Роберта Гейтса в Китай. 9 января 2011 года глава Пентагона в беседе с журналистами на борту самолета по пути в Пекин заявил, что американская разведка недооценила темпы развития китайского оборонного комплекса.

Сегодня уровень развития китайской промышленности настолько велик, что позволяет с легкостью скопировать любые, даже самые высокотехнологичные виды вооружений. Кроме того, КНР уже пережила «этап заимствования» и сейчас развивает собственные разработки по многим направлениям. Вспоминается контракт на покупку 200 истребителей Су-27СК. Китай тогда приобрел ровно половину, а от покупки остальных вежливо отказался, в дальнейшем построив по лицензии еще 100 модернизированных «Сухих» под именем Shenyang J-11, но уже на собственных предприятиях.

Специалисты из Поднебесной могут скопировать образец даже по фотографии и скупому техническому описанию, что говорит о высоком уровне инженерной школы, а там, где ее не хватает, Китай без долгих раздумий привлекает иностранных специалистов и вновь усердно учится, впитывая в себя максимальное количество знаний…как в старой китайской пословице «Увидеть лучше, чем услышать, сделать лучше, чем познать».

Я не узнаю вас в гриме

Что технически представляет собой китайский истребитель пятого поколения? Как вы уже могли догадаться, это «свалка» технологий со всего мира. В силуэте носовой части, вместе с фонарем кабины, легко угадывается F-22. Форма и расположение воздухозаборников двигателей выдает родство с F-35. Аэродинамическая схема во многом срисована с экспериментального МиГ 1.44 – «китаец», как и российский проект из 90-х, выполнен по схеме «утка» с треугольным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах.

Что касается малозаметности самолета, то помимо стандартных «стелс»-решений, таких как «пилообразные» элементы конструкции и внутренние отсеки вооружений, у Chengdu J-20 конструкция хвостового вертикального оперения, выполнена в виде полностью поворотных килей. Помимо ощутимых преимуществ в маневре, это резко снижает ЭПР самолета (частично такое решение применялось при создании Ту-160). А вот использование подфюзеляжных гребней, наоборот, лишь обрадует радиолокационные станции противника, очень сомнительное решение для малозаметного самолета.

Как и американский F-22 «Raptor», Chengdu J-20 оснащен беспереплетным фонарем кабины, что положительным образом влияет на снижение ЭПР истребителя. Китайцы впервые продемонстрировали, что способны производить подобные изделия, однако еще нет уверенности, что фонарь J-20 выдержит режим длительного сверхзвукового полета .

Что касается китайских радиопоглощающих покрытий (я тоже здесь улыбнулся), то вообще неизвестно, соответствуют ли они своему предназначению.

Многие эксперты указывают на достаточно крупные размеры отсеков для вооружения J-20, дает основание предположить, что китайский истребитель 5-го поколения будет во многом ударной машиной. Под стать и планируемое вооружение будущего самолета: комплексы высокоточного оружия PL-21 LRAAM, PL-12D MRAAM, PL-10 SRAAM, управляемые бомбы LS-6…

Но, несмотря на очевидные успехи, перед китайскими разработчиками стоит целый ряд сложных проблем. Наипервейшая из них связана с силовой установкой J-20. В Поднебесной, как в свое время в СССР, продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Китайцы упёрлись в целый ряд трудноразрешимых вопросов, в первую очередь – в отсутствие технологий создания жаропрочных материалов и сплавов. Для снабжения китайской авиационной промышленности современными материалами, обеспечивающими необходимый ресурс работы деталей и высокую точность сборки, требуется наличие принципиально новых производств в области металлургии и металлообработки. Даже несмотря на наличие прямого доступа к современным двигателям семейства АЛ-31Ф (установленных на Су-27), Китай вынужден закупать лопатки турбин в России.

По тем же причинам, китайцы потерпели неудачу и при копировании другого семейства российских двигателей. Легкий истребитель FC-1, более известный под экспортным наименованием JF-17 Thunder, оснащен нашим РД-93 – аналогом двигателя РД-33, устанавливающихся на МиГ-29, т.к. над собственным двигателем такого класса WS-13 Китай безуспешно работает с начала 2000-х годов.

Отсюда легко объясним интерес Пекина к закупкам российского «изделия 117С» - двигателя 1 поколения для ПАК ФА (аналогичные силовые агрегаты устанавливается на Су-35). Россия принципиально не против такого военно-технического сотрудничества, что было подтверждено словами министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в ходе визита в КНР в ноябре 2010 года.

Как и российский истребитель пятого поколения, Chengdu J-20 в перспективе планируется оснастить двигателями II поколения WS-15 с тягой до 18 тонн. В настоящее время создание WS-15, как и нашего «изделия 129», еще не вышло за пределы конструкторских кульманов, поэтому сказать что-то определенное по этому поводу не представляется возможным.

Сложно определить, какие двигатели сейчас стоят в настоящий момент на китайских истребителях 5 поколения. Китайцы никаких комментариев не дают, но, согласно выводам некоторых экспертов, пристально изучающих фотографии самолета, несомненно одно: Chengdu J-20, как и российский ПАК ФА, пока летают на двигателях 4 поколения. А это очень важный момент – пока не будет создан мощный и надежный двигатель, обеспечивающий сверхзвуковую бесфорсажную скорость полета, любые работы по истребителю нового поколения есть забавы дизайнеров.

В цехах кипит работа

Следующая системная проблема китайского авиапрома – бортовое радиоэлектронное оборудование. Требования к машинам пятого поколения в этой области очень высоки и есть подозрения, Китай не способен в настоящий момент обеспечить cвои Chengdu J-20 мощными информационно-управляющими комплексами. Самая современная китайская РЛС - тип «1473», копия российского радара «Жемчуг», обладает весьма скромными характеристиками. А собственных радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), находящихся в стадии, близкой к принятию на вооружение, в ближайшей перспективе у Китая не просматривается.

Несмотря на ведущие позиции в мире по производству вычислительной техники и бытовой электроники, Китай значительно уступает России и США в разработке БРЭО. С другой стороны, людьми, сведущими в авиации, неоднократно отмечалось, что Поднебесная в последнее время сделала потрясающие успехи в области авионики, разработав для своих истребителей четвертого поколения целую линейку бортовых радиоэлектронных комплексов на основе российских РЛС семейства Н001, которыми были оснащены экспортные Су-27СК и Су-30МКК.

«Крадущий чужие мысли, да задумается»

Вообще не совсем корректно клеймить позором китайцев за плагиат. С копирования чужих идей начинались многие известные промышленные гиганты. В 60-е годы объектом насмешек был японский автопром, беззастенчиво копировавший американские «Форды» и «Шевроле». Но уже к 80-м японская автомобильная промышленность заняла половину европейского и американского рынка, вытеснив былых фаворитов.
В годы Холодной войны целые отряды КГБ и ЦРУ занимались техническим шпионажем. Масштабы воровства идей достигали таких масштабов, что точная копия американского Б-29 – стратегический бомбардировщик Ту-4 - имел отверстие в панели управления под банку с кока-колой и пепельницу (хотя советским летчикам было запрещено курить в полете). Легендарная история.

