Су-15 — гроза Боингов. | АВИАЦИЯ, ПОНЯТНАЯ ВСЕМ.
СУ-15ТМ
Сегодня вспомним об интересных событиях событиях более, чем 25-летней давности. Итак… Сверхзвуковой истребитель-перехватчик СУ-15, долгое время составлявший основу авиации противовоздушной обороны Советского Союза имел за свою историю несколько расхожих названий-кличек. Обычно такого рода авиаторские клички довольно точно подмечают характерные особенности техники. Так было и в этом случае. Первое самое известное «убийца боингов», второе, из первого вытекающее, «голубь мира», третье «красавчик ПВО» (этот самолет действительно очень красив, особенно в полете). Было даже название «карандаш». Это потому, что фюзеляж у него весь такой тонкий и длинный. Действительно карандаш :-). Хотя карандашом летчики еще называли видную с высоты взлетную полосу, тоже тонкую, как карандаш. Разрабатывался этот самолет в начале 60-х годов и хоть разработка шла полулегально, без специального госзадания, он был на тот момент остро необходим вооруженным силам СССР. На западе к тому времени появились ударные и разведывательные самолеты, летавшие на высотах около 20 км. А у нас практически не было перехватчиков, способных их достать.
Был истребитель СУ-9, способный выйти на эту высоту, но только динамическим способом, делая горку и долго не мог там оставаться, что не позволяло ему выполнить атаку цели ракетами.
СУ-9. Один из предшественников СУ-15.
Все наверняка знают инцидент с американским разведывательным самолетом U-2 произошедший 1-го мая 1960 года. Так вот тогда с аэродрома Кольцово, что под Екатеринбургом, был поднят Су-9 ( он перегонялся с завода в строевую часть и поэтому был без боезапаса) с заданием таранить самолет-нарушитель. Но наземная служба не смогла навести его на цель и таран не состоялся. Разведчик U-2 был позже сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса С-75. В таких условиях необходим был перехватчик, способный летать на высотах хотя бы 18-19 км и стрелять ракетами выше над собой. Таким самолетом и стал СУ-15. Конечно он не был каким-то особо выдающимся самолетом. Но все же это был значительный шаг вперед в развитии авиации ПВО. Он был первым советским истребителем, способным успешно уничтожать цели на высотах до 23 км. По многим параметрам он ощутимо превосходил своих предшественников, начиная от условий работы летчика и кончая комплексом нового оборудования.
Истребитель-перехватчик СУ-15ТМ2
На самолете было установлено два двигателя, что значительно повышало его надежность. Были конечно и недостатки (куда ж без них :-)), например, очень большая посадочная скорость (до 350 км/ч), и трудности в освоении его летным составом, но в целом самолет получился очень хорошим и хорошо справлялся со своими задачами. Любопытная подробность :-). Он имел на борту 7,5 литра спирта для охлаждения тормозов (это требовалось из-за высокой посадочной скорости), чего не было у его предшественников СУ-9 и СУ-11. А так как этот запас расходовался не всегда, все зависило от условий полетов, то необходимый ингридиент для ликера шасси присутствовал :-). Су-15 называли «ракетный» перехватчик, имея ввиду, что он предназначен, в первую очередь, для уничтожения стратегических ударных средств противника (в т.ч. и ракет). Однако зачастую ему приходилось иметь дело с другими объектами. С этим-то и и связаны две первые клички :-). Этот самолет ни разу не участвовал в боевых действиях и не поставлялся за рубеж, но в инцидентах, связанных с пролетом иностранных самолетов над территорией СССР он участвовал неоднократно. Три из них наиболее существенны.
Боинг-747. Такой же как в рейсе KAL007.
Разведчик RC-135
Первый случай, самый известный. Это инцидент с самолетом Боинг-747-230В южнокорейской авиакомпании «Korean Airlines» 1 сентября 1983 года. Боинг, выполнявший рейс КАL007 Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул, в течение полета сильно отклонился от заданного курса. Первый раз он вторгся в воздушное пространство СССР над Камчаткой (отклонение от курса составляло 300 км), где на перехват были подняты 6 самолетов МИГ-23 и для него настойчиво передавались предупреждения о нарушении границы.
Маршрут полета Боинга-нарушителя
Боинг, выйдя из советского воздушного пространства над Охотским морем, вновь нарушил границу над Сахалином с отклонением от курса уже 500 км. Надо сказать, что первоначально Боинг был принят за разведывательный самолет RC-135, некоторое время летевший с ним в очень близком соседстве. С аэродрома Долинск-Сокол на Сахалине был поднят на перехват Су-15 подполковника Геннадия Осиповича. Летчик догнал самолет-нарушитель и некоторое время сопровождал его, пытаясь обратить на себя внимание по международным правилам покачиванием с крыла на крыло, миганием аэронавигационными огнями и использованием радио. Потом был выполнена стрельба из пушки по курсу полета несколькими длинными очередями. Трассирующих снарядов не было, но факела выхлопа не заметить было просто невозможно (скажу это по собственному опыту). Несмотря на все это реакции не последовало. И тогда в 18:26 по GMT Боинг по приказу с земли был сбит выстрелом двумя ракетами Р-98. Считается, что в результате этого происшествия погибло 269 человек. После этого случая Рейган обвинил СССР в преднамеренной атаке на мирный пассажирский самолет и назвал Советский Союз «империей зла». Начался новый период холодной войны. Вот вам и «голубь мира». Скажу сразу, что в этой истории очень много серых пятен и для изложения полного материала нужно писать отдельную большую развернутую статью ( что я, видимо, и сделаю позже:-)). Есть достаточно много спорных и совсем противоречивых фактов. Лично я согласен с летчиком Геннадием Осиповичем в том, что на сбитом самолете не было людей, кроме экипажа. Этот самолет стал заложником большой политики США. Такого рода вещи неоднократно происходили до и после этого инцидента. Кстати, по мнению специалистов, не факт, что Боинг вообще был полностью уничтожен двумя ракетами (уж слишком велик самолет), а не добит позже кем-то другим. В пользу этого говорит случай номер два с участием СУ-15.
Боинг-707.
Маршрут полета Боинга 707
20 апреля 1978 года самолет Боинг-707-321В все той же авиакомпании «Korean Airlines», совершая рейс Париж-Анкоридж-Сеул, по совершенно непонятным причинам отклонился от курса почти на 180 градусов и вошел в воздушное пространство Советского Союза в районе Мурманска. Поднятый на перехват Су-15, пилотируемый капитаном А. Босовым подавал ему сигналы, после которых тот стал уходить в сторону Финляндии. Тогда по приказу с земли был произведен выстрел все той же ракетой Р-98.
Ракета Р-98
Крыло Боинга-707, развороченное взрывом ракеты Р-98.
Стоит упомянуть, что по западным данным Босов пытался убедить руководство не стрелять, ведь это был пассажирский самолет (на борту у него было 109 человек), а не разведчик, но приказ остался неизменным. Взрыв ракеты оторвал часть левой консоли крыла Боинга длинной 3-4 метра, но тем не менее самолет совершил удачную аварийную посадку на лед замерзшего озера. И наконец третий случай, несомненно достойный внимания. 18 июля 1981 года самолет CL-44 аргентинской авиакомпании «Transportes Aereo Rioplatense» совершал рейс Тель-Авив-Тегеран, перевозя оружие для Ирана. Непреднамеренно (судя по всему) он вторгся в воздушное пространство СССР со стороны Армении. На перехват был поднят капитан Куляпин В.А. на своем СУ-15ТМ. Сопровождая самолет-нарушитель он согласно международному коду подавал нарушителю знаки следовать за собой. Но тот без какой-либо реакции продолжал лететь в сторону границы. Времени на атаку ракетами Р-98 уже не оставалось и Куляпин таранил нарушителя фюзеляжем в стабилизатор. CL-44 вошел в штопор и упал, 4 человека экипажа погибли. Летчик Су-15-го катапультировался и остался жив. Был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Это был второй и последний таран в истории реактивной авиации.
Аргентинский транспортник CL-44.
Таковы некоторые эпизоды из богатой летной истории когда-то красы и гордости авиации, «красавчика ПВО» истребителя-перехватчика СУ-15. Этот самолет почти 30 лет, что называется верой и правдой прослужил в вооруженных силах СССР. Сейчас уже последние его экземпляры доживают свой век на базах долговременного хранения. Все в этом мире, к сожалению, проходит. Но память… Память об этой стремительной красоте… Она остается. Есть такая книга, называется «Нежность к ревущему зверю». Она об этом…
В завершение предлагаю вам посмотреть два ролика о СУ-15. Там и о самолете, и о памяти… 🙂
P.S. Данные самолета СУ-15 я решил не размещать, дабы избежать обвинений в плагиате от сервисов типа Адвего и Яндекс, да и духу статьи это не соответствует. Любой желающий может их посмотреть их в поисковике, а моя статья все же уникальна :-).
Фотографии кликабельны.
This entry was posted in АВИАИНТЕРЕСНОСТИ, ИСТОРИЯ АВИАЦИИ, САМОЛЕТ and tagged САМОЛЕТ, СУ-15. Bookmark the permalink.
Самолеты США нанесли авиаудар по аэродрому «Сухая Речка» в Приморье 69 лет назад
Все, что осталось от памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), «Русские самураи» Владивосток
Представитель «Русских самураев» Дмитрий Семенов нашел и привел в порядок забытый всеми памятник погибшим летчикам
Мотоциклисты Приморья напомнили жителям края, да и всей России, об исторической дате, которую давно забыли. 8 октября 2019 года исполнилось ровно 69 лет с того момента, когда самолеты США нанесли удар по советской территории. В 1950 году два истребителя ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» («Метеор») нарушили государственную границу СССР и атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая Речка» в Хасанском районе Приморья. В результате обстрела были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один самолет сгорел полностью, сообщает РИА PrimaMedia.
Тем не менее, американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990 года.
О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.
Справка: Сухая Речка расположена на одноименной реке, в 2 км от ее впадения в бухту Перевозную Амурского залива. Село связано автомобильной дорогой длиной 26 км с трассой А 189 Раздольное — Хасан. Расстояние до райцентра, поселка Славянка, по дороге составляет 54 км, до Владивостока — около 154 км. Ближайшая железнодорожная станция Кедровая расположена в 1 км к югу.
На поиски памятника
Мотоциклисты Владивостока нашли памятник. Как рассказал представитель мотообъединения Приморского края «Русские самураи» Андрей Белоконь, идея найти памятник погибшим советским летчикам при бомбардировке советской территории американцами возникла из-за того, что историю начали забывать.
«Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот уже 65 лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут, — отметил Андрей Белоконь в 2015 году, когда готовился этот материал. — Вряд ли в школах на уроках истории вспоминают эти события, да и взрослое население края не знает тех трагических дней, которые произошли 65 лет тому назад. Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения».
Мотоциклисты Владивостока отправились на поиски памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), «Русские самураи» Владивосток
На поиски памятника отправился Дмитрий Семенов (Брест). По его словам, чтобы найти братскую могилу и сам памятник пришлось немного поплутать.
«Местное население практически не помнит тех событий и не знает, что за памятник стоит на окраине села. Полазив по кустам и оврагам, я его, конечно же, нашел — он стоит у дороги ведущей к станции. Найти его достаточно просто (для тех, кто знает). Видно, что он никому не нужен, таблички нет, весь грязный. Разгребал кусты, плиты почистил от земли и сфотографировал сам «памятник», — рассказал Дмитрий Семенов.
Все, что осталось от памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), «Русские самураи» Владивосток
Воспоминание непосредственного участника тех событий, летчика 821-го полка Владимира Николаевича Забелина:
«821-й полк проводил учение с перебазированием авиации и наземного обеспечения. Полк перебазировался, расставили все три эскадрильи по стоянкам, а 8 октября прилетели два «Шутинга», и нанесли удар по стоянкам. Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что 1 самолет взорвался, и еще 6 самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более 20 самолетов, а в полку по штату всего 40 самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали 2 захода. Расстреляли самолеты «Кингкобры», стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких «МиГов» там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли».
Действия Корейской войны распространились на территорию СССР
Той осенью вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Их самолеты совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз.
Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.
Серия нападений США на СССР
В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче — Тихоокеанский флот), в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.
4 сентября 1950 года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 км к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» ст.лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его 2 наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли. Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке.
7 октября 1950 года в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще в годы Великой Отечественной войны, передислоцировались в район Сухой Речки Хасанского района Приморского края. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте и в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь.
9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Не могли понять – или это начало Третьей мировой войны, или ошибка пилотов. 20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, в том, что американские вооруженные силы оказались замешанными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, а нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов.
Несмотря на то что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия. Имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.
Хроники необъявленной советско-американской воздушной войны:
• 8 апреля 1950 года американский разведчик нарушает рубежи СССР в районе военно-морской базы в Либаве. Четверка истребителей Ла-11 сбивает разведчика со всем экипажем из десяти человек.
• В мае 1950 года два истребителя F-51 «Мустанг» в небе над Чукоткой встречаются с парой Ла-11. В бою сбит один «Мустанг».
• В декабре 1950 года пара МиГ-15 в Приморье сбивает над морем разведчик РБ-29.
• 7 октября 1952 года «Суперкрепость» Б-29 вторгся в небо над Курилами, открыл огонь из своих пушек по двум патрульным МиГам и был тут же сразу уничтожен.
• 18 ноября 1951 года произошел воздушный бой между четырьмя советскими истребителями МиГ-15 и группой истребителей ВВС США Ф-9 над заливом Петра Великого. Сбиты два наших самолета, еще один из патрулировавших тот район разбился из-за аварии (отказ двигателя). У американцев только один самолет получил повреждения.
Сухой Су-15
Сухой Су-15Фон
Не путать с более поздним треугольным Су-15 «Флагон», первым
Су-15 (внутреннее обозначение «П»)
двухмоторный перехватчик со стреловидным крылом, совершивший первый полет 11 января.
1949 г. При проектировании истребителя коллектив конструкторов принял необычную вертикальную
расположение двигателя в шахматном порядке с верхним расположением ТРД РД-45
условно в хвостовой части фюзеляжа и вытяжной в хвостовой части. в то время как нижний
двигатель был установлен дальше вперед и выпускался под центр фюзеляжа. Оба
двигатели питались через носовой воздухозаборник с раздвоенным коробом, а кабина была
смещен влево, чтобы разместить воздуховод к заднему двигателю. Истребитель должен был
имели скорость 652 миль в час на уровне моря и 621 миль в час на высоте 16 404 футов. Обтекатель
жилье 9РЛС 0003
Модель
Су-15 компании Unicraft поставляется в прочной картонной коробке с впечатляющим изображением самолет «вырывается» из фона на вас.
Отлитый из серой очень хрупкой смолы, он состоит из 30 частей,
деталь панели с гравировкой. Есть некоторая вспышка, а мелкие детали имеют
тонкая паутина смолы, окружающая их. В инструкции есть предупреждение
о хрупком характере смолы и советует использовать осторожность и горячее
нож.
Деталь кокпита включает в себя пол, заднюю перегородку, двухсекционное сиденье, КОНТРОЛЬ
СТОЛБЕЦ ??? и приборная панель с выгравированными деталями. Боковые консоли есть
отлиты в половинки фюзеляжа и добавлены боковые панели из тонкого пластика
карта — только для покрытия довольно грубого интерьера. Внешняя поверхность комплекта
гладкая с очень небольшими признаками пузырьков воздуха, но внутренняя часть выглядит как
Шоколадный батончик Aero — отсюда и необходимость в карточных панелях. Вся кабина была
окрашены в средне-серый цвет, а инструменты выделены черным цветом. Я также добавил
пара декалей приборов из листа Reheat. Сиденье было окрашено в серебристый цвет.
с черной подушкой и подголовником. Я добавил кусочки пластиковой карты сзади и
перед кабиной, чтобы закрыть его.
После установки кабины и очистки сопрягаемых поверхностей два
половинки фюзеляжа соединялись при помощи суперклея.
Я бы посоветовал прошивку
немного свинцового груза в носу перед соединением половинок фюзеляжа, я пренебрег
для этого пришлось запихнуть груз через носовое отверстие готового
модель!
Носовое кольцо было притерто, чтобы обеспечить плоскую поверхность для сопряжения с передняя часть фюзеляжа и была приклеена на место. Подгонка очень хорошая, только намек на то, что для скрытия соединения необходим наполнитель. Плавник является отдельной деталью и нужен был какой-то наполнитель, чтобы смешать его с позвоночником.
Далее занялись крыльями — после АККУРАТНОГО снятия плинтуса молдинга,
они были просто соединены встык с фюзеляжем, но с добавлением латуни
стержневой лонжерон для дополнительной прочности.
К нижней выхлопной сами выхлопные патрубки.
На этом этапе сборки я промыл сборку в теплой мыльной воде. и когда он высох, я покрыл модель слоем грунтовки из баллончика Halfords. Серая пластиковая грунтовка. Это выявило несколько областей, требующих внимания: особенно в суставах. Как только они были исправлены, я решил заняться гравированные линии панелей.
Линии панелей Unicraft точны, но, ИМХО, немного перестарались. Они также немного «рваный» и местами нечеткий. Теперь у меня нет необходимого навыка — ни терпения — переписать их, и вообще, я считаю, что линии панелей невидимым при просмотре с масштабного расстояния, на котором будет просматриваться моя модель, поэтому Я выбрал простой вариант и просто заполнил их все!
Я взял чертилку на поверхности управления, чтобы выделить их, но все
другие линии были заполнены Squadron ‘White Stuff’, и вся модель была натерта. вниз. Пушечные желоба были просверлены для их усиления.
Одним из вопиющих упущений в наборе является полное отсутствие ограждений-крыльев. У Су-15 их по две на каждом крыле, поэтому их добавили из тонкой пластиковой карты. вставьте в канавки, прорезанные в крыльях в соответствующем положении, используя Unicraft рисунки в качестве ориентира. После того, как они были приклеены на место, они были отшлифованы до нужной формы.
Последние штрихи
Когда модель готова к покраске, я добавил несколько реактивных трубок из латунной трубки,
стойки основного колеса, подходящие очищенные плюс двери шасси. Целый
модель была покрыта серебром из баллончика акриловых автомобильных спреев Halford — в
этот случай Алюминий, который дает приятную гладкую серебристую отделку. я замаскировал
несколько областей и распылил краску на Nissan Silver Хэлфорда для контраста и
добавлена панель из темного серебра вокруг портов для пушек и реактивных труб.
Носовое колесо было очищено, а нога окрашена в серебристый цвет с зеленым колесом. втулка и шины Humbrol Panzer Grey. Главные колеса были окрашены аналогичным образом и добавлены к их ногам. Единственным дополнением была пара цилиндров привода главного колеса. которые показаны на чертежах.
Маркировка единственного прототипа Су-15 проще не придумаешь — просто советская Красные звезды по обеим сторонам плавника. Они не поставляются и были взяты из коробка с запчастями.
Пара
Су-15 — слева версия 1949 года, справа версия 1965 года.
Заключение

Unicraft можно найти по адресу: www.unicraftmodels.com
Трагическая ошибка советского истребителя привела нас Google Maps
В апреле 1978 года советский истребитель Су-15 сбил самолет рейса 902 Korean Air Lines, в результате которого погибли два пассажира, но были спасены 107 человек.
В апреле 1978 года советский истребитель Су-15 сбил самолет рейса 902 авиакомпании Korean Air Lines, в результате которого погибли два пассажира, но было спасено 107 человек. зашел так далеко в советское воздушное пространство, прежде чем был перехвачен.
Пять лет спустя второе столкновение Су-15 с корейским авиалайнером привело к гораздо большим человеческим жертвам.
30 августа 1983 года рейс KAL 007 вылетел из международного аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке в Сеул с 269 членами экипажа и пассажирами на борту. Авиалайнер 747 совершил дозаправку в Анкоридже, Аляска, где экипажу сообщили, что один из радионавигационных маяков, на который обычно полагался бортовой компьютер, не работает.
Экипаж должен был переключить компьютер на слежение за инерциальной навигационной системой на основе гироскопа, но по какой-то причине она не была сброшена должным образом. Таким образом, когда самолет промахивался мимо маяка, его автопилот оставался зафиксированным на режиме прямолинейного курса, что отклоняло его от курса на сотни миль в сторону полуострова Камчатка, служившего базой для российских ядерных сил.
В тот год напряженность времен холодной войны достигла своего пика , и ранее в тот же день американский самолет-разведчик RC-135 выслеживал воздушное пространство Камчатки. Когда советские радары обнаружили приближающийся гигантский самолет, советские силы противовоздушной обороны (ПВО) подняли в воздух четыре перехватчика МиГ-23, чтобы справиться с нарушителем.
Однако сильный ветер вывел из строя несколько радаров наземной обороны в этом районе, и без полного охвата советские истребители не смогли определить местонахождение авиалайнера. МиГ-23 вернулись на базу из-за нехватки топлива.
Korean Air Lines HL7442. Хансуэли Крапф, фото с Wikimedia
Таким образом, гигантский реактивный самолет, летевший на большой высоте по прямой, не совершая маневров уклонения, сумел сбить с толку советскую систему ПВО и взлететь над полуостровом Камчатка и вернуться в международное воздушное пространство. Командиры ПВО были в бешенстве от неудачи.
Рассекреченные записи разговора командующего Восточным округом ПВО генерала Валерия Каменского с его подчиненным Анатолием Корнуковым свидетельствуют о том, что первый был готов сбить убегающий самолет над международным воздушным пространством— после , подтверждающее, что это не гражданский самолет. Корнуков, однако, считал, что нарушитель явно был военным самолетом-разведчиком, и выступал за подход «стреляй первым».
К сожалению, прямой путь рейса 007 привел его на назад на над советским воздушным пространством, когда он пролетал над островами Сахалин. У ПВО была новая волна из трех Су-15 и одного МиГ-23, готовых поймать нарушителя. Расшифровки радиопереговоров показывают, что около 6:12 по всемирному координированному времени советские истребители установили визуальный контакт с рейсом 007 и начали захватывать ракеты.
Спустя годы советский летчик Геннадий Осипович вспоминал, что видел ходовые огни Боинга-747 и ряд освещенных окон вдоль пассажирского салона. «Я знал, что это гражданский самолет, — признался Геннадий в интервью «Известиям» , — но легко превратить гражданский тип самолета в самолет военного назначения».
Авиалайнер 707 действительно является базой для ряда американских самолетов-разведчиков. Однако шпионских вариантов 747-го с культовым горбатым профилем не существует.
В любом случае, Геннадий не сообщил своим командирам, что перехватил авиалайнер, и они не просили его опознать. самолет. Они приказали ему произвести несколько предупредительных очередей из подкрыльевых пушечных блоков. Генади выпустил более 200 23-миллиметровых снарядов по носу авиалайнера, но экипаж авиалайнера, вероятно, не заметил этих выстрелов, поскольку в его оружии не было трассирующих боеприпасов.
Примерно в это же время корейский пилот даже сообщил по радио в Токио, что он набирает высоту из соображений экономии топлива, ни разу не упомянув российские истребители. Советы восприняли это как уклончивый маневр, который был воспринят как признание вины.
Рейс 007 вскоре должен был выйти из советского воздушного пространства, поэтому ПВО дало Осиповичу указание «уничтожить цель». Как и Каменский до него, Осипович был на самом деле слишком близко, чтобы использовать свои ракеты против медленно летящего авиалайнера, и он израсходовал свои артиллерийские снаряды на предупредительные выстрелы. Вместо этого он нырнул на милю ниже авиалайнера, перевернул свой самолет обратно с помощью форсажной камеры и успешно заблокировал ракету снизу.
Две ракеты Р-98 — усовершенствованный вариант Р-8 — устремились вверх к Боингу. Одна из ракет взорвала большую 88-фунтовую боеголовку с неконтактным взрывателем примерно в 50 метрах позади хвоста Боинг-747. Взрыв разорвал тросы лифта авиалайнера, вывел из строя один из четырех турбореактивных двигателей и вывел из строя несколько гидравлических систем.
Шрапнель также проделала почти двухфутовую дыру в фюзеляже, разгерметизировав самолет. Вторая ракета, скорее всего, промахнулась.
Из-за поврежденных тросов лифта рейс 007- поднялся на на большую высоту. Экипаж сообщил о повреждении в Токио и сумел удержать свой смертельно раненный самолет в воздухе еще дюжину минут, прежде чем «Боинг» врезался в Японское море возле острова Монерон.
Перестрелка стала горячей точкой холодной войны. Сначала Москва отрицала, что знает что-либо об исчезнувшем самолете. Однако Рейган решил обнародовать перехваченные радиопереговоры между советскими пилотами и их наземными диспетчерами — возможность, которую американские военные до этого держали в секрете, — чтобы поставить Советы в неловкое положение.
Москва, в конце концов, признала факт сбития самолета, но даже тогда советский отчет содержал многочисленные «мелкие лжи», как позднее признал майор Осипович.
Тем временем Рейган разыграл инцидент, чтобы сплотить антисоветские настроения на международном уровне, что привело к шквалу дипломатических репрессий в ООН и размещению ядерных ракет Pershing II в Западной Германии. Вскоре соперничающие советские и западные спасательные флоты столкнулись в Японском море, когда они искали сначала выживших, а затем тела и обломки, включая бортовые самописцы.
К концу месяца Советы передали Японии более 200 обуви и других предметов багажа от пассажиров рейса 007. Они нашли немного на пути человеческих останков.
Советский Союз так и не принес официальных извинений за сбитый рейс 007, утверждая, что он участвовал в шпионском полете. Однако пять лет спустя Соединенные Штаты также отказались извиняться, когда крейсер ВМС США USS Vincennes по ошибке сбил рейс 655 иранских авиалиний над Персидским заливом, в результате чего погибли все 29 человек. 0 на борту.
В течение многих лет сбитие рейса 007 порождало множество теорий заговора, связывающих неверный маршрут авиалайнера с гнусным шпионским заговором ЦРУ. Но вскоре после распада Советского Союза российское правительство сообщило, что оно тайно обнаружило место крушения рейса 007 через семь недель после инцидента и вернуло бортовой самописец «Черный ящик».
Поскольку бортовой самописец не подтвердил советскую версию, Москва провела фальшивую спасательную операцию, чтобы создать впечатление, что она не знает о местонахождении крушения.
Россия наконец поделилась черным ящиком с международным сообществом в 1992 году. Запись показала, что южнокорейский экипаж был в расслабленном настроении, совершенно не подозревая, что они далеко отклонились от курса и находятся в смертельной опасности, пока ракета не попала в их самолет. Также выяснилось, что авиалайнер, вероятно, был сбит во время полета над международным воздушным пространством.
Инцидент с рейсом 007 был трагичен и ужасен, но он внес свой вклад в протоколы безопасности полетов, требующие военных радаров дальнего действия для помощи в управлении гражданским воздушным движением. Спустя три года Москва и Вашингтон создали совместную систему воздушного движения.
Через две недели после аварии Рейган объявил, что делает технологию Глобальной Системы Позиционирования свободно доступной для гражданского использования из-за ошеломляющих навигационных ошибок, которые привели к трагедии. До этого GPS был зарезервирован для военных.
Таким образом, приложение Google Maps в вашем смартфоне отчасти обязано своим существованием чрезмерному рвению советских Войск ПВО.
Конечно, GPS, вероятно, так или иначе оказался бы в гражданском использовании, но катастрофа рейса 007 стала катализатором, который, наконец, сделал гражданский GPS реальностью и, возможно, способствовал его более раннему внедрению.
Шведский истребитель Viggen. Фотография Алана Уилсона с Flickr
Смертельный воздушный бой над Балтикой Менее чем через год после того, как рейс 007 был сбит, еще один Су-15 преследовал авиалайнер Airbus 310 на 30 миль вглубь территории Швеции. Советский летчик даже сообщил, что навел на «самолет-шпион» ракеты класса «воздух-воздух», пока не понял, что допустил серьезную навигационную ошибку.
Фактически воздушное пространство над Балтикой было очагом активности как скандинавской, так и советской авиации. Шведские истребители Viggen часто следовали за советскими самолетами и даже сближались в пределах нескольких метров, чтобы сфотографировать летный экипаж, когда они отрабатывали имитационные атаки на американские авианосцы.
Советы иногда отвечали взаимностью, выкладывая собственные фотографии. Вы можете увидеть некоторые из замечательных изображений в этой статье Swedish Daily . Однако одно из этих рутинных столкновений закончилось катастрофой, как рассказал шведский летчик-истребитель Йоран Ларссон в журнале Flygrevyn .
7 июля 1985 года Ларссон пролетел на своем истребителе морской разведки Ш-37 «Вигген» над Балтийским морем, используя установленную в носу камеру наблюдения, чтобы сфотографировать советские корабли, выполняющие военно-морские учения. Пока он делал снимки, к нему устремились два Су-15ТМ «Фляги», один из которых упал рядом с ним, пока он выполнял свою миссию.
Ларссон сделал несколько фотографий слежки за самолетом, летевшим под позывным Yellow 36. Затем он вернулся на базу для дозаправки.
Во время его второго вылета в тот же день вернулись те же два Флагона. Один из советских истребителей прижался к его законцовке крыла, из-за чего Ларссону было трудно записывать его изображения. Шведский пилот попытался совершить серию крутых поворотов и поворотов, чтобы стряхнуть перехватчик, но он упрямо оставался в пределах 50 метров от законцовки крыла его Виггена.
Раздраженный, Ларссон, наконец, выполнил очень крутой полубочка со скоростью около 400 миль в час, находясь всего в 500 метрах над Балтикой.
Проворный истребитель Viggen известен своими утками — второй парой маленьких крыльев рядом с носом, — которые обеспечивают ему превосходную маневренность. Су-15, напротив, был неповоротлив на малых высотах. Виггену Ларссона удалось выйти из крена всего на 100 метров над водой.
Су-15ТМ. Фото Алана Уилсона через Flickr
Его преследователь попытался повторить его маневр — и остановился, врезавшись в море и взорвавшись огненным шаром.
Поняв, что его миссия провалилась, Ларссон направился домой. Ведомый Су-15 несся к нему, словно желая отомстить. Пролетев всего 50 метров над водой, Ларссон включил форсаж и преодолел звуковой барьер, а это непростая скорость для поддержания на малой высоте, где плотность воздуха высока.
Су-15 отстал от него и нацелил свои ракеты на истребитель Ларссона, но затем резко оторвался от дома, когда еще два «Виггена» взлетели во внезапно напряжённое воздушное пространство Балтийского моря. В течение следующих нескольких месяцев советские и шведские летчики тщательно держались на расстоянии друг от друга.
Погибший пилот «Сухого» — капитан С. Жигулев из 54-го -го -го гвардейского истребительного авиационного полка, базирующегося в Вайноде, Латвия. Советские корабли безуспешно искали лоцмана два дня. Десять лет спустя остатки его летной куртки выбросило на берег. Он был одним из многих «небоевых» потерь, понесенных обеими сторонами в «холодной войне» в бесчисленных играх в кошки-мышки.
Несмотря на элегантный дизайн Су-15 и хорошие скоростные характеристики, он имел несчастье быть разработанным для высотного перехвата, который к тому времени, когда он был принят на вооружение, устарел из-за достижений в области тактики и технологий.
Россия вывела из эксплуатации последние 320 Су-15ТМ вскоре после распада Советского Союза в рамках сокращения вооруженных сил, предусмотренного Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Небольшое их количество оставалось на вооружении Украины до 1996 года.
Воздушные часовые Советского Союза совершили свой последний полет, но не раньше, чем оставили удивительно большой след в мировой истории, если не тот, который был задуман их создателями.
Если у вас возникли проблемы с просмотром этой статьи, сообщите об этом здесь.