кто и в каком году изобрел самолет
О полетах в небе с помощью специального устройство задумывался еще Леонардо да Винчи в 16 веке, однако первый полет официально зарегистрирован в начале прошлого века. О том, кому мы обязаны возможностью авиаперелетов, до сих пор ведутся ожесточенные споры, однако факт остается фактом – официально первый полет зарегистрирован в 1903 году. Самый первый самолет в мире изобрели братья Райт.
Первый прототип самолета братьев Райт
История авиации
Первые попытки строительства летательного аппарата, способного поднять человека в воздух, начались в конце 18 века. История изобретения летательного аппарата берет начало в Англии, когда сер Джордж Кейли всерьез занялся этим вопросом и издал несколько научных трудов, в которых подробно изложил принцип строительства и функционирования прототипа современного самолета.
Свои работы изобретатель начал с наблюдения за птицами. Ученый посвятил длительное время измерениям скорости полета птиц и размаху крыла. Эти данные впоследствии стали основой нескольких публикаций, положивших начало развитию авиации.
Зарисовки летательного аппарата Кейли
В своих первых зарисовках Кейли представлял самолет как лодку с хвостовым оперением на одном конце и парой весел на носу. Конструкция должна была приходить в движение с помощью весел, которые передавали бы вращение на крестообразный хвостовик в конце судна. Таким образом, Кейли безошибочно изобразил основные элементы самолета. Именно работы этого ученого положили начало развития авиации и стали толчком к разработке концепции самолета.
Первооткрывателем авиации в современном ее понимании стал еще один английский изобретатель – Уильям Хенсон. Именно он получил заказ на разработку проекта летательного аппарата в 1842 году.
Предложенный Хенсоном проект «парового воздушного экипажа» описывал все основные элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, осуществляющего движение всей конструкции, изобретатель предлагал использовать воздушный винт. Многие идеи, предложенные Хенсоном, в последствие нашли развитие и стали применяться в ранних моделях самолетов.
Российский изобретатель Н.А. Телешов запатентовал проект строительства «системы воздухоплавания». Концепция летательного аппарата также была основана на паровой машине и воздушном винте. Спустя несколько лет, ученый усовершенствовал свой проект и одним из первых предложил идею создания реактивного самолета.
Особенностью проектов Телешова была идея перевозки пассажиров в закрытом фюзеляже.
Кто изобрел самолет
Несмотря на то, что разработка конструкции летательного аппарата велась многими учеными в середине 19 века, изобретение самолета приписывают братьям Райт, чей аэроплан совершил кратковременный полет в 1903 году.
Не все согласны с тем, что братья Райт были первыми. Бразилец Альберто Сантос-Дюмонт сконструировал, собственноручно построил и сам же испытал первый в мире прототип дирижабля в 1901 году. Именно тогда было доказано, что управляемые полеты действительно возможны.
По еще одной версии, первенство в изобретении первого рабочего летательного аппарата следует присвоить российскому изобретателю А.Ф. Можайскому, чье имя навсегда останется в истории авиации. Таким образом, споры о том, кто изобрел, и кто создал, самолет ведутся до сих пор.
Интересно! Несмотря на то, что официально изобретение самолета присуждают братьям Райт, все бразильцы уверены в том, что первый в мире самолет изобрел Сантос-Дюмонт. В России же считается, что первый прототип современного самолета построил Можайский.
Работа братьев Райт
Братья Райт не стали первыми изобретателями самолета. Более того, первый неуправляемый полет человека также принадлежит не им. Тем не менее, братья Райт смогли доказать самое главное – то, что человек способен управлять летательным аппаратом.
Именно Уилбур и Орвилл Райт первыми осуществили управляемый полет на летательном аппарате, благодаря чему идея о возможности осуществления пассажирских перевозок по воздуху получила дальнейшее развитие.
Авторству братьев принадлежит идея о трех осевом вращении летательного аппарата, благодаря чему осуществлялось управление их самолетом и поддержание равновесия этой громоздкой конструкции.
В то время, когда все ученые ломали головы над возможностью установки более мощных двигателей для поднятия самолета в воздух, братья сосредоточились на вопросах возможности управления летательным аппаратом. Результатом стал ряд экспериментов с аэродинамической трубой, послуживших основой для разработки крыльев и пропеллеров аэроплана.
Первый планер с двигателем, построенный братьями, получил название «Флаер-1». Он был изготовлен из ели, так как этот материал отличается легкостью и надежностью. Устройство приводилось в движение бензиновым двигателем.
Интересно! Двигатель для «Флаер-1» изготовлен механиком Чарли Тейлором, особенностью конструкции стал небольшой вес. Для этого механик использовал дуралюмин, также называемый дюралем.
Самолет братьев Райт
Первый успешный полет был совершен 17.12.1903 года. Самолет поднялся на несколько метров и пролетел около 40 метров за 12 секунд. Затем были повторные испытания, в результате которых длительность и высота полета увеличились.
Сантос-Дюмонт и 14-бис
Альберто Сантос-Дюмон известен как изобретатель воздушных шаров, он также иногда указывается как создатель первого в мире управляемого самолета. Ему также принадлежит изобретение дирижаблей, которые управлялись с помощью двигателя.
В 1906 году его самолет под названием «14-бис» поднялся в воздух и пролетел более 60 метров. Высота, на которую изобретатель поднял свой летательный аппарат, составила порядка 2,5 метров. Спустя месяц, Альберто Сантос-Дюмон совершил полет длинной в 220 метров на этом же самолете, установив в результате первый рекорд по дальности перелета.
Самолет «14-бис»
Особенностью «14-бис» стала то, что конструкция смогла взлететь самостоятельно. Братьям Райт не удалось этого добиться, и их самолет поднялся в воздух с посторонней помощью. Именно этот нюанс стал основополагающим в спорах о том, кого же следует считать изобретателем первого самолета.
После «14-бис» изобретатель всерьез занялся разработкой моноплана, в результате мир увидел «Демуазель».
Альберто Сантос-Дюмон никогда не останавливался на достигнутом и не хранил свои изобретения в тайне. Конструкциями своих летательных аппаратов изобретатель охотно делился с тематическими изданиями.
Летательный аппарат Можайского
Проект своего летательного аппарата ученый представил на рассмотрение еще в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием чиновников Военного министерства, в результате ему не выделили средств на продолжение исследований.
Несмотря на это, ученый продолжил разработки, вкладывая собственные средства, из-за чего строительство прототипа самолета Можайского затянулось на долгие годы.
Самолет Можайского был построен в 1882 году. Первые испытания летательного аппарата закончились катастрофой, однако свидетели утверждают, что летательный аппарат все же поднялся на некоторое расстояние от земли прежде, чем потерпел крушение.
Так как документальных подтверждений полета нет, считать Можайского первым человеком, совершившим полет на самолете, нельзя. Однако разработки ученого послужили основой для развития авиации.
Так кто же был первым
Несмотря на многочисленные споры, о том, в каком году был изобретен летательный аппарат, первый официально зарегистрированный полет принадлежит братьям Райт, поэтому именно американцы считаются «отцами» первого самолета.
Сравнивать вклад в развитие авиации братьев Райт, Сантос-Дюмона и Можайского нецелесообразно. Несмотря на то, что первый самолет Можайского был построен за 20 лет до первого управляемого полета, изобретатель использовал другой принцип строительства, поэтому сравнивать его самолет с «Флаером» братьев Райт невозможно.
Сантос-Дюмон не стал первым, кто осуществил полет, однако изобретатель использовал принципиально новый подход к строительству летательного аппарата, благодаря чему его устройство самостоятельно поднялось в воздух.
Помимо первого управляемого полета, братья Райт внесли весомый вклад в развитие авиации, первыми предложив принципиально новый подход к строительству пропеллера и крыльев летательного аппарата.
Нет смысла спорить, кто из этих ученых стал первым, потому что все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работы и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера.
Первые военные самолеты
Прототипы «Флаера» братьев Райт и летательного аппарата Сантос-Дюмон использовались в военных целях.
Если братья изначально преследовали цель изобретения техники, которая дала бы преимущество американской армии, то бразилец Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания ряда летательных аппаратов, которые затем использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально также преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях.
Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.
Первые пассажирские самолеты
Первые пассажирские самолеты появились благодаря И.И. Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году, на борту присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый полет на дальнюю дистанцию. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, сделав одну посадку для дозаправки.
Первый пассажирский авиалайнер «Илья Муромец»
Авиалайнер также участвовал для перевозки бомб во время Первой мировой войны. Война заставила российскую авиацию на некоторое время замереть в развитии.
В 1925 году появился первый самолет «К-1», затем мир увидел пассажирские авиалайнеры Туполева и самолеты разработки ХАИ. С этого времени пассажирским самолетам уделяется все больше внимания, они приобретают большую пассажировместимость и способность совершать полеты на дальние расстояния.
История развития реактивных самолетов
Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.
Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:
- неправильный выбор конструкции двигателя;
- большой расход горючего;
- частая потребность в дозаправке.
Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.
Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.
Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.
Первый реактивный самолет
Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.
Видео
Таким образом, реактивные самолеты появились в самый разгар Второй Мировой войны. На их счету серьезные боевые победы, однако, потери среди них также очень велики. В первую очередь это связано с тем, что пилоты просто не успели пройти полноценное обучение по управлению принципиально новым летательным средством. С момента первого удачного полета до появления реактивных самолетов прошло всего 30 лет, в течение которых произошел большой прорыв в авиации.
aviationtoday.ru
Первый в мире самолет — кто изобрел?
Человек всегда мечтал о полетах, но при этом понимал, что он не сможет это сделать так, как птица, потому нужен летательный аппарат. И вот несколько умных и отважных изобретателей в XIX веке приблизились к своей цели. История сохранила несколько имен таких экспериментаторов, кто пытался строить первый в мире самолет. Большинство стран признали первенство в изобретении летательного аппарата за братьями Райт. Как было дело, мы опишем в этой статье, а также расскажем о других ученых, кто изобретал первый самолет.
Самолет Можайского
О полетах Братьев Райт на своих аэропланах
Свой первый аэроплан братья Райт, Уилбер и Орвилл, назвали «Флайер-1». Сконструировали его с двигателем внутреннего сгорания собственной разработки и осуществили его испытание, свой первый полет в 1903 году. Небольшие достижения были у той машины, всего-то поднялся самолет на полтора метра и пролетел 37 метров, но было доказано, что полеты возможны.
Эксперимент удался (это произошло 17 декабря 1903 года) несмотря на то, что был сильный ветер, аппарат скользил по направляющей рельсе и управлялся в ускорении примитивной катапультой.
Братья Райт укрепились в своей вере построить самолет и продолжали работать, проводили расчеты и дорабатывали свою машину. В октябре 1905 года были проведены очередные испытания летательного аппарата, которому было присвоено имя «Флайер-3». Этот самолет пролетел аж 39,5 км за 40 минут. Аэропланом управлял Уилбер. Это был самый его последний и самый длинный перелет. Братья имели свидетелей своего полета, в том числе среди своих друзей и местных фермеров.
Местные журналисты пропустили этот исторический момент, и сейчас точно никто не скажет, в каком году был построен первый самолет. Фотографий также сохранилось мало, хотя некоторые из них братья Райт все же сделали. Самое главное, что они поняли после последнего полета — они построили летательный аппарат, который вполне управляем в полете и может совершить посадку.
Планёр 1900 года. Фотографий с пилотом не существует
Именно идея об управлении летательным аппаратом, воплощенная на практике, сделала возможным дальнейшее развитие самолетостроение. Поэтому братьям Райн отдают первенство в этом изобретении.
Однако, несправедливо будет не вспомнить и о других претендентах на изобретение первого в мире самолета.
Орвилл в Китти Хоук с планёром 1901 года, нос аппарата направлен вверх; он не имел хвоста
Альберто Сантос-Дюмонт
Спор о первенстве изобретения находится между Альберто и братьями Райт. В Бразилии именно его считают изобретателем самолета.
