Невидимый фронт. Первые в мире стелс-самолеты придумали в СССР. Как эта технология изменила войну?: Lenta.ru
В ноябре 1988 года Пентагон официально сообщил о полете первого в мире стелс-самолета — штурмовика F117 Nighthawk («Ночной ястреб»). Благодаря конструктивным особенностям планера и специальному покрытию он оставался практически незаметным для радаров. Парадокс в том, что в основе использованных американцами технологий лежали идеи советского ученого Петра Уфимцева, которые не остались незамеченными в США. И хотя Nighthawk оказался не очень успешен, прорыв для военной авиации в данном случае неоспорим. «Лента.ру» в рамках проекта «Оружие России» рассказывает о стелс-технологии и появлении первых малозаметных самолетов, а также современной российской малозаметной боевой авиации.
С самого появления боевых самолетов конструкторы искали способы сделать их невидимыми для врага. В 1930-е годы специалисты Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) работали над проектом прозрачного самолета. Для этого фюзеляж АИР-4 предлагалось обшивать не фанерой, а прозрачным целлоном [стекловидный материал, получаемый на основе ацетилцеллюлозы, менее огнеопасной, чем целлофан]. Новый самолет получил название АИР-4ПС (ПС — прозрачный самолет). Он действительно получился практически незаметным с земли для невооруженного глаза, но материал оказался недостаточно прочным. Проект столь необычного самолета пришлось отложить.
Во время Второй мировой войны самолеты зачастую имели двухцветную окраску — светлая нижняя часть и темная верхняя, что позволяло аппарату оставаться незаметным как с земли, так и с воздуха. Впрочем, с развитием доступной вооруженным силам оптики стало ясно, что такой подход практически не работает. Ситуацию усугубило появление радиолокационных станций (РЛС), которые способны обнаруживать и отслеживать воздушные объекты на большой дальности вне зависимости от погоды и времени суток.
Основным параметром, определяющим заметность летательного аппарата в радиодиапазоне, является эффективная площадь рассеяния (ЭПР), то есть свойство объекта рассеивать электромагнитную волну. Чем меньше этот показатель, тем хуже он обнаруживается РЛС. Достичь этого можно несколькими способами: полностью поглотить падающее излучение, отразить его в другом направлении или полностью рассеять. В совокупности эти подходы и составляют то, что сегодня называется стелс-технологиями.
Незаметный труд
В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла книга советского физика-теоретика Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Именно Уфимцев первым в мире на уровне теории описал конструктивные особенности, которые могут сделать самолет невидимым. По расчетам ученого, снизить видимость летательного аппарата может изменение формы планера с округлой на угловатую (фасеточную). В результате плоскости летательного аппарата отражают падающие на них радиоволны в сторону от радара, препятствуя обнаружению.
К сожалению, на открытие ученого в Советском Союзе практически не обратили внимания, придуманная им конструкция самолета была провозглашена бесперспективной. Как вспоминает доктор технических наук Олег Антонов, работавший с Уфимцевым в закрытом ЦНИИ-108, эта тема не получила развития: «Отдел в ЦНИИ-108, который возглавлял энциклопедически образованный ученый Н.А. Кузьмин, передали совершенно неспособному человеку, зато сынку крупного генерала».
Тем не менее в 1964 году в журнале Московского института радиотехники Уфимцев опубликовал статью с таким же названием, что и у книги. Ее почти сразу заметил сотрудник американской компании Lockheed Денис Оверхолcер. В 1970-х годах, когда существенно выросли возможности вычислительной техники, в США решили использовать идеи советского ученого для создания первого в мире стелс-самолета.
Согласно расчетам американских специалистов, самолет, изготовленный по стелс-технологии, стал бы практически невидимым для большинства радаров того времени. Как впоследствии признавал американский авиаконструктор Бенджамин Рич, возглавлявший подразделение Skunk Works в Lockheed и работы над F-117 Nighthawk, именно идеи Уфимцева сделали возможным появление этого самолета.
В основе «Ночного ястреба» лежат разработки советского ученого
Первый полет демонстратора стелс-штурмовика, созданного в рамках проекта Hopeless Diamond («Безнадежный бриллиант»), состоялся в 1975 году. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными, и Lockheed получила контракт на производство двух прототипов F-117 Nighthawk, названных Have Blue. Несмотря на то что оба изделия в ходе испытаний были утеряны, в 1978 году военный гигант и Пентагон заключили соглашение на разработку «Ночного ястреба».
Одним из ключевых моментов в создании F-117 Nighthawk стало широкое использование электронно-вычислительной техники. Специально для стелс-штурмовика была написана компьютерная программа, с помощью которой конструкторам удалось рассчитать геометрию планера.
Внешние панели расположили таким образом, чтобы грани самолета рассеивали 99 процентов падающего на них излучения
Между тем, как показывали расчеты, самолет подобной конструкции в полете оказывался неустойчивым, что значительно усложняло управление им. В дискуссии, развернувшейся внутри Lockheed, ряд специалистов предложили пойти на компромисс, остановившись на округлом корпусе летательного аппарата. Рич не согласился, решив доверить управление устойчивостью самолета компьютеру. В результате аэродинамические качества F-117 Nighthawk оказались в разы меньше, чем у большинства истребителей. Именно из-за своей «угловатости» первый стелс-самолет не может развивать сверхзвуковую скорость и выполнять сложные маневры в воздухе.
Кроме того, требование малозаметности привело к тому, что боевую нагрузку F-117 Nighthawk пришлось размещать во внутренних отсеках. По той же причине отказались от внешних топливных баков. В итоге «Ночной ястреб» оказался ограничен и по боевой мощи, и по дальности полета. Самолет также не получил бортовую РЛС и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), поскольку их работа сразу сделала бы «Ночной ястреб» заметным на радарах. Для наведения на цель штурмовик использовал инфракрасную систему с лазерным дальномером-указателем, точность которого зависела от погодных условий.
Сербский урок
Первое боевое применение F-117 Nighthawk состоялось в ходе операции Кувейта и разгрому иракской армии.»}»>«Буря в пустыне» в Ираке. По данным США, стелс-самолеты показали себя хорошо и оставались незаметными как для радаров, так и для истребителей МиГ-25 и МиГ-29 иракских вооруженных сил. А вот по сообщениям арабской прессы, в ходе кампании Соединенные Штаты потеряли три «Ночных ястреба», один из которых был сбит из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Оса» советского производства. Между тем физических свидетельств потери F-117 Nighthawk предъявлено не было, поскольку, по данным арабской прессы, американцы успели собрать все обломки секретного самолета.
Настоящая неудача настигла стелс-штурмовик во время НАТО, после чего началась бомбардировка Югославии. По подсчетам независимых организаций, в конфликте погибло около 13 тысяч человек. 17 февраля 2008 года косовские албанцы провозгласили создание Республики Косово.»}»>Косовской войны. 27 марта 1999 года один из этих самолетов был подбит в районе деревни Буджановцы в 40 километрах от Белграда. Сербы использовали две ракеты ЗРК С-125 «Нева», в систему наведения которых был интегрирован тепловизор. Первая оторвала самолету крыло, вторая попала в фюзеляж.
«Неожиданно на радаре, согласно показаниям, был обнаружен объект по курсу 195 градусов, расстояние 23 километра. Говорю: “Дани [Золтан, полковник сил ПВО ВС Югославии], он идет на нас!” — писал в отчете об уничтожении самолета заместитель командира 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО подполковник Джордже Аничич. — С того момента начинается игра в кошки-мышки».
Самолет то появляется, то пропадает с радаров: «Дани приказал: “Поразить цель прямой наводкой, запуск!” Произошел взрыв. Стартует первая ракета, через пять секунд — вторая, операторы работают стабильно. Смотрю на экран. Яркая вспышка, взрыв первой ракеты рядом с целью. Цель уничтожена».
При этом сербы понятия не имели, какую именно цель им удалось сбить. По признанию Дани Золтана, «ощущение все равно было приятное, как будто гол забили в каком-то очень важном матче».
«Только утром пришел офицер из высшего командования, всех нас поздравил и спросил, знаем ли мы вообще, что именно сбили. Я сказал: «Понятия не имею, какую-то цель». И тогда он нам сказал, что это был F-117», — рассказывал Золтан.
По данным американской стороны, фюзеляж самолета не пострадал, то есть вторая ракета все же не достигла цели. В США тогда не стали называть причину крушения самолета и до сих пор пытаются вернуть его обломки. Однако большая часть остатков сбитого F-117 хранится в музее авиации недалеко от белградского аэропорта имени Николы Теслы, а «начинка», по мнению СМИ, продана в Россию и Китай.
Тогда же появился знаменитый издевательский постер с фразой «Извините, мы не знали, что он невидимый», а в местных СМИ публиковались фотографии жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета.
Спустя месяц, 29 апреля, повреждение получил еще один F-117 Nighthawk — правда, в этом случае самолет успел вернуться на базу. Причины случившегося окончательно не ясны. Согласно данным сербов, для перехвата использовался переносной ЗРК. Западные источники уверяют, что штурмовик был подбит из-за прямой видимости в лунном свете.
В итоге США все же пришлось признать, что F-117 Nighthawk не так уж и невидим для радаров. Причина очевидна: этот самолет создавался с упором на незаметность в Х-диапазоне (сантиметровые волны), характерном для большинства современных радаров, тогда как старые советские системы вроде С-125 «Нева» используют L-диапазон (дециметровые волны). Причем в Х-диапазоне стелс-самолет тоже обнаруживается, но на сравнительно небольших расстояниях. Так, первый F-117 Nighthawk был сбит ракетой ЗРК, пусковая установка которого находилась от самолета на расстоянии всего 13 километров.
Несколько позже, чем начались работы по F-117 Nighthawk, — в конце 1970-х годов — американская военно-промышленная корпорация Northrop приступила к разработке другого стелс-самолета — стратегического бомбардировщика B-2 Spirit. Он стал первым серийным летательным аппаратом, изготовленным по аэродинамической схеме «летающее крыло».
2 100 300 000 $
составляла стоимость B-2 Spirit, это был самый дорогой самолет в истории авиации
Более того, самолет стоимостью более двух миллиардов долларов (вместе с вооружением) стал самым дорогим в истории авиации. В отличие от F-117 Nighthawk, он активно эксплуатируется Военно-воздушными силами (ВВС) США до сих пор. Вслед за B-2 Spirit американская компания Lockheed в сентябре 1991 года впервые подняла в воздух третий стелс-самолет — истребитель пятого поколения F-22 Raptor, выполненный по традиционной (нормальной) аэродинамической схеме.
Новая сфера
О том, что в США ведутся основанные на открытии Уфимцева работы по созданию незаметных для радаров самолетов, в СССР узнали только в конце 1970-х. Тогда же советскую науку ожидал еще один неприятный сюрприз: в 1979-1985 годах советский инженер по радиолокации Адольф Толкачев передал американской стороне десятки важных документов, касающихся советских РЛС. В ЦРУ его называли агент Сфера.
Утечку информации заметили лишь к середине 1980-х годов. Какое-то время после этого советская сторона использовала Сферу для распространения дезинформации о военных разработках СССР. Но ущерб, нанесенный шпионом, все же оказался огромным. Технологии, над которыми годами работали тысячи советских инженеров, оказались в руках потенциального противника, что не могло не сказаться на дальнейших планах их использования в армии.
Тем не менее уже в 1980-е годы над стелс-самолетами работали в «МиГ» и «Сухом». Из-за распада Советского Союза и прекращения холодной войны интерес к стелс-аппаратам несколько снизился, так что разрабатываемые конструкторскими бюро прототипы истребителей пятого поколения МиГ 1.44 и Су-47 впервые взлетели лишь в конце 1990-х — начале 2000-х. Эти экспериментальные самолеты, безусловно, опередили бы свое время, но уже тогда, на рубеже веков, было ясно, что ВВС России нужно что-то более современное. Так появился первый российский серийный двухдвигательный стелс-истребитель пятого поколения Су-57.
Впервые в воздух этот самолет поднялся 29 января 2010 года, почти на 20 лет позже F-22 Raptor. На создание Су-57 у «Сухого» ушло менее десяти лет — программа разработки истребителя стартовала в 2001 году. В основу самолета легли некоторые хорошо известные технологии, отработанные на МиГ 1.44 и Су-47, однако авионику и систему управления пришлось разрабатывать практически с нуля.
В Су-57, выполненном по нормальной аэродинамической схеме, нет прямых углов, а группы кромок имеют одинаковый угол. Кроме использования композитных материалов в покрытии планера, снижение ЭПР достигается за счет оптимизации стыковки швов и панелей обшивки, особой формы каналов воздухозаборников и сопел, специального покрытия кабины.
Су-57 получил всеракурсную РЛС с активными фазированными решетками (АФАР), которая позволяет обнаруживать не только обычные истребители, но и стелс-самолеты. Российский самолет, появившийся позже F-22 Raptor, сбалансированнее американского и превосходит его как по разнообразию используемого ракетного вооружения, так и по маневренности.
Еще одним преимуществом Су-57 является наличие ведомого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) С-70 «Охотник». Как и ведущий летательный аппарат, этот беспилотник изготовлен с использованием стелс-технологии. По размерам С-70 «Охотник» сопоставим с Су-57 и предназначен для увеличения радиуса действия последнего. Заходя в зону действия вражеских систем ПВО, этот разведывательно-ударный БПЛА становится «глазами» и «ушами» самолета, позволяя применять ракетно-бомбовое вооружение без риска для жизни экипажа.
Другой российский стелс-истребитель пятого поколения, разрабатываемый «Сухим», — легкий тактический самолет (ЛТС) Checkmate (или Су-75) — отличает однодвигательная установка. Это снижает стоимость истребителя и расходы на его обслуживание.
В «Ростехе» уверены, что ЛТС, первый полет которого намечен на 2024 год, станет достойным конкурентом американского F-35 Lightning II — самого массового на данный момент стелс-самолета. В отличие от истребителя компании Lockheed Martin, самолет от «Сухого» — это скорее платформа для создания машины, максимально приближенной к интересам заказчика. В частности, нельзя исключать появление беспилотной модификации Checkmate.
Другой перспективный российский малозаметный самолет — ПАК ДА — должен подняться в воздух в середине 2020-х. О новом стратегическом бомбардировщике, который в перспективе должен заменить Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М, известно немногое.
В открытых источниках сообщается, что дозвуковой стелс-самолет будет выполнен по схеме «летающее крыло» и сможет обходить практически все известные западные системы ПВО. В перспективе ПАК ДА должен стать ответом на американский стратегический бомбардировщик B-21 Rider, первый полет которого намечен на 2023 год.
Впрочем, сама по себе стелс-технология не гарантирует выживания самолета в сложных условиях конфликтов будущего. Можно лишь с уверенностью сказать, что малозаметность истребителей, стратегических бомбардировщиков и беспилотников предоставляет им преимущества, позволяя оставаться невидимыми для большинства радаров.
В будущем, по мере развития радиолокации, стоит ожидать появления как новых самолетов, выполненных по еще более совершенной стелс-технологии, так и мощных радаров, которые вместе со спутниковой группировкой позволят наблюдать ситуацию в воздушном пространстве как на ладони.
Кроме ВКС, отдельные элементы стелс-технологий используются в ВМФ и Сухопутных войсках России. Например, некоторые российские корабли, в частности, корветы проекта 20380, спроектированы с элементами стелс-технологий, которые позволили в разы снизить их ЭПР (эффективную площадь рассеяния). Тем не менее, в случае флота малозаметность выступает скорее дополнением, а не ключевым требованием, как у истребителей пятого поколения и ПАК ДА, где новые технологии позволяют снизить ЭПР сразу на порядки.
Опыт использования стелс-кораблей в западных странах показал неоднозначные результаты. Например, американские стелс-корабли типа Zumwalt, проект которых ВМФ США свернули, предполагалось применять вместе с авианосцами, которые малозаметными никогда не будут. Кроме того, у Zumwalt, которые изначально предполагалось сделать полностью электрическими кораблями, имеются проблемы с энергетической установкой, а недостаток средств на проект привел к задержкам с обслуживанием корабля, на стелс-корпусе которого начали проявляться следы ржавчины.
В России к сопоставимым с Zumwalt по своему масштабу кораблям можно отнести корветы проекта 20386. Корпус первого такого корабля спущена на воду без надстройки в апреле 2021 года. Оглядываясь на опыт эксплуатации аналогичных кораблей в США, российский флот и разработчик, Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», не спешат гнаться за модой и создавать перегруженный технологиями боевой корабль, который в использовании окажется дорогостоящим и непрактичным. Вместо этого конструкторы предлагают использовать первый корабль проекта 20386 для отработки стелс-технологий.
Иначе стелс-технология реализована в подводных субмаринах, где одним из основных критериев выступает гидроакустическая малошумность субмарины. По словам генерального директора завода «Севмаш» Михаила Будниченко, самыми малошумными подлодками ВМФ России выступают субмарины проекта 885М. Хорошими гидроакустическими показателями обладают и известные на весь мир российские дизель-электрические подводные лодки типа «Варшавянка», известные как «черные дыры».
Отдельные элементы стелс-технологий используются и в армии, где важное значение для тяжелой техники играет ее малозаметность для тепловизионных прицелов противника, которая тем лучше, чем ниже создаваемое ею инфракрасное излучение. С этой целью отдельные образцы военной техники, в частности, Т-90М «Прорыв-3», получают специальную накидку, которая закрепляется на корпусе и башне боевой машины, тем самым снижая тепловую заметность танка. Танк с элементами стелс-технологий Т-90М «Прорыв-3» хорошо показал себя в ходе специальной военной операции на Украине.
Системно к вопросу подошли разработчики принципиально нового танка Т-14 «Армата», который отличает специальная окраска и особое расположение источников теплового излучения. Хотя в западных и азиатских странах работают над снижением инфракрасной заметности боевых машин, танки четвертого поколения, к которым относится Т-14 «Армата», есть только у России и, с некоторыми оговорками, у Южной Кореи (танк K2 Black Panther).
***
Один из создателей B-2 Кеннет Мицнер в интервью вспоминал разработки советского ученого Петра Уфимцева:
Я не могу представить себе бомбардировщик B-2, сконструированный без влияния его [Уфимцева] работы. Без Уфимцева нынешние самолеты-невидимки выглядели бы совсем по-другому, примерно так, как их изображали наивные художники-дилетанты, дававшие волю своему воображению
Кеннет Мицнеродин из создателей B-2
Технология, которая сначала осталась незамеченной на родине, стала важнейшей частью ВВС всего мира. Благодаря своим разработкам Уфимцев в 1973 году по конкурсу попал в Институт радиотехники и электроники АН СССР, где занимался способами борьбы со стелс-самолетами. Однако в 90-е он, как многие советские ученые, уехал в США, где работал в Northrop Grumman над бомбардировщиком B-2.
Сегодня Россия по праву использует разработки, созданные нашим соотечественником. Их использование позволяет не только надежно обезопасить российское небо от непрошеных гостей, но и создавать самолеты, способные доставить потенциальному противнику самые неожиданные неприятности.
«В технике невозможно что-либо сделать, опираясь только на достижения отечественной науки, поэтому можно заслуженно гордиться вкладом Уфимцева в создание американских самолетов — достижения науки интернациональны», — заключает Олег Антонов. К счастью, его мнение теперь разделяют и в вооруженных силах, которые обзаводятся все новыми и новыми стелс-самолетами российского производства.
Возвращение «Ночного ястреба». Зачем США вновь подняли в небо ударные F-117
https://ria.ru/20190308/1551623133.html
Возвращение «Ночного ястреба». Зачем США вновь подняли в небо ударные F-117
Возвращение «Ночного ястреба». Зачем США вновь подняли в небо ударные F-117 — РИА Новости, 08.03.2019
Возвращение «Ночного ястреба». Зачем США вновь подняли в небо ударные F-117
Малозаметный ударный самолет F-117 Nighthawk, снятый с вооружения ВВС США более десяти лет назад, опять привлекли к решению боевых задач. Об этом со ссылкой на… РИА Новости, 08.03.2019
2019-03-08T08:00
2019-03-08T08:00
2019-03-08T08:00
безопасность
ввс сша
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/68/1522986885_0:310:2976:1984_1920x0_80_0_0_3d728e1b4767211beee7831e2aa27226. jpg
МОСКВА, 8 мар — РИА Новости, Андрей Коц. Малозаметный ударный самолет F-117 Nighthawk, снятый с вооружения ВВС США более десяти лет назад, опять привлекли к решению боевых задач. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщил голландский авиационный журнал Scramble. По информации издания, не менее четырех «невидимок» принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке в 2017-м и совершали полеты над Сирией и Ираком с бомбами малого диаметра. О возможностях этого самолета — в материале РИА Новости.Невидимый для радаровLockheed F-117 Nighthawk — одноместный тактический малозаметный ударный самолет, предназначенный для скрытого проникновения в зону ПВО противника. Его главные цели — ракетные базы, центры управления и связи, аэродромы, командные пункты и тому подобное. Визитная карточка F-117 — особые внешние обводы, делающие аппарат малозаметным на радарах. По задумке конструкторов, выживаемость этого самолета в зоне действия зенитно-ракетных комплексов противника должна обеспечиваться не столько бронированием, сколько его скрытостью. «Найтхок» — самолет с низкорасположенным крылом, V-образным оперением и надкрыльевыми воздухозаборниками двигателей. В конструкции широко применяются так называемые фасеточные формы, которые обеспечивают основную долю (до 90 процентов) снижения эффективной площади рассеяния (ЭПР). Прежде всего это относится к фюзеляжу, имеющему нестандартную пирамидальную конфигурацию. Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции. Крыло большой стреловидности, трапециевидное, со скошенными фасеточными законцовками, имеет двухлонжеронную конструкцию.»F-117 был первым самолетом, построенным по технологии малозаметности (стелс), в первую очередь — радиолокационной, — поясняет в беседе с корреспондентом РИА Новости авиационный эксперт, главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин. — Отсюда и необычная форма, не использовавшаяся в дальнейших разработках. Плоские панели скомпонованы таким образом, чтобы отражать радиолокационные волны и перенаправлять их в стороны, не давая вернуться на принимающую станцию радара.
В 1981 году состоялся первый полет, а уже в 1983-м начались серийные поставки для ВВС США».По словам эксперта, «найтхоки» так и не стали массовыми, поскольку самолет получился очень специфичным. Очевидно, необычные формы отразились на летных качествах (они были невысокими), самолет не мог противостоять в бою истребителям. Основная цель такой машины — нанесение ударов высокоточным или неуправляемым оружием по целям в глубине территории противника. Производился F-117 с 1983 по 1990-е. Помимо программы подготовки пилотов, участвовал в ряде боевых операций. Но, поскольку самолетов успели выпустить немного — всего 64 единицы (к тому же появился F-22), — в середине нулевых, раньше намеченного срока, командование ВВС США решило снять «невидимку» с вооружения. Фактически последнюю машину отправили на хранение в 2008-м.Важный момент: F-117 слегка «слеповат», поскольку не оснащен активной РЛС. За исключением лазера, подсветки цели, все системы навигации и прицеливания — пассивные. Для наведения используется система инфракрасных камер, для навигации — инерциальная система и приемник спутниковой навигации.
Активных систем радиоэлектронной борьбы F-117 не имеет. Типовое вооружение самолета — две управляемые авиабомбы GBU-10 или GBU-27. Кроме того, возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 Maverick, атомных бомб B-61 или B-83, бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов.Боевой курсФакт, что «Ночной ястреб» существует, Пентагон официально признал 10 ноября 1988-го. В этот день оборонное ведомство США опубликовало первый пресс-релиз с историей создания истребителя и отретушированную фотографию. Первые широкомасштабные операции с использованием F-117 были проведены в ходе войны в Персидском заливе в 1991-м. Самолеты выполнили 1271 вылет и сбросили две тысячи тонн бомб с лазерным наведением. Боевое крещение F-117 принял в ночь с 16 на 17 января 1991-го, когда первая группа из 10 «найтхоков» 415-й эскадрильи поднялась в воздух. Каждый из самолетов нес по две 907-корректируемых авиабомбы, предназначенные для уничтожения объектов ПВО Саддама Хуссейна. Тридцать шесть «ястребов», задействованных в операции, за одну только ночь нанесли серию разрушительных ударов по системам обороны страны и уничтожили весь парк дальних бомбардировщиков Ту-16 противника.
Иракским силам ПВО нечего было противопоставить «невидимкам». Радары попросту не видели цели. Впрочем, недостаток опыта боевого применения «сто семнадцатых» неоднократно приводил к трагедиям. Так, 13 февраля 1991-го два самолета F-117 сбросили управляемые бомбы на бомбоубежище Амирия в Багдаде. Первая пробила армированный бетон толщиной более трех метров. Через четыре минуты конструкцию поразила вторая бомба, разрушившая центр жизнеобеспечения. Находившиеся внутри 408 гражданских лиц погибли. Позже на месте убежища построили мемориал. «Ночные ястребы» воевали практически без потерь — над районом боевых действий сбили всего один самолет. Двадцать седьмого марта 1999-го F-117A поразила зенитная ракета ЗРК С-125, выпущенная из района деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Согласно сербской версии, «невидимку» сбил расчет 3-й батареи 250-й бригады ПВО, защищавшей Белград. Командир батареи Золтан Дани понимал, что тягаться с воздушной армадой НАТО он не в силах. Поэтому применял тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка.
Немаловажно, что американцы применяли «найтхоки» без прикрытия и не меняли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости этих машин. Сообщалось, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту несколько раз, так что сербские зенитчики могли заранее подготовиться к стрельбе. Сербские военные не держали радары включенными постоянно, а активировали на короткие промежутки, чтобы их не засекли вражеские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. По данным из открытых источников, огонь велся с дистанции всего в пять километров. Цель была поражена двумя зенитными ракетами — первая оторвала у F-117 крыло, вторая попала в центроплан. Пилот катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой.Авиация резерва»Снятые с вооружения самолеты хранятся на секретной военной базе в США в полетопригодном состоянии, — отмечает Андрей Фомин. — Наши колллеги-споттеры в пустыне Невада на свои фотоаппараты с длиннофокусными объективами периодически снимали не только одиночные, но и парные полеты F-117.
Последний раз им это удалось в феврале текущего года. Несмотря на то что «ястребы» сняты с вооружения более десяти лет назад, их, как и автомобили, нужно иногда «обкатывать». Тем более учитывая сложность пилотирования этими машинами. У F-117 достаточно оригинальная аэродинамическая схема и система управления».Эксперт не подтвердил факт применения «Ночных ястребов» в Ираке и Сирии в 2017-м, но подчеркнул, что такое вполне вероятно. По его словам, ВВС США периодически проводят некие секретные операции, где может применяться подобная техника. Так, в официальном журнале ВВС США с месяц назад опубликовали некролог одному из офицеров ВВС. Между строк было сказано, что военный принимал участие в антитеррористической операции с применением некоего малозаметного вертолета. По мнению эксперта, это, скорее всего, была модификация «Апача». «Впрочем, практического смысла в применении F-117 я не вижу, — отмечает главред журнала «Взлет». — У ВВС США есть и другая техника — и F-35, и F-22, способные действовать с большей эффективностью.
Но, думаю, правду мы узнаем лет через 20″.
https://ria.ru/20181008/1530091086.html
https://ria.ru/20180928/1529420513.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/68/1522986885_97:0:2742:1984_1920x0_80_0_0_40e5944087ece98dce54cd12a20e1a7a. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
безопасность, ввс сша
Безопасность, ВВС США
МОСКВА, 8 мар — РИА Новости, Андрей Коц. Малозаметный ударный самолет F-117 Nighthawk, снятый с вооружения ВВС США более десяти лет назад, опять привлекли к решению боевых задач. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщил голландский авиационный журнал Scramble. По информации издания, не менее четырех «невидимок» принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке в 2017-м и совершали полеты над Сирией и Ираком с бомбами малого диаметра. О возможностях этого самолета — в материале РИА Новости.
Невидимый для радаров
Lockheed F-117 Nighthawk — одноместный тактический малозаметный ударный самолет, предназначенный для скрытого проникновения в зону ПВО противника. Его главные цели — ракетные базы, центры управления и связи, аэродромы, командные пункты и тому подобное. Визитная карточка F-117 — особые внешние обводы, делающие аппарат малозаметным на радарах. По задумке конструкторов, выживаемость этого самолета в зоне действия зенитно-ракетных комплексов противника должна обеспечиваться не столько бронированием, сколько его скрытостью.
«Найтхок» — самолет с низкорасположенным крылом, V-образным оперением и надкрыльевыми воздухозаборниками двигателей. В конструкции широко применяются так называемые фасеточные формы, которые обеспечивают основную долю (до 90 процентов) снижения эффективной площади рассеяния (ЭПР). Прежде всего это относится к фюзеляжу, имеющему нестандартную пирамидальную конфигурацию. Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции. Крыло большой стреловидности, трапециевидное, со скошенными фасеточными законцовками, имеет двухлонжеронную конструкцию.
© Фото : U.S. Air Force / SSgt Jason ColbertАмериканский бомбардировщик-невидимка F-117
© Фото : U.S. Air Force / SSgt Jason Colbert
Американский бомбардировщик-невидимка F-117
«F-117 был первым самолетом, построенным по технологии малозаметности (стелс), в первую очередь — радиолокационной, — поясняет в беседе с корреспондентом РИА Новости авиационный эксперт, главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин. — Отсюда и необычная форма, не использовавшаяся в дальнейших разработках. Плоские панели скомпонованы таким образом, чтобы отражать радиолокационные волны и перенаправлять их в стороны, не давая вернуться на принимающую станцию радара. В 1981 году состоялся первый полет, а уже в 1983-м начались серийные поставки для ВВС США».
По словам эксперта, «найтхоки» так и не стали массовыми, поскольку самолет получился очень специфичным. Очевидно, необычные формы отразились на летных качествах (они были невысокими), самолет не мог противостоять в бою истребителям. Основная цель такой машины — нанесение ударов высокоточным или неуправляемым оружием по целям в глубине территории противника.
«Раптор» против «Фаворита». Сможет ли F-22 обмануть С-300 в Сирии
8 октября 2018, 08:00
Производился F-117 с 1983 по 1990-е. Помимо программы подготовки пилотов, участвовал в ряде боевых операций. Но, поскольку самолетов успели выпустить немного — всего 64 единицы (к тому же появился F-22), — в середине нулевых, раньше намеченного срока, командование ВВС США решило снять «невидимку» с вооружения. Фактически последнюю машину отправили на хранение в 2008-м.
Важный момент: F-117 слегка «слеповат», поскольку не оснащен активной РЛС. За исключением лазера, подсветки цели, все системы навигации и прицеливания — пассивные. Для наведения используется система инфракрасных камер, для навигации — инерциальная система и приемник спутниковой навигации. Активных систем радиоэлектронной борьбы F-117 не имеет. Типовое вооружение самолета — две управляемые авиабомбы GBU-10 или GBU-27. Кроме того, возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 Maverick, атомных бомб B-61 или B-83, бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов.
© AP Photo / Jockel FinckАмериканский бомбардировщик-невидимка F-117
© AP Photo / Jockel Finck
Американский бомбардировщик-невидимка F-117
Боевой курс
Факт, что «Ночной ястреб» существует, Пентагон официально признал 10 ноября 1988-го. В этот день оборонное ведомство США опубликовало первый пресс-релиз с историей создания истребителя и отретушированную фотографию. Первые широкомасштабные операции с использованием F-117 были проведены в ходе войны в Персидском заливе в 1991-м. Самолеты выполнили 1271 вылет и сбросили две тысячи тонн бомб с лазерным наведением.
Боевое крещение F-117 принял в ночь с 16 на 17 января 1991-го, когда первая группа из 10 «найтхоков» 415-й эскадрильи поднялась в воздух. Каждый из самолетов нес по две 907-корректируемых авиабомбы, предназначенные для уничтожения объектов ПВО Саддама Хуссейна. Тридцать шесть «ястребов», задействованных в операции, за одну только ночь нанесли серию разрушительных ударов по системам обороны страны и уничтожили весь парк дальних бомбардировщиков Ту-16 противника. Иракским силам ПВО нечего было противопоставить «невидимкам». Радары попросту не видели цели.
Их ответ «Сармату». Чем Пентагон усилит свой ядерный арсенал
28 сентября 2018, 08:00
Впрочем, недостаток опыта боевого применения «сто семнадцатых» неоднократно приводил к трагедиям. Так, 13 февраля 1991-го два самолета F-117 сбросили управляемые бомбы на бомбоубежище Амирия в Багдаде. Первая пробила армированный бетон толщиной более трех метров. Через четыре минуты конструкцию поразила вторая бомба, разрушившая центр жизнеобеспечения. Находившиеся внутри 408 гражданских лиц погибли. Позже на месте убежища построили мемориал.
«Ночные ястребы» воевали практически без потерь — над районом боевых действий сбили всего один самолет. Двадцать седьмого марта 1999-го F-117A поразила зенитная ракета ЗРК С-125, выпущенная из района деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Согласно сербской версии, «невидимку» сбил расчет 3-й батареи 250-й бригады ПВО, защищавшей Белград. Командир батареи Золтан Дани понимал, что тягаться с воздушной армадой НАТО он не в силах. Поэтому применял тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка. Немаловажно, что американцы применяли «найтхоки» без прикрытия и не меняли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости этих машин. Сообщалось, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту несколько раз, так что сербские зенитчики могли заранее подготовиться к стрельбе.
© Фото : U.S. Air ForceАмериканский бомбардировщик-невидимка F-117
© Фото : U.S. Air Force
Американский бомбардировщик-невидимка F-117
Сербские военные не держали радары включенными постоянно, а активировали на короткие промежутки, чтобы их не засекли вражеские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. По данным из открытых источников, огонь велся с дистанции всего в пять километров. Цель была поражена двумя зенитными ракетами — первая оторвала у F-117 крыло, вторая попала в центроплан. Пилот катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой.
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкОдно из зданий в Белграде, разрушенное в 1999 году авиацией НАТО
Одно из зданий в Белграде, разрушенное в 1999 году авиацией НАТО
Авиация резерва
«Снятые с вооружения самолеты хранятся на секретной военной базе в США в полетопригодном состоянии, — отмечает Андрей Фомин. — Наши колллеги-споттеры в пустыне Невада на свои фотоаппараты с длиннофокусными объективами периодически снимали не только одиночные, но и парные полеты F-117. Последний раз им это удалось в феврале текущего года. Несмотря на то что «ястребы» сняты с вооружения более десяти лет назад, их, как и автомобили, нужно иногда «обкатывать». Тем более учитывая сложность пилотирования этими машинами. У F-117 достаточно оригинальная аэродинамическая схема и система управления».
Американский бомбардировщик-невидимка F-117
Эксперт не подтвердил факт применения «Ночных ястребов» в Ираке и Сирии в 2017-м, но подчеркнул, что такое вполне вероятно. По его словам, ВВС США периодически проводят некие секретные операции, где может применяться подобная техника. Так, в официальном журнале ВВС США с месяц назад опубликовали некролог одному из офицеров ВВС. Между строк было сказано, что военный принимал участие в антитеррористической операции с применением некоего малозаметного вертолета. По мнению эксперта, это, скорее всего, была модификация «Апача».
«Впрочем, практического смысла в применении F-117 я не вижу, — отмечает главред журнала «Взлет». — У ВВС США есть и другая техника — и F-35, и F-22, способные действовать с большей эффективностью. Но, думаю, правду мы узнаем лет через 20″.
Американский бомбардировщик-невидимка F-117
ВВС США нужна помощь, чтобы продолжать летать на бывших в эксплуатации самолетах-невидимках F-117
- В декабре ВВС США представили свой новый бомбардировщик-невидимку B-21 Raider.
- Ожидается, что B-21 появится через 40 лет после первого американского самолета-невидимки F-117 Nighthawk.
- F-117 был официально выведен из эксплуатации в 2008 году, но ВВС до сих пор используют самолет-невидимку.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Ажиотаж вокруг презентации нового бомбардировщика-невидимки B-21 привлек внимание авиационного мира, но дедушка B-21 все еще в строю.
Когда F-117 Nighthawk впервые поднялся в воздух в начале 1980-х, он был первым боевым самолетом-невидимкой. F-117 официально выведен из эксплуатации уже около 15 лет, но его вывод из эксплуатации был далеко не сидячим.
В настоящее время ВВС США планируют оставить некоторые из своих Nighthawk в полете как минимум до 2034 года. В запросе информации ВВС США, опубликованном этой осенью, запрашивались компании, заинтересованные в потенциальном 10-летнем контракте на техническое обслуживание F- 117, с 2024 г.
F-117 проходит последнюю проверку на базе в Кувейте в июне 1998 года. ВВС США через Getty Images Во-первых, техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение F-117A, выполняющих «ограниченные полеты» на испытательном полигоне Тонопа в Неваде.
Тонопа — также обозначенная как Зона 52 — строго засекреченное место примерно в 150 милях к северо-западу от Лас-Вегаса. Среди наиболее интересных мероприятий — испытания систем ядерного оружия и эксперименты с российскими МиГами, зенитными ракетами и другой зарубежной техникой.
Тонопа также был базой для F-117 и его операторов, бывшей 4450-й тактической группы.
ВВС также ищут компании для содержания F-117 на длительном хранении, а также для демилитаризации и рассекречивания излишков F-117 для таких покупателей, как музеи. «Предполагаемый уровень демилитаризации/рассекречивания — 2-3 самолета в год», — говорится в сообщении RFI.
Сотрудники и пенсионеры, работавшие на F-117, на церемонии списания самолета в Палмдейле, Калифорния, 22 апреля 2008 года. Аль-Сейб / Los Angeles Times через Getty Images Более конкретные требования включают сохранение малозаметности F-117 — технически «малозаметных» или LO — функций, включая «композитную и структурную поддержку ремонта». RFI также спрашивает, есть ли у подрядчиков опыт использования наземных диагностических радаров для обнаружения дефектов в компонентах-невидимках самолетов.
В настоящее время ВВС имеют около 45 F-117, более 10 из которых были одобрены для передачи музеям, сообщила Insider представитель ВВС Энн Стефанек.
«Поскольку мы демилитаризируем самолеты, они будут переданы в музеи, если потребуется, или будут утилизированы», — сказал Штефанек.
F-117 на авиабазе Национальной гвардии Фресно в сентябре 2021 года. ВВС США/капитан. Джейсон Санчес 900:10 F-117 был разработан в 1970-х годах как решение для все более смертоносных средств противовоздушной обороны.
Будучи первым в мире боевым самолетом-невидимкой, F-117 всегда был окружен мифом.
Рассматриваемый исключительно как дозвуковой бомбардировщик, способный нести только две 2000-фунтовые бомбы с лазерным наведением во внутреннем бомбовом отсеке, его характеристики не были особенно впечатляющими. Но хотя в наши дни малозаметность считается почти само собой разумеющимся, когда F-117 совершил свой первый полет в 1919 году, это было очень важно.81.
Самолет приобрел своего рода культовый статус, включая сообщения о том, что он был связан с хорошо известным — и полностью вымышленным — истребителем-невидимкой F-19.
F-117 участвовал в войне в Персидском заливе в 1991 году, где его секретность и таинственность вызвали еще большую шумиху. В 1999 году Nighthawk достиг еще одной важной вехи: он стал первым самолетом-невидимкой, сбитым в бою.
Умные сербские артиллеристы воспользовались особенностью F-117 — его створки бомбового отсека отражали радар, когда они были открыты — и поразили Nighthawk ракетой класса «земля-воздух». Американский пилот катапультировался из горящего F-117 и провел восемь часов на земле, прежде чем его спасли.
Всего было построено 59 F-117 плюс пять прототипов. Поскольку это был ранний проект-невидимка с жесткими требованиями к техническому обслуживанию, ВВС решили снять самолет с производства, когда появилось новое поколение самолетов-невидимок — истребители F-22 и F-35 и бомбардировщик B-2. Но в старом Nighthawk еще есть жизнь.
Время от времени его видели на тренировках с более новыми самолетами, в том числе с F-35B Корпуса морской пехоты у побережья Калифорнии в апреле и с реактивными самолетами четвертого и пятого поколения над Джорджией в мае.
Еще более интригующими являются сообщения о том, что F-117 используется для имитации крылатых ракет для обучения противоракетной обороне. Странно, что первый в мире самолет-невидимка оказался фальшивой ракетой, но для самолета с такой красочной историей это кажется уместным.
Майкл Пек — обозреватель, работа которого опубликована в Forbes, Defense News, журнале Foreign Policy и других изданиях. Имеет степень магистра политических наук. Подпишитесь на него в Twitter и LinkedIn.
F-117® (A) Nighthawk® — штурмовик-невидимка
О F-117® (A) Nighthawk® — штурмовик-невидимка:
F-117® (A) Nighthawk® был разработан тайно известной сейчас компанией Lockheed Martin® Skunk Works® в конце 1970-х гг. Однако только в 1988 году программа была официально признана, и только в 1990 году она впервые появилась на публике. Сыграв жизненно важную роль в операции «Буря в пустыне», F-117® изменил боевой вопрос «Сколько самолетов нужно, чтобы поразить цель?» на «Сколько целей можно поразить одним самолетом?» – достижение 80% успеха миссии без потери (или даже повреждения) ни одного самолета за всю операцию. Эта эффективность имела решающее значение для успешного завершения кампании за 43 дня. Помимо «Бури в пустыне», F-117® является рекордсменом по длительности беспосадочных полетов среди одноместных истребителей и имеет почти безупречный боевой послужной список: за 30-летнюю карьеру истребителя был потерян только один Nighthawk®. В апреле 2008 года Nighthawk® был официально выведен из эксплуатации ВВС США.
Технические характеристики:
Площадь крыла: 72 м2
Вес пустого: 29 500 фунтов (13 381 кг)
Скорость: высокая дозвуковая Электрические двигатели F404
Ассортимент: без ограничений с дозаправкой в воздухе
Дополнительная информация об этом специальном наборе для сборки Brickmania®:
Этот очень востребованный набор передает сложные углы и уникальную форму Nighthawk® без ущерба для игровых возможностей и включает в себя кирпич встроенная подставка для дисплея. Игровые функции включают рабочее шасси и открывающуюся кабину. Почти все детали напечатаны на заказ, включая медальоны ВВС США, знаки различия 4450-й тактической группы, детали кабины и фонаря и многое другое. Детали USAF на нижней стороне кросс-элементов снабжены высококачественными наклейками. Также в комплект входит изготовленная на заказ минифигурка пилота Nighthawk®, разработанная Лэндоном Реймером.
Статистика модели:
Дизайн Дэниела Сискинда
1624 LEGO Elements
1 минифигурка, созданная Лэндоном Реймером другие комплекты Brickmania
Advanced Skill Level (рекомендуется 6-8 лет опыта сборки)
LOCKHEED MARTIN®, F-117® Nighthawk®, соответствующие эмблемы и логотипы, а также дизайн кузова транспортных средств являются либо зарегистрированными товарными знаками, либо товарными знаками корпорации Lockheed Martin в США и/или других юрисдикциях, используемых по лицензии Brickmania, LLC.
LOCKHEED MARTIN®, Skunk Works®, соответствующие эмблемы и логотипы, а также дизайн кузова транспортных средств являются либо зарегистрированными товарными знаками, либо товарными знаками корпорации Lockheed Martin в США и/или других юрисдикциях, используемыми по лицензии компанией Brickmania, LLC.