Штурмовик Ил-16 🔥 история создания, назначение, ттх
Часто происходит так, что наибольшую славу получают не самые совершенные образцы боевой техники, а, наоборот, те, которые не смогли проявить себя в полном объеме. К примеру, можно вспомнить самолет Ан-70, на которого возлагали большие надежды, но он так и не начал выпускаться.
Такая же ситуация происходит и со штурмовиками Ильюшина. Легендарный ударный самолет Ил-2 отлично прошел всю войну, штурмовик Ил-10 успел поучаствовать только в нескольких боях, а после войны не использовался вообще. Очень перспективный самолет Ил-16, который по всем характеристикам превосходил «десятый» так и остался полузабытым опытным образцом.
Содержание
- История создания и завершения
- Особенности конструкции
- Характеристики штурмовика Ил-16
- Достоинства и недостатки Ил-16
- Испытания
- В заключении
- Источники
История создания и завершения
По замыслу конструкторов новый самолет Ил-16 должен превзойти своего предшественника по скорости и малому весу. Добиться таких качеств предполагалось за счет измененной бронезащиты.
При сохранении той же схемы бронирования, что и на Ил-10, была уменьшена толщина брони на боковых стенках капота двигателя и кабин экипажа. Одновременно были увеличены размеры небронированной части бронекорпуса.
Эти изменения позволили снизить массу машины, и соответственно увеличить скорость.
Улучшили также прочностные параметры конструкции, благодаря чему Ил-16 мог выполнять сложные пилотажные фигуры, что являлось важным качеством при ведении воздушных боев для штурмовика-истребителя.
Особенностью нового штурмовика был двигатель новой модели М-43НВ конструктора А.А. Микулина мощностью на взлете 2300 л.с. и жидкостным охлаждением. Самолет сразу проектировался под него.
Мощный двигатель в совокупности с меньшим весом и размерами машины должен был обеспечить высокие летно-технические качества машины. Согласно расчетам штурмовик на высоте 5 тыс. м должен иметь максимальную скорость не ниже 625 км/час, а у земли – не меньше 560 км/час, время набора высоты 5 тыс. м не должно превышать 6,5 мин, а дальность полета со скоростью 375 км/час должна составлять 800 км.
Разработка нового штурмовика продвигалась в ускоренном темпе, а идентичность схем конструкций и составляющих компонентов обеих машин давала надежду на их быстрый запуск в серийное производство. К началу 1945г. был построен опытный экземпляр самолета Ил-16. В том же году летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял его в небо.
Первый полет показал, что самолету требуются многочисленные доработки. Короткая хвостовая часть в сочетании с мощным двигателем вызывали состояние продольной неустойчивости машины в полете.
Для устранения проблемы увеличили вертикальное оперение и удлинили более чем на полметра хвостовую часть корпуса.
После доработок самолет стал более устойчивым и управляемым, способным выполнять пилотажные фигуры и развивать скорость за 570 км/час.
Однако летные испытания Ил-16 затянулись из-за постоянно возникающих неполадок в двигателе М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ к необходимым характеристикам и в установленные сроки так и не смогли.
Кроме того, стало очевидным, что на фронт штурмовик уже не успевает, и летом 1946 г. работы над проектом Ил-16 были прекращены.
К этому времени небо стало завоевываться реактивными самолетами, и вряд ли поршневой штурмовик смог на равных вести с ними воздушные бои.
Кроме того, анализ причин поражений летных экипажей на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 привел к выводам, что высокая скорость для машин такого назначения не всегда являлось преимущественным качеством: большая скорость часто не позволяла самолетам выполнять точное прицеливание, а на более скоростном Ил-16 эта проблема проявилась бы острее.
Особенности конструкции
Самолет Ил-16 был сконструирован аналогично устройству предшественника – Ил-10. Подробнее:
- Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
- Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
- Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
- Основным преимуществом нового самолета была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
- Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.
Характеристики штурмовика Ил-16
Фактически по своим характеристикам самолет Ил-16 походит на своего «старшего брата» — штурмовик Ил-10. Тем не менее, в конструкциях самолетов имеются и определенные различия.
Так, Ил-16 имеет меньшие размеры по сравнению с Ил-10, а также меньшую массу, что, вкупе с улучшенной прочностью фюзеляжа, позволяло выполнять на самолете фигуры высшего пилотажа. Максимальная скорость самолета составляет 576 км/ч хотя, согласно первоначальной задумке конструкторов, этот показатель должен был составлять около 625 км/ч.
Характеристики штурмовика Ил-16:
- Размах крыла, м – 12,5
- Длина, м – 10,7
- Высота, м – 3,6
- Площадь крыла, м2 – 24
- Масса, кг:
- пустого самолета – 4315
- нормальная взлетная – 5780
- Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-43НВ
- Мощность, л.с.:
- номинальная – 1 х 2000
- взлетная – 1 х 2300
- Максимальная скорость, км/ч:
- у земли – 529
- на высоте – 576
- Практическая дальность, км – 800
- Скороподъемность, м/мин – 658
- Практический потолок, м – 7600
- Экипаж, чел – 2
- Вооружение:
- две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12,7 пулемет УБС с сзади
- до 8 РС-82 или РС-132
- бомбовая нагрузка:
- нормальный вариант — 400 кг
Как бы ни было трудно анализировать и сопоставлять сильные и слабые стороны самолета, который не был пущен в серийное производство и о котором знают, пожалуй, лишь ярые фанаты авиации, все же имеет смысл попробовать это сделать. Основными достоинствами самолета является большая по сравнению с Ил-10 скорость за счет установленного нового авиационного двигателя и улучшенная маневренность благодаря некоторым изменениям геометрических форм корпуса.
Также, продвинувшись дальше в анализе статистики поражений летчика и стрелка на штурмовиках Ил-2 и Ил-10, в ОКБ С. В. Ильюшина приняли решение увеличить толщину бронезащиты для экипажа Ил-16. Еще одним немаловажным улучшением сравнительно с предшественником является более прочный фюзеляж Ил-16, что существенно увеличивало его надежность.
Основным недостатком Ил-16 стал новый тип двигателя, установленный на этом самолете. Так, АМ-43НВ был еще достаточно «сырым» для того, чтобы быть установленным на серийных машинах, да и для опытных образцов он явно не подходил. Износостойкость двигателя была низкой, что делало длительную эксплуатацию самолета в полевых условиях практически невозможной.
Испытания
Разработка нового штурмовика велась быстрыми темпами, а преемственность конструкции с Ил-10 позволила бы быстро запустить Ил-16 в серию. Прототип совершил первый полет в начале 1945 года под управлением Владимира Коккинаки. И сразу стало ясно, что самолет нуждается в значительной доводке. Сочетание короткого хвоста и мощного двигателя привело к неустойчивости машины.
Для самолета изготовили новый хвост большей длины, с оперением увеличенной площади. В таком виде штурмовик стал устойчивей, при этом показал способность выполнять все фигуры высшего пилотажа, и развил скорость свыше 570 км/ч. Однако, во-первых, было очевидно, что на фронт он уже не попадет, а во-вторых, выявились дефекты двигателя АМ-43.
Доводка двигателя затянулась, а в 1946 году проект закрыли.
Наступала эра реактивных самолетов и надеяться на то, что поршневой штурмовик сможет вести с ними воздушный бой, уже не могли.
В заключении
Ил-16 имел все шансы на повторение успеха Ил-10 и даже, возможно, на больший успех. Самолет имел небывалую для штурмовика тех времен скорость и маневренность, что вполне могло бы сделать ему славу «истребителя-штурмовика». Однако Ил-16 появился уже под самый конец войны, в которой он мог «прославиться» и заслужить такую же любовь, как, например, Ил-2 – в начале 1945 года.
Другим фактором, фактически определившим судьбу этого самолета, стало низкое качество двигателя, который был на нем установлен. Именно по этой причине серийное производство Ил-16 сначала отодвигалось, а затем, спустя год после Великой Победы, и вовсе было отменено.
Тем не менее, штурмовик Ил-16 достоин быть упомянут как шедевр конструкторской мысли и неутомимого труда конструкторского коллектива ОКБ С. В. Ильюшина.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-16/
- https://gunsfriend.ru/il-16-samolet-sturmovik-konstrukcia-tehniceskie-harakteristiki-istoria-sozdania-ispytania/
- https://gun-35.ru/vidy-oruzhiya/il-16-samolyot-shturmovik-konstruktsiya-tehnicheskie-harakteristiki-tth-istoriya-sozdaniya-ispytaniya.html
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-16/
Ильюшин Ил-16.

Штурмовик Ил-16 является дальнейшим развитием известного самолета Ил-10. Наиболее заметными отличиями между этими машинами будет то, что новая машина короче предшественника на один метр. Самолет был спроектирован в 1945 году силами конструкторского бюро Ильюшина. Силовая установка самолета состояла из двух двигателей типа АМ-43НВ. Данные моторы могли развивать мощность в 2,3 тысячи лошадиных сил. Машина имела вооружение, аналогичное с самолетом Ил-2. Максимальная скорость машины становила 576 км/час. Несмотря на все, она так и не попала в серийное изготовление. В основном это можно было объяснить постоянными техническими проблемами. Наибольшие проблемы были связаны с винто-моторной системой. Серийное производство было отменено и из-за ненадобности данного летательного аппарата, поскольку война была завершена.
Особенности конструкции штурмовика Ил-16
Самолет модели Ил-10 являлся эталоном советских штурмовиков времен Второй мировой войны, именно поэтому на его основе был разработан новый аппарат, который должен достичь еще лучших летных характеристик. По окончании государственных испытаний Ил-10 было начато проектирование нового Ил-16.
Для нового самолета был изготовлен более мощный двигатель в конструкторском бюро А. Микулина. По схеме конструкции и аэродинамическим показателям Ил-16 был очень схож с исходной машиной. Отличием была меньшая масса и некоторые геометрические параметры. За счет всего этого штурмовик должен был развивать скорость до 625 км/ч. Кроме того, прочная конструкция и большая тяговооружённость должны были позволить выполнять даже самые сложные фигуры пилотажа. Самолет имел бронирование, которое повторяло все формы предыдущей модели, отличием была толщина самой брони. На Ил-16 броня была тоньше, это позволило уменьшить общий вес конструкции. Вместе с тем была увеличена площадь самолета, которая не имела брони.
Ил-16 видео
Вооружение было представлено двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23. Данные установки могли произвести 280 залпов. В состав вооружения были включены два пулемета модели ШКАС, с которыми устанавливался боекомплект в 1400 патронов. Все вооружение размещено на отъемных частях крыльев. Максимальная бомбовая нагрузка машины составляла 400 килограммов. Бомбы размещались во внутреннем отсеке самолета. Кроме того, бомбы можно было укреплять на внешней подвеске. При дальнейших доработках аппарата бомбовая нагрузка была увеличена до 500 килограммов. Хвостовую часть машины защищала пушка типа УБ-20, которая имела боекомплект в 150 патронов. Для защиты от врага на борту Ил-16 находились авиационные гранаты класса АГ-2.
Несмотря на то, что вооружения нового и старого штурмовика были идентичны, Ил-16 имел множество преимуществ за счет своей скорости и маневренности. На то время именно такого аппарата не хватало на фронте. После этого данный проект начали готовить к серийному изготовлению.
Первый полноценный Ил-16 был создан в начале 45 года на серийном заводе. При первом вылете машиной управлял опытный испытатель В.К. Коккинаки. Этот полет показал, что при большой мощности и относительно коротком фюзеляже машину сложно удерживать при горизонтальном полете. Для решения данной проблемы конструкторы удлинили хвостовую часть на полметра и увеличили общую площадь оперения, к рулям управления были добавлены триммеры. При улучшенной аэродинамике самолет нуждался и в доработке силовой установки. В конечном итоге машину доработать так и не успели, поскольку данный проект был закрыт в средине лета 1946 года.
Модификация | Ил-16 |
Размах крыла, м | 12.50 |
Длина, м | 10.69 |
Высота, м | 3.60 |
Площадь крыла, м2 | 24.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4315 |
нормальная взлетная | 5780 |
Тип двигателя | 1 ПД Микулин АМ-43НВ |
Мощность, л.![]() | |
номинальная | 1 х 2000 |
взлетная | 1 х 2300 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 529 |
на высоте | 576 |
Практическая дальность, км | 800 |
Скороподъемность, м/мин | 658 |
Практический потолок, м | 7600 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12.7 пулемет УБС с сзади |
до 8 РС-82 или РС-132 | |
бомбовая нагрузка — нормальный вариант — 400 кг |
Боевые самолеты
Ильюшин Ил-16. Фото и видео. Характеристики. История.
Штурмовик Ил-16 является дальнейшим развитием известного Ил-10. Самое заметное отличие этих машин в том, что новый автомобиль короче предшественника на один метр.
Конструктивные особенности самолета Ил-16
Самолет модели Ил-10 был эталоном советского штурмовика Второй мировой войны, именно поэтому на его основе был разработан новый аппарат, который заключается в достижении еще лучших летных характеристик . После завершения госиспытаний Ил-10 было начато проектирование нового Ил-16.
Для нового самолета в КБ А.Микулина был изготовлен более мощный двигатель. По конструкции и аэродинамическим параметрам Ил-16 был очень похож на исходную машину. Отличие заключалось в меньшей массе и некоторых геометрических параметрах. За счет всего этого штурмовик должен был развивать скорость до 625 км/ч. Кроме того, прочная конструкция и большая тяговоружность должны были позволить выполнять даже самые сложные фигуры высшего пилотажа. Самолет имел бронирование, повторявшее все формы предыдущей модели, отличие заключалось в толщине самой брони. На Ил-16 броня была тоньше, это позволило уменьшить общий вес конструкции. При этом была увеличена площадь самолета, не имевшего брони.
Ил-16 видео
Вооружение было представлено двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23. Эти настройки могли произвести 280 залпов. В состав вооружения были включены два типа пулеметов ШКАС, с которыми устанавливался боекомплект в 1400 патронов. Все вооружение размещено на съемных частях крыльев. Максимальная бомбовая нагрузка машины составляла 400 килограммов. Бомбы были размещены во внутреннем отсеке самолета. Кроме того, бомбу можно было укрепить на внешней подвеске. При дальнейших доработках устройства бомбовая нагрузка была увеличена до 500 килограммов. Хвостовую часть машины защищала пушка типа УБ-20, имевшая боекомплект в 150 патронов. Для защиты от противника на борту Ил-16 находились авиационные гранаты класса АГ-2.
Несмотря на то, что новое и старое вооружение штурмовика было идентичным, Ил-16 имеет множество преимуществ за счет своей скорости и маневренности. В то время именно такого аппарата не хватало на фронте. После этого проект начали готовить к серийному производству.
Первый полноценный Ил-16 был создан в начале 45 года на серийном заводе. При первом выезде машиной управлял опытный испытатель-испытатель В.К. Коккинаки. Этот полет показал, что при большой мощности и относительно коротком фюзеляже машину трудно удержать в горизонтальном полете. Для решения этой проблемы конструкторы удлинили хвостовую часть на полметра и увеличили общую площадь оперения, к рулевым органам добавили триммеры. При улучшенной аэродинамике самолет также нуждался в доработке силовой установки. В итоге машину так и не доработали, так как проект был закрыт в середине лета 1946.
Модификация | Ил-16 |
Размах крыла, м | 12,50 |
Длина м | 10,69 |
Высота, м | 3,60 |
Площадь крыла, м2 | 24.00 |
Масса, кг | |
пустой самолет | 4315 |
нормальный взлет | 5780 |
тип двигателя | 1 ПД Микулин АМ-43ХВ |
Мощность, л.![]() | |
номинал | Х 1 2000 |
взлет | Х 1 2300 |
Максимальная скорость км/ч | |
у земли | 529 |
высокий | 576 |
Практическая дальность, км | 800 |
Скороподъемность, м/мин | 658 |
Практический потолок, м | 7600 |
Экипаж | 2 |
Вооружение: | Две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установлены на крыле) и 12,7-мм пулемет УБС сзади |
до 8 ПК-82 или ПК-132 | |
Бомбовая нагрузка — обычная версия — 400 кг |
военные самолеты
Lockheed Martin Израиль | Локхид Мартин
Локхид Мартин Израиль
Lockheed Martin гордится важной ролью, которую она сыграла в обеспечении безопасности Государства Израиль.
Наши самолеты C-130 и F-16 верно служат ВВС Израиля с 1970-х и 1980-х годов, и когда в октябре 2010 года было подписано письмо-соглашение, Израиль стал первой страной, которая выбрала F-35 через Процесс продажи вооружений за границу правительством США.
Мы также верим в укрепление отраслей и отдельных лиц, которые будут стимулировать будущий рост Израиля. Выполняя промышленные обязательства перед израильскими компаниями, мы поддерживаем передовые технологии и местные исследования и разработки. Наше руководство STEM в сотрудничестве с ключевыми государственными министерствами вдохновляет ученых и специалистов в области технологий завтрашнего дня.
Подробнее о нашем партнерстве с Израилем
Инновации и производительность
Избранные программы
Единственный в мире международный многоцелевой истребитель 5-го поколения.

Задуманный в середине 1990-х, трехвариантный F-35 представляет собой вершину более чем 50-летней технологии разработки истребителей. Разработанный, чтобы господствовать в небе, F-35 сочетает в себе характеристики 5-го поколения, такие как уклонение от радаров, сверхзвуковая скорость и исключительная маневренность, с самым мощным и комплексным интегрированным сенсорным пакетом среди всех истребителей в истории.0204
22 июня 2016 года ВВС Израиля получили первый F-35A Adir для Израиля на церемонии на заводе F-35 в Форт-Уэрте, штат Техас. В декабре 2017 года ВВС Израиля объявили, что их флот F-35 готов к эксплуатации, что ознаменовало завершение интенсивной интеграции и обучения, проводимых на авиабазе Неватим в Израиле.
ВВС Израиля дали F-35 еврейское имя Адир, что на иврите означает «Могучий».
ВВС Израиля дали F-35 еврейское имя Адир, что на иврите означает «Могучий».
Первый Hercules C-130H прибыл в Израиль в октябре 1971 года. C-130E/H, или «Носорог», как его ласково называют в этой стране, заслужил свою славу в ходе операции «Энтеббе» по спасению заложников из Уганды. Он принимал участие в бесчисленных гуманитарных миссиях и специальных операциях, а также в сборе еврейской диаспоры, поскольку евреи Эфиопии были переброшены по воздуху в Израиль в рамках операции «Соломон».
Новый C-130J «Shimshon» продолжает впечатляющее наследие эскадрильи Hercules за более чем 40 лет службы. В истории авиации нет ни одного самолета — ни разработанного, ни разрабатываемого, — который мог бы сравниться по гибкости, универсальности и актуальности с C-130 Hercules. С более чем миллионом часов боевых, гуманитарных, специальных операций, дозаправки в воздухе, пожаротушения и поисково-спасательных операций по всему миру, C-130J готов к своей следующей миссии и ко всему, что ждет Израиль в будущем.
В течение почти 35 лет F-16 был самым важным истребителем ВВС Израиля. С момента появления первых истребителей F-16A/B Falcon в 1980 году F-16 доказали свою ценность в многочисленных престижных операциях и заслуженно занимают видное место в ВВС. За прошедшие годы ВВС заказали дополнительные группы более совершенных истребителей F-16, таких как F-16C/D Barak и, наконец, F-16I Sufa.
Компания Lockheed Martin поставила ВВС Израиля 102 двухместных истребителя F-16I Sufa модели, специально адаптированной для Израиля. Первые истребители Sufa прибыли в феврале 2004 года, и все заказанное количество было доставлено в течение пяти лет. Благодаря этим приобретениям Израиль стал обладателем самого большого парка истребителей F-16 за пределами США.
F-35 Лайтнинг II
«АДИР»
Единственный в мире международный многоцелевой истребитель 5-го поколения. Задуманный в середине 1990-х, трехвариантный F-35 представляет собой вершину более чем 50-летней технологии разработки истребителей. Разработанный, чтобы доминировать в небе, F-35 сочетает в себе характеристики 5-го поколения, такие как уклонение от радаров, сверхзвуковая скорость и исключительная маневренность, с самым мощным и комплексным интегрированным сенсорным пакетом среди всех истребителей в истории.
22 июня 2016 года ВВС Израиля получили первый F-35A Adir для Израиля на церемонии на заводе F-35 в Форт-Уэрте, штат Техас. В декабре 2017 года ВВС Израиля объявили, что их флот F-35 готов к эксплуатации, что ознаменовало завершение интенсивной интеграции и обучения, проводимых на авиабазе Неватим в Израиле.
ВВС Израиля дали F-35 еврейское имя Адир, что на иврите означает «Могучий».
C-130J Супер Геркулес
«ШИМШОН»
Самый проверенный. И до сих пор это доказывает. Первый Hercules C-130H прибыл в Израиль в октябре 1971 года. C-130E/H, или «Носорог», как его ласково называют в этой стране, заслужил свою славу в ходе операции «Энтеббе» по спасению заложников из Уганды. Он принимал участие в бесчисленных гуманитарных миссиях и специальных операциях, а также в сборе еврейской диаспоры, поскольку евреи Эфиопии были переброшены по воздуху в Израиль в рамках операции «Соломон».
Новый C-130J «Shimshon» продолжает впечатляющее наследие эскадрильи Hercules за более чем 40 лет службы. В истории авиации нет ни одного самолета — ни разработанного, ни разрабатываемого, — который мог бы сравниться по гибкости, универсальности и актуальности с C-130 Hercules. С более чем миллионом часов боевых, гуманитарных, специальных операций, дозаправки в воздухе, пожаротушения и поисково-спасательных операций по всему миру, C-130J готов к своей следующей миссии и ко всему, что ждет Израиль в будущем.
F-16 Боевой сокол
Второй по величине флот боевых соколов в мире. F-16 был самым важным истребителем в ВВС Израиля на протяжении почти 35 лет. С момента появления первых истребителей F-16A/B Falcon в 1980 году F-16 доказали свою ценность в многочисленных престижных операциях и заслуженно занимают видное место в ВВС. За прошедшие годы ВВС заказали дополнительные группы более совершенных истребителей F-16, таких как F-16C/D Barak и, наконец, F-16I Sufa.
Компания Lockheed Martin поставила ВВС Израиля 102 двухместных истребителя F-16I Sufa модели, специально адаптированной для Израиля. Первые истребители Sufa прибыли в феврале 2004 года, и все заказанное количество было доставлено в течение пяти лет. Благодаря этим приобретениям Израиль стал обладателем самого большого парка истребителей F-16 за пределами США.
Последние вехи
Объявления
Мэрилин Хьюсон, бывший председатель, президент и главный исполнительный директор Lockheed Martin открывает Демонстрационный центр Lockheed Martin Israel в Тель-Авиве (2018 г.)
«Демонстрационный центр Lockheed Martin Israel является символом нашей приверженности инновациям и партнерству здесь, в этом стране, — сказал Хьюсон. «С помощью этого центра мы сможем связать израильских лидеров, новаторов и предпринимателей с глобальной сетью исследователей Lockheed Martin, а также подчеркнуть интегрированные возможности и экономические преимущества, которые мы приносим Государству Израиль».