Почему механизм открытия дверей в самолете носит название лопатка Купера
Одна из самых удивительных историй, произошедших в мире гражданской авиации, случилась 24-ого ноября 1971-ого года. События, произошедшие на борту самолета Боинг 727 послужили не только уроком в вопросах безопасности, но и стали мощным толчком в развитии технологий дверей в самолетах. Сегодня мы расскажем вам о том, почему механизм открытия дверей в самолете носит название лопатка Купера.
Процесс
Дело развивалось так. Пассажир под именем Дэн Купер, сел на место C18 – что располагается в хвосте самолета. Недалеко от него сидела одна из стюардесс. Как только самолет оторвался от земли, Купер передал стюардессе записку. Та, подумав, что это его номер телефона, просто убрала ее в карман. Удивившийся от такого поведения, Купер сказал вслух, что лучше бы она посмотрела записку, так как там написано о бомбе, которая находится у него прямо сейчас в чемодане. После чего Купер пригласил стюардессу оповестить об этом пилотов и наземные службы, с информацией, что самолет был угнан.
Дэн Купер требовал выкуп 200 тысяч долларов, иначе он угрожал взорвать самолет в небе. Кроме 200 тысяч долларов Купер просил еще 4 парашюта. В ходе переговоров, он объяснил ФБР, что деньги и парашюты надо передать, когда они сядут на землю. Сотрудникам спецслужб удалось убедить Купера отпустить всех пассажиров – их было 36. Но на борту остались все сотрудники – пилоты и стюардессы. На земле самолет был дозаправлен и вновь взлетел в небо.
Куперу выдали выкуп и 4 парашюта. После набора высоты, Купер оставил заложников, и удалился в хвостовой отсек. Позже выяснилось, что он открыл багажную дверь и просто выпрыгнул вместе с деньгами. Даже самые элитные двери не помогли бы в данной ситуации – открыть дверь можно было без каких либо приспособлений. Зачем Купер просил 4 парашюта, так и осталось не известным. Самолет успешно приземлился, в итоге никто не пострадал.
После данного инцидента, Боинг, а затем и Аэробус, добавили в конструкцию самолета специальные механизмы, которые не позволяют открыть двери самолета, когда давление между салоном и снаружи – слишком разное. Собственно, лопатка Купера и есть тот самый механизм в Боинге, который не позволяет открывать двери самолета на высоте.
Данное нововведение получило как позитивные, так и негативные отзывы, так как нашлись противники того, что двери теперь можно открыть не всегда. Но в реальности же, это очень хорошее новшество, так как современные самолеты летают на таких высотах, где открытие двери может привести к гибели всех пассажиров.
Хотя двери в самолете намного более сложная конструкция, нежели домашние двери, но суть у них точно такая же – петли и ручки. Конечно, в случае с ручками для дверей самолета, не нужна красивая фурнитура из Италии, здесь важен функционал. Ручки должны быть большими, прочными и самое главное – передавать усилие открытия на петли, так как открыть дверь бывает очень сложно. И если для дома вы могли бы купить дверные ручки Фимет и радоваться их потрясающему дизайну, то в случае с Боингами и Аэробусами, ручки устанавливают еще на заводе, и их вид не изменяется в зависимости от авиакомпании. Влияние имеет только возраст самолета.
tvoipolet.ru
Основные части самолета. Устройство самолета
Изобретение самолета позволило не только осуществить древнейшую мечту человечества – покорить небо, но и создать самый быстрый вид транспорта. В отличие от воздушных шаров и дирижаблей, самолеты мало зависят от капризов погоды, способны преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Составные части самолета состоят из следующих конструктивных групп: крыла, фюзеляжа, оперения, взлетно-посадочных устройств, силовой установки, управляющих систем, различного оборудования.
Принцип действия
Самолет – летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха, оборудованный силовой установкой. При помощи этой важнейшей части самолета создается необходимая для осуществления полета тяга – действующая (движущая) сила, которую развивает на земле или в полете мотор (воздушный винт или реактивный двигатель). Если винт расположен перед двигателем, он называется тянущим, а если сзади – толкающим. Таким образом, двигатель создает поступательное движение самолета относительно окружающей среды (воздуха). Соответственно, относительно воздуха движется и крыло, которое создает подъемную силу в результате этого поступательного движения. Поэтому аппарат может держаться в воздухе только при наличии определенной скорости полета.
Как называются части самолета
Корпус состоит из следующих основных частей:
- Фюзеляж – это главный корпус самолета, связывающий в единое целое крылья (крыло), оперения, силовую систему, шасси и другие составляющие. В фюзеляже размещаются экипаж, пассажиры (в гражданской авиации), оборудование, полезная нагрузка. Также может размещаться (не всегда) топливо, шасси, моторы и т. д.
- Двигатели используются для приведения в движение ЛА.
- Крыло – рабочая поверхность, призванная создавать подъемную силу.
- Вертикальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно вертикальной оси.
- Горизонтальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно горизонтальной оси.
Крылья и фюзеляж
Основная часть конструкции самолета – крыло. Оно создает условия для выполнения главного требования для возможности полета – наличие подъемной силы. Крыло крепится к корпусу (фюзеляжу), который может иметь ту или иную форму, но по возможности с минимальным аэродинамическим сопротивлением. Для этого ему предоставляют удобно обтекаемую каплеобразную форму.
Передняя часть самолета служит для размещения кабины пилотов и радиолокационных систем. В задней части находится так называемое хвостовое оперение. Оно служит для обеспечения управляемости во время полета.
Конструкция оперения
Рассмотрим среднестатистический самолет, хвостовая часть которого выполнена по классической схеме, характерной для большинства военных и гражданских моделей. В этом случае горизонтальное оперение будет включать неподвижную часть – стабилизатор (от латинского Stabilis, устойчивый) и подвижную – руль высоты.
Стабилизатор служит для придания устойчивости ЛА относительно поперечной оси. Если нос летательного аппарата опустится, то, соответственно, хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением поднимется вверх. В этом случае давление воздуха на верхней поверхности стабилизатора увеличится. Создаваемое давление вернет стабилизатор (соответственно, и фюзеляж) в исходное положение. При подъеме носа фюзеляжа вверх давление потока воздуха увеличится на нижней поверхности стабилизатора, и он снова вернется в исходное положение. Таким образом, обеспечивается автоматическая (без вмешательства пилота) устойчивость ЛА в его продольной плоскости относительно поперечной оси.
Задняя часть самолета также включает вертикальное оперение. Аналогично горизонтальному, оно состоит из неподвижной части – киля, и подвижной – руля направления. Киль придает устойчивость движения самолету относительно его вертикальной оси в горизонтальной плоскости. Принцип действия киля подобен действию стабилизатора – при отклонении носа влево киль отклоняется вправо, давление на его правой плоскости увеличивается и возвращает киль (и весь фюзеляж) в прежнее положение.
Таким образом, относительно двух осей устойчивость полета обеспечивается оперением. Но осталась еще одна ось – продольная. Для предоставления автоматической устойчивости движения относительно этой оси (в поперечной плоскости) консоли крыла планера размещают не горизонтально, а под некоторым углом относительно друг друга так, что концы консолей отклонены вверх. Такое размещение напоминает букву «V».
Системы управления
Рулевые поверхности – важные части самолета, предназначенные для управления воздушным судном. К ним относятся элероны, рули направления и высоты. Управление обеспечивается относительно тех же трех осей в тех же трех плоскостях.
Руль высоты – это подвижная задняя часть стабилизатора. Если стабилизатор состоит из двух консолей, то соответственно есть и два руля высоты, которые отклоняются вниз или вверх, оба синхронно. С его помощью пилот может менять высоту полета летательного аппарата.
Руль направления – это подвижная задняя часть киля. При его отклонены в ту или иную сторону на нем возникает аэродинамическая сила, которая вращает самолет относительно вертикальной оси, проходящей через центр масс, в противоположную сторону от направления отклонения руля. Вращение происходит до тех пор, пока пилот не вернет руль в нейтральное (не отклоненное положение), и ЛА будет осуществлять движение уже в новом направлении.
Элероны (от франц. Aile, крыло) – основные части самолета, представляющие собой подвижные части консолей крыла. Служат для управления самолетом относительно продольной оси (в поперечной плоскости). Так как консолей крыла две, то и элеронов также два. Они работают синхронно, но, в отличие от рулей высоты, отклоняются не в одну сторону, а в разные. Если один элерон отклоняется вверх, то другой вниз. На консоли крыла, где элерон отклонен вверх, подъемная сила уменьшается, а где вниз – увеличивается. И фюзеляж ЛА вращается в сторону поднятого элерона.
Двигатели
Все самолеты оснащаются силовой установкой, позволяющей развить скорость, и, следовательно, обеспечить возникновение подъемной силы. Двигатели могут размещаться в задней части самолета (характерно для реактивных ЛА), спереди (легкомоторные аппараты) и на крыльях (гражданские самолеты, транспортники, бомбардировщики).
Они подразделяются на:
- Реактивные – турбореактивные, пульсирующие, двухконтурные, прямоточные.
- Винтовые – поршневые (винтомоторные), турбовинтовые.
- Ракетные – жидкостные, твердотопливные.
Прочие системы
Безусловно, другие части самолета также важны. Шасси позволяют летательным аппаратам взлетать и садиться с оборудованных аэродромов. Существуют самолеты-амфибии, где вместо шасси используются специальные поплавки – они позволяют осуществлять взлет и посадку в любом месте, где есть водоем (море, река, озеро). Известны модели легкомоторных самолетов, оснащенных лыжами, для эксплуатации в районах с устойчивым снежным покровом.
Современные самолеты напичканы электронным оборудованием, устройствами связи и передачи информации. В военной авиации используются сложные системы вооружения, обнаружения целей и подавления сигналов.
Классификация
По назначению самолеты делятся на две большие группы: гражданские и военные. Основные части пассажирского самолета отличаются наличием оборудованного салона для пассажиров, занимающего большую часть фюзеляжа. Отличительной чертой являются иллюминаторы по бокам корпуса.
Гражданские самолеты подразделяются на:
- Пассажирские – местных авиалиний, магистральные ближние (дальность меньше 2000 км), средние (дальность меньше 4000 км), дальние (дальность меньше 9000 км) и межконтинентальные (дальность более 11 000 км).
- Грузовые – легкие (масса груза до 10 т), средние (масса груза до 40 т) и тяжелые (масса груза более 40 т).
- Специального назначения – санитарные, сельскохозяйственные, разведывательные (ледовая разведка, рыборазведка), противопожарные, для аэрофотосъемки.
- Учебные.
В отличие от гражданских моделей, части военного самолета не имеют комфортабельного салона с иллюминаторами. Основную часть фюзеляжа занимают системы вооружения, оборудование для разведки, связи, двигатели и другие агрегаты.
По назначению современные военные самолеты (учитывая боевые задачи, которые они выполняют), можно разделить на следующие типы: истребители, штурмовики, бомбардировщики (ракетоносцы), разведчики, военно-транспортные, специальные и вспомогательного назначения.
Устройство самолетов
Устройство летательных аппаратов зависит от аэродинамической схемы, по которой они выполнены. Аэродинамическая схема характеризуется количеством основных элементов и расположением несущих поверхностей. Если носовая часть самолета у большинства моделей похожа, то расположение и геометрия крыльев и хвостовой части могут сильно разниться.
Различают следующие схемы устройства ЛА:
- «Классическая».
- «Летающее крыло».
- «Утка».
- «Бесхвостка».
- «Тандем».
- Конвертируемая схема.
- Комбинированная схема.
Самолеты, выполненные по классической схеме
Рассмотрим основные части самолета и их назначение. Классическая (нормальная) компоновка узлов и агрегатов характерна для большинства аппаратов мира, будь-то военных либо гражданских. Главный элемент – крыло – работает в чистом невозмущенном потоке, который плавно обтекает крыло и создает определенную подъемную силу.
Носовая часть самолета является сокращенной, что приводит к уменьшению требуемой площади (а следовательно, и массы) вертикального оперения. Это потому, что носовая часть фюзеляжа вызывает дестабилизирующий путевой момент относительно вертикальной оси самолета. Сокращение носовой части фюзеляжа улучшает обзор передней полусферы.
Недостатками нормальной схемы являются:
- Работа горизонтального оперения (ГО) в скошенном и возмущенном крылом потоке значительно снижает его эффективность, что вызывает необходимость применения оперения большей площади (а, следовательно, и массы).
- Для обеспечения устойчивости полета вертикальное оперение (ВО) должно создавать негативную подъемную силу, то есть направленную вниз. Это снижает суммарный КПД самолета: из величины подъемной силы, которую создает крыло, надо отнять силу, которая создается на ГО. Для нейтрализации этого явления следует применять крыло увеличенной площади (а, следовательно, и массы).
Устройство самолета по схеме «утка»
При данной конструкции основные части самолета размещаются иначе, чем в «классических» моделях. Прежде всего, изменения коснулись компановки горизонтального оперения. Оно располагается перед крылом. По этой схеме построили свой первый самолет братья Райт.
Преимущества:
- Вертикальное оперение работает в невозмущенном потоке, что повышает его эффективность.
- Для обеспечения устойчивости полета оперение создает положительную подъемную силу, то есть она добавляется к подъемной силе крыла. Это позволяет уменьшить его площадь и, соответственно, массу.
- Естественная «противоштопорная» защита: возможность перевода крыльев на закритические углы атаки для «уток» исключена. Стабилизатор устанавливается так, что он получает больший угол атаки по сравнению с крылом.
- Перемещение фокуса самолета назад при увеличении скорости при схеме «утка» происходит в меньшей степени, чем при классической компоновке. Это приводит к меньшим изменениям степени продольной статической устойчивости самолета, в свою очередь, упрощает характеристики его управления.
Недостатки схемы «утка»:
- При срыве потока на оперениях происходит не только выход самолета на меньшие углы атаки, но и его «проседания» вследствие уменьшения его общей подъемной силы. Это особенно опасно в режимах взлета и посадки из-за близости земли.
- Наличие в носовой части фюзеляжа механизмов оперения ухудшает обзор нижней полусферы.
- Для уменьшения площади переднего ГО длина носовой части фюзеляжа делается значительной. Это приводит к увеличению дестабилизирующего момента относительно вертикальной оси, и, соответственно, к увеличению площади и массы конструкции.
Самолеты, выполненные по схеме «бесхвостка»
В моделях данного типа нет важной, привычной части самолета. Фото летательных аппаратов «бесхвосток» («Конкорд», «Мираж», «Вулкан») показывает, что у них отсутствует горизонтальное оперение. Основными преимуществами такой схемы являются:
- Уменьшение лобового аэродинамического сопротивления, что особенно важно для самолетов с большой скоростью, в частности, крейсерской. При этом уменьшаются затраты топлива.
- Большая жесткость крыла на кручение, что улучшает его характеристики аэроупругости, достигаются высокие характеристики маневренности.
Недостатки:
- Для балансировки на некоторых режимах полета часть средств механизации задней кромки крыла (закрылков) и рулевых поверхностей надо отклонять вверх, что уменьшает общую подъемную силу самолета.
- Совмещение органов управления ЛА относительно горизонтальной и продольной осей (вследствие отсутствия руля высоты) ухудшает характеристики его управляемости. Отсутствие специализированного оперения заставляет рулевые поверхности находятся на задней кромке крыла, выполнять (при необходимости) обязанности и элеронов, и рулей высоты. Эти рулевые поверхности называются элевоны.
- Использование части средств механизации для балансировки самолета ухудшает его взлетно-посадочные характеристики.
«Летающее крыло»
При данной схеме фактически нет такой части самолета, как фюзеляж. Все объемы, необходимые для размещения экипажа, полезной нагрузки, двигателей, топлива, оборудования находятся в середине крыла. Такая схема имеет следующие преимущества:
- Наименьшее аэродинамическое сопротивление.
- Наименьшая масса конструкции. В этом случае вся масса приходится на крыло.
- Так как продольные размеры самолета небольшие (из-за отсутствия фюзеляжа), дестабилизирующий момент относительно его вертикальной оси является незначительным. Это позволяет конструкторам либо существенно уменьшить площадь ВО, либо вообще отказаться от него (у птиц, как известно, вертикальное оперение отсутствует).
К недостаткам относится сложность обеспечения устойчивости полета ЛА.
«Тандем»
Схема «тандем», когда два крыла располагаются один за другим, применяется нечасто. Такое решение используется для увеличения площади крыла при тех же значениях его размаха и длины фюзеляжа. Это уменьшает удельную нагрузку на крыло. Недостатками такой схемы является большое аэродинамическое сопротивление, увеличение момента инерции, особенно в отношении поперечной оси самолета. Кроме того, при увеличении скорости полета изменяются характеристики продольной балансировки самолета. Рулевые поверхности на таких самолетах могут располагаться как непосредственно на крыльях, так и на оперении.
Комбинированная схема
В этом случае составные части самолета могут комбинироваться с использованием различных конструкционных схем. Например, горизонтальное оперение предусмотрено и в носовой, и в хвостовой части фюзеляжа. На них может быть использовано так называемое непосредственное управление подъемной силой.
При этом носовое горизонтальное оперение совместно с закрылками создают дополнительную подъемную силу. Момент тангажа, который возникает в этом случае, будет направлен на увеличение угла атаки (нос самолета поднимается). Для парирования этого момента хвостовое оперение должно создать момент на уменьшение угла атаки (нос самолета опускается). Для этого сила на хвостовую часть должна быть направлена также вверх. То есть происходит приращение подъемной силы на носовом ГО, на крыле и на хвостовом ГО (а следовательно, и на всем самолете) без поворота его в продольной плоскости. В этом случае самолет просто поднимается без всякой эволюции относительно своего центра масс. И наоборот, при такой аэродинамической компоновке самолета он может осуществлять эволюции относительно центра масс в продольной плоскости без изменения траектории своего полета.
Возможность осуществлять такие маневры значительно улучшают тактико-технические характеристики маневренных самолетов. Особенно в сочетании с системой непосредственного управления боковой силой, для осуществления которой самолет должен иметь не только хвостовое, а еще и носовое продольное оперение.
Конвертируемая схема
Устройство самолета, построенного по конвертируемой схеме, отличается наличием дестабилизатора в носовой части фюзеляжа. Функцией дестабилизаторов является уменьшение в определенных пределах, а то и полное исключение смещения назад аэродинамического фокуса самолета на сверхзвуковых режимах полета. Это увеличивает маневренные характеристики ЛА (что важно для истребителя) и увеличивает дальность или уменьшает расход топлива (это важно для сверхзвукового пассажирского самолета).
Дестабилизаторы могут также использоваться на режимах взлета/посадки для компенсации момента пикирования, который вызывается отклонением взлетно-посадочной механизации (закрылков, щитков) или носовой части фюзеляжа. На дозвуковых режимах полета дестабилизатор скрывается в середине фюзеляжа или устанавливается в режим работы флюгера (свободно ориентируется по потоку).
fb.ru
Может ли открыться дверь самолета прямо во время полета?
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
«Вдруг какой-то псих откроет дверь самолета прямо на ходу?» Наверняка кому-то из вас приходила в голову такая мысль, наряду с другими любимыми вопросами пассажиров (на них нам уже ответил пилот). Переживать не стоит — мы расскажем, почему это практически невозможно и что произойдет, если вдруг такое все-таки случится.
Несмотря на то что, по данным статистики, путешествовать самолетом безопаснее, чем на машине, многие люди все равно боятся летать. Часто боязнь полетов — это страх перед неизвестностью, и его можно немного уменьшить, если постараться больше узнать о том, что может, а что не может произойти на борту.
Сегодня мы в AdMe.ru постараемся развеять еще один страх аэрофобов и просто утолить любопытство других пассажиров. Начнем с самого главного.
Можно ли открыть дверь самолета во время полета?
Сейчас все аэрофобы могут спокойно выдохнуть. Ну почти. Открыть аварийную дверь самолета на ходу практически невозможно, так как внутреннее давление намного превышает внешнее атмосферное давление. Поэтому, чтобы открыть дверь летящего самолета, придется приложить недюжинную силу, которой обладают разве что сказочные богатыри.
Но если дверь все-таки откроется?
Гипотетически, если дверь каким-то образом все же откроется, то первым делом сильно упадет давление. Перед вами опустится кислородная маска, и у вас будет около 15 секунд, чтобы успеть надеть ее и иметь возможность дышать. А пассажиры, проигнорировавшие просьбы стюардесс пристегнуться, даже не успеют потянуться за маской: так быстро они окажутся за пределами судна.
Успеют ли пилоты что-нибудь сделать?
Так как кислородные маски не вечны, задача пилотов — как можно быстрее спуститься на высоту 3 000 м, чтобы пассажиры могли дышать без них. Они могут успеть это сделать, поскольку их кислородные маски рассчитаны на большее количество времени. Но, несмотря на это, пилотам придется поторопиться, поскольку самолет, скорее всего, начнет разрушаться.
Есть ли еще какая-то гарантия того, что дверь не откроется?
Повторимся, открыть дверь самолета в полете нереально даже группе людей, но для самых беспокойных у нас есть еще одно доказательство. Специальное устройство под названием «лопатка Купера», отклоняясь под действием набегающего потока воздуха, во время полета препятствует открытию выхода. Так что теперь вы точно можете вздохнуть с облегчением.
А вы боитесь летать на самолетах? Или, может, вам доводилось слышать какие-либо нелепые вопросы, касающиеся полетов? Расскажите нам в комментариях.
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
www.adme.ru
Первым делом мы изучим самолёты
28 комментов — :
Че то ни разу лишнюю печенюшку не давали.. жлобы
Последнее зависит от законов в конкретной стране. России это не грозит — Якубович проорался за задержку на Аэрофлот — успокоили , могли и засудить и много денюшек с него срубить — пожалели — уважаемый человек .
>> Название «черный» произошло из-за трагичности событий, после которых находят это устройство.О, хоспидя…
кстати, да)
гуманитарии, сэр.
ага, тоже заметил, но решил не править 🙂
Специальной защиты от молний не требуется. Полая жестянка — сама по себе защита, лучше не придумаешь.
угу, рыдаю)))
Столько нюансов, никогда бы не подумала. автору респект за информацию!)
При жажде просить банку колы не самая умная мысль.
эээ… надо спиздить?)зы. согласен, вода лучше.
>>«Черный ящик» на самом деле имеет круглую форму
форма зависит от конкретной модели
Пиздёж. Касалетка это как раз узкая тележка, в которой жратву возят по салону.
Вода наверно подразумевается из под крана в туалете не пить ?
Обычно всегда разливают питьевую из запечатанных бутылок.
>В случае серьёзной задержки рейса пассажиру обязаны заплатить неустойку (25% за 1 час, но не больше 50% от стоимости билета).
Т.е. на 1 час или на 2? Больше двух — все равно 50%? Или там 2,5% должно быть?
> Попробуйте вегетарианскую еду или же кошерное блюдо
Ещё можно заказать «глютен-фри». Иногда получается неплохо.
Название | Описание |
Фюзеляж самолета | Под термином «фюзеляж» принято понимать корпус самолета |
Винт самолета. Лопасти самолета. Пропеллер. | С помощью винта происходит преобразование крутящего момента от двигателя в тягу. |
Авионика | Авионика — весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов |
Альтиметр | Высотомер, является пилотажно-навигационным прибором для измерения высоты полета |
Вентиляция самолета | Система кондиционирования самолета является бортовой системой жизнеобеспечения |
Тяга | Тяга – сила, выработанная двигателем. Она толкает самолет сквозь воздушный поток. |
Стрингер | Продольный элемент силового комплекта самолета, который связан с нервюрами и обшивкой крыла или шпангоутами фюзеляжа |
Лонжерон крыла самолета | Лонжероны — это стыковые узлы крыльев, которые являются частью компенсаторных узлов |
Головной обтекатель | Передняя часть самолета или ракеты |
Предкрылки самолета | Отвечают за регулирование несущих свойств |
Рампа самолета | Устройство, с помощью которого выполняются погрузочно-разгрузочные работы на самолете. |
Аварийно-спасательные средства | Порядок применения авиационного аварийно-спасательного оборудования |
Закрылки самолета | Значительно улучшают несущие характеристики крыла при отрыве от взлетной полосы |
Обшивка самолета | Оболочка, формирующая оперение и внешнюю поверхность корпуса воздушного судна |
Самолетные радиолокаторы | Используются для обнаружения и определения местоположение воздушных, надводных и наземных объектов |
Шасси самолета | Система, состоящая из опор, которые позволяют летательному аппарату осуществлять стоянку, перемещение машины по аэродрому или воде |
Багажный отсек самолета | Отделения для багажа имеют продуманную конструкцию, что позволяет производить удобную загрузку |
Живучесть вертолета | Боевая живучесть является таким же важным параметром вертолета, как и дальность, грузоподъемность |
Стабилизатор | Выступает в качестве несущей хвостовой поверхности и отвечает за продольную устойчивость воздушного судна |
Центроплан | Центральная часть оперения (крыла) самолета |
Кессон | Представляет собой силовую часть крыла и прочих элементов планера |
Автопилот | Большую часть полета управление пассажирскими авиалайнерами осуществляют именно автопилоты |
Реверс | Реверсом называют используемый режим работы двигателя самолета |
Прочность самолета | Безопасность полетов воздушных судов непосредственно связана с долговечностью конструкций |
Катапультируемое кресло | Специальное устройство, которое предназначено для спасения летчика или экипажа из летательного аппарата в сложных аварийных ситуациях. |
Катапультирование из самолета | Спасательная капсула – это катапультируемое закрытое устройство, которое предназначено для спасения летчика из летательного аппарата в сложных аварийных ситуациях |
Радиотехнические системы ближней навигации | В качестве основных средств ближней навигации в организации ИКАО (ICAO) приняты системы ВОР (VOR), BOR/ДМЕ (VOR/ДМП, ВОРТАК (VORTAK) и ТАКАН (TAKAN) |
Авиагоризонт | Один из бортовых приборов летательных аппаратов, который используется для индикации и определения наклонов, крена, тангажа самолета |
Навигационные огни самолета | Любой самолет оснащается бортовыми аэронавигационными и габаритными огнями |
Бортовые огни самолета | Светосигнальное оборудование иначе называют еще бортовыми огнями самолета |
Топливные баки | От топливных баков идут топливные провода к силовой установке, что и обеспечивает ее питание горючим |
Стойка шасси | Стойка является одной из главных составляющих системы шасси в самолетахлюбого класса |
Виды двигателей самолета | Все авиа двигатели принято разделять на 9 основных категорий. |
Черный ящик самолета | Вот вам загадка: Он оранжевого цвета, а его называют «черным» |
Гаргрот | Обтекаемая часть фюзеляжа ракеты или самолета |
Термин «механизация крыла» на английском звучит как «high lift devices», что в дословном переводе – устройства для повышения подъемной сил | |
Гидравлика | Гидравлические системы используют для управления рулями и стабилизатором, выпуска и уборки шасси просадочно-взлетной механизации, прочих потребителей. |
Речевой информатор | Электронное устройство, которое обеспечивает автоматическую передачу запрограммированных заранее сообщений в информационные каналы связи. |
Компас самолета | Определяет и сохраняет курс направления полета |
Турбовинтовые двигатели используются в тех случаях, когда скорости полета самолета относительно невелики | |
Для всех реактивных двигателей общим является то, что в процессе сгорания топлива и с последующим преобразованием потенциальной энергии продуктов сгорания в кинетическую | |
История поршневых двигателей насчитывает на несколько десятилетий больше, чем история самой авиации. | |
На сегодняшний день, авиация практически на 100% состоит из машин, которые используют газотурбинный тип силовой установки | |
Крен самолета | Крен самолета (от фр. carène — киль, подводная часть корабля или от англ. kren-gen — класть судно на бок) |
Невесомость в самолете | Состояние, при котором гравитационное притяжение полностью отсутствует |
Шины для самолетов | Авиашина – многоэлементный компонент, сконструированный из трех материалов: корд, резина, металл. |
Летные данные | Скорость, Скороподъемность, Продолжительность полета, Грузоподъемность, Маневренность, Эволютивность, Потолок |
Тангаж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. | |
Рыскание (рысканье) — угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну. | |
Руль высоты самолета | Руль высоты самолета — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси. |
Угол атаки | Угол атаки самолета (общепринятое обозначение — альфа) — угол между направлением скорости набегающего на тело потока (жидкости или газа) и характерным продольным направлением |
Подъемная сила самолета | Почему самолет летает ? Подробнее в этой статье… |
Заправочное оборудование аэропортов | За последние 10 – 15 лет существенно изменилось заправочное оборудование для авиационной наземной техники. |
Кабина экипажа самолета | Помещение, расположенное в передней части самолета, откуда летчики осуществляют управление |
Санитарный блок | Используется, как правило, на пассажирских самолетах, которые совершают долгие воздушные полет |
Системы ЦЗС и их виды | Система гидрантной заправки ВС (ЦЗСВС) представляет собой сложную систему трубопроводов и топливных магистралей с многим числом контрольных агрегатов и перекачивающих систем. |
Щелевое крыло | В таком крыле стороны нагнетания могут быть отделены от других… |
Маневренность самолета. Управляемость и устойчивость самолета. | Маневренность самолета — это его способность изменять за определенный промежуток времени свое положение в пространстве |
Отказал двигатель самолета или полет с несимметричной тягой. | В руководстве по летной эксплуатации каждого типа самолета изложены рекомендации по пилотированию в случае отказа двигателя или системы регулирования воздушного винта на всех этапах полета |
Взлет, посадка на заснеженном аэродроме | Пассажирские самолеты эксплуатируют на ВПП, очищенных от снега и льда. Однако в отдельных случаях самолеты эксплуатируют на специально подготовленных полосах со снежным покровом |
Экстренное снижение самолета | Пилот должен выполнять снижение с максимально допустимой скоростью и с наибольшим возможным углом наклона траектории. |
Авиационная метеорология | Авиационная метеорология — прикладная отрасль метеорологии, изучающая влияние метеорологических элементов и явлений погоды на деятельность авиации. |
Линия положения самолета | Линией положения называется геометрическое место точек положения самолета на земной поверхности |
Самолетная радиолокационная доплеровская система | Является автономной радиолокационной системой самолетовождения |
Локсодромия , ортодромия | Кроме частных случаев, когда локсодромия и ортодромия совпадают (полет по меридиану или экватору) |
Системы отсчета путевых углов и курса самолета | Выбор системы отсчета путевых углов полета и курса самолета обусловливается эксплуатационными данными самолета и его навигационным оборудованием. |
Самолетовождение по ортодромии | На картах, используемых для полетов в гражданской авиации (масштаба 1:1 000 000 и 1:2 000 000) |
Самолетовождение и Эшелонирование | Эшелоны полетов устанавливаются от условного уровня, который соответствует уровню Балтийского моря |
Категория: Классификация самолётов | Классификации подаются летные, технические характеристики и типа использованных двигателей, кроме этих параметров учитывается еще большое количество особенностей. |
Безопасность полетов | Проблема, которая решается усилиями производителей гражданской авиационной техники и Эксплуатантами |
Авиационная транспортная система | Это совокупность совместно действующих воздушных судов… |
Летная годность | Позволяет осуществлять безопасный полет в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации |
Техническое обслуживание самолетов | Комплекс операций по поддержанию и восстановлению работоспособности элементов функциональных систем |
Подготовка пилотов | Несовершенство системы профессиональной подготовки летного состава является существенным сдерживающим фактором повышения безопасности полетов |
Бортовое программное обеспечение | Важнейшим является документ DO-178 |
avia.pro
основные части и их названия
Многие люди задаются вопросом: как устроен самолет? Ведь именно благодаря специальной конструкции такого транспортного средства и используемым материалам столь большие и тяжелые лайнеры способны подниматься в воздух. Основные составляющие:
- крылья;
- фюзеляж;
- «оперение»;
- взлетно-посадочное устройство;
- силовая установка;
- управляющие системы.
Каждая из этих составляющих имеет особое устройство и может содержать различные типы комплектующих элементов в зависимости от конкретной модели летательного аппарата. Подробное описание частей самолета позволит не только узнать, как он устроен, но и понять принцип, по которому удается осуществлять перелеты на высокой скорости.
Устройство самолета
Фюзеляж
Фюзеляж – это корпус, который включает в себя несколько составляющих. Он собирает в единую систему крылья, хвостовое оперение, силовую установки, шасси и прочие элементы. В корпусе размещаются пассажиры, если рассматривать устройство пассажирского самолета. Также в этой части размещают оборудование, топлива, двигатели и шасси. В этой части размещают любую полезную нагрузку, будь то пассажиры, багаж или транспортируемое оборудование/товары. Например, в военных воздушных судах в этой части располагают оружие и прочую военное снаряжение. Характерная обтекаемая каплеобразная форма корпуса позволяет минимизировать сопротивление во время движения воздушного судна.
Крылья
Перечисляя основные части самолета, нельзя не упомянуть крылья. Крыло летательного аппарата состоит из двух консолей: правой и левой. Главная функция этого элемента заключается в создании подъемной силы. В качестве дополнительной помощи для этих целей многие современные самолеты имеют фюзеляж с плоской нижней поверхностью.
Крылья самолета также оснащены необходимыми «органами» для управления во время полета, а именно для осуществления поворотов в ту или иную сторону. Для улучшения характеристик взлета и посадки крылья дополнительно оснащены взлетно-посадочными механизмами. Они регулируют движение самолета в момент взлета, пробега, а также осуществляют контроль взлетной и посадочной скоростей. В некоторых моделях устройство крыла самолета позволяет размещать в нем топливо.
Помимо двух консолей крылья также оснащены двумя элеронами. Это подвижные составляющие, благодаря которым удается управлять воздушным судном относительно продольной оси. Функционируют эти элементы синхронно. Однако отклоняются они в разные стороны. Если один наклоняется вверх, то второй – вниз. Подъемная сила на консоли, отклоненной вверх, уменьшается. За счет этого осуществляется вращение фюзеляжа.
Вертикальное оперение
Оперение
Устройство самолета также включает «хвостовое оперение». Это еще один значимый элемент конструкции, который включает киль и стабилизатор. Стабилизатор имеет две консоли, подобно крыльям летательного аппарата. Главная функция этой составляющей заключается в стабилизации движения воздушного судна. Благодаря этому элементу самолету удается сохранять требуемую высоту во время полета при различных атмосферных воздействиях.
Киль – составляющая «оперения», которая отвечает за сохранение нужного направления во время движения. Для смены направления или высоты предусмотрено два специальных руля, с помощью которых осуществляется управление этими двумя элементами «оперения».
Стоит учитывать, что части самолета названия могут иметь разные. Например, «хвостом» воздушного судна в некоторых случаях называют заднюю часть фюзеляжа и оперение, а иногда это понятие используют, чтобы обозначить исключительно киль.
Шасси
Эта часть воздушного судна также называется взлетно-посадочным устройством. Благодаря данной составляющей обеспечивается не только взлет, но и мягкая посадка. Шасси представляет собой целый механизм различных устройств. Это не просто колеса. Устройство взлетно-посадочного механизма намного сложнее. Одна лишь его составляющая (система уборки/выпуска) представляет собой непростую установку.
Силовая установка
Именно за счет работы двигателя авиалайнер приводится в движение. Силовая установка обычно располагается либо на фюзеляже, либо под крылом. Чтобы понять, как работает самолет, надо разобраться в устройстве его двигателя. Основные детали:
- турбина;
- вентилятор;
- компрессор;
- камера сгорания;
- сопло.
В начале турбины расположен вентилятор. Он обеспечивает сразу две функции: нагнетает воздух и охлаждает все составляющие мотора. За этим элементом находится компрессор. Под большим давлением он переносит поток воздуха в камеру сгорания. Здесь воздух перемешивается с топливом, и полученная смесь поджигается. После этого поток направляется в основную часть турбины, и она начинает вращаться. Устройство турбины самолета обеспечивает вращение вентилятора. Таким образом обеспечивается замкнутая система. Для работы двигателя требуется лишь постоянно подводить воздух и топливо.
Сборка простых самолётов
Классификация воздушных судов
Все авиалайнеры подразделяются на две основные группы в зависимости от назначения: военные и гражданские. Главное отличие самолетов второго типа заключается в наличии салона, который оборудован специально для транспортировки пассажиров. Пассажирские воздушные суда, в свою очередь, делятся на магистральные ближние (летают на расстояния до 2000 км), средние (до 4000 км) и дальние (до 9000 км). Для перелетов на большие расстояния используются авиалайнеры межконтинентального типа. Также в зависимости от разновидности и устройства такие летательные аппараты различаются по весу.
Конструктивные особенности
Устройство авиалайнера может быть различны в зависимости от конкретного типа и предназначения. Самолеты, сконструированные по аэродинамической схеме, могут иметь разную геометрию крыльев. Чаще всего для пассажирских полетов используют воздушные судна, которые выполнены по классической схеме. Вышеописанная компоновка основных частей относится именно к таким авиалайнерам. У моделей этого типа укорочена носовая часть. Благодаря этому обеспечивается улучшенный обзор передней полусферы. Главным недостатком таких самолетов является относительно невысокое КПД, что объясняется необходимостью применения оперения большой площади и, соответственно, массы.
Еще одна разновидность самолетов носит наименование «утка» из-за специфической формы и расположения крыла. Основные части в этих моделях размещены не так, как в классических. Оперение горизонтальное (устанавливающееся в верхней части киля) расположено перед крылом. Это способствует увеличению подъемной силы. А также благодаря такому расположению удается уменьшить массу и площадь оперения. При этом оперение вертикальное (стабилизатор высоты) функционирует в невозмущенном потоке, что значительно повышает его эффективность. Самолеты этого типа более просты в управлении, чем модели классического типа. Из недостатков следует выделить уменьшение обзора нижней полусферы из-за наличия оперения перед крылом.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
samoleting.ru
части самолета и их названия, классификация по конструктивным признакам
Современные пассажирские лайнеры проектируют таким образом, что пассажиры могут быть полностью уверены в своей безопасности. Каждая деталь, каждая система — все проверяется и тестируется несколько раз. Запчасти для них производят в разных странах, а потом собирают на одном заводе.
Устройство пассажирского самолета представляет собой планер. Он состоит из фюзеляжа, крыла хвостового оперения. Последний оснащен двигателями и шасси. Все современные лайнеры дополнительно оборудуют авионикой. Так называют совокупность электронных систем, которые контролируют работу самолета.
Как устроен самолет
Любой летательный аппарат (вертолет, пассажирский лайнер) по своей конструкции — это планер, который состоит из нескольких частей.
Вот как называются части самолета:
- фюзеляж;
- крылья;
- хвостовое оперение;
- шасси;
- двигатели;
- авионика.
Устройство самолета.
Это несущая часть воздушного судна. Его главное назначение — образование аэродинамических сил, а второстепенное — установочное. Он служит основой, на которую устанавливают все остальные части.
Фюзеляж
Если говорить о частях самолета и их названиях, то фюзеляж — одна из самых важных его составляющих. Само название происходит от французского слова “fuseau”, которое переводится, как “веретено”.
Планер можно назвать “скелетом” самолета, а фюзеляж — его “телом”. Именно он связывает крылья, хвост и шасси. Здесь размещается экипаж лайнера и все оборудование.
Он состоит из продольных и поперечных элементов и обшивки.
Крылья
Как устроено крыло самолета? Оно собирается из нескольких частей: левая или правая полуплоскости (консоли) и центроплан. Консоли включают наплыв крыла и законцовки. Последние могут быть разными у отдельных видов пассажирских лайнеров. Есть винглеты и шарклеты.
Крыло самолета.
Принцип его работы очень прост — консоль разделяет два потока воздуха. Сверху — находится область низкого давления, а снизу — высокого. За счет этой разницы крыло и позволяет лететь самолету.
На крыло устанавливают меньшие консоли для улучшения их работы. Это элероны, закрылки, предкрылки и т.д. Внутри крыльев расположены топливные баки.
На работу крыла влияет его геометрическая конструкция — площадь, размах, угол, направление стреловидности.
Хвостовое оперение
Оно располагается в хвостовой или носовой части фюзеляжа. Так называют целую совокупность аэродинамических поверхностей, которые помогают пассажирскому лайнеру надежно держаться в воздухе. Они разделяются на горизонтальные и вертикальные.
К вертикальным относят киль или два киля. Он обеспечивает путевую устойчивость воздушного судна, по оси движения. К горизонтальным — стабилизатор. Он отвечает за продольную устойчивость самолета.
Шасси
Это те самые устройства, которые помогают самолету взлетать или садиться, рулить по взлетно-посадочной полосе. Это несколько стоек, которые оборудованы колесами.
Вес пассажирского лайнера напрямую влияет на конфигурацию шасси. Чаще всего используется следующая: одна передняя стойка и две основных. У Аэробуса А320 именно так располагаются шасси. У воздушных судов семейства Боинг 747 — на две стойки больше.
В колесные тележки входит разное количество пар колес. Так у Аэробуса А320 — по одной паре, а у Ан-225 — по семь.
Во время полета шасси убираются в отсек. Когда самолет взлетает или садиться. Они поворачиваются за счет привода к передней стойке шасси или дифференциальной работы двигателей.
Двигатели
Говоря о том, как устроен самолет и как он летает, нельзя забывать о такой важной части самолета, как двигатели. Они работают по принципу реактивной тяги. Они могут быть турбореактивными или турбовинтовыми.
Их крепят к крылу самолета или его фюзеляжу. В последнем случае его помещают в специальную гондолу и используют для крепления пилон. Через него подходят к двигателям топливные трубку и приводы.
У самолета обычно по два двигателя.
Количество двигателей различается в зависимости от модели самолета. О двигателях более подробно написано в этой статье.
Авионика
Это все те системы, которые обеспечивают бесперебойную работу самолета в любых погодных условиях и при большинстве технических неисправностях.
Сюда относят автопилот, противообледенительная система, система бортового электроснабжения и т.д.
Классификация по конструктивным признакам
В зависимости от количества крыльев различают моноплан (одно крыло), биплан (два крыла) и полутораплан (одно крыло короче, чем другое).
В свою очередь монопланы делят на низкопланы, среднепланы и высокопланы. В основу этой классификации лежит расположение крыльев возле фюзеляжа.
Если говорить об оперении, то можно выделить классическую схему (оперение сзади крыльев), тип “утка” (оперение перед крылом) и “бесхвостка” (оперение — на крыле).
По типу шасси воздушные судна бывают сухопутными, гидросамолеты и амфибии (те гидросамолеты, на которые установили колесные шасси).
Есть разные виды самолетов и по видам фюзеляжа. Различают узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты. Последние — это, в основном, двухпалубные пассажирские лайнеры. Наверху находятся места пассажиров, а внизу — багажные отсеки.
Вот что из себя представляет классификация самолетов по конструктивным признакам.
nasamoletah.ru