Сильно ли трясет в хвосте самолета: Туристов предупредили о худших местах в самолете, в которых сильно трясет во время турбулентности
Турбулентность… Почему трясёт самолёт и почему это не опасно – Блог Купибилет
Турбулентность или болтанка — это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим.
Турбулентность турбулентности рознь. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки.
Опасные завихрения воздуха возникают в грозовых облаках – потоки воздуха в них легко могут бросить самолет на закритические углы атаки, которые чреваты большими неприятностями.
Пилот никогда специально не полетит в скопище грозовых облаков, они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота и, если есть возможность, их облетает.
Но по краям грозового фронта тоже есть завихрения, вот их-то на локаторе не видно. Перед полетом все пилоты проходят брифинг, на котором ознакамливаются со сводкой погоды и выбирают оптимальный маршрут. Однако, если запланирован длительный перелет, точно спрогнозировать наличие грозовых облаков невозможно.
Еще одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Обычно они тянутся на несколько тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у восточных берегов США.
В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолет не всегда может изменить эшелон полета из-за плотного трафика в небе. Между самолетами нужно строго выдерживать определенные интервалы во избежание столкновений.
Иногда пассажиры думают, что, будет трясти самолет или нет, зависит от квалификации и навыков пилота. Это большое заблуждение – самолет идет на автопилоте. И только при очень сильной болтанке, когда нужна реакция пилота, автопилот отключают и пилотируют в ручную. Вот от чего зависит, с какой силой будет трясти, так это от самолета. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.
При снижении самолеты также сталкиваются с сильными вихрями ветра. Для экипажа разработаны нормативы параметров полета в болтанку, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром. Пассажирам этих отклонений не видно, и, когда капитан сообщает им об уходе на запасной аэродром по метеоусловиям, в салоне возникает легкое напряжение… За окном же все чисто, погода ясная, может, шасси неисправно? Все исправно, просто пилот выполняет рекомендации по обеспечению вашей безопасности.
Но не стоит недооценивать турбулентность. Прислушайтесь к рекомендациям бортпроводников и светового табло, займите свое место и пристегнитесь. При сильной болтанке нередки травмы среди пассажиров, кто-то вылетает из своего кресла и ударяется об углы салона или, что встречается чаще, головой о потолок, доходит до переломов.
Других опасностей, связанный с турбулентностью, нет, самолет никогда не полетит в зону, которая может причинить вред самолету.
В статье использованы материалы проекта Летаем без страха
А в нашем Телеграм-канале тоже есть полезная и актуальная информация. Рассказываем о местах, куда сразу же хочется улететь, публикуем дешёвые билеты и рассказываем новости.
03 Feb 2012 Анна Комок Метки: авиаликбез, турбулентность
Поделитесь записью
Турбулентность — почему трясет самолет?
Авиация признана одним из самых безопасных видов транспорта, но в это сложно поверить, когда авиалайнер попадает в болтанку. Самолет начинает трясти, кидать из стороны в сторону, вверх, вниз, в общем, ситуация малоприятная. Но для авиации вполне обычная.
Что такое турбулентность? Давление, температура, направление и скорость ветра в атмосфере постоянно меняются, что приводит к образованию в воздушной массе нелинейных фрактальных волн. Они становятся неоднородными по составу и плотности, и когда лайнер на большой скорости проходит через них, в салоне ощущается неприятная вибрация.
Как правило, турбулентность — явление прогнозируемое, поэтому пилоты обычно предупреждают пассажиров о необходимости занять свои места и пристегнуться ремнями задолго до входа в нестабильную зону. Их указаниям непременно стоит следовать, чтобы не получить травму.
Причины возникновения
Главными факторами являются динамические и термические процессы, вызываемые изменениями давления и температуры. На большой высоте воздух менее плотный, поэтому турбулентность в самолете ощущается слабее. Чем крупнее и тяжелее авиалайнер, тем меньше влияние. Однако, при пересечении мощных струйных течений, она может быть очень сильной.
При обтекании воздушными массами горных хребтов создаются условия для возникновения восходящих и нисходящих воздушных потоков. При попадании в них самолет неизбежно будет трясти. При полете над водными пространствами на лайнер воздействуют потоки, вызванные неравномерным прогревом подстилающей поверхности.
Борт может трясти при пролете через облака, в которых обычно формируются вихревые потоки. Турбулентность ясного неба возникает, когда самолет летит между двумя потоками разного направления, при этом видимые признаки отсутствуют.
Часто болтанка ощущается при заходе на посадку, когда в приземном слое наблюдается сильный порывистый ветер. К сожалению, потоки воздуха не распознаются радарами, и стопроцентно исключить попадание в зону турбулентности невозможно.
Категории турбулентности
Пассажиры оценивают влияние болтанки по собственным ощущениям. Самолет же претерпевает большие механические нагрузки, поэтому в авиации турбулентность делят по создаваемой на его конструкцию перегрузке. Для ВС в полетной конфигурации приняты три категории:
- Слабая: до ± 0,5 g ─ наиболее часто встречается, но практически не ощущается, может лишь доставлять легкий дискомфорт незначительной тряской.
- Средняя: менее ± 1 g — более дискомфортная, затрудняющая прием пищи и передвижение по салону. При такой болтанке необходимо пристегиваться ремнями, передвижения по салону запрещены.
- Сильная: более ± 1 g – категория, которая считается небезопасной из-за влияния непосредственно на управление самолетом.
Мы, как пассажиры, при попадании в болтанку должны выполнять рекомендации пилотов. Профессионалы знают, что такое зона турбулентности, и умеют справляться с подобными трудностями полета без последствий.
Выдержит ли самолет турбулентность?
Болтанка порой способна привести пассажиров в ужас. Однако, не волнуйтесь напрасно. Современные авиалайнеры конструируются с многократным запасом прочности. На заводе системы управления, крылья и другие элементы конструкции тщательно и длительно тестируются под воздействием перегрузок, с которыми им в реальной эксплуатации встретиться никогда не придется.
Другими словами, самолету нипочем любая зона турбулентности. Его трудно перевернуть, он не развалится и не упадет под воздействием даже самого сильного урагана в небе. Да, придется немного потерпеть неудобства, но ваш лайнер точно не потерпит крушение. Конечно, если он не слишком старый, а за его штурвалами сидят подготовленные пилоты.
Готовность пилотов
Благодаря погодным сводкам, рекомендациям авиадиспетчеров и других экипажей, пилоты лайнера знают, где и какой силы ожидать турбулентность. Это дает время подготовить себя, самолет и пассажиров ко встрече с этим неприятным, но не смертельно опасным явлением.
Если самолет попал в турбулентность, экипаж обязательно извещает об этом диспетчеров, поэтому информация становится доступной всем экипажам, выполняющим полет по одному маршруту. Сами либо с помощью локаторов наземных служб они могут обнаружить турбулентный поток, заметить характерные погодные условия и приготовиться.
Лишь в одном случае болтанка может стать полной неожиданностью. Определить, когда самолет попадет в зону турбулентности ясного неба, очень сложно. Явление можно только прогнозировать либо фиксировать по докладам других экипажей. Но и это опасно лишь отсутствием запаса времени для подготовки пассажиров.
Чем опасна турбулентность?
Для самолета болтанка не представляет существенной угрозы, но для пассажиров она может быть опасна рисками потери равновесия при передвижении, получения травм от падающих с полок вещей или катающихся тележек бортпроводников. Болтанка трудно переносится маленькими детьми и людьми, страдающими от «морской болезни».
Соблюдая указания экипажа, большинства проблем можно избежать. Закройте отсек для ручной клади, уберите лишние вещи, сядьте, пристегнитесь, возьмитесь руками за подлокотники и успокойтесь. Если вам плохо, попросите принести леденцы и гигиенические пакеты. Болтанка не может длиться долго, а пилоты сделают все необходимое, чтобы выйти из нее как можно скорее. Главное, помните, турбулентность ─ это не угроза, а лишь кратковременное неудобство.
Насколько опасна турбулентность? • The Register
Если вы когда-либо летали на самолете, скорее всего, вы сталкивались с турбулентностью. Для тех из нас, кто летает нечасто, это может быть тревожным и нервирующим, но будьте уверены, что для пилотов и членов экипажа, которые ежедневно сталкиваются с турбулентностью, это обычное дело.
Обычно вы получаете сообщение о необходимости вернуться на свои места и пристегнуть ремни безопасности, так как самый большой риск – это травмы пассажиров, когда самолет толкают.
Но всегда ли это так невинно? Ранее в этом месяце сообщалось, что более 30 пассажиров получили ранения, когда авиалайнер Etihad A330-200 пролетел через «сильную» турбулентность над Индонезией. Самолет благополучно приземлился, но могли ли подобные условия спровоцировать еще более серьезную аварию или даже уничтожить самолет?
На самом деле, самолеты спроектированы таким образом, чтобы выдерживать значительное количество нагрузок и деформаций, и в конструкцию заложен огромный запас прочности, так что даже очень сильная турбулентность не превысит проектные пределы самолета. Например, уровень турбулентности, необходимый для изгиба лонжерона крыла, — это то, с чем даже большинство пилотов не столкнется за всю свою жизнь в путешествии.
Крылья рассчитаны на нагрузку, в 1,5 раза превышающую ту, которую они обычно испытывают в полете. Это означает, что законцовки крыла во время испытаний изгибаются до 90 градусов. Изгиб и изгиб крыла в полете предусмотрен конструкцией, и очень жесткое крыло сломается гораздо легче. Небоскребы также спроектированы таким образом, чтобы немного раскачиваться — это делает их гораздо более прочными.
Что такое турбулентность?
В самом простом смысле турбулентность — это возмущение воздуха, мало чем отличающееся от движения волн и морских течений. Если на пути набегающей волны нет препятствий, она будет красиво «течь», но если она наткнется, скажем, на волнолом, она разобьется, и вы сможете увидеть разрыв волны. Когда воздух проходит над искусственными сооружениями и естественной местностью, такой как горы, воздушный поток нарушается и вызывает турбулентность воздуха над ним и вокруг него. Таким образом, если вы взлетаете или приземляетесь в аэропорту, расположенном недалеко от горного хребта или очень холмистой местности, вы, скорее всего, испытаете такого рода турбулентность во время и вскоре после взлета.
Турбулентность обычно описывается с использованием качественных показателей, таких как «легкая», «умеренная», «сильная» и «чрезвычайная». В очень экстремальных условиях и очень определенных сценариях это может привести к несчастным случаям, но следует отметить, что такие условия очень редки.
YouTube видео
Простая модель швейцарского сыра
В модели ломтики швейцарского сыра сложены друг на друга, и каждый ломтик представляет собой защиту, установленную для предотвращения несчастного случая. В срезах есть дыры, которые представляют собой слабые места в защите, и когда все дыры выстраиваются в линию, происходит несчастный случай. Таким образом, авария может произойти, когда отверстия совпадут, но также и в случае полного отсутствия среза (отсутствие защиты). Когда мы применяем эту модель к примеру того, как турбулентность привела к авиакатастрофе, мы видим, что некоторые очевидные пробелы или срезы отсутствуют.
Если что-то пойдет не так
К сожалению, человеческий фактор и турбулентность вместе могут привести к гибели людей. В 1966 году Боинг 707 был сбит из-за турбулентности, когда пилот отклонился от запланированного маршрута полета из Токио, чтобы показать своим пассажирам гору Фудзи.
Чтобы предотвратить аварию из-за такой турбулентности, одним из наших слоев «швейцарского сыра» является рутинная задача планирования полета. Пилоты обучены понимать риски и причины турбулентности, а маршруты воздушных судов разработаны таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Изменив план полета во время полета, пилот эффективно удалил слой швейцарского сыра, что свело к минимуму вероятность попадания в турбулентность и риск для самолета.
В случае с горой Фудзи во втором слое швейцарского сыра тоже была дыра — сама конструкция самолета, которая знала предел прочности и слабые места. В отчете об авиационном происшествии говорилось: «Самолет внезапно столкнулся с аномально сильной турбулентностью над городом Готемба, которая вызвала порывистую нагрузку, значительно превышающую расчетный предел». (Обратите внимание, что современные самолеты разработаны в соответствии с более высокими стандартами устойчивости к нагрузкам и напряжениям и, вероятно, не были бы сбиты, если бы аналогичная ситуация возникла сегодня).
Пилоты, как правило, сообщают о случаях турбулентности, а самолеты иногда связываются по радио, чтобы спросить, не было ли таких случаев. Это может начаться очень быстро, поэтому во время полета рекомендуется пристегивать ремни безопасности. Но будьте уверены, современные самолеты чрезвычайно прочны и спроектированы так, чтобы выдерживать сильную турбулентность — хотя вы можете пролить свой напиток.
Даррен Анселл, руководитель отдела космической и аэрокосмической инженерии, Университет Центрального Ланкашира
Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочитайте оригинальную статью.
Получите наши Технические ресурсы
Сильная турбулентность: взгляд на то, что вызывает тряску во время полета
Турбулентность — обычное явление во время авиаперелетов. Хотя некоторых путешественников это может пугать или вызывать тошноту, обычно это такая же рутина, как просмотр фильма в полете.
- Рейс American Airlines перенаправлен в Сент-Джонс с ранеными пассажирами
- Воскресная школа: Страх перед полетом
- Страшные полеты со счастливым концом
Сильная или экстремальная турбулентность — иногда в просторечии называемая сильной турбулентностью — однако это совсем другое дело.
Что такое сильная турбулентность?
Среди профессионалов авиации вся турбулентность подпадает к одной из четырех категорий, причем сильная турбулентность представляет собой две наиболее серьезные классификации.
Легкая турбулентность:
Этот тип турбулентности настолько распространен, что случается почти в каждом полете, говорит пилот-ветеран и авиационный инструктор колледжа Сенека Роберт Джонсон. По данным Министерства транспорта Канады, это тот тип, который вызывает «незначительные, беспорядочные изменения» высоты или наклона самолета. Если вы не нервный летчик, вас, вероятно, не смутит такая турбулентность. На самых низких уровнях вы можете даже не заметить этого.
Умеренная турбулентность:
Если вы часто путешествуете, возможно, вам не повезло столкнуться с умеренной турбулентностью, когда высота полета самолета могла измениться на шесть метров. Ваш напиток, вероятно, прольется, и вы почувствуете определенное напряжение в ремне безопасности.
Сильная турбулентность:
«При сильной [турбулентности] вас определенно бросит куда-то и вы можете получить травмы», — говорит Джонсон. Он добавляет, что пилот мог на мгновение потерять контроль над самолетом, но быстро восстановить его. Высота полета самолета могла изменяться до 30 метров.
Экстремальная турбулентность:
Во время этого чрезвычайно редкого типа турбулентности «управление пилотом определенно теряется, и существует очень значительный риск повреждения самолета», — говорит Джонсон.
Пилоты и органы управления воздушным движением делают все возможное, чтобы избежать турбулентности, изучая погодные условия перед каждым полетом.
Подчеркивая, что эти категории являются субъективными, Джонсон говорит, что он классифицировал бы турбулентность на рейсе American Airlines, недавно перенаправленном в Сент-Джонс, как серьезную, а не экстремальную, из-за отсутствия сообщений о повреждениях самолета. На этом рейсе, следовавшем из Майами в Милан, пять человек получили ранения.
Чем это вызвано?
Самый распространенный тип турбулентности называется «турбулентностью при ясном небе», – говорит Джонсон. Это происходит, когда холодный и теплый воздух объединяются. Это наиболее распространено на высотах от 7000 до 12000 метров.
Турбулентность при ясном небе больше ощущается пассажирами, чем экипажем в кабине экипажа, что может сделать полет напряженным.
Этот пассажир получил травму, когда рейс Air Canada из Шанхая в Торонто попал в сильную турбулентность 30 декабря 2015 г. Рейс направился в Калгари. (Меган Грант/CBC) Однако все формы воздушной турбулентности могут быть вызваны рядом факторов, включая жару, струйные течения и полеты над горными хребтами. Сильная турбулентность часто объясняется комбинацией этих элементов, которые делают воздух еще более нестабильным.
Сильная гроза также может вызвать сильную турбулентность; Именно по этой причине пилоты стараются избегать полетов в грозу.
Это обычное явление?
Сильная турбулентность встречается нечасто, тем более что опытные пилоты знают, как ее избежать.
За свою более чем 30-летнюю карьеру Джонсон говорит, что сталкивался с сильной турбулентностью лишь несколько раз, и то на грузовом, а не на пассажирском самолете. Он никогда не сталкивался с сильной турбулентностью и говорит, что большинство пилотов, не говоря уже о путешественниках, никогда этого не сделают. По его словам, даже умеренная турбулентность относительно редка.
Можно ли его обнаружить заранее?
Пилоты и органы управления воздушным движением делают все возможное, чтобы избежать турбулентности, изучая погодные условия перед каждым полетом.
До и во время полета пилоты учитывают такие факторы, как сообщения о турбулентности от других, недавно летевших по этому маршруту, а также наличие горных хребтов и кучево-дождевых облаков, которые связаны с грозами. Авиадиспетчеры находятся в постоянном контакте с пилотами во время полета, что позволяет им передавать друг другу полезную информацию и составлять оптимальные маршруты.
Турбулентность при ясном небе нельзя точно предсказать и чрезвычайно трудно обнаружить с помощью радара. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, пилоты в основном полагаются на отчеты с других самолетов.
Воздушная турбулентность может быть вызвана рядом факторов, включая жару, струйные течения и полеты над горными хребтами. (John Fraser/CBC)Как часто турбулентность приводит к травмам или смерти?
Турбулентность редко приводит к травмам. По данным Министерства транспорта Канады, только 31 человек получил ранения в результате турбулентности на канадских авиалиниях или в воздушном пространстве Канады в 2015 году. Сюда входят легкие травмы. Двадцать один из зарегистрированных травм произошел на одном рейсе Air Canada в конце декабря, который столкнулся с сильной турбулентностью на пути в Торонто из Шанхая. Самолет был вынужден приземлиться в Калгари.
Пассажиры самолета рассказывают об ужасных моментах во время полета
7 лет назад
Продолжительность 1:13
Облегчение, благодарность после того, как турбулентность заставляет отклониться в сторону Сент-Джонс из-за турбулентности. Один из погибших — стюардесса, двое других — пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности. Согласно данным американского исследования, у вас в 26 раз больше шансов погибнуть, катаясь на американских горках, чем в результате турбулентности.
Может ли турбулентность стать причиной авиакатастрофы?
50 лет назад во время одной из известных аварий хвостовой киль самолета British Overseas Airways разорвало на части из-за сильной турбулентности, в результате чего самолет разбился.
Однако современные самолеты проектируются намного прочнее. Современные коммерческие самолеты были созданы, чтобы выдерживать силы, в полтора раза превышающие все, что встречалось за последние 40 лет полетов.