Фронтовой бомбардировщик Су-24. Летно-технические характеристики
Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
11 февраля 2015, 14:30
Аварии и катастрофы бомбардировщиков Су-24 в России в 2004-2015 годахПодробнее об авариях и катастрофах бомбардировщиков Су-24 в России в 2004-2015 годах читайте в справке РИА Новости.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета. Постановлением правительства от 4 февраля 1975 года самолет был принят на вооружение.
Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им. Ю.А. Гагарина (город Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода им. В.П. Чкалова. Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в ВВС. Войсковые испытания Су-24 проводились в два этапа: первый этап — с мая 1975 года по август 1976 года, а второй этап — с января 1981 года по март 1982 года. Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего завод полностью перешел на выпуск новой модификации Су-24, который постановлением правительства от 22 июня 1983 года был принят на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5- 2 раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года.
В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК.
От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года.
Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя. В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.
С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций — разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года. Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.
Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.
Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и др.
На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят также 13 подсистем, в т. ч.: импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Орион-А», радиолокационная станция следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения управляемых ракет контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.
Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Су-24 имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.
Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров.
Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.
В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести более широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59.
В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).
Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М — Fencer-D.
Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24М
Размах крыла (макс/мин) — 17,63 / 10,36 м;
Длина самолета — 24,53 м;
Высота самолета — 6,19 м;
Масса:
пустого самолета — 19 000 кг,
нормальная — 36 000 кг,
максимальная — 39 700 кг;
Тип двигателя — 2 ТРД АЛ‑21 Ф‑3;
Максимальная скорость:
на высоте — 2 240 км/ч,
у земли без подвесок — 1 400 км/ч;
Практический потолок — 11 000 м;
Практическая дальность — 3 800 км;
Практический радиус действия — 410-560 км;
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7;
Экипаж — 2 человека.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Бомбардировщик Су-24 🔥 конструкция, технические характеристики, модификации
Фронтовой бомбардировщик Су-24 уже более 40 лет верой и правдой служит нашей Родине. Так как самолет может наносить ядерный удар, в НАТО его прозвали ядерным «фехтовальщиком».
Сложности в процессе создания, испытаний и эксплуатации не помешали ему стать самым массовым самолетом и гордостью России. А отзыв английской газеты «Air international», назвавшей бомбардировщик «наибольшей угрозой», является лучшей рекомендацией этой боевой машины.
Рассмотрим более подробно особенности фронтового бомбардировщика Су-24, что он представляет собой, какие летно-технические характеристики имеет, модификации и вооружение.
Содержание
- История создания Су-24
- Конструктивные особенности Су-24
- Электронное оборудование Су-24М
- Летно-технические характеристики
- Вооружение Су-24
- Модификации Су-24
- Боевое применение
История создания Су-24
После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.
Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).
С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.
С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.
Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В. С. Ильюшин.
Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.
Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.
Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.
Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.
Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.
Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.
В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.
Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.
Конструктивные особенности Су-24
У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:
- уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
- увеличение дальности полета на 38%;
- уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
- снижение действий перегрузки на 30%.
Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:
- Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
- Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
- Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
- Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приемник воздушного давления ПВД-18.
Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено слева, а штурмана справа.
Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.
Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.
В случае ядерного взрыва от светового излучения экипаж должны защитить специальные шторки.
Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»
За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.
Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.
Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.
В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.
Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.
Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.
Сзади колеса шасси прикрыты щитком, который защищает воздухозаборники от грязи и мусора летящих из-под колес.
Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.
Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолета по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно примененным именно на бомбардировщике Су-24.
Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.
Электронное оборудование Су-24М
К электронному оборудованию относятся:
- Автопилот САУ-6.
- Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума».
- Приборы радиосвязи и радионавигации.
- Бортовой комплекс обороны БКО-2М.
- Аппаратура опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М или изделие 62 «Пароль».
Система автоматического управления полетом САУ-6 использует сигналы РПС «Рельеф» для движения на сверхмалых и малых высотах с огибанием наземных препятствий. При возникших неисправностях САУ-6 специальные рулевые устройства позволяют самолету уйти от столкновения с землей.
Навигационная система ПНС-24 «Пума» позволяет:
- Круглосуточно и при любой погоде гарантированно поражать любые цели.
- Выполнять задания по программированию маршрута и автоматического ведения самолета.
- Обеспечивать полеты на небольшой высоте с предупреждением соударений с препятствиями.
- Прицельно поражать не скоростные воздушные суда.
В ПНС-24 входят:
- Радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А».
- Радиолокатор (РПС) «Рельеф».
- Пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин».
- Электронно-оптический визир «Чайка-1».
- Теплопеленгатор ТП-23Е.
- Система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран».
- Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7.
- Радиовысотомер малых высот (РВ-3МП).
- Радиовысотомер больших высот (РВ-18А1 «Крона»).
- Прицельно-пилотажный визир ППВ.
- Цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058).
Весит «Пума» 837 кг.
К приборам связи относятся:
- УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»;
- коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» или Р-846;
- переговорное устройство СПУ-9;
- магнитофон МС-61.
Радионавигационное оборудование состоит из:
- радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»;
- радиотехническая система дальней навигации РСДН-10;
- радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
- самолетный ответчик СО-63Б;
- антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6»;
- маркерный радиоприемник МРП-56П.
В бортовом комплексе обороны БКО-2М имеются:
- станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» или СПО-15 «Береза»;
- станция помех «Сирень-Ф», новые «Герань» или «Гардения»;
- теплопеленгатор «Мак-УЛ»;
- автомат постановки помех АПП-50;
- аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М» заменена на изделие 62 «Пароль»;
- аппаратура объективного контроля «Тестер-У3».
Самым ярким проявлением возможностей средств РЭБ у Су-24М стала демонстрация атаки на эсминец ФМФ США «Дональд Кук». Была полностью выведена из строя новейшая электроника, в том числе средства РЭБ и радиосвязи, что вызвало законную гордость за отечественную оборонную промышленность, ну и как дополнение, международный скандал.
Летно-технические характеристики
Технические характеристики СУ-24:
- Экипаж самолета: 2 человека.
- Длина самолета: 24,594 м.
- Размах крыла самолета: 10,366-17,638 м.
- Высота самолета: 6,193 м.
- Масса пустого самолета: 22300 кг.
- Масса снаряженного самолета: 23700 кг.
- Объем топливных баков самолета: 11860 л.
- Силовая установка самолета: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
- Бесфорсажная тяга самолета: 2 × 7800 кгс (76,5 кН).
- Форсажная тяга самолета: 2 × 11200 кгс (110 кН).
Летные характеристики СУ-24:
- Максимальная скорость самолета: 1700 км/ч.
- Скорость взлета: 400 км/ч.
- Скорость посадки: 310 км/ч.
- Боевой радиус: 560 км.
- Перегоночная дальность: 2850 км.
- Практический потолок высоты: 11500 м.
- Длина разбега при взлете: 1250 м.
- Максимальная перегрузка: +6,5G
Вооружение Су-24
шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 | Боекомплект 500 снарядов |
подвеска | 8 точек |
боевая нагрузка | 7500 кг |
управляемые ракеты | |
Воздух-воздух» | 2 × Р-60 (АА-8) |
«Воздух-земля» | 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23 3 × Х-29Л/Т или Х-59 6 × С-25Л 2 × Х-58; |
неуправляемые ракеты | 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л 4 × 240 мм С-24 6 × 266 мм С-25 |
бомбы (все виды) | 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и др. ) 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) 38 × 100 кг (ОФАБ-100) 7 контейнеров КМГУ-2 |
контейнеры | Пушечный 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 и боекомплектом 400 снарядов |
подвесной «Фантасмагория» для целеуказания ракетам х-58 |
Х-58 или изделие Д-7 разработало МКБ «Радуга» в Дубне. Пришла на смену устаревшим Х-28. На вооружении стоит с 1978 года, а в 1992 прошла модернизацию.
Создана для уничтожения радиолокационных станций с дальностей, не контролируемых средствами ПВО. Наводится на РЛС с работой в импульсном режиме и режиме постоянной смены частоты.
Сейчас в ВКС РФ и морской авиации ВМФ РФ находится примерно 120 Су-24М разных модификаций.
Несмотря на оставшийся им малый срок службы (Принято решение до 2020 года заменить их на новейшие Су-34), эти фронтовые бомбардировщики достойно представляют нашу страну при оказании военной помощи Сирийской арабской республике в войне с террористическим Исламским государством, уверенно наносят точечные удары по складам боеприпасов, командным пунктам, колоннам наливников и скоплениям боевиков.
Модификации Су-24
За свою долгую службу фронтовой бомбардировщик Су-24 претерпел ряд модификаций. После установки ПНС-24М «Тигр» (прицельно-навигационная установка) в 1976 году к названию самолета добавили букву М (изделие 44). С тех пор штурмовик стал способен на высотах до 50 м без участия человека огибать препятствия.
После успешных испытаний в 1979 году постановщика помех на базе Су-24 было решено построить десять Су-24МП. Самолет-разведчик Су-24МР прошел испытания в 1980 году. В войска отправили 130 таких разведчиков.
Для продажи на экспорт создали вариант с названием Су-24МК. Испытан в 1987 году.
В 2017 году Су-24 в разных модификациях имеют:
- Украинские ВВС: 14шт — Су-24М и 9шт — Су-24МР.
- Алжирские ВВС: 11шт – Су-24, 22шт – Су-24МК и 4шт – Су-24МР.
- Иранские ВВС: 29шт – Су-24МК.
- Суданские ВВС: 6шт – Су-24М.
- Азербайджанские ВВС: 2шт – Су-24М.
- Сирийские ВВС: 11шт – Су-24М.
Боевое применение
Боевые задания Су-24 впервые получили во время войны в Афганистане. Штурмовики участвовали в ряде операций. Помогали полуторатонными бомбами выкуривать моджахедов Ахмад-Шaxа Масуда из пещер Панджерского ущелья, во время проводимых ОКСВА действий по вытеснению оттуда противника и прикрывали вывод наших частей из сопредельного государства.
Базирование бомбардировщиков на территории Афганистана не предусматривалось изначально. С боевых вылетов вернулись все.
Война в Персидском заливе вынудила иракских пилотов просто перегнать Су-24 в Иран и не участвовать в боях, это решение было вызвано нежеланием командования ВВС использовать боевые самолеты в неравных боях с ВВС НАТО.
Азербайджан несколько раз применял Су-24 в Карабахском конфликте. Узбекистан использовал бомбардировщики в гражданской войне в Таджикистане. Потери составили один самолет.
Важное участие в бомбардировках Су-24 приняли в двух Чеченских войнах.
Именно на этих машинах наши летчики уничтожили всю военную и гражданскую авиацию чеченцев и даже личный лайнер Дудаева.
При плохой погоде, которая беспрерывно менялась в горных условиях, только самолеты Сухого могли оказывать круглосуточную поддержку нашим войскам. За обе компании вследствие разных причин разбились три машины.
Следующим местом боевых вылетов оказалась война в Южной Осетии 2012 года. В неофициальной версии говорится о двух подбитых Су-24, по другим данным зенитной ракетой уничтожили только один бомбардировщик.
В гражданских войнах Сирия (2008) и Ливия (2011) в результате действий наземных средств ПВО потеряли по одному самолету. В вооруженном противостоянии на Востоке Украины(2014) сбили два Су-24 Украинских ВВС и один разбился из-за неисправности.
За время войны с ИГИЛ в Сирии Россия потеряла два Су-24М.
Первого подло сбил турецкий истребитель, причем одного из пилотов расстреляли в воздухе. Вторая машина при взлете выкатилась за пределы ВПП и сгорела.
Причиной признали отказ техники. Экипаж погиб. Кроме того в настоящее время имеется информация о повреждении Су-24М б/н «29 белы» в ходе обстрела авиабазы Хмейним.
ОПИСАНИЕ: Когда-то названный самым опасным самолетом в советском арсенале, Су-24 — это маловысотный бомбардировщик с возможности аналогичны американским F-111. Однако Су-24 легче, меньше и мощнее своего аналога. Фехтовальщик, как его называют на Западе, способен сверхзвуковой скорости на малых высотах и оснащен радаром слежения за местностью и лазерными целеуказателями для управляемое оружие. Эти особенности дают Су-24 возможность атаковать вражеские цели вне зоны действия радаров. покрытие и атака с высокой точностью. Считается, что было построено около 650 Су-24, но многие сняты с вооружения после распада Советского Союза. Текущие планы требуют оставшихся модели будут заменены Су-34. Данные ниже для Су-24М | |
ИСТОРИЯ: | |
Первый полет | (Су-19) 1970 (Су-24) 1976 г. |
Сервисный ввод | (Су-24) 1983 (Су-24М) 1986 г. |
ЭКИПАЖ: | двое: пилот, офицер по системам вооружения |
РАСЧЕТНАЯ СТОИМОСТЬ: | неизвестный |
ПРОФИЛЬНЫЕ СЕКЦИИ: | |
Корень крыла | ЦАГИ СР14С-5.376 |
Кончик крыла | ЦАГИ СР16М-10 |
РАЗМЕРЫ: | |
Длина | 80,69 футов (24,59 м) |
Размах крыла | неуправляемый: 57,88 фута (17,64 м) охватываемый: 34,00 фута (10,36 м) |
Высота | 20,31 фута (6,19 м) |
Зона крыла | 590 футов (55,2 м) |
Утка Зона | непригодный |
ВЕС: | |
Пустой | 49 200 фунтов (22 320 кг) |
Нормальный взлет | неизвестный |
Максимальный взлет | 87 520 фунтов (39 700 кг) |
Запас топлива | внутренний: неизвестный внешний: неизвестный |
Максимальная полезная нагрузка | 17 635 фунтов (8 000 кг) |
ДВИГАТЕЛИ: | |
Силовая установка | два форсажных ТРД Сатурн/Люлька АЛ-21Ф-3А |
Тяга | 49 380 фунтов (219,6 кН) |
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: | |
Максимальная скорость уровня | на высоте: 1590 миль/ч (2560 км/ч) на высоте 36 090 футов (11 000 м), 2,4 Маха на уровне моря: 870 миль/ч (1400 км/ч), 1,14 Маха |
Начальная скорость набора высоты | неизвестный |
Сервисный потолок | 57 400 футов (17 500 м) |
Диапазон | типичный: 1130 морских миль (2100 км) паром: 3480 морских миль (6440 км) |
g-Пределы | неизвестный |
ВООРУЖЕНИЕ: | |
Пистолет | одна 23-мм пушка (около 1000 выстрелов) |
станций | восемь внешних узлов подвески |
Ракета класса «воздух-воздух» | Атолл AA-2, Тля AA-8, Вершина AA-7 |
Ракета класса «воздух-поверхность» | АС-7 Керри |
Бомба | Ядерные бомбы ТН-1000/-1200, бомбы с телевизионным/лазерным наведением, бомбы массой 500/1000 кг, противовзлетные бомбы |
Другое | ракетные блоки, орудийные блоки, блоки РЭБ |
ИЗВЕСТНЫЕ ВАРИАНТЫ: | |
Су-19 | Оригинальная модель, запущенная в производство в 1974 году. |
Су-24 «Фехтовальщик-А» | Модифицированный Су-19 совершил полет в 1976 г. |
Су-24 «Фехтовальщик-Б» | «Фехтовальщик-А» с немного измененной формой фюзеляжа в районе хвоста и введением тормозного парашюта для торможения. |
Су-24 «Фехтовальщик-С» | «Фехтовальщик-А» с новыми приемниками радиолокационного предупреждения |
Су-24М «Фехтовальщик-Д» | Основная модель бомбардировщика с радаром слежения за местностью, радаром переднего обзора и лазерным целеуказателем. для управляемого оружия, поступившего на вооружение в 1983 г. |
Су-24МР «Фехтовальщик-Э» | Разведывательная модель |
Су-24МП «Фехтовальщик-Ф» | Модель радиотехнической разведки, оснащенная несколькими антеннами; около 12 построено |
Су-24МК | Версия Су-24М на экспорт |
Су-24М2 | Программа модернизации Су-24М |
ИЗВЕСТНЫЙ БОЕВОЙ ЗАПИСЬ: | Война в Афганистане (СССР, 1984-1989 гг. ) Ирано-иракская война (Иран, 1980-1988 гг.) Ирак — Операция «Буря в пустыне» (Ирак, 1991 г.) Нагорно-Карабахская война (Азербайджан, 1992-1994 гг.) Война в Южной Осетии (Россия, 2008 г.) Гражданская война в Ливии (Ливия, 2011 г.) |
ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРАТОРЫ: | Азербайджан (ВВС Азербайджана) Беларусь, Военно-Воздушные Силы (ВВС Беларуси) Иран (ВВС Исламской Республики Иран) Ирак, Аль-Кувват Аль-Джаввия аль-Иракия (ВВС Ирака) Казахстан (ВВС Казахстана) Ливия, Аль-Кувват-аль-Джаввия-аль-Джамахирия-аль-Арабия-аль-Ливия (ВВС Ливии) Россия, Военно-Воздушные Силы (ВВС России) Россия, Авиация Военно-Морского Флота Силы России Сирия, Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Арабия ас-Сурия (Сирийские ВВС) Украина, Вийськово-Повитриани Силы Украины (ВВС Украины) Союз Советских Социалистических Республик, Военно-Воздушные Силы (ВВС СССР) Союз Советских Социалистических Республик, Авиация Военно-Морской Флоты (Советская Морская Авиация) |
3-ВИДОВАЯ СХЕМА: | |
ИСТОЧНИКИ:
|
Российский Су-24 «Фехтовальщик»: штурмовик направился на свалку?
Хотя российский Су-24, безусловно, является пережитком советских ВВС времен холодной войны, он остается на вооружении и сегодня, даже вместе с более новыми штурмовиками, разработанными для его замены. Жизнь Су-24 на службе в России и других странах бывшего Советского Союза и мира принесла Fencer (как он упоминается по его обозначению в НАТО) некоторую дурную славу, включая его службу по обе стороны во время вторжения России в Украину в 2022 году. .
Характеристики Су-24 Фехтовальщик
Конфигурация Су-24 явно рассчитана на предполагаемую роль всепогодного штурмовика. Его уникальный профиль формируют изменяемые крылья и расположение кабины для двух членов экипажа, расположенной бок о бок. По данным российских государственных СМИ, оснащенный двумя двигателями «Салют» АЛ-21Ф-3, «Фехтовальщик» развивает максимальную скорость на высоте 1000 миль в час и дальность полета около 370 миль. Помимо 23-мм пушки ГШ-6-23М, Су-24 имеет восемь узлов подвески, которые могут нести комбинацию управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб. «Фехтовальщик» способен нести ядерное оружие.
Разработка Су-24 Fencer
Согласно российским источникам, ОКБ Сухого начало разработку Су-24 в 1960-х годах, кульминацией которой стал первый полет самолета в 1970 году. В то время как 1973 год ознаменовался первыми поставками из базовой версии самолета для ВВС СССР Су-24 официально не поступал на вооружение до 1975 года. Серийное производство этой версии продолжалось до 1983 года, когда вместо нее поступила в производство модернизированная версия Су-24М. Эта модернизированная версия Су-24 включала в себя модернизацию прицела и навигационных систем «Фехтовальщика» и серийно выпускалась вместе с другими вариантами, предназначенными специально для экспорта, постановки помех или разведки до 19 года.93.
История службы Су-24
Одним из наиболее заметных применений Су-24 в его истории до вторжения России в Украину было его использование во время вмешательства России в гражданскую войну в Сирии на стороне сирийского режима Асада. , а также сами местные пилоты, верные сирийскому диктатору. Су-24 неоднократно оказывались в центре международных кризисов, поскольку пилотируемые сирийскими и российскими пилотами Fencer были сбиты турецкими войсками в разные моменты конфликта. Российские Су-24 в основном участвовали в бомбардировках сирийской оппозиционной группировки во время миссии России.
Несмотря на то, что он продолжает службу в ВВС Украины и России, большинство потерь Fencer приходится на украинскую сторону. Как украинские, так и российские источники утверждают, что они сбили Су-24 своего противника, хотя известный открытый разведывательный блог Oryx подтвердил только потерю четырех украинских Су-24. Тем не менее, Россия в большем количестве использует свои Су-34 против Украины, которая сама понесла значительные потери, несмотря на то, что является более продвинутой заменой Су-24.
Будущее Су-24
Несмотря на планы вывода Су-24 из состава ВКС России к 2020 году, по сообщениям российских государственных СМИ, запланированная замена Fencer на штурмовик Су-34 не кажется неизбежной или даже не за горами ближайшее будущее. Еще в 2018 году Минобороны России официально заявило, что боевая служба Су-24 в Сирии вдохнула новую жизнь в срок службы самолета, особенно с учетом модернизации авионики, такой как компьютерный комплекс СВП-24 «Гефест».