Возвращаясь к китайскому истребителю 5 поколения, отмечу, что творческая оригинальность Chengdu J-20 состоит в гармонии всех заимствованных решений. Поиск «золотой середины» - это так близко для национального самосознания китайцев. Такой подход, вероятно позволит получить высокую эффективность авиационной системы, но судить об этом пока преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится удачная машина, однако её конструкция уже cейчас вызывает больше вопросов и сомнений, чем ответов.

Что значит для России появление китайского истребителя 5 поколения? - Новость, безусловно, плохая. В недалеком будущем китайский конкурент, благодаря меньшей стоимости, может потеснить ПАК ФА на мировом рынке вооружений. Про F-35 я даже не говорю – J-20 на его фоне выглядит куда более привлекательно.

Что касается сегодняшней ситуации, то говоря о ПАК ФА и Chengdu J-20, речь идёт скорее об экспериментальных прототипах, чем о боевых машинах предсерийного исполнения с полным набором требуемых тактико-технических характеристик. Многое зависит от коллективов, работающих над этими машинами.

В активе у российских конструкторов – бесценные технологии создания современных реактивных двигателей (Россия – одна из немногих стран, способная самостоятельно производить такие изделия), целый запас наработок по бортовым радиоэлектронным системам, в ом числе полностью готовые авиационные радары с ФАР типа «Жук» и «Ирбис».
Специалисты авиастроительной корпорации Chengdu имеют свои преимущества. Великолепный кадровый потенциал. Инженеры, технологи и рабочие Поднебесной ни дня не сидят без работы, постоянно «набивая руку» на копировании или модернизации иностранных образцов техники. КНР обладает высокоэффективными производствами. Кроме того, Китай имеет легкий доступ к российским технологиям. Здесь китайцы в точности следуют своей знаменитой пословице:«Чтобы победить противника, не стремись стать сильнее его, а сделай его слабее себя».

Китайский истребитель пятого поколения J-20: провал или прыжок в будущее?

30.04.2019

Похоже, что в элитном клубе государств, способных производить новейшие истребители пятого поколения, пополнение: на днях китайцы представили широкой общественности свою последнюю разработку — Чэнду J-20. Показ состоялся во время авиакосмического салона Airshow China-2016, который проходил в городе Чжухай. В сообщении по этому поводу говорится, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном рынке и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны.

Работами над созданием этой машины занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, они ведутся довольно давно, первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. Китайцы планируют принять этот самолет на вооружение в 2020 или в 2020 году.

Следует напомнить, что в настоящее время серийное производство новейших истребителей пятого поколения налажено только в США. Американцы уже эксплуатируют F-22 Raptor (первый полет в 1990 году) и F-35 Lightning (первый полет в 2000 году). «Раптор» уже даже успели снять с производства.

В настоящее время разработками в этом направлении серьезно занимаются еще в нескольких странах мира: в России, Китае и Японии. Работы по созданию истребителя пятого поколения ведутся в Индии, Южной Кореи и Турции.

В России новый самолет называется ПАК ФА (перспективный комплекс фронтовой авиации). Он создается специалистами ОКБ Сухого, в настоящий момент проводятся испытания самолета, начато мелкосерийное производство. Первые поставки в строевые части запланированы на 2020 год.

Активно работает над созданием новых машин и Китай. Эта страна за последние годы совершила действительно впечатляющий рывок вперед, и если раньше эта страна в основном занималась копированием иностранных образцов вооружения, то сегодня КНР вполне способна сама производить технику самого высокого класса.

Известно о двух истребителях пятого поколения, работы над которыми ведутся китайскими специалистами: Шэньян J-31 и Чэнду J-20, который и был показан на авиасалоне 1 ноября.

J-31 также находится на стадии испытаний, его первый полет состоялся 31 октября 2012 года. Информации о планах принятия его на вооружение пока что нет.

Чэнду J-20

Еще в начале прошлого десятилетия (2002 год) в китайских СМИ появилась информация о начале разработок истребителя пятого поколения. В 2009 году ее подтвердили официальные представители ВВС Китая. Уже в следующем году несколько китайских изданий сообщили о том, что планеры первых двух самолетов готовы.

Самолет разрабатывается группой конструкторов, под руководством Янг Вея, который до этого работал над созданием FC-1 и J-10. Следует отметить, что Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 стал главным конструктором авиационного КБ.

11 января 2011 года новый самолет, который позже получил название Chengdu J-20, впервые поднялся в воздух. На начало 2012 года он совершил 60 испытательных полетов. Весной этого же года к испытаниям подключился второй прототип истребителя.

В настоящее время известно о девяти прототипах (они несколько отличаются друг от друга) и двух предсерийных машинах, изготовленных в рамках этого проекта.

Испытания и доводка новой машины продолжалась более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины широкой общественности, этот этап находится уже на завершающей стадии.

Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам приходится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.

Есть и еще один интересный момент. В конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44, она несколько раз поднялась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 очень напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что некоторые наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.

Описание Chengdu J-20

Истребитель Чэнду J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащен вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжными гребнями. Самолет имеет треугольное крыло с наплывами и довольно внушительные размеры: его длина составляет 21-23 метра, а взлетный вес истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.

Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют такой же угол наклона, что и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет острые очертания, характерные для всех истребителей-«невидимок» пятого поколения. Экипаж самолета состоит из одного человека, фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

J-20 оснащен двумя двигателями, близко расположенными друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолета используются российские АЛ-31ФН, однако в будущем китайцы планируют устанавливать на J-20 WS-15 – собственный двигатель.

Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо убирается с поворотов вперед, а основные стойки – в отсеки боковых бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на расположение внутренних отсеков для вооружения, сходное с американским истребителем.

Есть информация, что на J-20 будет использован целый ряд технических новинок, ранее появившихся на западных и российских истребителях четвертого и пятого поколения. На самолете будет использована система ЭДСУ без всяких дублирующих механических или гидравлических систем.

Вся электроника машины и ее бортовое оборудование планируют объединить в единую сеть Ethernet.

Пока не совсем понятна степень «невидимости» нового самолета, также остается под вопросом и наличие у него РЛС с активной фазированной решеткой, что является одной из главных особенностей истребителей пятого поколения.

Оценка проекта

Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.

Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.

Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.

Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения — это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.

Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.

Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.

Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.

Анализируя форму китайского истребителя, его двигатели и сравнительно небольшое крыло, тяжело поверить, что перед нами самолет завоевания господства в воздухе. Непохож самолет и на манёвренный легкий истребитель, способный наносить удары по наземным целям. Тяговооруженность J-20 уступает всем существующим истребителям пятого поколения и многим машинам четвертого.

Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.

Характеристики 5-ого поколения

Ниже указаны предполагаемые характеристики самолета J-20.