Альберто Сантос-Дюмонт — изобретатель воздушных шаров, дирижаблей, он занимался возможностью управления этими устройствами. Занявшись аппаратами тяжелее воздуха и понимая их будущность, он в 1905 году закончил работу над одним из своих проектов. В октябре 1906 года он провел испытания своего экспериментального самолета, под названием 14-бис. Аппарат пролетел на высоте 2-3 метра расстояние в 60 метров, было много свидетелей. Он поднялся в воздух в тихую безветренную погоду при помощи только своего двигателя.
Полет Альберто Сантос-Дюмона в Париже 12 ноября 1906 года
Сантос-Дюмонт не остановился на достигнутом, и следующим его проектом был моноплан «Демуазель». Аппарат имел длину 8 метров, размах крыла 5 метров, весил 110 кг, легко преодолевал 200 метров со скоростью 100 км/ч. Изобретаталь постоянно дорабатывал и улучшал свой аппарат, периодически совершая на нем полеты. Последними из его достижений были полеты на 8 и 18 км на самолетах с двухцилиндровыми двигателями.
Сантос-Дюмонт не делал тайны и своих изобретений, предоставляя чертежи в журнале «Механика» для молодых начинающих авиаторов. Экспериментатор справедливо полагал, что за авиацией большое будущее.
Теперь вы знаете примерно, в какое время был построен первый самолет, но нельзя не упомянут также русского изобретателя, который также работал над изобретением самолета и сделал это на два десятка лет раньше братьев Райт
А.Ф. Можайский — изобретатель первого летательного аппарата
Александр Федорович Можайский предложил свои идеи по построению летательного аппарата, но, столкнулся в России с бюрократий, черствостью, безграмотностью и непониманием чиновников. Из-за крайней нужды он не мог достроить свой аппарат, но власти не только не выделяли денег, но и всячески препятствовали постройке аппарата. Александр Федорович все же добился, чтобы часть денег выделили, частично покрыл расходы за счет своих сбережений и продажи личных вещей. Можайский получил даже патент на изобретение в 1881 году.
Он достроил аппарат, и полет состоялся, это было 20 июля 1882 года. Результат был скромный: самолет разогнался по деревянному настилу, взлетел и пролетев совсем немного приземлился. Управлял самолетом его помощник, механик И.Н. Голубев. Эксперимент был положительный и доказывал, что полеты возможны. Аппарат был не совершенен, и это понимал Можайский. Он знал, в каком направлении нужно работать, но через три года экспериментатор умер. Власти же постарались засекретить изобретение русского ученого и сделали все, чтобы о нем забыли. Самолет тоже не сохранился, его перевезли в имение Можайских, потом, в 1896 году он сгорел.
Взлет самолета Можайского (с рисунка известного летчика К. Арцеулова)
Россияне справедливо считают А.Ф. Можайского пионером авиации. Бесценный опыт и наработки изобретателя были использованы русскими конструкторами при построении самолетов «Русский витязь», «Илья Муромец», «Святогор » в 1913 -1915 гг.
Как видите, невозможно конкретно ответить на вопрос, кто изобрел первый самолет. Если разобраться, то авиация зародилась и развивалась благодаря энтузиазму многих фанатиков. Все они имеют право на признание. В заключение, посмотрите ролик полета самолета 14-бис Альберто Сантос-Дюмонта. Конечно, это не настоящий самолет, а его копия.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
samoleting.ru
Первый самолет в мире: кто изобрел, история авиации
Покорить воздушное пространство люди мечтали давно. В прошлых веках создавали различные летательные аппараты. Впоследствии их конструкции, а также некоторые элементы стали использовать в разработке уже более модернизированных воздушных суден. Прошло немного времени, когда был создан первый самолет в мире.
История авиации
Джордж Кейли в XVIII веке создал несколько научных трудов по теме «Строительство летательных аппаратов». В них он подробно рассказывал о возможностях прототипов современного самолета.
Примечание. Наблюдения он вел за птицами. Он измерял скорость их полета, высоту, а также размах крыльев.Американский конструктор представлял самолет в виде лодки с хвостовым оперением. Движение всей конструкции обеспечивали весла. Они передавали вращение на хвостовик в виде креста, который находился в конце воздушного судна.
История авиастроения началась в 1842 году. В это время Уильям Хенсон получил заказ на разработку проекта летательного аппарата. Конструктором была создана винтомоторная авиамашина. Воздушный винт поднимал судно, а также обеспечивал его движение. Стоит отметить, что некоторые идеи Хенсона до сих пор используют современные авиаконструкторы.
История самолетов российского производства началась в 20 веке. Изобретатель Н. А. Телешов впервые запатентовал проект «Системы воздухоплавания». Летательные аппараты должны были совершать полет посредством воздушного винта и паровой машины.
Чуть позже этот же конструктор предложил создать реактивный самолет. Разработки велись на основании его запатентованного проекта. Летательный аппарат должен был транспортировать пассажиров в закрытом корпусе воздушного судна. Причем этот аппарат должен был быть реактивным. После этого началось бурное развитие авиационной техники. Современные модели авиасуден поражают своими техническими и летными характеристиками.
Первый самолет в мире и России
Первым, кто изобрел самолет во всем мире, стал Энтони Фоккер. Это событие произошло в 1910 году. Он поднял в небо первый de Spin. К сожалению, летательный аппарат не преодолел большого расстояния. Он врезался в дерево. Фоккер на этом не остановил свои эксперименты.
Энтони Фоккер
В 1911 году он создал компанию, которая уже в 1915 году выпускает первый самолет-истребитель. Именно благодаря этой воздушной машине Германии удалось изменить ход Первой мировой войны.
Характеристики воздушного судна:
- Размах крыла авиасудна достигал 8,53 м;
- Длина фюзеляжа — 6,76 м, а высота — 2,89 м;
- Самолет развивал крейсерскую скорость 132 км/ч.
Первым, кто придумал самолет в России, стал Александр Можайский. Произошло это в 1876 году. В то время он проводил испытания с маленькой лодочкой, на которой были монтированы крылья. Светскую прессу того времени заинтересовало необычное сооружение. О нем появились публикации в различных изданиях.
Александр Можайский
Это изобретение не оставил без внимания и Дмитрий Иванович Менделеев. На тот момент ученый был известен всему миру. Именно он убедил комиссию Главного инженерного управления спонсировать опыты.
Примечание. На тот момент в стране было скептическое отношение к изобретателям такого рода. По этой причине Можайскому не удалось закончить свои опыты.1881-1886 гг. — начало испытаний летательного аппарата. Все попытки продержаться в воздушном пространстве как можно дольше не увенчались успехом. В 1890 году конструктор умер, так и не закончив свои труды. Многие утверждают, что если бы у него было больше времени и финансов, современные летательные аппараты появились бы гораздо раньше.
Первые пассажирские самолеты
Человеком, который положил начало созданию пассажирских самолетов, являлся Альберто Сантос-Дюмонт. Изначально он конструировал воздушные шары и дирижабли. В 1905 году он закончил работу над проектом первого летательного аппарата. Уже в 1906 году конструктор совершил первый полет на самолете собственного производства. Воздушная машина получила название Oiseau de proie или 14-bis. В переводе такое название означает «Хищная птица».
Альберто Сантос-Дюмонт и его 14-bis
Характеристики первого полета:
- высота — 2-3 м;
- дальность — 220 м;
- время полета — 22 секунды.
Воздушное судно было оснащено съемными шасси.
Глядя на опыт авиаконструирования братьев Райт и Сантоса-Дюмона, российское правительство решило начать свои разработки в этой области. Единственным нюансом стало то, что на территории России на тот момент не было конструкторов, имеющих опыт создания самолетов. Многие из них никогда не видели этих машин.
Первый русский самолет, который смог пролететь несколько десятков метров без аварии, был создан профессором политехнического института г. Киева Александром Кудашевым. В 1910 году он совершил полет на воздушной машине собственного производства.
Опыт конструктора Кудашева перенял Игорь Сикорский. Он создал самолет «Илья Муромец». Это первое пассажирское воздушное судно, которое было оснащено перегородками. Они делили салон на различные отсеки: спальную зону, развлекательный отсек, ресторан и ванную комнату.
Разработка Игоря Сикорского
В 1913 году состоялось знаменательное событие. Самолет впервые поднялся в небо. Уже через год состоялся презентационный полет. На его борту находилось 16 пассажиров.
Первые военные самолеты
Летательный аппарат, которому удалось оторваться от земли, а также провести в воздухе небольшое количество времени, являлся разработкой братьев Райт. Орвил и Уилбур сконструировали его в 1900 году. Первый самолет братьев Райт назывался «Флайер-1». Его первый полет состоялся в 1903 году.
Братья Райт
Воздушная машина провела в воздухе около 59 секунд. За это короткое время она пролетела 260 м. Уже в 1904 году модель была доработана. А еще через год самолет совершил полет на расстояние 39 км.
Характеристики летательного аппарата:
- размах крыла — 12 м;
- масса — 283 кг;
- мощность силовой установки — 9 кВт;
- масса силовой установки — 77 кг.
Бензиновый двигатель, который разгонял машину до нужной скорости, был монтирован на деревянном каркасе. Шасси у самолета не было. Вместо них для запуска применяли катапульту. Она была оснащена рейсом направления из древесины. На создание такого самолета братья Райт потратили около 1000 дол. США.
Реактивные самолеты
Идея создания реактивного воздушного судна принадлежит изобретателю Телешову. Ее воплотил в жизнь конструктор А. Коанда в 1910 году. Попытки запустить самолет с помощью двигателя не увенчались успехом.
Уже в 1939 году был осуществлен запуск реактивного самолета. Испытания проводила немецкая компания Heinkel. Прототип воздушного судна мог развить высокую скорость за короткое время. Он совершил полет на высоте 60 метров.
В конструкции были допущены определенные ошибки:
- значительный расход топлива;
- неправильный выбор силовой установки;
- постоянная потребность в дозаправке.
Ввиду последней причины, самолет не мог пролететь больше 50 км. Модель не была выпущена в серийное производство, так как ошибки конструкции не были исправлены.
В 1946 году был разработан новый самолет с реактивным двигателем. Достижение принадлежит американской компании Bell Aircraft. Воздушное судно Bell X-1 могло совершать полеты на высоте 24400 м. Оно развивало скорость 2720 км/ч.
Bell X-1
Интересный факт! На этом летательном аппарате было совершено 80 полетов.В 1949 году воздушное судно поднялось на высоту 7600 м и развило скорость до 273 км/ч за 1 секунду.
Сверхзвуковые самолеты
Воздушное судно Bell X-1 по праву считается сверхзвуковым. Именно оно было оснащено ракетным двигателем марки XLR-11. Самолет достиг показателя сверхзвуковой скорости в управляемом полете.
F-100 считается первым серийным истребителем американского производства. Он совершил полет в 1953 году. Первым сверхзвуковым истребителем российского производства стал МиГ19. Он совершил полет в 1952 году. Серийное производство этой модели началось в 1954 г.
- F-100
- МиГ19
Первым сверхзвуковым пассажирским самолетом стал отечественный Ту-144. Он был разработан Конструкторским Бюро Туполева в 60-х годах. Еще одним сверхзвуковым воздушным судном стал французский «Конкорд». Эти самолеты эффективно эксплуатировали на протяжении многих лет. После нескольких неудачных полетов, а также нерентабельности программы их создания, аппараты были выведены из авиапарков. Сейчас эти модели находятся на хранении.
Посмотрите видео о том, как создавался самолет
Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму.
aviawiki.com
Кто построил первый в мире самолет
Здравствуйте, друзья!
Сегодня вспомнилась одна из тысячи присказок-прибауток моего первого армейского начальника, завзятого балагура. «Человек не птица, а летать стремится. И чего же он, дурак, уж совсем, прям, не боится?» ? Смешно сказал… Но вобщем правильно.
Самолет Можайского.
Тяга к небу, стремление к полету всегда было свойственно человеку. К сожалению, природа создала его совсем для других целей и для осуществления мечты пришлось строить аппарат, который смог поднять человека в воздух и которым можно было управлять. Аппарат этот называли аэроплан. Впрочем он и сейчас так называется. Airplane – это по-английски, а по-русски просто самолет. Так кто же построил первый в мире самолет и совершил на нем управляемый полет? Кто сделал этот столь важный для человечества шаг, ставший началом новой эры, эры авиации?
Уилбур Райт.
Орвилл Райт
На этот счет история сохранила три имени, а точнее три фамилии. А имен было четыре :-). Назовем этих людей: американцы братья Райт, Уилбер и Орвилл; бразилец Альберто Сантос-Дюмонт; русский Александр Федорович Можайский. Все они были серьезными исследователями-практиками и о каждом из них и их аппаратах можно рассказать отдельную историю, что я обязательно сделаю в дальнейшем. А пока определимся, почему же они оказались в этом списке претендентов .
В большинстве стран мира приоритет в этом вопросе отдается американцам. 17 декабря 1903 года они осуществили первый полет на аэроплане собственной конструкции под названием «Флайер-1» (Flyer 1). Это был собственно не полет, а подлет. Аппарат тяжелее воздуха под управлением Орвилла Райта поднялся на высоту примерно 1.5 метра и пролетел 36,5 метра за 12 секунд.
Первый полет Флайера-1. 17 декабря 1903 года. Пилот — Орвилл, Уилбур на земле.
Причем взлетал он при достаточно сильном встречном ветре, скользя по специальному направляющему рельсу и ускоряясь при этом примитивной катапультой. Двигатель у самолета был внутреннего сгорания собственной конструкции братьев Райт. В дальнейшем братья проводили серьезные доработки и исследования. Появились «Флайер-2» и «Флайер-3» и уже 5 октября 1905 года состоялся самый длинный полет на расстояние 39,4 км за время 38 минут и 3 секунды. Этот аэроплан, конечно, совсем не соответствовал нашим современным понятиям о самолете. На первом Флайере, например, пилот управлял полетом лежа на крыле (не могу себе представить, как это можно, ведь ужасно неудобно, по-моему :-)). Аэроплан до конца своей истории так и не обзавелся шасси и взлетал при помощи катапульты. Но в целом это был хоть и примитивный, но настоящий самолет, оснащенный двигателем, летающий по законам аэродинамики, управляемый в полете. Этим братья Райт не много ни мало заложили основу развития современной авиации. Но! Несмотря на все эти заслуги все же не они построили первый в мире самолет…
А.Ф. Можайский
А как вы думаете кто? Ну конечно русские :-). Как-то так по жизни всегда получалось, особенно в дореволюционной России, что русские во многих случаях были первыми в области технических достижений. Но первенство это никогда не было явным. В деле постройки аэропланов то же самое… Первый в мире самолет был построен и поднялся в воздух аж на 20 лет раньше Флайера братьев Райт. Это был всем известный сейчас самолет Можайского. Александр Федорович Можайский, российский морской офицер, впоследствии контр-адмирал долгие годы занимался аэродинамическими исследованиями, результатом которых стал построенный в 1882 году «воздухоплавательный снаряд». Так было написано в патенте на него в 1881 году. Кстати, патент на самолет тоже был первым в мире! Братья Райт запатентовали свой аппарат только в 1905 году. Можайский создал настоящий самолет со всеми полагающимися ему частями: фюзеляжем, крылом, силовой установкой из двух паровых машин и трех воздушных винтов, шасси, хвостовым оперением. Он был гораздо более похож на современный самолет с классической компоновочной схемой, чем аэроплан братьев Райт.
Взлет самолета Можайского (с рисунка известного летчика К. Арцеулова)
Более того самолеты фюзеляжного типа стали строиться аж через 30 с лишним лет после самолета Можайского. Но судьба этого аппарата была совсем не похожа на судьбу Флайера. Можайский столкнулся с откровенным безразличием, косностью и непониманием. Денег на постройку аппарата давали мало или не давали вообще, все действия были направлены на то, чтобы не допустить ни постройки аппарата, ни дальнейших исследований. То есть обычная российская история тех времен. И тем не менее полет состоялся. Это случилось 20 июля 1882 года в Красном Селе под Петербургом. Испытывал самолет помощник Можайского механик И.Н. Голубев. Аппарат разбежался по специально построенному наклонному деревянному настилу, взлетел, пролетел определенное расстояние и благополучно приземлился. Результат, конечно, скромный. Но возможность полетов на аппарате тяжелее воздуха была очевидно доказана. Дальнейшие расчеты показали, что для полноценного полета самолету Можайского просто не хватало мощности силовой установки . Это, кстати, было подтверждено современными изысканиями в институте ЦАГИ. Это же хорошо понимал и сам Можайский и повел работу в нужном направлении. Но судьба распорядилась по иному. Через три года он умер. Работу и борьбу с чиновниками продолжать стало некому. Все сведения по аппарату были засекречены и «положены под сукно», а сам первый в мире самолет долгие годы простоял в Красном селе под открытым небом. Потом его перевезли под Вологду в имение Можайских и уже там он сгорел в 1895 году. Ну, что тут скажешь :-(. Очень часто – это обычная судьба российских изобретений…
Альберто Сантос-Дюмонт
Однако есть еще и третий претендент на изобретение первого в мире самолета. Это бразилец Альберто Сантос-Дюмонт. Это был воздухоплаватель с большим теоретическим и практическим опытом, много занимавшийся вопросом управления воздушными шарами и дирижаблями. Хорошо понимая будущность аппаратов тяжелее воздуха, он стал заниматься и ими тоже. Самым главным его достижением был полет на аппарате собственной конструкции под названием «14-bis» 23 октября 1906 года на летном поле Аэроклуба Франции в Багатель. Это был первый полет на аэроплане с двигателем в Европе, он выполнялся при большом количестве свидетелей (в том числе и официальных) и был хорошо задокументирован. Но самое главное то, что 14-bis летал уже как настоящий самолет, без каких-либо специальных внешних приспособлений. Этот странный на вид коробчатый аппарат с помощью только тяги собственного двигателя, в безветренную погоду, на собственном несъемном шасси самостоятельно взлетел и, пролетев на высоте 2-3 метра расстояние в 60 метров, благополучно приземлился. Между прочим теперь 23 октября в Бразилии – праздник основания бразильские ВВС :-).
Полет Альберто Сантос-Дюмона в Париже 12 ноября 1906 года.
Таковы вкратце три важных факта из богатой событиями истории авиации. Так кто же все-таки построил первый в мире самолет и совершил на нем настоящий управляемый полет? Делайте выводы сами, но я думаю, что однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Никому нельзя отдать окончательный приоритет. Да и надо ли это делать? Авиация – это интересная и сложная область жизни и деятельности человечества. И создавалась она трудом многих и многих теоретиков и практиков, мечтателей и энтузиастов, инженеров и рабочих. И все эти люди имеют безусловное и полное право на признание.
В заключение предлагаю вам посмотреть два любопытных ролика. Первый — это хроникальные кадры полета Флайера-3. Кинокадров самого первого полета Флайера-1, увы, не существует. Но и здесь хорошо видны взлетная рельса и катапульта. На втором ролике показан современный полет самолета-копии 14-бис. Хоть и копия, но впечатляет :-).
Вот, пожалуй, и все, надеюсь Вам было интересно :-). До встречи в этой рубрике и других рубриках сайта.
P.S. Вот не могу так просто закончить :-). Все же хочу сказать, что лично мне, конечно, как русскому, больше импонирует А.Ф. Можайский (потому и поместил его самолет в заголовок). Ведь он на 20 с лишним лет ( а по фюзеляжу даже на 30) опередил других изобретателей и, если бы не препятствия объективного характера, кто знает, где бы был авиационный центр в те времена, да и в дальнейшем тоже. Но, как известно, время не терпит сослагательного наклонения, и мы имеем то, что имеем.
Картинки и фото кликабельны.
No related posts.
avia-simply.ru
Когда, кто и как изобрел первый самолет в мире
Человечеству захотелось летать задолго до того, как оно выучилось быстро передвигаться по земле или по воде. Слишком заманчиво передвигались в воздухе птицы, не испытывая при этом заметного внешнего сопротивления. Человек же в своих передвижениях был ограничен плоскостью земли или гладью воды, а ускорить перемещение мог только с помощью животных, течения или ветра.
Стремление летать поначалу приводило только к трагедиям. Икар и Дедал персонажи мифологические, но есть свидетельства реальных попыток полететь с помощью крыльев, скрепленных воском. Ничем хорошим для предтеч нынешних лётчиков такие прыжки не могли.
Постепенно попытки летать приобрели более расчётливый характер. Люди научились подниматься в воздух на воздушных шарах и строить подобия планеров и дельтапланов. Но если полёты на дельтапланах люди, по некоторым данным, могли совершать уже в первом тысячелетии нашей эры, то затем развитие авиации упёрлось в отсутствие движителя. Как писал один из пионеров авиации Эммануил Сведенборг, человеческое тело имеет слишком большой вес и выдаёт слишком малую мощность.
Тем не менее, века трудов людей, стремившихся летать, не пропали даром. Постепенно были выработаны общие представления о конструкции самолётов, способах управления ими и аэродинамических свойствах материалов. Дело оставалось за двигателем…
Во второй половине 19-го века паровые и бензиновые двигатели научились делать довольно компактными и мощными для размещения на самолёте. Гонка по созданию работоспособного аэроплана получила новое ускорение, причём работы разной степени успешности велись сразу в нескольких странах.
Кто же был первым?
Братья Райт
Чаще всего создателями первого самолёта в мире называют американцев братьев Уилбура и Орвилла Райт. Существует много свидетельств о том, что уже до полёта Орвилла Райта 17 декабря 1903 года другие пилоты совершали успешные полёты. Но братья Райт хорошо задокументировали и сфотографировали свои полёты. Кроме того, они подходили к делу конструирования самолётов с большой тщательностью, тщательно фиксируя все результаты своих работ.
Главной движущей силой в дуэте братьев Райт был Орвилл, хотя первым интересоваться авиацией начал Уилбур. Именно он в 1899 году после гибели известного воздухоплавателя Отто Лилиенталя начал собирать литературу об авиации. Когда же к делу подключился Орвилл, братья начали свою дорогу к славе.
Создавая свой самолёт (они без затей назвали его «Флайер», от английского глагола fly — «летать»), братья Райт попутно проделали огромную исследовательскую работу. Проведя расчёты, они решили, что мощности имеющегося двигателя и прочности материалов для полёта хватит. А вот над управлением самолёта в полёте до братьев особо никто не задумывался, что часто приводило к травмам и смертельным случаям. Ключевым стало изобретение братьев системы управления, которая позволяла самолёту не только совершать небольшие манёвры, но и противостоять боковому ветру. Лишь проведя испытания системы управления на собственноручно построенных воздушных змеях и планерах, они решились на пилотируемый полёт.
14 декабря 1903 «Флайер», пилотируемый выигравшим это право в орлянку Уилбуром рухнул на землю сразу после отрыва от направляющих рельсов из-за ошибки лётчика. Через три дня Орвиллу повезло больше, и полёт на 36,5 метра теперь считается первым в истории авиации.
Впоследствии братья Райт продолжали работу над самолётами, одновременно пытаясь получить финансирование от правительств США и других стран. Не получив денег от властей, они запатентовали свою систему управления самолётом, привлекли к продажам фирму, занимавшуюся военной техникой, и их дела резко пошли в гору. Их самолёты продавались по невиданным ценам в 25 и 30 000 долларов. Миг триумфа наступил в октябре 1909 года. На глазах у миллионной публики, праздновавшей юбилей открытия реки Гудзон, Уилбур Райт пролетел вдоль реки в границах Нью-Йорка, а затем облетел статую Свободы.
Александр Можайский
Самолёт русского инженера Александра Можайского поднялся в воздух на двадцать с лишним лет раньше «Флайера». Причём летающая машина Можайского была куда как больше похожа на современные самолёты, чем плод трудов братьев Райт. 20 июля 1882 года механик И. Голубев, пилотировавший самолёт, смог оторваться на нём от земли и совершить короткий полёт.
Однако первенство Можайского не было должным образом зафиксировано сразу по двум причинам. Сам инженер считал полёт лишь рядовым испытанием, не стоящим фанфар. А позже он исчерпал финансирование и не смог продолжить работу над летательным аппаратом. Тем не менее, научное сообщество признаёт, что технически самолёт Можайского был разработан на очень высоком уровне.
Интересно, что в конце 20-го века учёные провели аэродинамические испытания модели самолёта Можайского. Они показали, что для полноценного полёта правильно сконструированному аппарату не хватило только мощности имевшихся двигателей.
Альберто Сантос-Дюмон родился и умер в Бразилии, но основных успехов в воздухоплавании и авиации добился во Франции. Сторонники того, что именно Сантос-Дюмон был создателем первого самолёта, аргументируют свою версию тем, что его летательный аппарат для старта не использовал сильный встречный ветер (как самолёт братьев Райт), разгонную плоскость (как самолёт Можайского) или катапульту. Соответственно, считают они, годом изобретения самолёта нужно считать 1906-й, когда Сантос-Дюмон совершил свой первый полёт.
Сантос-Дюмон приобрёл огромную популярность, летая на воздушных шарах и дирижаблях. Он создал себе имидж легковесного денди-спортсмена. Собрав целую коллекцию денежных и других призов за установление рекордов, миниатюрный бразилец стал вхож в высший свет. С ним с удовольствием встречались и поддерживали дружбу богачи и власть имущие.
Однако за лощёной внешностью Сантос-Дюмона скрывался глубокий ум. Для своего самолёта «14-бис» он создал систему управления с предшественниками совершенных элеронов. Он постоянно работал над технологичностью сборки самолётов и повышением удельной мощности двигателей.
23 октября 1906 года он совершил полёт на 60 метров в присутствии десятков зрителей. Самолёт Сантос-Дюмона взлетел и сел самостоятельно, не сбрасывая шасси, что до сих пор позволяет считать именно его пионером авиации.
Аргументы в спорах
Скорее всего, все три точки зрения на то, кто изобрёл машину, способную передвигаться в воздушном океане, имеют под собой основания. В каких-то аспектах и братья Райт, и Александр Можайский, и Альберто Сантос-Дюмон были первыми.
К примеру, сторонники братьев Райт считают, что их самолёт взлетал по рельсам просто из-за песчаной почвы в месте испытаний. Поклонники Сантос-Дюмона построили десятки копий «14-бис» и налетали на них сотни часов, тогда как из многих попыток построить копии «Флайера» лишь несколько оказались успешными, да и то лишь частично. Ну, а самолёт Можайского опередил конкурентов на два десятилетия, и, получи русский инженер финансирование, первый самолёт, скорее всего, был бы создан именно в России. Следует отдать должное всем первопроходцам авиации. Путём проб и ошибок, нередко рискуя здоровьем и жизнью, они строили и пилотировали первые самолёты, и заложили фундамент огромной отрасли, в которую превратилась авиация в наши дни.
vpolete.online
Кто создал первый самолет
Человек всегда стремился подняться в воздух и почувствовать свободу полета наравне с птицами. Поскольку природа не дала людям крылья, мечты о полетах воплотились в создании специальных летательных аппаратов. Первый самолет был создан несколькими изобретателями в разных уголках земного шара с небольшими отрывами по времени. Поэтому обладатель пальмы первенства в этом вопросе до сих пор однозначно не установлен. История предлагает нам на выбор трех, а точнее даже четырех претендентов на изобретение самолета: братьев Райт из США, Александра Можайского из России и Альберто Сантос-Дюмонта из Бразилии.
Наиболее признанным прародителем современных летательных аппаратов все же считается самолет братьев Райт. Изобретатели из США – Орвилл и Уилбур Райт подняли в небо свой аэроплан Флайер-1 утром 17 декабря 1903 года. Первый полет длился всего 12 секунд, и аппарат преодолел расстояние 36 с половиной метров, а первым пилотом, соответственно, стал Орвилл Райт, который управлял самолетом, лежа на его крыле.
Собственно, это не был самостоятельно летающий аппарат в чистом виде, поскольку аэроплан скользил по направляющему рельсу и ускорялся при помощи катапульты. Но при этом в его конструкции был предусмотрен двигатель внутреннего сгорания, который собственноручно сконструировали братья.
Следом за первым экспериментом последовал ряд доработок, и вскоре в воздух поднялись Флайер-2 и Флайер-3. Осенью 1905 года братья Райт смогли улететь уже почти на сорок километров. При всей своей примитивности, их летательные аппараты все же имели право называться самолетами, поскольку были оснащены двигателями, управлялись пилотами и передвигались по законам аэродинамики. Правда, шасси подобные аэропланы так и не обзавелись и поднимались в воздух с помощью катапульты.
Практически одновременно с братьями Райт свой самолет запустил в воздух бразильский изобретатель Альберто Сантос-Дюмонт. Это произошло в 1906 году во Франции. Основное отличие этого летательного аппарата состояло в том, что он взлетал без дополнительных приспособлений, то есть являлся полностью самоходным. Первый самолет, который назывался «14-bis» имел несъемные шасси и летал только при помощи тяги собственного двигателя.
Сейчас все большее распространение получает тот факт, что самый первый самолет был все же построен не в Америке, а в России на тридцать лет раньше аэроплана братьев Райт. Сконструировал его контр-адмирал Можайский, который долгое время проводил соответствующие исследования. Его летательный аппарат выглядел как небольшая лодочка с несколькими трубками, двумя небольшими мачтами и паровым мотором. Назывался он воздухоплавательным снарядом, и патент на подобное летательное средство Можайский получил еще в 1881 году.
Конструкцию Можайского можно отнести к самолетам фюзеляжного типа, которые начали полноценно строиться только спустя 30 лет. Изобретатель был очень ограничен в средствах, а государство старалось выделить как можно меньше денег на исследования, а по возможности вообще засекретить и остановить все разработки.
Задокументированный первый полет состоялся летом 1882 года под Петербургом, в Красном Селе. Специально приглашенная комиссия наблюдала за полетом летательного аппарата, который Можайский назвал аэродинамом. Первый самолет разогнался по деревянному настилу, пролетел пару метров и опустился в воду, сломав крыло.
Современные исследования показали, что на тот момент аэродинам был сконструирован верно, но ему не хватило мощности силовой установки для более длительного полета.
Можайский, преодолевая бюрократические и финансовые проблемы, продолжил свои разработки. В 1890 году он скончался, развивать его дело было некому, и царские власти предпочли поскорей забыть о самолете и надолго похоронить подобные исследования. Даже сконструированный летательный аппарат оказался никому не нужен – его перевезли в поместье Можайских под Вологдой, и в 1895 году он там сгорел.
Так кому же из изобретателей можно отдать окончательный приоритет? Каждый решает по-своему. Авиация – очень важная страница в истории человечества, которая создавалась трудом множества людей: теоретиков, практиков, инженеров, мечтателей. Поэтому они все имеют право на признание и память.
fb.ru
В каком году изобрели и был построен первый самолет
Если бы вы спросили в разных странах мира, кто построил первый в мире самолет, то уверяю вас, вам ответили бы по-разному.
В США бы сказали, что пальма первенства, без сомнения, принадлежит братьям Райт. В Европе и Южной Америке (особенно, во Франции и Бразилии) назвали бы имя Альберто Сантос-Дюмона. В России бы возразили, что это, конечно, контр-адмирал Александр Михайлович Можайский. Но кто изобрел первый самолет? И в каком году изобрели самолет?
Братья Райт
В большинстве стран, в книгах, посвященных авиации, значится именно это имя, как изобретателей первого в мире самолета. Было ли это так?
Американцы Уирбулл и Орвилл Райт из штата Огайо вначале проектировали планеры, а только потом решили создать летательный аппарат, оснащенный двигателем.
Братья Райт.
Создать его помог им механик Чарли Тэйлор. Двигатель был очень простым и даже примитивным по сравнению с современными моделями. Но нужно учитывать тот факт, что по сути у братьев не было никакой отправной точки.
Они ориентировались на корабельные винты при проектировании самолета. У двигателя не было ни карбюратора, ни топливного насоса.
А цепь цепной подачи была изготовлена на фирме, специализирующийся на производстве цепей для двигателей автомобилей. Его мощность составляла 9 ВТ, а весил он 77 кг.
Макет самолета Flyer-1
Самолет получил название Flyer-1, и его вес насчитывал 283 кг.
Вначале его испытали 14 декабря 1903 года, но попытка оказалась неудачной. Почти сразу он упал.
17 декабря 1903 считается днем, когда в воздух взлетел первый в мире самолет с двигателем. Правда пролетел он всего 12 секунд и 36, 5 метра, со скоростью 43 км/ч. Впоследствии братья ещё летали на нем.
Самое большое расстояние, которое он пролетел – 60 метров, на высоте 3 метра и пробыл в воздухе около минуты. Узнать, какой самый быстрый самолет, можно из этой статьи. А про максимальную высоту полета пассажирских лайнеров современности тут.
Позднее самолет передали Смитсоновскому институту в Вашингтоне в качестве ценного экспоната.
Альберто Сантос-Дюмон
Бразилец, проживший больше половины жизни во Франции, прославился там, как первый изобретатель летательного аппарата, способного взлететь без катапульты, сильного ветра либо других технических приспособлений.
Альберто Сантос-Дюмон
Его самолет получил название 14-bis или Oiseau de proie, что в переводе с французского – «Хищная птица».
Самолет Дюмона 14-bis.
23 октября 1906 года он испытал его. Самолет преодолел расстояние в 60 метров, на высоте 2-3 метров. У него было уже шасси, правда несъемное.
А уже 12 ноября того же года талантливый летчик смог совершить мощный прорыв в авиации, пролетев 220 метров, всего за 22 секунды. Тем самым он добился мирового рекорда. А какая средняя скорость совремнного самолета? Читайте тут.
Впоследствии копии этого самолета летали без всяких проблем.
Если вы спросите, в каком году был построен первый самолет, то вам скорее всего назовут 1906 год. Так как именно в этом году был испытан самолет Дюмона.
Многие его сторонники оперируют тем фактом, что аппарат Райтов не мог взлететь сам, при нормальных погодных условиях.
Сторонники Райтов возражают, что все-таки самолет летел, на своем двигателе. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
Александр Михайлович Можайский
Контр-адмирал Российской империи, в период царствования императора Александра Второго, Александр Михайлович очень интересовался летательными аппаратами и является одним из первопроходцев в мировой авиации. В том числе, и отечественной.
Многие советские и русские ученые и историки считают именно его проект — первой в мире попыткой создания самолета.
Он начал его проектировать еще в 1877 г. Однако работа задерживалась по типичной для России причине – государственные комиссии отказывались предоставить ему необходимые денежные средства для проведения исследований.
После многочисленных битв с бюрократами, он получил нужную суммы. И то во многом благодаря личному указанию императора.
Вначале Александр Михайлович хотел использовать только появившиеся тогда двигатели внутреннего сгорания. Но у них был один весомый недостаток – они были слишком тяжелые. Поэтому он принял решение выбрать максимально облегченную модель парового двигателя.
Для их приобретения он отправился сначала в Америку, а потом в Англию. В Лондоне он заказал два паровых двигателя, и они были готовы к 1881 г.
Оставшиеся детали были изготовлены на Балтийском судостроительном заводе, на деньги, пожертвованные Можайскому разными частными лицами.
В 1880 г. он получил и патент на первый в России самолет. К 1883 г. он окончил его сборку. Для его испытания ему было выделено поле в Красном Селе, под Петербургом.
Макет самолета Можайского
Точной даты испытания самолета неизвестно. Доподлинно установлено, что первый полет был проведен в 1884 году. Аппарат даже оторвался от земли, но, вследствие своей неустойчивости, накренился вбок и упал.
Дальнейшие испытания и исследования не были проведены за недостатком финансовых средств.
Итак, мы с вами проследили судьбу первых самолетов мира. Думаю, что на вопрос – когда появился первый самолет – вы тоже уже знаете ответ. Но кто же был первооткрывателем в этой области?
На самом деле, каждый, из приведенных выше, ученых. Ведь все они начинали, по сути, с нуля, поэтому привнесли свой вклад в развитие авиационной техники и освоение небесного пространства.
А в этой статье вы можете прочитать о том, как взлетает и летит современный лайнер.
nasamoletah.ru