Хронология аварий и катастроф самолетов Як-130
19 мая 2021, 11:43
ТАСС-ДОСЬЕ. 19 мая 2021 года близ города Барановичи (Брестская область Белоруссии) потерпел крушение учебно-боевой самолет Як-130 Лидской штурмовой авиабазы белорусских вооруженных сил. По данным Минобороны Белоруссии, оба летчика погибли.
Согласно данным из открытых источников, за время испытаний и эксплуатации этого самолета в России были потеряны в общей сложности пять таких машин, в результате одной катастрофы погиб один человек. Кроме того, три экземпляра Як-130 были потеряны Военно-воздушными силами (ВВС) Бангладеш. До 19 мая 2021 года в Белоруссии потерь самолетов этого типа не было.
26 июня 2006 года прототип учебно-боевого самолета Як-130, принадлежавший Летно-испытательному институту им. М.М. Громова и выполнявший испытательный полет с аэродрома ЛИИ в Жуковском (Московская область), потерпел крушение в Рязанской области. Оба летчика успешно катапультировались и не пострадали, самолет был разрушен. Причиной аварии стал отказ системы управления.
29 мая 2010 года предсерийный экземпляр Як-130 (бортовой номер 93) 4-го Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВВС РФ им. В.П. Чкалова (Липецк) во время выполнения планового задания потерпел аварию при взлете. Экипаж успешно катапультировался, самолет был разрушен.
15 апреля 2014 года Як-130 Борисоглебского филиала Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС России потерпел крушение в районе пос. Батаевка (Ахтубинский район Астраханской области). Экипаж катапультировался, оба летчика получили тяжелые травмы, от которых скончался один из них — пилот-инструктор подполковник Сергей Серёгин. Самолет полностью разрушился. Причиной ЧП стал технический сбой — отказ системы управления.
11 июля 2017 года близ гор. Лохагара (округ Нарайл, область Кхулна, Бангладеш) потерпел крушение Як-130 (бортовой номер 15102, «короткий» номер 102) 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш. Оба летчика успешно катапультировались и не пострадали. Авиапроисшествие стало первым случаем потери самолета этого типа за пределами РФ.
16 сентября 2017 года при выполнении учебно-тренировочного полета вблизи аэродрома Борисоглебск (Воронежская область) потерпел аварию Як-130 (по неофициальным данным из открытых источников, бортовой номер «49 белый», регистрация RF-44490). По сообщению Минобороны РФ, экипаж увел воздушное судно от близлежащих построек, благополучно катапультировался и не пострадал. По информации СМИ, самолетом управляли курсант Иван Клименко и майор Сергей Заволока.
27 декабря 2017 года на юго-востоке Бангладеш, в округе Кокс-Базар, произошло столкновение в воздухе двух Як-130 местных ВВС. По неподтвержденным данным, машины имели бортовые номера 15103 («короткий» 103) и 15105 («короткий» 105). Пилотам удалось катапультироваться, обе машины были потеряны. При падении самолетов возникли пожары, были повреждены частные жилые дома, на земле получили ранения и ожоги не менее семи местных жителей.
12 апреля 2018 года в Грибановском районе Воронежской обл. потерпел аварию Як-130 авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища летчиков (Борисоглебск). По данным Минобороны, самолет упал в затопленной весенним паводком местности в районе с. Большие Алабухи. Оба летчика катапультировались, приземлились на небольшой островок и были спасены. Один из них повредил ногу. Воздушное судно выполняло плановый учебно-тренировочный полет. В военном ведомстве сообщали, что авария могла произойти из-за технической неисправности.
Теги:
БангладешБелоруссияРоссия
Читайте ТАСС
Новости
Дзен
ОАК передала Минобороны самолеты Су-30СМ2 и Як-130
ТАССиещё 12
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) изготовила и передала Минобороны России партию новых истребителей Су-30СМ2 и учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом говорится в сообщении правительства России, распространенном в понедельник.
© Минобороны РФ«Иркутский авиационный завод Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК», входит в госкорпорацию «Ростех») изготовил и передал Минобороны России новые истребители Су-30СМ2 и учебно-боевые Як-130″, — говорится в сообщении на сайте правительства.
Видео дня
В кабмине отметили, что Су-30СМ2 является развитием самолетов, которые стоят на вооружении ВКС РФ и авиации ВМФ России. «Новые машины получили усовершенствованный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Благодаря проведенной по заданию Минобороны России модернизации возросли боевые возможности самолетов. В частности, увеличилась дальность обнаружения и опознавания воздушных целей», — пояснили там, добавив, что истребители с помощью новых высокоточных средств поражения способны наносить удары по воздушным, наземным и морским объектам на дальности несколько сотен километров.
На двухместном учебно-боевой самолете Як-130 проходит основная и повышенная подготовка летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе сверхманевренных истребителей поколений 4++ и 5.
ОАК передаст еще одну партию самолетов заказчику до конца года в рамках государственного оборонного заказа.
«В составе Ростеха мы продолжаем выполнение своих обязательств в рамках государственного оборонного заказа.
Сегодня в производстве находится еще одна партия машин, которая будет передана заказчику до конца года», — сказал гендиректор ОАК Юрий Слюсарь.
Глава ОАК добавил, что модернизированные истребители Су-30СМ2, уже переданные корпорацией Минобороны России, зарекомендовали себя как эффективные и надежные машины для обеспечения задач военного ведомства.
Су-30СМ — российский многофункциональный истребитель. Самолет предназначен для эффективного поражения воздушных, наземных и надводных целей противника, защищенных с воздуха объектов инфраструктуры днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Истребитель способен вести воздушную разведку и пригоден для подготовки и переподготовки летного состава. Су-30СМ обладает средствами прорыва ПВО, большим боевым потенциалом и сверхманевренностью. Такие свойства обеспечивают ему превосходство над воздушным противником в ближнем воздушном бою.
Армия, Юрий Слюсарь, Минобороны России, Иркутский авиазавод, ОАК, Ростех, Правительство РФ
ТАСС: главные новости
Клим Шипенко: космос в моей жизни был задолго до того, как в ней появился «Вызов»
«Ъ»: на продаваемые в России смартфоны начали предустанавливать RuStore
Посол РФ в Китае обсудил с генсеком ШОС выстраивание взаимовыгодных международных связей
Як-130 Перчатка Учебно-боевой реактивный и легкий боевой самолет
Яковлев Як-130 Перчатка Усовершенствованный учебно-боевой реактивный и легкий боевой самолет
Яковлев Як-130 (обозначение по классификации НАТО: Mitten) — дозвуковой двухместный усовершенствованный учебно-боевой реактивный и легкий боевой самолет, первоначально разработанный Яковлевым и Aermacchi как «Як/АЕМ-130». Он также позиционировался как потенциальный легкий штурмовик. Разработка самолета началась в 1991, а первый полет состоялся 25 апреля 1996 года. В 2002 году он выиграл тендер правительства России на учебно-тренировочный самолет, а в 2010 году самолет поступил на вооружение ВВС России. Как перспективный учебно-тренировочный самолет Як-130 способен воспроизводить характеристики нескольких истребителей поколения 4+, а также Су-57 пятого поколения.
Яковлев Як-130 — усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, способный воспроизводить характеристики российских истребителей 4-го и 5-го поколений. Это возможно за счет использования цифровой авионики с открытой архитектурой, совместимой с шиной данных 1553, полностью цифровой стеклянной кабины, четырехканальной цифровой системы Fly-By-Wire (FBWS), управляемых инструктором и переменных характеристик управления FBWS и встроенного моделирования. Этот тип также имеет проекционный дисплей (HUD) и нашлемную прицельную систему (HMSS) с двойным приемником GPS / ГЛОНАСС, обновляющим инерциальную систему отсчета (IRS) для высокоточной навигации и точного наведения. По оценкам разработчика, самолет может покрывать до 80% всей программы летной подготовки пилотов.
Яковлев Як-130 «Рукавица» Усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет Комплекс боевой подготовки на Як-130 включает имитацию и реальную стрельбу ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», сбросом бомб, стрельбой из пушек и др. бортовые системы самозащиты. Помимо своей учебной роли, самолет способен выполнять задачи легкой атаки и разведки. Он может нести боевую нагрузку в 3000 кг (6600 фунтов), состоящую из различного управляемого и неуправляемого вооружения, дополнительных топливных баков и электронных блоков. На этапе тестирования, завершившемся в декабре 2009 г., самолет был испытан со «всем бортовым вооружением массой до 500 кг, состоящим на вооружении ВВС России». Як-130 имеет девять узлов подвески: две законцовки крыла, шесть подкрыльевых и одну подфюзеляжную.
Яковлев Як-130 Рукавица Усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет
Максимальный внутренний запас топлива составляет 1700 кг (3700 фунтов). С двумя внешними боевыми топливными баками этот показатель увеличивается до 2600 кг (5700 фунтов). Максимальная истинная скорость полета составляет 0,93 Маха (572 узла), практический потолок — 12 500 метров (41 000 футов), коэффициенты перегрузки — от ?3 до +9.г. Типичная взлетная скорость и расстояние в «чистой» конфигурации составляют 209 км/ч (113 узлов) и 550 м (1800 футов), а посадочные значения составляют 191 км/ч (103 узла) и 750 м (2460 футов).
ARMS РАССЛЕДОВАНИЕ Российский самолет ЯК-130 в Мьянме
Краткий обзор
Як-130 — современный двухместный учебно-боевой реактивный самолет российского производства с задокументированными возможностями штурмовика. типы вооружения (с максимальной полезной нагрузкой 3000 кг).
Myanmar Witness изучил изображения и кадры, полученные из Мьянмы за последние два года, которые показали, что военные Мьянмы приобрели, а затем использовали самолеты Як-130 в ряде военных операций для поражения наземных целей.
В период с 2015 по 2019 год было поставлено 12 самолетов в соответствии с договорами о закупках между Мьянмой и Россией. После переворота в 2021 году Россия выразила намерение продолжать поддерживать вооруженные силы Мьянмы и поставлять дополнительные самолеты Як-130. 15 декабря 2021 года шесть дополнительных самолетов были представлены на авиабазе Мейктила (မိတ္ထီလာမြို့) в Мьянме в рамках церемонии 74-летия ВВС Мьянмы (MAF).
Следует отметить, что Россия также выразила намерение поставить более совершенный экспортный вариант Су-30 (сверхзвуковой двухместный реактивный самолет с максимальной полезной нагрузкой 8000 кг). Myanmar Witness не знает о том, что этот самолет в настоящее время поставляется вооруженным силам Мьянмы и не используется ими.
Проанализировав бортовые номера самолетов, Myanmar Witness считает, что на вооружении ВВС, вероятно, находится 20 Як-130 (до каких-либо потерь).
Предыстория и контекст
Оружейный отдел является подгруппой Отдела расследований открытых источников организации Myanmar Witness, занимающейся выявлением и расследованием использования и происхождения характерного оружия и военной техники в ходе конфликта. Myanmar Witness ранее публиковал ряд отчетов о конкретных инцидентах и схемах деятельности в Мьянме, причем некоторые из них были сосредоточены на использовании и происхождении определенного оружия.
Неизбирательное использование современных ударных самолетов, особенно когда они используются в координации с другими военными самолетами, резко контрастирует со средствами и методами, используемыми теми группами, которые рассматриваются военными Мьянмы как повстанцы. В этом отчете представлен краткий обзор происхождения и использования самолета Як-130 в ходе наземных атак в период с мая 2020 г. по июнь 2022 г.
Методология
Myanmar Witness следует методологии цифрового сохранения и тщательного воспроизводимого анализа. Цифровые доказательства собираются и архивируются в защищенной базе данных и сохраняются с помощью хеширования для подтверждения подлинности и предотвращения подделки.
Геолокация выполняется с использованием разнообразных онлайн-инструментов с открытым исходным кодом, таких как Google Earth, для сопоставления спутниковых изображений с визуальными особенностями, указанными в кадрах или изображениях. Требуется большое бремя доказывания для соответствия изображениям, а геолокации должны быть перепроверены и рецензированы, прежде чем они будут признаны проверенными и включены в отчеты Myanmar Witness.
Хронолокация обычно выполняется путем анализа временных меток пользовательского контента (UGC) для определения жестких пределов возможных временных рамок. За этим может последовать контекстный анализ, например, сравнение с известными индикаторами, такими как видимые события или часы, погода и тени. Угол тени определяется после геолокации, и его ориентация используется для определения положения солнца и, следовательно, времени. Это не всегда невероятно точно, но хронолокация включена как можно точнее без неправильной атрибуции времени для учета возможных проблем.
Если речь идет о непроверенной информации, такой как показания свидетелей или включение сторонних сообщений, Myanmar Witness сообщил, что эти включения являются утверждениями и не были независимо проверены Myanmar Witness, но их включение может быть уместным для включения в качестве контекста. вокруг расследования. Следуя этическим стандартам, Myanmar Witness скрыла идентифицирующую информацию о причастных лицах, подвергла цензуре частную информацию и изображения, где это уместно, удалила ссылки на частных лиц и надежно заархивировала указанную информацию. Там, где это уместно, Myanmar Witness также подвергла цензуре или удалила графические изображения в наших репортажах.
В дополнение к стандартным методам разведки с открытым исходным кодом (OSINT) Myanmar Witness создала базу данных всех известных серийных номеров самолетов этого типа, находящихся на инвентаре MAF. Это позволило нам сделать вывод о высокой вероятности того, что MAF эксплуатирует больше Як-130, чем предполагалось ранее.
Ограничения
Информация, полученная Myanmar Witness, поступает из района продолжающегося конфликта, поэтому предполагается, что выборка была предвзятой. Это связано с несколькими факторами, включая страх перед последствиями загрузки, недоступность информации из официальных источников и доступность (или отсутствие) Интернета. Myanmar Witness стремится максимально устранить эту предвзятость, используя сфокусированные и широкие условия поиска на нескольких языках в открытых источниках, а также идентифицируя медиа из нескольких источников. Там, где это возможно, мы включаем социальные сети, а также средства массовой информации, выступающие за и против режима, чтобы уменьшить влияние этой предвзятости и обеспечить сбор как можно большего количества информации из различных источников.
Выводы
Як-130 является одним из ключевых военных самолетов, представляющих интерес в конфликте в Мьянме, в связи с его все более частым развертыванием и беспрецедентными боевыми вылетами в последнее время в населенных пунктах.
Як-130 изначально проектировался как реактивный учебно-тренировочный самолет, но с тех пор продается как легкий штурмовик с боевой нагрузкой 3000 кг. Производится корпорацией «Иркут» на Иркутском авиационном заводе в Иркутске, Россия. Мьянма Свидетель ознакомился с доказательствами того, что 22 июня 2015 года Мьянма подписала с АО «Рособорон экспорт» договор о покупке Як-130. Военный режим Мьянмы получил шесть самолетов в период с 2015 по 2016 год и еще шесть в период с 2018 по 2019 год..
Рисунок 1: 1-е и 3-е изображения показывают Як-130 в полете над районом Лойкау, штат Кая, 21 февраля 2022 года, на конфиденциальных видеозаписях, предоставленных The Free Burma Rangers и проанализированных Myanmar Witness. Центральное изображение предназначено для справки. Источник: Новости авиации Youtube .
Рисунок 2: шесть самолетов Як-130, как сообщается, были введены в эксплуатацию ВВС США в декабре 2019 года. Источник: Старший генерал Мин Аунг Хлаинг
В эти же сроки грузовым самолетом Ил-76ТД (регистрационный номер RA-78765) российской авиакомпании «Авиакон Цитотранс» были доставлены в Лаос самолеты Як-130. Myanmar Witness подозревает, что эта авиакомпания также может нести ответственность за доставку Як-130 в Мьянму.
Як-130 технически создавался для обучения, но успешно применялся в действиях «по наземным и воздушным целям в простых и сложных метеоусловиях». Планер имеет девять узлов подвески, которые могут быть оснащены различным вооружением. Мьянма Свидетель видел кадры, на которых видно, что Як-130 несколько раз использовался для запуска неуправляемых ракет по населенным пунктам Мьянмы.
Як-130 может использовать три типа ракет: 122-мм реактивный С-13Б (пенетратор), 240-мм реактивный С-24Б (осколочно-фугасный) и 80-мм реактивный С-8КО (кумулятивный). Особый интерес представляет С-8КО. Myanmar Witness подтвердил, что по крайней мере одна партия была доставлена в Мьянму из Сербии после военного переворота 1 февраля 2022 года белорусской авиакомпанией. Это событие произошло, несмотря на статус кандидата в члены ЕС Сербии. Помимо Организации Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС) ввел собственное эмбарго на поставки оружия в Мьянму, которое имеет обязательную юридическую силу для всех государств-членов после февральского переворота 2021 года. Myanmar Witness не обнаружил никаких признаков того, что ракеты С-8 производились местными силами, поэтому вполне вероятно, что все используемые ракеты С-8 были импортированы. Потребуется дополнительное расследование, чтобы оценить, были ли они поставлены на законных основаниях.
Як-130 также оснащен 23-мм пушкой, которая также использует боеприпасы с возможными каналами поставок в Сербию. В то время как Myanmar Witness в настоящее время расследует эту связь, стреляные гильзы того же калибра, произведенные в Сербии в конце 1980-х годов (показаны ниже), были обнаружены на земле в Лей-Кей-Кау-Миотите (လေးကေ့ကော်မြို့သစ်) в апреле 2022 года после воздушной атаки, которая зарегистрированы жертвы среди гражданского населения и повреждены жилые дома.
После переворота в феврале 2021 года Россия заявила о намерении продолжить поставки в Мьянму Як-130, а также более совершенный экспортный вариант Су-30. Это намерение было подтверждено предоставлением еще шести Як-130, которые были представлены 15 декабря 2021 года на авиабазе Мейктила (မိတ္ထီလာမြို့) в Мьянме в рамках церемонии 74-летия MAF.
Рисунок 3: кадр из видео, размещенного в Твиттере и первоначально снятого из государственной телевизионной передачи, в которой рассказывается о новых самолетах, введенных в эксплуатацию ВВС. Видео изначально произведено MRTV (государственная телекомпания Мьянмы). Источник: Трансляция МРТВ .
Рисунок 4: снимок экрана из того же видео, на котором показаны четыре Як-130. Обратите внимание на номер под фонарем на каждом самолете. Источник: Трансляция МРТВ .
Myanmar Witness провела открытый анализ изображений и видеозаписей Як-130, эксплуатируемых ВВС Мьянмы, и выявила тенденцию в нумерации хвостов. Бортовые номера Як-130 состоят из четырех цифр с цифрой «18». Весьма вероятно, что «18ХХ» — это текущая схема именования всех Як-130, находящихся в настоящее время на вооружении Мьянмы. В предыдущем отчете FlightGlobal, специализированного источника по ВВС, предполагалось, что общее количество Як-130 на вооружении MAF составляет 18. Хотя не все серийные номера были соблюдены, учитывая, что бортовые номера 1801, 1802, 1819, и 1820 было, вполне вероятно, что истинное количество Як-130 в инвентаре MAF составляет 20. 2020 — Первые доступные кадры, на которых якобы изображен Як-130 в бою. Эта видеозапись в настоящее время не подтверждена Myanmar Witness, но предположительно представляет собой нападение, снятое в штате Ракхайн против повстанцев. Видно, как запущено несколько неуправляемых ракет — возможно, С-8Кос.
10 февраля 2022 — Спутниковые снимки высокого разрешения, полученные от Maxar Японской радиовещательной корпорацией (NHK) и проанализированные исключительно Myanmar Witness, показывают Як-130 на северной взлетно-посадочной полосе ( 17. 120503, 96.082530 ( ) в Hmawbi မှော်ဘီ) авиабаза ( ICAO: VYHB ), Янгон. Судя по всему, на подкрыльевых пилонах самолета установлены дополнительные внешние топливные баки: это говорит о том, что Як-130 был сфотографирован непосредственно перед вылетом или после него. Этими топливными баками, вероятно, будут два ПТБ-450, которые могут увеличить дальность полета Як-130 с 1600 до 2100 километров.
Рис. 5: Изображение Як-130 в высоком разрешении, сделанное Maxar на авиабазе Хмавби. Источник: Маркетинговый пакет Як-130
Шесть ангаров рядом с тем местом, где замечен Як-130 ( 20.166575, 94.967130 ; рис. 7, левое изображение) были построены в ноябре 2021 г. – менее чем за месяц до этого. до поставки шести Як-130 15 декабря 2021 года. Такой вывод сделан на основе анализа снимков Google Earth. Эти ангары имеют ту же конструкцию и размеры, что и ангары на авиабазе Мандалай (မန္တလေး) ( 21.682378, 95.985175 ; рис.
7, правое изображение), где, как известно, базируются Як-130.
Рисунок 7. Снимок Google Earth, показывающий ангары на авиабазе Хмавби (слева) и авиабазе Мандалай (справа)
18 февраля 2022 г. ) были повреждены в результате взрыва бомбы неподалеку от штаб-квартиры ВВС Хмавби (မှော်ဘီ). Считается, что нападение было совершено Народными силами обороны (PDF – Yangon) при возможном содействии личного состава ВВС.
21 февраля 2022 — Конфиденциальные кадры, полученные от Свободных бирманских рейнджеров и эксклюзивно проанализированные Myanmar Witness, показывают, что как минимум один Як-130 предположительно участвует в операции в районе Нам Мае Кон (နန်းမယ်ခုံ), к западу от Лоикау. Государство Кая.
27 марта 2022 г. — Во время военного парада в честь 77-й годовщины Вооруженных сил в Нейпьидо (နေပြည်တော်), Мьянма, пять Як-130 были замечены летящими над красный) с тремя К-8 китайского производства (обведены синим).
Исторически парад использовался Татмадау для демонстрации миру своего лучшего и самого ценного оружия.
Рис. 8: кадр с парада в честь 77-й годовщины Вооруженных сил в Майпьидо, на котором видны Як-130 и К-8. Кадры из прямой трансляции парада MAF слева по сравнению с кадрами с авиашоу в Дубае (справа). Источник: Aviation International News
10 апреля 2022 — кадры в Facebook, загруженные группой Каренской национально-освободительной армии (KNLA) под названием Cobra Column и проанализированные Мьянмой. Свидетель показывает, как Як-130 летит над головой во время боевого задания. над Лэй Кей Кау Миотит (လေးကေ့ကော်မြို့သစ်). Важно отметить, что в новостях самолет был ошибочно идентифицирован как МиГ-29.. На аудиозаписи слышны взрывы и стрельба, а на первых секундах видеозаметен след черного дыма за крыльями Як-130. Это типично для неуправляемых ракет, запускаемых из подкрыльевых контейнеров.
Рис. 9: Кадры из видеозаписи Facebook, по оценке, показывающие Як-130 над головой во время боевого вылета над Лей-Кей-Кау. Кадры из этого видео сравнивались с кадрами из эталонного видео Як-130. Источник: Международные авиационные новости
Рисунок 10: изображение, сделанное The Cobra Column, группой KNLA, якобы задокументировавшей участие Як-130 в военной операции 11 апреля 2022 года. Источник: The Cobra Column Facebook
12 апреля 2022 — Изображения следующего дня, опубликованные той же группой KNLA, показывают израсходованные гильзы калибра 23 мм, собранные на земле. Myanmar Witness подозревает, что эти патроны могли быть изготовлены в Сербии в 1989 году, судя по клеймам патронов, на которых указаны инициалы компании-производителя, год выпуска и калибр (однако для подтверждения этой информации требуется дополнительная проверка). Важно отметить, что Як-130 — не единственный самолет на вооружении ВВС, оснащенный 23-мм пушкой.
Рис. 11. Изображение, опубликованное The Cobra Column, на котором видны израсходованные 23-мм гильзы. Источник: The Cobra Column Facebook
18 мая 2022 — Представлены кадры Як-130, стреляющего из 23-мм пушки и неуправляемых ракет возле Тэй Бау Бо းရွာ), к югу от Myawaddy (မြဝတီ). Myanmar Witness в настоящее время собирает дополнительную информацию об этом нападении, но считается, что это ответ на атаку сил КНОА на военную базу Тхэ Бау Бо (သေ့ဘောဘိုးကျေးရွာ). Это наиболее полные кадры атакующих возможностей Як-130, с которыми сталкивался Myanmar Witness. На нем показана скоординированная ударная операция «воздух-земля» с участием нескольких различных авиационных платформ. Во время атаки военные задействовали ATR-42 (подтверждено; предполагается, что он выполнял разведывательные функции), два К-8 (подтверждено; вероятно, наносил авиаудары), по крайней мере, один ударный вертолет Ми-35 (подтверждено; наносил авиаудары) , МиГ-29(непроверено; возможно, наносил авиаудары), и были утверждения, что также использовался ДПАС CH-3 (непроверено; возможно, для разведки).
Рисунок 12: Як-130 во время штурмовки. Источник: The Cobra Column Facebook
27-28 июня 2022 – 4 июля группа KNLA, Cobra Column, загрузила в Facebook два видео, которые предположительно были сняты 27 и 28 июня. На первом видео, которым поделилось Khit Thit Media, видно, как минимум один Як-130 совершил два прохода и выпустил несколько залпов неуправляемых ракет по земле (рис. 13). На втором видео видно, как минимум один Як-130 совершил не менее пяти заходов и выпустил около 18 залпов неуправляемых ракет. Утверждается, что воздушная атака была нанесена в районе к югу от городка Мявади (မြဝတီမြို့နယ်) в штате Карен. Myanmar Witness удалось геолоцировать два видео, которые были сняты с одного и того же места (16:29).1986, 98.664069), всего в 200 м от границы Таиланда и Мьянмы. Myanmar Witness ранее видел ряд сообщений о боевых действиях, а также доказательства того, что несколько ВПЛ прибыли из этого района.
Рис. 13: два кадра из первого видео, рассмотренного выше, Як-130 после залпа неуправляемых ракет по земле. Источник: Knit Thit Media
Рис. 14: кадры из видеозапуска Як-130 залпов неуправляемых ракет по земле. Видео привязано к 16.291986, 98.664069 . Источник: The Cobra Column Facebook
Рис. 15: кадры из видео Як-130, выпускающего залпы неуправляемых ракет по земле. Видео привязано к 16.291986, 98.664069 . Источник: The Cobra Column Facebook
Заключение
Мьянма Свидетель подтвердил неоднократное использование Як-130 — современного двухместного учебно-тренировочного реактивного самолета российского производства с задокументированными возможностями штурмовика — в Мьянме. В ходе этого расследования заслуживающие доверия отчеты и геолокация выявили использование Як-130 в населенных, гражданских районах. В период между февральским переворотом 2021 года и концом июня 2022 года Myanmar Witness отслеживала ситуацию и выявила поставку шести дополнительных самолетов Як-130.