Самолеты СССР во время Второй Мировой |
Самолеты СССР до и во время Второй мировойВоенная авиация СССР в 1936 году занимала ведущую позицию в мире. Истребители И-15 и И-16, серийный выпуск которых только начался, были передовыми, также как самолеты ДИ-6, СБ и ДБ-3, Р-10, учебные УТ-2 и другие. Бомбардировщики ТБ-3 еще не устарели, могли служить и cамолеты-разведчики Р-5. Был установлен ряд рекордов и совершены выдающиеся перелеты. Но все закончилось. Во время Гражданской войны в Испании. Когда выяснилось отставание от немецкого самолета Messerschmitt Bf.109E в скорости и вооружении. Самолеты ТБ-3 и Р-5 уже не соответствовали требованиям времени. Война в Испании показала, что важнейшим фактором является перевес в скорости, как горизонтальной, так и вертикальной, без которого маневренность не имеет того значения. На Халхин-Голе спасло появление самолета И-153 и новых модификаций И-16, однако для боев с более серьезным противником этого было недостаточно, что подтвердила война с Финляндией. Истребители-бипланы после 1939 года исчерпали себя, монопланная схема стала единственно возможной для истребителей. «Теория двух истребителей», т.е. взаимодействия скоростного И-16 и маневренного И-15, была отброшена в 1939 году. Но в 1940 году продолжал выпускаться уже устаревший истребитель И-153. Практически тоже самое было с самолетом И-16. Нужно было предпринимать экстренные меры, чтобы преодолеть отставание. Была развернута работа по созданию новых самолетов и вскоре появилось новое поколение (после И-16) истребителей-монопланов — Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3, скорость которых достигала и превышала 600 км/ч на расчетной высоте полета. Помимо истребителей были разработаны скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, бомбардировщики Ил-4, Ер-2 и ТБ-7 (Пе-8), штурмовик Ил-2, разведчик Су-2 и другие самолеты. В короткий срок, за два года, удалось создать совершенно новые и современные истребители, бомбардировщики, штурмовики. Подготовлена база для серийного производства, но оно только начиналось, а новые самолеты не были широко освоены летчиками. Темпы постройки новых заводов были недостаточны, и к началу Великой Отечественной войны они еще не давали продукции. Почти вся тяжесть первого периода войны легла на самолеты 30-х годов. Но с 1943 года постоянно возрастающий выпуск самолетов позволил авиации Советского Союза достичь преимущества в воздухе. |
Истребительная авиация СССР
|
|||
Истребитель И-5 | Истребитель И-15 (ЦКБ-3) | ||
Истребитель И-15 бис | Истребитель И-153 «Чайка» | ||
Истребитель И-16 | Истребитель Пе-3 | ||
Истребитель МиГ-1 | Истребитель МиГ-3 | ||
Истребители МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3 | Истребитель ЯК-1 | ||
Истребитель ЯК-3 | Истребитель ЯК-7 | ||
Истребитель ЯК-9 | Истребитель ЛаГГ-3 | ||
Истребитель ЛА-5 | Истребитель ЛА-7 | ||
Истребитель-перехватчик Ту-1 («63П», АНТ-63П) | |||
Бомбардировочная авиация СССР
|
|||
У-2 (раздел «Учебные самолеты») | Бомбардировщик К-12 | ||
Бомбардировщик Су-2 (ББ-1) | Бомбардировщик-штурмовик Су-4 | ||
Бомбардировщик Як-2 | Бомбардировщик Як-4 | ||
Бомбардировщик СБ (АНТ-40) | Пикирующий бомбардировщик Ар-2 | ||
Бомбардировщик Пе-2 | Бомбардировщик Ту-2 | ||
Бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4) | |||
Бомбардировщик ДБ-А | Бомбардировщик Ер-2 | ||
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) | Бомбардировщик Пе-8 | ||
Штурмовая авиация СССР
|
|||
Штурмовик Ил-2 | Штурмовик Ил-10 | ||
Штурмовик Су-6 | Штурмовик Су-8 | ||
Разведывательная авиация СССР
|
|||
Самолет-разведчик Р-5 | Самолет-разведчик Р-Z | ||
Самолет Р-10 (ХАИ-5) | Разведчик Ту-2 | ||
Автожир ЦАГИ А-7 | |||
Военно-морская авиация СССР
|
|||
Самолет МБР-2 (Морской Ближний Разведчик) | Гидросамолет КОР-1 (Бе-2) | ||
Самолет МДР-3 (Морской Дальний Разведчик) | Летающая лодка МДР-4 (АНТ-27) | ||
Самолет МДР-5 (Морской Дальний Разведчик) | Самолет МДР-6 (ЧЕ-2) (Морской Дальний Разведчик) | ||
ОСГА-101 и СПЛ самолет для подводной лодки («Гидро-1») | Палубная катапультная летающая лодка КОР-2 (Бе-4) | ||
Самолёт-амфибия Ш-2 (АШ-2) | |||
Транспортная авиация СССР
|
|||
Самолет Ли-2 (ПС-84) | А-7 (планёр) | ||
Транспортный самолет ПС-40 и ПС-41 | |||
Щербаков Ще-2 | Военно-транспортный самолет Як-6 | ||
Учебные и тренировочные самолеты | |||
У-2/По-2 | Учебно-тренировочный самолет УТ-1 | ||
Учебно-тренировочный самолет УТ-2 | Учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 | ||
Учебно-тренировочный истребитель УТИ-26 | Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ | ||
Прототипы, проекты и опытные самолеты | |||
БИ-1 | Самолет ВТ-11 (прототип И-5) |
||
И-30 | Прототип И-301 | ||
Истребители И-170 и И-195 | И-180 | ||
И-185 | И-190 | ||
Истребитель Тяжелый Пушечный (ИТП) | ТИС | ||
Самолет Ту-2. Прототипы. |
pro-samolet.ru
Военно-воздушные силы СССР (ВВС СССР): история советской военной авиации
История советской военной авиации началась в 1918 году. ВВС СССР были сформированы одновременно с новой сухопутной армией. В 1918-1924 гг. они назывались Рабоче-Крестьянским Красным Флотом, в 1924-1946 гг. – Военно-Воздушными Силами РККА. И только после Великой Отечественной войны появилось привычное название ВВС СССР, которое оставалось вплоть до распада советского государства.
Истоки
Первой заботой большевиков после их прихода к власти стала вооруженная борьба с «белыми». Гражданская война и небывалое кровопролитие не могли обойтись без форсированного строительства сильной армии, флота и авиации. В то время самолеты все еще были диковинками, их массовая эксплуатация началась несколько позднее. Российская империя оставила в наследство Советской власти один-единственный дивизион, состоявший из моделей под названием «Илья Муромец». Эти С-22 стали основой будущих ВВС СССР.
В 1918 году в военно-воздушном флоте было 38 авиаотрядов, а в 1920 году – уже 83. На фронтах Гражданской войны оказались задействованными около 350 самолетов. Руководство тогда еще РСФСР делало все, чтобы сохранить и преувеличить царское воздухоплавательное наследие. Первым советским главкомом авиации был Константин Акашев, занимавший эту должность в 1919-1921 гг.
Символика
В 1924 году был принят будущий флаг ВВС СССР (сначала он считался аэродромным флагом всех авиационных соединений и отрядов). Фоном полотнища стало солнце. Посередине была изображена красная звезда, внутри нее – серп и молот. Тогда же появились и другие узнаваемые символы: серебряные парящие крылья и лопасти пропеллера.
Как флаг ВВС СССР полотнище было утверждено в 1967 году. Изображение стало крайне популярным. О нем не забыли даже после распада СССР. В связи с этим уже в 2004 году похожий флаг получили ВВС Российской Федерации. Отличия незначительны: исчезла красная звезда, серп и молот, появилась зенитная пушка.
Развитие в 1920-1930-е гг.
Военачальникам периода Гражданской войны приходилось организовывать будущие вооруженные силы СССР в условиях хаоса и неразберихи. Только после разгрома «белого» движения и создания целостной государственности появилась возможность начать нормальную реорганизацию авиации. В 1924 году Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот был переименован в Военно-Воздушные Силы РККА. Появилось новое Управление ВВС.
В отдельное подразделение была реорганизована бомбардировочная авиация, в рамках которого формировались самые передовые на тот момент тяжелобомбардировочные и легкобомбардировочные эскадрильи. В 1930-е годы значительно увеличилось количество истребителей, а доля разведчиков, напротив, уменьшилась. Появились первые многоцелевые самолеты (такие, как Р-6, сконструированный Андреем Туполевым). Эти машины могли в равной степени эффективно выполнять функции бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей дальнего сопровождения.
В 1932 году вооруженные силы СССР пополнились новым типом воздушно-десантных войск. У ВДВ появилась собственная транспортная и разведывательная техника. Еще через три года, вопреки традиции, сложившейся во время Гражданской войны, были введены новые воинские звания. Теперь пилоты в ВВС автоматически становились офицерами. Стены родных училищ и летных школ каждый покидал в звании младшего лейтенанта.
К 1933 году на вооружение ВВС СССР поступили новые модели серии «И» (от И-2 до И-5). Это были истребители-бипланы, разработанные Дмитрием Григоровичем. За первые пятнадцать лет существования советский парк военной авиации пополнился в 2,5 раза. Доля импортных машин сократилась до нескольких процентов.
Праздник ВВС
В том же 1933 году (согласно постановлению Совета Народных Комиссаров) был учрежден день ВВС СССР. В качестве праздничной даты в Совнаркоме выбрали 18 августа. Официально день был приурочен к концу ежегодной летней боевой подготовки. По традиции праздник стал совмещаться с разными соревнованиями и состязаниями по технике пилотажа, тактической и огневой подготовке и т. д.
День ВВС СССР использовался для популяризации гражданской и военной авиации среди советских пролетарских масс. В торжествах по случаю знаменательной даты участвовали представители промышленности, Осоавиахима и Гражданского воздушного флота. Центром ежегодного праздника был Центральный аэродром имени Михаила Фрунзе в Москве.
Уже первые мероприятия привлекли внимание не только профессионалов и жителей столицы, но и многочисленных гостей города, а также официальных представителей иностранных государств. Праздник не мог обойтись без участия в нем Иосифа Сталина, членов Центрального Комитета ВКП(б) и правительства.
Вновь перемены
В 1939 году Военно-Воздушные силы СССР пережили очередное переформатирование. Их прежняя бригадная организация была заменена на более современную дивизионную и полковую. Проводя реформу, советское военное руководство хотело добиться повышения эффективности авиации. После преобразований в ВВС появилась новая основная тактическая единица – полк (в него входили 5 эскадрилий, что в сумме составляло от 40 до 60 самолетов).
Накануне Великой Отечественной войны доля штурмовой и бомбардировочной авиации была 51% от всего авиапарка. Также состав ВВС СССР включал в себя истребительные и разведывательные соединения. На территории страны действовало 18 училищ, в стенах которых подготавливались новые кадры для советской военной авиации. Методики обучения постепенно модернизировались. Хотя поначалу состоятельность советских кадров (летчиков, штурманов, техников и т. д.) отставала от соответствующего показателя в капиталистических странах, год за годом эта пропасть становилась все менее значительной.
Испанский опыт
Впервые после длительного перерыва самолеты ВВС СССР были опробованы в боевой обстановке во время гражданской войны в Испании, начавшейся в 1936 году. Советский Союз поддержал дружественное «левое» правительство, боровшееся с националистами. Из СССР в Испанию отправилась не только военная техника, но и летчики-добровольцы. Лучше всего себя проявили И-16, которым удалось показать себя гораздо эффективнее, чем это сделали самолеты люфтваффе.
Опыт, который получили советские летчики в Испании, оказался бесценным. Много уроков извлекли не только стрелки, но и воздушная разведка. Вернувшиеся из Испании специалисты быстро продвинулись по службе, к началу Великой Отечественной войны многие из них стали полковниками и генералами. По времени заграничная кампания совпала с развязыванием больших сталинских чисток в армии. Репрессии затронули и авиацию. НКВД избавился от многих людей, воевавших еще с «белыми».
Великая Отечественная война
Конфликты 1930-х годов показали, что ВВС СССР ничем не уступают европейским. Однако приближалась мировая война, и в Старом Свете развернулась небывалая гонка вооружений. Хорошо зарекомендовавшие себя в Испании И-153 и И-15 к моменту нападения Германии на СССР уже успели устареть. Начало Великой Отечественной войны вообще обернулось для советской авиации катастрофой. Силы противника вторглись на территорию страны неожиданно, за счет этой внезапности заполучили серьезное преимущество. Советские аэродромы у западных границ подверглись опустошительным бомбардировкам. В первые часы войны было уничтожено огромное количество новых самолетов, так и не успевших покинуть свои ангары (по разным подсчетам, таких оказалось около 2 тысяч).
Эвакуированной советской промышленности пришлось решать сразу несколько задач. Во-первых, ВВС СССР нуждались в быстром восполнении потерь, без которого невозможно было представить равную борьбу. Во-вторых, на протяжении всей войны конструкторы продолжали вносить детальные изменения в новые машины, таким образом отвечая на технические вызовы противника.
Больше всего в те страшные четыре года было выпущено штурмовиков Ил-2 и истребителей Як-1. Данные две модели в совокупности составили около половины отечественного авиационного парка. Успех «Яка» был обусловлен тем, что этот самолет оказался удобной платформой для многочисленных модификаций и улучшений. Исходная модель, появившаяся в 1940 году, множество раз переиначивалась. Советские конструкторы делали все, чтобы «Яки» не отставали в своем развитии от немецких «Мессершмиттов» (так появились Як-3 и Як-9).
К середине войны в воздухе установился паритет, а чуть позже самолеты СССР и вовсе стали превосходить машины противника. Создавались и другие прославившиеся бомбардировщики, в том числе Ту-2 и Пе-2. Красная звезда (рисовавшийся на фюзеляже знак СССР/ВВС) стала для немецких пилотов символом опасности и приближающегося тяжелого боя.
Борьба с люфтваффе
За период Великой Отечественной войны преобразился не только парк, но и организационная структура ВВС. Весной 1942 года появилась авиация дальнего действия. Это соединение, подчинявшееся Ставке Верховного Главнокомандования, играло важнейшую роль на протяжении оставшихся военных лет. Вместе с ним начали формироваться воздушные армии. Данные образования включали в себя всю фронтовую авиацию.
Значительное количество ресурсов вкладывалось в развитие ремонтной инфраструктуры. Новые мастерские должны были быстро чинить и возвращать в бой поврежденные самолеты. Советская полевая ремонтная сеть стала одной из самых эффективных среди всех подобных систем, возникших в период Второй мировой войны.
Ключевыми воздушными баталиями для СССР стали авиационные столкновения во время битвы за Москву, Сталинград и на Курской дуге. Показательные цифры: в 1941 году в боях участвовало около 400 самолетов, в 1943 году эта цифра выросла до нескольких тысяч, к концу же войны в берлинском небе сосредоточилось около 7500 машин. Авиапарк увеличивался со все возрастающими темпами. Всего за период войны силами промышленности СССР было произведено порядка 17 тысяч самолетов, а в летных школах обучено 44 тысячи летчиков (погибло 27 тысяч). Легендами Великой Отечественной стали Иван Кожедуб (одержал 62 победы) и Александр Покрышкин (на его счету 59 побед).
Новые вызовы
В 1946 году, вскоре после окончания войны с Третьим рейхом, Военно-Воздушные силы РККА были переименованы в Военно-Воздушные Силы СССР. Структурные и организационные перемены затронули не только авиацию, но и всю оборонную сферу. Хотя Вторая мировая война закончилась, мир продолжал пребывать в напряженном состоянии. Началось новое противостояние – на этот раз между Советским Союзом и США.
В 1953 году было создано Министерство обороны СССР. ВПК страны продолжал расширяться. Появлялись новые виды военной техники, менялась и авиация. Между СССР и США началась гонка вооружений. Все дальнейшее развитие ВВС подчинялось единственной логике – догнать и перегнать Америку. Конструкторские бюро Сухого (Су), Микояна и Гуревича (МиГ) вступили в свой наиболее продуктивный период деятельности.
Появление реактивной авиации
Первой эпохальной послевоенной новинкой стала опробованная в 1946 году реактивная авиация. Она пришла на смену прежней устаревшей поршневой технологии. Первыми советскими реактивными самолетами стали МиГ-9 и Як-15. Им удалось преодолеть скоростную отметку 900 километров в час, то есть их показатели были в полтора раза выше показателей моделей предыдущего поколения.
На протяжении нескольких лет обобщался опыт, накопленный советской авиацией в течение Великой Отечественной войны. Были выявлены ключевые проблемы и болевые точки отечественных самолетов. Начался процесс модернизации техники для усовершенствования ее комфортности, эргономики и безопасности. Любая мелочь (летная куртка пилота, самый незначительный прибор на панели управления) постепенно принимала современные формы. Для лучшей точности стрельбы на самолетах начали устанавливать передовые радиолокационные системы.
Безопасность воздушного пространства стала сферой ответственности новых войск противовоздушной обороны. Появление ПВО привело к разделению территории СССР на несколько секторов в зависимости от близости к государственной границе. По этой же схеме продолжала классифицироваться авиация (дальняя и фронтовая). В том же 1946 году воздушно-десантные войска, прежде входившие в состав ВВС, были выделены в самостоятельное образование.
Быстрее звука
На рубеже 1940-1950-х годов усовершенствованная советская реактивная авиация приступила к освоению самых труднодоступных регионов страны: Крайнего Севера и Чукотки. Полеты на дальние расстояния делались из-за еще одного соображения. Военное руководство СССР подготавливало военно-промышленный комплекс к возможному конфликту с США, расположенными на другом конце света. С этой же целью конструировался Ту-95 – стратегический бомбардировщик дальней авиации. Другим поворотным моментом в развитии советских ВВС стало поступление на их вооружение ядерного оружия. О внедрении новых технологий сегодня лучше всего судить по экспозициям авиационных музеев, расположенных в том числе и в «самолетной столице России» Жуковском. Даже такие вещи, как костюм ВВС СССР и другая экипировка советских пилотов, наглядно демонстрируют эволюцию данной оборонной отрасли.
Очередная веха в истории советской военной авиации осталась позади, когда в 1950 году МиГ-17 смог превысить скорость звука. Рекорд поставил знаменитый летчик-испытатель Иван Иващенко. Вскоре была расформирована устаревшая штурмовая авиация. Тем временем на вооружении ВВС появились новые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух».
В конце 1960-х годов были сконструированы модели третьего поколения (например, истребители МиГ-25). Эти машины уже могли летать на скорости, в три раза превышающей скорость звука. В серийное производство были запущены «миговские» модификации в виде высотных разведчиков и истребителей-перехватчиков. У этих самолетов значительно улучшились взлетные и посадочные характеристики. Кроме того, новинки отличались многорежимностью в эксплуатации.
В 1974 году были сконструированы первые советские самолеты вертикального взлета и посадки (Як-38). Менялись инвентарь и оборудование пилотов. Летная куртка стала удобнее и помогала комфортно себя чувствовать даже в условиях крайних перегрузок на сверхвысоких скоростях.
Четвертое поколение
Новейшие советские самолеты дислоцировались на территории стран Организации Варшавского Договора. Авиация долгое время не принимала участия в каких-либо конфликтах, но демонстрировала свои возможности на масштабных учениях, таких как «Днепр», «Березина», «Двина» и т. д.
В 1980-х годах появились советские самолеты четвертого поколения. Эти модели (Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-160) отличались на порядок улучшившейся маневренностью. Некоторые из них по-прежнему находятся на вооружении ВВС Российской Федерации.
Свой потенциал новейшая на тот момент техника раскрыла в Афганской войне, полыхавшей в 1979-1989 гг. Советским бомбардировщикам приходилось действовать в условиях строгой секретности и постоянного зенитного огня с земли. За Афганскую кампанию было совершено около миллиона боевых вылетов (при этом было потеряно около 300 вертолетов и 100 самолетов). В 1986 году началась разработка проектов военной авиации пятого поколения. Важнейший вклад в эти начинания внесло конструкторское бюро Сухого. Однако в связи с ухудшением экономической и политической обстановки работа была приостановлена, а проекты заморожены.
Последний аккорд
Перестройка ознаменовалась несколькими важными процессами. Во-первых, отношения СССР и США наконец наладились. Холодная война закончилась, и теперь у Кремля не было стратегического противника, в гонке с которым нужно было постоянно наращивать собственный ВПК. Во-вторых, руководители двух сверхдержав подписали несколько эпохальных документов, согласно которым, стартовало совместное разоружение.
В конце 1980-х годов начался вывод советских войск не только из Афганистана, но и из стран уже социалистического лагеря. Исключительным по масштабу был уход Советской Армии из ГДР, где находилась ее мощная передовая группировка. Сотни самолетов отправились на родину. Большая часть осталась в РСФСР, некоторые были перевезены в Белоруссию или Украину.
В 1991 году стало ясно, что СССР больше не может существовать в прежнем монолитном виде. Раздел страны на дюжину независимых государств привел к разделу прежде общей армии. Эта участь не минула и авиацию. Россия получила около 2/3 личного состава и 40% техники советских ВВС. Остальное наследство досталось еще 11 союзным республикам (прибалтийские государства не стали принимать участие в разделе).
fb.ru
Авиация Второй мировой войны. Военная авиация СССР
Много можно рассказывать про Вторую мировой войну. Фактов существует просто огромное количество. В данном обзоре следует уделить внимание такой теме, как авиация Второй мировой войны. Поговорим о самых известных самолетах, которые использовались в боевых действиях.
Основная единица советского парка
И-16 – «ишак», «ишачок». Истребитель-моноплан советского производства. Впервые он появился в 30-х годах. Это произошло в ОКБ Поликарпова. Первым, кто поднялся на истребителе в воздух, стал Валерий Чкалов. Произошло это в конце декабря 1933 году. Самолет принял участие в гражданской войне, которая в 1936 году разгорелась в Испании, в конфликте с Японией на реке Халхин-Гол, в Советско-финском сражении. К началу Великой Отечественной истребитель являлся основной единицей соответствующего парка СССР. Большинство пилотов свою карьеру начали именно со службы на И-16.
Изобретения Александра Яковлева
Авиация Второй мировой войны включала в свое число и самолет ЯК-3. Под ним следует понимать одномоторный истребитель, разработка которого велась под руководством Александра Яковлева. Самолет стал отличным продолжением модели Як-1. Производство летательной машины происходило с 1994 по 1945 года. За это время удалось сконструировать около 5 тысяч истребителей. Самолет был признан лучшим истребителем Второй мировой войны, предназначенным для малых высот. Данная модель состояла на вооружении Франции.
Авиация СССР многое приобрела с момента изобретения самолета ЯК-7 (УТИ-26). Это одномоторный летательный аппарат, разработанный Александром Яковлевым. Использовался с позиции тренировочного самолета. Производство началось в 1942 году. В воздух поднялось порядка 6 тысяч этих моделей.
Более совершенная модель
Авиация СССР обладала таким истребителем, как К-9. Это самая массовая модель, производство которой длилось около 6 лет, начиная с 1942 года. За это время было сконструировано около 17 тысяч самолетов. Несмотря на то что модель имела мало отличий от самолета ФК-7, по всем факторам она стала более совершенным продолжением серии.
Самолеты, произведенные под руководством Петлякова
Обсуждая такую тему, как авиация Второй мировой войны, следует отметить самолет под названием Пешка (Пе-2). Это пикирующий бомбардировщик, который является самым массовым в своем классе. Данная модель активно использовалась на полях сражения.
Авиация СССР Второй мировой войны включала в свой состав и такую летательную машину, как ПЕ-3. Под данной моделью следует понимать двухмоторный истребитель. Его главной характерной чертой была цельнометаллическая конструкция. Разработка велась в ОКБ-29. В качестве основы был взят пикирующий бомбардировщик ПЕ-2. Руководил процессом производства В. Петляков. Первый самолет был сконструирован в 1941 году. От бомбардировщика его отличало отсутствие нижнего люка для стрелковой установки. Не было и тормозных решеток.
Истребитель, который мог летать на больших высотах
Военная авиация СССР в годы Второй мировой войны была дополнена таким высотным истребителем, как МИГ-3. Этот летательный транспорт был использован в самых разнообразных вариантах. Среди главных отличий можно выделить то, что он мог подняться на высоту до 12 тысяч метров. Скорость при этом достигала достаточно высокого уровня. С помощью этого истребителя летчики успешно вели бои с вражескими самолетами.
Истребители, производством которых руководил Лавочкин
Разговаривая на такую тему, как авиация Второй мировой войны, необходимо отметить модель под названием ЛаГГ-3. Это истребитель-моноплан, который состоял на вооружении ВВС РККА. Его использовали с позиции истребителя, перехватчика, бомбардировщика, разведчика. Производство длилось с 1941 по 1944 года. Конструкторами являются Лавочкин, Горбунов, Гудков. Среди положительных качеств следует выделить наличие мощного вооружения, высокую живучесть, минимальное применение редких материалов. В качестве основных исходных ресурсов при создании истребителя использовались сосна и фанера.
Военная авиация имела в своем наличии модель Ла-5, конструирование которой происходило под руководством Лавочкина. Это истребитель-моноплан. Главными характеристиками является наличие только одного места, закрытая кабина, деревянный каркас и точно такие же лонжероны крыла. Производство данного самолета началось в 1942 году. В самом начале в качестве вооружения использовались только автоматические 20-мм пушки в количестве двух штук. Конструкторы их размещали в передней части над мотором. Приборное оснащение не отличалось разнообразием. Не было даже ни одного гироскопического прибора. И если сравнить такой самолет с теми летательными средствами, которые использовались Германией, Америкой или Англией, то может показаться, что он очень сильно от них отстает в техническом плане. Однако летные характеристики находились на высоком уровне. Ко всему прочему, простая конструкция, отсутствие необходимости в трудоемком обслуживании, нетребовательность к условиям взлетных полей делали модель просто идеальной для того периода. За один год было разработано порядка одной тысячи истребителей.
История авиации СССР хранит в себе упоминание и о такой модели, как Ла-7. Это одноместный истребитель-моноплан, конструированием которого занимался Лавочкин. Первый такой самолет был выпущен в 1944 году. В воздух он поднялся в феврале. В мае было решено начать его серийное производство. Практически все пилоты, которые стали Героями Советского Союза, летали на Ла-7.
Модель, произведенная под руководством Поликарпова
Военная авиация СССР включала в себя модель У-2 (ПО-2). Это многоцелевой биплан, производством которого руководил Поликарпов в 1928 году. Основной целью, для достижения которой происходил выпуск самолета, являлось обучение летчиков. Для него было характерно наличие хороших пилотажных качеств. Когда началась Великая Отечественная война, стандартные модели было решено переделать в легкие, ночные самолеты-бомбардировщики. Нагрузка при этом достигала 350 кг. Самолет выпускался серийно до 1953 года. За все время удалось произвести порядка 33 тысяч моделей.
Высокоскоростной истребитель
Военная авиация Второй мировой войны включала в себя такую машину, как Ту-2. Эта модель также известна под названиями АНТ-58 и 103 Ту-2. Это двухдвигательный бомбардировщик, который мог развивать высокую скорость полета. За все время его производства было сконструировано порядка 2257 моделей. На вооружении бомбардировщик состоял до 1950 года.
Летающий танк
Не менее популярен такой самолет, как Ил-2. Штурмовик также носил прозвище «горбатый». Этому поспособствовала форма фюзеляжа. Конструкторы называли данную машину летающим танком. Немецкие летчики подобную модель называли бетонным самолетом и цементированным бомбардировщиком в связи с его особой прочностью. Производством штурмовика занимался Ильюшин.
Что можно сказать про авиацию Германии?
Немецкая авиация Второй мировой войны включала в себя такую модель, как «Мессершмит Bf.109». Это поршневой истребитель-низкоплан. Его использовали в качестве перехватчика, истребителя, бомбардировщика и разведчика. Это самый массовый самолет в истории Второй мировой войны (33984 модели). Почти все немецкие летчики начинали летать именно на этом самолете.
«Мессершмит Bf.110» – тяжелый истребитель стратегического характера. В связи с тем, что его нельзя было использовать по прямому назначению, модель была переквалифицирована в бомбардировщик. Самолет нашел широкое применение в разных странах. Он поучаствовал в боевых действиях в самых разных точках земного шара. Удача такому самолету сопутствовала в связи с внезапностью его появления. Однако если разгорался маневренный бой, то данная модель проигрывала практически всегда. В связи с этим такой самолет был отозван с фронта уже в 1943 году.
«Мессершмит Me.163» (Комета) – ракетный истребитель-перехватчик. Впервые поднялся в воздух еще в 1941 году в самом начале сентября. Не отличался массовостью производства. К 1944 году было выпущено всего 44 модели. Первый боевой вылет состоялся лишь в 1944 году. Всего с их помощью было сбито только 9 самолетов при потере 11.
«Мессершмит Ме.210» – тяжелый истребитель, который выступил в качестве замены модели Bf.110. Первый свой вылет совершил в 1939 году. В своей конструкции модель имела несколько дефектов, в связи с которыми ее боевая ценность достаточно сильно пострадала. Все в свет вышло около 90 моделей. 320 самолетов так и не достроили.
«Мессершмит Ме.262» – реактивный истребитель, который также выступал в роли бомбардировщика и разведчика. Первый в мире реактивный самолет, который принял участие в боевых действиях. Также его можно считать первым в мире реактивным истребителем. В качестве основного вооружения выступали 30-мм авиапушки, которые устанавливались около носовой части. В связи с этим был обеспечен кучный и плотный огонь.
Самолеты британского производства
«Хоукер Харрикейн» – одноместный истребитель британского производства, выпущенный в 1939 году. За все время производства в свет вышло порядка 14 тысяч моделей. В связи с разнообразной модификацией машина использовалась в качестве перехватчика, бомбардировщика и штурмовика. Были и такие модификации, которые подразумевали взлет самолета с авианосцев. Среди немецких асов данный самолет назывался «ведро с гайками». Это связано с тем, что он был достаточно тяжелым в управлении и медленно набирал высоту.
«Супермарин Спитфайр» – истребитель британского производства, который обладает одним двигателем и цельнометаллическим монопланом с крылом, расположенным достаточно низко. Шасси этой модели можно было убирать. Разнообразные модификации позволяли применять модель в качестве истребителя, перехватчика, бомбардировщика и разведчика. Было произведено порядка 20 тысяч машин. Некоторые из них использовались до 50-х годов. В основном применялись только в самом начале войны.
«Хоукер Тайфун» – одноместный бомбардировщик, производство которого велось до 1945 года. На вооружении состоял вплоть до 1947 года. Разработка велась в целях использования его с позиции перехватчика. Является одним из наиболее успешных истребителей. Однако имелись некоторые проблемы, из которых можно выделить низкую скороподъемность. Первый вылет состоялся в 1940 году.
Авиация Японии
Японская авиация Второй мировой войны в основном копировала модели тех самолетов, которые использовались в Германии. Большое количество истребителей производилось для поддержки наземных войск в боевых действиях. Также подразумевалось локальное господство в воздухе. Довольно часто самолеты времен Второй мировой войны использовались для налета на Китай. Стоит отметить, что в составе японской авиации не было стратегических бомбардировщиков. Среди основных истребителей можно выделить: Nakajima Ki-27, Nakajima Ki-43 Hayabusa, Nakajima Ki-44 Shoki, Kawasaki Ki-45 Toryu, Kawasaki Ki-61 Hien. Японские ВВС также применяли транспортные, тренировочные, разведывательные самолеты. В авиации нашлось место для моделей специального назначения.
Американские истребители
Что еще можно сказать по такой теме, как авиация Второй мировой войны? США также не стояли в стороне. Американцы по вполне объяснимым причинам достаточно основательно подошли к развитию флота и авиации. Скорее всего, именно такая основательность и сыграла роль в том, что самолеты американского производства были одними из самых мощных не только по численности, но и по возможностям. К началу военных действий на вооружении США состояли такие модели, как Curtiss P-40. Однако через некоторое время эту машину заменили на Р-51 Mustang, P-47 Thunderbolt, P-38 Lightning. В качестве стратегических бомбардировщиков использовались самолеты таких моделей, как В-17 FlyingFortress и B-24 Liberator. Для того чтобы можно было проводить стратегические бомбометания по Японии, в Америке сконструировали самолеты модели В-29 Superfortress.
Заключение
Авиация во Второй мировой войне сыграла значимую роль. Без самолетов не обошлось практически ни одно сражение. Однако нет ничего странного в том, что государства мерялись силами не только на земле, но и в воздухе. Соответственно, и к подготовке пилотов, и к созданию новых самолетов каждая страна подходит с большой долей ответственности. В данном обзоре мы попытались рассмотреть те летательные средства, которые использовались (успешно и не очень) в боевых действиях.
fb.ru
Военно-воздушные силы СССР — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Вое́нно-возду́шные си́лы СССР (ВВС СССР) (инф.) — один из видов Вооружённых сил СССР.
Носили наименование:
- с 1918 по 1924 год — Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот;
- с 1946 по 1991 год — Военно-Воздушные Силы ВС СССР.
В основные задачи ВВС входило прикрытие с воздуха Сухопутных войск (СВ) и Военно-морского флота (ВМФ), непосредственное уничтожение объектов и войск (сил) противника, участие в специальных операциях, воздушные переброски, а также решающая роль в завоевании господства в воздухе. Основой структуры Военно-воздушных сил являлись дальняя (ДА), военно-транспортная (ВТА) и фронтовая авиация[1]. Некоторые части ВВС СССР входили в стратегические ядерные силы страны, что предусматривало использование ядерных средств поражения.
По численности личного состава и количеству летательных аппаратов на момент своего распада являлись самыми крупными Военно-воздушными силами в мире. К 1990 году в их составе находилось 6 079 самолётов разных типов[2]. В декабре 1991 года, в результате развала СССР, ВВС СССР были разделены между Россией и 11 независимыми республиками (Латвия, Литва и Эстония отказались участвовать в разделе Вооружённых Сил СССР по политическим мотивам).
История
Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот
Военно-воздушные силы первого советского государства создавались вместе с Красной Армией. Руководство их строительством осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам под руководством Л. Д. Троцкого[3]. В его составе 2 января 1918 года была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики, председателем которой был назначен К. В. Акашев[3]. Переход к строительству регулярного Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота был начат в соответствии с приказом № 84 Наркомата по военным и морским делам от 25 января 1918 года, которым предписывалось «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». 24 мая 1918 года Всероссийская коллегия была упразднена, и образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота (Главвоздухофлот), которое возглавлял Совет в составе начальника Главвоздухофлота и двух комиссаров
К ноябрю 1918 года в составе военно-воздушного флота было 38, к весне 1919 года — 61, а к декабрю 1920 года — 83 авиаотряда (в том числе 18 морских)[3]. Всего в годы Гражданской войны на фронтах одновременно действовало до 350 советских самолётов[4]. В распоряжении Главного командования РККВФ также находился дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец»[5].
Военно-Воздушные Силы РККА
После окончания Гражданской войны прошла реорганизация РККВФ. В 1924 году решением СНК СССР Рабоче-Крестьянский Воздушный Флот переименован в Военно-Воздушные Силы РККА, а Главное управление Воздушного флота — в Управление ВВС[6]. В том же году образовалась бомбардировочная авиация как самостоятельный род авиации, когда при новой реорганизации предусмотрели формирование легкобомбардировочных и тяжелобомбардировочных эскадрилий[7]. Менялось соотношение родов авиации. Становилось все больше истребителей и тяжёлых бомбардировщиков и меньше разведчиков. К середине 1930-х годов в ВВС появилось много новых типов самолётов, что оказало своё влияние на структуру. После поступления на вооружение Р-6 возникли крейсерские эскадрильи; когда в 1936 году с заводов поступили первые СБ — скоростные бомбардировочные, а с началом освоения ДБ-3 в 1937 году — дальнебомбардировочные. Начался быстрый количественный рост ВВС. В 1924—1933 годах на вооружение поступили истребители И-2,И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. К середине 30-х годов на вооружение также были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3. Самолётный парк ВВС РККА с 1928 по 1932 год возрос в 2,6 раза, а количество импортных самолётов сократилось по истребителям с 92 до 4%, бомбардировщикам — со 100 до 3 %[4].
В 1938—1939 годах ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную. Основной тактической единицей стал полк, состоящий из 4—5 эскадрилий (60—63 самолёта, а в тяжёлобомбардировочном полку — 40 самолётов)[8]. В соответствии с назначением и задачами ВВС изменился удельный вес различных родов авиации в составе ВВС: бомбардировочная и штурмовая авиация к 1940—1941 году составляла 51,9%, истребительная — 38,6%, разведывательная — 9,5 %[4]. Однако многие типы самолётов по основным тактико-техническим данным ещё уступали однотипным самолётам ВВС капиталистических государств. Рост технической оснащённости ВВС, их численное увеличение потребовали значительного улучшения дела подготовки командных, инженерных и лётно-технических кадров. В 1938 году подготовка лётно-технических кадров для ВВС осуществлялась в 18 лётных и технических училищах[9].
В начале 30-х годов начались нововведения в структуре армии. В состав ВВС с 1932 года вошли воздушно-десантные войска. Позже они получили свою авиацию — транспортные и разведывательные самолёты. В сентябре 1935 года в Красной Армии появились воинские звания. Все лётчики, по современным меркам, относились к офицерам. Лётные школы выпускали их в звании „младший лейтенант“[7].
В конце 30-х годов Военно-воздушные силы РККА затронула волна репрессий. Множество командиров ВВС РККА, в числе которых имелось немало лётчиков с полученным в Испании, Китае, Финляндии боевым опытом, было репрессировано.
На период с 1924 по 1946 год лётчики ВВС РККА участвовали в вооружённых конфликтах в Испании, на Халхин-Голе, в Зимней войне, а также в воздушных боях Второй мировой войны.
Гражданская война в Испании
В феврале 1936 года во время выборов, прошедших в обнищавшей, отсталой Испании, к власти пришёл левый Народный фронт, а спустя пять месяцев националистические силы, поддержанные новыми фашистами, подняли открытый мятеж, начав гражданскую войну. На поддержку лояльного СССР республиканского правительства в Испанию начали прибывать советские лётчики-добровольцы. Первый воздушный бой с участием советских лётчиков произошёл 5 ноября 1936 года, а вскоре число боев значительно возросло[10].
В начале воздушных боёв советские лётчики на новых истребителях И-16 сумели добиться значительного превосходства в воздухе над пилотами Люфтваффе, летавшими в начале войны на бипланах Хейнкель He-51. Было решено направить в Испанию новейшие Мессершмитт Bf.109. Однако их дебют был не очень удачным: все три доставленные прототипа, в той или иной степени, страдали техническими недоработками[10]. Кроме того, все они имели конструктивные различия, поэтому их обслуживание и ремонт вызывали большие проблемы. Спустя несколько недель, так и не приняв участие в боевых действиях, самолёты были отправлены назад. Тогда на помощь франкистскому режиму были отправлены новейшие
wiki-org.ru
Самолеты СССР времен Второй мировой войны
Военные самолеты СССР всегда, особенно во время и после Второй мировой войны, славились своим техническим потенциалом. Наши пилоты, летавшие на отечественных аэропланах, причинили значительный вред фашистскому врагу в воздушных боях.
Первые советские военные самолеты
Среди первых интересных моделей можно выделить Ш-2. Первые испытания этой летающей лодки начались в 1929 году. Конечно, этот самолет не был истребителем или бомбардировщиком в полном понимании этого слова, но практическая польза от него была большая, потому что во время войны использовался для перевозки раненных бойцов и связи с партизанскими отрядами.
Самолет МБР-2 разработан в 1931 году. Массовые поставки самолета в армию начались в 1934 году. Какими техническими моментами он обладал? Эти самолеты СССР имели мощность в 450 лошадиных сил, максимальная скорость полета — 215 км/час. Средняя дальность полета была 960 км. Максимальное расстояние, которое покорилось МБР-2, — это 5100 км. Использовался в основном на флотах (Тихоокеанский, Балтийский, Амурская флотилия). Массовое вооружение частей на флотах началось в 1937 году. Самолеты, которые базировались на Балтийском фронте, во время ВОВ совершили порядка 700 вылетов на немецкие аэродромы, которые находились на оккупированной территории. Бомбардировки в основном проходили ночью, главной их особенностью была внезапность, поэтому что-либо противопоставить немцы не могли.
Советские истребители в 1940х годах
До начала войны Красная армия не имела оснащения качественных истребителей. Главными причинами этого историки считают отсутствие у советского руководства понимания угрозы ведения оборонительной войны и массовые репресии конца 30х годов. Первые самолеты СССР (истребители), которые могли реально бороться против немецких машин, появились в начале 1940 года. Наркомат обороны утвердил заказ на выпуск сразу трех моделей: МиГ-3, ЛаГГ-3, ЯК-1. Новые самолеты СССР Второй мировой войны (в частности Миг-3) имели отличные технические характеристики, но были не очень удобны в пилотировании. Разработка и старт массового производства этих летающих аппаратов нового поколения прошли именно в то время, когда они были наиболее необходимы Вооруженным силам — перед самым началом агрессии Гитлера на СССР. Максимальная высота, которую удалось достигнуть истребителю МиГ-3 — 12 км. Достаточно быстр был в подъеме, потому что на 5-километровую высоту самолет взлетал за 5,3 минуты. Средняя оптимальная скорость в полете была примерно 620 км.
Самолеты СССР (бомбардировщики) и ихняя роль в победе над фашизмом
Для эффективной борьбы с врагом необходимо было наладить взаимодействие авиации и наземной армии. Наверное, среди советских бомбардировщиков, которые принесли больше всего вреда армии Вермахта, стоит выделить Су-4 и Як-2. Поговорим отдельно про каждый из них.
Итак, Су-4 был оснащен двумя крупнокалиберными пулетами, что делало его эффективным в воздушных боях. Максимальная дальность полета самолетов этого класса — 1000 километров, а средняя скорость во время полета достигала 486 км, что давало возможность пилоту маневрировать, спасая при необходимости самолет от вражеских ударов.
Самолеты СССР Второй мировой ряда «Яков» тоже занимали значительное место в перечне бомбардировщиков, которые использовала армия. Як-2 стал одним из первых двухмоторных военных самолетов. Мощность каждого из двигателей составляла 750 л.с. Дальность полета самолета с двумя моторами, безусловно, была намного больше одномоторных аналогов (1300 км). Самолеты СССР Второй мировой войны модельного ряда Як имели отличные показатели по скорости, а также по времени набора определенных высот. Оснащены двумя пулеметами, один из которых был стационаным, находился на носу фюзеляжа. Второй пулемет должен был обеспечивать безопасность самолета с боков и сзади, поэтому он находился в распоряжении второго штурмана.
Летчики и самолеты СССР времен Второй мировой войны
Все успехи советской авиации на воздушных полях битв с фашистами обеспечивались не только хорошими результатами инженерных решений, но и высоким профессионализмом наших пилотов. Как известно, число Героев СССР — летчиков не меньше, чем танкистов или пехотинцев. Некоторые ассы получили это звание трижды (например, Иван Кожедуб).
Стоит отдать должное и летчикам-испытателям. Военные самолеты СССР перед тем, как поступить на вооружение армии, всегда проходили испытания на полигонах. Именно испытатели, рискуя собственной жизнью, проверяли надежность вновь созданной техники.
fb.ru
Самолеты СССР — фото | Военный альбом 1941-1945
Главная » Техника » Самолеты » Самолеты СССРФотографии в категории «Самолеты СССР»
Самолеты производства СССР 1939—1945 годов: Як-1, Як-9, Ла-5, Ла-7, Ил-2, Пе-2 и многие другие.
Освобождение Прибалтики, Ил-2 »
Штурмовики Ил-2 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота идут на выполнение боевого задания.
В дар фронту, Як-1, Битва за Ленинград, Советские авиаторы »
Гвардии старший лейтенант А.И. Севрюков в кабине именного истребителя Як-1Б «Балашовский колхозник Саратовской области», построенного на средства трудящихся. 14-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Лучшее, И-15бис (И-152), Битва за Ленинград, Советские авиаторы »
Советские летчики-штурмовики 235-го штурмового авиаполка (5-я смешанная авиадивизия Ленинградского фронта) из эскадрильи старшего лейтенанта Василия Георгиевича Пичугина (1910 г.р.) возле истребителя И-15бис, использовавшегося в качестве штурмовика. Командир звена младший лейтенант Виктор Тимофеевич Калмыков (1918 г.р.) рассказывает летчикам младшему лейтенанту Михаилу Михайловичу Сапронову (1919 г.р.) и младшему лейтенанту Владимиру Яковлевичу Степанову (1920 г.р.) о боевом вылете.
Ил-2, Битва за Ленинград, Советские авиаторы »
Заместитель командира авиаэскадрильи 174-го штурмового авиаполка младший лейтенант Георгий Михайлович Сычев (год рождения — 1916) возле своего штурмовика Ил-2.
Другие сражения 1941 г., Лучшее, ДБ-3, Советские авиаторы »
Стрелок-радист бомбардировщика ДБ-3Б (командир экипажа Герой Советского Союза полковник Е.Н. Преображенский) 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота старшина Иван Иванович Рудаков перед ночным вылетом.
Истребители Ла, Другие самолеты СССР »
Истребители Ла-7 (№ 70) и Ла-5ФН (№ 41) из Гвардейского авиаполка ВВС ВМФ и военно-транспортный самолет Ли-2 на аэродромных стоянках. Истребители из состава 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ или 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ.
waralbum.ru