МодификацияJ-20
Размах крыла, м12.88
Длина, м20.30
Высота, м4.45
Площадь крыла, м278.00
Масса, кг
пустого самолета19391
норммальная взлетная32092
макс. взлетная36288
Двигатель2 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс2 х 14470
Макс. скорость, км/ч2600 (М=2.00)
Практическая дальность, км5500
Практический потолок, м20000
Экипаж, чел1

 

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

Истребитель J-31. Китай. 5-е поколение. Фото

 

Самолет типа J-31 является аппаратом 5-го поколения. Эта машина была создана не так давно китайскими конструкторами. Истребитель J-31 способен исполнять различные военные задачи очень качественно.

Впервые модель самолета была представлена пекинским студентам на конкурсе в середине сентября 2011 года. После этого только в июне 2012 года появилось небольшое количество фотографий данного самолета, когда проводилась транспортировка в зачехленном виде. Фотографии полномасштабного прототипа были представлены только летом 2012 года. В этом же году осенью аппарат J-31 произвел свой первый отрыв от взлетной полосы. Этот полет проводился совместно с самолетом J-11.

 

Что касается первого полета, то он прошел успешно. Управление машиной выполнял опытный пилот Ли Гоэня. Продолжительность данного полета составила всего десять минут, это небольшое время в воздухе дало понять о высоком качестве новой машины. Для контроля полета были использованы самолеты сопровождения, которые проводили мониторинг и анализ систем самолета, кроме того, была проведена видеосъемка полета для дальнейшего анализа. К сожалению, военные Китая не раскрывают все подробности и технические характеристики новой боевой машины. Несмотря на это с помощью аналитических данных можно составить основное представление о самолете J-31.

Большинство сделанных фотографий этого самолета имеют плохое качество. Это объясняется сохранением военной тайны. Все же фотографии ударного самолета дают понять, что он имеет большое сходство с американскими самолетами класса F, а именно с 22-й и 35-й моделями. Прежде всего, Китайская машина имеет два двигателя, которые, как и в F-35 имеют задние обводы. Что касается воздухозаборников, то они также очень схожи с указанными самолетами.

 

Говоря о силовой установке, можно сказать, что за счет сопел двигателя можно сделать предварительные выводы о марке двигателей. Большинство исследователей данного самолета 5-го поколения полагают, что на нем установлен турбореактивный двигатель с двухконтурной системой. Также подобный двигатель имеет форсажную камеру РД-93. Подтверждением версии о форсажной камере является то, что данные установки изготовляют в Китае для их бомбардировщиков. Тем более в пользу данной версии можно сказать, что Китай пока не владеет подобными двигателями для легких истребителей.

 

Особо точные данные о характеристиках фюзеляжа также пока что неизвестны. Можно только сказать, что длина корпуса составляет чуть больше 16 метров. А размах крыльев достигает показателя в 12 метров. Масса при взлете достигает показателя в 16,5 тонны, при этом тяговооруженность самолета J-31 равняется показателю в 8,3 тысячи кгс. Высота самолета почти 5 метров.

Со слов представителей компании можно сказать, что этот истребитель изготовляется так, чтобы при высоких летных показателях и боевой мощи он имел небольшую себестоимость. Кроме того, он отличается малой заметностью для аппаратуры противника. Первая  машина изготовлена в одноместном варианте, который имеет треугольное крыло с высоким расположением на корпусе. Крыло имеет умеренные показатели стреловидности, а законцовки срезаны. Хвостовая часть машины достаточно интересная за счет двух вертикальных килей, которые наклонены наружу. Также хвост оснащен двумя стабилизаторами с горизонтальным расположением.

 

Точно известно, что самолет J-31 имеет радиус боевого применения в 1,2 тысячи километров, такая дальность боевой эксплуатации возможна при полностью полных внутренних баках и за счет одного подвесного бака емкостью в 2 тысячи литров. При всем этом машина может достигать максимальной скорости в М=1,8. Преимуществом аппарата является короткий разбег при взлете, который составляет всего лишь 400 метров, а пробег для посадки составляет 600 метров. Все это делает самолет очень удобным и универсальным при боевых действиях.

 

Также с точностью можно сказать, что боевая мощь и эффективное ее применение будет значительно выше, чем в истребителях 4-го поколения. Руководство компании изготовителя самолета заявило, что боевая мощь будет практически такая же, как и в американских аналогах 5-го поколения. Для вооружения аппарата выделен весь нижний отсек самолета за воздухозаборниками.

Большинство последних и совершенных истребителей пятого поколения имеют прямоугольные сопла, что значительно снижает видимость их выхлопа, а Китайская машина имеет более стандартные круглые сопла. Это в основном из-за типа двигателя, который на нем установлен. Все же конструкторы в Китае активно трудятся над созданием более качественных так называемых повторных сопел, что сможет снизить заметность и при этом не сказаться на тяговооруженности ударного истребителя.

 

Финансированием программы J-31 непосредственно занимается Китайская компания «Шэнян». Можно сказать, что они сами для себя проектируют и создают высокотехнологический продукт, который является очень перспективным. Кроме того, данная программа в дальнейшем сможет принести огромную прибыль за счет заказов как от собственной армии, так и от других стран земного шара. Не стоит недооценивать китайские разработки в данной отрасли, поскольку истребитель J-31 является одним из главных конкурентов российских истребителей 5-го поколения.

Что касается самолета J-31, то компания, которая его изготовляет, рассчитывает на то, что большинство стран не проявят активную заинтересованность западными истребителями. Прежде всего это можно объяснить тем, что большинство европейских и американских истребителей через несколько лет просто исчерпают срок их службы. Компания «Шэньян» понимает и то, что продвинутые страны также работают над созданием собственных, качественно новых ударных машин. За счет этого при изготовлении J-31 большое внимание уделяется вопросу экономии, поэтому полномасштабная и рабочая машина будет значительно дешевле аналогов. 

Китайский прайс: Истребитель J-20 «победил» Су-30 17 раз подряд

Это сейчас такая модная тема — сравнивать различные виды вооружений и сталкивать их в предполагаемом бою. Особой популярностью пользуется авиация, когда берутся два истребителя разных стран, между которыми моделируется столкновение и таким образом определяется победитель. Если с использованием компьютерной графики, то получается красиво. Но, увы, не реалистично. Сейчас вот в Китае «схлестнулись» J-20 Chengdu J-20 «Черный орел» (по китайской классификации он относится к истребителям четвертого поколения, по западной — к пятому) и российский многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30 (по кодификации НАТО Flanker-C).

Убедительную «победу» по версии китайского издания Global Times одержали именно китайские самолёты J-20 (кто бы сомневался, не российский же канал"Звезда" об этом сообщил), которые имеют «бесспорное преимущество» перед истребителями Су-30 производства РФ. Военные эксперты КНР заявили, что во время тренировочных полётов пилот J-20 «разгромил» соперника со счётом 17:0, что вызвало усмешки у иностранных пользователей Сети, которые отметили, что заочное противостояние двух истребителей проходило на стимуляторе. В реальной боевой обстановке победить Су-30 с таким счётом у китайского J-20 точно бы не получилось.

