+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Свордфиш самолет: Fairey Swordfish — Авиация Англии во Второй мировой

0

Fairey Swordfish — Авиация Англии во Второй мировой

Торпедоносец

Fairey

© Richard Vernon

Fairey Swordfish Mk.I № V4646, 841 NAS-RNAS, FAA,* Middle Wallop, 1943 г.

«Swordfish» Mk.I, первый полет 17.04.1934, представлял собой двухстоечный биплан с металлической силовой конструкцией и полотняной обшивкой, за исключением некоторых панелей из легких сплавов в передней части фюзеляжа. Для компактного размещения на авианосце крылья самолета складывались. В фюзеляже располагались две открытые кабины: для пилота (передняя) и одного или двух членов экипажа (задняя). Самолет имел стандартное шасси с хвостовым колесом (которое могло заменяться поплавками), традиционное подкосно-расчалочное хвостовое оперение и силовую установку в виде звездообразного двигателя Bristol «Pegasus IIIM» мощностью 690 л.с. Более поздние экземпляры Mk.II оснащались двигателями «Pegasus XXX».

«Swordfish» Mk.II поступил на вооружение в 1943 году. Он отличался усиленным нижнее крылом с металлической обшивкой для обеспечения подвески и пуска реактивных снарядов.

«Swordfish» Mk.III, между основными стойками шасси внутри обтекателя была установлена антенна бортовой РЛС для обнаружения надводных целей.

«Swordfish» Mk.IV, несколько машин с закрытой кабиной, вооруженный ракетами и минами.

Боевое применение. В начале Второй мировой войны ВМС имели в своем составе 13 боевых эскадрилий этих самолетов, и 12 из них базировались на борту авианосцев «Ark Royal», «Courageous», «Eagle», «Furious» и «Glorious». 11 апреля вооруженный торпедой «Swordfish», поднявшись с борта авианосца «Furious», во время первой же боевой операции доказал свою огромную ценность. Спустя два дня «Swordfish» из эскадрильи, базировавшейся на авианосце «Warspite», потопил подводную лодку U-64 – первую, записанную на счет авиации ВМС.

До конца 1940 года самолеты «Swordfish» участвовали в различных операциях под руководством командования береговой авиации Королевских ВВС. Они устанавливали минные поля и совершали налеты на оккупированные немцами порты в проливе Ла-Манш. Их экипаж состоял из двух человек, а в задней кабине располагались дополнительные топливные баки. В 1940 году состоялся самый большой триумф торпедоносцев «Swordfish» в ходе памятной атаки на итальянскую флотилию в бухте Таранто. В результате воздушной разведки было обнаружено, что в бухте стоят на якорях шесть линкоров, крейсеры сопровождения и эсминцы. Ночью 11.11.1940 21 самолет «Swordfish» двумя волнами с часовым интервалом атаковал флотилию. Хотя первые доклады сообщали об успехе операции в целом, необходимо было провести воздушную разведку для прояснения картины. Такой полет состоялся на следующий день и показал, что итальянским ВМС был нанесен сокрушительный урон: три линкора были сильно повреждены, причем два из них находились в затопленном состоянии, крейсер и два эсминца получили прямые попадания, а два вспомогательных судна были потоплены.
В течение часа соотношение военно-морских сил в Средиземном море необратимо изменилось. Последние значительные торпедные атаки, осуществленные этими самолетами, состоялись в 1942 году, когда была предпринята тщетная попытка предотвратить проход через Ла-Манш в восточном направлении немецких линкоров «Scharnhorst» и «Gneisenau», сопровождаемых тяжелым крейсером «Prinz Eugen». Тогда в качестве последней надежды шесть торпедоносцев «Swordfish» из 825 эскадрильи под командованием лейтенанта Эсмонда совершили торпедную атаку, после которой уцелел только один самолет и чудом удалось спасти пятерых из 18 членов экипажей. Впоследствии все они были награждены.

Дальнейшие модификации самолета, вооруженный ракетами и минами, «Swordfish» Mk.II, III, IV достиг почти невероятного успеха в противолодочных операциях. В сентябре 1944 года «Swordfish» с борта эскортного авианосца английских ВМС «Windex» потопил четыре подводные лодки в одном вылете.

Эскадрильи передней линии: 810, 811, 812, 813, 814, 815, 816, 818, 819, 820, 821, 822, 823, 824, 824, 825, 826, 828, 829, 830, 833, 834, 835, 836, 837, 838, 840, 841, 842, 860, 886

Эскадрильи второй линии: 700, 701,702,703, 705, 707, 710, 722, 726, 727, 728, 730, 73, 733, 735, 737, 739, 740, 741, 742, 743, 744, 745, 747, 753, 754, 756, 759, 763, 764, 765, 766, 767, 768, 769, 770, 771, 772, 773, 774, 775, 776, 777, 778, 779, 780, 781, 782, 783, 785, 786, 787, 788, 789, 791, 794, 796, 797, 1700

Серийное производство самолетов завершилось в 1944 году.

К тому времени компания Fairey построила 692, а компания Blackburn – 1699 самолетов.

* — NAS — Navy Air Squadron — эскадрилья ВМС;
RNAS — Royal Navy Air School — Королевской школы авиации ВМС;
FAA — Fleet Air Arms — авиация ВМС

Экипаж, чел 3
Размеры.
Размах крыла, м 13,87
Площадь крыла, м2 56,39
Длина самолета, м 11,07
Двигатель.
Pegasus IIIM3 690 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2361
Максимальная взлетная, кг 4200
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 1448 м, км/час
224
Время набора высоты 1525 м 10 мин
Практический потолок, м 3260
Радиус с торпедой, км 879
Вооружение
Два 7. 7-мм пулемета, торпеда, кг 731

Источники

  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • «Английские военные самолеты Второй мировой войны» /под ред. Даниэля Марча/

Fairey «Swordfish» — лучший биплан-торпедоносец Второй мировой Фэйри «Суордфиш» («Рыба-меч»)

Фото биплана-торпедоносца Фэйри Свордфиш в полете

Одномоторный биплан с неубирающимся шасси и множеством расчалок (за что был прозван «стринг-бэг» — «авоська») британский аэроплан Фэйри «Свордфиш» к концу 30-х гг. выглядел довольно-таки архаично, но, тем не менее, прошел практически всю войну, добившись нескольких громких успехов. Разработка самолета под руководством М. Лобеля велась в инициативном порядке с начала 30-х гг.

Машина под обозначением TSR I (и её доработанный вариант TSR II) предназначалась для действий над морем в качестве разведчика и торпедоносца, применяясь как на колесном, так и на поплавковом шасси. TSR I, изначально ориентированный на экспорт, испытывался с марта 1933 г., но в сентябре был потерян. В самолете TSR II учли требования спецификации Министерства авиации S. 15/33. От предшественника он отличался удлиненным фюзеляжем, измененным профилем крыльев, доработанным хвостовым оперением. На машине установили 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» ММ (690 л.с).

Самолет был облетан 17 апреля 1934 г., а затем прошел испытания как на береговом аэродроме, так и на авианосце «Корейджес», а в конце года был переставлен на двухпоплавковое шасси. Хотя испытания и вскрыли некоторые недостатки машины (трудность вывода из штопора, чрезмерное смещение центра тяжести назад и пр.), они были признаны легко устраняемыми, и самолет приняли на вооружение.

В апреле 1935 г. фирма получила заказ на 86 машин, а 31 декабря 1935 г. первый серийный «Суордфиш» впервые поднялся в воздух. Общий же объем серийного выпуска, продолжавшегося до августа 1944 г., составил 2392 самолета — 692 построила фирма «Фэйри» и 1700 — «Блэкберн».

Основные модификации Fairey «Swordfish»

«Суордфиш» Mk.I — двигатель «Пегасус» IIIM3 (690 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета (синхронный «Виккерс» и турельный «Виккерс» или «Льюис»). Боевая нагрузка — 1 торпеда либо до 681 кг бомб. Экипаж — 3 чел. Самолет мог эксплуатироваться как с колесного, так и с поплавкового шасси. Построено 992 самолета, в т.ч. 692 фирмой «Фэйри» и 300 -«Блэкберн».

«Суордфиш» Mk.II — двигатель «Пегасус» 30 (750 л.с), на части машин ранних серий — «Пегасус» IIIM3. Возможна подвеска двух пороховых ускорителей RATOG для старта с коротких палуб. Под крылом допускается подвеска 8 НАР, для чего нижняя поверхность нижнего крыла частично обшита металлом. Изготовлено 1080 самолетов.

«Суордфиш» Mk.III — двигатель «Пегасус» 30 (750 л.с). В подфюзеляжном обтекателе установлена РЛС обнаружения надводных целей ASV Мк.Х. Построено 320 экземпляров.

«Суордфиш» Mk.IV — учебный вариант с закрытой кабиной для эксплуатации в Канаде. Самолеты в 1943-1944 гг. переоборудовались из Mk.II (не менее 15 экземпляров).

Летно-технические характеристики самолетов «Суордфиш» Mk.I на колесном шасси

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» IIIM3
  • мощность, л.с.: 690
  • Размах крыла (в сложенном состоянии), м.: 13,87 (5,25)
  • Длина самолета, м.: 10,87
  • Высота самолета, м.: 3,92
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,39
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1905
  • взлетная: 3410
  • Максимальная скорость, км/ч: 245
  • Практический потолок, м.: 5200
  • Дальность полета, км:
  • Нормальная: 880
  • Максимальная: 1700

Боевое использование бипланов Фэйри «Свордфиш» во Второй мировой войне

В течение 1936-1938 гг. «Суордфиши» полностью заменили устаревшие торпедоносцы в палубной авиации Королевского флота. До поступления в 1940 г. первых «Альбакоров» они оставались единственными самолетами этого класса. К началу Второй мировой войны на «Суордфишах» летали 13 эскадрилий. 12 из них базировались на авианосцах, поплавковые самолеты ещё одной были приписаны к линкора и крейсерам. Во время «странной войны» экипажи привлекались к противолодочному патрулированию.

В Норвежской кампании отличился экипаж «Суордфиша» с линкора «Уорспайт» — 13 апреля 1940 г. у Нарвика он потопил подлодку U-64 — первую субмарину, уничтоженную флотской авиацией.

Самолеты 816, 818, 823 и 825-й АЭ с авианосцев «Глориес» и «Фюриес» в той кампании наносили бомбовые удары по береговым целям, несколько раз пытались атаковать и корабли противника. Действуя в северных широтах, «Суордфиши» подтвердили свою репутацию самолетов, способных действовать в самых суровых погодных условиях.

С июня 1940 г. на Мальте базировалась 830-я АЭ. Её «Суордфиши» бомбили объекты на Сицилии, привлекались к сопровождению конвоев. После капитуляции Франции «Суордфиши» с «Арк Ройяла» 4 июля 1940 г. бомбили Мерс-эль-Кебир, причинив тяжелые повреждения линкору «Дюнкерк», а с «Гермеса» — 7 июля повредили линкор «Ришелье» в Дакаре.

Самой громкой операцией, осуществленной «Суордфишами», стал налет на итальянскую военно-морскую базу Таранто в ночь на 12 ноября 1940 г. Самолеты 813-й, 815-й, 819-й и 824-й АЭ с палубы «Илластриеса» атаковали корабли в базе, причинив тяжелые повреждения линкорам «Литторио», «Дуилио», «Кавур», тяжелым крейсерам «Тренто» и «Больцано», а также двум эсминцам. Собственные потери составили два торпедоносца.

А 26 мая 1941 г. попадания торпед, сброшенных лучшими бипланами-торпедоносцами «Суордфишами», базирующимися на «Арк Ройяле», лишили управляемости линкор «Бисмарк», сделав его легкой мишенью для британских кораблей.

Со второй половины 1941 г. главной задачей для «Суордфишей» стали противолодочные операции с палуб эскортных авианосцев и приспособленных торговых судов (т.н. MAC-ships). На них базировались самолеты модификаций Mk.II и Mk.III, причем боевые вылеты они часто совершали парами: «двойка» несла вооружение, а «тройка» с радаром наводила её на цель. Сопровождая конвои в Атлантике, «Суордфиши» добились заметных успехов: например, 4-6 марта 1944 г. самолеты с эскортного авианосца «Чейзер» потопили 2 субмарины и повредили третью; 1 -2 мая «Суордфиши» с «Фенсера» потопили 3 подводные лодки. Эскортную службу «Суордфиши» несли практически до последних дней войны — последний контакт с вражеской подлодкой был зафиксирован самолетами с «Эмпайр Макэндрю» 20 апреля 1945 г. Помимо британских эскадрилий, с эскортных авианосцев действовала вооруженная «Суордфишами» голландская 860-я АЭ. Несколько эскадрилий Берегового командования Королевских ВВС (в частности, 119-я и 202-я) также были вооружены «Суордфишами».

С вооружения авиации Королевского флота «Суордфиши» были официально сняты 21 мая 1945 г., но эксплуатация их продолжалась ещё некоторое время. В частности, такие самолеты были в составе авиагруппы эскортного авианосца «Уорриор», переданного в ноябре 1945 г. Канаде.

Созданный задолго до войны и, как казалось, успевший устареть Фэйри «Суордфиш» оказался на удивление полезным самолетом — достаточно сказать, что производился он дольше, чем предназначенный для его замены «Альбакор». В 1940-1941 гг. экипажи этих торпедоносцев добились нескольких громких успехов при ударах по надводным кораблям, а впоследствии несли тяжелую службу на палубах многочисленных эскортных авианосцев.

Ключевые слова: гидросамолеты Великобритании, гидросамолёты Второй мировой, поплавковые самолеты, самолёты Фэйри, торпедоносцы Великобритании, торпедоносцы Второй мировой

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Бомбардировщик-торпедоносец Fairey Swordfish был славным «авоськой» Королевской военно-морской авиации

Летающий анахронизм, когда он поступил на вооружение, Fairey Swordfish, тем не менее, помог спасти Британию в самые мрачные дни Второй мировой войны.

Экипаж линкора Bismarck мог гордиться собой и своим великим кораблем. Двумя днями ранее, 24 мая 1941 года, они отправили гордость Королевского флота — линейный крейсер HMS 9.0004 Hood и все члены его экипажа из 1419 человек, кроме трех, отправились на дно Атлантики. Получив в ответ три снаряда, Bismarck взял курс на ремонт в порту Брест в оккупированной Франции. Единственные боевые корабли, которые могли представлять угрозу, находились в сотнях миль отсюда.

Затем, в сумерках, из шквала дождя, неторопливо скользя прямо над волнами, появилось то, что должно было показаться призраками прошлой войны: девять бипланов Fairey Swordfish с авианосца Victorious , головы их экипажей высовываются из открытых кабин. Bismarck Капитан Эрнст Линдеманн приказал жестко поставить руль. Он знал, что хотя бипланы могут быть устаревшими, торпеды, которые они несут, — нет. Зенитные орудия линкора вели интенсивный огонь. Самолеты не были сбиты, но только одна торпеда попала в мидель основного броневого пояса с незначительным эффектом. Экипаж Bismarck , вероятно, недоумевал, почему на третьем году войны Королевский флот направил против них лишь горстку антикварных самолетов. Завтра они будут рядом с Францией, под защитой люфтваффе и линии подводных лодок.

Гордость Кригсмарине, линкор «Бисмарк», пал жертвой единственной торпеды, выпущенной с «Суордфиша», которая заклинила его руль и заставила его кружить по кругу. (Ullstein Bild через Getty Images)

У британцев оставался последний отчаянный шанс атаковать. С наступлением темноты еще одному отряду из 15 Swordfish удалось взлететь с дико качающейся палубы авианосца Ark Royal при ветре со скоростью 70 миль в час. Одна из их торпед вновь безрезультатно попала в бронепояс, но, как и Bismarck резко повернул на левый борт, второй ударил его уязвимую корму. С заклинившим рулем огромный корабль мог только двигаться по кругу. На следующий день, 27 мая, на горизонте появились линкоры King George V и Rodney вместе с несколькими крейсерами. Bismarck храбро сражался, но в конце концов присоединился к Hood на дне океана.

Великобритания стала пионером морской авиации. Королевская военно-морская авиационная служба (RNAS) использовала гидросамолеты и наземные самолеты во время Первой мировой войны с некоторыми заметными успехами, включая бомбардировку ангаров цеппелинов в Куксхафене, Вильгельмсхафене и Тондерне. Гидросамолет Short 184 вошел в историю, потопив торпедой турецкий корабль в 1915 Галлиполи операция. В 1918 году Великобритания спустила на воду Argus , первый авианосец с полноразмерной полетной палубой, позволяющей самолетам как взлетать, так и приземляться. Британцы первыми начали строительство авианосца Hermes , введенного в строй в 1924 году. Он задал образец будущих авианосцев: плоская полетная палуба с командирской надстройкой «остров» по ​​правому борту.

RNAS и Королевский летный корпус были объединены в Королевские ВВС 1 апреля 19 года.18 — День дурака, как заметили некоторые недовольные сотрудники RNAS. Странным результатом стали авианосцы Королевского флота с самолетами и пилотами под командованием Королевских ВВС.

Иллюстрация Джона Бэтчелора (Иллюстрация Джона Бэтчелора)

Как и в любой другой морской державе, в Адмиралтействе в межвоенные годы господствовал менталитет линкора. Преобладающее мнение заключалось в том, что в будущих сражениях по-прежнему будут сражаться корабли, выстроившиеся в линию, чтобы нанести удар, как в Ютландии в 1916 году. Представление о том, что хрупкие летательные аппараты могут потопить большие военные корабли, считалось абсурдным. Огромные суммы были потрачены на новые линкоры, но лишь мелочь для нескольких гибридных авианосцев на базе корпусов торговых кораблей или линкоров, строительство которых было остановлено 19-м годом.22 Вашингтонский военно-морской договор. И ничего для разработки самолетов-носителей.

Адмирал лорд Чатфилд, командующий Королевским флотом, назвал это «безумием» для островного государства, само существование которого зависело от его морской мощи. Он пригрозил уйти в отставку, если военно-морская авиация не вернется в состав Королевского флота, что она, наконец, и сделала в 1939 году. В начале Второй мировой войны у Британии было семь авианосцев, больше, чем у любой другой страны (сократилось до шести, когда Courageous был торпедирован с помощью войне всего 14 дней), но двум из них было 15 лет, а четыре были спущены на воду в предыдущей войне. Только Ark Royal , введенный в эксплуатацию в 1938 году, был достаточно современным. Правительство, теперь с более дальновидным Адмиралтейством, отменило строительство линкоров и приказало построить современные авианосцы, 17 из которых должны были войти в строй в начале 1940 года. Но возможность разрабатывать современные палубные истребители и бомбардировщики была безвозвратно утеряна.

В 1930 году министерство авиации выпустило спецификацию для самолета-носителя: биплан с открытой кабиной, как у его современников RAF, таких как Bristol Bulldog. Fairey Aviation Company ответила прототипом T.S.R. II (для Torpedo-Spotter-Reconnaissance), прародителя Swordfish, контракт на который он получил через несколько месяцев. Примечательно, что «Суордфиш» поступил на вооружение в 1936 года, когда полетел первый «Спитфайр». Спустя долгое время после того, как другие страны представили современные цельнометаллические самолеты-носители-монопланы с закрытыми кабинами, мощными двигателями и убирающимся шасси, на протяжении большей части войны «авоська», как ласково называли ее экипажи, была единственной эффективной торпедой, и противолодочные самолеты, имеющиеся в распоряжении авиации флота. То, чего он добился за эти шесть лет, превзошло все ожидания.

Fairey’s TSR II (торпедно-разведывательно-разведывательный) был оснащен двигателем 655-69.Двигатель Bristol Pegasus IIIM.3 мощностью 0 л.с. Самолет впервые поднялся в воздух 17 апреля 1934 года и стал прототипом Swordfish. (Архив Historynet)

Капитан Линдеманн и его офицеры имели все основания уважать этот явный пережиток ушедшей эпохи. В апреле 1940 года в битве при Нарвике у берегов Норвегии Swordfish катапультировался с линкора Warspite , пилотируемый старшиной Фредериком Райсом, и заметил 10 эсминцев, поддерживающих высадку немецкой армии вторжения. Радиопередачи Райс скорректировали падение выстрела из 915-дюймовые орудия 0013 Warspite и позволили британским эсминцам устроить засаду своим немецким коллегам, семь из которых были уничтожены вместе с тремя кораблями снабжения. Затем он нырнул на 1050-тонную U-64 и, несмотря на попадание в хвостовое оперение и поплавки в результате обстрела подводной лодки, выпустил две бомбы. U-64 затонула за полминуты, став первой подводной лодкой, уничтоженной самолетом без посторонней помощи. Stringbags потопили еще 15 и разделили еще девять.

Величайшее достижение Swordfish произошло семь месяцев спустя. Флот итальянского флота, состоявший из быстрых современных боевых кораблей — шесть линкоров, девять тяжелых крейсеров и несколько эсминцев — вдвое превышал численность британского средиземноморского флота. Со своей основной базы в Таранто он мог угрожать ключевым британским базам, таким как Мальта, Гибралтар и Александрия; перекрыть жизненно важную нефть с Ближнего Востока; и поставить под угрозу снабжение британцев, сражающихся с итальянской армией в Северной Африке. Таранто мог похвастаться одной из самых хорошо защищенных гаваней в мире, с сотнями зенитных орудий в береговых батареях и на самих военных кораблях. Тросы аэростатов заграждения окружили якорную стоянку, чтобы заманить в ловушку низколетящие самолеты, а испытания показали, что вода в гавани слишком мелкая для воздушных торпед, которые просто погрузились в грязь.

Ночью 11 ноября 1940 года против этой, казалось бы, неприступной крепости Illustrious запустили 20 Swordfish, вооруженных либо торпедами (модифицированными для мелководья), либо бомбами, либо сигнальными ракетами для освещения целей. Пилот лейтенант-коммандер. Джон Годли писал: «Трудно понять, как вообще было принято такое решение. Атака легкой бригады… неужели нельзя было предвидеть, что вся эта безумная затея закончится катастрофой?»

Фотография Таранто после забастовки показывает разрушения, нанесенные итальянскому флоту авианосцем Illustrious’ Swordfish 11 ноября 1940. (Имперский военный музей, CM 164)

Элемент неожиданности был утрачен, когда один самолет прибыл раньше, предупредив артиллерийские и прожекторные расчеты. Перед лицом интенсивного зенитного огня «Суордфиш» торпедировал линкоры Littorio — выведя из строя до конца войны — Conte di Cavour и Caio Duilio , а также крейсер и несколько эсминцев. . Конте ди Кавур взорвался. Caio Duilio получил три торпеды и затонул. Несмотря на выпущенные 14 000 зенитных снарядов, было потеряно всего два самолета, выжил один экипаж.

В марте 1941 года итальянский флот решил отомстить британцам в Средиземном море, что привело к битве у мыса Матапан. Линкор Vittorio Veneto , восемь крейсеров и 14 эсминцев вышли на перехват флота адмирала Эндрю Каннингема. Британские криптографы, только что взломавшие итальянский военно-морской код, предупредили Каннингема. Тяжелый крейсер Pola был остановлен торпедами Formidable Swordfish. Витторио Венето , получивший ранение в корму и с разбитым одним гребным винтом, едва не постигла участь Bismarck , но проковылял обратно в свою гавань, оставив приказ стоять наготове крейсерам Zara и Fiume и двум эсминцам пораженный Пола . В ту ночь корабли Каннингема потопили все пять. Итальянский флот больше никогда не представлял угрозы для Королевского флота.

Члены экипажа на борту авианосца Illustrious загружают торпеду на Swordfish. (Имперский военный музей А 12872)

Таранто был важным по своим последствиям. Горстка самолетов-носителей изменила баланс военно-морского флота в Средиземном море буквально за одну ночь. Вместе с мысом Матапан это сигнализировало о том, что дни линкоров как высших боевых кораблей прошли, что авианосцы будут играть решающую роль в будущих морских сражениях и что мощный флот в хорошо защищенной гавани может быть опустошен авиацией. Значение Таранто было признано в Японии, но, по-видимому, не в Соединенных Штатах. Год спустя воздушная атака была повторена с большим размахом в Перл-Харборе.

Всего было изготовлено 2391 Swordfish, производство которых упрощалось их несложной конструкцией — крылья из стальных лонжеронов и дюралюминиевых нервюр, фюзеляж из стальных труб и полотняная обшивка. Оригинальный двигатель Bristol Pegasus мощностью 690 л.с., о котором летчик-испытатель Королевского флота капитан Эрик Браун писал, что «судя по внешнему виду, он был добавлен задним числом», был известен своей надежностью, что является важным фактором для экипажей, летающих ночью над водой. «Суордфиш лениво двигался со скоростью около 85 узлов, если ветер был попутным, — писал Браун, — но «управлять им было невероятно легко… ни один самолет не мог быть более послушным и прощающим».

Недостаток скорости Stringbag компенсировал разнообразием вооружения и оборудования, которое он мог нести, возможно, больше, чем любой другой самолет: торпеды, бомбы, мины, сигнальные ракеты, радар класса «воздух-поверхность» (ASV), Leigh Огни (прожекторы мощностью 20 миллионов кандел с питанием от 300-килограммовой батареи), реактивные взлетные установки (РАТО) и реактивные снаряды (на обтянутом тканью самолете!). Браун описал взлет с Leigh Light, торпедой и восемью противолодочными бомбами: «На самом деле не было никакой логической причины, почему он должен был когда-либо летать с такой массой запасов, но он летал».

Удлиненная кабина, в которой находились пилот, штурман и стрелок, выполняла роль воздухозаборника. Один летчик-испытатель, потеряв контроль над прототипом, выпрыгнул, но его отбросило обратно в заднюю кабину, из которой он, наконец, вышел, став единственным человеком в истории, дважды выпрыгнувшим из одного и того же самолета. Наводчик изначально был оснащен пулеметом Льюиса времен Первой мировой войны, но, поскольку его применение против современных истребителей было ограниченным, бывший стрелок стал радистом. Все подвергались воздействию стихии, особенно сильного холода североатлантических зим и минусовых температур в конвоях в Мурманск, Россия. То, что они все еще могли проводить патрулирование против подводных лодок в таких условиях, постоянно осознавая, что посадка на воду, вероятно, означает смерть, было примечательно. Пилот лейтенант-коммандер. Теренс Хорсли писал о Swordfish: «Вы знаете, что у вас есть друг. А друг, когда вы пробиваетесь сквозь тьму к раскачивающейся кабине экипажа или находитесь в 100 милях от пустыни, — это то, что стоит иметь». Stringbags потопили шесть подводных лодок в составе мурманских конвоев — три в одиночку — и участвовали в потоплении еще пяти.

Swordfish Mark Is из 785-й эскадрильи Королевской военно-морской авиабазы ​​Крейл в Шотландии отправляется в тренировочный полет с торпедой в 1939 году. (Имперский военный музей A 3533)

Предназначен для работы ночью или днем, желательно за пределами земли. базируясь на вражеских истребителях, Swordfish полагался на свою исключительную маневренность как на основную защиту при перехвате. В вертикальном крене он мог разворачиваться почти на своей длине. Этот или внезапный набор высоты — по сути, установка самолета на хвост — представляли атакующему летчику-истребителю явно неподвижную цель, исчезающую позади него на скорости 300 миль в час. Попытка замедлиться и следовать этому высшему пилотажу приведет к остановке. «Он будет легко маневрировать в вертикальной плоскости, такой же прямой и ровной», — написал Хорсли. «Можно удерживать погружение в пределах 200 футов от воды; легкое нажатие на палку вытаскивает ее быстро и безопасно». Несколько вражеских пилотов, пытавшихся преследовать «Суордфиша», оказались в море. Но торпедная атака требовала прямого и ровного полета, что приводило к самому трагическому, галантному и ненужному эпизоду.

В результате непрерывных бомбардировок Королевскими ВВС французского порта Брест Адольф Гитлер приказал линейным крейсерам Scharnhorst и Gneisenau , а также тяжелому крейсеру Prinz Eugen укрыться в более безопасных местах в Вильгельмсхафене на Северном море. 11 февраля 1942 года вместе с 25 эсминцами и при воздушном прикрытии из нескольких сотен истребителей они днем ​​переплыли Ла-Манш. Гитлер считал, что британцы не спешат реагировать на такую ​​дерзкую авантюру. Из-за невезения, плохой погоды, отказа радара в критические моменты и плохой связи флот был замечен только на полпути через Ла-Манш. Бомбардировщики RAF не смогли обнаружить его в условиях плохой видимости, безрезультатно бомбили или были сбиты зенитным огнем или истребителями. Потери RAF составили 35 самолетов. Когда корабли прошли Дуврский пролив, в отчаянии лейтенант-коммандер. Юджину Эсмонду было приказано атаковать всего шестью рыбами-мечами. «Он знал, на что идет, но это был его долг», — писал командир звена. Том Глив. «Его лицо было напряженным и бледным, как у уже мертвого человека». Сопровождающие «Спитфайры», сражаясь с полчищами немецких истребителей, не смогли их защитить. Хотя несколько из них выпустили свои торпеды, все они были сбиты, прежде чем подошли достаточно близко, чтобы попасть в цель. Эсмонд был посмертно награжден Крестом Виктории.

Swordfish первым применил радар ASV для атаки кораблей и надводных подводных лодок в 1940 году. Он мог обнаруживать подводные лодки на расстоянии до пяти миль и более крупные суда на расстоянии до 25 миль. конвои, снабжавшие итальянскую и немецкую армии в Северной Африке. Пара десятков «Суордфишей» потопила в среднем 50 000 тонн грузов в месяц, а в августе 1941 года — рекордные 98 000 тонн. Атлантика, 1 мая, 1943. (Imperial War Museum A 16651)

В августе 1940 г. в заливе Бомба, Ливия, трое Stringbags из 813-й эскадрильи отличились тем, что потопили четыре корабля Оси всего тремя торпедами. Одна подводная лодка на ходу была быстро потоплена. Затем экипажи заметили эсминец, с каждой стороны которого были пришвартованы еще одна подводная лодка и судно-база. После того, как «Суордфиш» торпедировал внешние суда, взорвались боеприпасы складского корабля, потопив все три судна.

Самый важный конфликт Британии, однако, был в Атлантике. Большая часть продовольствия и сырья островного государства, а также весь мазут и бензин доставлялись морем. К 1942, подводные лодки тонули полмиллиона тонн в месяц, увеличившись до 700 000 тонн в ноябре. Британия столкнулась с реальным риском сдаться голодом. «Единственное, что меня по-настоящему пугало во время войны, — это опасность подводных лодок, — писал позже Уинстон Черчилль. Пробел в 500 миль в центре Атлантики, за пределами досягаемости наземных самолетов, позволял подводным лодкам действовать практически беспрепятственно. С мая 1943 г., действуя с малых эскортных авианосцев или торговых авианосцев (МАК — торговые суда с короткими палубами над трюмами), «Суордфиш», запускаемый с помощью катапульты или РАТО, помог закрыть этот пробел. Ночью их радар ASV обнаружил всплывшие подводные лодки, следящие за конвоем или перезаряжающие свои батареи. Внезапно освещенные светом Ли, они будут атакованы бомбами или глубинными бомбами. В результате подводные лодки были вынуждены всплывать для подзарядки аккумуляторов днем, когда они хотя бы могли видеть приближающийся атакующий самолет. Но теперь они стали жертвой 30-фунтовых бронебойных ракет Swordfish. При стрельбе парами или залпом из всех восьми обычно хватало одного-двух попаданий.

С мая 1943 года до Дня Победы только один из 217 конвоев, сопровождаемых МАК, был успешно атакован. Swordfish совершил 4177 патрулей, потопил 10 подводных лодок и участвовал в уничтожении еще пяти. Уже устаревший, когда первый из них приземлился на авианосец, этот гадкий утенок, переживший несколько проектов, предназначенных для его замены, был единственным военно-морским самолетом на передовой с первого дня войны в Европе и до последнего. Удивительно, но славный Stringbag был ответственен за уничтожение большего тоннажа судов Оси во Второй мировой войне, чем любой другой самолет союзников.

Николас О’Делл служил в бомбардировочном командовании Королевских ВВС с 1958 по 1962 год. Для дополнительного чтения он предлагает: «Верните мой авоську: пилот-меч-рыба на войне 1940–1945 » лорда Килбрекена; и На войну в авоське Чарльза Лэмба.

Эта функция появилась в выпуске журнала Aviation History за март 2019 года. Подпишитесь здесь!

Оружие Второй мировой войны: самолет-торпедоносец Fairey Swordfish, также известный как Stringbag

Летающий анахронизм, самолет-торпедоносец Fairey Swordfish получил прозвище «авоська».


Гленн Барнетт

Весна 1941 года, особенно май месяц, была неспокойным временем для Великобритании. Немецкий линкор Bismarck всего за шесть минут потопил огромный британский линейный крейсер Hood и уходил к побережью оккупированной немцами Франции. Каждый крупный британский корабль в Атлантике остановился и бросился в погоню, но Бисмарк ускользнул от них.
[текст_объявления]

В штормовой вечер 26 мая при сильном волнении оставался только час светлого времени, чтобы остановить немецкий корабль. Скорее всего, в темноте она убежит от преследователей, а утром окажется под зонтиком защитного воздушного прикрытия.

Устаревший, но действующий

Только авианосец HMS Ark Royal находился в пределах досягаемости Bismarck . Она развернулась против резкого ветра и сбросила скорость до 12 узлов, чтобы запустить свои самолеты. Даже на пониженной скорости ее полетная палуба, нос и корма раскачивались на 60 футов с каждой волной. С мокрой от дождя палубы взлетела группа из 15 торпедоносцев Fairey Swordfish. Они догонят немецкий линкор в сгущающейся темноте под серой пеленой облаков. Две торпеды попали в цель. Один из них едва задел огромный руль корабля, сильно заклинив его влево. Не в состоянии управлять, Bismarck бессильно кружил по кругу, пока утром британские линкоры не окружили его и не забили насмерть своими большими орудиями.

Если бы не Swordfish, Bismarck достиг бы Франции с редкой немецкой морской и пропагандистской победой и дожил бы до боя. Примечательно, что сокрушительный удар по самому современному линкору нанес устаревший биплан.

К 1940 году эра бипланов давно закончилась. «Рыба-меч» была пережитком прошлого с ее мучительно медленной скоростью, открытой кабиной, фиксированным шасси и брезентовой обшивкой. Тем не менее, его значение во время войны соперничает с любым другим боевым самолетом.

Как и многие оружейные системы межвоенного периода, Swordfish устарел к тому времени, когда прототип сошел с конвейера в 1933 году. Однако в разгар мировой экономической депрессии военно-морские бюджеты были ограничены. Этот один самолет должен был бы выполнить все боевые броски, кроме истребителя. Неуклюжий биплан был построен, чтобы нести такое разнообразие боеприпасов, что один из первых шутников сравнил его с популярной сумкой для покупок, используемой англичанками, известной как «авоська». Прозвище прижилось.

