+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Турбулентность самолета это: Что такое турбулентность

0

Турбулентность в самолете – опасно или нет?

Что такое турбулентность в самолете, насколько это опасно, может ли самолет упасть. Рассмотрим подробно, что известно об этом явлении.

Самолет является одним из самых безопасных видов транспорта, но в это перестаешь верить, когда попадаешь в зону турбулентности. Насколько это опасно и что известно об этом явлении?

Что такое турбулентность?

Большую часть пути полет проходит гладко.

Самолеты, как известно, скользят по воздуху. Большую часть времени полет проходит гладко, однако иногда возникают прерывистые воздушные потоки, которые заставляет самолет подниматься и падать.

Есть три основных фактора, которые вызывают турбулентность:

  • тепловые, когда теплый воздух поднимается через более холодный;
  • механические, когда горная или искусственная структура изменяет ток воздуха;
  • сдвиг, который проходит вдоль границы между двумя потоками противоположно движущегося воздуха;

Может ли он упасть?

Турбулентность может вызывать ужас у пассажиров, однако самолеты рассчитаны для полетов в самых экстремальных условиях и могут выдержать влияние турбулентности любой силы.

Что говорят об этом летчики? Самолет нельзя перевернуть вверх ногами, бросить в штопор или сбросить с неба даже самым мощным порывом ветра или воздушным карманом. Условия полета могут быть раздражающими и неудобными, но самолет не потерпит крушения.

Современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать все, от столкновения с птицами до ударов молнии, от сильной жары и холода до порывов ветра, настолько сильного, чтобы согнуть крыло под углом 90 градусов. Исправный пассажирский лайнер справится с любой турбулентностью.


Пилоты готовы!

Пилоты, как правило, знают, когда самолет попадает в зону турбулентности.

Пилоты самолетов, как правило, знают, когда наступает турбулентность, благодаря сводкам о погоде и радиосвязи с диспетчерами. Когда самолет попадает в зону турбулентности, пилоты оповещают управление воздушным движением, а также других пилотов, направляющих самолеты по той же траектории полета.

Летчики и наземные службы часто могут обнаружить турбулентный поток на радаре или заметить некоторые характерные погодные условия и подготовиться.

Тем не менее, существует один тип турбулентности, который никто не видит, — это так называемая турбулентность в чистом воздухе, которая возникает ниоткуда в ясном небе. Этот вид турбулентности может быть наиболее опасным, поскольку его внезапное начало не дает время летному экипажу предупредить пассажиров, чтобы они вернулись на свои места и пристегнулись.


Пристегните ремни

Держите ремни безопасности застегнутыми на протяжении всего полета.

Несмотря на все принимаемые меры безопасности, люди получают травмы в результате турбулентности. Обычно это случается, когда они не пристегнуты ремнями безопасности. Экипаж всегда рекомендует оставаться пристегнутым на протяжении всего полета, чтобы обезопасить себя в случае турбулентности в чистом воздухе, которая вызывает большинство травм. Пилоты, кстати, всегда пристегнуты.

Известно, что около 40-100 человек ежегодно получают травмы при проходе зоны турбулентности, но, учитывая, что каждый день летает около восьми миллионов пассажиров, травмы довольно редки.

Будет хуже?

Из-за глобального потепления, турбулентность может стать более распространенной и сильной.

Поскольку планета нагревается из-за глобального потепления, некоторые ученые полагают, что турбулентность станет более распространенной и более сильной. Последние исследования показали, что в ближайшие годы изменение климата может увеличить силу турбулентности на 10-40%, а частота турбулентности может подскочить на 40-170%.

К счастью, производители разрабатывают новое программное обеспечение и лазерные технологии, помогающими пассажирским лайнерам вообще избежать турбулентности. Некоторые модели самолетов уже оснащены датчиками, которые предсказывают невидимые зоны турбулентности, позволяя пилотам избегать этого явления.


что это и чем опасно Явление турбулентности

Турбулентность в самолете: что это и чем опасно. Зона турбулентности в самолете: что это и чем опасно Явление турбулентности
  • Главная ←
  • Италия

В самолете может пройти много ситуаций, начиная от разных инцидентов на борту, заканчивая серьезной болтанкой, в которую может попасть лайнер. Турбулентности боятся многие, ведь само по себе ощущение, когда самолет вдруг начинает потряхивать в воздухе, достаточно беспокойное. У многих сразу возникает много вопросов, например, турбулентность в самолете – что это и чем она опасна.

Под турбулентностью понимают одно из довольно сложных атмосферных свойств. Воздух постоянно меняется – здесь отмечаются изменения температурных режимов, давления, а также меняет свою скорость и направление ветер. Все это приводит к тому, что начинает меняться плотность воздушных масс. И, естественно, когда самолет входит в такую зону, его начинает потряхивать. Многие уверены, что турбулентность – состояние, когда самолет заходит в облако. На деле же это совершенно не так – зона турбулентности может встречаться и в чистом небе.

Как отмечают специалисты, такое состояние может нередко встречаться на высоте, которую считают небольшой – 500-600 м. Также стоит учитывать, что сильная тряска ощущается в кучевых облаках и грозовых. Из-за того, что здесь присутствует большая скорость ветра, самолет начинает несколько терять скорость и болтаться.

Такие скопления облаков обычно видны на авиационных локаторах, что дает возможность пилотам заранее составить безопасный маршрут. Но если все же самолет попадает в турбулентность, это не ошибка пилотов. Метеопрогнозы могут меняться, при длительном перелет ситуация и вовсе может изменяться ощутимо.

Во время перелета самолетом управляет автопилот, но если болтанка сильная пилоты переходят на ручное управление, чтобы вывести лайнер из опасной зоны.

Другие причины появления тряски

Нередко при обходе грозовых облаков самолет все равно трясется. Это все связано с боковыми завихрениями воздуха по границе таких облачных скоплений. И они не менее опасны, в первую очередь, из-за своей неожиданности.

Также проблема может возникнуть при посадке. Ведь самолеты взлетают и садятся постоянно, особенно если речь идет о крупных аэропортах мира. И на фоне этих завихрений самолет начинает потрясывать.

Основная сложность заключается в том, что установленные эшелоны менять самолеты не могут, а во время посадки уже и сделать что-то сложно.

Но если начинается зона турбулентности, нередко самолет приходится уводить на второй круг. У пассажиров же может начаться еще один приступ паники, когда на фоне чистого неба и хорошей видимости самолет вдруг уходит на второй круг.

Сила болтанки

Как отмечают специалисты, сила болтанки из-за турбулентности может быть разной. И пассажиры разных самолетов ощущают ее по-разному – все зависит от того, какой тип самолета присутствует. Так, например, маленькие варианты болтает сильнее, т.к. лайнеры легкие, и ветер на них воздействуют сильнее. Более тяжелые машины оказываются более устойчивыми к воздействию ветра.

В чем опасность такой ситуации

Чем опасно состояние турбулентности, знают все пилоты. И добровольно они ни а что в такую зону не направят самолет. Попадание в зону турбулентности приводит к катастрофическим последствиям. Иногда даже приходится прибегать к срочной посадке.

Причем болтанка больше опасна не столько для самолета, сколько для пассажиров внутри лайнера. Ведь она проявляется внезапно, когда многие могут передвигаться по салону самолета или стоять в очереди в туалет. В результате, они получают травмы и увечья. Переломы, ушибы, раны и многое другое – все это является следствием такой проблемы, как турбулентность. Поэтому стоит соблюдать ряд правил, предложенных для безопасности людей. В их числе:

  1. Занять свое место
  2. Пристегнуть ремни безопасности и оставаться в таком положении, пока самолет будет оставаться в турбулентности, а командир корабля не даст разрешения на их отстегивание
  3. Находясь в кресле, надо настраивать себя психологически, чтобы не поддаваться панике. Приступ может наступить внезапно. Связано это с тем, что вестибулярный аппарат человека остро реагирует даже на небольшие крены и снижение высоты – для него это как падение и даже переворот лайнера вокруг своей оси. Из-за этого и развивается неконтролируемый страх, сравнимый с серьезной паникой
  4. Все имеющиеся гаджеты и предметы электроники стоит спрятать, чтобы они не попадали и не разбились

Состояние турбулентности не будет длиться долго. Если соблюдать все правила, которые озвучивают члены экипажа, никаких серьезных последствий не будет.

Дополнительные меры

Если самолет находится в зоне турбулентности, пассажирам стоит переждать ее, даже если очень хочется в туалет. Если начинают открываться багажные отсеки, стоит прикрывать голову, чтобы содержимое их не посыпалось на голову, при этом вставать с места не стоит, чтобы не получить увечий и ранений. Историй, когда после приземления рейса пассажиров увозили на скорых в больницу, довольно много.

При начинающейся нервозности стоит поглубже дышать, чтобы прогнать приступ. Из-за такого глубокого дыхания начинает увеличиваться сердцебиение, что помогает успокоиться.

Если же человек летит впервые, ему стоит побеспокоиться о приеме успокоительных средств. В этом случае пережить турбулентность будет проще. Экипаж же в этот период вряд ли сможет прийти на помощь, т.к. для него действуют те же правила – сесть и пристегнуть ремни.

Если вы хоть раз путешествовали самолетом, то велика вероятность того, что вы испытывали какую-либо из форм турбулентности. Для тех, кто не часто пользуется воздушным транспортом, ощущения могут быть пугающими и нервирующими, однако вам не стоит беспокоиться, так как для пилотов и экипажа самолета, которые испытывают турбулентность каждый день, это уже обыкновенная норма.

Риски турбулентности

Самый большой риск, который существует при возникновении турбулентности — это то, что пассажир получит травму. Именно поэтому перед входом в турбулентность пилоты просят вас вернуться на свои места и пристегнуться. Но всегда ли все так безобидно? В начале мая более 30 пассажиров получили повреждения, когда рейс Etihad A330-200 проходил зону сильной турбулентности над Индонезией. Самолет приземлился без каких-либо проблем, однако сразу же возникает вопрос — могут ли подобные условия спровоцировать более серьезный инцидент или даже уничтожить самолет?

Прочность самолетов

В действительности самолеты созданы таким образом, чтобы выдерживать невероятные объемы нагрузки. Конструкция самолета имеет огромный запас прочности, который не будет превышен даже при крайне сильной турбулентности. Например, чтобы согнуть крыло самолета хотя бы немного, потребуется столько турбулентности, сколько не испытывает ни один пилот за всю свою карьеру. Крылья спроектированы таким образом, чтобы они могли выдержать в полтора раза больше нагрузки, чем та, которую они испытывают при обычном полете. Это значит, что в ходе тестирования самолета крылья сгибаются вплоть до девяноста градусов, так как в процессе полета вполне естественно, что они будут сгибаться под действием определенных сил, и более жесткое крыло могло бы сломаться в полете. На самом деле, даже небоскребы создаются подобным образом — они могут немного покачиваться, иначе они бы очень легко могли «сломаться».

Что такое турбулентность?

Если говорить простым языком, то турбулентность — это определенные волнения в воздухе, которые не слишком сильно отличаются от волн и потоков воды. Если на пути у волны нет никаких препятствий, она будет катиться спокойно, но если она накатится, например, на дамбу, то она разобьется, и вы сможете увидеть беспокойство воды. Таким же образом движется воздух, и когда он наталкивается на конструкции, сделанные человеческими руками, и природные структуры, в потоке воздуха начинаются волнения и колебания, из-за чего воздух со всех сторон этого объекта становится турбулентным. Так что если вы будете взлетать или садиться в аэропорту, расположенном недалеко от гор или в холмистой местности, велика вероятность того, что сразу после взлета или прямо перед посадкой вы испытаете воздействие турбулентности. Турбулентность на большей высоте чаще всего вызывается погодными условиями, в ходе которых создаются перепады давления, являющиеся еще одной причиной возникновения. Зачастую для объяснения пассажирам сложившейся ситуации используется термин «воздушный карман», однако это все же не карманы воздуха, — на самом деле самолет движется в направлении турбулентного воздуха, а это направление может быть самым различным: и вверх, и вниз, и из стороны в сторону. Иногда это может вызывать резкую потерю высоты, что вы можете почувствовать, когда вас слегка приподнимает с сидения. Когда вы находитесь в кабине самолета, ощущения от этих движений усиливаются, и вам может показаться, что самолет сдвинулся гораздо сильнее, чем произошло на самом деле. Турбулентность чаще всего описывается качественными терминами — «легкая», «умеренная», «сильная» и «крайняя». В крайних погодных условиях и при определенном развитии событий попадание в турбулентность может привести к происшествиям, но стоит отметить, что подобные условия вместе сочетаются крайне редко. Существует распространенный метод, который используется для анализа происшествий с участием самолета — «модель швейцарского сыра».

Модель швейцарского сыра

В соответствии с данной моделью, ломтики швейцарского сыра складываются друг на друга, и каждый из них представляет собой один из слоев защиты от происшествия. В каждом ломтике имеются дырки, которые представляют собой слабые места в защитном уровне. И если эти дырки складываются вместе, образуя сплошной канал, можно говорить о происшествии. Если использовать эту модель в случае с тем, как турбулентность стала бы причиной крушения самолета, понадобилось бы очень много дырок или полностью отсутствующих ломтиков сыра, чтобы сложились условия, необходимые для такого происшествия.

Печальный пример

К сожалению, человеческие ошибки и турбулентность могут в действительности приводить к фатальным последствиям. В 1966 году «Боинг 707» был уничтожен турбулентностью. Случилось это тогда, когда пилот решил отклониться от намеченного курса из Токио, чтобы показать пассажирам гору Фудзи. Чудовищный ветер, образованный непосредственно самой горой, имел скорость 62 метра в секунду — он буквально разорвал хвост самолета на кусочки, и самолет рухнул вниз. Все люди, находившиеся на борту самолета, погибли.

Недостающий ломтик

Чтобы не допускать подобных происшествий, существует один из слоев швейцарского сыра — это рутинная задача планирования полета. Пилоты должны понимать риски и причины возникновения турбулентности, и поэтому маршруты разрабатываются таким образом, чтобы минимизировать риск. Изменив план полета, пилот тут же извлек этот слой сыра, который минимизировал вероятность того, что самолет попадет в турбулентность, тем самым подвергнув самолет риску — в результате случилось самое худшее.

Турбулентность может напугать даже бывалых авиапутешественников. Действительно, когда внутри салона все начинает ходить ходуном, трудно сохранять спокойствие и не вспоминать жуткие авиакатастрофы, которые, увы, периодически случаются. Чтобы понимать, насколько безопасна турбулентность (или как ее называют профессионалы — «болтанка»), необходимо разобраться в причинах этого явления.

Почему возникает турбулентность?

В основе возникновения турбулентности лежит сложное взаимодействие природных процессов. Изменение давления, скорости и направления ветра — каждый этот фактор по отдельности, либо их взаимовлияние и могут спровоцировать «болтанку». Это может случиться в абсолютно чистом небе: самолет может просто попасть под действие воздушных потоков разной направленности и подвергнуться определенным колебаниям. Однако многие считают, что «болтанка» возникает чаще всего в непогоду, но они правы лишь отчасти. Действительно, при прохождении грозовых туч данное явление может иметь место, но это вовсе не обязательно. Сильные порывы ветра оказывают аналогичный эффект, хотя для больших бортов, используемых для гражданской авиации, даже сильная скорость ветра не имеет риска.

Турбулентность нередко возникает при прохождении через кучевые облака, особенно, если область их расположения достаточно затяжная. Впрочем, скопления кучевых облаков легко отслеживаются локатором, поэтому пилот всегда имеет возможность обойти данную зону.

Турбулентность не расценивается как внештатная ситуация, поскольку возникает практически во время каждого полета. На «болтанку» средней степени пилоты могут даже не обратить внимания и вряд ли допустят отклонения от курса. Больше вероятности, что экстренная посадка может случиться из-за внештатной ситуации на борту, а не по причине даже самых сильных колебаний воздуха.

Современные воздушные судна оснащены специальными датчиками, которые помогают «предвидеть» турбулентность и заранее оценить ситуацию. Как правило, если речь идет о коротких рейсах (3-4 часа), метеоусловия на маршруте известны задания, и кардинальных погодных сюрпризов попросту не может быть. С долгими полетами — почти то же самое: могут наблюдаться лишь незначительные отклонения от прогноза. Из данной ситуации также есть выход. Как известно, пилоты всегда находятся на связи как друг с другом, так и с диспетчерами, поэтому об изменении метеоусловий также узнают заранее. Если на каком-либо участке пути погода значительно изменилась в удушит сторону, пилот может принять решение немного отломиться от курса. такое происходит крайне редко: а практике известно лишь несколько подобных ситуаций.

Чем опасна турбулентность для пассажира

Считается, что турбулентность не может нанести какой-либо вред пассажиру самолета. Однако существуют исключения, когда данная ситуация в полете может иметь неприятные последствия.

  1. При наличии хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы турбулентность можно стать причиной ухудшения состояния.
  2. Особенно осторожным стоит быть женщинам в 1 и 3 триместре беременности. В данный период перелеты в целом считаются опасными лишь при наличии патологий, при этом во время турбулентности критическое состояние может усугубиться.
  3. Любое плохое самочувствие пассажира может ухудшиться во время болтанки, особенно, если она длится долгое время. Тошнота, головокружение, излишняя нервозность — эти и другие симптомы могут появиться в период прохождения зоны турбулентности.

Впрочем, все вышеперечисленное — лишь потенциальные опасности, которы могут вообще не иметь места. Однако главная рекомендация авиационных специалистов — занять сидячее положение и крепко держаться, поскольку главный риск турбулентности — травмы внутри салона. Пассажиры могут попросту недооценивать амплитуду колебаний борта, поэтому в истории немало случаев, когда люди ударялись обо что-то или даже падали во время сильных толчков.

Может ли самолет упасть во время турбулентности?

Большинство пассажиров во время турбулентности боятся вовсе не ухудшения своего состояния и прочих симптомов. Основной риск — падение самолета. Внутри салона действительно может показаться, что все вокруг трещит, гремит и разваливается. На самом деле любой самолет способен выдерживать колоссальные нагрузки, которые могут быть намного выше тех, что возникают во время турбулентности.

Крылья самолета имеют определенную подвижность, что делает их более устойчивыми к колебаниям воздушных потоков. Конструкция современного воздушного судна спроектирована таким образом. что теоретически он может взлетать под прямым углом к горизонту, поэтому никакие движения воздуха не могут нарушить его целостность. В истории гражданской авиации не существует случаев, когда самолет упал из-за турбулентности. Исключение составляют лишь те катастрофы, когда «болтанка» сопровождалась человеческими ошибками. Например, если пилот по каким-либо причинам отклонялся от заданного курса, либо в самолете была определенная поломка, не выявленная до взлета. Подобные аварии имели место лишь в начале и середине прошлого века, когда авиация была на совершенно ином уровне. Кроме того, за эти годы изменились многие стандарты полетов, исключающие подобные инциденты.

Главная причина, по которой с самолетом не может ничего случиться во время турбулентности, — точное планирование полета. Метеоусловия вовсе не являются неожиданностью для специалистов, поэтому если на маршруте на самом деле имеются угрожающие безопасности проблемы с погодой, рейс не будет отправлен.

Как вести себя при турбулентности

Самое главное правило — сохраняйте спокойствие. Вы должны понимать, что для самолета это абсолютно штатная ситуация, которая происходит практически в каждом рейсе. Обратите внимание на экипаж: как правило, при сильной «болтанке» бортпроводники садятся на свои места и пристегиваются, сохраняя при этом совершенно невозмутимый и даже скучающий вид. Более того, при турбулентности средней степени экипаж может даже не приостановить свою работу.

  1. Займите свое кресло и пристегните ремни. Закройте откидной столик или хотя бы постарайтесь убрать с него все, что может рассыпаться, пролиться, упасть.
  2. Помогите ребенку зафиксироваться в кресле. Если с вами маленькие дети, дополнительно придерживайте их руками. Во время турбулентности самолет может шатать и трясти даже больше, чем при посадке, поэтому ребенок может удариться о впереди стоящие сиденья или стенки.
  3. Старайтесь не читать и не смотреть фото/видео. Если ваш взгляд будет фокусироваться на тексте или изображении, во время тряски может возникнуть головокружение.
  4. Закройте глаза и расслабьтесь, дожидаясь окончания турбулентности.
  5. Если вы отличаетесь излишней нервозностью, и уж тем более — страдаете от аэрофобии, целесообразно заранее принять успокоительное, чтобы турбулентность не застала вас врасплох. Если рядом нервничают ваши соседи или близкие, попробуйте успокоить их, объяснив, что данное явление не представляет никакой опасности.

Очень многие пассажиры пугаются, когда самолёт в воздухе начинает трясти, то есть когда по тем или иным причинам появляется «болтанка» или турбулентность, если по-научному.

Турбулентность — это естественное явление в авиации, точно также, как качка в море, как тряска автомобиля на неровной или ухабистой дороге.

Если в море вы можете видеть волны, на дорогах — заплатки или ямы, то в небе часто этого ничего не видно, но на самом деле оно тоже совсем не однородно.

Что происходит в небе?

В воздухе постоянно происходит много различных процессов — движутся разные воздушные потоки и струйные течения, скорость которых иногда может достигать до 300 км/час, а то и больше. Образуются зоны разного атмосферного давления. Одни воздушные массы сменяются другими, возникают метеорологические фронты — от холодного, тёплого до смешанного.

Каждый день в атмосфере изменяется температура и давление. Обычно с ростом высоты и то, и другое должно уменьшаться, но бывает и наоборот. Сила и направление ветра тоже постоянно варьируются. Иногда можно видеть, как облака на разных высотах движутся в противоположные стороны.

Всё это в целом делает атмосферу либо стабильной, либо нестабильной, создавая условия для появления разных погодных явлений, в том числе и турбулентности.

Фото: ©Алина Архипова / Вот так мы видим на метеорадаре, где можно лететь, а где опасные зоны. Принцип, как у светофора: зелёный цвет — нормально, можно лететь; жёлтый цвет — осторожно, всякое может быть, и турбулентность в том числе; красный цвет — не лезь, опасно! Есть ещё один цвет: magenta — сиренево-фиолетовый — это очень опасно! Но видела я его очень редко.

Иногда пилоты заведомо могут знать о возможной турбулентности на своём маршруте из метеорологических карт и сводок погоды, которые они проверяют перед каждым полётом. А если в полёте появилась турбулентность там, где в картах она не была отмечена, то пилоты сообщают об этом диспетчеру, и он в свою очередь предупреждает потом другие борты, входящие в данный сектор.

Причины «болтанки»

1) Красивые пушистые облака, кучевые (cumulus) и особенно кучевые-дождевые (cumulunimbus CB) являются турбулентными за счёт восходящих и нисходящих потоков, образующихся в них. Во время гроз воздух переполнен грозовыми облаками CB.

Но не все облака турбулентны. В отличие от пушистых красивых облаков, внутри и рядом с которыми может «болтать», низкие слоистые сплошные облака обычно спокойные.

Фото: ©Алина Архипова / На заднем плане турбулентные облака, которые пилоты всегда обходят стороной. В этих облаках присутствуют восходящие и нисходящие потоки, поэтому там будет сильная турбулентность.

2) Но тряска не всегда рождается из-за одних только облаков. Есть ещё турбулентность ясного неба (clear air turbulence — CAT), когда в воздухе нет ни единого облачка, солнечно и красиво, а атмосфера нестабильная, и самолёт неожиданно начинает трясти.

3) Также турбулентность часто возникает в горной местности, и чем ближе к горам, тем сильнее.

4) Ещё есть термические потоки (восходящие потоки) в тёплое время года, образующиеся от нагрева поверхности земли. Поэтому тёплой весной и летом даже при хорошей ясной погоде самолёт на посадке может прилично «болтать» именно из-за них, особенно при пролёте разной поверхности (так как она по-разному прогревается). Например, когда лесистая местность сменяется полем или долиной, или при пролёте береговой линии с моря на сушу.

5) Есть искусственная турбулентность – это если самолёт попадёт случайно в спутную струю впереди летящего или взлетающего самолёта. Это достаточно опасно. Именно поэтому диспетчеры должны обеспечить, а лётчики соблюдать определённую дистанцию — интервал между бортами самолётов как при взлётах/посадках, так и на других этапах полёта.

Хотя случайности всё равно иногда бывают, например, по причине ветра, когда тот задерживает спутную струю пролетающего самолёта или сносит её прямо на идущий самолёт следом. В таких случаях самолёт может сильно мотнуть из стороны в сторону вплоть до самопроизвольного отключения автоматики, и среагировать надо очень быстро.

У меня было так несколько раз, ощущения не из приятных. Но чтобы пилоты были подготовлены к таким неожиданностям и знали, как действовать, подобные ситуации прорабатываются обязательно на тренажёрах.

Фото: ©Алина Архипова

6) А ещё, например, наш Boeing может трясти, когда мы летим с выпущенными спойлерами (интерцепторами), если срочно надо снизиться или быстро погасить скорость. Спойлеры — это пластины на верхней поверхности крыла, поднимающиеся вертикально вверх при выпуске.

То есть в полёте очень много естественных причин тряски самолёта.

Насколько опасна турбулентность?

В авиации турбулентность делят по интенсивности на три категории:

  • Слабая — может доставлять немного дискомфорта от того, что всё время потряхивает, но она абсолютно не нарушает обычное течение полёта.
  • Средняя — более дискомфортная — не даёт спокойно поесть, стакан может слегка уехать или даже расплескаться. К тому же ходить по салону становится трудно: можно обо что-нибудь удариться, набить себе шишку или даже получить вывих. Точно также, как в автобусе при резких торможения или поворотах. Чтобы случайно никто не пострадал, капитан включает сигнал «Пристегнуть ремни». При средней турбулентности мы также попросим сесть на места и бортпроводников.
  • Сильная – единственная категория турбулентности, которую можно считать опасной, так как есть вероятность временной потери управления.

Но сразу скажу, что мы делаем всё, чтобы самолёт никогда не оказывался в зоне с сильной турбулентностью. Просто так сильная турбулентность сама по себе не бывает. В большинстве случаев она появляется в зоне действия гроз и большого скопления грозовых облаков. А это возможно предвидеть, изучив метеокарты и отследив по радару. Пилоты всегда обходят подобные зоны, если возможно. А если невозможно, то уходят на запасные аэродромы. Причём есть ограничения, на каком удалении безопасно обходить опасные сектора, как сбоку, так и по высоте.

Если по каким-то причинам всё же самолёт случайно попал в зону с сильной турбулентностью, то пилоты должны немедленно выйти оттуда, даже если понадобится для этого развернуться на 180 градусов (другими словами — повернуть назад).

То, с чем вы сталкиваетесь иногда в полёте — это обычно слабая или средняя турбулентность, и лишь в редких случаях может оказаться сильная. Самолёт же рассчитан на то, чтобы выдержать даже турбулентность сильной интенсивности.

Когда вы едете по брусчатой мостовой, чтобы вас так не трясло, вы можете сбавить скорость. На самолёте сильно скорость не убавить, ведь это одна из главных составляющих подъёмной силы самолёта. И даже уменьшение скорости в воздухе сильно не спасёт от «болтанки», так как всё же процессы в воздухе более сложны, чем разбитый асфальт на дороге.

«Болтанка» в воздухе будет ощущаться меньше на более тяжёлых самолётах, а вот маленькие и лёгкие трясёт сильнее. Скажем, на Boeing трясет меньше по сравнению с Bombardier Q400.

В любом случае турбулентность — это естественное и неотъемлемое явление в авиации. Разве что избежать полностью дискомфорта от неё для пассажиров не всегда возможно.

Именно поэтому, летая пассажиром и находясь на своих местах, всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности. Лишний раз по салону лучше не разгуливать, а только при необходимости.

И, кстати, пилоты пристёгнуты всегда в течение всего полёта.

Что такое зона турбулентности, я знаю уже не понаслышке. Эта неприятная ситуация застала нас с мамой врасплох во время длительного перелета через океан на Шри-Ланку. Расскажу об этом подробнее.

Что такое зона турбулентности – научное объяснение

По-научному это звучит, как колебания воздушного судна во время сталкивающихся потоков ветра . Вроде бы и ничего страшного. Но турбулентность бывает разная: например, когда самолет попадает в зону грозовых облаков, он также сталкивается с завихрениями, но более мощными. Это уже более опасное явление, но, к счастью, встречается не часто, так как пилот перед вылетом ознакамливается с погодными условиями и планирует маршрут во избежание подобных ситуаций.


Но во время многочасового перелета точно предсказать наличие этих облаков достаточно трудно , поэтому нужно быть морально готовым к любой ситуации. Тем более, в 99% случаев все оканчивается благоприятно.

Если вы попали в зону турбулентности

Во время перелета через океан по дороге на Шри-Ланку мы как раз оказались в зоне турбулентности. Погасло все освещение , воздушное судно начало качать во все стороны , а капитан по громкоговорителю объявил: «Наш самолет попал в зону турбулентности , просим пристегнуть ремни и занять места». Бабушка с внучкой сзади сразу стали креститься и читать молитвы, мужчина справа с недовольным видом пристегнул ремень, а я просто положила паспорт в нагрудный карман (мало ли?) и молча начала смотреть в LED-экранчик, который висел передо мной. Мы летели лоу-костом компании Fly Dubai и впереди каждого кресла висел интерактивный экран, на котором отображалась карта и наш летящий самолетик. В тот момент он как раз находился над океаном, а вокруг была гроза.


По ощущениям турбулентность напоминала мне американские горки. Самолет неожиданно проваливался в воздушные ямы, в момент чего у меня замирало сердце, а затем кренился и качался из стороны в сторону.

А вот когда начали открываться верхние полки с ручной кладью , стало уже не совсем не смешно. Конечно, стюардесса тут же прибежала и все позакрывала, всех успокоила, но пассажиры явно паниковали – кто-то закрывал от страха глаза, кто-то втихаря попивал алкоголь из Дьюти-фри. Но, к счастью, через полчаса нервов турбулентность закончилась, и мы благополучно отстегнули ремни и продолжили полет спокойно и без происшествий.


Если вы вдруг очутились в зоне турбулентности , то:

  1. Не паникуйте , в этом нет ничего страшного. Паника передается другим пассажирам – зачем лишний раз нагнетать ситуацию?
  2. Отключите все электроприборы , если вы не сделали этого раньше.
  3. Глотните воды и подышите глубоко. Это поможет вам расслабиться.
  4. Если болтанка не очень сильная – перекусите. Очень часто стюардессы разносят напитки и еду именно во время турбулентности. Это отвлекает пассажиров от ситуации и не дает думать о плохом.

Насколько опасна турбулентность в самолетах? Вот что вам нужно знать: NPR

Насколько опасна турбулентность в самолетах? Вот что вам нужно знать За последнюю неделю из-за турбулентности один человек погиб на бизнес-джете и семь человек были госпитализированы на коммерческом рейсе. Вот что нужно знать о том, как обезопасить себя и почему возникает турбулентность.

    • NPR Один
    • Подкасты Apple
    • Спотифай
    • Google Подкасты
    • Амазонка Музыка
    • Амазонка Алекса
    • RSS-ссылка

Наука

Самолет Lufthansa Airbus A330 D-AIKQ взлетает 14 ноября 2022 года. На прошлой неделе семь человек были отправлены в больницу с травмами, связанными с турбулентностью, на рейсе Lufthansa. Кристиан Каспар-Бартке / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Кристиан Каспар-Бартке / Getty Images

Самолет Lufthansa Airbus A330 D-AIKQ взлетает 14 ноября 2022 года. На прошлой неделе семь человек были отправлены в больницу с травмами, связанными с турбулентностью, на рейсе Lufthansa.

Кристиан Каспар-Бартке / Getty Images

За прошедшую неделю из-за сильной турбулентности один человек погиб и одна была госпитализирована на самолете бизнес-класса и семь человек госпитализированы на коммерческом рейсе. Турбулентность обычно просто вызывает ухабистую поездку, но она сильно различается по степени тяжести и может привести к повреждению самолета и травмам пассажиров и членов экипажа на борту, не говоря уже о серьезном страхе и беспокойстве среди пассажиров.

Вот что вам нужно знать о том, как обезопасить себя и почему возникает турбулентность.

Как часто турбулентность приводит к серьезным травмам?

Конечно, травмы от турбулентности случаются редко. На крейсерских эшелонах полета только около 3% атмосферы имеют легкую турбулентность, около 1% имеют умеренную турбулентность и несколько десятых процента имеют сильную турбулентность в любой момент времени, говорит Пол Уильямс, профессор атмосферных наук в Университете США. Читаю, кто исследует турбулентность.

«Вы практически гарантированно в безопасности», — говорит Уильямс.

С 2009 по 2021 год из миллионов людей, летающих каждый год, по данным Федерального авиационного управления, 30 пассажиров и 116 членов экипажа серьезно пострадали из-за турбулентности.

FAA определяет серьезные травмы как травмы, которые требуют госпитализации на срок более 48 часов или приводят к переломам костей, серьезному повреждению мышц или сухожилий, повреждению внутренних органов или ожогам второй или третьей степени. Авиакомпании не обязаны сообщать о более мелких травмах, а это означает, что общее количество травм занижено.

Согласно отчету Национального совета по безопасности на транспорте за 2021 год, большинство пассажиров, серьезно пострадавших в результате турбулентности, не были пристегнуты ремнями безопасности, часто потому, что они пользовались туалетом или шли вверх или вниз по проходу. Травмы могут быть вызваны падением багажа с верхних багажных полок и ударами людей по голове, спотыканием или падением людей на сиденья или борта салона или в результате столкновения тележек с едой.

Отчет NTSB показал, что то же самое относится и к членам экипажа, которые чаще всего получали травмы при подготовке кабины к посадке или при обслуживании кабины — например, при подаче еды или напитков или при сборе мусора.

NTSB не сообщает, был ли пристегнут пассажир, погибший на рейсе бизнес-джета из Нью-Гемпшира в Вирджинию в пятницу. Агентство все еще расследует, что произошло, но сообщило AP, что смерти, связанные с турбулентностью, остаются крайне редкими.

Что такое турбулентность?

Турбулентность – это неравномерное движение воздуха, вызывающее беспорядочные изменения высоты или угла наклона самолета, которые ощущаются людьми на борту как тряска, тряска или подбрасывание.

По данным FAA, атмосферное давление, воздух вокруг гор и погодные фронты или штормы могут вызывать турбулентность. Струйные течения — узкие полосы сильного ветра в верхних слоях атмосферы — также являются частой причиной турбулентности.

Одним из самых опасных видов турбулентности является то, что известно как турбулентность при ясном небе, которая не дает видимых предупреждений и часто возникает, когда у пилотов не включен знак «пристегните ремни».

«Это совершенно невидимо невооруженным глазом, радаром и спутниками», — говорит метеоролог Уильямс. «Единственная информация, которая у нас есть об этом, на самом деле, это когда самолет проходит через него».

Изменение климата вызывает большую нестабильность струйных течений и увеличивает скорость ветра, что вызовет большую турбулентность при чистом небе. К 2050 году пилоты во всем мире могут столкнуться с турбулентностью при ясном небе как минимум в два раза больше, как обнаружил Уильямс в своем исследовании.

Турбулентность при ясном небе стала причиной того, что на прошлой неделе рейс Lufthansa, следовавший из Техаса в Германию, неожиданно упал с высоты 1000 футов. Внезапная турбулентность возникла во время раздачи еды, когда экипаж и пассажиры перемещались по салону. Самолет был направлен в международный аэропорт имени Даллеса в Вашингтоне, и семь человек были доставлены в больницу с легкими травмами.

Независимо от того, какая турбулентность может возникнуть во время полета, эксперты говорят, что лучшее, что могут сделать пассажиры, чтобы избежать травм, — это не снимать ремни безопасности, соблюдать ограничения на провоз ручной клади и слушать инструкции пилотов и бортпроводников.

Турбулентность также может привести к повреждению самолетов.

По данным Национального центра атмосферных исследований, ежегодно около 65 000 рейсов сталкиваются с умеренной турбулентностью и около 5 500 — с сильной турбулентностью.

Почти неслыханно, чтобы турбулентность стала причиной крушения, но это может привести к дорогостоящему ремонту перевозчиков. Обычно повреждаются компоненты салона, такие как сиденья и багажные полки, когда багаж падает или кто-то ударяет их. Ущерб, задержки и травмы, связанные с турбулентностью, обходятся авиакомпаниям в 500 миллионов долларов в год.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Турбулентность | SKYbrary Aviation Safety

Описание

Турбулентность вызывается относительным движением возмущенного воздуха, в котором летит самолет. Его происхождение может быть тепловым или механическим, и оно может возникать внутри или вне облака. Абсолютная сила турбулентности напрямую зависит от скорости изменения скорости или направления воздушного потока (или того и другого), хотя на восприятие степени турбулентности, с которой пришлось столкнуться, будет влиять масса задействованного воздушного судна.

Значительная механическая турбулентность часто возникает в результате прохождения сильного ветра над неровной местностью или препятствиями. Менее сильная низкоуровневая турбулентность также может быть результатом конвекции, вызванной поверхностным нагревом.

Турбулентность также может возникать из-за движения воздуха, связанного с конвективной активностью, особенно во время грозы или вблизи нее, или из-за наличия сильных температурных градиентов вблизи реактивного течения. Турбулентность струйных течений, как и турбулентность, вызванная Горными волнами, которая может образовываться с подветренной стороны от хребтов, возникает вне облаков и в форме Турбулентности ясного неба (CAT) (CAT).

Очень локализованная, но иногда сильная турбулентность вихревого следа может возникнуть при следовании за другим самолетом или пересечении его позади. Эта турбулентность возникает из-за замыкающих вихрей законцовки крыла, создаваемых предшествующим самолетом; однако это явление носит отчетливо преходящий характер.

Воздух, движущийся над возвышенностями или вокруг них, может создавать турбулентность с подветренной стороны рельефа. Это может привести к резким и, для небольших самолетов, потенциально неконтролируемым эффектам, приводящим к тангажу и/или крену в экстремальных положениях.

Относительное движение воздуха, которое связано с быстрыми темпами изменения скорости ветра, описывается как  сдвиг ветра, и, когда оно сильное, его может быть достаточно для резкого отклонения воздушного судна от его предполагаемой траектории полета, так что для компенсации требуется существенное воздействие органов управления. Последствия таких столкновений могут быть особенно опасными на малой высоте, где любая потеря управления может произойти достаточно близко к местности, что затруднит восстановление. Сильные нисходящие порывы, которые происходят под основанием кучево-дождевых облаков, называемые микропорывами, являются классическим примером обстоятельств, способствующих сдвигу ветра на малых высотах 9. 0007

Интенсивность турбулентности

В целях сообщения и прогнозирования турбулентности в воздухе она классифицируется по относительной шкале в соответствии с ее предполагаемым или потенциальным воздействием на «типичное» воздушное судно как легкая, умеренная, сильная и экстремальная.

  • Легкая турбулентность является наименее серьезной, с небольшими неустойчивыми изменениями положения и/или высоты.
  • Умеренная турбулентность похожа на легкую турбулентность, но с большей интенсивностью: могут возникать колебания скорости, высоты и положения, но управление самолетом все время сохраняется.
  • Сильная турбулентность характеризуется большими, резкими изменениями положения и высоты с большими колебаниями воздушной скорости. Могут быть короткие периоды, когда эффективное управление воздушным судном невозможно. Незакрепленные предметы могут перемещаться по кабине, что может привести к повреждению конструкций самолета.
  • Экстремальная турбулентность может вызвать повреждение конструкции и привести к длительной, возможно окончательной, потере управления летательным аппаратом.

Оценка турбулентности в полете в значительной степени субъективна. Обычные столкновения связаны с легкой или умеренной турбулентностью, хотя неопытным пассажирам (или пилотам), особенно в небольших самолетах, эти условия могут показаться серьезными.

Восприятие серьезности турбулентности, испытываемой воздушным судном, зависит не только от силы воздушного возмущения, но и от размера воздушного судна — умеренная турбулентность в большом воздушном судне может казаться сильной в небольшом воздушном судне. Поэтому в отчетах пилотов о турбулентности должен упоминаться тип воздушного судна, чтобы помочь другим пилотам, находящимся в том же районе или приближающимся к нему, оценить его актуальность.

Похожие статьи

  • Турбулентность вихревого следа
  • Сдвиг ветра на малых высотах
  • Турбулентность чистого воздуха (CAT)
  • Горные волны

Дополнительная литература

  • Бюро расследований и анализов (BEA) Инциденты на воздушном транспорте № 5 — Градиенты ветра и турбулентность
  • Обзор авиационных происшествий, связанных с погодной турбулентностью, в США, 1992–2001 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта