штурмовик | это… Что такое Самолёт-штурмовик?
Истребитель F4U Corsair в роли штурмовика над Окинавой
Штурмови́к — боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей.
Штурмовкой называется поражение наземных и морских целей при помощи стрелково-пушечного вооружения (пушек и пулемётов), а также ракет. Такой способ поражения оказывается более пригодным для нанесения ударов по растянутым целям, таким как скопления и особенно походные колонны пехоты и техники. Наиболее эффективны удары по открыто расположенной живой силе и небронированной технике (автомобиль, железнодорожный транспорт, тягачи). Для выполнения этой задачи ЛА должен действовать на малой высоте без пикирования или с очень пологим пикированием («бреющий полёт»).
Для штурмовки могут использоваться неспециализированные типы ЛА, такие как обычные истребители, а также лёгкие и пикирующие бомбардировщики. Однако в 1930-е годы был выделен специализированный класс самолётов для штурмовых действий.
Ил-2 — штурмовик Второй мировой войны
Самым массовым штурмовиком Второй мировой войны (а также самым массовым боевым самолётом в истории человечества) стал Ил-2 КБ Ильюшина. Лучшим штурмовиком Второй мировой войны считается созданный на его основе Ил-10. В варианте штурмовиков выпускались такие самолёты, как Пе-2 и Ту-2.
Люфтваффе также использовало специализированный штурмовик Henschel Hs 129, но он был выпущен в малых количествах и не сыграл существенной роли в войне.
Класс штурмовиков чётких границ не имеет. К штурмовикам близки такие летательные аппараты, как истребитель-бомбардировщик и пикирующий бомбардировщик. Однако в годы Второй мировой войны концепция истребителя-бомбардировщика себя не оправдала, несмотря на популярность и кажущуюся логичность. Проблема была в том, что подготовка как квалифицированного пилота истребителя, так и квалифицированного пилота бомбардировщика — чрезвычайно сложна и дорога. Подготовить же пилота, способного качественно совмещать эти профессии, намного сложнее. А без этого истребитель-бомбардировщик превращался в обычный скоростной не пикирующий бомбардировщик. Неспособность к пикированию и отсутствие второго члена экипажа, отвечающего за прицеливание, делало применение истребителей-бомбардировщиков недостаточно эффективным для нанесения бомбовых ударов. А отсутствие бронирования не позволяло действовать на малых высотах так, как это делали специализированные бронированные штурмовики.
Из истребителей наиболее успешно в качестве штурмовиков применялись слегка модифицированные Focke-Wulf Fw 190 и немодифицированные Hawker Typhoon.
Роль штурмовки снизилась после появления кассетных бомб (при помощи которых поражать вытянутые цели эффективнее, чем из стрелкового оружия), а также в ходе развития ракет класса «воздух-поверхность» (повысилась кучность и дальность, появились управляемые ракеты). Скорость боевых самолётов возросла, и поражать цели, находясь на малой высоте для них стало проблематично. С другой стороны, появлились штурмовые вертолёты, почти полностью вытеснившие самолёт с малых высот.
В связи с этим в послевоенный период в ВВС росло сопротивление разработке штурмовиков, как узкоспециализированных самолётов. Хотя непосредственная воздушная поддержка наземных войск авиацией оставалась и остается крайне важным фактором современного боя, основной упор делался на проектирование универсальных самолётов, совмещающих в себе функции штурмовика.
Штурмовик А-10 Thunderbolt (США)
Примером послевоенных штурмовиков являются Blackburn Buccaneer, A-6 Intruder, A-7 Corsair II. В других случаях, атака наземных целей стала сферой деятельности переоборудованных тренировочных самолётов, как например BAC Strikemaster, BAE Hawk и Cessna A-37.
В конце 1960-х армия США затребовала специализированный самолёт воздушной поддержки, которым стал Republic A-10 Thunderbolt II. В итоге он стал в основном противотанковым самолётом с ограниченными возможностями непосредственной поддержки и тактического бомбометания, и даже в роли истребителя танков был встречен неоднозначно. Современная военная доктрина США всё больше концентрируется на использовании боевых вертолётов для воздушной поддержки и борьбы с танками. Аналогичный советский самолёт Су-25 был более успешен в роли «воздушной артиллерии», хотя в его поздних версиях акцент также был смещён в сторону противотанковой борьбы.
Штурмовик Су-25
Роль штурмовиков остаётся хорошо определённой и востребованной, в результате чего в НАТО используются двойные обозначения, как например F/A-18 Hornet. В последнее время на Западе для обозначения подобных самолётов получил распространение термин «ударный истребитель». Возможно, из современных самолётов, к штурмовикам следует отнести F-117 Nighthawk как самолёт, предназначенный для поражения наземных целей и не имеющий возможностей для воздушного боя.
Во многих странах вообще не существует понятия «штурмовик», а для штурмовки используются самолёты, относящиеся к классам «пикирующий бомбардировщик», «фронтовой истребитель», «тактический истребитель» и пр. Штурмовиками сейчас также называют и штурмовые вертолёты. В странах НАТО ЛА данного класса обозначают префиксом A- (Assault — англ. штурмовать) с последующим цифровым обозначением.
Штурмовик. Краткое описание
Штурмовик — боевой летательный аппарат (самолет или вертолет), относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для прицельного поражения наземных и морских целей.
Штурмовая авиация еще в годы Первой мировой войны поражала пехоту противника с малых высот пулеметным огнем и осколочными бомбами небольших калибров. В наши дни в задачи самолетов-штурмовиков входит уничтожение на предельно малых высотах наземных и морских целей. Так как удары наносятся непосредственно на поле боя, такие самолеты оснащены всем необходимым комплексом вооружения: бомбардировочным, ракетным и артиллерийским. Кроме того, штурмовики выполняют свои задачи в условиях сильной противовоздушной обороны и по этой причине имеют бронирование для защиты экипажа и наиболее важных частей от огня противника.
Специализированный класс самолетов для штурмовых действий был выделен в 1930-е гг. Его необходимость очевидна, ведь, в отличие от штурмовика, пикирующий бомбардировщик поражает лишь точечные цели; тяжелый бомбардировщик действует с большой высоты по большим площадям и крупным неподвижным целям, а юркий истребитель не имеет достаточного бронирования, в то время как на малых высотах самолет подвергается прицельному обстрелу. Штурмовик же лишен этих конструктивных недостатков.
Как устроен штурмовик?
Чаще всего экипаж штурмовика состоит из одного пилота.
Устройство штурмовика
Боевое вооружение штурмовика — это одно-, двух- или многоствольная автоматическая пушка. Аппаратура ее наведения обеспечивает поиск и уничтожение подвижных объектов в любое время суток и даже в сложных метеорологических условиях. На подкрыльевые пилоны подвешивается дополнительное вооружение штурмовика, например управляемые ракеты, блоки с неуправляемыми ракетами, неуправляемые авиационные реактивные снаряды, авиабомбы и т. п.
Мощный реактивный мотор обеспечивает самолету высокоманевренный дозвуковой полет. На некоторые модели штурмовиков устанавливают дополнительный подъемно-маршевый двигатель для вертикальных взлетов и посадок.
«Черная смерть»
Первый настоящий штурмовой самолет поднялся в небо в 1939 г. Он был создан в СССР под руководством Сергея Ильюшина и получил название Ил-2. Этот самолет выпускался в 1941 — 1944 гг. Он имел бронированные двигатель и кабину, специальные пожаробезопасные баки и мощное вооружение. В годы Второй мировой войны Ил-2 являлся основным самолетом штурмовой авиации, а также самым массовым военным самолетом в мире — было выпущено свыше 35 000 экземпляров. У наших летчиков самолет заслуженно получил название «летающий танк», а противник называл его не иначе как «Черная смерть».
В начале славных побед
С момента выведения самолетов этого типа в отдельный класс количество вооружения на их борту постоянно возрастало. Начало рекордам в этой области положил легендарный советский штурмовик Великой Отечественной войны Ил-2. Его вооружение: две 23-мм автоматические пушки, до трех 12,7-мм пулеметов, до 600 кг бомб и 4 реактивных снаряда.
Новое поколение представляет американский штурмовик вертикального взлета и посадки AV8B «Харриер». Вооружение: 25-мм пушка, до 4000 кг бомб, управляемые и неуправляемые ракеты.
Немыслимая мощь
Американский штурмовик А10 «Тандерболт» предназначен для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей противника. Его вооружение: 30-мм семиствольная пушка, две 20-мм пушки, до 7200 кг бомб и ракет.
Поделиться ссылкой
штурмовиков | военные | Британика
штурмовик
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Келли Джонсон
- Похожие темы:
- Тайфун А-10А Ф/А-18 Б-26 Захватчик А-20
Посмотреть весь связанный контент →
Штурмовик , также называемый Штурмовик , или Самолет непосредственной поддержки , тип военного самолета, который поддерживает наземные войска, совершая обстрелы и бомбардировки с малых высот по наземным войскам, танкам и другой бронетехнике и объектам противника.
Во время Первой мировой войны Германия и Великобритания обстреливали окопы друг друга с низколетящих бипланов, но настоящие штурмовики появились только в начале Второй мировой войны, когда они получили новую важную миссию — уничтожение танков и другой бронетехники. . Эти новые бронированные монопланы могли выдерживать сильный зенитный огонь, атакуя танки и колонны войск с очень близкого расстояния. Наиболее важными типами были советский Ильюшин Ил-2 Штормовик и американский Douglas A-20 Havoc, которые были вооружены 20-миллиметровыми пушками и пулеметами калибра 0,30 или 0,50 дюйма. Два других американских штурмовика 19-го40-е и 50-е годы были Douglas B-26 Invader и Douglas A-1 Skyraider. Все эти типы были поршневыми, винтовыми самолетами.
Викторина «Британника»
Рукотворные птицы в небе
От дирижаблей до реактивных винтов — примите участие в этой викторине и проверьте свои знания о самолетах и авиации.
После Второй мировой войны для штурмовых задач были разработаны более быстрые реактивные самолеты. Среди американских типов были Grumman A-6 Intruder, первый полет которого состоялся в 1960 году; McDonnell Douglas A-4 Skyhawk ВМС США, первый полет в 1954; и Ling-Temco-Vought A-7 Corsair, впервые поднявшийся в воздух в 1965 году. Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II, двухместный двухмоторный самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1972 году, стал в середине 1970-х годов основным ближним самолетом. штурмовики поддержки ВВС США. Его основное вооружение — установленная в носовой части семиствольная 30-миллиметровая пушка, чрезвычайно эффективная «истребитель танков».
Развивающиеся линейки реактивных штурмовиков Советского Союза восходят к Су-7 (известному на Западе под присвоенным НАТО названием Fitter), одноместному одномоторному самолету, поступившему на вооружение в конце 1950-х годов и после этого постепенно улучшалась. Кульминацией советских разработок стали МиГ-27 «Флоггер-Д» и Су-25 «Лягушка» в конце 1970-х и 80-х годах. В конце холодной войны альянсы Варшавского договора и НАТО противостояли многочисленным бронетанковым дивизиям друг друга в Центральной Европе с помощью советских Су-25 и американских А-10А соответственно, которые были разработаны для приближения к танковым соединениям на уровне верхушек деревьев, прежде чем выскочить на них. атака управляемыми ракетами и вращающейся пушкой.
Обычные истребители и тактические истребители-бомбардировщики также были задействованы в качестве штурмовиков, чему способствовало использование сложных электронных систем наведения и высокоточных боеприпасов. Боевые вертолеты, оснащенные пулеметами, автоматическими пушками и противотанковыми ракетами, также, как правило, брали на себя функции непосредственной поддержки самолетов.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
В чем разница между штурмовиком и истребителем?
Требования к современному авиакрылу на поле боя постоянно меняются. Будь то на земле, в море или в воздухе, мужчины и женщины ВВС США должны решать любые проблемы, которые могут возникнуть. Но каковы эти проблемы и какие ответы были разработаны? Одним из примеров является наш истребитель, который был разработан для борьбы с конкретными угрозами — будь то в небе или на земле. Две наиболее известные и часто путаемые роли — это истребитель и штурмовик.
Штурмовики
Сразу оговоримся: когда мы говорим «штурмовики», мы имеем в виду штурмовики. Король королей в этой роли — не кто иной, как A-10 Thunderbolt II или Warthog, который получает ключевое техническое обслуживание на базе ВВС Хилл (AFB). Созданный, чтобы превратить вражеские армии в швейцарский сыр и защитить наши наземные войска от любой угрозы, он действительно не имеет себе равных. А чем Бородавочник не истребитель?
Fighter Aircraft
В мире реактивных истребителей немногие самолеты имеют родословную F-16 Fighting Falcon, в том числе члены 419-го истребительного авиаполка, также расположенного на авиабазе Хилл. Широко известный как самый успешный современный истребитель, Falcon обладает высокой маневренностью и невероятно быстрой боевой машиной. Выполняя роль превосходства в воздухе, Falcon был разработан, чтобы обгонять и ускорять любого противника, с которым он сталкивается. А чем это не штурмовик?
Чем отличаются эти самолеты
Давайте разберем основные требования для каждой роли. Реактивный истребитель должен быть маневренным и быстрым, требуя большого двигателя и маленьких крыльев, чтобы обеспечить меньший радиус поворота и экстремальное ускорение. В то же время штурмовикам необходимо будет находиться в воздушном пространстве в течение длительного времени, обеспечивая при этом множество ответов на угрозы, что означает наличие больших крыльев с большим запасом топлива и точек подвески для боеприпасов. Увидеть разницу? Это идет глубже.
Скорость и маневренность означают легкий вес, поэтому вооружение обычно будет представлять собой ракеты класса «воздух-воздух», а средства противодействия ограничиваются сигнальными ракетами и другими активными мерами. В этом примере «Сокол» может с молниеносной скоростью обнаруживать, поражать и нейтрализовывать цели, полностью избегая столкновения с противником. Лучшая защита — это нападение.
Между тем, большой низколетящий самолет, нагруженный боеприпасами класса «воздух-земля», нуждается в броне, и в большом количестве. А-10 известен своей «титановой ванной», которая окружает пилота, а также тройным дублированием органов управления полетом. Другими словами, он может выдерживать несколько прямых попаданий и оставаться эффективным.
Мы также были бы упущением не признать некоторые пересечения. Все современные самолеты способны сбрасывать бомбы и запускать ракеты класса «воздух-воздух», и их роли будут регулярно меняться в зависимости от параметров миссии. Joint Direct Attack Munition (JDAM) — это интеллектуальная бомба класса «воздух-земля» с лазерным наведением, способная разрушать укрепленные позиции, которую F-16 может нести так же хорошо, как и A-10. Между тем пушка А-10 более чем способна уничтожить воздушную цель в виде танка, хотя это крайне маловероятная ситуация.