история и технические характеристики, применение
Об «Ирокезе», знаменитом вертолете, успешно применявшемся во время вьетнамской войны, слагают легенды. Машина действительно достойна почитания, внимания. Об успешности идеи конструкторов свидетельствует тот факт, что вертолет выпускается на протяжении долгих лет, и претерпел несколько модификаций. Используется для боевых действий, эвакуации раненых, доставки десанта.
Содержание
Описание
«Хьюи», как негласно называют вертолет, относится к многоцелевым машинам. Является продуктом компании Bell Helicopter. Официальный индекс – UH-1H. По конструктивной схеме принадлежит к вертолетам, оснащенным 2 винтами: несущим и рулевым. Изначально модель (прототип) обозначалась как HU-1A. Может быть, по литерам в наименовании и возникло название «Хьюи» (Huey).
Вертолет поставлялся в ВВС до середины восьмидесятых. И был чрезвычайно популярен в армии. Сочетал большую вместимость салона, достойные ТТХ, мощный двигатель.
Bell UH-1 – одновинтовой вертолет с 2 несущими лопастями, а также рулевым винтом, расположенным на хвостовой балке. Фюзеляж – полумонокок. Кабина пилотов отделена от грузового отсека. Шасси упразднено. Взамен предложены лыжи, обеспечивающие посадку на любую поверхность.
Боевая часть представлена пулеметом и ракетными снарядами. 2 емких бака по 625 литров каждый позволяют машине долгое время оставаться в воздухе и совершать дальние перелеты.
История разработки
Предтечей создания вертолета стал конкурс, объявленный правительством США для производства легкой, вместительной и универсальной винтокрылой машины. Было это практически сразу же после окончания Второй Мировой войны. Армия нуждалась в новых, более мощных, быстрых средствах доставки десанта. И желательно с хорошей огневой поддержкой на борту.
Продукт компании Bell Helicopter был признан лучшим. Впервые прототип поднялся в воздух осенью 1956 года. У него был мотор газотурбинного типа Lycoming T53. Вошедший в серию, отправленный в ВВС образец получил наименование HU-1 (Iroquois).
Позже вертолет подвергся доработке. Он получил двигатель Lycoming T53-L-1A мощностью в 770 лошадиных сил. Армейскую модель назвали UH-1. Неоднократно конструкторы пытались модернизировать двигательную установку, усилив ее вторым мотором.
Машина использовалась на суше, в морских операциях. Экспортировалась в зарубежные государства. Bell UH-1 участвовал в нескольких военных конфликтах. Оптимален как средство доставки, огневой поддержки с воздуха.
Технические характеристики
Вертолеты серии UH компании «Белл» изначально стали незаурядными машинами. Виной тому ТТХ, грузоподъемность, универсальное назначение вертолета. А теперь ознакомимся с характеристиками «Ирокеза»:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Диаметр винта | Метры | |
Несущего | 14,63 | |
Рулевого | 2,59 | |
Габариты | Метры | |
Длина | 12,77 | |
Высота | 4,42 | |
Вес | Тонны | |
Без нагрузки (пустой) | 2,36 | |
Максимальный взлетный | 4,31 | |
На подвеске (дополнительный) | 1,76 | |
Объем топливного бака | Тонн | 0,84 |
Двигательная установка | Штуки | 1 х «Textron Lycoming» T53-L-13 |
Человек | 1-4 | |
Пассажиры | Человек | 14 |
Скорость | Километров в час | |
Максимальная | 222 | |
Крейсерская | 204 | |
Дальность | Километров | 511 |
Высота подъема | Километров | |
Статическая | 4,15 | |
Динамическая | 5,91 | |
Скорость подъема | Метров в секунду | 7,6 |
В дополнение к приведенным характеристикам следует отметить вооружение вертолета.
Это стрелковые образцы (M60С, M2HB, M134), а также ракетные снаряды (AGM-22, BGM-71 TOW). Кроме того, машина способна нести неуправляемые ракеты (70 миллиметровые, на 7/19 зарядов).
Модификации
Вертолет «Хьюи» подвергся множеству доработок. Все они в разной степени повлияли на облик машины, характеристики. Наибольшее распространение получила модель с увеличенной грузоподъемностью: доработанный «Ирокез» брал на борт 17 человек (при 6 в базовой модели).
На платформе Bell UH-1 создавались морские разведчики, оборудованные радиолокационной аппаратурой. Была также варианты с 2 двигателями (изначально конструкторы установили один мотор). Примерный перечень машин, включая прототипы, приведен ниже:
- UH-1B (улучшен двигатель, изменена конструкция).
- UH-1C (изменения коснулись силового агрегата, несущего винта).
- YUH-1D (прототип).
- UH-1D (удлинен фюзеляж, увеличена грузоподъемность).
- HH-1D (вертолет-спасатель).
- UH-1E/UH-1B/C (улучшенный образец, созданный для нужд морской пехоты).
- TH-1E (учебная машина).
- UH-1F/UH-1B/C (заказ ВВС, двигатель заменен на General Electric T58-GE-3, мощность увеличена до 1100 лошадиных сил).
- TH-1F (учебно-тренировочная модель).
- UH-1H (модификация UH-1D).
- CUH-1H (экспортная поставка в Канаду).
- EH-1H (вертолет для радиоборьбы).
- HH-1H (поисковик-спасатель).
- TH-1H (учебная машина).
- UH-1J (экспортная модель для ВВС Японии).
- HH-1K (спецмодель для ВМФ, вертолет-поисковик).
- UH-1L (многофункциональная модель).
- TH-1L (учебная машина).
- UH-1M/ARA (ночной охотник).
- UH-1N (машина со сдвоенной двигательной установкой для морской пехоты).
- VH-1N (вертолет для VIP-персон).
- HH-1N (поисковик).
- CUH-1N (экспортная поставка в Канаду).
- UH-1P (спецмашина для ВВС).
- UH-1V (вертолет медицинской поддержки).
Последней в ряду стала модель UH-1Y. Ее направили в корпус морпехов на замену UH-1N.
Применение
«Карьера» вертолета началась во Вьетнаме. Американские военные активно использовали «Хьюи» как воздушный транспорт, средство огневой поддержки. Затем были Гренада, Панама, Сомали. Кроме непосредственного применения машины силами ВВС, ВМФ США, «Ирокезы» участвовали в различных иностранных боевых конфликтах.
В частности, в ходе операции, проводимой турецкими военными на Кипре. Далее те же турки применяли вертолеты данного типа для борьбы с курдами. Нашел «Хьюи» применение и в Израиле. Машина была задействована как эвакуатор, спасала пилотов, потерпевших бедствие. Израильтяне использовали UH-1 и во время войны в Египте.
Иранская республика применяла «Беллы» для подавления активности курдских боевиков. Далее иранцы задействовали вертолеты в ходе конфликта с соседями, Ираком. В Шри-Ланке, во время антитеррористической операции против «тамильских тигров», машина опять получила боевое применение.
Все случаи, где «Ирокезы» участвовали, перечислять нет смысла. Не умаляют достоинства «Белл» даже факты аварий, повреждений винтокрылых машин в ходе конфликтов. Это самый массовый вертолет 20, 21 столетия.
Хьюи Вертолет В Полете Стоковые Фотографии
полет военные UH-1M Iroquois
СОДЕЙСТВУЮЩИЙ
sheiladesОПИСАНИЕ
Хьюи вертолет в полете против леса
Похожие изображения с iStock | Сохранить сейчасПохожие бесплатные фотографии
президент самолет 787
Военно-воздушные силы, один
вооруженные силы ветеран военные
Воздушные силы Airman
истребитель плоскости самолет воздуха автомобиль
Истребитель ВВС
военно-воздушные силы нас воздушных сил камуфляж
ВВС США
военные вооруженные силы родитель
Папа военно-воздушных сил
авиа дик чейни небо
Военно-воздушные силы 2
история бумага известное место
Военно-воздушная академия
сша военно-воздушные силы часовня
Воздушная академия часовня
военно-воздушные силы военные знаки отличия
Винтаж Военно-воздушных сил знаки отличия
вашингтон, округ колумбия военные воиска сша
Мемориал военно-воздушных сил США
Похожие изображения с iStock | Сохранить сейчасВертолет UH-1 Iroquois «Huey»
Игнасио ПуллумКак символ войны во Вьетнаме и ангел милосердия для американских войск, которые там сражались, Bell UH-1 Iroquois, ласково известный как « Huey» стал самым узнаваемым вертолетом в мире. Спустя пятьдесят лет после своего рождения Huey остается единственным самолетом, который используется всеми видами вооруженных сил Соединенных Штатов, включая Береговую охрану. Для американских солдат, подвергавшихся постоянному вражескому огню, «Хьюи» и те, кто на них летал, были ангелами свыше. Для Вьетконга и Северовьетнамской армии они были ангелами смерти.
У тех, кто летал на нем или летал на самом деле, Хьюи засел в душе. В глазах среднего 19-летнего наземного солдата во Вьетнаме «Хьюи» представлял собой не что иное, как божественное вмешательство. «Хьюи был нашим лучшим другом, — говорит Фредди Кларк, воевавший в составе легендарного подразделения морской пехоты масштаба 1/9 «Ходячие мертвецы» во Вьетнаме. «Это была большая рваная вещь, но она брала вас туда и сюда. Без него мы не смогли бы вести эту войну».
Завоевание высоты с Huey
Столкнувшись с неуловимым врагом, который использовал сложную сеть подземных туннелей, чтобы скрыться в джунглях, американские войска во Вьетнаме быстро поняли, что им придется разработать новую тактику, чтобы захватить высоту в прямом и переносном смысле. Завоевание высоты было именно тем, для чего был разработан Huey.
Первоначально вертолеты использовались во время Корейской войны для спасения сбитых пилотов, а также для разведки и медицинской эвакуации. Концепцию использования винтокрылых самолетов для воздушного нападения еще предстояло представить. Вскоре после Кореи армия поняла, что ей нужен многоцелевой самолет, основной функцией которого будет эвакуация раненых с поля боя. Армия поручила ВВС разработать новую концепцию. 23 февраля 1955, Bell Helicopter Company выиграла контракт на постройку вертолета HU-1 серии 204 по прозвищу «Хьюи». (Министерство обороны позже изменило обозначение на UH-1.) Первоначально армия заказала три прототипа. 22 октября 1956 года «Хьюи» совершил свой первый полет. Легенда родилась.
Вертолет UH-D «Huey» доставляет по воздуху пустые канистры для воды с высоты 742, удерживаемой американцами, к северо-западу от Дак-То, ноябрь 1967 года. по прозвищу «Гадкий ангел». Вступив в бой на борту довольно неуклюжего и причудливо выглядящего самолета, старший сержант Карл Кристенсон и 5500 других морских пехотинцев 19 августа быстро сражались за жизнь и здоровье.«Мы приземлились рядом с командным пунктом ВК, и нас чуть не уничтожили, — вспоминал Кристенсон. «Я помню, что вертолеты все прибывали и прибывали, и нам пришлось вытаскивать этих парней». Морские пехотинцы сразу поняли, что уничтожить опорный пункт противника в Ван Туонге будет непростой задачей. Их противниками были 60-й и 80-й вьетконговские батальоны и 52-я вьетконговская рота.
На этапе планирования Уолт знал, что для того, чтобы помешать и разгромить силы Вьетконгов, ему придется создать окончательные общевойсковые силы. Вдали от берега находились авианосцы USS Galveston и USS Cabildo, которые предлагали поддержку морской артиллерии. Морские пехотинцы из 3/3 провели высадку морского десанта. Под командованием капитана Пола Келли, который позже станет комендантом морской пехоты, Кристенсон и остальные 2/4 перебрались по воздуху в горячую зону посадки, где встретили ожесточенное сопротивление со стороны ВК.
2/4 помогала артиллерийская огневая поддержка соседней артиллерийской батареи морской пехоты 3/12. Вооружившись автоматом АК-47, превосходящим винтовку М-14, которую носят морские пехотинцы, вьетконговцы открыли поток меткого огня.1-й вьетконговский полк уступал по численности морским пехотинцам почти 3 к 1. Однако АК-47 служил уравнителем перед лицом гораздо более крупных сил морской пехоты. Морские пехотинцы Индийской роты 3/3 узнали об этом, когда они были скованы венчурными капиталистами на высоте 30 в ожидании подкрепления, которое так и не прибыло. Огневой мощью АК-47 также удалось нейтрализовать пять гусениц десантных машин и три огнемета. В результате то, что началось как штурмовая миссия 3/3, вскоре превратилось в спасательную операцию. При этом 3/3 потеряли своего командира роты, капитана Брюса Уэбба. К моменту прибытия морских пехотинцев 3/7 на позицию для перехода в контрнаступление противник уже исчез.
Операция «Старлайт» была горько-сладкой победой. Два морских пехотинца, капрал Роберт О’Мэлли и младший капрал Джо Пол, были награждены Почетной медалью за участие в бою. Было убито немногим более 600 вьетконговцев, а 45 морских пехотинцев погибли в бою. Битва преподала морским пехотинцам несколько бесценных уроков о Вьетнаме: обезвоживание имело первостепенное значение в сильную жару, требовалась более скорострельная штурмовая винтовка, а обычные транспортные средства, такие как бронетранспортеры, танки и другие типы гусеничных машин, оказались бесполезными в условиях сильной жары. густые джунгли. Больше всего морским пехотинцам был бы нужен винтокрылый самолет, превосходящий Н-34.
Начальник экипажа Эдди Таунли из 20-го артиллерийского полка показывает SP4 Уильяму Лаву, как правильно заряжать и заряжать воздушные ракеты на UH-1B в июле 1967 года. Huey открыт для обсуждения. Некоторые утверждают, что морские пехотинцы из-за соперничества между службами, возможно, не хотели принимать самолет, предназначенный для армии. Другие говорят, что, поскольку ВМС не спешили закупать UH-1 в достаточном количестве, самолеты медленно поступали к морским пехотинцам. Независимо от причины, невозможность доставить UH-1 морским пехотинцам в больших количествах вернется, чтобы преследовать их семь месяцев спустя в долине А-Шау.Капитан Норм Урбан, пилот H-34 морской пехоты с HMM-163 «Superchiefs», услышал сигналы бедствия, исходящие из лагеря армейского спецназа в долине А Шау 11 марта 1966 года. Лагерь был полностью окружен вьетконговцами. сил и всей 235-й дивизии Северовьетнамской армии. Еще больше усложняет ситуацию то, что предыдущие попытки спасения потерпели неудачу, поскольку противник сбил A-4 Skyhawk морской пехоты, AC-47 ВВС и армейский UH-1E. Услышав призывы о помощи, пилоты и экипажи «Суперчифов» принялись за дело.
Когда вертолеты приземлились, их сразу же окружили охваченные паникой солдаты Армии Республики Вьетнам (АРВН), дружественные местные жители и американские войска, которые бросились на самолеты. Из-за чрезмерных весовых нагрузок некоторые H-34 не смогли взлететь. Как позже рассказывал капитан Урбан, в кабине вертолета находилось 20 солдат и трое или четверо на стойках. Он приказал своей команде сбросить часть войск АРВН, чтобы получить грузоподъемность. Пока его экипаж боролся с обезумевшими пассажирами, по врагу начали «ходить» минометные снаряды. Урбану чудом удалось спастись, а его самолет был изрешечен пулями.
На следующий день Урбана вызвали, чтобы спасти сбитого пилота ВВС, майора «Базза» Блейлока. Из-за того, что H-34 не мог приземлиться в этом месте, пилота пришлось доставать по кабелю. Чтобы предотвратить перегрузку, Урбан приказал своей команде выбросить весь ненужный груз за борт. Урбану также пришлось сжечь лишнее топливо и лететь на большой высоте, что привело к сильному повреждению двигателя самолета. Блейлока благополучно эвакуировали, но теперь стало очевидно, что H-34 не справляется с этой задачей. Huey станет главным вертолетом морской пехоты.
«Хьюи» в горячей зоне высадки
Американские стратеги давно пришли к выводу, что наземным войскам потребуется максимальная огневая мощь. С установленными на самолете пулеметами будущая роль «Хьюи» в войне расширилась. Паря над противником, стрелок у дверей имел возможность видеть то, что не могли видеть войска на земле, и впоследствии мог обрушивать на врага дождь свинца, тем самым склоняя чашу весов в пользу американских войск. Совершив 73 боевых вылета в качестве стрелка во Вьетнаме, подполковник в отставке А. Майкл Лихи сказал, что «Хьюи» со стволом М-60, торчащим из двери отсека, — это последнее, что хотел бы увидеть вражеский солдат. Для некоторых это было буквально последнее, что они видели.
Вход в горячую зону приземления требует стальных нервов. Пока наводчик посылал снаряды «на дальность», противник отвечал взаимностью на хорошо заметную и легкую цель. «Когда я вошел в горячую LZ, вы просто входите и делаете это», — сказал Лихи. «Когда вы стоите за М-60 или 50-го калибра, мало что может вам противостоять. Боже, помоги венчурному капиталисту, когда он был на открытом воздухе».
Члены Объединенной оперативной группы «Катрина» загружают драгоценные запасы воды на UH-1N Huey в Галфпорте, штат Миссисипи, после разрушительного урагана 2005 года.Лихи позже стал пилотом Хьюи на VMO-1, выполняя обширные и опасные миссии в некоторых из самых нестабильных районов войны. Во время операции «Фостер» в 1967 году он чудом избежал смерти, когда его самолет разбился после интенсивного обстрела. «Несколько пуль попали в самолет и перерезали гидравлическую линию и несущий винт», — вспоминал он. «Я чувствовал, как осколки ударяют меня по шее. Если бы я стоял, меня бы здесь сегодня не было». В настоящее время проживающий в Кэри, штат Северная Каролина, выпускник Филадельфийского университета искусств управляет собственной студией и художественной галереей, где благодаря своим работам Хьюи увековечен. Его изображения «Хьюи» в некоторые из его самых смелых моментов завоевали множество наград и появились в нескольких военных изданиях.
«Хьюи» в качестве медицинского транспорта
В 1963 году UH-1 производился примерно 20 экземплярами в месяц. К концу 1967 года эта цифра возросла до 160, что явилось убедительным доказательством его боевой эффективности. Одним из непосредственных достоинств самолета была его живучесть. Как описал это Фредди Кларк: «Я катался на Hueys, который выглядел так, будто кто-то ударил по нему большим молотком. Некоторые были полны пуль, и когда мы были в воздухе, можно было увидеть, как летят искры».
900:06 Во время службы в армии в составе мотострелкового подразделения рядовой Натаниэль Уокер был ранен, когда его бронетранспортер подорвался на мине во время засады вьетконговцев. Позже он был эвакуирован на Хьюи. «Когда вы услышали шум приближающихся винтов «Хьюи», вы поняли, что с вами все в порядке», — сказал он. «Увидеть это было вздохом облегчения. Ад закончился, ты собирался домой. Уокер, который в настоящее время является сержантом первого класса Национальной гвардии армии Алабамы со стажем более 30 лет, получит за свои действия Пурпурное сердце и Бронзовую звезду. К концу войны он станет одним из многих тысяч американских раненых, которых эвакуирует вертолет.В предыдущих войнах многие раненые в боях умирали из-за того, что не могли вовремя получить спасительную медицинскую помощь. Huey в качестве машины скорой помощи резко сократил боевые потери во Вьетнаме. «Нет никаких сомнений в том, что «Хьюи» изменил ход войны, — говорит отставной капитан Алан Барбур. По словам бывшего пилота Хьюи, революционный самолет обеспечивал немедленную непосредственную поддержку с воздуха наземным войскам и намного быстрее доставлял подкрепления. «В результате ввод войск был ускорен. Эвакуация войск была ускорена, а затем у вас была медицинская эвакуация. Вы можете очень быстро вывести войска из плохих ситуаций».
Четыре месяца пребывания в стране Барбур отправился в зону посадки, чтобы провести экстренную медицинскую эвакуацию. «Нам всем пришлось войти, потому что ситуация стала настолько критической, — вспоминал он. Рота морских пехотинцев была окружена и попала в ожесточенную перестрелку. Барбур и его товарищи-пилоты отправились в то, что выжившие позже назовут «Долиной смерти».
Барбур вспоминает, как морские пехотинцы под интенсивным огнем атакуют холм, неся своих раненых братьев для эвакуации. Поддерживая дисциплину, Барбур ни разу не дрогнул, когда пули пробили его вертолет. Только когда все морские пехотинцы были загружены, Барбур взлетел. Через несколько мгновений после взлета хвостовой винт «Барбура» оторвался — смерть казалась неизбежной. «К счастью, поскольку у меня была достаточная скорость, я смог удержать его от вращения и продержал в воздухе следующие семь миль, пока не добрался до больницы и не доставил наших мальчиков в безопасное место», — вспоминал он. Героические усилия и мастерство Барбура в тот день были запечатлены на картине «Экстренная медицинская эвакуация» художника Лихи.
UH-1D выводят войска из роты А 2-го батальона 8-го кавалерийского полка во время операции по поиску и уничтожению в октябре 1967 года.2591 потерянных «Хьюи»
В современных боевых действиях пилоты реактивных самолетов с неподвижным крылом несколько удалены от прямого боя с землей. Во Вьетнаме пилот вертолета действительно видел, иногда лицом к лицу, кто в него стрелял. Как восхищенно замечает Кристенсон, «требовалась определенная порода людей, чтобы сделать то, что сделали эти пилоты». Старший сержант Лестер Ризор, который несколько раз служил во Вьетнаме в составе 1-й воздушной кавалерии, описывает, как «Хьюи» внушало врагу глубокое чувство страха и ненависти. «Хьюи был незаменим во Вьетнаме, — говорит он. «Когда Чарли услышал, что мы приближаемся, он понял, что для него это конец игры в большой мяч. Все, что он мог сделать, это выстрелить и удрать, потому что он знал, что мы придем, чтобы опустить молоток и почистить его часы».
В конце концов, вражеские силы научились эффективно сбивать вертолеты. В разгар войны противник выплачивал денежные вознаграждения солдатам СВА и ВК, которые их сбивали, и назначал еще большие награды за поимку живого пилота, летавшего на них. Всего с неба над Вьетнамом упало 4869 вертолетов. Huey UH-1 понес основную тяжесть этих потерь, всего около 2591 человека.
Наследие Huey: «Квантовый скачок в вертолетостроении»
По словам Стива Максхэма, директора Музея армейской авиации США в Форт-Ракере, штат Алабама, «с созданием UH-1 Huey произошел качественный скачок в винтокрыл. После изобретения газотурбинного двигателя он навсегда изменил винтокрылую машину и позволил вертолету летать выше, дальше и быстрее». Максхэм заключает, что Вьетнам был «вертолетной войной». По его словам, без появления «Хьюи» война была бы невозможна. «Это изменило то, как мы вели войну, — отмечает Максхэм. «Он использовался в качестве десантного корабля, платформы для медицинской эвакуации, боевого корабля, системы управления и первой ракетной платформы TOW».
С тех пор «Хьюи» стал символом американского боевого духа и технического прогресса. UH-1 породил AH-1 Cobra, который, в свою очередь, породил AH-64. H-60 и CH-53 также основаны на концепции UH-1. Самый старый вертолет, который до сих пор используется Соединенными Штатами, в настоящее время находится в боевых действиях в Ираке и Афганистане. Он используется более чем 100 иностранными вооруженными силами по всему миру, а также правоохранительными органами, больницами, средствами массовой информации и гражданскими поисково-спасательными службами.
От неба Вьетнама до Гренады, операции «Буря в пустыне», Боснии, а теперь и глобальной войны с терроризмом — на «Хьюи» полагались для защиты Соединенных Штатов от врагов, как внешних, так и внутренних. Когда во время войны во Вьетнаме войскам понадобились важные припасы и боеприпасы, они увидели именно «Хьюи». Когда морских пехотинцев нужно было эвакуировать после взрыва в Бейруте в Ливане, их перевозил «Хьюи». Когда войска вошли в суннитский треугольник в Ираке, «Хьюи» был последним, что видели некоторые повстанцы. И когда жители Нового Орлеана нуждались в спасении после гнева урагана Катрина, именно Хьюи сорвал их с крыш. Неплохо для 50-летнего.
Назад к выпуску это появляется в
Huey | Журнал Air & Space
Вертолеты Bell UH-1 Iroquois (Huey) в полете над Вьетнамом, ок. конец 1960-х — начало 1970-х гг. Фото армии США. НАСМ 9A00345Сырая. Полет над Вьетнамом на Bell UH-1 Huey означал брезентовое сиденье сзади и горячий влажный воздух, свистящий в кабине у дверей пилотов.
Адаптируемый. Повесьте ракеты на «Хьюи», жирным карандашом нарисуйте «Х» на крышке фонаря, чтобы прицелиться, и это был боевой корабль. Загрузите его ранеными, и это была санитарная авиация.
Прочный. Сегодня «Хьюи» остается самым узнаваемым символом войны во Вьетнаме — во всем, от фильмов, где шум его роторов мгновенно создает сцену, до Бродвея, где его силуэт представляет войну на шатре «Мисс Сайгон».
Во Вьетнаме военный вертолет превратился из недоработанного обещания в грозное оружие. Среди своих аналогов, в число которых входили устаревшие поршневые H-19 и H-21, HU-1 с мощным и надежным газотурбинным двигателем быстро завоевал репутацию надежного вертолета и зарекомендовал себя как наиболее оснащенный вертолет для выполнения новых задач. и мобильный стиль ведения войны. Когда HU-1 отправился во Вьетнам, он отказался от своего имени «Ирокез» и получил прозвище, полученное из букв в его обозначении. Позже, когда Министерство обороны начало использовать стандарт именования ВВС, буквы поменялись местами, и вертолет стал UH-1, но прозвище Хьюи прижилось. Прочный и универсальный вертолет скоро будут использовать все подразделения вооруженных сил США, равно как и военно-воздушные силы Южного Вьетнама, Австралии и Камбоджи.
Но цена войны с вертолетами была высока: Армия потеряла 2249 человек в результате вражеского огня — более половины из них — «Хьюи» — и 2075 человек в результате несчастных случаев; Морские пехотинцы потеряли 424 человека по всем причинам. В период с 1966 по 1971 год на каждые 7,9 самолето-вылетов терялся один армейский вертолет — только в авариях погибло 564 пилота, 1155 членов экипажа и 682 пассажира. Во Вьетнаме было сбито больше «Хьюи», чем самолетов любого другого типа.
Слики
Крупномасштабная переброска войск на поле боя вертолетами во Вьетнаме сделала воздушно-десантные операции в стиле Второй мировой войны, когда десантники высаживались во вражеские районы, устаревшими — во время войны был проведен только один крупный парашютный десант. Армия сосредоточила свои аэромобильные операции на Vertol CH-47 Chinooks и Hueys, называемых «сликами», потому что у них не было внешнего вооружения. Прибыв таким плотным строем, что роторы соседних вертолётов перекрывались, слики с беспрецедентной скоростью перебрасывали на поле боя войска и технику.
Это было решение, рожденное в свое время. Современные противники, вероятно, гораздо лучше оснащены, чем Вьетконг: несколько ракет, выпущенных с плеча, очень быстро остановят воздушную атаку в стиле Вьетнама (вылетевшую на большой высоте, прежде чем попасть в зону приземления), говорит Роберт Мейсон, написавший Куриный ястреб, воспоминание о его опыте работы пилотом Хьюи во Вьетнаме. «Это доказало, что это может работать…», — говорит Мейсон. «Но это, вероятно, больше не повторится, потому что [с распространением доступного оружия] у нас не будет ситуации, когда мы будем иметь полное превосходство в воздухе». Армия и корпус морской пехоты все еще практикуют воздушное нападение сегодня, но только в сочетании с подавляющей огневой поддержкой и часто с использованием навигации глобальной системы позиционирования, инфракрасного отслеживания местности и очков ночного видения.
Но для пилотов «Хьюи», таких как Мейсон, введение войск означало низкотехнологичную визуальную навигацию к крошечным зонам посадки над дорогами и другими ориентирами на обширных просторах джунглей, гор и холмов, иногда с помощью только установленных в дверях пулеметов для защиты. Мейсон, который сегодня помогает в создании документального фильма о полете вертолета во Вьетнаме для PBS, описывает воздушную атаку в Чикенхок:
Я думаю, что это был мой первый опыт в качестве пилота командного корабля, и я был за выживание. Я был бы очень счастлив отправить командира бригады на высоту 5000 футов или [генерала Уильяма] Уэстморленда в его квартиру в Сайгоне. Удивительно, сколько мест я рассматривал, кроме этого.
При штурме мы обычно начинали стрелять с 1000 футов, иногда с 500. На этот раз мы этого не сделали.
На высоте 500 футов, на глиссаде к поляне, дым от только что завершенного предварительного удара нашей артиллерии и боевых кораблей поднимался прямо в неподвижном воздухе. Должен быть один раз, когда подготовка действительно сработала, и все были убиты в LZ [зоне приземления]. Я надеялся, что это может быть оно.
Борясь со своим чувством страха, я выполнил автоматическую процедуру проверки сноса дыма на предмет направления ветра. Никто. Мы подошли с востока, три корабля выстроились в шлейф, чтобы приземлиться в узкой зоне высадки. Но было слишком тихо!
В 100 футах над деревьями, приближаясь к ближнему концу зоны высадки, стрелки из Желтого-1 открыли огонь. Они стреляли в деревья на краю поляны, в кусты, везде, где, как они подозревали, скрывался враг. Ответного огня не было. Два боевых корабля с каждой стороны нашего звена открыли огонь из своих гибких пушек. Дым валил из них, когда они трещали. У меня в ушах зазвенело от громкого, но приглушенного хлопка, когда мои стрелки присоединились к остальным. Мне очень хотелось иметь свой собственный триггер. С таким количеством пуль, рвущихся в зону высадки, трудно было поверить, что кто-то на земле может выжить.
Боевым кораблям пришлось прекратить огонь, когда мы взорвались близко к земле, потому что нас могли срикошетить пули. Ответного огня по-прежнему нет. Может быть, они все были мертвы! Может это неправильное место?
Мой адреналин был высок, и я остро чувствовал каждое движение корабля. Я ждал, когда спешивающиеся солдаты пошатнутся, когда салазки приблизится к земле. Они рычали и кричали позади меня, настроенные на битву. Я мог слышать их крики сквозь весь шум. Я все еще могу.
Мое приземление было синхронизировано с головным кораблем, и когда наши полозья ударились о землю, то же самое произошло и с ботинками рычащих войск.
В то же мгновение солдаты в форме с Севера решили захлопнуть ловушку. Как минимум с трех разных направлений они открыли по нашим трем кораблям и разгрузившимся пехотинцам перекрестный пулеметный огонь. Внезапно LZ ожила своими визжащими пулями. Я напрягся, невольно наклонившись вперед, готовый к взлету. Мне пришлось бороться с логической реакцией, чтобы немедленно уйти. Я был на полозьях, войска вышли. Пойдем! [Дэн] Фаррис [командир отряда Мейсона] крикнул по рации, чтобы Желтый ушел. Они не двигались.
Рубаки даже не добрались до деревьев. Они выпрыгивали наружу, убийственно крича, но теперь они падали вокруг нас, умирая и мертвые. Винты ведущего корабля все еще вращались, но люди внутри не отвечали. Я видел, как песок вздымался передо мной, когда пули вонзались в землю. Мой желудок сжался, чтобы остановить их. Наши артиллеристы у дверей вели огонь по фантомам на деревьях поверх распростертых пехотинцев.
Странная тишина в моей голове. Сцена вокруг меня казалась далекой. С грохотом орудий, криками артиллеристов о том, что все мертвы, и Фаррисом, призывающим Желтого уйти, я думал о пулях, проходящих через оргстекло, сквозь мои кости и кишки, через корабль и никогда не останавливающихся. Голос эхом отозвался в тишине. Это Фаррис кричал: «Уходи! Идти! Идти!»
Я среагировал так быстро, что наш «Хьюи» оторвался от земли. Мой адреналин, казалось, придавал кораблю силы, когда я изо всех сил пытался двигаться быстрее. Я свернул вправо от мертвенно тихого головного корабля, все еще стоявшего там. Дверные артиллеристы непрерывно вели огонь с обеих сторон. Трассеры, приближающиеся ко мне, теперь казались густыми, как капли дождя. Как они могли промахнуться? В детстве я играл в игру, уворачиваясь от капель дождя под летним ливнем. В конце концов меня всегда били. Но не в этот раз. Я скользнул по верхушкам деревьев и притаился в укрытии, набирая скорость. Я быстро метнулся влево и вправо, уклоняясь, сбивая с толку, как учил меня Лиз, и когда я был достаточно далеко, я спикировал прочь от кошмара. Мой разум вернулся, и звук тоже.
«Что случилось с Желтым Три?» — сказал голос. Он все еще был на земле.
Радио взбесились. Наконец я услышал голос Фарриса, говорящего: «Отрицательно, Белый. Вер ушел. Обратный круг». Фаррис приказал Белому-Один вывести остальную роту на орбиту в паре миль от него. Желтый-1 и Желтый-3 все еще находились в зоне высадки.
Я посмотрел на два корабля, тихо стоящих на земле. Их роторы лениво вращались, а турбины работали на холостом ходу. Машинам было все равно, заботилась только нежная протоплазма внутри них. Поляну валяли тела, но некоторые из тридцати пехотинцев, которых мы привели, все еще были живы. Им удалось укрыться на краю поляны.
Фаррис был занят. Ему нужно было сесть и разгрузиться еще на двенадцать кораблей. Затем позвонил пилот Желтой тройки. Он был еще жив, но думал, что его напарник мертв. Его командир экипажа и стрелок тоже выглядели мертвыми. Он еще мог летать.
Два боевых корабля немедленно спикировали вниз, чтобы сопроводить его, стреляя из пулеметов. Это было прекрасное зрелище, которое можно было увидеть издалека.
Только Желтый остался на земле. Она сидела, радио молчало, все еще работало. Позади нее было место, чтобы ввести остальную часть штурма.
Ворчун, оказавшийся еще живым, добрался до рации. Он сказал, что он и еще несколько человек могут вести огонь прикрытия для второй волны.
Через несколько минут вторая группа из трех кораблей уже подходила, и Фаррис велел мне вернуться на плацдарм. Я пролетел пару миль назад к большому полю, где приземлился и подобрал еще одну кучу мальчишек с дикими глазами.
Они тоже рычали и кричали. Это было больше, чем просто результат обучения. Они были мотивированы. Мы все думали, что это был большой толчок, который может положить всему этому конец. К моменту, когда я совершил вторую посадку на ЛЗ, вражеские пулеметы замолчали. Этот груз хотя бы дожил до посадки.
Кто-то, наконец, отключил турбину Желтого, когда мы ушли. Никто из экипажа не мог.
(Отрывок из Chickenhawk. Copyright (©) 1983 Роберт Мейсон. Перепечатано с разрешения Knox Burger Associates, Ltd.) особенно уязвимы для огня противника, когда они приближались к зоне высадки. Вскоре после прибытия «Хьюи» во Вьетнам некоторые из них были оснащены двумя пулеметами 30-го калибра и ракетными блоками для сопровождения десантных и медицинских эвакуационных «Хьюи». Некоторые из них были переданы в аренду военно-морскому флоту, который использовал их для поддержки ударных катеров, патрулировавших дельту Меконга. К 1963 во Вьетнам начали поступать боевые вертолеты UH-1C заводской постройки. UH-1C также мог быть оснащен подбородочным 40-мм гранатометом или пулеметом М-60, а также 20-мм пушечными блоками, часто в полевых модификациях.
Но за все это оборудование пришлось заплатить. Пилотам боевых кораблей «Хьюи» было трудно угнаться за более быстрыми сликами, которые они должны были сопровождать. Нагруженный орудиями и боеприпасами, подъемная сила боевого корабля UH-1C «едва ли могла вытянуть слабину из ваших шорт», — говорит Джефф Стейтон, пилот вертолета, который летал во Вьетнаме, а сейчас является директором армейского испытательного и оценочного центра. Команда.
В 1966 году армия быстро выставила на вооружение частное предприятие Bell, специально разработанный боевой корабль с той же системой трансмиссии и ротора, что и у HU-1C. Новый Hueycobra, которым управляли армия и морская пехота, был вооружен 3000 фунтов ракет, гранат, пушек и боеприпасов, но был почти в два раза быстрее, чем Huey.
Боб Друри летал на боевых кораблях Hueycobra в 1969 и 1970 годах с Чу Лай, авиабазы, расположенной примерно в 90 милях к югу от Дананга в Южном Вьетнаме. Одна миссия запомнилась ему больше, чем любая другая:
Друри сказал пилоту Дастоффа (медицинская эвакуация), что делать. Лучший путь полета в зону высадки для невооруженной медицинской эвакуации «Хьюи» лежал над деревьями — они блокировали обзор противника и ограничивали его линию огня.
Но пилот Дастоффа не прислушался к предупреждению; он пролетел над рисовым полем, был сбит и разбился. К счастью, экипаж выжил, и его подобрал другой Хьюи. Второй Дастофф подобрал раненых и поспешно покинул зону высадки, в то время как Друри и его коллеги-пилоты «Кобры» внимательно наблюдали и смягчали линию деревьев своими ракетами.
Более 25 лет спустя, даже когда Друри находится дома в Айове с женой и тремя детьми, в его голосе быстро растет раздражение, когда он вспоминает тот день. «Моей первой реакцией было: «Ты тупой сукин сын. Я сказал тебе оставаться над деревьями». Но в его защиту, это то, чего его учили не делать. Эта миссия застряла у меня в памяти, потому что это был единственный раз, когда я потерял Dustoff. У пилотов боевых кораблей было ощущение, что наша работа заключается в защите этих людей. Когда мы не могли выполнять свою работу, это было невероятно неприятно, а если мы теряли корабль, это было просто невыносимо».
Пилоты боевых кораблей, такие как Друри, выполняли различные миссии, включая визуальную разведку, огневую поддержку наземных операций и сопровождение военных сликов и Дастоффов, эвакуирующих раненых. «Прилив адреналина, который сопровождает выполнение этих миссий, невероятен», — говорит Друри. «У вас так много всего происходит в кабине, и так много всего происходит вокруг вас».
«Кобра» была огромным улучшением по сравнению с боевыми кораблями «Хьюи», но для использования сильных сторон «Кобры» — скорости и большего количества вооружения — командная работа была наиболее эффективным подходом, говорит Стейтон. «Когда мы проводили боевое наступление на уровне батальона, мы могли обеспечить оптимальную защиту с помощью четырех [боевых кораблей] модели С, по два с каждой стороны, с [боевыми кораблями] модели М сзади и сбоку и «Кобрами» на высоте от 1500 до 3000 футов над головой. . «Кобры» могли использовать свои способности к нырянию, чтобы точно определить и потушить любой пожар.
Dustoff
В начале войны во Вьетнаме, когда на земле находилось сравнительно немного войск, раненых солдат обычно эвакуировали теми же штурмовыми вертолетами, которые доставляли их на поле боя. Но по мере увеличения численности войск и эскалации конфликта этот доступный в пространстве метод оказался неадекватным. В ответ армия начала обучать пилотов и членов экипажа основам экстренной медицины и лечения травм и назначать их для выполнения спасательных операций на невооруженных вертолетах, отмеченных красными крестами. «Пилоты научились делать уколы, соляные растворы для ран, ожоги и основные элементы оказания первой помощи, — рассказывает пилот Dustoff Михаил Новосел. Радиопозывной «Dustoff», выбранный случайным образом из кодовой книги, стал универсальным позывным во Вьетнаме для вертолетов, выполняющих медицинские эвакуации.
Пилоты Dustoff во Вьетнаме получили пользу от необычного пилота. В возрасте 44 лет Новосел был как минимум на 20 лет старше большинства своих сверстников, а его рост был пять футов четыре дюйма, что значительно ниже. Он летал на B-29 в Тихом океане в последние дни Второй мировой войны и служил подполковником в резерве ВВС, когда попытался вернуться на действительную военную службу для обучения пилотов в США. Военно-воздушные силы отказали ему, заявив, что он слишком стар и слишком стар, поэтому он попытался пойти в армию. Армия отправила его во Вьетнам летать на Dustoff. Новосел стал прапорщиком, как и большинство других пилотов армейских вертолетов, и это звание означало, что ему придется отдавать честь даже младшему лейтенанту. «Я просто хотел помочь», — говорит он. «Конечно, я не думал, что буду в бою». Из-за его общего времени налета — более чем в два раза превышающего совокупное время каждого пилота в его подразделении — он идеально подходил для обучения процедурам полетов по приборам, необходимым для полетов ночью или в плохую погоду, и был в уникальном положении для формирования доктрины для все сообщество Dustoff. «Не было никакой летной подготовки, предназначенной специально для помощи пилотам Dustoff, — говорит он. По мере того, как все больше пилотов обращались к Новоселу за советом и обучением, он стал широко известен во Вьетнаме своими навыками. «Некоторые подразделения прошли лучшую подготовку, чем другие, — говорит он. «Я стал неофициальным инструктором пилотов по приборам к первому году [во Вьетнаме]».
Все полеты на вертолетах во Вьетнаме были рискованными, но полеты на Дастоффе были самыми опасными из всех: в период с 1962 по 1973 год было убито 207 человек из бригады медицинской эвакуации, хотя никогда не летало более 140 специальных вертолетов санитарной авиации в любой отдельный период времени. война. Несмотря на опасности, средний американский военнослужащий может рассчитывать на то, что его доставят по воздуху в больницу менее чем через час после ранения, и менее одного процента солдат, проживших 24 часа, умерли.
2 октября 1969 года Новосел отправился в свое первое турне по Вьетнаму. Он находился в Бинь Туи, Южный Вьетнам. Ближе к вечеру, после того как он уже провел в воздухе семь часов, его направили к месту сбора раненых в 30 минутах езды на границе с Камбоджей. Многочисленные раненые южновьетнамские солдаты, брошенные своим подразделением и без боеприпасов, были окружены вьетконговцами в колеблющемся море слоновьей травы. Самолетов для прикрытия невооруженного «Хьюи» Новосела не было. Все направления исходили от орбитального вертолета и Swamp Fox 15, самолета-наблюдателя O-1 Bird Dog, летевшего поблизости. Без дружественных сил на земле ситуация полностью вышла из-под контроля — согласно правилам, регулирующим миссии Дастоффа, Новосель должен был немедленно покинуть этот район.
Экипаж Новоселя услышал сообщение от кружившего самолета, но хранил молчание по интеркому, что Новосель воспринял как приверженность любому принятому им решению. Он наклонил нос «Хьюи» и спикировал к земле, целясь туда, где самолет-корректировщик сообщил о том, что заметил сбитого солдата.
Огонь из автоматического оружия открылся со всех сторон, и солдата не было видно под веерами слоновьей травы, теперь приплюснутой струей ротора. Новосел быстро выбрался из опасности. После очередной неудачной попытки он начал пролетать круги по гоночной трассе прямо над верхушками травы. Наконец, вьетнамский солдат встал и помахал рубахой.
Члены экипажа Герберт Хайнольд и Джо Хорват быстро схватили солдата и втащили его в «Хьюи». Вскоре из травы начали подниматься другие фигуры, и их быстро втащили на борт. Новоселу приходилось много раз подниматься над огнем, чтобы снова нырнуть к земле, чтобы возобновить поиски. Через несколько минут «Хьюи» задержал 10 солдат. Новосел вылетел в ближайший лагерь спецназа в Мок Хоа, чтобы доставить раненых и дозаправиться. Затем он вернулся.
Оставшиеся солдаты теперь нетерпеливо махали руками, чтобы привлечь «Хьюи» Новосела, в том числе один солдат, который побежал к вертолету, прижимая свои кишки к телу. Другие были сбиты пулеметами Вьетконга, когда они поднимались. Изрешеченный дырами «Хьюи» Новосела продолжал лететь. Во время своего третьего рейса он получил прикрытие с воздуха от F-100 ВВС и армейских AH-1 Cobras, и после спасения еще девяти солдат Новосель готовился к отбытию, пока 10-й солдат не поднялся из травы, едва видимый в тусклом свете. Новосел расположил свой «Хьюи» так, чтобы наиболее интенсивный огонь шел сзади, и повернул вертолет к солдату, пока его команда лежала на палубе. Хорват затащил мужчину на борт, и пока Новосель готовился набрать скорость и рывком рвануть «Хьюи» в набор высоты, из травы поднялся вьетконговец и разрядил обойму из своего АК-47 в кабину. Вертолет несся по траве, пока второй пилот Тайрон Чемберлен не смог взять на себя управление и поднять вертолет в небо. Невероятно, но ни один из пилотов серьезно не пострадал, но осколки пуль вонзились Новоселю в ногу. Выгрузив раненых, Новосель и его команда вернулись на базу. В тот день они провели в воздухе 11 часов.
В 1970 году, благополучно вернувшись в Соединенные Штаты и назначенный пилотом армейской демонстрационной группы парашютистов «Золотые рыцари», Новосел ответил на телефонный звонок майора Пентагона, который начал разговор с того, что попросил его сесть. Новосель должен был получить Почетную медаль за свои действия в тот ужасный день три года назад. Новосель и его команда спасли от верной смерти 29 человек — лишь малую толику из 5589 раненых солдат, которых он эвакуировал за два похода во Вьетнам.
Сегодня, спустя почти 30 лет после появления Huey, экипажи все еще летают на старых почтенных вертолетах, но планеры устарели и заменяются более новыми типами, такими как UH-60 Blackhawk. В то время как морские пехотинцы планируют модернизировать свой сравнительно небольшой парк «Хьюи» с помощью четырехлопастной несущей системы, новых двигателей T700, новой авионики и вспомогательной силовой установки, UH-1 почти исчез из действующего армейского инвентаря, хотя он все еще летает. в резерве и национальной гвардии. «Но у нас, старых пилотов Хьюи, есть поговорка, — говорит Джефф Стейтон. «Когда последний «Блэкхок» отправится на кладбище, там будет команда «Хьюи», чтобы подобрать их». Но не поймите меня неправильно. Blackhawk — превосходный вертолет.