К чему тогда такие сравнения и такие «победы»? Можно предположить, что тема появилась на фоне не определившейся с покупкой новых истребителей Индии, которая рассматривает в том числе и американский всепогодный истребитель F-15EX (новейшая модификация F-15 Eagle). Эти самолёты, как отмечают эксперты, в тандеме с имеющимися на вооружении ВВС Индии российскими истребителями Су-30МКИ смогут проводить более эффективные операции в высокогорных районах. А там, как известно, на границе в Гималаях между Китаем и Индией тлеет давний территориальный конфликт. Можно предположить, что следующий «воздушный бой» китайцы устроят с российским истребителем Су-35, к которому также присматриваются в Нью-Дели. Понятно, кто «победит» по их версии.

Нужно отметить, что китайцы периодически расхваливают российскую военную технику, примеряя её возможности на противостояние с Соединенными Штатами, тут они на похвалы не скупятся. Или когда сами намерены приобрести у России какие-то вооружения, как это было, например, с ракетной зенитной системой С-400. Сейчас вот китайское агентство «Жэньминь жибао» восхитилось новым российским ударно-разведывательным беспилотником С-70 «Охотник». Истребителю Су-30 сейчас просто не повезло — выступил в роли конкурента.

В самом Китае на вооружении ВВС тоже стоят российские «сушки» — 73 единицы Су-30МКК и 24 единицы Су-30МК2, что почти сопоставимо с авиапарком ВКС России, в котором в модификациях Су-30СМ и Су-30М2 числится 133 таких истребителя (часть из них используется при проведении операции в Сирии). Самым же большим импортёром этих истребителей является Индия, которая закупила 242 Су-30МКИ, что в определенной степени тревожит Пекин.

Понятно, что в самой России потенциал Су-30 оценивают гораздо выше, чем в Китае, хотя и не зацикливаются на нём одном, давая дорогу в небо и другим самолётам. Чтобы не быть голословными, сошлёмся на экспертов американского издания Military Watch, которые высоко оценили модернизированный Су-30, назвав сейчас его «непревзойденным». Помимо прочих достоинств отмечается и наличие двигателя с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1С, который позволяет не только увеличить дальность полёта, но и улучшает лётные характеристики, обеспечивая более высокую тяговооруженность, скороподъемность и маневренность. Эксперты классифицируют модернизированный Су-30 как истребитель поколения «4++». В публикации также отмечается, что подобный пакет модернизации был предложен и иностранным клиентам, поскольку Су-30 был самым широко экспортируемым российским истребителем за последнее десятилетие (стоит на вооружении ВВС 12 стран).

— Нельзя полноценно сравнивать боевые возможности самолётов по одним лишь техническим характеристикам, — считает военный авиационный эксперт Юрий Гаврилов. — Вот мы считаем, что лучшими самолетами Великой Отечественной войны были наши истребители Як-9 и Ла-7, американцы пальму первенства в небе во Второй мировой войне отдают «Мустангу», англичане своему «Спитфайеру», даже побежденные немцы расхваливают достоинства Мессершмитта Bf 109. Все они, бесспорно, имели высокие боевые качества и сражались практически на равных, при этом у каждого истребителя были свои особенности как положительные, так и отрицательные. Неслучайно многие советские пилоты предпочитали «лендлизовский» американский «Мустанг» из-за мощного вооружения, но любили отечественные машины за большую маневренность. Или взять период Корейской войны, когда в воздухе состязались американские F-86 Sabre и советские МиГ-15, машины практически равные в своем классе по многим характеристикам, но двукратное превосходство «мигарей» над «сейбрами» проявилось в количестве сбитых истребителей противника. Важно ведь еще и кто управляет самолетом.

Поэтому нынешнее «превосходство» китайских J-20 над российским Су-30 некорректно по целому ряду причин. Во-первых, из-за разного типа этих воздушных машин, когда первый является истребителем пятого поколения, а второй многоцелевым истребителем поколения «четыре плюс». Во-вторых, сам «бой» проходил на стимуляторе, а не в реальных условиях воздушного боя. И если бы такая ситуация сложилась, то счёт был бы уж точно не 17:0, как об этом рапортуют в Китае. «Сухой» бы изрядно потрепал хвост «дракону» за счёт своей большей манёвренности, собственно, он и создавался для завоевывания господства в воздухе.

Китайский истребитель J-20, «победивший» сейчас Су-30, при всех своих достоинствах, в том числе вполне неплохой универсальной ракеты PL-21 класса «воздух-воздух», имеет существенный недостаток. Эти истребители комплектуются двигателями российского производства АЛ-31Ф, которые более надежны, чем китайские WS-10 В, но и они не вытягивают китайский самолёт на пятое поколение. Именно эти двигатели, которые создавались для российского истребителя Су-27, «тормозят» сейчас и истребитель пятого поколения Су-57. В КНР рассчитывают сейчас на собственный потенциал производства — двигатели Xian WS-15.

Зная об этой «слабости» своего истребителя, Китай тем не менее регулярно нахваливает J-20, отмечая его выдающиеся характеристики. Как утверждает издание Sohu, он не уступает другим самолётам этого поколения, а по мощи вооружения и качеству радиолокационной системы сопоставим с американским истребителем F-22. Расхваливают китайцы и невидимость своего тяжелого истребителя, утверждая, что по технологиям стелс он даже превосходит аналогичные американские самолёты F-22 и F-35.

Эти истребители уже стоят на вооружении ВВС НОАК и регулярно летают (в активном использовании 28 истребителей). J-20 осуществляют постоянное патрулирование над юго-восточными водами Китая и так называемыми спорными островами в районе архипелага Спратли и островов Дяоюйдао. Китайские эксперты высоко оценивают преимущества своего самолета. «J-20 уже сегодня уникален своей концепцией по аэродинамической компоновке. Она существенно отличается от американских F-22 и F-35, и от российского Су-57. У американских самолетов отличная технология малозаметности, но есть проблемы с маневренностью, а потому они не подходят для ближнего боя. У Су-57 всё наоборот — прекрасная аэродинамика, но отсутствуют реализованные стелс-технологии», — пишет китайское издание Sohu.

Однако именно проблема с мощными реактивными двигателями для современных истребителей для Китая остается самой главной. Вот и ещё один перспективный и «слишком продвинутый» J-31, который предполагается использовать в качестве палубных истребителей для авианосцев, столкнулся именно с отсутствием соответствующего двигателя. И, как полагают китайские эксперты, проблему удастся решить не ранее, чем через два года. При этом не уточняется, за счет российских двигателей, или собственного производства.

Дотянуться до пятого поколения. Превзойдут ли новые истребители Китая российские "стелс"?

В ходе Airshow China 2018 был продемонстрирован новейший многоцелевой истребитель J-20, относящийся к пятому поколению (по китайской классификации — к четвертому). Однако это далеко не первое его появление в Чжухае, но на этот раз ожидали, что он будет летать уже с новым, улучшенным двигателем собственного производства WS-15 (с управляемым вектором тяги). Но ожидания не оправдались — дебют не состоялся. Газета South China Morning Post написала, что три самолета J-20 совершили демонстрационные полеты на авиашоу в комплектации с двигателями российского производства типа АЛ-31Ф.

Китайские "невидимки"-копии

Помимо J-20 на выставке была представлена другая авиатехника пятого поколения — легкий истребитель FC-31 (чаще обозначаемый J-31) и беспилотник CH-7, также созданный с применением технологий радиолокационной малозаметности ("стелс"). Этот аппарат, который называют аналогом американского RQ-170 Sentinel, выполнен по схеме "летающее крыло" и имеет внутренние отсеки для вооружения (может нести до 2 т бомб и ракет). Имея один двигатель, CH-7 способен развивать скорость до 920 км/ч, подниматься на высоту 13 км и действовать в оперативном радиусе 2 тыс. км.

БЛА CH-7

© AP Photo/Kin Cheung

"Это единственный беспилотник с применением технологии "стелс", который можно будет купить на рынке, — пишет газета China Daily. — Он обладает даже большей способностью нести вооружения, чем некоторые пилотируемые истребители". По словам главного конструктора Ши Вэня, первый полет CH-7 совершит в 2019 году, "и если все пойдет хорошо, в серийное производство аппарат будет запущен в 2022 году". По данным разработчиков, он будет применяться для ведения стратегической разведки, мониторинга электронной активности и уничтожения целей. Также сможет отслеживать истребители-"стелс", такие как американский F-22 Raptor, и самолеты дальнего обнаружения и управления, направляя пилотируемые боевые самолеты для поражения целей.

"В настоящее время Китай является одним из лидирующих игроков на рынке беспилотных летательных аппаратов (БЛА), примером чего может служить международный успех Wing Loong", — сообщил ТАСС представитель оргкомитета выставки. Этот аппарат уже стоит на вооружении Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и сыскал значительный экспортный успех, будучи поставленным в целый ряд стран, включая Египет, Казахстан, Нигерию, ОАЭ, Пакистан, Саудовскую Аравию и Узбекистан. При этом Wing Loong I уже применялся в боевых действиях, а по своим характеристикам сравним с известным американским ударным беспилотником MQ-1 Predator. Как отмечают эксперты, в последние годы Китай стремительно наращивает производство своих БЛА, которые значительно дешевле западных образцов и могут иметь хорошие перспективы на международном рынке.

БЛА Wing Loong

© AP Photo/Ng Han Guan

Что касается нового истребителя пятого поколения J-31, также продемонстрированного на Airshow China 2018, то его длина составляет 17,3 м, высота — 4,8 м, а размах крыла — 11,5 м. "Истребитель развивает скорость до 1400 км/ч, при этом его потолок достигает 16 км", — сообщил источник на выставке. Данный летательный аппарат предназначен для поставок на экспорт. "J-31 — это относительно недорогая альтернатива более тяжелым машинам пятого поколения. Корпорация AVIC (Aviation Industry Corporation of China) полагает, что он будет востребован на международном рынке вооружений", — добавил представитель авиационной компании.

В 2017 году СМИ сообщили, что стоимость предлагающегося на экспорт перспективного J-31 составит около $70 млн. Как отмечало издание China Daily, это приблизительно половина стоимости самолета американской компании Lockheed Martin F-35, который является единственным истребителем пятого поколения, доступным на рынке. США поставляют его только своим союзникам.

Премьерный показ J-31 прошел в Чжухае еще в 2014-м, но остался практически незамеченным. Главная новинка, по мнению экспертов, оказалась не полностью плодом китайской технической мысли, а лишь удачной манипуляцией чужими идеями, часть из которых, как отмечалось, была добыта незаконным путем. Также и с истребителем-"стелс" J-20, который поступил на вооружение в марте 2017 года и стал самым совершенным боевым самолетом, произведенным в Азии.

Многоцелевой истребитель FC-31

© Информационно-аналитический отдел ТАСС

Авиационные эксперты утверждают, что J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета — демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Базой всех авиационно-космических технологий является советско-российская технология — наша мысль, наша фундаментально-прикладная наука. И поэтому своего там ничего нет, ну, возможно, элементная база какая-то…

Магомед Толбоев

Почетный президент международного авиасалона МАКС, заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России

По его мнению, эти технологии попадали в Китай разными путями: в 1990-е годы по соглашению с правительством и соглашению с предприятием "один на один". "Это были открытые передачи, дружественные. Считалось, что для нас эти технологии устаревали. Сначала они покупали у нас партию с условием, что после покупки 20–30 самолетов мы передаем их производство в Китай, — отмечает Толбоев. — Что, они преуспели? Они отстают. Да, у них количество будет больше, а по качеству отстают. Потому что мы свои передовые технологии не отдаем".

' ТАСС/Ruptly'

"Необходимо отдать должное китайским партнерам, что они идут некоторым "своим курсом", хотя это достаточно эффектно у них получается — смело берут все новое в техническом облике передовых стран мира, добывают технологические и инженерные решения, а на этом основании формируют свою конструкцию и дорабатывают, доводят ее до летного экземпляра", — заявил ТАСС Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ.

Это позволяет им семимильными шагами догонять впереди идущих, возможно, некоторые воспринимают это как "схоластическое копирование", но при этом они нарабатывают опыт по конструированию, по выработке технологий, организуют и доводят до совершенства свою отраслевую промышленность, а это уже многое и значимо

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Такого мнения придерживается и военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. "В Китае умеют копировать лучшие образцы боевой техники, спору нет. Умеют. Но надо помнить, что копия всегда чуточку хуже оригинала", — подчеркивает он. "Сравнение китайского J-20 с отечественным МиГ 1.44 естественно. Внешний вид двух самолетов очень похож. Что касается внутренней компоновки, то тут возникают вопросы. Насколько точно скопированы приборы и оборудование?" — задается вопросом эксперт.

В свою очередь, генерал Попов напоминает, что "во многом наши специалисты им помогают, когда работают в кооперации, когда они производят нашу авиатехнику и вооружение по лицензии на своих предприятиях".

На данный момент их самолет пятого поколения, скорее всего, правильнее отнести к категории самолетов поколения "4++", но и это уже значительный успех для китайского авиапрома, надо признать! Да, большое сходство с нашим самолетом-демонстратором МиГ 1.44 еще раз подтверждает: наше участие в "кооперации" приносит успехи, совместные инвестиционные и партнерские отношения нам тоже не помешают

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

МиГ 1. 44

© Марина Лысцева/ТАСС

Попов предполагает, что у наших конструкторов и технологов уже есть в планах более новые перспективные разработки, а существующие проекты не стоит "вычеркивать" из дальнейших проработок. "Вот вам и пример их грамотного использования", — заключает он.

Проблема в двигателе?

Специалисты полагают, что полноценно говорить о китайском самолете пятого поколения пока рано, ведь имеется еще одна нерешенная проблема — завершение создания собственных авиационных двигателей. Конечно, большая часть тактико-технических характеристик J-20 до сих пор держится в секрете, однако известно, что на нем установлены российские двигатели АЛ-31ФМ2. Пекин в целом добился значительного прорыва в разработке авиадвигателей с управляемым вектором тяги, но пока не готов комплектовать ими свои новейшие истребители J-20.

"Двигатель WS-15 по-прежнему весьма нестабилен в работе, и инженеры пока не смогли выявить причину проблемы, хотя сила тяги у него вполне достаточная", — отметил один из военных экспертов.

Безусловно, еще далеко не все у них получается, например, современные турбореактивные двигатели — такими, которые уже работают в США, России. Но главное — у них есть стремление, которое выражается в серьезной господдержке (просматривается политическая воля), есть достаточно хорошо подготовленные кадры, индустриальные ресурсы, а остальное придет с опытом…

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Многоцелевые истребители J-20

© EPA-EFE/ALEKSANDAR PLAVEVSKI

Разработка турбореактивных двигателей этого типа велась на протяжении нескольких лет, но они были далеки от совершенства. Среди главных недостатков была проблема, связанная с перегревом лопаток турбин на высоких скоростях. В сентябре гонконгское издание South China Morning Post сообщало, что эти изъяны WS-15 в целом удалось устранить и благодаря этому Китай в конце года сможет наладить серийный выпуск истребителей J-20. "В настоящее время Китай располагает примерно 12 единицами J-20, что далеко не соответствует существующим потребностям", — заявил газете один из источников.

По мнению экспертов, отсутствие на авиасалоне в этом году этой новинки означает, что планы пришлось перенести. Не исключено, что Китаю в данной ситуации придется обращаться за помощью к России. В то же время ВВС Китая успешно показали в Чжухае другой двигатель с управляемым вектором тяги — WS-10B. Оснащенный им истребитель четвертого поколения J-10B успешно продемонстрировал в небе такие сложные фигуры пилотажа, как кобра Пугачева и маневр Хербста.

Истребитель J-10B

© Марина Лысцева/ТАСС

По оценкам базирующегося в Пекине аналитика Чжоу Чэньмина, ВВС НОАК нуждаются "по меньшей мере в 200 единицах" истребителей этого типа. Он пояснил, что к 2025 году США могут довести число своих новейших боевых самолетов F-35 в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 200–300 единиц, и Китай должен отреагировать соответствующим образом.

По сообщениям СМИ, в городе Чэнду (провинция Сычуань, Юго-Западный Китай) уже построена четвертая сборочная линия по производству этих истребителей. В случае запуска производства на полную мощность страна сможет производить до 40 самолетов в год.

Перегнать конкурентов

Как заявил китайскому изданию Huanqiu shibao на Airshow China 2018 главный конструктор J-20 Ян Вэйдуй, истребитель по своим характеристикам не уступает американским истребителям F-22 и F-35, а также российскому Су-57. "На авиасалоне J-20 выполнял полеты на малых высотах, а также фигуры пилотажа высокой сложности, его летные характеристики понятны с первого взгляда. Кроме того, есть еще и его боевые возможности, которые станут известны позже", — указал он.

Источник в китайской авиастроительной корпорации AVIC сообщил ТАСС, что J-20 в настоящее время проходит ряд существенных доработок, направленных на повышение его маневренных и боевых возможностей.

Основными задачами J-20 являются: завоевание и удержание превосходства в воздухе, перехват летательных аппаратов противника на средней и большой дальности, уничтожение наземных целей в оперативно-тактической глубине обороны противника, а также сопровождение

источник в корпорации AVIC

Многоцелевой истребитель J-20

© AP Photo

По его словам, истребитель способен наносить удары по морским надводным целям. "В настоящее время выбор боеприпасов для внутреннего отсека вооружения невелик. В него недавно был включен новейший тактический планирующий боеприпас TL-20", — добавил он. Кстати, этой управляемой авиабомбой предполагается оснащать как истребители, так и беспилотники для нанесения точных ударов по полевым командным пунктам противника, объектам военной инфраструктуры и бронетехнике. Сообщалось, что дальность полета TL-20 составит 110 км.

Спецпроект на тему

На внешней подвеске самолет J-20 способен нести противокорабельные ракеты TL-7 и YJ-9E. Последняя по своим характеристикам близка к российской сверхзвуковой ракете Х-31, однако дальность ее пуска в противокорабельном варианте не превышает 50 км. Для сравнения: у Х-31А — 70 км, а противорадиолокационных Х-31П/ПД — до 250 км. Эти ракеты стоят на вооружении истребителей семейства Су-30/35 и МиГ-29К/35 ВКС РФ.

Возможности истребителей нового поколения Су-57 и J-20 в мае 2018 года сравнивал и журнал The National Interest (NI). По данным издания, российский Су-57 отличается большей маневренностью, даже с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1. Однако эффективность самолета вырастет еще больше при установке нового двигателя. Также уступает J-20 и в скоростных характеристиках, но при этом он отличается большей скрытностью. Автор публикации объясняет это тем, что при создании J-20 были использованы технологии, схожие с теми, что применялись при разработке американских F-22 и F-35.

  • Увидеть "невидимку". Способна ли система С-300 засечь самолеты-"стелс"
  • Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое?

В заключение NI писал, что у российского и китайского истребителей пятого поколения изначально были разные приоритеты. Так, J-20 предполагается использовать в качестве дальнего ударного самолета, который создавал бы угрозу американским базам и военным объектам в Тихом океане, а также самолетам-заправщикам и десантным воздушным судам. По всей видимости, его не планируется применять для воздушного боя с американскими F-22 или F-35 за исключением случаев самообороны. "Напротив, российский Су-57 — это машина достижения превосходства в воздухе, предназначенная для охоты на американские истребители, такие как F-22 и F-35", — говорилось в публикации.


Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин

Шэньян J-31 и истребители 5-го поколения

Мрунал Навигация
  • 🏠 Дом
  • 📰Ежедневные новости!
  • 🔠 Предварительные требования / CSAT
    • FAQ
      • Возраст / попытка, программа, список книг
      • Священные отсечки
      • Ключ ответа-2019
      • 🗞Индусское время ОТХОДЫ
      • РТИ
    • Общие исследования
      • 🌐География
      • 🦋 Окружающая среда
      • 💰 Эконом
      • 🏛 Политика
      • 🏺 История и культура
      • ✔ Пробные MCQ [T25]
      • ☢ Научно-технический
      • Ток / PIN
      • Ежегодник
    • ➗ Способности
      • CSAT-стратегия
      • В процентах
      • Смесь-аллигиация
      • Время Скорость Работа
      • Тригонометрия
  • Сеть
    • Обязательно
      • Эссе прошлые статьи
      • Эссе: Как не писать
      • Бумага для эссе UPSC
      • Пробные эссе
    • GSM1
      • GS1: Прошедшие работы и программа
      • Искусство и культура по Ишани
      • Всемирная история и старая NCERT
      • Устранение проблем урбанизации
      • Распределение ресурсов (Райтанил)
      • Факторы местоположения
    • GSM2
      • GS2: Прошедшие работы и программа
      • Сравнение конституций
      • Разработка и реализация политики
      • Роль НПО, Давление, гр.
      • Модели электронного управления
      • Дипломатия / IR
    • GSM3
      • GS3: Прошедшие работы и программа
      • Земельные реформы
      • Пищевая промышленность
      • Обзор экономики 2016 г.
      • Инвестиционные модели
      • Наука и технологии
      • Внутренняя безопасность
    • GSM4: Этика
      • GS4: Прошедшие работы и программа
      • Примечания и примеры использования
      • Лекции Топпера Кавана
  • Подготовка к интервью.
    • Интервью UPSC
      • Вопросы об окончании школы
      • Ролевые игры, SRT Qs
      • Дипломатия: ошибки во время интервью
      • Политика: ошибки во время интервью
    • Банк / МБПС
      • Преодоление чувства вины
      • Почему ПО? (Торговая площадка)
      • Банковские услуги
      • Выпускные Qs
      • Стресс-интервью
    • CDS / SSB
      • Групповые задачи, GTO, GD
      • Интервью и конференция
  • 🏆 Ботворезы
  • учебных планов
    • Стратегия MPPSC по рангу № 4
    • Стратегия APFC по рангам № 37
    • Стратегия № 2 ранга офицера RBI
    • ACIO
    • SSC
    • Банковское дело (IBPS)
      • Интервью
      • ГА ГК Банковское дело
      • Математика DI
      • Рассуждения
      • Английский
      • RBI, класс B
    • CDS
    • CAPF
    • UGC NET / JRF
    • РАН
  • 💾 Загрузок
  • 📧 Связаться
    • Эл. Почта
    • Facebook
    • Google+
    • Твиттер
    • Youtube
    • G + (Страница)
  • Пожертвовать
  • 🏠 Дом
  • 📰Ежедневные новости!
  • 🔠 Предварительные требования / CSAT
    • FAQ
      • Возраст / попытка, программа, список книг
      • Священные отсечки
      • Ключ ответа-2019
      • 🗞Индусское время ОТХОДЫ
      • РТИ
    • Общие исследования
      • 🌐География
      • 🦋 Окружающая среда
      • 💰 Эконом
      • 🏛 Политика
      • 🏺 История и культура
      • ✔ Пробные MCQ [T25]
      • ☢ Научно-технический
      • Ток / PIN
      • Ежегодник
    • ➗ Способности
      • CSAT-стратегия
      • В процентах
      • Смесь-аллигиация
      • Время Скорость Работа
      • Тригонометрия
  • Сеть
    • Обязательно
      • Эссе прошлые статьи
      • Эссе: Как не писать
      • Бумага для эссе UPSC
      • Пробные эссе
    • GSM1
      • GS1: Прошедшие работы и программа
      • Искусство и культура по Ишани
      • Всемирная история и старая NCERT
      • Устранение проблем урбанизации
      • Распределение ресурсов (Райтанил)
      • Факторы местоположения
    • GSM2
      • GS2: Прошедшие работы и программа
      • Сравнение конституций
      • Разработка и реализация политики
      • Роль НПО, Давление, гр.
      • Модели электронного управления
      • Дипломатия / IR
    • GSM3
      • GS3: Прошедшие работы и программа
      • Земельные реформы
      • Пищевая промышленность
      • Обзор экономики 2016 г.
      • Инвестиционные модели
      • Наука и технологии
      • Внутренняя безопасность
    • GSM4: Этика
      • GS4: Прошедшие работы и программа
      • Примечания и примеры использования
      • Лекции Топпера Кавана
  • Подготовка к интервью.

Китай неожиданно построил истребитель шестого поколения с помощью России

Китайское издание Shanghai News сообщило, что Китай активно работает над созданием многофункционального истребителя шестого поколения. Также было сказано, что Китай добился значительных успехов в этой области с помощью первоклассных российских ученых. В довершение ко всему было сказано, что президент России Владимир Путин неоднократно просил вернуть этих ученых домой.Заслуживает ли доверия эта сенсационная новость?

Су-57, российский истребитель 5-го поколения

В статье китайского издания приводится несколько подробностей о новом самолете, который называют «наиболее прогрессивным представителем своего класса». Самолет оснащен продвинутой навигационной системой, способной эффективно работать в сложных метеорологических условиях в любое время дня и года.

Истребитель, известный как Huolong («Огненный дракон»), оснащен инерциальной навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса, автоматическим радиокомпасом, навигационной радиотехнической (спутниковой) системой, работающей на больших расстояниях; ближняя навигационная радиотехническая система, система определения взаимных координат и световой сигнал.

Не специалисту будет сложно отличить упомянутый самолет от истребителя пятого или даже четвертого поколения. Специалистам тоже может показаться крепким орешек, потому что единой концепции самолета шестого поколения пока нет.

Истребители пятого поколения только появляются. В марте этого года сообщалось, что Китай принял на вооружение самолет J-20, премьера которого состоялась в ноябре 2016 года. Вызывает тревогу относительно небольшой промежуток времени с момента первого показа до момента принятия самолета на вооружение. , хотя возможно, что китайские инженеры разрабатывали самолет и дальше, не афишируя его.Кроме того, эксперты отметили, что у китайцев возникли большие проблемы с двигателями для нового истребителя.

Здесь стоит отметить, что у России тоже есть проблемы с разработкой двигателей для самолета пятого поколения. В конце августа этого года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что серийный Су-57 (ранее известный как ПАК ФА Т-50) будет принят на вооружение в 2018-2019 годах. Однако это будут самолеты с двигателями так называемой «первой ступени».

«Приступаем к первому этапу государственных испытаний.Первые серийные Су-57 будут готовы в 2018-2019 годах. После этого начнется вторая очередь с новыми двигателями », - сказал Борисов на форуме« Армия-2017 ».

Что касается двигателей« второй ступени », то считается, что новые двигатели значительно превзойдут существующие по мощности. топливная экономичность и удельная тяга, а по конструктивно-технологическим характеристикам и параметрам они будут полностью соответствовать мировому уровню авиационных двигателей пятого поколения.

В двух словах - это сложная, но решаемая задача.Это вызывает серьезные сомнения в отношении "самого прогрессивного" истребителя шестого поколения Huolong Китайской Народной Республики.

Информация о целой группе первоклассных российских ученых, которые много работали над созданием суперэсминца для китайской армии, вызывает гораздо больше вопросов. В общем, чтобы добиться хороших результатов, Китаю пришлось бы импортировать целое конструкторское бюро. Конечно, в Китае живут и работают иностранные ученые. Например, не так давно появилась информация о том, что специалисты ныне расформированного конструкторского бюро Антонова Украины переехали работать в Китай.Но не похоже, что их там много для создания нового самолета, к которому даже у специалистов возникает много вопросов.

Военный эксперт Алексей Леонков, с которым беседовала «Правда.Ру», считает, что новости о китайском истребителе шестого поколения - фальшивка. По словам эксперта, Россия и Китай давно сотрудничают по самолетам пятого поколения, но это сотрудничество носит официальный и законный характер. «В этом сотрудничестве есть определенные ограничения и трудности, потому что китайские самолеты пятого поколения оснащены двигателями четвертого поколения», - сказал он.

Антон Куликов
Правда.Ру

Читать статью в русской версии Правды.Ру

Истребители пятого поколения есть только в России

Прошлое и будущее российской авиации, уникальные российские истребители, военные доктрины разных стран, - «Правда.Ру» рассказала на эти темы в интервью с заслуженным летчиком-испытателем СССР, Героем России Анатолием Квочуром. на Западе как «русская летающая легенда» и один из лучших летчиков-испытателей нашего времени.

Источник: Фотоархив Pravda.Ru

ВВС России после распада СССР

«Что произошло в области российской авиации после распада Советского Союза и куда мы сейчас идем?»

«За последние годы в России создано несколько уникальных самолетов. Су-35 уже используется, а мы уже несколько лет тестируем Т-50 пятого поколения. Это очень хорошие результаты, потому что никто можно было даже подумать, что это могло быть возможно в середине 1990-х годов.Авиация - очень сложная отрасль. Только Советский Союз мог самостоятельно создавать мощные самолеты и вертолеты. Когда Союз распался, многие предприятия авиационной отрасли оказались за границей. Это, например, «Мотор Сич» - одна из крупнейших в мире компаний по производству, испытанию, обслуживанию, эксплуатации и ремонту 55 типов и модификаций надежных двигателей. Сегодня это украинская компания. Конструкторское бюро Антонова, известное своим самым большим в мире самолетом Ан-124, завод в Ташкенте, Узбекистан, производитель военно-транспортных и гражданских самолетов Ил-76, а также заправщик Ил-78 - список можно продолжать и продолжать. на.

«Россия многое потеряла. Время - один из важнейших факторов конкуренции. Это не только деньги, но и идеи, возможности и специалисты».

Истребитель пятого поколения

«Президент Путин однажды сказал, что, даже если мы потеряли время, мы смогли создать новые технологии на основе последних разработок. На данный момент Россия даже превзошла иностранных конкурентов».

«Верно. Выяснилось, что проект по созданию самолета пятого поколения F-22 Raptor стартовал примерно одновременно с российским истребителем пятого поколения.Российский проект был разработан МиГ и назывался Проект 1.42. У проекта не было серийного названия, но самолет был построен и первый полет он совершил в 1994 году.

«F-22 полетел немного позже, но в США к нему подходили иначе - американцы могли использовать не только собственные ресурсы, но и ресурсы всего мира. В конкурсе проектов участвовало шесть компаний. После этого шесть компаний были разделены на две ассоциации, и каждая из них получила средства из бюджета на строительство двух испытательные самолеты - ЯФ-22 и ЯФ-23.Это был один и тот же самолет, но с разными двигателями. YF-22 победил, и победившая корпорация расширилась с помощью проигравших.

«Первый настоящий боевой самолет F-22 взлетел в 1997 году. Американцы, видимо, решили, что с Россией покончено, поэтому расслабились. Это была большая ошибка, которую они сделали.

F-22, например, был признан неудачным проектом: было изготовлено около 150 самолетов, тогда как изначально планировалось произвести 700. Сейчас производство этого самолета прекращено.Это мог быть отличный самолет со всеми необходимыми характеристиками: плохой заметностью, маневренностью, ремонтопригодностью и крейсерской сверхзвуковой скоростью. Но проект был отложен. "

" Они оказались в ситуации, когда у них нет самолетов 5-го поколения. "

" У них был провальный проект, поэтому они не начали строить еще один самолет той же категории. В отличие от США, Россия создала принципиально другой самолет, известный как ПАК ФА Т-50.Кроме того, в России налажено серийное производство Су-35 - промежуточного варианта, сильно оптимизированной и улучшенной копии Су-27. Сверхманевренность, большая дальность полета, качественно новые прицельно-навигационные бортовые системы - все это говорит о том, что паритет может быть восстановлен ».

« Неудачным проектом также называют F-35. Австралийские специалисты сравнили F-35 с российскими Т-50 и Су-35. В результате F-35 был назван самолетом третьего поколения с элементами истребителя пятого поколения.«

» Во-первых, F-35 разработан как самолет наземного базирования, вертикального взлета и посадки, укороченного взлета и посадки и палубного базирования. В СССР был аналогичный самолет - он назывался Як-41. ОКБ Яковлева было единственным ОКБ, имевшим технологию вертикального взлета и посадки. Они построили самолет Як-38 для авианосцев. Это мог быть сверхзвуковой самолет, который, как и F-35, мог активировать форсаж. Проект был отложен, когда СССР остановился в его разработке.Я считаю, что наши технологии слили за границу, потому что у американцев не было техники вертикального взлета и посадки. Они использовали британский самолет Harrier. Великобритания - очень сильная страна в авиастроении.

«Военная доктрина России носит исключительно оборонительный характер. Мы должны быть в состоянии защитить нашу страну и людей. Нам не нужно садиться на авианосцы, чтобы путешествовать на другие континенты. Военная доктрина США - это доктрина мирового господства. Если я не ошибаюсь, у них 17 авианосцев.У России только один. Американцам нужны самолеты, которые они могли бы доставить во Вьетнам, Камбоджу, Ближний Восток и так далее. Самолет вертикального взлета и посадки - это то, что больше всего нужно американцам ».

« Говорят, что до недавнего времени в России не было многоцелевого истребителя ».

« Он был создан, я участвовал в этом проекте, но страна была в руинах. Например, был уникальный самолет МиГ-31М. Этот самолет имел сверхзвуковую крейсерскую скорость 2500 км / ч.Здесь нет конкурентов! Максимальная скорость - 3000 км / ч. МиГ-31М мог поднимать десять тонн - шесть больших ракет с дальностью полета 300 км. Был мощный радар, который сканировал территорию на дальность до 300 км. В 1994 году проект застопорился, и никто не сказал почему. "

" Насколько нам известно, проект МиГ-31 был возвращен к жизни. Есть проект МиГ-41. "

" Действительно. Комитет обороны инициировал несколько слушаний в Госдуме по возобновлению производства самолетов МиГ-31.Проект все еще обсуждается ».

« Мы знаем, что китайцы тоже работают над истребителем пятого поколения ».

« Да, у них есть два истребителя - оба одномоторные, но мощность двигателей разная. Судя по сообщениям прессы, Китай испытывает самолет пятого поколения ».

« Что вы можете сказать о китайском истребителе пятого поколения, в частности? »

« Что сказать? Китай - это мастерская мира.У них есть все - все оборудование и все технологии. В конце концов, все электронные устройства производятся в Китае ».

« Сообщалось, что Китай работает над собственным истребителем пятого поколения во время переговоров по контракту на закупку Су-35 у России. «

» Если мы поставим эти самолеты в Китай, то можно только радоваться. Однако, покупая истребитель, они также приобретают технологию. У них уже есть техника Су-27 и построено много аналогов.В Китае есть только одна партия, реализующая политическую волю правительства. Там не обсуждают, в каком направлении им нужно идти - они просто идут ». .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта