Вьетнам самолет фантом: Ужас в небе: NI объяснил, как МиГ-17 побеждал «Фантомы» во Вьетнаме
МиГ против «Фантома». Обманчивая победа США в небе Вьетнама
https://inosmi.ru/20220123/vetnam-252672454.html
МиГ против «Фантома». Обманчивая победа США в небе Вьетнама
МиГ против «Фантома». Обманчивая победа США в небе Вьетнама
МиГ против «Фантома». Обманчивая победа США в небе Вьетнама
Когда во Вьетнаме появились МиГи-21, преимущество по сбитым самолетам оказалось на стороне Ханоя, пишет Il Giornale. Но с помощью операции «Боло» американцы… | 23.01.2022, ИноСМИ
2022-01-23T11:26
2022-01-23T11:26
2022-01-24T12:17
il giornale
миг-21
война во вьетнаме
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/01/18/252682606_0:94:1800:1107_1920x0_80_0_0_ebca5b726c4659e294174286a650d09e.jpg
Паоло Маури (Paolo Mauri)Вьетнам 1967. Кампания бомбардировок Северного Вьетнама «Раскаты грома», начавшаяся в 1965, в самом разгаре. Однако потери американской авиации от вражеских истребителей и зенитно-ракетных комплексов вызывают беспокойство у командиров и горькую иронию у пилотов. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф» даже переименовали в «Тад», имитируя глухой звук при падении тяжелого предмета, потому что в ходе конфликта он понес весьма незавидное число потерь от вражеских МиГов. «Тад» был хорошо вооружен и он был одним из немногих самолетов, оснащенных пушкой M61A1 «Вулкан» для защиты от противников, но у него была плохая маневренность, поэтому, когда северовьетнамские МиГи вступали в маневренный воздушный бой, вместо того чтобы действовать по классической тактике «бей-беги», у американцев были проблемы. F-105 был тяжелым, его максимальная взлетная масса достигала 24 тонн, что более чем в три раза превышало вес ловкого МиГ-17 и было вдвое больше Миг-21. Его даже прозвали «свинцовыми санями». А еще радиус виража у МиГ-17 был в три раза меньше, чем у «Тандерчифа», в зависимости от температуры и высоты. Это практически означало разгром «Тада».Ракетные истребителиЕсли МиГ-17 уже по тем временам считался устаревшим, то появившийся в Северном Вьетнаме МиГ-21 представлял настоящую угрозу американскому превосходству в воздухе.
В самом деле, из-за своих особенностей американские самолеты сталкивались с определенными препятствиями: такие истребители, как, например, известнейший F-4C «Фантом», не имели пушечного вооружения и их пилоты, не привыкшие к ближним воздушным боям, полагались исключительно на ракеты.У пилота «Фантома» было мало возможностей использовать в полной мере свой «полностью ракетный» самолет. Например, возможности ракеты AIM-7 «Спэрроу» действовать за пределами видимости были непригодны для северовьетнамского неба, которое было настолько переполнено «дружескими» (и вражескими) самолетами, что ее практически невозможно было безопасно использовать и поэтому американским пилотам редко разрешалось ее применять. Такую угрозу, как МиГ, казалось невозможно устранить еще и потому, что американским пилотам запрещалось наносить удары по вражеским аэропортам.Идея ОлдсаОпытному пилоту ВВС США полковнику Робину Олдсу (Robin Olds) пришла в голову мысль. «В ноябре 1966 я решил, что нужно что-то делать, — вспоминает Олдс.
— Я обратился к командиру воздушных сил, генералу Момайеру, чтобы он позволил мне реализовать мои идеи. Я не получил ответа, но через несколько дней меня позвали в Сайгон (нынешний Хошимин). Я поделился своими идеями и мне позволили их реализовать».Так родилась операция «Боло». Олдс доверил разработку плана своему старому другу генералу Доновану Смиту (Donovan Smith). Генерал предложил задействовать в миссии «анти-МиГ» 8-е тактическое истребительное крыло, которое должно было имитировать скорость, тактику и манеру полета F-105 чтобы ввести в заблуждение северовьетнамцев.Олдс прибыл 30 сентября 1966 в Убон (Таиланд) и принял командование 8-м крылом, в котором использовались F-4C. Новый командир выбрал двух молодых пилотов — капитанов Джона Стоуна (John Stone) и Ральфа Веттерхана (Watterhahn)— чтобы они помогли ему изучить маршруты и координацию действий. Они вместе репетировали сценарий: поочередно исполняли роли оператора северовьетнамской радиолокационной станции, командующего оборонительными операциями в Ханое и командира американской ударной группы для того, чтобы определить скорость реакции Северного Вьетнама, время задержки, и найти решения возможных проблем — в общем, проделали долгую и кропотливую работу, чтобы ничего не упустить.
МиГ против «Фантома»Спустя несколько недель подготовки в условиях абсолютной секретности, 2 января 1967 Олдс начал операцию «Боло». В его распоряжении были 14 звеньев F-4C «Фантом», шесть звеньев EF-105F «Дикие ласки», которые должны были уничтожить северовьетнамские ракеты «земля-воздух», и четыре звенья F-104C «Старфайтер» для подкрепления.На рассвете все самолеты выстроились и вылетели в сторону Северного Вьетнама, используя позывные, которые обычно использовались для полетов «Тадов». У каждого «Фантома» была своеобразная комплектация: с одной стороны — дополнительный резервуар, с другой — устройство радиоэлектронного подавления как у «Тандерчифа», плюс подфюзеляжный бак, из вооружения — четыре AIM-9 «Сайдуайндер» и четыре AIM -7 «Спэрроу».Когда первая группа из трех звеньев (позывные Олдс, Форд, Рамблер) под непосредственным командованием полковника Олдса пролетала над Фук-Йеном — место базирования МиГов, а также хранения нефтепродуктов — командиру сообщили, что после сигнала тревоги несколько МиГов-21 отправились на перехват, а другие выныривали из тумана, который тогда навис над Северным Вьетнамом: ловушка сработала.
Воздушный бой начинался до того, как прибыла вторая группа F-4. Ожесточенные бои велись с близкого расстояния, американские пилоты пытались выжать из своих «Фантомов» все самое лучшее. Ракеты не попадали в цель, что еще раз доказывало, что нужно было оснастить самолеты не только ракетами, но и пушкой. Бой закончился быстро, но эти несколько минут казались вечными. Американцы сбили целых семь северовьетнамских МиГов-21.Обманчивая победаОперация «Боло» завершилась безоговорочной победой США. В тот день не сбили ни один F-4, однако с точки зрения затраченных ресурсов миссия дорого обошлась американцам: помимо вышеупомянутых истребителей к операции подключили самолеты EC-121 с системой раннего предупреждения, самолеты EB-66, оснащенные средствами радиоэлектронного противодействия, F-4C, прибывшие из других групп для подкрепления. Кроме того, привели в боеготовность огромное количество сил. Всего в небо подняли как минимум 96 самолетов.В то утро выпустили 28 ракет «воздух-воздух», 16 из которых не попали в цель.
Это огромная цена для семи МиГов. К концу конфликта общее число сбитых МиГов достигло 57, а всего было уничтожено 196 северовьетнамских самолетов, в то время как американцы потеряли 89 истребителей. Кажется, что США остались в выигрыше, но этот успех обманчив и результат был достигнут только после того, как военные осознали важность пушек и подготовки к воздушному бою.Но в любом случае уничтожение даже такого небольшого числа МиГов тем январским утром 1967 позволило американцам ненадолго обрести воздушное превосходство и расчистить путь для последующих бомбардировок Северного Вьетнама, которые продолжились до 31 октября 1968, а затем возобновились в 1972 в рамках операции «Лайнбэкер II», но это уже другая история.
/20211113/250896975.html
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright. html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/01/18/252682606_100:0:1700:1200_1920x0_80_0_0_f2ed0f6691cab82d9add8c9307f364ff.jpg
1920
1920
true
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
il giornale, миг-21, война во вьетнаме
Красные звезды во вьетнамском небе: «Фантом» теряет высоту
Причина появления советских военцспецов во Вьетнаме во время войны с США лежала на поверхности: Северный Вьетнам не мог в одиночку справиться с американской авиацией, которая начала массированные бомбардировки страны, и обратился за помощью к Советскому Союзу и Китаю. Почти 6500 военных специалистов отправились в эту страну для выполнения задач, как указывалось в приказе, «в условиях, максимально приближенных к боевым».
«Ястребы» в небе
На первом этапе авиация США только наносила массированные удары с воздуха. Американские F-4 Phantom тогда решали множество задач: от привлечения к охране истребителей и бомбардировщиков до непосредственных ударов по позициям противника. Эти самолеты, до прихода во Вьетнам советских специалистов являлись бесспорными владельцами всего воздушного пространства Вьетнама. Вьетнамские летчики были гораздо хуже вооружены и подготовлены. Используя китайские копии самолёта МиГ-17 ни о каком мало-мальски серьезном воздушном противостоянии говорить было нельзя. Однако с помощью советских и китайских военных специалистов вьетнамские летчики получили уникальную тактику ведения воздушного боя. Малочисленные звенья МиГ-17 проходили на сверхмалой высоте, ниже уровня обнаружения американской системой ПВО, в качестве которых американцы использовали прародителей современных AWACS. При появлении противника, легкие и маневренные самолеты «выныривали» из-под брюха американской авиации и фактически расстреливали их в упор. В условиях даже многократного численного превосходства американцев, такая тактика была оправдана — американские ВВС начали нести колоссальные потери.
«Фантому» обломали зубы
Тем не менее, МиГ-17 значительно уступал «Фантому» в скорости и маневренности, и активный воздушный бой мог вести лишь ограниченное время. Учитывая этот фактор, решением советского руководства во Вьетнам были переброшены сверхзвуковые МиГ-21 в модификациях 21Ф-13 и 21ПФ-В. Истребители, способные воевать практически в любых погодных условиях, были оснащены радиолокационным прицелом и ракетами Р-3С, что в свою очередь явилось причиной для очень серьезных проблем в стане американцев. Несмотря на появление новой техники у противника, американцы продолжали использовать «Фантом» как основный ударно-штурмовой самолет. Американский расчет в основной своей массе был сделан на мощное вооружение самолета, новую РЛС и высокие характеристики силовой установки. Под «Фантомы» также была разработана новая тактика нанесения ударов, но против советских МиГ-21 она не помогла. Начиная с мая и заканчивая декабрем 1966 года потери американских ВВС составили 50 самолетов, при том, что с вьетнамской стороны было подбито лишь 12 самолетов МиГ-17 и МиГ-21. Впоследствии ветеран вьетнамской войны Робин Олдс, который командовал американскими летчиками во Вьетнаме, признался, что МиГ-21 оказался «Фантомам» «не по зубам». К недостаткам американского F-4 прежде всего относили крайне плохие «штопорные» характеристики. Самолет был сконструирован так, что вероятность попадания в плоский штопор, при отсутствии должной квалификации, приближалась к 50%. До 1971 года из-за этой конструктивной особенности, американские ВВС потеряли более 80 «Фантомов».
Вытесняй и властвуй
Появление новых МиГ-21 если не окончательно решило вопрос с господством американцев в воздухе, то надолго поубавило пыл и самонадеянность американским пилотам. В музее ВВС США Райт-Паттерсон в Огайо до сих пор хранится рапорт летчика ВВС, в котором тот описывает МиГ-21 как «дьявольски быстрый самолет». В действительности же, МиГ-21 в разгонной динамике немного уступал F-4. Ускорение с 600 км/ч до 1,1М «Фантом» выполнял за 20 секунд, а МиГ-21 — за 27. Однако, как показала практика, такое скромное превосходство на качестве воздушного боя все равно не сказывалось — американцы большинство воздушных боев проиграли. Советские летчики-асы специально для «двадцать первого» разработали методику ведения воздушного маневренного боя. МиГ-21 атаковал противника на сверхзвуковой скорости, выпускал ракету, а затем быстро удалялся на максимальной тяге. Такой способ поражения целей требовал не только хорошей выучки от летчиков, но и максимальной синхронизации пилота с наземными станциями слежения. Также активно практиковался прием, который сами советские «спецы» называли «блинчик». МиГ-21 вытеснял «Фантомы» на средние высоты, где с ними расправлялся целый рой небольших МиГ-17. Американцы этому приему так ничего и не противопоставили. Лишь с появлением в американских ВВС модификации самолета F-4D статистика воздушных побед начала выравниваться в сторону американцев: за 50 воздушных боев американцы потеряли 27 своих самолетов, и сбили 20 МиГ-21.
Падение МакКейна
Спустя долгие годы под подпиской о неразглашении государственной тайны советский подполковник войск ПВО Юрий Трушечкин признался, что именно он в 1967 году поразил самолет, в котором находился тогда еще молодой республиканец и летчик по совместительству Джон МакКейн. Товарищ подполковник вспоминал, что самолет МакКейна летел не над складками местности — холмами и небольшими горами, а напрямую через джунгли. Собственно, на таком бесхитростном маневре самолет ярого республиканца был пойман советским ЗРК. Несмотря на поражение своего самолета огнем с земли, МакКейн успел катапультироваться. Получив переломы обеих рук и ноги, и кое-как приземлившись, МакКейн был избит вьетнамскими солдатами. Следует отметить, что «американскому ястребу» очень сильно повезло. Обычно катапультировавшихся американских летчиков нещадно забивали садовым инструментом до наступления смертельного исхода и в плен не брали. Но в случае с МакКейном сами звезды позволили ему выжить. Американский летчик, а намного позднее и кандидат в президенты, пробыл в «гостях» вьетнамского плена 1967 дней и был освобожден в 1973 году.
Ценный урок
Советскому Союзу опыт Вьетнамской войны пошел на пользу. Работой были загружены как предприятия оборонного сектора, так и большинство конструкторских бюро. Техника прошла испытания в боевых условиях. Трудно в период работы во Вьетнаме приходилось всем советским военным: чудовищная жара, высокая влажность и постоянная, почти непролазная грязь. Технологический процесс обслуживания ракетной техники на земле во время войны во Вьетнаме был далек от передового. 40 минут в специальном прорезиненном костюме расчету из пяти человек приходилось проводить дважды в день. После такой процедуры советские военные теряли минимум по килограмму веса. К тому же, в ходе применения советских зенитно-ракетных комплексов С-75 «Двина» во Вьетнаме были сформированы основные принципы мобильной системы ПВО, которые используются уже российской армией.
МиГ-21, по признанию как советских и вьетнамских летчиков, так и большинства американских, остался лучшим самолетом периода Вьетнамской войны. Существует мнение, что если бы Миг-21 не появился в распоряжении вьетнамских ВВС, то американские бомбардировки смяли бы позиции вьетнамского сопротивления. Однако эта война оказалась для МиГ-21 суровым испытанием, переросшим в триумф.
Многочисленные доработки ОКБ Микояна, в которых учитывались данные реальных воздушных боев, дали жизнь почти двадцати модификациям этого самолёта. Позднее МиГ-21 широко использовался во множестве конфликтов по всему миру и стал одним из самых массовых самолетов в мире. Только для нужд ВВС Советского Союза было построено почти 14 тысяч единиц. МиГ-21 занял достойное место в истории современной авиации и был принят на вооружение в 49 странах мира. Что касается советской системы ПВО, то со времен войны во Вьетнаме советские противовоздушные системы стали считаться лучшими в мире. Надежность, неприхотливость в обслуживании и универсальность — именно эти параметры позволили закрепить за советскими ЗРК звание лучших в мире.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: vorotila.ru
F-4 Phantom был американским героем Вьетнама
Война во Вьетнаме, вероятно, является одной из самых противоречивых в мировой истории. Если бы это произошло, правильно ли Америка вмешалась, и было задано еще много вопросов о войне. Но то, что он действительно обеспечил, был одним из самых интересных театров воздушных боев в военной истории , когда вьетнамские военно-воздушные силы противостояли истребителям и бомбардировщикам ВВС, морской пехоты и флота Соединенных Штатов. МиГ-21 и МиГ-17 советской постройки были основным вооружением вьетнамских ВВС.
В арсенале Соединенных Штатов, среди прочего, был один из самых универсальных истребителей-бомбардировщиков и перехватчиков, когда-либо созданных. McDonnell Douglas F-4 Phantom навсегда останется одним из американских символов войны, а в ходе вьетнамского конфликта, да и других, он заслужил репутацию одного из лучших самолетов в арсенале вооруженных сил США. Теперь это один из самых знаковых реактивных самолетов периода холодной войны, легко узнаваемый в музеях и на авиашоу. «Фантом» — определяющий американский самолет времен войны во Вьетнаме.
Подробная информация о F-4 Phantom
через The Aviation Geek ClubСам Phantom берет свое начало от концептуального истребителя F3H-G/H, который был бы фактически улучшением по сравнению с истребителем F3H Demon Fighter компании McDonnell Aircraft. В конечном итоге был построен XF4H-1, прототип, который впоследствии стал F-4 Phantom. Самолет совершит свой первый полет в мае 1958 года и, в конечном итоге, поступит на вооружение Соединенных Штатов всего через три года, в 1961 году. Спецификация Phantom изменилась от простого сверхзвукового истребителя до всепогодного истребителя-бомбардировщика со сверхзвуковыми возможностями. .
через JetPhotos В версии F-4E максимальная скорость Phantom составляла 1470 миль в час или 2,23 Маха. Это благодаря двум ТРД General Electric J79-GE-17A с дожиганием. Максимальная дальность полета F-4E в боевой форме составляла 420 миль, а дальность перегона — 1677 миль. Максимальный практический потолок в 60 000 футов был достаточным для истребителя-бомбардировщика. Эти характеристики помогли сделать Phantom одним из лучших когда-либо построенных многоцелевых боевых самолетов как того времени, так и всех времен. Конечно, не было никакой гарантии, что самолет действительно понесет боевую службу. Но война во Вьетнаме была шансом для «Фантома» показать, на что он способен.
СВЯЗАННЫЕ: 10 самых впечатляющих советских самолетов времен холодной войны
«Фантом» во Вьетнамской войне
через HistoryNet Первые известные победы «Фантома» в воздушном бою против Северного Вьетнама были одержаны 10 июля 1965 года. F- 4C «Фантомы» 45-го тактического истребительного авиаполка сбили МиГ-17 своими ракетами AIM-9 Sidewinder, находясь на временном задании в Убоне. Однако самая известная операция «Фантом» войны — это, безусловно, операция «Боло». Это была уловка, чтобы втянуть вьетнамские МиГ-21 на пути «Фантомов» после тяжелых потерь, понесенных во время операции «Раскаты грома». Силы «Фантомов» под командованием Робина Олдса сбили 7 советских МиГ-21 без потерь «Фантомов», и вся операция заставила вьетнамцев пересмотреть то, как они использовали свои МиГи.
Конечно, во Вьетнаме «Фантом» использовался не только в воздушном бою. Самолеты ВМС США регулярно использовались в бомбардировках, а «Фантомы» ВМС США участвовали примерно в 84 боевых вылетах в ходе конфликта во Вьетнаме. Знаменитая встреча произошла, когда лейтенант Рэнди «Дьюк» Каннингем и лейтенант (младший разряд) Уильям П. Дрисколл сбили три МиГ-17, став первыми американскими летающими асами в конфликте, причем один из сбитых МиГов, как полагают, летал в время ныне мифическим вьетнамским асом полковником Нгуен Тун.
«Фантом» после Вьетнама
через The Aviation Geek Club «Фантом» оставался на вооружении США после Вьетнама и использовался в операциях во время войны в Персидском заливе. В остальном мире Phantom найдет широкое применение на международном уровне. Британские Королевские ВВС и Королевский флот использовали Phantom, как и Люфтваффе в Германии. Греческие ВВС Греции также использовали Phantom с 1974 года, и они были выведены из эксплуатации только в 2017 году, что сделало их одним из последних авиационных подразделений, которые летали на этих самолетах. Япония также летала на «Фантомах», и последний из них был списан в марте 2021 года9.0005
СВЯЗАННО: Avro Vulcan был лучшим бомбардировщиком времен холодной войны
Прочное наследие в Америке
через SOFREP Phantom всегда будет считаться самолетом времен войны во Вьетнаме в Америке. Вполне естественно, что так и будет. Самолет был одним из самых многочисленных типов, находившихся на вооружении во время конфликта, и что бы вы ни думали о самой войне, нельзя отрицать, что «Фантом» отлично справлялся со своей задачей. Удивительно, но только один экземпляр «Фантома» используется в качестве боевой птицы благодаря Фонду Коллингса в Стоу, штат Массачусетс. Тем не менее, Phantom всегда будет считаться одним из величайших американских самолетов, когда-либо построенных.
Источники: We Are The Mighty, HistoryNet, ThoughtCo, The Aviation Geek Club, Jet Photos, SOFREP
Почему F-4 Phantom такой крутой самолет
Летающий кирпич. Свинцовые сани. Носорог. Двойное Уродство. Если прозвища — это судьба, то истребитель F-4 Phantom II был проклят при рождении.
Даже его официальное название было ироничным. «Фантом» вызывает образ скрытности и утонченности, сверхъестественного врага, который наносит удар без предупреждения. Но F-4 был совсем не скрытным и незаметным; это был большой истребитель, который силой прокладывал себе путь в бою.
Со временем он стал одним из самых влиятельных самолетов в истории.
В напряженные годы холодной войны 1960-х и 1970-х годов «Фантом» был символом западной тактической авиации. В период с 1958 по 1981 год было построено 5195 «Фантомов» в десятке модификаций и летало в дюжине стран, что сделало его самым массовым сверхзвуковым американским военным самолетом из когда-либо построенных.
«Фантом» стал, пожалуй, самым важным истребителем второй половины двадцатого века, — пишет историк авиации Роберт Дорр в своей книге «19 лет».89 книга, McDonnell F-4 Phantom . Спустя более 60 лет после своего первого полета F-4 все еще летает в ВВС нескольких стран мира.
Красавица и ЧудовищеПризрак по-прежнему любим за многие качества. Красота не входит в их число. Его толстый нос придавал F-4 лицо, которое могла любить только мать (или авиаконструктор). По сравнению с гладким F-16 или изящно изогнутым F-35, наклонное вверх крыло и наклонное вниз хвостовое оперение F-4 выглядели как модель самолета, собранная неправильно. Один британский адмирал даже спросил, был ли самолет доставлен в перевернутом виде. Другие говорили, что «Фантом» доказал, что кирпич может летать, если поставить на него два больших двигателя.
Чтобы понять историю Фантома, нам нужно вернуться в эпоху черно-белых телевизоров и компьютеров размером со шкаф. Когда «Фантом» впервые появился на чертежной доске в 1953 году, истребители существовали менее десяти лет.
F-4 начал свою жизнь как модернизация проблемного палубного истребителя F3H Demon от McDonnell Aircraft Corp. (позднее McDonnell Douglas, которая со временем объединилась с Boeing). ВМС заказали два прототипа «Супер Демона» — первобытного «Фантома» — в качестве всепогодного истребителя-бомбардировщика.
Не было оснований ожидать, что новый самолет станет классикой; десятки новых моделей истребителей и бомбардировщиков появились в 1950-х годах. Большинство из них останутся прототипами, быстро устареют или появятся в музейных экспозициях. Но три ключевых момента определили сагу Phantom.
Производство идет полным ходом в McDonnell Aircraft Corp. при производстве самолета F-4 Phantom Jet, 1966 год. флот из бомбардировщиков. Хотя сегодня перехватчики в основном вымерли, они были обычным явлением в 19 веке.50-е годы, когда управляемые ракеты были новинкой и наибольшую угрозу представляли высотные пилотируемые бомбардировщики.
Странам нужны были быстрые реактивные самолеты, способные летать на больших высотах и перехватывать бомбардировщики до того, как они достигнут своих целей. Также пригодятся мощный радар и недавно разработанные управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Но против неуклюжих бомбардировщиков ни маневренность, ни пушка не требовались — по крайней мере, так думали военные планировщики, убежденные, что воздушные бои устарели и что будущие воздушные бои будут вестись только ракетами.
Следующий сюжетный поворот был написан в начале 1960-х годов министром обороны Робертом Макнамарой. Печально известный своим подходом к эффективности, основанным на данных, который оказался катастрофическим во время войны во Вьетнаме, Макнамара считал, что общий истребитель для ВВС, ВМФ и морской пехоты сэкономит деньги (тот же противоречивый подход будет повторен 40 лет спустя с F-35). программа).
Макнамара также настаивал на общем имени. Новый самолет будет называться F-4 Phantom, ВМС и морская пехота будут летать на F-4B, а ВВС — на F-4C (а не на F-110 Spectre, как планировалось изначально).
При любом имени «Фантом» был чудовищем по сравнению со своими современниками. У большинства истребителей одно сиденье, но у F-4 их было два: пилот впереди, а радар и офицер вооружения сзади. Полностью загруженный F-4 весил 28 тонн: французский Mirage III весил 14 тонн, а советский МиГ-21 — всего 10 тонн. При длине 63 фута F-4 был на 10 футов длиннее двух других самолетов.
И все же Фантом был мускулами, а не жиром. На прочном планере, предназначенном для поглощения ударов при посадке авианосца, были установлены два массивных самолета General Electric J79.двигатели, способные развивать тягу 18 000 фунтов каждый или 36 000 фунтов вместе взятые. Единственный двигатель «Миража» мог развивать только 13 000 фунтов тяги, а МиГ-21 — только 15 000 фунтов (хотя для более легких самолетов требовались менее мощные двигатели). Несмотря на свои размеры, F-4 мог летать со скоростью 2,2 Маха и достигать высоты 60 000 футов. За его первым полетом в мае 1958 года вскоре последовало 16 мировых рекордов, в том числе подъем на высоту 98 557 футов в 1959 году и скорость 1606 миль в час в 1961 году. Латам, полковник ВВС в отставке, который в 1966 стал одним из первых пилотов F-4, сбивших северовьетнамский МиГ-21, рассказывает Popular Mechanics .
F-4 Phantom в Форт-Брэгге, Северная Каролина, 1967 год.
Joe Latham Размер и мощность двигателя позволяли Phantom нести замечательную для своего времени полезную нагрузку. F-4 мог нести 18 000 фунтов ракет, бомб, подвесных топливных баков и средств помех на девяти узлах подвески под крыльями и фюзеляжем (Mirage мог нести только 10 000 фунтов, а МиГ-21 — всего 3 000). F-4 мог почти нести бомбовую нагрузку B-29 времен Второй мировой войны.бомбардировщика и в четыре раза больше полезной нагрузки, чем у B-17. Для воздушного боя «Фантом» мог нести четыре ракеты AIM-9 Sidewinder с тепловым наведением, а также еще четыре полуактивные радиолокационные ракеты AIM-7 Sparrow, которые наводились на цели, освещенные радаром «Фантома».
Все это сделало «Фантом», пожалуй, самым универсальным боевым самолетом в истории. F-4 был настоящим многоцелевым самолетом, способным вести бои воздух-воздух, воздух-земля, наносить удары по ПВО и выполнять разведывательные вылеты.
«Фантомы» над Вьетнамом Последним поворотным моментом в истории «Фантома» стала война во Вьетнаме, в которой F-4 дебютировал в боевых действиях и укрепил свою репутацию. Phantom неоднократно подвергался критике за свои недостатки, включая плохую обзорность назад, большой радиус поворота и склонность к отклонению от управляемого полета во время резких маневров, но особенно выделялись три недостатка. Двигатели F-4 оставляли хорошо заметные дымовые следы; в ранних моделях не было внутренней пушки для стрельбы с близкого расстояния, в то время как большинство выстрелов ракет воздух-воздух не попадали в цель; и вместо дальних ракетных дуэлей вьетнамский воздушный бой обычно представлял собой низкоскоростные ближние «ножевые бои» в стиле Второй мировой войны, в которых меньшие по размеру МиГ-17, МиГ-19, а МиГ-21 были маневреннее в горизонтальных виражах.
«Нам приходилось маневрировать вертикально, — вспоминает Лэтэм. «Мы не могли войти в ровный поворот с этими парнями». Спустя долгое время после войны Нгуен Ван Бэй, ас из Северного Вьетнама, на счету которого семь заявленных убийств, сказал Лэтэму, что если он «сможет подобраться вплотную, то он нас достанет, потому что он может повернуться гораздо круче».
Коэффициент поражения F-4 против МиГов был разочаровывающим 2:1, а временами даже 1:1. Но насколько в этом виноват Фантом? Правила ведения боевых действий запрещали американским пилотам стрелять по самолетам без визуальной идентификации, а также запрещали выстрелы Воробья за пределами видимости. Подобно пилотам Королевских ВВС в битве за Британию, северовьетнамским пилотам помогали наземные радары, которые позволяли МиГам устраивать засады или отбивать отставшие в бою поврежденные самолеты.
Дозаправка в воздухе над Лаосом перед пересечением границы с Северным Вьетнамом, к северо-западу от Ханоя, 1966 год. в бою. «До недавнего времени я не понимал, насколько плохо обучены наши пилоты и насколько плоха наша тактика, — говорит Лэтэм.
Дело не в том, что Фантом не мог эволюционировать; более поздние модели были вооружены 20-миллиметровой пушкой. Пилоты научились использовать превосходящую скорость F-4, набирая высоту и пикируя, а не поворачивая (точно так же, как это делали американские пилоты во Второй мировой войне против проворных японских истребителей Zero). К 1972, программа обучения Top Gun ВМФ позволила F-4 ВМС достичь коэффициента поражения 13: 1.
Тем не менее, Вьетнам не стал звездным часом для ВВС США, и Double Ugly стал прекрасным козлом отпущения. И все же вопрос заключался не в том, был ли у «Фантома» изъян, а в том, какой самолет работал бы лучше при таких политических и технологических ограничениях.
Наибольшую угрозу для авиации во Вьетнаме представляли не МиГи, а зенитные артиллерийские установки. Наземный огонь — от зенитных орудий с радиолокационным управлением до партизан Вьетконга, стреляющих из АК-47 — уничтожил большую часть самолетов и вертолетов, потерянных от вражеского огня. Даже если бы F-4 был супер-истребителем, ощетинившимся пушкой, он все равно столкнулся бы с проблемами, с которыми столкнулся бы даже современный истребитель-невидимка.
После Америки Израиль имеет самый большой боевой опыт с Фантомом. Получив в 1969 году F-4, некоторые израильские пилоты неохотно отказались от своих бодрых маленьких Миражей в пользу американских великанов (шутка была в том, что пилоты пристегнулись к Миражу, а пристегнулись к Фантому). Тем не менее, для небольших военно-воздушных сил, которые не могли позволить себе большое количество специализированных истребителей и бомбардировщиков, многоцелевой F-4 был просто незаменим.
Израильские пилоты вскоре полюбили «Фантомы», получившие соответствующее прозвище «Курнас» (на иврите «кувалда»). Он мог делать все, включая превосходство в воздухе, «летающую артиллерию» для поддержки наземных войск и даже стратегические бомбардировки глубокого проникновения. Несмотря на то, что в основном им поручались миссии по наземным атакам, экипажам израильских «Фантомов» было приписано 116,5 воздушных убийств между 1969 и 1982, по словам израильского историка Шломо Алони.
Полет на F-4 для двух ВВС дал Дэнни Гроссману уникальную возможность увидеть «Фантом». После шести лет службы в качестве офицера по вооружению F-4 ВВС США он провел 20 лет в качестве штурмана Курнаса ВВС Израиля и совершил 200 боевых вылетов. Самым запоминающимся его полетом стал секретный разведывательный полет над Ираком в начале 1982 года, когда два разведывательных F-4 без сопровождения истребителей были перехвачены иракским МиГ-21, появившимся рядом с ними.
Черно-белый аэрофотоснимок, показывающий пару самолетов ВМС США McDonnell Douglas F-4 Phantom II, дозаправляющихся в полете, с облаками и горами вдалеке, сфотографированный во время войны во Вьетнаме, 1965 год.
» Вы могли бы протянуть руку и потрогать его», — рассказывает Гроссман, сфотографировавший иракский истребитель, Popular Mechanics . Но по приказу сделать фотографии и вернуться домой, «Фантомы» зажгли свои форсажные камеры. «Я никогда раньше не преодолевал звуковой барьер, летая так низко».
Летая на более поздней версии F-4E с предкрылками, Гроссман обнаружил, что «Фантом» очень хорошо маневрирует на малых высотах, «если вы держите бой в очень агрессивном жестком повороте».
По словам Гроссмана, хотя новые истребители, такие как F-16, более боеспособны, они менее универсальны. «Нет миссии, которую Фантом не может выполнить. Он будет пинаться и брыкаться, если вы не будете относиться к нему правильно. Но он заботится о тебе».
После замены истребителями F-15 и F-16 в 1980-х годах F-4 стал Wild Weasel (специальным подразделением, выполняющим опасную миссию по уничтожению средств ПВО противника) в операции «Буря в пустыне». Американские военные окончательно вывели «Фантом» из боевого применения в 1919 г.96. Еще F-4 летал в 2016 как беспилотник-мишень QF-4.
Греция, Турция и Южная Корея все еще эксплуатируют несколько F-4. По иронии судьбы, крупнейшим пользователем Phantom сегодня является Иран, который недавно продемонстрировал F-4 на подземной авиабазе.
Phantom LoveСегодня у Phantom много поклонников, например, F-4 Phantom II Society. Из сотен истребителей, построенных с 1945 года, почему такая любовь к этому? Возможно, это ностальгия бэби-бумеров по самолету, который был так заметен в их молодости. Или увлечение бойцом с такой длинной и красочной историей.
Но, возможно, настоящая причина непреходящей популярности Phantom заключается в простом уважении к неудачникам — восхищении неуклюжей, но отважной машиной, которая выполняет свою работу. Все самолеты хорошо выглядят на чертежной доске, и многие могут даже хорошо работать в идеальных условиях. Но реальные условия редко бывают идеальными, и история усеяна прекрасными самолетами, не выдержавшими боевые испытания.
Классический боец — это не тот, который показывает хорошие результаты, когда все идет как надо. Это тот, который выполняет миссии, для которых он никогда не был предназначен. Мужество и мастерство его экипажей сделали «Фантом» успешным, но для этого требовался достаточно способный и универсальный самолет.
F-4 Phantom не был ни красивым, ни элегантным. Но он сделал свою работу, тогда как многие другие самолеты в истории не смогли этого сделать. Вот что важно.
Вы можете найти Майкла Пека в Твиттере по адресу @Mipeck1.
Майкл Пек
Майкл Пек пишет о вопросах обороны и международной безопасности, а также о военной истории и военных играх. Его работы публиковались в журналах Defense News, Foreign Policy Magazine, Politico, National Defense Magazine, The National Interest, Aerospace America и других изданиях.