Изначально созданный частной компанией Fairey Aviation, Swordfish был разработан для выполнения ряда задач. Она могла нести 1610-фунтовые торпеды или противокорабельные мины, бомбы, сигнальные ракеты или глубинные бомбы. Ее можно было использовать в качестве разведчика на суше или на море или в качестве артиллерийского корректировщика морских орудий. Она могла выполнять обязанности по сопровождению конвоев или сбрасывать мины во вражеские гавани. Во время войны она использовалась как истребитель танков в Северной Африке и в секретных миссиях по доставке и эвакуации агентов с оккупированной территории. Он мог летать с наземных баз или в качестве гидросамолета с корабельной катапульты, но лучше всего его использовать на борту авианосца.

Двойные крылья «Суордфиша» придавали ему невероятную подъемную силу по сравнению с короткими авианосными палубами того времени. Крылья складывались, когда самолет находился на палубе, чтобы максимально увеличить пространство для хранения. Ей нужно было немного места, чтобы взлететь или приземлиться. Простая конструкция самолета и надежный двигатель Bristol Pegasus мощностью 690 л.с. сделали обслуживание относительно простым. Заявленная скорость сваливания самолета составляла невероятные 50 миль в час, что было еще одним плюсом для посадки на авианосец.


Как показали дальнейшие события, он был удивительно прочным и мог выдерживать удары при посадке авианосца в бурном море и в темноте. Она также могла вынести невероятное количество боевых наказаний в своей парусиновой раме и крыльях и все же вернуться домой. Все 15 самолетов, летевших против Bismarck благополучно вернулся на Ark Royal , обнаружив палубу авианосца над темным и качающимся морем. Некоторые из них были изрешечены дырами.

Сильные и слабые стороны Рыбы-меч

У Рыбы-меч были свои слабости. Сиденья были тесными, а кабина была открыта для непогоды. Это делало длительные полеты, особенно в холодной Северной Атлантике и Арктике, невыносимой для ее экипажа из трех человек. Ее максимальная скорость составляла 130 миль в час без груза и 92 мили в час с полным вооружением. Это сделало ее уязвимой для гладких немецких истребителей. Однако даже ее низкая скорость была обманчива, ведь «Суордфиш» был самым маневренным самолетом в воздухе. Она могла поворачиваться внутри любого другого боевого самолета. Опытный пилот мог развернуть Swordfish в пределах 45-футового размаха крыльев.

При мощном погружении Рыба-меч могла вырваться в последнюю минуту, скользя по волнам, пока преследователи падали в море. Не раз воздушные акробатические трюки благополучно доставляли авоську домой. Однажды, фл. Лейтенант Чарльз Лэмб, который позже написал книгу « На войну в авоське », заставил двух преследующих итальянских истребителей врезаться друг в друга, когда он резко повернулся. Не раз рыба-меч скользила колесами по воде, но у нее все еще была сила, чтобы снова взлететь.

Рыбе-мечу приходилось полагаться на маневренность, поскольку у нее было мало эффективного вооружения. Винтажная пушка Vickers калибра .303 (7,7 мм) времен Первой мировой войны была установлена ​​​​впереди и стреляла через пропеллер. Задний стрелок мог стрелять из старомодного ружья Льюиса тоже калибра .303. Один веселый пилот назвал пушки «на одну ступень выше лука и стрел».

В начале войны на борту этих самолетов не было радиостанций, а связь с другими самолетами или кораблями осуществлялась с помощью переносных фонарей с использованием кода. Внутренняя связь между экипажем самолета осуществлялась с помощью переговорной трубки, которая оказалась удивительно эффективной.

Установка мин и потопление подводных лодок

«Суордфиш» начала зарабатывать себе на жизнь во время Зицкрига, фальшивой войны, когда ни Германия, ни союзники не вводили в бой сухопутные войска. Однако военно-морская война была в самом разгаре. Подводные лодки сразу же приступили к торговле с союзниками, а несколько британских авианосцев с эскадрильями эскадрилий на борту отправились на их охоту.

Это был не односторонний бой. Когда две торпеды U-29 потопили авианосец HMS Glorious , она затонула со всем своим составом из 24 Swordfish.

Swordfish также активно устанавливал мины за пределами немецких портов. Это было сделано ночью, когда медленная скорость неуклюжих самолетов не представляла для них опасности. Биплан мог относительно безнаказанно прятаться в темноте. При атаке с высоты пилот мог заглушить двигатель и бесшумно планировать к своей цели.

Когда фальшивая война разгорелась, Рыба-меч оказалась в ее гуще. Во время Второй битвы при Нарвике британцы заперли семь немецких эсминцев в глубоком норвежском фьорде и решили преследовать их. Пожилой линкор HMS Warspite повел флотилию британских эсминцев в узкий фьорд. Беговые мешки, катапультировавшиеся с Warspite , служили артиллерийскими корректировщиками, обнаруживая и сообщая об укрытиях семи немецких эсминцев. Один из бипланов участвовал в убийстве, сбросив бомбу на немецкий эсминец.

Во время того же боя Swordfish заметил и потопил немецкую подводную лодку U-64. Это был первый случай, когда самолет потопил подводную лодку. Позже во время войны Swordfish станет первым самолетом, потопившим подводную лодку ночью. Swordfish преуспел в подводной войне. На протяжении всей войны эскадрильи могучих бипланов взлетали с крошечных эскортных авианосцев, чтобы следить за уязвимыми атлантическими конвоями. Они также выполняли эти миссии для Королевского военно-морского флота Канады. В конце войны Swordfish все еще летал в сопровождении конвоя и на его счету было 22,5 уничтоженных подводных лодки.

После вторжения в Норвегию война развивалась стремительно. Вскоре танки прошли через Голландию и Бельгию, захватив британский экспедиционный корпус в Дюнкерке. Хотя и не предназначенные для этой цели, Swordfish сбрасывали свои бомбы на пути наступающих на землю немцев. Во время эвакуации занятые бипланы день и ночь дежурили на морских коммуникациях, чтобы немецкие электронные лодки не мешали отчаянной эвакуации британских солдат с пляжей в Дюнкерке.

Дежурство в Средиземном море

Неуклюжий Swordfish также делал себе имя в Средиземном море, участвуя в очень успешной атаке французского флота в Оране. Торпеды Swordfish потопили линкор Dunkerque и нанесли бомбовый удар по линкору Strasbourg .

В винно-темных морях Восточного Средиземноморья 24 Swordfish вылетели из Египта в Грецию, чтобы поддержать греков против итальянцев, а позже и немцев. Летя ночью с секретной базы в Албании в тылу Италии, «Суордфиш» рыскал по Адриатике в поисках итальянских кораблей. Усилия пилотов Swordfish заставили противника временно покинуть порт Валона на албанском побережье, создав хаос со снабжением голодающих итальянских войск в Греции.

Swordfish и их пилоты дорого заплатили за свой успех. Только трое из первоначальных 24 со своими экипажами вернулись в Египет. В знак уважения к их достоинствам захваченный пилот Swordfish был обменян на итальянского генерала и двух майоров.

Эффективное оружие против вражеского судоходства

Тем временем на Мальте Swordfish постоянно использовался в качестве ночного бомбардировщика. Летом 1941 года на самолеты установили РЛС для обнаружения надводных кораблей. Теперь пилоты-бипланы, способные «видеть» ночью, очень эффективно топили итальянские транспортные суда на пути в Северную Африку. В темноте, даже при мучительно малой скорости полета, торпедоносец был невидим.

В течение семимесячного периода авоськи ежемесячно перевозили 50 000 тонн грузов Оси. Ущерб, нанесенный итальянскому торговому флоту, убедил Рим прекратить попытки снабжать итальянские войска морем. Африканский корпус генерала Эрвина Роммеля, немецкие подразделения, посланные для поддержки итальянцев в Северной Африке, также страдали от нехватки снабжения. К концу войны Swordfish в совокупности потопил миллион тонн вражеских кораблей.

Атака на военно-морскую базу Таранто

Самым известным из подвигов «Суордфиша» и самым важным в военном отношении был удар по итальянской военно-морской базе Таранто 11 ноября 1940 года. Расположенный в арке итальянского сапога, Таранто был базой мощного флота Италии. Гавань была хорошо защищена аэростатами заграждения и зенитными орудиями. Основная часть итальянского флота, по-видимому, стояла на якоре в целости и сохранности. Британское адмиралтейство предусмотрело ночной налет на Таранто с использованием палубных самолетов HMS Illustrious 9.0005 . Swordfish был лучшим и единственным самолетом для этой работы.

Для этой миссии третий член экипажа Swordfish, бортовой стрелок, был заменен дополнительным топливным баком. Дополнительный бак увеличил дальность полета Swordfish с 200 до 900 миль, но также увеличил опасность для двух членов экипажа. В случае поражения самолета наземным огнем или нападения истребителей большой бак с летучим авиационным топливом ничем не защищался, кроме брезента, закрывавшего фюзеляж.

Две волны авоськи взлетели под полной луной. Они летели на трех разных высотах. Первые три самолета первой волны из 12 самолетов несли сигнальные ракеты для освещения гавани. Они летели на высоте 5000 футов и привлекли заградительный огонь вверх. Вторая группа атаковала с высоты 1600 футов и, используя тактику пикирующего бомбардировщика, разогнала свою ограниченную скорость до 200 миль в час в мощном пикировании, прежде чем выровняться на 9.0 футов, чтобы сделать их торпедные пробеги. Третья группа атаковала на уровне моря, пролетая между оборонительными аэростатами и их смертоносными кабелями. Вторая волна последовала в течение часа.

В ходе налета было потеряно два самолета, но итальянскому флоту нанесен значительный ущерб. Когда в порту Таранто рассеялся дым, один линкор был потоплен, а два других серьезно повреждены. Также были повреждены крейсер и эсминец, уничтожен нефтеперерабатывающий завод. Баланс сил в Средиземном море изменился в пользу союзников, чему очень помогли за одну ночь 18 устаревших бипланов.

В Токио японцы тщательно изучили британский план нападения, что укрепило их веру в возможность успешного внезапного нападения на Тихоокеанский флот США в Перл-Харборе. Воздушная война изменилась навсегда.

Рыба-меч также сыграла ведущую роль в битве у мыса Матапан. Искусно пилотируемые бипланы повредили итальянский крейсер Pola и линкор Vittorio Veneto .

Легкая мишень днем ​​

Рыба-меч одержала впечатляющее количество побед, но ее слабости также были очевидны. В феврале 1942 года три немецких крупных корабля, линейные крейсера Scharnhorst, Gneisenau и крейсер Prinz Eugen , стояли на якоре во французском порту Брест. Большие немецкие корабли столкнулись с угрозой британской авиации и моря. Немцы решили переместить их в безопасные порты на Балтийском море.

Темной ночью три немецких корабля набрали обороты и на рассвете направились через Ла-Манш. Прорыв под Ла-Маншем, как его называли, поддерживался подавляющим прикрытием немецкой авиации в течение нескольких часов, необходимых для перехода. Никакие британские военные корабли не могли оспорить их проход.

Ходили слухи, что наземный Swordfish должен остановить немецкую флотилию. Шесть стареющих бипланов, вооруженных торпедами, взлетели с аэродромов на юге Англии. Все шестеро были сбиты до того, как смогли приблизиться. «Суордфиш», почти неуязвимый ночью, был легкой мишенью, когда его обременяла тяжелая торпеда при ярком дневном свете.

«Суордфиш» был одним из немногих самолетов, находившихся в боевой готовности на протяжении всей войны. В отличие от более сложных самолетов, Swordfish было сравнительно легко собрать. Всего 2,39Было поставлено 6 бипланов. Более поздние модели отличались более мощным двигателем, закрытой кабиной и металлическими подкрыльями с точками крепления ракет. Британцы попытались заменить стареющую боевую птицу другой моделью Fairey, Barracuda, но Swordfish пережила своего преемника.

К концу войны пилоты Swordfish могли заявить, что потопили более миллиона тонн вражеских кораблей. Были повреждены или потоплены 23 боевых корабля противника. Когда Англия осталась одна, «Рыба-меч» оказалась мощным оружием. Послужной список устаревшего авоськи выгодно отличается от любого боевого самолета Второй мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта