+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Самолеты ту 160: максимальная скорость самолета стратегического назначения Белый лебедь, технические характеристики, модернизация

0

три секрета Ту-160 — Российская газета

39 лет назад впервые поднялся в небо флагман дальней авиации России, вершина советского авиастроения, да и просто очень красивый самолет — стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. В официальных документах к его титулам добавлено еще слово «многорежимный». Это главное преимущество Ту-160 перед американским B-1, с которым его любят сравнивать.

Машина попросилась в воздух

Вообще-то 18 декабря 1981 года Ту-160 взлетать не полагалось — на этот день планировались лишь скоростные пробежки по ВПП аэродрома в Жуковском. Уже после посадки летчик-испытатель Борис Веремей доложил, что машина «сама попросилась в воздух». Полет по кругу прошел успешно, в 1984 году Веремей стал Героем Советского Союза.

Взлету предшествовала титаническая работа всей авиационной промышленности огромной страны — в кооперации по «изделию 70» (так Ту-160 называли в конструкторских документах) участвовало более 800 предприятий и НИИ Советского Союза. Казанский авиазавод, где развернулось серийное производство самолета, специально для этого реконструировали, установили уникальное оборудование. Например, камеру для электронно-лучевой сварки в вакууме двух 12-метровых деталей центроплана, — станового хребта самолета, к которому крепятся поворотные консоли крыльев и все остальное. Технология сращивания титана в напряженном состоянии агрегата под спецприсадками и флюсами до сих пор остается ноу-хау казанцев. Операцию эту проводили по ночам — иначе работа мощнейшего оборудования оставляла без света половину города.

Много хлопот доставило и размещение двигателей. Схему Ту-144: четыре агрегата в одном пакете, — забраковали по двум причинам. Во-первых, пожар одной из установок мог поджечь остальные. Во-вторых (и это главное) по оси самолета необходимо было оставить место для бомболюков. Рассматривались варианты расположения двигателей попарно: вертикально и горизонтально. Был построен и продут в ЦАГИ макет бомбардировщика с воздухозаборниками над и под центропланом. Такое решение обеспечивало наилучшую аэродинамику, но сомнения в технологичности и боевой живучести заставили конструкторов продолжить поиски. Всего было опробовано 14 вариантов компоновки.

Стелс с ручкой

Ту-160 стал первым отечественным самолетом с электродистанционной системой управления. Экипажи неизменно удивлялись, попадая в кабину с «истребительной» ручкой вместо привычного для тяжелых бомбардировщиков штурвала. Оказалось, что многометровые цельноповоротные элементы хвостового оперения отлично управляются благодаря скрытой в хвосте самолета гидравлике (разместить ее оказалось посложнее, чем подвесить двигатели). Огромный самолет управлялся буквально пальцами, а электронная устойчивость на курсе увеличила дальность полета.

В это время в Самаре (тогда еще Куйбышеве) ОКБ Николая Кузнецова разрабатывало для Ту-160 двигатели. Были использованы наработки по силовым установкам для Ту-144 и Ту-22М, при этом особое внимание уделялось снижению расхода топлива (упомянутые агрегаты были невероятно прожорливы) и заметности самолета в инфракрасном диапазоне. Да-да, за четверть века до появление в обиходе выражения «стелс-технологии» создатели Ту-160 заложили их в свой самолет. На воздухозаборники нанесли черное графитовое покрытие, поглощающее радиоволны, носовую часть выкрасили органическим составом с теми же свойствами. Система экранировки двигателей является тайной до сих пор. Стекла кабины проложили металлической сеткой, блокирующей излучение приборов.

Однако, несмотря на конструкторские ухищрения, американская разведка получила изображение Ту-160 еще до того, как он поднялся в воздух. Бомбардировщик сфотографировали на газовочной площадке Жуковского, меж двух Ту-144, во время наземных испытаний. Военная разведка США утверждала, что снимок был получен со спутника, на деле его сделал пассажир самолета, заходившего на посадку в соседний аэропорт Быково, пишет «Военное обозрение».

Вживую Ту-160 первым из иностранцев увидел министр обороны США Фрэнк Карлуччи — в Кубинке ему показали один самолет на земле и два — в полете. Там же публично озвучили некоторые характеристики бомбардировщика — в частности, что он способен пролететь без дозаправки 14 тысяч километров. Дело было в 1988 году: перестройка, гласность, все такое. То, что самолет с бортовым номером 12 летел на трех двигателях (у четвертого закапризничала система управления), американцу не сказали.

100-тонная тяга позволяет Ту-160 не только летать на трех моторах (случалось, и на двух), но и подниматься в воздух с выпущенными по невнимательности спойлерами. Когда их убрали, 54-метровый бомбардировщик рванулся так, что пилотов вдавило в кресла.

Два самолета

Ту-160 часто сравнивают с B-1 Lancer. Действительно, наш самолет делался в ответ на американский, но превзошел его по большинству показателей. У Lancer несчастливая судьба: он задумывался как «чистый» бомбардировщик, предназначенный для доставки термоядерных зарядов на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Однако вскоре после его появления в моду вошли дальние крылатые ракеты, а нужда прорываться сквозь ПВО, огибая складки местности, отпала. Применение ракет требует других прицелов, иной тактики и подготовки экипажей — в общем, B-1 остался не удел. К нашему времени парк бомбардировщиков изрядно обветшал и командование ВВС США регулярно заговаривает о снятии самолета с вооружения, но могучее лобби в Конгрессе раз за разом оставляет его в строю.

Ту-160 изначально проектировался как многорежимный самолет, способный летать и высоко, и низко, на сверхзвуке и без него, с одинаковой эффективностью применять бомбы и ракеты. Пилоты любят его за мощь, управляемость и комфорт — во время длительных полетов есть возможность пройтись по просторной кабине, разогреть обед в микроволновке и даже отдохнуть между кресел штурманов. Те ценят в Ту-160 автономную систему астрокоррекции, с высокой точностью определяющую положение машины по солнцу и звездам — она особенно помогает при полетах над океаном и в полярных зонах. И все — даже далекие от авиации люди, — восхищаются изяществом и грозной красотой «Белого лебедя».

Так у нас, у русских, бывает. Делали ответ, а получился шедевр.

9 историй из жизни сверхзвукового ракетоносца Ту-160 «Белый лебедь» — Российская газета

Актриса Лия Ахеджакова госпитализирована с коронавирусом 14:45 Посольство РФ проверяет данные о россиянах на упавшем в Индонезии самолете 14:43 В Индонезии упавший Boeing пропал с радаров через 4 минуты после взлета 14:40 О военнослужащих, которые спасли попавших в беду людей, сняли ролик 14:40 Жену директора «Первого канала» обсыпали гвоздями в театре 14:32 Россиянка Гасанова обыграла Каролину Плишкову в Абу-Даби 14:24 Меркель назвала зиму самым тяжелым временем из-за пандемии 14:13 Мадрид парализовал самый мощный за 80 лет снегопад 14:10 Филиппа Киркорова накажут за неоплату парковки в Москве 14:03 Вышел русский трейлер эротического триллера «Опасный соблазн» 13:59 В Киргизии началось голосование по выборам президента вне помещений 13:36 Вышел русский трейлер «Аферы Оливера Твиста» с Линой Хиди 13:16 Международные наблюдатели отметили готовность Киргизии к выборам президента 12:59 В подмосковной квартире найдены тела трех человек 12:31 Врач: Мясо и квашенная капуста помогут восстановиться после Нового года 12:12 Часть МКАД остановилась из-за аварии 12:03 Новый автомост через Москву-реку начнут строить в этом году 12:02 В Москве поставлен рекорд по строительству жилья 12:00 Эксперт: COVID-19 еще минимум год будет влиять на фармрынок 12:00 Умер режиссер «Парка Горького» и бондианы Майкл Эптед 11:55 Дивизии РВСН оснастят противодиверсионными машинами «Тайфун-М» 11:54 Голкипер «молодежки» Аскаров сдержал обещание и купил суперклей 11:38 Более 15 тысяч археологических находок было обнаружено в столице в 2020 году 11:26 Саперы обеспечат безопасность более 30 поисковых экспедиций в Ленобласти 11:24 Андрей Бочкарев: В Москве строятся 98 ТПУ 11:23 • • •ВластьЭкономикаВ регионахВ миреПроисшествияОбществоСпортКультураРусское оружиеАвтопаркДиджиталКинократия

В честь кого называли бомбардировщики Ту-160. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 января 2018 года стало известно, что новому стратегическому бомбардировщику Ту-160, построенному на Казанском авиационном заводе им. C. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»), присвоено имя «Петр Дейнекин» — в честь летчика, военачальника, главнокомандующего ВВС СССР (1991) и России (1992-1998), Героя Российской Федерации, генерала армии.

ТАСС-ДОСЬЕ подготовило материал о том, в честь кого называли стратегические ракетоносцы Ту-160 в России.

История появления традиции

Самолетам Дальней авиации начали присваивать имена собственные в середине 1990-х годов: в рамках подготовки к параду Победы 1995 года имя «Илья Муромец» получил стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером «06 красный».

Тогда же командующий Дальней авиацией издал соответствующее положение, регламентирующие порядок присвоения имен. Почетные наименования традиционно присваиваются Военным советом Дальней авиации. К настоящему времени имена собственные присвоены 18 самолетам Ту-160 (один из них — «Борис Веремей» — находится в опытной эксплуатации, еще один — «Михаил Громов» — потерпел крушение в 2003 году).

11 самолетов названы в честь военных летчиков и военачальников, пять — в честь авиаконструкторов, руководителей производства и пр., по одному — в честь спортсмена и героя древнерусского былинного эпоса.

Помимо Ту-160, в Дальней авиации имена собственные присваивают бомбардировщикам Ту-95МС (в честь городов России) и Ту-22М3 (в честь выдающихся пилотов).

Имена Ту-160

Названия самолетов приводятся в хронологическом порядке присвоения им имен собственных.

«Илья Муромец» (регистрационный номер RF-94105, получил имя собственное в 1995 году) — в честь героя русских былин, богатыря, а также одноименной серии российских бомбардировщиков начала XX века.

«Иван Ярыгин» (RF-94112, 1997 год) — в честь советского спортсмена (1948-1997), борца вольного стиля, двукратного олимпийского чемпиона, главного тренера сборной СССР по вольной борьбе, президента федерации спортивной борьбы России.

«Василий Решетников» (RF-94102, 1998 год) — в честь советского летчика (1919), участника Великой Отечественной войны, командующего Дальней авиацией в 1969-1980 годах Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации.

«Михаил Громов» (бортовой номер «01 красный», 1999 год) — в честь советского летчика (1899-1985), испытателя, совершившего в 1930-е годы несколько рекордных перелетов, в годы Великой Отечественной войны командовавшего воздушными армиями, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации.

«Александр Голованов» (RF-94104, 1999 год) — в честь советского летчика (1904-1975), командующего авиацией дальнего действия (1942-1948), главного маршала авиации.

«Александр Молодчий» (RF-94106, 2000 год) — в честь советского летчика (1920-2002), участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации.

«Александр Новиков» (RF-94109, 2000 год) — в честь советского военачальника (1900-1976), командующего Военно-воздушными силами (1942-1946), командующего Дальней авиацией (1953-1955), главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза.

«Алексей Плохов» (RF-94107, 2001 год) — в честь советского летчика (1921-2006), участника Великой Отечественной войны, прошедшего путь от пилота бомбардировщика ТБ-3 до первого заместителя командующего Дальней авиацией, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации.

«Василий Сенько» (RF-94114, 2002 год) — в честь советского летчика (1921-1984), штурмана Дальней а

Ту-160 или «изделие 70» / Назад в СССР / Back in USSR

Стратегический бомбардировщик ТУ-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет.
ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года.
Бомбардировщик ТУ-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец ТУ-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше.
А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160

Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя. Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).

До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны.
19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160. 8 самолетов были переданы России за списание газового долга.
В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.

В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача.
Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).


К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:
• дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
• дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
• к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника — на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
• общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.
Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года — вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.


В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск Ту-160, если США остановят серийное производство B-2. К тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.
Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом. В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.


Технические характеристики

ТУ-160 имеет следующие технические характеристики:
Экипаж: 4 человека.
Длина составляет 54,1 м.
Размах крыла составляет 55,7/50,7/35,6 м.
Высота составляет 13,1 м.
Площадь крыла составляет 232 м².
Масса пустого самолета составляет 110 000 кг.
Нормальная взлетная масса составляет 267 600 кг.
Максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг.
Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32.
Тяга максимальная составляет 4×18 000 кгс.
Тяга на форсаже составляет 4×25 000 кгс.
Масса топлива составляет 148 000 кг.
Предельная скорость на высоте составляет 2230 км/ч.
Крейсерская скорость составляет 917 км/ч.
Дальность максимальная без дозаправки составляет 13 950 км.
Дальность практическая без дозаправки составляет 12 300 км.
Боевой радиус составляет 6000 км.
Продолжительность полета составляет 25 ч.
Практический потолок составляет 21 000 м.
Скороподъемность составляет 4400 м/мин.
Длина разбега/пробега составляет 900/2000 м.
Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе составляет 1150 кг/м².
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе составляет 1185 кг/м².
Тяговооруженность при нормальной взлетной массе составляет 0,36.
Тяговооруженность при максимальной взлетной массе составляет 0,37.

Особенности конструкции

Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке — четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление — сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу — цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.«Белый лебедь» — один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение

Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец — носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.

На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).
После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Крылатая гордость России (Часть седьмая) – Ту-160

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».
Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А. Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета. Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.

Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси – в Горьком. Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.

Сборка опытного образца на ММЗ «Опыт»


Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б. И. Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.

Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском. В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».


Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км. со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км., имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высота полета в 11 250 м.

В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.

В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.


На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог – многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Особенности конструкции

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.

Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.


Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине. В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.

Шасси самолета трехопорное с 2-мя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н. Д. Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 – один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности. Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.

Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ.


Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа. В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн. Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб. В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.

Тактико-технические характеристики Ту-160:
Размеры: размах крыла максимальный – 55,7 м., минимальный – 35,6 м., длина – 54,1 м., высота – 13,2 м.
Площадь крыла – 360,0 кв. м.
Масса самолета, кг.
— пустого – 110 000
— нормальная взлетная – 267 600
— максимальная взлетная – 275 000
Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32, бесфорсажна тяга –4х137,2 кН, на форсаже – 4х247,5 кН.
Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч, крейсерская – 917 км/ч.
Практическая дальность полета без дозаправки: 12 300 км.
Боевой радиус: 6 000 км.
Практический потолок – 15 000 м.
Экипаж – 4 человека
Вооружение: в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная – до 40 000 кг. В состав вооружения входят тактические и стратегические крылатые ракеты X-55 и X-55M, а также аэробаллистические гиперзвуковые УР малой дальности X-15 (M=5) с ядерными и неядерными БЧ, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов до КАБ-1500, обычные виды бомб, а также мины.

Использованы источники:
www.arms-expo.ru/049049056050124055049050.html
www.worldweapon.ru/sam/tu160.php
www.militaryrussia.ru/blog/topic-262.html

Самолет Ту-160: скорость, фото, характеристики

Уникальным воздушным судном является стратегический бомбардировщик Ту-160. «Белым лебедем» или Blackjack, согласно терминологии придуманной американской стороной, часто называют эту мощнейшую модель.

В настоящее время именно эта модель воздушного транспорта, разработанная в середине 70-х годов советскими инженерами-конструкторами, является самым большим, грозным и в то же время грациозным военным бомбардировщиком, оснащенным изменяемым стекловидным крылом. Самолет «Белый лебедь» стратегического назначения пополнил запас вооружения российской армии еще в 1987 году.

Самолет Ту-160

История создания

Согласно приказу, изданному Советом Министров Советского Союза в 1967 году, отечественные производители приступили к проектированию нового бомбардировщика. В разработке проекта принимали участие как сотрудники предприятия «Мясищева» и «Сухого», внося на протяжении нескольких лет различные предложения по создаваемому проекту.

По каким-то причинам представители авиакомпании, названной в честь Туполева, не принимали участие в конкурсе, несмотря на то, что ранее инженеры именно этого бюро смогли разработать и ввести в действие проект относительно создания нескольких моделей бомбардировщиков, а также сверхзвукового летательного аппарата Ту-144. Рассматриваемое военно-воздушное средство является основой ядерной мощности России. А подтверждают этот факт отменные технические характеристики Ту-160.

Белый лебедь стратегического назначения

По итогам отборочного конкурса победителем был признан проект, созданный сотрудниками «Мясищева». Однако буквально через несколько дней по приказу правительства вся документация была изъята у победителя и передана в распоряжение бюро «Туполева». Так и был создан самолет Ту-160.

Перед инженерами-конструкторами были поставлены конкретные цели относительно создания будущего военной машины:

  • дальность перелета воздушного транспорта должна приравниваться к 13 тыс. км на примерной высоте в 18 тыс. км при скорости в 2450 км/ч;
  • к назначенной цели военно-воздушный транспорт должен суметь приблизиться в скоростном дозвуковом крейсерском режиме;
  • вес нагрузки относительно общей массы должен приравниваться к 45-ти тоннам.

Первый пробный вылет военной машины был произведен в конце 1981 года на территории военного аэродрома «Раменское». Испытания прошли успешно, что подтвердил опытный летчик Б. Веремеев, пилотирующий первую модель.

Кабина Ту-160

Сверхзвуковой российский ракетоносец был запущен в серийное производство спустя 3 года после успешно произведенного пробного вылета. Новые модели воздушно-военной техники изготавливались специалистами, работающими на авиапредприятии в Казани. Первая модель серийного производства смогла подняться в небесный простор в конце 1984 года, в дальнейшем авиапроизводитель ежегодно изготавливал по одной единице востребованных военно-воздушных машин.

По приказу Б. Ельцина, в начале 1992-го года было решено прекратить серийное производство моделей Ту-160. Данное решение действующий в те времена президент принял в ответ на решение США приостановить производство не менее мощных американских военных бомбардировщиков В-2.

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32. Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.

Согласно аналитическим данным, в 2013 году в составе ВВС Российской Федерации насчитывалось 16 моделей Ту-160.

Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса. По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

ТТХ российского бомбардировщика представлены ниже. Также на изображении можно увидеть некоторые исторические факты.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Туполев Ту-160 Blackjack Дальний стратегический бомбардировщик

Страна производитель Советский Союз
Введен в сервис 1987
Экипаж 4 мужчины
Размеры и вес
Длина 54,1 м
Размах крыла 35.Стреловидность 6 м, размах 55,7 м
Высота 13,1 м
Масса (пустого) 118 т
Масса (максимальная взлетная) 275 т
Двигатели и производительность
Двигатели 4 турбовентиляторных двигателя ГППЭ Труд НК-321
Тяга (сухая / с дожигом) 4 х 137.20 / 245,16 кН
Максимальная скорость 2220 км / ч
Практический потолок 15.5 км
Диапазон 12 300 км
Вооружение
Ракеты 12 х Х-55 (АС-15 «Кент-А») или Х-55СМ (АС-15 «Кент-Б») крылатые ракеты. До 24 х Х-15П (АС-16 «Отдача»)
Бомбы бомбы свободного падения вместо ракет

Ту-160 (Западное отчетное название Blackjack) — крупнейший в мире боевой бомбардировщик.это по прозвищу «Белый лебедь» летчики. Затмевая похожий на B-1B Lancer — самый тяжелый боевой самолет из когда-либо построенных. В отличие от B-1B, бомбардировщик Ту-160 остается приверженным как низкоуровневое проникновение (на околозвуковых скоростях) и высокое бронепробиваемость со скоростью около 1,9 Маха.

Хотя Самолет имел электронную систему управления, все дисплеи в кабине были обычные аналоговые инструменты, без многофункциональных или головных отображает.В длинном остроконечном обтекателе находится местность, радар атаки. Ниже этого был обтекатель для перспективного телевизора. камера для визуального прицеливания оружия.

В Программа развития Туполева Ту-160 была чрезвычайно затяжной. Первый прототип поднялся в воздух в 1981 году, а второй самолет был потерян в 1987 году. 1987. Серийное производство на Казани и в г. продолжалось до 1992 года, когда президент Ельцин объявил, что никаких дальнейших стратегических бомбардировщиков строить не будет.Произведено 35 блэкджеков, включая два прототипа. Также было несколько неполные планеры. Этот бомбардировщик было очень дорого построить и поддерживать.

Ту-160 имеет дальность полета 12 300 км. Это был второй советский бомбардировщик после Ту-95 (западное обозначение Bear), который мог долететь до США. Состояния без дозаправки в воздухе. Однако Ту-160 никогда не мог заменить стареющий Ту-95 из-за его потрясающей цены.

В 1989 г. Ту-160 впервые достиг скорости 2 200 км / ч.тем не мение позже максимальная скорость была ограничена до 2000 км / ч, чтобы увеличить срок службы двигателей и планера. Блэкджек установил всего 44 мировых рекорда.

Даже после самолет поступил в эксплуатацию, проблемы по-прежнему серьезно ограничить операции и производство началось до общего стандарта и конфигурация была согласована. Таким образом, размах крыльев, подходящее оборудование и Конфигурация воздухозаборника отличается от самолета к самолету.

В Блэкджек вооружен Х-55 (Западное обозначение AS-15 Kent) крылатые ракеты и Х-15 (Western обозначение AS-16 Kickback) ракеты класса «воздух-поверхность».Самолет может нести до 12 Х-55 и до 24 Х-15. Оба из них ракеты могут нести ядерные боеголовки. Ракеты переносятся двумя внутренние оружейные отсеки. Ту-160 также может нести бомбы свободного падения с максимальный вес до 40 т. Эти бомбардировщики предназначены для атаки наиболее важные вражеские цели. Утверждается, что Ту-160 имеет уменьшенное сечение радара, однако это ни в коем случае не скрытый самолет.

Всего 19 Ту-160 поступили в 184-ю гвардейскую тяжелую бомбардировочную авиацию. Полк в Прилуках (Украина) с мая 1987 года.Они остались в Украинская база после распада СССР в 1991 г. и после затяжные переговоры между Украиной и Российской Федерацией, восемь были возвращены в Россию в 1999 году. Ту-160 находились в Украине в 1998 году по заключенному контракту. правительством США. В 2001 году шесть российских Туполев Ту-160 были объявлены боевыми как авианосцы крылатых ракет по договору СНВ. Они были приписаны к 121-й гвардейской тяжелой Бомбардировочный авиационный полк в Энгельсе, к которому в 2001 г. первый из восьми отремонтированных самолетов, ранее хранившихся в Украине.Хотя, возможно, еще около дюжины самолетов номинально приемлемым кажется маловероятным, что у России достаточно средств для переделать эти самолеты. Некоторые источники утверждают, что ВВС России в настоящее время эксплуатирует 16 таких стратегических бомбардировщиков.

В 2014 капитальный ремонт и модернизация Т-160 началась на Туполевском растение. Первый модернизированный бомбардировщик Ту-160М был выпущен в 2016 году. Модернизированные и отремонтированные самолеты оснащены новыми радиолокаторами, электроника и навигация оборудование.Ожидается, что к 2020 году более десятка Ту-160 бомбардировщики будут будет модернизирован и будет находиться на вооружении ВВС России.

Компания Platforms International в США корпорация приобрела три демилитаризованных бывших украинских Ту-160, которые планировала преобразовать в пусковые установки Ту-160СК для космических аппаратов. Однако это никогда не было сделано.

К 2017 г. Всего на вооружении ВВС России находилось 16 бомбардировщиков, плюс еще один — до стандарта Ту-160М.Этот Модернизированный боевой самолет планировалось поставить в 2019 году. планирует модернизировать все 16 действующих бомбардировщиков до стандарта Ту-160М.

В 2015 г. было объявлено, что Минобороны России планирует перезапустить производство Ту-160. Было объявлено, что бомбардировщики новой постройки будет оснащен новыми двигателями, новыми радарами и новой авионикой. В Недавно построенный бомбардировщик именуется Ту-160М2. Так что даже если это будет выглядеть Аналогично, Ту-160М2 будет по сути новым боевым самолетом.В 2018 г. подписан контракт на производство 10 бомбардировщиков Ту-160М2 для ВВС России. Поставки планируется завершить в 2027 год. Планируемая цена Ту-160М2 — 1,5 миллиарда долларов.

Ту-160 BLACKJACK (ТУПОЛЕВ) — Ядерные силы России и СССР

Ту-160 BLACKJACK (ТУПОЛЕВ) — Ядерные силы России и СССР

ФАС | Ядерная бомба | Путеводитель | Россия | Бомбардировщик |||| Индекс | Поиск |



Ту-160 — многоцелевой стратегический бомбардировщик, предназначенный для операций от дозвуковых скорости и малых высот до скорости более 1 Маха на больших высотах.Два отсека для оружия могут приспособить различные нагрузки для конкретных задач, в том числе стратегические крылатые ракеты, управляемые малой дальности ракеты, ядерные и обычные бомбы и мины. Его базовое вооружение — управляемое оружие малой дальности. ракеты и стратегические крылатые ракеты позволяют наносить ядерные удары по целям с заранее заданными координаты.В будущем после того, как самолет будет оснащен высокоточным обычным вооружением его также можно использовать против мобильных или тактических целей.

Ту-160 стал результатом конкурса многоцелевых бомбардировщиков, в котором участвовал Туполев. предложение по проектированию самолета с использованием элементов Ту-144, Мясищев М-18 и Сухой — конструкция на базе самолета Т-4. Проект Мясищева считался наиболее успешным, хотя туполевская организация считалась имеющей наибольший потенциал для завершение этого сложного проекта. Следовательно, Туполеву было поручено разработать самолет с использованием элементы конструкции бомбардировщика Мясищев М-18.Руководил проектом В.Н. Бинзнюк. Опытная эксплуатация в ВВС началась в 1987 году, серийное производство велось на Казанском авиационном объединении.

Ту-160 отличается низкорасположенными, стреловидными и коническими крыльями изменяемой геометрии с большой фиксированной центропланом. Крылья с изменяемой геометрией (от 20 до 65 градусов) позволяют летать на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях. Четыре ТРДДФ НК-32 [турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой] мощностью 25000 кгс на Т-160.Четыре ТРДД, разработанные ОКБ Кузнецова в 1977 году, устанавливаются попарно под неподвижно центрирующей секцией с квадратными воздухозаборниками и выхлопами, выходящими за задние кромки крыльев. Тонкая конструкция фюзеляжа отличается длинной заостренной, слегка приподнятой носовой частью и ступенчатым куполом. Хвостовые лыски бывают стреловидными, сужающимися и расположены посередине киля. Хвостовое оперение сужается к спине с квадратным острием и обтекателем на передней кромке. Хвостовой конус расположен за хвостовой частью. При проектировании самолета особое внимание было уделено снижению его заметности.Были приняты меры по снижению заметности двигателей для инфракрасных и радар-детекторов. Впервые испытания этих показателей живучести были проведены на самолете Ту-95 в 1980 году.

Как самый мощный боевой самолет советских ВВС, Т-160 летит со скоростью 2 000 км / ч и может превышать отметку 2 000 при заданной нагрузке. Т-160 может набирать высоту 60-70 метров в секунду и достигать высоты до 15000 метров. Бомбардировщик может дозаправляться в полете самолетами-заправщиками Ил-78 и ЗМС-2.Система дозаправки в воздухе состоит из зонда и тормозной системы дозаправки в воздухе.

Ту-160 может нести до 12 ракет большой дальности Х-55 и ракет малой дальности Х-15. В отсеках вооружения можно разместить разную нагрузку: несёт различные бомбы: от платно-падающих ядерных и обычных до 1500 кг бомб. Бомбардировщик не оборудован артиллерийским вооружением.

Ту-160 оборудован комбинированной навигационно-оружейной системой наведения РИД; [радар] для обнаружения целей на суше и море на больших расстояниях, оптико-электронный бомбовый прицел, система автоматического сопровождения местности, а также системы активной и пассивной радиоэлектронной борьбы как система дозаправки в воздухе.Оснащен катапультными креслами К-36ДМ. В приборы кабины — традиционного электромеханического типа. Самолет управляется с помощью центральной колонки управления. Дроссели управления двигателем расположены между креслами пилотов. Там зона отдыха, туалет и шкаф для разогрева пищи.

Также проведены исследования по использованию самолета в качестве стартовой платформы для космического пространства «Бурлак». ракета-носитель, предназначенная для вывоза полезных нагрузок массой от 300 до 500 кг на полярные орбиты на на высоте от 500 до 700 км.По этой концепции ракета-носитель, имеющая твердотопливный двигатель. и треугольное крыло, будут подвешены под фюзеляжем самолета.

В 1981 году ОКБ Туполева построило два прототипа бомбардировщика и один макет, который использовался для статических испытаний. Первые летные испытания самолета «70» состоялись 19 декабря 1981 года. Во время летных испытаний один из двух оригинальных самолетов был потерян. Вскоре после начала испытаний началось серийное производство. В 1984 году на Казанском заводе началось производство бомбардировщика, получившего обозначение Ту-160.Первоначальные планы предусматривали строительство 100 самолетов, но когда их производство было остановлено в 1992 году, было построено только 36 бомбардировщиков.

В мае 1987 года началось развертывание первых бомбардировщиков. До конца 1991 года 19 бомбардировщиков Ту-160 несли службу в 184-м полку в Украине и перешли в собственность Украины после распада СССР. В 1992 году 121-й авиаполк базировался на аэродроме Б.Г. Энгельс был вооружен бомбардировщиками Ту-160. Впоследствии бомбардировщики испытывали на вооружение ракетами большой дальности.

02 июля 1999 г. сообщалось, что Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова получило заказ от Минобороны России на завершение производства одного стратегического бомбардировщика Ту-160. По словам генерального директора ассоциации Наиля Хайруллина, контракт на производство самолета оценивался в 45 миллионов рублей.

В июле 1999 года министр обороны Украины Александр Кузьмук подтвердил, что Киев официально предложил Москве принять в качестве оплаты задолженности за газ «около 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95».Он отказался назвать точную стоимость ракетоносцев, однако, по его мнению, она будет «значительно больше» 25 миллионов долларов за каждую машину. 12 октября 1999 г. российские военно-воздушные силы объявили о соглашении, которое позволит Украине выплатить часть своей многомиллионной задолженности за энергоресурсы путем передачи 11 стратегических бомбардировщиков. Украина пыталась разгрузить бомбардировщики после распада Советского Союза в 1991 году, но переговоры провалились из-за разногласий по поводу цен и других условий.Сделка включает восемь бомбардировщиков Туполев 160 Blackjack и три Туполев 95 Bears.

11 стратегических бомбардировщиков и 600 ракет воздушного базирования, переданных Украиной России в счет оплаты долга за газ, были переданы в середине февраля 2000 года. Два бомбардировщика Ту-160 вылетели из Прилуков в Черниговской области Украины на российскую авиабазу в Энгельсе. . Ракеты отправили в Россию по железной дороге. Три бомбардировщика Ту-95МС и шесть самолетов Ту-160 уже прибыли в Энгельс с октября 1999 года во исполнение межправительственных договоренностей.Перед переброской в ​​Россию 19 самолетов Ту-160 находились на аэродроме Прилуки, а 21 Ту-95МС — в Узине.

Советское обозначение

ТУ-160

Обозначение в США

Блэкджек

Конструкторское бюро

ОКБ-156 Туполев

Производитель

Завод Nr.22 Казань

Электростанция

4 HK-32 tur

Российский модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160 приступил к летным испытаниям на прошлой неделе — источник — Военные и оборонные организации

МОСКВА, 24 января. / ТАСС /. Модернизированный российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (по классификации НАТО: Blackjack) заводской № 0804, произведенный на Казанском авиазаводе, приступил к летным испытаниям на прошлой неделе, сообщил ТАСС в среду источник в российском оборонном секторе.

«804-й самолет, созданный с использованием прорывов советской авиации, впервые поднялся в небо на прошлой неделе и с тех пор выполняет оценочные полеты. Самолет-ракетоносец будет передан Воздушно-космическим силам до конца этого года», — говорится в сообщении. сказал источник.

Источник, комментируя различные сообщения СМИ, сказал, что новый самолет не является модернизированным прототипом бомбардировщика.

«Самолет прошел лишь небольшую модернизацию, а его планер и двигатели остались прежними.Полностью оцифрованная документация на новый самолет-ракетоносец будет выпущена не раньше середины этого года, без нее невозможны работы по созданию Ту-160М », — отметил источник. Официального подтверждения этой информации ТАСС

пока не получил.

Как сообщалось ранее, 16 ноября 2017 года на Казанском авиазаводе состоялась торжественная церемония вывода на рынок модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. В тот же день заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин, курирующий оборонный сектор в российском правительстве, сообщил президенту России Владимиру Путину, что дебютный полет модернизированного стратегического бомбардировщика-ракетоносца запланирован на февраль 2018 года.

Бомбардировщик Ту-160 и его модернизация

Ту-160 — советский стратегический ракетоносец, вооруженный крылатыми ракетами, которые могут нести ядерные боеголовки. Наряду с ракетоносцем Ту-95МС Ту-160 входит в состав стратегических ядерных сил России, наряду с ракетными системами наземного базирования и подводными лодками.

После распада Советского Союза несколько недостроенных самолетов Ту-160 оставались на Казанском авиазаводе в разной степени готовности, но работы над ними были приостановлены из-за экономических проблем.В результате постройка одного самолета была завершена только к 2000 году, а другого — к 2008 году.

В 2015 году сообщалось, что Россия приняла решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в их модернизированной модификации Ту-160М2 и перенести разработку бомбардировщика нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). на более поздний срок.

Минобороны России сообщило, что серийное производство бомбардировщиков Ту-160М2 должно начаться в 2023 году.ВКС России намерены закупить не менее 50 таких самолетов. В июне 2017 года тогдашний главнокомандующий Воздушно-космическими силами Виктор Бондарев заявил, что Ту-160М2 может впервые подняться в небо уже в конце 2018 года.

Авиакомпания «Туполев» приступила к работам по созданию модернизированных бомбардировщиков Ту-160М, которые должны подняться в воздух в 2019 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта