Центральный музей Военно-воздушных сил | Самолет В-25 “Митчелл”
Норт Америкэн B-25 “Митчелл”
Американский двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик среднего радиуса действия. Первый полёт – 19 августа 1940 года. Произведено – 9984 самолетов. В СССР по ленд-лизу было поставлено 870 самолётов различных модификаций (8 из них были потеряны при транспортировке).
В-25 свободнонесущей двухмоторный моноплан с разнесенным оперением, цельнометаллический с работающей обшивкой, шасси с носовой стойкой, мощные моторы Wright R-2600 «Cyclone» по 1850 л. с. с винтами – автоматами, системой антиобледенителей, сильным оборонительным вооружением.
Группа летчиков во главе с М.М. Громовым, прибывшая в США для получения бомбардировщиков, досконально изучила В-25А, полетала на них и даже провели учебные бои с истребителями Р-43. Американский историк Э. Мак-Доуэлл пишет, что «русские летали на В-25, как на истребителях». В результате из крыльев «Митчеллов» повыскакивали заклепки, несколько стрелков повредили ребра, а один Р-43 врезался в землю.
В боевые части советских ВВС «Митчеллы» попали после открытия «Персидского коридора» – трассы поставок техники через Иран. Всего этим путем перегнали 118 В-25. В апреле 1942 года первые три (по другим данным-четыре) В-25С передали 37-му бап, который перевели с Дальнего Востока на аэродром Монино. В июне 1942 года один В-25С прошел программу государственных испытаний в НИИ ВВС, получив хорошие отзывы.
С конца 1942 года большая часть В-25 поступала из Америки по АЛСИБу – перегоночной трассе с Аляски через Чукотку и Восточную Сибирь на Красноярск 725 машин.
«Митчелл» имел большую бомбовую нагрузку (2000 кг, а в перегрузочном варианте – до 3000 кг), дополнительные бомбодержатели под крыльями и фюзеляжем позволяли нести 8х113 килограммовых бомб и 907 килограммовую торпеду. Общая бомбовая нагрузка была доведена до 2359 кг. В бомбоотсеке размещались авиабомбы до ФАБ-500 включительно. На наружных держателях под крылом можно было вешать бомбы весом до 250 кг. Эффективность вооружения самолета показал экипаж А. И.Молодчего: за 1,5 года полетов на В-25 сбил 5 вражеских истребителей.
Самолёт B-25 имел автопилот в качестве штатного оборудования, не изматывал пилотов, как наш неустойчивый Ил-4, на котором практически ни на секунду нельзя было бросить штурвал. Кабина пилотов имела полный комплекс пилотажно-навигационных и контрольных приборов, была просторной, светлой, теплой, комфортабельной. На современном уровне находилось радиооборудование, включавшее автоматический радиокомпас.
Неудачно, по сравнению с Ил-4, было решено на В-25 покидание машины в воздухе. Все члены экипажа, находившиеся в носовой части самолета, прыгали по очереди в один люк. При этом штурману надо было с надетым парашютом ползти по узкому лазу в пилотскую кабину, хвостовому стрелку приходилось возвращаться вперед к центру машины. А на Ил-4 каждый член экипажа покидал самолет независимо, через свой люк или фонарь.
Прибывшие в Монино самолеты переоборудовали (у американцев в экипаж входили бомбардир и штурман. У нас обе функции совмещал штурман – для него в носовую часть перенесли все навигационные приборы. Устаревший бомбовый прицел «Вимперис» В-25, заменяли отечественным ОПБ-1. Для повышения боевой живучести ввели систему наддува баков нейтральным газом). Переделку машин вели завод № 156 и рембаза ВВС в Монино.
К концу весны 1942 года на «Митчеллы» удалось перевооружить уже три полка в составе 222-й дивизии (аэродромы Раменское, Остафьево), которая была направлена на Западный фронт. Из-за «раскисания» мягких бензобаков самолетов советским бензином 4Б-78 В-25С срочно перевели на импортный бензин Б-100.
Во фронтовой авиации «Митчеллы» использовались недолго. На малых высотах громоздкий В-25С был инертным и хорошей мишенью для немецких зениток. В итоге решили, что использовать В-25 по тактическим целям неэффективно и 29 сентября 1942 года все самолеты передали в Авиацию дальнего действия (АДД), учитывая их большой радиус действия, отличное навигационное радиооборудование, мощное вооружение и значительную бомбовую нагрузку.
«Митчеллы» начали совершать дальние ночные рейды в тыл противника. Для увеличения дальности полета в бомбоотсек ставили специальные подковообразные дополнительные бензобаки. Бомбы при этом размещались на внешней подвеске под крылом 2хФАБ-250. Потом было освоено производство картонных одноразовых подвесных баков. Для бомбометания ночью на самолетах установили специальные прицелы НКПБ-7.
Осенью 1942 года при заморозках начались массовые отказы агрегатов, приборов, вооружения. Причина – недостаточная морозостойкость шлангов гидросистемы. Появились разрывы маслорадиаторов. Были изготовлены съемные зимние лобовые щиты капотов моторов. Они имели секторные щели, которые открывались или закрывались при необходимости. Такие устройства были на всех советских самолетах с двигателями воздушного охлаждения, а также на бомбардировщиках Дуглас А-20.
Вслед за В-25С стали поступать B-25D. На поздних сериях этих самолетов убрали ненадежную нижнюю выдвижную башню. В целом в начале 1944 года В-25 составляли около 10% авиапарка АДД. Всю вторую половину войны они совершали дальние рейды на Варшаву, Бреслау. Кенигсберг, Тильзит, Берлин. Как и другие самолеты АДД, «Митчелл» иногда использовался и как транспортный. Он имел емкий фюзеляж, в который при перебазировании загружали до 20 человек-техников и оружейников. В-25 мог доставить до 1 тонны груза на расстояние 2240 км.
Самолёты B-25B в США стали знамениты благодаря рейду полковника Дулиттла.
18 апреля 1942 года 16 B-25В «Митчелл», впервые в мире бомбардировщики наземного базирования взлетели с короткой палубы авианосца «Хорнет» и нанесли удары по целям в Токио, Кобе, Йокогаме и Нагое.
Технические характеристики:
Экипаж 6 чел. (два пилота, штурман, бортинженер, стрелок-радист, стрелок).
Длина самолета 16,1 м. Размах крыла 20,6м. Высота 4,8м.
Масса пустого 9580 кг, снаряженного 15200 кг, максимальная взлетная 19000кг.
Двигатель: 2× Wright R-2600 «Cyclone» по 1850 л. с. (1380 кВт) каждый
Лётные характеристики:
Максимальная скорость 442 км/ч, крейсерская скорость 370 км/ч.
Боевой радиус: 2170 км. Перегоночная дальность 4300 км.
Практический потолок 7600 м. Скороподъёмность 4 м/с
Вооружение: пулемёты 12× 12.7 мм. Бомбовая нагрузка – до 3000 кг.
Советский военный лётчик Василий Васильевич Решетников, Герой Советского Союза, бывший заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, генерал-полковник авиации, в последний раз поднялся в небо и пилотировал американский бомбардировщик Б-25 в 2003 году, когда ему было 83 года. Это произошло на 13 августа 2003 года на авиашоу в Монино. Самолёт пригнал из Австрии австрийский пилот.
В-25 «Митчелл»
В-25 «Митчелл»
В-25 «Митчелл» Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Спроектирован в КБ американской фирмы «North American». Первый полёт опытная машина совершила в январе 1939 г. Из 5815 выпущенных экземпляров 862 поставлено в СССР согласно договору о военной помощи союзников (ленд-лиз). Первые самолёты в Советский Союз попали в апреле 1942 г, массовая поставка (главным образом, через Аляску по трассе Алсиб) началась с 1943 г. Поначалу В-25 (в советских документах обозначался как «Б-25») определили во Фронтовую авиацию, однако скоро признали более целесообразным применять его как дальний бомбардировщик в составе АДД. Экипаж – 5-6 человек.
У советских лётчиков «Митчелл» пользовался большой популярностью. Сильные моторы, удобные места для экипажа, мощное оборонительное вооружение, богатое по тем временам навигационное и прицельное оборудование позволяли экипажам эффективно выполнять задания. Бывало, что даже при отказавшем на взлёте двигателе, на одном работающем моторе, лётчики доходили до цели, сбрасывали бомбы и возвращались обратно. Самолёт постоянно модернизировался с учётом боевой эксплуатации. Фирмой «Норт Америкэн» учитывались даже рекомендации советского лётно-технического состава. Например, по воспоминаниям ветеранов 4-го авиакорпуса, после подачи тех или иных предложений уже месяца через три можно было наблюдать их воплощение на поступивших из США серийных самолётах.
Бомбардировщики В-25 состояли на вооружении многих полков АДД, большинство из которых отличились в боевых действиях и получили различные почётные наименования: «Севастопольский», «Рославльский» и др. Кроме бомбардировочных задач, они выполняли разведывательные и транспортные функции. В конце 1943 г. несколько машин использовались в 113-м авиаполку в качестве ночных блокировщиков-охотников. Для этого их оснащали батареей из двух пулемётов УБТ (12,7 мм) и двух пушек ШВАК (20 мм). Бомбардировщики использовались практически на всех фронтах Великой Отечественной войны вплоть до самого её конца.
По условиям ленд-лиза, по окончании войны все самолёты В-25 должны были быть возвращены в США, однако этого не произошло, и «Митчеллы» состояли на вооружении ВВС СССР до 1953 г. Так как самолёт имел шасси с носовой стойкой (в отличие от большинства отечественных бомбардировщиков, имевших хвостовую опору), его применяли в полках Дальней Авиации в качестве переходного при переучивании на тяжелые бомбардировщики Ту-4.
В СССР поставлялись несколько модификаций самолёта: В-25С – с моторами R-2600-13, автопилотом и вооружением: 6 пулемётов 12,7 мм; B-25D – аналогичен B-25C, но имевшем несколько изменённую компоновку, вооружение: 9 пулемётов 12,7 мм; B-25G – штурмовик с вооружением: 1 пушка 75 мм + 6 пулемётов 12,7 мм; B-25H – штурмовик с вооружением: 1 пушка 75 мм + 10 пулемётов 12,7 мм + бомбовая нагрузка до 1820 кг.
Лётно-технические характеристики B-25D:
Длина самолёта, м 16,13
Размах крыла, м 20,58
Высота самолёта, м 4,98
Двигатели Wright Cyclone R-2600-13
Мощность, л.с. 2 х 1700
Максимальный взлётный вес, кг 16350
Максимальная скорость, км/час 434
Практический потолок, м 7400
Дальность полёта, км 2150
Оборонительное вооружение 9 пулемётов 12,7 мм
Бомбовая нагрузка, кг 1800
Североамериканский B-25 Митчелл | Национальный музей Второй мировой войны
Павильон свободы США: Боинг-центр
Бомбардировщик B-25 прославился в ходе дерзкого рейда Дулиттла в апреле 1942 года. Подполковник Джеймс Дулиттл унизил японскую армию, прорвав одну из самых мощных в мире систем противовоздушной обороны и сбросив бомбы в двух шагах от Императорского дворца. B-25 Doolittle Raid были единственными самолетами, которые бомбили Токио до 1919 года.44, когда B-29 Superfortress начали действовать с Марианских островов. Бомбардировщики B-25 участвовали в боевых действиях на всех театрах военных действий, превосходно выполняя множество ролей, в основном в качестве штурмовика на более поздних этапах войны.
B-25J 490-й бомбардировочной эскадрильи Бирманских мостов
490-я бомбардировочная эскадрилья была известна как «Бирманские мостовые разрушители» и специализировалась на бомбардировке мостов, которые препятствовали японским снабжениям и подкреплениям в Бирме. Этот «боевой вертолет» B-25J окрашен в опознавательные знаки одного из самолетов, которые, как известно, летали в составе эскадрильи. Самолет мог обрушить 14 направленных вперед пулеметов калибра .50 на японскую противовоздушную оборону, которая была так распространена вокруг мостов Бирмы, прежде чем сбросить 3000 фунтов бомб на сам мост.
Статистика
Тип: средний бомбардировщик
Производство
Дата выпуска: 1943
Производитель: North American Aviation
Произведено: 4300+
Технические характеристики (B-25J)
Экипаж: (штурман, бортинженер, радист и бортовой стрелок)
Размах крыла: 68 футов
Длина: 53 фута
Максимальная скорость: 272 мили в час
Крейсерская скорость: 230 миль в час
Максимальная дальность полета: 1350 миль
Двигатели: два Wright R-2600-92 (1700 л. с. каждый)
Максимальная бомбовая нагрузка: 3200 фунтов
Вооружение: от двенадцати до восемнадцати пулеметов калибра .50
Боевые птицы
Boeing B-17E Flying Fortress
Разработанный как стратегический бомбардировщик в 1930-х годах, прочный B-17 использовался на каждом театре военных действий во время Второй мировой войны и стал легендарным благодаря своей способности выдерживать тяжелые повреждения в бою, сохраняя при этом самодостаточность. огневая мощь.
Douglas SBD Dauntless
Основной пикирующий бомбардировщик ВМС США в начале войны, Douglas SBD Dauntless заработал свою репутацию и помог одержать победу в битве за Мидуэй в 1942 году, потопив четыре японских авианосца.
General Motors TBM Avenger
Несмотря на разочаровывающие действия на Мидуэе, Avenger служил основным бомбардировщиком-торпедоносцем ВМС США, эффективно перехватывая вражеские суда и доставляя артиллерийские снаряды на вражеские позиции по всему Тихому океану.
Vought F4U Corsair
F4U Corsair вступил в бой в 1943 году и дал военно-морским летчикам союзников преимущество над противниками. Известный своей скоростью, прочностью и огневой мощью, Корсар преуспел как в качестве истребителя, так и в качестве штурмовика для поддержки наземных войск.
Североамериканский P-51 Мустанг
Consolidated B-24 Liberator
B-24 Liberator был мощным символом промышленной мощи США: к концу войны было произведено более 18 000 самолетов. Liberators летали быстрее, выше и дальше, чем более старые B-17, благодаря большему запасу топлива и инновационной конструкции крыла с малым лобовым сопротивлением.
Б-25 | Экипаж, размах крыльев, версии и рейд Дулиттла
B-25Просмотреть все материалы
- Связанные темы:
- бомбардировщик
См. весь соответствующий контент →
B-25 , также называемый Mitchell , средний бомбардировщик США, использовавшийся во время Второй мировой войны. B-25 был разработан компанией North American Aviation, Inc. в ответ на довоенные требования и впервые поднялся в воздух в 1940 году. Это был высокоплан со сдвоенным хвостовым оперением и трехопорным шасси, он был оснащен двумя двигателями Wright мощностью 1700 л. радиальные двигатели имели размах крыла 67 футов 7 дюймов (20,6 метра), длину 53 фута 6 дюймов (16,3 метра) и экипаж от четырех до шести человек. B-25 имел дальность полета 1350 миль (2175 км), максимальную скорость около 300 миль (480 км) в час и потолок 24000 футов (7300 метров). Он мог нести 3000 фунтов (1360 кг) бомб внутри бомбового отсека и больше снаружи на подкрыльевых стойках.
B-25 выпускался в нескольких модификациях с широкими вариациями наступательного и оборонительного вооружения. B-25B, первая версия, принявшая участие в массовых боях, имела турели с двумя 0,50-дюймовыми (12,7-мм) пулеметами в верхней части фюзеляжа и днище. Обе башни были с электроприводом; кроме того, фюзеляжная турель была убирающейся и стреляла дистанционно стрелком внутри фюзеляжа. Хотя B-25 предназначался в первую очередь для бомбардировок ближнего действия при дневном свете, у значительного числа самолетов носовая часть из плексигласа для наведения бомб была заменена на «твердую» носовую часть с тяжелым передним вооружением для обстрела земли и подавления зенитной артиллерии во время атак на противника. перевозки. В этих случаях наиболее распространенным вооружением для стрельбы вперед были 0,50-дюймовые пулеметы, обычно восемь; однако версии B-25H и G были вооружены 3-дюймовой (75-мм) пушкой и четырьмя направленными вперед пулеметами. Окончательная серийная версия, B-25J, имела увеличенный внутренний бомбоотсек и не имела нижней турели, но имела гибкие одиночные 0,50-дюймовые пушки с ручным управлением в поясном положении и четыре стационарных орудия, стреляющих вперед, во внешних «пакетных» установках на фюзеляже. стороны передней части фюзеляжа.
Викторина «Британника»
Рукотворные птицы в небе
Всего за время войны было выпущено около 9800 В-25. Они несли службу на всех театрах военных действий, хотя в большем количестве и с большим успехом на Средиземном море и в Тихом океане. Они использовались британскими Королевскими ВВС и советскими Красными ВВС, а также ВВС США. Самым впечатляющим подвигом B-25 было его использование во время бомбардировки Токио 18 апреля 1942 года под руководством подполковника (впоследствии генерал-лейтенанта) Джеймса Дулиттла. Эти самолеты были запущены с авианосца USS 9.0097 Hornet
