+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Ту самолет 100: «Туполеву» – 100 лет!

0

«Туполеву» – 100 лет!

Фото: ПАО «Туполев»

В октябре этого года исполняется 100 лет авиационному конструкторскому бюро А.Н. Туполева, которое за время своего существования разработало около 300 проектов летательных аппаратов. Свыше 18 тысяч самолетов под маркой «Ту» поднялись в небо. ПАО «Туполев» сегодня входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха и продолжает традиции одного из ведущих авиационных КБ страны.

История конструкторского бюро Туполева и его легендарных «тушек» – в нашем материале.

«Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей»


Комиссия по металлическому самолетостроению при Центральном аэрогидродинамическом институте, которую возглавил авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, была создана 22 октября 1922 года. Именно ему принадлежала идея создавать самолеты из металла, тогда как в то время их делали преимущественно из дерева и ткани. Уже через два года в небо поднялся первый в СССР цельнометаллический самолет АНТ-2.

Затем последовал целый ряд успешных металлических машин, в том числе АНТ-4 (ТБ-1) – первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. На самолетах Туполева совершаются рекордные перелеты в США, на Северный полюс. Эти рекорды подтвердили не только качество туполевских машин, но и высокий уровень авиастроения молодой страны.


В год, когда летчики Чкалов и Громов совершали легендарные перелеты в Америку через Арктику, Андрей Туполев попадает под репрессии и оказывается в закрытом конструкторском бюро НКВД, позже прославившемся как «туполевская шарага», где собрались лучшие авиаконструкторы страны. В его стенах был создан бомбардировщик Ту-2 – легендарная машина времен Великой Отечественной войны. В 1941 году Туполев выходит на свободу. Всего в войне принимало участие 11 типов самолетов и военных катеров разработки Андрея Николаевича.

После войны в КБ Туполева начинается разработка тяжелых боевых самолетов, заложивших основы современной дальней авиации России. Это и единственный в мире серийный турбовинтовой ракетоносец Ту-95, и сверхзвуковой ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М, и самый тяжелый и самый крупный в истории сверхзвуковой самолет − бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь».

Нашей стране нужна такая крепкая авиация, чтобы никто не решился подойти к нашим границам

А.Н. Туполев

В эти же годы туполевцы активно развивают гражданское направление. По инициативе КБ разрабатывается первый в СССР и второй в мире реактивный гражданский лайнер Ту-104. На основе ракетоносца Ту-95 создается дальнемагистральный Ту-114, применявшийся для беспосадочных перелетов высокопоставленных лиц. Затем были гражданские авиалайнеры Ту-124, Ту-134 и, конечно, рекордсмен по выпуску Ту-154, на котором летал весь Советский Союз и другие страны.

Было место в КБ Туполева и смелым экспериментам. В 1960-е здесь появился высокотехнологичный пионер сверхзвуковой гражданской авиации Ту-144, в 1980-е – летающая лаборатория Ту-155 на криогенном топливе.

Сегодня в ПАО «Туполев» продолжаются работы над военными и гражданскими самолетами. Ключевыми проектами КБ являются пассажирский Ту-214 и его модификации, а также стратегический ракетоносец Ту-160. Ту-214 используется для перевозки первых лиц государства, а также на его основе разрабатываются самолеты специального назначения. В рамках возрождения программы Ту-160 проводится модернизация существующих самолетов до версии Ту-160М и строительство новых машин.

 

Первые и лучшие 

АНТ-25: «сгусток технических новшеств»


Этот самолет, рожденный для рекордов дальности полета, впервые взлетел в 1933 году. В АНТ-25 впервые было установлено убирающееся шасси и круглосуточное навигационное оборудование. К рекордным цифрам удалось приблизиться благодаря длинному крылу, своим размахом превышавшему длину самолета в 2,5 раза. Кроме технических нововведений, большое внимание было уделено комфорту экипажа в долгих полетах.

Свой первый неофициальный рекорд АНТ-25 поставил уже в 1934 году, пролетев по прямой без посадок 12 411 км за 72 часа. Но главной сенсацией стали беспосадочные полеты из СССР в США через Северный полюс в 1937 году, сыгравшие большую роль не только в авиации, но и в дипломатии двух стран. Полеты на АНТ-25 убедили весь мир, что в Советском Союзе есть и отважные летчики, и авиастроители высочайшего уровня. 

АНТ-40 (СБ): скоростной фронтовой


Фото: wikimedia.org

Эта машина, впервые поднявшаяся в воздух в 1934 году, стала самой массовой в истории КБ Туполева. По скорости бомбардировщик АНТ-40 превосходил не только своих одноклассников, но и многие истребители того времени. Как и другие машины Туполева, этот самолет не только собрал в себе все технические новшества, но и отличался изяществом форм и особенно гладкой обшивкой.

АНТ-40 мог поднимать в воздух такой же объем боеприпасов, что и тяжелые самолеты, при этом скорость его была в два раза выше. В 1937 году на самолете был поставлен мировой рекорд грузоподъемности (1 тонна на 12,2 тыс. метров). Всего было выпущено более 6500 АНТ-40 в различных модификациях, и даже пассажирская версия на 10 мест, преодолевавшая маршрут Москва – Симферополь за невероятные 3 часа.

 

Ту-16 и Ту-95: новое слово в дальней авиации



Ту-16

Реактивная тема начала разрабатываться в ОКБ Туполева уже в 1940-е годы. Эпоха поршневых самолетов заканчивалась, и начиналось время более быстрых и совершенных машин. Транспортировать ядерные заряды, сдерживать вражеские авианосцы – такие задачи ставились перед создаваемым в 1950-е годы туполевцами тяжелым реактивным Ту-16 со стреловидным крылом. Многолетняя служба Ту-16 в обороне страны началась в 1954 году и закончилась только в 1990-е годы, причем китайский лицензионный аналог Ту-16 – Xian H-6 продолжает эксплуатироваться до сих пор.

Ту-95МС. Фото: Sergey Krivchikov / wikimedia.org

Интересно, что следующим самолетом, обеспечивавшим мировой паритет, стал не реактивный, а турбовинтовой − Ту-95, впервые взлетевший в 1952 году. Такой вариант самолета дальней авиации оказался более экономичным и скрытным. На сегодняшний день это единственный в мире серийный бомбардировщик с турбовинтовыми двигателями. Современные модификации Ту-95МС составляют основу российской стратегической авиации.

 

Ту-104: первый реактивный


Фото: wikimedia.org

Как уже говорилось выше, Ту-104 произвел сенсацию, став первым в СССР и вторым в мире серийным реактивным самолетом для гражданских перевозок. Впервые он был продемонстрирован в 1955 году на авиапараде в Тушино. Побывав за границей, Ту-104 собрал массу восхищенных отзывов.

Разрабатывался новый авиалайнер на основе бомбардировщика Ту-16 и во многом повторял его устройство. Были выполнены модификации на 50, 70 и 100 пассажиров, самолет летал не только по местным, но и по международным рейсам. Ту-104 стал первым регулярно применявшимся реактивным гражданским самолетом в мире (американский Boeing 707 начал обслуживать авиалинии только спустя два года) и перевез за свою историю рекордные 100 миллионов пассажиров.

 

Ту-114: рекордсмен для VIP-перелетов


Фото: wikimedia.org

Первый трансконтинентальный лайнер с турбовинтовыми двигателями Ту-114 создавался на основе бомбардировщика Ту-95 и был способен пролететь около 10 тыс. километров. Впервые он поднялся в воздух в ноябре 1957 года и на тот момент был самым большим пассажирским самолетом в мире.

Диаметр фюзеляжа составлял значительные 4,2 метра, и Андрей Николаевич Туполев предложил разбить его на две палубы. На нижней перевозился багаж, была комната отдыха экипажа и кухня, а пассажиры располагались в трех салонах (один из них напоминал ресторан) и четырех спальных купе на верхней палубе, при этом еда передавалась с этажа на этаж посредством лифта.

Самолет использовался для перелетов высокопоставленных лиц, например, в 1959 году на нем в США летала советская делегация во главе с Никитой Хрущевым. На счету Ту-114 32 мировых рекорда, в том числе это самый большой и самый скоростной пассажирский самолет с турбовинтовым двигателем. Всего в серии вышло 32 машины.

«Хорошо летать могут только красивые самолеты»: легендарному конструкторскому бюро Туполева исполняется 100 лет

Исполняется 100 лет со дня образования опытно-конструкторского бюро, основанного легендарным авиаконструктором и ученым Андреем Туполевым.

Сегодня ПАО «Туполев» входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации Госкорпорации Ростех.

В октябре 1922 года при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолетостроению, которую возглавил Андрей Николаевич Туполев. Позже по его предложению именно этот день — 22 октября 1922 года — стал считаться официальной датой образования ОКБ А.Н. Туполева.

Под руководством Андрея Туполева было создано более 200 проектов гражданских и военных самолетов, торпедных катеров и аэросаней. Около 70 из этих проектов было реализовано в опытных и серийных конструкциях.

Великий авиаконструктор Туполев не оставил после себя книгу воспоминаний. На все предложения написать о своей жизни он обычно отшучивался: «Я не пишу, а делаю».

На «тушках», созданных под его руководством, установлено свыше 270 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Именно на самолетах Туполева советские летчики совершили первую посадку на Северном полюсе, Чкалов и Громов выполнили рекордные перелеты в Америку, а в 1959 году Хрущев впервые посетил США.

Так, рассказывают, что когда Ту-114 с советской делегацией прибыл в Соединенные Штаты, там долго не могли найти подходящий пассажирский трап из-за необычно высоких стоек шасси советского лайнера. Выход нашли: подогнали самый высокий трап, а на него поставили стремянку. Так и пришлось советской делегации спускаться по стремянке.

Туполев говорил: «Хорошо летать могут только красивые самолеты». Он был убежден и в другом: в том, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог.

Ту-22М. Фото: РИА Новости

Под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил. Среди них Ту-95 — самый скоростной и единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-22М — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Ту-160, или «Белый лебедь», — самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой авиационный комплекс в мире…

На базе многоцелевого Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время.

Кстати, именно Ту-114 выбрал Никита Хрущев для своего официального визита в США. Примечательной оказалась не только заокеанская история с трапом для него. Рассказывают и другое: на тот момент самолет еще не завершил эксплуатационные испытания. Наверное, это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.

На протяжении многих лет в небо поднимаются пассажирские самолеты марки «Ту». Настоящей «рабочей лошадкой» стал Ту-154: на нем летал едва ли не каждый второй житель нашей страны. В КБ Туполева был создан и первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Перед самолетостроителями была поставлена задача — обогнать англо-французский проект «Конкорд». В результате Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию самолета, работающего на криогенном топливе. На базе пассажирского Ту-154 был построен экспериментальный самолет, силовая установка которого работала на жидком водороде, а затем на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 года первый в мире самолет на криогенном топливе Ту-155 совершил первый полет. Всего было совершено пять успешных полетов на жидком водороде и около 70 на природном газе.

Сегодня, как подчеркивают в Объединенной авиастроительной корпорации, в области пассажирских перевозок самолеты Туполева занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают перелеты первых лиц государства. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения. Ныне на «Туполев» возложена ответственная задача — увеличение серии Ту-214 в интересах отечественной гражданской авиации.

При этом основное направление развития предприятия связано с укреплением обороноспособности страны. В числе приоритетных задач — выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, производство стратегического ракетоносца Ту-160, работа над перспективными проектами.

По словам генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, Андрей Николаевич Туполев и коллектив ОКБ его имени всегда олицетворяли движение отечественного авиастроения вперед, во многом определяли его будущее. «Мы чтим традиции лидерства ОКБ Туполева, применяем в работе всей Объединенной авиастроительной корпорации лучшие практики нашего легендарного ОКБ и делаем все, чтобы этот опыт, решения и инженерная культура продолжали развиваться и давать реальные плоды в будущем — при создании новейших образцов российской авиационной техники», — говорит Юрий Слюсарь.

Справка «РГ»

Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки «Ту», около 1000 из них поставлено в 20 стран мира.

Ту-96 / Ту-100

Ту-96 — прототип дальнего межконтинентального высотного стратегического тяжелого бомбардировщика. Высотный вариант Ту-95 с высотными форсированными турбовинтовыми двигателями ТВ-16 и новым крылом увеличенной площади. Заводские испытания самолета проводились с невысотными двигателями ТВ-12 в 1955-1956 гг.

С начала 1950-х годов в ОКБ Туполева были начаты опытно-конструкторские работы по созданию межконтинентального стратегического сверхзвукового авианосца, способного заменить Ту-9.

5 и М-4 в обозримом будущем. Хотя они проводились с целью создания обычного бомбардировщика, но одновременно работали и над комбинированными стратегическими системами (составными авиационными и воздушно-ракетными комплексами). В качестве носителей оценивались как сверхзвуковые стратегические самолеты, так и дозвуковые типа Ту-95, а в качестве вторых ступеней составных систем и комплексов использовались сверхзвуковые штурмовики и беспилотные летательные аппараты и баллистические ракеты воздушного базирования.

При проектировании подвески учитывались как собственные проекты, так и проекты других ОКБ. Предварительная проработка таких систем и их составных элементов велась в ОКБ в составе проектной группы и отдела технических проектов, возглавляемых Б.М. Кондорским и С. Егером.

Решением правительства СССР в 1952 г. было дано задание на создание высотного межконтинентального стратегического бомбардировщика Ту-96. Как вариант основного вооружения самолета-носителя в ОКБ-156 А. Н. Туполева, штурмовик «100» проектировался в пилотируемом и беспилотном вариантах. Крылатые ракеты. После пилотируемый вариант «100» (Ту-100) сбрасывался с самолета-носителя на дальности 800-1000 км от цели, предназначенной для поражения.

В 1953 году начались работы над подвесным бомбардировщиком — носителем ядерной бомбы. Предполагалось, что такой самолет будет подвешиваться для дозвуковых Ту-9.5, Ту-96 или сверхзвуковой авианосец, образующие составной стратегический авиационный комплекс. Его вторая ступень могла бы прорывать ПВО противника на большой сверхзвуковой скорости. Согласно расчетам. в «сцепке» висящий самолет должен был бы лететь на дальность 6000-6500 км, далее после отделения он самостоятельно летал бы к цели 800-1000 км со скоростью 1500 км/ч и 200-500 км — назад от цели до ближайшей базы со скоростью около 1000 км/ч, при этом общая дальность действия всей системы приближается к 7000-7500 км. Предусматривалось также использование подвесного самолета в беспилотном варианте: отряд и полет к цели на расстояние до 1000 км со скоростью 1500 км/ч. В обоих случаях самолет-носитель не заходил в зону активной ПВО противника.

К марту 1954 г. по подвесному самолету «100» (Ту-100) были проведены предварительные исследования оптимальных параметров с использованием двух ТРДФ АМ-11Ф, показавшие реальную возможность создания такой машины. 30 июля 1954 г. вышло постановление правительства, которым ОКБ было поручено построить 100″ (Ту-100) подвесной самолет, входящий в состав планируемой дальней стратегической системы Ту-108 с дальностью полета 7000 км. Силовая установка самолета — два двигателя АМ-11М с максимальной тягой 5500-6000 кгс каждый. Экипаж — два человека, масса атомной бомбы — 1250-1500 кг Для летных испытаний и отработки самолета «100 Поручено подготовить специальную летающую лабораторию на базе Ту-9.5. В качестве альтернатив в качестве носителя, кроме самолета «108», предлагалось использовать Ту-95 и его высотный вариант Ту-96.

Применительно к самолету «100» было выделено несколько вариантов компоновочных схем, отличающихся типом крыла в плане и расположением органов стабилизации. В варианте 1954 г. предполагалось, что на БЛ А самолета со стреловидным крылом должны быть установлены два двигателя типа АМ-1 ИМ с форсажными камерами. В 1955, силовая установка должна была быть заменена на ТРДД Д-20 с максимальной тягой 6000 кг. Меньший удельный расход топлива двигателя Д-20 позволял рассчитывать на увеличение дальности полета с возможностью увеличения максимальной скорости до 1800 км/ч.

Наиболее детально в отделе технических проектов прорабатывался вариант нормальной схемы со стреловидностью крыла 45″. Конструктивно «100» (Ту-100) был близок к проектам сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков ОКБ того периода.В фюзеляже при достаточно плотной компоновке оборудования и вооружения в носовой части находилась герметизированная кабина с рабочими местами летчика и штурмана-бомбардира.Весь центральный и хвостовой фюзеляж был занят топливными баками.Два АМ-11М с форсажными камерами находились расположен в хвостовой части фюзеляжа.Нерегулируемый воздухозаборник — под кабиной экипажа. В средней части фюзеляжа в районе центроплана находился бомбоотсек для атомной бомбы РДС-4.Учитывая условия применения самолета ,шасси было облегченным и состояло из носовой стойки и посадочной лыжи фюзеляжа.С полной заправкой и бомбой РДС-4 масса «100»(Ту-100) в момент отрыва составляла 31 тонну,с дальностью полета полет достиг 6000-7000 км, что позволило после при воздействии на цель с возвратом на базу, максимальная скорость — 1500 км/ч.

Проект «100» (Ту-100) неоднократно перерабатывался, изменения, в частности, коснулись типа двигателей: в 1955 г. перешли на новые Д-20 без ТРД небазовых конструкций Д-20 с максимальной статической тягой 6000 кг и с меньшим, чем у АМ-11, удельным расходом топлива на крейсерских околозвуковых режимах. При этом расчетная максимальная скорость самолета возросла до 1800 км/ч.

Носитель Ту-96 был построен в единственном экземпляре в 1956 г., а самолет «100» остался в проекте, хотя во второй половине 1950-х годов для него ОКБ продолжало разработку нового самолета-носителя — сверхзвукового межконтинентального бомбардировщика «108» и его развитие бомбардировщика проекта «109». Работы по самолету «100» завершены в 1958 г.


НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Грузовой самолет Ту-204 загорелся в Ханчжоу

Автор Сумит Сингх

Сегодня утром самолет Ту-204-100С авиакомпании «Авиастар» загорелся в международном аэропорту Ханчжоу Сяошань, Китай. Грузовое судно загорелось на хабе в Чжэцзяне после того, как его отправили обратно на рейс в Новосибирск, Россия.

Сгорел

Пожар возник в салоне Ту-204 при подготовке к рейсу 4В6534. Aviation24.be сообщает, что члены экипажа смогли вовремя безопасно эвакуировать узкофюзеляжный самолет, но спасателям не удалось спасти самолет от разрушения.

По данным RadarBox.com, за несколько недель до инцидента подразделение курсировало между Ханчжоу и Новосибирском. Были также поездки в Казань и Москву. Однако после приземления в Ханчжоу 8 января самолет так и не вернулся в Новосибирск.

Рейс 4B6534 / TUP6533 вылетел из Новосибирска в 20:49 ноября 7 января и приземлился в Ханчжоу в 03:22 CST на следующее утро. Фото: RadarBox.com

Региональная администрация Восточного Китая CAAC поделилась подробностями пожара. Тем не менее, расследования все еще продолжаются.

«В 4:36 8 января 2022 года рейс Aerostar 4B6534 (аэропорт Ханчжоу Сяошань-Новосибирск Мачево, Россия, модель Ту-204), вылетающий из выхода 204 международного аэропорта Ханчжоу Сяошань, запустит самолет перед собой. готов взлететь. Когда в салоне вспыхнул открытый огонь, аэропорт Ханчжоу немедленно инициировал экстренные меры, чтобы организовать пожарные и аварийно-спасательные службы, чтобы они прибыли на место происшествия для спасения», — говорится в заявлении региональной администрации Восточного Китая.

«Восемь членов экипажа на борту эвакуированы. Получив отчет, региональная администрация Восточного Китая CAAC немедленно инициировала вторичное реагирование на чрезвычайную ситуацию. Инспекторы Чжэцзянского регулирующего бюро прибыли на место происшествия как можно скорее, и администрация создала рабочую группу, которая должна спешить на место происшествия для расследования инцидента».

Сегодня в боевой готовности находится около 30 Ту-204. Фото: Анна Зверева через Wikimedia Commons

Будьте в курсе:  Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

Срок службы

Серия Ту-204 совершила свой первый полет 33 года назад в этом месяце, впервые поднявшись в воздух 2 января 1989 года. Аэрофлот, который часто вводил в эксплуатацию новые отечественные самолеты, представил этот тип 23 февраля 1996 года. Почти 90 единицы производились на протяжении десятилетий, и в настоящее время основными пользователями являются «Авиастар-ТУ», «Эйр Корио» и «Кубана Эйрлайнз».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта