+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Почему самолет в небе оставляет след: Почему за самолетом иногда бывает след, а иногда нет

0

Почему самолет оставляет след? — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Конечно зачастую в небе вы видите этот след не настолько «мощный», но есть некоторые моменты о нем, которые вы могли не знать.

Проверьте себя …

Частенько подняв голову к небу мы видим на нем белую полосу от летящего самолета. След, который он оставляет за собой, называется конденсационным. К слову, у нас часто называют его инверсионным следом, но в Википедии напротив «инверсионного» стоит пометка «устаревшее название». Поэтому будем пользоваться термином «конденсационный». К тому же, это название «говорящее» — в самом этом названии заложен ответ на вопрос о том, что это такое.

Как правило, непосредственной причиной возникновения следа являются отработанные газы реактивных двигателей. В их состав входит водяной пар, углекислый газ, оксиды азота, углеводороды, копоть и соединения серы. Из этого только водяной пар и сера ответственны за появление инверсионного следа. Сера служит образованию точек конденсации, при этом сам инверсионный след может формироваться как из водяного пара, входящего в состав отработанных газов, так и из пара, входящего в состав пересыщенной атмосферы.

Попадая в холодный воздух (а на той высоте, на которой обычно летают самолеты, температура около -40 градусов), пар конденсируется вокруг частичек сжигаемого топлива и получаются мельчайшие капельки, вроде тумана, которые и образуют полосу на небе. Можно сказать, что получается этакое рукотворное длинное облако. Со временем оно рассеется или станет частью перистых облаков.

Почему этот след не всегда виден?

Если для такой влажности температура окружающего воздуха ниже точки росы, то влага образует за двигателями белые конденсационные следы. На малых высотах они состоят из капель воды, которые обычно быстро испаряются, и след исчезает. А вот когда самолет идет на большой высоте, где температура воздуха ниже –40 °С, пар сразу конденсируется в ледяные кристаллы, которые испаряются гораздо медленнее.

Кстати, конденсационные следы самолетов могут влиять на климат Земли. Если посмотреть на Землю со спутника, то можно увидеть, что в тех районах, где часто летают самолеты, все небо покрыто их следами.

Одни ученые считают, что это хорошо — следы увеличивают отражательные свойства атмосферы, тем самым не давая солнечным лучам доходить до поверхности Земли. Так можно снизить температуру земной атмосферы и не допустить глобального потепления. Другие считают, что плохо — возникающие от конденсационного следа перистые облака препятствуют охлаждению атмосферы, тем самым вызывая ее потепление. Кто прав, а кто не прав, покажет время.

Хотят запретить оставлять след?

В зависимости от условий атмосферы и скорости ветра инверсионный след может оставаться в небе до 24 часов и иметь длину до 150 км. Ученые из Университета Рединга (Великобритания) решили выяснить, как заставить самолеты летать бесследно, сохранив при этом рентабельность перевозок.

«Может показаться, что самолету нужно делать немалый крюк, чтобы избежать инверсионного следа. Но из-за кривизны Земли вам требуется лишь немного увеличить расстояние, чтобы избежать действительно длинных следов», — говорит Эмма Ирвин, автор исследования, опубликованного в журнале Environmental Research Letters.

Их расчеты показали, что для небольших ближнемагистральных самолетов отклонение от насыщенных влагой областей, даже в 10 раз превышающее длину самого инверсионного следа, способно уменьшить негативное влияние на климат.

«Для больших самолетов, которые выбрасывают больше углекислого газа на километр, имеет смысл отклонение в три раза большее», — говорит Ирвин. В своем исследовании ученые оценили воздействие на климат, оказываемое лайнерами, летящими на одной и той же высоте.

К примеру, самолету, летящему из Лондона в Нью-Йорк, чтобы избежать образования длинного следа, достаточно отклониться на два градуса, что добавит к его пути 22 км, или 0,4% всего расстояния.

В настоящее время ученые вовлечены в работу над проектом, целью которого является оценка возможности перекройки существующих трансатлантических маршрутов с учетом воздействия авиации на климат. Реализовать предложения климатологов значит в будущем столкнуться с проблемами в области экономики и безопасности авиационных перевозок, признают эксперты. «Диспетчерские службы должны оценить, являются ли подобные перекройки маршрутов рейс от рейса осуществимыми и безопасными, а синоптики – понять, способны ли они надежно прогнозировать, где и когда могут образоваться инверсионные облака», — считает Ирвин.

Еще немного интересных вопросов и ответов: вот например Почему хоронят на двухметровой глубине? и почему в самолетах ночью при взлете и посадке выключают свет?. Замечали ли вы, что частенько просыпаетесь за пять минут до срабатывания будильника? и оказывается, что Огурцы и помидоры — не овощи

Tags: Вопросы

Telegram channel

Клуб почемучек. Почему самолет оставляет след?

Здравствуйте, дорогие читатели и участники “Клуба почемучек“! В сегодняшнем выпуске Клуба я буду отвечать на вопрос мамы  Ани и ее сыночка Дани (7 лет): “Почему самолет оставляет на небе белый след?“

Конденсационный след от самолета над нашим домом

Частенько подняв голову к небу мы видим на нем белую полосу от летящего самолета. След, который он оставляет за собой, называется конденсационным. К слову, у нас часто называют его инверсионным следом, но в Википедии напротив “инверсионного” стоит пометка “устаревшее название”. Поэтому я буду пользоваться термином “конденсационный”. К тому же, это название “говорящее” – в самом этом названии заложен ответ на вопрос о том, что это такое. (Предложите ребенку назвать еще примеры “говорящих” названий, например, самолет, самовар, треугольник. Если ребенок знаком с латинскими корнями, то можно вспомнить и телескоп, и микрофон и т.п.). 

След от самолета называется “конденсационным” потому, что он возникает в результате конденсации. Спросите малыша, знает ли он, что такое “конденсация”? Вряд ли много детей дошкольного возраста смогут ответить на этот вопрос. Тогда давайте спросим по-другому: видел ли малыш когда-нибудь, как запотевают зимой стекла в машине?  Нравится ли ему рисовать на запотевшем окне пальцем забавные рожицы? Видел ли малыш как покрывается капельками зеркало в ванной после того, как кто-то принимал горячий душ?  Вот это явление и есть конденсация.

Так называют переход пара в жидкое состояние. Чтобы оно случилось, нужно три составляющих: влажный воздух, ядра конденсации (какие-нибудь пылинки в воздухе) и перепад температуры. Например, что происходит у нас в ванной: влажный воздух – есть, пылинки в воздухе – есть, перепад температуры при соприкосновении теплого воздуха с холодным стеклом зеркала – есть! Значит будет и конденсат. 

Давайте сделаем конденсат прямо сейчас. Для этого надо всего лишь налить воду в бутылку и положить ее в морозильник минут на 15-20. Когда вода охладится, надо достать ее и подержать при комнатной температуре. На поверхности бутылки тут же образуются мелкие капельки – конденсат. Если подержать бутылку в тепле подольше, то капли начнут увеличиваться и стекать по стенкам. Это пары воды, находящиеся в комнатном воздухе, при соприкосновении с холодной бутылкой оседают на нее каплями.

Опыт по получению конденсата

Где еще мы можем увидеть конденсат? Правильно – это же обычная роса! Помнит ли малыш, как он видел маленькие капельки на траве ранним утром? Теперь он может объяснить, откуда они там взялись. Влажный воздух был? Ядра конденсации были? Перепад температуры между холодным ночным воздухом и теплой поверхностью земли был? Вот водяной пар из воздуха и превратился в капельки воды – и получилась роса. Даже есть такой термин “точка росы”. Он как раз и обозначает ту температуру, ниже которой водяной пар превращается в капли.

Роса. Фото из Википедии

А теперь вернемся к самолету. Когда самолет летит, из его двигателей вырывается струи горячего пара и газов от отработанного топлива. Попадая в холодный воздух (а на той высоте, на которой обычно летают самолеты, температура около -40 градусов, подробнее об этом в выпуске про то, как образуются облака), пар конденсируется вокруг частичек сжигаемого топлива и получаются мельчайшие капельки, вроде тумана, которые и образуют полосу на небе. Можно сказать, что получается этакое рукотворное длинное облако. Со временем оно рассеется или станет частью перистых облаков.

По следу самолета можно предсказывать погоду. Если след длинный и держится долго – значит воздух влажный и может пойти дождь, если короткий и быстро рассеивается, то будет сухо и ясно. Мы с моей дочкой Катей решили вести дневник наблюдений и проверить, насколько такой прогноз может быть точным. Присоединяйтесь к нашему эксперименту!

Кстати, конденсационные следы самолетов могут влиять на климат Земли. Если посмотреть на Землю со спутника, то можно увидеть, что в тех районах, где часто летают самолеты, все небо покрыто их следами. Одни ученые считают, что это хорошо –  следы увеличивают отражательные свойства атмосферы, тем самым не давая солнечным лучам доходить до поверхности Земли.  Так можно снизить температуру земной атмосферы и не допустить глобального потепления. Другие считают, что плохо – возникающие от конденсационного следа перистые облака препятствуют охлаждению атмосферы, тем самым вызывая ее потепление. Кто прав, а кто не прав, покажет время.

Конденсационные следы самолетов на небе, видимые со спутника.   Фото с сайта fiz.1september.ru 

Моя Катя очень любит во время прогулки наблюдать за полетами самолетов. И всегда ей хочется знать, куда и откуда они летят. Хорошо, что в сети есть сервис, который в реальном времени показывает все самолеты, находящиеся в полете по всему миру. Его адрес  https://www.flightradar24.com. Ведь так интересно посмотреть в окно, увидеть белую полоску конденсационного следа, и сразу же определить, что оставил его, например, Airbus A330-322, принадлежащий компании I-Fly, и летящий из Хургады в Москву.

Скриншот программы слежения за самолетами

Есть даже такое модное увлечение – авиационный споттинг (от англ. “spot” – “увидеть”, “опознать”). Оно заключается в том, что люди наблюдают за полетами самолетов (обычно недалеко от аэропортов), определяют их типы, ведут реестры, фотографируют взлеты и посадки.
Если в вашем городе есть аэропорт, я предлагаю если не заняться споттингом, то просто съездить на экскурсию туда. Походить по зданию аэровокзала, узнать, где покупают билеты на самолет, как сдают и получают багаж, как проходят таможенный контроль. Проводите и встретьте несколько самолетов, приглядитесь к лицам людей, только что вернувшихся с неба. И даже если вы сами пока никуда не собираетесь лететь, вы почувствуете себя немного путешественниками.
Мы иногда ходим в Симферопольский аэропорт, если на улице плохая погода и гулять на свежем воздухе неприятно. И дети всегда в восторге от такого времяпрепровождения. А еще у нас в городе периодически организуют авиа-шоу. Вот где можно не только понаблюдать, но и потрогать самолет и даже посидеть у него в кабине.

Фото  из нашего семейного архива

А в конце выпуска я хочу предложить попробовать свои силы в создании самолетиков из бумаги в технике оригами. Даже если ваш малыш уже умеет делать всем известную модель самолета “Стрела”, то существует еще множество других моделей. (Я когда-то выкладывала в блоге 21 схему для самолетиков). Возьмите получившиеся самолетики с собой на прогулку и устройте соревнования. Какой самолет красивее всего? Какой дальше всего летит? Какой дольше других планирует в воздухе? Уверенна, что пускать самолетики понравится не только мальчишкам и девчонкам, но даже их мамам и папам. Надеюсь, и Дане это занятие тоже будет интересно 🙂

Делаем вместе с Катей двадцать одну модель бумажных самолетиков 🙂

Чтобы я ответила и на ваши вопросы, присылайте их мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой “Клуб почемучек”. Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится на следующей неделе, в пятницу 24 мая. Не пропустите!  
Призом будут занятия по физике для малышей из моего платного проекта “Нескучная наука“. Победителю, которого выберет рандом, будет открыт доступ к одному из возрастных блоков проекта, в зависимости от возраста ребенка.

Архив прошлых выпусков “Клуба почемучек” можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Другие развивающие занятия на тему техники можно увидеть здесь:  Как строят мосты, Что быстрее, машина или поезд,  Как работает лифт,   Куда пропадает мультгерой, когда выключают телевизор, Добыча и выплавка металлов, Водяные часы – клепсидра, Как самим сделать мультфильм, Почему люди не выпадают из качелей, Ракета на водяном двигателе,  Как увидеть МКС,  Как сделать флюгер  

Материалы по теме:

//ru.wikipedia.org/wiki/Конденсационный_след
http://www.avsim.su/forum/topic/28519-spotting-v-simferopole-ukff/
https://www.kakprosto.ru/kak-87488-pochemu-samolet-ostavlyaet-sled
http://fizportal. ru/qualitative-603

Почему самолеты оставляют следы в небе?

НАУКА — Физические науки

Задумывались ли вы когда-нибудь…

  • Почему самолеты оставляют следы в небе?
  • Что такое инверсионные следы?
  • Как пилоты используют самолеты, чтобы писать в небе?
Метки:

Просмотреть все метки

  • самолет,
  • искусственная,
  • облако,
  • облачно,
  • конденсат,
  • инверсионный след,
  • испаряющийся,
  • выхлоп,
  • пилот,
  • самолет,
  • небо,
  • небесное письмо,
  • трек,
  • след,
  • пар,
  • вода

 

Вы когда-нибудь видели, как самолет летит по ясному голубому небу? Иногда легко проследить путь самолета, потому что он оставляет после себя белую полосу в небе. Однако через некоторое время след самолета тускнеет и исчезает в воздухе.

Те белые полосы, которые оставляют самолеты, на самом деле являются искусственными облаками. Их называют инверсионными следами, что является сокращенной версией словосочетания «конденсационный след».

Двигатели самолетов производят выхлопные газы точно так же, как и автомобильные двигатели. Горячие выхлопные газы выходят из самолета, а водяной пар попадает в воздух. , На высотах 26 000 футов и более воздух очень холодный (иногда более -40° F!).

Холодный воздух вызывает конденсацию водяного пара. Это означает, что водяной пар превращается в крошечные капельки воды или даже замерзает в крошечные кристаллы льда, прежде чем в конечном итоге испариться. Этот сконденсированный водяной пар и смесь кристаллов льда образуют облачные следы, которые вы видите в небе.

Если вы когда-нибудь видели авиашоу, вы, возможно, видели, как самолеты отправляют сообщения в небе с помощью чего-то похожего на облака. Это инверсионные следы? Не совсем…

Скайрайтеры используют маленькие самолеты, оснащенные специальными дымовыми машинами, которые летают по особым схемам для создания письменных сообщений, видимых с земли. Дымовые машины обычно состоят из контейнеров под давлением, наполненных маслом. По команде пилота машины распыляют масло на горячую выхлопную систему самолета, где оно быстро сгорает и образует облака густого белого дыма.

Пилоты должны научиться летать по особым схемам и аккуратно работать с дымовой машиной, чтобы иметь возможность создавать свои уникальные сообщения в небе. От рекламы до предложений руки и сердца сообщения могут быть практическими, личными или просто глупыми.

Skywriting уходит своими корнями в далекое прошлое. Есть сообщения об успешных скайрайтерах до Первой мировой войны, возможно, еще в 1915 году. Сегодня скайрайтеры используют спутниковую навигацию для программирования сообщений перед полетом, тем самым повышая точность.

Интересно, что дальше?

Завтрашнее чудо дня может стать настоящей головной болью!

Попробуйте

Готовы сделать свои собственные инверсионные следы? ХОРОШО! Хватай ключи от самолета своей семьи и лети в небо! Что значит, у вашей семьи нет самолета? Что ж, если подумать… даже если бы у них был самолет, они, вероятно, пока не позволили бы вам на нем летать! Не волнуйтесь, вы все равно можете повеселиться, поучаствовав в одном или нескольких из следующих забавных занятий с другом или членом семьи:

  • Вы когда-нибудь делали самодельные открытки для своих друзей и членов семьи на их дни рождения? Нет ничего лучше искреннего послания, написанного от руки на открытке, которую вы сделали сами. Конечно, бумага немного ограничивает вас с точки зрения воздействия, которое может оказать ваше сообщение. Но что, если бы у вас было все небо в качестве холста? Что бы вы написали в небе другу или члену семьи, если бы у вас была возможность написать любое сообщение в небе, чтобы они его увидели? Подумайте об этом, а затем скажите этому человеку, что бы вы написали, если бы могли писать на небе. Вы никогда не знаете, когда вы просто можете сделать чей-то день!
  • Сегодня на улице облачно? Мы надеемся на это! Почему? Потому что эта деятельность требует некоторых облаков. Выйдите на улицу с друзьями или членами семьи и расстелите одеяло, чтобы вам было удобно смотреть на облака, пересекающие небо. Какие фигуры вы видите? Выберите определенную область неба и посмотрите, что вы можете увидеть. Ваши друзья или члены семьи видят то же, что и вы? Сравните свои наблюдения. Чем они похожи? Насколько они разные? Получайте удовольствие, наблюдая за облаками и используя свое воображение, чтобы придать случайным облакам какой-то смысл!
  • Если вы готовы принять вызов, проведите этот забавный эксперимент дома, используя всего несколько простых материалов. Возьмите прозрачную пластиковую 2-литровую бутылку, спички (вам понадобится взрослый, чтобы помочь с этим экспериментом) и немного теплой воды. Просто следуйте инструкциям, чтобы создать собственное облако в бутылке!

Получил?

Проверьте свои знания

Wonder Words

  • самолет
  • трек
  • небо
  • след
  • трассировка
  • полоса
  • искусственный
  • дым
  • плотный
  • выхлоп
  • пар
  • инверсионный след
  • конденсат
  • испариться
  • холст
  • навигация
  • дым
  • фейд

Примите участие в конкурсе Wonder Word

Оцените это чудо
Поделись этим чудом
×
ПОЛУЧАЙТЕ СВОЕ ЧУДО ЕЖЕДНЕВНО

Подпишитесь на Wonderopolis и получайте Wonder of the Day® по электронной почте или SMS

Присоединяйтесь к Buzz

Не пропустите наши специальные предложения, подарки и рекламные акции. Узнай первым!

Поделитесь со всем миром

Расскажите всем о Вандополисе и его чудесах.

Поделиться Wonderopolis
Wonderopolis Widget

Хотите делиться информацией о Wonderopolis® каждый день? Хотите добавить немного чуда на свой сайт? Помогите распространить чудо семейного обучения вместе.

Добавить виджет

Ты понял!

Продолжить

Не совсем!

Попробуйте еще раз

Инверсионные следы или следы конденсации — Метеобюро

  • Высота основания: выше 20 000 футов. 
  • Латинский: Формальной латинской классификации нет, но слово «конденсация» происходит от латинского слова «уплотнение».
  • Осадки: Нет

Что такое инверсионные следы?

Инверсионные следы представляют собой длинные тонкие линии облаков, обычно видимые за самолетом.

Как образуются инверсионные следы?

Реактивные двигатели самолетов производят водяной пар как побочный продукт сжигания топлива. На высоте более 20 000 футов воздух, окружающий самолет, значительно ниже точки замерзания, поэтому он охлаждает водяной пар, выходящий из задней части двигателей. Это приводит к тому, что водяной пар быстро конденсируется, а затем замерзает. Крошечные частицы из двигателя, известные как ядра конденсации, действуют как отправная точка для возникновения конденсации, оставляя за двигателями самолета тонкие следы из кристаллов льда.

Дальнейшие действия зависят от того, насколько сухой или влажный воздух. Если воздух очень сухой, кристаллы льда сублимируются (переходят из твердого состояния в газообразное) и становятся невидимыми. Если воздух влажный, капли воды или кристаллы льда останутся там, где они есть, часто растекаясь, оставляя пушистый след там, где прошел самолет. Следы могут длиться много часов, оставляя небо изрезанным линиями и смешиваясь с перистыми облаками.

Какая погода связана с инверсионными следами?

Инверсионные следы недостаточно велики, чтобы вызвать любую погоду на земле. Мы склонны наблюдать их в пустом небе в условиях высокого давления, когда вокруг очень мало других облаков.

Как классифицировать инверсионные следы?

Строго говоря, есть только один тип инверсионного следа, однако есть аналогичный эффект, называемый «Вихри на кончиках крыльев». Когда крыло самолета создает подъемную силу, оно вызывает образование вихря на законцовках крыла и на концах закрылков. Эти вихри на законцовках крыльев сохраняются в атмосфере после прохождения самолета. Снижение давления и температуры в каждом вихре может привести к конденсации воды, образуя тонкую линию капель воды, которая выглядит как инверсионный след. Этот эффект чаще встречается во влажные дни, поэтому вихри на законцовках крыльев иногда можно увидеть за закрылками авиалайнеров во время взлета и посадки. В отличие от инверсионных следов, вихри на законцовках крыльев обычно видны только на малой высоте, когда самолет движется медленно после взлета или перед посадкой. Они тянутся за законцовками и закрылками крыла, а не за двигателями, и быстро испаряются всего в нескольких метрах позади самолета.

Когда самолет проходит через облако, он может рассеять облако на своем пути. Это известно как отклонение (сокращение от «след рассеяния»). Теплый выхлоп двигателя самолета приводит к тому, что существующие капли воды в ранее существовавших облаках испаряются, оставляя четкий след на облачном небе.

Другим похожим, но другим эффектом являются «корабельные следы». Это облака, которые образуются вокруг выхлопных газов, выпускаемых кораблями в неподвижный, но влажный воздух прямо над океаном. Водяной пар, уже находящийся в воздухе, конденсируется на частицах аэрозоля в выхлопных газах. В случае судовых путей лишь небольшая часть конденсирующегося водяного пара поступает от двигателей корабля. Большая часть уже присутствует в воздухе до прибытия корабля. Образовавшиеся облака напоминают длинные струны над океаном. Часто они намного шире инверсионных следов, поэтому их часто можно увидеть на спутниковых снимках Земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта